Диктант редкая гостья по русскому языку.

{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

4 КЛАСС

ТЕМА: "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 4 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 4 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 4 классов начальной школы.

Выборочные диктанты

Выписать словосочетания с именами существительными единственного числа в косвенных падежах.

1) Пчелки полетели к яблоньке. 2) Всадник спрыгнул с лошади. 3) Дедушка шел по лестнице. 4) Теплоход подошел к Казани. 5) Над елью кружились клесты. 6) Сладко пахло земляникой. 7) Ребенок спит в кроватке. 8) У двери лежит коврик. 9) Кот Васька лежит на диване. 10) По площади мчались автомобили. 11) Папа работал комбайнером. 12) В воздухе кружились снежинки. 13) Распустились цветы сирени. 14) Над морем кружились чайки. 15) В небесной лазури пели жаворонки.

Распределительные диктанты

Записать имена существительные в две группы: в первую с окончанием е , во вторую с окончанием и .

1) На Волге, на пристани, на озере, на яблоне, на сирени, на кедре, в небе, в лазури, в долине, в поезде, по площади, по лестнице, по площадке, к лошади, к двери, на ладони, на пальце, на ладошке, на ветке, от бабушки, от сторожки, около изгороди, возле полянки, о смелости, о герое.

2) На лошади, на лошадке, на скатерти, на салфетке, в тетради, в тетрадке, в постели, в постельке, у дорожки, о товарище, о помощи, из-за метели, на солнце, на местности, от старости, в деревне, у речки, к избушке, в пустыне, на портрете, у тропинки, к яблоне, на улице, к тете Кате, от дяди Коли.

Восстановленный диктант

Выписать из текста имена существительные, ставя их в начальную форму, затем записать прослушанный текст, используя выписанные имена существительные в нужной падежной форме.

Галя осторожно подошла к лосихе. На ладони девочка держала корку хлеба. Лосиха подняла голову и втянула ноздрями воздух. Так вкусно пахло с маленькой ладони! Гостья ловко подхватила угощение толстыми, влажными губами. Так началась дружба Гали и лосихи.

(Г. Колесников)

Объяснительные (предупредительные) диктанты

Королек

Королек - самая маленькая птичка в нашей стране. Она живет на вершине высокой ели. Гнездышко королек строит на кончике еловой ветки. Свою скромную тихую песенку птичка поет круглый год. Все лето и начало осени корольки проводят в хвойных лесах. Осенью и зимой их можно встретить в городском парке, в саду, в огороде на изгороди.

(Ф. Остапов)

Орел

Орел свил гнездо на большой дороге вдали от моря и вывел детей. Однажды около дерева работал народ, а орел подлетел к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидели рыбу, окружили дерево и стали бросать в орла камнями. Орел выронил рыбу, сел на край гнезда. Орлята подняли свои головы и стали пищать. Они просили корм.

(Л. Толстой)

В тайге

По тайге кружила метель. Рябчик Фыр сидел на пихте и несколько раз перелетал с ветки на ветку. Бурундук Чишка громко похрапывал на чистой подстилке из сухой травки. Работяжка еще не спал. На земляной полочке в норке он раскладывал всякие вкусные корешки. А Топ лежал в берлоге один, ему было скучно. Из берлоги он до весны не увидит маму и братца Рык-Рычка.

(Г. Немченко)

Полярная сова

Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают они над снегами. Терпеливо дежурит сова на своем посту. Часами ожидает она своей добычи. Многие зайцы побывали в когтях полярной совушки. Охотнику редко удается подойти к птице. Зимнее оперение совы кажется белее снега.

(И. Соколов-Микитов)

Свободный диктант

Ель-кормилица

К осени на старой ели висели тяжелые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.

Голодно стало зимой в лесу. Вот на поляну выскочила белка. Она забралась на дерево, взяла шишку и принялась за еду. Пестрый дятел спешит к ели. Он сорвал шишку и улетел в лес. Стайки клестов опустились на ель. Клесты засовывали под чешуйки шишек кривые носы и доставали семечки.

Много шишек осталось на ели до весны. Пригрело солнышко. Из шишек вылетели легкие семена. Попадет семечко во влажную землю, прорастет. Оно даст жизнь новому деревцу.

(Г. Скребицкий)

Слова для справок: выско чи ла, семе чко, семена, засовы ва ли, прора стет, в них.

Проверочные диктанты

Редкая гостья

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (85 слов)

Зимний лес

Я любовался пейзажем леса. После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У березки вьюга посеребрила инеем гибкие ветви. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгреби снег до земли. На этом месте видны кустики брусники и веточки черники. (81 слово)

На озере

Мы шли через лес к озерам. По сторонам дороги росли колосистые травы, лиловые колокольчики. В кустах шиповника гудели пчелы с золотыми полосками на спине. Вдали блеснуло озеро. К ночи мы поставили палатки в зарослях камыша около кучи хвороста. В воздухе бесшумно летали летучие мыши. Тянуло сыростью. На рассвете мы выехали ловить рыбу. На поверхности озера было много желтых кувшинок. Вдруг у борта лодки хлестнула хвостом гигантская щука. Лодка закачалась. Мы стали грести к берегу. Рыба шла рядом с лодкой. (81 слово)

(К. Паустовский)

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}

Вариант № 22298

Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Версия для печати и копирования в MS Word

Запишите текст под диктовку.

Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.


Текст диктанта

Найди в тексте предложение с однородными членами, соединёнными союзом. Выпиши это предложение и графически покажи, какими членами предложения они являются.


Текст диктанта

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (85 слов)

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Выпиши из текста 2-е предложение.

