Что является самым важным в психодраме. «Шеринг от себя»

– это метод психотерапии, в котором клиенты продолжают и завершают свои действия посредством театрализации, ролевой игры, драматического самовыражения. Используется как вербальная, так и невербальная коммуникация. Разыгрывается несколько сцен, изображающих, например, воспоминания о специфических событиях прошлого, незавершённые ситуации, внутренние драмы, фантазии, сны, подготовку к предстоящим ситуациям с возможным риском или непроизвольные проявления психологических состояний «здесь и сейчас». Эти сцены либо приближены к реальной жизненной ситуации, либо выводят наружу внутренние ментальные процессы. Если требуется, другие роли могут взять на себя члены группы или неодушевлённые предметы.

Через сценическое разыгрывание эпизодов из своей жизни (прошлого, настоящего и будущего) человек получает возможность, используя свою спонтанность и креативность, войти в контакт с собственным прошлым и приобрести навыки, которые станут ему необходимы в будущем. Зерка Морено называет этот процесс "способом безнаказанно жить, несмотря на совершенные ошибки".

считал психодраму наукой, которая ищет истину драматическим способом:

"Одна из ее задач заключается в том, чтобы научить людей разрешать свои конфликты в микрокосме мира (группы), свободном от конвенциальных рамок, через отыгрывание своих проблем, амбиций, фантазий и стра­ хов. Она предполагает максимальную вовлеченность всех присутствующих в исследование актуальных кон­ фликтов в том виде, в котором они существуют, допол­ няя свое исследование ранними впечатлениями и вос­ поминаниями".

Главное в психодраме – это действие . Сам называл психодраму «методом, в котором истина души познаётся в действии». Большинство из нас привыкли мысленно вникать в проблемы, чтобы докопаться до их сути, анализировать, искать причины их возникновения и делать определённые выводы. Психодрама переносит проблему в действие. Здесь появляется возможность рассмотреть её комплексно, развернув в пространстве и времени, в ситуации «здесь и теперь», увидев её с разных точек зрения и восприняв всеми психическими функциями: мышлением, чувством, ощущением и интуицией.

Кажется, что в психодраме всё происходит играючи, как бы само собой, однако в её основе лежит очень непростое, последовательно осуществляемое действие. Его греческое название – драма. Драматически изображается и переносится в действие сложная внутренняя проблема. В результате таких психодрам возрастает мужество, необходимое для вступления в контакт с забытыми воспоминаниями, с голосами и образами внутреннего мира. Психодрама может стать для человека поворотной точкой в его жизни, во взаимоотношениях с окружающими, в конфликтной ситуации. Сильное переживание имеет большие последствия, подобно расходящимся по воде кругам от упавшего камня. Такое переживание продолжает оказывать воздействие в реальной повседневной жизни. Оно доходит до глубины души, затрагивает содержание психики и приводит его в движение. Неосознанное , подавленное , давно отодвинутое в сторону содержание теперь требует работы над собой, осмысления и тогда, наконец, в сознании происходят существенные изменения. Поэтому не зря свой метод Морено называл «глубокой эмоциональной хирургией» .

Виды психодрамы и прикладное использование метода

Морено уделял внимание трём разновидностям психодрамы: психодраме, центрированной на протагонисте , в которой вся сессия целиком посвящалась проблеме какого-то одного члена группы; психодраме, центрированной на группе , которая касалась внутригрупповых взаимоотношений или других вопросов, затрагивающих и вовлекающих в действие всех участников группы, включая ведущего; и наконец, психодраме, центрированной на теме , актуальной для всех присутствующих. Эта тема могла быть связана с внутренними переживаниями людей или касаться их внешней деятельности, иметь отношение к современным мировым проблемам, политическим событиям и т.п.

В качестве терапевтического метода психодрама может развиваться в самых разных плоскостях; столь же разнообразны области её применения. Она может включать в себя бихевиоральную или семейную терапию; в ней могут затрагиваться социальные и медицинские аспекты; её применение возможно в любой ситуации, где существует внешний конфликт, а также для поиска пути внутреннего развития, ведущего к обретению человеком собственного «я».

Психодрама там, где есть интрига, столкновение сил, конфликт. А интрига есть везде. Стало быть и психодрама тоже присутствует везде, но только в скрытом, непроявленном виде. Остаётся лишь её провести.

Действующими лицами может быть всё что угодно: живые и неживые объекты, мысли и чувства; от отдельных людей до целых групп и даже государств.

Психодрама может использоваться при работе с:

    детьми (детские группы) – детская психодрама ;

    родителями с детьми вместе (смешанные группы);

    целыми отдельными семьями (папа, мама, ребёнок, бабушка, дедушка и др.);

    супружескими парами;

    рабочими коллективами, фирмами и организациями.

По результатам исследований бельгийских психологов Лет Диллен и Лени Денев, была доказана способность психодрамы, с одной стороны, выводить детей из состояния глубокой печали, а, с другой, определять причины этого состояния у детей, с тем, чтобы воздействовать на них с помощью техники социального атома . Такого рода воздействие позволяет испытуемым построить такую пространственную модель, внутри которой осуществляется конструирование их Я с помощью значимых других.

Базовые понятия и элементы в психодраме

Морено вывел несколько важных понятий, таких как «спонтанность», «креативность», «здесь-и-теперь» и др., и, опираясь на них, построил теорию психодрамы и групповой психотерапии. Достижение спонтанности и креативности – основная цель психодрамы. В них Морено видел возможности, благодаря которым человек способен исцелиться и стать цельной личностью, открывая для себя путь к Запредельному.

В психодраматическом методе используется пять основных элементов :

Протагонист (буквально – «первый актёр») – участник, находящийся в центре психодраматического действия, который в течение сессии исследует некоторые аспекты своей личности.

При этом, очень важно понять, что протагонист вовсе не должен играть какую-то роль и становиться актёром, а совсем наоборот . От протагониста ожидается, что на сцене он раскроется сам и раскроет свой внутренний мир. «Ему следует держаться свободно, делать всё, что приходит на ум, и никого из себя не изображать. Для него очень важно не казаться, а просто быть тем, кем он является в жизни».

Директор (психотерапевт, ведущий группы) – тот, кто вместе с протагонистом определяет направление процесса и создаёт условия для постановки любой индивидуальной драмы.

Директор выполняет четыре функции. Во-первых , директор является организатором процесса, режиссёром-постановщиком , «начинает» драму, стимулирует протагониста к действию, в процессе которого он, наблюдая за поведением протагониста, старается приблизить его к наиболее глубокому осознанию самого себя и ситуации, в которой он оказался. Во-вторых , директор – это ведущий группы , и как ведущий группы он должен следить за сохранением эмоционального контакта между протагонистом и другими участниками, а также старается создать в группе атмосферу взаимной поддержки и взаимопонимания. В-третьих , как терапевт он должен «разговорить» протагониста, как-то его зацепить, слегка на него нападая или даже подшучивая над ним; если же инициативу берёт в свои руки сам протагонист, терапевт может взять на себя пассивную роль. И, наконец, в-четвёртых , в качестве аналитика директор находится вне драматического действия, давая инструкции вспомогательным лицам, чутко следя за настроением группы и анализируя чувства, мысли, поведение и отношения каждого члена группы.

