Цитаты знаменитых людей о высоцком. Такими злыми голосами?! Я люблю, и значит - я живу!»

Зачем мне быть душою общества, когда души в нем вовсе нет!

(общество)

Высоцкий. Охота на волков


Мы успели: В гости к Богу - не бывает опозданий.
(Бог)

Я согласен бегать в табуне - Но не под седлом и без узды!

(свобода)

Я думаю - ученые наврали, прокол у них в теории, порез: развитие идет не по спирали, а вкривь и вкось, вразнос, наперерез.

***

Высоцкий. Зина и Ваня в цирке


Убиенных щадят, отпевают и балуют раем, не скажу про живых, но покойников мы бережем.
(покойник)

Ясновидцев - впрочем, как и очевидцев - во все века сжигали люди на кострах.

(ясновидящий)

Лучше гор могут быть только горы, На которых еще не бывал.

(горы)

Надо, надо сыпать соль на раны, чтоб лучше помнить, пусть они болят.

(боль)

Высоцкий. Он не вернулся из боя


Мне есть что спеть, представ перед Всевышним.

Утро вечера мудренее, но и в вечере что–то есть.

Толка нет от мыслей и наук, когда повсюду - им опроверженье.

(мысль , наука)

Даже падать свободно нельзя, потому, что мы падаем не в пустоте.

(свобода)

Если б водка была на одного - как чудесно бы было! Но всегда покурить - на двоих, но всегда распивать - на троих. Что же на одного? На одного - колыбель и могила.

***

Высоцкий. Все не так


Если отвернутся, значит недостаточно любили.
(любовь)

Вот моя последняя записка: «Я много работал! Прошу не будить! Никогда. Засыпаю насовсем. Люди, я любил вас! Будьте снисходительны!»

Шестым чувством своим, всем существом, всем данным господом богом разумом уверен я, что нормален. Но, увы! Убедить в этом невозможно, да и стоит ли?!

Альпинизм - это прекрасный способ перезимовать летом.

(горы)

Несколько раз я уже похоронен, несколько раз уехал, несколько раз отсидел, причем такие сроки, что еще лет сто надо прожить. Одна девочка из Новосибирска меня спросила: «Правда, что вы умерли?» Я говорю: «Не знаю».

Но даже светлые умы все размещают между строк: у них расчет на долгий срок.

Но даже светлые умы все размещают между строк: у них расчет на долгий срок.

Подымайте руки, в урны суйте бюллетени, даже не читав, - помереть от скуки! Голосуйте, только, чур, меня не приплюсуйте: Я не разделяю ваш Устав!

При власти, деньгах ли, при короне ли - судьба людей швыряет как котят.

Проникновенье наше по планете особенно приятно вдалеке: в общественном парижском туалете есть надписи на русском языке.

С меня при цифре 37 в момент слетает хмель. Вот и сейчас как холодом подуло, под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль и Маяковский лег виском на дуло.

Сколько слухов наши уши поражает, сколько сплетен разъедает, словно моль.

Слова бегут им тесно - ну и что же! - ты никогда не бойся опоздать. Их много - слов, но все же если можешь - скажи, когда не можешь не сказать.

Словно мухи, тут и там, ходят слухи по домам, а беззубые старухи их разносят по умам.

Слухи по России верховодят и со сплетней в терции поют. Ну а где-то рядом с ними ходит правда, на которую плюют.

Снег без грязи, как долгая жизнь без вранья.

Спасибо вам светители, что плюнули да дунули, что вдруг мои родители зачать меня задумали...

Счастье - это путешествие. Может быть, в душу другого человека, путешествие в мир писателя или поэта.

Сыт я по горло, до подбородка - даже от песен стал уставать, - лечь бы на дно, как подводная лодка, чтоб не могли запеленговать!

Так многие сидят в веках на берегах - и наблюдают внимательно и зорко, как другие рядом на камнях хребты и головы ломают. Они сочувствуют слегка погибшим - но издалека.

Толка нет от мыслей и наук, когда повсюду - им опроверженье.

У братский могил нет заплаканных вдов - сюда ходят люди покрепче, на братских могилах не ставят крестов. Но разве от этого легче?

Убиенных щадят, отпевают и балуют раем, не скажу про живых, но покойников мы бережем.

Удивительное рядом, но оно запрещено!

Украду, если кража тебе по душе - зря ли я столько сил разбазарил?! Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, если терем с дворцом кто-то занял!

