Диалог между учителем и учеником на русском языке. Кинопедагогика – диалог между учителем и учениками

Ответ взят из стенограммы решения педагогической ситуации, которое приводит академик РАО Ш.А.Амонашвили участикам Международных чтений по гуманной педагогике в Московском государственном педагогическом университете.

Я не люблю ябед, если среди вас сидит учитель, который любит ябед, это не учитель, скажем так, нашего склада, склада нашей школы-семинара. Нет, я люблю детей, которые не справились с случившимся, и чтобы не усугублялось это обстоятельство, призывают умного взрослого. Вот они идут ко мне: "Помогите". Они дерутся, девочки-то дерутся. Вот сейчас, повторяю, я хочу чтобы вы посмотрели насколько я правильно вел творческий диалог с детьми. Я зову этих девочек: "Подойдите ко мне". Они идут, обе надутые друг на друга.

Но я говорю детям: "Знаете, ребята, я сейчас закрою глаза и буду для себя размышлять. А вы слушайте". И вокруг меня образовался круг детей. Они стоят: что сейчас произойдет? Я опускаю голову закрываю глаза, и говорю: "Я сейчас Элочка, я Элочка", - и размышляю, - "Ну почему я так сделала? Русико хотела яблоко, а я взамен взяла брошь, золотую брошь. А сейчас мама Русико наверное ищет в доме эту брошь и не найдет. Неужели я эту брошь возьму? А кому я еще буду показывать? А что моя мама скажет мне? Ой как стыдно, ой как стыдно. Русико бери обратно свою брошь - бери-бери. И прости, что я не поделилась с тобой яблоком" - я для себя так шепчу.

А потом - пауза. Милые мои, творческий диалог и пауза - это великое таинство педагогики. Это есть то таинство, которое на ухо передавали мастера-учителя. Это есть истинная наука устраивать паузы именно тогда, когда мысль ученика работает, мысль становится созвучной с вашими мыслями. Вот и возникает творческий диалог. Даже молчание есть великий диалог.

А потом, спустя несколько секунд, начинаю размышлять как Русико: "Ой, мамина брошь. Неужели я не могла воздержаться? Подумаешь, яблоко. А брошь? Мама же не знает, что я взяла её брошь. Ищет. Вернусь домой, что будет? Вернёт мне Элочка или не вернёт? Вернёт или не вернёт? Ой как стыдно, ой как стыдно." Опять пауза. А потом говорю: "Ну-ка, ребята, я сейчас открою глаза и должен увидеть как Русико и Элочка помирились, пожали друг другу руки, обнялись и брошка возвращается снова своему владельцу. Ну как, открыть мне глаза или нет?" И тут все дети своими руками нажимают мне на голову. "Нет-нет-нет, еще нет. А вы помиритесь, быстро-быстро, обнимитесь". И давят меня, не отпускают. А в конце концов: "Да, можно-можно, открывайте". Открываю глаза: "Ну давайте сейчас начнём урок математики".

Вот это вариант творческого диалога с детьми. Зачем нам нужны вообще творческие диалоги? Что они делают в нашей жизни? Этот диалог должен породить в ребенке великолепные образы общения, образы красоты, образы доброты, образы сочувствия, образы науки. Если в диалоге не зарождаются великолепные, подчеркиваю, великолепные образы, которые должны заполнять духовный мир ребенка, то этот диалог не состоятельный.

Помню, как во время своей учёбы в школе, кино было разновидностью дополнительного образования. Целым классом мы ходили в кинотеатр, потому что фильм давал больше, чем урок. Можно рассказывать о войне, а можно посмотреть «А зори здесь тихие…» — фильм без назидания, после которого ясно понимаешь, что люди не зря отдавали жизнь…

