Что такое сонорные гласные и согласные звуки. Необходимость упражнений для правильного произношения сонорных согласных

  • Звуковые средства языка
  • § 8. Звуковые (или фонетические) средства языка подразделяются на
  • Часть I. Субстанциональная фонетика Сегментная фонетика артикуляционный аспект фонетических описаний
  • Устройство речевого аппарата
  • § 12. Человеческие органы, используемые для образования звуков, называются произносительными органами и составляют речевой (или произносительный) аппарат человека (см. Рис. 1, 2).
  • Звук речи. Гласные и согласные
  • Основные компоненты речепроизводства
  • § 14. С точки зрения физиологии и аэродинамики в процессе речепроизводства выделяется три основных функциональных компонента:
  • Инициация
  • § 15. Инициация – это создание в речевом тракте воздушного потока в результате движения одного из речевых органов, вызывающего увеличение или уменьшение давления в одном из участков речевого тракта.
  • Артикуляция
  • § 16. Как уже говорилось выше (см. § 11), в процессе артикуляции принято выделять три этапа:
  • Место артикуляции
  • Типы согласных по положению кончика языка
  • § 18. В зависимости от того, какая часть языка принимает участие в артикуляции переднеязычных18 согласных, в фонетике принято разграничивать апикальные, ламинальные и ретрофлексные согласные.
  • Способ артикуляции
  • Сонорные согласные
  • Дополнительная артикуляция
  • Фонация
  • § 24. За счет движения черпаловидных хрящей по горизонтальной оси может меняться конфигурация голосового прохода:
  • Механизм образования голоса
  • § 25. При физиологическом дыхании и при образовании глухих звуков голосовые связки разведены.
  • Артикуляционная классификация звуков русского языка
  • § 26. Фонетические классификации подразделяются на:
  • Согласные
  • § 27. В русском языке для классификации согласных обычно используют четыре признака:
  • Гласные
  • § 28. Гласные – это класс звуков, выделяемых на основании следующих свойств:
  • § 29. В традиционной фонетике русского языка классификация гласных задается в виде таблицы, основанной на трех признаках – это ряд, подъем и лабиализация (см. Таблицу 5).
  • § 31. Изменения фонетических единиц, связанные с влиянием контекста, могут быть вызваны:
  • Транскрипция
  • § 33. Транскрипцией называется фиксация звучащей речи графическими средствами. Транскрипция может быть
  • Фонетическая транскрипция
  • § 34. Исходя из целей фонетической транскрипции и условий ее применения, можно сформулировать два самых общих правила ее построения:
  • Транскрипция и экспериментальная фонетика
  • Транскрипция и орфоэпия
  • Русская фонетическая транскрипция
  • § 37. Транскрипция, применяемая в современной русистике, строится на базе кириллического алфавита, принятого в русской орфографии, с добавлением некоторых букв из других алфавитов.
  • Знаки фонетической транскрипции
  • § 38. В транскрипции используются два вида знаков:
  • Обозначение гласных звуков
  • § 39. Хотя звук в речи, как правило, не изолирован, за основной звукотип принимается то его звучание, которое ближе всего к изолированному произнесению.
  • Диактрические знаки для гласных
  • Гласные ударного слога
  • Гласные первого предударного слога.
  • § 43. В 1-м предударном слогепосле твердых согласныхпроисходит мена следующих звукотипов гласных:
  • Обозначение согласных звуков
  • § 47. В транскрипции используются все согласные буквы русского алфавита, кромещ, и сверх тогобуквыjиγ.
  • Диакритические знаки для согласных
  • Акустический аспект фонетических описаний Предмет акустической фонетики
  • § 49. В акустической фонетике изучаются аэродинамическая и акустическая фазы речи:
  • Физическая природа звука
  • Виды колебаний. Периодические и непериодическиеколебания
  • Объективные свойства звуков и их субъективные корреляты
  • Распространение звуковых волн
  • Простой (чистый) тон гармоническое колебание
  • § 54. Речевые звуки представляют собой комплексные колебания, т.Е. Сложнейшие сочетания простых или чистых тонов и/или шумов.
  • Комплексные звуки. Спектральное разложение Фурье
  • Резонанс
  • Акустическая теория речепроизводства
  • Форманта.F-картина
  • Основные способы изучения акустических свойств речи
  • Образование гласных звуков
  • Соотношение артикуляционных и акустических характеристик гласных
  • Акустические свойства согласных
  • § 65. Сонорные согласные по своей спектральной картине очень близки гласным и иногда отличаются от них только меньшей интенсивностью.
  • § 66. Шумные согласные.
  • Сонорные согласные

