Дифференциация щ ть в словах и предложениях. Михайлова евгения викторовна - документ


г. Кириши


Введение

Вашему вниманию предлагается пособие, направленное на развитие умения дифференциации звуки Ть-Ч детьми 5 – 8 лет.

В данной тетради представлена система упраж­нений по дифференциации звуков Ть–Ч. Дифференциация звуков Ть-Ч проводится по тради­ционной схеме. Сначала детям предлагается речевой материал и игровые упражнения на дифференциацию трудных звуков в слогах, затем в словах, словосочетаниях, чистоговорках, предложениях, стихотворениях, текстах.

Материал, собранный в тетради, помогает сделать работу с дошкольниками увлекательной и разнообразной. В ходе всех игровых упражнений отрабатывается не только умение дифференцировать звуки, но и проводится работа по развитию всех компонентов речевой системы (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи). А также позволяет уделить внимание развитию мелкой моторики, психических процессов, социально-личностному и коммуникативному развитию личности ребёнка.

Работа в данной тетради помогает своевременно провести профилактику дисграфии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребен­ка и этапа коррекционной работы игры и задания мо­гут использоваться логопедом комбинированно.

Пособие предназначено для логопедов дошкольных и школьных образовательных учреждений, воспитателей коррекционных групп, родителей.

Дифференциация звуков Ч – Т`

Дифференциация звуков Т`-Ч в слогах

Упражнение 1 . Произнеси (прочитай) слоги.

Ча - тя ать – ач ача - атя

Чо - тё оть - очь очо - отё

Чи - ти ить - ич учу - утю

Че - те эть - эч ичи - ити

Чу - тю уть - уч эче – эте

Упражнение 2. Игровое упражнение «Скажи наоборот»

Ти - …, че - …, тя - …, и т.д.

Упражнение 3. Игровое упражнение «Звуковая дорожка» (Приложение, лист 1). Помоги белочке дойти до дуба. «Проскачи» пальчиком правой (левой) руки по кружочкам, произнося песенки белочки: ча–тя–ча–тя, и т.д.

Дифференциация звуков Т`-Ч в словах

Упражнение 1. «Парочки». Произнеси слова парами.

ча-тя

чашка-тяжкий качать-катят внучата-утята

чайка-лентяйка ворчат-вертят крольчата-котята

чавкать-тявкать мычат-мостят круча-крутят

чо - те, че - те

бачок-потёк бочонок-утёнок зайчонок-котёнок

чёлка-тёлка прочёл-котёл чёрный-тёмный

чёткий-тётка чёсаный-тёсаный ночёвка-путевка

бечёвка-потёмки мочёный-метёный печёный-плетёный

чу - тю, чи - ти

чук-тюк каучук-утюг чулан-тюльпан

чижик-тише плечи-плети зайчик-зонтик

мычит-летит точить-катить овчина-паутина

че - те

зачем-затем качели-хотели леченье-плетень

черно-темно вечер-ветер чернеть-терпеть

чернота-теснота черенок-теремок калач-желать

ачь - ать

трубач-срубать вскачь-искать кумач-поймать поплачь-послать врач-брать

оч (очь) -оть, уч-уть, яч (ячь)-ять

толочь-полоть луч-муть

тянуч-тянуть могуч-погнуть

мяч-мять впрячь-пять

ич (ичь) - ить, еч (ечь) - еть

дичь-водить печка-Петька беречь-белеть
меч-иметь речь-смотреть натечь-надеть
печь-петь речка-редька напечь-запеть
лечь-клеть

Упражнение 2. Произнеси (прочитай слова).

Учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать, скучать, честь, чавкать, ворчать, чаепитие, тягучий, чутьё, челюсть, чинить, чистить, чистюля, чистотел, читатель, чуть-чуть, чуять, печать, молчать, получать, мочить, точить, мечеть, утечка, птичка, плотвичка, птенчик, чтение, стечение.

Упражнение 3. Игровое упражнение «Назови ласково». Назови слово ласково так, чтобы в нём появился звук Ч.

Ветер – ветерочек, катер - …., утёнок - …, тёлка - …, котёл - …, путёвка - …, метёлка - …, плетёнка - …, утюг - …, тюльпан - …, теремок - …, телефон - …, костюм - …, пятёрка - …, тень - …, тюбик - …, тележка - … .

Упражнение 4. Игровое упражнение «Звуковая дорожка»

Помоги зайчонку поскорее добраться до приза. «Прыгай» пальчиком по кружочкам и называй картинки. (Приложение, лист 2)

Упражнение 5. Игровое упражнение «Теремок». Помоги зайчонку пройти к теремку. Переходи от одной кочки к другой по стрелкам, называя картинки. (Приложение, лист 3)

Упражнение 6. Игровое упражнение «Найди слово» (развитие навыков позиционного анализа)

Назови картинку выделяя звук Ч или Т`. В какой домик поселим эту картинку? (Приложение, лист 4)

Упражнение 7. Игровое упражнение «Третий лишний»

Назови картинку, выбери лишнюю, объясни, почему ты так решил. (Приложение, лист 5)

Дифференциация звуков Т`-Ч в словосочетаниях

Упражнение 1. Повтори (прочитай) словосочетания.

Катится тачка. Теленок мычит. Учитель читает. Горячий утюг. Тяжелая пачка. Тесный чулан. Пять чеков. Плетеная бечевка. Темная ночь. Точить меч. Теплый калач. Получать сдачу. Полоть чечевицу. Погнуть ключ. Пять учебников. Тесная полочка. Теплый чайник. Пить чай. Топить печь.

Упражнение 2. Игровое упражнение «Посчитай». Согласование числительных с существительными.

Назови, кого ты встретил на полянке, посчитай. Скажи со словом много. (Приложение, лист 6)

Упражнение 3. Игровое упражнение «Подскажи словечко»

Дифференциация звуков Т`-Ч в чистоговорках

Упражнение 1. Повтори (прочитай) чистоговорки

Ти – чи – ти – чи – потеряли мы ключи.

Тя – ча – тя – ча – ох, как печка горяча!

Те – че – те – че – мечтаю я о калаче.

