Что высмеивает автор в рассказе микроскоп. Портретная галерея «Великие чудики мира»

В. Шукшин — талантливейший русский писатель. Определяющее место в его творчестве занимает изо-бражение русского национального характера. Шук-шин любит своего героя. Он сам писал, что «без любви к тем мужикам, без сострадания, скрытого или явно-го, без уважения к ним неподдельноготак о них не на-писать».

Герой рассказа «Мастер» —Семка Рысь, «забулды-га, непревзойденный столяр». Он «не злой человек», но «транжирит свои «лошадиные силы» на что угод-но поорать, позубоскалить, нашкодить где-ни-будь» . К тому же Семка временами «крепко пьет». На первый взгляд, совсем не привлекательный образ. Но постепенно автор, разворачивая повествование о ге-рое, приоткрывает такие стороны его души, которые заставляют читателя не просто проявить снисхожде-ние к Семке, но и залюбоваться им.

Во-первых, Семка «мог такой шкаф изладить, что у людей глаза разбегались». Мастера, равного ему, нет во всей округе. К герою приезжают издалека, делают заказы, платят большие деньги. Простой русский че-ловек одарен от природы, необыкновенно талантлив, мастеровит. Но по-настоящему удивляет Семка Рысь, когда мы видим его мытарства по поводу заброшенно-го храма. Герой умеет чувствовать красоту, ценить ее. Увидев талицкую церковку, он теряет покой. Очаро-ванный ее обаянием и восхищенный мастерством соз-дателя храма, Семка загорается желанием восстано-вить церковь. «Мне жалко, такая красота пропа-дет»,— говорит Рысь и начинает свои хождения. Терпеливо и последовательно идет он к своей цели. Выслушивает рядового батюшку, потом митрополи-та, затем отправляется в облисполком, потому что по-нимает: «Это — гордость русского народа, а на нее все махнули рукой». Сердце Семки полно патриотизма.

Образ героя в рассказе «Мастер» многогранен, как многогранен вообще русский характер.

Герой рассказа «Микроскоп», Андрей Ерин — тоже столяр. Он работает в маленькой мастерской при «Заготзерне». Однако «маленькому человеку» не чу-жды «высокие» интересы. Он готов «вламывать» в полторы смены, готов полностью быть лишенным за-работанной премии только ради того, чтобы обзавес-тись, к примеру, микроскопом и стать посвященным в таинства мироздания и науки. Андрей понимает, каким разговором с женой может быть чревато такое приобретение, и тем не менее, осуществив свою мечту, он «тихосиял».

С необыкновенной любознательностью разгляды-вает Андрей «микробов». Для него их существование в эти мгновения — вопрос наипервейшей важности. Невольно проникаются интересом к микроскопу жена и дети Ерина. Хотя жене, конечно, мужниного одухотворения не понять. Как только Зоя понимает, какой ценой достался Андрею микроскоп, она без ко-лебаний отправляется сдавать «счастливое приобре-тение» в комиссионку. Для Ерина же материальное второстепенно. Даже о детских шубках, о житейских проблемах он вспоминает в последнюю очередь. И горько ему становится от того что «быт» все-таки бе-рет верх.

Дядя Ермолай из одноименного рассказа Шукши-на трогателен своей честностью, которую он страстно пытается найти в других. Столкнувшись с откровен-ным и упорным враньем шаловливых мальчишек, Ер-молай искренне плачет от своего бессилия перед ло-жью. Сначала он требует от них признания, потом умоляет о нем, не ради открытия истины, а только ради самой правды, чтобы правда восторжествовала. У дяди Ермолая доброе сердце. Он обещал снять с мальчишек за вранье трудодни, но не снял, хотя те ни в чем и не сознались. Не снял, несмотря на то что обид-но Ермолаю было до слез.

Шукшин создал великое многообразие характеров. Его герои заставляют о многом задуматься, полюбить простого русского человека, удивиться ему. Справед-ливо сказал о шукшинских героях исследователь Э. Павляк: «Все эти шоферы, плотники, трактори-сты, деревенские «всезнающие» мудрецы, весельча-ки, высмеивающие всех и вся,— все эти люди, на пер-вый взгляд, неотесанные, казалось бы даже примитивные, в глубине души таят богатый мир переживаний ».

Урок литературы в 7 классе

по рассказу В.М. Шукшина «Микроскоп»

Мы жизнь вам украшаем,
даря мечту, и сказку, и надежду!

Никулина Надежда Владимировна,

Щербакова Марина Александровна.

Урок « открытия» нового знания (1 час)

Цели урока:

Деятельностная: создание условий для усвоения темы, развития готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности, обучения индивидуальной рефлексии достижения цели, воплощения ситуации успеха

Содержательная: установить связь между произведениями Платонова и его писательской судьбой, развивать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие, учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; достигать понимание текста на уровне содержания, учить эмоциональному переживанию прочитанного.

Ученик научится осознанному и выразительному чтению, что обеспечит ценностно-смысловую ориентацию обучаемого; сможет соотносить на основе моральных норм свои поступки с этическими чувствами; анализировать нравственный аспект своих поступков.

Ученик получит возможность : конструировать разнообразные монологические высказывания с опорой на авторский текст, испытывать интерес и потребность в выявлении авторской позиции, особенностей его образного видения мира, нравственно-оценочных суждений.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД : самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению.

Методы работы: учебно -исследовательский; коммуникативная методика; личностно-ориентированный метод; метод креативного мышления; метод критического мышления.