Со временем оформилось новое особое направление в образовании – кинопедагогика. Кинопедагогика — это отрасль науки о закономерностях, формах и методах воспитания человека экранными искусствами. Она призвана открыть детям кино как искусство, воспитать грамотного зрителя, научить детей анализировать информацию, правильно её воспринимать, обрабатывать и делать выводы из полученной информации.Не секрет, что дети сегодня очень часто смотрят видеоролики, фильмы в интернете, по телевидению как развлекательного, так и воспитательного характера. Темпоритм жизни у современных школьников кардинальным образом влияет на их восприятие. Ребенок склонен напрямую перенимать из телепередач и фильмов модели поведения, имитирующие жизнь. Только проверяя их на практике, он приходит к выводу, что эти модели для жизни непригодны, они существуют для других целей. А иногда и не приходит, и воспринимает данные модели как единственно правильные и актуальные. Ведь не на любом фильме можно воспитать ребёнка. Существует лишь маленькая часть замечательных киношедевров, на которых выросло не одно поколение. Это фильмы, которые учили и учат дружить, любить, отличать добро от зла. Настоящие помощники для педагогов. Считаю, что коллективный просмотр фильма с дельнейшим его обсуждением пробуждает у детей любовь к киноискусству, дети охладевают к гаджетам. Кинопедагогика — это эффективный диалог учителя и ученика.

После того, как мы провели открытый урок на тему: «Произведения А.С.Пушкина» с использованием видеороликов, записанных детьми дома (читали наизусть стихотворения, отрывки из сказок А.С.Пушкина), мною сегодня в классе был организован просмотр ледового шоу «Руслан и Людмила» по мотивам одноимённой поэмы А.С.Пушкина, написанной в духе и по мотивам старинных русских сказок и былин. Ребята с восторгом приняли эту волшебную сказку в стихах, переживали за красавицу Людмилу, с замиранием сердца следили за приключениями князя Руслана и желали ему победы над злобным Черномором.

У вас может возникнуть опасение того, что мы обучим ребенка кино смотреть, он читать бросит… Не волнуйтесь, все будет отлично! После просмотра, у моих третьеклассников возникло желание перечитать поэму, выучить отрывок наизусть. Кино — тоже текст, у которого есть автор, желающий что-то сказать. Чтобы понять человека, стоящего за текстом, нужно понять киноязык. Кино — многоуровневый текст, включающий в себя знание многих текстов. Главное, чтобы у ребенка возникали вопросы, чтобы шел поиск. Обсуждение фильма может быть переведено на личностные проблемы, на мировоззренческий уровень. Дискуссионный клуб — это очень интересная форма для учеников. К письменному тексту дети привыкли, а текст кино только учимся понимать.Также хочу сказать и о здоровьесберегающих технологиях, как о совокупности форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка. Классифицируя здоровьесберегающие технологии, специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, выделяют технологию обучения здоровому образу жизни. После просмотра ледового шоу, у ребят возникло желание заниматься фигурным катанием. А после того, как мы с детьми в кинотеатре посмотрели фильм «Движение вверх», возник огромный интерес к баскетболу: родители купили детям баскетбольные мячи, нашли место для крепления колец.

Смотрите с детьми хорошие фильмы, обсуждайте их, делитесь мнениями и эффект не заставит себя ждать!

Учитель начальных классов Демченко М.И.

Способ 1. Анкета.

На первом уроке или классном часе раздайте ребятам анкету. Пусть они напишут вам о том, что считают нужным, а также укажут те данные, которые вы должны будете занести в журнал. Я распечатываю анкеты, а после заполнения складываю их в портфолио класса.

Примерные вопросы анкеты:

  1. Фамилия, имя, отчество.
  2. Дата рождения, количество полных лет на 1 сентября.
  3. Домашний адрес, телефон.
  4. ФИО матери, количество лет, мобильный телефон.
  5. Место работы матери, рабочий телефон.
  6. ФИО отца, количество лет, мобильный телефон.
  7. Место работы отца, рабочий телефон.
  8. Сколько детей в семье и какого возраста?
  9. Есть ли у тебя хронические заболевания? Если есть, какие?
  10. Твои увлечения.
  11. Что тебя волнует?
  12. Что получается у тебя лучше всего?
  13. Какие поручения в классе ты хотел бы выполнять?

Способ 2. Самый-самый нашего класса

Это - тоже своеобразный вариант анкеты, однако тут ребята уже сами решают, кто и в каких сферах в их классе является уникальным и непревзойденным. На доске - перечень качеств:

  1. Самый умный;
  2. Самый эрудированный;
  3. Самый воспитанный;
  4. Самый грамотный;
  5. Самый начитанный;
  6. Самый музыкальный;
  7. Самый красивый;
  8. Самый исполнительный.

Номинаций, в которых ребята могут оказаться «самыми» - множество, их можно дополнять на свое усмотрение.

