Дифференциация с ц задания. Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков —

Галина Малышева
Задания на дифференциацию звуков [с] и [ц]

Поспорили однажды сова и цапля. Цапля утверждает, что слова «сова» и «цапля» начинаются на один и тот же звук , а сова не согласна с ней. Давайте поможем сове и цапле разобраться в этом.

Задание 1 . Сравнительная характеристика звуков (с) и (ц) .

Послушайте внимательно и скажите, с какого звука начинается слово «сова» ?

А с какого звука начинается слово «цапля» ?

Произнесите эти звуки «с» , «з» . давайте посмотрим, чем они похожи?

Когда мы произносим эти звуки , губы находятся в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами, посередине языка проходит воздушная струя.

А теперь посмотрим, чем эти звуки отличаются . При произнесении звука «с» воздушная струя плавная, а при произнесении звука «ц» - отрывистая, толчкообразная.

Задание 2 . Игра «Повтори за мной»

Сова с цаплей подружились, а звук «с» подружился со звуком «ц» . И завели эти звуки хороводы из цепочек слогов :

ца-са-ца цо-со-цо ца-са-ца

са-ца-са со-цо-со сы-цы-сы

ас-ац-ас уц-ус-уц оц-ос-оц

Задание 3 . Игра «Добавь слоги»

Сова и цапля несли нам слова со своими любимыми звуками , но слова по дороге рассыпались. Давайте поможем их собрать, будем добавлять слоги.

-ца или са : больни, ли, рукави, сини, пти, поло, ко, ро, ули…;

-цы или сы :бу…. леден, ве, пти, у, паль…;

-со или цо : коле, коль, ли, про…

Задание 4 . Игра «Доскажи словечко» .

Сова с цаплей принесли вам загадки, попробуй их отгадать, досказав словечко.

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу, хвост короче уха.

Кто же этот удалец, ну конечно (заяц) .

При строительстве он нужен, с кирпичом и балкой дружен.

Как связующий момент, нужен печнику (цемент) .

Там всегда веселье, смех, а артистов ждёт успех.

Там енот устал от стирки. Это может быть лишь в (цирке) .

Приглашает всех ребят урожай отведать … (сад) .

Два братишки-близнеца примостились у крыльца.

Их забыли, сняв с ноги. Что же это? (сапоги) .

По ночам она не спит, очень зорко в даль глядит.

Словно тыква голова. Это хищная (сова) .

Он весну встречает песней, нету песни той чудесней.

Лучший среди птиц певец. Называется … (скворец) .

Все зовут её хитрющей, рыжей, хищной и жаднющей.

У неё есть хвост-краса. Имя же её (лиса) .

Кочерыжка вся в листочках, словно бабушка в платочке.

Ты не съешь её без хруста, ведь на то она (капуста) .

Задание 5 . Игра «4 лишний» .

Сова и цапля предлагают тебе внимательно послушать и сказать какое слово лишнее.

*сорока, ласточка, соловей, курица;

*блюдце, полотенце, сахарница, поднос;

* куница, лисица, овца, барсук.

Задание 6 . Многократное повторение словосочетаний с четким проговариванием звуков : слезятся глаза, записывается песня, сломанная спица, узкое кольцо, садовый цветок, высокая лестница, вкусный голубец, ласковое солнце.

Задание 7 . Повторение чистоговорок с четким произнесением звуков :

СА – СА – СА – вот бежит лиса со – со- со - лиса катит колесо

Су – су – су – лиса живёт в норе, в лесу сы – сы – сы – у лисы усы

Ос – ос – ос – у Буратино острый нос ас – ас – ас – свежий квас

ус – ус – ус – у кваса кислый вкус ыс – ыс – ыс – старик пил кумыс

ис – ис – ис – сварили рис ЕС – ЕС – ЕС – сосновый лес

ёс – ёс – ёс – сварливый пёс со – со – со – у автобуса спустилось колесо

Ца - ца - ца - на лугу стоит овца.

Цы - цы - цы - много корма у овцы.

Це - це - подошел пастух к овце.

Цу - цу - нужно гнать домой овцу.

Цо - цо - вот хозяйское крыльцо

Задание 8 . Медленное и четкое произнесение предложений с контролем артикуляции.

Гусеницы питаются листвой. Сахарница стоит на столе.

У Алисы длинные ресницы.

Солнце спряталось за свинцовую тучу.