    Мотивация.

Просмотр видеоролика.

От чего зависит, каким человек воспринимает окружающий мир? (от настроения, от близких людей, от характера самого человека). На одну и ту же вещь можно посмотреть по –разному. Например, пессимист говорит, что ветер завывает, а оптимист - что ветер поет.

«Мир принадлежит оптимистам, пессимисты – всего лишь зрители», - сказал Франсуа Гизо. Давайте сегодня постараемся посмотреть на мир глазами оптимистов.

    Актуализация знаний.

Итак, вас ждет кроссворд «Вспоминаем средства выразительности художественной речи». Если все помните – замечательно, если что-то подзабыли, смотрим на это глазами оптимиста: хорошо, что мы это повторяем, пригодится на экзамене.

    Употребление слова или выражения в переносном значении (скрытое сравнение, не оформленное союзами) – метафора

    Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого – сравнение

    Художественное, образное определение- эпитет.

    Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение- гипербола.

    Необычный порядок слов – инверсия.

    Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание – анафора.

    Устойчивое , значение которого не определяется входящих в него , взятых по отдельности.

    Непомерное преуменьшение – литота.

Получилось ключевое слово «оригинал». Посмотрите на значения этого слова.

Подлинная, исходная вещь, произведение, запись

Странный человек, чудак

Тот, кто в чем-то непохож на других, чудак

Человек с причудами

Нетипичный человек

Вот о таких людях, которых называют оригиналами, чудаками, чудиками мы и поговорим сегодня.

    Портретная галерея «Великие чудики мира»

Перед вами Альберт Эйнштейн, великий ученый, чья теория относительности неопровержима до сих пор.

Американский писатель, человек незаурядных взглядов Марк Твен.

Сальвадор Дали, знаменитый художник, прославившийся оригинальными картинами в стиле сюрреализма.

Фаина Раневская, которую не раз признавали лучшей актрисой СССР

Что объединяет всех этих людей? Их многие считали чудаками.

В детстве А. Эйнштейн не был вундеркиндом. Многие сомневались в его полноценности, а его мать даже подозревала врождённое уродство своего ребёнка (у Эйнштейна была большая голова).

Учёный тренировал в себе умение подняться над проблемой, увидеть её с неожиданного ракурса и найти неординарный выход. Когда он оказывался в тупике, играл на скрипке, решение внезапно всплывало в голове.

Самюэль Клеменс

Став успешным писателем, Твен то и дело вкладывал деньги в неудачные предприятия и разорился. Что интересно, когда ему подвернулась возможность вложиться в разработку телефона, он отказался. Разработчик, Александр Грем Белл, стал впоследствии известным на весь мир. Марк Твен и сам был неплохим изобретателем, к примеру, он изобрел клейкие листы для блокнотов.

Сальвадор Дали, собрав большую группу друзей и знакомых, мог целый вечер провести в ресторане, угощая всех любыми блюдами и напитками из меню. Когда приходило время платить по счёту, художник щедрой рукой подписывал чек на огромную сумму, а затем… переворачивал чек и писал несколько тёплых слов в благодарность хозяину заведения. Расчёт был прост: пользуясь своей славой живого гения, Дали был уверен, что хозяин ресторана ни за что не решится обналичить чек с оригиналом подписи самого Дали!

Фраза из фильма «Подкидыш» буквально преследовала актрису: «Муля, не нервируй меня!». – С этой фразой связана такая легенда. Леонид Ильич Брежнев, вручавший актрисе орден Ленина, будто бы сказал: «А вот идёт наша Муля, не нервируй меня!». Раневская парировала: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Брежнев смутился и признался актрисе в любви.

    Открытие новых знаний.

Гении, или как их еще называют «чудаки», наполняют наш мир оригинальными идеями, интересными событиями и высказываниями. На протяжении сотен лет появлялись люди, которые своим поведением и своими проектами вызывали восхищение и уважение к их личностям.

В. М. Шукшин в интервью газете «Труд» сказал: «Есть люди, в городе или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудаками». А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает только то, что они талантливы и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Их любят особой любовью за эту их отзывчивость в радости и беде. Они украшают жизнь, ибо с их появлением, где бы то ни было, изгоняется скука. Мне хочется рассказать об этих «странных» людях, пример которых учит тому, как жить интересно».

Образ именно такого героя создает он в рассказе «Микроскоп».

Вспомним способы характеристики литературного героя :

Внешний вид;

- с другими героями;

Поступки;

Речь (что и как говорят).

Сегодня будем оценивать характеры главных героев, анализируя их речь.

«Неделю жил как во сне…»

Почему изменился Андрей Ерин с появлением микроскопа? Найдите в тексте глаголы, передающие состояние героя после появления в доме микроскопа.

Где находил микробы? Как пытался их уничтожить?

Смешно или грустно наблюдать за попытками героя открыть секрет долголетия?

Понимает ли герой, что для открытия одного микроскопа мало?

Как в диалоге проявляются особенности характера героя? (Здесь ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение.)

Речь персонажей изобилует просторечными выражениями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди. найдите в тексте просторечные слова.

Чудики – ч у дные или чудн ы е? Познакомимся с двумя взглядами поэтов на таких людей.- распечатать

Не падай, надменное горе!
Вставай, молодая тоска!
Да здравствует вне категорий
Высокая роль чудака!

Он будет - заранее ясно -
Смешон и ничтожен на вид,
Кольцом неудач опоясан,
Дымком неустройства повит… (П. Антокольский)

Смешные фантазёры и мечтатели,
Романтики, художники, поэты…
Пусть говорят, что время зря потратили
В мечтах и долгих странствиях по свету.