Утро вечера мудренее, но и в вечере что–то есть.

Утро мудренее! Но и утром все не так, нет того веселья: или куришь натощак, или пьёшь с похмелья.

Я во всех своих выступлениях, во всех беседах, даже дома стараюсь разговаривать искренне...

Я думаю - ученые наврали, прокол у них в теории, порез: развитие идет не по спирали, а вкривь и вкось, вразнос, наперерез.

Я дышу, и значит - я люблю! Я люблю, и значит - я живу!

Я не люблю себя, когда я трушу, обидно мне, когда невинных бьют, я не люблю, когда мне лезут в душу, тем более, когда в нее плюют.

Я не люблю уверенности сытой, уж лучше пусть откажут тормоза. Досадно мне, коль слово "честь" забыто и коль в чести наветы за глаза.

Я признаюсь вам, как на духу - такова вся спортивная жизнь: лишь мгновение ты наверху и стремительно падаешь вниз.

Я согласен бегать в табуне, но не под седлом и без узды!

Ясновидцев - впрочем, как и очевидцев - во все века сжигали люди на кострах.

Даже сегодня, через десятилетия после его смерти, творчество Высоцкого остается таким же понятным и актуальным. Все потому, что в своих песнях Высоцкий затрагивал важные и близкие каждому человеку темы, не имеющие срока годности.

Он пел о несправедливости и о своей стране, открыто и иронично критиковал власть, признавался в любви женщинам и никогда не переставал мечтать. Редакция 5sfer собрала некоторые высказывания Владимира Высоцкого, которые характеризуют его как личность и помогают лучше понять, какой это был человек.

О жизни

  • Снег без грязи, как долгая жизнь без вранья.
  • Хороший, достойный человек очень много волнуется, нервничает, беспокоится за своих близких и помирает раньше, чем плохой.
  • Я не могу спать. Нельзя спать, когда кругом в мире столько несчастья и храпят.
  • Надо, надо сыпать соль на раны, чтоб лучше помнить, пусть они болят.
  • Купола в России кроют чистым золотом - чтобы чаще Господь замечал.
  • Поверьте мне, в каком-то высоком смысле – на этом шарике очень скучно. И никаких чудес нет.

О Любви:

  • Если не любил - Значит, и не жил, и не дышал!
  • Женщину, за которую ты не дрался, ты не смеешь называть дорогой.

Об обществе

  • Настоящих буйных мало - вот и нету вожаков.
  • Зачем мне быть душою общества, когда души в нем вовсе нет?

О власти

  • Да, не все то, что сверху, - от Бога....
  • У них денег – куры не клюют, а у нас на водку не хватает.
  • Даже падать свободно нельзя, потому, что мы падаем не в пустоте.
  • При власти, деньгах ли, при короне ли - судьба людей швыряет как котят.

О войнах

  • Не страшно без оружия - зубастой барракуде, большой и без оружия - большой, нам в утешенье, а маленькие люди - без оружия не люди: Все маленькие люди без оружия – мишени.
  • У братских могил нет заплаканных вдов - сюда ходят люди покрепче, на братских могилах не ставят крестов. Но разве от этого легче?
  • Кто поверит, что Землю сожгли? Нет, она почернела от горя.

О творчестве

  • Авторская песня так же отличается от эстрадной, как, скажем, классический балет от присядки.
  • Героев я не ищу – в каждом из нас похоронено, по крайней мере, тысяча персонажей.

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого (1938- 1980). Творчество знаменитого поэта и автора-исполнителя по сей день продолжает оставаться популярным среди людей самых разных профессий и культурных притязаний. Что же касается времён СССР, то можно без всякого преувеличения сказать, что Высоцкий был кумиром подавляющего большинства советских граждан. Но не только. Коллеги Владимира Семёновича по театральному и кинематографическому цеху также умели ценить его талант. Вот некоторые высказывания современников поэта.

1. Юрий Трифонов

Одно из самых популярных (можно сказать, канонических) изображений Владимира Высоцкого

Трифонов Юрий Валентинович (1925-1981) - русский писатель. Роман «Студенты» (1950; Государственная премия СССР, 1951); исторический роман «Нетерпение» (1973) о народовольцах. Проблема нравственного выбора в атмосфере 60-70-х гг., тема революции, Гражданской войны, сталинских репрессий как основы современных общественных аномалий в повести «Обмен» (1969); «Другая жизнь» (1975); «Дом на набережной» (1976); «Старик» (1978), документально-мемуарная книга «Отблеск костра» (1965). В романе «Время и место» (1981) - тема творчества, истории, постигаемой как судьба писателя.

