Что значит идти против рожна. Захар! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна

Самарская быль

Алексей Солоницын

«Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли», – сказал мастер политической интриги француз Шарль Талейран.

У нас же привыкли руководствоваться другим понятием о назначении языка и произносимых нами слов, даже порой не зная, что они сказаны в Евангелии от Матфея: «От слов своих оправдаешься, от слов своих и осудишься» (Мф. 12:37 ).

У каждого города есть особо чтимые места, которые и есть его лицо, его «визитная карточка». По колокольне монастыря в честь Иверской иконы Богоматери, по его церквям и еще по кафедральному Воскресенскому собору, который высился за монастырскими святынями, находясь неподалеку, и узнавалась Самара.

В безбожные годы снесли и знаменитый на всю Россию собор, и колокольню, и храмы Иверского, оставив лишь здание трапезного храма. В нем разместились кабинеты Дома ученых, которые занимались распространением знаний – разумеется, соответствующих марксизму-ленинизму. А там, где был погост и захоронения самых выдающихся граждан Самары, возвели жилой дом, в котором поселили самых видных жителей новой Самары – то есть управленческий аппарат во главе с первым секретарем обкома КПСС..В наши сегодняшние времена квартиры в «обкомовском» доме стали покупать самые богатые жители Самары, так как «отцы» упокоились, а их дети предпочли выгодно продать доставшееся им жилье. Квартиры в «престижном доме», из окон которого открывался чудесный вид на Волгу, теперь принадлежали предпринимателям, или бизнесменам, как их стали называть на капиталистический манер.

Среди них особенно выделился один, который создал в Самаре сеть торговых точек, самых, пожалуй, крупных. Он-то и выкупил анфиладу просторных комнат с высокими окнами, расположенными полукругом.

Так обустраивались «новые русские», не придавая значения и другому обустройству города и государства. А возрождался мало-помалу и Иверский монастырь. Трудностей было не перечесть – спуск к Волге шел как раз мимо «дома ученых», прямо к Пивзаводу, к тому известному всей Самаре месту, которое называлось «Дно». Тут шла торговля «распивочно и на вынос», и каких только картинок тут тогда не увидишь. Неслучайно известный кинорежиссер Станислав Говорухин финал своего документального фильма «Россия, которую мы потеряли» снял именно здесь, показав, как в обнимку, шатаясь, идут от «Дна» к Волге пьяные мужчина и женщина.

Но если бы режиссер приказал своему оператору повернуть кинокамеру в противоположную сторону, на Иверский монастырь, находящийся через дорогу, то он увидел бы, как возникают, словно град Китеж из-под вод, каменные стены, первый храм в честь иконы Иверской, первый сестрический корпус.

Но режиссер ставил другие задачи, и потому если и увидел, что возрождается монастырь, то этот факт «не вписался» в ткань его в свое время нашумевшего фильма.

Сестер обители, бывшей прежде духовным центром Самары, становилось все больше, молитва их усиливалась. Особенно в самые тяжкие дни, когда, казалось, беды накроют всех с головой и уже не выбраться из-под бушующей стихии «девяностых». Назову лишь одну из них: на территории монастыря образовался так называемый «рабочий городок» с коммуналками и всеми прелестями жизни в подобных «вороньих слободках», описанных известными сатириками. Все водопроводные и канализационные коммуникации сгнили, дома ни разу капитально не ремонтировались, и когда из обувного предприятия стали возрождать прежде бывший здесь главный храм обители, сгнившие трубы вот-вот должны были прорваться. Не успели ликвидировать эту грозную опасность, как возникла новая, не менее страшная. Угол «обкомовского дома» стал оседать, грозя обвалиться. Немудрено, ведь дом построили на рыхлых грунтах, на погосте.

Обнажившиеся гробы и склепы свезли на новое место территории монастыря, где устроили некрополь. Отслужили молебен во главе с предстоятелем епархии владыкой Сергием. Перезахоронения провели совместно с учеными, которые почерпнули для своих научных работ немало ценнейших фактов, связанных с историей Самары. Убедили власти помочь строительству – для этих целей пришлось закачать огромное количество бетона в холм, построить опорную стену, чтобы «обкомовский дом» не сполз вниз.

Пришло время, и дивной красотой засиял возрожденный храм в честь чудотворной иконы Иверской Богоматери. Сюда, в обитель, где уже не теплилась, а горела неугасимая лампада веры православной, со всего города потянулись люди, вспомнив, что именно Иверский монастырь был центром духовной жизни губернии.

А настоятельница монастыря, матушка Иоанна (Капитанцева), как начала святое дело возрождения обители, так и продолжила его.

Настало время возведения колокольни, с которой мы и начали наш рассказ. Ведь и сама колокольня, и ее особенные звоны служили опознавательным знаком Самары, ее духовным символом, были радостью для горожан.

