День службы горючего. День службы горючего вооруженных сил российской федерации

Сегодня свой 80-летний юбилей отмечает Служба горючего ВС РФ, основанная 17 февраля 1936 года как Управление снабжения горючим РККА. Уже тогда стало ясно, что будущая война — война моторов, а бензин стали называть «кровью войны». Постоянный «кровоток» и обеспечивает эта служба на протяжении десятков лет.

Понятно, что история снабжения войск топливом началась гораздо раньше — как только в российской армии появились машины и корабли с двигателями, работающими на нефтепродуктах. В 1877 году в России началась эксплуатация первого в мире танкера «Зороастр». Пароход грузоподъемностью 15 тысяч пудов (242 тонны) использовался для доставки керосина наливом из Баку в Царицын (ныне Волгоград) и Астрахань. В 1900 году на русском флоте было 20 эсминцев типа «Новик», работавших на мазуте, а к концу 1917 года их стало уже 30.

Первые моторы Первой мировой

В российской императорской армии уже в 1914-м году был сформирован первый бронеотряд. Всего же на фронтах Первой мировой в войсках использовалось до 10000 легковых и грузовых автомобилей, 700 самолетов и порядка 300 броневиков. На железных дорогах действовал мотоброневагон «Заамурец». Ежемесячный расход горючего составлял более двух тысяч тонн автомобильного и до 450 тонн авиационного бензина. Для подвоза топлива и боеприпасов в дивизионе зенитных броневиков «Руссо-Балт» тип «Т» были даже специальные бронемашины. Всего же в войска за годы войны было поставлено 1,2 миллиона тонн горючего.

В середине 30-х годов был разработан специальный бронированный транспортер топлива на базе легкого танка Т-26 . Он был предназначен для снабжения танковых подразделений на передовой, но в серию так и не пошел.

Хасан и Халхин-Гол

Боевое крещение служба приняла в 1938-м году, во время конфликта с японскими войсками на озере Хасан. Тогда было израсходовано 8,5 тысяч тонн горючего, а на Халхин-Голе — в десять раз больше: 86,7 тысяч тонн было поставлено для танков, бронемашин, грузовиков и тягачей. Несмотря на многосоткилометровое «плечо подвоза» механизированные части РККА были обеспечены достаточном количеством бензина и солярки.

Великая Отечественная. Борьба за нефть

Но самая сложная задача возникла перед службой горючего в годы Великой Отечественной. В 1941-м году были потеряны значительные запасы топлива, нефтеперерабатывающие заводы эвакуировались из Одессы, Херсона, Бердянска. В Грозном и Баку начались активные буровые работы для увеличения объемов добычи. Недаром в 1942-м Гитлер направил свой главный удар на Сталинград. Ведь захватив его, он открывал путь не только к главным нефтепромыслам СССР на юге, но и перерезал важнейшую речную магистраль, по которой нефть и нефтепродукты доставлялись в центр страны. Но даже когда противник подступил к Волге, баржи — под огнем — продолжали перевозить такое нужное горючее. Всего же армия и флот за годы войны потратили более 16,4 миллионов тонн топлива.

«Второй Баку»

В годы войны для увеличения объемов добычи нефти началась активная геологоразведка в регионе Поволжья и Урала, названном «Вторым Баку». Так появились нефтегазопромыслы в Татарстане, Башкортостане, Ухте и Нарьян-Маре.

Бензин для блокадного Ленинграда

Ленинград, осажденный гитлеровскими войсками, нуждался буквально во всем. По дну Ладожского озера был проложен трубопровод длиной 27 километров, по которому в город поставлялось топливо. С июня 42-го по март 43-го по нему было перекачено более 47 тысяч тонн горючего всех видов.

«Дорога жизни» через Саланг

Для обеспечения группировки советских войск в Афганистане были построены магистральные полевые трубопроводы протяженностью 1200 километров, по которым для 40-й армии было доставлено 5,4 миллиона тонн нефтепродуктов. Трубы пытались повредить всеми способами, а мирные жители стремились добыть немного содержимого для обогрева жилищ. Служба горючего постоянно устраняла последствия аварий и диверсий.