Что нам с того? Что нам молва людская,
Когда мы целый мир в ладонях держим?
Мы чудаки - мы жизнь вам украшаем,
Даря мечту, и сказку, и надежду! (Автор неизвестен)

Чья точка зрения вам ближе? Кто для вас чудики?

Шукшин - писатель, мастер короткого рассказа. Он говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны быть:

1). Рассказ - судьба.

2). Рассказ - характер.

3). Рассказ - исповедь.

Самое мелкое, что может быть, это рассказ - анекдот».

Как вы думаете, к какому типу рассказов относится «Микроскоп»? Почему?

    Рефлексия.

Что скрывает Шукшин - писатель за юмором? Как он относится к людям и жизни в целом?

Чтобы лучше понять человека – Шукшина, послушайте отрывок из письма В.Шукшина своему другу:

“Глебович! Что это ты загрустил там, верста коломенская? Жизнь так прекрасна! И удивительна. Смотри, как я: попишу, попишу – выйду на балкон, повою – и опять писать.

Такая бодрость охватит, что сил нет. Хочется рвать и метать. Метать – это не знаю, что такое, а рвать – пожалуйста, корзина рядом. Рвем…

А чтобы серьезно, так “я уже тебе скажу”: хорошо, если бы мы все-таки выдюжили. Не видел, как дуги гнут? Березку распаривают и – осторожно, постепенно сгибают. Бывает – ломается. Мужик… запаривает новую.

Очень меня как-то тронуло твое письмо. И – сижу и думаю: как же нам быть? И ничего не могу придумать, кроме как – выдюжить”.

За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается любовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и утверждение высоких норм нравственности, человеческого достоинства.

СТИХОТВОРЕНИЕ (под музыку)

Он не вышел ни званьем, ни ростом.
Не за славу, не за плату, -
На свой необычный манер, -
Он по жизни шагал над помостом –
По канату, по канату,
Натянутому, как нерв!



Чуть левее наклон – все равно не спасти!..
Но, должно быть, ему очень нужно пройти
Четыре четверти пути.

И лучи его с шага сбивали,
И кололи, словно лавры.
Труба надрывалась, как две!
Крики “браво!” его оглушали,
А литавры, а литавры –
Как обухом по голове!..

Он смеялся над славою бренной,
Но хотел быть только первым.
Такого попробуй угробь!
Не по проволоке над ареной –
Он по нервам – нам по нервам –
Он шел под барабанную дробь!

Посмотрите! Вот он без страховки идет!
Чуть правее наклон – упадет, пропадет!
Чуть левее наклон – все равно не спасти!
Но – замрите! Ему остается пройти
Не больше четверти пути. (В.Высоцкий “Канатоходец”.)

Домашнее задание: творческая работа «Чудики в нашей жизни».

Мы переживаем время тотального интереса к метафоре. На феномене метафоры сосредоточили своё внимание философы, логики, психологи, психолингвисты, стилисты, литературоведы, семасиологи. Этот факт связывают с теми изменениями, которые произошли в структуре и динамике современного знания о мире, а также с новой проблемой вербализации научного знания. За последние десятилетия в исследование метафор внесено много плодотворных идей, интересных интерпретаций фактического материала, практических разработок. Тем не менее, разнородный материал не обобщен, его анализ содержит противоречивые выводы и решения, как бывает всегда, когда какое-либо явление исследуется интенсивно и многоаспектно. В этом актуальность работы.
Цель данной работы - исследовать употребление метафоры в произведениях Василия Шукшина и доказать значимость ее для более полного понимания текста.
Объектом для данного исследования послужили рассказы В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала», «Осенью», «Дядя Ермолай», «Как помирал старик», «Микроскоп», «Светлые души», Стенька Разин», «Игнаха приехал», «Степка».
Предметом исследования являются частные случаи употребления метафоры в данных рассказах.
Метафора, какая разная она бывает! Метафора используется в бытовой и художественной речи. Художественная метафора отличается от примелькавшейся бытовой метафоры своей свежестью и новизной. В поэзии и прозе метафора не только средство лексической выразительности, но способ построения образов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Особенности использования метафор в художественных текстах

В.М. Шукшина»

ученица 8 класса

МОУ «ТСОШ № 1»

Прибайкальского района

Республики Бурятия

Руководитель: Шульгина Оксана Анатольевна

  1. Введение ___________________________________________________3
  2. Глава I.

§ I Классификация метафор и метафорических переносов ___________4

  1. § II Языковая метафора в социально-психологическом аспекте ______6
  2. Глава 2

Особенности использования метафор в рассказах В. Шукшина ______8

  1. Заключение _________________________________________________11
  2. Список использованной литературы ____________________________12

I. Введение

Мы переживаем время тотального интереса к метафоре. На феномене метафоры сосредоточили своё внимание философы, логики, психологи, психолингвисты, стилисты, литературоведы, семасиологи. Этот факт связывают с теми изменениями, которые произошли в структуре и динамике современного знания о мире, а также с новой проблемой вербализации научного знания. За последние десятилетия в исследование метафор внесено много плодотворных идей, интересных интерпретаций фактического материала, практических разработок. Тем не менее, разнородный материал не обобщен, его анализ содержит противоречивые выводы и решения, как бывает всегда, когда какое-либо явление исследуется интенсивно и многоаспектно. В этом актуальность работы.

