Цитирование способы оформления цитат в письменной речи. Подготовка к огэ "способы цитирования"

ТЕМА КОНКУРСНОГО УРОКА (МАСТЕР-КЛАССА) ДЛЯ 8 КЛАССА: «Цитата. Основные правила цитирования, пунктуации».

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности.

ЗАДАЧИ:

образовательная: формирование новых знаний и способов действий, повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;

воспитательная: воспитание самоконтроля, аккуратности, эстетических навыков при оформлении записей, самостоятельности;

развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.

форма УРОКА : комбинированный.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: технология сотрудничества, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ : модельный метод (элементы ролевой игры), метод конструирования правил, исследовательский метод, самооценивание, рефлексия.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, интерактивная доска, учебник русского языка для 8 класса под редакцией Л. А. Тростенцовой.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент

2. Цифровой диктант. Если утверждение верно, то ставится цифра 1, если нет, то ставится цифра 0.

1. Верно ли, что синтаксис изучает строение словосочетаний, предложений и текста? - 1

2. Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется прямой речью? - 0

3. Косвенная передаёт только содержание, но не форму и интонацию - 1

4. Способ присоединения косвенной речи зависит от цели высказывания - 1

5. Диалог - это речь одного лица - 0

Проверка цифрового диктанта.

3. Блиц-опрос класса (фронтальная работа). Целеполагание.

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1)Где и когда нам потребуются знания правильного оформления прямой речи?

Сочинение, доклад, реферат, научная работа.

2) Какую функцию выполняют предложения с прямой речью в текстах?

Речь героев в художественных произведениях или цитаты.

3) Что такое цитата?

Включаемая в устное выступление или письменную работу чужая речь, переданная дословно.

4) Для чего нужны цитаты?

В качестве аргумента, для подтверждения или опровержения какого-либо факта, мнения, утверждения.

Вывод:

Надо знать основные правила цитирования.

4. Слово учителя.

Немного об истории слова «цитата». Оно произошло от латинского слова citatum «приводить, провозглашать» В русском языке употребляется с 20-х XIX века. В толковых словарях появилась в 1861 году .

5. Орфографическая работа со словом «цитата», подготовка к ГИА (Буквы ы-и в слове после ц).

Вспомним ее написание при выполнении словарного диктанта по принципу «Третье лишнее»

жильцы, цикорий, циркуляр

очевидцы, нарцисс, круглолицый

дикция, сигнализация, тигрицын

цыгане, цилиндр, циркуль

ровесницы, иллюстрация, перцы

Проверьте себя по образцу через компьютер на экране, оцените, сформулируйте правило.

6. Работа с учебником.

§ 72, стр. 109

. Чтение теоретического материала, обсуждение.

7. Физкульминутка

8. Слово учителя.

Существуют разные способы передачи чужой речи. Один из способов - это цитирование.

Цитата - это чужие слова, дословно вставленные в текст чьего-нибудь сочинения или устного сообщения.

Напоминаю вам. Для того чтобы выдержка из текста считалась цитатой, она должна быть специально оформлена, выделена.

Цитирование - это точное копирование чьих-то слов. Это ценность любой работы.

Вид цитаты и знаки препинания.

Вид цитаты

Правила оформления

Схема

Пример

Как прямая речь

Полная цитата

А: «Ц».

«Ц», - а.

В.И. Даль писал: « Язык народа, бесспорно, главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка ».

« Онегин, добрый мой приятель », - говорит А.С. Пушкин о своем герое, знакомя с ним читателя.

Как косвенная речь

Частичное цитирование

Что («ц»).

Гоголь писал, что « при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте ».

Частичное цитирование

Цитата - несколько слов - включается в предложение , пишется со строчной буквы в кавычках.

[..«ц».. ].

В.Г. Белинского поражало « разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри ».

Стихотворная цитата

Стихотворная цитата

Пишется без кавычек в центре страницы, каждая строка с прописной буквы.

А:

Ц,

Ц.

Ф. И. Тютчев писал:

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои -

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, -

Любуйся ими - и молчи.

9. Закрепление темы урока

Обратите внимание на цитаты, изображенные на слайдах. Ваша задача: объединиться в группы, выбрать способ цитирования и изобразить цитату на ватмане, затем будет обсуждение иллюстраций.

