Что значит вечный студент. В помощь школьнику

Петенька Трофимов, выдуманный Чеховым, и сейчас гуляет по России. Другой вопрос, что он несколько изменился: "вечноучащийся" может оказаться в юбке, увлекаться эротическими техниками и даже мечтать о сцене. Главное - он всё также постоянно учится. Маниакально. Лайф о том, что скрывается под личиной бесконечного образования и что делать, если вы заучились.

Как утверждают психиатры, треть населения не нашла себя ни в профессии, ни в призвании. Эти люди хотят постоянно учиться: у одних это может перейти в психопатию, а у других никакой "гонки" нет. Поэтому далеко не все вечные студенты заметны. Люди таким образом бегут от одиночества или пытаются, попробовав себя в чём-то новом, наконец-то определиться с работой.

Оказывается, основная причина непрекращающейся учёбы - семейные наставления. "Ты должен быть врачом!", "Нормальные люди не идут в театр!", "Ты не будешь ходить в музыкальную школу - ты мальчик!" - это приводит к тому, что в будущем дети не смогут найти себя. По словам специалистов, заучиться могут все - неважно, есть у человека семья или нет.

Не хватает. Учиться, чтобы не чувствовать себя одиноким

Довольной жизнью, как может показаться сначала, Ольге - 34 года. Она работает в консалтинговой компании, получает больше 100 тысяч рублей в месяц и, живя в одиночестве, может все деньги тратить только на себя. Но она носит одежду из синтетики - что-то покупает в переходах метро, что-то на рынке, иногда в дешёвых магазинах. Она не ходит в рестораны и кафе (разве что в "Макдоналдс"), редко ездит за рубеж. Большая часть заработка уходит "на образование".

Ольга учится актёрскому мастерству, двум языкам, ходит на пилатес, гимнастику, йогу, секс-тренинги и курсы личностного роста. Все эти занятия она меняет, как перчатки, хотя хотела бы так переключаться с мужчины на мужчину.

Вся неделя женщины расписана: ещё до работы она может пойти в спортзал, а вечером - позвонить репетитору по чему-нибудь. Это неважно. Выходные вовсе превращаются в гонку: из дома Ольга выходит в 10-11 утра, а приходит спустя 8-9 часов. Её "всё устраивает". Ну, почти всё.

Женщина никогда не была замужем и у неё нет пока детей. Ольга убеждена, что с ней что-то не так, но если она будет всё уметь, то непременно станет кликабельней в Tinder и привлекательней на рынке невест.

В режиме нон-стоп курсов "учащаяся" уже шестой год. Слава богу, заработок позволяет. Однако на занятиях с мужчиной своей мечты она пока так и не познакомилась, а полученные навыки в консалтинге ей пока не пригодились.

Иногда Ольга сдаётся и плачет. Почти у всех подруг уже есть семьи, а потому развлекаться и забываться приходится самой.

Руководитель Центра экстренной психологической помощи Михаил Виноградов утверждает, что такие женщины не страдают от своих увлечений, они таким образом ищут мужчину и пытаются найти спутника и, как следствие, саму себя.

- Нужно либо найти мужчину, чтобы успокоиться, либо пойти к специалисту. Это, конечно, не болезнь, но идея, с которой можно так до старости проходить. При этом, как и в других случаях с вечными студентами, причину нужно искать в воспитании. Девушка не может определиться с выбором пути, отсюда неуверенность и невозможность создать семью.

Сексолог, психиатр Александр Полеев считает, что основополагающая причина постоянной "учёбы" - сексуальная неудовлетворенность. Если у человека есть постоянный любовник, то ему не нужно никак сублимировать.

- Это достаточно частая проблема молодых, неустроенных женщин (старше 27 лет). Несмотря на то что такие дамы образованны и хорошо зарабатывают, есть некие личные качества, которые мешают им устроить личную жизнь. И девушки рассчитывают, что курсы или тренинги в этом им как-нибудь помогут, - сказал Полеев. - Мой опыт говорит, что тренинги - это неплохо. Масса девочек, ранее "психологически неуклюжих", повышали таким образом самооценку, учились общаться и знакомиться.

Однако нужен психолог, который скажет, какой тренинг (психологический или нет) вам поможет. От женщин может исходить неуверенность, из-за чего мужчины после секса могут их сразу оставлять. Неинтересно, и вот тут надо сексологу разбираться - почему так, какие занятия нужны, в чём корень проблемы. Просто так постоянно что-то учить и забивать себе курсами голову не стоит - пустая трата денег.

Как рассказал член Гильдии маркетологов Андрей Милехин, целый сегмент курсов и тренингов рассчитан на "одинокую аудиторию".

- Это такая целевая группа. Причём, как правило, это люди, имеющие большой доход и свободное время. Речь идёт о курсах, связанных с личностным ростом, установлением межличностных отношений, тренингах, с помощью которых можно не просто приобрести знания, но и, возможно, новый социальный статус, - говорит Милехин. - Сейчас, благодаря прогрессу, у человечества появилось огромное количество пустого времени. А чем его заполнять - неясно (не было продумано это), поэтому мы начали заполнять его телевизором и Интернетом.

Шабашник. Учиться, чтобы наконец-то "выстрелить"

За 32 года Игорь так себя и не нашёл, зато везде попробовал. Как признаётся мужчина, он всегда хотел стать "звездой", а поэтому в 27 лет он ходил на курсы вокала, актёрского мастерства, танцы, несколько раз пытался попасть на "Фабрику звёзд", пробовал писать статьи для газет, а ещё научился отдельно множеству профессий.

Пока я ещё не стал известным, мне неважно, где работать. Вообще по профессии я инженер (этого хотели родители, и я не отказал), но это не моё. Я не ходил на пары вообще. Закончил на тройки и забыл. Я работал официантом, кассиром, грузчиком, барменом, консультантом в разных магазинах. Во многих компаниях я, конечно, проходил обучение, поэтому во многом разбираюсь. Могу и одежду подобрать человеку, и духи, и косметику, - рассказывает Игорь. - Однако долго я нигде не работал ещё. Просто не моё это. Я хочу заниматься творчеством, у меня есть талант, но никто не видит. Но я уверен, что ещё получится - меня заметят.

