Что вы знаете о трех штилей. Что Вы знаете о теории «трех штилей»? Поставьте слова высокий, средний, низкий с каждым рядом жанров: героические поэмы

Николай Алексеевич Некрасов к моменту написания этой поэмы уже снискал себе славу. Его поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, Красный нос» были любимы народом. Издаваемый поэтом журнал «Современник» был рупором демократии. С журналом сотрудничали Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, М.Е. Салтков-Щедрин, И.А. Гончаров,

В 1864 году создал поэму Некрасов «Железная дорога». Краткое содержание произведения будет рассмотрено в настоящей статье.

Историческая обстановка во время написания поэмы

Торжество победившей революционеров-демократов реакции ощущал не только Некрасов. «Железная дорога» - краткое повествование о том, в какие узкие рамки между голодом и непосильным трудом был поставлен весь народ. Ушли из жизни заступники народа, критики-шестидесятники, которых называли «совестью народной»: Добролюбов и Писарев. Отправился в дальнюю ссылку Чернышевский.

Власть в 1861 году неподготовленно, обвально отменила Как известно, 75% поместий в крепостной России были немеханизированы. Патриархальную деревню открыли для капиталистических отношений. Началось обвальное разорение неэффективных хозяйств. На рынок труда вышла огромная масса практически дармовой рабочей силы. Бывшие крестьяне шли на любые работы, практически за еду. Назревали социальные катастрофы. Как размышление о судьбах России в своем журнале «Современник» издает свою же поэму Некрасов «Железная дорога». Краткое содержание ее сразу же стало предметом обсуждения всего русского общества.

Сюжет поэмы

Самое драматичное начинается буднично. Как будто акварелью написаны первые ее стихотворные строки. Поздняя осень, «лед неокрепший», «река студеная», но на деревьях листья, еще не успевшие «поблекнуть». Лирически начинает свой рассказ Некрасов. «Железная дорога» содержание свое раскрывает перед читателем намеренно постепенно.

Малолетний сынишка в кучерском армячке и его отец-генерал отправились в путь по железной дороге. Сыну, спросившему о том, кто построил ее, отец назвал имя «строителя»: «Граф Петр Андреевич Клейнмихель…» Но задремавшему в дороге ребенку приснилась правда об этом строительстве, похожая на триллер. Только под страхом голодной смерти можно было решиться на такую работу. Жить в землянке, питаться кое-как, практически не иметь отдыха, страдать от холода и сырости, и при этом изматывающе трудиться по 12-14 часов. Работа спорилась. Иуды-десятники записывали просчеты каждого. Когда же приходило время расчета, десятники обнародовали штрафы, числящиеся за каждым. К выплате получалось совсем немного, а зачастую строители были даже должны. Затем рабочим «дарили» бочку вина, и вопрос об оплате, таким образом, снимался в принципе. Непокорных засекали насмерть. Умерших от болезней и истощения хоронили там же. Дорога, практически, возводилась на костях.

Подлую систему, не правда ли, выставляет на суд российской общественности Некрасов? «Железная дорога» краткое содержание свое прямо противопоставляет официально принятой точке зрения. Ее идея - вера в народ, который, все-таки обретет себе достойную судьбу (проложит «широкую, ясную… дорогу). Кстати, это произведение со «скрежетом зубовным» припомнили ему цензоры, когда два года спустя закрывали журнал «Современник», где она была напечатана.

Но в памяти народной осталась память, когда в раздавленном репрессиями обществе гордо и звонко прозвучало произведение Некрасов «Железная дорога». Краткое содержание ее следует воспринимать, как попытку автора «увидеть свет», превозмогая «полночную тьму» махровой реакции.

Вывод

История, представленная этой поэмой, правдива и свидетельствует об истинной картине постройки Николаевской железной дороги. Руководил ее строительством беспрекословно верноподданный Николаю I министр путей сообщения генерал-адъютант Клейнмихель Петр Андреевич. Император гордился своим подчиненным. Чествуя его заслуги, даже отчеканили именную на которой красовался лозунг «Усердие все превозмогает». Его стиль организации строительства был скор, однако всегда сопровождался многими человеческими смертями. Народ люто ненавидел Клейнмихеля. Поэтому новый император Александр II, став на престол, поспешил сменить на посту эту одиозную фигуру.

