Цветаева тема родины в лирике. Тема родины в лирике марины цветаевой

План – конспект урока

«Тема родины в лирике М. Цветаевой».

Цели:

1) Познакомить ребят с темой родины в лирике М. Цветаевой. Выявить своеобразие звучания темы родины в ее стихотворениях.

2) Развитие навыков сопоставительного анализа стихотворений одной тематики поэтов разных эпох: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, C .А.Есенина,М.И.Цветаевой; развитие умения выразительного чтения стихотворений.

3) Воспитание интереса и любви к поэтическому слову М. Цветаевой.

Оборудование:

1. Стихи М.И.Цветаевой, А..Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина.

2. Презентация «Тема родины в лирике М.И. Цветаевой».

Тип урока: лекция учителя с элементами беседы.

Методическе приемы: выступления групп учащихся с домашним заданием,

анализ стихотворений, выразительное чтение стихотворений учащимися, аналитическая беседа.

Ход урока

Эпиграф:
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все – равно, и все – едино.
Но если по дороге – куст
Встает, особенно - рябина…
М. Цветаева.

    Вступительное слово учителя.

Марина Цветаева- поэт русского национального начала. Это поэт предельной правды чувства, со всей своей непросто сложившейся судьбой, со всей яростью и неповторимостью самобытного дарования, по праву вошедший в русскую поэзию первой половины двадцатого века.

Все русские поэты, не только двадцатого, но и других веков обращались к теме Родины в своих произведениях, конечно, каждый из них чувствовал её по-своему. Давайте вспомним творчество этих поэтов.

    Реализация домашнего задания.

Выступление групп учащихся.

    Выступление первой группы учащихся о теме родины в лирике А.С. Пушкина, на примере Оды «Вольность», стихотворения «К Чаадаеву».

    Выступление второй группы учащихся о теме родины в лирике М.Ю.Лермонтова. На примере стихотворений «Бородино», «Прощай, немытая Россия», «Родина».

    Выступление третьей группы учащихся о теме родины в лирике С.Есенина на примере стихотворений «Гой ты, Русь моя родная», «Край ты мой заброшенный…»

В ходе беседы выявляется своеобразие раскрытия темы родины в творчестве указанных поэтов.

    Тема Родины в лирике М.Цветаевой.

И у Марины Ивановны Цветаевой тема родины занимает достойное место в ее творчестве.

    Родившись в Москве, Цветаева всегда ощущала себя детищем города Москва (в Москве до замужества она жила в Трёхпрудном переулке дом №8, после замужества – в Борисоглебском переулке дом №6, кв. №3). Она написала о своём городе в цикле 1916г. «Стихи о Москве».

(подготовленные ученики читают стихи из данного цикла по выбору)

    «Облака – вокруг…»

    «Из рук моих – нерукотворный град…»

    «Мимо ночных башен…»

    «Настанет день – печальный, говорят!...»

    «Над городом, отвергнутым Петром…»

    «Над синевою подмосковных рощ…»

    «Семь холмов – как семь колоколов…»

    «Москва! Какой огромный…»

    «Красною кистью…»

Аналитическая работа. Выявление своеобразия раскрытия образа России (религиозные, фольклорные истоки, природа и народ, образ-символ «красная рябина»)

2. В стихах 1916 – 1917г.г. М.Цветаева отразила страсти, бушующие в России, заслонившие красоту окружающего мира. В это время кругом были нищета и голод.

Восприятие революции у Цветаевой было сложное и противоречивое. Однако поэт не делит окружающих людей на красных и белых, в его стихах слышится сочувствие бедствиям всего народа. (Чтение стихотворения 1921г. «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь» (с элементами анализа).

3. Страшное зрелище представляла собой Москва после революции. Улицы и площади заполнились новыми хозяевами жизни, зазвучали новые речи. (Чтение учеником стихотворения «Гришка – вор тебя не ополячил» (1917г.).

4. Рассказ учителя о жизни М.И. Цветаевой после революции (в 1920г.). После получения письма от мужа – Сергея Эфрона –в июле 1921 г. и до самого своего отъезда из Москвы из Борисоглебского переулка – Цветаева написала более ста стихотворений. Когда проезжали белую церковку Бориса и Глеба, М.Цветаева сказала дочери: «Перекрестись, Аля!» - и перекрестилась. Так и крестилась всю дорогу на каждую церковь, прощаясь с Москвой.(Чтение учителем стихотворения «У меня в Москве – купола горят» (цикл «Стихи к Блоку»).

