Cочинение «Анализ стихотворения "Я помню чудное мгновенье" Пушкина. Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье

Цели: знакомство, анализ, выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», «Мадонна».

Оборудование: тексты стихотворений; романс «Я помню чудное мгновенье…»; книга А. П. Керн «Воспоминания о Пушкине»; портреты А. С. Пушкина, А. П. Керн, Н. Н. Гончаровой, М. Глинки; репродукции иконы Богоматери и картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

Тип урока: комбинированный с видами искусства (музыкой, живописью).

Ход урока

1. Стихотворение « Я помню чудное мгновенье…»

Сегодня мы познакомимся с образцами любовной лирики А. С. Пушкина. Начнём наше знакомство со стихотворения «Я помню чудное мгновенье…».

Это стихотворение биографично. Оно вызвано встречами с Анной Петровной Керн, которая впоследствии написала замечательные воспоминания о Пушкине (показать книгу).

Анна Петровна прожила трудную жизнь. Ей не было и 17 лет, когда её обвенчали с пятидесятидвухлетним дивизионным генералом Керном. Анна Петровна покорилась воле родителей с отчаянием. Через 9 лет она оставила мужа. После его смерти Анна Петровна вторично вышла замуж. Жили они с мужем бедно, но в любви и согласии. Анна Петровна была незаурядной женщиной: обаятельной, умной, образованной, с литературными способностями.

Первая встреча Пушкина и А. П. Керн состоялась в 1819 году в Петербурге на балу. Пушкину понравилась Анна Петровна, он пытался оказать ей знаки внимания. Но она его не замечала, так как была поглощена тем, как И. А. Крылов выразительно читал одну из своих басен.

Спустя 6 лет, летом 1825 года, Анна Петровна приехала к тётушке в имение Тригорское. Пушкин в это время находился в ссылке в соседнем имении Михайловское. Он почти ежедневно являлся в Тригорское. В день отъезда Анны Петровны поэт подарил ей 1-ю главу «Евгения Онегина», куда был вложен листок со стихотворением «Я помню чудное мгновенье…».

Спустя годы стихотворение получило второе рождение. Композитор М. Глинка познакомился с дочерью Анны Петровны Керн, полюбил её. Это стало источником вдохновения для создания романса. Прослушайте этот романс. Во время слушания обратите внимание на смену темпа музыки, интонации. Это поможет вам в анализе стихотворения.

Анализ стихотворения.

Из скольких строф состоит стихотворение? (Из шести)

На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? (На три равные части по две строфы в каждой. О трёх разных этапах в жизни лирического героя. Каждому этапу соответствует разный темп музыки.)

Анализируем первую часть. Какому реальному событию она посвящена? (Первой встрече на балу.)

1 строфа .

Как оценена эта встреча? («Чудное мгновенье»)
Назовите эпитет. («Чудное».)
Перечислите сравнения. («Как мимолётное виденье, как гений чистой красоты».)
Эти сравнения усиливают впечатление чего-то необычно прекрасного, возвышенного, но лишённого живых признаков.

2 строфа.

Что запомнилось поэту в этой встрече? («Голос нежный», «милые черты».)
Назовите эпитеты. («Нежный», «милые».)
Снова даны самые общие черты пленительного женского образа.
Когда поэт представлял «милые черты»? («В томленьях шумной суеты».)
Назовите эпитеты. («Безнадёжной», «шумной».)
В трудные минуты жизни воспоминание о милом облике помогало их пережить, согревало душу поэта.
Вторая часть – о годах лишений в жизни поэта. Замедленный темп в романсе.

3 строфа.

Как проходили годы? («Бурь порыв мятежный».)
Назовите эпитет. («Мятежный».)
Каков смысл этой метафоры? (Трудные годы испытаний, невзгод.)
Как эти годы повлияли на милый образ? («Забыл», годы заслонили. Со временем светлое воспоминание было утрачено.)
Каким эпитетом названы черты? («Небесные».)
Где стоят 4 эпитета в этих строфах? (В конце строк.)
Какое синтаксическое выразительное средство используется? (Инверсия.)
Зачем? (Признаки важнее.)

4 строфа.

О каком событии в жизни поэта? (О ссылке в Михайловском.)
Как проходила ссылка? («В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои». В провинции, далеко от городов, почти ни с кем не виделся, дни проходили медленно, однообразно.)
Что отсутствовало во время ссылки? («Без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви». Наступил период душевного угнетения. Само существование, казалось, теряло всякий смысл.)
В третьей части происходит духовное возрождение героя.