1) Подчеркни главные члены.

2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.


Текст диктанта

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (85 слов)

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными. Брала, положил, звонит, километр.

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.

Природа оживает после зимнего сна.

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


(14) - Какая осень!

(По М. Бубеннову)

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.


(1)Шумел листопад. (2)Леса покорно и печально, почти не стихая, порошили багряной листвой. (3)Горестный, всё заглушающий шорох властно заполнял лесную глухомань. (4)Опавшими листьями осень щедро выстилала все дороги и поляны. (5)Когда налетал ветер, тучи мёртвой листвы поднимало от лесов, легко кружило в просторной вышине и несло на восток, - и тогда казалось, что над унылой осенней землёй бушует багряная метель.

(6)Шум листопада наполнял душу Андрея тоской и тревогой. (7)B полинявшей гимнастёрке, со скаткой шинели и винтовкой, он шёл усталым шагом, часто обтирая запылённое лицо пилоткой, и - случалось - сам удивлялся, что идёт: так иногда плохо чувствовал под ногой землю. (8)Эта осень ворвалась в родные места хотя и в положенное время, но всё же, как думал Андрей, особенно внезапно и дерзко. (9)Андрей не мог смотреть на сверкающие холодной позолотой леса, на голые поля, смотреть и видеть, как всюду торжествует жестокая сила осени.

(10)В полдень, остановившись на вершине высокого холма, Андрей выпрямился во весь свой рост и с усилием огляделся вокруг. (11)На дорогах, в пыльной мгле, гудели машины, грохотали обозы, двигались колонны солдат. (12)В осеннем поднебесье, сверкая на солнце, тянулись на восток немецкие самолёты; они с воем бросались на дороги, и земля тяжко ахала, и над ней взлетали чёрные кудлатые султаны дыма. (13) Тяжело вздохнув, Андрей разгорячённо воскликнул:

(14) - Какая осень!

(По М. Бубеннову)

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.


(1)Шумел листопад. (2)Леса покорно и печально, почти не стихая, порошили багряной листвой. (3)Горестный, всё заглушающий шорох властно заполнял лесную глухомань. (4)Опавшими листьями осень щедро выстилала все дороги и поляны. (5)Когда налетал ветер, тучи мёртвой листвы поднимало от лесов, легко кружило в просторной вышине и несло на восток, - и тогда казалось, что над унылой осенней землёй бушует багряная метель.

(6)Шум листопада наполнял душу Андрея тоской и тревогой. (7)B полинявшей гимнастёрке, со скаткой шинели и винтовкой, он шёл усталым шагом, часто обтирая запылённое лицо пилоткой, и - случалось - сам удивлялся, что идёт: так иногда плохо чувствовал под ногой землю. (8)Эта осень ворвалась в родные места хотя и в положенное время, но всё же, как думал Андрей, особенно внезапно и дерзко. (9)Андрей не мог смотреть на сверкающие холодной позолотой леса, на голые поля, смотреть и видеть, как всюду торжествует жестокая сила осени.

(10)В полдень, остановившись на вершине высокого холма, Андрей выпрямился во весь свой рост и с усилием огляделся вокруг. (11)На дорогах, в пыльной мгле, гудели машины, грохотали обозы, двигались колонны солдат. (12)В осеннем поднебесье, сверкая на солнце, тянулись на восток немецкие самолёты; они с воем бросались на дороги, и земля тяжко ахала, и над ней взлетали чёрные кудлатые султаны дыма. (13) Тяжело вздохнув, Андрей разгорячённо воскликнул:

(14) - Какая осень!

(По М. Бубеннову)

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Как ты понимаешь значение словосочетания «скатка шинели»? Запиши своё объяснение.


(1)Шумел листопад. (2)Леса покорно и печально, почти не стихая, порошили багряной листвой. (3)Горестный, всё заглушающий шорох властно заполнял лесную глухомань. (4)Опавшими листьями осень щедро выстилала все дороги и поляны. (5)Когда налетал ветер, тучи мёртвой листвы поднимало от лесов, легко кружило в просторной вышине и несло на восток, - и тогда казалось, что над унылой осенней землёй бушует багряная метель.

(6)Шум листопада наполнял душу Андрея тоской и тревогой. (7)B полинявшей гимнастёрке, со скаткой шинели и винтовкой, он шёл усталым шагом, часто обтирая запылённое лицо пилоткой, и - случалось - сам удивлялся, что идёт: так иногда плохо чувствовал под ногой землю. (8)Эта осень ворвалась в родные места хотя и в положенное время, но всё же, как думал Андрей, особенно внезапно и дерзко. (9)Андрей не мог смотреть на сверкающие холодной позолотой леса, на голые поля, смотреть и видеть, как всюду торжествует жестокая сила осени.

(10)В полдень, остановившись на вершине высокого холма, Андрей выпрямился во весь свой рост и с усилием огляделся вокруг. (11)На дорогах, в пыльной мгле, гудели машины, грохотали обозы, двигались колонны солдат. (12)В осеннем поднебесье, сверкая на солнце, тянулись на восток немецкие самолёты; они с воем бросались на дороги, и земля тяжко ахала, и над ней взлетали чёрные кудлатые султаны дыма. (13) Тяжело вздохнув, Андрей разгорячённо воскликнул:

(14) - Какая осень!

(По М. Бубеннову)

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Замени слово «щедрый» (предложение 4) близким по значению словом. Запиши это слово.