«Сноровка и умение - в беде спасение». (Пословица )

«Сказка- воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном». (К. Паустовский )

«Охранять природу - значит охранять родину». (М. Пришвин )

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык... По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (К. Паустовский )

(проверка)

10. Подведение итогов урока . Рефлексия.

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Перечислите основные правила цитирования.

Точность, уместность, необходимость, минимальный объем, правильная пунктуация.

Какие знания необходимы человеку, чтобы правильно использовать и написать цитату?

Эрудиция, знание синтаксиса, пунктуации, правил цитирования.

Для чего нужны цитаты в тексте?

Для аргументации, примера.

Что нужно делать человеку, чтобы быть эрудированным и легко находить нужную цитату?

11. Сообщение домашнего задания

Параграф 72, упр. 423, 430 (устно)

Список литературы

1. Ларионова Л.Г. Дидактический материал по русскому языку. - Ростов н/Д: Феникс, 2015 - с. 178

2. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций под ред. Л.А. Тростенцовой. - М.: Просвещение, 2009. - 221 с.

Цитаты способны украсить текст, подтверждая или шире раскрывая мысль, высказанную автором, поэтому, наверное, их охотно используют и в публицистике, и в научных работах. Но иногда введение в текст цитаты может вызвать затруднения с точки зрения пунктуации.

В этой статье мы постараемся вспомнить правила оформления цитат при разных способах включения их в текст. Вспомним, какие нужно использовать при этом, а также способы выделения каких-то слов в цитируемом отрывке.

Что такое цитата: пример

Цитата - это дословное воспроизведение сказанного, при этом неразрывно связанное по смыслу с текстом, куда данный отрывок включается.

Пожилой возраст - это, прежде всего, опыт, накопленный в течение жизни. Как говорила в свое время великая Фаина Раневская: «Воспоминания - это богатство старости».

Объединение нескольких отрывков из разных мест произведения в одной цитате не допускается. Их следует оформлять как разные цитаты. Обязательным требованием является и наличие указания на ее источник.

Если приводящееся вами место начинается не с начала предложения оригинала, то в цитате там ставится многоточие. На месте всех пропущенных слов в отрывке также ставится этот знак.

«… Умный человек знает, как выйти из трудного положения, а мудрый никогда в него не попадает», - подчеркивала Раневская.

Как указывается автор или источник цитируемого отрывка

О том, как оформляется библиографическая сноска, в этой статье мы рассказывать не станем, но обсудим способы, которыми указывается автор или источник цитируемого. Правила хорошего тона требуют делать это каждый раз, когда вы пользуетесь чьей-то мыслью.

«У некомпетентных людей есть склонность к однозначным и категоричным выводам» (Дэвид Даннинг).

Обратите внимание, что точка после цитаты в таком варианте не ставится, ее ставят лишь после ссылки! Кстати, если первое слово в скобках, указывающее на источник, не имя собственное, то пишется оно с маленькой буквы.

«У некомпетентных людей есть склонность к однозначным и категоричным выводам» (из статьи психолога Дэвида Даннинга).

Если же оформление цитат в тексте требует вынести имя автора или их источник на другую строку, то они пишутся уже без скобок и иных знаков препинания. А после самой цитаты ставится точка или любой необходимый знак.

У некомпетентных людей есть склонность к однозначным и категоричным выводам.

Дэвид Даннинг

Это же правило распространяется и на эпиграфы.

Выделения внутри цитат

Если в приведенном в качестве цитаты отрывке имеются авторские выделения, их сохраняют в том же виде, как и в первоисточнике. Оформление цитат не требует специально подчеркивать, что данные отметки принадлежат автору. В случаях же, когда выделить что-то хочет цитирующий, он должен сделать соответственную сноску. Для этого в скобках указывают: «курсив мой» или «выделено мной» - и ставят инициалы.

А. Старцев говорил о писателе О. Генри: «Наделенный от природы редким даром видеть веселое…, он столкнулся в жизни с трагическим…, но в большинстве случаев предпочел об этом молчать (курсив мой - И.И.)».