Я думаю, Высоцкий не смог бы стать столь популярным человеком, если бы не соединил в себе таланты большого поэта и большого артиста, певца. Но и это не все, еще очень важно, что он взял на себя смелость выражать самое насущное и никем не выражаемое: то истинное, чем народ на самом деле болел, о чем действительно думал, что было предметом повседневных разговоров простых людей между собой.

2. Булат Окуджава

Владимир Высоцкий на фоне афиш театра на Таганке (1976)

Окуджава Булат Шалвович (1924-1997) - советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор. Один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1960-е-1980-е годы, автор около двухсот авторских и эстрадных песен, среди которых «Виноградная косточка» (она же «Грузинская песня»), «Молитва Франсуа Вийона» («Пока Земля ещё вертится»), «Надежды маленький оркестрик», «Часовые любви», «Живописцы», «Полночный троллейбус», «Союз друзей» («Поднявший меч на наш союз»), а также многие песни из кинофильмов, например, «Ваше благородие, госпожа Разлука» (фильм В. Мотыля «Белое солнце пустыни») и «Нам нужна одна победа» (фильм А. Смирнова «Белорусский вокзал»).

Он начал с примитива, с однозначности, постепенно обогащая свое поэтическое и гражданское видение, дошел до высоких литературных образцов; он постоянно учился у жизни, у литературы, что происходит с любым поэтом независимо от степени его одаренности. Он начал писать для узкого круга друзей, а пришел к самой широкой аудитории, пришел к предельному выражению себя, а выражать себя - значит добиваться наивысшего наслаждения.

Конечно, гитара только обостряет эмоции, актерское мастерство всего лишь проявляет, усугубляет суть, но в целом - стихи, гитара, интонация - это жанр, в котором он совершенствовался изо дня в день.

С годами он стал профессиональнее… Все стало подлинным - и страдание, и ненависть, и любовь. Стих стал плотным, метафоричным.

3. Людмила Гурченко

Владимир Высоцкий в фильме «Вертикаль» (режиссёр С. Говорухин, 1966)

Гурченко Людмила Марковна (1935-2011) - советская и российская актриса театра и кино, эстрадная певица, режиссёр, сценарист, писатель. Народная артистка СССР (1983). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976). Лауреат Государственной премии России (1994). Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени. Наиболее известна по картинам: «Карнавальная ночь» (1956), «Девушка с гитарой» (1958), «Старые стены» (1973), «Соломенная шляпка» (1974), «Двадцать дней без войны» (1976), «Пять вечеров» (1978), «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), «Вокзал для двоих» (1982), «Любовь и голуби» (1984), «Моя морячка» (1990), «Старые клячи» (2000).

Он не сочинял песен про звездную, нереальную жизнь. Он видел многое, несовершенное на земле. Казалось, это все просто - взять и написать про то, что вокруг,- бери и пиши. Ан… И больше такого Высоцкого нет.

4. Станислав Говорухин

Владимир Высоцкий в фильме «Место встречи изменить нельзя» (режиссёр С. Говорухин, 1979)

Говорухин Станислав Сергеевич (р. 1936) - советский и российский актёр, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, политический и общественный деятель. Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VI созыва, председатель Комитета Государственной думы по культуре. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1986). Народный артист Российской Федерации (2006). Как режиссер Говорухин наиболее известен по кинофильмам «Вертикаль» (1967), «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972), «Десять негритят» (1987), «Ворошиловский стрелок» (1998); телевизионным фильмам «Место встречи изменить нельзя» (1979), «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981), «В поисках капитана Гранта» (1986); документальным фильмам «Так жить нельзя» (1990), «Россия, которую мы потеряли» (1992), «Великая криминальная революция» (1994).

Запись сохранила голос, интонацию, смысл песни, но как много добавляла к этому живая мимика, выразительные глаза, вздувшиеся от напряжения жилы на шее. Он никогда не исполнял свои песни вполсилы, На концерте, дома перед друзьями, в палатке на леднике, переполненному залу или одному-единствепному слушателю- он пел и играл, выкладываясь полностью, до конца…

Альпинисты считали его своим. Верили, что он опытный восходитель. А он впервые увидел горы за два месяца до того, как написал песни о горах.

