Дифференцированный подход при решении химических задач.

Рассмотрим задания №15 из вариантов ОГЭ за 2016 год.

Задания с решениями.

Задание №1.

Массовая доля натрия в сульфате натрия составляет:

ω(Na) = 46/142 = 0,32

Правильный ответ - 1.

Задание №2.

Массовая доля кальция в карбонате кальция равна:

ω(Ca) = 40/100 = 0,4

Правильный ответ - 2.

Задание №3.

Массовая доля кислорода, равная 0,22, соответствует соединению железа, формула которого:

Решение: посчитаем по порядку:

Mr(Fe3O4) = 56x3 + 64 = 232 г/моль

ω(O) = 64/232 = 0,275 - не подходит

Mr(Fe2O3) = 56x2 + 48 = 112+48 = 160 г/моль

ω(O) = 48/160 = 0,3 - не подходит

Mr(FeO) = 56+16 = 72 г/моль

ω(O) = 16/72 = 0,222 - подходит

Правильный ответ - 3.

Задание №4.

Массовая доля фосфора в фосфорной кислоте равна:

Mr(Н3РO4) = 3+31+64 = 98 г/моль

ω(Р) = 31/64 = 0,316

Правильный ответ - 4.

Задание №5.

Массовая доля кислорода в сульфате натрия равна:

Mr(Na2SO4) = 46+96 = 142 г/моль

ω(O) = 64/142 = 0,45

Правильный ответ - 2.

Задание №6.

Массовая доля углерода в карбонате кальция равна:

Mr(CaCO3) = 40+12+48 = 100 г/моль

ω(C) = 12/100 = 0,12

Правильный ответ - 3.

Задание №7.

Массовая доля серы в сульфате меди (II) равна:

Mr(CuSO4) = 63,5+32+64 = 159,5 г/моль

ω(S) = 32/159,5 = 0,2

Правильный ответ - 3.

Задание №8.

Массовая доля алюминия в сульфиде алюминия равна:

Mr(Al2S3) = 27x2+32x3 = 54+96 = 150 г/моль

ω(Al) = 54/150 = 0,36

Правильный ответ - 2.

Задание №9.

Массовая доля фосфора в фосфате натрия равна:

Mr(Na3PO4) = 23x3+31+64 = 69+95 = 164 г/моль

ω(P) = 31/164 = 0,189

Правильный ответ - 2.

Задание №10.

Массовая доля водорода в сероводороде равна:

Mr(h3S) = 2+32 = 34 г/моль

ω(H) = 2/34 = 0,058

Задания для самостоятельного решения.

1. Укажите правильное распределение массовых долей элементов соответствует составу нитрата кальция

2. Укажите правильное распределение массовых долей элементов соответствует количественному составу сульфата железа (II)

3. Массовая доля водорода в сероводороде равна

4. Массовая доля углерода в углекислом газе равна

5. Массовая доля водорода в хлориде аммония равна

6. Массовая доля азота в хлориде аммония равна

7. Массовая доля кальция в хлориде кальция равна

8. Массовая доля в хлориде кальция равна

9. Массовая доля железа в оксиде железа (II, III) равна

10. Массовая доля кальция в дигидрофосфате кальция равна

Предоставленные задания были взяты из сборника для подготовки к ОГЭ по химии авторов: Корощенко А.С. и Купцовой А.А.

scienceforchildren.ru

г) +3, +3 и +2.

г) +2, +4 и -4.

9. Масса серы, необходимой для получения 4 моль оксида серы (IV), S + O2 ->

г) выделение осадка.

г) 250 грамм.

г) 2,7 моль.

г) 6,905 ·10-23 грамм.

г) Р2О5; NaCl ; Н3РО4; HCl.

