Детский эгоцентризм его признаки и проявления. Что такое эгоцентризм

С раннего детства у ребенка появляется желание быть в центре внимания. Детская психика не способна воспринимать то или иное событие со стороны. Детям сложно оценивать ситуацию, участником которой они не являются. С возрастом эгоцентризм может усиливаться, если не принять правильные меры в воспитании ребенка на определенном этапе. Однако даже в этом случае признаки эгоцентризма будут часто напоминать о себе.

Признаки эгоцентризма

Человек считается эгоцентричным, если его интересует только собственное мнение. Такой тип личности всегда будет чувствовать себя центром вселенной. Эгоцентрист не потерпит возражений или претензий в свой адрес. Если он вступает в конфликт, правда остается всегда на его стороне. С эгоцентристами достаточно сложно вступить в коммуникацию, так как часто такие люди замыкаются в себе и долго не выходят на контакт. Однако в случае неприятностей, к эгоцентричному человеку можно обратиться за помощью и зачастую получить поддержку. Для него не существует чужих мнений или опыта. Все должно подчиняться определенным правилам, которые эгоцентрист определяет для себя самостоятельно.

Понять, насколько эгоцентричен ребенок, можно при выполнении простого психологического теста. Посадите группу детей за один и стол и поставьте три-четыре фигуры разного цвета и размера. Затем попросите каждого ребенка нарисовать эти предметы. Дайте задание одному ребенку нарисовать фигуры так, как видит их другой ребенок. В результате, малыш изобразит то, что он рисовал ранее с абсолютной точностью. Это свидетельствует о том, что у малыша уже высокая степень развитости эгоцентризма. В такой ситуации важно быстро принять меры, чтобы собственное эго не стало в будущем серьезной психологической проблемой.

Разница между эгоцентристом и эгоистом

Несмотря на то, что эгоцентризм и эгоизм часто рассматривают как синонимичные понятия, в их основе есть некоторые отличия. Эгоцентризм – это особое психологическое состояние, при котором человек ставит в центр вселенной свое мнение и взгляды. Точка отсчета у эгоцентриста начинается с собственных предпочтений. Такой человек не способен адекватно воспринимать действительность, видит реальность в искаженном виде. Эгоизм – это ценностно-этический принцип, который характеризует поведение личности. Все действия эгоиста направлены исключительно на достижение собственных интересов. При этом такой человек может «пойти по головам» близких людей, так как главным для него является удовлетворение своих потребностей.

неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных переживаниях, интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.

Я-КОНЦЕПЦИЯ - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

ЭГОЦЕНТРИЗМ

неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоему объекту, мнению или представлению даже при наличии противоречащей его опыту информации. Корни эгоцентризма лежат в непонимании субъектом того, что возможно существование других, противоположных точек зрения, в наличии у него имплицитной уверенности в том, что психологическая организация других людей тождественна его собственной. Преодоление эгоцентризма ведется на базе последовательного развития способности к децентрации. Ярче всего эгоцентризм проявляется в раннем детском возрасте и в основном преодолевается к 12-ти - 14-ти годам; тенденция к его некоторому усилению отмечается и в старости. В конкретных исследованиях рассматриваются различные виды эгоцентризма:

1) эгоцентризм познавательный - характеризует процессы восприятия и мышления;

2) эгоцентризм моральный - свидетельствует о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей;

3) эгоцентризм коммуникативный - наблюдается при передаче субъектом информации другим людям, заключается в пренебрежении различиями тезаурусов, смыслового наполнения понятий и пр. Преодоление эгоцентризма в каждой из этих сфер может происходить относительно независимо.

ЭГОЦЕНТРИЗМ

эго + лат. centrum - центр). 1. Личностные особенности, характеризующиеся выдвижением на первый план мотивов собственной психической жизни, своих взглядов, интересов при игнорировании интересов и суждений окружающих. Наблюдается у больных эпилепсией, психопатических личностей. 2. Бредовой Э. наблюдается в процессе бредообразования, когда больной, по K. Conrad , не может совершить "коперниковский поворот", то есть когда он находится в плену собственного "Я" - все происходящее вокруг, по представлениям больного, имеет к нему непосредственное отношение.