Цель данной работы - исследовать употребление метафоры в произведениях Василия Шукшина и доказать значимость ее для более полного понимания текста.

Объектом для данного исследования послужили рассказы В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала», «Осенью», «Дядя Ермолай», «Как помирал старик», «Микроскоп», «Светлые души», Стенька Разин», «Игнаха приехал», «Степка».

Предметом исследования являются частные случаи употребления метафоры в данных рассказах.

Цель, объект и предмет исследования определили круг следующих задач :

Выявить случаи проявления метафоричности в тексте произведения;

Определить типы метафор, используемых автором;

Проанализировать контекстуальную значимость метафор.

В ходе исследования были использованы следующие методы : метод контекстуального анализа и метод стилистического анализа художественного текста.

Цель и задачи данного исследования определили его структуру . Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

II. Глава I

§ I. Классификация метафор и метафорических переносов

Истоки исследовательского интереса к метафоре связывают обычно с именем Аристотеля. В своей «Поэтике» он впервые описал метафору как способ переосмысления значения слова на основании сходства. Метафора, по Аристотелю, дает возможность и право «говоря о действительном, соединять с ним невозможное», иными словами, речь идёт о способе называть предмет «не принадлежащим ему именем» через элементы сходства, сопоставления: «Создавать хорошие метафоры, значит, подмечать сходство». Аристотелю принадлежит одна из первых классификаций метафор, на которую ссылаются едва ли не современные исследователи: «метафора – перенесения слова и изменением значения из рода в вид, из вида в род, или из вида в вид, или по аналогии».

Символы метафоры обнаруживают большое разнообразие как по своему семантическому устройству (моносемные, полисемные), так и по характеру связи исходного значения с метафорическим (более или менее непосредственная связь, опосредованная и т.п.). В соответствии с этими различиями могут быть выделены следующие виды языковых метафор: 1) мотивированная ЯМ; 2) синкретическая ЯМ; 3) ассоциативная ЯМ.

Следует иметь в виду, что эта классификация условна и имеет методические цели. Четко отграничивать один вид ЯМ от другого не всегда представляется возможным – этому способствует неустойчивый и подвижный характер символа метафоры.

  1. Мотивированная языковая метафора: формальным критерием для отбора таких ЯМ послужили данные толковых словарей. Пример: Карикатура. Рисунок, изображающий что-либо в искаженном, смешном виде. Перен. Неудачное подражание, смешное искаженное подобие кого-нибудь, чего-либо. Метафора прозрачна, механизм образования её вскрыт.
  2. Синкретическая языковая метафора: в трудах по исторической поэтике А.Н. Веселовский вскрыл психологические основы образования метафор и эпитетов и показал, что большая часть метафорических преобразований современных языков восходит к древнейшей поре, когда «физиологическая неразборчивость» человеческого сознания приводила к тому, что чувственные впечатления (зрительные, слуховые, обонятельные и другие) воспринимались неразчлененно, слитно, и эта слитность закреплялась в языке в его «обиходных формулах»: чёрная тоска, мертвая тишина.
  3. Ассоциативная языковая метафора: базируется на способности сознания отыскивать аналогии между любыми объектами действительности. Например, признаки «шум, крик», связаны с восприятием такой реалии, как базар; качества человека «мягкий, вялый, безвольный» психологически ассоциируются с такой реалией, как кисель.

Системный подход к метафоре позволил обнаружить и описать направления метафорических переносов в их многообразии, охватывающие как материальные, так и идеальные сущности, вовлеченные в процесс метафоризации, при этом метафорический перенос совершается в определенных направлениях в достаточно жесткой последовательности.

Типы регулярных метафорических переносов:

  1. Предмет → предмет

Водопад (слёз), золото (волос), поток (писем), бисер (пота)

  1. Предмет → человек

а) характеристики человека

дубина, заноза, идол, статуя, сокровище, лопух и т.д.

б) обозначение частей тела человека

жерди (ноги), котелок (голова), варежка (рот), вывеска (лицо)

в) обозначение группы людей

море (людей), обойма (писателей), поток (посетителей)

  1. Предмет → физический мир

Град (ударов, пинков), волна (света, звуков, запахов), стена (огня)

  1. Предмет → психический мир

Звезда (удачи, счастья), гранит (науки), лекарство (от лени, от любви), грязь (жизни, отношений)

  1. Предмет → абстракция

Бездна (дел, вопросов, забот), цепь (событий, приключений), крупинка, крупица (пользы, радости, смысла, доброты, покоя)

Помимо описанных регулярных типов метафорических переносов были обнаружены и некоторые нерегулярные. Они исчисляются единицами:

  1. Животное → предмет

Бегемот (тяжелое орудие), перья (мороза), чешуя (водной поверхности)

  1. Животное → животное

Бегемот (о коне), змей (о быке)

Я опомкал все закоулки, все укромные места – нет быка . Ну, думаю, только бы мне найти тебя, змей , я тебе покажу. (Шукшин «Из детских лет Ивана Попова)

  1. Животное → психический мир

Хвост (задолжность по какому-либо учебному предмету), стая (мыслей, воспоминаний)

  1. Человек → животное

Кота надо высечь. Это не кот , а бандит . (Булгаков «Мастер и Маргарита»)

  1. Физический мир → физический мир

Шквал (аплодисментов), вспышка (болезни, смеха)

  1. Физический мир → человек

Огонь (горячий, энергичный человек), слякоть (бесхарактерный), чума, холера (бранное)

§II . Языковая метафора в социально-психологическом аспекте

Метафора играет важную роль в построении языковой картины мира и в членении действительности. Языковая метафора мелиоративной оценки – положительная – ясный сокол, плеяда, соль общества. Языковая метафора пейоративной оценки обнаруживает большое семантическое разнообразие. Отрицательно оцениваются пороки (глупость, равнодушие, жестокость и т.п.), недостойное поведение (чванство, притворство) и т.д.