5 строфа .

Почему « душе настало пробужденье»? («Опять явилась ты». О встречах в Тригорском.)
Зачем повторяются сравнения? (Вторая встреча произвела такое же сильное впечатление, как первая.)

6 строфа.

Как изменилась жизнь героя? (Душевно ожил, жизнь стала полной.)
В чём общее и в чём различие последних двух строк в 4-й и 6-й строфах? (Используются те же существительные, но в 4-й строфе – с предлогом «без», а в 6-й – с союзом «и».)

Сформулируйте основную мысль стихотворения. (Любовь помогает лирическому герою переживать жизненные невзгоды, возрождает к полной жизни после душевного угнетения.)

Какие выразительные средства использует поэт? (Тропы: эпитеты, сравнения, метафора. Синтаксическое средство: инверсия.)

И в наше время стихотворение считается шедевром любовной лирики.

Работа над выразительным чтением стихотворения. Учитель выразительно читает стихотворение наизусть. Ученики в это время помечают в текстах паузы и слова с логическим ударением.

Какая интонация в каждой из трёх частей? (1-я, 3-я – радостная, 2-я – тревожная, печальная.)

Обратите внимание на произношение слова во 2-й строфе «безнадежный».

Выразительное чтение стихотворения двумя учениками.

2. Стихотворение «Мадонна»

Стихотворение написано в июле 1830 года, в преддверии женитьбы А. С. Пушкина на Н. Н. Гончаровой. Ей оно и посвящено.

Ученик читает выразительно наизусть стихотворение.

Кто такая Мадонна? (Образ западноевропейской религиозной живописи. В православии – Богоматерь.)

Перед вами 2 репродукции: 1-я – репродукция картины великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля «Сикстинская Мадонна», 2-я – репродукция иконы «Богоматерь Владимирская».

Что общее в этих иллюстрациях? (И Мадонна, и Богоматерь на руках держат младенца Иисуса.)

Какие отличия заметили? (Мадонна изображена во весь рост; в ногах у Мадонны 2 ангела; Мадонна больше похожа на земную женщину, а у Богоматери – строгий, неземной лик, её младенец старше.)

Какую картину желал бы иметь лирический герой? (Последняя строка 2-й строфы, 3-я строфа.)

Разберёмся в значениях слов. «Пречистая» - одно из обращений к Богоматери. «Божественный Спаситель» - Христос, младенец. «С величием» - внушая преклонение, уважение. «Он с разумом в очах», несмотря на младенческий возраст. «Под пальмою Сиона» - о первой христианской Церкви, собранной в горнице Сионской.

Найдите во 2-й строфе сравнение. («С холста, как с облаков».)

Обратите внимание на уточнение «без ангелов».

Итак, сделайте вывод о том, чьих признаков в стихотворении больше: Мадонны или Богоматери? (Богоматери.)

Пушкин в стихотворении поднялся над различиями западной и восточной церквей.

Каким образом исполнилось желание лирического героя? (Явилась земная женщина.)

Кто такой «Творец»? (Бог как создатель мира.)

Что значит «ниспослал»? (Подарил.)

Как понимаете выражение «чистейший образец»? (Сочетание чистоты и прелести, небесного и земного, святости и красоты.)

Современники отмечали, что облик Натальи Николаевны Гончаровой вызывал ассоциации с изображением Богоматери.

Вот такое возвышенное отношение было у поэта к любимой женщине.

Чувство благоговения выражено и отбором лексики. В стихотворении есть слова высокого и книжного стилей, устаревшие. Попробуйте их назвать. (Слова высокого стиля: «внимать», «с величием». Слово книжного стиля: «ниспослать». Устаревшие слова: «взирать», «ниспослать».) В стихотворении также много слов христианской тематики. О них мы говорили раньше.

По форме это стихотворение представляет собой сонет. Выясним его особенности.

Сколько строк в стихотворении? (14 строк.)

Сколько строф? (4 строфы.)

В сонете особая схема рифмы. Какая рифма в 1-й строфе? (а – б – б – а: опоясывающая.) Во 2-й строфе? (а – б – а – б: перекрёстная.)

По сколько строк в 3-й и 4-й строфах? (По 3 строки. Рифма: а –а – б, а – б –а.)

В какой строфе выражена основная мысль стихотворения? (В последней строфе.)

Сформулируйте основную мысль. (Возвышенное, благоговейное отношение к любимой женщине, благодарность судьбе за подаренное счастье.)