Тю – ту – тю – чу – я сейчас свет выключу.

Тё – чо – тё –чо – болит левое плечо.

Тю – чу – тю – чу – я сейчас зажгу свечу.

Тя – ча – тя – ча – горит свеча.

Чи – ти – чи – ти – сели мы вокруг свечи.

Ти – чи – ти – чи – стали кушать калачи.

Ти – чи – ти – чи – калачи из печи.

Ечь – еть – ечь – еть – хочешь с нами посидеть?

Тим – чом – тим – чом – угостим калачом.

Дифференциация звуков Т`-Ч в предложениях

Упражнение 1. Повтори (прочитай) предложения.

Тема чистит ботинки. Петя сидит на печи. У тюльпана четыре тычинки. Птичка вылетела из клеточки. В темной комнате светится ночник. В чайнике почти не осталось воды. Тема починил тете чугунный котел. Надо послать Галочку на почту. Дети с увлечением кидали мяч. Дети хотели качаться на качелях. По небу ползет черная туча. Наступил вечер, и утих ветер. Девочка потеряла зонтик. Сова днём прячется, ночью охотится. Тема в темноте наткнулся на печку. Мяч закатился в чулан. Собака Чапа тявкала на зайчат и утят. Солдат чистил котел из-под ячневой каши. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Долбит деревья дятел, но их он не калечит, а только лечит.

Упражнение 2 . Повтори (прочитай) двустишия.

    Дед Ильич совсем не прочь

Домик строить нам помочь.

    Ой, замёрзли мы на речке

Посидим теперь на печке.

    У меня стояла тёлочка

Грустно глядя из-под чёлочки.

    Жучок и паучок

Сели вместе на сучок.

    Вслед за уточкой утёночек плывёт

Быстро лапками своими он гребёт.

Упражнение 3. Игровое упражнение «Звуковая дорожка». - Помоги зайчонку поскорее добраться до приза. «Прыгай» пальчиком по кружочкам проговаривая предложение: «Зайчонок пригнул на телефон. Зайчонок перепрыгнул с телефона на чайку» . и т.д. (Приложение, лист 2)

Упражнение 4. Игровое упражнение «Теремок». Помоги зайчонку добраться до теремка. Переходи от одной кочки к другой по стрелкам, проговаривая предложение: «Зайчонок прыгнул на часы» или «Зайчонок прыгнул на кочку с часами» (совершенствование умения употреблять предлоги в речи). (Приложение, лист 3)

Упражнение 5. Игровое упражнение «Черепашка».

Помоги черепашке попасть на остров. Иди только по картинкам, в названии которых услышишь звук Ч, на картинки со звуком Т` наступать нельзя. (Приложение, лист 7)

Упражнение 6. Игровое упражнение «Тимка и Чапа».

Помоги Тимке и Чапе собраться в дорогу. Положи в тележку Тимке предметы, в названии которых есть звук Т`, а в чемодан Чапе - предметы со звуком Ч. Например: «Утюг. В слове утюг слышу звук Т`. Положу утюг Тимке в тележку». « У Тимки в тележке утюг, тетрадь и т.д.». (Приложение, лист 8 - 9)

Упражнение 7. Игровое упражнение «Весёлый поезд». (развитие навыков слогового анализа).

Помоги пассажирам занять своё место. В первом вагоне поедет пассажир, в названии которого один слог, во втором – два, в третьем – три, и в четвёртом – четыре слога. Назови пассажира, поделив слово на слоги с помощью хлопков. Проведи дорожку к вагончику с нужным количеством окошек. Например: «Мяч. В слове мяч один слог. Мяч поедет в первом вагончике». (Приложение, лист 10)

Упражнение 8. Игровое упражнение «Около»

Назови, что стоит около утюга?

Что стоит около платья?

Что стоит около картины?

Что стоит около лампочки?

Что стоит около тюльпана? (Приложение, лист 5)

Упражнение 9. Игровое упражнение «Кузнечик». (Развитие навыков пространственного ориентирования, формирование умения употреблять в речи предлоги)

В начале игры ребёнок ставит фигурку кузнечика на «картину». Затем слушает инструкцию логопеда, например: «Кузнечик сделал 2 шага вверх, один направо. Куда прыгнул кузнечик?» Ребёнок даёт ответ: «Кузнечик прыгнул на грача». Далее логопед может задать следующие вопросы:

Что стоит слева от кузнечика?

Что под кузнечиком? И т. д. (Приложение, лист 5)

Упражнение 10. Игровое упражнение « Кто за кем?» (развитие зрительного восприятия, совершенствовать умение использовать в речи предлог «за»)

Назови, кто за кем идёт? Например: «Котёнок идёт за ласточкой» и.д. (приложение, лист 11)

Упражнение 11. Игровое упражнение «Котёнок-звездочёт». (Употребление предлога НА; согласование прилагательных с существительными, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

Рассмотрите вместе с котёнком звёзды на небе. Пример ответа: «Котёнок-(звездочёт) увидел на жёлтой звезде телефон, а на жёлтой звёздочке телефончик». (Приложение, лист 12)

Упражнение 12. Игровое упражнение «Составь предложение»

Составь предложение о Кате и Вите по схемам, с опорой на картинки. Например: Катя … мяч. – Катя катит мяч. (Приложение, лист 13)

Упражнение 13. Игровое упражнение «Подскажи словечко» (обогащение глагольного словаря)

Что может делать пчела? (ужалить, летать, жужжать, кружить, собирать нектар и т.д.)

Что может делать врач? (лечить, делать уколы, мерить температуру, давать лекарство, выписывать рецепт и т.д.)

Что может делать мальчик? (играть, бегать, скакать, помогать, убирать, чинить и т.д.)

Что может делать колокольчик? (расти, цвести, украшать, радовать, пахнуть, вянуть и т.д.)

Дифференциация звуков Т`-Ч в стихотворениях

Упражнение 1. Произнеси (прочитай) стихотворения.

Ты зачем примчалась, птичка?

К родничку, где льет водичка?

    Прилетела я попить,

Малых птенчиков умыть!