Картина русской природы. Поздняя осень. Уже успел выпасть снег, но листья еще не пожухли, и лирический герой — рас­сказчик, едет в поезде. Его попутчики — генерал с сыном Ваней. Ребенок спрашивает, кто построил эту железную дорогу. Отец отвечает, что дорога построена графом Клейнмихелем. Рассказ­чик, обращаясь к Ване, говорит о том, что истинными строите­лями пути были простые люди. Условия труда были невыноси­мыми, но народ шел на эти работы, сгоняемый царем по имени Голод:

Он-то согнал сюда массы народные.

Многие — в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские…

Слушая рассказ, Ваня засыпает и видит во сне толпу мертве­цов, строителей железной дороги, которые поют страшную пес­ню о страданиях, невзгодах и лишениях. Они поют о том, что в невыносимую жару и в лютый холод трудились они, не разгиба­ясь. Жили в землянках, боролись с холодом, голодом, дождем, их обирали десятники, секло начальство. Среди толпы мертвецов выделяется высокорослый больной белорус. Как тысячи других, механически долбит он землю лопатой. Весь в язвах, с распухши­ми ногами, согнутой спиной добывает он свой хлеб. Рассказчик призывает мальчика приглядеться к этому живому воплощению.

страдания. «Благослови же работу народную и научись мужика уважать». Он говорит о том, что русский народ уже достаточно вынес, но это не значит, что силы его иссякли. Он многое еще способен перенести, он «и широкую, ясную грудью дорогу проло­жит себе». Но вот только жить в эту пору прекрасную не придет­ся ни лирическому герою, ни даже маленькому Ване.

В этот момент от оглушительного свистка паровоза Ваня про­сыпается. Оказывается, что толпы мертвецов ему только снились, и он откровенно рассказывает об этом отцу-генералу. Генерал толь­ко смеется в ответ. Он говорит, что простые мужики — варвары и беспросветные пьяницы, и просит рассказать о «светлой сторо­не» народной жизни.

К окончанию строительства железной дороги на место работ приезжает лабазник. Он великодушно прощает рабочим все их долги, которые накопились за те дни, когда они болели. Мужи­ки и этому рады, их не удивляет, что после работы они оста­лись еще и должны. В дар рабочим выставляется бочка вина. Бочку с криком «ура» катят по дороге. Лирический герой задает генералу вопрос: «Кажется, трудно отрадней картину нарисо­вать, генерал. »

Глоссарий:

  • некрасов железная дорога краткое содержание
  • краткое содержание железная дорога
  • железная дорога краткое содержание
  • краткое содержание железная дорога некрасов
  • краткое содержание некрасов железная дорога

Другие работы по этой теме:

  • Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасов «Железная дорога» (1864). В стихотворении изображаются «народные массы», которые голод согнал на строительство доро­ги, но здесь каторжный труд и нечеловеческие условия сущест­вования, грабеж со стороны.
  • Некрасов, Анализ произведения Железная дорога, План Анализ произведения Стихотворение «Железная дорога» было написано в 1864 году, через три года после отмены крепостного права. Однако невольно возникает вопрос — многое ли изменилось.
  • Анализ стихотворения Некрасова «Железная дорога» Во второй половине XIX века в России усилился рост ка­питалистического производства. Это одновременно сопровож­далось порабощением простого народа. Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» наглядно и.
  • Сочинение: Идея и образы стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» Вопрос экзаменационного билета (билет № 20, вопрос 2) Идея и образы стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» Одной из важнейших тем творчества Николая Алексееви­ча Некрасова.
  • Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова Н. А Картина народной жизни представлена в стихотворении «Железная дорога». Этому стихотворению предпослан не вполне обычный эпиграф: не литературная цитата, не народная пословица, а вопрос какого-то мальчика.
  • Краткое содержание: Школьник (Некрасов) Школьник - Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок - Невеселая дорога… Эй! садись ко мне, дружок! Так проезжающий приглашает школьника подвезти его.
  • Краткое содержание: Пороша (Есенин) Пороша Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу… На лугу расшумелись серые вороны. Вдалеке дремлет заколдованный лес, усыплённый сказ­кой сна. Белой косынкой подвязалась сосна.
  • Краткое содержание: На Волге (Некрасов) На Волге Повествование в стихотворении ведется от первого лица. Лирический герой рассказывает о себе. Он рос в глуши, но у берегов большой ре­ки. Здесь кричали.
  • Чехов, Краткое содержание Лошадиная фамилия У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Сколь­ко ни лечили генерала разными народными средствами все до­машние, ничто не могло унять разбушевавшейся зубной боли. Приезжал даже доктор.
  • Чехов, Краткое содержание Пересолил Краткое содержание Краткое содержание Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию Гни­лушки. Он был вызван в усадьбу генерала Хохотова для межева­ния. До места назначения Смирнову оставалось около.