См. также Феномен присвоения.

Эгоцентризм

Взгляд на мир только из своей личной перспективы, безотносительно к воззрениям других людей. В теории развития Жана Пиаже эгоцентризм считается характеристикой ребенка на дооперационной стадии развития. В оригинальном эксперименте Пиаже с тремя горными вершинами маленьких детей просили объяснить как выглядят горы для ребенка, наблюдающего их из иной перспективы. Тот факт, что они не могли этого сделать (выбирая один вид, который открывался перед ними) считался свидетельством их эгоцентризма. В последующих экспериментах с использованием более знакомых ситуаций (например, в задаче о полицейском и непослушном мальчике) было доказано, что дети способны к децентрации в значительно более раннем возрасте, чем первоначально предполагалось Пиаже и другими исследователями.

ЭГОЦЕНТРИЗМ (или ЭГОЦЕНТРИЧНОСТЬ)

Как можно предположить по значению корня этого термина, направление, при котором человек сосредоточен на себе и относительно нечувствителен к другим. Когда употребляется по отношению к взрослым, подразумевается поглощенность самим собой и сосредоточение на себе. Когда используется в отношении детей, особенно в контексте теории Пиаже, это относится к речи и мыслям, подчиненным внутреннему самопознанию ребенка.

ЭГОЦЕНТРИЗМ

от лат. ego - я и centrum - центр круга) - неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.

Эгоцентризм

в психологии развития) [лат. ego - я + centrum - центр] - характеристика индивидуальной позиции, свойство мышления и поведения человека, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции. В отличии от эгоизма, термин «Э.» не несет моральной нагрузки. Понятие Э. разрабатывалось в рамках гештальтпсихологии и в школе генетической эпистемологии Ж. Пиаже. Эгоцентризм проявляется наиболее ярко в раннем детском возрасте и в основном преодолевается к 12-14 годам; тенденция к некоторому усилению эгоцентризма отмечается и в старости. В конкретных исследованиях рассматриваются различные виды эгоцентризма: 1) познавательный Э., характеризующий процессы восприятия и мышления; 2) моральный Э., свидетельствующий о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей; 3) коммуникативный Э., наблюдаемый при передаче субъектом информации другим людям и заключающийся в пренебрежении различиями тезаурусов, смыслового наполнения понятий и т.п. Преодоление Э. в каждой из этих сфер может осуществляться относительно независимо друг от друга. Оно осуществляется на основе последовательного развития способности к децентрации и «проницаемости опыту». Как отмечал М. Вертхаймер, проблемы для эгоцентрического мышления остаются неразрешимыми, пока субъект сосредоточен на своих желаниях и потребностях; эти проблемы становятся разрешимыми только в том случае, если желание рассматривается как часть ситуации и осознается как объективная структурная составляющая задачи. По Пиаже, путь детского развития представляет собой движение от Э. к более объективной позиции в познании мира. Пиаже различает три основных уровня Э.: 1) отсутствие различения субъекта и объекта ребенком до 1,5 лет; 2) недостаточное различение своей и другой точки зрения ребенком до 7-8 лет, что порождает такие особенности мышления дошкольника как синкретизм, анимизм, артифициализм; 3) вера подростка в безграничные возможности собственного мышления и свою способность преобразовать окружающий мир (llz-14 лет). К. Н. Поливанова

Эгоцентризм

психологический механизм преувеличения попытки личностью усилить значимость своего «Я» путем постоянных стремлений обратить внимание окружающих, подчеркивая при этом свою значимость и ценность. Этот механизм направлен на повышение низкого, чувства самоуважения, но является примитивным, тривиальным и даже вредным.

Эгоцентризм

сосредоточенность индивида на себе и относительная нечувствительность к другим, поглощенность самим собой, оценка всего сквозь призму своей личности, причастности к ней.

Всеобщее поклонение развило в ней эгоизм, естественный у избалованных детей, которые, подобно августейшим особам, смотрят на всех и все как на забаву (О. Бальзак, Загородный дом).

