{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}
ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 КЛАСС
ТЕМА: "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"
Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 4 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 4 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 4 классов начальной школы.
Выборочные диктанты
Выписать словосочетания с именами существительными единственного числа в косвенных падежах.
1) Пчелки полетели к яблоньке. 2) Всадник спрыгнул с лошади. 3) Дедушка шел по лестнице. 4) Теплоход подошел к Казани. 5) Над елью кружились клесты. 6) Сладко пахло земляникой. 7) Ребенок спит в кроватке. 8) У двери лежит коврик. 9) Кот Васька лежит на диване. 10) По площади мчались автомобили. 11) Папа работал комбайнером. 12) В воздухе кружились снежинки. 13) Распустились цветы сирени. 14) Над морем кружились чайки. 15) В небесной лазури пели жаворонки.
Распределительные диктанты
Записать имена существительные в две группы: в первую с окончанием е , во вторую с окончанием и .
1) На Волге, на пристани, на озере, на яблоне, на сирени, на кедре, в небе, в лазури, в долине, в поезде, по площади, по лестнице, по площадке, к лошади, к двери, на ладони, на пальце, на ладошке, на ветке, от бабушки, от сторожки, около изгороди, возле полянки, о смелости, о герое.
2) На лошади, на лошадке, на скатерти, на салфетке, в тетради, в тетрадке, в постели, в постельке, у дорожки, о товарище, о помощи, из-за метели, на солнце, на местности, от старости, в деревне, у речки, к избушке, в пустыне, на портрете, у тропинки, к яблоне, на улице, к тете Кате, от дяди Коли.
Восстановленный диктант
Выписать из текста имена существительные, ставя их в начальную форму, затем записать прослушанный текст, используя выписанные имена существительные в нужной падежной форме.
Галя осторожно подошла к лосихе. На ладони девочка держала корку хлеба. Лосиха подняла голову и втянула ноздрями воздух. Так вкусно пахло с маленькой ладони! Гостья ловко подхватила угощение толстыми, влажными губами. Так началась дружба Гали и лосихи.
(Г. Колесников)
Объяснительные (предупредительные) диктанты
Королек
Королек - самая маленькая птичка в нашей стране. Она живет на вершине высокой ели. Гнездышко королек строит на кончике еловой ветки. Свою скромную тихую песенку птичка поет круглый год. Все лето и начало осени корольки проводят в хвойных лесах. Осенью и зимой их можно встретить в городском парке, в саду, в огороде на изгороди.
(Ф. Остапов)
Орел
Орел свил гнездо на большой дороге вдали от моря и вывел детей. Однажды около дерева работал народ, а орел подлетел к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидели рыбу, окружили дерево и стали бросать в орла камнями. Орел выронил рыбу, сел на край гнезда. Орлята подняли свои головы и стали пищать. Они просили корм.
(Л. Толстой)
В тайге
По тайге кружила метель. Рябчик Фыр сидел на пихте и несколько раз перелетал с ветки на ветку. Бурундук Чишка громко похрапывал на чистой подстилке из сухой травки. Работяжка еще не спал. На земляной полочке в норке он раскладывал всякие вкусные корешки. А Топ лежал в берлоге один, ему было скучно. Из берлоги он до весны не увидит маму и братца Рык-Рычка.
(Г. Немченко)
Полярная сова
Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают они над снегами. Терпеливо дежурит сова на своем посту. Часами ожидает она своей добычи. Многие зайцы побывали в когтях полярной совушки. Охотнику редко удается подойти к птице. Зимнее оперение совы кажется белее снега.
(И. Соколов-Микитов)
Свободный диктант
Ель-кормилица
К осени на старой ели висели тяжелые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.
Голодно стало зимой в лесу. Вот на поляну выскочила белка. Она забралась на дерево, взяла шишку и принялась за еду. Пестрый дятел спешит к ели. Он сорвал шишку и улетел в лес. Стайки клестов опустились на ель. Клесты засовывали под чешуйки шишек кривые носы и доставали семечки.
Много шишек осталось на ели до весны. Пригрело солнышко. Из шишек вылетели легкие семена. Попадет семечко во влажную землю, прорастет. Оно даст жизнь новому деревцу.
(Г. Скребицкий)
Слова для справок: выско чи ла, семе чко, семена, засовы ва ли, прора стет, в них.
Проверочные диктанты
Редкая гостья
Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (85 слов)
Зимний лес
Я любовался пейзажем леса. После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У березки вьюга посеребрила инеем гибкие ветви. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгреби снег до земли. На этом месте видны кустики брусники и веточки черники. (81 слово)
На озере
Мы шли через лес к озерам. По сторонам дороги росли колосистые травы, лиловые колокольчики. В кустах шиповника гудели пчелы с золотыми полосками на спине. Вдали блеснуло озеро. К ночи мы поставили палатки в зарослях камыша около кучи хвороста. В воздухе бесшумно летали летучие мыши. Тянуло сыростью. На рассвете мы выехали ловить рыбу. На поверхности озера было много желтых кувшинок. Вдруг у борта лодки хлестнула хвостом гигантская щука. Лодка закачалась. Мы стали грести к берегу. Рыба шла рядом с лодкой. (81 слово)
(К. Паустовский)
{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}
Вариант № 22298
Если вариант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель увидит результаты выполнения заданий части В и сможет оценить загруженные ответы к части С. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Запишите текст под диктовку.
