Цитаты, афоризмы, высказывания, фразы - фицджеральд фрэнсис скотт. Фрэнсис скотт фицджеральд

(родился: 24 сентября 1896 г., Сент-Пол, штат Миннесота, США - умер: 21 декабря 1940 г., Голливуд, Лос-Анджелес, США)

Американский писатель, крупнейший представитель так называемого «потерянного поколения» в литературе. Наибольшую известность Фицджеральду принес роман «Великий Гэтсби», опубликованный в 1925 году, а также ряд романов и рассказов об американской «эпохе джаза» 1920-х годов. Термин «эпоха джаза» или «век джаза» был придуман самим Фицджеральдом и обозначал период американской истории с момента окончания Первой мировой войны до великой депрессии 1930-х годов.

Очень богатые люди не похожи на нас с вами.

Одна девушка может быть хорошенькой, но дюжина девушек – это всего лишь хор.

Вычеркивайте все восклицательные знаки. Ставить восклицательный знак – все равно что смеяться собственной шутке.

Так легко быть любимым, так трудно любить.

Совещания не родили ни одной великой мысли, но похоронили некоторое число идиотских.

Покажите мне героя, и я напишу трагедию.

Привычка потакать своим слабостям – вот где корень зла.
/Ночь нежна/

Многие люди склонны преувеличивать отношение к себе других - почему-то им кажется, что они у каждого вызывают сложную гамму симпатий и антипатий.
/Ночь нежна/

Одиночество, физическое и душевное, порождает тоску, а тоска еще усиливает одиночество.
/Ночь нежна/

Или думай сам - или тот, кому приходится думать за тебя, отнимет твою силу, переделает все твои вкусы и привычки, по-своему вышколит и выхолостит тебя.
/Ночь нежна/

Никогда ведь не можешь сказать с уверенностью, какое место занимаешь в чужой жизни.
/Ночь нежна/

Говорят, душевные раны рубцуются - бездумная аналогия с повреждениями телесными, в жизни так не бывает. Такая рана может уменьшиться, затянуться частично, но это всегда открытая рана, пусть и не больше булавочного укола. След испытанного страдания скорей можно сравнить с потерей пальца или зрения в одном глазу. С увечьем сживаешься, о нём вспоминаешь, быть может, только раз в году, - но когда вдруг вспомнишь, помочь всё равно нельзя.
/Ночь нежна/

Беда в том, что когда ты трезв, тебе ни с кем не хочется знаться, а когда пьян, никому не хочется знаться с тобой.
/Ночь нежна/

Если тебе вдруг захочется осудить кого-то, вспомни, что не все люди на свете обладают теми преимуществами, которыми обладал ты.
/Великий Гэтсби/

Очень рада, что девочка. Дай только бог, чтобы она выросла дурой, потому что в нашей жизни для женщины самое лучшее быть хорошенькой дурочкой.
/Великий Гэтсби/

Важно быть человеку другом, пока он жив, а не тогда, когда он уже умер. Мертвому это все ни к чему.
/Великий Гэтсби/

Никакая ощутимая, реальная прелесть не может сравниться с тем, что способен накопить человек в глубинах своей фантазии.
/Великий Гэтсби/

Ты или охотник, или дичь, или действуешь, или устало плетешься сзади.
/Великий Гэтсби/

Это большое преимущество – быть трезвой, когда все кругом пьяны. Не наговоришь лишнего, а главное, если вздумается что-нибудь себе позволить, сумеешь выбрать время, когда никто уже ничего не замечает или всем наплевать.
/Великий Гэтсби/

Ведь все напускное чему-то служит прикрытием, и рано или поздно истина узнается.
/Великий Гэтсби/

Неумелый водитель до тех пор в безопасности, пока ему не попадется навстречу другой неумелый водитель.
/Великий Гэтсби/

Я вообще живу не раздумывая, поэтому мне всегда весело.
/Великий Гэтсби/

В нашей жизни для женщины самое лучшее быть хорошенькой дурочкой.
/Великий Гэтсби/


Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд - родился 24 сентября 1896 года, Сент-Пол, штат Миннесота, США. Американский писатель, крупнейший представитель «потерянного поколения» в литературе. Автор романов - «Великий Гэтсби», «По эту сторону рая», «Прекрасные и проклятые», «Ночь нежна» и др. Умер 21 декабря 1940 года, Голливуд, Калифорния, США.

