Демосфен краткая биография. Речи Демосфена: биография, техники и упражнения

Александр Алексеев, историк

Древние греки называли себя эллинами, а все прочие народы - варварами. Эллины считали, что только они знают цену свободы, тогда как варвары - рабы от природы, во всём подчиняющиеся своим царям.
Жили эллины в небольших государствах - полисах, где народ мог быстро принимать важные решения, просто собравшись на центральной площади. Это и называлось демократией.
Самым стойким защитником полисного устройства был один из известнейших ораторов Древнего мира Демосфен.

Жан Леконт дю Нуи (1842-1923). Демосфен, упражняющийся в ораторском искусстве.

Демосфен. Римская мраморная копия бронзовой статуи греческого скульптора Полиевкта. Лувр.

Золотой медальон с портретом царя Македонии Филиппа II. Изготовлен предположительно в III в. во времена правления римского императора Александра Севера.

Гиперид. Римская копия I в. н.э. с греческого оригинала III в. до н.э. Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Битва при Херонее. Реконструкция Н. Хаммонда.

Портрет Александра Великого (Македонского). Мраморный бюст эпохи эллинизма (II-I вв. до н.э). Найден в Александрии Египетской.

Сторонник македонян оратор Эсхин. Римская копия с греческого оригинала эпохи эллинизма. Британский музей.

Александр Македонский. Фрагмент древнеримской мозаики из города Помпеи.

Феликс Буасселье. «Смерть Демосфена». 1805. Лувр.

В Греции было три сильных полиса-гегемона: Спарта в Пелопоннесе (юг Балканского полуострова), Афины в Аттике (юго-восточная область Средней Греции) и Фивы в Беотии (Центральная Греция). Остальным приходилось действовать с оглядкой на эти «сверхдержавы»: заключать с ними договоры о союзе, выделять по их приказу воинов и военные корабли, платить взносы (по сути, дань) в союзную казну. Однако спартанцам, афинянам и фиванцам даже в голову не приходило включать подвластные полисы в состав своих государств: империй они не создавали.

В Афинах важнейшие решения принимали Народное собрание и суды, в которых заседали не профессиональные судьи, а несколько сотен простых граждан. Чтобы отстоять перед ними свою точку зрения, надо было говорить ярко и доходчиво; успех политика зависел от его ораторских способностей.

Демосфен (384-322 гг. до н.э.) с детства хотел стать оратором. Он мечтал наслаждаться одобрительными криками толпы и купаться в лучах славы. Отец его умер рано; часть наследства прикарманили опекуны, однако оставшихся денег хватило, чтобы, не заботясь о куске хлеба, изучать классическую литературу и афинские законы. Выучившись, Демосфен подал в суд на опекунов и отсудил у них часть наследства.

Он неплохо зарабатывал, готовя речи для судебных ораторов. Дважды и сам пробовал выступать. Но у него был слабый голос, он картавил, слегка заикался да ещё имел привычку дёргать плечом. Шум, смех и шиканье толпы не давали ему закончить речь. Демосфен совсем было пал духом, но приятель-актёр растолковал ему, что в речи важны не только содержание, но и то, как она произносится: темп, мимика, движение рук и пальцев, положение тела… И Демосфен с головой ушёл в занятия риторикой. Его главным учителем красноречия был Исей. Демосфена считали также преданным учеником Платона и Сократа. Чтобы не было соблазна сбежать на улицу, он обрил половину головы и сидел дома, по нескольку часов в день упражняясь в составлении и произнесении речей. Когда волосы отрасли, он стал ходить на берег моря и, набрав в рот камешки, громко читать стихи, стараясь перекричать шум ветра и рокот волн.

Говорят, «терпение и труд всё перетрут». Демосфен был терпелив и работоспособен. Он стал превосходным оратором. Перед выступлениями всегда заучивал речь наизусть и заранее решал, в каких местах говорить спокойно, где надо чеканить формулировки, а где декламировать горячо и страстно. Противники смеялись над ним, обвиняя в отсутствии подлинного таланта, но это не мешало ему побеждать в словесных поединках.

Больше всего прославился Демосфен речами против македонского царя Филиппа II, правившего в 359-336 гг. до н.э.

Македония лежала к северу от Греции. Её жители поклонялись тем же богам, что и эллины, и говорили на диалекте греческого языка; но эллины всё равно считали их варварами. Молодой царь Филипп II создал мощную, прекрасно обученную, дисциплинированную армию и начал сколачивать империю, подчиняя соседние народы. Греческие полисы, включая Афины, в бесконечных распрях друг с другом наперебой старались заручиться поддержкой Филиппа. В результате македонские войска скоро очутились в самом сердце Греции.

Демосфен постоянно предупреждал сограждан об опасности такого хода событий. Свои речи против Филиппа II он называл филиппиками; это слово дожило до наших дней и означает «гневное публичное осуждение». Побуждаемые Демосфеном афиняне пытались сдержать наступление македонян, но без особого успеха: против большой имперской армии они могли выставить от силы пять-семь тысяч воинов.

Эллины всегда воевали друг с другом, но эти войны, часто жестокие и кровавые, велись по определённому порядку. «Прежде, - сетовал Демосфен, - лакедемоняне (спартанцы. - Прим. авт.) в течение четырёх или пяти месяцев, как раз в самую лучшую пору года, вторгнутся, бывало, опустошат страну противников и потом уходят обратно домой. Это была какая-то честная и открытая война. Теперь же ничего не решается выступлениями на поле битвы или правильными сражениями. И я не говорю уж о том, что ему (Филиппу. - Прим. авт.) совершенно безразлично, зима ли стоит в это время или лето, и он не делает изъятия ни для какой поры года и ни в какую пору не приостанавливает своих действий».

Этим перемены не ограничивались. Прежде в результате войн одни полисы становились сильнее, другие слабее, менялись границы их владений, иногда даже государственный строй, но подобные изменения были частью привычного образа жизни. Филипп же пытался лишить эллинов свободы и включить в свою империю, уравняв с варварами.

Афины не желали мириться с таким положением. Им удалось заключить союз со своим старым врагом - Фивами, которые до этого поддерживали Филиппа. Но в 338 г. до н.э. близ селения Херонея македоняне наголову разбили соединённые силы афинян и фиванцев. Среди греческих воинов, бежавших с поля сражения, был и Демосфен.

В Афинах со дня на день ждали появления македонского войска. Беспокойство едва не переросло в панику. Попытки афинян покинуть город приравнивались к измене и карались смертью. Всех мужчин, способных носить оружие, призвали на военную службу. Оратор Гиперид предложил вернуть в Афины изгнанников и даже отпустить на волю рабов. Афинское законодательство прямо запрещало вносить такие предложения, и на Гиперида подали в суд. «Да, я предложил освободить рабов, - защищался он, - чтобы свободным не пришлось испытать рабства. Да, я внёс предложение восстановить в правах изгнанников, чтобы остальные не подверглись изгнанию».

В ожидании осады афиняне чинили городские стены, углубляли и расширяли рвы, запасали продовольствие. Однако Филипп, вопреки ожиданиям, не пошёл в Аттику. Как и раньше, он стремился поссорить своих противников. С Фив он взял выкуп не только за пленных, но даже за право похоронить павших, самым видным фиванским гражданам велел отрубить головы, других отправил в изгнание, а имущество репрессированных забрал себе. Афинам же, напротив, без выкупа возвратил пленных, а когда те, осмелев, потребовали вернуть плащи и одеяла, только посмеялся: «Похоже, эти афиняне думают, что проиграли всего лишь партию в кости!» Тела афинских граждан, погибших под Херонеей, Филипп отправил на родину в сопровождении военного эскорта. Он не наложил на Афины никакого наказания, лишь обязал их заключить с Македонией союзный договор.

Демосфен призывал не доверять благосклонности Филиппа, но афиняне расслабились: македонский царь оказался не таким уж страшным. Тем временем Филипп во главе войска прошёл через всю Грецию, попутно улаживая споры между полисами. В Коринфе он собрал общегреческий Совет и начал готовить поход против Персии. Каждый полис был обязан выделить воинов по разнарядке, от участия в походе уклонилась лишь Спарта.

«Дело о венке»

Победив эллинов при Херонее, Филипп II превратил их в своих союзников - точнее, в сателлитов (наёмников). Афинский оратор Ликург утверждал, что павшие при Херонее были последними свободными эллинами, ведь оставшиеся в живых действовали уже не по своей воле, а под давлением неодолимой силы. И не важно, что их было всего несколько десятков тысяч на всю Грецию! Пока внутри народа существует сообщество свободных людей, до тех пор жива традиция свободной жизни, передаваемая от поколения к поколению. Когда афиняне, спартанцы и фиванцы утратили свободу, история Греции пошла другим путём.