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Текст диктанта
Найди в тексте предложение с однородными членами, соединёнными союзом. Выпиши это предложение и графически покажи, какими членами предложения они являются.
Текст диктанта
Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (85 слов)
Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выпиши из текста 2-е предложение.
1) Подчеркни главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
Текст диктанта
Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (85 слов)
Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными. Брала, положил, звонит, километр.
Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.
Природа оживает после зимнего сна.
Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
(14) - Какая осень!
(По М. Бубеннову)
Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
(1)Шумел листопад. (2)Леса покорно и печально, почти не стихая, порошили багряной листвой. (3)Горестный, всё заглушающий шорох властно заполнял лесную глухомань. (4)Опавшими листьями осень щедро выстилала все дороги и поляны. (5)Когда налетал ветер, тучи мёртвой листвы поднимало от лесов, легко кружило в просторной вышине и несло на восток, - и тогда казалось, что над унылой осенней землёй бушует багряная метель.
(6)Шум листопада наполнял душу Андрея тоской и тревогой. (7)B полинявшей гимнастёрке, со скаткой шинели и винтовкой, он шёл усталым шагом, часто обтирая запылённое лицо пилоткой, и - случалось - сам удивлялся, что идёт: так иногда плохо чувствовал под ногой землю. (8)Эта осень ворвалась в родные места хотя и в положенное время, но всё же, как думал Андрей, особенно внезапно и дерзко. (9)Андрей не мог смотреть на сверкающие холодной позолотой леса, на голые поля, смотреть и видеть, как всюду торжествует жестокая сила осени.
(10)В полдень, остановившись на вершине высокого холма, Андрей выпрямился во весь свой рост и с усилием огляделся вокруг. (11)На дорогах, в пыльной мгле, гудели машины, грохотали обозы, двигались колонны солдат. (12)В осеннем поднебесье, сверкая на солнце, тянулись на восток немецкие самолёты; они с воем бросались на дороги, и земля тяжко ахала, и над ней взлетали чёрные кудлатые султаны дыма. (13) Тяжело вздохнув, Андрей разгорячённо воскликнул:
(14) - Какая осень!
(По М. Бубеннову)
Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.
(1)Шумел листопад. (2)Леса покорно и печально, почти не стихая, порошили багряной листвой. (3)Горестный, всё заглушающий шорох властно заполнял лесную глухомань. (4)Опавшими листьями осень щедро выстилала все дороги и поляны. (5)Когда налетал ветер, тучи мёртвой листвы поднимало от лесов, легко кружило в просторной вышине и несло на восток, - и тогда казалось, что над унылой осенней землёй бушует багряная метель.
(6)Шум листопада наполнял душу Андрея тоской и тревогой. (7)B полинявшей гимнастёрке, со скаткой шинели и винтовкой, он шёл усталым шагом, часто обтирая запылённое лицо пилоткой, и - случалось - сам удивлялся, что идёт: так иногда плохо чувствовал под ногой землю. (8)Эта осень ворвалась в родные места хотя и в положенное время, но всё же, как думал Андрей, особенно внезапно и дерзко. (9)Андрей не мог смотреть на сверкающие холодной позолотой леса, на голые поля, смотреть и видеть, как всюду торжествует жестокая сила осени.
(10)В полдень, остановившись на вершине высокого холма, Андрей выпрямился во весь свой рост и с усилием огляделся вокруг. (11)На дорогах, в пыльной мгле, гудели машины, грохотали обозы, двигались колонны солдат. (12)В осеннем поднебесье, сверкая на солнце, тянулись на восток немецкие самолёты; они с воем бросались на дороги, и земля тяжко ахала, и над ней взлетали чёрные кудлатые султаны дыма. (13) Тяжело вздохнув, Андрей разгорячённо воскликнул:
(14) - Какая осень!
(По М. Бубеннову)
Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Как ты понимаешь значение словосочетания «скатка шинели»? Запиши своё объяснение.
(1)Шумел листопад. (2)Леса покорно и печально, почти не стихая, порошили багряной листвой. (3)Горестный, всё заглушающий шорох властно заполнял лесную глухомань. (4)Опавшими листьями осень щедро выстилала все дороги и поляны. (5)Когда налетал ветер, тучи мёртвой листвы поднимало от лесов, легко кружило в просторной вышине и несло на восток, - и тогда казалось, что над унылой осенней землёй бушует багряная метель.
(6)Шум листопада наполнял душу Андрея тоской и тревогой. (7)B полинявшей гимнастёрке, со скаткой шинели и винтовкой, он шёл усталым шагом, часто обтирая запылённое лицо пилоткой, и - случалось - сам удивлялся, что идёт: так иногда плохо чувствовал под ногой землю. (8)Эта осень ворвалась в родные места хотя и в положенное время, но всё же, как думал Андрей, особенно внезапно и дерзко. (9)Андрей не мог смотреть на сверкающие холодной позолотой леса, на голые поля, смотреть и видеть, как всюду торжествует жестокая сила осени.
(10)В полдень, остановившись на вершине высокого холма, Андрей выпрямился во весь свой рост и с усилием огляделся вокруг. (11)На дорогах, в пыльной мгле, гудели машины, грохотали обозы, двигались колонны солдат. (12)В осеннем поднебесье, сверкая на солнце, тянулись на восток немецкие самолёты; они с воем бросались на дороги, и земля тяжко ахала, и над ней взлетали чёрные кудлатые султаны дыма. (13) Тяжело вздохнув, Андрей разгорячённо воскликнул:
(14) - Какая осень!
