Диктант случай на исходе зимы. Спасибо за радость, ветерок! Тема: «Сложносочиненное предложение»

Контрольный диктант №1

по теме «Повторение»

Лесной ручей

Если хочешь душу леса постигнуть, разыщи какой-нибудь ручей. Я иду песчаным берегом неширокого безымянного ручья и вот я уже вижу, слышу, думаю.

На мелком месте вода встречает преграду в корнях елей, от этого журчит и распускает пузыри. Эти пузыри быстро мчатся по течению и у нового препятствия сбиваются в причудливый белоснежный ком.

Все новые преграды приходится преодолевать воде, но ничего ей от этого не делается, только собирается в серебряные струйки и течет дальше. На месте большого завала вода бьет ключом. Кружатся, тонут и вновь выплывают в водовороте семена елей и осин.

Ручей выбежал из леса и на полянке развалился небольшим озером, по берегам которого разрослись ярко-желтые первоцветы. Их бутончики касаются блестящей гладкой поверхности.

Весь проход ручья через лес – это путь длительной борьбы с многочисленными препятствиями.


Контрольный диктант №2

по теме «Причастие»

Однажды из своих вещей дед извлек большую шкатулку. Она оказалась заполненной всевозможными предметами. Здесь были ржавые наконечники стрел, древние монеты, каменные изображения людей, окаменелые раковины и куски дерева. Все это он сохранил на память. Смысл сказанного я понял несколько дней спустя.

Однажды вечером дед поставил на пол свою большую шкатулку. Откинул крышку, вынул из шкатулки один предмет и, держа его в руках, начал свой долгий и интересный рассказ.

С ним была связана часть его жизни, проведенной в путешествиях. В первый вечер дед достал маленькую коробочку с засушенным насекомым и рассказал нам о песчаных пустынях, где беспощадно палит солнце, а к самому небу поднимаются смерчи.

В следующий вечер маленькая трубка, выточенная из кости моржа, перенесла нас на далекий восток. Перед нашими глазами вставало беспокойное море, маленькие скалистые острова, занятые птичьими базарами, парусное судно, скрипящие на все лады даже при небольшом ветре.

Долгими зимними вечерами по рассказам деда я познакомился с многообразной природой нашей родины.

(По Е. Спагненбергу)


Тест по теме «Причастие»

  1. 1.В каком слове ударение падает на последний слог?

а)Пролит

б)Отнято

в)Взято

г) Заперта

  1. 2.Пишется одна буква н .

а)Ошибка исправле..а

б) Построе..ые дома

в)Избалова..ый ребенок

г) Броше..ый камень

  1. 3.Пишется буква я.

а) Подстрел..нный

б) Просе..нный

в) Промасл..нный

г) Напо..нный

  1. 4.Необходимы запятые.

Он вынул из-за голенища (1) привязанный на ремешок складной ножик, окинул внимательным взором (2) задумчиво шептавшиеся кусты (3) и решительно подошел к стволу (4) качавшемуся над кручей.

  1. 5.Причастие настоящего времени нельзя образовать от глагола.

а)Совершенного вида

б)Несовершенного вида

в) Возвратного

  1. 6.Ошибка в объяснении написания выделенных букв.

а)Бече вка – е в корне слова (бечева)

б)Подожже нный – страдательное причастие прошедшего времени

в)Сгуще нка – е под ударением в суффиксе существительного

г)Плащо м – о под ударением в окончании существительного


Контрольный диктант №3

по теме «Деепричастие»

Зазимок

Еще не пахнуло по-настоящему холодом. Еще стояли зелеными ивы в густой листве. И вдруг с низкого темного неба медленно посыпал тихий-тихий снег.

Сначала падали едва заметные пушинки, которые, едва касаясь теплой земли, тут же таяли, превращаясь в обильную холодную росу.

Но вот крупные хлопья снега белыми ватными клочьями закружились, заплясали в тяжелом влажном воздухе. И за какие-то полчаса побелело поле. Под тяжестью влажной белизны упали луговые травы. Пестрым лоскутным одеялом лежало только что вспаханное поле.

Кругом было серо, влажно, тихо. Природа готовилась отойти к длительному зимнему сну и сосредоточенно молчала. И только беспокойный стрекот откуда-то взявшейся вдруг сороки нарушал эту тишину. Она, как бы удивлялась, извещала:

Люди добрые, пташки небесные! Смотрите, зима! Зима!

Сидя на заборе, она беспрерывно стрекотала и старательно при этом кланялась на все четыре стороны света, приветствуя первый снег, приход зимы, белое обновление природы.