3. Подведение итогов урока: записи в тетрадях

«Я помню чудное мгновенье…» (1825)

Тема и жанр: любовная лирика.

Основная мысль: любовь помогает человеку переживать жизненные невзгоды, возрождает к полной жизни после душевного угнетения.

Выразительные средства:

  1. тропы: эпитеты, сравнения, метафора;
  2. синтаксическое средство: инверсия.

«Мадонна» (1830)

Тема и жанр: любовная лирика.

Основная мысль: возвышенное, благоговейное отношение к любимой женщине, благодарность судьбе за подаренное счастье.

Выразительные средства: сравнение, лексика высокого и книжного стилей, устаревшая.

Форма: сонет (14 строк, особая схема рифмы).

4. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье...», обращенное к скрытому адресату («К***»), имеет реальную жизненную основу, так как было подарено поэтом предмету его чувства — Анне Петровне Керн. Знакомство с ней произошло в доме родственника Керн (президента Академии художеств А.Н. Оленина, жене которого А.П. Керн приходилась племянницей), во время пребывания Пушкина в Петербурге, еще до ссылки, в 1819 г. Во второй раз они увиделись через шесть лет. В это время поэт находился в Михайловском на положении ссыльного. Владелицей соседнего с Михайловским имения, Тригорского, оказалась родственница Керн, П.А. Осипова, в семье которой он был радушно принят. Анна Петровна заезжала к Осиповой на несколько недель по пути в Ригу. Уезжая из Тригорского, она получила в дар от автора экземпляр второй главы романа в стихах «Евгений Онегин», куда было вложено послание «К***».

Первая строфа (всего в стихотворении шесть четверостиший, четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой) обращает к прошлому, когда произошла встреча, которую лирический герой вспоминает как видение идеала. Выявить смысл впечатления помогает осознание реминисцентного фона. Образ «гений чистой красоты», с которым сравнивается возлюбленная, принадлежит В.А. Жуковскому (стихотворение «Лалла Рук», 1821, являющееся интерпретацией одноименной поэмы Т. Мура). Для него это ангел, воплощение небесного идеала красоты. Кроме напоминания о конкретном произведении, реминисценция важна и в связи с тем, что вызывает в памяти целый ряд характеристик идеала в творчестве романтиков. У Жуковского красота — это «гость... с вышины», навещающий поэта во сне, в воспоминаниях, мечтах, озаряющий земную жизнь «на минуту», которая помнится долго, «неразлучна с сердцем».

Лирический герой Пушкина вспоминает, что встреча с милой («милые черты») вызвала пробуждение эмоций и напомнила о земных проявлениях божественного начала, то есть и чувство, и мысль ожили в нем в одно мгновение, что и сделало его волшебным, «чудным»:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

На возлюбленную падает свет небесного идеала, и ее черты приобретают возвышенность и нежную, прекрасную таинственность. Эти впечатления сохраняются и в разлуке, контрастируя с «шумной суетой» обыденности. Но они звучат все глуше (в показе смолкающей душевной бури решающее значение имеет мотив голоса, возникающего в памяти, но потом забытого — строфы 2—3) на ее фоне, реальность прошлого только снится:

Бури внешнего мира сильнее времени, не влиявшего на безнадежную любовь лирического героя, но даже они не властны «рассеять» (как их порыв «Рассеял прежние мечты») его приверженность идеалу. Четвертая строфа, центральная в композиционном разделении шести четверостиший на две части (по три строфы), где внимание сосредоточено на двух этапах любви. Если в первых трех строфах стихотворения «Я помню чудное мгновенье...», анализ которого нас интересует, создается образ возникшего несколько лет назад чувства, которое томило своей безнадежностью целые годы, то в заключительных — переживание меняет характер, становится внутренним ощущением. И тогда все внешнее отодвигается на второй план. В стихотворении нет мотива романтического выбора между двумя мирами, мечты и жизненные бури, «томленье грусти безнадежной» и «тревоги шумной суеты» наполняют бытие лирического героя, делая его богатым и разноплановым (звучат голос нежный и шум бури и суеты). Значение сосредоточенности на внутренних аспектах подчеркнуто в связи с открытием их животворящего (Жуковский) смысла: в них проявляется божественное начало. Мрак заточенья становится метафорой земной темницы, где бесконечно тянутся пустые дни лирического героя (пустота подчеркнута благодаря пятикратному повторению предлога «без»):

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои,

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Любовь выделена среди всех переживаний, выводу о том, что она главное, чего лишен лирический герой, способствует восходящая интонация, представление о которой возникает благодаря перечислению. Вершиной, куда она приводит, становится слово «любви». Помимо интонационных, возвышению понятия помогают фонические художественные средства, необычность рифмовки. В четырех из шести строфах использованы одинаковые созвучия в мужской рифме (в первой и пятой они повторяют друг друга: ты — красоты; в четвертой появляется новая рифма, задачей которой и становится выделение ключевого слова (мои — любви ). Этот эффект подчеркнут и тем, что в женской рифме строфы нет новизны, она созвучна с окончаниями нечетных срок в первом четверостишии (заточенья — вдохновенья — мгновенье — виденье).

