Диоклетиан выращивал капусту. Начало восхождения Диоклетиана к вершинам Олимпа

Убить кабана

Будущий римский император Диоклетиан родился около 245 года и получил имя Диокл. Он был внуком раба, но довольно быстро сумел сделать себе военную карьеру. Кроме того, походы с одного конца Римской империи в другой позволили будущему правителю лучше узнать страну. Он дослужился до командующим войском при императоре Каре. Еще будучи в Галлии ему предсказала судьбу одна друидка: она сказала, что Диокл станет императором, когда убьет кабана (лат. aper). Он поверил жрице и с тех пор убил немало кабанов, только власть все не шла к нему в руки. И вот Кар неожиданно умер, а его сын Нумериан был коварно убит префектом преторианцев Аррием Апром. Тогда солдаты заковали Апра в кандалы и провозгласили императором Диокла. Диокл на глазах у войска собственноручно заколол Апра мечом и по преданию воскликнул: «Я убил кабана». 20 ноября 284 года он стал римским императором и взял себе имя Диоклетиан.

Диоклетиан

Разделяй и властвуй

С его приходом к власти началась новая эпоха в империи. Теперь вся полнота власти была сосредоточена в руках императора не только де факто, но и де юре ничем не ограничивалась. Абсолютная монархическая власть. Ни сенат, ни любой другой обитатель империи, вне зависимости от его звания, не мог ограничивать императора. Он был сам источником власти, который стоял выше всяких законов. Диоклетиан восстановил единство империи и взял себе в помощники друга Максимиана, даровав ему титул Цезаря. Вместе они защищали империю и подавляли восстания. В 291 году император пришел к выводу, что эффективно управлять такой больной страной вдвоем невозможно. Было принято решение избрать еще двух Цезарей — выбор пал на Констанция Хлора и Галерия Максимиана. Свой союз они решили укрепить кровным родством: Констанций развелся с женой и заключил брак с падчерицей Максимиана, Галерий, тоже после развода, женился на дочери Диоклетиана. Они поделили империю между собой, однако все же во главе управления страной стоял по-прежнему Диоклетиан. Система правления четырех руководителей, которую ввел римский император, получила название тетрархия.


Скульптура «Тетрархи»

Гонение на христиан

Правление Диоклетиана запомнилось жестоким гонением на христиан. До сих пор идут споры, чьей инициативой это было. Одни склонны думать, что Галерия. Он был ярым язычником, его мать была жрицей и ненавидела христиан. К тому же Галерий хотел использовать эту ситуацию для собственного укрепления и возвышения. Другие все же полагают, что идея принадлежала самому Диоклетиану. Кесарь желал собрать свою распадающуюся империю воедино, прибегнув к помощи римских богов. В Риме религия была не только способом связи с богами, но и договорными отношениями. Их религия была основана на том, что боги исполнять свою часть сделки, если ты дашь им то, что они хотят (жертву). Поэтому очень важно было соблюсти все обряды и совершить жертвоприношение. Кроме того, религия стала способом выражения государственной лояльности. Диоклетиан был консерватором и приверженцем традиционного римского культа, он даже взял себе имя Юпитера, а Максимиан — Геркулеса. Связь между богами и императором легитимизировала право его на высшую власть. Кроме того, император стремился вдохнуть в религию новую жизнь, при этом количество христиан и их последователей в государстве неизменно росло. Император видел в них угрозу единству, поэтому в 303 году началось Великое гонение.