(По А. Рыжову)


Тест по теме «Деепричастие»

  1. 1.Не пишется слитно.

а)Сильно не/доумевая

б)Не/припомнив сюжета

в) Дом не/построен

г)Не/написанное вчера письмо

  1. 2.Правильно построено предложение с деепричастным оборотом.

а)Подойдя к воротам, мне стало страшно.

б)Светящийся след тянулся за катером, тая в отдалении.

в)Петя переплыв прибрежную глубину и добрался до отмели.

г)Дверь скрипя и покачиваясь от ветра.

  1. 3.Пунктуационная ошибка в предложении.

а)Ничего не различая впереди, мы медленно пробирались в темноте.

б)Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

в)Один лунный луч, просочившись сквозь годами не протираемое окно, скупо освещал угол.

г)Марфинька боязливо заглянула вниз, и вздрогнув, попятилась назад.

  1. 4.Все глагольные формы употребляются с винительным падежом зависимого слова.

а)Варить, варивший, варившись

б)Положить, положив, положенный

в)Устроить, устроив, устроивший

г)Привезти, привезший, привезенный

  1. 5.Ошибка в определении морфологических признаков.

а) Пробежав

б) Мытый – причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида

в) Взлетевший – причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида

г) Испекши – деепричастие, совершенный вид

  1. 6.Ошибка в характеристике текста.

Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык. Мы приняли в дар блистательный и неслыханно богатый язык наших классиков, и мы должны сохранить для потомков народные истоки русского языка.

а)Средство связи предложений – однокоренные слова

б)Тип речи – рассуждение

в)Способ связи предложений – параллельный

г)Стиль речи – публицистический

Контрольный диктант №4

по теме «Наречие»

Огоньки

Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек.

Мелькнул ярко, сильно, очень близко. Я обрадовался, что близко ночлег, и сказал об этом гребцу. Он повернулся, посмотрел через плечо на огонь, буркнул, что еще далеко, и опять молча (апатично) налег на весла.

Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится сильнее налегать на весла.

Но все-таки впереди – огни!

(По В. Короленко)


Тест по теме «Наречие»

  1. 1.Мягкий знак не пишется.

а) Обнаруж..те

б) Навзнич..

в) Сбереч..

г)Горюч..

  1. 2.Дефис не пишется.

а) По..видимому

б)Нежданно..негаданно

в) Кое..что

г) На..лету

  1. 3.Пишется о .

а)Справ..

б) Издавн..

в)Досыт..

г) Затемн..

  1. 4.Пишется одна н .

а)На улице безветре..о.

б)Небо было загроможде..о клочьями белых облаков.

в)Эта девушка несдержа..а.

г)Все возбужде..о спорили.

  1. 5.Указать прилагательное в сравнительной степени.

а)Стало тише на опушке леса.

б)Все жалобней выл щенок.

в)Брат выше сестры.

  1. 6.Найти неверное утверждение:

а)Наречия могут обозначать цель и причину действия.

б)Наречия, как и деепричастие, неизменимая часть речи.

в)Сравнительная степень наречия может иметь простую и составную формы.

г)Наречие никогда не выступает в роли определения.


Контрольный диктант №5

по теме «Предлог»

Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в еще не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золоченая и посеребренная посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из граненого хрусталя.

В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчет поездки, которая вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей.

(По И.В. Сорокиной)


Контрольная работа

по теме «Союз»

  1. 1. Расставить знаки препинания. Обозначить все союзы, подчинительные отметить буквой П, сочинительные – буквой С. Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения. Выполнить морфологический разбор союза.

Долго после этого мы ехали не останавливаясь по белой пустыне в холодном, прозрачном и колеблющемся свете метели. Откроешь глаза – та/же неуклюжая шапка и спина занесенные снегом торчат передо мной та/же невысокая дуга под которой мерно двигается все на одном расстоянии голова коренной с черной гривой мерно подбиваемой в одну сторону ветром. Из-за спины виднеется та/же гнедая пристяжная 4 . Посмотришь вниз – тот/же сыпучий снег разрывают полозья и ветер упорно уносит его в одну сторону. Впереди, на одном и том/же расстоянии, убегают передовые тройки. Справа и слева все белеет и 3 мерещится. Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба ни стога ни забора – ничего не видно. (Л. Толстой)

  1. 2. Тест

1. Однородные члены могут соединяться при помощи подчинительных союзов

2. Найдите сочинительный союз:

г) потому что;

3. Найдите подчинительный союз:

в) так как;

4. Части сложноподчиненного предложения могут быть соединены при помощи

а) сочинительного союза;

б) подчинительного союза;

в) интонации.