На смысловом уровне значение любви утверждается благодаря тому, что с ней связано воскресение лирического героя, пробуждение его души. Впечатление повторяется, он снова переживает (строфа 5) «чудное мгновенье» (выделен дословный повтор образов первой строфы):

Душе настало пробужденье,

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Любовь наполняет сердце, подобно идеалу, одухотворяя Божественным светом земной мрак. В контексте анализируемого стихотворения «Я помню чудное мгновенье...» Пушкина чувство оказывается не менее важным, чем стремление к бесконечному, и, в связи с воспроизведением субъективно-психологических переживаний, предстает ощутимым и убедительным проявлением духовности. В последней строфе речь идет о совершенном им чуде — после тревог, разочарований, опасностей, волнений, мрачных предчувствий, одиночества сердце снова бьется в упоенье, воскресли надежды и творческие мечты.

Восходящая интонация ведет дальше, и на вершине снова высвечивается главный ориентир (интонационному возвышению, оживляющему устное прочтение, существующему в сознании читателя, благодаря внутреннему слуху, способствует перечисление — для чего использовано семикратное повторение союза «и»). Слово «любовь» выделяется и благодаря новому созвучию. Если женская рифма шестого четверостишия повторяет ту, которая была использована в первой, четвертой и пятой строфах (упоенье — вдохновенье, рифмующиеся с нечетными строчками этих четверостиший, заканчивающихся словами: «мгновенье— виденье» — 1, «заточенья — вдохновенья» — 4, «пробужденье — виденье» — 5), то мужская построена на ассонансе «о» (вновь — любовь). Он побуждает вспомнить о созвучных словах в предыдущем тексте, среди которых были признания в долгой памяти о мимолетном впечатлении (помню, передо мной, мимолетное, тревогах, годы, слез — в этих словах «о» на ударной позиции) и образ, выражающий ощутимость воспоминания: «Звучал мне долго голос нежный...» Вместе с повторами звуков «е» (помимо рифм, слова «гений, томленья, рассеял, прежние, небесные, душе, сердце, воскресли»), «и» («явилась, чистой, снились, милые, твои, жизни») и «у» («чудное, грусти, шумной, бурь») ассонанс «о» придает неповторимую музыкальность стихотворению. В последнем четверостишии он звучит как завершающая тоника (основной, опорный тон):

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И Божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Последний аккорд завершает развитие лирического сюжета, где были и чудные мгновенья, и годы безнадежных переживаний, и дни заточенья, оптимистической эмоциональной нотой. Внутренняя жизнь лирического героя предстает целым миром, где царят красота и гармония. Ее звуковая, фоническая характеристика не случайна, так как впечатление согласованности, стройности, соразмерности легче и убедительнее передать музыкальными художественными средствами (гармонией, от лат. «соразмерный, слаженный», называется область выразительных средств в музыке основанных на объединении тонов в созвучия и их связи между собой). Валерий Яковлевич Брюсов, один из основателей русского символизма, назвал пушкинское мастерство в создании словесных симфоний (от греч. «созвучие») «звукописью» (одна из множества работ Брюсова о поэзии Пушкина называется «Звукопись Пушкина», 1923). Если вам, вслед за Брюсовым и многими другими литераторами и филологами, интересно приоткрыть тайны дарования великого поэта, придется не интуитивно, а вполне сознательно и вдумчиво рассмотреть его стихотворение.