Таблица языковой метафоры мелиоративной оценки

Примеры ЯМ

  1. Внешность
  1. Красивый (привлекательный, нарядный и т.п.)
  2. Высокого роста (+стройный)
  3. Крепкого телосложения
  4. Имеет свежий бодрый вид

Игрушка, игрушечка, конфетка, конфетка, куколка, херувим, цветок

тополь

дуб, кряж

огурчик

  1. Характер
  1. Волевой
  1. Смелый, отважный
  2. Живой, активный

Гранит, кремень

Лев, орел, орленок, сокол, соколенок

Огонь, порох

  1. Поведение
  1. Подвижный, резвый

Дьяволенок, коза, козочка, разбойник, разбойница, стрекоза, чертенок, юла

  1. Социальные качества
  1. Наделенный властью, могущественный
  2. Играет важную роль в жизни общества (знаменитый, прославленный)
  3. Опытный, умелый
  4. «Лучшие люди общества»
  5. Кого любят, кому поклоняются
  6. Ласковое обращение

Бог, владыка, командир, матрона

Бог, звезда, именинник, исполин, колосс, королева, король, львица, маяк, орел, патриарх, светило, солнце, стержень

Зубр

Созвездие, сок, соль

Богиня, божество, кумир, мадонна, сокровище, солнце

Голубь, ласточка, птаха, пташка, птичка, ягодка

  1. Прочие

Волшебник, соловей, философ, поэт, дипломат, самородок, праведник

Таблица метафоры пейоративной оценки

Параметры оценки и символ метафоры

Примеры ЯМ

А. Наименование человека

I. Внешность

1.1.

1.2. низкорослый (+ невзрачный)

1.4. медлительный

Кикимора, мартышка, попугай, пугало, чучело

Огарок, пигалица, сморчок, шпингалет

Дубина, каланча, оглобля

Черепаха

II. Характер

  1. Безвольный
  2. Робкий
  3. Упрямый

Кисель, курица, размазня, тюфяк

Баба, овца, теленок, ягненок, телок

Баран, ишак, осел

III. Поведение

  1. вспыльчивый
  2. нелюдимый
  3. притворщик
  4. задиристый

Кипяток, порох

Монах, отшельник

Актер, актриса, артист, артистка

Ерш, заноза, петух

IV. Социальные качества

4.1. занимает высокое положение в обществе (высокомерный)

4.2. занимает низкое положение в обществе (презираемый)

4.3. «Худшие люди общества»

4.4. мучитель, угнетатель

Вельможа, воевода, индюк, осетр

Карлик, козявка, лилипут, огрызок, падаль, фитюлька, хлам, червь

Отбросы, отребье, подонки, рвань

Крепостник, палач, тиран, тюремщик, феодал, хищник

  1. Прочие

Выкормыш, гастролер, динозавр, жонглер, ихтиозавр, маньяк, слепец, поросенок, трюкач, черт, могильщик, калека

Б. Наименование частей тела человека

Будка, вывеска, грабли, жердь, клешня, лапа, морда, оглобля, рыло, терка

III. Глава 2

Особенности использования метафор в рассказах В. Шукшина

Используя метафоры, встречающиеся в рассказах В.М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала», «Осенью», «Дядя Ермолай», «Как помирал старик», «Микроскоп», «Светлые души», «Стенька Разин», «Игнаха приехал», «Степка» я заполню таблицы, о которых писала в главе 1.

Таблица № 1 Языковая метафора мелиоративной оценки

И человек как огурчик. («Космос, нервная система и шмат сала»)

Людей интересных много, - продолжал Степан. – Есть такие орлы! («Степка»)

Таблица № 2 Языковая метафора пейоративной оценки

Параметры оценки и символ метафоры

Примеры ЯМ

А. Наименование человека

I. Внешность

1.1. Некрасивый (непривлекательный, нелепо, некрасиво одетый)

1.3. чрезмерно высокого роста

Кикимора

Верста коломенская

II. Характер

2.2. Робкий

Телок

IV. Социальные качества

4.8. Обладает отталкивающими → качествами

гадина

  1. Прочие

акварель

Кикимора ты болотная!.. («Микроскоп»)

Приполз … гадина какая. («Осенью»)

Где же на месяц? Эх ты … акварель! («Светлые души»)

… Ну что мне с тобой делать, верста коломенская? («Стенька Разин»)

… Он какой- то телок у нас – всего стесняется. («Игнаха приехал»)

Таблица № 3 Семантические виды языковой метафоры

Мотивированная

Синкретическая

Ассоциативная

признаковая

психологическая

Скрепить 8

Налетел 9

Поднялась 9

Вспыхнула 10

Заиграет 3

Полоскать 5

Заходил 6

Дергать 7

Проглатила 11

Раскинулось 12

Добрый 12

Стегал 13

Толкался 13

Плакало кровью 14

Темнота 15

Заскулила 16

Заломить 17

Отодрал 18

Свежее 19

Отломил 20

Дремучие 21

Оглушил 22

Галоп 24

Облако 1

Выцедить 2

Мариновать 23

Сундуки 4

1. Старуха оделась и вышла, впустив в избу белое морозное облако. («Как помирал старик»)