Конечно, афиняне подчинились македонянам без энтузиазма. Поэтому весть о внезапной смерти Филиппа II, пришедшую весной 336 г. до н.э., они встретили восторженно. У Демосфена неделей раньше умерла дочь, но в Народное собрание он пришёл в празд-ничной одежде и с венком на голове, показывая, что общая радость для него выше личного горя.

В Аттике ожили надежды на освобождение. Демосфен призывал не поддаваться новому македонскому царю Александру, которого называл «мальчишкой» и «дурачком». Афиняне попытались вернуть себе свободу, но двадцатилетний «мальчишка» Александр легко подавил бунт. Царь потребовал выдать Демосфена и других врагов Македонии. Но тот в полной мере продемонстрировал своё ораторское искусство. Демосфен пришёл в Народное собрание и рассказал басню об овцах, которые выдали собак волкам и в результате сделались лёгкой добычей. Собрание заступилось за обвиняемых, а Александр не стал настаивать на своём требовании.

Свобода Афин, увы, уходила в прошлое. Тем не менее все афинские ораторы - и противники Македонии, и её друзья - упорно твердили, что их полис самый лучший, что у него самая славная история и что именно Афины призваны управлять всеми остальными полисами для их же блага. Под руководством осторожных политиков - полководца Фокиона и казначея Ликурга - афиняне копили силы: строили флот, возводили укрепления, храмы и статуи богов, совершали религиозные обряды, сплачивающие народ. Чтобы дать работу неимущим, вели большое общественное строительство. Законы соблюдали строго, имущество, конфискованное у правонарушителей, делили между гражданами. Ликург и Фокион, будучи людьми не бедными, жили очень скромно и требовали того же от других.

В 335 г. до н.э. прошёл слух, что Александр Македонский погиб. Фивы сразу восстали, а афиняне по инициативе Демосфена их поддержали. Однако известие о смерти царя оказалось преждевременным. Он вернулся в Грецию, взял Фивы штурмом и сравнял с землёй. Афины спасло только заступничество Фокиона, которого Александр уважал.

Вскоре спартанский царь Агис III, воспользовавшись отсутствием Александра, поднял новое восстание против Македонии. Афиняне, наученные горьким опытом, его не поддер-жали. Спартанцы и их союзники потерпели поражение. Агис, раненный копьём в бедро, сражался, пока брошенное македонцем копьё не пробило ему грудь.

В Афинах сторонники Македонии перешли в наступление на Демосфена. Один из них, Эсхин, в 330 г. до н.э. возбудил дело в суде, но не против самого Демосфена, а против Ктесифона, который предложил увенчать Демосфена золотым венком за заслуги перед отечеством. Эсхин доказывал, что предложение это незаконно в принципе: закон запрещал награждать венком граждан, обязанных отчитываться о расходовании каких-либо средств, а Демосфену, ведавшему строительст-вом укреплений и устройством развлечений, как раз предстояло дать такой отчёт. Заодно Эсхин разнёс в пух и прах новые порядки, когда Народное собрание принимает решения, не считаясь со старыми законами.

В старину председательствующего в собрании выбирали по жребию из числа старейших граждан; сперва высказывались граждане старше пятидесяти лет, а потом уж остальные. При таком порядке изменять законы было непросто. А теперь, сетовал Эсхин, собрание ведёт невесть кто, выступают и голосуют как попало. В результате часто принимаются решения неправильные, вредные и прямо противозаконные. А виноваты ораторы вроде Демосфена, которые словесными выкрутасами «подчиняют себе простых людей и добиваются для себя самовластия». Вообще, по мнению Эсхина, афиняне сильно испортились: они «не считаются ни с позором, ни с наказанием, которому подвергнутся».

Бóльшую часть длинной обвинительной речи Эсхин посвятил не Ктесифону и не порядкам в государст-ве, а Демосфену. Он убеждал судей, что Демосфен - трус, взяточник, лжец и демагог и вообще вся его деятельность всегда была направлена во вред Афинам.

Демосфен, выступив в защиту Ктесифона, по сути, защищал себя. В аргументах Эсхина имелось слабое место: если поступки Демосфена на протяжении десятилетий были так ужасны, почему Эсхин никогда прежде против них не выступал? Одно за другим Демосфен разбирал и опровергал выдвинутые против него обвинения, попутно обвиняя самого Эсхина в том, что он состоит на содержании у македонских царей.

Послушать выступления выдающихся ораторов съехались тысячи людей со всей Греции. Эсхин потерпел сокрушительное поражение: его поддержали меньше пятой части судей, а это означало, что обвинение признаётся необоснованным. Чтобы избежать уплаты большого штрафа, Эсхин уехал на остров Родос. Там по просьбе мест-ных жителей он повторил свою речь «О венке». Восхищённые родосцы не могли понять, как после такой блестящей речи Эсхин оказался в изгнании. «Если бы вы слышали Демосфена, то не спрашивали бы», - грустно ответил Эсхин.

Конец эпохи ораторов

Эллины теряли последние остатки свободы. Александр унижал их, заставляя выполнять самые нелепые его желания. Так, он объявил себя сыном верховного бога Зевса и потребовал, чтобы все эллины это признали. Большинство полисов скрепя сердце согласились; спартанцы, к примеру, придумали такую формулировку: «Так как Александр хочет быть богом, пусть будет им». Даже Демосфен уговаривал сограждан не перечить царю.

Много шуму вызвало дело Гарпала - друга и казначея Александра. Опасаясь наказания за растраты, Гарпал попросил убежища в Афинах. Афинянам хотелось завладеть его деньгами, но страшно было разозлить царя. В результате Гарпалу дали афинское гражданство, однако в город не впустили, а потом и вовсе арестовали. Богатства Гарпала сложили в афинском Кремле - Акрополе, постановив по первому требованию вернуть Александру. Однако Гарпалу удалось бежать, при этом половина сокровищ таинственно исчезла. В их присвоении обвинили Демосфена. Тот признал, что ценности взял, но сделал это в счёт возмещения сумм, которые ему причитались из казны. Демосфену присудили уплатить 50 талантов, а поскольку набрать такую огромную сумму он не мог, его заключили в тюрьму. Друзья помогли оратору бежать, и он поселился недалеко от Афин, на острове Эгина.

Изгнание оказалось недолгим. 13 июня 323 г. до н.э. Александр Македонский скончался в Вавилоне от лихорадки. Как только эта весть достигла Афин, за Демосфеном на Эгину послали корабль. В Пирейском порту оратора встретили как национального героя. Народное собрание решило не медлить, а начать войну с полководцем Александра - Антипатром. Всех боеспособных граждан Афин до 40 лет призвали в поход за свободу; таких набралось 5500 из 21 тысячи граждан; ещё 2 тысячи воинов наняли за счёт города.

Сперва удача сопутствовала эллинам, которые осадили войско Антипатра в городе Ламия. Но вскоре к Антипатру подоспела помощь. Эллины, как обычно, перессорились между собой, и некоторые перекинулись на сторону македонян. Афиняне, оставшись почти в одиночестве, приняли бой - и потерпели поражение. Теперь даже заступничест- во Фокиона не смогло сохранить им хотя бы видимость свободы. Пришлось допустить македонский гарнизон в одну из гаваней Пирейского порта, а главное - изменить государственное устройство. Права гражданства сохранили лишь те, кто владел имуществом более чем на 2 тысячи драхм (1/3 таланта); таких из 21 тысячи граждан оказалось около 9 тысяч. Остальные потеряли право участвовать в Народном собрании и заседать в суде; большинство их было выселено во Фракию.

Демосфену удалось бежать на остров Калаврия у берегов Пелопоннеса, где он укрылся от преследователей в храме Посейдона. Не желая ни сдаться врагам, ни умереть с голоду, он принял яд. Это произошло 12 октября 322 г. до н.э.

На родине ему поставили медную статую с надписью:

Если бы мощь, Демосфен,
ты имел такую, как разум,
Власть бы в Элладе не смог
взять македонский Арей…

Больше Афинам уже не удалось выйти из-под контроля македонских царей. А после того как в 146 году до н.э. римляне покончили с Македонией, Греция стала римской провинцией. Чтобы соревноваться в похвалах царям и императорам, нужен был не столько ораторский талант, сколько отсутствие чувства меры. Время великих ораторов ушло в прошлое.