Игорь в этом был убеждён в 18 лет, и он искренне в это верит в свои 32. Стоит при этом сказать, что у мужчины нет семьи - он считает, что пока рано. "Да и всё не то".

Мужчина берётся за новое дело, но угасает так же быстро, как и воспылает к новому ремеслу. Игорь считает, что его "уникальность" должны сразу заметить, но этого не происходит ни на одной работе и ни на одних курсах. Его бывшие коллеги говорят, что "он - мальчик который не вырос".

По словам психиатра Михаила Виноградова, "маниакальное желание стать известным" связано с тем, что человек вовремя не "оторвался от семьи".

Раньше было понятие - психопаты, теперь их называют акцентуированными личностями. Здесь очевидно, что семья рекомендовала сыну выбрать определённый "правильный" путь, который не подошёл чаду. Немало известных певцов, музыкантов, художников нашли себя, потому что вовремя оторвались от семьи, от гнёта. Здесь так не получалось, - говорит Виноградов.

Патологическое студенчество. Учиться, чтобы учиться

36-летняя Елена недавно закончила медицинский техникум. Получать среднеспециальное образование женщина решила, чтобы "научиться правильно делать прививки своему ребёнку" - на это Лена потратила 4 года. Надо сказать, что отучилась мамочка на "отлично". Как поясняет новоявленный медик, она только после 25 поняла, как классно учиться, а потому теперь "остановиться сложно".

Вообще Лена закончила МГУ, а сейчас учится ещё и в аспирантуре (соискателем учёной степени женщина решила стать два года назад). К 36 годам вечная студентка научилась искусству массажа, свободно говорить по-английски, наращивать самостоятельно ногти. И большую часть жизни (родители помогают) девушка не работала, а если и шла зарабатывать, то "для души".

У меня должно быть время, чтобы учиться. Мама это понимает, - рассказывает женщина. - Я чувствую себя удовлетворённой, когда начинаю в чём-то разбираться, получаю оценки...

Сейчас Елена хочет получать второе высшее - стать врачом. И её не пугает тот факт, что учиться придётся не меньше 6 лет.

Психиатр Михаил Виноградов говорит, что "учёба ради учёбы" - патология.

Это навязчивое стремление. Такие люди себя не находят и не найдут, если им также не обратиться к специалисту (если они признают проблему). Учёба должна быть для того, чтобы она помогала развиваться в каком-то одном направлении или хотя помогла определить жизненную позицию. Тут такого нет, знания особо в жизни не будут применяться. Нужно разбираться со структурой личности, с тем, что человек действительно может и хочет. Пока последнее не определено, есть метания в таком зрелом возрасте, результатов от учёбы никаких не будет.

Айтишник, который хочет писать о путешествиях, менеджер, которая тратит всю зарплату на онлайн-курсы, и 30-летний безработный, готовый вечно учиться ради того, чтобы не работать. Обозреватель РИАМО собрал истории жителей Московского региона, которые идут на все ради очередного диплома.

Владимир, 33 года, программист (Егорьевск):

«В детстве я перепробовал разные секции и кружки, как в стихотворении Агнии Барто - драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота. Долго выбирал профессию, разрывался между техническим и художественным вузом, но все-таки пошел в инженеры.

Потом понял, что будущее за IT, и поступил на второе высшее. Платил около 170 тысяч рублей в год - было трудно, но я знал, что это временно.

На последнем курсе устроился на работу программистом. Хорошая зарплата, но мне не хватало творчества. Увлекся фотографией, а потом поступил на курсы операторов. Год занятий обошелся в 130 тысяч рублей, но эти деньги быстро окупились, когда я начал снимать свадьбы и праздники по выходным. Заработок тратил на путешествия.

Тогда решил научиться писать. Курсы выбрал дорогие - 110 тысяч рублей за год. И не пожалел - талантливые педагоги, мастер-классы от звезд журналистики и знаменитых писателей.

Хотя мой основной доход - работа в IT, для души подрабатываю фото- и видеосъемкой, а еще пишу статьи о туризме для нескольких турфирм. Недавно начал изучать интернет-маркетинг по видеоурокам - мечтаю создать свой интернет-проект о путешествиях».

Василий, 30 лет, безработный (Солнечногорск):

«Я вечный студент и мне не стыдно. Я давно понял, что учиться намного интереснее, чем ходить на работу.

В пятом классе я прочитал 12 томов «Истории государства Российского» Карамзина, школу окончил с серебряной медалью. Поступил в Плехановский на юриспруденцию, естественно, на бюджет, окончил с красным дипломом.

Послу универа устроился на работу юристом, но как-то не пошло - не нашел общий язык с коллегами. Сменил три работы, полностью разочаровался в профессии, в итоге опять поступил в институт. Мне сказали, что я «никчемный» юрист, потому что не умею обходить законы.

Выбрал факультет государственной и муниципальной службы РАНХиГС при Президенте РФ. Оплачивали учебу родители - 150 тысяч в год. На работу я не вышел, так как много времени занимала учеба. После диплома снова попытался устроиться на работу, но идти клерком в администрацию не хотел, а на нормальную должность без опыта не брали.

Сейчас я опять студент. Изучаю теорию и историю искусств в РГУ им. Косыгина, и это то, о чем я мечтал с детства. Стоимость обучения - около 75 тысяч в год.

Меня опять тянут родители. Конечно, мне неловко, но найти работу как-то не получается.

Не знаю, пригодятся ли мне все мои специальности. Мама меня поддерживает и надеется, что новый диплом наконец-то поможет мне найти свой путь».

Ольга, 37 лет, менеджер (Серебряные Пруды):

«Все началось со второго высшего, которое, по сути, было никому не нужно - тогда все учились на менеджеров. А потом наступила эпоха онлайн-курсов. Если я вижу рекламу или скидки на курсы - обязательно покупаю.

За авторский онлайн-курс по моделированию одежды я отдала 18 000 рублей, еще 20 тысяч - за компьютерную программу для создания выкроек, плюс несколько мастер-классов по 1000 - 2000 рублей. Думала, что научусь шить и не буду тратить деньги на одежду. В итоге швейная машинка стоит под столом.

Потом я купила зеркалку, стала изучать фотографию и фотошоп. Но дешевые занятия по видеороликам ничего не давали, поэтому я решила потратиться на онлайн-курсы с проверкой домашнего задания - 8500 за два месяца. Еще хотела научиться рисовать - два курса по цене одного за 4900 рублей, английский язык, пение… Теперь мне просто не хватает времени, чтобы изучить все то, что я купила.