Серебряков. Странное дело, заговорит Иван Петрович… – и все слушают, но скажи я хоть одно слово, как все начинают чувствовать себя несчастными. Даже голос мой противен. Ну, допустим, я противен, я эгоист, я деспот, – но неужели я даже в старости не имею некоторого права на эгоизм? Неужели я не заслужил? Неужели же, я спрашиваю, я не имею права на покойную старость, на внимание людей? (А. Чехов, Дядя Ваня).

Ср.: Разве ты не знаешь, что каждый из нас притязает на то, что он страдал больше других? (О. Бальзак, Шагреневая кожа).

Ср. эгоизм.

Эгоцентризм

1. восприятие мира, при котором его центром индивид считает самого себя, неспособность видеть происходящее и самого себя глазами других людей, с какой-то иной позиции. В норме свойственен детям, которые по мере их развития приобретают способность «децентрировать», воспринимать мир с других точек зрения, в том числе общеприянятых или определяющимися внеличностными, фундаментальными ценностями. Преодоление эгоцентризма является серьезной проблемой не только для обывателя, но и ученых людей, склонных рассматривать процессы и явления окружающего мира с той позиции, с которой они себя прочно отождествили. Так, признание того, что это Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, многим людям далось с большим трудом и не всем даже по настоящее время, хотя в сугубо интеллектуальном плане эта умственная операция не представляет какой-либо сложности даже для ребенка. Не рекомендуется эгоцентризм отождествлять с эгоизмом, со стремлением обращать на себя всеобщее внимание, с нарциссизмом; 2. в психопатологии – а) ощущение пациента, будто он находится в центре всех происходящих вокруг него событий, неспособность, по словам K Conrad (1959), совершить «коперниковский поворот», рассматривать происходящее безотносительно к самому себе; б) свойственное некоторым психопатическим или деформированным типам личности убеждение в том, что именно они занимают центральное положение в обществе, все остальные люди является лишь «человеческим материалом», служащим для удовлетворения их амбиций.