Топливо вместе с другими грузами шло через тоннель Саланг. Боевики постоянно устраивали засады на советские конвои, и профессия водителя автоцистерны с горючим была смертельно опасной.

Огонь, вода и не медные трубы

Профессионалы строительства мобильных трубопроводов не раз участвовали в спасательных операциях во время чрезвычайных ситуаций. Трубопроводные подразделения службы горючего подавали не бензин, а воду, чтобы потушить пожары. В том числе жарким летом 2010-го. Два трубопроводных батальона перекачали более одного миллиона тонн воды, чтобы затушить и обводнить горящие торфяники. 15 августа 2010 года командир трубопроводного взвода лейтенант Николай Кузьмин попал в огненную ловушку вместе со своим подразделением, но, проявив мужество и профессионализм, провел бойцов через огонь, за что был награжден Орденом Мужества.

Участвовали бойцы службы и в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Питьевая вода шла по «военным» трубам в разрушенные землетрясением города Армении в 1989-м. А в 2014-м трубы, проложенные военными, стали наполнять уже Северо-Крымский канал, чтобы обеспечить города Крыма водой, которой Украина пыталась лишить жителей мятежного полуострова.

Горючее для современной армии

Ежегодно ВС РФ потребляют около двух миллионов тонн различных видов топлива и масел. Для своевременного снабжения в ближайшие годы будет закуплено более 900 грузовиков-цистерн. Также планируются внедрение новых легких композитных труб из стеклопластика, разработка арктического автотопливозаправщика, универсальной лаборатории, контейнеров для транспортировки компонентов жидкого ракетного топлива и автомобильного топливозаправщика для ВДВ.

День образования Службы горючего Вооруженных сил Российской Федерации отмечается 17 февраля. Именно в этот день приказом Народного комиссариата обороны в 1936 году было создано Управление снабжения горючим Красной армии с одновременным созданием отделов снабжения горючим в военных округах. Это стало официальной точкой отсчета истории службы горючего армии Советского Союза, а в дальнейшем и России.

Первым серьезным испытанием готовности Службы горючего стали военные столкновения СССР с Японией. В июле-августе 1938 года у озера Хасан, когда за две недели войсками было израсходовано более 8 тысяч тонн горючего. С мая по август 1939 года на реке Халхин-Гол расход горючего составил уже почти 87 тысяч тонн. А в зимней войне с Финляндией в 1939-1940 годах войскам Красной Армии потребовалось 215 тысяч тонн горючего.

В суровые годы Великой Отечественной войны личный состав Службы горючего трудился под мобилизующим девизом: «Горючее - фронту!». При обороне Ленинграда, когда единственный путь к городу через Ладожское озеро подвергался непрерывным бомбардировкам, офицеры-горючники проявили беспримерное мужество и героизм.

Для решения проблемы поставки горючего в осажденный Ленинград по дну Ладожского озера, в рекордно короткий срок, был проложен трубопровод. По 27-километровому подводному трубопроводу с июня 1942 года по март 1943 года в северную столицу было подано свыше 47 тысяч тонн различных видов горючего, и это позволило обеспечить потребности не только обороняющихся частей, но и города. Благодаря четкой и профессиональной работе Службы горючего «топливная блокада» Ленинграда была прорвана.

Высочайшая оценка работе Службы горючего была дана в приказе наркома обороны СССР от 25 августа 1946 года № 38. По свидетельству Маршала Советского Союза А. М. Василевского, благодаря деятельности Службы горючего, не была сорвана ни одна операция. Вклад лучших представителей Службы в Победу был оценен: за период войны более полутора тысяч человек, почти половина ее офицерского состава, были отмечены правительственными наградами.

В послевоенные годы, во времена бурного экономического развития, перед Службой горючего были поставлены новые задачи. С появлением ядерного оружия стали применяться и принципиально новые средства его доставки - ракеты. С оснащением армии ракетной техникой на Службу горючего была возложена задача по обеспечению войск и сил флота жидким ракетным топливом. Для решение этой задачи потребовалось освоение новых технологий и глубокие научные проработки.