(По М. Бубеннову)
Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Замени слово «щедрый» (предложение 4) близким по значению словом. Запиши это слово.
(1)Шумел листопад. (2)Леса покорно и печально, почти не стихая, порошили багряной листвой. (3)Горестный, всё заглушающий шорох властно заполнял лесную глухомань. (4)Опавшими листьями осень щедро выстилала все дороги и поляны. (5)Когда налетал ветер, тучи мёртвой листвы поднимало от лесов, легко кружило в просторной вышине и несло на восток, - и тогда казалось, что над унылой осенней землёй бушует багряная метель.
(6)Шум листопада наполнял душу Андрея тоской и тревогой. (7)B полинявшей гимнастёрке, со скаткой шинели и винтовкой, он шёл усталым шагом, часто обтирая запылённое лицо пилоткой, и - случалось - сам удивлялся, что идёт: так иногда плохо чувствовал под ногой землю. (8)Эта осень ворвалась в родные места хотя и в положенное время, но всё же, как думал Андрей, особенно внезапно и дерзко. (9)Андрей не мог смотреть на сверкающие холодной позолотой леса, на голые поля, смотреть и видеть, как всюду торжествует жестокая сила осени.
(10)В полдень, остановившись на вершине высокого холма, Андрей выпрямился во весь свой рост и с усилием огляделся вокруг. (11)На дорогах, в пыльной мгле, гудели машины, грохотали обозы, двигались колонны солдат. (12)В осеннем поднебесье, сверкая на солнце, тянулись на восток немецкие самолёты; они с воем бросались на дороги, и земля тяжко ахала, и над ней взлетали чёрные кудлатые султаны дыма. (13) Тяжело вздохнув, Андрей разгорячённо воскликнул:
(14) - Какая осень!
(По М. Бубеннову)
Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
B предложении 9 найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
(1)Шумел листопад. (2)Леса покорно и печально, почти не стихая, порошили багряной листвой. (3)Горестный, всё заглушающий шорох властно заполнял лесную глухомань. (4)Опавшими листьями осень щедро выстилала все дороги и поляны. (5)Когда налетал ветер, тучи мёртвой листвы поднимало от лесов, легко кружило в просторной вышине и несло на восток, - и тогда казалось, что над унылой осенней землёй бушует багряная метель.
(6)Шум листопада наполнял душу Андрея тоской и тревогой. (7)B полинявшей гимнастёрке, со скаткой шинели и винтовкой, он шёл усталым шагом, часто обтирая запылённое лицо пилоткой, и - случалось - сам удивлялся, что идёт: так иногда плохо чувствовал под ногой землю. (8)Эта осень ворвалась в родные места хотя и в положенное время, но всё же, как думал Андрей, особенно внезапно и дерзко. (9)Андрей не мог смотреть на сверкающие холодной позолотой леса, на голые поля, смотреть и видеть, как всюду торжествует жестокая сила осени.
(10)В полдень, остановившись на вершине высокого холма, Андрей выпрямился во весь свой рост и с усилием огляделся вокруг. (11)На дорогах, в пыльной мгле, гудели машины, грохотали обозы, двигались колонны солдат. (12)В осеннем поднебесье, сверкая на солнце, тянулись на восток немецкие самолёты; они с воем бросались на дороги, и земля тяжко ахала, и над ней взлетали чёрные кудлатые султаны дыма. (13) Тяжело вздохнув, Андрей разгорячённо воскликнул:
(14) - Какая осень!
(По М. Бубеннову)
Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выпиши из предложения 6 все имена существительныe в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
(1)Шумел листопад. (2)Леса покорно и печально, почти не стихая, порошили багряной листвой. (3)Горестный, всё заглушающий шорох властно заполнял лесную глухомань. (4)Опавшими листьями осень щедро выстилала все дороги и поляны. (5)Когда налетал ветер, тучи мёртвой листвы поднимало от лесов, легко кружило в просторной вышине и несло на восток, - и тогда казалось, что над унылой осенней землёй бушует багряная метель.
(6)Шум листопада наполнял душу Андрея тоской и тревогой. (7)B полинявшей гимнастёрке, со скаткой шинели и винтовкой, он шёл усталым шагом, часто обтирая запылённое лицо пилоткой, и - случалось - сам удивлялся, что идёт: так иногда плохо чувствовал под ногой землю. (8)Эта осень ворвалась в родные места хотя и в положенное время, но всё же, как думал Андрей, особенно внезапно и дерзко. (9)Андрей не мог смотреть на сверкающие холодной позолотой леса, на голые поля, смотреть и видеть, как всюду торжествует жестокая сила осени.
(10)В полдень, остановившись на вершине высокого холма, Андрей выпрямился во весь свой рост и с усилием огляделся вокруг. (11)На дорогах, в пыльной мгле, гудели машины, грохотали обозы, двигались колонны солдат. (12)В осеннем поднебесье, сверкая на солнце, тянулись на восток немецкие самолёты; они с воем бросались на дороги, и земля тяжко ахала, и над ней взлетали чёрные кудлатые султаны дыма. (13) Тяжело вздохнув, Андрей разгорячённо воскликнул:
(14) - Какая осень!
