Чтобы хорошо отвечать на уроке необходимо тщательно. Что делать, если ребенок стесняется отвечать на уроке? Советы психолога

Здравствуйте. Мне 19 лет. Так получилось, что по семейным обстоятельствам после 9-го класса 2 года я училась экстернатом и отвечать устно не надо было. Потом полгода заочно в колледже и сейчас перевелась на очную форму. И начались очень большие проблемы т.к. я совершенно разучилась отвечать устно. Мне очень стыдно это признавать и видеть у себя такую проблему и я не понимаю с чего она, я понимаю, что ничего страшного нет в устных ответах, но когда меня спрашивают бывает, что мое тело словно не слушается меня, я начинаю волноваться, сердце бешено стучит, голос немного дрожит и мысли скомкиваются, что я могу ответить неправильно хоть и знаю ответ. Особенно так получается когда мне говорят «все готовься сейчас будешь отвечать» и сердце бешено бьется и я жду когда меня спросят. Причем это не зависит от количество людей в классе, такое бывает даже один на один с учителем. До 9 класса никогда не любила отвечать перед классом или говорить на публике, всегда волновалась, но выступала хорошо. В жизни я довольно общительных человек, открытый и я не понимаю откуда такая проблема. Занимаюсь танцами перед выступлениями волнуюсь, но выступаю хорошо. Но когда нужно говорить, накатывает страх и тело перестает слушаться на физическом уровне. Как мне побороть этот страх, что мне делать? Спасибо, заранее.

Здравствуйте, Ирина.

Действительно страх публичных выступлений есть у многих людей. Здесь замешано все: страх быть недооцененной, неуверенность в своих способностях. НО в отличие от других людей у вас есть потрясающий ресурс - вы танцуете перед публикой и преодолеваете свой страх . То есть когда вы уверены в себе и своих действиях и знаниях, вы способны преодолеть страх. Просто помните, что люди, которые вас слушают простые и обычные, они так же бояться говорить публично вслух. И многим из них все равно, что вы скажете, но есть и такие, которые за вас могут волноваться. Перед тем как начать отвечать сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Говоря вслух обратите внимание на человека, которому вы рассказываете или отвечаете, заметьте в его лице что-то живое, найдите общее, заметьте интерес, живые глаза. Мысленно украшайте слушателя чем-то красивым: одежной, цветами, красками. Чем больше вы будете замечать в человеке человеческого, тем проще вам будет говорить, слова будут сами литься в красивые формы. Больше читайте, учите новые слова, возможно ваша неуверенность из-за не очень большого словарного словаря. Помните, что речь - это тот же "танец", чем больше "элементов", тем больше возможностей.

С уважением Людмила Цхай, психолог Алматы

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

БОЮСЬ ОТВЕЧАТЬ У ДОСКИ

«Я боюсь отвечать у доски. Все знаю, выучу, а выхожу к доске - сразу все из голове вылетает... Мычу что-то невразумительное Руки, ноги, как чужие. А тут еще ребята рожи строят. Тут вообще все забываю... Не представляю, как буду экзамены сдавать». С такими жалобами школьники часто обращаются к психологу. И это естественно. Ведь ответ у доски - это выступление, почти такое же, как выступление артиста на сцене. Здесь есть и публика (одноклассники), и критик (учитель). Причем это не просто выступление, а выступление на отметку, выступление, где проверяются твои знания, умения. Ну как тут не волноваться?

Но вот что интересно. Ситуация эта (ответ у доски) - для всех учеников одинакова» а переживают ее и ведут себя в ней ребята по-разному. у одних она вообще не вызывает никаких особых переживаний, другие чувствуют себя, «как перед прыжком в воду - и весело, и страшно» Ответив, они обычно еще долго не могут успокоиться, и, наконец, третья сильно волнуются, путаются, забывают даже хорошо выученный урок.