Непревзойденный мастер слова, великий оратор древности, видный политический деятель, лидер афинской демократической группы - это Демосфен, краткая биография которого рассказывает о человеке, сумевшем в буквальном смысле слова создать самого себя. Дело в том, что будущий знаменитый оратор в детстве имел много физических недостатков. Он был косноязычным, имел слабый голос и страдал от нервного тика.
Родился Демосфен, следуя краткой биографии, в 384 году до н.э. в Афинах. Родители его были обеспеченными людьми - отец владел оружейной мастерской. Демосфен рано узнал настоящее горе - в 7 лет он стал сиротой и лишился родового имения, а также всего имущества из-за недобросовестных опекунов. По свидетельству его современников, именно желание добиться справедливости и вернуть наследство заставило Демосфена принять решение стать оратором.
Для этого он начал обучение красноречию у Исея - самого известного в то время оратора и составителя речей. Жители Афин были требовательны к публичным выступлениям. Хороший оратор должен был обладать сильным голосом, богатой мимикой, использовать красивые жесты. Недостатки Демосфена полностью исключали возможность стать риториком.
Чтобы избавиться от косноязычия и научиться говорить громко, он приходил на берег моря, клал в рот мелкие камни и пытался четко и громко произносить слова, стараясь, чтобы его голос звучал громче плеска волн и шума прибоя. От привычки дергать плечом в минуты волнения Демосфен избавился еще более остроумным способом. Он произносил речи, стоя под подвешенным острым мечом. Когда, забываясь, Демосфен дергал плечом, меч больно колол его.
Титаническая работа над собой дала результаты. В 364 году до н.э. Демосфен произнес на суде против своих опекунов блестящую речь и выиграл процесс.
В это время Афины, как и вся Греция, переживала тяжелое время из-за экспансии Македонии. Демосфен с самого начала был против каких-либо союзов с Филиппом II и открыто выступал против царя Македонии с обличительными речами. Авторитет оратора к тому времени был уже настолько высок, что большая часть жителей Афин поддержала его. Благодаря деятельности Демосфена был создан союз греческих полисов против Македонии. Он не только говорил, великий оратор участвовал в битве при Херонее, в которой греческое войско было разбито македонской армией.
И после победы Филиппа над Грецией дух Демосфена не был сломлен. Он продолжал выступать против македонских властей. Но, в конце концов, ему был вынесен смертный приговор. Демосфен пытался бежать из Афин, но был схвачен наемниками. Он сумел вырваться из рук врагов и принять яд. Так мужественно умер лучший из ораторов Греции, не пожелавший сдаться живым.

Ораторское искусство ценилось ещё с древних времён. Правильно произнесённая пылкая речь, которая вмещает в себе острые, но рассудительные фразы, способна объединить народ. Часто, толпа выступала против правителя-тирана, нечестного судьи или других несправедливостей, которые угнетали жизнь народа.

Одним из самых знаменитых ораторов всех времён был Демосфен. Биография известного во все времена оратора, доказывает, что способности к искусству говорить отнюдь не были особенным талантом, а наоборот, это был результат упорного труда над собой. Поэтому, если вы намерены иметь идеальную речь, не ищите лёгких способов, как правило, они малоэффективные или не действуют.

Чтоб проникнуть в саму суть ораторского искусства, нужно начинать не с практических техник, а прежде всего, следует узнать о жизни одного из величайших деятелей в этой отрасли.

Биография гласит, что родной город Демосфена - Афины, его семья владела небольшими мастерскими по изготовлению оружия и мебели, но после смерти отца, все кардинально поменялось.

Детство величайшего оратора было не лёгким, кроме того, что Демосфен остался без единого гроша, он имел физические дефекты, выражавшиеся в нервном тике и косноязычие. Несмотря на препятствия, он исправил собственные недостатки, путём упорных тренировок со знаменитым в те времена оратором Исеем. В дальнейшем, это позволило ему стать востребованным логографом, оратором и философом.

Речи Демосфена привлекали внимания практически всего народа Афин, что позволило великому оратору стать главой партии и одним из создателей союза, направленного против правления Филиппа II. Но несмотря на высокие достижения в политической деятельности, Демосфен участвовал в нескольких военных походах. Безусловно, это только краткая биография великого оратора, его имя обрело нарицательное значение благодаря успешным выступлениям и собственному упорству.

Искусство быть оратором

Ораторское искусство требует полной отдачи и трудолюбия, важно понимать, что за один день или через пару тренировок невозможно стать мастером дела в чём бы то ни было, в большой мере, если это касается речи. Даже краткосрочное выступление требует подготовки, которая состоит из нескольких этапов:

  • Без постановки правильной речи не возможен успех оратора, об этом не раз рассказывает биография Демосфена. Для выработки речи изобрели большое количество упражнений.
  • Чтоб выступление было интересным, достоверно знайте, о чём пойдет речь. Начинающий успешный оратор имеет при себе план собственного выступления, структура которого зависит от особенностей темы, времени, отведённого на выступление, и даже от количества слушателей.
  • Чтоб слушатели воспринимали информацию, речь не должна звучать сухо. Истинный оратор умеет пользоваться речевыми приёмами, которые бы привлекали внимание аудитории. В этом вопросе вам также сможет помочь биография Демосфена, в которой упоминаются наиболее известные фразы и техники;
  • Согласитесь, когда оратор постоянно смотрит в листок с текстом, не хочется даже слушать поэтому большую часть текста нужно выучить на память, а чтоб знать, что зачем рассказывать, составьте план речи.
  • Чтоб донести свои взгляды слушателям, заинтересуйте аудиторию при помощи приёмов. Довольно-таки часто приходиться бороться именно за внимание аудитории, поскольку от этого, в большей мере, зависит успех вашего выступления.

Биография Демосфена рассказывает, что однажды он побрил полголовы для того, чтоб не было большого соблазна выйти на улицу и прервать процесс учения. Не всё получится с первого раза, даже идеально отработанное выступление получается не столь удачным, как планировалось, но это ещё не повод, чтоб сдаться, ведь опыт приходит с практикой.

Речевые техники Демосфена

Великий оратор Демосфен обладал сотнями приёмов обращения к аудитории, некоторые из них дошли и до наших дней. Данные речевые техники обладают такой силой, что несколько тысяч лет назад подталкивали народ на политические перевороты в государстве. На сегодняшний день одними из самых известных речевых техник Демосфена стали:

  • Обращение к слушателям напрямую. Большинство своих выступлений Демосфен начинал с фразы «граждане афинские», что усиливало внимание аудитории.
  • С техникой вопрос-ответ текст кажется ярким и насыщенным, тем самым заставляя слушателя слушать дальше.
  • Демосфен в свои выступы вставлял несколько риторических вопросов, чтоб аудитория могла быстро осознать о чём именно идёт речь и что хочет донести оратор.
  • Большое значение в тексте имеет грамотно вставленная антитеза. Противопоставление мощно действует на человека, который на подсознательном уровне сравнивает как было и как стало и т. д.
  • Биография оратора гласит, что иногда, речи Демосфена длились целый день, но на протяжении всего времени он мог удержать внимание аудитории. Например, сочетания таких синонимов, как «Слушайте и решайте» делают речь динамичнее, оживляют её и направляют слушателя на конкретные действия.
  • По окончании своих блистательных речей, Демосфен зачастую не делал выводов, оставляя эту привилегию своим слушателям, но стоит сказать, что этот приём один из самых сложных и требует постоянной работы.
  • Чтоб поддерживать интерес аудитории, попробуйте использовать восклицательные слова. Резкий переход от монотонной речи к восклицанию подобен ощущению внезапного укола.
  • Для разнообразия используйте в тексте метафоры, но не стоит злоупотреблять этим приёмом.
  • Используйте приём олицетворения, и вы увидите, что огромная толпа слушает вас как один.
  • Призывы к богам или клятвы позволяют проложить невидимый мост, сотканный из доверия от выступающего к его аудитории.

Ораторское искусство не терпит посредственности поэтому прежде, чем начать обучения, задайте себе вопрос готовы ли вы идти до самого конца, несмотря на все препятствия, которые будут встречаться на вашему пути.

Упражнения для улучшения речи

Биография Демосфена рассказывает, что для улучшения речевого аппарата, он ежедневно выполнял несколько десятков сложных упражнений. Большое значение имеет последовательность и правильность выполнения упражнений:

  • Начинайте с тренировки дыхания, оно должно быть ровным и спокойным. Старайтесь набрать в лёгкие большое количество воздуха через нос и произнести заготовленный текст.
  • Тренируя речь, обращайте внимание на тембр, темп, ударение в зависимости от ситуации. Старайтесь чётко отделять звуки так, чтоб слушатель улавливал каждый склад. Чтоб увеличить артикуляционную силу, читайте текст шёпотом, а для того, чтоб улучшить быстроту произношения, старайтесь прочитать текст как можно быстрее и не сбиться.
  • Попробуйте рассказать какую-то историю, так, чтоб она звучала или очень грустно, или очень весело и вы увидите, как одна история может приобретать совершенно новые краски.
  • Анализируйте речи Демосфена, ведь не зря его имя обрело нарицательное значение.