Эгоцентризм

Введенный Жаном Пиаже термин «эгоцентризм» в настоящее время применяется для обозначения далеко не одинаковых психол. явлений. В генетической психологии Ж. Пиаже понятие Э. означает особую стадию развития мышления и речи ребенка. В последние десятилетия Э. характеризуют как неспособность субъекта, сосредоточенного на своих интересах, принимать в расчет мнения, интересы, планы, т. зр. др. людей и координировать их со своими собственными. Сначала психологи использовали термин Э. вслед за Ж. Пиаже для характеристики эгоцентризма детского мышления и детской речи. Под эгоцентрической речью понималась речь ни к кому не обращенная либо речь со своей т. зр. Л. С. Выготский, подтвердивший существование эгоцентрической речи, в рамках знаменитого спора с Ж. Пиаже, считал ее предшественницей внутр. речи у детей, выполняющей регулирующую функцию внеш. деятельности. В 1970-1980-е гг. термин Э. применяется для характеристики свойств личности и ее позиции в О. и взаимодействии, а с 1990-х гг. он используется чаще для описания поведения человека, характеристики его О. и особенностей отношений к др. людям. При этом явление Э. соотносится с системой ценностей, направленностью личности, ее позицией и переходит в сферу социально-психол. исследования. Одним из первых коммуникативный Э. у взрослых выделил сам Ж. Пиаже. Он описал 2 эгоцентрических феномена, к-рые проявляются как: разговор человека с самим собой и речь, непонятная др. людям. Ж. Пиаже заметил, что очень многие люди имеют привычку наедине произносить вслух монологи. Причем индивидуум, говорящий сам для себя, испытывает от этого удовольствие и возбуждение, к-рое как раз и отвлекает его от потребности сообщить свои мысли другим. Разговор с самим собой, осуществляемый вслух, - это разновидность монологической речи, к-рая действительно в ряде случаев может классифицироваться как эгоцентрическая. Сходный феномен был установлен Х. Шредером у больных шизофренией. Для них характерна речь без учета находящегося рядом партнера и речь, к партнеру не обращенная. В рамках психотерапевтических и патопсихол. исследований Р. Ассоджиоли, К. Леонгардом и А. Личко и было установлено, что акцентуации и черты характера, к-рые можно назвать эгоцентрическими, имеют свой тип эгоцентрического проявления у человека в коммуникации. У акцентуированных личностей существует большое разнообразие коммуникативного Э. По форме все разнообразие коммуникативного Э. личности можно разделить на 2 типа: экстравертированный и инровертированный. Э. экстравертированной формы отличает стремление человека рассказывать о себе или отстаивать свое мнение, позицию, т. зр. без принятия в расчет интересов, возможностей и намерений партнеров. Э. интровертированной формы, напротив, является способом умалчивания своего мнения, это стремление сохранить, оставить неизменным свое мнение, намерение и т. п. Коммуникативные проблемы появляются при чрезмерном Э. Мера Э. может определяться количественно, с помощью ряда показателей, т. е. эмпирических референтов Э. В структуре коммуникативного акта различают Э. говорящего, т. е. коммуникатора, и Э. слушающего, т. е. реципиента. Э. как говорящего, так и слушающего создает проблемы понимания и негативно сказывается на согласовании мнений, принятии совместных решений и координации действий. У коммуникатора важно определять наличие эгоцентричности в подаче сообщения. Эгоцентрической подачей сообщения следует считать текст, к-рый предъявляется без учета возможностей его понимания реципиентом. У реципиента эгоцентризм проявляется в эгоцентрической интерпретации сообщений. Феномен Э. у реципиента связан с тем, что он считает, что понял сообщение, хотя на самом деле он внес в него иной смысл, нежели тот, к-рый пытался сообщить коммуникатор. Опр. мера Э. в О. выполняет функции самопрезентации и осуществляется в виде эготизма и ретрофлексии. Эготизм это стремление рассказывать о себе, своем окружении, подчеркивая связь др. людей со своей персоной. Ретрофлексия - это тоже рассказ о себе, но дополненный рефлексией или самоанализом. Однако чрезмерный эготизм и ретрофлексия мешают О. и отвлекают участников от его предмета. Коммуникативный Э. неодинаков на разных ступенях онтогенеза. Э. у дошкольников, младших школьников, подростков и юношей проявляется в О. не только в разной степени, но и по-разному. Э. 3-летнего ребенка и дошкольника связан с потребностью добиться желаемого, действовать по-своему. У младшеклассников Э. определяется недостатком коммуникативного опыта со сверстниками. При этом в О. со взрослыми младшеклассники менее эгоцентричны, чем со сверстниками. У подростков Э. в О. вызывается прежде всего озабоченностью своей персоной (см. Эгоцентризм подростковый). На уровне структуры личности Э. проявляется у индивида в его восприятии, мышлении, мировоззрении, установках и задается самооценкой, уровнем притязаний, позицией, от к-рой зависит формирование эгоцентрических отношений. Э. в О. зависит от индивидуальных особенностей социального восприятия и в ходе коммуникации может выполнять функции самоутверждения. Выделяют познавательный, коммуникативный и моральный Э. 1) Познавательный Э. обнаруживается в восприятии и мышлении как неспособность или нежелание менять исходную познавательную позицию к нек-рому объекту восприятия, оценке, мнению или представлению. 2) Коммуникативный Э. наблюдается у человека в ходе О. при передаче и приеме информации. Его признаки: неучет тезаурусов и смыслового наполнения понятий, искажение смысла сообщаемого. 3) Моральный Э. связан с неспособностью или нежеланием личности воспринимать моральные действия и поступки др. людей и свои собственные. Он ведет к эгоизму, т. е. использованию др. людей для удовлетворения собственных потребностей и интересов, и к прагматизму как стремлению связывать все, с чем человек встречается в жизни, только со своей пользой. Эгоцентрические феномены в О. вызываются нарушением операциональных возможностей коммуникации: ее пути от Я к Другому начинают носить односторонний характер. Отсутствие обратной связи легко порождает эгоцентрические интерпретации текстов сообщений, как это имеет место в условиях массовой коммуникации. Повышенное стремление личности к самосохранению или самоутверждению усиливает Э. Т. о., Э. по-разному проявляется в О., и это зависит от многих причин, связанных с состоянием и развитием личности и от условий О. Лит.: Пашукова Т. И. Эгоцентризм: феноменология, механизмы формирования и коррекции. Кировоград, 2001; Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. Т. И. Пашукова