Цитаты, афоризмы, высказывания, фразы - Фицджеральд Фрэнсис Скотт

  • Сценарий должен писаться как завещание.
  • Покажите мне героя, и я напишу трагедию.
  • Так легко быть любимым, так трудно любить.
  • Любой алмаз кажется большим, пока не отшлифован.
  • Нельзя доверять человеку, считающему себя обычным.
  • Сдержанность в суждениях - залог неиссякаемой надежды.
  • Каждая новая влюблённость всегда убеждённее предыдущей.
  • Ты или охотник, или дичь, или действуешь, или устало плетешься сзади.
  • Образование для красивой женщины - это умение разбираться в мужчинах.
  • Светский дебют - это когда молоденькую девушку в первый раз видят пьяной.
  • Недовольство и тревога - вот что больше всего поглощает отпущенные нам силы.
  • Писать хорошую книгу - то же самое, что нырнуть под воду и задержать дыхание.
  • Одна девушка может быть хорошенькой, но дюжина девушек – это всего лишь хор.
  • Отношения не могут стоять на месте, они должны двигаться, если не вперед, так назад.
  • Следи за тем, чтобы не исчезнуть в личности другого человека, мужчины или женщины.
  • Никогда ведь не можешь сказать с уверенностью, какое место занимаешь в чужой жизни.
  • Нет больших достоинств, чем мужество, честность, учтивость и природное влечение к добру.
  • Совещания не родили ни одной великой мысли, но похоронили некоторое число идиотских.
  • Талант - способность воплотить то, что ты сознаешь. Другого определения таланта дать нельзя.
  • Сначала ты выпиваешь алкоголь, затем алкоголь выпивает алкоголь, а потом алкоголь выпивает тебя.
  • Важно быть человеку другом, пока он жив, а не тогда, когда он уже умер. Мертвому это все ни к чему.
  • Неумелый водитель до тех пор в безопасности, пока ему не попадется навстречу другой неумелый водитель.
  • Беда в том, что когда ты трезв, тебе ни с кем не хочется знаться, а когда пьян, никому не хочется знаться с тобой.
  • Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое.
  • Никакая ощутимая, реальная прелесть не может сравниться с тем, что способен накопить человек в глубинах своей фантазии.
  • В восемнадцать наши убеждения подобны горам, с которых мы взираем на мир, в сорок пять - пещерам, в которых мы скрываемся от мира.
  • Очень рада, что девочка. Дай только бог, чтобы она выросла дурой, потому что в нашей жизни для женщины самое лучшее быть хорошенькой дурочкой.
  • Многие люди склонны преувеличивать отношение к себе других - почему-то им кажется, что они у каждого вызывают сложную гамму симпатий и антипатий.
  • След испытанного страдания скорей можно сравнить с потерей пальца или зрения в одном глазу. С увечьем сживаешься, о нём вспоминаешь, быть может, только раз в году, - но когда вдруг вспомнишь, помочь всё равно нельзя.
  • Это большое преимущество - быть трезвой, когда все кругом пьяны. Не наговоришь лишнего, а главное, если вздумается что-нибудь себе позволить, сумеешь выбрать время, когда никто уже ничего не замечает или всем наплевать.
  • Говорят, душевные раны рубцуются - бездумная аналогия с повреждениями телесными, в жизни так не бывает. Такая рана может уменьшиться, затянуться частично, но это всегда открытая рана, пусть и не больше булавочного укола.
  • Если блондинка не умеет поддержать разговор, мы называем ее "куклой"; молчаливого блондина считаем болваном. А наряду с этим мир полон "интересных молчаливых брюнетов" и "томных брюнеток", абсолютно безмозглых, но никто их почему-то за это не винит.
  • В юношеские годы, когда человек особенно восприимчив, я как-то получил от отца совет, надолго запавший мне в память: если тебе вдруг захочется осудить кого то, - сказал он, - вспомни, что не все люди на свете обладают теми преимуществами, которыми обладал ты.

