Диктант по русскому языку. II

Контрольные диктанты

Лекарственные растения Собирать лекарственные растения нужно только в сухую по­

году, притом либо утром, либо вечером. Ни в коем случае нельзя делать это в жаркую пору дня. Клубни, корни, кору можно укла­ дывать в мешки, зато листья, цветки и плоды лучше собирать в корзину, чтобы они лежали свободно, «дышали». Гlлотно уло­

женные, спрессованные листья легко нагреваются и вследствие

этого теряют свои полезные свойства.

Собранные растения перед сушкой следует перебрать, от­

сортировать, очистить от земли, а также от посторонних при­

месей, затем разложить их на подстилке и просушить в хо­ рошо проветриваемом месте. На солнце сушить растения

(По М. Клюеву)

в лесу Сторожка лесника оказалась ничем иным, как бревенчатой

избушкой, вокруг которой стоял нечастый и весьма невысокий старенький заборишко. Недалеко от избушки росла могучая ли­ ственница. Под тенью её мог бы разместиться не один десяток людей.

Был конец июня. В эти дни в лесу нельзя не только сесть отдохнуть, но даже остановиться. Тотчас же появляется рой мо­ шек и комаров. И ничем иным, кроме безостановочного движе­

ния, от них не отделаешься.

На луговине уже совсем другая картина. Ни один комар не пропищит у вас над ухом. Я не раз бывал в этих местах, но ни

разу не страдал от нашествия мошкары.

Берега неширокой, но достаточно глубокой речонки заросли густой, непроходимой порослью молодых кустарников лесной смородины. Ни с чем нельзя сравнить красоту русских лесов!

(По В. Солоухину)

Кон"грольный диктант за I четверть

Звёзды сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вер­шинам их пронёсся сильный ветер. Лес ожил, зашумел. Свистя­ щим шёпотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных вет­ вей.

Последние звёзды тихо погасли в посветлевшем небе, и лес, окончательно стряхнувший с себя остатки мрака, вставал во всём своём величии.

Из припудренной угренним инеем хвои высунулась длинная морда, увенчанная тяжёлыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Замшевые ноздри, извер­ гавшие горячий парок встревоженного дыхания, судорожно за­

двигались.

Старый лось застыл в сосняке. Настороженные уши ловили каждый звук.

Внимание зверя привлёк звук, послышавшийся сверху. В го­ лубом морозном воздухе проносились самолёты-истребители. Вдруг один из самолётов пронёсся прямо к поляне. Эхо загуде­

ло над деревьями, опережая лося, рванувшегося во весь дух в

(По Б. Полевому)

(Безударные гласные в корне слова, гласные о - ё после шипящих в корне слова, суффиксы имён прилагательных и на­

речий, сложные предложения, однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты.)

Контрольный диктант за 11 четверть

Осенью в кедровом лесу Осенью шумно бывает в кедровом лесу. Накапливая жир, бро­

дят по лесу медведи. Бурундуки, делая запасы на зиму, суетят­ ся от зари до зари. Даже хищники, росомаха и соболь, лакомят­ ся кедровыми орехами. Выискивая чужие запасы, они шарят по кедровнику, оставляя на зелёном мху отпечатки своих лапок.Одной кедровке не впрок идут орехи. Ест она их жадно и много, но никогда не жиреет. Сорвав шишку и набив зоб орехами, кед­

ровка уносит их иногда очень далеко: на вершины гор, в уще­

лья. Там она прячет орехи в мох, под валежник, между камней и возвращается в лес за новой порциеЙ.

Однажды нам пришлось наблюдать, как кедровка шелушила шишку и прятала орехи. Она пролетела с шишкой в клюве, за­тем уселась на камень и, не обращая на нас внимания, стала ловко отрывать шелуху, глотая орех за орехом. Покончив с шиш­ кой, кедровка сделала несколько прыжков, удивлённо посмот­

рела на нас и, срыгнув орехи, неумело прикрыла их мхом.

(По Г. Федосееву)

(Правописание наречий, -тся и -ться В глаголах, правописа­ние приставок, не с разными частями речи, деепричастные обо­ роты, однородные члены предложения.)

КОНl·РОЛЬНЫЙ диктант за 111 четверть

Просёлки Ах, эти просёлки! Весело ехать по глубоким полям, зарос­

шим муравой, повиликой, какими-то белыми и жёлтыми цвета­ ми на длинных стеблях. Ничего не видно ни впереди, ни по сто­

ронам - только бесконечный, суживающийся вдали пролёт меж стенами колосистой гущи, да небо, ~ высоко на небе- жаркое

Синие васильки, лиловый куколь и жёлтая сурепка цветут во ржи. Дрожки задевают колосья, растущие кое-где по дороге, иони однообразно клонятся под колёсами и выходят из-под них чёрными, испачканными колёсной мазью.

Неожиданно потянуло откуда-то лёгким ветерком, солнечнойтеплотой ... Отец подбирает вожжи ... тут надо держаться покреп­ че, но, ухватившись за сиденье обеими руками, всё-таки при­стально следишь за тем, как навстречу, лоснясь, бегут серо­ зелёные волны, как носится, хлопая ушами, за перепелами ижаворонками собака: иногда совершенно пропадает во ржи. Только по ВОЛНИСТОЙ линии, струящейся за нею, видно, где она. А иногда высоко выпрыгивает из колосьев, удивлённо озираясь

110 сторонам...

(По И. бунину)

(Гласные о - ё после шипящих в корне слова; правописание сложных имён прилагательных, наречий, причастий, глаголов;

однородные члены предложения; причастные и деепричастные

обороты.)

Контрольный диктант за IV четверть

Зелёный шум Я возвращался с охоты, спешил на пароход... Миновав за­

росли осинника, я вышел вновь на светлые, солнечные поляны

и в молодые березняки ... Но что за чудо! В начале пути, когда я только вошёл в этот лес, ветви берёз были усеяны набухшими почками, даже признаков листьев нигде не было видно. Я на­ клонил одну из веток. Почки на ней уже лопнули, и из-под бу­ рых чешуек высунулись нежные зелёные язычки...

Будто в сказке, прямо на моих глазах лес распускался и зе­ ленел. Набежал ветерок, качнул мохнатые нежно-зелёные вет­ ви берёзок, и я вдруг услышал едва уловимый шум, похожий на сдержанный шёпот, первый шум молодой листвы.

Услышав его, я по-мальчишески крикнул куда-то в леснуюдаль: «Здравствуй, весна! Здравствуй, зелёный весенний шум!» (По Г. Скребицкому)

(Безударные гласные в корне слова; не с глаголами; отрица­ тельные местоимения; правописание причастий, наречий, слож­ ных имён прилагательных; правописание предлогов; приставкина з- и с-; однородные члены предложения; обособленные оп­ ределения, выраженные причастными оборотами; обособлен­ ные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами; сложные предложения; предложения с прямой речью.)

Годовой диктант

Таруса С Тарусой связаны многие страницы жизни и деятельности

Константина Георгиевича Паустовского. Дом, в котором он жил, одноэтажный, аккуратно рубленный, с голубыми стенами, не­ далеко от центра города, в тупике коротенькой улицы, возле берегов Тарусы при впадении её в Оку. Дом обычный для Тару­ сы. Крохотный дворик, заросший зеленью, клумба с цветами, фруктовый сад, застеклённая беседка у самого берега, круто спускающегося к реке. В беседке Константин Георгиевич лю­ бил работать. В ней уютно, тихо. Только чуть слышно, как жур­

чит вода на каменистых перекатах.

Здесь над береговым обрывом жил писатель подолгу, если не уезжал за границу или на юг. Отсюда ранним утром уходилон на рыбалку. Рыбная ловля была для писателя не только при­ ятным отдыхом. В эти часы у него РОЖдались новые мысли и

темы. В окрестностях Тарусы писатель нашёл то, что любил больше всего на свете, к чему тянулся душой: простую средне­ русскую природу. О Тарусе он отзывался восторженно, как о любимом месте на земле.