С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как ученик выучил урок, насколько хорошо он вообще знает и понимает тот ют иной предмет, с тем, насколько ой уверен в своих силах. Однако иногда бывает и так. Ты действительно хорошо знаешь урок и когда, на перемене товарищ попросил объяснить трудный вопрос ~ ты легко сделал это, а вот вызвали тебя отвечать, - и ты вдруг с ужасом убеждаешься, что все забыл, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, которые, кажется, невозможно объединить во что-то единое, быстро и сильно бьется сердце. Если это повторяется часто(и учитель, естественно, оценивает твои ответы не слишком высоко), то со временем ты даже можешь привыкнуть к неудачам и, выходя отвечать, заранее будешь готов к тому, что всегда ответишь хуже, чем выучил. Появится неуверенность в себе, которая может потом распространиться и на общение с товарищами («Они только делают вид, что дружат со мной, а сами за глаза смеются»).

Для того, чтобы этого не произошло, надо научиться преодолевать свой страх, свою боязнь отвечать у доски.

Давай попытаемся разобраться, что происходит, когда ты выходишь отвечать. «Ясно, что, - ответишь ты, - волнуюсь и все». Правильно. Но когда человек волнуется? Обычно тогда, когда он почему-то не знает, как себя вести, что делать, боится потерпеть неудачу, провалиться. Психологи в таких случаях говорят, что человек чувствует, что у него не хватает средств, чтобы справится с ситуацией. И чем больше он хочет добиться успеха, тем сильнее волнение и страх. Есть такие ситуации, справиться с которыми особенно трудно и вместе с тем особенно важно. Эти ситуации, которые предъявляют особые требования к человеку, в психологии называют «стрессовыми» (от английского слова stress – напряжение). Ответы у доски и особенно на экзаменах – тоже своего рода стрессовые ситуации. Справляться с ними можно научиться. Для этого существуют специальные упражнения. Овладев ими, ты сможешь преодолевать свое волнение. Только наберись терпения и упорства.

Начнем с подготовки уроков.

Во-первых, надо правильно готовить уроки.

Но почему же все-таки бывает так, что, даже хорошо зная урок, ты волнуешься и не можешь его рассказать? Все дело в том, что когда ты готовишь урок и когда отвечаешь его, ты чувствуешь себя по-разному. Психолог сказал бы, что ты находишься в разных эмоциональных состояниях. Учишь урок ты дома, сидя (а то и лежа) в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая у доски, стоишь напряженный, взволнованный. Из психологических исследований известно, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (например, учит уроки) и воспроизводит ее (отвечает), тем труднее ему извлекать информацию из памяти (вспоминать). Следовательно, надо постараться сблизить эти разные состояния.

Прежде всего для этого надо научиться воображать, представлять себя в разных эмоциональных состояниях. Постарайся себе очень четко, во всех подробностях представить, что ты чувствуешь, переживаешь, когда совершенно спокоен, и что, - когда сильно напряжен. Очень хорошо, если ты попробуешь описать состояния. Затем в течение нескольких дней читай отрывки из книг, стихи, спортивные репортажи, воображая себя то в том, то в другом состоянии. Только трать на это упражнение не больше 10 минут в день. Когда ты научишься легко его выполнять, можешь перестать его делать. Возвращайся к нему изредка, перед особенно трудными ситуациями, тогда, когда тебе особенно трудно овладеть своим состоянием.

При подготовке уроков, выучив домашнее задание, обязательно пересказывай его (даже если тебе кажется, что ты все очень хорошо знаешь). Отвечай так, как если бы это было в классе (т.е. представляя себя в классе, отвечающим у доски). Лучше всего пересказывать урок перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя целиком). Рассказывая, следи за своим голосом, позой, мимикой, жестами. Если ты занимаешься вдвоем с товарищем, то рассказывайте друг другу, но зеркалом при этом все равно пользуйтесь. Пусть он сядет сзади тебя так, чтобы, смотря в зеркало, ты видел не только себя, но и его. Следи за его реакцией. Потом в классе во время ответа снова смотри на него. Конечно, рассказывать урок можно не только товарищу, но и маме, брату. Важно, чтобы с помощью зеркала ты мог следить и за собой и за реакцией слушателя.