Попробуйте прочесть стихотворение Пушкина «К***» вслух, воспроизводя восходящую интонацию в четверостишиях 4 и 6 (последние строчки строф, где звучат повторяющиеся предлоги или союзы), как будто поднимаясь на вершину, где царит завершающее строфу слово («любви», «любовь»). Кроме этого, постарайтесь услышать мелодию, создаваемую ассонансами на сильных местах в тексте, их соединением с полугласным и сонорными. Она прозвучит мажорно (от лат. «больший», музыкальный лад, устойчивые звуки которого создают бодрое, радостное настроение), несмотря на безнадежность, подавленность, выраженные в содержании. Во второй — четвертой строфах, где речь идет об одиночестве лирического героя (грусть безнадежная, милые черты лишь снятся, а потом и вовсе забыты, дни в глуши, во мраке заточенья), о его тяжелых переживаниях, звуковые повторы построены на тех же согласных, что и в передающих совсем другие чувства первом, пятом и шестом четверостишиях. «Н », «м », и «л » с гласными образуют мелодичные сочетания: томлень ях, звучал мне дол го голо с не жный , снил ись мил ые, дни мои и др. Соединение в рамках одного стихотворения «Я помню чудное мгновенье...», анализ которого мы провели, разнонаправленных эмоциональных тенденций позволяет выразить гармоничное мировосприятие.

Оно становится характерной особенностью лирического героя в пушкинских стихотворениях, проявляя его стремление принять жизнь во всем многообразии ее черт, совместить внимание к подробностям с обобщением, непосредственность с философской углубленностью. Для него нет в мире ничего однопланового и законченного. Для его души «Иль слишком мало всех, иль одного довольно» («От многоречия отрекшись добровольно...», 1825), все зависит от того зеркала, где отражается реальная ситуация. Но приближает ли оно детали или позволяет взглянуть на жизнь в целом, над полотном всегда видно «солнце бессмертное» («Вакхическая песня», 1825), настоящее воспринимается как этап («Все мгновенно, все пройдет;/Что пройдет, то будет мило». — «Если жизнь тебя обманет...», 1825), остановленное волей художника мгновение, прекрасное, «чудное» или тоскливое, мрачное, но всегда милое своей неповторимостью.

“Я помню чудное мгновенье…” – одни из самый трогательных и нежных стихов о любви, написанных А. С Пушкиным. Это произведение по праву входит в “Золотой фонд” русской литературы. Предлагаем вам для ознакомление анализ “Я помню чудное мгновенье…” по плану. Этот разбор можно использовать на уроке литературы в 8 классе.

Краткий анализ

История создания – стихи написаны в 1825-ом году и посвящены А. П. Керн. Опубликованы в альманахе “Северные цветы” в 1827 г.

Тема стихотворения – стихи о неразделенной любви, которая все же спасает человека, возвышает его душу и наполняет жизнь смыслом.

Композиция – Стихотворение состоит из трех условных частей. первая часть – ностальгическая, где герой тоскует о возлюбленной, вторая – описывает чувство одиночества и страдания героя, третья – возвращает героя к жизни, спасает от отчаяния вновь воскресшее чувство любви.

Жанр – любовное послание

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой АВАВ.

Метафоры – “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты”

Эпитеты – “небесные черты” , “безнадежная грусть” , “чудное мгновенье” .

Сравнения – “как мимолетное виденье, как гений чистой красоты” .

История создания

История создания стихотворения напрямую связана с тем, кому посвящено это искреннее признание в любви. Стихи Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, замужней женщине, которая пленила сердце поэта своей глубокой и сдержанной красотой, едва они познакомились с ней на одном светском приеме в 1819 году.

Правда, стихотворение было написано лишь спустя несколько лет после знакомства – в 1825-ом, когда Пушкин вновь встретился с пленительной красавицей Петербурга в имении Тригорское, которое находилось по соседству с родным поместьем поэта – Михайловским -, где Александр Сергеевич отбывал ссылку. Там, он, наконец, признался Анне в своих чувствах, и она ответила Пушкину взаимностью.

Возможно, что у Керн Пушкин, в первую очередь, вызывал интерес как молодой поэт и поэтому внимание знаменитости тешило ее тщеславие. Так или иначе, но за Анной Петровной ухаживал не только Пушкин, что вызывало в последнем жгучую ревность, которая всегда становилась причиной скандалов между влюбленными.

Очередная ссора положила конец любовным отношениям Пушкина и Керн, но все же поэт посвятил ей несколько чудесных стихотворений, среди которых “Я помню чудное мгновенье…” занимает особенное место. Лицейский друг Пушкина Дельвиг опубликовал его в альманахе “Северные цветы” в 1827-ом году.

Тема

Главной проблемой стихотворения Пушкин избрал описание чувства неразделенной любви.

В стихотворении есть весь спектр эмоций, эволюция которых проста: вначале лирический герой испытывает любовное томление, в своей воображении снова и снова воскрешая образ возлюбленной. Но постепенно чувства, которые не нашли отклика в душе возлюбленной, угасли. И лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа, словно бы, умирает.