В научном понимании эгоцентризм – это такая позиция человека, когда он настолько сконцентрирован на себе, на своих интересах, на удовлетворении собственных потребностей, что просто не способен войти в положение другого человека, понять чужую точку зрения, которая отличается от его собственной. Эгоцентрик не улавливает того, что у каждого человека имеется собственная жизненная позиция, свой подход к жизни, свои интересы, нужды и желания. Вы удивлены? Вам кажется, что это и так понятно? Но эгоцентрик, прежде всего, ориентирован на самого себя, на свой внутренний мир, на удовлетворение своих нужд. А остальные? Остальные… а что, есть какие то проблемы?

Иногда понятие эгоцентризма путают с эгоизмом. Разница между ними состоит в том, что эгоист сознательно пренебрегает интересами и ценностями других людей ради собственных, ради определенной выгоды для себя. Да, он прекрасно все это осознает, но, тем не менее, делает (т.е. в случае с эгоизмом затрагивается, прежде всего, моральный аспект). Эгоцентрик же внешне может вести себя подобным образом, но в связи с тем, что он поглощен собой, сконцентрирован на своих интересах, он просто не замечает ничего вокруг.

Вот, например, в центре солнечной системы находится солнце, а вокруг него движутся планеты. В сознании законченного эгоцентрика – именно это и является естественным ходом вещей: чтобы все крутилось вокруг него (а он, естественно – центр всего!). С удивлением и недоумением он может обнаружить, что его родные или друзья не согласны с ним, а хотят чего-то совсем другого!

Интересно, что в деском возрасте проявление эгоцентризма является естественным этапом развития личности ребенка. Поначалу сознание младенца наполнено лишь собственными желаниями, потребностями, которые он удовлетворяет, используя мать и ближайшее окружение. Хочу есть! Хочу игрушку! Хочу спать! Буду плакать! Он еще не способен осознать тот факт, что у мамы есть и другие заботы, что она устала и хочет передохнуть. И в этом возрасте подобные проявления эгоцентризма являются нормальными. Но все до поры до времени, и к подростковому возрасту, эгоцентризм, по идее, должен быть преодолен.

Тем не менее, в определенных обстоятельствах нашей жизни мы все можем страдать от данного «заболевания». Да, да, вспомните случаи, когда вы были настолько поглощены какой-то мыслью, либо желанием, что не могли думать ни о чем другом, только о том, каким образом и как поскорее удовлетворить собственную потребность – этому было подчинено все ваше мышление и поведение, а все другое просто игнорировалось.

Такие случаи проявления эгоцентризма во взрослом возрасте могут являться причиной осложнения близких взаимоотношений, сопровождаться как явными, так и скрытыми конфликтами, обидами другой стороны. В самом печальном случае, если человек не способен «выйти из центра» и понять другого – его ждет одиночество. Если же в семье эгоцентризмом страдают родители – ребенку постоянно навязывают «правильную» позицию взрослых, не позволяют проявлять индивидуальность и самостоятельность мышления, в итоге такой ребенок может вырасти зависимым и безвольным существом.

Таким образом, чтобы свести к минимуму все проявления эгоцентризма, родителям, воспитателям и учителям важно поставить перед собой такую задачу. Справиться с ней помогут формирование у подрастающего поколения способности понимать и принимать позицию другого человека, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.

Главное – все делать вовремя!

Здравствуйте, уважаемые читатели! Случалось ли вам встречать человека, который не думает ни о ком, кроме себя любимого? Как вы его можете назвать? Эгоистом? А эгоцентричный человек - это кто? Сегодня я предлагаю разобраться в этих двух понятиях, рассмотреть признаки зацикленного на себе человека, понять почему детский эгоцентризм переходит во взрослую жизнь и что с этим делать.