(1)Шумел листопад. (2)Леса покорно и печально, почти не стихая, порошили багряной листвой. (3)Горестный, всё заглушающий шорох властно заполнял лесную глухомань. (4)Опавшими листьями осень щедро выстилала все дороги и поляны. (5)Когда налетал ветер, тучи мёртвой листвы поднимало от лесов, легко кружило в просторной вышине и несло на восток, - и тогда казалось, что над унылой осенней землёй бушует багряная метель.

(6)Шум листопада наполнял душу Андрея тоской и тревогой. (7)B полинявшей гимнастёрке, со скаткой шинели и винтовкой, он шёл усталым шагом, часто обтирая запылённое лицо пилоткой, и - случалось - сам удивлялся, что идёт: так иногда плохо чувствовал под ногой землю. (8)Эта осень ворвалась в родные места хотя и в положенное время, но всё же, как думал Андрей, особенно внезапно и дерзко. (9)Андрей не мог смотреть на сверкающие холодной позолотой леса, на голые поля, смотреть и видеть, как всюду торжествует жестокая сила осени.

(10)В полдень, остановившись на вершине высокого холма, Андрей выпрямился во весь свой рост и с усилием огляделся вокруг. (11)На дорогах, в пыльной мгле, гудели машины, грохотали обозы, двигались колонны солдат. (12)В осеннем поднебесье, сверкая на солнце, тянулись на восток немецкие самолёты; они с воем бросались на дороги, и земля тяжко ахала, и над ней взлетали чёрные кудлатые султаны дыма. (13) Тяжело вздохнув, Андрей разгорячённо воскликнул:

(14) - Какая осень!

(По М. Бубеннову)

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

B предложении 9 найди слово, состав которого соответствует схеме:

Выпиши это слово, обозначь его части.


(1)Шумел листопад. (2)Леса покорно и печально, почти не стихая, порошили багряной листвой. (3)Горестный, всё заглушающий шорох властно заполнял лесную глухомань. (4)Опавшими листьями осень щедро выстилала все дороги и поляны. (5)Когда налетал ветер, тучи мёртвой листвы поднимало от лесов, легко кружило в просторной вышине и несло на восток, - и тогда казалось, что над унылой осенней землёй бушует багряная метель.

(6)Шум листопада наполнял душу Андрея тоской и тревогой. (7)B полинявшей гимнастёрке, со скаткой шинели и винтовкой, он шёл усталым шагом, часто обтирая запылённое лицо пилоткой, и - случалось - сам удивлялся, что идёт: так иногда плохо чувствовал под ногой землю. (8)Эта осень ворвалась в родные места хотя и в положенное время, но всё же, как думал Андрей, особенно внезапно и дерзко. (9)Андрей не мог смотреть на сверкающие холодной позолотой леса, на голые поля, смотреть и видеть, как всюду торжествует жестокая сила осени.

(10)В полдень, остановившись на вершине высокого холма, Андрей выпрямился во весь свой рост и с усилием огляделся вокруг. (11)На дорогах, в пыльной мгле, гудели машины, грохотали обозы, двигались колонны солдат. (12)В осеннем поднебесье, сверкая на солнце, тянулись на восток немецкие самолёты; они с воем бросались на дороги, и земля тяжко ахала, и над ней взлетали чёрные кудлатые султаны дыма. (13) Тяжело вздохнув, Андрей разгорячённо воскликнул:

(14) - Какая осень!

(По М. Бубеннову)

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Выпиши из предложения 6 все имена существительныe в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).


(1)Шумел листопад. (2)Леса покорно и печально, почти не стихая, порошили багряной листвой. (3)Горестный, всё заглушающий шорох властно заполнял лесную глухомань. (4)Опавшими листьями осень щедро выстилала все дороги и поляны. (5)Когда налетал ветер, тучи мёртвой листвы поднимало от лесов, легко кружило в просторной вышине и несло на восток, - и тогда казалось, что над унылой осенней землёй бушует багряная метель.

(6)Шум листопада наполнял душу Андрея тоской и тревогой. (7)B полинявшей гимнастёрке, со скаткой шинели и винтовкой, он шёл усталым шагом, часто обтирая запылённое лицо пилоткой, и - случалось - сам удивлялся, что идёт: так иногда плохо чувствовал под ногой землю. (8)Эта осень ворвалась в родные места хотя и в положенное время, но всё же, как думал Андрей, особенно внезапно и дерзко. (9)Андрей не мог смотреть на сверкающие холодной позолотой леса, на голые поля, смотреть и видеть, как всюду торжествует жестокая сила осени.

(10)В полдень, остановившись на вершине высокого холма, Андрей выпрямился во весь свой рост и с усилием огляделся вокруг. (11)На дорогах, в пыльной мгле, гудели машины, грохотали обозы, двигались колонны солдат. (12)В осеннем поднебесье, сверкая на солнце, тянулись на восток немецкие самолёты; они с воем бросались на дороги, и земля тяжко ахала, и над ней взлетали чёрные кудлатые султаны дыма. (13) Тяжело вздохнув, Андрей разгорячённо воскликнул:

(14) - Какая осень!

(По М. Бубеннову)

(6)Шум листопада наполнял душу Андрея тоской и тревогой. (7)B полинявшей гимнастёрке, со скаткой шинели и винтовкой, он шёл усталым шагом, часто обтирая запылённое лицо пилоткой, и - случалось - сам удивлялся, что идёт: так иногда плохо чувствовал под ногой землю. (8)Эта осень ворвалась в родные места хотя и в положенное время, но всё же, как думал Андрей, особенно внезапно и дерзко. (9)Андрей не мог смотреть на сверкающие холодной позолотой леса, на голые поля, смотреть и видеть, как всюду торжествует жестокая сила осени.