15. У каких веществ больше относительная молекулярная масса (Mr)а) h3SO4 б) Н2СО3а) а>б;б) б>а;

17. Что тяжелее а) 20 моль S; б) 25 моль Ра) а>б;б) б>а;

а) б,в,а;б) в,б,а;в) а,б,в;

г) абсолютно незначимые.

himia.neznaka.ru

Примеры вычислений массовой доли (карбонат кальция, хлорид аммония [нашатырь])

Пример. Вычислим массовые доли химических элемен­тов в карбонате кальция CaCO3 (рис. 10.2).

Массовые доли химических элементов в карбонате каль­ция представлены на диаграмме (рис. 10.2).

Расшифруем легенду диаграммы:

w(Са) = 0,4, или 40%;

w(С) = 0,12, или 12%;

w(O) = 0,48, или 48%.

Очевидно, что сумма массовых долей химических элемен­тов равна 1, или 100 %.

Однако далеко не всегда результаты вычислений - целые числа. Следует округлять полученные результаты так, чтобы их точность не превышала исходных данных. При вычисле­нии массовых долей химических элементов нужно проверять, чтобы сумма полученных значений (в долях от единицы) со­ставляла 1, или 100% (если доли выражают в процентах).

Пример. Вычислим массовые доли химических элемен­тов в хлориде аммония (нашатыре) Nh5Cl (рис. 10.3).

На этой странице материал по темам:

Материал с сайта http://WorldOfSchool.ru

worldofschool.ru

Чему равна массовая доля углерода в карбонате кальция???

а) +3, +1 и +3;б) +3, +3 и +1;в) +2, +3 и +1;

г) +3, +3 и +2.

7. Валентность углерода в соединениях CO; CO2 и Ch5 равна соответственноа) +1, +2 и +3;б) +1, +2 и +4;в) +2, + 2 и +4;

г) +2, +4 и -4.

8. Массовая доля (%) углерода в карбонате кальция CaCO3 равнаа) 12;б) 40;в) 48;

9. Масса серы, необходимой для получения 4 моль оксида серы (IV), S + O2 -> SO2 равнаа) 128 г;б) 64 г;в) 32 г;

10. Признаки физических явлений а) изменение агрегатного состояния;б) выделение теплоты;в) изменение окраски;

г) выделение осадка.

11. Вычислите массу 2,5 моль серной кислоты h3SO4а) 245 грамм;б) 300 грамм;в) 230 грамм;

г) 250 грамм.

12. На одну чашку весов лаборант положил порцию алюминия, содержащую 31,605 · 1023 атомов. Какое количество вещества железа лаборант должен положить на другую чашку весов, чтобы весы были в состоянии равновесияа) 2,5 моль;б) 3,0 моль;в) 2,0 моль;

г) 2,7 моль.

13. Выразите в граммах массу одной молекулы углекислого газа CO2а) 8,120 ·10-23 грамм;б) 7,308 ·10-23 грамм;в) 7,501 ·10-23 грамм;

г) 6,905 ·10-23 грамм.

14. Из следующих атомов составьте формулы бинарных соединений по валентности: H, O, S, P, Cl, Na.а) Н3РО4; SO2; NaCl; Na2SO4;б) SO2; NaCl; Р2О5;в) h3S; NaCl ; Н3РО4; Na2SO4;

г) Р2О5; NaCl ; Н3РО4; HCl.

15. У каких веществ больше относительная молекулярная масса (Mr)а) h3SO4 б) Н2СО3а) а>б;б) б>а;

16. Сколько молекул воды содержится в ведре, объемом 9 литров при плотности 1 г/мл?а) 5 ·1023;б) 3 ·1026;в) 8 ·1026;

17. Что тяжелее а) 20 моль S; б) 25 моль Ра) а>б;б) б>а;

18. Какие из этих веществ применяются в повседневной жизни?а) сахар, свинцовые белила, купорос, медь, свинец;б) камфора, сахар, свинцовые белила, купорос, медь;в) сахар, свинцовые белила, купорос, медь, красная соль;

г) сахар, купорос, медь, свинец.