Последняя молитва христианских мучеников

Диоклетиан издал эдикт, по которому христиане практически лишались прав и становились «негражданами»: разрушались храмы, отбирались книги, христиан разрешалось пытать, их лишали должностей, при этом им запрещалось обращаться за защитой в суд. Однако в отличие от предыдущих гонений, теперь общество не видело в христианах той угрозы, что ранее. Из-за того, что империя была поделена на части, в разных ее районах гонения проходили по-разному. Не везде царила та жестокость, которая была характерна для земель Диоклетиана. Во многих регионах требования к христианам отдать свою литературу или принести жертву носили формальный характер. Например, они могли легко отдавать языческие или любые другие книги, а жертвоприношение ограничивалось лишь тем, что нужно было взять в руки кусок мяса, предназначенного для обряда. Однако многие христиане осознанно или нет отказывались проявлять хитрость и погибали в мучениях. Со временем интенсивность гонений спала, а карательные законы стали отменять. Конец всему положил эдикт Константина Великого, изданный в 313 году после смерти Диоклетиана. Он предоставлял право любому желающему свободно переходить в христианство.


Дворец Диоклетиана

В 305 году Диоклетиан, после того как заболел, добровольно отказался от власти. Максимиан отошел от власти вслед за другом. С того момента править стали Галерий и Констанций, которые назначили цезарями Севера и Максимина. Остаток жизни Диоклетиан провел на родине в Иллирии, в поместье в Салоне. Там он уединенно прожил 8 лет. Когда же однажды его соправители приехали, чтобы убедить Диоклетиана вернуться к власти, бывший император ответил им: «Вы лучше посмотрите, какую я вырастил капусту». Последние годы жизни Диоклетиана были омрачены грубым отношением к нему тогдашних правителей, особенно Константина, сына Констанция Хлора. Но это и не удивительно, если вспомнить, как бывший император обошелся с его матерью. Диоклетиан умер в 313 году при загадочных обстоятельствах. Одни свидетели говорят, что его отравили, другие — что он зачах от голода и кручины, третьи же считают, что Диоклетиан скончался после продолжительной болезни.

Диоклетиан Диоклетиа́н

(Diocletianus) (243 - между 313 и 316), римский император в 284-305. Провёл реформы, стабилизировавшие положение империи (назначив себе 3 соправителей, разделил империю на 4 части, а их - на 12 диоцезов; усилил армию, доведя её численность до 450 тыс. человек; упорядочил налогообложение и др.). С Диоклетианом связано установление домината. В 303-304 предпринял гонение на христиан.