(10)В полдень, остановившись на вершине высокого холма, Андрей выпрямился во весь свой рост и с усилием огляделся вокруг. (11)На дорогах, в пыльной мгле, гудели машины, грохотали обозы, двигались колонны солдат. (12)В осеннем поднебесье, сверкая на солнце, тянулись на восток немецкие самолёты; они с воем бросались на дороги, и земля тяжко ахала, и над ней взлетали чёрные кудлатые султаны дыма. (13) Тяжело вздохнув, Андрей разгорячённо воскликнул:

(6)Шум листопада наполнял душу Андрея тоской и тревогой. (7)B полинявшей гимнастёрке, со скаткой шинели и винтовкой, он шёл усталым шагом, часто обтирая запылённое лицо пилоткой, и - случалось - сам удивлялся, что идёт: так иногда плохо чувствовал под ногой землю. (8)Эта осень ворвалась в родные места хотя и в положенное время, но всё же, как думал Андрей, особенно внезапно и дерзко. (9)Андрей не мог смотреть на сверкающие холодной позолотой леса, на голые поля, смотреть и видеть, как всюду торжествует жестокая сила осени.

(10)В полдень, остановившись на вершине высокого холма, Андрей выпрямился во весь свой рост и с усилием огляделся вокруг. (11)На дорогах, в пыльной мгле, гудели машины, грохотали обозы, двигались колонны солдат. (12)В осеннем поднебесье, сверкая на солнце, тянулись на восток немецкие самолёты; они с воем бросались на дороги, и земля тяжко ахала, и над ней взлетали чёрные кудлатые султаны дыма. (13) Тяжело вздохнув, Андрей разгорячённо воскликнул:

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



Чтение второй части и определение ее темы и глав­ной мысли. Где было гнездо поползня? Почему кричала пти­ца? Как она пыталась защитить птенцов? (Прочитайте об этом.) Представьте маленькую птичку и большую сильную змею. Какое предложение передает отчаяние поползня? Ка­кой самый напряженный момент в этой части? Прочитайте. Обсуждение второго пункта плана. Передайте содержание этой части так, как будете ее писать.

Чтение третьей части. Как начинается часть? Какое чудо произошло? Прочитайте действия поползня. (Встрях­нул, ударил ...) Было ли ему страшно? Сильный ли был удар маленькой птички? (Удар был едва ли ощутимый для гюрзы, но неожиданный.) Обсуждение третьего пункта плана.

Чтение четвертой части. С какого предложения можно начать четвертую часть? Обсуждение содержания этой части.

5. Определение трудных для написания слов в каждой
части и слов с изученными орфограммами. (Этот вид работы
может быть проведен параллельно с работой над содержани­
ем частей текста, и трудные слова могут быть записаны ря­
дом с каждым пунктом плана.) Обсуждение лексической за-
89

мены слов: гюрза (змея, она), поползень (маленький попол­зень). Обдумывание всего содержания текста, прочтение текста про себя.

6. Письмо изложения. Самопроверка.

7. Домашнее задание: продолжить работу над состав­лением текста; подготовиться к письму под диктовку слов из словаря; рабочая тетрадь, упр. 119.

УрокРабота над ошибками, допущенными в изложении. Упражнение в правописании существительных с изученными орфограммами

Цель: формировать умения совершенствовать написан­ный текст, исправлять ошибки; развивать умение правильно писать безударные падежные окончания; проверка умения писать словарные слова и выделять в них орфограммы.

1. Сообщение общих результатов изложения.

2. Анализ изложения. Работа над типичными ошибками: в фактическом изложении содержания текста, в полноте его передачи, в структуре текста, в последовательности построе­ния предложений и оформлении их на письме, в точности употребления слов в тексте, в орфографической правильно­сти написания слов, в постановке знаков препинания.

3. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных и гласных в корне.

Воспроизведение знаний о приемах распознавания паде­жей имен существительных, о написании гласных -е и в окончаниях, о способах проверки написания безударных гласных в окончаниях (учебник, упр. 282).

Выполнение заданий (учебник, упр. 281). Обоснование правильности написания безударных падежных окончаний имен существительных.

Проверочный словарный диктант: инженер, агроном, го­ризонт, человек, багаж, пейзаж, корабль, календарь, сегодня, сейчас, направо, налево, пассажир, аллея, двенадцать, вос­кресенье, понедельник, одиннадцать, библиотека, беседа, ад­рес, вокзал, портрет, овца. Возможный порядок работы: пер­вое слово диктанта записывают учащиеся одной группы, вто­рое слово - ученики другой группы и т. д. Задание: указать склонение над именами существительными.

4. Проверка домашнего задания: заслушивание состав­
ленных текстов.

Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 120-122.

УрокДиктант

Цель: проверить сформированность умения писать безу­дарные окончания имен существительных в единственном числе , безударные гласные в корне слов.

Диктанты (на выбор учителя)

Редкая гостья

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опуш­ке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели за­щищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготови­ли еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой наве­стить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и спрыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (84 слова.)

Зимний лес

Я любовался пейзажем леса. После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У березки вьюга посеребрила инеем гибкие ветви. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороз­дил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгреби снег до земли. На этом месте видны кустики брусники и ве­точки черники. (81 слово.)

Задания (по выбору учителя) на примере текста диктанта «Редкая гостья»:

1) разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, пос­ле каждого имени существительного в словосочетании ука­зать склонение и падеж);

2) над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении);

3) выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это сущест­вительное в предложении, затем в начальной форме.

Домашнее задание: учебник, упр. 286.