Для достижения этих задач и разработки новых методов и средств в работе службы, в том числе, еще в 1946 году был открыт Научно-исследовательский институт горюче-смазочных материалов, сегодня - 25-й Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации.

И сегодня Служба горючего выполняет одну из важнейших задач в обеспечении боевой готовности Вооруженных сил России - обеспечение войск горючим и смазочными материалами и ракетным топливом.

Ежегодно 17 февраля в нашей стране отмечается День Службы горючего Вооруженных Сил Российской Федерации или просто День Службы горючего. Образованная в 1936 году данная служба с тех пор прошла серьезный путь развития, на который выпало огромное количество серьезных испытаний, главным из которых была Великая Отечественная война. В настоящее время Служба горючего выполняет одну из важнейших задач в обеспечении боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, поставляя в войска различные горюче-смазочные материалы, а также ракетное топливо.

Транспорт всегда играл на войне важную роль, он использовался для оперативной переброски войск в зону проведения операций, подвоза боеприпасов и продовольствия, эвакуации с поля боя раненых. Но только в первой половине XX веке с началом массовой механизации вооруженных сил, появлением автомобилей, танков и самолетов, многократно возросла важность поставок всех видов топлива. До массового пришествия в войска автомобилей в армиях использовался в основном гужевой транспорт, еще в первой трети прошлого века именно кони перевозили больше всего армейских грузов, хотя уже в годы Первой мировой войны в армиях стало появляться все больше грузовиков, на поля сражений выкатились танки, а в небе завязались воздушные бои.

При этом даже тогда некоторые полководцы не верили, что танки начнут играть ключевую роль на полях будущих сражений. В СССР были свои противники механизации армии, так как это сопровождалось сокращением кавалерийских частей. Однако в конечном итоге все поняли, что стране необходима современная армия, которая просто не сможет стать таковой без танков и автомобильного транспорта. Массовое использование механизированных соединений позволяло преодолевать большие расстояния за небольшие промежутки времени. При этом существовала одна очень важная проблема – снабжение войск горюче-смазочными материалами. Без топлива автомобили и бронетехника становились просто грудой металла. Это потребовало от командования создания специальной службы тыла, которая занялась бы своевременным пополнением запасов ГСМ, в том числе во время проведения наступательных операций. 17 февраля 1936 года приказом Наркома обороны Советского Союза К. Е. Ворошилова в стране было создано Управление по снабжению горючим ВС СССР. Именно поэтому День Службы горючего ВС России отмечается ежегодно 17 февраля.


Первым по-настоящему серьезным испытанием готовности и профессионализма Службы горючего стало обеспечение топливом советских частей, которые вели боевые действия у озера Хасан. Всего за две недели боевых действий с Японией тогда было израсходовано более 8 тысяч тонн различного горючего. В следующем году с мая по август 1939 года во время боевых действий на реке Халхин-Гол советские войска израсходовали практически 87 тысяч тонн ГСМ. А во время зимней войны с Финляндией в 1939-1940 годах войска Красной Армии израсходовали уже 215 тысяч тонн топлива. С ростом механизации частей и соединений росли и потребности войск в горючем. К июню 1941 года удалось создать очень большие (на тот момент времени) мобилизационные запасы горючего – порядка 1,2 миллионов тонн (97 процентов от плановых объемов).

Вторая мировая стала первым конфликтом, в котором танковые войска массово использовались всеми сторонами конфликта. Для Вермахта на первом этапе войны танковые и механизированные части стали главным залогом проведения успешных операций, в которых германцы серьезно преуспели. Первые месяцы Великой Отечественной войны обернулись для Красной Армии настоящей катастрофой, было разгромлено огромное количество частей, потеряно много складов и имущества, в немецком плену к концу года оказалось более трех миллионов советских военнослужащих, но наша страна выстояла в страшной схватке с агрессором. При этом Служба горючего не подвела армию даже в этих тяжелых условиях, об этом в своих мемуарах после войны писал Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский. Особый акцент он сделал на том, что ни одной крупной операции не было провалено из-за недостатка топлива. Даже в блокированной врагом с суши Ленинград удалось в рекордно короткие сроки организовать доставку горюче-смазочных материалов, которых хватало на обеспечение обороноспособности города.