ДИОКЛЕТИАН

ДИОКЛЕТИА́Н (полн. Гай Аврелий Валерий Диоклетиан, Gaius Aurelius Valerius Diocletianus; наст. Диокл, Diocl) (ок. 240, Салоны, Далмация, ныне Сплит - 316, там же), римский император в 284-305 (с 286 соправитель), создатель тетрархической системы управления Римской империей и основатель домината (см. ДОМИНАТ) . Диокл родился в бедной далматской семье, но сумел сделать карьеру на военной службе. При императоре Нумериане стал командиром элитного полка, неотлучно находившегося при императоре. В молодости гадалка предсказала Диоклу, что он станет императором, если убьет вепря. В 284 солдаты избрали Диокла императором, с тем, чтобы он отомстил за смерть Нумериана, что он и сделал, убив префекта преторианцев Апра (лат. вепрь), подозреваемого в убийстве молодого императора. После того как Диокла провозгласили императором, он стал называть себя Диоклетианом и присоединил к этому имени имя Гая Аврелия Валерия.
Новый император сразу же отправился с войском в Европу и 1 апреля 285 разбил старшего брата Нумериана Карина. Цезарем он назначил своего товарища Максимиана (см. МАКСИМИАН (император)) , а в следующем году сделал его полноправным соправителем с титулом августа. После этого Диоклетиан провел несколько лет в пограничных войнах, сначала в Мезии и Паннонии, что принесло ему титул «Германский Величайший», затем против сарматов и против арабов.
В 293 Диоклетиан преобразовал систему двойного соправления в тетрархию (греч. четырехвластие), в основе которого лежал принцип выдвижения людей на высшие посты по их заслугам. Новый порядок предусматривал правление двух августов - его и Максимиана, и двух цезарей, которыми он сделал Констанция I Хлора (см. КОНСТАНЦИЙ ХЛОР) и Галерия (см. ГАЛЕРИЙ) : они были помощниками Максимиана (на Западе) и Диоклетиана (на Востоке). Полагалось, что тетрархия, с одной стороны, укрепит империю с военной точки зрения, с другой - обеспечит, спустя время, бесперебойную смены власти; сами же Диоклетиан и Максимиан должны были сложить с себя императорские полномочия через двадцать лет. Увеличение числа соправителей не означало разделение самой империи - на ее территории действовали одни законы, исходившие от имени всех четырех императоров. Кроме того, оба цезаря должны были подчиняться обоим августам.
Свою ставку Диоклетиан поместил не в Риме, которого не любил, а в Никомедии в Вифинии, а затем в Антиохии, куда переместил ее после образования тетрархии. В новой столице он построил храмы, зернохранилища, термы (см. ТЕРМЫ (в Риме)) , стадион и мастерские по производству оружия. Там же он перестроил и расширил крепость, превратив ее в императорский дворец. По описанию ритора 4 в. Либания этот дворец занимал целый квартал с четырьмя улицами колоннад. В 296 Диоклетиан подавил мятеж Домиция Домициана и Ахиллея в Египте, а его помощник Галерий одержал победу над персами. В 303 он впервые посетил Рим, когда приехал на празднование двадцатой годовщины своего правления.
На следующий год он тяжело заболел, после чего совершил небывалый поступок: 1 мая 305 он отказался от власти и заставил сделать то же самое Максимиана, который вовсе не желал этого. Лишь однажды он покинул город Салону в Далмации, куда он удалился на покой, и ненадолго вернулся в политику, чтобы помочь Галерию восстановить порядок среди претендентов на власть. Диоклетиан вернулся в Салону, где скончался в 316, видя развал тетрархии, которую создавал с таким трудом.
Вместе с тем, Диоклетиан фактически поднял империю из состояния упадка. Одна из его реформ заключалась в увеличении количества провинций с 50 до 100, чтобы наместники этих областей не обладали достаточными силами для организации мятежа против центральной власти. На провинции Диоклетиан разделил даже Италию - именно при нем Рим перестал играть роль первого города в государстве. Провинции были объединены в тринадцать более крупных территориальных единиц - диоцезов. Наместники диоцезов подчинялись четырем префектам претория, по одному на каждого тетрарха, которые, в свою очередь, стали главными заместителями августов и цезарей по гражданским, финансовым и судебным делам.
Кроме того, Диоклетиан предпринял кардинальную перестройку военной системы. Армию он разделил на две части: регулярные подвижные войска - «придворных солдат», которые имелись при каждом из четырех правителей и состояли частично из пехотинцев, но в основном - из мощной кавалерии; вторая крупная часть армии - приграничные и береговые войска - формировалась с помощью ежегодного призыва в армию римских граждан. В этих формированиях служили также германцы, готы, горцы из Малой Азии и другие варварские племена; с этого времени варвары постепенно начинают преобладать в римской армии.
Чтобы содержать огромное войско - около полумиллиона человек, то есть намного больше, чем в прежнем веке - Диоклетиану пришлось повысить все налоги с гражданского населения, подняв выплаты в деньгах и натурой до максимального предела, который мог вынести римский мир. В то же время, желая распределить эту ношу равномернее, в 301 он издал указ, устанавливающий максимальные цены на все товары и транспортные перевозки, а также единую по всей империи заработную плату для всех наемных рабочих.
Делу укрепления единства империи должен был служить, по идее Диоклетиана, и единый культ. Объединяющим всех граждан империи должен был стать культ личности императора. Своими личными покровителями Диоклетиан и Максимиан избрали Юпитера - Солнце и Геркулеса, отсюда и прозвища императоров, их вторые имена - Диоклетиан Иовий и Максимиан Геркулий. Императорам оказывали божеские почести, богослужения совершались даже перед их статуями, к ним обращались не иначе как к «господину и богу» (лат. dominus et deus). На портретах тетрархи изображались почти неразличимо, так как воплощали единую власть и единую империю.
Следуя логике своей религиозной политики, Диоклетиан, при поддержке своего помощника Галерия, возобновил преследования христиан, хотя собственная жена и дочь Диоклетиана были христианками. Целью начавшихся в 303 гонений было полное искоренение христианства. Антихристианские указы Диоклетиана запрещали любые собрания христиан с целью отправления культа, постановляли разрушать их церкви и уничтожать священные книги, разрешали арест всех священников, за исключением тех, кто соглашался служить языческим богам и совершить жертвоприношение перед статуей императора. С правлением Диоклетиана окончательно оформилась система управления государства, теперь целиком находящаяся в руках императора, на смену принципату, где император был «первым», пришел доминат, - император стал «господином».
Постройки Диоклетиана в Никомедии превращены в руины, остатки дворца в Антиохии целиком погребены под наносами реки Оронт. Однако колоссальный дворец Диоклетиана в Салоне, куда он удалился после отказа от власти, сохранился. Дворец представлял собой комплекс за крепостными стенами, в который входил храм Зевса Солнечного - личного небесного патрона Диоклетиана, императорский мавзолей и военный лагерь. По всей длине гигантского комплекса проходит дорога, которая через украшенный колоннами двор ведет в купольный вестибюль с апсидой (см. АПСИДА) . Из него открывается вход в тронный зал, где в проеме триумфальной арки в самые торжественные моменты являлся своим приближенным обожествленный император.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Диоклетиан" в других словарях:

    А, муж. Стар. редк.Отч.: Диоклетианович, Диоклетиановна.Производные: Дия, Клетя.Происхождение: (От греч. Dios (род. п. Zeus Зевс) и kleos слава.)Именины: 22 окт. Словарь личных имён. Диоклетиан 22 (9) октября – мученик Диоклитиан … Словарь личных имен

    Диоклетиан - (Гай Аврелий Валерий Диоклетиан) (Diocletian, Gaius Aurelius Valerius Diocletianus) (245 316 н.э.), рим. император (284 305). Род. в бедной семье в Далмации, вступил в рим. армию и дослужился до поста командира имп. гвардии, в 284 г. в Ни комедии … Всемирная история

    Современная энциклопедия

    - (Diocletianus). Римский император, царствовавший между 284 305 гг. от Р. X. Его царствование отличалось жестоким преследованием христиан. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии

    - (Гай Аврелий Галерий) один из наиболее выдающихсяримских императоров (284 305 по Р. Хр.), отметивший собой новую эпохув истории Римской империи. Родом Д. был из окрестностей Скодры (нын.Скутари), из местечка Диоклеи (теперь Дуклея, в Черногории)… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Диоклетиан - (Diocletianus) (243 между 313 и 316), римский император в 284 305. Создатель домината неограниченной монархии. Стабилизировал положение империи. В 303 304 предпринял гонение на христиан. Добровольно отрекся от власти и поселился в своем дворце в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Гай Аврелий Валерий Диоклетиан Gaius Aurelius Valerius Diocletianus … Википедия

    - (Gaius Aurelius Valerius Diocletianus) (ок. 245 с 313 по 316), римский император, придавший окончательную форму доминату, системе управления в период поздней Римской империи. Полное его имя Гай Аврелий Валерий Диоклетиан, он был сыном скромного… … Энциклопедия Кольера

    ДИОКЛЕТИАН - [Гай Аврелий Валерий Диоклетиан Август; лат. Diocletianus; греч. Διοκλητιανός] (245, близ Скодры, совр. Шкодер, Албания 3.12.313 или 316, мест. Аспалат, совр. Сплит, Хорватия), рим. имп. (17 нояб. 284 1 мая 305). До провозглашения императором… … Православная энциклопедия

20 ноября 284 года римским императором стал Диоклетиан - человек, о личности которого спорили еще античные историки. Христианин Лактанций считал его воплощением зла, поскольку в 303 году он начал одно из самых жестоких гонений на Церковь.