В доме скромно и просто. Никакой роскоши, только необхо­ димое. Самое интересное здесь - рабочий кабинет писателя с окном в сад. В кабинете никакой покраски, запах дерева, мно­

го света.

(По М. Ростовцеву)

(Безударные гласные в корне слова; суффиксы причастий; не с разными частями речи; правописание сложных имён прила­ гательных, наречий; сложные предложения; однородные члены предложения; причастные обороты; сравнительные обороты.)

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В VI КЛАССЕ ПО ОРФОГРАФИИ

(по учебному комплексу В. В. Бабайцеsой и др.)

Клевещут недруги; неожиданно вернуться; нейдёт на ум; очень неловок; ни за что не расплатился; Казанский собор; се­ мьюстами тысячами; под городом Пушкином; доверчивый чело­век; бедственное положение; быстрорастворимый кофе; жгуч декабрьский морозец; умчаться вскачь; не разумный, а глупый

довод; недосолить суп.

Невежественный человек; далеко не друг; выберите орна­

мент и отметьте его; учат наизусть; сделать исподтишка; ничем

не занимался; купить адрес-календарь; триста девяносто пять

квартир; никого иного не видел; неглубокая, но тихая речка;

серебряный полумесяц; к юго-востоку от Евразии; Уссурийский край.

Слагать песню, втянуться в работу, сверхинтересный рассказ, длинная бечёвка, покрасить в иссиня-чёрный цвет, пристегнуть ремни, участвовать в акции, девятибалльное землетрясение, пройти пол-улицы, в волчьей стае, искусство архитектуры, че­

ресчур сладко, кое с кем встретишься, железнодорожная маги­

страль, не зависеть от климатических условий.

Разредить рассаду в палисаднике, различить вдали силуэт, разрядить обстановку, цокот копыт, говорить общо, работать кое-как, неприступная крепость, непререкаемый авторитет, ка­ менные ступени, чуть-чуть приукрасить, умаляющий чьи-то до­стоинства, бледнолицый человек, опрокинуться навзничь, го­ ворить по-французски, матросская бескозырка, удивительно пахуч, выкорчёвывать пни, танцевать до упаду, умоляющий о

прощении.

Панцирь черепахи, остричься наголо, десять задач, колос­ сальный успех, о народном просвещении, отрежьте пол-лимо­

на, распахнуть настежь, уравнять в правах, выпишите мне ре­

цепт, сплошь покрытый снегом, электрификация района, триста восемьдесят четыре слова, придорожная трава, ожоговый центр, ненавидеть неправду, разбить нечаянно вазу, разнозвонные колокола, ультрамодный костюм, подровнять волосы.

Контрольные диктанты

Купание коней Река лежала без единой складочки. В ней отражались кур­

чавые прибрежные кусты и неподвижные облака высокого неба.

Мальчики опустили поводья. Лошади жадно припали к пар­ ной воде, пили долго, не отрывая губ, а ребята преспокойно

сидели на них.

Первым оторвался от воды жеребец Гордый. Он вскинул кра­

сивую, величественную голову, вытянул мускулистую шею и

призывно заржал, словно хотел оповестить всех, что он утолил

жажду и теперь свеж и бодр. Потом властно ударил копытом по водяной глади. Вот вода достигла Гордому до груди, коснулась шеи. Жеребец оттолкнулся от песчаного дна, вытянулся и по­

Костя сделал большой круг по реке, направил коня к берегу, сполз с мокрой спины лошади, нарвал осоки и принялся теретьбока, грудь и спину Гордого.

(По А. Мусатову)

Антоновское «счастье» В канун Покрова самая большая радость- мочат антоновку.

Погода разгулялась, большое солнце. В столовую, на паркет, молодцы-плотники, в розовых рубахах, чистые, ясноглазые, пах­ нущие берёзой банной, втаскивают огромный тюк из рогожи с выпирающей из него соломой. И сразу слышно, как пахнет яб­ локом. Ляжешь на тюк и дышишь: яблочными садами пахнет, деревней, волей. Не дождёшься, пока распорют. Порется туго, глухо, и вот пучится из тюка солома, кругло в ней что-то золо­тится ... - и катится по паркету яблоко, большое, золотое, цвета

подсолнечного масла.

Вся комната в соломе. Под стульями, под диваном, под бу­ фетом - везде закатились яблоки. Многие дни будут ходить по дому яблочные духи. И с какой же радостью я найду за­ катившееся под шкаф, ставшее слаще антоновское «счас­ тье»!

(По И. Шмелёву)

Причастие

Причастный оборот 1. По синеющему небу плыли лёгкие облака, облитые золо­

тистыми лучами заходящего солнца. 2. Мы прошли подле ог­ромного айсберга, похожего на чудовищную голову в серебря­ ном сверкающем шлеме.3. Солнце уже спряталось в чёрнойтуче, отдыхавшей на хребте западных гор. 4. С болота сорва­ лась испуганная нашим появлением стая чёрных уток.5. Городзадыхался от запаха неслыханно буйно цветущей белой ака­ ции.6. В жёсткой траве, похожей на шерсть козы, цвели меж низких полыней лиловые низкие цветки.7. Пыль, розовая отблеска молний, неслась по земле. 8. Впечатление этой глу­ бокой тишины было особенно сильно на опустевшем корабле, недвижно стоявшем посреди наполнившейся редкими льдамибухты.

Правописание НЕ с причастиSlМИ

Окно не завешено шторой, никогда не отдыхающий, несыг­ ранная пьеса, не дождавшийся ответа, нерешённая проблема, расписание не составлено, неглаженый пиджак, не задающийвопросов, ни с кем не общающийся, работа не опубликована, ненавидящий ложь, не уставший после бега, возражения не при­

Правописание действительных причастий

наСТОSlщего времени

Зависящие от нас обстоятельства, бреющий полёт, полющие сорняки дачники, о развевающемся знамени, тающий снег, ла­ ющая собака, стелющийся туман, дремлющая река, плещущие волны, строящееся здание, шепчущиеся девушки, блещущая на солнце река, у пышущих жаром печей, терпящий бедствие

корабль, распускающиеся ранним утром, скачущая по степи лошадь, вяжущая во рту ягода, блестящие ледниками горы.

настоящего времени

Колеблемые ветром берёзы, слышимые голоса, зависимое в словосочетании слово, сопровождаемый друзьями, передавае­ мые из века в век, проводимые учёными исследования, контро­ лируемый процесс, согреваемая солнцем земля, невидимое пре­ пятствие, издаваемый струнами звук, ни с чем не сравнимыйподарок, неприемлемое условие, необитаемый остров.

Правописание действитеЛЬНblХ причастий

прошедшего времени

Зависевший от погоды, хорошо слышавший, растаявший на солнце, обидевший товарища, развеявшийся по ветру, отжив­ шее растение, расклеившийся конверт, увидевший издалека, строившийся за городом дом, принявший решение, уведомив­ший о прибытии, принудивший к выполнению, обессилевшие

противники.

Правописание страдатеЛЬНblХ причастий

прошедшего времени

Выкачанная нефть, выкаченная из гаража машина, просеян­ ная мука, выменянный предмет, отрезанный ломоть, обещан­ ный подарок, недоученное стихотворение, усеянная листьями,подстреленная птица, расстрелянные патроны, в заброшенном

Правописание НН в причастиях Утоптанная тропинка, писанный маслом портрет, выжженная

степь, обдуманный поступок, газированная вода, стриженный

Текущая страница: 8 (всего у книги 19 страниц) [доступный отрывок для чтения: 13 страниц]

Контрольное списывание

Дивный цветок

Из далёкой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было гигантского роста. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Он царствовал над остальными цветами. Цветок держался на прямом стебле. Его украшали широкие листья. На большой круглой голове был венец из нежных жёлтых лепестков. Голова чудесного цветка напоминала солнце.