После успеха фильма «Великий Гэтсби» Фрэнсис Скотт Фицджеральд снова стал читаемым писателем. На полках появились тонны книг этого чувственного автора. Сам Фицджеральд писал о так называемой «Эпохе Джаза», когда ещё по штатам не развернулась во всей красе «Великая депрессия», а Первая мировая война только-только закончилась. Главной темой писателя была проблема богатства и бедности. С того времени прошёл почти век, а люди остались такими же. Редакция BroDude отобрала самые интересные цитаты этого американского классика. Возможно, они помогут тебе не попасть в очередную ловушку или выбраться из неприятностей.

1. О писательстве

Писать хорошую книгу – то же самое, что нырнуть под воду и задержать дыхание

Если ты вдруг захочешь стать писателем, помни, насколько это трудно. Времени для отдыха будет меньше, чем на работе грузчика в полную смену.

2. Об отношениях

Многие люди склонны преувеличивать отношение к себе других – почему-то им кажется, что они у каждого вызывают сложную гамму симпатий и антипатий.

Не думай, что ты венец творения. Ты не центр мира, и на тебя могут вообще не обращать внимания. Ты можешь быть просто «тем чуваком, которого я видел как-то», и не более. Поэтому не жди от людей какого-то определенного к тебе отношения, многим ты не интересен. Это может быть обидно, но такова жизнь.

3. Об алкоголе

Сначала ты выпиваешь алкоголь, затем алкоголь выпивает алкоголь, а потом алкоголь выпивает тебя.

Одобрял « » Фицджеральд или нет – не важно, но проблем в начале ХХ века с алкоголем было полно, хотя они и встали так остро только благодаря антиалкогольному законодательству. Не суть. Главное, ты должен сам понимать, когда теряешь над собой контроль в выпивке и когда хорошее времяпрепровождение превращается в обычное свинство. Так что культура пития тебе в помощь.

4. О споре с женщинами

Мужчины часто позволяют женщинам вести спор, исход которого от них не зависит.

Нам кажется, ты понимаешь о чём речь. Не знаем, какими суперсилами обладают представительницы женского пола, но спорить с ними так, как мы , – очень сомнительное занятие. Есть много руководств на тему «как спорить с женщиной», но они, черт возьми, не работают. В общем, лучше забыть об этой проблеме и беречь свои нервы.

5. О новой жизни

Каждый может начать с чистого листа. Кто угодно. Нужно лишь принять решение стать чуточку лучше – это на удивление просто и на удивление действенно.

На каждую удачную возможность приходится тысяча отговорок. В этом все мы. И это очень скверно. Мы не хотим совершенствоваться, чтобы выйти в люди или достичь чего-нибудь значимого. А ведь надо приложить совсем немного усилий, пожертвовав то количество времени, которое тратим на всякую чушь.

6. О самостоятельности

Или думай сам – или тот, кому приходится думать за тебя, отнимет твою силу, переделает все твои вкусы и привычки, по-своему вышколит и выхолостит тебя.

Тут речь идёт, прежде всего, об инфантильных парнях, которые дают возможность помыкать собой. . Ко всему прочему, развивай рациональное мышление, не сбрасывай своё мироощущение на телевидение или известных популистов. Есть большое количество путей, которыми ты можешь воспользоваться. Не обязательно идти по той дороге, по которой идёт стадо на убой.

7. О дружбе

Если дружба, которая была дружбой не только на словах, рвётся в один час, то, как правило, она рвётся с мясом.