Люди воевавшие были уверены, что он их боевой товарищ,- такая ободранная до крови правда лезла из его военных песен…

В жизни трагическое и смешное - рядом. У Высоцкого юмор присутствует даже в стихах высокого трагического накала.

Талантом подметить смешное он обладал в совершенстве. В кругу близких людей был чрезвычайно смешливым человеком и остроумным рассказчиком.

5. Марина Влади

Владимир Высоцкий и Марина Влади (1976)

Влади Марина (р. 1938) - французская актриса и певица русского происхождения. Член ФКП, вице-президент Общества «СССР - Франция». Обладательница приза Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль в фильме Марко Феррери «Королева пчёл» (1963). Номинировалась на премию «Золотой глобус». Обладательница Приза Сюзанны Бьянкетти как лучшая молодая актриса на Каннском фестивале 1954 года за роль в фильме Андре Кайятта «Перед потопом». В 2012 г. получила премию «Henri-Langlois» за кинематографическую карьеру. Случайная встреча с Владимиром Высоцким в 1968 переросла в большое чувство, Марина Влади стала его женой. После его смерти в 1980 она написала мемуарную книгу «Владимир, или Прерванный полет» (1989).

Его невероятная энергия утомляла всех, но она же позволила ему в течение столь краткой жизни создать около 700 поэтических произведений.

…Использование полузабытых терминов, символических образов, простонародных выражений, жаргона, характеры персонажей, которые живут, действуют, этот лиризм, эта глубина содержания - уникальны. Музыкой, им созданной, Высоцкий подчеркивает и дополняет поэзию стиха…

6. Анатолий Эфрос

Владимир Высоцкий в роли Гамлета в одноимённой пьесе Шекспира (постановка Ю. Любимова)

Эфрос Анатолий Васильевич (Исаевич) (1925-87), российский режиссер, заслуженный деятель искусств России (1976). С 1954 режиссер Центрального детского театра, с 1963 главный режиссер Московского театра им. Ленинского комсомола, с 1967 режиссер Московского драматического театра на М. Бронной, с 1984 главный режиссер Московского театра драмы и комедии на Таганке. Постановки: «В добрый час!» В. С. Розова (1955), «Дон Жуан» Мольера (1973), «Женитьба» Н. В. Гоголя (1975), «На дне» Максима Горького (1984) и др. Снял фильмы: «Шумный день» (1960, совместно с Г. Натансоном), «Високосный год» (1961), «Двое в степи» (1962), «В четверг и больше никогда» (1977), телефильм «Фантазия» (1976) и др. Автор книг о театре. Работал в кино, на радио и телевидении.

В спектакле «Пристегните ремни» у него был всего один проход через сцену и зал. Этот проход - ошеломлял. Охватывал страх. Это был какой-то мощный налет. Такое впечатление было, что все вжимались в кресла. Длилось это три-четыре минуты, затем раздавалась овация. Действие надолго останавливалось. Все, что было до этого, и все, что было после, ни в какое сравнение не шло с этим проходом. Высоцкий пел песню о том, как солдаты ползут вперед, вращая локтями земной шар. И была какая-то особая правда в том, что на его плечах плащ-палатка и ее изнутри распирают в сторону локти рук, держащих гитару.

7. Александр Митта

Владимир Высоцкий в фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (режиссёр А. Митта, 1976)

Митта Александр Наумович (р. 1933) - российский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств России (1974). Фильмы: «Звонят, откройте дверь» (1966), «Гори, гори, моя звезда» (1970), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Экипаж» (1980), «Сказка странствий» (1983) и др. Преподавал в Гамбургской киношколе (1991-93, ФРГ). В 2000 поставил сериал «Граница. Таежный роман», за который был удостоен Государственной премии РФ (2001). В 2002 снял фильм «Раскаленная суббота», к которому сам написал сценарий.

Песни, которые он пел, постепенно менялись, по мелочам, по оттенкам интонации, паузам, синкопам. Потом песня переставала меняться. Тогда он прекращал ее петь. Он на нас, при нас отрабатывал, шлифовал новые песни. Когда шлифовка заканчивалась, песню слушала вся страна, записывала на бесчисленные магнитофоны.

…Высоцкий выдумал себе манеру исполнения с длящимися, но жесткими согласными, раскатистым «р», открыто и ясно звучащими гласными. Он сделал это естественной частью глубоко личного, оригинального и эмоционально насыщенного исполнения. В жизни он говорил совершенно не так - тихо, мягко, с застенчивой улыбкой, богатым набором лукавых, насмешливых интонаций.