О Демосфене можно говорить много и долго, но его краткая биография поможет понять кто такой истинно великий оратор и почему так важно постигать искусство речи каждый насущный день.

Если вы только задумываетесь изучать ораторское искусство, не стоит пробивать всевозможные упражнения сразу, лучше оттачивать первые, но главные, а после этого уже переходить к более сложным заданиям. Может быть, после усердных тренировок и ваше имя войдёт в историю великого ораторского искусства.

Демосфен (384-322 гг. до н. э.) – выдающийся оратор Древней Греции. Среди всех ораторов Древнего Мира ему не было равных. Второе место по ораторскому мастерству занимает Цицерон . Даже этот выдающийся древний римлянин не смог превзойти жителя древних Афин, поражавшего людей своим красноречием, основанным на убежденности и вере в правоту тех слов, которые он говорил. Целых 40 лет греки восторгались словесным мастерством своего соотечественника, но конец этого незаурядного человека был печален. Он погиб, защищая свободу и независимость любимых Афин.

Два великих оратора: Демосфен (слева) и Цицерон

Краткая биография Демосфена

Родился будущий выдающийся оратор в 384 году до н. э. в афинском деме (пригороде) в 11 км от центра Афин. Отца звали так же как и сына. Он был богатым человеком и занимался изготовлением и продажей оружия. По словам Эсхина (оратор Древней Греции, вошедший в десятку лучших аттических или афинских ораторов), мать Демосфена Клеобоула имела скифское происхождение. Но данное утверждение по сей день оспаривается специалистами.

Когда мальчику было 7 лет, отец умер. Но богатый родитель позаботился о будущем сына. Он оставил ему наследство в 14 талантов, что в наши дни соответствует 11 млн. долларов. Но так как наследник был малолетним, то ему назначили трёх опекунов – Демофонта, Афобуса и Серипидиса. Однако эти люди оказались чрезвычайно недобросовестными. Пока мальчик рос, они растратили деньги и присвоили его имущество. У достигнувшего совершеннолетия будущего выдающегося оратора остались лишь небольшой дом, 14 рабов и половина таланта серебром.

В 20-летнем возрасте Демосфен подал в суд на своих опекунов. Судебная тяжба длилась 5 лет. И всё это время будущий оратор защищал себя сам, произнося речи. В конце концов, суд признал ущерб в 10 талантов, но пострадавший получил лишь незначительную часть от этой суммы.

Что касается личной жизни, то наш герой был женат один раз. Имя этой женщины неизвестно. До наших дней дошла лишь информация, что она была дочерью известного и уважаемого гражданина Афин. В этом браке родилась дочь, но умерла она в молодом возрасте, не успев даже выйти замуж.

Обучение ораторскому искусству

В то далёкое время в Афинах пользовались огромным уважение люди, умевшие красноречиво говорить. Такие граждане помимо уважения ещё и хорошо зарабатывали, произнося речи в интересах каких-то групп людей или защищая кого-то в суде. Показать своё красноречие мог любой на народных собраниях, куда приходили все жители города. Но помимо умения произносить речи, ценились также манера говорить, жесты, мимика, убеждённость в своей правоте. То есть это было целое искусство, а оценивал ораторское мастерство весь народ.

Будущий выдающийся оратор с детских лет мечтал овладеть умением убеждать людей словом. Но когда он впервые выступил на народном собрании, то его осмеяли за неотёсанный стиль изложения, длинные предложения и слабую аргументацию. Юноша в расстроенных чувствах покинул экклесию (афинское народное собрание), но один старик взял его за руку и сказал, что у него очень хорошая дикция. В другой раз, опять же осмеянный, он возвращался домой полностью подавленный, но актёр по имени Сатирус пошёл за ним и завёл дружескую беседу.

Демосфен обучался ораторскому искусству, произнося речи на берегу бушующего моря

Будучи мальчиком, Демосфен имел дефект речи, слабый голос, а когда говорил, то возникала одышка. Поэтому наш герой разработал целую программу, чтобы преодолеть данные ему от природы недостатки. Чтобы чётко и ясно произносить слова, он набирал в рот морские камушки и говорил на берегу моря, обращаясь к бушующим прибрежным волнам, забирался на высокую скалу и громко читал стихи. У мальчика от рождения непроизвольно поднималось плечо. И он, произнося речь в комнате, вешал над собой острый меч. Когда плечо уходило вверх, то остриё меча пронзало его. Было очень больно, но неприятный для глаз людей недостаток очень скоро исчез.

Упорного юношу заметил оратор Калистрат, чрезвычайно популярный в то время в Афинах. В последствии его учителем стал Исей Афинский. По другой версии он обучался у знаменитого афинского ритора Исократа. Молодой человек также получил философские знания у Платона и Аристотеля. Но, согласно Плутарху, основным учителем нашего героя был Исей Афинский и скорее всего потому, что у Демосфена не было достаточных средств, чтобы заплатить за обучение Исократу. Исею же было заплачено 10 тыс. драхм, и тот помог достигшему совершеннолетия юноше подготовить первые судебные речи против алчных опекунов.

Политическая деятельность

Чтобы зарабатывать на жизнь, Демосфен занялся юридической практикой. Он выступал в судах в качестве защитника, а также писал речи для других людей, чтобы те использовали их в частных судебных исках. Предполагается, что он помимо всего прочего преподавал риторику и приводил своих учеников в суд. Но когда занялся политикой, то оставил юридическую практику.

Выдающийся оратор стал полноправным гражданином Афин в 366 году до н. э., когда ему исполнилось 18 лет. В 363 и 359 годах до н. э. он занимал должности в триерархии (государственное учреждение), где отвечал за оснащение трирем (трирема – морской корабль в Древней Греции).

Первую политическую речь Демосфен произнёс в 354 году до н. э. В ней он ратовал за реформу афинского флота. Затем последовали другие выступления и многие из них были направлены против Еввула. Тот считался одним из самых авторитетных афинских граждан и с 355 по 342 гг. до н. э. распоряжался городскими финансами. В своих речах выдающийся оратор призывал к активному сотрудничеству со Спартой и Фивами и поддерживал демократическую фракцию во внутренней политической борьбе.

Начиная с 352 года до н. э. политическую деятельность Демосфена можно охарактеризовать как противостояние македонскому царю Филиппу II . Тот поставил перед собой цель захватить и покорить всю Грецию. Выдающийся оратор охарактеризовал его как злейшего врага Афин, и что он так же опасен как царь Персии. Речи против Филиппа Македонского получили название филиппики .

Демосфен произносит речь на народном собрании в Афинах

Македонский царь где силой, а где хитростью подчинял себе греческие города и неуклонно двигался на юг Пелопоннеса. Он использовал подкуп, находя таким способом себе сторонников в греческих полисах. Коварный царь приобрёл себе союзников и в Афинах. Во главе этих людей встал оратор Эсхин. Но наш герой, благодаря своему ораторскому таланту и честности, сумел поднять против Филиппа всю Грецию.

Было собрано войско, которое изгнало македонцев с Эвбея. За это выдающемуся оратору возложили на голову золотой венок на празднике в честь бога Диониса. Однако междоусобная Третья Священная война дала возможность македонцам оккупировать город Элатею в Фокиде. В августе 338 года до н. э. состоялась битва при Херонее. В ней сошлись македонское войско и объединённая армия греческих городов-государств. Филипп II в этом сражении наголову разбил противника.

Независимость Древней Греции оказалась под угрозой. Но македонский царь повёл себя как благородный победитель. Он отпустил пленных и выдал родственникам тела убитых. Это подкупило афинян, но только не выдающегося оратора. Тот продолжал обличать Филиппа II и приобрёл могущественных врагов в Афинах, получивших от македонского царя хорошие деньги. Неуёмная деятельность Демосфена стала их раздражать, но за оратора вступился простой народ. И тот произнёс очередную яркую речь, совершенство которой признал даже Эсхин.

В 336 году до н. э. Филиппа Македонского убили, и власть перешла к его сыну Александру Македонскому . Для греческих городов это событие стало возможностью восстановить полную независимость. Однако новый молодой македонский царь повёл себя быстро и решительно. Он подавил восстание в Фивах, а от афинян потребовал выдачу Демосфена. Но те отправили посольство к грозному и энергичному царю во главе с Фокионом. Тот уговорил Александра проявить милосердие, и выдающийся оратор остался в родном городе.

