Что учить по биологии для егэ. Как старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ по биологии самостоятельно с нуля? Как сделать самостоятельную подготовку эффективной

Экзамен по биологии включает себя обширный материал по программе 7-11 классов. Сегодня мы расскажем, как подготовиться к ЕГЭ по биологии и систематизировать свои знания к экзамену.

ЕГЭ по биологии 2015

Работа состоит из 40 заданий. 25 заданий первой части требуют выбора правильного ответа и записи его в виде цифры, 8 заданий — записи в виде последовательности цифр (3 вопроса на множественный выбор, 4 — на установление соответствия, 1 — выявление последовательности процессов или явлений).

7 заданий второй части требуют развернутого ответа.

18 вопросов относятся к базовому уровню (максимальный первичный балл — 18), 15 — к повышенному (максимальный балл — 23), 7 — к высокому (максимальный балл — 20).

  • Биология как наука. Методы научного познания.
  • Клетка как биологическая система.
  • Организм как биологическая система.
  • Система и многообразие органического мира.
  • Организм человека и его здоровье.
  • Эволюция живой природы.
  • Экосистемы и присущие им закономерности.

На работу отводится 180 минут

Изменение в ЕГЭ по биологии 2015

Количество заданий сокращено с 50 до 40 заданий. Сократились вопросы на выбор одного ответа: с 36 до 25. Возросло количество вопросов, требующих полного ответа (7).

Подготовка к ЕГЭ по биологии

Объем теоретических знаний, необходимый для того, чтобы сдать экзамен по биологии достаточно обширен. Перед ЕГЭ его необходимо систематизировать. Предлагаем алгоритм подготовки:

  • Изучите кодификаторы и спецификации (их можно найти ).
  • Повторяйте вопросы с помощью пособий и методичек. Можно порекомендовать следующие издания:
    • Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Полный курс подготовки к выпускным экзаменам. Т. Л. Богданова, Е. А. Солодова
    • Биология полный курс» В 3-х томах (Анатомия, Ботаника, Зоология). Билич Г.Л., Крыжановский В.А.
    • Основы биологии. Полный курс общеобразовательной средней школы» А. А. Каменский, Н. А. Соколова, М. А. Валовая
  • Составляйте опорные конспекты по вопросам. Они должны быть четкими и краткими, составляйте схемы и диаграммы (постарайтесь повесить их на видное место, чтобы периодически прочитывать).
  • Смотрите научно-популярные фильмы. Они расширяют кругозор и в доступной форме преподносят материал.
  • Регулярно решайте тесты. Задания лучше брать из Открытого банка заданий, размещенного на сайте

Как подготовиться к ЕГЭ по биологии самому без репетитора?

    учить учить и еще раз учить соответствующую литературу, разбирать темы

    В первую очередь нужно найти всю необходимую информацию ее благо в интернете полно, после этого следует выделить главное и тем самым сократить количество материала который надо учить, так же важно связаться путем социальных сетей с людьми который этот экзамен уже сдали, и могут посоветовать как легче сдать.

    Естественно, тестовые материалы использовать.

    На мой взгляд, удобны именно печатные издания ЕГЭ, а не Интернетные. В любое время, куда угодно можно взять с собой небольшую книжку и заниматься.

    В подготовке к ЕГЭ важно понять суть задания. В заданиях по биологии есть вопросы и общей тематики, они легкие, и часто общая эрудиция может выручить; и что-то более конкретное, что в школьный курс может и не входить.

    Рекомендую воспользоваться Контрольно-измерительными материалами Единого Государственного экзамена для самоподготовки. При достаточном упорстве и уделяя в день по 40-60 минут на эти книги - подготовиться к ЕГЭ самостоятельно вполне реально.

    Взять тестовые задания по ЕГЭ (есть такие специальные книжки, продаются в книжных магазинах, называются ЕГЭ (xxxx года) по такому-то предмету) и решать их. Еще можно найти в интернете тестовые задания по ЕГЭ, например как на яндексе и решать их.

    Во-первых, купить книжек (типа Весь школьный курс в таблицах) или взять в библиотеке (за 6,7,8,9,10,11 класс). Во-вторых посмотреть в Интернете демо-версию, кодификатор и специфику по биологии. В-третьих, купить тестовые задания ЕГЭ и решать их или можно в онлайн. В-четвертых, посмотреть, в каких заданиях у вас больше всего неправильных ответов, например А5, смотрите в спицифике, что это вопрос по теме Разнообразие организмов. Вирусы и повторяете этот материал и т.д.