Когда тебе особенно трудно отвечать, готовя урок, воспользуйся советом, который дают спортсменам перед ответственными соревнованиями. Продумывай мысленно свой ответ во всех подробностях, постарайся представить все, что будет происходить, - возможные реплики учителей и одноклассников, Петьку на третьей парте, который «строит рожи» и т.п. Представляя, старайся вообразить, что ты будешь переживать, чувствовать в этих ситуациях, как будешь себя вести. Причем представляй ситуацию во всех вариантах, во всех возможных последствиях и реши, как лучше держаться, лучше вести себя во всех случаях (задают дополнительный вопрос, кто-то кидает ехидную реплику и т.п.). очень полезно представить, как вели бы себя в этой ситуации те из твоих одноклассников, чьи ответы у доски тебе особенно нравятся, а также те, чьи ответы, по твоему мнению, никуда не годятся. Обдумай все это после того, как урок уже выучен и пересказан, и ты убедился, что хорошо его знаешь. Но не трать на это много времени (не больше 5-7 минут).

Учи наизусть план ответа, и, отвечая в классе или пересказывая урок дома, старайся придерживаться этого плана. Всегда, когда это возможно, готовь для ответа «изюминку», которой ты мог бы порадовать учителей и удивить одноклассников (дополнительный материал, интересный пример, оригинальное решение задачи и т.п.). Найди для нее самое подходящее место в плане ответа.

Приготовив урок, постарайся дать себе отчет, на какую отметку ты можешь рассчитывать (учти при этом, что на отметку часто влияет не только то, как ты выучил урок сегодня, но и твои старые знания по этому предмету). Причем имеется в виду именно «твердая» отметка, тот минимум, на который ты можешь рассчитывать. Запиши эту отметку.

Когда тебя вызывают отвечать, выходи к доске подчеркнуто медленно, спокойно, вспоминая то состояние, в котором ты пересказывал урок дома.

Формулируй цель ответа. Но целью должна быть не отметка, которую ты хочешь или боишься получить, а то, о чем ты должен рассказать (например, «Я должен рассказать, чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения»).

Отвечая, старайся говорить спокойно, четко, следи за своим голосом, за тем, как держишь руки. Дело в том, что по голосу можно судить о твоих переживаниях и чувствах. Например, у космонавтов, находящихся на космическом корабле, основной контроль за их эмоциональным состоянием осуществляется по голосу. Но голос (также как и жесты) не только «выдает» наше состояние, но может и влиять на него – успокаивать, придавать уверенность. Поэтому, если ты будешь стараться говорить уверенно, то можешь и почувствовать себя более спокойно. Если тебе задают дополнительный вопрос, не пугайся. Постарайся точно понять, о чем спрашивает учитель. Поняв это ты, если знаешь материал, сможешь правильно ответить на вопрос. Только не торопись говорить, что ты не знаешь. Лучше предупреди учителя, что тебе надо немного подумать.

Не бойся ошибиться! Ошибки бывают у всех. Если неправильно ответил, ошибся в решении задачи, постарайся возможно полно поправить это. Если твою ошибку заметили учителя и одноклассники, а сам ты не смог ее исправить, запомни ее и проанализируй дома.

Некоторым помогает, когда они при ответе как бы «играют роль» – «логика», «эрудита», «романтика» и т.п., причем меняют роли от урока к уроку, от предмета к предмету.

После ответа (лучше дома). Постарайся проанализировать, что было в твоем ответе хорошего, что плохого. Прежде всего подумай, правильно ли ты сформулировал цель ответа и сумел ли достичь ее. Постарайся сначала не думать про полученную отметку и уж тем более не впадай в уныние, если получил отметку ниже той, на которую рассчитывал (помнишь, ты записал ее). Раздели листок на две части. В одной части (поставь сверху +) пиши, что в ответе, с твоей точки зрения, было хорошего. В другой (наверху поставь -) – что плохого. Когда это сделаешь, посмотри на листок и поставь себе отметку так, как поставил бы ее другому человеку. Сравни ее с той отметкой, которую ты записал ранее, и с той, которую поставил учитель, и постарайся понять, за счет чего получилось расхождение. Если отметка ниже той, на которую ты рассчитывал заранее, постарайся понять, в чем конкретно твои недостатки и постепенно ликвидируй их. Если выше – проанализируй, за счет чего ты добился успеха, и постарайся закрепить эти сильные стороны. В следующий раз при подготовке ответа уделяй особое внимание своим сильным и слабым сторонам, стараясь максимально использовать сильные и свести к минимуму слабые.