С дружбой надо быть аккуратней – многие из нас на собственном опыте убедились в этом. Так и ты помни, что с этим шутить нельзя, ведь кто такой друг? Уж точно не тысячи твоих подписчиков или приятели, с которыми ты ведешь переписку. Друг – это человек, на которого ты можешь положиться, действительно положиться, а таких у тебя будет человека 2-3 от силы за всю жизнь.

8. И ещё раз о дружбе

Важно быть человеку другом, пока он жив, а не тогда, когда он уже умер.

Вот умирает очередной чувак, сваливает к Господу Богу или превращается в индийскую священную корову. Что происходит на похоронах? Почти каждый, кто приходит на них, обязательно выдает: «Я знал его. У нас были хорошие дружественные отношения. Так жаль, так жаль…» Но случается, что сам покойник не в курсе, кто о нём так говорит. В общем, не нужно наживаться на смерти других людей, пользуясь тем, что они не могут ничего подтвердить. А то выйдет история, как с Калашниковым, который на смертном одре признал-таки, что бог существует.

9. О трезвости

Беда в том, что, когда ты трезв, тебе ни с кем не хочется знаться, а когда пьян, никому не хочется знаться с тобой.

Ну, это вечная проблема. Многие из нас вообще людей не любят, а как выпьют пару-тройку рюмашек, так сразу самые дружелюбные чуваки на свете. Но вот совет: если серьёзно бухаешь, то не открывай социальные сети и не переписывайся ни с кем. Ни одному трезвому человеку не интересно общаться с пьяным чуваком. Нужна гармония: пьяные должны общаться на тему философии и политики с друг другом, а не с теми, кто ещё ясно мыслит.

10. О любви

Именно эгоисты, как ни странно, способны на большую любовь

Противоречиво? Не думаем. Если посмотреть на наши чувства со стороны, да и вообще посмотреть на любовь с позиции рацио, то ты обнаружишь, насколько же мы эгоистичными животными являемся. Но не переживай, это не так плохо, как звучит. Это даже очень хорошо, иначе бы так и остались в пещерах.

11. О жизни

Жизнь – чертова неразбериха… Футбол, в котором все игроки «вне игры», а судьи нет, и каждый кричит, что судья был бы на его стороне.

Фицджеральд многое повидал, и наверное, имеет право рассуждать о сущности жизни. Когда человечество завертелось в своём безумном танце ещё быстрее, то его определение жизни стало куда более жизненным. Ну разве не так? Если не веришь, выгляни в окно и убедись во всём сам, пока тебе не дали красную карточку.

12. О смерти

Я не люблю сентиментального угасания – умирать, так с музыкой.

Каждый сам выбирает себе судьбу, но что может быть страшнее «доживания», со всеми этими болезнями, немощью и старостью? Не обязательно умирать молодым, но всё-таки хочется найти свою смерть в более интересной обстановке, чем в окружении докторов, беспомощно валяясь на больничной койке, под всхлипы расчувствовавшихся родственников.

Он являл собой воплощение американской мечты - молодости, красоты, обеспеченности, раннего успеха - и верил в эти атрибуты так страстно, что наделял их определенным величием, - писал о Фицджеральде его современник Эндрю Тернбулл.



И действительно, в 1920-е годы Скотт Фицджеральд был культовой фигурой, обросшей легендами в стиле "американского счастья". По их отзвукам, первый роман "По эту сторону рая" Фицджеральд написал якобы лишь затем, чтобы завоевать руку и сердце честолюбивой девушки из состоятельной семьи. Он сразу принес ему славу, богатство и красавицу жену. В Париже, этом солнечном сплетении европейской культуры, Фицджеральды, по воспоминаниям очевидцев, появились в шумном окружении художественной богемы и миллионеров-соотечественников Красивая, незаурядная пара вела себя столь экстравагантно, а интерес к ней был столь велик, что их имена почти не покидали газетной хроники светских скандалов... Но это, так сказать, титульная страница Жизнь оказалась много сложнее "американской мечты".