Тот самый бизнесмен, который занял анфиладу комнат в «обкомовском доме», крайне раздражился, увидев из своих высоких окон, что колокольня строится напротив его апартаментов. Ему бы порадоваться, что звоны, которые лечат болящих, будут лететь прямо к нему, что колокольня будет не закрывать ему вид на Волгу, а, наоборот, украшать, как в былые времена, и панораму всего города, и обзор из его окна. Но он рассудил иначе. Посыпались письма в самые разные инстанции. Ему объяснили, что земля, на которой возводится колокольня, монастырская. Что восстанавливается историческая святыня, принадлежащая монастырю более 150 лет.

Тщетно!

«Захар», так называли бизнесмена и его торговые комплексы, никак не мог согласиться с тем, что его железная воля наткнулась на камень, который он не может сдвинуть с места.

Исчерпав все аргументы, которые приводятся в законном порядке, он прибег к тому, который используется в его мире как самый действенный.

Когда мне поручено было написать о матушке Иоанне, ее келейница рассказала вот что:

– Однажды глубокой ночью раздался звонок в дверь игуменского дома. Звонок настойчивый, требовательный. Я вышла. Смотрю: на пороге стоят двое с автоматами, а между ними сам Захар. Говорит: «Зови свою начальницу». Я к матушке: так и так. Она встала с постели, оделась. Говорит: «Иди открой. Ничего не бойся». Вышла к незваным гостям. Захар принялся грозно так матушку бранить и нецензурно, матом. «Если, говорит, ты стройку не прекратишь, мы тебя уберем». И опять матом. И опять грозить. Я вам скажу, что ни один мускул на лице матушки не дрогнул. Она спокойно так всё выслушала и говорит: «Ты ведь не меня бесчестишь, а Саму Богородицу. Одумайся». В ответ он опять пригрозил и только после этого ушел со своими автоматчиками. Я тогда подумала: «Вот это да, вот это матушка наша! Вот у кого мы должны учиться, как в вере стоять. Вот что значит воин Христов».

– После этого случая узнаём, что этот Захар уехал отдыхать на Лазурный берег во Францию, – продолжила рассказ келейница. – И вот там между ними, этими бизнесменами, произошла перестрелка. И этому Захару пуля попала прямо в язык. Пришлось половину языка отрезать. А потом, уже в другом месте, его расстреляли насмерть.

Я навел справки, прежде чем публиковать очерк о матушке Иоанне. Действительно, в известного самарского предпринимателя стреляли дважды. Первый раз пуля попала в щеку, прошла навылет, повредив язык. Второй раз, на пляже в Марселе, «Захар» в криминальных «разборках» был убит.

С колокольни Иверского монастыря открывается чудесный вид на Волгу, на город. Конечно, не всё в моем городе так, как хотелось бы. «Свечки» построили вдоль набережной и закрыли тем самым вид на старую, исконную Самару. Что поделаешь, многие предприниматели воюют за выгодные, особо привлекательные места поближе к Волге, забывая, что такие города, как наш, поднимались от реки ярусами, не закрывая один дом другим. Но ничего, зато красуется на высоком откосе храм во имя Георгия Победоносца, построенный к 2000-летию рождения Спасителя и к юбилею Победы. Высится и колокольня Иверского, и ее звоны зовут к молитве в самом центре моего города. Звонарь – невысокая, худенькая матушка – звонит прекрасно: у нее замечательный музыкальный слух.

Я слушаю эти звоны , смотрю на колокола и вижу, что у каждого из них есть язык, как и у человека. И этот язык зовет во храм, ко Господу, к Пресвятой Богородице, Которая, как глубоко убеждена матушка Иоанна, и является Игуменией монастыря.

А язык «празднословный и лукавый», как сказано у Александра Сергеевича Пушкина в знаменитом «Пророке», вырывается с корнем.

Иногда и в прямом смысле, как это и произошло у нас.

ПРИМЕЧАНИЕ

Захар! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна

.
Иногда рожон использовался как оружие. Например, израильский судья и воин Самегар убил «воловьим рожном» 600 филистимлян (Суд. 3:31 ).

.
В Священном Писании этот пастуший инструмент нередко упоминается в образных выражениях. Так царь Соломон написал, что «слова мудрых - как воловьи рожны», потому что они могут побудить человека принять правильное решение (Эккл. 12:11).

.
Воскресший Иисус тоже использовал слово «рожон» в переносном смысле. Он сказал Савлу: «Трудно тебе идти против рожна». Его слова рисуют образ упрямого животного, которое не идет туда, куда хозяин направляет его рожном. Савл, проявив мудрость, последовал совету Иисуса, изменил свой жизненный путь и стал апостолом Павлом.