    Первым делом возьмите кодификатор и структуру КИМ ЕГЭ, посмотрите какие темы туда входят, что нужно знать, чтобы сдать этот экзамен. Далее изучайте темы, используя учебники, книги направленные на подготовку к ЕГЭ, ресурсы интернета, видеоуроки. После того, как изучите определенную тему, то порешайте задания по этой теме в тестах. Когда изучите все темы, которые входят в структуру, то решайте общие тесты, нарабатывайте навык.

    1)Купите справочник Т. Л. Богдановой и Г.И. Лернер. Второй купить обязательно! Первый по объему гораздо больше, чем второй, но у Лернер есть очень хорошие схемы и таблицы.

    3)В качестве дополнения можно использовать любой учебник по биологии, но здесь надо брать не только за 10 и 11 классы, но и более ранние периоды обучения, потому что каждый год в школе посвящен только одной глобальной теме. Например, Животные, Растения, Человек и т.д.

    Конечно, в целом учебники могут заменить вышеперечисленные справочники, но как правило, в учебниках могут быть описаны процессы более подробно. Справочник - он краткий, несмотря на внушительные, порой, объемы.

    4)Дополнительно, по желанию, можете купить сборник тестов автора А. А. Кириленко, - они сложные, но тем и лучше.

    Заниматься биологией, равно как и историей, необходимо постоянно, потому что объем информации очень большой.

Не секрет, что грамотная и систематизированная подготовка к ЕГЭ - залог получения заветных высоких баллов, которые служат пропуском во взрослую жизнь, к мечте, приблизиться к которой поможет центр онлайн-подготовки к ЕГЭ "Novisse". Он выделяется среди прочих подобных организаций простотой, академичностью и компетентностью препод...

Не секрет, что грамотная и систематизированная подготовка к ЕГЭ - залог получения заветных высоких баллов, которые служат пропуском во взрослую жизнь, к мечте, приблизиться к которой поможет центр онлайн-подготовки к ЕГЭ "Novisse". Он выделяется среди прочих подобных организаций простотой, академичностью и компетентностью преподавателей; учебный материал уже не кажется страшным "винегретом" терминов, правил и исключений, особенно, когда его преподносит человек, которому самому интересен предмет и который легко способен вдохновить ученика на продуктивную деятельность. Качественные презентации быстро запоминаются и выстраиваются в голове в стройный ряд знаний, а подобранные практические задания помогут "набить руку" в решении экзаменационных вопросов. Такой формат видеолекций удобен для занятых выпускников из разных городов, нацеленных на достойный результат своих стараний. Я благодарна "Novisse" за качественную подготовку к ЕГЭ, харизматичных квалифицированных преподавателей и новые удивительные открытия! Учиться, нельзя прокрастинировать!

Отзыв полезен?

Отзыв полезен?

Честно говоря, мне очень нравятся ваши вебинары! Во-первых, всё доступно объясняется. Не даётся какой-то лишней информации Во-вторых, мне радует, что после каждого занятия идёт практика. В-третьих, подобрано очень удобное время и день! Ну, а в-четвёртых, преподаватель очень хороший! Читая биографию, я могу смело доверять этом...

Честно говоря, мне очень нравятся ваши вебинары! Во-первых, всё доступно объясняется. Не даётся какой-то лишней информации Во-вторых, мне радует, что после каждого занятия идёт практика. В-третьих, подобрано очень удобное время и день! Ну, а в-четвёртых, преподаватель очень хороший! Читая биографию, я могу смело доверять этому учителю. Хотела бы сказать спасибо за то, что проводите столь интересные и полезные занятия! И я уверена, что благодаря вашим занятиям я смогу набрать высокие баллы!

Отзыв полезен?

Очень классный вебинар😍 безумно понравился.и учитель замечательный,понимаю с полуслова😊Дальше буду заниматься вместе с Вами:)

Отзыв полезен?



Отзыв полезен?

Спасибо мастер группе по русскому языку!:* ❤ До занятия с вами,я не знала русский вообще:(мне было так тяжело понимать задания,я не знала и не понимала ничего,но Благодаря замечательному учителю Татьяне Николаевне, я поняла одно! Что смогу русский сдать на престижный балл ❤ ребята,кто сейчас читает,скорее бегите записы...