    § 20. Для описания некоторых фонетических явлений выделяют сонорные согласные (сонанты). В русском языке – это звуки [л], [л"], [р], [р"], [м], [м"], [н], [н"], [j], [и] (остальные согласные называются шумными).

    Сонорные отличаются от шумных согласных не только по артикуляционным, но и по акустическим и фонологическим признакам (см. об этом ниже § 65, 157).

    С артикуляционной точки зрения сонорные согласные занимают промежуточное положение между гласными и шумными согласными. Это проявляется в том, что:

      при артикуляции носовых согласных в речевом тракте создается преграда для прохождения воздуха и одновременно условия, которые предотвращают возникновение шума: открывается проход в носовую полость;

      при артикуляции латеральных опускаются боковые края языка и создаются проходы, по которым воздух обходит преграду, созданную в центральной части речевого тракта;

      при артикуляции дрожащих преграда образуется на столь короткое время, что ее нарушение не вызывает образования шума;

      особый тип сонорных согласных образуется при создании в речевом тракте сужения аппроксимантного типа – например, [и] (такое же сужение создается в латеральной области при произнесении [л], [л’]) 23 .

    Согласные [р], [р"], [л], [л"] объединяются термином "плавные " (liquids).

    Дополнительная артикуляция

    § 21. Одновременно с основной артикуляцией звука может осуществляться дополнительная артикуляция. В русском языке дополнительные артикуляции свойственны преимущественно согласным звукам 24 . Дополнительная консонантная артикуляции отличается от основной степенью сужения в речевом тракте. В месте дополнительной артикуляции сужение меньше, чем в месте основной (обычно оно бывает таким же, как при артикуляции аппроксимантов или гласных). В русском языке представлены три типа дополнительных артикуляций:

      лабиализация – округление губ (этот тип артикуляции характеризует согласные в позиции перед гласными [у] и [о]);

      палатализация – смещение тела языка вперед и вверх в направлении твердого неба;

      веляризация – смещение тела языка назад и вверх в направлении мягкого неба (см. рис. 47,48 в Приложении А).

    В русском языке дополнительная артикуляция характеризует большинство согласных звуков. Все мягкие согласные, кроме [j] и [и], являются палатализованными, а все твердые, кроме велярных [к], [г], [х], – веляризованными. Согласный [j] не может быть палатализованным, так как место его основной артикуляции совпадает с местом дополнительной артикуляции палатализации, а согласные [к], [г], [х] не могут быть веляризованными, поскольку место их основной артикуляции совпадает с местом дополнительной артикуляции веляризации. Таким образом, с артикуляционной точки зрения не существует непарных по тведости/мягкости согласных 25 (кроме [j] и [и]).

    Непалатализованные и невеляризованные согласные возможны в русском языке в консонантных сочетаниях в положении перед мягким согласным (с нег , з мейка и т.п.). Такие согласные, а также согласные с незначительной степенью палатализации, называются полумягкими .

    Термины "твердый" и "мягкий" согласный не вполне идентичны артикуляционным терминам "веляризованный" и "палатализованный" – так, невеляризованнные [к], [г], [х] в СРЛЯ являются, тем не менее, твердыми согласными, а непалатализованный [j] – мягким.