Растение любило тепло и всегда поворачивалось к солнечному свету. По дивному цветку узнавали время. Цветок назвали подсолнечником. По имени яркого солнца. (71 слово)

По Е. Пермяку

Грамматические задания

1. Выписать из текста три слова с непроизносимой согласной в корне. Написать проверочные слова.

2. Выписать из текста слово с сочетанием СН. Написать проверочное слово.

Письмо по памяти
* * *

Мороз и солнце. День чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный!

А.С. Пушкин

Грамматические задания

1. Выписать два слова с непроизносимой согласной в корне. Написать проверочные слова.

2. Выписать слово с сочетанием СН. Написать проверочное слово.

* * *

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок.

Н.А. Некрасов

Грамматические задания

1. Выписать слово с непроизносимой согласной в корне. Написать проверочное слово.

2. Написать слово с сочетанием СН. Написать проверочное слово.

Контрольные диктанты
Праздник космонавтики

Двенадцатого апреля мы празднуем День космонавтики. В этот день человек впервые оторвался от земли и вышел в звёздный простор. Этим человеком был Юрий Алексеевич Гагарин. Доблестный сын русского народа.

В этот день человечество сделало гигантский шаг в своём развитии. Оно вступило на лестницу, ведущую к звёздам. (48 слов)


Грамматические задания

2. Выписать из диктанта два однокоренных слова.

3. Составить и записать по одному слову с согласной В так, чтобы с помощью этой согласной получились слова с орфограммами:

б) непроизносимая согласная.

Золотая птица

Иволга – одна из самых красивых птиц наших лесов. Песня её прелестная и немножко грустная. Она похожа на протяжный свист флейты. Песни иволги делают наши леса ещё прекраснее. И вдруг с того же места раздаётся ужасный кошачий вопль. На дерево забралась кошка? Нет. Так кричит иволга. Её кто-то сильно испугал. В августе родители и птенцы улетают. На родине они живут всего три месяца. (64 слова)


Грамматические задания

1. К двум словам диктанта с сочетаниями СН – ЗН приписать проверочные.

2. Разобрать по составу слова: КРАСИВЫХ, ПРОТЯЖНЫЙ.

3. Составить и записать по одному слову с согласной Т так, чтобы с помощью этой согласной получились слова с орфограммами:

а) парная согласная в слабой позиции;

б) непроизносимая согласная.

Звёздные странники

Вокруг Солнца кружатся планеты. Есть среди них и гигантские. Это Юпитер, Сатурн, Уран. Марс, Венера, Меркурий, Плутон поменьше. Эти чудесные планеты нам известны. Мы их видим на звёздном небе как прелестные маленькие звёздочки. Очень маленькие планеты называют астероидами. Они располагаются в основном в окрестностях Юпитера и Марса. Но появляются у нас в Солнечной системе и прекрасные звёздные странники. Это кометы. При приближении к солнцу у них появляется ужасный хвост. И мы видим хвостатую звезду. В старину кометы считались вестниками несчастий. (82 слова)


Грамматические задания

1. К двум словам диктанта с непроизносимыми согласными в корне приписать проверочные.

2. Выписать из диктанта по одному слову с проверяемыми безударными гласными в корне Я, И. Написать проверочные слова.

3. Над именами собственными в диктанте поставить знак ударения.

Контрольные работы за 2 четверть
Луна-рыба

Луна-рыба поражает своим чудесным обликом и размерами. Это самая тяжёлая из всех костных рыб. Вес её достигает двух тысяч килограммов. Это целых две тонны. Живут гигантские тяжеловесы в морях тропического пояса. Эта рыба – самая плодовитая в мире. (40 слов)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову с проверяемыми безударными гласными в корне Е, Я, И, О. Написать проверочные слова.

2. Выписать из диктанта два слова с непроизносимыми согласными. Написать проверочные слова.

3. Написать два однокоренных слова к слову РЫБА.

Молочное дерево

Кто даёт молоко? Всем это известно. Корова. А может ли дерево заменить корову и давать молоко?

Такое дерево растёт на территории Венесуэлы. Его сок напоминает по вкусу коровье молоко. Местные жители аккуратно надрезают кору дерева. Оттуда течёт сок. Жители подставляют чашки для этой вкусной жидкости. Она очень питательна и полезна. Так считают даже учёные. (56 слов)


Грамматические задания

2. Разделить на слоги для переноса слова: ЗАМЕНИТЬ, УЧЁНЫЕ.

3. Выписать из первого предложения слово, в котором звуков больше, чем букв.

Хвоинки

Хвоя можжевельника – это тоже листья. Только они жёсткие. Форма у них особая. Она длинная и узкая. Такие листочки способны пережить зиму. Для этого они достаточно прочны. Восковая кожица не даёт им сохнуть. Хвоя живёт на дереве несколько лет. Потом она буреет и опадает. Но не вся сразу. Поэтому на дереве сохраняется листва круглый год. В осенние и зимние дни она радует нас зеленью. (63 слова)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову: а) с непроизносимой согласной; б) с парной согласной в слабой позиции; в) с безударной гласной, проверяемой ударением; г) с удвоенной согласной.

2. Подобрать и записать три однокоренных слова к слову ЗИМА.

3. Поставить знак ударения над словами первого предложения.

Песчаная эфа

Из пустынных гадюк больше известна песчаная эфа. В нашей стране она встречается в Азии. Встреча с ней опасна. Эта змея держит грустное первенство по количеству погибших от неё людей. Передвигается она очень интересно. Она ползёт не вперёд, а как бы боком. След бокового хода состоит из отдельных косых полосок с крючковатыми концами. Эти следы сразу выдают песчаную эфу. В такой местности следует быть осторожным. (66 слов)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову: а) с непроизносимой согласной; б) с парной согласной в слабой позиции; в) с безударной гласной, проверяемой ударением; г) с удвоенной согласной.

2. Разобрать по составу слова: ПУСТЫННЫХ, БОКОВОГО.

3. Подобрать и записать слово, близкое по значению слову ГРУСТНОЕ.

Лакомка

Мурка была странной кошкой. Любила она сладкий мёд. Раз Мурка грелась на утреннем солнце. Тут она почувствовала вкусный знакомый запах. Кошка радостно открыла зелёные глаза и двинулась к заветной цели. Перед ульем лакомка аккуратно встала на задние лапки. Сунула сластёна мордочку в улей. И вдруг окрестности огласил громкий кошачий визг. Несчастная Мурка бросилась в кусты. (56 слов)

По А. Дорохову

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта два слова с непроизносимой согласной в корне. Написать проверочные слова.

2. Продолжить ряд слов на данное правило:

ВАННА, СУММА, …, …;

ЧУДЕСНЫЙ, УЖАСНЫЙ, …, …;

ЛЁГКИЙ, МЯГКИЙ, …, ….

3. Последнее предложение разобрать по членам предложения. Выписать словосочетания.

Концерт

Как готовятся лягушки к весенним концертам? Как и люди к праздникам. Лягушки наряжаются. У травяных голубеет горлышко. Остромордые с ног до головы становятся голубыми. Но особенно цветастые – тропические лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рёв, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус. (47 слов)

По Н. Сладкову

Грамматические задания

1. В словах первого предложения подчеркнуть согласные.

2. Написать два однокоренных слова к слову ТРАВА.

3. Выписать из диктанта предложение, состоящее только из главных членов. Слова этого предложения разделить на слоги.