19. Сравните массовую долю натрия в следующих солях. Расположите в порядке возрастания массовых долей.а) NaCl; б) Na2СО; в) Na2S.

а) б,в,а;б) в,б,а;в) а,б,в;

20. Считаете ли вы знания по этой теме важными для себя?а) очень важны;б) важны;в) малозначимые;

г) абсолютно незначимые.

matematika.neznaka.ru

w(C) - ? Задания с выбором ответа (A15). Определите массовую долю углерода в карбонате кальция (CaCO3). Дано: Решение: CaCO3.) Найдем относительную молекулярную массу CaCO3: Mr(CaCO3) = 40+12+3*16 = 100) Найдем массовую долю углерода: w(C) = 12/100 = 0,12, или 12% 0,12, или 12%. Найти: Ответ: 0,12, или 12%. Список задач.

Слайд 23 из презентации «Задачи по химии» . Размер архива с презентацией 429 КБ.

Химия 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Щелочные металлы и галогены» - К галогенам относятся фтор F, хлор Cl, бром Br, иод I , астат At. Цель урока. Химические свойства. Сульфид. Химические свойства щелочных металлов. Урок химии для 9 класса. Типичные основные оксиды. Галогены. Щелочные металлы, инертные элементы и галогены. Взаимодействие галогенов с водородом. Физические свойства. значение NA для организма. История открытия щелочных металлов. Фтор - зеленовато-жёлтый газ, очень ядовит.

«Общая характеристика металлов» - Знания учащихся по химии. Мыслящий ум. Калейдоскоп. Оперирование знаниями. Биология. Уровень овладения знаниями. Физика. Химия. История. Удивительный мир металлов.

«Химическая промышленность РФ» - Химизация. Химико – лесной комплекс. Химическая промышленность России. Тренируем зрение. Химическая промышленность России. Отрасль. Цель урока. Определение факторов размещения предприятий. Химическая промышленность отличается от других отраслей. Химическая промышленность создает новые материалы. Основные базы химической промышленности России.

«Азот, соединения азота» - Какой вид химической связи в аммиаке. Степени окисления элементов равны +5 и -2. Общая формула водородного соединения элементов VА группы. Раствор аммиака окрашивает фенолфталеин. Нашатырный спирт. Высшая валентность азота. Качественная реакция на катион аммония. Сумма коэффициентов в уравнении реакции. Аммиак горит в кислороде без катализатора. Азот входит в главную подгруппу. Суждения о свойствах азотной кислоты.

«Технология производства стекла» - Витраж. Производство стекла. Карбонат калия. Можно изготовить изделие любой причудливой формы. Кремний в природе. Кремнезем. Кварцевый песок. Безопасное стекло. Цветное стекло. При нагревании стекло размягчается. Будущее за различного вида стеклом и стекломатериалами. Посудные изделия. Использование стекла в оптических приборах. Ручное выдувание. Куски цветного стекла. Стекло. Новейшие виды стекла.

«Каменный, медный, бронзовый, железный век» - Каменный век. Использование железа позволило резко увеличить посевные площади. Изделия, содержащие сталь. Царь - пушка. Изделия из меди. Медный всадник. Бронзовый век сменился железным. Чугун. Каменные орудия труда. История железа насчитывает 4 – 4.5 тыс лет. Серебро. Золото. Век медный, бронзовый, железный. Самородная медь. Царь - колокол. Медь. Железо. Колосс Родосский. Сталь. Бронза. Самый крупный из когда – то найденных самородок меди.

Дифференцированный подход
при решении химических задач

Согласно планированию уроков учитель химии отводит учебные часы на изучение решения типовых расчетных задач по различным темам.