В это час на всех часах

Тихий час, тихий час

Стрелки ходят на носках

В этот час, тихий час.

Паучок из нити длинной

Сплёл на ветках паутину.

Зазевается жучок,

Попадёт к нему в сачок.

Нить паучья хоть тонка

Но не выпустит жука.

Аистёнок длинноногий

Сбился вечером с дороги.

Светлячок фонарь зажёг,

К дому путь найти помог.

Ф. Бобылёв

Пчёлка.

Залетела к нам пчела.

У оконного стекла

Кружится, старается,

Да не получается!

Я дружить хочу с пчелою,

Я ей форточку открою:

Улетай-ка на свободу,

Принеси на лапках мёду.

В. Степанов

Черепаха

Захотела черепах

Постирать свою рубаху.

Снять пыталась через ножки.

Погоди, - смеётся ёжик, -

Через голову попробуй, -

Но старались даром оба.

Может лучше через хвостик?

Тут пошёл весёлый дождик.

Очень рада черепаха:

Стала чистою рубаха.

Ф. Гуринович

Радость в лесу

Радость в лесу великая:

Зайчик на скрипке пеликает!

Сам смастерил он скрипку,

Сам научился играть.

Сам научился играть.

Сели все зайцы под липку,

Стали ему подпевать.

И. Муравейка

Упражнение 2. Расскажи стихотворение с помощником. (Работа с мячиком су-джок», пальчиковая гимнастика)

Дифференциация звуков Т`-Ч в текстах

Яичко

Сейчас я вам кое-что покажу. Вот три яичка. Вы, конечно, думаете, что яички птичьи? И я так считал, когда увидел четыре таких яичка в листьях. Птичка мне не встретилась, и любопытно было узнать, чьи эти яички.

Через три дня я опять был на том месте. Птички опять не было, а яички лежали. Они набухли, а в одном намечалась дырочка: вот-вот высунется птичий нос.

Дырочка увеличилась, и из яичка выполз тёмный уж. Вот так птичка! Так я не отличил птичье яичко от ужиного.

Забрал я три яичка. Вот они. Очень похожи на птичьи, нелегко их отличить.

(По Н. Сладкову)

Упражнение 2.

Паучок

Плетёт паучок паутинку. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - сплёл паутинку. Сплёл, а сам притаился: «Попа­дёт муха в паутину большая - наемся».

Летела птичка-синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - всю паутину разорвала и улетела.

Дёргается паутина - паучок думает: «Большая муха попа­лась».

Смотрит паучок - ни мухи, ни паутинки.

(Н. Дилакторская )

Упражнение 3. Произносить (повторять) тексты

Чип-поэт

Паучок Чип хочет стать поэтом. «Надо только точно почувствовать, какие словечки соединять, и стих готов», - думал паучок. Чип мечтает сочинить стихи о том, как весной из почек выглянут клейкие листочки, о том, какие лёгкие сети плетут паучки, какие песенки поют птички-невелички.

Чип очень хочет написать много стихов, а мальчики и девочки будут читать их и заметят, как много чудес есть на свете.

(Алифанова Е.А, Еговора Н.Е.)

Упражнение 4. Задание 1. Расскажи историю с помощью картинок.

Ботиночки для паучка.

Жил-был на паутинке крошечный
. Налетел осенний ветерок и сдул с паутинки. Сидит под кустиком, печалится. Холодно ему. Мимо летела птичка и уронила . Захотелось открыть . Подошёл к коробочке, залез на неё, потом слез. Потянул за ленточку, открыть не получается!

Выскочил из-за коробочки
.

Кузнечик - кузнечик, помоги коробочку открыть? – сказал .

Стали вдвоём за ленточку тянуть – не получается!

Подлетела . Вокруг коробочки облетела. За коробочку залетела. Из-за коробочки вылетела. Села на коробочку.

Бабочка-бабочка, помоги коробочку открыть! – сказал .

Потянули втроём за ленточку - не открывается коробочка!

Подлетела .

Пчёлка - пчёлка, помоги коробочку открыть! – сказал .

Потянули за ленточку вчетвером и открыли коробочку! А там –
! Стали мерить: - велики, - малы, - чуть-чуть великоваты. Стал паучок ботиночки примерять. Подошли ботиночки: тёплые, мягкие, удобные. Теперь паучку не страшен осенний ветерок!

(Рачкова Е.А., Михайлова Е.В.)

Задание 2. Посчитай ботиночки на лапках паучка (Приложение, лист 14)

Задание 3. Раскрась ботиночки цветными карандашами. Расскажи, какие ботиночки у тебя получились.

Список использованной литературы:

    Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Москва, 2001 г., с 76-79

    Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – Изд. Школа. ТМ, ТОО Издательство «Биополис», СПБ, 1996, 208 с.;

    Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Логопедическая энциклопедия дошкольника, Изд. дом «Нева», СПБ, 2004, с 598-607

    Настольно-печатная игра «Пять щенков» - логопедическое лото для детей 4-7 лет

    Электронная педагогическая библиотека /

Внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галча-та, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чуба-тый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штуч-ка, веточка, ниточка, форточка.

Учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, сте-речь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать.

Ча - тя

чашка - тяжкий качать - катят внучата - утята чайка - лентяйка ворчат - вертят крольчата - котята чавкать - тявкать мычат - мостят круча - крутят

Чо-те, чё - те

бачок - потёк чёлка - тёлка бочонок - утёнок прочёл - котёл зайчонок - котёнок чёрный - тёмный чёткий - тётка чёсаный - тёсаный ночёвка - путёвка бечёвка - потёмки мочёный - метёный печёный - плетёный

Чу - тю, чи - ти

чук - тюк чижик - тише мычит - летит каучук - утюг плечи - плети точить - катить чулан - тюльпан зайчик - зонтик овчина - паутина

Че - те

зачем - затем чернеть - терпеть качели - хотели чернота - теснота леченье - плетень черенок - теремок черно - темно черноголовый - темноголовый вечер - ветер черноволосый - темноволосый

Ач- ать

калач - желать трубач - срубать кумач - поймать врач - брать вскачь - искать поплачь - послать

Оч (очь) - оть, уч - уть, яч (ячь) - ять

толочь - полоть тянуч - тянуть мяч - мять луч - муть могуч - погнуть впрячь - пять

Ич (ичь) - ить, еч (ечь) - еть

дичь - водить печка - Петька беречь - белеть меч - иметь речь - смотреть натечь - надеть печь - петь речка - редька напечь - запеть лечь - клеть

Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.