«Литературное предание, соединившее их имена (Гоголя и Островского - И.И.), знаменательно. Ведь Островского поначалу восприняли как прямого продолжателя дела Гоголя…»

Способы, которыми цитаты вводятся в контекст

Цитаты могут вводиться в предложение как прямая речь. В этих случаях и знаки препинания в русском языке ставятся так же, как при выделении прямой речи.

И. Захаров подчеркивает: «Раневская выносила другим жестокие определения, смахивающие на решения судебных инстанций. Но и себя не щадила».

В случаях же если цитата должна быть разделена словами автора, это выглядит так:

«Его величество совершенно остается уверенным, - писал А.С. Пушкину А.Х. Бенкендорф, - что вы употребите отличные способности ваши на передание потомству славы нашего Отечества…»

Если цитата - это дополнение, или же она входит в придаточную часть то никаких знаков, кроме кавычек, не ставится, а саму цитату начинают с маленькой буквы, даже если в источнике она писалась с большой:

В свое время философ Дж. Локк говорил, что «нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувстве».

в конце цитаты

Отдельно нужно рассмотреть оформление цитаты на письме в ситуациях, когда необходимо определиться со знаками препинания в конце нее - до и после кавычек.

  • Если цитируемая фраза заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком, то они ставятся перед кавычками:

Восклицала: «Подчиняясь всем правилам, лишаешь себя множества удовольствий!»

  • А в ситуации, когда в цитате перед кавычками знаков нет, в конце предложения ставится точка, но только после них:

Раневская сокрушалась: «85 лет при диабете - не сахар».

  • Если же цитата - это часть придаточного предложения, то точку после кавычек следует ставить, даже если перед ними уже имеется либо восклицательный, либо вопросительный знак или многоточие:

Марлен Дитрих справедливо полагала, что «нежность является лучшим доказательством любви, чем самые страстные клятвы…».

Строчная или стоит в начале цитаты?

Если цитата помещается после двоеточия, то необходимо обратить внимание на то, с какой буквы она начиналась в первоисточнике. Если со строчной буквы - то цитата пишется с маленькой, только перед текстом ставится многоточие:

Описывая А.С. Пушкина, И.А. Гончаров подчеркивал: «…в жестах, сопровождающих его речь, была сдержанность светского, благовоспитанного человека».

Если же приводимый отрывок начинается с прописной буквы, то оформление цитат происходит так же, как и при прямой речи - с большой буквы после двоеточия.

В. Лакшин писал об А.Н. Островском: «Много продолжает звучать в этих пьесах живым весельем и болью, отзываясь в нашей душе».

Еще некоторые нюансы обозначения цитат

А как обозначить цитату, если необходимо привести только одно слово или словосочетание? В таких случаях приводимое слово заключается в кавычки и вводится в предложение с маленькой буквы:

В. Лакшин подчеркивал, что лица в комедиях Островского точны исторически и «этнографически ярки».

В ситуациях, когда первоисточника цитаты нет в свободном доступе (нет перевода на русский или же это редкое издание), то при цитировании следует указать: «цит. по».

Можно ли что-то изменять в цитируемом отрывке

Оформление цитат требует не только соблюдения правил пунктуации, но и корректного отношения к цитируемому тексту. Со стороны автора статьи, в которой приводятся эти отрывки, допускается только несколько отклонений от их исходного состояния:

  • употребление современной орфографии и пунктуации, если манера написания и расстановка знаков не признак индивидуального стиля автора;
  • восстановление сокращенных слов, но с обязательным заключением дописанной части в например, св-во - св[ойст]во;
  • оформление цитат допускает и пропуск отдельных слов в них, с обозначением места пропуска многоточием, если это не исказит общий смысл приводимого отрывка;
  • при включении отдельных словосочетаний или слов можно изменять их падеж, чтобы не нарушить синтаксический строй фразы, в которую они включены.

Если же автору требуется дополнительно выразить свое отношение к цитируемому отрывку или к некоторым его словам, он, как правило, ставит после них заключенный в круглые скобки вопросительный или восклицательный знак.

Не только знаки препинания в русском языке должны служить для передачи цитаты

Для пишущего научный или литературный труд автора, цитата - это убедительный и экономный прием, который позволяет представить факты читателю, провести их обобщение и, конечно же, подтвердить свою мысль ссылкой на авторитетные источники.