  1. 3. Расставить знаки препинания. Назвать ряды однородных членов, составить схемы, объяснить знаки препинания.

За сто лет прошедших со дня гибели города ветры дожди и снега постарались снести его с лица земли и во многом им это удалось. Но каменные дома все(таки) остались стоять хоть и без крыш и окон. Выветрились но не совсем пропали мостовые вдоль которых рядами стояли обломанные высокие пни без коры. Лучше всего сохр..нился старый замок на холме над городом. Ему было уже больше тысячи лет но стены сложе..ые из могучих каме..ых плит стойко выдержали нап..дения ветра и дождя. (По К. Булычеву)


Контрольный диктант

№7 по теме «Частица»

Летний вечер

Тих и ласков теплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, еще не успевшие разгореться. Присмиревший ветерок изредка прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чем-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, все радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще, заметнее. На темном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звезды. Далекие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.

Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы.

I

Грамматические задания.

3.Решите тест. Вопрос 28.

4.Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Из этой книги я узнал ТАК (ЖЕ), как выполнить эти задания.

1)также – всегда пишется слитно 2)так же – всегда пишется раздельно

3)так же – здесь это наречие ТАК и частица ЖЕ, поэтому пишется раздельно 4)также – здесь это союз, поэтому пишется слитно

5.Укажите предложение, где выделенное слово пишется слитно.

1)Было совсем летнее утро, и только (по)тому спокойствию, которое царило в воздухе, чувствовалось, что это спокойствие последних дней осени. 2) (По)тому , как он внезапно останавливался и оглядывался, видно было, что ему хочется сказать что-то важное. 3)Смерть отца потрясла Мартына именно (по)тому , что он не любил его как следует. 4)Петру Михайловичу показалось нелепым, что тётка вмешивается в чужие дела и свой отъезд ставит в зависимость (от)того , что ушла Зина

Контрольный диктант по теме «Союз». Поздний рассвет. II

Тёмный поздний рассвет чуть брезжит над болотами. Среди чёрных, гнилых лугов среди дымчатого кустарника среди полей покрытых неровными рядами сжатого но неубранного льна болота светились бело и слепо, как олово.

Озябшие вороны ночевавшие в кустарнике уже проснулись и с голодным карканьем перелетали с места на место. Они лениво двигали крыльями отяжелевшими от ночной сырости.

В особенно низких местах на земле лежал плотный белый туман. Призрачные верхушки кочек с пучками мёртвой травы, казалось, плавали по поверхности тумана.

Вокруг, насколько хватало глаз, всё было мертво, пустынно, очень тихо. Лишь далеко на востоке туманный воздух время от времени вздрагивал, как будто там мягко но очень сильно хлопали большой дверью (106 слов).

Грамматические задания.

1.Выделите союзы, укажите разряд (сочинительный или подчинительный)

3.Решите тест. Вопрос 28.

2.В каком предложении выделенные (-ое) слова (-о) написаны (-о) с ошибкой?

1)После ветра упало много яблок, так же было и в прошлом году. 2)К вечеру сильный ветер тоже стал затихать. 3)Что бы свободно владеть иностранным языком , надо приложить много усилий. 4)Зацвели только две яблони, зато обильно.

3.В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?

1)Владимир то(же) придёт к нам. 2)Нам приходилось упорно учиться, (что)бы добиться успеха. 3)Поблагодарил за(то) , что помог. 4)Было холодно, (по)этому мы отправились на машине.

Контрольный диктант по теме «Союз». Поздний рассвет. III

Тёмный поздний рассвет чуть брезжит над болотами. Среди чёрных, гнилых лугов среди дымчатого кустарника среди полей покрытых неровными рядами сжатого но неубранного льна болота светились бело и слепо, как олово.

Озябшие вороны ночевавшие в кустарнике уже проснулись и с голодным карканьем перелетали с места на место. Они лениво двигали крыльями отяжелевшими от ночной сырости.

В особенно низких местах на земле лежал плотный белый туман. Призрачные верхушки кочек с пучками мёртвой травы, казалось, плавали по поверхности тумана.

Вокруг, насколько хватало глаз, всё было мертво, пустынно, очень тихо. Лишь далеко на востоке туманный воздух время от времени вздрагивал, как будто там мягко но очень сильно хлопали большой дверью (106 слов).