Лисица притаилась под сосной.

На ясене скворцы клюют гусениц.

У овец куцые хвосты.

В саду цветёт акация.

Сеня пас овец.

Задание 9 . Повторение скороговорок с четким произнесением звуков .

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

Две разноцветные курицы бегают по улице.

Цыпленок и курица пьют водицу на улице.

Шильце, мыльце, кривое веретенце,

Шелковое полотенце - на крыльце под дверцей.

Цокнул сзади конь копытцем,

Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы попросил воды напиться.

Из соседнего колодца

Целый день водица льется.

Скворцы и синицы - веселые птицы.

Стоит воз овса, возле воза - овца.

Задание 10 . Пересказ.

“Наши друзья”

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы поедают листья. Деревце погибает. Насекомых поедают скворцы, синицы, дятлы, кукушки и другие птицы. Синицы, снегири и дятлы живут у нас и зимой. Для скворцов ребята делают скворечники. Прилетают весной скворцы, несут яйца, выводят птенцов. На полях скворцы истребляют саранчу и других насекомых. Они спасают посевы. Берегите птиц!

“Скворцы”

Весной прилетают с юга скворцы. Слава захотел, чтобы они поселились у него за окном. Он попросил папу помочь построить домик для скворцов. Вскоре скворечник был готов. Папа взял лестницу, забрался на высокую акацию и повесил скворечник. Скоро Слава увидел, что там поселилась семья скворцов. Потом у них появились птенцы. Скворцы целыми днями летали за гусеницами и кормили ими птенцов. Потом птенцы подросли и скворцы научили их летать.

Задание 11 .

Пальчиковая гимнастика» Дорожка»

Представим, что наши пальчики – птицы, побежали по дорожке.

Задание 12 . Работа в тетрадях «Графический диктант» .

Я называю вам слова, а вы записываете только звуки , которые слышите в словах С или Ц, но вместо букв будем рисовать длинные и короткие линии.

-звук С мы отметим длинной чертой, т. к произносится долго, протяжно

-звук ц – короткой чертой , т. к произносится быстро, отрывисто.

Например :

свет :

Цвет :

Слова : птица, самолет, яйцо, сок, блюдце, колесо, кольцо.

Дифференциация звуков С-Ц.

1. Дифференцировать звуки С-Ц на слух и в произношении в слогах, словах, речевых играх.

2. Учить детей выделять логическое ударение голосом в предложениях.

3. Упражнять детей в звукобуквенном анализе слов на С-Ц.

4. Закреплять правильный выбор согласной буквы в слабой позиции.

5. Повторить обобщающее понятие “посуда”

6. Развивать речевые и мимические движения, работать над их силой, точностью, переключаемостью, эмоциональностью.

7. Развивать слуховое внимание и память.

Ход деятельности:

Этот мальчик- коротышка

Фантазер и хвастунишка.

За многое он берется,

Но ничего ему толком не удается.

А вот и сам явился, да ещё и не с пустыми руками, а принес волшебную шкатулку.

Может заглянем в нее? А Незнайка грустный не может не как понять:

  • День недели
  • Время года
  • Месяц
  • Часть суток

Незнайка, ты запомнил?

А теперь ребята научат тебя выполнять необычную гимнастику

  1. Артикуляционная гимнастика

Очень любитротик наш улыбаться («Улыбка»)

А подвижный язычок работой заниматься

Наш язык лопатку сделал, раз, два, три («Лопатка»)

А потом забор построил. Посмотри. («Заборчик»)

Незнайка, что ты нам еще принес?

  1. Игра «Немое кино»

Я показываю, вы озвучиваете. Отвечаем все вместе.

Как называются одним словом этим звуки?

Дайте характеристику гласным звукам.

Незнайка, ты все запомнил?

  1. Игра с Незнайкой.

Игра «Доскажи словечко» я начну, а вы продолжите

пылесо (с), автобу (с), абрико (с), компа (с), пару (с), страу (с), анана (с), глобу (с).

Незнайка, какой звук договаривали ребята. Ой, да ты, ошибся. Ребята, помогите.

Нам нужно и Незнайку познакомить со звуком С. Характеристика звука С.

  • “С” – согл.,глух.,тв. В какой букве живет звук С?

Следующая игра

Колоде (ц), дворе (ц), ледене (ц), огуре (ц), певе (ц), мизине (ц), зая(ц), кузне (ц)

Ой, Незнайка да ты, молодец. Ребята, а вы, догадались?