В ненаучных текстах цитата часто является средством эмоционального воздействия. Но нельзя забывать, что приводимый отрывок должен передаваться точно. Ведь даже в определении понятия «цитата» подчеркивается, что это дословно переданная выдержка из какого-либо текста. А из этого следует, что не только сам текст, но и знаки препинания, имеющиеся у автора, а также выделения, которые есть у него, должны быть воспроизведены без искажений.

И это в равной мере можно отнести как к официальным документам, так и к эмоциональным выдержкам из художественной литературы. Лишь помня об этом, можно до конца понять, что такое цитата. Пример бережного отношения к цитируемому материалу - это прежде всего уважение к автору, написавшему приводимые вами строки.

В русском языке существуют определенные правила цитаты и ее оформления, использование которых поможет вам грамотно вставить цитату в любой текст. Цитирование является неотъемлемой частью написания рефератов, курсовых и дипломных работ, статей и текстов. Цитаты придают статье законченность, лаконичность и определенный статус, так как повышается доверие к автору за счет цитирования известных людей. Однако многие задаются вопросом о том, как оформлять цитаты правильно, а также куда в тексте и как вставить цитату.

Давайте рассмотрим основные правила оформления цитат в русском языке.

Правила цитат в русском языке

  1. Самое главное правило оформления цитаты заключается в следующем: цитата должна воспроизводить цитируемый текст со 100% точностью! Отклонения от текста, вставки или исключения каких-либо частей текста недопустимы.
  2. То же самое касается и знаков препинания – они должны соответствовать тем, что поставлены в тексте. Когда цитируемого текста нет под рукой (например, при сдаче экзамена), необходимо расставить соответствующие знаки препинания согласно пунктуационным правилам русского языка.
  3. Цитата должна быть уместна, обоснована конкретными целями автора.
  4. Когда вы пропускаете некоторые слова из отрывков, на месте этого пропуска следует ставить многоточие. При этом не стоит забывать, что многоточие не должно искажать смысла фразы, так как такое нарушение является грубой ошибкой цитирования как такового. Если в цитате отсутствуют первые слова, то необходимо после кавычек поставить многоточие и начинать цитату с маленькой буквы.
  5. Изначальный смысл – главный критерий цитирующего. Когда цитата относится к одному предмету, а ее применяют при описании другого, значение, которое придал автор цитате, искажается.
  6. Если цитата добавляется в текст сочинения, то возможен вариант использования косвенной речи, которая позволит передать точную фразу цитируемого (например, героя книги). Например: "Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь", - говорит князь Андрей Пьеру. Князь Андрей говорит Пьеру, что знает в жизни "только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь".
  7. Недопустимо пересказывать поэтический текст своими словами.

Как выделить цитату графически?

  1. Самый основной способ – кавычки.
  2. Курсив или меньший размер шрифта цитаты по сравнению с основным текстом.
  3. Отдельное место для цитаты на странице (посередине, сбоку).

Оформление выделений внутри цитаты

Независимо от того, принадлежат ли выделения автору цитируемого текста или они являются инициативой цитирующего, к ним также предъявляются строгие требования.

Если выделения принадлежат цитирующему, то они оговариваются. Комментарий заключается в скобки.

Эпиграф

Отдельно стоит рассмотреть эпиграф – цитату, которая помещается в начало сочинения или отдельной части для придания некоего образа, смысла, духа произведению или выражения мысли автора. Остроумное изречение, используемое в качестве эпиграфа, называется «мотто».

Требования к оформлению эпиграфа немного отличаются от правил оформления обычных цитат:

  • располагается на правой стороне листа;
  • оформляется без кавычек;
  • Фамилия и инициалы автора не заключаются в скобки;
  • точка после фамилии не ставится.

Например:

Кто неправильно застегнул

первую пуговицу,

уже не застегнётся как следует.

(Иоганн Вольфганг фон Гёте)

Об авторском праве

Закон РФ не запрещает цитировать как в оригинале, так и в переводе, без согласия автора или выплаты вознаграждения, но требует указания имени автора, произведения, из которого бралась цитата, а также источника заимствования.