Грамматические задания.

1.Выделите союзы, укажите разряд (сочинительный или подчинительный)

2.Выполните морфологический разбор одного союза.

3.Решите тест. Вопрос 28.

1.В каком варианте выделенное слово пишется раздельно?

1)Татьяна выполнила работу сразу, что(бы) пораньше освободиться. 2)На складе закупили садовый инвентарь , а так(же) химикаты. 3)Это событие нас то(же) удивило. 4) Что(бы) ни показывали по телевизору, бабушка смотрела все передачи.

8.Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение в предложении Максим Максимыч отвернулся, что(бы) скрыть своё волнение.

1)чтобы всегда пишется слитно 2)что бы всегда пишется раздельно 3)что бы – здесь это местоимение что с частицей бы , пишется раздельно 4)чтобы – здесь это союз, пишется слитно

Контрольный диктант по теме «Союз». Поздний рассвет. IV

Тёмный поздний рассвет чуть брезжит над болотами. Среди чёрных, гнилых лугов среди дымчатого кустарника среди полей покрытых неровными рядами сжатого но неубранного льна болота светились бело и слепо, как олово.

Озябшие вороны ночевавшие в кустарнике уже проснулись и с голодным карканьем перелетали с места на место. Они лениво двигали крыльями отяжелевшими от ночной сырости.

В особенно низких местах на земле лежал плотный белый туман. Призрачные верхушки кочек с пучками мёртвой травы, казалось, плавали по поверхности тумана.

Вокруг, насколько хватало глаз, всё было мертво, пустынно, очень тихо. Лишь далеко на востоке туманный воздух время от времени вздрагивал, как будто там мягко но очень сильно хлопали большой дверью (106 слов).

Грамматические задания.

1.Выделите союзы, укажите разряд (сочинительный или подчинительный)

2.Выполните морфологический разбор одного союза.

3.Решите тест. Вопрос 28.

9. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

1)Мы остановили машину, что(бы ) узнать дорогу. 2) Все ценили его за(то) , что он всегда помогал людям. 3)Так(же), как и вчера, мы оставили лагерь на рассвете. 4)В то(же) мгновение прогремел гром.

10.В каком варианте ответа правильно указаны предложения, в которых выделенное слово является союзом и пишется слитно?

А. Я то(же) видел это космическое явление. Б.Что(бы) ты стал делать, если бы опыт не удался? В. Надо верить в возможность счастья, что(бы ) быть счастливым. Г. Отпуск мы проведём так(же), как и два года назад – в горах.

1)Б, В 2)В, Г 3)А, Б 4)А, В

Контрольный диктант по теме «Союз». Поздний рассвет. V

Тёмный поздний рассвет чуть брезжит над болотами. Среди чёрных, гнилых лугов среди дымчатого кустарника среди полей покрытых неровными рядами сжатого но неубранного льна болота светились бело и слепо, как олово.

Озябшие вороны ночевавшие в кустарнике уже проснулись и с голодным карканьем перелетали с места на место. Они лениво двигали крыльями отяжелевшими от ночной сырости.

В особенно низких местах на земле лежал плотный белый туман. Призрачные верхушки кочек с пучками мёртвой травы, казалось, плавали по поверхности тумана.

Вокруг, насколько хватало глаз, всё было мертво, пустынно, очень тихо. Лишь далеко на востоке туманный воздух время от времени вздрагивал, как будто там мягко но очень сильно хлопали большой дверью (106 слов).

Грамматические задания.

1.Выделите союзы, укажите разряд (сочинительный или подчинительный)

2.Выполните морфологический разбор одного союза.

3.Решите тест. Вопрос 28.

11.В каком предложении допущена ошибка при написании выделенных слов?

1)Небо посветлело, зато подул холодный ветер. 2)Вдоль леса шла узкая тропинка, но и по ней идти было тоже страшновато. 3)В горах видны кедровые леса, за то в долине хвойные деревья исчезают. 4)Машина взревела и исчезла так же быстро, как и появилась.

14.В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

1)При(том) институте организованы подкурсы. 2) (По)этому опасному пути он шёл впервые. 3)Мы были благодарны ему (за)то, что он не струсил. 4)Мы не нашли грибов, (за)то набрали ягод.

Контрольный диктант по теме «Союз». Поздний рассвет. VI

Тёмный поздний рассвет чуть брезжит над болотами. Среди чёрных, гнилых лугов среди дымчатого кустарника среди полей покрытых неровными рядами сжатого но неубранного льна болота светились бело и слепо, как олово.