Я просто подсела на онлайн-обучение, как некоторые подсаживаются на онлайн-шопинг».

Алексей, 55 лет, таксист (Орехово-Зуево):

«Я с маниакальным желанием загораюсь идеей новой специальности, но знания особо нигде не использую. Все «корки» складываю на полку.

Как только получаю диплом, теряю интерес к профессии – мне важен сам процесс.

При СССР, после авиационно-инженерного училища, меня направили на полигон, но летать я не хотел и постарался откосить, для этого поступил в университет марксизма-ленинизма, там была сплошная халява. Потом пошел на заочку в математический вуз - мне нравились тусовки с одногруппниками.

Во время перестройки занял денег у друзей и окончил курсы коммерсантов, торговал жвачкой, но не пошло. Дальше были курсы английского, испанского и новое высшее образование - хотел стать филологом. А чтобы с голоду не умереть - таксовал.

Сейчас у меня новая идея-фикс - поступил заочно на юриста, чтобы любые вопросы «разруливать». Для пенсионера 10 тысяч рублей в месяц - дороговато, но мне не жалко! Параллельно хожу на курсы китайского языка - говорят, что за ним будущее. Мечтаю рвануть с женой в Гуанчжоу».

Дмитрий 36 лет, бизнесмен (Шаховская):

«Я все время чему-то учусь, потому что качество услуг у нас оставляет желать лучшего. Проще и дешевле все сделать самому.

У меня одно высшее, два средне-специальных образования и около десяти курсов разной направленности при крупных вузах Москвы.

Еще после школы, в нулевых, я отучился на мастера по дереву. Благодаря этому сэкономил на ремонте - сам собрал кухню, установил шкафы, сделал и повесил полки, а сейчас достраиваю дачу. Тут экономия на рабочих перевалила уже за 50 тысяч.

За курсы по открытию собственного бизнеса в центре «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана заплатил всего 7 тысяч рублей, зато теперь экономлю на подготовке документов для инстанций, бумаг для налоговой, составляю сметы и бизнес-планы, веду бухгалтерию.

Раньше я ездил на курсы в Москву, а сейчас учусь онлайн, использую электронные библиотеки, вебинары. Чему-то можно учиться по бесплатным видео-урокам, но законы часто меняются, поэтому лучше обращаться к профессионалам».

Елена, 36 лет, домохозяйка (Павловский Посад):

«У меня два высших - юридическое и экономическое. В 90-е считалось, что быть юристом - значит жить богато. Учиться мне не нравилось, я прогуливала лекции, получала двойки и еле дотянула до диплома. Потом поступила на экономический и добросовестно отучилась, устроилась в банк и доросла до повышения.

Но после замужества и декрета я решила, что не хочу выходить в офис и отдавать ребенка в сад. Тогда появилась идея работать на дому. Многие молодые мамы жалуются, что в декрете каждый день одно и то же, а я ищу себя.

Я наконец-то поняла, кем хочу быть по жизни – вечным студентом!

Каждые полгода я прохожу онлайн-курсы: кулинарные, писательские, по психологии, графическим программ, фотографии, иностранные языки т.д. Поработала педагогом в детском центре, пишу тексты для модных блогов».

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

По закону каждый имеет право поступать в вуз столько раз, сколько считает нужным, но получить бесплатное образование можно только единожды. Пока студент не получит диплом, его право на бесплатное высшее образование считается нереализованным. А значит, он может поступать снова и снова, пока не закончит обучение или не откажется от этой затеи. The Village записал истории вечных студентов - людей, которые учились в разных вузах, но по разным причинам так и не смогли их окончить.

Михаил, 27 лет

бросил четыре вуза и планирует поступать снова

В свой первый институт я пошел сразу же после школы просто потому, что надо было куда-то поступать. Я из Беларуси, поступил в Белорусский национальный технический университет на программиста. Но даже не успел начать учиться, только сходил на встречу первокурсников. Мой отец тогда жил в Москве и предложил переехать к нему. Я переехал. Учебный год уже начался, и снова пойти учиться я мог только в следующем сентябре. Отец почему-то решил, что мне опять надо поступать на программиста, причем обязательно в Бауманку или МИСиС.

В Беларуси система такая же, как ЕГЭ в России, только называется она централизованным тестированием. Оценки тоже измеряются в баллах. Так вот, я сдал физику на 17 баллов при минимальном балле 15. Я был в шаге от того, чтобы вообще никуда не поступить. По идее, за год можно было ее подтянуть, но на деле я сразу же пошел на работу, и готовиться серьезно возможности не было совсем. В итоге поступал, что называется, куда поступится. Так попал во Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Честно говоря, там было даже неплохо. Но в 18 лет меня окружали творческие люди, которые постоянно вели разговоры о том, что надо воплощать свои детские мечты. В детстве я собирал конструкторы, рисовал и мечтал стать архитектором.

Я проучился в ВЗФЭИ почти год, но сессию сдавать не стал, решил поступить на архитектурный, начал долго и усиленно готовиться. Репетиторы из МАРХИ были мне не по карману, поэтому я сходил только на четыре занятия. Зато понял, что надо делать дальше. Я начал рисовать людей в метро - чтобы научиться ловить построение и размеры. Втихаря выбирал человека, на которого хорошо падал свет, и набрасывал рисунок в блокноте.

Для поступления в архитектурный вуз надо сдать три творческих экзамена: рисунок головы, рисунок капители и чертеж - и два нетворческих: русский язык и математику. На творческих экзаменах со мной приключалась одна и та же проблема: на рисунок, например, давалось пять часов, а я всегда укладывался за два, поэтому мне приходилось буквально заставлять себя рисовать медленно. Сейчас я понимаю, что мало занимался подготовкой. За два года я всего 16 раз сделал то задание, которое ждало на вступительных. Порядочно отвлекала от подготовки необходимость работать: я продавал газеты, занимался веб-дизайном, в какой-то момент устроился в казино. Именно после казино, как мне кажется, я перестал быть молодым и устал. Работать приходилось по ночам, в не самой лучшей атмосфере: люди проигрывали всю зарплату и, конечно, испытывали стресс. Бывало такое, что я заканчивал смену, уходил домой, спал, возвращался на работу и видел того же человека, с которым играл в прошлые сутки. Он мог даже не сдвинуться с места, просто периодически доставал фишки и плакал.