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 8, ст. 40; глава 9, ст. 1&ndash19.

8:40. А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию.

9:1. Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику

9:2. и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.

9:3. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.

9:5. Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

9:6. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.

9:7. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.

9:8. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск.

9:9. И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

9:10. В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.

9:11. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,

9:12. и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.

9:13. Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;

9:14. и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.

9:15. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.

9:16. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.

9:17. Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа.

9:18. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился,

9:19. и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.

(Деян. 8, 40 - 9, 19)

Дорогие братья и сестры, мы подошли к 9-й главе книги Деяний святых апостолов. Это прекрасная глава, потому что в ней рассказывается о том, как был обращен ко Христу великий апостол Павел.

До 9-й главы действие книги происходит в основном в Иерусалиме, немного в Самарии. Основными действующими лицами были апостолы из числа двенадцати, в основном речь шла о Петре и Иоанне. Петр является самым дерзновенным из апостолов, больше всех проповедует (по крайней мере, его речи зафиксированы в книге Деяний). Также говорится о семи избранных диаконах. Когда идет речь об избиении камнями первомученика Стефана, то впервые упоминается человек по имени Савл, это греческая транслитерация еврейского имени Шауль или Саул (мы помним, что в Ветхом Завете был великий царь Саул), а римский вариант этого имени - Павел. В книге Деяний он называется пока еврейским именем. Видимо, апостол Лука хотел сохранить символику: пока Савл был гонителем христиан, он называется еврейским именем, как ревностный последователь своих отеческих преданий (сам Павел называет себя так в Послании к Галатам), а когда Савл становится миссионером, проповедником Евангелия, в книге Деяний его называют уже Павлом.

9-я глава рассказывает нам о том, что этот ревнитель фарисейских, отеческих преданий гнал христиан, помогал фарисеям и первосвященникам «задавить на корню» распространявшееся христианство. Действительно, он был очень ревностным человеком: даже пошел в Дамаск, чтобы там найти христиан, привести их в Иерусалим и наказать.

1. Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику

2. и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению (то есть христианскому), и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим.

Дальше идет ключевой момент в судьбе апостола Павла и, на самом деле, в судьбе всего христианства. Ведь Павел - это человек, который вывел христианство за пределы Иудеи, так как Самария была все же близлежащей территорией, а случай с ефиопским евнухом единичный. В том, что христианство распространилось по всей Римской империи, невероятная заслуга Павла. Конечно, все творилось силой Духа Святого, но Павел был избранным сосудом .

3. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.

5. Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

Наверное, это самый трепетный и умилительный момент - Иисус Христос явился Савлу. Причем когда апостол Павел писал об этом явлении в своих посланиях, он говорил, что ему явился живой Иисус Христос, воскресший в Своем духовном теле (времени после Вознесения прошло достаточно). Именно тогда Иисус открыл ему, что такое христианство, радостная весть и водимость Духом Святым. Поэтому апостол Павел считал, что он не меньший апостол, чем остальные, ведь он реально встречался с живым Христом.

Иисус обращается: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Павел, тогда еще Савл, ослеплен, поскольку Воскресший Господь - это Свет. Он говорит: кто Ты, Господи? И Господь Иисус Христос ему отвечает: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна . Очень интересные слова. Рожон - это острая палка, которая использовалась в сельском хозяйстве для управления животными, работавшими на пашне. Она устанавливалась определенным образом, и если животные шли против этого рожна, они натыкались на него телом и это причиняло им боль. Из-за боязни напороться на эту острую палку животное шло в нужном направлении. Даже у нас в быту есть выражение: «Что ты лезешь на рожон?». Зачем лезть на эту острую палку, когда проще и правильнее идти в ту сторону, где нет рожна? Здесь то же самое: Трудно тебе идти против рожна . Павел искренне искал Бога Живого, думал, что служит Истине, а на самом деле в своем рвении шел против рожна, напарывался на эту острую палку, не находя Истины. Поэтому Господь ему говорит: «Не туда ты идешь! Повернись, куда Я тебе укажу, и ты найдешь истину, не будешь идти против рожна и терзать свое тело».

Истинный путь - это путь сердца, он открывается перед человеком, когда раскрываются его духовные очи, и становится понятно, куда ему идти. Да, путь Павла впоследствии будет связан со страданиями, скорбями, искушениями, со смертью, это путь тернистый, но это путь сердца, встав на который, человек уже не может идти другим путем, поскольку там уже нет выбора. Дух Святой позвал человека, и он идет уже не против рожна, а туда, куда надо, даже если это связано со скорбями.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Рожон

рожо н , рожна, муж. (обл. устар. ). Острый кол, укрепленный в наклонном положении.