Склонение и правописание окончаний имен существительных во множественном числе (7 ˜)

1. Проверка домашнего задания: все ли имена существи­тельные употребляются в форме единственного и множест­венного числа (учебник, упр. 288, 289)? Назовите имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа (каникулы, шахматы ). Запись пред­ложения (упр. 287) под диктовку учителя. Определение па­дежа имен существительных множественного числа.

2. Чтение темы и определение задач урока.

3. Работа с таблицей (учебник, упр. 291). Ответы на во­просы: какие окончания могут быть у имен существитель­ных множественного числа в именительном падеже? Какие из данных имен существительных будут иметь такие же окончания и в винительном падеже? (Неодушевленные име­на существительные.)

4. Упражнение в правильном произношении слов (учеб­ник, упр. 292), в объяснении лексического значения неизве­стных для учеников слов. Работа над значением, написанием и произношением слова директор. (Руководитель предприя­тия, школы.) Запись предложения На совещание собрались директора школ области. Выделение главных членов, опре­деление падежа имен существительных множественного чис­ла (директора, школ) и единственного числа (области, на совещание).

5. Обсуждение: как различить именительный и вини­тельный падежи имен существительных множественного чис­ла? Чтение строк песни Мороза-воеводы из поэмы Н. А. Не­красова «Мороз, Красный нос» (учебник, упр. 293). Выполне­ние устных заданий. (Обращается внимание на построение предложений. Во втором предложении нет подлежащего, но оно подразумевается: действия производит Мороз.)

6. Выделение предложений в деформированном тексте, чтение их с правильной интонацией. Определение падежа выделенных существительных и знаков препинания (учеб­ник, упр. 294). Выполнение заданий.

7. Итог урока: какие окончания могут быть у имен су­ществительных множественного числа в именительном паде­же? Как различить именительный и винительный падежи имен существительных множественного числа?

8. Домашнее задание: учебник, упр. 292 (списать слова и обозначить в них ударение).

Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 123- 125.

УрокРодительный падеж имен существитель­ных множественного числа

Цель: ознакомить с окончаниями имен существительных множественного числа, развивать умение правильно образо­вывать и употреблять формы множественного числа имен су­ществительных.

1. Словарный диктант (определить по значению имя су­ществительное и записать его в форме множественного чис­ла): 1) тот, кто руководит школой (директор ); 2) специа­лист, знающий законы земледелия (агроном ); 3) синоним к словам странствие, турне (путешествие ); 4) плод яблони (яблоко ); 5) сооружение в виде ступеней для подъема и спус­ка (лестница ); 6) крупное морское судно (корабль ); 7) обо­значение, название места жительства (адрес ); 8) дорога, обса­женная по обеим сторонам деревьями (аллея ); 9) мера длины, равная 1000 метров (километр ); 10) единица веса, равная 1000 граммов (килограмм ). (Учитель обращает внимание на этимологию слов километр и килограмм. Это сложные слова, первой частью которых является греческое слово кило, что означает «тысяча».) Коллективная проверка. Задание: поста­вить (устно) каждое имя существительное в форму родитель­ного падежа.

2. Чтение темы. Постановка задач урока: научиться пра­вильно образовывать и употреблять в речи формы родитель­ного падежа имен существительных множественного числа.

3. Работа с таблицей (учебник, упр. 295). Выполнение за­даний. Ознакомление с окончаниями имен существительных множественного числа в форме родительного падежа.

4. Запись под диктовку предложения (учебник, упр. 296). Определение имен существительных множественного числа в форме родительного падежа: облаков, дождей, лесов, болот, рек, озер, лугов, полей, цветов, трав, слов. Называние их окончаний. (Обращается внимание на то, что другие имена существительные употреблены в форме единственного числа и употребляются только в этой форме.)

5. Упражнение в образовании форм множественного чис­ла (упр. 297, 299, 300): выполнение устных заданий и выбо­рочная запись некоторых имен существительных множест­венного числа в форме родительного падежа с окончаниями -ов , -ев , -ей , нулевым окончанием (). (Учитель обращает внимание на то, что в родительном падеже имена существи­тельные, оканчивающиеся на шипящий, пишутся без мягко­го знака: много рощ, задач, туч. )

6. Итог урока: чему учились на уроке?

7. Домашнее задание: учебник, упр. 298.
Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 126,

Третья четверть

УрокРодительный и винительный падеж имен существительных множественного числа

Цель: развивать умения образовывать и правильно упо­треблять в речи форму родительного падежа имен существи­тельных множественного числа, различать одушевленные имена существительные множественного числа в форме ро­дительного и винительного падежа.

1. Проверка домашнего задания.

2. Воспроизведение знаний об окончаниях имен сущест­вительных множественного числа в родительном падеже. Устный диктант: яблоко, полотенце, килограмм, апельсин, календарь, шофер, простыня, место, сапог, туфля, носки, торт, кольцо, солдат, директор. (Учитель называет имя су­ществительное в единственном числе, а ученики произносят это имя существительное в форме родительного падежа мно­жественного числа: облако - облаков. )

3. Упражнение в образовании форм родительного падежа (учебник, упр. 302). Составление предложения с любой из за­писанных форм.

4. Выполнение заданий (учебник, упр. 301). Работа над зна­чением и написанием словарного слова газета. (Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящен­ное событиям текущей политической и общественной жизни.)

5. Обсуждение: у каких существительных множественного числа в родительном и винительном падежах будут одинаковые окончания? Склонение (устно или письменно) имен существи­тельных (учебник, упр. 303). Сопоставление окончаний имен существительных в родительном и винительном падежах. Ответ на вопрос: как различить родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных множественного числа?