Вспомогательные или дополнительные «я» – участники группы (или ко-терапевты), которые играют роли значимых в жизни протагониста людей, тем самым, способствуя развитию драматического процесса. Они помогают директору, следуя его инструкциям и указаниям. Но в первую очередь они оказывают помощь протагонисту, изображая важных для него реальных или мнимых персонажей, существующих в его внутреннем мире.

Зрители или группа – часть группы, не принимающая непосредственного участия в драме. При этом, даже те члены группы, которые прямо не участвуют в драме, тем не менее, остаются активно и позитивно вовлечёнными в процесс и потому получают от психодрамы и удовольствие, и пользу. Морено сравнивал различие между театральными зрителями и зрителями психодрамы с различием между человеком, просматривающим фильм об извержении вулкана, и человеком, непосредственно наблюдающим за ним у подножия самого вулкана. Наличие зрителей имеет двойной эффект. Они, во-первых, помогают протагонисту, настраивая его на определённый резонанс, подбадривая, зажигая, критикуя, выражая понимание и спонтанно включаясь в действие. Чем более изолированным чувствует себя протагонист, тем важнее для него сопереживание зрителей, признание и понимание окружающих. А во-вторых, сами зрители могут оказаться пациентом, увидев свой «коллективный синдром». Проблема одного участника группы часто касается всех остальных. И тогда один из участников становится её выразителем.

Сцена (сценическая площадка) – в большинстве случаев пространство в помещении достаточно просторном, чтобы там могли происходить некоторые физические перемещения, хотя в Биконе построил более сложную сценическую площадку, которая была специально рассчитана на разыгрывание драмы на нескольких разных уровнях.

Психодрама, или психодрама Морено, что обусловлено именем создателя методики — это психотерапевтический метод. Основателем выступает Я. Морено. Традиционное понятие психодрамы подразумевает проведение групповых терапевтических процессов, где главный инструмент — это импровизация пациентов как актеров.

Драматерапия преследует несколько целей — изучить внутренний мир, развить творческий потенциал и расширить возможности взаимодействия человека с социумом. Причем драматерапия может использоваться как психотерапия, так и в качестве обучения.

Важные особенности

Метод психодрамы основан на психотерапевтическом действии, представляющем собой ролевые игры. В процессе этой игры проводят своего рода драматические импровизационные действия, за счет которых удается изучить внутренний мир человека и создать условия для самопроизвольного раскрытия пациентом чувств, переживаний или эмоций, имеющих непосредственное отношение к возникшим у него проблемам. То есть пациент сам приходит к осознанию проблемы путем игры.

Существуют различные формы и виды психодрамы, которые в свое время предложил Якоб Морено. Со временем драматерапия не стояла на месте, а активно развивалась, расширяя свои возможности.

Гештальтпсихология и драматерапия имеют тесную связь между собой. Современная гештальтпсихология предусматривает необходимость осознать собственные потребности, ощущения, чувства и эмоции, а также предпочтения в социуме. У психодрамы цели во многом похожи. Эти методы являются невероятно востребованными и эффективными в психотерапии.

Техника психодрамы, которую разработал сам Морено, была создана во многом случайно. Можно сказать, самая первая техника психодрамы, которую наблюдал специалист, происходила в парке города Вена, где играли дети. Они разыгрывали вымышленные сценки. Причем как оказалось в ходе наблюдений, каждому из участников была отведена своя роль. В результате игра сформировалась в настоящее свободное творчество, перерастающее в контакт.

Основой же психодрамы как метода психотерапии называют инсайт. Также сюда относят катарсисы, роли и спонтанность. Инсайтом называют внезапное осознание, резкое понимание ситуации, положения в жизни, в котором оказался человек. Инсайт происходит во время игры и позволяет достичь человеком главного — осознания проблемы.

Техники психодрамы имеют важное отличие от классического понятия театральной сцены. Ведь там тоже есть свои актеры и роли. Однако что такое психодрама? Это действие, основанное на практически полной импровизации. Здесь раздаются только роли, своего рода фундамент для каждого участника. Его практически не ограничивают какими-либо рамками, то есть простор для творчества и импровизации огромен. Если в театре заранее известен финал, то методика психодрамы предусматривает всегда неожиданную концовку.

За распределение ролей отвечают сами пациенты или участники, в то время как задача терапевта — наблюдать и смотреть, насколько тот или иной человек справляется со своими задачами, положением, как ведет себя в той или иной роли.

Разновидности

Морено делал акцент на трех основных видах психодрамы. Отличие между ними заключается в том, чему именно посвящается проблема.

  1. Проблема отдельного человека. Здесь речь идет о проведении при психодраме упражнений, направленных целиком и полностью на проблему одного из членов группы.
  2. Проблема группы. Тут упор делается на отношения внутри группы между самими участниками, а также ведущего, который активно вовлекается в процесс.
  3. Проблема темы. Основывается такая техника на теме, которая волнует всех участников группы.

На самом деле драматерпия позволяет решить множество проблем, ответить на ряд вопросов и помочь человеку обрести собственное я. В настоящее время активно используется людьми семейная практика психодрамы, монодрама, общение с безработными для получения ответов о своих неудачах. Психодрама с безработными во многом позволяет понять, почему именно человек оказался без работы, действительно ли виноваты другие, а не он сам.

Активно проводится лечение, совмещенное с простыми тренингами для саморазвития детей. Ребенок, принимающий участие в таком действии как театротерапия или драматерапия, познает себя, лучше адаптируется в обществе. Важные вспомогательные преимущества психодрамы для детей — это возможность развить в себе творческую личность и развить способность к импровизациям. То есть подобная практика носит и профилактический эффект. Детская психодрама обретает все большую популярность.

Цели драматерапии

Театротерапия или психодрама затрагивает множество аспектов жизни человека. Подобная психотерапевтическая деятельность может использоваться в различных областях:

  • при работе с детьми — детская психодрама;
  • с родителями и их детьми одновременно, создавая смешанные группы;
  • семейная терапия, где участие принимают буквально все, от бабушек и дедушек до правнуков;
  • супружеские тренинги, необходимые для решения сложившихся проблем в паре;
  • с рабочими коллективами, компаниями или организациями.

Человек, потеряв работу, мотивацию или себя, может обратиться за помощью к психодраме. Этот метод психотерапии отличается высокой эффективностью. Хотя решиться на подобный шаг может не каждый.