    Степень палатализации и веляризации может быть различной как в разных языках, так и в одном языке. Например, палатализация у зубных согласных в русском языке выражена ярче, чем у губных, а наибольшей степенью веляризации характеризуются русские [л], [ш], и [ж].

    Наличие дополнительной артикуляции (особенно в месте, близком к основной) может приводить к изменению места и способа основной артикуляции. При образовании мягких [т"], [д"], [н"] и особенно [л"] артикуляционный фокус смещается назад по сравнению с соответствующими твердыми (так что [л"] в произношении большинства носителей СРЛЯ является, строго говоря, не зубным, а альвеолярным); при артикуляции , [з"], наоборот, артикуляционный фокус смещается вперед по сравнению с соответствующими твердыми. Наиболее значительно изменяется место образования у палатализованных [к’], [г’], [х’]: в отличие от задненебных [к], [г], [х], они являются средненебными, оставаясь при этом заднеязычными.

    Изменение способа образования при палатализации наиболее ярко проявляется у зубных согласных: мягкие [д"], [т"] так сильно аффрицируются (приобретают фрикативную фазу), что с артикуляционной точки зрения становятся аффрикатами [д з "], [т с "].

    В транскрипции дополнительные артикуляции обычно обозначаются диакритическими значками (мягкость [j] не обозначается, так как он никогда не бывает и не может быть твердым физиологически). В русской фонетической традиции веляризация согласных по традиции не обозначается 26 . Полумягкость согласного может быть обозначена точкой справа вверху у соответствующего символа: [с. н"е к].

    Дополнительные артикуляции чаще всего возникают в истории языка из явлений коартикуляции.

    В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
    б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з], к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с], т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].

    Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

    Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

    Твёрдые и мягкие согласные звуки

    Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] - кон [кон], лук [лук] - люк [л’ук].

    Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

    Звонкие и глухие согласные звуки

    Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар - жар, кол - гол, дом - том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

    Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью - глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные - это пара из глухой и звонкой согласной.

    • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
    • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

    Сонорные, шумные и шипящие согласные

    Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
    Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:

    1. Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
    2. Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

    Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

    Парные и непарные согласные звуки

    Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:


    Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.

    Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать

    Чисто теоретически каждый выпускник школы должен иметь представление о том, что такое сонорный звук. Но на практике дело обстоит иначе, и это слово, встречаемое в тексте, нередко ставит читающего в ступор. Освежим знания по русскому языку курса средней школы.

    Классификация согласных

    Типологий согласных звуков существует великое множество. В первую очередь, они подразделяются в зависимости от места образования:

    • Губные - в процессе их произнесения главную роль играет положение губ. В свою очередь, данный класс подразделяется на различные подвиды. Часть из них образуется смыканием обоих губ, губ и зубов, губ и альвеол (место крепления зуба). В создании некоторых участвует задняя часть нёба.
    • Корональные - ведущую роль тут играет передняя часть языка, которая примыкает к резцам или альвеолам.
    • Дорсальные - образуются благодаря основной части языка, взаимодействующей с нёбом.
    • Глоточные ;
    • Глоттальные - происходит смыкание голосовых связок.

    По степени звучности согласные делят на:

    • Аппроксиманты - занимают промежуточное положение между гласными и согласными (например, в английском языке это звук «w»);
    • Сонорные - шума при их продуцировании практически не образуется;
    • Фрикативные - образуются при неполном закрытии речевого тракта;
    • Возникающие при замедленном высвобождении воздуха.

    Что такое сонорный звук в русском языке?