Одна из странностей российской школы состоит в том, что ученикам дают множество разнообразных заданий, некачественно выполнение которых, как правило, весьма строго оценивается, - и в то же время никто не учит школьников тому, как, собственно, эти задания следует выполнять. Особенные трудности у школьников, да позже и у студентов, вызывает необходимость отвечать устно на уроках или семинарских занятиях. Даже понимая, в общем и целом, изучаемую тему, часто ученики не способны внятно выразить свои мысли.

Это очень напоминает пресловутый индейский способ обучения плаванию. Бросили ребенка в воду посреди бурной реки: выплывет - молодец! Не выплывет? - туда ему и дорога!

«Выплывают» у нас, по большей части, способные, уверенные в себе ученики, достаточно много (в смысле развития, в том числе и развития речи) получающие в семье. Впрочем, даже они могли бы учиться еще лучше, если бы владели некоторыми элементарными техническими навыками работы с учебными текстами и подготовки устных ответов по ним.

Работа по подготовке устного ответа состоит:

    Работа с текстом;

    Работа над содержанием ответа (путем составления опорных конспектов);

    Работа над формой (речевым оформлением ответа).

    Тот, кто хочет этому научиться, поначалу будет тратить на подготовку каждого задания несколько больше времени, чем раньше. Однако уже через месяц-полтора обнаружится, что работа движется даже быстрее, чем при привычной зубрежке, а ее результаты гораздо лучше. Но на сегодня, для большинства учеников, даже старшеклассников, давать устные ответы и уметь работать с учебным текстом (а не зубрить), не просто трудно, а порой даже непосильно.

    Ученики не могут:

    1. Отобрать из текста то, что необходимо, отсеяв ненужное;

    2. Отобранное как-то скомпоновать, выстроив в определенной последовательности;

    3. Связать это самостоятельно придуманными фразами;

    4. Грамотно изложить в соответствующем стиле;

    5. Запомнить все, что нужно, включая даты, названия, имена.

    Учителя обычно советуют своим ученикам не зубрить, а стараться понять материал. Но для большинства учеников невыполнимый. Понять можно только то, с чем ты что-то сделал. Произвел определенные интеллектуальные операции по обработке материала и соответствующие этим операциям действия: что-то подчеркнул в тексте, что-то выписал и т.д.

    Значит, чтобы понять текст и усвоить его, надо с ним что-то сделать, а вызубренное забывается очень скоро - сразу же после того, как тему «прошли».

    Еще один эффективный метод работы с содержанием - опорные конспекты. В настоящее время это самый интересный и в тоже время самый компактный способ предоставления учебной информации. Опорный конспект - это что-то вроде шпаргалки, но очень необычной. Опорный конспект это сокращения, или символы, а может быть, даже рисунки. Он напоминает ребус, непонятный для непосвященных. Самостоятельное составление опорных конспектов - интересная творческая работа. Сейчас довольно популярны «карты памяти» (mindmaps) - это предоставление материала по теме с помощью понятий, главное из них располагается посередине, а вокруг - все остальные, причем связь между ними показывают стрелки. Составлять любые - даже наипростейшие, вовсе не опорные конспекты, может быть полезно.

    Таким образом, все это относится к работе с текстом. Нужно уметь «прорабатывать» определенный учебный материал, понять его и запомнить. А для этого надо найти ту форму работы, которая больше подходит, а если ничего не делать, то вряд ли можно добиться больших успехов.