(По М. Бубеннову)
(6)Шум листопада наполнял душу Андрея тоской и тревогой. (7)B полинявшей гимнастёрке, со скаткой шинели и винтовкой, он шёл усталым шагом, часто обтирая запылённое лицо пилоткой, и - случалось - сам удивлялся, что идёт: так иногда плохо чувствовал под ногой землю. (8)Эта осень ворвалась в родные места хотя и в положенное время, но всё же, как думал Андрей, особенно внезапно и дерзко. (9)Андрей не мог смотреть на сверкающие холодной позолотой леса, на голые поля, смотреть и видеть, как всюду торжествует жестокая сила осени.
(10)В полдень, остановившись на вершине высокого холма, Андрей выпрямился во весь свой рост и с усилием огляделся вокруг. (11)На дорогах, в пыльной мгле, гудели машины, грохотали обозы, двигались колонны солдат. (12)В осеннем поднебесье, сверкая на солнце, тянулись на восток немецкие самолёты; они с воем бросались на дороги, и земля тяжко ахала, и над ней взлетали чёрные кудлатые султаны дыма. (13) Тяжело вздохнув, Андрей разгорячённо воскликнул:
(6)Шум листопада наполнял душу Андрея тоской и тревогой. (7)B полинявшей гимнастёрке, со скаткой шинели и винтовкой, он шёл усталым шагом, часто обтирая запылённое лицо пилоткой, и - случалось - сам удивлялся, что идёт: так иногда плохо чувствовал под ногой землю. (8)Эта осень ворвалась в родные места хотя и в положенное время, но всё же, как думал Андрей, особенно внезапно и дерзко. (9)Андрей не мог смотреть на сверкающие холодной позолотой леса, на голые поля, смотреть и видеть, как всюду торжествует жестокая сила осени.
(10)В полдень, остановившись на вершине высокого холма, Андрей выпрямился во весь свой рост и с усилием огляделся вокруг. (11)На дорогах, в пыльной мгле, гудели машины, грохотали обозы, двигались колонны солдат. (12)В осеннем поднебесье, сверкая на солнце, тянулись на восток немецкие самолёты; они с воем бросались на дороги, и земля тяжко ахала, и над ней взлетали чёрные кудлатые султаны дыма. (13) Тяжело вздохнув, Андрей разгорячённо воскликнул:
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.
Чтение второй части и определение ее темы и главной мысли. Где было гнездо поползня? Почему кричала птица? Как она пыталась защитить птенцов? (Прочитайте об этом.) Представьте маленькую птичку и большую сильную змею. Какое предложение передает отчаяние поползня? Какой самый напряженный момент в этой части? Прочитайте. Обсуждение второго пункта плана. Передайте содержание этой части так, как будете ее писать.
Чтение третьей части. Как начинается часть? Какое чудо произошло? Прочитайте действия поползня. (Встряхнул, ударил ...) Было ли ему страшно? Сильный ли был удар маленькой птички? (Удар был едва ли ощутимый для гюрзы, но неожиданный.) Обсуждение третьего пункта плана.
Чтение четвертой части. С какого предложения можно начать четвертую часть? Обсуждение содержания этой части.
5. Определение трудных для написания слов в каждой
части и слов с изученными орфограммами. (Этот вид работы
может быть проведен параллельно с работой над содержани
ем частей текста, и трудные слова могут быть записаны ря
дом с каждым пунктом плана.) Обсуждение лексической за-
89
мены слов: гюрза (змея, она), поползень (маленький поползень). Обдумывание всего содержания текста, прочтение текста про себя.
6. Письмо изложения. Самопроверка.
7. Домашнее задание: продолжить работу над составлением текста; подготовиться к письму под диктовку слов из словаря; рабочая тетрадь, упр. 119.
УрокРабота над ошибками, допущенными в изложении. Упражнение в правописании существительных с изученными орфограммами
Цель: формировать умения совершенствовать написанный текст, исправлять ошибки; развивать умение правильно писать безударные падежные окончания; проверка умения писать словарные слова и выделять в них орфограммы.
1. Сообщение общих результатов изложения.
2. Анализ изложения. Работа над типичными ошибками: в фактическом изложении содержания текста, в полноте его передачи, в структуре текста, в последовательности построения предложений и оформлении их на письме, в точности употребления слов в тексте, в орфографической правильности написания слов, в постановке знаков препинания.
3. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных и гласных в корне.
Воспроизведение знаний о приемах распознавания падежей имен существительных, о написании гласных -е и -и в окончаниях, о способах проверки написания безударных гласных в окончаниях (учебник, упр. 282).
Выполнение заданий (учебник, упр. 281). Обоснование правильности написания безударных падежных окончаний имен существительных.
Проверочный словарный диктант: инженер, агроном, горизонт, человек, багаж, пейзаж, корабль, календарь, сегодня, сейчас, направо, налево, пассажир, аллея, двенадцать, воскресенье, понедельник, одиннадцать, библиотека, беседа, адрес, вокзал, портрет, овца. Возможный порядок работы: первое слово диктанта записывают учащиеся одной группы, второе слово - ученики другой группы и т. д. Задание: указать склонение над именами существительными.
4. Проверка домашнего задания: заслушивание состав
ленных текстов.
Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 120-122.
УрокДиктант
Цель: проверить сформированность умения писать безударные окончания имен существительных в единственном числе , безударные гласные в корне слов.
Диктанты (на выбор учителя)
Редкая гостья
Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и спрыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (84 слова.)