    Согласные звуки, при произнесении которых практически не образуются шумовые помехи, носят название звучных, или сонорных. В русском языке к таким звукам относятся:

    • «Р » - дрожащий звонкий звук, который образуется в области альвеол (так называются углубления, куда входит корень зуба).
    • «Л » - образуется, когда воздух проходит через кончик языка, соприкасающийся с альвеолами.
    • «М » - звонкий носовой звук, который образуется при участии как верхней, так и нижней губы. При прохождении воздуха из легких образуется турбуленция.
    • «Н » - произносится, когда кончик языка смыкается с верхними передними зубами.
    • «Й » - возникает в области нёба, когда к нему восходит задняя часть языка. Турбулентный поток воздуха при этом не образуется. Согласно нормам международного фонетического алфавита, данный звук обозначается как «j», или «йот».
    • Смягченные варианты всех вышеперечисленных звуков также носят название звучных.

    Что значит «сонорный» в фонетическом разборе?

    Разбор слова на отдельные фонемы является довольно популярным заданием в учреждениях среднего образования России, а также на территории стан бывшего СССР. Типовая инструкция для проведения такой операции выглядит следующим образом:

    1. Сказать слово вслух.
    2. Записать его согласно правилам орфографии русского языка.
    3. Найти слоги и определить правильное место ударения.
    4. Узнать, как переносить слово без ошибок.
    5. Дать детальное описание каждого звука, составляющего данную единицу речи: мягкость или твердость, парность и т.д.
    6. По результатам работ, сделанных на предыдущем этапе, подсчитать общее количество звуков.
    7. Найти такие случаи, когда написание не соответствует произношению.

    В рамках выполнения пятого пункта указанной схемы школьники должны определить, какие звуки относятся к сонорным и есть ли они в слове вообще.

    Сонорные звуки в логопедии

    Трудности с произношением звучных согласных - одна из самых распространенных проблем в логопедии. Это одно из проявлений так называемой дислалии , когда ребенок имеет нормальный слух, но имеет трудности с воспроизводством ряда звуков.

    Основные причины такого явления:

    • Проблемы, лежащие в физиологической и неврологической плоскости. Нередко это последствия пережитых малышом тяжелых заболеваний, прежде всего затрагивающих зону ухо-горло-нос.
    • Недостатки воспитания: родители ребенка не прилагают усилий к развитию правильной речи ребенка, из-за чего многие ошибочные варианты произношения могут закрепиться.
    • Билингвизм. Малыш растет в двуязычной среде, причем оба языка, которые имеют хождение в семье, имеют несовместимый фонетический строй.
    • Люди из окружения имеют ошибочную манеру произношения.
    • Проблемы с различением конкретных звуков. Человек может иметь отличный физический слух и даже музыкальный, но при этом иметь проблемы с различением конкретных фонем.

    Нужно отметить, что понятие о «правильном» произношении - дело достаточно субъективное. К примеру, японцы не могут произнести звучную фонему «л», но в самой Стране восходящего солнца это проблемой не считается.

    Как научиться произносить звучные согласные?

    Если ребенку диагностирована дислалия , то нет повода опускать руки: она прекрасно сегодня исправляется. Главное - начать лечение как можно раньше.

    Основными его этапами являются:

    1. Хирургическое вмешательство, если невозможность произносить сонорные звуки вызвано дефектами в строении организма.
    2. Изменение круга общения. Если причины ошибок в произношении социальные, то стоит перво-наперво перевести ребенка в другую коммуникативную среду (ходить в другой детский сад и т. д.)
    3. Нередко приходится перевоспитывать не ребенка, а прежде всего родителей. Бывает, что взрослые в шутку подражают речи малыша (сюсюкают), чем сбивают его фонетическую интуицию с толку.
    4. Подготовительный этап: врач исправляет проблемы с воздушным потоком, артикуляцией и моторикой.
    5. Разучивание слов и целых предложений до автоматизма. Затем можно перейти на разбиение зазубренных слов на слоги и отдельные звуки.
    6. На следующей ступени нужно научить ребенка применять полученные навыки по произношению звуков за пределами врачебного кабинета. Детей учат вставлять фонемы в слова в любой ситуации и всеми силами сдерживать волнение.