Лезть (итти) на рожок (разг. ) - предпринимать заведомо рискованные действия, обреченные на неудачу и сулящие неприятности. Ни рожна (прост. вульг. ). - ничего. Ни рожна не дам тебе. Какого рожна (надо, не достает)? (прост. вульг. ) - что еще нужно? «Какого еще им рожна надобно?» А.Тургенев . «Вам какого еще рожна не достает? - сердилась мать.» Г.Успенский . Против рожна (итти, переть; прост. «Я сказал себе: никогда не прать против рожна.» Салтыков-Щедрин . Против рожна не попрешь. На какой (или кой) рожон (прост. вульг. ) - зачем, на что? На какой рожон ты звал меня с собой?

Фразеологический словарь русского языка

Рожон

Какого рожна ? прост. - почему?

Какого рожна (надо, не хватает, просит и т. п.)? прост. - что еще?

Лезть (или переть и т. п.) на рожон, против рожна переть прост. - предпринимать что-либо заведомо рискованное, обреченное на неудачу

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Рожон

(Деян 9:5) - длинная заостренная палка, которою погоняют волов. Смысл выражения - «трудно идти против рожна» было пословицею, получившей свое начало из того, что отставшие от стада волы часто натыкаются на рожон, т. е. подгоняются острием конца палки и, получая от того чувствительную боль, ускоряют ход за стадом. Вследствие этого пословица означает глупость и безумие людей, сопротивляющихся повелению власти или увещанию своей совести. Большинство языческих писателей приводят эту пословицу в дружеских кружках, чтобы показать нелепость подобного сопротивления.

Фразеологический словарь (Волкова)

Рожон

Лезть (идти ) на рожок (разг. ) - предпринимать заведомо рискованные действия, обреченные на неудачу и сулящие неприятности.

Хватит лезть на рожон!

Ни рожна (простореч. вульг. ) - ничего.

Ни рожна не дам тебе .

Какого рожна (надо, не достает )? (простореч. вульг. ) - что еще нужно?

Какого еще им рожна надобно? Тургенев.

Вам какого еще рожна не достает? - сердилась мать .. Успенский.

Против рожна (идти, переть; простореч. ) - действовать с негодными средствами против силы, когда все действия заведомо обречены на неудачу.

Я сказал себе: никогда не прать против рожна . Салтыков-Щедрин.

Против рожна не попрешь .

На какой (или кой ) рожон (простореч. вульг. ) - зачем, на что?

На какой рожон ты звал меня с собой?

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Рожон

, жна , м.

Заостренный шест, кол; вертел.

* Татарин ворочал на рожнах бараньи катки с тестом. // Гоголь. Тарас Бульба //.; [Дикой :] Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости, Господи, обороняться . // Островский. Гроза // *

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Рожон

рож’он (Суд.3:31 ; 1Цар.13:21 ; Деян.9:5 ; Деян.26:14 ) - заостренный шест (·возм. , с металлическим наконечником), которым погоняют быков, волов.

Словарь Ожегова

РОЖО Н, жна, м. (стар.). То же, что (в 1 знач.). С рожном идти на когон. (вооружившись колом).

Пск. Сопротивляться, противостоять какой-л. большой силе. СПП 2001, 65.

  • - Ср. Я-то сочувствую, да вот... Нельзя ""... Салтыков. Мелочи жизни. 2, 1, 2...
  • - Разг. Действовать наперекор сложившимся традициям, мнениям. ФСРЯ, 183; Ф 2, 49; ЗС 1996, 499...
  • - МОЛОДЕ́-, -дца́,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - не должно - противиться общему порядку Ср. Плыть по течению...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Идти противъ теченія не должно - противиться общему порядку. Ср. Плыть по теченію...
  • - Противъ рожна прати. Ср. Я-то сочувствую, да вотъ... Нельзя «противъ рожна прати»... Салтыковъ. Мелочи жизни. 2, 1, 2...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - ИДТИ ПРОТИВ СОВЕСТИ. ПОЙТИ ПРОТИВ СОВЕСТИ. Разг. Поступить вопреки своим нравственным принципам, убеждениям. Да сверх того они в состоянии сознательно идти против совести из слабости на известных пунктах...
  • - ИДТИ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ. ПОЙТИ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ. Книжн. Экспрес. Поступать наперекор принятым правилам, привычкам, традициям...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Прост. Экспрес. Предпринимать что-либо, заведомо обречённое на неудачу. Условия я не подписал, но всё же раз в «Ниве» существует такой порядок, то стоит ли переть против рожна...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Устар. Действовать, идти против силы, обрекая себя на неудачу, провал. Ведь трудно, милый мой, нам прать против рожна! ...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См....
  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. УМ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Ворон. Зачем, для чего? СРНГ 35, 156...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Прост. То же, что лезть на рожон 1. ФСРЯ, 391; БМС 1998, 495; БТС, 820; Ф 2, 41, 85...