5. Вдали от Родины, в эмиграции, поэт пишет стихи, поэмы, основанные на жанрах устного народного творчества. Цветаева использует сказку, былину, притчу, посвящает стихи русским героям.(Чтение учениками стихотворения «Челюскинцы» (1934г.).

6.На чужбине М.И. Цветаева тоскует по Родине. В это время у неё появляются стихи «Родина», «Тоска по Родине!»(Чтение учеником стихотворения «Тоска по Родине!» (с элементами анализа).

Символом России у М.И. Цветаевой стала любимая ею рябина.

Чтение учителем стихотворения «Красною кистью».

Итог урока.

У поэта нет Родины, поэт принадлежит прежде всего миру. Но всякий русский поэт принадлежит прежде всего России. Всегда. Чувство патриотизма доведено в русских поэтах до какой-то критической точки. Это – чаша, которую нельзя наполнить, чтобы вода перелилась через край. Поэтам все мало. М. Цветаева - русский поэт, кроме того, она – очевидец всех переломных событий своего времени. Ее лирика – это летопись. Летопись любовных переживаний и летопись России, Родины, ХХ века.
Тема Родины – это, прежде всего, тема всего русского народа, русской истории, это тема Державина, И. Грозного, Блока. Это все у Цветаевой – едино. Она сама – часть этой Родины, ее певец и ее творец. Она не может жить в России и не может вдали от нее.

Домашнее задание. Напишите сочинение на тему «В чем заключается своеобразие темы родины в лирике М.Цветаевой?»


Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все – равно, и все – едино.

Но если по дороге – куст

Встает, особенно - рябина…

М. Цветаева.

У поэта нет Родины, поэт принадлежит прежде всего миру. Но всякий русский поэт принадлежит прежде всего России. Всегда. Чувство патриотизма доведено в русских поэтах до какой-то критической точки. Это – чаша, которую нельзя наполнить, чтобы вода перелилась через край. Поэтам все мало. М. Цветаева - русский поэт, кроме того, она – очевидец всех переломных событий своего времени. Ее лирика – это летопись. Летопись любовных переживаний и летопись России, Родины, ХХ века.

Иногда Цветаева не знает, как реагировать на то или иное событие, восхвалять или проклинать его. Муки творчества рождают шедевры. Она переносит события, современницей которых она была, в глубь веков и там анализирует их. Поэтому и «Стенька Разин».

Цветаева любит Россию, она не променят ее ни на Туманный Альбион, ни на «большой и радостный» Париж, забравший 14 лет ее жизни:

Я здесь одна. К стволу каштана

Прильнуть так сладко голове:

И в сердце плачет стих Ростана,

Как там, в покинутой Москве.

Женское начало везде в творчестве Цветаевой. Ее Россия – женщина. Сильная, гордая, и… всегда жертва. Тема смерти пронизывает все чувства, и когда про Россию, то это особенно громко слышно:

Ты! Сей руки своей лишусь,-

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля-

Гордыня, родина моя!

«Родина», 1932

Но это – «поздние» чувства. Есть еще детство на Оке, в Тарусе, сладкие воспоминания и желание возвращатся туда снова и снова, чтобы запомнить, унести с собой Россию века минувшего:

Детство верни нам, верни

Все разноцветные бусы,-

Маленькой, мирной Тарусы

Летние дни.

В автобиографии Цветаева пишет, что возвращается в Москву, в 1939 году, из эммиграции, чтобы дать сыну, Георгию, родину. Но, может быть, и чтобы самой себе эту родину вернуть?.. Но нет уже той старой Москвы, о которой она самозабвенно пишет в 1911, погибли «томных прабабушек слава// Домики старой Москвы». На дворе страшная эпоха Сталина с заколоченными дверьми и тихим шопотом сплетен. Цветаева задыхается, опять непреодолимо тянет в детство, хочется убежать и спрятаться от всей льющейся сверху «грязи». Но она поражена и силе своего народа, выстоявшего в тяжелых испытаниях беспрестанных переворотов и продолжающего нести непосильное бремя диктатуры. Она покорена им, она горда, она знает, что тоже часть этого народа:

Народ – такой, что и поэт –

Глашатай всех широт,-

Что и поэт, раскрывши рот,

Стоит – такой народ!