Кому-то больше подходит монодрама, то есть игра одного актера и раскрытие собственных проблем. Здесь участие принимает только один человек. Другим важна и полезна социодрама, то есть психотерапия с группой людей. Работу с ними проводит психодраматист. Для проведения психодрамы обучение специальный психодраматист должен пройти очень серьезное. Эта задача по силам далеко не каждому.

Элементы психодрамы

Все техники психодрамы объединяют пять основных элементов, которые применяют в каждом психодраматическом методе.

  • Первый или главный актер. Более распространенное обозначение этого элемента тренинга — протагонист. Это человек, который занимает центральное место в действии. В процессе терапии он исследует собственную личность. Важная особенность заключается в том, что первый актер не должен играть или пытаться быть именно актером. Задача противоположная. От него ждут раскрытия самого себя и собственного внутреннего мира на сцене. То есть необходимо быть свободным, осуществлять все действия, которые приходят на ум. Быть собой, а не изображать кого-то — вот основная суть протогониста в психодраме.
  • Директор. Это и есть психодрамист. Каждая терапия проводится с обязательным участием ведущего или психотерапевта в группе. Его принято называть психодраматист. Его задача — совместно с протагонистом определять течение процесса и создавать определенные условия, чтобы формировать индивидуальные драмы. Всего психодраматист выполняет сразу четыре функции. О них расскажем позже.
  • Дополнительный «я». Это в основном участники группы психотерапии, функция которых — сыграть роль важных для первого актера людей. За счет этого развивается процесс драмы. Также дополнительные «я» являются помощниками для психодраматиста. Они обязаны выполнять его инструкции и следовать всем указаниям. Но все же их главная задача — это помощью протагонисту. Они могут изображать как вполне реальных, так и вымышленных персонажей из жизни первого актера. Именно с этими персонажами актер связывает возникшие у него проблемы. Для их решения нужно с ними встретиться. Здесь и вступают в работу дополнительные «я».
  • Группа или просто зрители. Это часть людей из психотерапевтической группы психодрамы, не принимающие участие в процессе драмы. Несмотря на это, зрители остаются активными участниками всего процесса, получая от него определенное удовольствие и, что самое главное, пользу. Не стоит недооценивать значение зрителей. Морено четко сравнил их с обычными зрителями кино. Вы можете сами представить себе, каково это смотреть на цунами с экрана, либо наблюдать такое действие вживую. Примерно так отождествлял разницу между обычными зрителями и зрителями психодрамы Морено. От наличия зрителей удается получить двойной эффект. Прежде всего, они оказывают поддержку и помощь главному актеру, настраивают его, подбадривают или наоборот, критикуют. Не редко зритель может спонтанно стать участником действия. Чем изолированнее ощущает себя первый актер, тем большую роль будут играть зрители как люди, сопереживающие, признающие и понимающие его. Вторая важная особенность — это возможность посмотреть на свою ситуацию со стороны. Часто сеансы психодрамы проводят с людьми, объединенными одной проблемой. Потому действие, осуществляемое первым актером или протагонистом, непосредственно касается каждого из присутствующих.
  • Сцена. В большинстве случаев это обычная площадка, на которой имеется достаточно свободного места, чтобы осуществлять различного рода физические действия. Хотя Морено разработал для этих целей специальную сцену, где можно разыгрывать процесс на различных уровнях.

Функции директора

Как мы уже отмечали, когда проводится театротерапия или психодраматический сеанс, важным его звеном выступает психодраматист. У него есть свои определенные функции.

  • Первостепенная задача директора или психодраматиста — организовывать процесс, начинать действие и стимулировать участников к активности. Своего рода режиссер-постановщик. Наблюдая за процессами протагониста, психодраматисты должны стремиться приближать актера к максимально глубокому самопознанию и раскрытию ситуации, в которую он вошел.
  • Директор выступает в роли ведущего для группы психотерапии. В этом качестве на его плечи возлагается обязанность следить за тем, чтобы сохранить эмоциональный контакт между главным актером и остальными участниками группы. Основная цель — формирование атмосферы поддержки и понимания друг с другом.
  • Директор может выполнять как активную, так и пассивную роль. Пассивная роль выполняется в том случае, если протагонист берет на себя инициативу и не нуждается в стимуляции. Если же первый актер ведет себя достаточно пассивно, задача терапевта заключается в необходимости его разговорить, подвести к определенным действиям. Для этих целей могут применяться различные методы и приемы — нападение, выкрики или даже шутки в сторону протагониста.
  • Аналитик. Последняя, но не менее значимая роль терапевта. Он не должен вовлекаться в процесс драматический действий, но обязан давать всем необходимые инструкции. Терапевт анализирует происходящее, следит за настроениями и оценивает текущие мысли, чувства или особенности поведения каждого отдельно взятого участника группы. На основании этого делаются соответствующие выводы и заключения, выбираются темы для раскрытия и пр.

Как проводится терапия

Как взрослая, так и детская психодрама в основном проводится группами. Изначально проводились исключительно групповые психотерапевтические сеансы. Сегодня возможны и индивидуальные тренинги.

Чем больше людей принимает участие в терапии, тем шире возможности по охвату наиболее значимых и проблемных ситуаций в ходе занятий. Их называют сессиями. Каждая сессия включает в себя три этапа. Причем на каждой новой сессии проводятся повторные шаги:

Когда в результате психодрамы удается разобраться в проблеме выбранного на первом этапе протагониста, может быть принято решение пройти повторный круг. То есть вновь начать с процесса выбора протагониста, провести действие и завершить все шерингом.

Важной особенностью психодрамы является возможность получения результата не только при разыгрывании жизненных реальных ситуаций. Определенную помощь человек получает даже при участии в процессах, которые в действительности никогда с ним не происходили. Это в основном имеет отношение к испытываемым негативным эмоциям. С помощью психодрамы можно решить такие проблемы как чувство ненависти, страх перед чем-то или кем-то, а также отчаяние или злоба.

Главная задача психодрамы — избавить человека от эмоциональных блокаторов, поменять отношение к окружающему миру в положительную сторону и решить имеющиеся внутренние проблемы.

Метод психодрамы широко применяется в наркологии и психиатрии, так как является отличным инструментом для поиска, осознания, разбора личных проблем и создания путей для их решения.

Психодрама Якоба Морено – что это?

Якоб Морено (1889-1974) – врач, специализировавшийся на групповой психотерапии. Он знаменит тем, что придумал новый метод психологического консультирования и лечения – психодраму. Психодрама ведет отсчет с 1921 года, когда впервые доктором Морено была представлена театральная постановка с участием приглашенных актеров. После первоначального провала постановки доктор продолжил углубленное изучение и совершенствование нового метода, основал целый институт в США по внедрению психодрамы и получил патент на изобретение.