    Большой словарь русских поговорок

  • - прил., кол-во синонимов: 9 подвергнувший себя опасности подвергнувший себя риску полезший в петлю полезший на рожон поперший на рожон пошедший ва-банк пошедший на риск ...

    Словарь синонимов

"Идти против рожна" в книгах

«Идти, идти, в заботах и слезах…»

Из книги автора

«Идти, идти, в заботах и слезах…» Идти, идти, в заботах и слезах, Но что же мы в природе изменили? Все так же зимний ветер пыль метет И леденит фиалки на могиле. Идти, идти, в заботах и слезах, Всему на свете узнавая цену, И все, что погибает на глазах, И все, что поднимается на

«С большевистской решительностью поднимайтесь все в бой под руководством коммунистов против всякого национализма, против фашизма, против империалистической войны»

Из книги По следам легенды автора Корнешов Лев Константинович

«С большевистской решительностью поднимайтесь все в бой под руководством коммунистов против всякого национализма, против фашизма, против империалистической войны» Даже самые опытные агенты охранки не смогли установить, когда и как уехал товарищ Олекса через

1941–1950 годы «НКВД – это вам не польская полиция. На большого зверя нужно идти с топором. Мы будем бороться и против Гитлера, Сталина и всех оккупантов». УПА в бою и резне со всеми

Из книги Степан Бандера в поисках Богдана Великого автора Андреев Александр Радьевич

1941–1950 годы «НКВД – это вам не польская полиция. На большого зверя нужно идти с топором. Мы будем бороться и против Гитлера, Сталина и всех оккупантов». УПА в бою и резне со всеми Создание УПАРоевой сотни особого назначения Украинской Повстанческой Армии, псевдо «Вихрь», в

24.5. С вором идти против вора

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

24.5. С вором идти против вора Господин Ван ехал на автобусе домой. В тот день он получил причитающиеся после нового перерасчета зарплаты деньги, почти 1000 юаней (около 240 марок). Вот жена обрадуется, думал он. Выходя из автобуса, он почувствовал, как кто-то лезет к нему карман.

3. Заговор сицилийских баронов против императора и его подавление.- Военные успехи Фридриха. - Витербо и Флоренция подчиняются его власти. - Положение дел в Риме. - Письмо сенатора к папе с напоминанием о возвращении. - Папа жалует роду Франджипани в ленное владение Тарент. - Император хочет идти па

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Заговор сицилийских баронов против императора и его подавление.- Военные успехи Фридриха. - Витербо и Флоренция подчиняются его власти. - Положение дел в Риме. - Письмо сенатора к папе с напоминанием о возвращении. - Папа жалует роду Франджипани в ленное владение

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Запад против востока. Западники против славян. Славянофилы против западников

Из книги Террористическая война в России 1878-1881 гг. автора Ключник Роман

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Запад против востока. Западники против славян. Славянофилы против западников Давно существует ошибочное мнение, что противостояние славянофилов и западников возникло в России в 30-40-х годах 19-го века и это спор интеллектуалов, интеллигентов по поводу оценки

Идти или не идти – вот в чем вопрос

Из книги Преимущества интровертов автора Лэйни Марти

Идти или не идти – вот в чем вопрос Нет удовольствия в том, что нечего делать. Вся прелесть в том, что дел полно – и ничего не нужно делать. Мэри Литтл Интровертов часто раздирают внутренние противоречия: идти или не идти на какое-то общественное мероприятие. Все мы

Что будет, если идти против потока

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора

Что будет, если идти против потока Если же это невозможно и вы все же добиваетесь нужного вам результата, снося по дороге массу препятствий, - скорее всего, это добром не кончится. Дело в том, что через препятствия и трудности Жизнь указывает нам на то, что мы чего-то не

ИДТИ ПРОТИВ ПРИРОДЫ - ЭТО ТОЖЕ ПРИРОДНОЕ СВОЙСТВО

Из книги Анархизм и другие препятствия для анархии автора Блэк Боб

ИДТИ ПРОТИВ ПРИРОДЫ - ЭТО ТОЖЕ ПРИРОДНОЕ СВОЙСТВО Рецензия на: Роберт Антон Уилсон. Естественный Закон, или Не натягивай резинку на стручок. Порт Таунсенд: LoompanicsUnlimited, 1987.Это остроумное полемическое выступление куда познавательнее (и куда занятнее), чем можно

«НЕЛЬЗЯ ИДТИ ПРОТИВ СОВЕСТИ»

Из книги 2008_38 (586) автора Газета Дуэль

«НЕЛЬЗЯ ИДТИ ПРОТИВ СОВЕСТИ» Его правый хук внушал противникам ужас, а фанатов приводил в настоящий восторг: любители бокса по всему миру с нетерпением ждали Олимпиады в США, на которой Теофило Стивенсон имел все шансы стать чемпионом в четвертый раз, и лишь большая

Как понимать слова, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей тьмы века сего»?