    Что касается выполнения конкретных заданий, подготовки к устному ответу, то обычно работа над содержанием ответа включает в себя такие этапы:

    Понять задание;

    Отобрать нужный материал, отсеяв ненужный;

    Каким-то образом его выстроить в определенной последовательности: решить, о чем говорить сначала, о чем потом;

    Продумать систему утверждений (тезисов) и доказательств (как вы будете аргументировать свои утверждения: какими-то примерами, фактами, чисто логически);

    Запомнить все, что необходимо специально запоминать, то есть термины, даты, цифры, имена, названия;

    Можно составить конспект, в том числе и опорный: этот метод одинаково пригоден и для работы с текстом, и для работы с содержанием ответа.

    Кроме проблемы, что говорить, есть и проблема как это сказать. Это тоже немаловажно.

    Правда, в школе оценивается, в основном, содержание ответов, но не стоит думать только о школе: ею жизнь не кончается. Для любого человека важно уметь литературно правильно, свободно, интересно и уверенно говорить. Косноязычный человек не получает настоящего удовольствия от общения, не чувствует уверенности в общении - а ведь это так важно для каждого из нас.

    Конечно, невозможно продумывать каждый свой устный ответ с точки зрения его формы. Нужно научиться ясно, правильно и интересно говорить без какой бы то ни было специальной подготовки: речь по природе своей импровизационна. И если пока не все в порядке с речью - нужно поработать над собой. Необходимо научиться говорить, с одной стороны, ясно, понятно и грамотно и, с другой стороны, интересно. Говорить правильно - это значит не допускать речевых ошибок. Чтобы не допускать их в своей речи, нужно научиться их замечать в речи других людей, и не просто замечать, а воспринимать как нечто ненормальное, а может быть и смешное. Учиться слышать речевые ошибки - это значит достаточно внимательно слушать то, что говорят ваши одноклассники на уроках, вернее, как они говорят - и замечать неправильности в их речи. Если это постоянно делать, то постепенно начнешь обращать внимание и на свои подобные же ошибки и исправлять их, а затем - говорить все более «чисто». На это нужно конечно время, но это совсем не так сложно.

    Вот некоторые примеры речевых ошибок на уроках истории: Ермак и его товарищи захватили ихнюю столицу - Сибирь. Спартаку не хватало время, чтобы обучить свою армию. Братья Строгановы были сильно богатые. Колизей, представляет из себя, очень большой римский цирк в городе Риме, в Италии.

    Есть такое понятие - чувство языка, которое включает в себя и умение слышать все речевые дефекты. С этим чувством никто не рождается - оно появляется со временем у того, кто внимателен к ясности, правильности, чистоте языка: как у себя, так и у других. Чувство языка подобно музыкальному слуху, который тоже можно развивать. Но для этого нужно слушать и слышать то, что говориться на уроках. К сожалению, не может научиться хорошо говорить тот, кто никого никогда не слушает: а наши школьники не слушают ответов своих одноклассников, считают, что это скучно. А попробуйте слушать не столько то, что говорят, сколько - как это говорится. Все люди разные, все говорят по-разному. И это совсем будет не скучно. Итак, чтобы говорить ясно, понятно и правильно надо:

    Стараться выражать свои мысли как можно лучше, слышать себя и не удовлетворяться первым попавшимся словом, случайно пришедшим на язык;

    Внимательно слушать, как говорят другие, и замечать их недостатки.

    Выражаться как можно более просто и кратко;

    Научиться говорить и выразительно. Тогда и слушать вас будет интересней, и вам самим будет интересно отвечать на уроке.

    Если вы будете работать по подготовке устного ответа по всем трем этапам: 1 - с текстом;

Ирина Подорожняя
Ребенок боится отвечать на уроке. Как ему помочь?

В настоящее время в школе часто встречаются дети, которые боятся отвечать на уроке , практически никогда не поднимают руку, и, если их спросят, либо просто молчат, или тихо бормочут себе под нос, иногда плачут.

В такой ситуации необходима помощь не только ребенку , но и педагогу, так как нужно оценивать ученика.

Что же делать, с чего начать исправление такой непростой ситуации? Начинать нужно с поиска причин, которые могли привести к страху перед публичными ответами на уроках .