    Для успешного исправления дефекта речи требуется три раза в неделю посещать специалиста на протяжении нескольких месяцев. Процесс излечения нужно продолжать домашними упражнениями. Как правило, даже самые запущенные случаи у детей поддаются исправлению за период до полугода.

    Нет никакой проблемы не знать, что такое сонорный звук. Гораздо страшнее не уметь произносить набор фонем р/л/м/н. Но современная медицина не стоит на месте, и не пройдет нескольких месяцев, как ребенок обретет правильную речь.

    Видео: как звучат сонорные звуки

    Система русского языка насчитывает 42 фонемы. Из них 6 фонем – гласные звуки, а 36 – согласные. Все фонемы классифицируются по типу фонации ; количеству органов, задействованных в артикуляции; месту образования звука и прочему.

    Так, по способу образования звука выделяют следующие категории фонем: шумные, сонорные, гласные, боковые. Рассмотрим подробнее группу сонорных фонем.

    В фонетике и фонологии сонорными могут называться только звуки , а не буквы. Сонорными называются такие элементы речи, артикуляция которых происходит без участия турбуленции в голосовом тракте. В группу таких сонорных звуков входят согласные [л], [м], [н], [р], [й], [л’], [м’], [н’], [р’].

    Английский язык имеет иное число сонантов: [m], [ n ], [ l ], [ ŋ ], [ h ], [ j ], [ r ], [ w ].

    Группа сонорных звуков включает следующие подгруппы:

    1. аппроксиманты;
    2. носовые фонемы;
    3. дрожащие;
    4. одноударные.

    Как отличить сонанты:

    • Сонорные фонемы или сонанты фонетически контрастируют с придыхательными согласными, при произнесении которых в голосовом тракте образуется турбулентный поток.
    • Сонорные элементы речи являются только звонкими. Это связано с тем, что при артикуляции этих звуков шум подавляется голосовым тоном и становится практически бесшумным. Такая особенность позволяет говорить о близости сонорных согласных и гласных . При артикуляции придыхательных согласных, а также фрикативных фонем, напротив, ядро звука составляет шум, а не тон.
    • Именно поэтому в конце слова сонорные фонемы никогда не произносятся глухо. Та же закономерность наблюдается, когда сонант предшествует глухому согласному. Так, в русском слове «компания» [м] произносится звонко перед глухим [п]. При этом шумные глухие согласные в подобной ситуации будут произноситься с озвончением: косьба — [коз’ба]. По этой же причине сонанты не имеют парных глухих фонем.
    • Сонорные звуки, подобно остальным согласным, могут образовать слог , что делает их одновременно похожими и на согласные, и на гласные.

    Характеристика сонорных согласных

    Классификация сонантов основывается на нескольких принципах. Звуки различают по месту и способу их образования, а также по типу фонации.

    По месту образования выделяют губно-губные ([м] , [м’]), язычно-губные ([н] , [н’]), язычно-альвеолярные ([л], [л’], [р], [р’]) и язычно-средненёбные согласные ([й]) .

    По способу образования сонанты могут быть: смычно-проходными ([н] , [н’], [м], [м’]), дрожащими ([л], [л’], [р], [р’]) и щелевыми ([й]).

    По типу фонации (силе выхода звука) абсолютное большинство сонорных согласных является звонкими.

    Упражнения на артикуляцию

    Четко поставленная артикуляция – залог красивой и правильной дикции. Многие дети испытывают трудности с произнесением тех или иных звуков в период активного развития их речевого аппарата.

    Если же у человека есть дефекты дикции (картавость, шепелявость, искаженное произношение отдельных звуков и так далее), необходимо исправлять такие дефекты при помощи специальных упражнений.

    Речевую гимнастику можно выполнять как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно.

    Отметим, что произнесение сонорных согласные вызывает наибольшие затруднения как у детей, так и у взрослых. Такие коррекционные упражнения на отработку правильного способа артикуляции способны полностью избавить человека от речевых дефектов.