Характеристика звука Ц.

  • “Ц” - согл.,глух.,тв..В какой букве живет звук Ц?
  1. Игра «Скажи наоборот»

Са-са-са –ца-ца-ца

Со-со-со-цо-цо-цо

Сы-сы-сы -цы-цы-цы

Су-су-су - цу-цу-цу

Сы-сы-сы -цы-цы-цы

Незнайка, все картинки перепутал, но это не беда, вы готовы ему помочь?

  1. Пальчиковая гимнастика.

Вот большой с теклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдц а,

Только с тукни - разобьютс я.

Вот серебряные ложки,

Вот плас тмасс овый поднос -

Он пос уду нам принес .

Фритюр - фритюрница

Суп - супница

Хлеб – хлебница

Соус – соусница

Сахар – сахарница

Конфеты - конфетница

Салат – салатница

Сухарь – сухарница

  1. «Веселый счет»

Одна пластмассовая хлебница,

Две пластмассовые хлебницы

Три пластмассовые хлебницы

Четыре пластмассовые хлебницы

Пять пластмассовых хлебниц.

Назовите слово супница по звукам?

Сколько всего звуков?

Назовите согласные.

Назовите твердые согласные, мягкие.

Назвать гласные звуки.

Сколько слогов, как мы определяем.

Сколько слияний?

Какой звук в не слиянии?

Работаем самостоятельно с кассами.

13 Итог:

А как вы думаете, что для Незнайки было самым трудным, интересным?

Незнайка, мы с тобой прощаемся, ждем тебя в следующий раз в гости.

Ребята спасибо за занятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков С-Ц.

Цель:

1. Дифференцировать звуки С-Ц на слух и в произношении в слогах, словах, речевых играх.

2. Учить детей выделять логическое ударение голосом в предложениях.

3. Упражнять детей в звукобуквенном анализе слов на С-Ц.

4. Закреплять правильный выбор согласной буквы в слабой позиции.

5. Повторить обобщающее понятие “посуда”

6. Развивать речевые и мимические движения, работать над их силой, точностью, переключаемостью, эмоциональностью.

7. Развивать слуховое внимание и память.

Ход деятельности:

Этот мальчик- коротышка

Фантазер и хвастунишка.

За многое он берется,

Но ничего ему толком не удается.

А вот и сам явился, да ещё и не с пустыми руками, а принес волшебную шкатулку.

Может заглянем в нее? А Незнайка грустный не может не как понять:

Сегодня:

  • День недели
  • Время года
  • Месяц
  • Часть суток

Незнайка, ты запомнил?

А теперь ребята научат тебя выполнять необычную гимнастику

  1. Артикуляционная гимнастика

Очень любитротик наш улыбаться («Улыбка»)

А подвижный язычок работой заниматься

Наш язык лопатку сделал, раз, два, три («Лопатка»)

А потом забор построил. Посмотри. («Заборчик»)

Незнайка, что ты нам еще принес?

  1. Игра «Немое кино»

Я показываю, вы озвучиваете. Отвечаем все вместе.

Как называются одним словом этим звуки?

Дайте характеристику гласным звукам.

Незнайка, ты все запомнил?

  1. Игра с Незнайкой.

Игра «Доскажи словечко» я начну, а вы продолжите

пылесо (с), автобу (с), абрико (с), компа (с), пару (с), страу (с), анана (с), глобу (с).

Незнайка, какой звук договаривали ребята. Ой, да ты, ошибся. Ребята, помогите.

Нам нужно и Незнайку познакомить со звуком С. Характеристика звука С.

  • “С” – согл.,глух.,тв. В какой букве живет звук С?

Следующая игра

Колоде (ц), дворе (ц), ледене (ц), огуре (ц), певе (ц), мизине (ц), зая(ц), кузне (ц)

Ой, Незнайка да ты, молодец. Ребята, а вы, догадались?

Характеристика звука Ц.

  • “Ц” - согл.,глух.,тв..В какой букве живет звук Ц?
  1. Игра «Скажи наоборот»

Са-са-са –ца-ца-ца

Со-со-со-цо-цо-цо

Сы-сы-сы -цы-цы-цы

Су-су-су - цу-цу-цу

Сы-сы-сы -цы-цы-цы

Незнайка, все картинки перепутал, но это не беда, вы готовы ему помочь?