    Свежие записи

    Копирование материалов сайта на сторонние ресурсы без указания активной ссылки запрещено!

  • Обращаясь к босоногому крестьянскому мальчишке-школьнику, Некрасов ободрял его ставшими впоследствии крылатыми словами:

      Скоро сам узнаешь в школе,
      Как архангельский мужик
      По своей и Божьей воле
      Стал разумен и велик.

    Славная биография Ломоносова (1711-1765) ныне хорошо известна каждому школьнику. Закончив обучение в Славяногреко-латинской академии, а затем в Германии, Ломоносов 8 июня 1741 года прибыл в Петербург. Здесь началась его блестящая академическая и писательская деятельность. По словам Пушкина, «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». В 1745 году он становится профессором химии. Научные открытия следуют одно за другим. Диапазон исследований ученого необычайно велик: химия и физика, навигация и мореплавание, астрономия и история, право и филология. Нет, пожалуй, ни одной области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. Горячий патриот России, Ломоносов выступал за расцвет русской науки. По его инициативе был открыт Московский университет. Впрочем, он сам был, по глубокому и верному замечанию Пушкина, «первым нашим университетом».

    Разнообразие начинаний, дерзость ума, необъятные замыслы, обширность и глубина знаний ставят Ломоносова рядом с титанами Возрождения, такими, как Микеланджело и Леонардо да Винчи. Действительно, Ломоносову присущ поистине энциклопедический размах. «Этот знаменитый ученый,- писал Герцен,- был типом русского человека как по своему энциклопедизму, так и по остроте своего понимания».

    Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей Родины. Тем же пафосом просвещения проникнута его филологическая и поэтическая деятельность. Ученый стремился постичь тайны языка и тайны стихотворства. Еще в 1736 году он приобрел трактат теоретика русского стиха В. К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», который его чрезвычайно заинтересовал.

    В Германии Ломоносов написал возражение Тредиаковскому и отослал в Петербург вместе с одой «На взятие Хотина» в качестве отчета о своих занятиях. В «Письме о правилах российского стихотворства» Ломоносов смело распространил тонический принцип на все русское стихосложение (Тредиаковский считал, что можно пользоваться только двустопными стихами, главным образом хореическими). Ломоносов признавал и двустопные, и трехстопные стихи. Он блестяще вскрыл выразительные возможности ямба.

    Заботой о свободе выражения отмечена и реформа Ломоносова в области литературного языка. В 1757 году ученый написал предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», в котором изложил знаменитую теорию «трех штилей». Он разделил слова по стилистической окраске на несколько родов. К первому он отнес лексику церковнославянского и русского языка, ко второму - знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему - слова живой речи, которых нет в церковных книгах. Отдельную группу составили простонародные слова, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях. В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль: «высокий» - церковнославянские слова и русские, «средний» - русские слова с небольшой примесью церковнославянских слов, «низкий» - русские слова разговорного языка с добавлением слов простонародных и малого числа церковнославянских.

    Каждому стилю соответствуют свои жанры: «высокие» - героические поэмы, оды, трагедии, похвальные надписи; «средние» - драмы, сатиры, эклоги, идиллии, послания, дружеские письма, элегии; «низкие» - комедии, эпиграммы, песни, басни. Такое четкое разграничение, теоретически очень простое, на практике приводило к обособлению «высоких» жанров, что затем сказалось на развитии литературы.

    Реформы Ломоносова в сферах литературного языка и стихосложения соответствовали культурным потребностям нации. Для выражения значительного национального содержания были необходимы новые литературные формы, и Ломоносов своими реформами открывал перед поэзией широкие художественные горизонты.