Зимний лес
Я любовался пейзажем леса. После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У березки вьюга посеребрила инеем гибкие ветви. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгреби снег до земли. На этом месте видны кустики брусники и веточки черники. (81 слово.)
Задания (по выбору учителя) на примере текста диктанта «Редкая гостья»:
1) разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж);
2) над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении);
3) выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.
Домашнее задание: учебник, упр. 286.
Склонение и правописание окончаний имен существительных во множественном числе (7 ˜)
1. Проверка домашнего задания: все ли имена существительные употребляются в форме единственного и множественного числа (учебник, упр. 288, 289)? Назовите имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа (каникулы, шахматы ). Запись предложения (упр. 287) под диктовку учителя. Определение падежа имен существительных множественного числа.
2. Чтение темы и определение задач урока.
3. Работа с таблицей (учебник, упр. 291). Ответы на вопросы: какие окончания могут быть у имен существительных множественного числа в именительном падеже? Какие из данных имен существительных будут иметь такие же окончания и в винительном падеже? (Неодушевленные имена существительные.)
4. Упражнение в правильном произношении слов (учебник, упр. 292), в объяснении лексического значения неизвестных для учеников слов. Работа над значением, написанием и произношением слова директор. (Руководитель предприятия, школы.) Запись предложения На совещание собрались директора школ области. Выделение главных членов, определение падежа имен существительных множественного числа (директора, школ) и единственного числа (области, на совещание).
5. Обсуждение: как различить именительный и винительный падежи имен существительных множественного числа? Чтение строк песни Мороза-воеводы из поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (учебник, упр. 293). Выполнение устных заданий. (Обращается внимание на построение предложений. Во втором предложении нет подлежащего, но оно подразумевается: действия производит Мороз.)
6. Выделение предложений в деформированном тексте, чтение их с правильной интонацией. Определение падежа выделенных существительных и знаков препинания (учебник, упр. 294). Выполнение заданий.
7. Итог урока: какие окончания могут быть у имен существительных множественного числа в именительном падеже? Как различить именительный и винительный падежи имен существительных множественного числа?
8. Домашнее задание: учебник, упр. 292 (списать слова и обозначить в них ударение).
Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 123- 125.
УрокРодительный падеж имен существительных множественного числа
Цель: ознакомить с окончаниями имен существительных множественного числа, развивать умение правильно образовывать и употреблять формы множественного числа имен существительных.
1. Словарный диктант (определить по значению имя существительное и записать его в форме множественного числа): 1) тот, кто руководит школой (директор ); 2) специалист, знающий законы земледелия (агроном ); 3) синоним к словам странствие, турне (путешествие ); 4) плод яблони (яблоко ); 5) сооружение в виде ступеней для подъема и спуска (лестница ); 6) крупное морское судно (корабль ); 7) обозначение, название места жительства (адрес ); 8) дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями (аллея ); 9) мера длины, равная 1000 метров (километр ); 10) единица веса, равная 1000 граммов (килограмм ). (Учитель обращает внимание на этимологию слов километр и килограмм. Это сложные слова, первой частью которых является греческое слово кило, что означает «тысяча».) Коллективная проверка. Задание: поставить (устно) каждое имя существительное в форму родительного падежа.
2. Чтение темы. Постановка задач урока: научиться правильно образовывать и употреблять в речи формы родительного падежа имен существительных множественного числа.
3. Работа с таблицей (учебник, упр. 295). Выполнение заданий. Ознакомление с окончаниями имен существительных множественного числа в форме родительного падежа.
4. Запись под диктовку предложения (учебник, упр. 296). Определение имен существительных множественного числа в форме родительного падежа: облаков, дождей, лесов, болот, рек, озер, лугов, полей, цветов, трав, слов. Называние их окончаний. (Обращается внимание на то, что другие имена существительные употреблены в форме единственного числа и употребляются только в этой форме.)
5. Упражнение в образовании форм множественного числа (упр. 297, 299, 300): выполнение устных заданий и выборочная запись некоторых имен существительных множественного числа в форме родительного падежа с окончаниями -ов , -ев , -ей , нулевым окончанием (). (Учитель обращает внимание на то, что в родительном падеже имена существительные, оканчивающиеся на шипящий, пишутся без мягкого знака: много рощ, задач, туч. )
6. Итог урока: чему учились на уроке?
7. Домашнее задание: учебник, упр. 298.
Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 126,
Третья четверть
УрокРодительный и винительный падеж имен существительных множественного числа
Цель: развивать умения образовывать и правильно употреблять в речи форму родительного падежа имен существительных множественного числа, различать одушевленные имена существительные множественного числа в форме родительного и винительного падежа.
1. Проверка домашнего задания.
2. Воспроизведение знаний об окончаниях имен существительных множественного числа в родительном падеже. Устный диктант: яблоко, полотенце, килограмм, апельсин, календарь, шофер, простыня, место, сапог, туфля, носки, торт, кольцо, солдат, директор. (Учитель называет имя существительное в единственном числе, а ученики произносят это имя существительное в форме родительного падежа множественного числа: облако - облаков. )
3. Упражнение в образовании форм родительного падежа (учебник, упр. 302). Составление предложения с любой из записанных форм.
4. Выполнение заданий (учебник, упр. 301). Работа над значением и написанием словарного слова газета. (Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни.)
5. Обсуждение: у каких существительных множественного числа в родительном и винительном падежах будут одинаковые окончания? Склонение (устно или письменно) имен существительных (учебник, упр. 303). Сопоставление окончаний имен существительных в родительном и винительном падежах. Ответ на вопрос: как различить родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных множественного числа?