  1. Картинки со звуком С дарим букве С,а картинки со звуком Ц дарим букве Ц.
  1. Пальчиковая гимнастика.

Вот большой с теклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюд ц а,

Только с тукни - разобьют с я.

Вот серебряные ложки,

Вот пла с тма сс овый подно с -

Он по с уду нам прине с .

  1. Мы будем превращать название продуктов в название посуды

Фритюр - фритюрница

Суп - супница

Хлеб – хлебница

Соус – соусница

Сахар – сахарница

Конфеты - конфетница

Салат – салатница

Сухарь – сухарница

  1. Помогите Незнайке придумать предложения о посуде.
  1. «Веселый счет»

Одна пластмассовая хлебница,

Две пластмассовые хлебницы

Три пластмассовые хлебницы

Четыре пластмассовые хлебницы

Пять пластмассовых хлебниц.

  1. А теперь самая последняя картинка осталась ее название нужно зашифровать. Супница

Назовите слово супница по звукам?

Сколько всего звуков?

Назовите согласные.

Назовите твердые согласные, мягкие.

Назвать гласные звуки.

Сколько слогов, как мы определяем.

Сколько слияний?

Какой звук в не слиянии?

Работаем самостоятельно с кассами.

13 Итог:

А как вы думаете, что для Незнайки было самым трудным, интересным?

Незнайка, мы с тобой прощаемся, ждем тебя в следующий раз в гости.

Ребята спасибо за занятие.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц] - [С]
[Ц] - [С]

ца – са ос – оц оц – ос ацу – асу

са – ца ис – иц иц – ис асу – ацу

аца – аса цо – со ус – уц уц – ус

аса – аца со – цо ес – ец ец – ес

ац – ас ацо – асо цу – су ыс – ыц

яц – яс асо – ацо су – цу цы – сы

ацы – асы ыц – ыс ас – яц сы – цы

асы – ацы яс – яц


[Ц] - [С]

Спица, синица, лисица, столица, сестрица, лестница, гусеница, сахарница, словцо, письмецо, песец, скворцы, ресницы, сальце, словцо, солнце, сцена, месяц, песцовый, свинцовый, станция, красавица, семицветик, сцепление, ситец, маслице, лестница, пословица, столбец, письмецо, бессонница, писательница, скиталец, спится, снится, смеётся, садится, кусается, спускается, стыдится, сдаётся.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.


[Ц] - [С]

Овца – овса, пыльца – полоса, цапля – сабля, кольцо – колесо, цокот – сокол, к лицу – лису, к кольцу – к колесу, цып-цып – сыпь-сыпь, овцы – косы, куцый – русый, цыкать – сыпать, концы – носы, ресницы – волосы, умельцы – рельсы, цель – кисель, целый – серый, ценный – осенний, цены – сено, цедить – сердить, целина – седина, цвет – свет, цели – сели, цветик – светик, царить – сорить, цок – сок, цел – сел, бац – бас.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Целый стакан. Сломанное деревце. Пёстрая курица. Свежая водица. Трусливый заяц. Смелые бойцы. Сильные кузнецы. У лисицы лисята. У Симы платье из ситца. Соня уронила сахарницу. Отец написал письмецо. У Сени русые волосы и светлые ресницы. Сёма выпил целый стакан сока. Заглянет солнце к нам в оконце.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

На акации сидела синица. Скворец принёс гусеницу. Не велика спица в колеснице. Чист молодец: ни коз, ни овец. Целый день сияло солнце. Сентябрь – осенний месяц. Курица снесла яйцо. У зайца куцый хвост. Месяц светил в окно. В мае зацвела сирень. Целый месяц дети были в лагере. Смелый смерти не боится, смелого смерть сторонится.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Заглянет солнце и к нам в оконце. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. У красы – берёзки платье серебрится, у красы – берёзки зелены косицы. На сосне сидит синица, под сосной сидит лисица. Кабы лисица не подоспела, то бы овца волка съела. Кто смел, тот и цел. Не цвести цветам на снегу.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Не всякая птица летит высоко. Солнце садится – лентяй веселится. И месяц светит, когда солнца нет. На свете всё меняется, а правда остаётся. Бедным курицам не спится, если им лисица сниться. Я нарвал овце овса; ешь скорей овёс, овца. Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что он овцу съел. Не велика птица, да голосиста. Весело поётся, весело прядётся. Не зверь, не птица, а нос, как спица

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 8. Выучить стихотворение.