Уже в первое военное лето в августе 1941 года вместе с созданием главного управления тыла Красной Армии Служба горючего была переведена в подчинение заместителю наркома обороны страны – начальнику тыла, под руководством которого и вела свою деятельность в военные годы. Во время Великой Отечественной войны специалисты данной службы обеспечивали потребность сражающейся с врагом армии в ГСМ, а также в технических средствах. Для достижения победы в войне с нацистской Германией советские вооруженные силы израсходовали 16,4 миллиона тонн нефтепродуктов, при этом Служба горючего обеспечивала ГСМ сразу 50 крупных стратегических операций групп фронтов, более 250 фронтовых операций и порядка одной тысячи армейских операций и неподдающееся счету количество более мелких сражений и боев. Об успехах Службы горючего и других тыловых частей свидетельствует тот факт, что более половины их офицерского состава было отмечено в годы войны государственными наградами разного уровня.



Начавшаяся после завершения Второй мировой войны холодная война спровоцировала гонку вооружений двух сверхдержав – США и СССР, результатом этой гонки стало появление и распространение ракетных войск. Поэтому Службе горючего пришлось осваивать принципиально новые виды топлива, которое требовало повышенных мер предосторожности. Однако и с этой задачей в Службе горючего смогли справиться с честью.

Еще одним очень серьезным испытанием для Службы горючего стали боевые действия в Афганистане. Доставка топлива в эту страну осложнялась горным рельефом, а также многочисленными засадами душманов, которые устраивали нападения на «нитки», которые везли советским войскам не только горючее, но также боеприпасы и продовольствие. Всего за 9 лет и два месяца конфликта на территорию Афганистана из Советского Союза было поставлено 6,8 миллиона тонн горючего, в том числе по построенным полевым магистральным трубопроводам – 5,4 миллиона тонн (порядка 80 процентов), еще 1,4 миллиона тонн было доставлено в страну автомобильным, речным и воздушным транспортом. Помимо этого в Афганистан воздушным транспортом было доставлено 10 тысяч тонн ракетного топлива. Военную службу в Афгане прошли более 6 тысяч специалистов Службы горючего. Все годы конфликта снабженцы демонстрировали высокий уровень профессионализма, обеспечивая подразделения всеми необходимыми горюче-смазочными материалами, вплоть до вывода всей группировки советских войск из этой страны.

Свою готовность к выполнению самых разных возложенных на нее задач Служба горючего продемонстрировала и при обеспечении подачи воды для ликвидации пожаров 1972 года, которые по своим масштабам и последствия можно было отнести к катастрофе национального масштаба. Сыграла свою роль данная служба и при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также при обеспечении подачи питьевой воды в разрушенные землетрясением 1989 года города и села Армении, отмечают в пресс-службе Минобороны России. В дальнейшем Служба горючего вновь хорошо проявила себя в боевых действиях, теперь уже на территории Чечни, обеспечивая воющие федеральные войска необходимыми горюче-смазочными материалами.



В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации используется более 200 различных марок ГСМ. Каждый год в войсках расходуется около двух миллионов тонн горюче-смазочных материалов. В нашей стране специально в интересах ВС РФ достаточно эффективно работает специальный 25-й Государственный научно-исследовательский институт химмотологии. Сегодня это единственная в стране научно-исследовательская организация, которая в состоянии провести полный комплекс испытаний горюче-смазочных материалов, компонентов ракетного топлива, технических средств нефтепродуктообеспечения. Подобные институты существуют еще лишь в США, Франции и Германии.

Сегодня, отвечая новым вызовам, специально для российской армии разрабатываются новые виды топлива и масла, которые могут использоваться в арктических условиях. В конце 2014 года в Арктике прошли их испытания при температуре окружающего воздуха -65 градусов, в будущем они будут использоваться российской группировкой. Разработанное в нашей стране дизельное топливо не вызывает проблем с запуском двигателя и на 60-градусном морозе. Есть свои новинки и в области ракетного топлива, некоторые компоненты которого с использованием наночастиц алюминия увеличивают его энергоемкость и плотность практически на 20 процентов, что позволяет увеличивать массу полезной нагрузки ракет.