Переехав в Америку, Якоб Морено стал открывать центры по лечению людей с различными психологическими трудностями и заболеваниями, объединяя их в группы и записывая «уроки» на магнитофонную ленту. Учеников у врача было множество, поэтому за прошлый век метод психодрамы широко распространился по миру, и в наше время применяется на всех континентах без исключения. Регулярно проводятся съезды и конференции последователей Морено, выпускаются книги и научные статьи по методике психодрамы. Так что же это такое, в чем суть метода?

Классическая психодрама – групповая лечебная терапия, основным инструментом которой становится драматическая импровизация. Это помогает подробно изучить, что творится в душе человека, понять, каковы предпосылки для тех или иных проблем.

Любой человек живет в социуме, поэтому именно в группе могут решиться многие его проблемы. Якоба Морено не устраивало обычное посещение пациентом психотерапевта и спокойное повествование о своих трудностях: только активное участие человека, его близких, семьи и друзей, воссоздание жизненных ситуаций поможет разобраться в себе и понять, где скрыт «корень зла».

В отличие от изобретенной доктором Морено классической психодрамы сейчас появилась такая ее разновидность, как монодрама, или индивидуальная работа с пациентом для раскрытия его потенциала и увеличения тяги к адекватному мировосприятию и поведению. И все-таки чаще используется именно групповая терапия, которая в течение многих десятилетий позволяет исцелиться людям с психологическими трудностями.
На видео о том, что из себя представляет психодрама:

Кому поможет?

Психодрама активно используется в лечении:

  • Коррекции отклонений в поведении (девиантное поведение);
  • Неврозов и психопатий пограничных форм (не требующих более активного вмешательства).

Формы, виды и техники психодрамы в наркологии

Как уже было сказано, выделяют два вида психодрамы – классическая (групповая) и индивидуальная, или монодрама. Как правило, в отношении наркозависимых и людей, страдающих алкоголизмом, используется групповой метод с размером группы 6-9 человек. В группе меньшего размера будет слишком мало зрителей, в группе меньшего размера режиссеру слишком сложно отслеживать разные индивидуальные реакции.

Все участники группы должны быть гетерогенны по опыту, полу, способностям и т.д., но допускаются занятия и в гомогенной группе (например, среди алкоголиков с примерно одинаковой жизненной историей).

Группа может быть:

  • Открытой – целью является обретение независимости каждым участником в быстром темпе.
  • Закрытой – участники действуют более сплоченно, с использованием коллективного подхода.

Существуют такие формы психодрамы:

  1. Центрированная на протагонисте. Метод сконцентрирован на основном герое, которому помогает режиссер, ведущий, партнеры для показа реальной ситуации из собственной жизни (либо вымышленной ситуации). Итогом становится повторное переживание и осознание проблемы.
  2. Центрированная на теме. Обычно применяется во вновь созданной группе, где подбирается актуальная для всех проблема (тема), которая каждым участником обыгрывается в индивидуальном порядке (часто применяется среди алкоголиков).
  3. Направленная на группу. Основной «актер» описывает ситуацию, актуальную для всех членов группы. Примером служит группа наркоманов, которые крали из дома деньги или потеряли работу из-за своей зависимости.
  4. Центрированная на группе. Члены группы выясняют отношения и общие трудности между собой.

Основные техники, применяемые в психодраме таковы:

  1. Монолог, или самопрезентация. Это – простейшая техника, которая составлена серией ролевых действий, где протагонист изображает себя или другого человека. Он – единственный участник, старающийся довести до зрителей свою проблему и точку зрения на нее.
  2. Двойник. К протагонисту присоединяется дублер, который следит за монологом и помогает решить проблему, как только у протагониста заканчиваются мысли, говорит о недосказанном. Двойник представляет как бы внутренний голос протагониста, его субличность.
  3. Обмен ролями. В психодраме такая техника очень важна, она позволяет увидеть себя со стороны, научиться понимать других людей.
  4. Отображение, или зеркало. Протагонист наблюдает за тем, как пытаются его изобразить другие участники группы, видя себя глазами прочих людей.

Таким образом, в психодраме используются некоторые методики, которые присущи и другим методам групповой психотерапии алкоголизма и наркомании (в частности, 12 шагов), но есть и уникальные техники.
На видео техники психодрамы:

Базовые элементы

Вся группа, согласно мнению Морено, это – открытая система, целый организм. Для измерения происходящих в группе событий было введено понятие «социометрия», которое отражает поиск партнера или нескольких партеров в группе, подходящих для разбора той или иной ситуации. Социометрия – база, основа работы в психодраме, как и некоторые ее другие базовые элементы:

  • Роли, ролевые игры. Заданного сюжета в психодраме, в отличие от обычной театральной постановки, нет, он создается участниками группы по ходу дела. Этим методика психодрамы максимально приближается в самой жизни. Все роли пациенты выбирают сами, а терапевт помогает им и хвалит их.
  • Спонтанность. Все реакции людей в группе являются непреднамеренными, непредсказуемыми. Изначально многие участники представления могут быть закомплексованы, так как боятся той самой спонтанности в чувствах и эмоциях. Но после обретения свободы самовыражения они быстрее избавятся от своей зависимости.
  • Теле. Понятие взято у Фрейда, точнее объединяет два фрейдовских термина (трансфер, контрперенос). Вкупе получается некое сопереживание доктором чувств, состояния зависимого, а также принятие «на свой счет» эмоций между всеми участниками группы.
  • Катарсис. Согласно переводу с греческого это слово означает очищение через страдание. В психодраме катарсис – это переживание проблемы и последующее исцеление, которое во время театрального действия претерпевают основные участники группы
  • Инсайт. Означает резкое понимание проблемы, внезапную смену взгляда, что поможет избавиться от имеющейся проблемы.

Этапы проведения занятий

В методике психодрамы есть четыре основных периода, следующие друг за другом. Ниже описаны этапы проведения действия.

Распределение ролей, или подготовка

Психотерапевт на данном этапе распределяет роли, подбирает типажи. Важная цель – сформировать лучшую атмосферу и начать работу в нужном, оптимальном русле, а также поддерживать хорошее настроение участников группы до самого окончания представления и стимулировать импровизацию.

Разогрев, разминка

На «сцену» выходит протагонист, дается нужный материал для обсуждения, происходит предварительная оценка проблемы.

Разогрев включает три подэтапа:

  • Раскрепощение участников группы;
  • Усиление спонтанности в действиях;
  • Фокусирование мнений и размышлений на конкретной проблеме.

На этапе разминки зависимые выполняют некоторые упражнения, которые помогут им лучше сыграть свои роли в будущем. Вспомогательными приемами для достижения задач разогрева могут быть импровизация, живые скульптуры и т.д.