Мать Фрэнсис а Фицджеральда , Мэри Макквилан, происходила из добропорядочной католической семьи, отец ее упорным трудом из мелкого торговца вырос в могущественного коммерсанта. О своем отце, Эдварде Фицджеральде, писатель говорил, что тот вышел из "старого одряхлевшего рода", к которому некогда принадлежали видные государственные деятели. Эдвард же был бедным армейским офицером и слыл неудачником. В тяжелые периоды жизни маленький Скотт молил Бога о том, чтобы их семья не попала в дом для бедных. Изживание этого детского страха впоследствии выразилось и в образе жизни ("с размахом"), и в произведениях писателя, который, было время, придавал богатству мистические свойства, считая богатых людьми, отмеченными свыше.

Наследство дедушки Макквилана позволяло родителям Фицджеральда обучать детей в частных школах. Мать довольно рано внушила Скотту мысль о его исключительности. И не беспочвенно Его первые литературные опыты были опубликованы в школьном журнале. Когда Скотт перевелся в школу Ньюмена - обитель для шестидесяти отпрысков состоятельных семей Америки, - он со страстью отдался сочинению песен и пьес для драмкружка В среде богатой молодежи его талант был единственным залогом равенства с ними, а также земной славы, что он поставил себе главной целью.

В Принстонском университете Скотт продолжал запойно осваивать почти все литературные жанры, в ущерб занятиям, и его пьеса, победив в конкурсе, была опубликована в популярном юмористическом журнале "Треугольник".

В Европе шла Первая мировая война, и американская молодежь переживала приступмилитаристского романтизма Многие рвались на фронт, среди них и студент Фицджеральд Он сдал экстерном экзамен на звание лейтенанта пехоты, но волей обстоятельств его рота на театр военных действий не попала. Во время армейской службы в 1918 году произошла его встреча с Зельдой Сэйр, которая стала и самым большим счастьем, и самым большим горем в его жизни. Экзальтированная, остроумная, с неукротимой жаждой жизни, смелая до безрассудства, всегда окруженная поклонниками, она сразу завладела его сердцем и ответила взаимностью, но от брака отказалась - ее не вдохновлял скромный вариант существования. В жизненном активе Фицджеральда были пока лишь рукопись романа "Романтический эгоист" и сто двадцать два отказа от издателей.

Разрыв с Зельдой он воспринял драматически, две недели пил, а затем вернулся в родительский дом и за три месяца затворничества в лихорадочном режиме перекроил "Эгоиста", создав из его останков новый роман - "По эту сторону рая". В нем, по собственному признанию, он "выжал себя до последней капли". Роман сразу был принят к печати. Вскоре после его выхода (1920) Зельда и Скотт обвенчались.

Огромная популярность этой книги в те годы объяснима - Фицджеральд выразил настроения американской молодежи, задетой далекой войной, ощутившей конечность бытия, отвергнувшей постепенные добродетели своих отцов и возжаждавшей успеха и счастья здесь и немедленно. Поколение Фицджеральда бросилось в "карнавальные пляски" 1920-х годов (период американского бума) очертя голову, а сам писатель стал его символом. Утверждался атеистический XX век - век экзальтации, допингов и психозов. Фицджеральд окрестил его "веком джаза". Теперь, на его исходе, нынешняя молодежь называет его "веком "экстази". Но вернемся в его начало. Роман был переиздан много раз. Никогда Фицджеральд уже не будет так счастлив, как в ту пору. Как-то он подошел к престарелому писателю Чарлзу Фландрау со словами: "Чарли, если бы ты только знал, как прекрасно быть молодым, красивым и знаменитым!"