2. Такая слабость, вроде всю кровь выцедили. («Как помирал старик»)

3. Лучше дай мне полрюмки вина… Может, хоть маленько кровь-то заиграет (там же)

4. Всю жись тряситесь над ей, а не понимаете, водка – это первое лекарство. Сундуки какие-то. (там же)

5. Будешь потом по деревне полоскать – кому охота на таком морозе долбать. (там же)

6. Отмолотились в тот день рано, потому что заходил дождь. («Дядя Ермолай»)

7. Небо – синим-сине, а уж дергал ветер. («Дядя Ермолай»)

8. И он скрепя сердце, тоже стал собираться. (там же)

9. Налетел сильный ветер, поднялась пыль. (там же)

10. Вспыхнула молния. (там же)

11. Все как будто на миг повисало в воздухе, лишь тьма проглатывала все. (там же)

12. Утро раскинулось ясное, умытое, тихое. (там же)

13. На реке ветер похаживал добрый. Стегал и толкался. («Осенью»)

14. Сердце плакало кровью. (там же)

15. Мы же так никогда из темноты не вылезем. (там же)

16. Душа чего-то заскулила. (там же)

17. Сердце ночью так заломит-заломит. (там же)

18. Филипп отодрал наконец ноги с места. (там же)

19. Лицо ещё свежее. (там же)

20. Обломил смолоду кусок счастья. (там же)

21. Я на такие дремучие вопросы не отвечаю. («Космос, нервная система и шмат сала»)

22. Ты же вчера оглушил свою нервную систему, затормозил. (там же)

23. Другие наоборот маринуют: дескать, мясистее будет. (о свинье) (там же)

24. География… Сейчас мы её галопом. (там же)

Типы регулярных метафорических переносов в языке

  1. Предмет → человек

Дай мне душеньку отвести, скважина ты кривоносая! («Микроскоп»)

II. Животное → человек

1. Я, што ли, один так лаюсь? («Космос, нервная система и шмат сала»)

2. Скулил как пёс за воротами («Осенью»)

3. Он здоровый как бык («Как помирал старик»)

4. Смотрел орлом («Осенью»)

Типы нерегулярных метафорических переносов в языке

  1. Физический мир → животное

Носил постоянно в себе эту боль-змею. («Осенью»)

  1. Животное → животное

Вот они, собаки!- прошептал Андрей Ерин. С каким-то жутким восторгом прошептал: - Разгуливают. (о микробах) («Микроскоп»)

III. Физический мир → человек

И пришла весна – добрая и бестолковая, как недозрелая девка . («Степка»)

IV. Заключение

Метафора, какая разная она бывает! Метафора используется в бытовой и художественной речи. Художественная метафора отличается от примелькавшейся бытовой метафоры своей свежестью и новизной. В поэзии и прозе метафора не только средство лексической выразительности, но способ построения образов.

Мною было проанализировано несколько рассказов В. Шукшина: «Космос, нервная система и шмат сала», «Осенью», «Дядя Ермолай», «Как помирал старик», «Микроскоп», «Светлые души», «Стенька Разин», «Игнаха приехал», «Степка».

Метафора - наиболее распространенное средство образования новых значений, большая часть наших обыденных понятий по своей сути метафорична. Наша бытовая речь пестрит метафорой: идет дождь, он потерял голову, кружится голова, торговая сеть, встает солнце.

Есть несколько типов, на которые можно подразделить метафору: Индивидуально-авторская, развернутая и общеязыковая. Она может быть простой, состоящей из одного выражения, употребленного в переносном значении, и развернутой.Также метафора бывает именной и глагольной, каждая из которых подразделяется на: олицетворяющиеся и на не олицетворяющиеся.

Из проделанной работы можно сделать вывод, что метафоры, используемые В. Шукшиным, разнообразны по оценке, семантическим видам и типам метафорических переносов. Больше всего в произведениях синкретических метафор. С помощью этих метафор автор необычно, по-особенному описывает природу, изменения погоды: заходил дождь, на реке ветер стегал и толкался, утро раскинулось.

V. Список использованной литературы

  1. Аристотель Поэтика.- Л., 1927
  2. Арютюнова Н.Д. Функциональные типы языковой метафоры ∕∕ИАН СЛЯ 1978 Т.37 № 4
  3. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова∕∕ВЯ 1953 № 5
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь∕∕Выготский Л.С. Избранное психологические исследования.-М., 1956
  5. Гак В.Г. К проблеме общих семантических законов ∕∕Общее и романское языкознание. – М., 1972
  6. Гусев С.С. Наука и метафора. – Л., 1984
  7. Корольков В.И. Метафора∕∕Краткая литературная энциклопедия.- М., 1967
  8. Ларин Б.А. О разновидностях художественной речи∕∕Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. – Л., 1969
  9. Левин Ю.И. Структура русской метафоры∕∕Труды по знаковым системам.- Тарту, 1965
  10. Шукшин В.М. Рассказы Повести.- М., Дрофа, 2002

Рассказ «Микроскоп» - это изложенная в одном эпизоде, занимающем всего две недели, судьба человека. По классификации Шукшина , это «рассказ-судьба».

Проблематика

В рассказе поднимается философская проблема цели и смысла жизни. Основная мысль рассказа в том, что жизнь без цели пуста, это вообще не жизнь. Другие проблемы – взаимопонимание между людьми и отношения в семье, нравственная проблема человеческого достоинства и самоуважения.