Кактус

Кактусы известны своим умением приспосабливаться к местным условиям. Кактусы растут в сухом и жарком климате и долгое время прекрасно обходятся без воды. Прошёл дождь. Кактус сразу всасывает воду. Хранит он её в стебле. Стебель похож на губку. Но его оболочка толстая. Поэтому вода не испаряется и при жарком солнце. Да и листья кактуса – иголки. Иголки спасают кактус от испарения и защищают его от местных животных. (66 слов)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта слово с сочетанием СН. Написать проверочное слово.

2. Выписать из диктанта два слова с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочные слова.

3. В последнем предложении подчеркнуть главные члены.

Фламинго

Фламинго – очень интересные птицы. Молодые фламинго серого цвета. Розовеют они позднее. Летают фламинго, вытянув длинную шею вперед, а ноги назад. Строят гнёзда по берегам морей. Там они выуживают вкусных рачков и улиток. На иле лежат перья, ракушки, мятые стебли. Материал они аккуратно скрепляют илом. Так появляется на вязкой грязи гнездо фламинго. (51 слово)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову: а) с непроизносимой согласной; б) с парной согласной в слабой позиции; в) с безударной гласной, проверяемой ударением; г) с удвоенной согласной.

2. Выписать слова, в которых произношение не совпадает с написанием: НАЗАД, НОГИ, МОРЕЙ.

3. Разобрать по составу слова: ДЛИННУЮ, ВКУСНЫХ.

Червячок

Самый длинный червь живёт у берегов Атлантики. В длину он достигает гигантских размеров. Известны особи до пятнадцати метров. Живут чудесные малютки целыми семьями. Окрашен червь в коричневый цвет. Но отливает прекрасным фиолетовым цветом. На спине у него тёмные и светлые полосы. Не любит он показывать солнцу свой наряд. Выходит червь на охоту по ночам. А ранним утром он прячется среди камней прибрежья. (63 слова)


Грамматические задания

3. Выписать из диктанта слово с разделительным Ь. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

Акула

Часто неаккуратный рыболов ухитряется даже о колючки ерша или о зубы щурёнка пальцы оцарапать до крови! Но есть рыбы действительно опасные.

Очень опасны большие акулы. В акульей пасти зубы бывают в шесть рядов. Они острые, как пила. Но гигантские китовые акулы людей не трогают. Хотя аппетит у акул хороший. Они пасутся на своих пастбищах и едят мелких рачков. Акулы заглатывают их миллионами. (63 слова)

По Н. Сладкову

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову с проверяемыми безударными гласными в корне Е, Я, И, О, А. Написать проверочные слова.

2. Выписать из диктанта два слова с удвоенной согласной. Разделить эти слова на слоги.

3. Выписать из диктанта по одному слову с разделительным Ь и Ь – показателем мягкости.

Изложение
Наседка

Я лежу на воде и держусь рукой за тростинку. Подо мной песчаная полянка подводная. На её краю лежит старое ведро.

Из ведра выполз рак и стал водить усами и глазами. Потом он стал щупать песок клешнями. А от хвоста рачьего поползли рачата ростом с муравья. Они тоже деловито шевелили усами и щупали песок клешнями.

Я засмеялся. Рачата сразу кинулись под широкий материнский хвост. А рачиха собрала семейство и ловко юркнула под ведро. Больше она не показалась. (77 слов)

По Н. Сладкову

Грамматические задания

1. Составить план.

2. Написать изложение текста, соблюдая красную строку.

3 четверть
Предлоги и приставки Словарь

задумался допил надстройка облетел одарил сократил

созрел поводок окружить состарился посмотрел обошёл

отход осмелел подарить набег дополз дотащил

отошёл оттянул захотеть подкоп надкусил постучал

налетел обманул долечить заварил повертел наварил

сослужил зашёл подарок пожар запах отвар

Выборочный диктант

Дошёл до дома, побежал по полянке, извлёк из избушки, оттянул от пропасти, загадать загадку, сбежал с собакой, наехать на гвоздь, влетел в окно, подставить подножку, надстроить над домом, прочитал про лётчиков, забежал за сарай, стянул с верёвки, входить в метро, закрыл за ним, посмотрел по сторонам, закрыл за собой.

Обучающие диктанты
Храбрый дрозд

Отбился от дома кот, одичал и стал сам добывать себе пищу. Бегает кот по лесам и кустам. Ловит он птичек и разоряет гнёзда. Заметил кот в дупле дрозда. Из гнезда слышится писк птенчиков. Вот где пожива! Глаза у кота разгорелись. Подобрался он к дуплу и опустил туда лапу. Вдруг дрозд подлетел. Бросился дрозд на кота сзади и принялся клевать его. В голову, в нос и глаза. Струсил кот. Сполз он с дерева и бросился бежать. (77 слов)


Грамматические задания

1. В словах первого предложения подчеркнуть приставки.

2. Выписать из диктанта по одному слову: а) с приставкой ПО-; б) с предлогом ПО.

3. Записать по одному слову с приставками НАД-, ПРО-, ДО-.

Бородач-ягнятник

Ягнятник – это птица из семейства грифов. Под клювом у него пучок перьев. Он похож на бородку. Но почему ягнятник? Бородач-ягнятник часто ворует у пастухов малых ягнят. На опасных горных склонах он ударами крыльев толкает в пропасть овец, коз, собак. Бородачи очень любопытны. Они подлетают к человеку без агрессивных намерений. Бородачи просто хотят получше его рассмотреть. Но человеку от этого не легче. Несётся к тебе со свистом двухметровый любопытный. Страшно! (70 слов)


Грамматические задания

2. Выписать из диктанта по одному слову: а) с приставкой ПОД-; б) с предлогом ПОД.

3. Записать по одному слову с приставками ЗА-, СО-, НА-.

Лесные страхи

Стоял тёплый день. Медведица с медвежонком ходили по редкому лесу за оврагом. На крутом склоне лежал обломок дерева. Малыш схватился за него лапами. Со страшным грохотом обломок вместе с медвежонком полетел вниз. Поднялась пыль. Затрещали кусты. Застучали лесные камешки. Малыш от страха и от боли заревел. Медведица быстро бросилась к нему. А перепуганный мишка уже тянулся к матери. Он тихонько скулил. (63 слова)

По С. Устимову

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову: а) с приставкой С-; б) с предлогом С.

2. Разобрать по составу слова: ЗАХОД, ЗАЛ, ПОЛЁТ, ПОЛЕ.

3. Записать по одному слову с приставками О-, ОБ-, ОТ-.

Контрольные диктанты
Соколы

На сосне в гнезде хрустнула хрупкая скорлупка яйца. Появился первый черноглазый птенец. У малыша красивый наряд из белого пуха. За первым другие явились. У хищных птиц мать всегда сидит с птенцами. А отец ищет пищу. Мать встречает отца с охоты за много метров от гнезда. Отец замедляет полёт. Она в воздухе перевернулась спиной вниз. Так она приняла добычу из его когтей в свои. Добычу мать отдаёт птенцам. (68 слов)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по одному слову: а) с приставкой ЗА-; б) с предлогом ЗА.

2. Написать по одному слову, где ДО: а) часть корня; б) приста– вка.

3. Разобрать по составу слова: НАРЯД, ПОЛЁТ, СПИНОЙ.

Фазан

Фазан – это дикая курица. Фазаны селятся в тростниках по долинам рек и на окраинах полей. Ранней весной петухи ищут гнездовые территории. У каждого она своя. Фазаны охраняют свою территорию от чужих петухов. Фазанята сразу после рождения уходят за матерью из гнезда. Ночуют они первое время на земле, но под крылом у мамаши. На третий день уже порхать умеют. На тринадцатый день уже хорошо летают. Птенцы сами взлетают за матерью на ветки деревьев и там ночуют. (77 слов)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта пять разных предлогов.

2. Выписать из диктанта по одному слову, где О: а) часть корня; б) приставка.

3. Образовать от слова ХОД три однокоренных слова с помощью разных приставок.