Слава закрутила его в смерче развлечений: дорогие костюмы от "Братьев Брукс", ночные кутежи, много алкоголя, юношеские безумства, постоянным участником которых, а часто и вдохновителем являлась Зельда. Через два года вышел его роман "Прекрасные и обреченные" (1922). Эгоистичные идеалы молодого поколения, воспевание которых принесло Фицджеральду славу и деньги, здесь уже подвергались сомнению. В том же году появились первые наброски к самому значительному его произведению - "Великий Гэтсби". В этом романе (1925) Фицджеральд окончательно расстался с молодыми иллюзиями, чутко уловив, что человек, цинично выстраивающий свою жизнь только по законам успеха (как его Гэтсби), в итоге приходит к полной личной катастрофе.

Эрнста Хемингуэя судьба свела с Фицджеральдом в Париже. В своей книге "Праздник, который всегда с тобой" он произнес немало язвительных фраз по поводу беспорядочного образа жизни четы Фицджеральдов, но хочется привести не их (они писателю не идут), а его отзыв о "Великом Гэтсби": "Когда я дочитал эту книгу, я понял, что как бы Скотт ни вел себя и что бы он ни делал, я должен помнить, что это болезнь, и помогать ему, и стараться быть ему хорошим другом. У него было много, очень много хороших друзей, больше чем у кого-либо из моих знакомых. Но я включил себя в их число, не думая, пригожусь я ему или нет. Если он мог написать такую великолепную книгу, как "Великий Гэтсби", я не сомневался, что он может написать и другую, которая будет еще лучше".

К тому времени трагедия наметилась в жизни самого Фицджеральда. Сумасбродная жизнь, напряженное выкраивание времени для литературной работы привели его к алкоголизму. Честолюбивая Зельда, не находящая себе применения в обыденной жизни, с болезненной ревностью стала относиться к его славе. Написала посредственный роман "Сохрани для меня вальс", занялась живописью, а окончательно сломалась на маниакальном увлечении балетом, в 27 лет пожелав стяжать лавры Анны Павловой. С диагнозом "шизофрения" Фицджеральд вынужден был поместить ее в клинику для душевнобольных. Много лет спустя он обмолвится в письме к дочери: "Я ненавижу женщин, воспитанных для безделья". "Ненавижу" относилось, конечно же, не к Зельде, а к самому принципу воспитания.

Это было крушение. Так впоследствии и назвал Фицджеральд свою горькую исповедь. Черты семейной трагедии отражены и в его романе "Ночь нежна", пожалуй, самом знаменитом его произведении. Фигура Зельды неустранима из творчества Скотта Фицджеральда.

Его человеческая биография совпала с биографией века, и все личные обольщения, разочарования, драмы так или иначе спроецированы почти во все его произведения. Для американской литературы Скотт Фицджеральд явился первооткрывателем такого направления, как лирическая проза. Этому способствовали и свойства его таланта - тонкий психологизм, доверительная интонация, снисходительное отношение к героям, мягкий юмор, щедрая откровенность. "Я должен начинать с эмоции, - признавался он, - такой, которая близка мне..." Особенно заметно это эмоциональное побуждение в его лучших рассказах. Надо сказать, что новеллы и рассказы он писал и по вдохновению, и для денег, и в преддверии романов. Среди них встречаются настоящие шедевры. Так, в "Алмазной горе", написанной с элементами гротеска, он распрощался со своей идеей "богоизбранности" богатых, показав, что почти все чрезмерные состояния замешаны на преступлении, и рок возмездия тяготеет над целыми родами. Его семейная драма - Зельда почти не выходила из клиник, а единственная дочь Скотти была оторвана от него и жила в закрытом пансионе - дала горький повод для таких новелл, как "Две вины", "Опять Вавилон" и других.



До конца дней Фицджеральд пытался бороться со своей болезнью - сотрудничал как киносценарист с Голливудом, но его оригинальный талант плохо вписывался в этот "конвейер грез", писал письма дочери, в которых старался оградить ее от пережитых личных заблуждений, начал работу над романом "Последний магнат"...

Интерес к Фицджеральду постепенно угасал. Накануне сорокалетия писателя посетил корреспондент из "Нью-Йорк пост" и нашел его не в лучшей форме. В юбилейной статье Фицджеральд был назван "писателем-пророком послевоенных неврастеников".