Озябшие вороны ночевавшие в кустарнике уже проснулись и с голодным карканьем перелетали с места на место. Они лениво двигали крыльями отяжелевшими от ночной сырости.

В особенно низких местах на земле лежал плотный белый туман. Призрачные верхушки кочек с пучками мёртвой травы, казалось, плавали по поверхности тумана.

Вокруг, насколько хватало глаз, всё было мертво, пустынно, очень тихо. Лишь далеко на востоке туманный воздух время от времени вздрагивал, как будто там мягко но очень сильно хлопали большой дверью (106 слов).

Грамматические задания.

1.Выделите союзы, укажите разряд (сочинительный или подчинительный)

2.Выполните морфологический разбор одного союза.

3.Решите тест. Вопрос 28.

15.Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение. Учитель был несколько удивлён, хотя то(же) старался не показывать этого.

1)тоже – всегда пишется слитно 2)то же – всегда пишется раздельно 3)то же – здесь это местоимение ТО и частица ЖЕ, поэтому пишется раздельно 4)тоже – здесь это союз, поэтому пишется слитно

20.В каком предложении слово ТОЖЕ является союзом и пишется слитно?

1)И завтра будет то(же), что и вчера. 2)Мы то(же) едем в театр. 3)То (же) слово, да не так бы молвить. 4)Миша делал уроки и в то(же) время прислушивался к голосам за окном.

Контрольный диктант

7 класс

Тема: "Союз"

СЛУЧАЙ НА ИСХОДЕ ЗИМЫ

Задание: списать и расставить знаки препинания. Выделите причастные и деепричастные обороты.

Был уже конец зимы когда бурая крыса пережила самое страшное свое приключение. Она хорошо плавала а ныряла почти так же замечательно как ее родственница. Бурая крыса умела проплывать под водой большие расстояния отыскивая корни водяных лилий крошечные ракушки и различных личинок. Зимняя охота в воде была очень опасна так (как) в ручейке жила большая выдра которая тоже любила охотиться подо льдом. Гораздо опаснее была большая щука, то(же) обитавшая в ручейке. Даже издали серовато()зеленая щука показалась крысе очень страшной.

Однажды крыса услышала громкий стук по льду рядом с ее родным кустом дикой розы. Видимо, кто-то пробивал отверстие во льду. Крыса увидела яркий свет проникавший через это отверстие. И в этом ярком свете нельзя было не заметить большого куска мяса покачивавшегося в воде. "Сейчас полакомлюсь", - подумала пловчиха. Но сверху раздался тот (же) страшный звук. Бурая крыса поплыла прочь от дома.

Грамматические задания

1. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Гораздо опаснее была большая щука, то(же) обитавшая в ручейке.

1) Тоже - всегда пишется слитно.

2) То же - всегда пишется раздельно.

3) Тоже - здесь это сочинительный союз, пишется слитно.

4) То же - здесь это местоимение с частицей же, пишется раздельно.

2. Отметьте предложение, в котором выделенное слово пишется слитно

1) ПО(ЭТОМУ) вопросу обратитесь к секретарю.

2) ЗА(ТО) задание получил «отлично».

3) Ямщики подвязали колокольчики, ЧТО(БЫ) звон не привлек внимания сторожей.

4) ЧТО(БЫ) такого сделать?

3. Какой союз нельзя заменить союзом И?

1) также 2) тоже 3)чтобы

Ответы на задания 4 и 5 запишите 2 словами (подчинительные союзы или сочинительные союзы).

4. Однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного связывают ___ союзы.

5. Простые предложения в сложном предложении, когда одно подчинено другому, то есть от одного предложения к другому можно поставить вопрос, связывают ___ союзы.

Тема: "Союз"

СЛУЧАЙ НА ИСХОДЕ ЗИМЫ

Был уже конец зимы, когда бурая крыса пережила самое страшное свое приключение. Она хорошо плавала, а ныряла почти так же замечательно, как ее родственница. Бурая крыса умела проплывать под водой большие расстояния, отыскивая корни водяных лилий, крошечные ракушки и различных личинок. Зимняя охота в воде была очень опасна, так как в ручейке жила большая выдра, которая тоже любила охотиться подо льдом. Гораздо опаснее была большая щука, тоже обитавшая в ручейке. Даже издали серовато-зеленая щука показалась крысе очень страшной.