«Народ», 1939

Трагедия Белой Гвардии – это тоже и ее трагедия. Знала ли она, когда в 1902 г., в Генуе писала революционные стихи, которые даже печатали в Женеве, с чем сравним ужас революции и гражданской войны? Скорее всего нет… Оттого такая скорбь потом, скорбь и раскаяние:

Да! Проломилась донская глыба!

Белая гвардия – да! – погибла.

«Дон», 1918

Все гибнет в стихах Цветаевой, гибнет и она сама.

Тема Родины – это, прежде всего, тема всего русского народа, русской истории, это тема Державина, И. Грозного, Блока. Это все у Цветаевой – едино. Она сама – часть этой Родины, ее певец и ее творец. Она не может жить в России и не может вдали от нее. Вся ее судьба и творчество – это парадокс. Но парадокс далеко не бессмысленный! Цветаева, как зеркало, - она отражает все, без искажений, она все принимает, она просто не может с этим жить, с этим неизбывным чувством родины. И все оно, это чувство, в ее стихах:

Перестрадай же меня! Я всюду:

Зори и руды я, хлеб и вздох,

Есьм я и буду я, и добуду

Губы – как душу добудет Бог.

«Провода», 1923

Иногда кажется, что она бросает вызов…

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с личностью поэтессы, ее творческим наследием;

совершенствовать самостоятельную работу в малых группах на основе опережающих заданий по теме урока;

совершенствовать работу над развитием темы Родины в русской поэзии начала XXвека;

формировать у обучающихся представление о судьбе творческой личности в тоталитарном государстве.

ТИП УРОКА: изучение нового материала на основе самостоятельной работы; урок – семинар.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: беседа, исследовательский – работа над сравнительным анализом стихотворений, диалогический – индивидуальные и групповые задания по теме.

ЭПИГРАФ К УРОКУ: Разбросанным в пыли по магазинам.

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед. М. Цветаева (1913)

«Россия моя, Россия,

Зачем так ярко горишь?» М. Цветаева (1931)

I. Оргмомент

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

3. Сообщение темы и цели урока.

II. Вступительное слово преподавателя

1. Учащиеся читает стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…»

2. Учитель объясняет, зачем необходимо обращаться к фактам биографии М. Цветаевой.

III. Работа над заданиями в малых группах по теме Родины в лирике

М. Цветаевой.

План раскрытия темы Родины в лирике М. Цветаевой

«РОССИЯ моя, РОССИЯ, зачем так ярко горишь?»

Трагедия потери Родины выливается в эмигрантской поэзии Цветаевой в противопоставление себя – русской – всему нерусскому и потому чуждому. Индивидуальное «я» становится частью единого русского «мы» (стихотворение «Лучина», 1931).

«России меня научила революция». Россия всегда была в ее крови – с ее историей, бунтующими героинями, цыганами, церквями и Москвой, в которой всегда ощущала себя детищем города, «отвергнутого Петром».

Главный мотив стихов Марины Цветаевой периода эмиграции – трагическое звучание потери Родины, сиротства, а особенно – ТОСКА ПО РОДИНЕ (стихотворение «Тоска по Родине! Давно…», 1934).

Верность традиции быть всегда рядом с Россией даже тогда, когда это невозможно. В поэзии М. Цветаевой воплощалась любовь к русской речи, ко всему русскому. Мечта поэтессы состояла в том, чтобы возвратить своему сыну родину – его Россию («Стихи к сыну»).

«Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови». Дорогой ценой купленное отречение в дальнейшем помогло Цветаевой прийти к постижению ПРАВДЫ ВЕКА.

«Всякий поэт по существу эмигрант, даже в России» (статья «Поэт и время»).

V. Закрепление материала на основе ответов учащихся по теме урока.

    Решение кроссворда по ходу обсуждения вопросов.

    Чтение наизусть стихов М. Цветаевой.

Домашнее задание.

    Написать размышление на тему: «С чего начинается Родина?»