В итоге после двух лет подготовки я все же поступил в Государственный университет землеустройства на архитектурный факультет. Тогда я начал общаться со студентами и работающими архитекторами и быстро понял, насколько трудоемкое и ресурсозатратное занятие выбрал. Во время сдачи проектов люди почти не спят и принимают стимуляторы. И очень многие жалуются, что им все равно не удается построить то, что они хотят. В архитектуре я разочаровался и после первого же семестра из ГУЗа ушел.

После архитектуры я захотел заняться музыкой, но понимал, что поступить, например, в Гнесинку будет нереально. В этот момент мне подвернулась достаточно доступная, денежная и при этом связанная с музыкой специальность - звукорежиссер. Я поступил в Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино» на заочку. Мне хотелось пойти на дневное отделение и погрузиться в студенческую жизнь, но такой возможности не было.

Порядочно отвлекала от подготовки необходимость работать : я продавал газеты, занимался веб-дизайном, в какой-то момент устроился в казино .

Наш набор был первым на факультете, программа обучения была очень сырой и невыстроенной. На первом курсе я нашел работу по специальности: устроился звукорежиссером в агентство по организации детских праздников. Помимо этого, тренировался в своей домашней студии. Уже на втором курсе у меня возникло ощущение, что я все знаю. Учиться стало неинтересно. Тут еще грянул экзамен по философии, а я не был ни на одной паре. В итоге я ее не сдал, расстроился и решил уйти. Мой аттестат до сих пор лежит в МИТРО.

Сейчас я работаю программистом. Наткнулся на бесплатные курсы в интернете - оказалось, что это на 100 % мое. Если рисовать или заниматься музыкой я иногда себя заставлял, то за программированием мог сидеть по 12 часов не отрываясь, мог вскочить посреди ночи, если придумал, как решить задачу. Тогда я решил заняться программированием серьезно, договорился с девушкой, что посижу у нее на шее пару месяцев, и начал учиться. Занимался по 12 часов в день. Мне кажется, за это время я выучил столько, сколько другие не могут осилить за пять лет в институте. После этого стал искать работу. В одной серьезной компании меня готовы были принять после собеседования, но тут выяснилось, что у меня нет высшего образования. Работу я все же нашел, но понимаю, что отсутствие корочек способно помешать карьере, поэтому планирую их получить. Я присматриваюсь к институту, где можно учиться онлайн. Думаю, много сил и времени такое обучение не отнимет и мне удастся получить диплом.

Михаил, 23 года

семь раз бросал вуз, проучившись один семестр

Последние три класса я учился в школе № 239 Санкт-Петербурга. Это крупнейший физико-математический лицей города, сейчас он стал называться Президентским. В разное время там учились известные люди: Алиса Фрейндлих, Борис Гребенщиков, Александр Халифман. Хороша эта школа тем, что дает отличные знания по физике, математике, техническим предметам, а плоха тем, что там практически ничего не требуют, а у учеников возникает невероятное самомнение. Просто для статистики: в моей старой, совершенно обычной школе далеко не все смогли поступить, но те, кому это удалось, учебу закончили. Из моего класса в 239-й школе треть хотя бы раз вылетала или брала академический отпуск, хотя поступили все, и притом бесплатно. В первый раз я поступал, будучи призером двух олимпиад по математике и олимпиады по физике, и мог выбирать среди всех технических вузов города.

Выбрал математико-механический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Проходной балл там очень низкий и поступить проще простого - немногие хотят мало того, что мучить себя математикой, так еще и ездить в Петергоф. Причем не в тот парадный Петергоф с дворцами и фонтанами, а в самую натуральную деревню. Изначально матмех находился на Васильевском острове, но в советское время из университета решили сделать эдакий Кембридж. Но только сделали не по-человечески: теперь студенты и преподаватели катаются в такую даль, где инфраструктуры нет совсем, а около факультета гуляют коровы и козы.

Кроме расстояния, матмех был хорош всем. Но на первом курсе я получил травму и выпал из привычной жизни почти на год. За этот год, когда не нужно было рано вставать и сразу бежать по делам, я еще больше расслабился и обленился. В итоге, когда я второй раз пришел на матмех, на меня свалилось огромное количество материала. Я осознавал объем подготовки и думал: «Я, конечно же, ничего не понимаю по большей части предметов, но я же из 239-й, я гениальный, и я справлюсь». Наступил час икс - надо было сдавать экзамены. Тут я понял, что никакой не гениальный. Меня отчислили не по правилам, но я бы все равно вылетел. Третий заход был туда же, но тогда у меня была несчастная влюбленность со всеми вытекающими: депрессией, желанием прыгнуть с крыши и походами к психологу. Мне было совершенно не до учебы.

После этого я решил сменить специальность. Так оказался в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики на факультете фотоники и оптоинформатики. Попал туда случайно, по рекомендации друга. Сходил буквально на два десятка пар, а потом опять ушел. Я поступал еще дважды - опять на матмех в СПбГУ и в ИТМО на специальность, связанную с математикой. Сейчас я совершенно не помню почему, но тогда на парах я вообще не появлялся. В то время я постоянно находился в общаге и пытался социализироваться путем пьянок. Вроде бы мне даже нравилось учиться, но дело снова было в моей лени. За все годы, что я пытался учиться на матмехе, преодолевал последствия травмы и неудачной влюбленности, я обленился настолько, что мне бывало лень просто доехать до вуза.

Седьмой раз был на геофаке СПбГУ. Идея возникла совершенно спонтанно: она мне приснилась. Я понял, что география была интересна мне еще со школы. Я пошел учиться на картографа, но разочаровался. На лекциях опять почти не появлялся, а когда все же приходил, не слышал ничего интересного. Большинство из них были очень скучными, а заинтересовать меня смог только преподаватель по физике. Возможно, сыграли роль мои завышенные ожидания. Я хотел научиться чему-то, что будет применимо на практике.

Я пытался учиться на матмехе, преодолевал последствия травмы и неудачной влюбленности, я обленился настолько, что мне бывало лень просто доехать до вуза .