Герои рассказа

Главный герой рассказа – Андрей Ерин , работавший столяром в маленькой мастерской в девяти километрах от села. Это любимый тип героев Шукшина, так называемый чудик, то есть нелепый и неудобный человек, у которого есть идея, ставшая жизненной целью.

Шукшин выделяет только две портретных черты героя: жёлтое лицо и краснеющий от волнения нос. Нос – характерная особенность героя. Он ломаный, кривой, с горбинкой. За это жена называет героя кривоносиком. Можно было бы подумать, что это ласковое прозвище, но, несмотря на уменьшительный суффикс, кривоносик – это ругательство. Другие ругательства жены тоже обидные и меткие. Она называет мужа дятлом (из-за внешности) и скважиной (в которую утекают её деньги, счастье и жизнь). Жена презирает мужа, считает его ничтожеством и уверена, что он не умеет шутить.

Герой мягкий, нерешительный. Он покорно выносит ругань жены, не отвечает ей, когда она дерётся, а защищается подушкой и пытается её уговорить. Он согласен на все условия жены, потому что чувствует себя виноватым: готов пешком ходить на работу, работать месяц в две смены, не пить «читушечку» после бани.

Андрей Ерин преображается, после того как приносит домой тайно купленный микроскоп, сказав, что получил его за ударную работу. Андрей был так счастлив, что «стоял и тихо светился». А жена сравнивает его с голым задом, который светится при луне. В момент исполнения мечты Андрей получает от автора имя и фамилию. Его характер меняется. Он суетится не виновато, как обычно, а снисходительно. Оказывается, он умеет шутить и смеяться. Став хозяин микроскопа, он чувствует себя удивительно смелым. Теперь Андрей грубит жене: «Оглазела!.. Сама ты жиринка. Ветчина целая». Он критикует её за то, что она найдёт в кармане любую копейку, а микробов не видит. Ерин стал «крикливым хозяином в доме». У него наладились отношения с женой, которая его зауважала, появилось общее дело с сыном-пятиклассником. Андрей перестал пить сам и даже брезговал пьяными.

За ту неделю, пока у Андрея в доме был микроскоп, он стал главным человеком в доме. Он рассуждал о микробах, о науке, строил планы борьбы человечества с микробами. Андрей пережил потрясение, увидев в микроскоп, что микробы есть и в крови. Он пытался убивать их с помощью тонкой иглы, придумал, как уничтожать их током. Все его идеи были далеки от науки, но Андрей стал знаменитым в селе, так что односельчане говорили о его микроскопе и учёности.

Когда работающий с Андреем Сергей Куликов проговорился жене Андрея Зое о том, что никакой премии им не давали, Андрей, лишённый своей мечты, превратился в прежнего пьющего, робкого, во всём зависящего от жены человека. Он снова стал несчастным.

Жена Андрея Зоя видит смысл жизни в благополучии семьи. Она держит и мужа, и детей в ежовых рукавицах. Жена не только обзывает мужа, но и бьёт его сковородником, чтобы «душеньку отвести». Зоя получила в рассказе имя (как бы вскользь, в скобках) только тогда, когда заинтересовалась микроскопом.

Зоя – голос многих русских женщин, вынужденных тянуть на своих плечах чудиков, похожих на Ерина. Об этом её плач, причет, рассказывающий о тяжёлой судьбе Зои, о том, что она отказывала себе и детям, копила деньги, чтобы... купить им шубки. В конце рассказа, отнеся микроскоп в комиссионный, она действительно идёт за шубками.

Погрузившись в бытовые заботы, Зоя пропустила своё счастье: её увлечённый «делом» муж снова потерял цель жизни и превратился в ничтожество. Зоя выбрала материальное – шубки для детей и пылесос.

Сюжет и композиция

Рассказ «Микроскоп» не имеет композиционного начала и конца. В первом абзаце речь идёт о том, что «он» (имени или даже прозвища героя нет) на что-то решился. Из следующего абзаца становится понятно, что герой потерял 120 рублей денег и решился сказать об этом жене. Но вскоре читатель догадывается, что Андрей Ерин решился на авантюру: обманул жену, что потерял деньги, а сам купил мечту всей жизни – микроскоп. Понимание приходит к читателю после фразы: «Андрей ждал. Наконец он решил, что – можно».

Жизнь Андрея делится на жизнь без микроскопа и с микроскопом.

Микроскоп – смысл существования героя, он становится заголовком рассказа. Жизнь Ерина преображается благодаря микроскопу. Но читатель понимает, что микроскоп в руках героя – просто игрушка. Ерин видит в микроскоп не больше, чем его сын-пятиклассник. Весь рассказ – это потерявшая образность метафора: Андрей буквально забивает гвозди микроскопом, просто играет с ним. Для него микроскоп – источник бурных эмоций и глубоких мыслей. Стоят ли самые важные моменты в жизни 120 рублей?

В конце рассказа Андрей вынужден снова стать «нормальным», осознаёт, что нельзя тратить деньги, предназначенные на семейные нужды, потому что шубки, конечно, надо купить.

Стилистические особенности

Перемену в отношениях супругов Шукшин передаёт изменением их речи. Самоутвердившись, Андрей начинает разговаривать сложными предложениями, пытается сделать доступные ему умозаключения. Но он остаётся всё тем же простым мужиком, называет микробов собаками, утверждает, что они разгуливают, шныряют, колошматят организм. Лишившись микроскопа, Андрей снова говорит короткими неполными предложениями.