Психодраматическое действие

Участник группы рассказывает о какой-либо ситуации, которая его беспокоит (например, о ссоре в семье из-за наркотической зависимости). Именно это станет центральным сюжетом в предстоящем действии. Рассказчик подробно говорит о ситуации, ее участниках. Далее члены группы разыгрывают действие психодрамы, прорабатывая реальные ситуации и слова. Именно здесь и применяются основные техники психодрамы – монолог, двойник и другие.

Обсуждение

На завершающей стадии участники группы анализируют только что оконченное «представление». Изначально высказываются зрители – те, кто участия в драме не принимал. Затем о чувствах, эмоциях говорит протагонист и другие члены «труппы». Завершает обсуждение психотерапевт со своим видением ситуации.

Основные упражнения из курса

Обычно длительность общего сеанса психодрамы для зависимых (наркомания, алкоголизм) – около 50 минут, но реальные встречи могут быть и больше, и меньше по времени. Примерные временные рамки – от 15 минут до 4 часов, при этом длительность отдельных упражнений не регламентируется.

В рамках описанных выше этапов могут использоваться следующие упражнения (примеры):

  1. Пустой стул. Протагонист взаимодействует с антагонистом, периодически меняется с ним ролью, при этом сидит на стуле, который возвышается над остальными людьми для осознания силы, значимости.
  2. Персонификация. Человек наделяет себя качествами, которых ему не хватает, и пытается разыграть ситуацию уже с новыми личностными характеристиками.
  3. Возврат в прошлое. Картины из прошлого воссоздаются во время представления, а потом подробно разбираются участниками. Аналогично может пройти упражнение «шаг в будущее».
  4. Разговоры за спиной. Протагонист садится на стул спиной к остальным и слушает, как они его обсуждают.

Одним наиболее ярких и популярных воплощений групповой терапии является психодрама Якоба Морено.

Психодрама - широко распространенный метод не только лечения нервно-психических расстройств, но и раскрытия личностного потенциала и творческих способностей был разработан Якобом Морено.

Даже среди выдающихся психологов и психиатров Морено выделяется своей неординарностью. Эта неординарность начинается прямо с его биографических данных. Обычно с этого забавного факта и начинаются все популярные работы о Морено. Биографы указывают, что несомненным фактом его рождения является только дата - 20 мая, тогда как год рождения оказывается то 1890-й, то 1892-й, чего теперь уже никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть. Местом его рождения считается Бухарест, хотя фактически он родился на пароходе во время путешествия его родителей Ниссима Леви и Паулины Морено по Черному морю. В справочниках указывается, что Якоб (Джекоб) Морено американский ученый, хотя в США он переехал лишь в 1925 г., а гражданство получил в 1935-м, будучи к этому времени уже известным австрийским психиатром и исследователем социальных проблем и даже изобретателем аналога будущих магнитофонов.

В Вену его родители перебрались из Бухареста в 1897 г., когда Якобу было то ли пять, то ли семь лет. Там он и прожил до эмиграции в США в 1925 г. После гимназии он поступил в Венский университет сначала на философский факультет, а в 1912 г. перешел на медицинский. Возможно, на этом решении сказалось увлечение работами Зигмунда Фрейда. Особенно интересовали Морено скрытые мотивы поведения людей. Хотя в отличие от Фрейда, который занимался в основном индивидуумами, Морено интересовался поведением людей именно под влиянием их взаимоотношений с другими. Тем не менее теоретические подходы Морено можно с полным правом назвать психоаналитическими, что дало основание многим исследователям считать психодраму одним из направлений неофрейдизма.

Таким образом, к корням психодрамы в первую очередь относится психоанализ.

Zeitgeist (дух времени) подтолкнул к смещению акцентов с индивидально-биологических на социально-психологические проблемы.

Третьей составляющей психодрамы безусловно является личность самого автора.

Морено с детства обладал артистической натурой, уже в юности писал стихи, рассказы, но особенно интересовался театром. Его интересовал не столько классический театр, сколько собственные импровизации участников, возникающие не по готовому сценарию, а по ходу действия, как это бывает в детских играх.

Уже в студенческие годы он обожал устраивать такие импровизированные мини-спектакли в венских парках с детьми, увлекаясь их спонтанностью и готовностью к импровизации, которую мы с годами утрачиваем.

Причем это были не просто игры, а поиск будущего научно-практического направления. Уже на первом курсе университета он издает интересную брошюру «Царство ребенка» (1908). Вслед за ней появляются другие, сначала популярные, но затем все более научные публикации.

Вместе с друзьями-единомышленниками (Альфредом Адлером и др.), считавшими необходимым развернуть психоанализ в сторону социологии, Морено начинает издавать журналы популярной психологии и социологи «Совесть», «Новая совесть», «Спутники» (1918-1920 гг.). В это же время он публикует сборник стихов «Завещание отца» и научно-художественную прозу «Речи», «Театр импровизации», «Королевский роман», в которых уже вырисовываются основные идеи психодрамы.

Научную глубину психодрамы Морено, как и телесной психотерапии Райха, можно понять только с позиции психоанализа, видящего причины всех неврозов в неотреагирован- ных эмоциях, которые, будучи «выдавлены» в подсознание, ведут там свою разрушительную работу, проявляющуюся в нервно-психических и психосоматических расстройствах. Поэтому

главная задача психодрамы - отреагировать эти эмоции, выплеснуть их из себя, очистить от них свое подсознание, обрести первоначальную естественность и спонтанность жизни. Это поможет устранить или хотя бы снизить не только личную психическую напряженность, но и напряженность в общении с другими.

Будучи человеком «социальным» не только в духе времени, но и по душевной доброте, Морено стремился применить свой метод в первую очередь для помощи социально ущемленным людям, маргиналам, отвергаемым обществом.

В 1913 г., еще в студенческие годы, он попробовал применить свой метод по отношению к проституткам города Шпи- тельберга.

«Зачем проституткам психотерапия?» - спросите вы. И тут мы сталкиваемся с интересным фактом: оказывается, у проституток наибольшее количество заболеваний нервно-психического характера (истерии, депрессии), а не мочеполовой системы, как может показаться на первый взгляд. В таких случаях говорят, что «на людях - все хорошо, а наедине с собой - хоть на стену лезь». Отсюда и нервно-психические, и психосоматические отклонения, как результат неотреагированных эмоций. Иногда удается убедить других, что ты живешь лучше их, а на мораль тебе наплевать, но где-то в подсознании сидит то табу, которое ты нарушаешь и оно тебя непременно достанет и накажет не так, так эдак (не внешне, так внутренне). Даже при внешнем благополучии они чувствуют себя изгоями общества, при этом они вынуждены «на работе» демонстрировать беззаботность и обаяние, а вне работы скрывать свою основную профессию. Эта постоянная ложь себе и другим становится непереносимой для сознания и вытесняется в подсознание, откуда возвращается тяжелыми нервно-психическими расстройствами. Помните Фрейда: «Не лгите себе, и вы станете свободны».