6. Упражнение в различении родительного и винитель­ного падежей одушевленных имен существительных множе­ственного числа (учебник, упр. 304). (Ученики определяют падеж с помощью предлогов, а также используют приемы, которые помогали им в определении падежа у существи­тельных в единственном числе.)

7. Итог урока: чему учились на уроке?

8. Домашнее задание: учебник, упр. 305 (устно), упр. 307 (письменное задание).

Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 128.

УрокДательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа

Цель: развивать умение изменять по падежам существи­тельные множественного числа, распознавать падежи и пи-95

сать окончания в дательном, творительном и предложном па­дежах.

1. Проверка домашнего задания: обсуждение составлен­ных диалогов.

2. Чтение темы и определение задач урока. Упражнение в склонении имен существительных множественного числа и выделение окончаний имен существительных в дательном, творительном, предложном падежах (учебник, упр. 306). За­пись имен существительных в данных падежах, выделение окончаний имен существительных.

Д. рекам, лугам, морям, степям Т. реками, лугами, морями, степями П. о реках, лугах, морях, степях

3. Выразительное чтение текста (учебник, упр. 307). От­вет на вопрос: что за рукавицу обронил Морозко? Обсужде­ние заголовков, объяснение орфограмм и распознавание имен существительных множественного числа в родитель­ном, дательном, творительном и предложном падежах.

4. Составление (устно) предложений из деформирован­ных слов (учебник, упр. 308). (Дорога к озерам шла через ле­са. Зеленые и голубые стрекозы летали над травами. Сосны росли на песчаных холмах. Земля была покрыта папоротни­ком и ландышами с оранжевыми ягодами. На закате мы по­дошли к лесным озерам. В тишине ночи можно было услы­шать плач сов, свист летучих мышей, сонные удары рыб в озерных омутах. ) Возможные варианты дальнейшей работы: 1) самостоятельная запись предложений и определение паде­жа у существительных множественного числа; 2) запись предложений под диктовку учителя и определение падежа имен существительных множественного числа. Разбор пято­го предложения по членам предложения.

5. Итог урока: какие окончания могут быть у имен существительных множественного числа в родительном, да­тельном, творительном, предложном падежах?

6. Домашнее задание: учебник, упр. 309 (подготови­ться к изложению, ответить на устные вопросы, объяснить написание безударных падежных окончаний имен существи­тельных в предложениях).

Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 129, 130.

УрокСвободный диктант

Цель: развивать умение воспринимать повествователь­ный текст, правильно и точно передавать его содержание по частям.

1. Определение темы и задач урока.

2. Чтение текста (учебник, упр. 309). Беседа по содержа-96

нию текста. Определение темы и главной мысли текста. Об­суждение заголовка к тексту.

3. Работа над содержанием каждой части текста: опреде­
ление темы, проведение лексической работы, наблюдение
над структурой предложений, объяснение написания орфо­
грамм, обсуждение пунктов плана.

Возможный вариант работы над третьей частью текста: с какого предложения начинается третья часть? Что означает слово припасы? (Продукты, заготовленные заранее, про за­пас.) Какие слова говорят нам о том, что боксер был очень го­лодный? (Ел с жадностью. ) Почему автор в третьем предло­жении повторяет слово ел? Обратите внимание на слова: «Ел и посматривал на Костю» . Что значит посматривал ? В ка­ком предложении выражена главная мысль этой части? Про­читайте. (Объяснение употребления мягкого знака и написа­ние гласной и в слове благодарности . ) Куда отправились дру­зья после обеда? Прочитайте последнее предложение этой части. Кто это они ? Каким другим словом можно заменить местоимение они ? (Друзья.) Почему в предложении поставле­на запятая? Как можно озаглавить третью часть рассказа?

4. Запись заголовка. Письмо по памяти текста по вариан­там: 1) учитель читает первую часть, дети записывают ее по памяти. Аналогичная работа проводится и по второй части; 2) учитель читает текст полностью, ученики записывают его по памяти с опорой на план или с опорой на план и слова, за­писанные на доске.

5. Самопроверка.

6. Домашнее задание: учебник, упр. 310.

УрокАнализ результатов свободного диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний о проверке напи­сания безударных гласных в окончаниях имен существи­тельных

Цель: совершенствовать умение исправлять ошибки, применять изученные правила; обобщить знания о проверке написания безударных гласных в окончаниях имен сущест­вительных.

1. Анализ результатов написания свободного диктанта. Работа над типичными ошибками.

2. Проверка домашнего задания. Словарно-орфографиче-ский диктант. (Учитель показывает имя существительное в начальной форме, ученики записывают его в заданной па­дежной форме в единственном и во множественном числе с предлогом: яблоня (Р. п.), сапог (Р. п.), лошадь (Д. п.), порт­рет (П. п.), товарищ (Т. п.), путешествие (Д. п.), газета (Р. п.), календарь (П. п.).)

3. Выполнение заданий (учебник, упр. 311). Возможные

варианты работы: 1) письмо текста под диктовку учителя;

2) выполнение заданий к этому упражнению учениками;

3) данное упражнение предложить для выполнения дома, а вместо этого написать с учащимися проверочный диктант.

Диктант

Мы шли через лес к озерам. По сторонам дороги росли ко­лосистые травы, лиловые колокольчики. В кустах шиповни­ка гудели пчелы с золотыми полосками на спине. Вдали блеснуло озеро. К ночи мы поставили палатки в зарослях ка­мыша около кучи хвороста. В воздухе бесшумно летали лету­чие мыши. Тянуло сыростью. На рассвете мы выехали на лодке ловить рыбу. На поверхности озера было много жел­тых кувшинок. Вдруг у борта лодки хлестнула хвостом ги­гантская щука. Лодка закачалась. Мы стали грести к берегу. Рыба шла рядом с лодкой.