Однажды крыса услышала громкий стук по льду рядом с ее родным кустом дикой розы. Видимо, кто-то пробивал отверстие во льду. Крыса увидела яркий свет, проникавший через это отверстие. И в этом ярком свете нельзя было не заметить большого куска мяса, покачивавшегося в воде. "Сейчас полакомлюсь", - подумала пловчиха. Но сверху раздался тот же страшный звук. Бурая крыса поплыла прочь от дома.

Ответы

3. 3

4.сочинительные

5.подчинительные


Контрольно-измерительные материалы

по русскому языку

7 класс


Входной контрольный диктант №1 по теме «Повторение»

Шел Васютка по тайге, следил за памятками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таежная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдет немного, еще топором тюкнет, потом еще. За ним пойдут другие люди. Собьют мох, притопчут траву, отпечатают следы — и получится тропинка. Лесные тропинки узкие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем. На самой вершине старой взлохмаченной ели Васютка увидел кедровку.
На мху валялись шишки. В некоторых отверстиях шишек, как пчелки, торчали орехи. Но пробовать их бесполезно. Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнездышка.
Вдруг впереди Васютки что-то захлопало. Он вздрогнул от неожиданности и увидел большую черную птицу. (116 ел.) (В. Астафьев.)

Грамматическое задание

1. Сделайте синтаксический разбор предложений. (по вариантам) .
2. Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы.

Контрольный диктант №2 по теме «Причастие»

Волшебным цветком, возросшим на русской почве, называли современники оперу М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Когда впервые слушаешь увертюру этой оперы, кипучая, стремительная музыка сразу увлекает. Она начинается энергично, ликующе. Это настроение праздника, в котором участвует множество людей.

Потом появляется мягкая, проникновенная мелодия виолончелей. Мы услышим её в арии Руслана.

На пути Руслана встречаются неожиданные препятствия. Мы узнаём об опасности по таинственным, напряжённым созвучиям, характеризующим в опере Черномора. Потом возникают тихие, таинственные перезвоны колокольчиков. Чередуются необычные, какие-то прозрачные созвучия. Сады Черномора - это заколдованное царство, где всё застыло, подчинилось власти злого колдуна. И снова прежняя колючая мелодия. Шествие Черномора, окружённого свитой покорных рабов, продолжается.

В конце звучит музыка торжествующей радостью. Черномор побежден. В опере прославлено мужество людей, преодолевших насилие и вероломство. (120 слов.)

Грамматическое задание

Выпишите 4 слова с разными орфограммами, обозначьте условия их выбора.

Произведите синтаксический разбор предложения (по вариантам) (I вариант: В опере прославленно мужество…; II вариант: Шествие Черномора…)

Контрольный диктант №3 по теме «Причастие»

У моря

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.
Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно - розовыми облачками.
Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

Грамматическое задание

1 вариант - Мальчики, утомлённые…

2 вариант - Их головы спрятались…

Укажите состав слов:

1 вариант - колышущегося, пропитанная

2 вариант - тянувшаяся, плещущееся

Морфологический разбор одного причастия.

Контрольный диктант №4 по теме «Деепричастие»

С ЛЮБОВЬЮ К ПРИРОДЕ

В старом парке, который начинается за оградой нашего дома, есть кленовая аллея. Прихотливо извиваясь, заснеженная аллея устремляется за город. Снегири наведываются туда каждый день, их манят зимние деревья, сплошь усыпанные легкими крылатыми семенами.

Сидят птицы на кленах важно, покойно, не спеша поклевывают золотистые семена. А до чего хороши! Грудь у снегиря алая.

Спинка голубая, а на голове черный берет. По временам птицы ныряют в снег, купаясь в нем. Потом, не торопясь, похаживают по сверкающему снегу, чертят на нем замысловатые бороздки и следы крестики.

От слова «снег» птице название дано — «снегирь». И неспроста снегири — первые вестники зимы. (По Л Баркову.) (100 сл.)

Грамматическое задание

Разберите предложения по членам:

1 вариант - Прихотливо извиваясь

2 вариант - По временам птицы ныряют…

Произведите морфологический разбор и разбор по составу слов:

1 вариант - купаясь

2 вариант - не торопясь

Контрольный диктант №5 по теме «Наречие»

Мальчик брел по тайге, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед ним отлогий берег Енисея. У Васютки даже дух захватило - так красива, так широка была его родная река. А раньше она ему казалась обыкновенной и не очень приветливой.

От радости Васютка очнулся, и даже несколько смутился, огляделся вокруг. Но никого и нигде не было, и он стал решать, куда идти; вверх или вниз по Енисею.