Но вот, спустя время, герой вновь встречает ее, свою любимую. И забытое чувство любви воскресает, наполняя полнотой жизненных ощущений душу и сердце поэта. Только в любви Пушкин видит смысл, только она, по его мнению, может избавить от отчаяния и боли, и заставить человека вновь почувствовать себя живым. Любовь воскрешает к жизни – вот главная идея произведения.

Композиция

Композиция стихотворения условно состоит из трех частей. В первой настроение лирического героя ностальгическое. Он вновь и вновь возвращается в своих воспоминаниях к встрече и знакомству с прекрасной женщиной.

Лирическому герою долго снятся “милые черты” и слышится ее “голос нежный”. Затем Пушкин описывает мрачные дни своего “заточенья” в глуши. Он признается, что одиночество ссылки лишило его даже вдохновенья, и жизнь, некогда полная яркими эмоциями, превратилась в существование.

В третьей части стихотворения лирический герой вновь чувствует радость жизни, так как встреча с забытой возлюбленной возрождает в его сердце любовь, а вместе с ней возвращается и вдохновение, и страсть, и желание жить.

Жанр

Жанром стихотворения является любовное послание, так как в стихотворении лирический герой, обращаясь к возлюбленной, рассказывает ей историю своих чувств к ней: влюбленность – забытье – печаль – возрождение к жизни.

Средства выразительности

В стихотворении присутствует всего одна метафора – “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты” , но в нем присутствуют и другие средства выразительности: сравнения – “как мимолетное виденье, как гений чистой красоты” и несколько эпитетов – “небесные черты” , “безнадежная грусть” , “чудное мгновенье” .

Стихотворный размер произведения очень типичен для Пушкина – это пятистопный ямб с перекрестным способом рифмовки АВАВ. Благодаря сквозным рифмам (виденье – заточенья – вдохновенья – пробужденье) и аллите­рация на согласные «м», «л», «н». ритм стихотворения становится очень четким и музыкальным. Мелодичность стихов также усилена волнообразным чередованием ямбических стоп.

«Я помню чудное мгновенье» – известное стихотворение А.С.Пушкина, которое он посвятил своей Музе – красавице Анне Керн. В стихотворении описаны реальные эпизоды из жизни писателя.

Анна покорила сердце поэта в Петербурге, во время одного из светских приемов, в доме ее тети Елизаветы Олениной. Эта встреча была короткой, так как Анна в то время была уже занята другим мужчиной и воспитывала ребенка от него. Согласно законам тех времен, было неприлично показывать свои чувства к женщине, состоящей в браке.

Спустя шесть лет, Пушкин снова встречает Анну, недалеко от Михайловского, куда он был сослан властями. На этот момент, Анна уже ушла от мужа, и Александр со спокойной душой мог признаться ей в своих чувствах. Но Анну Пушкин интересовал, лишь как известная личность и все. О ее романах давно было известно. После этих событий, отношения Анны и Александра прекратились.

Композицию стихотворения можно поделить на три части. В первом фрагменте говорится о встрече автора с великолепным созданием. Во втором фрагменте стихотворения речь идет о черной полосе в жизни Пушкина, его изгнании и других испытаниях, которые приготовила ему судьба. В последнем фрагменте описывается духовное облегчение лирического героя, счастье и любовь которую он снова испытывает.

Жанр произведения – любовное признание. В стихотворении читатель может наблюдать часть биографии А.С.Пушкина: первые две строфы – жизнь в Петербурге, затем ссылка на юг страны и последние строфы – Михайловское, куда он был также сослан.

Для описания внутреннего состояния своего лирического героя, А.С.Пушкин в стихотворении использует такие выразительные средства как: эпитеты, сравнения, метафоры.

Стихотворение написано с перекрестной рифмой. Размер данного произведения – пятистопный ямб. Читая стихотворение, можно наблюдать четкий музыкальный ритм.

«Я помню чудное мгновенье» – одно из лучших лирических произведений всех времен.

8, 9, 10 класс

Анализ стихотворения Я помню чудное мгновенье (К ***) Пушкина

"Я помню чудное мгновенье" - более привычное название стихотворения Пушкина "К ***", написанное им в 1825 году.

Это стихотворение можно отнести к жанру любовное послание с небольшой ноткой философских размышлений. Несложно заметить, что в композиции прослеживаются этапы жизни поэта: первая и вторая строфа - время, проведенное в Петербурге; третья строфа - пребывание в южной ссылке; и ссылка в Михайловском - в четвертой и пятой строфе.