Однако он ничуть не изменил свои взгляды в отношении Македонии и продолжил нападки на тех, кто выступал за союз с Александром Македонским. Все его речи в этот период являлись вершиной ораторского искусства. Никто впоследствии не смог превзойти его в мастерстве убеждать словом. Однако нашлись люди, которые сумели, выражаясь современным языком, подставить выдающегося оратора. Его обвинили в сокрытии суммы в 20 талантов, которые до этого принадлежали Гарпалу – казначею Александра Македонского. Выдающегося оратора приговорили к огромному штрафу и посадили в тюрьму. Но тому удалось выбраться из узилища и сбежать из Афин.

Случилось это в 324 году до н. э., а в следующем 323 году до н. э. Александр Македонский умер. Демосфен тут же вернулся в родной город и был с триумфом встречен жителями. Выдающийся оратор опять начал ратовать за свободу Афин, но наступила уже эпоха эллинистических государств . Вся реальная власть сосредоточилась в руках Антипатра. Его Александр Македонский оставил наместником, когда отправился покорять Азию.

В августе 322 года до н. э. состоялась историческая битва при Краннове. Она стала заключительным этапом Ламийской войны (323-322 гг. до н. э.), в которой греки пытались освободить свои земли от господства Македонии. Битву Антипатр выиграл и двинулся со своим войском к Афинам. Сторонники македонцев во главе с оратором и политиком Демадом предложили афинянам на народном собрании приговорить Демосфена и его сподвижников к смерти.

Выдающийся оратор Древней Греции умирает, приняв яд

Понимая нависшую над городом угрозу, жители поддержали Демада, и выдающийся оратор вынужден был вновь бежать из Афин. Он укрылся на острове Калаурия (современный Порос) в храме Посейдона, который давал людям неприкосновенность. Однако воины Антипатра окружили храм, и Демосфен, понимая, что дни его сочтены, принял яд. Произошло это трагическое событие 16 октября 322 года до н. э. Так закончил свои дни самый выдающийся оратор Древнего Мира. Позже афиняне поставили памятник своему кумиру возле храма, а память об этом человеке пережила тысячелетия.

Тутутченко Д.В. В данной работе (докладе) рассмотрена биография одного из самых великих ораторов древней Греции Демосфена, и приведены примеры его ораторской речи.

Введение

Ораторское искусство стало значительным общественным явлением, достигшим высокого уровня еще в древнем мире: Египте, Ассиро-Вавилонии, Индии, Китае. Известно, что жрецы были искусными ораторами, всемерно культивировалось официальное и особенно церемониальное красноречие в придворных кругах китайских царств, хорошо владели тайнами науки слова индийские любомудры. Однако именно Древняя Греция признается родиной красноречия, где начинает складываться его теория.

Наряду с эпосом, лирикой, драмой, ваянием, музыкой и зодчеством риторика признавалась нужным и сложным творчеством. Она считалась даже «царицей искусств» настолько сильно было ее влияние на решение государственных дел, настолько эффективно она воздействовала на чувства и умы людей. Называя красноречие (риторику) искусством, древние греки, однако, вкладывали в это понятие конкретное и определенное содержание.

К V веку до нашей эры, когда вполне сложилась культура ораторской речи, когда ясно осознавались ее виды, стало очевидно, что задача оратора троякая: разъяснить (что-то), побуждать (к определенному мышлению, решению, а тем более к действию) и доставлять слушателям удовольствие.

Причем «услаждение слушателей» свежей или смелой мыслью и благородными чувствами, например добра и справедливости, гражданского долга и патриотизма, считалось особенно важной задачей оратора.

Афины, фактически ставшие центром древнегреческой культуры, задавали тон во всех сферах социальной жизни, определяя главные направления общественной мысли. В этих условиях развивалось и совершенствовалось красноречие. И, конечно, не случайно, что его выдающиеся мастера - Гиперид, Горгий, Исократ, Исей, Эсхин, Филократ и особенно Демосфен - были видными общественными и государственными деятелями.

Греческие риторы мастерски владели правилами и формами устной речи, законами логики, особенно формами устной речи, законами логики, особенно суждений и доказательств. Они умели внушать свои мысли и чувства массе людей, нередко побуждая их к практическим действиям. Каждый из этих ораторов немало потрудился над тем, чтобы красноречие стало острым оружием идеологии и политической борьбы. А она нередко вспыхивала между различными группировками аристократии рабовладельческого общества. Красноречие, «духовное детище демократии», особой искусности достигло усилиями софистов, точнее «старших софистов» (V век до н.э.), которые отличались критицизмом и находчивостью в словесных баталиях, развивали искусство спора, мастерство доказательства и заметно подняли культуру рационалистического мышления, в частности формально-логической культуры. Главной их целью были вопросы познания: их верное толкование и решение, и делались попытки сблизить философию с риторикой. Искусство слова они считали наукой воздействия на людей. Наиболее видный из софистов, идеолог рабовладельческой демократии и политический деятель Протагор из Абдеры (481-411 гг. до н.э.), активно разрабатывал теорию риторики. Придавая первостепенное значение слову в ораторском искусстве, он считал необходимым изучение языка и разработку вопросов грамматики. Относя риторику к «гражданскому искусству», он намеревался с его помощью «сделать людей хорошими».

1. Биография Демосфена

Становление Демосфена как оратора и политического деятеля

Афинский государственный деятель и великий оратор древности Демосфен (около 384-322 гг., до н.э.) всю свою жизнь посвятил родине и умер в борьбе за ее свободу. Он родился в Афинах в 384 г. до н. э. Отец его (которого звали также Демосфеном) был состоятельным человеком, имел оружейную мастерскую.

Когда мальчику было семь лет, умер отец, оставив в наследство будущему оратору и его пятилетней сестре крупное состояние.

Воспитание ребенка было поручено матери и опекунам; опекуны (его дяди по матери), однако, оказались людьми недобросовестными. Они не платили жалованья учителям, не заботились об образовании детей и воспитании. Мальчик рос слабым, физически недоразвитым.

Когда Демосфен достиг совершеннолетия, опекуны отдали ему лишь дом с рабами, а большую часть денег и имущества присвоили себе. Молодой человек пытался сначала уговорить опекунов добровольно вернуть наследство, но те отказались. Тогда он решил судом добиваться возврата похищенных денег. Чтобы успешно вести дело в суде, нужно было основательное знакомство с афинскими законами, а самое главное - умение хорошо и убедительно говорить.

В то время при демократическом строе в Афинах почти каждому гражданину приходилось выступать в суде и в народном собрании. Выдающиеся ораторы пользовались всеобщим уважением: их выбирали на почетные должности в государстве и отправляли послами в чужие страны. В Афинах появилось много людей, которые учили красноречию: как побеждать в спорах, как сделать слабый довод более сильным.

Самыми выдающимися учителями красноречия тогда были Исократ и Исей. Исократ содержал на дому школу красноречия, но Демосфен не мог посещать занятий, так как плата за обучение была слишком высокой. Тогда он обратился к Исею, в то время лучшему адвокату по делам о наследствах.

Четыре года молодой человек прилежно учился у Исея и заплатил ему за обучение большую сумму денег. За это время он хорошо познакомился с произведениями всех выдающихся писателей; особенно внимательно изучал он сочинения знаменитого историка Фукидида и философа Платона. "Историю" Фукидида будущий оратор знал почти наизусть, так как переписал ее собственноручно восемь раз.

Окончив учение, Демосфен начал судиться с опекунами. Суд тянулся целых пять лет. Опекуны всячески старались избежать ответственности; так, они уничтожили даже самое завещание отца Демосфена и другие важные документы. В конце концов опекуны были осуждены, однако молодому человеку не удалось целиком вернуть своего наследства.

Тяжелая многолетняя борьба с опекунами закалила характер будущего оратора, развила в нем упорство и настойчивость.

Выступать перед народом Демосфен мечтал еще мальчиком. Как-то раз еще в ранней юности Демосфен упросил своего воспитателя взять его на заседание суда послушать речь знаменитого оратора. Мальчик видел, как толпа народа провожала рукоплесканиями оратора, и удивлялся силе красноречия, которая покорила всех. С тех пор он бросил все другие занятия и игры со своими сверстниками и стал усиленно упражняться в красноречии. Он твердо решил сделаться оратором.