Неизвестные авторы «жизнеописаний августов», напротив, считали Гая Аврелия Валерия Диоклетиана одним из лучших цезарей в истории Рима, проведшего целый ряд реформ, которые позволили почти на сто лет продлить существование Западной римской империи. Церковный историк Василий Болотов примирял эти две точки зрения: Христианство оказывалось настолько неудобно для римской ментальности, что император-державник, который искренне хотел «навести порядок» и «закрутить гайки», начинал гонение. Такими были и другие гонители, предшественники Диоклетиана - Декий, отчасти Траян.

Сам же Диоклетиан, нет сомнений, был одним из самых незаурядных правителей, о чем свидетельствует знаменитая история про капусту, которая пересказывается даже в фильме «Москва слезам не верит». В 305 году он добровольно ушел от власти, передав ее своим соправителям. Через некоторое время в его поместье в Салоне приехали его соправители, с просьбой вновь управлять империей. Диоклетиан отказал им, сказав: «Посмотрите, какую я вырастил капусту».

Приход этого человека к власти был не менее удивительным. В молодости он встретился с друидской пророчицей, предсказавшей ему, что тот станет императором, если убьет кабана. С тех пор Диокл (таково было его исконное имя) убил множество этих животных, но власть всегда получали другие. Так было до 284 года, когда в Римской империи разыгралась очередная борьба за власть. Диокл прошел путь от простого солдата до командующего войском при императоре Каре. Вспыхнул мятеж, и префект преторианцев Аррий Апр убил сына императора по имени Нумериан. В этот момент солдаты заковали Апра в кандалы и провозгласили императором Диокла. На первой же сходке он собственноручно заколол Апра мечом и по преданию воскликнул: «Наконец-то я убил кабана». С этого момента и началось правление императора, назвавшего себя Диоклетианом.

До 303 года, когда началось жестокое гонение на христиан, императору удалось провести реформу армии и разделить власть с тремя правителями, создав систему, получившую название тетрархии. Диоклетиан понял, что невозможно управлять одному столь большой империей, которую нужно было постоянно защищать от нападения варваров. Вместе с соправителем Максимианом он избирает двух цезарей и поручает каждому управление своей частью территории. Эта мера впоследствии сыграла важную роль в гонениях на христиан - оно было очень жестоким в одних частях государства и довольно мягким в других.

До сих пор до конца неясны причины, из-за которых Диоклетиан решил уничтожить христиан. Очевидно, что кесарь, желавший собрать воедино распадающуюся империю, захотел прибегнуть к помощи римских богов. В древней религии он видел способ оздоровления общества и поднятия дисциплины.

Для римлянина его времени религия была не столько средством связи с Богом или богами, сколько своеобразными договорными отношениями. Почитание богов было признаком верности, бывшей одной из основных гражданских добродетелей. Все началось со второго римского царя Нумы Помпилия, который торговался с Юпитером. По преданию бог потребовал принести в жертву головы, и Нума принес ему в дар головки чеснока. Бог сказал, что головы должны быть живыми, и Нума принес в дар ему несколько рыбок. Юпитер расхохотался, и в римской религии не было человеческих жертвоприношений, кроме нескольких случаев добровольной жертвы за страну. С тех пор римляне строили отношения с богами на основе договора. Им было важно правильно совершить все обряды, прочитать нужные молитвы и принести жертвы. Божество, получив все предписанное, в свою очередь помогало своему почитателю, выполнившего свои условия договора. Религия для римлян также была и способом выражения государственной лояльности, что ярко проявилось при гонениях Диоклетиана.

Дело в том, что общество уже не хотело видеть в христианах опасность, как это было в I-II веках. Христиане и язычники в разных частях империи жили бок о бок, а потому почти никто не хотел, чтобы их соседи страдали за веру.