Горячий утюг. Тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Мальчики катят тачку. В тачке кирпичи. Долбит деревья дятел, но их он не калечит, а только лечит. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Мячик бьют, а он не плачет и только скачет. Сова днём прячется, ночью охотится. Наступил вечер, и утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек - четыре штучки.

Загадки

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы.)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн.)

По дороге, по пути весело качу. А с конца меня прочти - нож я наточу. (Колесо - оселок.)

Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предложения.

залетела бабочка.

Во дворе чужая .

Катят с кирпичами.

На почте есть

Упражнение . Составить предложения по картинкам.

Загадки

Пять мальчиков, пять чуланчиков.

Разошлись мальчики в тёмные чуланчики.

Каждый мальчик в свой чуланчик.

(Перчатка.)

Из железа тучка, А у тучки - ручка.

Эта тучка по порядку

Обошла за грядкой грядку.

(Лейка.)

Барсучиха-бабушка

Испекла оладушков,

Угостила двух внучат -

Двух драчливых барсучат.

А внучата не наелись,

С рёвом блюдцами стучат.

Ну-ка, сколько барсучат

Ждут добавки и молчат?

(Т. Белозёров.)

Много в классе школьников -

Ленинских внучат.

В школе октябрятские

Песенки звучат.

Где пятиконечные

Звёздочки горят?

На груди у школьников,

У нас, у октябрят.

Этих ясных звёздочек

Больше с каждым днём.

Хорошо мы учимся,

Смелыми растём.

(3. Александрова.)

Упражнение . Выучить наизусть стихотворения.

Наша Таня

Наша Таня громко плачет, -

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч!

(А. Барто.)

Кто чего хочет

Хочет твой бумажный змей

Взвиться в небо к тучам.

Хочет жёлудь стать скорей

Деревом могучим.

Хочет поле, хочет сад

Солнечной погоды.

Мирно, дружно жить хотят

На земле народы.

(С. Погореловский.)

Яичко

Сейчас я вам кое-что покажу. Вот три яичка. Вы, конечно, думаете, что яички птичьи? И я так считал, когда увидел четыре таких яичка в листьях. Птичка мне не встретилась, и любопытно было узнать, чьи эти яички.

Через три дня я опять был на том месте. Птички опять не было, а яички лежали. Они набухли, а в одном намечалась дырочка: вот-вот высунется птичий нос.

Дырочка увеличилась, и из яичка выполз тёмный уж. Вот так птичка! Так я не отличил птичье яичко от ужиного.

Забрал я три яичка. Вот они. Очень похожи на птичьи, нелегко их отличить. (По Н. Сладкову.)

Паучок

Плетёт паучок паутинку. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - сплёл паутинку. Сплёл, а сам притаился: «Попадёт муха в паутину большая - наемся».

Летела птичка-синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - всю паутину разорвала и улетела.

Дёргается паутина - паучок думает: «Большая муха попалась».

Смотрит паучок - ни мухи, ни паутинки. (Н. Дилакторская.)

Различение звуков ч — т" в изолированном произнесении в слогах

Задание 1 . Выдели начальный звук ч или т" из слов чемо-дан, тележка. Сравни их по артикуляции, по месту образова-ния: а) Что общего имеют эти звуки? б) Чем они отличаются?

Задание 2 . Выдели звуки ч и т" из слов. Логопед произносит слово, дети называют звук ч или т" а) в начале, б) в середине и в) в конце слова.

Образец. Чулок (ч), терка (т").

а) Чашка, тележка, черный, чисто, темный, тихо,
чеснок, терка, теплый, чужой, частый, тюль, черепа-
ха, тюльпан, тяжко, тигренок, часы, теленок, теле-визор.

б) Мочалка, скатерть, качалка, полотенце, мате-рия, печенье, мастер, вечерний, сатин, рабочий, пятерка, перчатки, гречка, котенок, колечко, летит.

в) Мяч, мыть, шить, беречь, смотреть, стеречь,
крыть, калач, сеть, сечь, косить, силач, грач, видеть
врач, ткач.

Задание 3 . Произнеси слоги отраженно.

ЧА —ТЯ ЧИ —ТИ ТЯ —ЧА ТИ-ЧИ

ЧО —ТЕ ЧЕ —ТЕ ТЕ —ЧО ТЕ —ЧЕ

ЧА — ТЯ ТЮ —ЧУ АЧ —АТЬ ИЧ — ИТЬ

ТЯ —ЧА ЧЕ —ТЕ ЧО —ОТЬ ЕЧ —ЕТЬ

ЧУ —ТЮ ТЕ —ЧЕ УЧ —УТЬ

Задание 4 . Запомни и воспроизведи слоговые ряды.

ЧА—ТЯ —ЧА 40 —ТЕ —40 ТЯ — Ч А — ТЯ ТЕ — 40 — ТЕ

ЧА —ТЯ —ЧА —ТЯ ТЮ —ЧУ —ТЮ—ЧУ

Задание 5 . Выдели начальные слоги из слов. Образец. Чаша (ча), тюлень (тю).

Тело, чугун, тихо, чижик, чулок, тюлень, тюря, чудо, тина, чихать, тени, чулан.

Различение звуков ч — г" в словах

Задание 6 . Закончи слова, добавив слоги ча или тя. Про-изнеси все слова.

Образец. Све...(ча) — свеча, Ми...(тя) — Митя,

Те.. .(тя), Пе.. .(тя), да.. .(ча), Ви.. .(тя), зада.. .(ча), ветре.. .(ча), ди.. .(тя), кру.. .(ча), кру.. .(тя), алы... (ча).

Задание 7 . Произнеси слова парами. Выясни смысл слов. Ответь на вопрос: какими звуками отличаются эти слова?

Крутя — круча, челка — телка, чело — тело.