Итак, мы рассмотрели самые важные правила оформления цитат. Чтобы быстрее запомнить их, читайте больше той литературы, в которой приводятся цитаты, тогда вы точно будете знать, как писать цитаты так, чтобы они выгодно дополняли ваш собственный текст. Удачи!

Тема. Цитаты и способы цитирования .

Цели: познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  1. Проверка домашнего задания.
  1. Фронтальный опрос.

Дайте определение косвенной речи. (Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения).

Чем отличается косвенная речь от прямой?

(Косвенная передаёт только содержание, но не форму и интонацию).

От чего зависит способ присоединения косвенной речи? (От цели высказывания).

  1. Упражнение 259.

У доски 1 учащийся делает синтаксический разбор, остальные называют устаревшие слова и обороты.

  1. Словарный диктант:

Заброшенный родничок, серебряная песенка, зелёненький кузнечик, ежовые рукавицы, рыжеватый бельчонок, вырубка не запущена, путевой обходчик, раскалённый воздух, соловьиная весна, перронный шум, пасмурно и ветрено, низкий бережок, скользкая тропинка, причудливый узор, некошеная трава, падающие справа и слева сосульки.

Расскажите о правописании Н, НН в суффиксах причастий и прилагательных.

Когда в суффиксах прилагательных и существительных после шипящих пишется О. когда Е?

  1. Синтаксическая пятиминутка. (Слайд № 1).

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которых я не знал, не видел. (М. Горький.)

  1. Сообщение темы, цели урока. (Слайды № 2, 3)
  1. Повторение. (Слайд № 4)

Укажите предложения, где знаки препинания расставлены верно:

1) Полный вперёд!: «Скомандовал капитан.»

2) Я спросил: «Откуда ты?»

3) Он говорил о том: «Что все должны быть очень внимательны.»

4) Он спросил соседа о том, далеко ли до города.

  1. Изучение нового материала.
  1. Рассказ учителя. (Слайды № 5, 6, 7, 8, 9)

Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.

Существует несколько способов оформления цитат.

Способы цитирования.

Чаще всего цитаты оформляются с помощью прямой речи. Обратите внимание, что цитата начинается в этом случае с большой буквы.

Рассмотрите предложение и обратите внимание, что в этой цитате отсутствует тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуационные правила в XIX веке отличались от современных, и при цитировании надо сохранить ту пунктуацию, которой пользовался

А. С. Пушкин писал Нащокину в 1834 году: «Говорят, что несчастье хорошая школа, может быть. Но счастие есть лучший университет».

Вы заметили, что во всех трёх случаях выдержки из чужих высказываний заключается в кавычки, но если в качестве цитаты приводятся стихотворные строки, то кавычки не ставятся:

А. С. Пушкин так характеризует первого русского императора в стихотворении «Стансы»:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие. В следующем примере предложение из письма Пушкина приведено не с начала:

Пушкин писал Чаадаеву в 1836 году: «… клянусь честью, что ни за что на свете, я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам бог её дал».

  1. Чтение параграфа 220.
  1. Закрепление.
  1. Упражнение. (Слайд № 10)

А) Найдите среди примеров этого упражнения предложение, в котором цитата оформлена с ошибкой.

1) Э. Хемингуэй в одной их своих статей писал: «Книги обладают бессмертием. Это самый прочный продукт человеческого труда».

2) По слова Аристотеля, «почтеннее всего – самое старое».

3) «У интеллигента не биография, а список прочитанных книг», - считал О. Э. Мандельштам.

4) Д. С. Лихачёв считал, что «Для культуры фотография явилась самым значительным изображением 19 века».

5) Фазиль Искандер говорил, что «юмор – громоотвод безумия».

Б) Тестовое задание. (Слайд № 11)

В какой строке записана вводная конструкция, с помощью которой не может быть оформлена цитата?

2) по утверждению критика

3) по мнению философа

4) по моему мнению

  1. Упражнение 263.
  2. Упражнение 264 (устно).
  3. Самостоятельная работа.

А) Упражнение 268 (по вариантам – I, II, III).

Б) Запишите текст, расставьте необходимые знаки препинания, объясните их постановку. (Слайд № 12)

Однажды в городе Соколе Вологодской области на книжном лотке купил книгу Тютчева, изданную в 1976 году в серии «Поэтическая Россия». В поезде я долго сидел у ночного окна, бережно перелистывая, как бы впервые держа в руках стихотворения великого поэта…

И как бы заново я читал:

Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

К сочинениям на какие темы можно использовать строки Тютчева в качестве эпиграфа? Как оформляется эпиграф?