Он пытался покончить с собой, но Бог уберег его от этого греха. Фицджеральд ушел из жизни после второго инфаркта 21 декабря 1940 года. На столе остался недописанным "Последний магнат".

В наше время, когда и в старой Европе, и среди наших соотечественников стольвелико обольщение "американской мечтой", очень полезно перечитать произведения Скотта Фицджеральда, в которых "американская мечта"предстает в сущности американской трагедией.

15 декабря 2013, 00:26

"Ночь нежна"

Многие люди склонны преувеличивать отношение к себе других - почему-то им кажется, что они у каждого вызывают сложную гамму симпатий и антипатий.

Никогда ведь не можешь сказать с уверенностью, какое место занимаешь в чужой жизни.

Когда люди так много себя отдают посторонним, не знак ли это, что им уже меньше нужно друг от друга?


... человек, наделенный обаянием, пользуется им подчас бессознательно, притягивая к себе тех, кто ему совершенно не нужен.

Ничто так не подстегивает в отношения,как желание сохранить их вопреки известным уже преградам

Женщина берет мужчину в мужья со всеми его талантами и способностями, и потом ему уже трудно ее поразить, хоть она подчас и притворяется пораженной.

Бывают такие ничем не примечательные часы или дни, которые воспринимаешь просто как переход от вчерашней радости к завтрашней, а оказывается, в них-то самая радость и была.

… блаженство заключено внутри нас.

.. только через решение повседневных задач, какими бы мелкими и неинтересными они ни казались, можно добиться того, что все станет на свое место.

… часто бывает, что с какого-то пустякового эпизода начинается важная полоса в жизни человека.


- Мне когда-то казалось: все, что случается до восемнадцати лет, это пустяки.
- Так оно и есть. И то, что случается после, - тоже.

Непростое дело обозвать кого-то лгуном или трусом, но если всю жизнь щадить людские чувства и потворствовать людскому тщеславию, то в конце концов можно потерять всякое понятие о том, что в человеке действительно заслуживает уважения.

Беда в том, что когда ты трезв, тебе ни с кем не хочется знаться, а когда пьян, никому не хочется знаться с тобой.

Напиваясь, вы не разрушаете ничего, кроме самого себя.

Привычка потакать своим слабостям-вот где корень зла.

Когда возникшее равнодушие длят или просто не замечают, оно постепенно превращается в пустоту...

- Неужели нет никого, кто бы мне помог по-настоящему?
- Есть, наверно. Прежде всего ты сама.

Внешне все некоторое время остается по-старому после того, как внутри пройдет трещина


Им часто бывало хорошо вместе, немало чудесных ночей они провели, чередуя разговоры с любовью, но он, уходя от нее, уходил в себя, а она оставалась ни с чем - держалась за это Ничто, смотрела на него, называла его разными именами, но знала: это всего лишь надежда, что скоро вернется к ней Он.

Люди хотят одного - получать удовольствие от жизни, а если вы им это удовольствие портите, вы сами себя лишаете соков, которые вас питали.

С высоты все на земле казалось просто, как просто все при игре в куклы или солдатики, даже если это игра в войну.

Урок был долгим, но усвоила она его хорошо. Или думай сам - или тот, кому приходится думать за тебя, отнимет твою силу, переделает все твои вкусы и привычки, по своему вышколит и выхолостит тебя.

... если девчонка девятнадцати лет попросту избалована переизбытком внимания, женщина двадцати девяти черпает свою уверенность из источников, более утонченных. Томимая желанием, она умело выбирает аперитивы; удовлетворенная, смакует, точно деликатес, сознание своей власти. К счастью, ни в том, ни в другом случае она не задумывается о будущих годах, когда ее внутреннее чутье все чаще станет мутиться тревогой, страшно будет останавливаться и страшно идти вперед. Но девятнадцать и двадцать девять - это лестничные площадки, где можно спокойно повременить, не ожидая опасности ни снизу, ни сверху.