Способ 3. Классный час «Мои увлечения»

Проводим путешествие в мир увлечений. Начните с себя. Постарайтесь честно рассказать ребятам о том, как вы себя видите в мире и чем живете. И тогда они тоже честно расскажут о своем внутреннем мире. Возможно, одного урока не хватит, чтобы всем высказаться, тогда займите два. Пусть ребята принесут свои поделки, фотографии… Вы сами удивитесь, насколько порой талантливы те, из кого на уроке клещами не вытянуть и пары слов!

Учителя они в вас увидят обязательно - придется! Главное, чтобы они видели в вас человека… и тогда многие проблемы станут незаметнее.

Я, например, всегда рассказываю ребятам о своем увлечении волонтерской деятельностью и помощи бездомным животным, заканчивая произведением Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге».

Способ 4. Игровая форма

Знакомство в 1 — 5 классах можно начать с шуточной игры. Учитель здоровается с группой учеников, объединяя их по какому-то признаку, либо задавая вопросы, а они ему машут руками, если согласны:

  1. Здравствуйте, мальчики!
  2. Здравствуйте, девочки!
  3. Кто из вас умный?
  4. Кто из вас красивый?
  5. Кто любит сладкое?
  6. У кого есть братик?
  7. У кого есть сестричка?
  8. Кто любит ходить в школу?

Вопросов может быть множество - в зависимости от вашей фантазии. Главное здесь - вовремя перейти на другой вид деятельности, если видите, что занятие грозит утомить ребят.

Способ 5. По секрету всему свету…

Учитель предлагает ученикам рассказать о себе по следующему плану

  1. Возраст.
  2. Где живешь.
  3. Любишь ли учиться.
  4. Что тебе нравится больше всего.
  5. Что ты не любишь и почему.
  6. Какие поручения в классе ты хотел(а) бы выполнять.
  7. Чего бы хотел(а) достичь в этом учебном году.

И последнее. , особенно сначала, бывает сложно. Поэтому предложите родителям купить бейджики, на которых будут записаны их имена. Это значительно облегчит работу в вашем классе и вам, и другим учителям-предметникам! А бейджики потом пригодятся. Например, при дежурстве по школе в дальнейшем.

Удачного учебного года, коллеги!

УПРАЖНЕНИЕ. Составьте диалог между учителем и учеником: (вопросы учителя)

Составьте диалог между учителем и учеником: (вопросы учителя)

Иванов, что ты вчера натворил?

Вчера после занятий?

Вы затеяли скандал и драку.

Имейте виду для вас это плохо кончится?

А где же вы были?

Затем повторите этот диалог так же как и впервые. С теми же словесными воздействиями.

Органическое творчество рождения слова происходит не через память, а через сердце. Поэтому ваш текст должен выражать не только цель, но и чувство, при этом не забывать про художественность. А если через сердце то одна и та же сцена не может быть повторена дважды без всяких изменений, как точно не была она простроена. Здесь и появляется место актёрской настоящей импровизации.

УПРАЖНЕНИЕ

Надо сделать событие. Естественно оно должно состоять из действия и противодействия. Работают двое. Затем научиться отыгрывать событие. Затем учимся выражать отношение к событию. Например: резкое осуждение, мягкий упрёк, наставление, отчуждённость, сожаление, строгость, сочувствие. Каждое изменение ведёт к изменению логики действия поведения и появлению новых окрасок в действии.

Надо знать что активность нападения в действии определяет и активность обороны или контрнападения, а это в свою очередь меняет тактику нападающего. Как говорил Гоголь, - Тон вопроса, даёт тон ответа». Действие станет тем активнее, чем больше вызовет сопротивление.

Также не забывать что речь актёра зависит ещё и от окружающей среды, от обстоятельств, которые идут либо как шлейф либо сопровождают речь.

УПРАЖНЕНИЕ

Двое сочиняют диалог. А потом выдают этот же диалог под разными обстоятельствами: первое любовное знакомство, любовное объяснение, расставание перед долгой разлукой, примирение после ссоры, первый выход на улицу после болезни, неожиданная встреча на дороге.

Тема : ФИЗИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ – ОСНОВА СЛОВЕСНОГО ДЕЙСТВИЯ. СОЗДАНИЕ КИНОЛЕНТЫ ВИДЕНИЙ

Словесное действие вытекает из физических действий и не отрывается от него. Они работают одновременно. Допустим нельзя скомандовать вперёд при это пятиться назад.