8. Майя Туровская

Владимир Высоцкий на одном из концертов

Туровская Майя Иосифовна (р. 1924) - советский и российский театровед и кинокритик, историк кино, сценарист, культуролог. Доктор искусствоведения (1983), член Союза писателей СССР (1960), член Союза кинематографистов СССР (1966). Лауреат премии «Ника» 2007 года в номинации «За вклад в кинематографические науки, критику».

…К нам обращенное слово Высоцкого рождалось не пишущей рукой, а хрипящей гортанью, и звук, сила его,- не вторичный признак, а суть. Так же, как его широко распетые не гласные, а согласные; и не только звонкое, раскатистое «р-р», но и совершенно глухое, тупое, но от этого не менее агрессивное «т-т»:

Идет-т охот-та на волков,
Идет-т охот-та…

…Он - законный наследник фольклора подворотни, уличного романса, безымянной блатной лирики. Здесь он нашел дикорастущий жанр городской баллады, пригодной для многого, возделал его терпеливо и получил плод - неповторимый интонационный строй.

…Наверное, не случайно, что он сумел-таки прорваться сквозь строй согласных к гласным, к полногласию:

Я коней напою-у-у,
я куплет догюю-у-у,
Хоть мгновенье еще постою-у-у
на краю-у-у…

9. Наталья Крымова

Владимир Высоцкий в телефильме «Монолог» - единственном концерте, снятом Центральным телевидением. 22 января 1980

Крымова Наталья Анатольевна (1930- 2003) - российский театральный критик, театровед, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997), кандидат искусствоведения (1971).

Слово Высоцкого открыто, распахнуто к людям, не зашифровано. Оно лишено интеллектуальной усложненности. Но в нем природное изящество и своя стать. Поэт охотно и часто играет словами; рифмами (в исполнении- мелодическими ритмами). Эта игра тоже более всего продиктована веселой свободой общения - и со словом, и с аудиторией.

…В зависимости от аудитории, настроения, от взятого в данный момент камертонного звука, некоторые стихи варьировались, меняли свою окраску, слова и смысловые нюансы. Сохранившиеся черновики отражают тщательную, упорную и весьма своеобразную работу над словом - Высоцкий нередко отдавал предпочтение шероховатой выразительности устной речи, оставляя в стороне более гладкий, литературно более «сделанный» вариант.

10. Петр Тодоровский

Владимир Высоцкий продолжает оставаться популярным и в современной медиасфере. Это изображение, например, предлагают скачать в качестве обоев для рабочего стола персонального компьютера

Тодоровский Пётр Ефимович (1925-2013) - советский и российский кинорежиссёр, кинооператор, сценарист, актёр, композитор, заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1967), народный артист РСФСР. Номинант на премию «Оскар» (1985) в категории «Лучший фильм на иностранном языке» за фильм «Военно-полевой роман», лауреат премии «Ника». Снял фильмы «Никогда» (1962), «Верность» (1965), «Фокусник» (1967), «Городской романс» (1971), «Своя земля» (1973), «Последняя жертва» (1975), «В день праздника» (1978), «Любимая женщина механика Гаврилова» (1981), «Военно-полевой роман» (1983), «По главной улице с оркестром» (1986), «Интердевочка» (1989), «Анкор, еще анкор!» (1992), «Какая чудная игра» (1995), «Ретро втроем» (1998), «Жизнь забавами полна» (2002), «В созвездии быка» (2003), «Риорита» (2008).

Меня часто спрашивают, как я отношусь к музыке Высоцкого. Спокойно. Если у Булата Окуджавы музыка и стихи едины, то у Володи подчас она служила лишь аккомпанементом. Он писал много текстов, и ему не хватало времени, требовательности отрабатывать мелодию. Он часто «ломал» ее, подгоняя под рифму стиха, что порой получалось неудачно. Но… он так мастерски исполнял свои песни, что звуковой ряд обычно уходил на второй план, оставался смысл строк… Может быть, в этом и есть та авторская индивидуальность, которая зовется песней Владимира Высоцкого.

…Я недавно был в Бразилии… И меня поразило, что там очень хорошо знают песни Высоцкого. Мировая известность. Может, мы до конца еще не понимаем, какого масштаба был человек.