Задание: обозначить падеж имен существительных во вто­ром предложении.

5. Домашнее задание: учебник, упр. 312 (темы для сочинений: «Встреча Деда Мороза, Снегурочки и Снежинок», «Дед Мороз в гостях у лесных жителей»).

Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 132, 133.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (32 ˜)

Задачи изучения темы:

Цель: обобщить знания об имени прилагательном как ча­сти речи, развивать умение распознавать имена прилага­тельные в тексте, определять их роль в речи, образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.

1. Чтение темы и главных вопросов, определение целей урока. Воспроизведение знаний об имени прилагательном как части речи. (Что такое имя прилагательное? Что обозна­чает? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи свя­зано по смыслу?)

Приведение примеров имен прилагательных, обозначаю-

С этой темы начинается II часть учебника.

щих признак предмета по цвету (по вкусу, по размеру, по ма­териалу, по запаху, по форме и т. д.).

2. Упражнение в распознавании имен прилагательных в тексте, определение роли имени прилагательного в предло­жении. (Является второстепенным членом предложения.) Выполнение заданий (учебник, упр. 5). (Текст может быть написан под диктовку. Учитель обращает внимание на срав­нения. Автор называет ель красавицей, а ее снежный наряд сравнивается с белоснежным мехом горностая.) Нахождение словосочетаний имен существительных с именами прилага­тельными.

3. Упражнение в определении роли имен прилагатель­ных в речи. (Прилагательные придают речи точность, яр­кость и выразительность.) Чтение текста (учебник, упр. 1). Рисование словесной картинки к стихотворению. (Белая зим­няя равнина, светлая ночь, высокие от света луны облака, блестящий снег.) Определение типа текста (художественное описание) и роли прилагательных в речи. (Возможна запись текста под диктовку.) Чтение сведений о кратких прилага­тельных. (В предложении имена прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые: Девочка была весела. )

Чтение описательного текста и определение названия пред­мета по признакам, данным в тексте, выполнение устных за­даний (учебник, упр. 2). Обобщение: для чего в речи мы упо­требляем имена прилагательные?

4. Упражнение в образовании имен прилагательных от данных имен существительных (учебник, упр. 3) и имен прилагательных (учебник, упр. 4) с помощью суффиксов. (Ученики устно образуют имена прилагательные, выборочно записывают некоторые из них. Обращается внимание на на­писание суффиксов, на то значение, которое они вносят в слово.) Работа над значением и правописанием словарного слова автомобиль. (Слово автомобиль пришло к нам из французского языка . Оно образовано путем соединения гре­ческого слова аутос, что значит «сам», и латинского моби-лис, означающего «движущийся, подвижный». Все слово означает: «сам собою движущийся».) Подбор слов, в которых есть часть авто (автокран , автобус ). Выделение и запомина­ние безударных гласных в слове а вто мо биль.

5. Итог урока: по каким признакам можно узнать име­на прилагательные?

6. Домашнее задание: учебник, упр. 6 или 2 (пись­менное задание).

Задания по теме урока в рабочей тетради (материал ко II части учебника): упр. 1-4, 8.

Урок 2 (86). Упражнение в распознавании имен прила­гательных среди однокоренных слов. Изменение имен при­лагательных по родам в единственном числе и числам

Цель: развивать умения распознавать имена прилага­тельные среди однокоренных слов, распознавать род и число имен прилагательных.

1. Проверка домашнего задания. Ответ на вопрос: по ка­ким признакам распознали имена прилагательные среди од-нокоренных слов? (Зеленая трава: слово зеленая - это имя прилагательное, связано по смыслу с существительным тра­ва и обозначает признак существительного по цвету; отвеча­ет на вопрос какая? (трава (какая?) зеленая ), окончание -ая бывает у прилагательных женского рода .) Определение рода прилагательных в данных словосочетаниях. Ответы на вопросы: какими частями речи являются другие однокорен-ные слова? В чем различие имени прилагательного и имени существительного как части речи?

2. Упражнение (учебник, упр. 7) в определении групп имен прилагательных, близких по значению (сообразитель­ный, смекалистый; грустный, печальный; маленький, кро­шечный; ароматный, душистый; быстрый, скорый; оранже­вый, апельсиновый ); противоположных по значению (корот­кий - длинный, широкий - узкий, грустный - радостный, быстрый - медленный, большой - маленький ). Выполнение других заданий. Запись некоторых словосочетаний (напри­мер, медленный шаг, грустный день, широкое шоссе и др.).

3. Обсуждение: как узнать число имен прилагательных? Устное выполнение заданий (учебник, упр. 8).

4. Чтение текста (учебник, упр. 9). Определение темы и главной мысли. Подбор заголовка. («Живые цветы».) Выпол­нение заданий упражнения. Ответ на вопрос: изменяются ли имена прилагательные по числам? Докажите. (Учащимся предлагается устно изменить число имени прилагательного и имени существительного в любом словосочетании: коричне­вая свиристель, пестрый щегол, голубой поползень, красный мак, желтая грудка. ) Работа над значением и написанием словарного слова семена и выяснение его значения. (1. Ор­ган размножения у растений, зерно. 2. Зерна, предназначен­ные для посева: семенная пшеница. )

5. Обсуждение: как узнать род имен прилагательных? Выполнение заданий (учебник, упр. 10).

6. Итог урока: как определить род и число имен прила­гательных? А как определить род и число имен существи­тельных?