Спасибо мастер группе по русскому языку!:* ❤ До занятия с вами,я не знала русский вообще:(мне было так тяжело понимать задания,я не знала и не понимала ничего,но Благодаря замечательному учителю Татьяне Николаевне, я поняла одно! Что смогу русский сдать на престижный балл ❤ ребята,кто сейчас читает,скорее бегите записываться ❤ ❤ ❤ скорее начинаете подготовку с профессионалами! Ведь образование -это главное,к чему стоит стремиться ❤ :)

Отзыв полезен?

Готовилась по обществознанию вместе с порталом "Новиссе". Хочу сказать Ирине Витальевне за профессиональный индивидуальный подход к обучению, меня они полностью устроили! Курсы от Новиссе были очень насыщенными, благодаря ним я повторила наиболее сложные темы, не было ничего лишнего) Стоит заметить, что кроме вебинаров информац...

Готовилась по обществознанию вместе с порталом "Новиссе". Хочу сказать Ирине Витальевне за профессиональный индивидуальный подход к обучению, меня они полностью устроили! Курсы от Новиссе были очень насыщенными, благодаря ним я повторила наиболее сложные темы, не было ничего лишнего) Стоит заметить, что кроме вебинаров информации по предмету совершенно не открывалось. В итоге 76 баллов. Очень неплохой результат! Спасибо вам огромное;)

Сколько времени занимает подготовка?

Ученики часто задают мне эти вопросы. Очень хотелось бы ответить на них однозначно, но, к сожалению, это невозможно.

Потому что на продолжительность подготовки влияют следующие факторы:

  • уровень начальной подготовки ученика;
  • поставленные им задачи;
  • уровень мотивации;
  • оставшееся до экзамена время;
  • количество посещаемых репетиторов по другим предметам и т.д.

Полный курс лекций по биологии (с частичным конспектированием материала) занимает от 100 до 120 часов (в зависимости от скорости письма и быстроты усвоения материала учеником). Но это не все: успешная сдача ЕГЭ требует обучения ученика решению тестовых заданий .

Дело в том, что задания ЕГЭ имеют много подводных камней , из-за которых многие ошибаются. Чтобы научиться определять их на автоматическом уровне и не наделать досадных ошибок на ЕГЭ, много времени необходимо уделить отработке навыков решения тестовых заданий. На это уходит до 40 часов.

Поэтому верхним пределом времени подготовки можно считать 160 часов. Если человек не способен освоить программу биологии за это время, вряд ли он сможет достойно сдать экзамен.

Для большинства учеников это время обычно меньше - 100-120 часов.

В каких случаях временная планка может быть понижена? Если:

  • Вы мотивированы на поступление в престижный ВУЗ;
  • у Вас высокая работоспособнось;
  • хорошая или отличная память;
  • хорошо развито логическое мышление;
  • Вы организованы и Вам не требуется "погонщик" для учебы;
  • Вы точно знаете пробелы в своих знаниях и Вам нужно проработать с преподавателем ограниченный круг тем и т.д.

В этом случае время подготовки к экзамену с репетитором значительно снижается.

В моей практике некоторым ученикам, неплохо владеющим материалом, усердным и трудолюбивым, хватало 40 часов занятий для успешной сдачи ЕГЭ по биологии.

Бывают и анекдотические случаи - молодой человек обратился ко мне в 2012 году за неделю (!!!) до экзамена. Я успела провести с ним только 3 занятия. Однако он успешно сдал экзамен, набрав 68 баллов (этот результат соответствовал его целям). Естественно, в этом случае смешались и удача, и хорошая школьная подготовка по предмету и очень высокий уровень мотивации.

Но - шутки в сторону. Давайте рассмотрим главный в данной теме вопрос: "Когда нужно начинать готовиться к ЕГЭ по биологии с репетитором? " Этот текст я пишу в конце декабря. Вы еще не начали готовиться к экзамену и:

  • если Вы десятикласник, то сейчас самое время для поиска репетитора и начала занятий;
  • если Вы учитесь в 11 классе - Вы почти безнадежно опоздываете!

Давайте посчитаем: в году 52 недели, из них учебных - 34-36. Вряд ли Вы сможете уделять биологии более 3 часов в неделю. Ведь для получения высокого суммарного балла на ЕГЭ Вам требуется готовиться еще по 3 предметам. Это еще на менее 9-ти часов в неделю. Плюс дорога к репетиторам и обратно - всего набежит 20-24 часа (до 4 часов в день!). А еще занятия в школе, школьные домашние задания - жизнь в старших классах заполнена учебой, отдыхать некогда...