Морено, применяя элементы еще не оформившейся психодрамы, старался помочь этим женщинам понять себя и других, чтобы отказаться от своей профессии или честно принять ее как осознанный выбор вместе со всеми вытекающими последствиями. Трудный контингент, трудная проблема. Вряд ли Морено удалось решить ее, но это была первая попытка применения идей психодрамы для конкретной практической психотерапевтической помощи маргиналам.

Во время Первой мировой войны Морено работал врачом в местечке Миттендорф под Веной, где размещались поселения беженцев, тирольских крестьян, вынужденных покинуть свои уютные домики и поселиться в убогих бараках. Именно здесь Морено понял бессмысленность войн и социальных революций, лживость и нереальность красивых политических идей. Ему хотелось хоть как-то помочь этим несчастным людям, и он придумал свою знаменитую социометрию как средство изучения и улучшения взаимоотношений и сосуществования.

Морено удалось убедить правительство предоставить ему возможность для таких исследований в поселениях беженцев. Однако не пошло. Видимо, беженцам, озабоченным более первостепенными нуждами, было не до научной помощи, которую чистосердечно навязывал им молодой симпатичный врач. Да и правительство не поддержало более широкое внедрение этого проекта. Эту неудачу Морено отнес на счет европейской косности и стал думать о внедрении социометрии в более открытой к новым идеям Америке. И он не ошибся.

Однако для того, чтобы переехать в Америку и убедить американцев вкладывать деньги в его проект, ему нужен был начальный капитал. В этом ему помогла его замечательная разносторонность - он изобрел и запатентовал так называемый радиофильм, который был предвестником магнитофонных записей. Изобретение привлекло к себе внимание, но Морено не стал продолжать его совершенствование, а использовал полученные за патент деньги для организации социометрических исследований. И он добился признания и финансирования своих крупномасштабных проектов. Этому «помогла» разразившаяся в это время в США Великая депрессия, разорившая множество фермерских хозяйств.

К чести американцев надо сказать, что большинство из них не смирились под ударами судьбы и, не ожидая помощи правительства, целыми семьями снимались с насиженных мест, меняли профессии, делали все возможное, чтобы выжить в условиях кризиса. В это время миграция населения в поисках лучшей доли приобрела такие масштабы, что была взята под контроль специальным объединением министерства внутренних дел и министерства сельского хозяйства. Морено, умевший заражать своими идеями и энтузиазмом, был включен в этот проект как организатор социометрической помощи, поставленной по значимости один ряд с экономической и правовой помощью переселенцам.

В чем же сущность социометрии? Ее принципы достаточно просты и предполагают:

  • ? выявление внутренних влечений (притяжений и отталкивания) между людьми, взаимных и односторонних симпатий, антипатий или безразличных отношений;
  • ? на основе этого - разработку рекомендаций по совместимости представителей различных этнических и социальных групп для бесконфликтного проживания, подбор членов коллектива, наиболее подходящих для эффективного сотрудничества, уменьшения конфликтов и психического напряжения.

Процедура социометрического исследования проста и может проводиться как в малой группе, так и в виде опроса служащих крупных предприятий и даже населения целых регионов. Разумеется, в каждом случае в опросник включаются те вопросы, которые необходимы для решения проблем данного контингента.

Так как нас в деятельности Морено более интересует психотерапевтическое направление, то приведем примеры вопросов, применявшихся в малых группах, причем не только взрослых, но и детских.

Членам группы раздается опросник на выявление личностных предпочтений и антипатий. Обычно это самые простые вопросы. Например: «Кого бы ты пригласил на свой день рождения (первым, вторым и т.д.)?»; «С кем ты хотел бы выполнять такую-то работу (в первую очередь, во вторую и т.д.)?».

Незамысловатая процедура обработки результатов опроса позволяет составить наглядные графики притяжений и отталкиваний, которые могут быть использованы как для диагностики социометрической диагностики данной группы, так и для выявления индивидуальных психологических особенностей и статуса его отдельных членов. Эти результаты, в свою очередь, позволяют проводить научно обоснованный подбор, расстановку и перестановку кадров, давать конкретные рекомендации по улучшению взаимоотношений и взаимодействия не только в трудовых, но и в бытовых социумах, вплоть до отдельных семей.

Морено подходил к социумам как истинный психоаналитик, считая, что внешняя структура групп не является решающей, а управляется ее незримыми притяжениями и отталкиваниями (как у Фрейда, невидимое бессознательное более определяет поведение индивида, чем сознание).

И так же как для того, чтобы прогнозировать и направлять поведение индивида, психоаналитик пытается проникнуть в его бессознательное, так и для оптимизации взаимоотношений в социуме (от семьи до государства) нужны социометрические исследования, выявляющие неформальную, т. е. истинную картину.

Универсальность социометрического подхода Морено доказывал, проводя в течение 25 лет исследования в больницах, школах, тюрьмах, везде, где психологическая напряженность и конфликты могут иметь особенно пагубные последствия.

Распространению социометрии во многом способствовала личность Морено, про которого известный немецкий социолог Л. фон Визе писал: «Необыкновенный человек с удивительными организаторскими способностями, большой оптимист, психиатр, врач, естествоиспытатель, человек искусства, поэт и даже артист».

Воодушевленный своими успехами и растущей популярностью социометрии Морено разработал систему социономия - социодинамика - социометрия - социатрия как самостоятельное научное направление.

Морено так раскрывал эти понятия: «Социономия (наука об основных социальных законах) должна реализовать себя в социодинамике (науке более низкого уровня о процессах, прежде всего в малых группах), в социометрии (системе выявления и количественного измерения межличностных взаимоотношений в малых группах) и социатрии (системе методов излечения людей, чьи проблемы возникли от недостатка навыков поведения в группах)».

Термином социатрия Морено, как психиатр, хотел подчеркнуть важность социальных факторов психокоррекции.

Психодрама, которую он начал разрабатывать, разыгрывая импровизированные спектакли с детьми в венских парках и с которой никогда не расставался, явилась основным методом социатрии.

Морено утверждал, что психическое здоровье, адекватное поведение человека зависят от его положения во внутренней неформальной структуре отношений в малой группе. Недостаток симпатий порождает жизненные трудности. Коррекция душевного состояния осуществляется психодрамой: пациент получает облегчение через проигрывание определенных психических состояний и социальных реалий, обучается необходимым навыкам действия в условиях каждого момента и спонтанного творчества. (Чувствуете взаимовлияние психодрамы и геш- талъттерапии - «здесь и теперь»?)