Поскольку люди часто путают эгоизм и эгоцентризм, я хочу предложить вам книгу Рудольфа Штайнера «Эгоизм в философии ». Благодаря труду австрийского философа вы сможете проследить становление индивидуализма от самой Древней Греции.

Определение

Слово «эгоцентризм» в переводе с латыни означает не что иное, как «Я» в центре круга. Что это значит? Человек не может поставить себя на место другого, он считает себя центром вселенной или крайняя форма эгоизма.

Давайте посмотрим, какие бывают признаки у эгоцентричных людей. Первый признак - . Такой человек не умеет читать чужие эмоции, он совершенно не ставит себя на место другого, все интерпретирует относительно самого себя. Вследствие чего у него возникают трудности в . Общаться с таким человеком крайне тяжело.

Если с воспитанием все выходит хорошо, то человек приобретает здоровую самооценку, он умеет ставить себя на место другого человека, понимает, что не он является центром вселенной.

Если же взрослый человек не смог стать здоровым эгоистом, значит, возникли какие-то проблемы на . Так бывает из-за родительского попустительства, из-за нехватки любви или ее переизбытка.

Признаки эгоцентрика мы рассмотрели выше. А что значит здоровый эгоизм? В человеке очень силен инстинкт самосохранения и удовлетворения своих потребностей. Адекватный взрослый человек будет стремиться решить ситуацию таким образом, чтобы и он и другие участники остались в выигрыше.

Но как в любой ситуации, здесь есть и другая сторона, когда человек кладет себя на алтарь жертвенности. Об этом я говорю в статье « ».

Что делать

Если вам приходится общаться с эгоцентриком, то самое верное решение - не потакать его желаниям и страстям, например, когда родители постоянно балуют свою кровиночку. Человек должен понимать, что не всегда происходит так, как ему хочется. Ваша задача быть спокойным, рассудительным и хладнокровным.

Попробуйте заняться благотворительностью. Только грамотно подойдите к этому вопросу. Не просто перекинуть на счет фонда сто рублей, а пойти позаниматься с сиротками, или съездить в дом престарелых. Узнать какая помощь нужна в ближайшем к вам детском центре. Учитесь видеть проблемы других людей.

Как вы можете описать эгоцентричного человека? Чем он отличается от здорового эгоиста?

Любить себя, не значит не любить других.
Всего вам наилучшего!

Что такое эгоцентризм? Не спешите отвечать на этот вопрос. Наверняка сразу же возникает искушение связать эгоцентризм с эгоизмом.

Употребление этих понятий в качестве синонимов или представление одного как степени выраженности другого - практика очень распространенная, причем не только в бытовом общении и неспециализированной литературе, но и в науке. В чем же разница?

При попытке отделить одно понятие от другого появляется множество новых вопросов. Почему, например, эгоцентризм детский мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся, да и больше того - часто попросту его не замечаем, а вот взрослый считаем серьезной помехой на пути к нормальному общению? Как избавиться от эгоцентризма? Попробуем внести ясность.

Эгоцентрик или эгоист

Прежде всего нужно сказать, что значение слова «эгоцентризм» по-разному трактуется в разных областях знаний. Например, в философии и этике этот концепт действительно смыкается с эгоизмом. Соответственно, возможным становится понимание его как предельной степени выраженности индивидуализма и эгоизма.

Кстати, именно такие или подобные определения предлагаются во многих толковых словарях, а в словарях синонимов, как правило, одно слово считается аналогом другого. Отсюда и тенденция смешивать эгоцентризм и эгоизм. Эгоизм в сознании людей имеет устойчивую отрицательную оценочную характеристику, и, конечно же, она автоматически переходит на эгоцентризм, что еще больше размывает различие между определениями.

С иной точки зрения эгоцентризм рассматривается в психологии. Во-первых, здесь отсутствует изначально негативная оценка (хотя при более подробном изучении этой позиции личности обычно упоминается, что ее проявления затрудняют полноценное межличностное общение). Во-вторых, эгоцентризм относится к познавательной сфере личности, что как раз и проясняет отличие его от эгоизма - он-то выступает как представитель сферы ценностей.