Разделительный твёрдый знак Словарь

разъединить разъяснил подъезд въезжать съест отъезд

предъюбилейный подъезжать съедобный объедки изъян въезд

взъерошенный въедливый объёмный подъехал подъём объятия

разъярённый предъявить инъекция объехал съёмка отъехал

объявление объединить объедение съёжился съязвил объяснил

Выборочный диктант

Объяснить Марье, вьюн съёжился, съел с жадностью, оживление на съёмке, разъярённые братья, объедки печенья, Дарья съязвила, свинья съест, подъехать к подъёму, разъяснил объявление, предъявить сыновьям, предъюбилейное веселье, вьюга вьёт, взъерошенные воробьи, объятья гостьи.

Обучающие диктанты
Русские пословицы, поговорки, приметы

Съесть не могу, а оставить жаль. Одним махом поля не объехать. Зимой бы съел грибок, да снег глубок. Счастье с несчастьем близко живут. Дрожжи хороши, да не подъёмчивы. И считанную овцу волк съедает. Горе в чужой стране безъязыкому. Не прикидывайся овцою: волк съест. Молод знал голод, а отъелся – позабыл. Друг верен во всём измерен. Не учи безделью, а учи рукоделью. А дело бывало – и коза волка съедала.

На поле съезжаются, родством не считаются. Забота не съела, так скука одолела. Мой талант съел баран. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. Худ пирог, да съелся. Будут голодные – съедят и холодное. Масленица объедуха, деньгам приберуха. Не радуйся под гору: подъём крут. Съешь и морковку, коли яблочка нет. На что спрос, на то и цена. На волка помолвка, а заяц кобылу съел. На всякое объявление есть объяснение. Было дело, да собака съела.

Без костей и рыбки не съесть. Труд людей объединяет. Съел бы пирога, да мука дорога. И не так подъезжали, да ни с чем отъезжали. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. На безрыбье и рак рыба. Медведь по корове съедает, да голоден бывает, а курица по зёрнышку клюёт и сыта живёт. Был конь, да изъездился. Не балуйся с медведем – задавит в объятьях. Дружные сороки и гуся съедят, дружные чайки ястреба забьют. Сердцу разъярённому места мало, расходиться негде. У медведя в бурьяне шкура в изъяне. Одному пирога не съесть. Пусти козла в огород, он всю капусту съест. И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги.

Съедают долги и богатого. Был мешок с зерном, стоял пнём, а высыпали – съёжился. В чужую душу не влезай. В среду съедим, так в четверг не глядим. В лес не съездишь, так на печке замёрзнешь. Ешь не кроши, съешь не проси. Не изведан – друг, а изведан – два. Всего света не изъездить. Не гони коня плетью при подъёме в гору. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. Не изъезжено поле – не изведано горе. Чует кошка, чьё мясо съела. Не гони под гору, так въедешь и на гору. Не мытьём, так катаньем. Савва съел сало, а сказал, что не видал. Ленивые дожили, что и ножки съёжили. Волк волка не съест. Во сне счастье, наяву ненастье. Кто смел, тот и съел.

Не подливай масло в огонь. Не сули собаке объедки пирога, а кинь кусок хлеба. Хотя у кота спинка бита, а пирог съеден. На всякое хотенье есть терпенье. Не хвались отъездом, а хвались приездом. Кто пьёт, а кто слёзы льёт. Суда божьего околицей не объехать. На задорном буяне всё платье в изъяне. Что испекли, то и съедим, а завтра поглядим. Кручиною поля не изъездить, а врага слезами не утешить. Собака и хлеба не съест не порычав. Наш двор покрыт небом, а обнесён ветром. Что испекла, то и съела. Не объять необъятного.

Одни сласти съедать – горести не узнать. Семена съедим, так по урожаю тужить не станем. Долог путь, да изъездчив. В кривом глазу и прямое с изъяном. Не разгрызя ореха, не съесть ядра. Ныне съедим, а завтра поглядим. В объезд, так к обеду, а прямо, так к ночи. Без терпенья нет уменья. Съел кусочек с птичий носочек. С горы-то съехали, а в гору-то как въехать? И сел бы и съел бы, кабы в гости позвали. Нашёл, да не объявил – всё равно что утаил. Мясо ешь, да мясника не съешь.

Крокодиловы слёзы

Плачут ли крокодилы? Что нам говорит старинная легенда? Что съевший свою жертву крокодил проливает горькие слёзы. Какое лицемерное сожаление! Но объяснять такое явление сочувствием хищника наивно. Съел и льёт слёзы? Это не серьёзно. Просто со слезами крокодилы выводят на организма излишки солей. Так что крокодилы не плачут. Просто они как бы потеют глазами. (54 слова)


Грамматические задания

2. Разделить на слоги для переноса слова: ГОРЬКИЕ, ОБЪЯСНЯТЬ.

3. Написать слово с Ъ с корнем ЕРОШ.

Белкин мухомор

Сушит белочка осенью на сучках грибы. Вот сыроежки, опята, моховики. Знатное кушанье! Грибы все хорошие и съедобные. Но среди хороших и съедобных съёжился мухомор. Для чего белке ядовитый несъедобный мухомор? Разве в сухом мухоморе нет яда для белки? Мухомор – лекарство для белочки? Как объяснить это явление? Нет точной отгадки. (49 слов)

До Н. Сладкову

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта по два слова с разделительными Ь и Ъ.

2. Вставить по две буквы в середину слов ПОЕХАТЬ, СЕЛ так, чтобы получились слова с Ъ.

3. Написать два слова с Ъ с корнем ЁМ.

Гришка

Гришка не был взрослой птицей. Был он взъерошенным крикливым птенцом. Я нашёл его в лесу. Птенец съёжился. Он сидел на земле надутый и злой. Ещё утром проснулся он в тёплом гнезде. Гришка растолкал братьев и сестёр и уселся на краю гнезда. Потом махнул крылышками и свалился на землю. Я протянул птенцу червя. Червя воронёнок съел мгновенно.

К нам в дом Гришка въехал на моём плече. А вечером птенчик ходил по моему столу и громко требовал новых угощений. (78 слов)

По А. Онегову

Грамматические задания

1. Выписать из диктанта два слова с Ъ. Определить в этих словах количество букв и слогов.

2. Выписать из диктанта два слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Написать проверочные слова.

3. Написать два слова с Ъ с корнем ЕД.

Кукушка

Это очень полезная птичка. Взрослая кукушка может съесть за час до ста волосатых и ядовитых гусениц. Таких гусениц другие птицы не съедают. Старые кукушки улетают а конце лета. А кукушата учатся жить самостоятельно. Заботливые маленькие птички высидели, вскормили кукушат и покинули их. Молодые кукушки сами отправляются в далёкий путь на юг. Кукушки не сбиваются в стаи. Но прилетают в свой срок в далёкие страны. Как находят дорогу молодые кукушки? Нет этому объяснения. Это загадка природы. (76 слов)


Грамматические задания

1. Выписать из диктанта два слова с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочные слова.

2. Написать по одному слову с буквосочетанием: ЬЮ, ЪЮ.

3. Написать два слова с Ъ с корнем ЕЗД.

Контрольные диктанты (6 класс)

Азбука тайги

Третьи сутки мы шли по тайге. До станции было ещё далеко. Я выбирал место для ночлега. Вот нашёл сухое, высокое местечко. Но мой спутник, который всю жизнь прожил в лесной деревушке, отказался от удобной стоянки и увёл меня на болото.

Наступила полночь. Вдруг смерчем пронёсся тяжёлый ветер, начался бурелом. Вокруг раздавался грохот, вой, треск, но нас всё это обошло стороной.

К утру появилось солнце, и мы побрели кипятить чай туда, где я хотел расположиться. Это место было завалено грудой стволов. Как таёжник догадался об опасности?