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Как понимать слова, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей тьмы века сего»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряУже в самом начале бытия мира, когда древний искуситель нашел вход в сердца наших прародителей, и

35. При сем Иудеи говорили между собою: куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? Не хочет ли Он идти в Еллинское рассеяние и учить Еллинов? 36. Что значат сии слова, которые Он сказал: будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти?

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

35. При сем Иудеи говорили между собою: куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? Не хочет ли Он идти в Еллинское рассеяние и учить Еллинов? 36. Что значат сии слова, которые Он сказал: будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти? Слова Христа об

2. Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

2. Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством. По воле Господа, в Египте начнется междоусобная война. И действительно, уже при жизни Исаии нижний Египет распался на несколько царств,

Глава 9 Не идти вперед – значит, идти назад Non progredi est regredi Рассказ Татьяны о бесконечных отношениях и бесконечных разрывах, в которых так и не поставлена точка

Из книги Русские семьи счастливы по-своему автора Покусаева Олеся Владимировна

Глава 9 Не идти вперед – значит, идти назад Non progredi est regredi Рассказ Татьяны о бесконечных отношениях и бесконечных разрывах, в которых так и не поставлена точка Однажды в чайхане какой-то пожилой человек начал навязчиво давать всевозможные советы Ходже

Можно идти против потока

Из книги Быть богатым, что вам мешает автора Свияш Александр Григорьевич

Можно идти против потока Наличие больших проблем вовсе не означает, что вы обречены на неудачу, вовсе нет. Займите позицию игрока и упрямо идите к своей цели, невзирая на встречающиеся трудности и не впадая в негативные переживания. И тогда ваше упорство будет


Прошло больше года, как служителей Иеговы (далее – СИ) объявили «язвой общества» (Деяния 24:5). Итак, чего добились те, кто их запрещал? И что имеют сами СИ? Самое время подвести результаты.

Да, сегодня их молельные дома пусты, некоторые даже аннексированы. Им нельзя встречаться открыто, как это было ранее. Их публикации под запретом. Некоторых христиан задерживают. Идут судебные процессы. И в общем-то, это все, чего смогли добиться их противники. Ничего нового, ничего странного: классический пример религиозных гонений, через которые прошли и первые христиане. Все идет именно так, как описал Иисус:

«Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Иоанна 15:20).
«Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства» (Луки 21:12,13).


Сегодня очевидно, что слова Иисуса находят свое точное исполнение. Христиане «освящены истиной» и держатся этой истины. Естественно, что за это «мир возненавидел их» и заставляет их «терпеть скорбь» (Иоанна 17:14,17; 16:33). Все логично. Ничего нового. В свою очередь христиане продолжают «сиять, как светила в мире» и не отказываются от своей веры (Филиппийцам 2:15).

Таких ли результатов ожидали те, кто выступал за гонения СИ? Помнится, один одиозный «сектовед», приветствуя решение о запрете, уверял, что в течение короткого времени число СИ «драматически понизится в три раза», так как те «потеряют интерес и очень быстро начнут разбегаться». Но массового исхода почему-то не произошло. Более того, факты свидетельствуют, что к СИ продолжили присоединяться новые. Кампания по навешиванию на СИ абсурдных обвинений явно не оправдала ожидаемого от нее эффекта. Сам по себе статус «запрещенных», скорее, повысил к ним интерес в обществе.

Один такой человек начал изучать Библию через полгода после известного судебного решения. По его собственному признанию, до того случая он лишь смеялся над «этими верующими», пресекая всякие попытки разговора с собой. При этом он живет в двух минутах ходьбы от ближайшей церкви, находящейся на соседнем перекрестке. На вопрос, почему он стал посещать не ее, а решил начать изучать со СИ, тот ответил просто: «Ну, так ведь все понятно: гонят-то не их, а вас!» Сейчас Библию изучает вся его семья, включая жену и дочерей, плюс об изучении попросили и их знакомые.