Задание 8 . Измени слова по образцу:

Тигренок — тигреночек, котенок —... , утенок — ... , теленок — ... , грачонок —... .

Тетрадь — тетрадочка, скатерть —... , тень —... , ветер —... , катер —... .

Светить — свечу, лететь — ... , пыхтеть —... , топтать —... , молчать —... , кричать —... , све-тить —... , хотеть —... .

Кручу — крутить, свечу —... , верчу —... , захо-чу—... , стучу —... , молчу —... , топочу—... , топчу —... , кричу —... , пыхчу — ... .

Кричит — кричать, молчит —... , звучит — ... . ворчит —... .

Я качу, ты катишь. Я лечу, ты... .Я кричу, ты... . Я кручу, ты.... Я хочу, ты... . Я верчу, ты....

Задание 9 . Подними правую руку, если в слове услышишь звук ч, левую — т", обе руки, если в слове услышишь оба

звука.

Терка, хочу, теперь, учитель, темный, черный, мо-чалка, теленок, теплый, чистый, матерчатый, печка, печать, печальный, выключатель, ветчина, теремок, материя, теленочек, встречать, встреча, птенчик, вол-чонок.

Задание 10 . Рассмотри картинки. Разложи их в две колон-ки по звукам ч и г". Назови их.

Приблизительный перечень картинок: тюль-пан, ключик, телефон, мальчик, скатерть, черепаха, печенье, тетрадь.

Задание 11 . Вспомни героев сказок, в названии которых есть звуки ч или т" (Чиполлино, Буратино).

Задание 12 . Отгадай загадки. Назови, какой звук (ч или г") содержится в отгадке.

Загадки для отгадывания.

Всю жизнь хожу, Сетка густая

Никуда не захожу. Мух не отпускает.

(Часы.) (Паутина.)

Летом вырастают, Без рук, без ног,

А осенью опадают. А ворота отворяет.

(Листья.) (Ветер.)

В избе изба, Его бьют, а он не плачет,

На избе труба. Только выше, выше

Зашумело в избе, скачет. (Мячик.)

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.(Печка.)

Задание 13 . Нарисуй картинки, в названии которых слы-шишь звуки ч или г". Назови свои рисунки.

Количество рисунков определяет логопед. Это Задание можно дать на дом.

Дифференциация звуков ч — т" в предложениях

Задание 14 . Произнеси словосочетания отраженно.

Уточка с утятами. Чай с печеньем. Степные цве-точки. Кошечка с котятами. Калачи с тмином. Жел-тенькая наволочка. Учитель с учеником. Телятина с чесноком.

Задание 15 . Придумай предложения со словосочетаниями (см. предыдущее Задание ).

Образец. Гуляют уточка с утятами.

Задание 16 . Посчитай птенчиков.

Логопед выставляет картинки, изображающие птенчиков в разных количествах, и предлагает детям их пересчитать.

Один птенчик. Два птенчика. Пять птенчиков. Че-тыре птенчика. Шесть птенчиков.

Задание 17 . Составь условия задачи со словосочетаниями (см. предыдущее Задание).

Задание 18 . Произнеси отраженно предложения. Ответь на вопросы целым предложением самостоятельно.

Витя читает Мите. Кто кому читает?

Витя и Митя пили чай с печеньем.

С чем пили чай Митя и Витя?

Задание 19 . Произнеси отраженно. Выучи наизусть.

Считалочка

Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять.

Пословица

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Загадка

Хоть и круглый, а не мяч. Рта не видно, а кусач.

Мячик

Мячик мой, лети высоко. Мячик мой, лети далеко!

Задание 20 . Прослушай рассказ, Ответь на вопросы. Пере-скажи, как запомнил.

Чижик

У Пети был чижик. Чижик в клетке не пел. Петя пришел к чижику.

Пора тебе, чижик, петь!

Пусти меня погулять, весь день буду петь.

Кто был у Пети?

Что сказал Петя чижику?

Что ответил чижик?

Как ты думаешь, почему чижик не пел?

Жучка и кость

Несла Жучка кость через мостик. Глядь, в воде ее тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

Выражения для объяснения: пришло Жучке на ум.

Задание 21 . Прослушай стихотворения. Произнеси отра-женно. Заучи наизусть (по выбору логопеда).

Про галку

Скачет галка по Напали на галку

Ельничку, разбойники,

Бьет хвостом по Сняли они с галочки синь

Березничку. кафтан.

Ох, не в чем галочке Плачет галка,

По городу гулять. Да негде взять!

Колыбельная

Котя, котенька, коток, Нашу Мурочку качать,

Котя — серенький Прибаюкивать.

Хвосток! Уж как я тебе, коту,

Приди, котя, ночевать, За работу заплачу... (К. Чуковский.)

Перчатки

Потеряли котятки

На дороге перчатки

И в слезах прибежали домой:

Мама, мама, прости,

Мы не можем найти,

Мы не можем найти

Перчатки!

Потеряли перчатки?

Вот дурные котятки!

Я вам нынче не дам пирога

Мяу-мяу, не дам,

Мяу-мяу, не дам,

Я вам нынче не дам пирога!

Побежали котятки,

Отыскали перчатки

И, смеясь, прибежали домой:

Мама, мама, не злись,

Потому что нашлись,

Потому что нашлись

Перчатки!

Отыскали перчатки?

Вот спасибо, котятки!

Я за это вам дам пирога.

Мур-мур-мур, пирога,

Мур-мур-мур, пирога,

Я за это вам дам пирога?

(Пер. С. Маршака.)

Дети заучивают песенку по ролям. Логопе д напоминает им о правильном произнесении звуков ч и г".

Ча – тя ач – ать тя – ча – тя

Тя – ча яч – ять ча – тя – ча

Чо – тё ать – ач чо – тё – чо

Тё – чо ять – яч тё – чо – тё

Чи – ти оч – оть чи – ти – чи

Ти – чи ич – ить ти – чи – ти

Чу – тю уть – уч чу – тю – чу

Тю – чу еть – ечь тю – чу – тю

Челюсть, чинить, чистить, чистюля, чистотел, читатель, чуть-чуть, чуять, печать, молчать, качать, получать, лечить, учить, мочить, точить, мечеть, утечка, птичка, плотвичка, птенчик, учение, чтение, стечение.