За чаем старичок сознался, что с вечера заметил следы медведя, который ушёл из тайги на болото. Он доверился предчувствию животного. «Медведь всё знает, слушайся в тайге медведя», – закончил старик свой рассказ.

(По А. Иванову-Смоленскому.)

(116 слов.)

Напомнить о знаках препинания при прямой речи.

В качестве грамматического задания можно предложить следующее:

1. Выпишите по 2 слова с указанными орфограммами (или с некоторыми из них):

– безударные гласные в корне: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся;

– непроизносимые согласные в корне, безударные гласные в окончании глаголов и существительных, о–ё после шипящих.

2. Определитечастьречиусловво2-миливпоследнемпредложениях.

3. Разберите по составу: расположиться, выбирал, старичок, рассказ.

Вечером

Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.

Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошёл я заросли кустов. У моих ногтянется равнина, а дальше стеной возвышается мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой.

Куда я зашёл? Как найти дорогу?

Я вышел на опушку и пошёл полем. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздаются мои шаги.

Новотнавечернемнебестализажигатьсязвёзды.Блеститсерп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предположил, что через час буду дома.

(По И. С. Тургеневу.)

(108 слов.)

В гостях

Катя показала мне квартиру. В одной комнате жила она с мамой. В кабинете у Николая Антоновича на письменном столе стоит прибор. Чернильница представляла собой бородатую голову в шишаке, пепельница – древнерусскую рукавицу. Под шишаком находятся чернила, и Николаю Антоновичу приходится макать перо прямо в череп богатыря. Это показалось мне странным.

В гостиной между окнами помещается книжный шкаф. Я никогда ещё не видел столько книг сразу. Над шкафом висит поясной портрет широколобого моряка со сжатыми челюстями и светло-серыми живыми глазами.

Потом Катя показала мне морской компас – очень интересную штуку. Это был медный обруч на деревянной подставке, в котором качалась чашечка, а в чашечке под стеклянным колпачком – стрелка. Стрелка качается и одним концом с серебряным якорем показывает на север.

(По В. Каверину.)

(119 слов.)

Примечание . Шишак (в старину): металлический шлем с остриём, заканчивающимся шишкой

Необычный стрелок

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими жёлто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозелёные сосны. У меня под ногами причудливо скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только прерывистое пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился, присмотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Шум исходил из земли. Моё внимание привлекли мелкие тёмно-коричневые зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок преспокойно разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это преинтересное растение.

(По Г. Угарову.)

(111 слов.)

Таинственный ящик

У прославленного певца Шаляпина был объёмистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристических фирм разных стран и городов, в которых гастролировал артист. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому не доверяя, почти не выпускал из рук.

В портфеле лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом.

Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик, смотрел на него в раздумье и ставил под кровать.

Зная крутой нрав Шаляпина, его не расспрашивали о ящике. Это была таинственная загадка.

После смерти артиста его вдова вскрыла заколоченный ящик. В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу. Горсть родной русской земли.

(По А. Лессу.)

(121 слово )

Солнечный цветок

Его родина – далёкая Мексика. Ярко-жёлтые соцветия подсолнечника казались древним мексиканцам чудесными маленькими солнцами, спустившимися на землю. Таинственную связь растения с дневным светилом усматривали и в том, что соцветия целый день поворачиваются в сторону солнца, желая поймать его горячие лучи. Поэтому подсолнечник считали священным.

Испанские моряки, приплывшие вместе с Колумбом в Америку, завезли растение к себе на родину, и восторгам не было конца. Каждый, имевший хоть клочок земли, старался вырастить необычайный цветок. Другие разводили подсолнечник в горшках, как комнатное растение. В нём видели прелестное живое украшение, не подозревая, что от него может быть какая-то польза.

ИтольковРоссиикрепостнойкрестьянинДаниилБокарёвсмастерил небольшойпресс,выжимающийподсолнечноемасло.Этобылов 1829 году.

(По Н. Осипову.)

(119 слов.)

Первая встреча с Андерсеном

Мне было семь лет, когда я получил в новогоднюю ночь в подарок от мамы сказки Андерсена.

Сев под ёлку, я раскрыл книгу. В ней было много картинок. Там сверкали огнём стены ледяных дворцов, дикие лебеди летали над морем, оловянныесолдатикистоялиначасахнаоднойноге,прижимаякнейдлинные ружья.

Удивительная человеческая доброта исходила со страниц этой книги с золотым обрезом.

Задремавотусталостиижарасвечей,сквозьдремотуяувидел Андерсена.

Он рассматривал меня, прищурив один глаз, потом достал из кармана душистый платок, взмахнул им, из платка выпала белая роза. Сразу вся комната наполнилась её серебряным светом и непонятным медленным звоном. Это звенели лепестки розы, ударившиеся о пол.

С тех пор моё представление об Андерсене всегда было связано с этим приятным сном.

(По К. Паустовскому.)

(127 слов ) .

В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся. Например: звёздный, местный, здравствуй, солнце.

Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась. Например: звёздный - звезда, местный - место, здравствуй - здравие, солнце - солнышко. Если в сочетаниях согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.

Некоторые слова проверить нельзя. ЗАПОМНИТЕ: чувство, лестница.

Тексты для диктантов и списывания на непроизносимые согласные

Из далёкой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было гигантского роста. Голова чудесного цветка напоминала солнце. Растение всегда поворачивалось к свету солнца. По дивному цветку узнавали время. Цветок назвали подсолнечником. По имени яркого солнца. (36)

В джунглях живёт лягушка кокой. Так зовут её местные жители. А ужасным листолазом её называют учёные. Это прелестное маленькое существо золотистого цвета. Малютка умещается в чайной ложке. Но её яд в тридцать раз сильнее яда кобры. Это самый сильный из известных животных ядов. (43)

Двенадцатого апреля мы празднуем день космонавтики. В этот день человек впервые оторвался от Земли и вышел в звёздный простор. Этим человеком был Юрий Алексеевич Гагарин. Доблестный сын русского народа. В этот день человечество сделало гигантский шаг в своём развитии. Оно вступило на лестницу, ведущую к звёздам. (46)

Сок сахарного тростника был известен в Индии пять тысяч лет назад. Этот сладкий сок напоминал вкусный пчелиный мёд. Потом сахарный тростник стали выращивать на Кубе и на Гаити. Это гигантский злак до шести метров высотой. Срубают стебель одним ударом с помощью тяжёлого тесака. Чтобы не вытек сладкий сок, стебли тростника измельчают. Они служат прекрасным топливом для сахарных фабрик. (58)

Стоит прекрасный зимний денёк. Солнце освещает всю окрестность. Радостные солнечные зайчики скачут по стволам деревьев. На берёзу опустилась стайка прелестных птичек. Это синички. Их много живёт в нашей местности. У синичек праздничный наряд. На головке чудесная шапочка. Спина, крылья и хвост - жёлтые. Одна из синичек радостно свистнула. Какое счастье! Она увидела на ветке соседнего дерева вкусное сало. Его привязал лесник. (60)

Парусник шёл на всех парусах. Солнце сияло, и ничто не предвещало бурю. Однако капитан парусника заметил тёмное пятно на горизонте. Это - предвестник ненастья. Опасно встречать бурю с поднятыми парусами. Порывы ветра сломают мачты, как тростник. Капитан знал это и приказал убрать паруса. Яростный порыв ветра ударил по паруснику. Началась буря. Но ненастная погода не могла серьезно повредить корабль. Матросы успели подготовиться к шторму. (63)

Солнце светит редко. Не жужжат мохнатые шмели. Не слышны радостные песни птиц. Стоят ненастные осенние дни. Грустно в эту пору в лесу. Увядает трава. Поникают прекрасные цветы. Опадают листья. Но не всё замирает в это время. Осенью поспевает брусника. В мягкой зелени краснеют поздние ягоды. Слышны радостные взрослые и детские голоса. Найден прекрасный брусничник! Счастливые люди с радостным чувством несут домой полные корзины этой чудесной ягоды. (65)