Размер стихотворения - пятистопный ямб, рифма в стихотворении перекрестная.

Темой стихотворения является неожиданная любовь лирического героя, вызванная "мимолетным видением чистой красоты". Эта девушка представляется в образе некоего "воздушного", неосязаемого существа. Герой же с этого мига пребывает в "томлениях грусти безнадежной", мечтая вновь встретить эту девушку с милыми чертами, что постоянно ему снится. Но по прошествию времени, все чувства утихают, и юноша забывает "голос нежный" и "небесные черты" той особы. И, потеряв все те эмоции и ощущения, герой пребывает в отчаянии, не в силах смирится с утратой. Бесконечное течение дней "во мраке заточения" становится невыносимым испытанием. Жизнь"без вдохновения" для поэта хуже смерти. И это вдохновение является в то же время и божеством, и любовью героя.

Но спустя долгое время "мимолетное виденье" вновь посетило героя, он воспрял духом и его душа наконец "пробудилась". Для него воскресли "божество, вдохновение, любовь", это дало лирическому герою силы снова начать жить с радостью. "Сердце бьется в упоение", на душе становится спокойно. И поэт снова начинает творить, вдохновляясь своей музой.

А.С.Пушкин попытался передать в этом стихотворении все те чувства, испытываемые творцом в процессе создания своих произведений. Да, порой случается так, что муза, в роли которой часто выступает любовь, покидает поэта, но это не является поводом оставлять все творчество. Душевный кризис, поражающий творца, однажды закончится, и вдохновение обязательно вернется.

Также в этом стихотворении высказывается идея о всесильности любви, которую невозможно окончательно потерять, ведь настоящая любовь будет жить несмотря ни на что, несмотря на невзгоды и жизненные обстоятельства. Эта история любви не является единичным случаем и выдуманной ситуацией, подобные вещи случаются со многими влюбленными, поэтому некоторые люди могут ассоциировать себя с образом главного героя стихотворения.

Анализ стихотворения Я помню чудное мгновенье по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Гадающей невесте Некрасова

    Все творчество Некрасова было пронизано темой непростой жизни русской женщины, которой на протяжении всего времени приходится претерпевать различные трудности и лишения.

  • Анализ стихотворения Пускай ты выпита другим Есенина

    Произведение относится к любовной лирике поэта и является одной из составных частей цикла стихотворений под названием «Любовь хулигана», обращенных к любви поэта к артистке Августе Миклашевской

  • Анализ стихотворения Тютчева Я помню время золотое

    С самой первой строки стихотворения рассказчик подчеркивает, что это лишь воспоминание о «золотом времени», то есть о молодости и счастье. И герой вспоминает один определённый вечер на берегу реки.

  • Анализ стихотворения Сосны Фета

    Произведение Афанасия Фета «Сосны» в первый раз было выпущено в издательстве «Современник» в 1855 году. В творении время движется по кругу. В начале стихотворения автор описывает весну, которая сменила холодную зиму

  • Анализ стихотворения Зимнее утро Майкова

    Стихотворение поэт написал 1839 году, когда ему было 18 лет. Майков нередко использовал сельские мотивы и пейзажную лирику в своем творчестве. В ранний период он придерживался реалистического направления, что и объясняет его взгляды в поэзии

Каждому известно стихотворение великого русского поэта А. С. Пушкина под названием «Я помню чудное мгновенье…». Сложно найти строки, наполненные любовью и восторгом по отношению к любимой женщине, которые превосходили бы данное произведение по своей нежности и трепетности.

История создания

Проводя анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье», школьник может упомянуть несколько фактов о истории его создания. Написано оно было в деревне Михайловское в 1925 году. Русский критик Н. Скатов был убежден в том, что ни один поэт ни до, ни после Пушкина, не смог создать подобного образа любви. Одним из таких необычных произведений и является стихотворение «Я помню чудное мгновенье», анализ которого и рассматривается в данной статье.

Произведение это посвящалось юной красавице по имени Анна Керн. В первый раз А. С. Пушкин увидел ее в Петербурге в 1819 году. была супругой генерала Керна. Впервые увидел девушку Александр Сергеевич в гостях у общих знакомых. Тогда еще юный поэт был поражен обаянием девятнадцатилетней красавицы. А. С. Пушкин и Анна Керн всего лишь обменялись несколькими фразами - между ними не было никакой любовной связи.