7. Домашнее задание: учебник, упр. 11.
Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 5-7,

Урок 3 (87). Упражнение в определении рода и в право­писании родовых окончаний имен прилагательных

Цель: развивать умения определять род имен прилага­тельных, писать правильно родовые окончания имен прила­гательных.

1. Проверка домашнего задания. Ответ на вопрос: как определить род имен прилагательных?

2. Упражнение в определении рода имен прилагательных и в изменении имен прилагательных в единственном числе по родам, в обосновании правильности написанных родовых окончаний (учебник, упр. 12, 13). Работа над значением и правописанием словарных слов электричество, электриче­ский, электростанция. (Электричество - вид энергии, ис­пользуемой для народно-хозяйственных и бытовых целей; электростанция - это сложное слово, образованное путем соединения слова станция и части электро, что означает «электрическая».)

3. Обсуждение: в каком числе изменяются имена при­лагательные по родам? Выполнение заданий (учебник, упр. 14).

4. Объяснительный диктант (учитель называет имя су­ществительное, а ученики образуют от него однокоренное имя прилагательное и комментированно записывают его вме­сте с подходящим по смыслу именем существительным): праздник, автомобиль, земляника, электричество, семена, хозяйство.

Слова для справок: праздничный день, автомобиль­ный завод, земляничное варенье, электрическая плита, семе­на пшеницы, хозяйственный магазин.

5. Итог урока: какие окончания имеют имена прилага­
тельные женского, мужского, среднего рода в единственном
числе?

6. Домашнее задание: учебник, упр. 16 (устно).
Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 9-

Урок 4 (88). Выборочное списывание. Составление опи­сательного текста на тему «Любимая игрушка»

Цель: учить определять описательный текст и отбирать предложения, характеризующие внешний вид предмета; раз­вивать умение составлять описательный текст.

1. Подготовка к выборочному списыванию. Чтение тек­ста (учебник, упр. 15). Ответы на устные вопросы. Определе­ние, с какой целью употреблено каждое из прилагательных в тексте. Отбор предложений для описания медвежонка. За­пись предложений и выделение в них прилагательных.

2. Подготовка к составлению описательного текста на те-102

му «Любимая игрушка»: 1) определение темы и задач пред­стоящего сочинения; 2) заслушивание составленных тек­стов. (Один из учеников рассказывает составленный текст, слушатели (одноклассники) оценивают, можно ли предста­вить по рассказу внешний вид игрушки и понять, что игруш­ка действительно нравится автору рассказа.); 3) определение структуры предстоящего текста: вступительная часть (как игрушка появилась в доме), основная часть (описание внеш­него вида игрушки), заключительная часть (выразить свое отношение к игрушке: почему эта игрушка вам нравится и любите ли вы с ней играть?); 4) воспроизведение знаний о том, как строится описание (прежде всего дается общее пред­ставление об игрушке, потом описание деталей, начиная с более крупных и заканчивая мелкими).

3. Запись текста. Самопроверка.

4. Итог урока: чему учились на уроке?

5. Домашнее задание: выписать из словаря синони­мов три группы близких по значению прилагательных и из словаря антонимов три группы противоположных по значе­нию прилагательных; рабочая тетрадь, упр. 15, 16.

Склонение и правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (29 ˜)

Первый этап работы над правописанием безударных па­дежных окончаний имен прилагательных связан с обучением младших школьников выделять словосочетание «существи­тельное + прилагательное», в котором главное слово выраже­но именем существительным, различать падеж имени прила­гательного по падежу имени существительного, правильно ставить вопрос к имени прилагательному от имени существи­тельного. При определении падежа имени прилагательного ученики руководствуются памяткой по применению грамма­тических знаний и умений: 1) в предложении надо найти имя существительное, с которым имя прилагательное сочета­ется по смыслу; 2) определить падеж имени существитель­ного; 3) по падежу имени существительного определить па­деж имени прилагательного.

Образец: Тихо всходит солнце над большим селом.

всходит (над чем? где?) над селом (Т. п.)

над селом (каким?) большим (Т. п.)

Второй этап работы предполагает ознакомление со скло­нением имен прилагательных мужского и среднего рода, женского рода в единственном числе, затем со склонением имен прилагательных во множественном числе. Младшие школьники знакомятся со способами проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

1-й способ: определяется род, число, падеж прилага­тельного, вспоминается окончание прилагательного в данном падеже, затем имя прилагательное записывается в тетради.

Образец: над рекой (какой? ж. р., ед. ч., Т. п.) широкой сумраком покрыт, в тишине (какой? ж. р., ед. ч., П. п.) глубокой лес густой стоит. И. Никитин.)

2-й способ: проверяются звуки, находящиеся в слабой позиции, звуками, которые стоят под ударением. Ученики сопоставляют безударные окончания имен прилагательных с ударными окончаниями в этом же падеже (об отважном солдате- о молодом солдате, над дальним лесом - над большим лесом ).

3-й способ: правописание безударных падежных оконча­ний проверяется с помощью вопросов (в вопросах окончание всегда ударное). Правильно поставленный вопрос помогает верно определить род, число и падеж и даже установить окончание прилагательного. Ученики сопоставляют оконча­ние в вопросе и в прилагательном: В. п. (какую ?) красную , синюю (ленту ), Т. п. (каким ?) легким , воздушным (ша­ром ). При этом учитель разъясняет, что, например, в вопросе какую? только один вариант окончания, однако имена при­лагательные женского рода в винительном падеже могут иметь не только окончание -ую , но и окончание -юю (у при­лагательного с твердой основой пишем окончание -ую (красную ), с мягкой основой - -юю (синюю ).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!