Если текст идёт с одной целью, а физика не соответствует цели то это ложь, если конечно это делается не специально по роли.

Словесное действие всегда опирается на физическое, более того физическое действие предшествует словесному, т.е. идёт раньше слов. И если вдруг на сцене слова опережают действия физические происходит нарушение органичности и тогда речь превращается в механичность, т.е. демонстрацию выученного текста.

Помогите пожалуйста ответить на вопросы 1. Какова численность людей говорящих на русском языке 2. В каких формах существует современный национальный

русский язык? 3. Назовите периоды в истории русского языка 4. Назовите источники формирования и пополнения литературного языка и его нормы? 5. Назовите пути пополнения русской лексики?

Расставить знаки препинания и начертить схему предложения Когда например мы считаем что русский язык красив когда мы называем его богаты

м великим то наше право на это основывается не на том будто русский дательный величественнее и красивее чем соответствующие формы других языков или будто в русском языке больше слов чем в других языках а только на том что формы и слова русского языка это формы и слова великого народа корифеев русской литературы создателей нашей изумительной по ее духовной мощи и красоте культуры.

написать сочинение по тексту НЕ НАШ РУССКИЙ За последние годы русский язык превратился в неблагозвучную смесь нецензурной брани, бандитского жаргона,

искаженных «американизмов» и безграмотно употребляемых русских слов. Люди, продолжающие говорить на «архаичном» русском языке, часто не понимают своих соотечественников. Например, чем «круто» отличается от «прикольно» или «в натуре» от «чисто конкретно»? Сейчас не услышишь сочетания «в жизни», а почему-то лишь «по жизни». Ранее употребляемый глагол «прикинь» превратился в своеобразное слово-связку. Зато другой русский глагол «класть» исчез вообще и почти повсеместно заменен уродливым «ложить». Любой язык изменяется, обновляется, обогащается. Но во всем должны быть логика, здравый смысл, чувство меры. И если это - великий, могучий русский язык, о нельзя ли для недостаточно «продвинутых» силами СМИ организовать краткий «ликбез» по изучению этого новообразования с участием специалистов? («Аргументы и факты», 25 июня 2003 г.)

Определить главную мысль каждого абзаца и коротко записать. В наши дни русский язык, несомненно, активизирует

свои динамические тенденции и вступает в новый период своего исторического развития.

Сейчас, конечно, еще рано делать какие-либо прогнозы о путях, по которым пойдет русский язык, служа развитию новых форм сознания и жизнедеятельности. Ведь язык развивается по своим объективным внутренним законам, хотя и живо реагирует на разного рода «внешние воздействия».

Именно поэтому наш язык требует к себе постоянного пристального внимания, бережной заботы - особенно на том переломном этапе общественного развития, который он переживает. Мы всем миром должны помочь языку обнаружить его первоначальную суть конкретности, определенности формулирования и передачи мысли. Ведь хорошо известно, что любой знак - это не только орудие общения и мышления, но также еще и практическое сознание.

Трудно сказать, предстоят ли русскому языку синтаксические, а тем более морфологические сдвиги. Ведь такого рода изменения требуют очень значительного времени и к тому же не напрямую связываются с внешними воздействиями. Вместе с тем можно, видимо, ожидать значительных стилистических перегруппировок. Важными «внешними» стимулами в этих процессах будут такие явления, как научно-технический прогресс, превращение русского языка в мировой язык современности, ставшее одной из глобальных реальностей нашего времени.

На наших глазах идет творение фразеологии, преодолевающей формализм и открывающей возможность прямого, откровенного обсуждения сложившегося положения, реальных дел и задач. Например: убирать завалы (прошлого); искать развязки; прибавить в работе; усилить поиск; оздоровить общество; воспитывать словом и делом и т. п.

Новое политическое мышление требует и новых речевых средств, точного их употребления. Ведь без языковой точности и конкретности не может быть ни подлинной демократии, ни стабилизации экономики, ни прогресса вообще. Еще М. В. Ломоносов высказывал мысль о том, что развитие национального сознания народа прямо связано с упорядочением средств общения.

нужно будет два тезиса: " русский язык очень богат глаголами " и " Глаголы придают речи выразительность". Подумай и запиши аргументы к каждому из тезису.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!