Через несколько лет Александру Сергеевичу вновь довелось встретить молодую супругу генерала. Именно в тот момент и родились прекрасные строки, повествующие о необычайной силе любви, которая способна воскрешать.

О чем произведение?

Действие стихотворения начинается с описания одного вроде бы незначительного момента в жизни поэта. Описывается «мимолетное мгновенье», которое отпечаталось в памяти. Затем, посредством описания эмоций и переживаний, великий русский поэт погружает читателя в атмосферу реальной жизни. Одновременно более ясным и четким становится облик лирического героя стихотворения. Становится понятной его дальнейшая судьба:

«В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви».

Но явление «гения чистой красоты», которому адресовано произведение, дарит лирическому герою вдохновение и упоение.

Интонации

Работая над анализом стихотворения «Я помню чудное мгновенье», школьник может рассказать и об одной из характерных особенностей этого произведения. А именно, о сохранности одинаковой интонации на протяжении всего стихотворения. Несмотря на происходящие в жизни удары судьбы, шумную суету и различные трудности, она (интонация) остается неизменной.

И внезапно провидение преподносит лирическому герою еще одну встречу с его любовью. Только в этот момент интонации стихотворения начинают меняться. Лирического героя наполняет тихая и спокойная радость оттого, что он имеет возможность еще раз лицезреть дорогое его сердцу существо. Торжествующий голос его не стихает, но устремляется с еще большей силой в небеса:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Тема, жанр

Анализируя стихотворение «Я помню чудное мгновенье» Пушкина, школьнику стоит также указать тему и жанр произведения. В финале стихотворения читатель может снова увидеть мотив пробуждения, радости жизни, восторга, который удалось вновь обрести лирическому герою. Нет никаких сомнений в том, что в данном произведении доминирующим чувством является любовь, которая способна окрылить человека, подарить ему надежду в череде самых тяжелых жизненных бурь.

Итак, основной темой данного произведения является любовь. Жанр произведения - любовное послание. Однако в нем также можно найти и размышления философского характера о том, насколько значимым может быть всего лишь один миг, если он запомнился на всю жизнь. Каждое такое мгновение - ценность.

Художественные средства

Нельзя сказать, что в стихотворении много художественных средств. Но именно это и придает произведению и простоту, и одновременно изысканность. Эпитеты, которые использует великий русский поэт, отличаются и возвышенностью, и необычайной гармонией - «гений чистой красоты», «чудное мгновенье», «любимые черты».

Простота изображаемого автором образа достигается самыми привычными словами. Что касается страстности произведения, тех эмоциональных порывов, которые описаны в нем, то здесь Александр Сергеевич активно использует прием метафоры. Любовь не умирает, она живет вопреки всем жизненным обстоятельствам. «Прежние мечты» способен развеять «бурь порыв мятежный», но они все равно воскресают вновь. Также следует отметить и особую мелодичность произведения, достигаемую при помощи использования разнообразных синтаксических средств - анафор, рефренов, обрамлений.

Краткий анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье» показывает, что в произведении используется рифмовка перекрестного вида. Прием аллитерации представлен сонорными согласными звуками «л», «м», «н». Все эти приемы способствуют созданию особой мелодики в этом необычном стихотворении.

Композиция

Все произведение написано четырехстопным ямбом. Что касается композиционных особенностей, то в стихотворении выделяются три равные части. Каждая из них связана друг с другом, при этом они самостоятельны по своему смысловому содержанию. В первой из этих частей содержатся воспоминания о прекрасной встрече поэта со своей любовью.

Вторая часть отличается большей драматичностью. Здесь наблюдается затухание нежных чувств, вплоть до полного наступления "тишины". Заключительная часть построена немного иначе. Здесь движение идет, напротив, вперед, по нарастающей душевного подъема.

Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье»: план работы

Иногда школьникам необходимо не просто кратко проанализировать стихотворение, но сделать это согласно плану. Рассмотрим приблизительную схему:

  1. Автор и название произведения.
  2. История создания.
  3. Художественные средства.
  4. Ритм, размер.
  5. Особенности лексики.
  6. Вывод, мнение школьника.

Заключение

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье», анализ которого был проведен в данной статье, на сегодняшний день остается эталоном возвышенной любовной лирики. Оно представляет собой настоящий памятник чувственного порыва и глубоких поэтических переживаний. В стихотворении переплетаются образы любимой женщины и самой любви - это нечто светлое и хрупкое, что до боли знакомо каждому из живущих на земле.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!