Приложение № 2

Тема: М.И. Цветаева (1892 - 1941)

Самостоятельная работа в малых группах

Сравнительный анализ стихотворений

М. Цветаевой «Родина» и «Тоска по Родине! Давно…»

Цель: 1. познакомьтесь со стихотворениями М. Цветаевой;

2. определите, в чем состоит приверженность поэта теме России;

3. напишите размышление

Авг 11 2015

Не быть в России, забыть Россию - может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. М. Златоглавая Москва, колокольный звон, башни и купола церквей с детства слились в душе М. Цветаевой в образе Родины, глубокую любовь к которой она пронесла через все тяготы и сложности своего тернистого пути. Очень непросто это было, наверное, для поэта, который не получает признания в родной стране. Не сумев принять революцию 1917 года, Марина Цветаева в 1922 году была вынуждена эмигрировать за границу, но не по идейным соображениям, поскольку не представляла себе вдали от России, а вслед за любимым мужем - белым офицером. Ты! Сей руки своей лишусь, - Хоть двух!

Губами подпишусь На плахе: распрь моих земля - Гордыня, родина моя! не может долго жить в отрыве от © A L L S o c h. r u родины, поэтому М. Цветаева всегда носила дорогой родной страны в душе, надеясь на возвращение. У гордой и свободолюбивой женщины не возникало чувства обиды на Россию, казалось бы, отвернувшуюся от нее, предавшую своего поэта, потому что понимала: историю делают не страны, а люди. Даль, прирожденная, как боль, Настолько родина и столь Рок, что повсюду, через всю Даль - всю ее с собой несу! Свою любовь к России Цветаева постаралась перелить в сына, никогда не видевшего родины. Марина Ивановна была уверена: для русского человека в отрыве от России не будет , и ей очень хотелось, чтобы сын понял это и принял свою страну со всеми ее ошибками и противоречиями.

Я, что в тебя - всю Русь Вкачала - как насосом! Бог видит - побожусь! - Не будешь ты отбросом Страны своей. За границей семья М. Цветаевой жила и в Берлине, и в Праге, и в Париже, но все помыслы, надежды и чаяния поэта были устремлены на родину.

Несломленная и непокоренная, она отказывалась писать столь ожидаемые зарубежными почитателями пасквили на Россию, поносить ее в стихах, выражая обиду и злость на видимую несправедливость. Да, Россия была ее болью, но болью роковой, неизбежной, с которой нужно было смириться, приняв все как есть. До Эйфелевой - рукою Подать! Подавай и лезь.

Но каждый из нас - такое Зрел, зрит, говорю, и днесь, Что скучным и некрасивым Нам кажется ваш Париж. “Россия моя, Россия, Зачем так ярко горишь?” Многие стихотворения М. Цветаевой, написанные в период эмиграции, наполнены тоской по родине, куда стремились и сердце, и душа поэта.

Не принятая в свое время Россией, она и на чужбине оставалась одинокой, не понятой. Возвращение домой грозило Цветаевой многими опасностями и неожиданностями, но больше переносить разлуку с родной страной не было сил, к тому же туда уехали еще раньше муж и дочь. Тоска по родине!

Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно - Где совершенно одинокой Быть… На самом же деле Цветаевой было очень не “все равно”, именно поэтому она сделала решительный и бесповоротный выбор - вернуться. Но за время эмиграции Марины Цветаевой Россия изменилась - так же решительно и так же бесповоротно. Предчувствия, терзавшие поэта на чужбине, оправдались в полной мере - возвращение на родину принесло Марине Ивановне еще большие страдания и трагедии.

Тяжелая депрессия и глубокое чувство одиночества толкнули М. Цветаеву на страшный выбор, о котором она пророчески написала еще за несколько лет до трагедии: Уединение: уйди В себя, как прадеды в феоды. Уединение: в груди Ищи и находи свободу. Справляй и погребай победу Уединения в груди.

Уединение: уйди, Жизнь! Яркий и самобытный поэт ушел из жизни, не видя в ней дальнейшего смысла, но остались ее стихи, читая которые, проникаешься глубочайшим уважением к смелой и вольнолюбивой личности М. Цветаевой, восхищаешься бесконечной любовью к Родине, которую она несла в своем сердце до последнего мгновения.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образ Родины в поэзии М. Цветаевой . Литературные сочинения!

Тема родины в творчестве писателей начала XX века занимает центральное место. Наиболее ярко это проявляется в произведениях поэтов и прозаиков, не принявших революцию и покинувших Россию, чтобы вдали от родного дома воспевать многострадальную страну, обращая к ней свои сокровенные мысли и переживания. Одним из таких поэтов была Марина Цветаева.