Теперь я совершенно не знаю, куда себя девать. У меня есть жизненный принцип: делаю я только то, что мне в кайф и не требует особенных усилий. Так что пока перебиваюсь на каких-то работах. Уже поработал в фастфуде, в книжном магазине, официантом, раздавал листовки. Сейчас снова выбираю, куда поступать. Мне интересно программирование (но оно мне не дается) и история (но я не уверен, что у историков есть работа). Склоняюсь к факультету экологии в Гидрометеорологическом университете. А пока работаю курьером и ищу себя.

Митрофан, 27 лет

учился в трех вузах и почти получил диплом, но институт лишили лицензии

Я из Нижнего Новгорода. После школы поступал в Волго-Вятскую академию государственной службы на специальность «государственное и муниципальное управление». Родители уверяли, что меня ждет светлое будущее, если я отучусь и пойду работать госслужащим, а я им зачем-то поверил. В итоге полтора года я провел абсолютно бессмысленно. При поступлении думал, что в академии будут давать практические знания, но меня ждали ненужные предметы. Например, я так и не понял, зачем будущему мелкому чиновнику нужна высшая математика. Возможно, на пятом курсе какие-то полезные знания я бы все же получил, но отзывы ребят из моей группы, которые окончили академию, говорят об обратном. Сейчас все они работают в своих полпредствах и заксобраниях и говорят, что обошлись бы и без такого образования. Наверное, единственное, что мне пригодилось в работе, - это знание документооборота.

На первом курсе меня сразу же захлестнула студенческая жизнь: я играл в КВН, записался во всякие профкомы, советы, активы, работал вожатым. Я снимал квартиру с друзьями, и никакого контроля со стороны родителей не было. Вместо пар я частенько развлекался. На втором курсе забил на учебу совсем и начал работать няней - за это платили хорошие деньги. В конце года я решил уйти из вуза, сказал об этом родителям и забрал документы.

Когда на первом курсе я стал главным редактором студенческой газеты, все говорили: «Митя, у тебя талант! Пишешь как боженька!» Я подумал, что такой талант нельзя зарывать, и решил, что филологический факультет подойдет для карьеры журналиста. Тогда я подал документы на филфак Университета имени Лобачевского. Я даже начал ходить на пары, но как-то раз приехал в гости к родителям в не самый подходящий момент: у меня дома находился военком. Мне вручили повестку, а я решил, что сыну офицера не подобает бегать от армии. Я серьезно собирался служить: забрал документы из вуза, расстался с девушкой, завязал с работой. В течение всех школьных лет в приписном свидетельстве стояло «годен к срочной службе в армии». Но на первом курсе я попал в аварию, повредил ноги, отчего у меня развился артроз. Хирург на медкомиссии меня забраковал и отправил к военкому. В одних трусах я нашел его, тот оглянул меня с головы до ног и сказал: «Да ты нам на хрен в армии не нужен». В армию я не попал, но, чтобы пойти учиться, пришлось бы заново подавать документы.

Задумался о поступлении я только следующей весной. На тот момент я сам себя обеспечивал, поэтому одним из критериев выбора вуза был вопрос цены - потяну ли я оплату за учебу. Я решил поступать на заочку в Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, тогда год обучения стоил в районе 20 тысяч рублей, и меня эта цифра полностью устраивала. Я пошел на факультет PR, попал сразу на третий курс, досдав несколько экзаменов. В моей группе учились четверо - сильно старше меня, они пришли за корочкой, нужной для повышения по службе. Я проучился год, а потом мне предложили работу в Москве.

Я переехал и учиться стал совсем по-раздолбайски. Обычно приезжал раз в пару месяцев и скопом шел сдавать все экзамены. Так дотянул до шестого курса. Когда оставалось только сдать госэкзамены и защитить диплом, на работе образовался проект, который я никак не мог оставить. Тянулся он долго, и я уже был готов взять академический отпуск. Но, когда приехал подписывать документы, оказалось, что вуз лишили лицензии.

Фотографии: обложка, 3, 4 – Виктор Юльев, 1, 2, 5, 6 – Иван Анисимов

Обратная сторона непрерывного образования, которое сейчас так восторженно воспевают, — синдром «вечного студента». Мысль, что без дополнительной корочки, очередного диплома, двадцати курсов повышения квалификации и тринадцатого по счету мастер-класса невозможно сделать первый (или любой другой) шаг, прочно укоренилась в сознании многих людей. Причины разные — от лени или желания оставаться в «безопасной гавани» до слишком высоких требований к самому себе, из-за чего неудача представляется чем-то смертельным, а потому попытка применить свои знания на практике постоянно откладывается.

Как перестать учиться и начать жить — своими мнениями на эту тему с «Понедельником» поделились психолог, продюсер, путешественница-блогер и, что немаловажно, два преподавателя.

«В России о работе говорят как о каторге»

Оксана Силантьева ,
мультимедийный продюсер, основатель компании «Силамедиа», окончила магистратуру в Великобритании:

— Страх выйти во взрослую жизнь действительно существует. И корни его — в особенностях нашей культуры. Посмотрите на истерию родителей вокруг запихивания вчерашних одиннадцатиклассников в вузы. Провал на экзаменах представляется как жизненная трагедия. Год никуда не поступать, пойти поработать, подумать, определиться со своей взрослой жизнью? Нет, это не наш путь. Поступить-поступить-поступить — как мантра. Если так настроены все вокруг, откуда у абитуриента появится уважение к своему выбору? И к работе вообще? У тех, кто поступил, скорее всего, не было времени, чтобы попробовать поработать лет с 14. Вместо этого старшеклассники корпят над пробным ЕГЭ и мучают репетиторов. Граница, за которой возможность получить собственный опыт работы, отодвигается и отодвигается. До поступления в вуз — это невозможно точно, но и в случае, если эта планка взята… «Не отвлекайся, выучись сначала, — говорят родители на протяжении и всех студенческих лет. — Вот будет у тебя диплом — тогда и найдешь работу». А если вдруг у студента-старшекурсника, или молодого специалиста все еще остается желание трудиться, он может послушать, как о своей работе отзываются родители на кухне, спикеры разных телепрограмм на экране и лидеры мнений в соцсетях. Много ли мы слышим вокруг рассказов людей, которые занимаются любимым делом? И почему-то в такой ситуации виноватым в прокрастинации оказывается «вечный студент». Почему бы не спросить с его родителей и учителей — что они сделали, чтобы сформировать желание и готовность работать, чтобы молодой человек обладал навыками, дающими возможность зарабатывать деньги? Обвинять «вечных студентов» просто. Куда сложнее изменить систему образования, культуру отношения к труду. В одной школе в Сент-Луисе, с опытом которой я знакомилась, есть практика каждый год задавать всем ученикам, начиная с первого класса, написать небольшое эссе, в котором нужно ответить на четыре вопроса: — Что тебе понравилось изучать в этом году? (важен не предмет, а тема, часть мира, которая интересует ученика); — Что ты хотел бы изучать в следующем году? (с помощью этого вопроса активизируют самоанализ и самоопределение ученика); — Кем бы ты хотел работать в будущем? (прямо с первого класса!); — Как бы ты хотел зарабатывать деньги? (этому учат в школе). Я уже десять лет пытаюсь найти хотя бы одну российскую школу, которая начала бы задавать такие же вопросы ученикам. От редакции «Понедельника»: мы правда несколько таких школ знаем! Познакомьтесь, например, с известной в Санкт-Петербурге частной школой «Взмах». Кстати, ее выпускники очень востребованы на рынке труда!