Катится тачка. Теленок мычит. Учитель читает. Горячий утюг. Тяжелая пачка. Тесный чулан. Пять чеков. Плетеная бечевка. Темная ночь. Точить меч. Теплый калач. Получать сдачу. Полоть чечевицу. Погнуть ключ. Пять учебников. Тесная полочка. Теплый чайник. Пить чай. Топить печь.

Ч – ТЬ №2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч – ТЬ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, СТИХАХ

Тема чистит ботинки. Петя сидит на печи. У тюльпана четыре тычинки. Птичка вылетела из клеточки. В темной комнате светится ночник. В чайнике почти не осталось воды. Тема починил тете чугунный котел. Надо послать Галочку на почту. Дети с увлечением кидали мяч. дети хотели качаться на качелях. По небу ползет черная туча. Девочка потеряла зонтик. Тема в темноте наткнулся на печку. Мяч закатился в чулан. Собака Чапа тявкала на зайчат и утят. Солдат чистил котел из-под ячневой каши. У тети есть котята, утята, телята, зайчата. Вечером, в темноте, Танечка и Олечка сбились с пути и налетели на плетень. Надо истопить печь и напечь гостям печенья. Пейте, дети, теплое молоко и ешьте печенье. Пойдите в чулан и возьмите чуточку мучки и чая. Учитель велел ученикам приготовить к понедельнику сочинение на свободную тему.

В этот час Чести золото не купит.

На всех часах Честный чести не

Тихий час, уступит.

Тихий час. Честь нужна ему как

Стрелки ходят свет.

На носках Рад продать ее

В этот час, бесчестный,

Тихий час. Но, как всякому известно,

У бесчестных чести нет.

Ты зачем примчалась, птичка?

К родничку, где льет водичка?



Прилетела я попить,

Малых птенчиков умыть!

Ш №1 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В ПРЯМЫХ СЛОГАХ, СЛОВАХ

ША – ШО – ШУ ШИ – ШЕ – ША

ШО – ШУ – ША ШЕ – ШУ – ША

ШУ – ША – ШО ШИ – ШУ – ШЕ

ШЕ – ШУ – ШО ШУ – ШИ – ША

Повторять слова с ударными слогами:

Шаль, шахта, шаг, шар, шайба, шавка, ушанка, мышата, большая, дышать, лошадка, шахматы, лапша.

Шёл, шёпот, шорох, шёлк, петушок, порошок, пушок, мешок, большой, гребешок, ушёл, нашёл, пришёл.

Шить, шило, ширма, шире, пиши, камыши, кувшин, ерши, малыши, ошибка, машина, шили, решили.

Шутка, Шура, шутит, шум, шуба, мишутка, тушу, пишу, дышу, прошу, ношу, шея, шейка, шей, решение, мишень, ошейник.

Повторять слова с безударными слогами:

Шалун, шакал, шалить, ваша, наша, Даша, Миша, Наташа, Алеша, крыша.

Шутник, шуруп, чешуя, мишура.

Шиповник, широкий, шипеть, мыши, уши, ландыши, ладоши, камыши, горошина, хороший, тишина, младший.

Ш №2 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В ЧИСТОГОВОРКАХ

Ша – ша – ша – шапка Ша – ша – ша – мама моет малыша

Шо – шо – шо – шов Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Шу – шу – шу – шуба Шо – шо – шо - говорю я хорошо.

Ши – ши – ши – шина Ши – ши – ши – как сапожки хороши.

Ше – ше – ше – шея

Что-то шепчут камыши. – Я пишу уж хорошо.

Это утка в камыше. – Все, что хочешь, напишу.

Ша – ша – ша, ша – ша – ша Ши – ши – ши, ши – ши - ши

Выходи из камыша! «Ешьте кашу» - напиши

Ше – ше – ше, ше – ше – ше Шу – шу – шу, шу – шу - шу

Нет уж утки в камыше. - Это я уж напишу.

Ши – ши – ши, ши – ши – ши Шо – шо – шо, шо – шо - шо

Что – то шепчут камыши? - Вижу, пишешь хорошо.

Ш №3 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СЛОВАХ, ЧИСТОГОВОРКАХ, ФРАЗАХ

Ша – ша – ша – наша Маша хороша.

Шо – шо – шо – говорим мы хорошо.

Шу – шу – шу – помогите малышу.

Ши – ши – ши – на поляне малыши.

Штамп, штаб, штопка, штопор, шторы, штука, штурвал, штык.

Швея, швы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкура

Шланг, шлак, шла, шлем, шли, шлюпка, шляпа.

Шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпатель, шпилька, шпион.

Наша школа. Швейная машина. Шумные шалуны. Шелковая шаль. Душистый шампунь. Дашина шапка. Шелуха шиповника. Шутник Мишутка. шумят камыши. Шпиль башни. Машина школа. Хоккейная шайба. Полный штиль. Длинный шланг. Тушеный шпинат. Платяной шкаф. Шпулька ниток. Липкая мышь. Мягкая подушка. Зеленая лягушка. Пышная плюшка. Хоккейная клюшка. Маленькая мошка. Душистые ландыши. Наша бабушка. Душная комната. Теплая шуба. Шипы шиповника. Наташины галоши. Гладкий шов. Штык винтовки. Мамины шпильки. Большой шмель. Шины для машины. Глубокая шахта. Катушка шелка. Пшенная каша. Шелковая штопка. Пушистая шляпа.

Вот каша. Даша ест кашу. У Шуры новая шуба. У Паши шуба и шапка. Малыш шагает в школу. У реки камыш. Камыш шумит. Наташа пишет. На дороге шумит машина. Наш котенок – шалун. Хороши ландыши.

Ш №4 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Ш В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ, СЛОВАХ

АШ – ОШ – УШ ЫШ – УШ – ОШ

ЯШ – ЁШ – ЮШ ЕШ – ИШ – ЮШ

АШ – ЯШ – ЮШ ИШ – ЫШ – АШ

ЁШ – ЯШ – УШ ЫШ – ИШ – ЕШ

Наш, ваш, пашня, башня, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, чашка.