Говоря о гонениях, Иисус не обещал немедленного избавления своих последователей, но указал на главную причину, почему они будут допущены Богом: «Будет же это вам для свидетельства » (Луки 21:12,13). Факт в том, что преследования СИ явно посодействовали исполнению этих слов Христа. И тут следует коснуться одного важного момента. До того, как со СИ начали происходить все эти события, для многих внешних людей они отличались от других церквей, скорее, в большей степени особенностью активного благовествования – тем, что их можно было увидеть на улицах, в общественных местах или на пороге вашего дома. В то же время в понимании основной части общественности, особо не знакомой с библейскими учениями, СИ были просто одними из многих других верующих. «Баптисты, адвентисты, иеговисты…» Как-то так…

Сейчас же ситуация определенно приобретает дополнительные черты, которые ранее вообще не присутствовали в вопросе отношения к СИ. Я вижу, что все больше людей воспринимают СИ уже в новом статусе – как преследуемых за веру. Кто-то с антипатией, а кто-то, наоборот, – с интересом и даже скрытым уважением, но факт этот отрицать бессмысленно. Если раньше о СИ зачастую говорили, как о тех, кто «опять пришли со своими книжками» , то сегодня о них все чаще говорят: «это те, которых запретили» . СИ все больше воспринимаются как запрещенные за веру, как гонимые за преданность Богу и Библии, как те, кто продолжает стойко служить, несмотря на реальные угрозы. А в глазах людей это уже серьезно. «Молодцы! Успехов вам, ребята!» - такие отзывы звучат с пониманием и искренностью, даже если человек сейчас не настроен на глубокий разговор о Боге. И это уже само по себе свидетельство!

Спасибо гонителям: за последний год их усилиями сложились благодатные условия для совершения «свидетельства» (Луки 21:12,13). Телерепортажи, новости в интернет-СМИ, заявления чиновников и представителей «титульной» церкви… Даже при всем негативном характере подобных сообщений люди волей-неволей информируются о притеснении СИ. Обращения правозащитников, общественников, вкупе с регулярными международными призывами обратить внимание на ситуацию с СИ, так или иначе заставляют фокусировать взгляд на этих христианах. Разумеется, последователи Христа не будут воспринимать примеры такой поддержки в качестве некоего главного основания для решения проблем. Спасение только от Бога, а не от людей!

"Не полагайтесь на князей. На сына человеческого, у которого нет спасения... Блажен тот, чей помощник — Бог Иакова, чья надежда — на Иегову, его Бога" (Псалом 146:3,5. Восстановительный перевод).

Главное то, что тем самым исполняется заверение Христа - «Будет же это вам для свидетельства» (Луки 21:12,13). Результат этого можно наблюдать воочию. Для Бога свидетельство является самым главным. Не одобрение чиновников, не официальный статус, не религиозная недвижимость (Евреям 10:34). Главное – свидетельство! А ему не могут помешать никакие препятствия, запреты и ярлыки. Наоборот, любые попытки воспрепятствовать делу свидетельства только усиливают его. Так было в I веке, так происходит и сегодня…

Согласно Новому Завету, христиане свидетельствовали миру не только словом благовествования, но и личным примером, своей стойкой жизненной позицией в периоды испытаний. Как в прошлом, так и сегодня с ними происходит ровно то, о чем мы читаем ниже:
«Мы же всего лишь глиняные сосуды, в которых хранится такое сокровище. Поэтому очевидно, что эта безмерная сила исходит от Бога, а не от нас. Нас теснят со всех сторон, но мы не загнаны в угол. Мы в отчаянном положении, но не в отчаянии. Нас преследуют, но мы не брошены на произвол судьбы. Мы сбиты с ног, но не уничтожены. Мы всегда носим в своем теле смерть Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса явила себя в нашем теле. Нас, живых, постоянно предают смерти ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса явила себя в нашей смертной плоти. […]
Мы во всем проявляем себя истинными служителями Бога: терпеливо и стойко переносим беды, нужду, несчастья, побои, тюрьмы, бунты, изнурительный труд, бессонные ночи, голод. Мы доказываем это чистотой, знанием, стойкостью, добротой, Святым Духом, неподдельной любовью, словом истины, Божьей силой. Наше оружие - праведность, мы им и нападаем, и защищаемся. Мы готовы к чести и к бесчестью, к клевете и к доброй славе. Нас принимают за лжецов, а мы искренни. За людей безвестных, а нас знают все. За умерших, а смотрите, мы живы. Нас казнят, а мы не убиты. Нас печалят, а мы всегда радуемся. Мы бедны, а многих делаем богатыми. У нас нет ничего, а мы владеем всем» (2 Коринфянам 4:7-11; 6:4-10, перевод РБО).