А 3 часа в неделю - это 108 часов занятий за год - как раз среднее время, необходимое для подготовки к ЕГЭ по биологии .

Середина 11 класса - очень поздно, но не смертельно - при определенных усилиях с Вашей стороны еще можно успеть.

Приветствую Вас! Меня зовут Вадим Юрьевич. Я преподаю биологию.
  

  
  Я очень-очень люблю свою работу!
  

  
  Моя работа мне в радость, к ней я испытываю страсть, к самой биологии – спокойную уверенность.
  

  
  Кроме педагогического образования КГПУ я имею психологическое образование факультета переподготовки МПГУ. Более того, у меня есть ряд международных сертификатов в области психологии.
  

  
  Потому я имею знания о том, как увлекательно организовать обучение биологии не только индивидуально, но и в группе. Большинство моих учеников сдают ЕГЭ по биологии на высокие баллы. В этом году мне понравилась цифра - 86 баллов. Куда поступили мои ученики? В этом году (и на следующий год туда снова идет мой ученик) одна из желанных побед – психфак МГУ, с внутренним экзаменом. Другие в основном шли в известные медицинские вузы – ММА, МГМСУ.
  

  
  Я постоянно совершенствую свою методику преподавания и свои знания. Много работаю с компьютером, владею методом скоростной печати, отслеживаю в интернете все новое из мира биологии, приобретаю современную литературу по биологии, постоянно обращаюсь к ВУЗовской программе по биологии.
  

  
  В чем уникальность моего подхода к преподаванию биологии? Или другими словами, зачем Вам нужен именно я?
  

  
  1. Глубокое структурирование и анализ материала, необходимого для сдачи ЕГЭ по биологии.
  

  
  Почему в школе биология преподается 6 лет? Ответ очевиден: биология очень большая (например, на 2 года больше химии). Я провел полный анализ содержания материала 6-11 классов, который необходимо освоить к ЕГЭ. Часто ученики задают вопрос: а именно этот материал будет на ЕГЭ? Я предоставляю список всех терминов, понятий, тем, которые входят в государственный стандарт. Все из этого стандарта подлежит изучению. При потере некоторых тем мы рискуем потерять баллы на ЕГЭ. Нередко, даже с репетитором ученики не успевают что-то изучить, или не знают, что это необходимо. Это может иметь разные последствия.
  

  
  Многие недооценивают необходимость тщательно разобраться в том, какие содержательные блоки будут проверяться на ЕГЭ. Нередко я встречаю тесты, выходящие за рамки школьной программы.
  

  
  Например, в программе вступительных экзаменов по биологии в МГУ немало вопросов, выходящих за рамки школьной программы. Для ответа на них требуются знания, которые не изложены в школьных учебниках. Где найти эти знания? Как гарантированно подготовиться, и ничего не упустить? Как тренироваться решать не только стандартные задания, но и другие, неожиданные задания, часто встречаемые в части С, в олимпиадах?
  

  
  2. Речевое овладение биологическими знаниями через живой диалог.
  

  
  Когда можно говорить о высоких результатах в освоении биологии? Когда будет беспощадно разрушен языковой барьер ученика, когда он сможет свободно говорить, используя биологическую терминологию. Это сравнимо с освоением любого иностранного языка.
  

  
  Чтобы ученик заговорил, в сознании должны быть созданы системы глубоко усвоенных понятий. Для того, чтобы отвечать на любые тесты, на задания части «С» в ЕГЭ, чтобы сдать внутренний экзамен в МГУ, необходимо уметь писать тексты по биологии. Соответственно до этого нужно проговорить, обсудить, раскрыть огромное количество тем на занятиях с репетитором. Как много ученик говорит на биологические тематики? Мы очень обделены живой специализированной речью. Да, у многих есть один урок биологии в неделю в школе. Но все другое время – это контакт с книгами, компьютерами. Живой диалог с носителем знаний – это возможность за незначительное время узнать много нового, пройти по абсолютно разным темам, восполнить пробелы.
  

  
  3. Использование самых современных компьютерных программ и книг по биологии.
  