События рассказа изображены с точки зрения героя. Например, его волнение в вечер появления микроскопа передаётся с помощью незаконченных предложений с многоточиями и повтором главного слова «микроскоп».

Для рядового гражданина нашей страны Василий Макарович Шукшин, прежде всего0 актер и режиссер. Но речь в нашей статье пойдет не о его кинематографических, а о литературных свершениях. В центре нашего внимания рассказ, который написал Шукшин, - «Микроскоп».

Потеря 120 рублей

Начинается все с того, что главный герой - Андрей Ерин - решается. Правда, на что именно, не совсем ясно, так как первые строки рассказа повествуют о семейной ссоре. Герой приходит домой и говорит жене, что потерял 120 рублей (приличные деньги по тем временам). Она хватается за сковородку, он - за подушку. Сцена выяснения супружеских отношений, с одной стороны, смешная, с другой - трагичная.

Самое интересное то, что В. М. Шукшин («Микроскоп») воспроизводит в своем рассказе некоторый архетип семейной ссоры в России. Даже сейчас, когда мы думаем о живописном брачном выяснении отношений, на ум приходит сковородка как орудие в руках жены.

Далее продолжаем. И вот они бегали друг за другом, пока жена не попала Андрею по голове. Потом было решено, что наш герой отработает полтора месяца без выходных и тем самым залатает семейный бюджет. Конечно, он трудится на заводе, а где же еще?

Микроскоп

В один из дней Андрей приносит домой микроскоп, вернее, коробку с ним, говорит, что ему дали на заводе премию за ударный труд. Жена посетовала: «Жаль, что не пылесос». Отныне и вовеки приспособление для научных поисков становится центром притяжения всей семьи. Даже супругу разбирает любопытство: что они (отец и сын) высматривают в этой штуковине?

Что преподносит читателю В. М. Шукшин? «Микроскоп» - фантастически-реалистическое сочинение, которое правдиво описывает характеры людей.

Бактерии атакуют!

Ерин-старший все вечера напролет смотрел в микроскоп и видел там бактерий в большом количестве. Он исследовал все, что только можно: обычную и дождевую воду, уличную грязь и даже кровь. Его «научные» изыскания позволили сделать вывод: бактерии везде! И ученые скрывают от людей страшную тайну: бактерии не позволяют жить человеку положенные ему 160 лет.

Нежданно-негаданно в доме появляется сослуживец Андрея - Серега. Он пьян в стельку, громко кричит на всю избу, что тоже желает смотреть на микробы. Слава Андрея как ученого разнеслась по всему селу. Жене приятно, что ее Ерин становится популярным человеком. Но тут она говорит о своем сожалении, что премии на заводе выдаются исключительно микроскопами, а не пылесосами. Сергей, которого не успел предупредить Андрей, сделал большие глаза и спросил: «Какие премии?». Жена все поняла, но решила вкратце пересказать коллеге мужа историю Андрея.

Конечно, был скандал. Друзья ушли пить. Промотали они 20 рублей - Андрей явился домой только к обеду следующего дня. Жена поехала сдавать микроскоп в комиссионку. Аппарата, естественно, уже дома не будет, зато у детей появятся новые шубки к зиме.

Что хотел показать нам В. М. Шукшин? «Микроскоп», краткое содержание которого вызывает лишь улыбку, неожиданно заканчивается на моральной ноте. Герой говорит своему сыну, чтобы он учился. Будучи грамотным, он сможет прожить более содержательную жизнь, чем его отец.

Правдива ли история, рассказанная В. М. Шукшиным?

Кто-то, прочитав «Микроскоп» (рассказ Шукшина), скажет, что это фантастика, и таких работников завода не бывает. Боимся разочаровать читателя, но такие люди существуют. Представьте, что человек волею судьбы стал тем, кем он является. Все равно кем - работником завода или машинистом поезда, но духовное начало его живо и требует какой-то пищи для своего бытия. Подобным образом и возникает такой вот чудак с микроскопом или машинист, увлекающийся книгами по истории России.

Философы-экзистенциалисты говорят, что человек может все, в том числе и преодолеть силу обстоятельств. К сожалению, это, как правило, весьма затруднительно. Особенно тогда, когда у человека появляется желание жить своей жизнью в уже зрелом возрасте. У некоторых людей самосознание созревает достаточно поздно. Человек хочет жить, духовное стремление бунтует и требует выхода, а у него уже жена, дети - полный комплект. Поэтому он ищет спасения в вине, но не находит.

В. М. Шукшин («Микроскоп», содержание которого было нами рассмотрено чуть раньше) заставляет нас анализировать моральную сторону рассказа. Не зря писатель решил рассказать о рядовом человеке. Он старался показать, с одной стороны, комичность положения такого героя, а с другой - трагичность. Нет ничего смешного в сломанной судьбе и разбитых мечтах. Шукшин не прихоти ради избирает такого героя, он старается обратить внимание читателя на обычного, рядового, ничем не примечательного человека для того, чтобы напомнить нам афоризм И. В. Гете: «Каждый человек - это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история».

Дополняя классика, хотелось бы сказать, что человек - это действительно целый мир, но внутри у него трагедия неосуществленных желаний и стремлений. Именно поэтому жизнь в основном печальна, а совсем не потому, что в ней присутствует смерть.

Полный вариант рассказа, который написал Шукшин («Микроскоп»), рекомендуется к прочтению и взрослым, и школьникам. Тем более что он небольшой. Его можно осилить минут за десять.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!