    Все упражнения необходимо выполнять перед зеркалом . Залог правильной артикуляции – выполнение движений только органами речи. Зачастую у людей с дефектами дикции наблюдается следующая особенность: при артикуляции определенных фонем движение переносится на конечности или части тела (например, руки или ноги).

    Поэтому при выполнении коррекционных упражнений необходимо использовать зеркало в полный рост, чтобы вовремя идентифицировать излишнюю жестикуляцию.

    Хорошим способом развития произношения могут стать скороговорки с использованием слов, в которых встречаются конкретные труднопроизносимые звуки. После того как начнет появляться стойкое улучшение артикуляции необходимых звуков, можно переходить к произнесению скороговорок с преградой во рту. Это могут быть мелкие камешки, орехи, леденцы или винная пробка.

    Трудности в русском языке

    Что же касается сонантов, вызывающих наибольшие трудности при произнесении у русскоговорящих людей? Согласные [й], [м] и [н] не вызывают особых проблем. А вот неправильная артикуляция [л] и [р] встречается почти у каждого третьего ребенка.

    Обратите внимание!

    1. Артикуляция русского [л] отлична от артикуляции этого сонанта в других языковых системах.
    2. Русский [р], в отличие от английского, является твердым и имеет более четкую артикуляцию.

    В процессе развития речевого аппарата эти фонемы даются ребенку сложнее всего. Если не обратиться за помощью к логопеду в раннем возрасте и запустить проблему, исправить ее во взрослом возрасте будет уже намного сложнее. Как правило, взрослые люди, имеющие такой дефект, уже не берутся за его исправление.

    Видео

    Из этого видео вы узнаете, что такое сонорные звуки.

    Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

    См. согласные звуки …

    Согласные - Согласные класс звуков речи, противоположных по своим свойствам гласным. Артикуляционные свойства согласных: обязательное наличие преграды в речевом тракте; с акустической точки зрения согласные характеризуются как звуки, при образовании которых … Лингвистический энциклопедический словарь

    СОНОРНЫЕ. Звуки, в образовании которых голос играет главную роль. С. звуки представляют музыкальные тона, различающиеся по тембру, зависящему от различной формы полости рта или одновременно полости рта и носа, резонирующих основному тону голоса.… … Литературная энциклопедия

    Сонорные - СОНОРНЫЕ. Звуки, в образовании которых голос играет главную роль. С. звуки представляют музыкальные тона, различающиеся по тембру, зависящему от различной формы полости рта или одновременно полости рта и носа, резонирующих основному тону… …

    Звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды. Согласные классифицируются: по участию голоса и шума, напр. сонорные… … Большой Энциклопедический словарь

    СОГЛАСНЫЕ. Звуки, характерным признаком которых является немузыкальный шум, производимый сближением органов произношения (С. фрикативные, см.) или разрывом тесно сомкнутых органов произношения под напором выдыхаемого воздух (С. взрывные, см.).… … Литературная энциклопедия

    Согласные - СОГЛАСНЫЕ. Звуки, характерным признаком которых является немузыкальный шум, производимый сближением органов произношения (С. фрикативные, см.) или разрывом тесно сомкнутых органов произношения под напором выдыхаемого воздух (С. взрывные, см.) … Словарь литературных терминов

    Звуки речи, противопоставленные гласным и состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды. Согласные классифицируются: по участию голоса и шума, например сонорные ([м],… … Энциклопедический словарь

    Звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды. В основу классификации согласных кладется: 1) участие голоса и шума. Согласные… … Словарь лингвистических терминов

    согласные - (фон) Звуки, при образовании которых напряжение локализовано (фокусировано) в месте образования преграды, сильная воздушная струя преодолевает преграду в фокусе образования согласного, взрывая ее и проходя через щель. Эти шумы и составляют… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!