Судьба поэтессы М. Цветаевой сложна и многообразна. Она начала писать очень рано, в шестнадцать лет, однако уже тогда ее внутренний мир поражал своим богатством и многогранностью.

Уже в раннем творчестве М. Цветаевой отмечались мотивы печали и безысходности. В дальнейшем они все более усиливались. Поэтический стиль Цветаевой сформировался под влиянием богатейшей поэтической культуры последнего десятилетия “серебряного века”. В тридцатилетнем возрасте Цветаева вместе с семьей была вынуждена покинуть Россию. Тоска по ней отражена в таких произведениях, как “Родина”, “Челюскинцы”, “Тоска по Родине”. Однако было бы неправильно считать, что тема родного края стала актуальной для Цветаевой только с момента ее выезда за границу. Поэтесса переживала за свою страну всегда, жила ее победами и падениями, однако к чувству любви с годами примешивалась горечь – сильная и мучительная.

Некоторые современники пытались обвинить поэтессу в измене России, хотя она никогда не забывала грязных и шумных городов, тихих деревень и полей своей страны. Ее любовь была неизменна. Подтверждение тому находим в цикле “Стихи о Москве”, который был написан за несколько лет до эмиграции.

В нем еще нет той безысходной тоски, которая возникнет в творчестве поэтессы в последующие годы. Напротив, стихотворение свидетельствует о надеждах и привязанности Цветаевой к своей Родине, которую олицетворяет образ столицы.

Москва! Какой огромный

Всяк на Руси – бездомный.

Мы все к тебе придем.

Цветаева ощущает себя частью столичного города. Ее душу переполняет любовь к Москве, она возвеличивает ее: “Возношу тебя, бремя лучшее”. Столица связана для поэтессы с понятием духовного мира, отсюда частота использования в описании города слов религиозной тематики: купола, венец, церкви, колокольный звон. Москва отождествляется с божественным градом, который не может быть предан забвению.

Семь холмов – как семь колоколов,

На семи колоколах колокольни.

Всех счетом: сорок сороков, –

Отношение Цветаевой к Москве предполагает ее осознание значительного нравственного долга по отношению к любимому городу. Подобно тому, как венчаемые перед алтарем повторяют за священником клятву, произнося слова: “И в горе, и в радости. “, так же и Цветаева признает за собой желание быть с Москвой не только во времена ее царствования, но и в период горестей. “. Где и мертвой мне будет радостно”, – говорит она, о неразлучности с древней русской столицей.

Марина Ивановна связана с “дивным” и “мирным” градом неразрывными узами, поэтому в стихотворении она благословляет своих потомков на союз с Москвой. Таким образом, она дает понять, что столица находится вне времени, она вечно молода, и всегда есть и будут люди, воспринимающие ее как верную подругу, мать.

Она готова передать Москву последующему поколению со священным трепетом в сердце, “с нежной горечью”, как сама признается, но при этом старается показать пример того отношения, которое непременно должно присутствовать у потомков. Сама же Марина Ивановна надеется остаться с Москвой и после своей смерти.

По улицам оставленной Москвы

Поеду – я, и побредете – вы.

И не один дорогою отстанет,

И первый ком о крышку гроба грянет, –

И наконец-то будет разрешен

Себялюбивый, одинокий сон.

И ничего не надобно отныне

Новопреставленной боярыне Марине.

Москва всегда ассоциировалась у русского человека с понятием Родины, а в ее названии сливалось великое множество духовных аспектов. Мне кажется, что и Марина Цветаева, говоря о столице, имела в виду Россию в целом, и ее отношение к стольному граду является отголоском благоговейного трепета перед родным отечеством, которое всегда было для нее сферой действия священного долга.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Марина Цветаева – поэт, чьи стихи необычны и наполнены огромной силой переживания. Как на палитре художник смешивает несколько цветов, образуя...
  2. А. А. Блок – удивительный писатель Серебряного века. Он оставил после себя довольно богатое поэтическое наследие. В его литературном багаже...
  3. После революции Марина Цветаева в полной мере ощутила все тягости жизни русской интеллигентки, которая осталась без крыши над головой и...
  4. Марина Цветаева периодически влюблялась и в женщин, и в мужчин. Среди ее избранников был и Осип Мандельштам, с которым Цветаева...


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!