Но, прежде чем выступать перед народом, Демосфену пришлось, по примеру своего учителя, писать судебные речи для других. Такое занятие оплачивалось в Афинах довольно хорошо, и молодому человеку удалось не только прокормить свою мать и сестру, но и сделать некоторые сбережения.

Однако составление речей не могло удовлетворить Демосфена: он был пламенным патриотом и мечтал посвятить свои силы общественной деятельности.

Первое выступление молодого оратора перед народом кончилось печально: шум, смех и шиканье толпы не дали ему закончить речи. Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил (не произносил звука "р"), у него была дурная привычка подергивать плечом, и, кроме того, он совершенно не умел держаться перед публикой.

Вторая его попытка выступить с речью перед народным собранием также оказалась неудачной. Упав духом, закрыв лицо, спешил он домой и сначала даже не заметил, что следом за ним шел один из друзей, известный афинский актер. Они пошли вместе. Демосфен начал горько жаловаться другу на свои неудачи и говорил, что народ не ценит и не понимает глубокого содержания его речей. "Все это так, - отвечал актер, - но я попробую помочь твоему горю. Прочти мне какой-нибудь отрывок из Софокла или Еврипида". Демосфен прочел. Когда он окончил, актер повторил то же самое, но с такой выразительностью, что Демосфену показалось, будто он слышит совсем другие стихи. Он понял теперь, как много красоты придает речи выразительность, которой ему не хватало, и с удвоенным усердием принялся за работу.

Итак, Демосфен решил во что бы то ни стало исправить все недостатки своей речи. Чтобы никто ему не мешал, он уединился; обрил затем себе полголовы, чтобы не выходить из дома, пока волосы не отрастут. В день по нескольку часов подряд он занимался упражнениями, чтобы исправить неясность произношения. Он набирал в рот камешки и старался говорить громко и ясно; чтобы научиться произносить звук "р", он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки. Он приучил себя громко произносить стихи, когда поднимался на гору или гулял по берегу моря, причем старался заглушить своим голосом шум волн. Иногда молодой человек не выходил по два, по три месяца, пока, наконец, совершенно не овладел голосом и жестами.

После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели и стал выдающимся оратором. Однако он никогда не говорил без подготовки, но всегда выучивал наизусть заранее написанную речь; по ночам при свете лампы он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывая каждое слово. Все это дало впоследствии повод противникам великого оратора упрекать его в отсутствии вдохновения и природных способностей. Как-то раз один из недругов даже бросил ему упрек: "Твои речи пахнут маслом", то есть "Ты сидишь над ними целыми ночами при свете масляного светильника".

Но даже враги, наконец, вынуждены были признать силу и мастерство его красноречия. В его речах необыкновенная простота выражения соединялась с величайшей силой чувства и мысли, ясностью и убедительностью. Демосфен всегда строго держался предмета своей речи, не любил пустой болтовни; он то говорил спокойно, действуя на разум слушателей, то покорял их силой чувства, передавая им свою горячую веру в правоту защищаемого дела.

Политическая деятельность

Когда Демосфену исполнилось 30 лет, он начал принимать участие в государственных делах и всю силу своего ораторского дарования обратил против самого опасного врага всех греков - македонского царя Филиппа. Беззаветная любовь к родине вдохновляла великого оратора на борьбу против македонян и их пособников в Афинах и во всей Греции.

Еще недавно Македония была слабым и отсталым государством, с которым греки мало считались. Царь Филипп (359-336 гг. до н.э.) объединил страну и организовал большую прекрасно вооруженную армию. В руках такого даровитого полководца, как Филипп, она стала грозной силой.

Международное положение Греции в это время было весьма благоприятным для выступления Македонии: греки вели между собой постоянные войны, афиняне воевали с союзниками, фиванцы - с фокейцами, а спартанцы - с государствами Пелопоннеса.

Царь Филипп ловко пользовался внутренними раздорами среди греков: он всюду имел своих сторонников и агентов в рядах противников. В случае необходимости царь не брезговал и подкупом. "Осел, нагруженный золотом, возьмет любую крепость", - говорил Филипп, неуклонно стремясь к своей цели - завоевать всю Грецию.

Сначала Филипп подчинил Фессалию и укрепился в Северной Греции. Но это было только начало. Через некоторое время македонянам удалось захватить все афинские владения во Фракии, и они готовились к вторжению в Среднюю Грецию.

Такие быстрые успехи Филиппа облегчались еще и тем, что вся Греция была разделена на два лагеря ожесточенной борьбой между богатыми и бедными. Бедняки всюду открыто требовали раздела земли и имущества богачей. Богатые рабовладельцы смотрели на Филиппа и македонян как на своих спасителей от выступлений бедноты. Они предпочитали лучше подчиниться Македонии, чем отдать свои богатства народу. При македонском владычестве можно будет, думали они, спокойно владеть своим имуществом и рабами и не опасаться народных восстаний. Только простой народ и бедняки готовы были защищать родину и свободу от македонских захватчиков.

Демосфен сразу же понял, какую опасность для Афин и Греции представляют Македония и ее царь, и возглавил партию патриотов, противников Филиппа.

В Афинах в это время власть была в руках сторонников Македонии. Во главе македонской партии стояли Евбул и известный оратор Эсхин.

Евбул был за мир "во что бы то ни стало, любой ценой" и нарочно закрывал глаза на опасность, грозившую со стороны македонского царя. Он желал успокоить народные массы путем раздачи народу доходов государственной казны (так называемые "зрелищные деньги").

Демосфен стал бороться против такого порядка и призывал народ поступиться личными выгодами сегодняшнего дня для счастья и спасения родины. "Богатые, - говорил он, - бросают народу подачки за счет государства, а сами уклоняются от государственных повинностей. Оратору удалось убедить народ обратить "зрелищные деньги" на борьбу с Македонией. Это был значительный успех Демосфена и его сторонников-патриотов.

Демосфен постоянно выступал теперь в народном собрании с пламенными речами, стараясь пробудить в афинянах патриотические чувства. Его знаменитые речи против царя Филиппа назывались "Филиппинами" (и теперь еще у нас называют горячую, страстную речь "филиппикой").

После захвата Фракии Филипп стал угрожать Олинфу, самому крупному городу на Халкидике.

В Афины прибыли послы олинфян с просьбой о помощи. Демосфен горячо поддержал олинфян: он произнес в их пользу три речи в народном собрании. Однако помощь афинян запоздала. Царь Филипп захватил город, а жителей продал в рабство.

Затем Филипп предложил афинянам мир. Афинские послы - Филократ и Эсхин - во время мирных переговоров были подкуплены царем: несмотря на противодействие Демосфена, они заключили мир на невыгодных для Афин условиях. Вскоре после этого, не обращая внимания на заключенный мир, Филипп разгромил фокейцев - союзников афинян.

Тогда, наконец, афиняне стали готовиться к решительному отпору Филиппу. Демосфен был выбран первым стратегом и стал во главе государства. Бывшего посла Филократа обвинили в подкупе и измене. Филократ был заочно осужден на смертную казнь.

Затем Демосфен выступил против другого посла - Эсхина, обвиняя его в измене и подкупе. Эсхин искусно защищался и был оправдан незначительным большинством голосов.

Это было время наибольших успехов и славы великого оратора. Ему удалось укрепить флот - главную силу афинян.

Однако афиняне одни не могли справиться с грозным врагом, и поэтому Демосфен стал хлопотать об общегреческом союзе против Македонии. Во главе посольства он объехал ряд греческих государств, везде произнося страстные речи и побуждая греков к объединению. "Сила македонян, - говорил он, - в слабости и разрозненности греков; если все греки будут едины, то Филипп не осмелится напасть на нас". Население греческих городов с восторгом принимало великого оратора, и вскоре Коринф, Мегары и другие города Пелопоннеса вступили в союз с афинянами.

Филипп между тем пристально наблюдал за действиями афинян. Пока велись эти переговоры об объединении, пришла грозная весть: войско Филиппа находится в Средней Греции, царь занял уже у границы Беотии крепость Элатею - важный пункт пересечения дорог в Фивы и в Аттику. Наступил решительный момент борьбы. Многое зависело теперь от того, на чью сторону станут Фивы - одно из сильнейших государств в Средней Греции.

Тогда Демосфен во главе афинского посольства прибыл в Фивы с предложением союза против Филиппа. Но там уже находились македонские послы (царь опередил его), которые, не скупясь на обещания, всячески отговаривали фиванцев от союза с афинянами. Однако Демосфен добился блестящего успеха. Его вдохновенные речи, в которых он призывал к мужеству и напоминал о славе и чести Греции, решили дело: фиванцы вступили в союз с афинянами против общего врага. Обе стороны стали готовиться к последней схватке.