«Вечное студенчество» как диагноз

Денис Зеликсон ,
психолог-консультант, кандидат психологических наук:

— Тяга к познанию чего-то нового имеет фундаментальную биологическую основу, которая сформировалась в ходе эволюции. Кроме того, в современном мире практически не осталось «чистых» профессий, а срок «жизни» одного образования не превышает пяти-семи лет. Проблемой «вечное студенчество» становится, когда приобретает компульсивную форму. В таком случае бесконечное сидение на студенческой скамье представляет собой своеобразный вид психического расстройства: оно отличается наличием навязчивых мыслей о необходимости повышения своей квалификации, состоянием стресса и тревожности из-за бесконечного желания получить очередной диплом. Один из таких «вечных студентов» умудрился поучиться в кредит на несколько миллионов рублей, пока не осознал причины своей «тяги к знаниям» после посещения профессионального психотерапевта. Однако такие случае крайне редки, а получение нескольких образований зачастую обосновывается отмиранием полученной профессии или уходом в узкую специализацию.

«Не бойтесь уже ошибок!»

Антон Духовский ,
тренер ораторского искусства и публичных выступлений:

— Когда человек остается в роли ученика, он хочет находиться в зоне комфорта. «Почему бы мне еще не поучиться?» — таким образом, он хитро рационализирует, объясняет нежелание или страх действовать. Я сторонник того, что всегда нужно идти навстречу своим страхам. Только таким образом можно справиться с ними. Откладывание (даже ради того, чтобы получше вооружиться) спасает мало! Ведь страх живет внутри нас. Я сам занимаюсь обучением, у меня много учеников, которые хотят выступать публично. Осознав это свое желание, они начинают читать книжки, смотреть видео, а на тренинг не приходят, не идут выступать, когда им это действительно необходимо. Они думают, что еще немного почитают, узнают больше, и вот тогда… Но в реальности чтобы по-настоящему научиться, нужно начать действовать. Есть замечательная книга Ричарда Брэнсона «К черту все, берись и делай!». Пожалуй, в этом названии и заключается ответ на вопрос, как перестать учиться и начать делать, жить, добиваться целей. Часто людей останавливает страх ошибки: но ведь ошибки неотделимы от процесса обучения. Нужно понимать, что ошибка — это опыт, и не бояться ошибиться. Набивать шишки неприятно, но это необходимо. Конечно, надо соизмерять риски. Если начинающий боксер сразу выйдет на ринг с чемпионом, то, скорее всего, он получит нокаут и, возможно, больше никогда не вернется на ринг. Лично я в свое время много учился, перед тем как начать преподавать публичные выступления. Но также и оттачивал на практике все свои навыки.

«Университет не учит жизни»

— Моя история простая. Я отучилась в университете в Петербурге, работала по специальности (редактором), потом уехала в отпуск в Египет и… не вернулась. Решила остаться жить за границей и путешествовать. Стоит ли говорить, что поначалу я работала кем получится, лишь бы оставаться на плаву. Училась — на ходу и по необходимости, без всяких заявок на ученые степени. И тут я внезапно осознала: университеты и институты вообще имеют мало общего с реальностью! Стоило мне заинтересоваться делом, как сразу появлялись соответствующие знакомства, полезная информация, интересные предложения… Самое главное — все получалось: и работа в радость, и деньги в копилку. А успех, как и навыки, приходит с опытом, независимо от того, сколько научных трудов ты перечитал. Естественно, это не отменяет преимуществ наличия диплома, но привычка фанатично гнаться за учеными степенями, полагая, что без них вы ничего не достигнете, больше похожа на страх вступить, наконец, во взрослую жизнь. Сейчас, получив опыт жизни в другой стране, я планирую съездить в Китай, а также мечтаю побывать в Грузии. Чем быстрее примешь ответственность за свою жизнь, тем проще будет ее контролировать. А это, пожалуй, главный жизненный навык. И ему не учат в университете. Университетское общество — это среда утопическая, связанная с клановостью и системами взяток. При выходе оттуда ты имеешь 100% теории и 0% практики. И остаешься неподготовленным к жизни. Одна моя знакомая — художник по образованию — всю жизнь работала секретарем. В 35 лет решила начать все с нуля, переехала в Египет и устроилась в отель на единственно доступную позицию — самого младшего администратора. Она очень быстро доросла до менеджера, сейчас у нее в подчинении больше ста человек. И никакой «корочки» у нее по менеджменту нет. Сама научилась, когда пришлось. Я не отрицаю, что наличие высшего образования открывает больше дверей, но в эти двери еще нужно зайти.