6. Упражнение в различении родительного и винительного падежей одушевленных имен существительных множественного числа (учебник, упр. 304). (Ученики определяют падеж с помощью предлогов, а также используют приемы, которые помогали им в определении падежа у существительных в единственном числе.)
7. Итог урока: чему учились на уроке?
8. Домашнее задание: учебник, упр. 305 (устно), упр. 307 (письменное задание).
Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 128.
УрокДательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа
Цель: развивать умение изменять по падежам существительные множественного числа, распознавать падежи и пи-95
сать окончания в дательном, творительном и предложном падежах.
1. Проверка домашнего задания: обсуждение составленных диалогов.
2. Чтение темы и определение задач урока. Упражнение в склонении имен существительных множественного числа и выделение окончаний имен существительных в дательном, творительном, предложном падежах (учебник, упр. 306). Запись имен существительных в данных падежах, выделение окончаний имен существительных.
Д. рекам, лугам, морям, степям Т. реками, лугами, морями, степями П. о реках, лугах, морях, степях
3. Выразительное чтение текста (учебник, упр. 307). Ответ на вопрос: что за рукавицу обронил Морозко? Обсуждение заголовков, объяснение орфограмм и распознавание имен существительных множественного числа в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.
4. Составление (устно) предложений из деформированных слов (учебник, упр. 308). (Дорога к озерам шла через леса. Зеленые и голубые стрекозы летали над травами. Сосны росли на песчаных холмах. Земля была покрыта папоротником и ландышами с оранжевыми ягодами. На закате мы подошли к лесным озерам. В тишине ночи можно было услышать плач сов, свист летучих мышей, сонные удары рыб в озерных омутах. ) Возможные варианты дальнейшей работы: 1) самостоятельная запись предложений и определение падежа у существительных множественного числа; 2) запись предложений под диктовку учителя и определение падежа имен существительных множественного числа. Разбор пятого предложения по членам предложения.
5. Итог урока: какие окончания могут быть у имен существительных множественного числа в родительном, дательном, творительном, предложном падежах?
6. Домашнее задание: учебник, упр. 309 (подготовиться к изложению, ответить на устные вопросы, объяснить написание безударных падежных окончаний имен существительных в предложениях).
Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 129, 130.
УрокСвободный диктант
Цель: развивать умение воспринимать повествовательный текст, правильно и точно передавать его содержание по частям.
1. Определение темы и задач урока.
2. Чтение текста (учебник, упр. 309). Беседа по содержа-96
нию текста. Определение темы и главной мысли текста. Обсуждение заголовка к тексту.
3. Работа над содержанием каждой части текста: опреде
ление темы, проведение лексической работы, наблюдение
над структурой предложений, объяснение написания орфо
грамм, обсуждение пунктов плана.
Возможный вариант работы над третьей частью текста: с какого предложения начинается третья часть? Что означает слово припасы? (Продукты, заготовленные заранее, про запас.) Какие слова говорят нам о том, что боксер был очень голодный? (Ел с жадностью. ) Почему автор в третьем предложении повторяет слово ел? Обратите внимание на слова: «Ел и посматривал на Костю» . Что значит посматривал ? В каком предложении выражена главная мысль этой части? Прочитайте. (Объяснение употребления мягкого знака и написание гласной и в слове благодарности . ) Куда отправились друзья после обеда? Прочитайте последнее предложение этой части. Кто это они ? Каким другим словом можно заменить местоимение они ? (Друзья.) Почему в предложении поставлена запятая? Как можно озаглавить третью часть рассказа?
4. Запись заголовка. Письмо по памяти текста по вариантам: 1) учитель читает первую часть, дети записывают ее по памяти. Аналогичная работа проводится и по второй части; 2) учитель читает текст полностью, ученики записывают его по памяти с опорой на план или с опорой на план и слова, записанные на доске.
5. Самопроверка.
6. Домашнее задание: учебник, упр. 310.
УрокАнализ результатов свободного диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний о проверке написания безударных гласных в окончаниях имен существительных
Цель: совершенствовать умение исправлять ошибки, применять изученные правила; обобщить знания о проверке написания безударных гласных в окончаниях имен существительных.
1. Анализ результатов написания свободного диктанта. Работа над типичными ошибками.
2. Проверка домашнего задания. Словарно-орфографиче-ский диктант. (Учитель показывает имя существительное в начальной форме, ученики записывают его в заданной падежной форме в единственном и во множественном числе с предлогом: яблоня (Р. п.), сапог (Р. п.), лошадь (Д. п.), портрет (П. п.), товарищ (Т. п.), путешествие (Д. п.), газета (Р. п.), календарь (П. п.).)
3. Выполнение заданий (учебник, упр. 311). Возможные
варианты работы: 1) письмо текста под диктовку учителя;
2) выполнение заданий к этому упражнению учениками;
3) данное упражнение предложить для выполнения дома, а вместо этого написать с учащимися проверочный диктант.
Диктант
Мы шли через лес к озерам. По сторонам дороги росли колосистые травы, лиловые колокольчики. В кустах шиповника гудели пчелы с золотыми полосками на спине. Вдали блеснуло озеро. К ночи мы поставили палатки в зарослях камыша около кучи хвороста. В воздухе бесшумно летали летучие мыши. Тянуло сыростью. На рассвете мы выехали на лодке ловить рыбу. На поверхности озера было много желтых кувшинок. Вдруг у борта лодки хлестнула хвостом гигантская щука. Лодка закачалась. Мы стали грести к берегу. Рыба шла рядом с лодкой.