С человеческой точки зрения, христиане безусловно должны были быть раздавлены мощной карательной системой. Их запрещали, лишали доброго имени, законных прав, возможностей для богослужения, их арестовывали, осуждали, бросали в тюрьмы... Казалось, после такого у них не оставалось никаких шансов. Любой другой после подобного забился бы в угол и покорно замолчал. Но они почему-то продолжали служить Богу, собираться вместе, говорить другим о своей вере. Что здесь не так? В чем гонители просчитались? Они просчитались не в выборе методов давления – здесь как раз-таки выбор имелся богатейший. Но преследующие не учли самого главного – при любых ухищрениях противников Бог всегда будет действовать на опережение; он всегда будет идти на несколько шагов впереди них, поддерживая при этом своих служителей! Воспрепятствовать Ему в этом, тем более идти против Него, невозможно! Потому, что "трудно идти против рожна" (Деяния 26:14,15). Вот эту глубокую истину ученики Христа осознавали очень четко, что давало им сил выстоять:

«Мы же всего лишь глиняные сосуды, в которых хранится такое сокровище. Поэтому очевидно, что эта безмерная сила исходит от Бога, а не от нас» (2 Коринфянам 4:7, перевод РБО).

Христиане выстаивали в испытаниях не потому, что были якобы «сильными по плоти», супер-бесстрашными. Наоборот, Библия говорит, что среди учеников Иисуса таковых было совсем «не много» (1 Коринфянам 1:26-29). Сами по себе они были не более чем слабыми «глиняными сосудами» . Но зато внутрь их Бог вложил свою силу, которая и формировала их веру, делая непоколебимыми во время преследований (1 Коринфянам 1:25; 1 Иоанна 5:4).

В свою очередь стойкость и вера христиан были хорошим свидетельством для внешних людей, которые наблюдали и делали соответствующие выводы. Организованные гонителями преследования поневоле заставляли общество говорить о последователях Иисуса.
«Мы неизвестны, но нас узнают» (2 Коринфянам 6:9).

«Ведь мы стали зрелищем для всего мира - и для ангелов, и для людей» (1 Коринфянам 4:9, перевод РБО).

«Среди поношений и скорбей служа зрелищем для других» (Евреям 10:33).

Сегодня в случае с СИ ситуация выглядит аналогичным образом: люди наблюдают за происходящим и тоже делают выводы. Многие начинают понимать: если СИ готовы пострадать, но не отказаться от своей веры, значит эта вера действительно имеет серьезные основания. Причем, сейчас это сильно выделяет их на фоне других церквей. Теперь про СИ говорят не как об «одних из верующих» , но как о «тех самых верующих» . И это тоже факт!

Итак, христиане, действительно руководимые святым духом, четко осознают следующие истины:

У Бога всегда все под контролем. На небе никогда не бывает паники. Поэтому и его служителям ни при каких угрозах в панику впадать не стоит (Псалом 27:1; Исаия 41:10; Евреям 13:6).

Любые попытки воспрепятствовать делу Божьего свидетельства изначально обречены на провал. Это не значит, что чинимые гонителями запреты будут тут же отменены. Но это значит, что даже ситуацию с запретом Бог обернет угодным для себя образом, предоставив новые возможности для свидетельства (Исход 9:15,16; Иисус Навин 2:10).

Периоды преследований сами по себе всегда уникальны, потому что они содействуют особому эффекту в свидетельстве внешним людям, осознанию гонителями тщетности их действий, а также укреплению веры самих христиан (Матфея 5:11,12; Деяния 26:14,15; 2 Коринфянам 2:14-16; 1 Петра 4:12-14).

Преследования служат проверкой для каждого, кто называет себя учеником Иисуса. Они выявляют, кто есть кто на самом деле: кто полновесное «зерно», а кто легковесная «мякина», быстро сдуваемая ветром испытаний (Луки 3:17; 8:12-15; 22:31,32).

Гонения мобилизуют христиан, сплачивая их дух. Они обучаются служить Богу не только в «благоприятное время», но и в «неблагоприятное» (2 Тимофею 4:2).

Преследования содействуют возвращению в собрание тех, кто когда-то отдалился от соверующих. Кроме того, они побуждают бывших интересующихся вновь начать изучать Библию (Луки 22:31,32; Деяния 4:1-4; 6:7).

Гонения христиан меняют отношение к ним со стороны многих внешних людей, которые все больше воспринимают их в качестве преследуемых за веру в Бога и Христа (Деяния 2:47,48; 2 Евреям 10:32,33).

А потому…
«Братья, радуйтесь, когда вы сталкиваетесь с различного рода искушениями. Вы знаете, что испытание вашей веры вырабатывает стойкость, а стойкость должна настолько возрасти в вас, чтобы вы могли быть зрелыми и цельными, без всяких недостатков» (Иакова 1:2-4, Новый Русский Перевод).

«Бог дал нам не духа боязни, но духа силы, любви и самообладания. Потому не стыдись свидетельствовать о Господе нашем и… полагаясь на Бога, участвуй со мной в страданиях за благовестие» (2 Тимофею 1:7,8, Заокский перевод).

«Проповедуй слово Божье. Будь готов исполнить свою задачу, когда это тебе удобно и когда неудобно» (2 Тимофею 4:2, Современный перевод).


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!