Таким образом, бытовое и научное понимания эгоизма совпадают. Это себялюбие, своекорыстие, сосредоточение на собственной выгоде. Эгоцентричный человек также фокусируется на личных интересах, но в основе этого лежит искреннее непонимание точки зрения другого и уверенность в том, что мировоззрение, убеждения и моральные критерии остальных людей абсолютно совпадают с его собственными.

Иными словами, эгоист зачастую прекрасно понимает, что пренебрегает ценностями и желаниями остальных, эгоцентрист - нет. Со стороны поведение эгоцентрика тоже будет казаться эгоистичным, но надо отдавать себе отчет: он поступает так, не сознательно ставя себя выше, а просто потому, что не представляет, как можно иначе.

Психологи различают несколько видов эгоцентризма.

  • Познавательный - проявляющийся при восприятии окружающего мира и мыслительных операциях.
  • Коммуникативный - затрудняющий общение, главным образом речевое, поскольку эгоцентрик не в состоянии увидеть различия в содержательном наполнении высказываний – своих и собеседника.
  • Моральный - препятствующий пониманию морали и нравственности других людей.

Строго говоря, все виды так или иначе затрагивают познавательную сферу, поэтому их можно считать подвидами познавательного эгоцентризма.

От детства к старости

Разработка и уточнение психологической трактовки эгоцентризма принадлежит швейцарскому психологу Жану Пиаже. Эгоцентристами он считал детей и утверждал, что это естественная особенность их (умственного) развития. Впоследствии взгляды Пиаже подвергались критике. Но состояла она не в том, что детский эгоцентризм полностью отрицался; исследователи сомневались в степени его выраженности и в определении возраста, когда он себя изживает.

Дети-дошкольники судят о мире с единственной точки зрения - своей собственной. Им просто не приходит в голову попытаться изменить ракурс восприятия, а если бы и пришло, то сделать этого они бы не смогли. Яркие примеры этой черты личности ребенка можно обнаружить в его речи. Он говорит только со своей позиции и не заботится о том, чтобы сделать сообщение понятным собеседнику: просто не видит в этом необходимости, полагая, что другие понимают его так же легко, как он сам понимает себя.

Известный эксперимент «Три горки» тоже наглядно демонстрирует детский эгоцентризм. Экспериментатор показывает маленькому подопытному макет трех горок разной высоты. В процедуре участвует игрушка. Ее располагают так, чтобы она тоже «видела» горки, но с ракурса, который не совпадает с ракурсом ребенка. Затем из нескольких рисунков макета ребенка просят выбрать тот, который отражает взгляд игрушки. Ребенок этого сделать не может и указывает на ту картинку, где горки изображены так, как видит их он сам.

Еще раз подчеркнем: такое мышление естественно, бороться с ним не нужно. Ребенок сам перерастет эгоцентризм, ведь по мере взросления ему будет необходимо все больше взаимодействовать с другими, а следовательно, он все лучше и лучше будет понимать, как различаются у разных людей взгляды на мир.

А вот подростковый эгоцентризм уже нормой не является. К 10-12 годам эгоцентричное мышление должно уступить место более взрослому восприятию действительности. Часто родители сами неосознанно подпитывают эгоцентризм дочери или сына, поддерживая у подростков детский взгляд на себя как на центр мира.

Эгоцентризм может сохраняться и у взрослых. Если он проявляется не постоянно, а лишь в исключительных ситуациях, опасаться нечего. Но если становится стержневой характеристикой личности, необходимо принимать меры. Предельно заостренный эгоцентризм - симптом многих психических расстройств (например, ).

В крайних случаях общение с окружающими искажается так сильно, что человек видит в партнере лишь «эхо» своих собственных высказываний. Разумеется, таким людям необходима помощь специалиста. Да и в целом преодолеть эгоцентризм собственными силами достаточно трудно. Для этого необходимы колоссальная целеустремленность и огромное напряжение воли.

Интересно, что в старости человек как бы вновь возвращается к детскому эгоцентричному восприятию. Потому-то до пожилых людей бывает так сложно донести мысль, противоречащую их точке зрения, - они вновь становятся эгоцентриками, хотя далеко не всегда проявляют эгоизм. Автор: Евгения Бессонова



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!