Пальчик – мальчик где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.


[Ц] - [С]

Упражнение № 9. Выучить загадки.

Привела я солнце

На своё оконце,

К потолку повесила –

Сразу стало весело.

(Лампа)


Сидит не ветке, а не птица,

Есть рыжий хвост, да не лисица.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 10. Выучить загадки.

Два близнеца, два братца на нос верхом садятся.

Я несу в себе водицу.

Вам водица пригодится.

Искупаться без хлопот,

Если есть…(водопровод)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 11. Выучить стихотворения.

Цапля важная, носатая

Целый день стоит, как статуя.
У плетня на улице

Встретились две курицы,

Курицы – наседки,

Добрые соседки.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 12. Выучить стихотворение.

Птичья зарядка.

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

(В. Берестов)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 13. Выучить загадки.

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся.

(Вёдра в коромысле)

В тёмной темнице

Красны девицы

Без нитки, без спицы

Вяжут вязеницы.

(Пчёлы в улье)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 14. Выучить стихотворение.

Весна.


Возвращаются скворцы,

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 15. Выучить потешки.

Я умница – разумница,

И это знает вся улица –

И петух, и курица.

На улице две курицы с петухом дерутся.

Две девицы – красавицы смотрят и смеются.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 16. Выучить стихотворение.

Давай будем одеваться…

Я сама! Я сама!

Пойдём, будем умываться…

Я сама! Я сама!

(И. Муравейко)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 17. Выучить стихотворение.

Буквы.


Тридцать две родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.

(Б. Заходер)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 18. Выучить стихотворение.

Есть в зоопарке звери и птицы:

Львицы, лисицы, зайцы, куницы,

Цапли, цыплята, синицы, скворцы,

А у скворцов есть птенцы.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 19. Выучить стихотворения О. Дриза.

Цветок к цветку – цветной узор.

Сосна к сосне – сосновый бор.
Всколыхнула ветку птица –

И по листьям свет струится.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 20. Выучить стихотворение.

Зацепила из криницы красна девица водицы.

Цокнул сзади конь копытцем,

Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы попросил воды напиться.

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 21. Выучить стихотворение.

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

(С. Маршак)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

Однажды на концерте

Сидели сорванцы,

Со свистом и со смаком

Сосали леденцы.

(Э. Огнецвет)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 23. Выучить стихотворение.

Мыть тарелки я не буду,

Чтоб цела была посуда.

Я цветы полить готов,

Только нет у нас цветов.

(Л. Дымова)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 24. Выучить стихотворение.

В цветнике две овцы

Целый день пасутся.

У крыльца без конца

Киска ест из блюдца.

Из цветов наконец

Прогоните овец!

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Ц] - [С]

Упражнение № 25. Выучить стихотворение.

Можно двадцать тысяч раз

Уронить железный таз.

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу.

Ведь на двадцать тысяч раз

Надо двадцать тысяч ваз.

(А. Кондратьев)

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Ц] - [С]

Упражнение № 26. Выучить стихотворение.

Ошиблась улицей.

Забрели к нам в детский сад

Двенадцать маленьких цыплят.

Привела их с улицы пёстренькая курица.

Миленькая курица, ты ошиблась улицей.

Это детский сад, но не для цыплят!

Звуки [ц] и [с] произносить утрированно и твёрдо. Следить за тем, чтобы эти звуки не смешивались в произношении.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


Желаем успехов!

(01.03.2016 г.)

Учитель-логопед: Некрасова Н.В.

Тема: Дифференциация С-Ц в словах, предложениях, тексте.

Цель: Дифференцировать звуки С-Ц.

Задачи:

Проверить умение различать устно и на письме звуки и буквы С-Ц;
- Обогащать словарный запас;
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Посмотрите на картинку. Какие буквы зашифрованы? Назовите звук.

Пропишите букву в тетради.

3. Прочитайте слоги (на карточках):

СА – СА – ЦА, ЦА – СА – СА, СУ – ЦУ – ЦУ, ЦЫ – ЦЫ – СЫ, СО – СО – ЦО.

Запишите их в тетрадь.

4. Развитие фонематического слуха:
- Хлопните в ладоши, когда услышите звук Ц в словах:
Яйцо, голоса, куница, пальцы, полоса, крыльцо, молодцы

5. Игра «Магазин». Определить звук в слове, положить картинку в определенную сумку.