Мы с Аллой и Эммой гуляем по окрестностям. Сегодня самый чудесный праздник поздней осени. Выпал первый снег. Всех охватило радостное чувство. Безобразные от грязи поля вдруг стали прекрасными. Они блестят на солнце, как алмазные. Группы деревьев под снегом могут показаться парусными судами. Грустная, пресная местность стала интересной. Но в тесных колхозных ангарах идёт работа. Там аккуратно чинят железных коней для весеннего сева. Опасно оставлять технику без серьёзного ремонта. (68)

Поздней осенью часто стоит ненастная погода. Грустно гулять в такую пору. Сегодня небо счастливо прояснилось. Мы с Анной, Эммой и Геннадием радостные бродим по аллеям чудесного парка. Поднимаемся по железной лестнице в прелестную беседку. Здесь тесно вчетвером. Мы согласны были гулять до вечера. Но напрасно. Яростный ветер пригнал безобразные тучи. Тяжело стало на сердце. Так нечестно! Мы безрадостно побрели по шоссе к дому. Поиграем там в настольный теннис. (68)

Наступила суббота. К сожалению, этот зимний день был ненастным. К вечеру яростный ветер утих. Небо стало ясным. Солнце на закате казалось красным. Мы вкусно поужинали и вышли на вечернюю прогулку. Наш путь лежал по шоссе, затем по аллее. Над головой раскинулось звёздное небо. Мы любовались алмазным блеском небесных сокровищ. Моё сердце радостно забилось при виде этого чудесного зрелища. Мне известно несколько созвездий. Интересно слушать рассказы о новых. Нам грустно идти домой. Но уже поздний вечер. (71)

Новый год - чудесный праздник. Пусть даже за окном ненастная погода. Пусть яростный ветер властно гонит группы гигантских туч по небесному своду. Погода безобразничает напрасно. Нас наполняют радостные чувства. Мы счастливы. Чуть-чуть грустно провожать старый год. Но в новом году нас ждёт столько прекрасного. За вкусным ужином мы сидим до позднего вечера. Тесно у нас за столом. Сколько здесь добрых, честных людей! На столе лежат телеграммы от друзей. Жёлтые, красные, зелёные огоньки украшают ёлку. Здравствуй, Новый год! (77)

Ночью была ужасная ненастная погода. По небесному своду неслись гигантские тучи с безобразными клочьями. Яростный ветер опасно качал вековые деревья. Но напрасно. Они доблестно выстояли. Утром всё счастливо закончилось. Окрестности покрылись прекрасным снежным покрывалом. Солнце появилось над полями. Они чудесно засверкали алмазным блеском. К вечеру небо прояснилось. Раскинулся звёздный купол. Как на небе тесно от звёзд! Кажется, что их миллион. Но видно всего несколько тысяч. Они составляют группы. Интересно находить известные созвездия и читать рассказы о них. (77)

Вот и наступила поздняя осень. Солнце поднимается всё ниже. Лес без листвы выглядит грустным.. Как чудесно было гулять здесь ранней осенью! Каким прекрасным был тогда осенний лес! Юннаты из нашего класса собрали интересную коллекцию листьев. Теперь вся местность кажется посеревшей. Небесный свод затянули тучи. Редко можно увидеть синеву или звёздное небо. Часто стоит ненастная погода. Это праздник дождя и грязи. Порой яростный ветер опасно качает деревья. Тяжело на сердце в эту безрадостную пору. (73)

Начался листопад. На аллеях группы людей сгребают гигантские охапки пожелтевшей и покрасневшей листвы. Часто случаются ночные заморозки - первые вестники близкой зимы. Наша местность кажется грустной поздней осенью. В окрестностях нашего дома чудесные краски ранней осени сменились пресным серым цветом. На сердце появилось чувство тоски. Но в начале ноября у нас был праздник. В наш областной центр приехал известный певец из Москвы со своей группой. Мы были счастливы попасть в субботу на его концерт. (73)

Позади счастливое и радостное лето. Прошла чудесная золотая осень. Стоят ненастные дни поздней осени. На полях и в лесу, на тропках и аллеях ужасная грязь. Жёлтые и красные листья уже потемнели. Они лежат на земле безобразной скользкой массой. Ночью редко видно прекрасное звёздное небо. Небесный свод скрывают пресные серые тучи. Здравствуй, утреннее солнышко! Но напрасно низкое солнце хочет удержать тёплую погоду. Близко зима. Ударит русский мороз. Снег сделает всё чище и аккуратней. Мы сможем играть в хоккей. (77)

Наступила поздняя осень. Солнце светит редко. Ранним утром густой туман окутал окрестность. Весь день стоит ненастная погода. Яростный ветер гонит над землёй тучи. Грустный стоит лес. Вот хрустнула ветка. Кто здесь? Это выбежал на полянку красавец лось. Мы затаились. Животное почуяло опасность и убежало. В нашей местности лоси - редкие гости. Мы отдохнули у гигантского дуба и пошли домой. Даже осенняя ненастная погода не испортила нам прекрасного настроения. Чудесно погулять в лесу, подышать свежим лесным воздухом. (75)

На колхозных грядках осталось много вкусных капустных кочанов. Несколько зайцев радостно прибежали из близкого леска. У них сегодня праздник. Они счастливы. Поздней осенью трудно найти пищу. В частных огородах сейчас пусто. Лес без листьев стоит грустный. Не жужжат мошки, не ползут в травке букашки. Только миллионы листьев безобразной скользкой массой покрывают почву. Солнце низко поднимается над землёй. Его лучи плохо согревают нашу местность. Скоро зимние холода властно вступят в свои права. Ночные заморозки - их ранние вестники. (76)

Поздней осенью мы приехали в наш областной центр. Здесь есть древний кремль. Это широко известный памятник старины. У громоздкой крепостной стены летом рос низкий тростник. Мы поднимаемся по длинной железной лестнице. Отсюда хорошо видны окрестности. Какой прекрасный вид! Вон группа прелестных сосенок у шоссе. А там виднеется чудесная аллея из гигантских дубов. В древности враги яростно атаковали эти стены. Но напрасно. Горожане доблестно защищались. Они отбили много опасных штурмов. Нам интересно изучать историю. (73)

Мой дед разбил прекрасный сад. Аккуратно заботиться о нём - серьёзный труд. Но как радостно видеть прелестные цветы и гулять по чудесным длинным аллеям. Сад деда - лучший в нашей местности. Со всех окрестностей приходят люди взглянуть на него. Даже из областного центра приезжал известный профессор. Я люблю слушать интересные рассказы деда о растениях. В ненастные дни дед ужасно переживает. Мы все ему сочувствуем. Но напрасно дожди и яростные ветры атакуют сад. Потом появится солнце и властно разгонит безобразных врагов. (78)

В окрестностях нашего села около пастбища растёт группа прелестных ёлочек. Они стоят на большой поляне, на территории чудесного соснового леса. Осень не властна над ёлочками. Ранняя осень золотит и делает красными лиственные деревья. Поздняя осень сбрасывает прекрасные цветные рубашки на землю. Стоит ненастная погода. Но напрасно ветер яростно нападает на ёлочки. Они остаются зелёными. Так радостно среди пресной осенней серости увидеть их зелень. Интересны они и под снегом. Пусть ёлочки счастливо растут и станут гигантскими елями. (76)

Низкое зимнее солнце было чуть-чуть красноватым. Чудесная снежная скатерть на полях сверкала миллионами алмазных отблесков. Она походила на звёздный небесный свод. Гигантские тучи казались железными. Они складывались в картинки - прелестные и безобразные. Тучи властно заполонили зимний небосвод. Полетели вниз чудесные снежинки, похожие на прекрасные звёздочки. Наступила ненастная погода. Яростный ветер налетал на гигантские деревья. Но они доблестно выдерживали его атаки. Грустные деревья чувствуют ужасную тоску по весеннему теплу. (69)