Крошка, мошка, окошко, лукошко, ладошка, горошек, картошка, окрошка, кошка.

Душ, ушки, пушка, мушка, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, ракушка.

Крышка, малышка, пышка, вышка, мартышка, покрышка, малыш, камыш.

Гуляш, бляшка, Яша, Алёша, рыбешка, лепешка, матрешка, льешь, пьешь, поешь, трешь, берешь.

Орешки, пешки, вешки, ешь, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь, ворчишь.

Ш №5 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СЛОВАХ, ЧИСТОГОВОРКАХ И

ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Башлык, башмак, кашне, каштан.

Ушли, петушки, бабушка, дедушка, Аленушка, Буренушка, тушканчик, ландыш, детеныш, донышко, перышко, пятнышко

Полюшко, брюшко, мякиш, финиш, кормишь, валишь, делишь, пилишь, даришь.

Аш – аш – аш – дайте карандаш. Ашка – ашка – летит букашка.

Ош – ош – ош – у меня нож. Ошка – ошка – на окошке кошка.

Уш – уш – уш – теплый душ. Ушка – ушка – лягушка – квакушка.

Иш – иш – иш – у меня малыш. Ишка – ишка – маленькая мышка.

Кошка ловит мышку. Алеша, надень рубашку. Ребята играют в кошки-мышки. У кошки ушки на макушке. Наташа чистит картошку. Малыш, надень калоши. На столе чашка, в ней ложка. Воробышек клюет зернышки. Маша пошла в школу. Мама шьет на швейной машине. У бабушки шелковая шаль. Даша вымыла голову шампунем. Лушина шапка упала под вешалку. Наташа и Миша нашли ландыши. В Машиной шкатулке много шпулек и катушек. Маша пришила Паше вешалку на шинель. Луша надела шубу, шапку, шарф, валенки и пошла гулять с Наташей. Алеша нашел много волнушек и шампиньонов. Луша шила голышу штанишки и шапку. Большой шмель летал над душистой липой.

Игра “В уголке Буквоеда”

На таблицах разбросаны буквы, из которых надо составить слова.

Найди нужную букву, запиши ее в подготовленную схему слева направо. Затем прочитать получившееся слово (грач, тигр).

Первая буква находится в правом верхнем углу. Запишите ее.

Вторая – в левом нижнем углу. Запишите.

Третья буква – в левом верхнем углу. Запишите.

Четвертая буква – в правом нижнем углу. Запишите.

Прочитай, какие слова получились. Сделай анализ слов. Какие цветные карандаши нужны?

Сколько в слове гласных звуков? Назови. Сколько всего согласных? Сколько твердых? Назови. Сколько мягких? Назови.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч-Т и Ч-Ть

Произносить слоги с этими звуками в разных вариациях.

Произносить слова со звуками Ч и Т.

Внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галчата, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чубастый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штучка, веточка, ниточка, форточка.

Произносить слова со звуками Ч и Ть.

Учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать.

Произносить пары слов.

Чашка – тяжкий чайка – лентяйка

Чавкать – тявкать внучата – утята

Круча – крутят крольчата – котята

Мычать – мостят ворчат – вертят

Бачок – потёк бочонок – утёнок

Чёлка – тёлка зайчонок – котёнок

Ночёвка – путёвка бечёвка – потёмки

Мочёный – метёный печёный – плетёный

Чук – тюк чижик – тише мычит – летит

Каучук – утюг плечи – плети точить – катить

Чулан – тюльпан зайчик – зонтик овчина – паутина

Зачем – затем чернеть – терпеть

Качели – хотели чернота – теснота

Леченье – плетенье черенок – теремок

Черно – темно черноголовый – темноголовый

Вечер – ветер черноволосый – темноволосый

Калач – жевать врач – брать

Кумач – поймать поплачь – подать

Толочь – полоть тянуч – тянуть

Мяч – мять могуч – гнуть

Луч – муть прячь – пять

Дичь – пить печь – петь

Меч – иметь печка – Петька

лечь – клеть речка – редька

беречь – белеть напечь – напеть

Произносить предложения.

Горячий утюг. Тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Сова днём прячется, ночью охотится. Наступил вечер, утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек – четыре штучки. Мячик бьют, а он не плачет, только ещё выше скачет.

ЗАГАДКИ

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы.)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн.)


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ТЬ (Т) - Ч

1. Дифференциация изолированных звуков Тъ - Ч.

Дифференцируя изолированные звуки Ть - Ч, рекомендуется использовать картинки-символы: Ть - молоточек стучит, Ч - паровоз едет.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ть (Т) - Ч.

тя - ча те - чо те - че тю - чу ти - чи

ча - тя чо - те че - те чу - тю чи - ти

3. Повтори обратные слоги со звуками Тъ (Т) - Ч.

ать - ач оть - оч уть - уч ыть - ыч ять - яч
ить - ич еть - еч ёть - ёч ють - юч яч - ять

4. Повтори слоги, где звуки Ть (Т) - Ч находятся между
гласными.

атя - ача атё - ачо ате - аче ати - ачи

отя - оча отё - очо оте - оче оти - очи

утя - уча утё - учо уте - уче ути - учи

ытя - ыча ытё - ычо ыте - ыче ыти - ычи

итя - ича итё - ичо ите - иче итю - ичу

5. Повтори слоги, где гласные находятся между согласны-

ми Ть (Т) - Ч. Тич - теч - тёч - тюч - тяч

6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

чти - чте - чте - чтю - чтя

7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

ачт - очт - учт - ычт - ичт - ечт - ечт - ючт - ячт

8. Повтори слова, где звуки Ть (Т) - Ч находятся в начале

слова.

тем - чем тюк - Чук тик - чик

тай - чай тайный - чайный тук - Чук

тюбик - чубик тех - чех ток - чок

тесно - честно тесто - честно

9. Повтори слова, где звуки Тъ - Ч находятся в середине слова.

петька - печка ноты - ночи

10. Повтори слова, где звуки Ть - Ч находятся в конце слова.