  
  Реальная история. Встречаюсь с новым учеником. И вижу в его арсенале книг прекрасную подборку – два учебника по биологии разных авторов! Отлично, готовясь по этой литературе, он готов хоть завтра пойти на экзамен. Но нет, разве я могу пойти на такой риск? Нужны еще другие источники. Часто в одних учебниках ученики меньше понимают материал, в других больше. Нужны минимум 2-3 линии школьных учебников. Но еще нужны компьютерные программы. В них есть прекрасные анимации, видео, тесты, рисунки и схемы. Все это резко повышает уровень понимания материала, способствует более эффективному запоминанию при подготовке к домашним заданиям.
  

  
  Как выбрать такие программы? Как их оценить? Как сочетать работу по этим программам с изучением других источников при подготовке домашних заданий? Другая необходимость – пособия по подготовке к ЕГЭ. Какое лучше выбрать? Я оценил эти пособия, выбрал самые серьезные, известные.
  

  
  4. Развитие логики на уроках и постоянные ответы на вопросы: зачем, почему, как?
  

  
  Мы анализируем (любые вопросы детально разбираем), синтезируем (складываем из деталей целые картины), обобщаем огромные темы. В результате наступает глубокое понимание сложнейших разделов. Мы учимся рассуждать, искать причинно – следственные связи, и даже вступаем в дискуссии с учениками. Более того, я учу навыкам поиска в каждом абзаце текста главных и второстепенных мыслей, а также тому, как эти мысли связаны. У текста есть не только содержание, но и форма. Содержание – это основные и второстепенные мысли. Форма – то, как они расположены, связаны. Иногда основная мысль спрятана, или не указана вовсе. Как ее найти? Все это необходимо для качественного чтения при подготовке домашних заданий.
  

  
  5. Проникновение в саму структуру запоминания.
  

  
  Для запоминания необходимы эмоции. Ученик начинает их испытывать, когда сам глубинно задумывается над многими вопросами, когда в нем загорается интерес. Когда он задает умные и детальные вопросы. Более того, я всегда целенаправленно предлагаю такие вопросы ученику. Биология становится для ученика живой. Когда он читает, выполняет домашние задания, он забывает обо всем, так как полностью включен в процесс. Вот тогда память и срабатывает на 100 процентов! Знания, полученные через увлечение, через переживание, через яркую визуализацию, остаются навсегда.
  

  
  Более того, я часто задаю ученикам такое вопрос: «А на что похожи эти знания?». Почему? Чтобы ученик сам, либо с моей помощью придумал живую, яркую метафору – тогда знание навсегда останется, на физическом уровне, в теле. Через много лет после ЕГЭ такие знания могут быть извлечены, чтобы удивить потомков. Никогда не забуду, как один мой ученик, поступивший на психфак МГУ в этом году, придумал отличную фразу при изучении подотрядов парнокопытных животных. В отряде парнокопытные два подотряда – жвачные и нежвачные. Так вот, у жвачных желудок четырехкамерный, и у большинства есть рога (например, у жирафа). Значит, если есть рога, это жвачное животное. Ученик сразу придумал фразу: «Если ты жвач, ты еще и рогач!». Забавно!
  

  
  6. Требовательная детальная проверка качества усвоения материала с выставлением результата в процентах.
  

  
  Я требователен и строг. ЕГЭ – большая ответственность. Необходимы систематические тщательные подготовки домашних заданий. Я оцениваю устные ответы ученика по специальной системе. Любой ответ можно структурировать, разбить на части и результат перевести в проценты. Даю много письменных работ с трудными тестами, заданиями, задачами, которые ученик должен сделать при мне на оценку.
  

  
  Я также смотрю, как ученик отвечает на стандартные тесты ЕГЭ из независимых компьютерных программ, где уже сами программы выставляют оценку. Вместе с тем, каждый ученик – личность, для которого у меня индивидуальная программа и своя скорость обучения. Статистика такова – проверка знаний, тренировка воспроизведения дает значимый рост качества знаний ученика, все больше гарантирует успех. Успешные результаты повышают уверенность, прививают любовь к предмету. Весь процесс становится легким, в удовольствие, особенно когда осваиваются огромные разделы в биологии.
  

  
  В жизни все просто, если вы знаете то, КАК это устроено! Кстати, а как устроена биология? Я верю в Вас!
  

  
  Друзья мои, спасибо, что прочитали мою страницу! Желаю Вам успехов от всей души, и буду рад Вас видеть на своих занятиях!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!