Задание: обозначить падеж имен существительных во втором предложении.
5. Домашнее задание: учебник, упр. 312 (темы для сочинений: «Встреча Деда Мороза, Снегурочки и Снежинок», «Дед Мороз в гостях у лесных жителей»).
Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 132, 133.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (32 ˜)
Задачи изучения темы:
Цель: обобщить знания об имени прилагательном как части речи, развивать умение распознавать имена прилагательные в тексте, определять их роль в речи, образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.
1. Чтение темы и главных вопросов, определение целей урока. Воспроизведение знаний об имени прилагательном как части речи. (Что такое имя прилагательное? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано по смыслу?)
Приведение примеров имен прилагательных, обозначаю-
С этой темы начинается II часть учебника.
щих признак предмета по цвету (по вкусу, по размеру, по материалу, по запаху, по форме и т. д.).
2. Упражнение в распознавании имен прилагательных в тексте, определение роли имени прилагательного в предложении. (Является второстепенным членом предложения.) Выполнение заданий (учебник, упр. 5). (Текст может быть написан под диктовку. Учитель обращает внимание на сравнения. Автор называет ель красавицей, а ее снежный наряд сравнивается с белоснежным мехом горностая.) Нахождение словосочетаний имен существительных с именами прилагательными.
3. Упражнение в определении роли имен прилагательных в речи. (Прилагательные придают речи точность, яркость и выразительность.) Чтение текста (учебник, упр. 1). Рисование словесной картинки к стихотворению. (Белая зимняя равнина, светлая ночь, высокие от света луны облака, блестящий снег.) Определение типа текста (художественное описание) и роли прилагательных в речи. (Возможна запись текста под диктовку.) Чтение сведений о кратких прилагательных. (В предложении имена прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые: Девочка была весела. )
Чтение описательного текста и определение названия предмета по признакам, данным в тексте, выполнение устных заданий (учебник, упр. 2). Обобщение: для чего в речи мы употребляем имена прилагательные?
4. Упражнение в образовании имен прилагательных от данных имен существительных (учебник, упр. 3) и имен прилагательных (учебник, упр. 4) с помощью суффиксов. (Ученики устно образуют имена прилагательные, выборочно записывают некоторые из них. Обращается внимание на написание суффиксов, на то значение, которое они вносят в слово.) Работа над значением и правописанием словарного слова автомобиль. (Слово автомобиль пришло к нам из французского языка . Оно образовано путем соединения греческого слова аутос, что значит «сам», и латинского моби-лис, означающего «движущийся, подвижный». Все слово означает: «сам собою движущийся».) Подбор слов, в которых есть часть авто (автокран , автобус ). Выделение и запоминание безударных гласных в слове а вто мо биль.
5. Итог урока: по каким признакам можно узнать имена прилагательные?
6. Домашнее задание: учебник, упр. 6 или 2 (письменное задание).
Задания по теме урока в рабочей тетради (материал ко II части учебника): упр. 1-4, 8.
Урок 2 (86). Упражнение в распознавании имен прилагательных среди однокоренных слов. Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе и числам
Цель: развивать умения распознавать имена прилагательные среди однокоренных слов, распознавать род и число имен прилагательных.
1. Проверка домашнего задания. Ответ на вопрос: по каким признакам распознали имена прилагательные среди од-нокоренных слов? (Зеленая трава: слово зеленая - это имя прилагательное, связано по смыслу с существительным трава и обозначает признак существительного по цвету; отвечает на вопрос какая? (трава (какая?) зеленая ), окончание -ая бывает у прилагательных женского рода .) Определение рода прилагательных в данных словосочетаниях. Ответы на вопросы: какими частями речи являются другие однокорен-ные слова? В чем различие имени прилагательного и имени существительного как части речи?
2. Упражнение (учебник, упр. 7) в определении групп имен прилагательных, близких по значению (сообразительный, смекалистый; грустный, печальный; маленький, крошечный; ароматный, душистый; быстрый, скорый; оранжевый, апельсиновый ); противоположных по значению (короткий - длинный, широкий - узкий, грустный - радостный, быстрый - медленный, большой - маленький ). Выполнение других заданий. Запись некоторых словосочетаний (например, медленный шаг, грустный день, широкое шоссе и др.).
3. Обсуждение: как узнать число имен прилагательных? Устное выполнение заданий (учебник, упр. 8).
4. Чтение текста (учебник, упр. 9). Определение темы и главной мысли. Подбор заголовка. («Живые цветы».) Выполнение заданий упражнения. Ответ на вопрос: изменяются ли имена прилагательные по числам? Докажите. (Учащимся предлагается устно изменить число имени прилагательного и имени существительного в любом словосочетании: коричневая свиристель, пестрый щегол, голубой поползень, красный мак, желтая грудка. ) Работа над значением и написанием словарного слова семена и выяснение его значения. (1. Орган размножения у растений, зерно. 2. Зерна, предназначенные для посева: семенная пшеница. )
5. Обсуждение: как узнать род имен прилагательных? Выполнение заданий (учебник, упр. 10).
6. Итог урока: как определить род и число имен прилагательных? А как определить род и число имен существительных?