Пугаюсь я, слетает хмель при роковой отметке тридцать семь. Под ложечкой засосало и холодком подуло, Пушкин в тридцать семь погиб, а Маяковский выстрелил из дула.

Утро мудренее – скажешь тоже. Утро в тумане, как-то не так, голова трещит и нет веселья. Куришь неправильно и натощак, горькую лакаешь также с похмелья.

Поднялся на пик – вселенная у ног твоих. Ты счастлив и горд, но завидно за других, восхождения у которых еще предстоит. – Владимир Высоцкий

Свободного падения нельзя допустить – пустота и свобода обманчива.

Распишитесь тут и там – тексты не читая, голосуйте за меня – рук не опуская.
Не изменим ничего – моя хата с краю, недосуг играть в любовь – главных выбирая.

В. Высоцкий: В лихое время несемся мы вскачь, чтоб счастье земное найти. В погоню летим, убегающий взгляд проносится мимо пути. Но тряска порой выбивает с седла отважных своих седоков. Отряд не заметил потерю бойца среди лошадей и подков.

Проникновенье русских по планете приятно очень вдалеке – в берлинском и миланском туалете на стенах записи на русском языке.

Продолжение красивых цитат Владимира Высоцкого читайте на страницах:

Нас всегда заменяют другими, чтобы мы не мешали вранью.

Я не люблю уверенности сытой, уж лучше пусть откажут тормоза. Досадно мне, коль слово честь забыто и коль в чести наветы за глаза.

Я думаю – ученые наврали, – прокол у них в теории, порез: развитие идет не по спирали, а вкривь и вкось, вразнос, наперерез.

Купола в России кроют чистым золотом – чтобы чаще Господь замечал.

Украду, если кража тебе по душе – зря ли я столько сил разбазарил?! Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, если терем с дворцом кто-то занял!

При власти, деньгах ли, при короне ли – судьба людей швыряет как котят.

Сколько слухов наши уши поражает, сколько сплетен разъедает, словно моль.

Когда я вижу сломанные крылья, нет жалости во мне, и неспроста: я не люблю насилье и бессилье, вот только жаль распятого Христа.

Каждый волхвов покарать норовит, а нет бы – послушаться, правда?

Я признаюсь вам, как на духу – такова вся спортивная жизнь: лишь мгновение ты наверху и стремительно падаешь вниз.

Надо, надо сыпать соль на раны, чтоб лучше помнить, пусть они болят.

Мы успели: В гости к богу – не бывает опозданий. Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?!

Будут с водкою дебаты, – отвечай: Нет, ребята-демократы, – только чай!

Ясновидцев – впрочем, как и очевидцев – во все века сжигали люди на кострах.

Без любви и жизни нет, и воздух тяжек.

Эх, святые, вам поклон, грешных надоумили, и родители мои зачать меня надумали…

Когда ученье спорит с фактом, цена ему – медный грош.

Какой бы не была дорога, важно лишь то, куда она ведет.

Все жили вровень, скромно так: система коридорная, на тридцать восемь комнаток всего одна уборная. Здесь на зуб зуб не попадал, не грела телогреечка, здесь я доподленно узнал, по чём она копеечка.

И нас хотя расстрелы не косили, но жили мы поднять не смея глаз, – мы тоже дети страшных лет России, безвременье вливало водку в нас.

Мы многое из книжек узнаём, а истины передают изустно: пророков нет в отечестве своём, – да и в других отечествах – не густо.

Жених годился ей в отцы, и как оказалось, это было единственным, на что он годился.

Словно мухи, тут и там, ходят слухи по домам, а беззубые старухи их разносят по умам.

В Русском царстве и прогнивать-то уже нечему!

Ничто не истинно, все вертится друг вокруг друга.

Лишь рядом с небом может жить свобода.

Ходу, думушки резвые, ходу, слово, строченьки милые, слово!

Эх, напиться б одному, да в тиши посидеть! Но бывает лишь так, что курить – так вдвоем, а распить так втроем. Одному лишь рожденье, да смерть.

Слова бегут им тесно – ну и что же! – Ты никогда не бойся опоздать. Их много – слов, но все же, если можешь – скажи, когда не можешь не сказать.

Безразличие как дверь, что душу защищает от клеветы и злых людей.

Сыт я по горло, до подбородка – даже от песен стал уставать, – лечь бы на дно, как подводная лодка, чтоб не могли запеленговать!