  1. Подведение итогов.
  1. Беседа. (Слайд № 13)

Дайте определение цитаты.

(Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения какой-либо мысли.)

В каких случаях прибегают к цитированию?

(Для подтверждения своей собственной мысли.

Для того чтобы познакомить читателя или слушателя с чьим-либо авторитетным мнением.

Для более яркого выражения собственной мысли.

Для сохранения особенностей языка и колорита художественного текста при его изложении).

Какие существуют способы цитирования?

(С помощью прямой речи, косвенной речи, с помощью вводных слов)

  1. Проверочная работа. (Раздаточный материал.)
  1. Найдите соответствия.

1. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, - писал И. Анненский, - есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

А. Цитата оформлена как прямая речь и находится после слов автора.

2. И. Анненский писал, что «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Б. Цитата оформлена как прямая речь и находится перед словами автора.

3. И. Анненский отмечал: «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

В. Цитата оформлена как прямая речь и прерывается словами автора.

4. «В языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно,»- указывал И. Анненский.

Г. Цитата оформлена как косвенная речь (придаточное предложение).

5. По словам И. Анненского, «в языке Достоевского есть особая, ему лишь свойственная и надобная точность, есть и резкая отчётливость, когда это нужно».

Д. Цитата включена в текст при помощи вводных слов.

6. И. Анненский так объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием: «… причину, конечно, надо искать в том, что это была поэзия совести».

Е. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся после неё.

7. «Причину, конечно, надо искать именно в том, что это была поэзия совести,» - так И. Анненский объясняет насыщенность поэзии Достоевского страданием.

Ж. Цитируется часть высказывания, слова автора находятся перед ней.

  1. Измените способ введения цитаты по указанной схеме.
  1. Расставьте знаки препинания, зачеркните ненужные буквы, постройте схемы фраз с цитатой.

11. «Мой дед землю пахал» (Н, н)е без гордости заявляет Базаров.

12. «Патриот – это тот (У, у)тверждал В. Быков (К,к)оторый любил своих, националист – это тот, кто не любит чужих».

13. В одной из литературоведческих статей отмечается что «(О, о) Цветаевой Бродским были написаны две прекрасные статьи».

14. По словам Пушкина «Чацкий совсем не умный человек».

15. Белинский писал что публика видит «в писателях своих единственных вождей…»

  1. Выставление оценок.

Важной характеристикой научных текстов является четкое разграничение «своего» и «чужого» . Поскольку наука ориентирована на получение нового знания, автору научной работы необходимо ознакомиться с публикациями других ученых и выделить результаты своего исследования из массива уже известной информации.

Для этого исследователи ссылаются на используемые публикации других ученых и цитируют некоторые фрагменты.

Формы цитирования:

1) Точное (прямое, дословное) цитирование. При таком способе цитирования, знаки препинания следует расставлять так же, как и в предложениях с прямой речью.

При прямом цитировании (воспроизведении слов) цитата оформляется кавычками и сопровождается ссылкой на источник с номером страницы (например, , где 1 – это номер статьи, книги и т.п. в списке литературы).

Например:

Н. Хомский полагает: «Я зык…» .

Юлий Цезарь говорил: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти» .

«Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», - так говорил Юлий Цезарь .

Правила оформления дословных цитат :

Короткие (до трех строк) цитаты следует выделять кавычками («….»);

Отрывки длиной более трех строк показывают в виде отдельного абзаца, выделяемого шрифтом меньшего размера или курсивом;

Если дословная цитата внутри себя содержит еще одну цитату, то эта следующая цитата выделяется простыми кавычками (‘…’);

Сокращения непосредственно в цитате возможны только тогда, когда не нарушается смысл высказывания. Взамен удаленных слов ставят многоточие в квадратных скобках: […].