Васютка смотрит то вверх, то вниз по реке. Тянутся берега навстречу друг другу, хотят сомкнуться и теряются в просторе.

Вот в верховьях реки появился дымок. Идет пароход. Долго еще ждать его.

Пароход все приближался и приближался.

На нем маячили фигурки пассажиров. Васютка заметался на берегу. Кто-то заметил его и помахал рукой.

(В.Астафьев.)

Грамматическое задание

1. Подчеркните наречия как члены предложения.

2. Сделайте синтаксический разбор предложения:

1 вариант - 2-е предложение;

2 вариант - 1 -е предложение.

3. Разберите два наречия как часть речи.

4. Озаглавьте текст.

Контрольный диктант №6 по теме «Наречие»

КАК ХОДИТЬ ПО ЛЕСУ

Начинающий натуралист шел вдоль поросшей молодым леском лощины. Здесь было еще по-утреннему свежо и пахло листвой и крапивой. Лог завернул влево, а впереди открылась освещенная солнцем поляна. Большой лесной голубь витютень тяжело поднялся с земли и, сверкнув
белыми сгибами крыла, скрылся за кустами.

Не многие умеют ходить по лесу. Обычно все двигаются так шумно,
что мало-мальски осторожные звери и птицы успевают либо затаиться,
либо убежать.

Уходя в лес, убегают вглубь дорожки и тропы. Нигде не увидишь
столько интересных отпечатков, сколько на дорогах. Двигаться по дороге и легче и быстрее, а главное, бесшумнее. Недаром чаще всего встречи с осторожными животными происходят именно на дорогах, а не в тесной глухомани.

Всем, кто приходит в лес за его дарами, надо правильно вести себя.

Грамматическое задание

Найдите наречия, укажите, каким членом предложения они являются, обозначьте в них изученные орфограммы.

Два наречия (на выбор) разберите как часть речи.

Задание выполняется по вариантам: 1 вариант - первая половина текста, 2 вариант - вторая.


Контрольный диктант №7 по теме « Предлог. Союз»

Первые мореплаватели, увидевшие пингвинов в Антарктиде, чуть не приняли их за толпу людей, одетых во фраки и белоснежные манишки!

Ученые специально приезжали в суровую Антарктиду, чтобы побольше узнать об этих необычных птицах.

Пингвины замечательно приспособлены к суровым условиям. Питаются они рыбой, а также кальмарами.

В ледяной воде их неуклюжее тело превращается в стремительную гибкую торпеду. Иногда пингвин так разгоняется, что вылетает из воды на лед, как будто камешек из рогатки.

В полярную ночь мамы-пингвинихи приносят в дом полукилограммовое яйцо, а папы-пингвины вынашивают их в течение двух месяцев. Но мамы тоже проявляют заботу: запасают пищу. Если надо передать драгоценное яйцо пингвинихе, отец быстро выкатывает его на снег, а мать также быстро скрывает его в теплом гнездышке на своем животе.

(120 слов)

Грамматическое задание

Озаглавьте текст.

Постройте схемы предложений:
I вариант - «Ученые специально приезжали…»
II вариант - «В полярную ночь…».

Произведите морфологический разбор одного предлога и одного союза.

Контрольный диктант №8 по теме « Служебные части речи»

Слепой пёс.

Арктур не был похож ни на одну из собак. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным. У хозяина бывало минутами плохое настроение, часто от него пахло одеколоном - запахом, никогда не встречающимся в природе. Но чаще всего он был добр, и тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Но все- таки сдерживался.

Мне кажется, что он как-то ощущал свою неполноценность. Я никогда не видел его ни идущим, ни бегущим свободно, спокойно и быстро.

Не мог он ничего видеть, зато в чутье не могла с ним сравниться ни одна собака . Постепенно он изучил все запахи города и прекрасно ориентировался . А каких только не было запахов ! Но, где бы ни бродил Арктур, не было случая, чтобы он заблудился.

Это был удивительный пес. (127 слов)

Грамматическое задание

Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Чувство его…

2 вариант - Постепенно он изучил…

В сложном предложении обозначьте грамматические основы.

Частицы заключите в прямоугольник, укажите разряд.

Итоговый контрольный диктант №9

Живые огни.