Не вернутся они, никогда-никогда, там останутся самые близкие. А вернутся лишь те для кого ерунда моя жизнь, моя боль, мои мысли.

Ведь Земля – это наша душа, сапогами не вытоптать душу!

Кто без страха и упрёка – Тот всегда не при деньгах.

Слухи по России верховодят и со сплетней в терции поют. Ну а где-то рядом с ними ходит правда, на которую плюют.

У братских могил нет заплаканных вдов – сюда ходят люди покрепче, на братских могилах не ставят крестов.

Но разве от этого легче?

Нам осталось уколоться и упасть на дно колодца,
И пропасть на дне колодца, как в Бермудах навсегда.

Нас всегда заменяют другими,
Чтобы мы не мешали вранью.

Настоящих буйных мало – Вот и нету вожаков.

Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие – как часовые…

Не страшно без оружия – зубастой барракуде,
Большой и без оружия – большой, нам в утешенье,-
А маленькие люди – без оружия не люди:
Все маленькие люди без оружия – мишени.

Но даже светлые умы
Все размещают между строк:
У них расчет на долгий срок…

Но родился и жил я и выжил,
Дом на Первой Мещанской в конце.
Там за стеной, за стеночкою, за перегородочкой
Соседушка с соседушкою баловались водочкой.
Все жили вровень, скромно так: система коридорная,
На тридцать восемь комнаток всего одна уборная.
Здесь на зуб зуб не попадал, не грела телогреечка,
Здесь я доподлинно узнал, почем она, копеечка.

Но ясновидцев – впрочем, как и очевидцев –

Они сочувствуют слегка
Погибшим – но издалека.

Потому что любовь – это вечно любовь
Даже в будущем вашем далеком.

При власти, деньгах ли, при короне ли –
Судьба людей швыряет как котят.

Пусть нет звезды тусклее, чем у них, – Уверенно дотянут до кончины – Скрываясь за отчаянных и злых,
Последний ряд оставив для других – Умеренные люди середины.

С меня при цифре 37 в момент слетает хмель.
Вот и сейчас как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло.

Слова бегут, им тесно – ну и что же!
Ты никогда не бойся опоздать.
Их много – слов, но все же если можешь
Скажи, когда не можешь не сказать.

Словно мухи, тут и там,
Ходят слухи по домам,
А беззубые старухи
Их разносят по умам.

Снег без грязи, как долгая жизнь без вранья.

Соглашайся хотя бы на рай в шалаше
Если терем с дворцом кто-то занял.

Стал метро рыть отец Витькин с Генкой,
Мы спросили: – зачем? Он в ответ,
Мол, коридоры кончаются стенкой,
А тоннели выводят на свет.
Пророчество папашино не слушал Витька с корешом:
Из коридора нашего в тюремный коридор ушел.
Да он всегда был спорщиком, припрешь к стене – откажется
Прошел он коридорчиком и кончил стенкой, кажется.

Стрельбе, азарту все цвета,
Все возрасты покорны:
И стар и млад, и тот, и та,
И – желтый, белый, черный.

Суета всех сует – всё равно суета.

Так многие сидят в веках
На берегах – и наблюдают
Внимательно и зорко, как
Другие рядом на камнях
Хребты и головы ломают.

Тишина, только чайки, как молнии
Пустотой мы их кормим из рук
Но наградою нам за Безмолвие
Обязательно будет Звук.

Толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду – им опроверженье.

Тот, кто руль и вёсла бросит,
Тех Нелёгкая заносит –
Так уж водится!

Ты уймись, умийсь тоска,
У меня в груди!
Это – только присказака
Сказка – впереди.

У братских могил нет заплаканных вдов
Сюда ходят люди покрепче,
На братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?

Удивительное рядом, но оно запрещено!

Утро вечера мудренее, но и в вечере что-то есть.

Утро мудренее!
Но и утром все не так
Нет того веселья:
Или куришь натощак,
Или пьёшь с похмелья.

Это не горе –
Если болит нога.

Эх вы парни, про вас нужно повесть,
Жалко, повестей я не пишу.

Я думаю – ученые наврали, – Прокол у них в теории, порез:
Развитие идет не по спирали,
А вкривь и вкось, вразнос, наперерез.

Я дышу – и, значит, я люблю!
Я люблю – и, значит, я живу!

Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.

Я согласен бегать в табуне –
Но не под седлом и без узды!

Ясновидцев – впрочем, как и очевидцев
Во все века сжигали люди на кострах.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!