Картинки:

6. Упражнение «Четвертый - лишний». Помоги Медведице. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи ее в кружок. (Правильные ответы: яйцо, курица, цветок, огурец.) Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, четко произнося звук Ц.

7. Составьте слова из слогов и назовите получившиеся слова:
дво рец ста нок за яц тик кус ме сяц ве сы сан ки ули ца
Придумайте предложение с любым словом. Запишите в тетрадь.

8. Игра: «Внимание» (на карточках)
Внимательно прочитайте словосочетания.
Найдите и исправьте ошибки.

Блестит кольсо
Толстая гусениса
Серебряная сепочка
Светы сирени
Свежая водиса
Целый цтакан
Сестрица Алёнушка
Немеский язык
Светёт сирень
Смелые бойцы
Пестрая куриса

Проверяем: кольцо, гусеница, цепочка, цветы, водица, стакан, немецкий, цветёт, курица

9. Составьте и напишите предложения, используя данные слова
(возможны разные варианты, а дети выбирают лучший и записывают)
за, лес, садится, солнце;
крыльце, сидел, на, дед,
поставила, сахарницу, Соня;
Сима, на, ходит, танцы;
Проверяем.

10. Внимательно прочитайте текст
(Подчеркните С - одной чёрточкой, а Ц – двумя)
Гиацинт.

А перед Новым годом он расцвёл! У него было много цветов - синих, душистых - душистых. И каждый цветок был очень красив. Папа сказал, что это гиацинт. Вот какая радость была в луковице!

11. Итог урока.

1. СА – СА – ЦА, ЦА – СА – СА, СУ – ЦУ – ЦУ,

ЦЫ – ЦЫ – СЫ, СО – СО – ЦО.

2. Найди лишнюю картинку в каждой строчке. Назови.

3. Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите и исправьте ошибки.

Блестит кольсо
Толстая гусениса
Серебряная сепочка
Светы сирени
Свежая водиса
Целый цтакан
Сестрица Алёнушка
Немеский язык
Светёт сирень
Смелые бойцы
Пестрая куриса

4. Составьте и напишите предложения, используя данные слова:

за, лес, садится, солнце;
крыльце, сидел, на, дед,
поставила, сахарницу, Соня;
Сима, на, ходит, танцы;

5. Прочитайте текст. Подчеркните букву С - одной чертой. Букву Ц – двумя:

Осенью папа принёс луковицу и сказал, что в ней спрятана радость. Мама посадила луковицу в цветочный горшок и поставила его в тёмное место. Ждали месяц. Наконец, появился маленький росток. Он рос в тёмноте. Когда появились бутоны, мама поставила цветок на солнце.
А перед Новым годом он расцвёл! У него было много цветов - синих, душистых - душистых. И каждый цветок был очень красив. Папа сказал, что это гиацинт. Вот какая радость была в луковице!

Дво рец

Ста нок

За яц

тик Кус

Ме сяц

Ве сы

Сан ки

Разделы: Начальная школа , Школьная психологическая служба

Цели:

  1. Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв С-Ц в устной и письменной речи.
  2. Совершенствование фонематических процессов, навыков звукобуквенного анализа и синтеза; развитие внимания, памяти.
  3. Уточнение и активизация словаря.

Оборудование: Зеркала, картинки, в названии которых есть звуки С-Ц, карточки с буквами С-Ц, фишки.

ХОД ЗАНЯТИ

1. Организационный момент.

Ученики стоят у двери. Логопед на ухо перечисляет звуковые цепочки каждому ученику и просит их запомнить. Ребенок проходит на свое место.

Каждый ученик называет с места свою цепочку.

К-Г-Д-Ф. и т. д.

Логопед: что вы сейчас произносили?

Ученики: звуки.

2. Повторение темы: “Гласные, согласные звуки. Их дифференциация”.

Логопед напоминает о различии при образовании гласных и согласных звуков (о наличии или отсутствии преграды).

3. Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперёд. Задержать дыхание. Сконцентрировать дыхание на середине ладошки (ощущение “горячей монетки). Медленный выдох на звук У. Выдыхая, одновременно рисуем перед собой обеими руками геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

а) Звуком Э поём мелодию песни “В траве сидел кузнечик”.