Опечатки в дословных цитатах исправлять не разрешается, их отмечают так: или просто [!];

Собственные подчеркивания в цитате разрешены, после них должно стоять указание в квадратных скобках: [выделено автором];

2) Косвенное (непрямое) цитирование . При косвенном цитировании наблюдается передача содержания источника словами автора. Ввести цитату можно и путем косвенной речи с применением союза «что». Цитата в таких случаях также берется в кавычки и пишется со строчной буквы. При косвенном цитировании (воспроизведении идей) нужна только ссылка на источник (номера страниц указываются, если идея локализована на одной или нескольких страницах).



Л.В. Щерба показал, что «г рамматика…» .

Ф. Раневская говорила, что «одиночество это состояние, о котором некому рассказать» .

Предложения с вводными конструкциями . Для введения цитаты в текст могут быть использованы специальные вводные слова: как говорил, по словам, как писал, как считал, либо же без них вводные слова заменяются знаками препинания или кавычками.

По мнению Дж. Лакоффа, «м етафоры…» .

Как говорил Гораций, «Гнев это кратковременное безумие » .

Слова, взятые из повседневного словаря, в языке науки приобретают особый смысл; они, по определению О. Д. Митрофановой, отстраняются, обособляются, что обусловлено назначением языка науки, целью общения в данной сфере деятельности [Митрофанова, 1990, с.127].

Правила оформления непрямых цитат:

Непрямые цитаты никогда не заключаются в выделительные знаки препинания;

Начало и конец непрямой цитаты должен быть ясным для читателя. Это достигается вводными словами и предложениями, комментариями автора.

В непрямую цитату разрешается включать (в кавычках) слова из оригинала, изменяя их в соответствии с правилами склонения или спряжения и не оговаривая этих изменений.

В работе [Либин, 2000, с.154] приводятся данные опроса 600 зарубежных экспертов, который показал, что 99,3% из них убеждены в том, что интеллект связан с абстрактным мышлением и логикой.

Воспроизведение как чужих слов, так и чужих мыслей без соответствующих ссылок называется плагиатом . Плагиат в научных работах недопустим (в т.ч. и в учебно-научных работах, к которым относятся рефераты, курсовые, дипломные и т.д.) и является преступлением (разновидностью воровства).

Общие требования к цитированию:

1.Цитата должна быть неразрывно связана с текстом и служить подтверждением выдвинутых автором положений.



2.Цитируемый текст должен приводиться в кавычках точно по цитируемому тексту.

3.Пропуск слов (предложений) при цитировании обозначается многоточием.

4.при цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (библиографическая ссылка)

Оформление библиографического списка

Библиографическое описание - совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа.

Умберто Эко писал: "Нормы библиографического описания составляют собой, так сказать, красу научного этикета. Их соблюдение указывает на привычку к науке, а их нарушение выявляет выскочку и неуча и нередко бросает позорящую тень на работу, казалось бы, приличную на первый взгляд… "

1.Список должен иметь сквозную порядковую нумерацию документов, включенных в него.

2.Сведения об источниках нумеруются арабскими цифрами и печатаются с абзацного отступа.

3.Наиболее распространенным способом группировки источников является алфавитный способ, при котором описания книг и статей располагаются в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей.

4.В начале списка рекомендуется располагать официальные и нормативные документы (Федеральные законы, Указы Президента, постановления, положения, приказы и т. д.). Внутри группы однотипных документов описания можно расположить либо по алфавиту, либо по хронологии.

5.В конце списка приводятся описания источников на иностранных языках, располагая их в латинском алфавите.

8.Сведения о нормативных документах и статьях из периодических изданий приводятся с обязательным указанием источника опубликования.

9.Если Вы использовали в своей работе электронный документ из Интернета, в источнике опубликования укажите адрес сервера или базы данных.

10.При оформлении списка к дипломной работе необходимо соблюдать основные правила библиографического описания документов, закрепленные ГОСТами. В данный момент времени (с 1 января 2009 г.) в большинстве журналов РФ, входящих в перечень ВАК, список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008, разработанном ФГУ «Российская книжная палата» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Данный стандарт «устанавливает общие требования и правила составления библиографической ссылки.

Согласно «Общим положениям» «Библиографической ссылки» (п. 4.6.), «по месту расположения в документе различают библиографические ссылки: внутритекстовые, помещенные в тексте документа; подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску); затекстовые, вынесенные за текст документа или его части (в выноску)».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!