Среди ночи выбрался я из палатки и остановился пораженный: ночь цвела огнями! Огнями всех мыслимых расцветок!
Над головой высоко зеленый листок луны, вокруг него - серебряные брызги росинок-созвездий…
Тут и там вдруг перечеркивают глубинную черноту неба таинственные капельки падающих метеоритов. Даже чудится, будто, падая, звякают они, расшибаясь о камни ущелий. И когда вспышки далеких пастушьих костров на склонах представляются искрами, высеченными звездой.
Над черными копнами кустов мерцают искорки светляков. Точь-в-точь искры над буйным костром, когда в него тычут палкой!
Из чащи куста светят глаза непонятные, какие-то неуловимые и неверные. То вдруг нальются розоватым туманом, то вдруг холодно позеленеют, как будто накаляются и остывают. В кустах затаился барханный кот.
Праздник ночных огней. Звезды, горящие, как глаза, мерцающие так же, как звезды. (124)

Грамматическое задание

Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является:

1 вариант - Даже чудится…
2 вариант - Звёзды, горящие…

Сделайте фонетический разбор слов:
1 вариант - цвела;
2 вариант - кустов.

3. Разберите слова по составу:
1 вариант - выбрался, пораженный, созвездий;
2 вариант - затаился, неуловимые, высоко

Словарный диктант

Он тоже пришел и рассказал то же самое; он тоже ученик талантливый; говорить то же, что и другие свидетели; так же хвастлив, как и брат; он тоже готов идти; у него тоже была собака; что бы мне почитать, чтобы не скучать в дороге; что бы ни случилось, надо, чтобы все сохраняли спокойствие; действовал так же хитро, как и охотник; в то же время приехал и брат; он тоже приехал на праздник; задача решалась так же, как и предыдущая; я тоже пойду в поход; и он в то же время был там.

Объяснительные диктанты

I. 1) Линии рта были мужественны и в то же время детски наивны. (М. Шолохов) 2) Но здесь тоже успела поселиться тишина. 3) Шел по коридору, привычно здоровался, улыбался. Ему тоже улыбались.(В. Шукшин) 4) Он в этот час тоже вышел глянуть на Байкал. (В. Шукшин) 5) Тот тоже был труженик вечный и так же бодрился, когда приходилось туго. (В. Шукшин) 6) Каждого приезжающего в Петербург охватывало одно и то же чувство восхищения. 7) Все делалось поспешно и в то же время будто сквозь сон. 8) Мое расследование тоже не продвигалось.

II. 1) Шелестя листвой, качались под ветром деревья, по темно-синему небу все так же бежали облака. (С. Майоров) 2) Через минуту он исчез в снежной пурге так же внезапно, как и появился. 3) И манеры его были также весьма величественны и неспешны, так же он и говорил. (А. Адамов) 4) Так же, как и вчера, за окном шумел дождь.

III. 1) Всякий человек склонен рассуждать, что бы он сделал на месте другого. (М. Семенова) 2) Ночь открывала бесчисленные глаза, чтобы смотреть вниз до рассвета. (М. Семенова) 3) Дорога была достаточно широка, чтобы на ней могли разъехаться два грузовика. (В. Пелевин)

IV. 1) Она молча прошла по коридору и так же молча пригласила войти в комнату. 2) Мечтал также отправиться в экспедицию. 3) Зато тайга оживала, когда наступали лунные ночи. 4) Что бы он ни делал, все выходило плохо. 5) Все так же лился лунный свет в окна. 6) И тогда я тоже собрал все силы, чтобы вытерпеть еще хотя бы минуту. (С. Смирнов) 7) Человек благодарил меня за то, что я проявил интерес к звездному небу. (Ю. Олеша) 8) Она улыбнулась, затем медленно поднялась с кресла. 9) День выдался пасмурный, зато не было жарко. 10) Все так же валил снег, и так же ничего не было видно. 11) Море так же, как вчера, было спокойное. 12) Здесь тоже когда-то была проселочная дорога, но ею давно не пользовались, и она заросла кустами и мелкими деревцами. (В. Мясников) 13) Был он невысок, в то же время поджар, мускулист. (В. Мясников) 14) Комната тоже производила странное впечатление. 15) Прибывшие также расположились у костра. ( И . Ефремов) 16) В то же мгновение из вершины холма вырвался огромный огненный столб. (А. Казанцев) 17) Чтобы усмирить пробужденную стихию, надобно напряжение всех людских сил. (А. Казанцев) 18) Море темнело, волны теряли свой блеск, зато небо начало светлеть. ( И . Ефремов)

Контрольные диктанты

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.
Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (128 слов)

В течение многих веков, тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.
Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадет семя, то оно разрастется и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются.(125 слов)

(Н. Ефимова)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!