Одно из свойств красоты - отражать лучшее, что есть в человеке, этой красотой любующегося.

- Странная вы все-таки женщина, Николь.
- Ну что вы! - поспешно возразила она. - Самая обыкновенная. Верней, во мне сидит с десяток самых обыкновенных женщин, только все они разные.

... крепче всего запирают ворота, которые никуда не ведут… потому, наверно, что пустота слишком неприглядна.


Здесь и выше кадры из фильма "Ночь нежна"

Прекрасные цитаты из замечательного романа. Удивительно, но существует лишь одна экранизация этой книги, датированная далеким 1961 годом. В отличии от книги, отличающейся тонкостью и глубиной, фильм очень поверхностный и скучный, несмотря на роскошь интерьеров. Главные герои совершенно не похожи на своих книжных прототипов и выглядят значительно старше. Когда по-иному представляешь их, особенно Николь, читая книгу, то актёрский состав фильма очень разочаровывает.

Кадр из фильма "Ночь нежна". Николь и Дик Дайверы


Супруги Фицджеральд

Интересно, что книга Фицджеральда перекликается с его собственной жизнью. Жена писателя, после нервного срыва оказалась в швейцарской психиатрической клинике.

Зельда Фицджеральд, прототип красавицы Николь

Сам автор в конце 20-х уезжал в Голливуд, где закрутил роман с молоденькой актрисой, послужившей прототипом Розмери Хойт. В результате "Ночь нежна" получила немалую долю личных переживаний Фитцджеральда, что хорошо прочитывается в книге и совсем незаметно на экране.

Ретрообложка романа

"Великий Гетсби"

Жизнь видишь лучше всего, когда наблюдаешь ее из единственного окна.

Если тебе вдруг захочется осудить кого-то, вспомни, что не все люди на свете обладают теми преимуществами, которыми обладал ты.

Чутье к основным нравственным ценностям отпущено природой не всем в одинаковой мере.

Сдержанность в суждениях - залог неиссякаемой надежды.

Никакая ощутимая, реальная прелесть не может сравниться с тем, что способен накопить человек в глубинах своей фантазии.

Всегда очень тягостно новыми глазами увидеть то, с чем успел так или иначе сжиться.


Гэтсби верил в зеленый огонек, свет неимоверного будущего счастья, которое отодвигается с каждым годом. Пусть оно ускользнуло сегодня, не беда – завтра мы побежим еще быстрее, еще дальше станем протягивать руки... И в одно прекрасное утро... Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое.

Стоило ли что-то совершать, чего-то добиваться, когда гораздо приятнее было рассказывать ей о том, что я собираюсь совершить.


Нет смятения более опустошительного, чем смятение неглубокой души.

Ведь все напускное чему-то служит прикрытием, и рано или поздно истина узнается.

Ей казалось, что я очень много знаю, потому что знания у меня были другие, чем у неё.

Бесчестность в женщине – недостаток, который никогда не осуждаешь особенно сурово.

В нашей жизни для женщины самое лучшее – быть хорошенькой дурочкой.


Это большое преимущество - быть трезвой, когда все кругом пьяны. Не наговоришь лишнего, а главное, если вздумается что-нибудь себе позволить, сумеешь выбрать время, когда никто уже ничего не замечает или всем наплевать.

Ты или охотник, или дичь. Или действуешь, или устало плетёшься сзади.

Я вообще живу не раздумывая, поэтому мне всегда весело.

Неумелый водитель до тех пор в безопасности, пока ему не попадется навстречу другой неумелый водитель.

Важно быть человеку другом, пока он жив, а не тогда, когда он уже умер.


Не знаю, чего тут было больше - беспечности или недомыслия. Они были беспечными существами, Том и Дэзи, они ломали вещи и людей, а потом убегали и прятались за свои деньги, свою всепоглощающую беспечность или еще что-то, на чем держался их союз, предоставляя другим убирать за ними.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!