В настоящее время 25-й Государственный научно-исследовательский институт химмотологии продолжает заниматься работами в области создания альтернативного нефтяного сырья. Проводятся испытания новых образцов авиационного синтетического топлива из природного газа и синтетической нефти. Проводятся исследования по получению новых видов моторного топлива из угля. Помимо этого разрабатывается топливо для перспективных гиперзвуковых летательных аппаратов. В перспективе эти аппараты смогут развивать в полете скорость более 5 Махов. Также ведутся работы над новыми марками компонентов ракетного топлива и ГСМ, в том числе ракетное горючее с повышенной энергоемкостью для новых поколений крылатых ракет большой дальности для нужд ВМФ и ВВС.

Функциональные предшественники нефтепродуктов издревле сопутствовали войску. Это были всевозможные растительные масла, деготь, дрова, уголь и даже кирпич, которым, как широко известно благодаря лесковскому Левше, некогда чистили ружья.

Основы снабжения армии и флота смазочными материалами оформились в России к середине XVII - началу XVIII вв. Согласно воинскому уставу «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», написанному царем Алексеем Михайловичем и изданному в 1647 году тиражом 1200 экземпляров, мушкетеру надлежало «у перевязи иметь маленькую фляжечку с деревянным маслом, чем мушкет смазывати». Фляжечка эта - прапрабабушка современной «масленки». В образцовой табели «шхипорских припасов» первого Морского устава 1720 года, разработанного Петром I, значатся лампадное, конопляное и деревянное масло. Для их хранения предусматривались «жестянки на масло».

В армии передовыми бензоскладами и мастерскими заведовал один из командиров автомобильных рот, являвшийся также заведующим автомобильной частью армии. Ему подчинялись все автомобильные части и команды. Автобронетанковые отряды, приданные дивизиям, снабжались горючим через начальников снабжения.

С 1918 года снабжение горючим осуществлялось Главным военно-инженерным управлением РККА и Управлением снабжения РККВФ, с 1927 г. - Управлением специального снабжения ВМС, входившими в состав Центрального управления снабжения РККА.

В 30-е годы потребовалась организация обеспечения горючим в масштабе всей Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Им занимались различные структуры вплоть до Генерального штаба.

11 января 1933 года приказом РВС СССР № 03 было образовано Управление по топливу РККА, переименованное в марте 1933 г. в Управление снабжения горючим и смазочными материалами РККА. В ноябре 1934 года Управление, лишившись снабженческих функций, вошло в состав Штаба РККА в качестве 6-го отдела. С 1934 по 1936 год обеспечение горючим возлагалось: в сухопутных войсках - на Автобронетанковое управление, в ВВС -на отдел горючего, спецснабжения и складов Управления Воздушных Сил РККА, в ВМФ - на отдел портов и специального снабжения Управления Морских сил РККА.

По приказу НКО СССР № 024 от 17 февраля 1936 г. , 6-й отдел был развернут в самостоятельное Управление снабжения горючим РККА, подчиненное с апреля 1936 года Главному управлению вооружения и технического снабжения. Окончательное утверждение Службы горючего в Центре выявило необходимость воссоздания отделов снабжения горючим военных округов, функционировавших в 1933-1934 годы. Началось активное формирование воинских частей и учреждений Службы. 17 февраля стало ежегодным праздником Службы горючего.

С июля 1937 года УСГ РККА переподчинено НКО СССР , с октября 1939 - Управлению военно-технического снабжения РККА, с июня 1940-го - вновь НКО СССР, с марта 1941-го - начальнику Генерального штаба.

1 августа 1941 года Народной Комиссар обороны Союза ССР «в целях улучшения работы тыла» подписал приказ № 0257 «Об организации Главного управления тыла Красной Армии…». Этим приказом была создана должность начальника тыла Красной Армии, в подчинение которому «во всех отношениях» перешло и Управление снабжения горючим.