7. Домашнее задание: учебник, упр. 11.
Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 5-7,
Урок 3 (87). Упражнение в определении рода и в правописании родовых окончаний имен прилагательных
Цель: развивать умения определять род имен прилагательных, писать правильно родовые окончания имен прилагательных.
1. Проверка домашнего задания. Ответ на вопрос: как определить род имен прилагательных?
2. Упражнение в определении рода имен прилагательных и в изменении имен прилагательных в единственном числе по родам, в обосновании правильности написанных родовых окончаний (учебник, упр. 12, 13). Работа над значением и правописанием словарных слов электричество, электрический, электростанция. (Электричество - вид энергии, используемой для народно-хозяйственных и бытовых целей; электростанция - это сложное слово, образованное путем соединения слова станция и части электро, что означает «электрическая».)
3. Обсуждение: в каком числе изменяются имена прилагательные по родам? Выполнение заданий (учебник, упр. 14).
4. Объяснительный диктант (учитель называет имя существительное, а ученики образуют от него однокоренное имя прилагательное и комментированно записывают его вместе с подходящим по смыслу именем существительным): праздник, автомобиль, земляника, электричество, семена, хозяйство.
Слова для справок: праздничный день, автомобильный завод, земляничное варенье, электрическая плита, семена пшеницы, хозяйственный магазин.
5. Итог урока: какие окончания имеют имена прилага
тельные женского, мужского, среднего рода в единственном
числе?
6. Домашнее задание: учебник, упр. 16 (устно).
Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 9-
Урок 4 (88). Выборочное списывание. Составление описательного текста на тему «Любимая игрушка»
Цель: учить определять описательный текст и отбирать предложения, характеризующие внешний вид предмета; развивать умение составлять описательный текст.
1. Подготовка к выборочному списыванию. Чтение текста (учебник, упр. 15). Ответы на устные вопросы. Определение, с какой целью употреблено каждое из прилагательных в тексте. Отбор предложений для описания медвежонка. Запись предложений и выделение в них прилагательных.
2. Подготовка к составлению описательного текста на те-102
му «Любимая игрушка»: 1) определение темы и задач предстоящего сочинения; 2) заслушивание составленных текстов. (Один из учеников рассказывает составленный текст, слушатели (одноклассники) оценивают, можно ли представить по рассказу внешний вид игрушки и понять, что игрушка действительно нравится автору рассказа.); 3) определение структуры предстоящего текста: вступительная часть (как игрушка появилась в доме), основная часть (описание внешнего вида игрушки), заключительная часть (выразить свое отношение к игрушке: почему эта игрушка вам нравится и любите ли вы с ней играть?); 4) воспроизведение знаний о том, как строится описание (прежде всего дается общее представление об игрушке, потом описание деталей, начиная с более крупных и заканчивая мелкими).
3. Запись текста. Самопроверка.
4. Итог урока: чему учились на уроке?
5. Домашнее задание: выписать из словаря синонимов три группы близких по значению прилагательных и из словаря антонимов три группы противоположных по значению прилагательных; рабочая тетрадь, упр. 15, 16.
Склонение и правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (29 ˜)
Первый этап работы над правописанием безударных падежных окончаний имен прилагательных связан с обучением младших школьников выделять словосочетание «существительное + прилагательное», в котором главное слово выражено именем существительным, различать падеж имени прилагательного по падежу имени существительного, правильно ставить вопрос к имени прилагательному от имени существительного. При определении падежа имени прилагательного ученики руководствуются памяткой по применению грамматических знаний и умений: 1) в предложении надо найти имя существительное, с которым имя прилагательное сочетается по смыслу; 2) определить падеж имени существительного; 3) по падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.
Образец: Тихо всходит солнце над большим селом.
всходит (над чем? где?) над селом (Т. п.)
над селом (каким?) большим (Т. п.)
Второй этап работы предполагает ознакомление со склонением имен прилагательных мужского и среднего рода, женского рода в единственном числе, затем со склонением имен прилагательных во множественном числе. Младшие школьники знакомятся со способами проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
1-й способ: определяется род, число, падеж прилагательного, вспоминается окончание прилагательного в данном падеже, затем имя прилагательное записывается в тетради.
Образец: над рекой (какой? ж. р., ед. ч., Т. п.) широкой сумраком покрыт, в тишине (какой? ж. р., ед. ч., П. п.) глубокой лес густой стоит. И. Никитин.)
2-й способ: проверяются звуки, находящиеся в слабой позиции, звуками, которые стоят под ударением. Ученики сопоставляют безударные окончания имен прилагательных с ударными окончаниями в этом же падеже (об отважном солдате- о молодом солдате, над дальним лесом - над большим лесом ).
3-й способ: правописание безударных падежных окончаний проверяется с помощью вопросов (в вопросах окончание всегда ударное). Правильно поставленный вопрос помогает верно определить род, число и падеж и даже установить окончание прилагательного. Ученики сопоставляют окончание в вопросе и в прилагательном: В. п. (какую ?) красную , синюю (ленту ), Т. п. (каким ?) легким , воздушным (шаром ). При этом учитель разъясняет, что, например, в вопросе какую? только один вариант окончания, однако имена прилагательные женского рода в винительном падеже могут иметь не только окончание -ую , но и окончание -юю (у прилагательного с твердой основой пишем окончание -ую (красную ), с мягкой основой - -юю (синюю ).