Как правило, мы сталкиваемся с тем, что часть учащихся достаточно легко справляется с поставленными задачами, а остальные... Остальные даже и не пытаются их решать, зная, что они не смогут это сделать никогда. Они привычно списывают ответы с доски либо из тетради соседа. Но, несмотря ни на что, мы требуем и от тех, и от других вдумчивого и полного решения задачи, забывая (или не задумываясь), почему ученик слабый и почему он никак не может решить эту легчайшую задачу. Как правило, проблемы у этих ребят были заложены уже в начальной школе. Вначале им плохо давалась математика, потом физика и вот, наконец, химия!

К сожалению, учитель химии не может исправить создавшееся положение. А вот помочь отстающим не чувствовать себя ущемленными можно. Для всех учащихся необходимо ставить посильные цели и сообщать о конкретной оценке за совершенные действия.

Проводя самостоятельные работы по решению типовых задач, я заранее оговариваю, за какую задачу можно получить такую-то оценку. И даже привожу в тексте работы основные формулы для расчета. Ведь, как известно, повторенье – мать ученья. И если ученик не знает формулы (не выучил, забыл от волнения, не был на данной теме, да мало ли еще какие причины), у него все равно есть шанс решить задачу, а может быть, даже и понять то, что раньше никак не давалось понять. При этом для того, чтобы ученик сразу же мог оценить решение своей задачи, я предлагаю к ним ответы (правда, только для задач на «3» и «4»). Таким образом я делаю все возможное, чтобы ученик заработал свою «кровную» тройку. Ну а чтобы получить «4» и «5», нужно будет потрудиться.

Предлагаю вариант самостоятельной работы для 8-го класса – решение задач по теме «Вычисление массовой доли». В работе шесть задач. При решении первых двух задач ученик получает оценку «3», вместе со вторыми двумя – «4», а за решение 5-й и 6-й задач – оценку «5».

Задачи на массовую долю вещества

Массовая доля вещества обозначается буквой и определяется по формуле:

= m (в-ва)/m (смеси).

Объемная доля вещества обозначается буквой и определяется по формуле:

= V (в-ва)/V (смеси).

Вариант 1

1. Массовая доля (%) натрия в хлориде натрия NаСl равна:

1) 23: 35,5 100; 2) 23: 58,5 100;

3)35,5: 23 100; 4) 35,5: 58,5 100.

Ответ . 2.

2. В 105 г воды растворили 35 г соли. Вычислите массовую долю растворенного вещества.

Ответ . 25%.

3. 200 г 16%-го раствора соли упарили наполовину. Какой стала массовая доля соли в полученном растворе?

Ответ . 32%.

4. Определите количество вещества в 250 кг известняка (карбонат кальция), содержащего 10% примесей.

Ответ . 2,25 кмоль.

5. Сколько по объему воздуха (в м 3) нужно переработать для получения 1 м 3 кислорода? Степень извлечения кислорода из воздуха – 95%, кислорода в воздухе содержится 21% по объему.

6. Требуется приготовить 1 кг 15%-го раствора аммиака из 25%-го раствора. Сколько граммов 25%-го раствора аммиака и воды необходимо для этого взять?

Вариант 2

1. Массовая доля (%) углерода в карбонате кальция СаСО 3 равна:

1) 12; 2) 40; 3) 48; 4) 100.

Ответ . 1.

2. Вычислите массовую долю растворенного вещества, если в 68 г воды растворили 12 г соли.

Ответ . 15%.

3. Имеется 20 кг 10%-го раствора соли. Вычислите массовую долю соли в растворе, полученном при добавлении 2 кг воды в первоначальный раствор.

Ответ . 9%.

4. Определите количество вещества в 600 кг красного железняка (оксид железа(III)), содержащего 12% примесей.

Ответ . 3,3 кмоль.

5. Зная, что объемная доля азота в воздухе равна 78%, вычислите объем воздуха, который необходим для получения 1 л азота. Степень извлечения азота из воздуха 95%.

6. В 87,5 мл воды растворено 12,5 г СuSО 4 5Н 2 О. Какова массовая доля безводной соли в получившемся растворе?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!