Всего за годы Великой Отечественной войны Вооруженными Силами было израсходовано 16,4 млн. т горючего. По состоянию на 1 января 1942 г. заправка на всех фронтах по автомобильному бензину составляла 9,9 тыс. т, тогда как к 1 мая 1945 г. она возросла в 2,7 раза и достигла более чем 27 тыс. т.

Потреблялось огромное количество горючего, моторных масел, смазок и специальных жидкостей. Если среднемесячное потребление горючего в 1942 г. принять за 100%, то в 1943 г. оно составило 113, в 1944 г. -133 и в 1945 г.- 158%, или возросло более чем в 1,5 раза.

За годы войны были восстановлены склады и нефтеба­зы общей вместимостью более 430 тыс. м3, выполнены перевозки суммарно всеми видами транспорта в объеме свыше 36 млн. т (перевозки превысили расход в 2,5 раза). На долю железнодорожного и автомобильного транспорта пришлось почти 80% перевозок.

После Великой Отечественной войны рост технического оснащения Вооруженных Сил и связанное с ним резкое увеличение потребности войск (сил) в горючем, появление ракетной техники и нового вида материальных средств - ракетного топлива - потребовали совершенствования организационной структуры Службы снабжения горючим, разработки новых образцов технических средств. Появились полевые магистральные трубопроводы (1953 г.), средства хранения, транспортирования и перекачки ракетного топлива, резинотканевые резервуары и др. Сформированы Научно-исследовательский институт горюче-смазочных материалов КА (1946 г.) и Военно-техническое училище службы снабжения горючим (1947 г.). В Службе снабжения горючим родилась и новая наука - химмотология, изучающая эксплуатационные свойства и качества топлива и смазочных материалов, теорию и практику их рационального использования в двигателях, машинах и механизмах.

В 1953 году нефтепродуктообеспечение всех видов Вооруженных Сил сосредоточилось в УСГ МО СССР. В 1967-м Управление снабжения горючим МО СССР было реорганизовано в Центральное управление снабжения ракетным топливом и горючим МО СССР, в 1979-м -в Центральное управление ракетного топлива и горючего (ЦУРТГ) МО СССР. С мая 1992 года статус высшего органа Службы горючего получило Центральное управление ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации. Служба горючего как орган управления существует во всех видах Вооруженных Сил, Воздушно-десантных войсках, в военных округах, на флотах, в армиях, на флотилиях, в корпусах, дивизиях, бригадах, полках, отдельных частях.

В состав Службы горючего ВС РФ также входят: службы горючего видов ВС, военных округов (флотов), армий (корпусов), дивизий (бригад) и частей; 25-й Государственный научно-исследовательский институт (по химмотологии) МО РФ; центры обеспечения Министерства обороны: горючим, техническими средствами; базы и склады горючего и ракетного топлива; трубопроводные соединения, автомобильные части и подразделения подвоза ракетного топлива; ремонтные заводы; военные представительства на заводах, магистральных нефтепродуктопроводах, в научных учреждениях; Ульяновский филиал Военной академии тыла и транспорта; Музей СГ ВС РФ, русский музей в Эстонии и другие учреждения (воинские части).

Основу инфраструктуры Службы горючего составляют ее склады и базы центрального, окружного, флотского подчинения, которые размещены на всей территории России. Занимаемая ими площадь составляет около 15 тыс. га. Кроме того, имеются войсковые и аэродромные склады для содержания войсковых запасов горючего. Годовой грузооборот горючего через систему центральных, окружных, флотских и армейских складов составляет более 8 млн. т.

Многолетний опыт, накопленный Службой горючего в обеспечении войск горючими и смазочными материалами, показывает, что успешное решение этой сложной и ответственной задачи возможно только при четко налаженной системе технического обеспечения.