Морено, как и другие психоаналитики (а он прошел полную психоаналитическую подготовку), исходил из того, что многие проблемы, загнанные в подсознание, порождают неврозы. И для того, чтобы излечиться, человеку необходимо спонтанно и естественно выразить свои чувства, чего многие сделать не могут. Это близко к идеям Вильгельма Райха, но если Райх высвобождал неотреагированные эмоции специальными физическими упражнениями, то Морено стимулировал спонтанность проявления эмоций, вовлекая пациентов (термин «клиент» в психотерапию Карл Роджерс введет позже) в различные игры.

Морено считал, что у большинства людей не реализована детская потребность играть перед публикой, причем играть импровизационно, фантазируя по ходу и выплескивая накопившиеся эмоции. И он предоставлял такую возможность всем желающим, организуя самодеятельные уличные театры, где актеры-любители играли для себя и для местных жителей. Здесь он сделал много интересных открытий психотерапевтического эффекта таких спектаклей.

Вот лишь один из многих примеров. Красивая девушка все время играла только положительные роли, а дома постоянно ругалась с мужем, который тоже был членом этой любительской труппы и жаловался на характер своей супруги. Морено предложил ей поиграть в уличном театре роль скандалистки. Через некоторое время они с мужем радостно отметили, что, разряжая свои отрицательные эмоции на сцене, она стала куда милее и спокойнее дома.

Мы столкнулись с подобным компенсаторным замещением еще в 80-х гг. XX в. во время проведения углубленных комплексных обследований (УКО) сборных команд СССР. Скрытая агрессивность, выявляемая ситуативно-фрустрационным тестом Розенцвейга оказалась наименьшей у представителей наиболее агрессивных видов спорта - боксеров и хоккеистов, так как они постоянно выплескивали свою агрессию в поединках и не испытывали потребности проявлять ее в быту.

Работая с пациентами, Морено старался, чтобы процесс психотерапии был нескучным, чтобы люди, увлекаясь игрой, уходили от своих проблем, стереотипов, становились раскованными, освобождались от внутренних «зажимов», давали свободу чувствам, т. е. возвращались к естественной жизни из «скорлупы», в которую загнали сами себя страхами и общественными традициями.

Конечно, надо уважать определенные традиции, но в то же время не следует связывать себя больше, чем того требует законная необходимость, и т.д. Как сказал один греческий философ: «Мы рождаемся свободными, а в процессе жизни добровольно навешиваем на себя столько лишних грузов и обязанностей, что это нас сгибает до самой земли и мы еле доползаем до гробовой доски с этой ношей, которую сами на себя взвалили».

При этом мы обманываем себя тем, что жертвовали собой ради других, а фактически мы и другим не очень-то помогли своей безрадостной физиономией, своим кряхтением на четвереньках под этой ношей и постоянными жалобами на то, что никто этого не ценит.

Для того чтобы занятия психодрамой (как и гешталь- ттерапией) не превращались в бессмысленные игры взрослых чудаков, впавших в детство, важно постоянно помнить, что игры психодрамы направлены в первую очередь на то, чтобы обрести внутреннюю свободу и спонтанность проявления эмоций и движений, а уже потом на проигрывание значимых жизненных ситуаций.

Будучи врачом по основному образованию и в то же время представителем гуманистической психотерапии и психиатрии, Морено прекрасно работал как с больными, так и со здоровыми людьми. Он умел перестроиться в работе таким образом, чтобы не переносить модель взаимодействия с больными людьми на здоровых, что, к сожалению, является частым и опасным признаком профессиональной деформации многих психиатров.

Сейчас во всех цивилизованных странах не только психиатры, но и представители медицинской психотерапии обязаны проходить переучивание и аттестацию на допуск к работе с клиентами без диагноза психического заболевания, т. е. на умение работать методами гуманистической психотерапии.

Морено считал социометрический подход универсальным, позволяющим проводить диагностику как больших социумов, так и малых групп и даже отдельных индивидов. Тем более, что в психотерапии Морено соединил социометрию с психодрамой.

Он объединил их в тандем, который характеризовал так: социометрия - это диагностика, психодрама - непосредственно терапия. Иными словами, сначала желательно провести социометрию (поставить диагноза), тогда психодрамма (психокоррекция) будет более научно обоснованной.

Следует предупредить, что психодрама, несмотря на ее популярность, подходит далеко не всем, а лишь тем, кто «не убил в себе ребенка», кто склонен к игре, импровизации взрослой серьезностью и озабоченностью. А мудрее ли такая взрослая психология, чем непосредственное восприятие жизни? Вспомните Христа: «Будьте как дети, иначе не узрите Царства небесного».

Если способность к игре в вас жива, психодрама обязательно расшевелит ее и позволит вам вновь обрести радость естественных, открытых переживаний. К сожалению, многие из нас слишком «отяжелели» в процессе жизни и не нужно тащить их на занятие психодрамой, так как они могут отравить атмосферу всей группы своей угрюмостью и неспособностью играть. А люди, легкие на подъем, которые с удовольствием могут и хотят поимпровизировать, найдут великолепную отдушину для неотреагированных эмоций и нереализованного творческого потенциала.

Психотерапевт, в отличие от психиатра, работает не с неадекватным объектом, а с сознательным субъектом и должен обязательно сначала настроить клиента на сотрудничество, и только когда тот с надеждой и интересом пойдет на такой взаимный контакт, будет какой-то толк.

Не зря во всех контрактах на терапию вы подписываетесь, что песете равную ответственность с психотерапевтом за результат лечения и обязуетесь всячески стараться помогать этому процессу. Позиция «я вам заплатил, вы и работайте, а я посмотрю, послушаю и подумаю, что из ваших советов выполнять, а что необязательно» изначально неприемлема. Толку не будет.

В процессе психодрамы свобода и раскованность дают нам возможность лучше почувствовать себя и других. Морено любил приводить пример различия эмоционального воздействия обычного спектакля и психодрамы. В первом случае зритель со стороны наблюдает за извержением вулкана, в психодраме он сам находится у его подножия.

В обычном спектакле актеры реализуют замысел автора, а психодраму они творят по ходу действия, как дети, которые, начиная игру в войну или в дочки-матери, сами не знают, чем она закончится. У детей это получается естественно, им как раз куда труднее играть по сценарию, тогда как взрослые, утратив детскую способность к спонтанному творчеству, довольно трудно «расшевеливаются» на первых занятиях психодрамы, ожидая указаний и подсказок. Но постепенно эта спонтанность все-таки «расшевеливается», и ваши загнанные в подсознания желания и страхи начинают постепенно высвобождаться и высвобождать вас от неотреагированных эмоций, являющихся главной причиной неврозов и психосоматических нарушений.

Порой необходимо, чтобы человек выплеснул свои проблемы и переживания, осознал и принял себя, но как этого достичь психологам? Сегодня мы поговорим о таком способе, как метод психодрамы.