Я читаю книгу известного профессора астрономии. Она рассказывает о звёздном небе массу интересного. Звёзды на небесном своде разделены на группы - созвездия. Чудесные истории сложены о них. Истории полны приключений - радостных и счастливых, грустных и опасных, веселых и серьезных. В древности их рассказывали устно. Позднее они были записаны. Звёзды отделены от нас миллионами километров. Они весят миллионы тонн. Со временем доблестные земляне в космических аппаратах долетят до них. (67)

Вокруг Солнца кружатся планеты. Есть среди них и гигантские. Это Юпитер, Сатурн, Уран. Марс, Венера, Меркурий, Плутон поменьше. Эти чудесные планеты нам известны. Мы их видим на звёздном небе как прелестные маленькие звёздочки. Очень маленькие планеты называют астероидами. Они располагаются в основном в окрестностях Юпитера и Марса. Но появляются у нас в солнечной системе и прекрасные звёздные странники. Это кометы. При приближении к Солнцу у них появляется ужасный хвост. И мы видим хвостатую звезду. В старину кометы считались вестниками несчастий. (80)

Часы на лестнице гулко пробили двенадцать раз. В этот поздний час я вышел из дому полюбоваться звёздным небом. Оно было прекрасно! Весь небесный свод сверкал тысячами огоньков. Он походил на алмазные россыпи. Над крышей дома плавал лунный серп. Ясный свет луны освещал окрестности. Вся местность была видна, как на ладони. При виде этой чудесной картины сердце моё радостно забилось. Меня охватило чувство вечного праздника. Словно не было вокруг никаких опасностей, ничего безобразного. Тесные улицы нашего города казались мне просторными, дома - гигантскими. Долой пресную серьёзную жизнь! Радостный и счастливый, я долго бродил по пустым улицам. (94)

Солнце взошло над тесными улицами нашего городка. Наступил праздничный день. Весь город ждал этого праздника. Вчерашний день был ненастным. Но сегодня у природы явно тоже праздничное настроение. Небесный свод ясный и безоблачный. Сегодня можно встать поздно. Радостные и счастливые горожане выходят на улицы только к полудню. Как все любезны вокруг! Мелькают красные, синие, зелёные воздушные шары. Сегодня всех ждёт вкусный обед. Потом интересный концерт и народное гуляние. Самые известные люди нашего города собрались на лестнице перед ратушей. По улицам гарцуют наездники из доблестной королевской гвардии. Здравствуй, прекрасный праздник! Какой чудесный день сегодня! (92)

Поздним праздничным вечером в тесной комнатке сидел старый профессор. Это был честный и серьёзный человек. Немного властный, но добрый и любезный. Он изучал звёздное небо, рассчитывал движение небесных тел. Он был известным астрономом. Сегодня профессор сидел грустный. Ни праздничный салют, ни вкусный обед, ни интересный концерт не развеселили его. Профессор пытался сделать расчёт движения открытой им кометы. Но напрасно. Чудесная наука математика изменила своему доблестному рыцарю. Листы бумаги на столе исписаны гигантскими формулами. Честное слово, профессор сделал всё, что мог. Ужасно! И тут у старого учёного появилось странное чувство. Сердце профессора радостно забилось. Чудесное озарение! Он рванулся к столу и начал яростно писать» Счастливое выражение не сходило с его лица. Формула была готова. (114)

Мама испекла вкусный капустный пирог. Вся семья радостно собралась вокруг праздничного стола. Бабушка спустилась по лестнице со второго этажа. По какому поводу праздник? Сегодня воскресный день. Чудесный вечер в тесном семейном кругу. На маме красный передник. Папа рассказывает местные новости. Интересно всё знать! А ему известно всё. С самым серьёзным видом папа так забавно шутит, что нам ужасно смешно. Наш папа тракторист. Он ездит на железном колхозном коне. Он хорошо знает все окрестности и часто водит нас гулять. После ужина мама предлагает поиграть в лото. Мы все согласны. Целый час мы играем в эту прекрасную игру. Каждый играет честно. Но уже становится поздно. Пора спать. (106)

Вчера был ненастный день. Но сегодня с самого утра небо ясное. Ласково пригревает летнее солнце. Чудесный денёк! Мы решаем залезть на гору и посмотреть местную старинную крепость. Это очень интересно! Поздним утром мы вышли из дому и зашагали по широкой тропинке по направлению к крепости. Она стоит на вершине небольшой горы и видна издалека. Возникает такое чувство, что идти до неё недолго. Но нам потребовался целый час. Вот и крепостные стены. Прекрасный вид открывается сверху! Все окрестности как на ладони. Напрасно мы не взяли видеокамеру. Залезаем на стену. Мы, доблестные защитники крепости, отражаем атаки грозного врага. Положение серьёзное и опасное. Сквозь узкие, тесные бойницы мы стреляем из арбалетов. Яростный штурм окончен. Враг бежит. (113)

Поздним воскресным утром я шагал по просёлочной дороге и пытался насвистеть один прелестный мотивчик. Но напрасно. Сегодня чудесная царица Музыка отвергала меня своей властной рукой. Свистнув последний раз, я умолк и производил звуков не больше, чем бессловесный камень. Я принялся созерцать окрестности. Местность была довольно холмистая. Вдалеке виднелись крепостные стены и красная крыша замка. Там жили когда-то доблестные рыцари и вели интересную и опасную жизнь, полную яростных битв. Теперь в замке живут их честные и серьёзные потомки. Они ходят по тесным коридорам, карабкаются по узким винтовым лестницам. Они едят вкусные обеды в парадном зале, где на стенах ещё висят железные доспехи. Та далёкая эпоха кажется этим людям ужасной и безобразной, а собственная пресная жизнь - прекрасной. (115)

Поздним утром прекрасная принцесса гуляла по берегу реки и любовалась парусными лодками. Погода была чудесной. Лёгкие облачка бежали по небесной лазури. Юный паж любезно беседовал с принцессой. На лестнице собралась группа прелестных фрейлин, Вдруг раздался ужасный плеск. Из тростника вылезло безобразное чудовище. У него гигантское зелёное тело и красные лапы с алмазными когтями. Уши чудовища похожи на капустные листы. Оно взглянуло на принцессу яростным взглядом и облизнулось. Страшилище предвидело вкусный завтрак. Чувствительная принцесса упала в обморок. Тут в воротах появился молодой наездник. Это доблестный капитан королевской гвардии. Он громко свистнул и метнул в чудовище копьё. Враг был серьёзно ранен. Он атаковал храброго бойца, но напрасно. Скоро чудовище было повержено. Берег огласился радостными криками. В королевстве объявили большой праздник. (118)

Республика Казахстан, Северо - Казахстанская область,

город Петропавловск

Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13»

Урок по русскому языку

(для учащихся 4 класса)

Шабарова Ботакоз Жаксылыковна

Предмет: Русский язык Дата ___________№ урока______________

Тема: Контрольный диктант «Дивный цветок»

Цель : проверить сформированность навыков по основным темам программы начального обучения.

Дивный цветок

Из далёкой страны вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было высокого роста. Заморского красавца сажали в центре клумбы. Он царствовал над остальными садовыми цветами. Цветок держался на прямом толстом стебле. Его украшали широкие нарядные листья. На большой круглой голове был венец из нежных жёлтых лепестков. Голова чудесного цветка напоминала солнце. Она поворачивала своё лицо к яркому солнечному свету. Цветок и назвали – подсолнечник.

Грамматическое задание:

1.Выпишите словосочетания «прилагательное + существительное»

2.Определите падеж прилагательных

3.Выделите окончания существительных и прилагательных

Домашнее задание: повторить все об имени прилагательном



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!