В настоящее время Служба горючего Вооруженных Сил РФ располагает значительным материально-техническим потенциалом, позволяющим в целом решать главную задачу технического обеспечения по поддержанию боеготовности войск и сил флота. На этапе реформирования ВС РФ, значительного сокращения ассигнований на закупку технических средств, наряду с решением вопросов совершенствования структуры подразделений, частей и учреждений службы горючего особое внимание уделяется технической политике, базирующейся на вновь разработанных принципиальных положениях, предусматривающих в первую очередь переход на качественные параметры в развитии и создании технических средств в единой системе с боевой техникой, на общей конструктивной и технологической основе. Цель технической политики по Службе горючего на современном этапе -максимальное сохранение технического потенциала службы, поддержание необходимого уровня ее боевой и технической готовности, как составного элемента укомплектованности Вооруженных Сил РФ.

Службы тыла незаслуженно забываются. О них не услышишь в рекламных речах военкомов и вербовщиков. В их честь не дают грандиозных концертов. Но это никак не умаляет значение их деятельности. Ни один род войск не способен вести активные боевые действия без доставки боеприпасов, питания, горючего, ремонта техники.

Военнослужащие Службы горючего (СГ) выполняют задачи обеспечения, как в мирное время, так и в условиях военных действий.

Значение Службы в условиях ведения современных войн сложно переоценить. Солдаты и офицеры отмечают свой праздник 17 февраля .

Исторически служба ещё молода. В преддверии наступающей войны руководство страны создаёт управление снабжения горючим. Развитие танковых войск и авиации не осталось незамеченным. Своевременное обеспечение ГСМ становится важней задачей. За пять лет до Великой Отечественной К. Ворошилов подписывает приказ о создании СГ ВС.

Возглавил службу в сложный период ее становления, русский военачальник – Николай Николаевич Мовчин. Он вёл разработки структуры службы до официального приказа. Созданная им стратегия мобилизации в последующие десятилетия легла в основу мобилизационной деятельности страны. К сожалению, полковник Мовчин был арестован по «делу Тухачевского» и расстрелян в 1938 году. Доброе имя Мовчина восстановлено осенью 1956 года.

Серьёзное испытание прошли военнослужащие буквально в первые годы становления службы. На озере Хасан войска израсходовали 8000 тонн топлива за две недели. За лето 1939 года служба поставила войскам на Халхин-Гол 87000 тон ГСМ. Зимние условия войны с Финляндией потребовали поставить 217000 тонн.

Огромный вклад внесён в развитие СГ в советское время генералом Никитиным. Бессменный руководитель службы на протяжении трёх десятков лет, смог реформировать её работу, доведя функционал до автоматизма. Части и подразделения превратились в сложный сегмент структуры обеспечения. Обрастая дополнительными структурами, служба быстро обеспечивала растущие потребности вооружённых сил.

В Великую Отечественную Никитин руководил одним из отделов Службы. Он обеспечивал непрерывные поставки ГСМ в армии и дивизии. Военный период показал, что военнослужащие ГС такие же советские бойцы, способные на самопожертвования ради своей Родины. Солдаты и офицера каждодневно совершали подвиги, осуществляя подвоз горячего на передовую под огнём противника. Их вклад в дело Победы не менее важен, чем подвиг десантников, танкистов, лётчиков. Вовремя доставленное горячее порой решало исход сражений, влияя на общее положение дел фронта.

При генерале Никитине в службе началась научная работа по улучшению топливных характеристик. В основном это касалось реактивных видов топлива. Генерал был одним из разработчиков транспортной системы трубопроводов. Его усилиями такая система была применена в Афганистане. Совместные усилия СГ и трубопроводных войск позволили создать транспортную сеть протяжённостью 1200 километров.

Сегодня в ведении службы оперативные вопросы хранения и транспортировки ГСМ в любую точку страны или мира. Доставка осуществляется морем, по воздуху и суше. Военные специалисты осуществляют заправку, обслуживают склады, автозаправки и базы разного назначения.

Рост оборота горючего в армии и флоте говорит о постоянном совершенствовании нашего оборонного потенциала, готовности вооружённых сил отразить любую атаку вероятного противника.

С чувством огромного уважения поздравляем ветеранов, солдат, офицеров Службы горючего с профессиональным праздником!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!