Причины могут быть следующими :

1. Неправильное поведение педагога. То, как учитель относится к ученику, каким тоном он говорит, какой взгляд, поза – все это сильно влияет на детей. Если педагог допускает высмеивание, язвительные замечания и оценки, пренебрежение, завышает требования к ребенку , то не стоит удивляться, что дети испытывают страх перед ответами на уроках .

2. Высокие требования к ребенку со стороны родителей, когда хотят, чтобы он соответствовал их нереальным ожиданиям и не оставляют за ним право на ошибку, ругая и наказывая за любой промах.

3. Низкий статус ребенка в классном коллективе, когда сверстники унижают его и любое действие вызывает насмешки, издевки, обзывания, иногда физическую агрессию.

4. Неуверенность в себе как черта характера, высокий уровень тревожности у ребенка . Некоторым детям от природы свойственна некая медлительность, они не способны мгновенно реагировать на поставленные вопросы, но сконцентрировавшись, дают хорошие результаты.

5. Проблемы с развитием устной речи : неправильное звукопроизношение, заикание – такие нарушения приводят к тому, что ребенок комплексует , замыкается, становится неуверенным и молчаливым.

6. Незнание, непонимание учебного материала.

Чтобы устранить причину, вызывающую боязнь отвечать перед классом , можно :

Разрешить ребенку отвечать не устно , а письменно, выполнять какое-либо задание в тетради;

Предложить отвечать не перед всем классом, а один на один с учителем, например, стихотворение рассказать во время перемены или после уроков ;

При недостаточном понимании учебного материала, разрешать пользоваться вспомогательными схемами-опорами , планом, таблицей, рисунками, предварительно научив ребенка этим пользоваться ;

- использовать прием : ответы «на ушко» , если у учителя с учеником доверительные отношения.

Не пытайтесь заставить такого ученика отвечать громко и полным ответом , а двигайтесь к этому постепенно : пусть сначала он просто повторяет за другими, дает односложные ответы или даже невербальный ответ с помощью поднятой руки , например : кто думает так же, поднимите руку.

Необходимо оказывать ребенку эмоциональную поддержку : не заострять внимание на неудачах чаще поощрять за смелость, хвалить добрым словом, искренней улыбкой, аплодисментами.

Привлекать других детей к оказанию помощи такому ребенку , можно поручить одному из лучших учеников проверить у него задание, организовать работу в группах, парах.

При завышенных требованиях к ребенку нужно работать с его родителями, объясняя и показывая примеры последствия такого поведения, обучая умению понимать индивидуальные и возрастные особенности.

Если у ребенка заниженная самооценка и он является «изгоем» в классе, необходима помощь психолога и социального педагога. В тяжелых случаях нужно обратиться к детскому неврологу.

Зная причины и учитывая индивидуальные особенности ребенка , можно достичь положительных результатов в обучении и воспитании детей «молчунов» .

Публикации по теме:

Использование электронных пособий на уроке сольфеджио «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРОГРАММ И ПОСОБИЙ НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО» Предмет сольфеджио входит в цикл теоретических предметов, предназначенных.

Как отвечать на 1000 и 1 вопрос маленького непоседы В 3-4 года или ближе к 5 годам у детей наступает волшебный период «почемучек». Взрослым, которые находятся в поле зрения такого ребенка,.

Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь? Агрессия- это действие, агрессивность- готовность к совершению таких действий. Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может.

Что делать, если ребенок боится Деда Мороза Долгожданное торжество, елка, подарки, новогоднее настроение. На лицах взрослых улыбки, и вдруг, у ребенка слезы и страх - при слове Дед.

Детская музыкальная деятельность: ребенок-слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок-сочинитель Доклад: «Детская музыкальная деятельность: ребенок- слушатель, ребенок-исполнитель, ребенок- сочинитель» Подготовила: музыкальный руководитель.

Как научить ребенка в 5–6 лет рассуждать и развернуто отвечать на вопросы? В наше время родители заняты своей работой и уделяют времени своим детям не так уж и много. Детей водят на разнообразные дополнительные.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!