б) Упражнения для губ, языка: “Улыбочка”, “Трубочка”, массаж кончика языка (покусывание) , “Маляр”, “Лошадки”.

4. Повторение новой темы Различение звуков и букв С-Ц.

Птичка крылышками замахала и тихонько пропищала: пис-пис- писсссс.

Хозяйка цыплят не нашла и искать пошла цып-цып-цып-ццц.

Ребята, как птичка пропищала? Писс.

Как хозяйка цыплят звала? Цып.

Сообщение темы урока.

Логопед: Сегодня мы будем продолжать учиться различатьсогласные С-Ц. Возьмите зеркала и произнесите эти звуки С, Ц. Чем они похожи? Чем звуки отличаются?

Как образуется звук С?

При этом звуке зубы почти сомкнуты и все обнажены в “улыбке”. Уголки рта оттянуты в стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов – принимает положение, как при звуке “И”. При этом струя воздуха направляется на передние зубы.

Когда произносим звук “С” струя воздуха плавная и холодная.

Как образуется звук Ц?

При этом звуке зубы обнажены в “улыбке”, сближены или сомкнуты. Струя воздуха идет одновременно на кончик языка и передние зубы. Кончик языка, упираясь в нижние зубы, резко спинкой поднимается к небу и также резко опускается. Струя воздуха прерывается: происходит смычка. Воздушная струя толчкообразно подаетсяна передние зубы. Это можно ощутить тыльной стороной ладони.

Струя воздуха холодная и трется о передние зубы.

Дифференциация С, Ц в слогах, словах.

а) Воспроизведение слоговых рядов:

б) Преобразование слогов, слов.

в) Логопед: Устный диктант слов. Ребята, поднимите карточку с буквой, если в слове содержится соответствующий звук. (Цифры, циркуль, станция, ступеньки, насос, акация, стадион, умница, скромник.)

г) Логопед: Поднимите карточку с буквой С , обведите её указательным пальцем, нарисуйте её в воздухе, напишите её в тетради. Поднимите карточку с буквой Ц, обведите её указательным пальцем, нарисуйте её в воздухе, напишите в тетради.

Вот какая буква Ц.
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

Дифференциация С Ц в слогах, словах на письме.

д) Индивидуальная работа по карточкам.

Логопед: Ребята, вставьте пропущенные буквы с или ц в слова.

Насо…, зая…, пылесо…, скворе…, кузне…, матро…, ква…, ледене…, колоде…, боре…, пару….

Хлеб-хлебни…а, суп-супни…а, конфета-конфетни…а, сахар-сахарни…а, сухарь-сухарни…а.

Логопед: Как можно объединить некоторые слова? Назовите их обобщающим словом. (Посуда.)

Проверяем.

Логопед: Напишите названия картинок: цыпленок, сосна, цапля, сова.

Проверка в парах.

Логопед: Какое слово лишнее? Почему? (Сосна.)

5. Физминутка.

Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, дети потягиваются- руки вверх, потом то же, на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса вперед-назад.)

Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять.

(Приседание.)

Мы размялись от души иза парты поспешим.

(дети садяться за парты.)

6. Закрепление изученного. Работа у доски

Логопед: Назовите картинки (картинки с изображением птиц) и разложите их под буквами С и ц. (Дети выполняют задания на местах и у доски.) Как можно разложить на две группы эти картинки? Каким, одним словом можно назвать картинки? (Птицы.) Запишите под диктовку слова с буквами С Ц в первый столбик, с букваой С во второй столбик. Определите на слух место изучаемых звуков в словах: Цапля, синица, сойка, скворец, сова, снегирь, сверистель.

Развитие чувства ритма.

Логопед: Ребята, послушайте стихотворение и добавьте в рифму недостающее слово (подчеркнуто для учителя) с учетом стихотворного размера.

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло .
Где летом пели зяблики
Сегодня посмотри!
Как розовые яблоки
На ветках снегири .

7. Физминутка: Выполняется стоя. Логопед произносит слова. Если в слове есть звук С, дети разводят руки в стороны, если Ц - хлопают в ладоши.

Овца, часы, кольцо, компас, сосна, пыльца, сыр, полотенце, колесо, кусты. (Дети садятся).

8. Итог

Логопед:ребята, вы сегодня проговаривали слоги и слова, производили замену звуков и букв в слогах и словах, раскладывали картинки.

Зачем мы это всё делали?

Мы учились различать звуки и буквы С и Ц.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!