«Волшебный пинок» и особенности менталитета

Энди Фредерикс ,
преподаватель английского языка, переехал в Санкт-Петербург из США:

— Многие, даже зная почти все правила, не говорят на иностранном языке. Я считаю, что стоит наконец-то начать практиковаться! Чтобы преодолеть языковой барьер, нужно просто взять и сказать несколько слов, а не сидеть тихо в сторонке. Среди моих учеников наилучших успехов добиваются те, кто не боится делать ошибки. Чем быстрее они ошибутся, тем быстрее я смогу их поправить и тем скорее они начнут говорить правильно. Когда учишься чему-то новому, важно понимать, что ошибки неизбежны, и не считать себя из-за этого глупым. Задача преподавателя — создать доброжелательную атмосферу, в которой ученики не будут чувствовать себя разочарованными, когда что-то не получается с первого раза. Это позволяет преодолеть неуверенность и продвинуться вперед. Очень часто люди считают себя недостаточно компетентными, недостаточно способными к чему-либо. А потом просто берут и делают это! Я все время вижу подобное на занятиях. До тех пор пока вы стремитесь и верите в себя, все возможно. Есть такая поговорка: «Better done than perfect». Дословно переводится как «Сделанное лучше идеального». Лучше иметь то, что нужно, прямо сейчас, чем дожидаться, пока все будет сделано идеально до мелочей. Жизнь коротка, можно ведь и не дождаться. В этом и заключается самый большой риск такой позиции, когда человек не решается применить свои знания на практике. В такой тенденции — откладывать что-то на потом, бесконечно ожидая удачной возможности, я вижу особенность русского менталитета. По этому поводу есть хороший английский анекдот про Вторую мировую войну: Сидят в нацистском лагере американцы, британцы и русские. Наступило Рождество. Приходит немецкий комендант лагеря и спрашивает, что хотят лидеры этих заключенных в подарок. Американец говорит: «Виски!» Окей, получайте виски. Британец: «Нам чай!» Окей, держите чай. Русский: «А мне большой пинок!» — Как пинок? — А вот так, да посильнее. «Ну, пинок так пинок», — подумал начальник лагеря и пнул русского. Русский подлетел, после этого выхватил оружие у нациста и всех освободил. Мораль такова: русскому человеку нужен волшебный пинок, чтобы он что-то сделал!

    Недавно меня спросили о том, что такое синдром вечного студента, как он проявляется и в чем его опасность. Свой опыт и своим мысли на этот счет я обобщил в статью и публикую здесь.

    Синдром вечного студента заключается в том, что человек после окончания обучения в вузе, так и не решается сделать выбор в сфере своей профессиональной деятельности и продолжает учиться дальше - получать второе, третье, четвертое образование.

    В наше время число «вечных студентов» существенно возросла. У этого есть несколько причин. Во-первых, экономическое развитие, которое до последнего времени происходило в России обусловило тот факт, что при выборе профессии и дела перед людьми практически не стоит вопрос выживания. Большинство людей понимает, что обеспечить себя можно практически на любой работе и найти ее, особенно в больших городах, вроде Москвы или Санкт-Петербурга не так уж сложно. Соответственно, главным критерием вместо выживания становятся вопросы из серии: «А что мне действительно нравится? Какое дело соответствует моему призванию и талантам?».

    Так что синдром вечного студента отчасти связан с темой поиска своего предназначения. Ни в школе, ни в вузе нас практически не учат тому, как выявить свои сильные стороны и таланты, определиться со своим призванием и его будущей реализацией, тем более тому, как на нем заработать. В итоге после окончания вуза человек встает перед непростой задачей: у него есть множество знаний и большая возможность выбора, а определиться крайне сложно. Что же люди делают в такой ситуации?

    Одна моя знакомая - типичный вечный студент. Еще в школе она всегда была отличницей по всем предметам. Она выполняла все задания, делала все хорошо и качественно в рамках школьной программы. Но проблема была в том, что у нее не было любимого предмета, который ей бы нравилось изучать самостоятельно - она просто все делала одинаково хорошо. Она поступила в вуз, который считался престижным, на столь же престижный факультет и точно также окончила его с красным дипломом, сдав на отлично все предметы. Дальше она пошла по той же проторенной дороге и устроилась работать в престижную фирму по примеру своих передовых однокурсников. Проработав год она впала в самую настоящую депрессию. Она хорошо справлялась с работой, была усердной и трудолюбивой, ей быстро повысили зарплату и карьерные перспективы были самыми радужными. Но, когда она задавала себе вопрос: «Хочу ли я заниматься этим до конца своей жизни?», то она резко и без промедления отвечала: «Нет!». И тогда она оказывалась лицом к лицу со следующим вопросом: «А чем бы я хотела заниматься до конца своей жизни?». И ответа на этот вопрос она не находила, потому что никогда в жизни не задавала его себе. Она всегда шла по течению, хорошо делала все, что от нее требовали, но не задумывалась о своем призвании, своих талантах и так далее. Что же она сделала? Вместо того, чтобы решать эту непростую задачу с поиском своего призвания она сделала шаг назад - вернулась в ту среду, где для нее все было просто, комфортно и ясно - пошла получать второе образование. Там она снова почувствовала себя как рыба в воде, так как прекрасно умела делать все, что необходимо для успеха в вузе - делать задания, сдавать экзамены и так далее. Она пошла учиться на дизайнера по примеру подруги, но через год решила, что это, наверное, не ее и перешла на факультет психологии, после одного семестра там, ее интересы изменились и она решила учиться на журналиста. При последней нашей встрече, она планировала ехать в Швейцарию и учиться в магистратуре, благо финансовое состояние родителей ей это позволяло.

    Синдром вечного студента часто связан с комплексом отличника. Есть распространенное мнение о том, что троечники добиваются в жизни большего, чем отличники. Этому есть простое объяснение. Отличник - это тот, кто отлично делает все, что ему поручат. А троечник всегда задумывается о своей цели - если его цель получить проходной бал минимальными усилиями - он найдет для этого самый лучший способ. Таким образом, отличник тренируется в исполнительности, а троечник в постановке целей и анализе затрачиваемых средств. Поэтому отличнику лучше живется в искусственной системе, такой как школа или вуз, где ценится исполнительность. А троечник преуспевает в реальном мире, где возможности для того, кто умеет видеть свою выгоду, ставить цели и распределять приоритеты практически бесконечны. Поэтому отличникам проще оставаться в рамках искусственной системы как можно дольше, и они чаще других становятся вечными студентами.