    Россия в XVIII веке стала догонять ведущие европейские страны. Петр I мощной державной рукой двинул страну по пути европейской цивилизации. Петровские реформы разбудили нацию, всколыхнули ее внутренние силы. Это было время, когда, по словам Пушкина, «Россия молодая/В бореньях силы напрягая,/ Мужала с гением Петра». Поэтому Петр I стал для Ломоносова образцом идеального просвещенного монарха.

    В полном согласии с веком Просвещения Ломоносов считал главной преобразовательной силой человеческий разум, мысль, мышление, которым все подвластно. Разум воплощен прежде всего в Боге, который наделяет им просвещенных людей, в особенности монархов, поскольку от них зависит сделать подданных счастливыми, и, наконец, всякого человека, отличая его тем от неживой природы и животного царства.

    Вопросы и задания

    1. Где учился Ломоносов? Каких научных областей коснулись его исследования и какими талантами он был щедро ода- рен? Какие из его произведений Вам известны? О чем они?

    2. Какие черты характера Ломоносова помогли ему стать ря- дом с великими учеными мира?

    3. Что явилось целью жизни Ломоносова?

    4 .Что Вы знаете о теории «трех штилей»? Поставьте слова высокий, средний, низкий с каждым рядом жанров: героические поэмы, оды, трагедии - драмы, сатиры, письма, элегии - комедии, эпиграммы, песни, басни -

    5. Как назвал Ломоносова А. С. Пушкин?

    6. Прочитайте произведения Ломоносова, расскажите о своих впечатлениях.

    Под теорией трех сердец подразумевается умозаключение, утверждающее, что каждому человеку свойственно проживать три периода в жизни - и на каждый отводится сердце. Каждый из периодов равен примерно 15 годам.

    Особенности теории о 3 сердцах

    Самое активное и наиболее энергоемкое и сильное человек получает в период детства. Именно потому малыши так стремительно развиваются, постоянно энергичны и способны быстро познавать окружающий их мир.

    Когда ребенок достигает пубертатного периода, детское сердце постепенно отмирает, и его место занимает новое, которое и будет отвечать за своевременное созревание подростка. За время функционирования второго сердца человек должен полностью оформиться, не только в физическом, но и эмоциональном плане, а также сформироваться как полноценная личность.

    Как правило, за время действия второго сердца человек успевает подыскать себе пару и обзавестись собственным семейством. К моменту, когда человеку исполняется 25 - 30 лет второе сердце тоже отмирает и его место занимает третье и последнее сердце.

    Теория трех сердец

    Последнее сердце ответственно за воспитание потомства, так как детям необходимо помочь вырасти и окрепнуть, после, дети уже будут расходовать собственные силы, практически не нуждаясь в родителях. Для такой цели тоже отведено 15 лет, а четвертого сердца природой уже не дано. Таким образом, теория утверждает, что основная роль, которую должен сыграть каждый человек - стать родителем, и воспитать жизнеспособных и сильных детей.

    Исходя из простых математических расчетов, можно сделать простейший вывод: природой устроено так, что к 40 - 45 годам человек должен выполнить главную жизненную программу и смириться с неизбежным угасанием. Многие не понимают, что их ресурсы практически исчерпаны и пора уступать дорогу подрастающему поколению, так как дополнительных сердец уже не предусмотрено. Очередной возрастной кризис, увы, не завершится новым приливом энергии, так что остается только обрести мудрость и постараться получать наслаждение от жизни, а не пытаться конкурировать с молодежью. Такова цикличность природы, и старости никому не избежать.

    Многие женщины, не желая мириться с собственным возрастом, используют всевозможные косметические средства, массажи, прибегают к пластической хирургии, однако такими мерами невозможно обмануть природу, да и окружающих тоже. Можно сохранить стройность фигуры, но свежесть кожи, и возможности тела, свойственные молодости, а тем более получить еще одно сердце не получится.

    Мужчины, в погоне за острыми ощущениями стараются обзавестись юными подругами, но такие меры омоложения тоже безрезультатны, потому человеку остается просто смириться с неизбежностью, и достойно прожить отведенную жизнь, не гоняясь за новым сердцем, ведь добыть его все равно не удастся.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!