Что такое психодрама? Давайте дадим ей определение.

Психодрама является методом группового терапевтического приема для познания внутреннего «Я» человека, направленный на выявление проблем. Драматическая импровизация является главным инструментом в этом методе.

В чем отличие между обычным театральным представлением и этим методом психологии? Во втором случае нет ограничений в импровизации, человек сам определяет свою роль, не имея у себя в голове заранее заученного текста.

Используя такой прием, как психодрама, упражнения которой являются только групповыми, нужно уметь классифицировать группы людей:

  • Дети, то есть детская психодрама.
  • Родители и дети – смешанные группы.
  • Целые семьи, группы, в которых присутствует целиком вся семья (бабушки, дедушки, тети).
  • Супруги.
  • Коллеги – бывает, что помощь необходима целому рабочему коллективу.

Группы готовы. Необходимо учитывать и основные аспекты такого понятия, как психодрама; как метод психотерапии это сложный механизм, включающий в себя следующие понятия:

1. Определение роли и сама игра. Самое важное здесь не то, каким будет персонаж – добрым или злым. Важнее всего выявление материала, с которым предстоит работать.

2. Спонтанность, импровизация. Не должно быть заготовок, не должно быть строго определенных жестов. Необходимо дать личности раскрыться и предстать во всей своей красе, показать свою многогранность.

3. Осознание. Озарение, снизошедшее на всех участников группы, является той самой целью психодрамы. Главные герои понимают и принимают себя, свои ошибки и действия, второстепенные – находят выход из проблем и становятся более уверенными.

Структура стадий разыгрывания драмы

У любой драмы есть свое определенное строение, также и в такой науке, как психотерапия, психодрама разделяется на стадии:

  • Сближение участников группы. Это необходимо для выявления субъекта, то есть протагониста. Также происходит определение проблемы.
  • Само действие драмы. Протагонист – главное лицо психодрамы, он погружается в свои проблемы, достигая озарения. Ведущий же смотрит со стороны, следя за каждым участником.
  • Анализ. Члены группы выплескивают наружу свои мысли и эмоции, появившиеся в результате действа. Главный герой получает отдачу, видя, что он не один, проблема их едина.

Этот психологический прием дает человеку прочувствовать в полной мере проблему, выплеснуть свои эмоции, не замыкаясь в себе. Психодрама окружает человека пониманием, состраданием и избавляет человека от одиночества.

Основные методики

Психолог Морено подарил миру прекрасную методику – психодраму. За годы своего существования она стала чрезвычайно популярной. Разработано много методик этого механизма, и до сих пор не перестают разрабатываться и вноситься все новые и новые способы психодрамы.

Рассмотрим некоторые техники психодрамы:

1. Монолог. Вспомним театр и существование бессмертных монологов Гамлета, Фамусова или же князя Болконского – сколько в них звучало проблем и чувств!

Здесь точно так же. Протагонист, которому дана главная роль, рассказывает о своей проблеме, делая это максимально четко и выразительно, чтобы слушатели поняли ее. В процессе объяснения он сам начинает рассматривать свою проблему, приходя к ее пониманию в итоге.

Это можно наблюдать всюду. Например, на уроке порой отличнику поручают втолковать тему двоечнику, что как следствие давало результат: второй начинал разбираться в теме, первый приходил к полному осознанию.

2. Двойник. Главный герой выбирает себе двойника, который становится его отражением в проблеме. Двойник должен вывести их из лабиринта проблем, куда загнал себя протагонист.

Этот метод психодрамы дает возможность посмотреть на себя со стороны во всей многогранности. Внутреннее «Я» будто бы вылезло наружу.

3. Обмен ролями. Все наоборот, протагонист меняется ролью со своим двойником. Постигая свое внутреннее «Я», узнавая глубины своего внутреннего мира, достигает единения со своим «Я». Кроме того, эта методика психодрамы помогает сблизиться всем участникам психодрамы.

4. Отражение. Наверняка те, кто ходит в театральные кружки, сталкивались с упражнением «Покажи другого», вот в этом и суть следующей методики.

Участники группы показывают «главного героя» – как они видят и чувствуют его. Благодаря этому можно со стороны увидеть свои ошибки, это позволяет чему-то научиться, что-то перенять у других.

Какой метод выбрать, какова будет их последовательность, выбирает только сам ведущий.

Выбор упражнений

Во время психодрамы некоторые из участников могут быть выведены из игры из-за психологической защиты. Чтобы предотвратить это и способствовать скорейшему разрешению проблемы, были разработаны специальные упражнения. Эти упражнения проводятся в начале психодрамы и помогают членам группы быть более открытыми перед всеми:

  • Ролевая игра.
  • Сон. Для понимания значения снов.
  • Шахматная доска. Для того чтобы узнать отношения, в которых находятся участники группы.
  • Семья. Для выявления внутрисемейных отношений между членами семьи.
  • Без реплик. Необходимо высказать свое мнение друг о друге, отведя взгляд в сторону.

Психотерапия ли это

Может быть, психодрама – это не психотерапия, а обучение умению подвергать анализу свои чувства и эмоции? Сама структура и методы напоминают развивающий тренинг. Давайте разбираться.

Допустим, человек воспринимает происходящее не эмоциями и ощущениями, а холодным разумом – тогда это не что иное, как обучение, это тренинг. А если этого же человека выдернуть из его переживаний и окунуть в новое состояние, в котором он окажется беспомощной жертвой, которой требуется спасательный круг? Здесь уже однозначно психодрама, необходима психологическая помощь.

Все зависит от внутреннего и эмоционального состояния отдельного человека. Зависит от ситуации и проблемы, которая имеется в виду. От клиента зависит все.

Каков смысл психодрамы? Психодрама полезна, она необходима людям, у которых проблемы с окружающими и с самими собой.

Там, в психодраме, проигрывая и проживая определенные свои переживания и жизненные ситуации, человек раскрывается. Он раскрывается сам себе, постигает непознанные грани, хотя это было для него недосягаемо раньше.

Он проживает и получает новый урок. Учится новым способам налаживания отношений с другими людьми и с собой. Учится находить общий язык.

Психодраме подвластен любой возраст. Успех будет только в случае непрерывной работы и при наличии хорошего специалиста. Необходимо умение тонко подбирать те или иные техники и методики для разных групп и конкретных ситуаций.

Достижения психодрамы налицо – практика многих лет показала, что польза весьма ощутима. Психодрама получила свое развитие во многих странах, в том числе и в нашей стране. Многие психологи совершенствуют ее и добавляют новые методики по сей день.

Психодрама показала себя как действенный механизм терапии человеческого внутреннего мира и помощи в решении проблем. Считаем, что такой практике следует доверять всецело. Автор: Вера Иванова



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!