    В чем же заключается отличие синдрома вечного студента от реального стремления к постоянному обучению и развитию? Прежде всего в том, насколько получаемые знания применяются к реальной жизни и к делу, которым человек занимается. Если человек запасается знаниями впрок, нигде их не применяя, а лишь думая, что в будущем они ему наверняка пригодятся - это проявление синдрома вечного студента. Сама по себе идея накопления полезных знаний на будущее не работает на практике. Специалисты в сфере обучения выяснили, что 90 % полученных нами знаний забываются в течение 30 дней, если не находят применения на практике. На эту тему есть отличный анекдот:

    Маленький верблюжонок спрашивает у папы-верблюда:

    - Папа, а зачем нам нужны горбы на спине, твердые копыта и мозолистые губы?

    - Это для того, чтобы мы могли идти многие дни по пустыне с запасом воды, не обжигаться о раскаленный песок и есть верблюжью колючку. Тебе ясно?

    - Это ясно. Непонятно одно: зачем нам такой тюнинг в саратовском зоопарке?

    Ситуация в реальности ровно как этот анекдот. Если человек накапливает знания впрок, то это как «тюнинг» в саратовском зоопарке.

    Чем опасен синдром вечного студента? По сути такой человек бежит от жизни, от вставших перед ним проблем, связанным с необходимостью сделать выбор. Он делает шаг назад, возвращаясь к привычному и понятному состоянию студента, откладывает выбор на будущее, думая, что ему нужно еще поучиться, еще подготовиться. Но на самом деле за этим стоит исключительно страх - страх сделать выбор и ошибиться. Однако не ошибается только тот, кто ничего не делает, не выбирает, но он и не выигрывает.

    Дело в том, что наш мозг, нацелен на выживание и очень не любит делать выбор, от чего-то отказываться. Ему гораздо больше нравится ситуация, когда у нас много возможностей, и мы еще не сделали выбор. В этот момент у мозга есть иллюзия, что мы обладаем всеми возможностями одновременно, не отказываемся ни от одной из них. А если выбор сделан, то это означает, что мы можем ошибиться, потерять другие варианты и так далее. Поэтому многим людям так сложно сделать выбор, причем не только в отношении профессии, но и в бытовых мелочах - выбрать новый диван, место для отдыха, или платье.

    Главная опасность синдрома вечного студента заключается в том, что у него есть стопроцентное оправдание для себя и других людей, - он не просто откладывает жизнь на потом, но занимается полезным делом - учится.

    В нашем обществе все еще сохраняется пиетет перед высшим образованием. В советское время высшее образование имело порядка 25 % населения. Тогда наличие высшего образования гарантировало хорошую работу, высокую зарплату и уважение в обществе. В 2012 году Россия вышла на первое в мире место по числу людей от 25 до 64 лет, имеющих высшее образование - 54 %. Но количество образованных людей стало обратно пропорциональным качеству образования. Возникло множество вузов, где специалистов готовят на крайне низком уровне, зачастую вуз просто «продает» отсрочку от армии. Высшее образование уже не является конкурентным преимуществом на рынке труда, так как им обладает абсолютное большинство кандидатов. Возникла самая настоящая инфляция высшего образования.

    Естественно спрос рождает предложение. Теперь, когда образование стало не закрытым клубом для элиты, а продуктом массового потребления, возникло множество компаний, зарабатывающих на синдроме вечного студента. Это не только вузы, но и многочисленные курсы повышения квалификации, сокращенные образовательные программы, дистанционное обучение, тренинги, курсы иностранных языков и т.д. и т.п. Люди накапливают сертификаты и дипломы, считая их свидетельством жизненных достижений, однако чаще всего - это подмена понятий, замена реальной жизни на искусственную.

    В человеке глубоко живут убеждения и установки, заложенные в детстве. Лично я прекрасно помню как с самого детства родители не уставали повторять мне: «Чтобы чего-то добиться в жизни, главное - хорошо учиться». Эта установка продолжает работать у многих уже в зрелом возрасте, и они продолжают учиться и еще раз учиться, хотя это не приносит им ни успеха ни удовлетворения. Но именно престиж и позитивный ореол, сохранившийся вокруг высшего образования подогревает ложное убеждение вечных студентов в том, что они идут правильным путем, а не занимаются самообманом.

    Что же делать человеку, который осознал, что у него есть синдром вечного студента? Во-первых, само по себе осознание этого факта является важным шагом на пути к избавлению от него. Во-вторых, умение и стремление учиться нужно направить в правильное русло: учиться на собственном опыте. Я не считаю, что синдром вечного студента это то, с чем нужно бороться. Ведь это часть личности человека, а борьба с собой еще никого не сделала счастливым. Это особенность, которую можно эффективно использовать для достижения собственных целей.

    У многих людей в голове существует связка: в начале надо научиться, а потом действовать. Именно поэтому они тратят время и силы на приобретение знаний, 90 % которых на практике им не пригодятся. Эту связку нужно перевернуть: вначале действие, а затем обучение. Самое эффективное обучение происходит именно когда мы сталкиваемся с новыми сложными задачами, которые возникли перед нами на практике. Именно в эти моменты желание и умение учиться может быть очень полезным, так как оно направляется на решение конкретной практической проблемы. Те, кому удается поменять эту связку превращаются из вечных студентов в самых лучших профессионалов, которые постоянно растут и развиваются, каждый день учатся чему-то новому и сразу же применяют это в деле, достигая все новых и новых результатов.

    В своей практике бизнес-тренера и коуча я нередко внедрял в компания систему «Обучение действием», когда компания при обучении руководителей и ведущих сотрудников уходила от классических тренингов и концентрировалась на обучении через профессиональный опыт благодаря набору специальных процедур. Такой подход существенно повышал эффективность обучения, так как оно происходило практически без отрыва от производства и сразу же превращалось в конкретные результаты бизнеса.

    Таким образом, синдром вечного студента связан с непониманием себя, своих желаний и своего призвания, а также со страхом сделать неправильный выбор. Поэтому человек как бы останавливается во времени, продолжая пребывать в состоянии студента, откладывая важный, но болезненный выбор на потом. Но это откладывание, на самом деле, просто трата жизненного времени. Лучше всего себя можно узнать и раскрыть свои таланты именно на практике. И на практике свою склонность к обучению и развитию можно превратить из проблемы в преимущество - учиться на решении реальных задач и сразу же применять результаты обучения в деле. Это поможет не бороться с самим собой, а использовать свои особенности, как уникальное преимущество в жизни и в бизнесе.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!