мять - мяч тянуть - тянуч

пугать - пугач меть - меч

11. Повтори слова, где звуки Тъ (Т) - Ч находятся в одном
слове.

12. Повтори словосочетания.

тыквенная начинка тонкая маечка тёмная туча

Митины ботиночки утиное яичко темная ночь

Вовочкина птичка тётин чемодан темные очки

13. Повтори предложения.

Три слова. У Катеньки мячик. Ниночка видит бабочку.

Четыре слова. Ученик Пе.тя покупает учебники. Девочки идут на почту. Котёнок хочет поймать бабочку. Катя даёт собачке косточку. На небе тёмные тучи.

Пять слов. Мамочка покупает дочке Танечке кофточку. Никита и Антон чинят тачку. Петя и Таня пекут пончики. Катя покупает пять пачек печенья. На печке спит котик Тимофей. У будочки тявкает Анечкина собачка.

Шесть слов. На тонких веточках у паучка паутина. Тётя Катя покупает очки в оптике.

Семь слов. Витя и Митя в тени едят пончики. Митя и Вовочка пьют чай с печеньем.

14. Повтори и отгадай загадки.*

Бежит, бежит - , Стучат, стучат, -

Не выбежит. Не велят скучать.

Течёт, течёт - . Идут, идут,

Не вытечет. (Река) А всё тут да тут. (Часы)

15. Повтори стихи*

У Мити пять котят, Моем, моем трубочиста

И все котята есть хотят. Чисто, чисто, чисто, чисто.

Е. Спивак Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!

К. Чуковский

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. А. Пушкин

16. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Тъ (Т)

Ч. Перескажи рассказы.

Кто мычит?

А. Хмелёва

  1. Это кит? - Кит.
  2. Кит мычит? - Не мычит.
  3. А кто мычит? - Бычок мычит.

Я читаю

А. Хмелёва

У меня книга. Я учу по этой книге буквы. Это буква а, это - у, это - и. А вот над этой буквой две точки. Это буква ё. Я читаю: ау, уа, Тема, тётя, уточка, тучка.

17. Повтори скороговорки.

Ткач ткёт ткани на платки Тане. Водичка течёт, а печка печёт. Димочка Ниночке чинит ботиночки.

Танечка - у печки, Ванечка - на печке.

Витечка читает, Митечка мечтает.

Ткани ткачи ткут, Но не много наткут. А. Хмелёва

Ткёт ткач Тане Новые ткани. Потом наткёт ткани Тоне и Мане. А. Хмелёва

Внучек Тема - в маечке, Дочка Таня - в юбочке.

У девочек Анечки, Манечки И Танечки в баночках бабочки.

У Пети по чтению «пять», Он Катю научит читать. А. Хмелёва

У Димочки - котёночек, У Фимочки - утёночек; Котёночек - у Димочки, Утёночек - у Фимочки.

Стишки на дифференциацию звуков «Ч» и «ТЬ»

Мальчуган вздыхает ТЯЖКО:

Со стола упала ЧАШКА...

Свисают руки, словно ПЛЕТИ...

Давай, дружок, расправим ПЛЕЧИ!

Учим Тузика не ЧАВКАТЬ

И на деточек не ТЯВКАТЬ!

У коровы - ТЁЛОЧКА,

Рыженькая ЧЁЛОЧКА!

Нашему ЛЕНТЯЮ

Заварить ЛЕНЬ ЧАЮ!

На брусок НА ТЁСАНЫЙ

Брошу шарф НАЧЁСАННЫЙ!

Я в комнаты МЕТЁНЫЕ

Нёс яблоки МОЧЁНЫЕ!

Объясняет ГекУ ЧУК

Как использовать УТЮГ!

Сайд садится на ЧУРБАН,

Сайд снимает свой ТЮРБАН.

Пора признаться ЧЕСТНО:

В каморке нашей ТЕСНО!

У трубача давным-давно

От веток в комнате темно...

Темно, конечно, но ТРУБАЧ

Не хочет ветки ОТРУБАТЬ!

Что тебя, братишка, МУЧИТ?

Да меня в машине МУТИТ!

Мама будет тесто МЯТЬ -

Дети будут в МЯЧ играть!

Мама тортик будет ПЕЧЬ -

Дети песни будут ПЕТЬ!

Стали звать Каштанку ТЁТКА...

Трюки ТЁТКА знала ЧЁТКО!

Чтоб полить укроп и РЕДЬКУ,

За водой иду на РЕЧКУ!

Вот так ВЕЧЕР, ну и ВЕЧЕР!

Целый ВЕЧЕР свищет ВЕТЕР!

У девчонок и мальчишек

Нет пальтишек... ВЕТЕР, тише!

Тёме хочется ИМЕТЬ

Богатырский щит И МЕЧ!

Тетерев с тетёрочкой

Тёрли сыр на тёрочке!

Читатели, читайте!

Мечтатели, мечтайте!

Учителя, учите!

А молчуны - молчите!

Горка -КРУЧЕ, КРУЧЕ, КРУЧЕ...

Тёмочка педали КРУТИт...

КРУЧЕ горки не встречалось!

В чистом поле легче мчалось!

Симпатичный я бычок?

Почешите мне бочок!

Помоги мне, паучок,

Доплести воротничок!

Да за тяжесть не сочти -

Это пустячок почти!

У чистюли-тёти

Чистота в почёте!

Телеграмму на почте прочтите!

Не прочтёте - меня огорчите!

Вы, начальник, не скучайте

Без чернил и без печати!

Плыл тюленчик по теченью

Выразить своё почтенье

Тёлочке, телёночку,

Уточке, утёночку!

Вытирайте, птенчики,

Клюв о полотенчики!

Почистите ботиночки

Для Тёмочки и Тимочки!

Как старательны чижи!

Чертят, чертят чертежи!

Ночной порой в чулане

Темно, как в чемодане!

Свечою посветите,

Светильнички включите!

Дети, тише, не кричите!

Телефончики, молчите!

Не чирикать! Не чихать!

На речке утку и утяток

Учитель повстречал когда-то

Кричала уточка:

Учитель!




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!