Летом 338 г. до н.э. произошло роковое сражение при Херонее.

Армия Филиппа состояла из 30 тысяч пехоты и 2 тысяч всадников. Численность войска союзников - афинян и фиванцев - была несколько меньшей.

На рассвете оба войска выстроились в боевом порядке. Правым крылом македонского войска командовал сам Филипп, левым - его восемнадцатилетний сынАлександр, будущий великий полководец; в центре стоял опытный военачальник Антипатр.

Началось яростное сражение. Долгое время военное счастье не склонялось ни в ту, ни в другую сторону. Первым решающего успеха добился Александр: его воины нанесли сокрушительный удар "священному отряду" фиванцев.

Наоборот, на правом крыле афиняне прорвали ряды македонцев и потеснили их. "За мной! - вскричал афинский стратег, - победа наша!"

Упоенные успехом, наступающие афиняне, однако, расстроили свои ряды. "Неприятель не умеет побеждать!" - сказал Филипп, который наблюдал с высоты за ходом боя. Он быстро перестроил свою фалангу и ударил на афинян. Афиняне дрогнули, и все греческое войско стало отступать.

Македоняне одержали решительную победу, несмотря на отчаянное сопротивление афинских гоплитов и неустрашимую храбрость фиванской фаланги ("священного отряда" из 300 человек, которые все погибли).

В этой битве афиняне потеряли 1000 человек убитыми и 2000 попало в плен.

Демосфен сражался рядовым гоплитом и отступил с поля боя вместе с войском. За это впоследствии оратор Эсхин обвинил его в трусости. Народ афинский, однако, не поверил клевете врагов великого оратора и поручил ему произнести надгробную речь в память бойцов, павших при Херонее, что считалось высокой честью.

Известие о поражении при Херонее произвело потрясающее впечатление на афинян. Немедленно собралось народное собрание, народ вынес постановление готовиться к осаде и перевозить женщин и детей из деревень за стены города; кроме того, кто-то предложил освободить рабов и дать право гражданства иностранцам для призыва их в армию. Пойти на такую крайнюю меру даже в столь опасный момент для родины афинское народное собрание не решилось.

Демосфен вместе со своими сторонниками организовал защиту города, поголовное вооружение граждан, починку стен и т. д.

Грозная опасность, к счастью, вскоре миновала; удалось заключить мир на сравнительно приемлемых условиях: афинянам был оставлен флот и главные владения; однако Афинский морской союз - основа их могущества - был распущен, и Афины должны были вступить во вновь организованный общегреческий союз во главе с Филиппом.

Херонейская битва решила судьбу Греции: греческие государства потеряли свободу и независимость, всюду власть переходила в руки богачей, сочувствовавших Македонии.

В Афинах подняли голову предатели, явные и тайные сторонники Филиппа. Они стали чуть ли не ежедневно возбуждать обвинения против Демосфена и других представителей народной партии.

Однако нашлись патриоты, которые неустанно трудились для восстановления мощи государства. Во главе их были Демосфен, Ликург и другие.

Ликург в течение четырех лет путем строгой экономии снова поднял государственные доходы до 1200 талантов в год. Демосфен заведовал "зрелищной казной", которая была теперь единственной поддержкой афинской бедноты. Афиняне стали, мало-помалу оправляться после страшного поражения.

Царь Филипп между тем собрал общегреческий съезд в Коринфе, где торжественно провозгласил создание общегреческого союза под руководством македонского царя.

В разгар приготовлений к походу Филипп был убит на свадьбе своей дочери в городе Эгах в Македонии, через два года после Херонейской битвы (336 г. до н.э.).

Демосфен получил сообщение о смерти Филиппа, когда народное собрание еще не знало об этом. Он явился в совет и радостно объявил, что видел сон, предвещающий афинянам великое счастье. Вскоре пришло известие о смерти Филиппа. Народное собрание постановило принести богам благодарственную жертву, а убийцу царя наградить венком. Великий оратор пришел в тот день в народное собрание в праздничной одежде с венком на голове, хотя собственную его семью постигло большое горе: всего несколько дней назад скончалась его дочь. Но народную радость Демосфен ставил выше личного горя. Народ ликовал, надеясь сбросить македонское иго.

Снова к власти был призван Демосфен. Во всех городах Греции поднялось движение против македонян и пробудились надежды на свободу. Афиняне послали посольство в Фивы и другие греческие государства с предложением союза против Македонии. Афины вступили в снощения также с персами, побуждая их немедленно начать войну с Александром. Демосфен полагал, что с наследником Филиппа, мальчишкой и дурачком, как он называл Александра, справиться будет легко. Демосфен надеялся на успех восстания.

Тем не менее, вопреки ожиданиям, Александр быстро покончил со своими противниками в Македонии и Фессалии и заставил греков в Коринфе признать себя вождем общегреческого войска для похода на Персию. Однако ему пришлось предпринять поход на север против трибаллов, которые угрожали границам Македонии.

Пользуясь отсутствием Александра, первыми восстали фиванцы, а за ними и другие греческие государства. Фиванцы осадили стоявший у них македонский гарнизон и многих воинов перебили.

Александр, разбив трибаллов, неожиданно появился с войском под стенами Фив. Город был взят и разрушен до основания. Пощадили только дом, принадлежавший знаменитому поэту Пиндару. Уцелевшие жители, числом около 30 тысяч человек, были проданы в рабство.

В Афинах царило страшное смятение: ожидали, что Александр начнет осаду. Однако ценой полной покорности удалось выпросить пощаду у победителя. Александр потребовал только выдачи Демосфена и других противников Македонии.

Демосфен пришел в народное собрание и рассказал народу басню об овцах, выдавших своих собак волкам. Себя самого и своих товарищей он сравнивал с собаками, дравшимися за народ, а Александра назвал волком. К счастью, внимание Александра было отвлечено приготовлениями к персидскому походу, и он не стал настаивать на своем требовании. Демосфен и его друзья остались в Афинах.

Выступив в поход против Персии во главе 30 тысяч человек пехоты и 5000 всадников. Александр победил персов в сражениях при Гранике и Иссе (334-333 гг.); затем он наголову разгромил персидское войско при Гавгамелах (на берегу реки Тигр) и завладел Вавилоном и огромными сокровищами персидских царей.

Между тем в Афинах к власти опять пришла македонская партия. Теперь противники великого оратора нашли время подходящим, чтобы с ним расправиться. Дело в том, что еще несколько лет назад один из сторонников народной партии предложил увенчать Демосфена золотым венком за высокие патриотические заслуги. Народное собрание согласилось с этим и постановило наградить великого гражданина Афин венком. Конечно, сторонники Македонии возражали, и Эсхин внес жалобу на постановление собрания в суд присяжных; он доказывал неправильность решения народного собрания и заявил, что Демосфен вовсе не заслуживает такой высокой награды.

Демосфен вынужден был защищаться. Суд превратился в поединок двух самых знаменитых ораторов Афин. Враги великого оратора не учли, однако, настроения народа, который не хотел мириться с потерей независимости.

Суд начался при огромном стечении народа. Эсхин произнес обвинительную речь, полную несправедливых нападок на Демосфена. В знаменитой защитительной речи "О венке" великий оратор дал обзор всей своей деятельности на благо родины и ярко обрисовал предательский образ действий Эсхина. Несмотря на давление со стороны противников, судьи вынесли справедливый приговор. Эсхин был подвергнут денежному штрафу и должен был уехать в изгнание. Успех речи "О венке" был не только победой великого оратора, но и торжеством патриотических сил в Афинах и во всей Греции.

В результате победы на суде влияние Демосфена на государственные дела возросло. Однако теперь, наученный горьким опытом, он действовал осторожно. Он видел силу врагов и отсутствие единства у греков и поэтому старался удерживать сограждан от резких необдуманных выступлений против македонян. Так, например, афиняне по его совету не поддержали восстания спартанцев. Это восстание было быстро подавлено македонянами.

Александр между тем был всецело занят азиатскими делами, предоставив полновластно распоряжаться в Греции своему полководцу Антипатру. Однако он прислал в Грецию два распоряжения: во-первых, он повелевал почитать себя богом и, во-вторых, приказывал всем греческим государствам вернуть своих изгнанников. Над первым повелением греки смеялись, а последнее вызвало сильное негодование. Дело в том, что изгнанниками были обычно предатели, ненавистные народу.

В это время произошло новое событие, которое роковым образом отразилось на судьбе Демосфена.

Казначей Александра, Гарпал, воспользовавшись долгим отсутствием царя в Вавилоне (царь начал тогда поход в Индию), похитил огромную казну персидских царей. На эти деньги он набрал 6 тысяч наемников и с 30 кораблями неожиданно прибыл в афинскую гавань Пирей. Казначей пытался деньгами привлечь на свою сторону афинских государственных деятелей, суля им возможность добиться независимости для Греции.

Некоторые ораторы предлагали взять деньги Гарпала и немедленно начать всеобщее восстание в Греции против македонян. Однако Демосфен и другие известные деятели высказались против.

Гарпала не допустили в Афины, и он отправился в Пелопоннес на мыс Тенар. Там он оставил свое войско и большую часть сокровищ, а сам, захватив с собой 750 талантов, вернулся в Афины. Теперь он уже просил только о предоставлении ему убежища.

Между тем Антипатр и мать Александра Олимпиада потребовали у афинян выдачи похитителя казны. По предложению Демосфена Гарпал был задержан, а привезенные им деньги положены на сохранение в Акрополь, чтобы вернуть их потом Александру. Гарпалу удалось бежать на Крит, где он вскоре был убит.

Когда произвели подсчет захваченных у Гарпала денег, то оказалось, что из привезенной им суммы осталось всего лишь 350 талантов, остальные деньги куда-то пропали. Демосфен предложил произвести строгое расследование этого дела, причем ручался своей жизнью, что он невиновен в расхищении денег. Были произведены массовые обыски, но денег не нашли.

Демосфен и некоторые другие лица были привлечены представителями македонской партии к суду по обвинению в расхищении денег, подкупе и устройстве побега Гарпала. Под давлением противников суд признал Демосфена виновным и присудил его к уплате 50 талантов. Так как он не мог заплатить такой огромной суммы, то его заключили в тюрьму. Друзья, однако, вскоре помогли ему бежать, и он нашел убежище недалеко от Афин на острове Эгине, откуда открывался вид на родную землю.

Потрясенный непосильной борьбой с противниками, великий оратор мучительно переживал свое изгнание; здоровье его было совершенно расшатано. Демосфен горько жаловался друзьям на несправедливость приговора: он, человек безукоризненно честный и имеющий великие заслуги перед государством, осужден, а обвинявшийся вместе с ним какой-то заведомый негодяй оправдан.

Однако изгнание великого оратора оказалось непродолжительным: неожиданно пришло известие о смерти Александра в Вавилоне (июнь 323 г. до н.э.).

Смерть Александра послужила сигналом для начала освободительного, движения по всей Греции. Восстание вспыхнуло и среди малоазийских греков. Подъем захватил даже богачей, сторонников македонян. Народные ораторы произносили в Афинах патриотические речи, убеждая сограждан сбросить македонское иго. Из Афин было отправлено посольство в Пелопоннес, чтобы побудить пелопоннесские государства примкнуть к борьбе за свободу.

Афинское народное собрание постановило вернуть великого оратора из изгнания. За ним был послан на остров Эгину государственный корабль. Когда Демосфен вступил на родную землю, ему устроили в афинской гавани Пирее всенародную торжественную встречу, как национальному герою.

Демосфен немедленно возглавил сопротивление македонянам. Началась война, которая вначале шла успешно для афинян. Афинский полководец Леосфен, бывший ранее начальником греческих наемников у персов и отпущенный Александром, во главе 8000 воинов двинулся в Фессалию против полководца Александра, Антипатра; по пути к афинянам присоединились этолийцы и фессалийцы. Союзники одержали решительную победу над Антипатром, который с остатками войска заперся в крепости Ламии (в Фессалии). Во время осады Ламии афинян, однако, постигло тяжкое несчастье: пал Леосфен.

После его смерти война затянулась и приняла неблагоприятный для афинян оборот. Союзное войско состояло из граждан разных греческих государств и наемников. Сперва начались разногласия среди союзников, а потом стали разбегаться наемники, которым неаккуратно платили жалованье.

На помощь осажденному Антипатру пришёл с войском полководец Леоннат, Афиняне храбро выступили навстречу Леоннату и нанесли ему поражение. Однако из Македонии с новыми подкреплениями явился полководец Кратер. Перевес в силах теперь был на стороне македонян. Кроме того, афинский флот дважды потерпел поражение, и морское могущество Афин было сломлено.

Македонянам удалось склонить некоторых союзников афинян заключить мир. Афиняне остались почти в одиночестве. Но все же они решились дать последний бой македонянам.

Битва произошла при городе Кранноне (август 322 г. до н. э.). Афиняне потерпели поражение, хотя не такое тяжелое, как при Херонее. Пришлось заключить мир, условия которого были очень тягостны: демократия в Афинах была уничтожена; полные политические права были предоставлены только богатым (числом 9000); остальные граждане могли покинуть родину и переселиться во Фракию; македонский гарнизон занял афинскую гавань.

Закат жизни

Демосфен и другие патриоты были заочно приговорены к смерти. Демосфену удалось бежать в храм Посейдона на острове Калаврии.

Нашлись и предатели, которые добровольно взялись за розыски беглецов. Среди этих предателей наибольшей низостью отличался некто Архий, бывший прежде актером, который даже получил прозвище "охотника за беглецами".

Узнав, что Демосфен находится на острове Калаврии в храме Посейдона как "молящий о защите", Архий прибыл туда с фракийскими наемниками и лицемерно предложил Демосфену отправиться с ним к Антипатру, уверяя, что тот ему не, сделает ничего дурного. В ответ Демосфен сказал: "Архий, как меня прежде не трогала твоя актерская игра, так теперь не трогают твои обещания. Подожди немного, я напишу кое-что родным..." С этими словами Демосфен ушел внутрь храма, взял кусок папируса и тростниковое перо, как бы собираясь писать; затем поднес ко рту перо и прикусил его, как он обыкновенно делал, когда обдумывал что-нибудь, готовясь писать. В тростниковом пере был заложен сильно действующий яд, который Демосфен и проглотил.

Переступив порог храма, он пошатнулся и упал мертвым. Это произошло 12 октября 322 года до н.э.

Так погиб Демосфен, не пожелав пережить порабощения родины, за свободу и независимость которой он боролся до последнего вздоха.

Вскоре афиняне воздвигли Демосфену медную статую на городской площади. Демосфен был представлен на ней со скорбным выражением лица и сжатыми в отчаянии руками. Надпись под статуей гласила: Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разум, власть бы в Элладе не смог взять македонский Арей.

2. Примеры ораторской речи Демосфена

Современная наука признает принадлежащими Демосфену 41 речь, а также несколько десятков вступлений к речам и писем. Условно его речи разделяют на судебные, судебно-политические и политические. Судебные речи (364-345) Демосфена характерны точной и конкретной аргументацией, в них даны яркие, живые картины современного ему быта. Из судебно-политических речей наиболее яркие - "О преступном посольстве" (343) и "За Ктесифона о венке" (330), направленные против Эсхина. Самым значительным в наследии Демосфена признают политические речи, из которых выделяются 8 речей против Филиппа II, произнесенных между 351-341годами.

Демосфен тщательно готовил свои публичные выступления, но большое значение уделял живому и непринужденному изложению текстов речей. Поэтому он не придерживался жесткого плана, активно использовал паузы, которым способствовали риторические вопросы: "Что это значит?", "В чем причина?". Вступление и повествовательная часть у Демосфена были сведены до минимума, все усилия он направлял на опровержение доводов оппонентов и доказательство своей правоты.

Демосфену было важно именно в момент произнесения речи убедить слушателя в своей правоте. Начиная новый раздел речи, он сразу раскрывает его содержание, в процессе изложения подводит итоги сказанному, неоднократно повторяет особо важные мысли. Нередко он строил воображаемый диалог с противником. Большое значение в ораторском искусстве Демосфена имела мимика, жестикуляция, модуляции голоса. Он свободно соединял и варьировал риторические стили, использовал разнообразные варианты построения фраз и предложений. Демосфен умело применял антитезы ("век нынешний" и "век минувший"), соединения синонимов в пары ("знайте" и "понимайте"), метафоры, олицетворения, фигуры умолчания, когда слушатели сами догадывались о чем шла речь. В результате его выступления никогда не были монотонными.

Стремление убедить рождало страстный пафос речей Демосфена. По преданию даже Филипп II признавался, что если бы слушал речи Демосфена, то обязательно голосовал бы за войну против себя. Признание красноречия Демосфена было столь высоким, что современники и последующие поколения древних греков называли его просто Оратором.

Список источников

1. Демосфен // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907
2. Радциг С. И. Демосфен - оратор и политический деятель. // Демосфен. Речи. М., 1954. С.405-484.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!