Лактанций в своем сочинении о смерти гонителей пишет: «Цезарь Максимиан, распаленный преступными желаниями подстрекать пустого старика (Диоклетиана - ред.) к преследованию христиан, начало чему он уже положил» . Вслед за этим античным автором многие историки стали говорить о том, что инициатором гонений был не император, а его соправитель, но дело обстояло все-таки не совсем так. Диоклетиан видел в христианах опасных для единства империи экстремистов, не желавших приносить жертвы, а потому захотел избавиться от этой крамолы в своем государстве.

Именно против христиан как граждан был направлен первый эдикт Диоклетиана. Болотов так описывает суть императорского рескрипта: «Приказано было места общественных собраний христиан, как обширные церкви, так и маленькие, разрушить, священные книги от христиан отобрать. Затем все христиане подвергались, так сказать, гражданской смерти. Без различия своего ранга и состояния все христиане объявлены подлежащими пытке. Те, которые занимали должности, объявлены лишенными этих должностей. Сказано, что все могут обвинять христиан, но христиане не имеют права выступать против кого бы то ни было обвинителями на суде и даже обращаться к гражданскому суду с просьбою о защите».

Фактически христиане объявлялись «негражданами», людьми вне закона, чем сразу же воспользовались воры и злые люди, начавшие грабить последователей молодой религии. Однако общественное мнение было уже на стороне христиан, а потому выдача священных книг и принесение жертвы превратилось в формальность.

Историк Церкви Евсевий Кесарийский описывает, как римские солдаты помогали христианам выполнять императорские указы, не отрекаясь от веры: «Вот одного схватывают за руки и тащат к жертвеннику, на правую руку кладут ему жертвенное мясо и освобождают, как будто он совершил жертвоприношение. Другой даже и не дотрагивался до жертвенного мяса, даже близко не подходил к жертвеннику, но стоящие около него говорят, что и он принес жертву, и он молча уходит. Третьего, наконец, полумертвого поднимают на воздух и бросают почти как мертвого, оттаскивают далеко за ноги, освобождают от уз и записывают в числе совершивших жертвоприношение. Этот, наконец, кричит, что он христианин, что он не приносил и никогда не принесет жертвы богам, но его бьют по устам поставленные около жертвенника солдаты, «прогоняют с насилием, хотя он и не приносил жертвы». Напомним, что в гонения предыдущих веков, особенно в декиево, некоторые христиане пытались давать взятки, чтобы их записали в число людей, принесших жертву. Это считалось меньшим грехом, чем вероотступничество. При этом в прежние времена, когда гонения не были столь жестоки и тотальны, как пишет Болотов, судьи или радеющие о мире и стабильности правители провинций порой помогали христианам найти такую формулу уклончивого ответа, которая исключала бы почитание и римских богов и императора как бога.

Одного клирика просили выдать священные книги. Тот ответил: «Есть, но не отдам». Судья попытался подсказать ему, предложив избавиться от любых рукописей (многие отдавали солдатам сочинения еретиков или трактаты по медицине). Клирик повторил свой ответ. Наконец, римский чиновник делает последнюю попытку спасти кандидата в мученики, говоря: «Отдай книги, или у тебя их нет» . Следует первоначальный ответ, и христианин осуждается на казнь. Многие мученичества эпохи Диоклетиана вообще выглядят как цепь случайных событий. Христиане часто искали смерти и не проявляли ни малейшей хитрости. Например, возвращаясь после посещения мучеников в темнице, они правдиво говорили солдатам, где были, тем самым обрекая себя на смерть.

Жестокость гонений Диоклетиана компенсировалась формальным выполнением приказов, и разной интенсивностью преследований в провинциях. Так отец Константина Великого Констанций Хлор, правивший на Западе империи, практически не преследовал христиан. Лактанций пишет: «Констанций, видимо, чтобы не противоречить приказам старших, допустил разрушение собраний (т. е. стен, которые можно восстановить), истинный же храм божий, что находится внутри людей, оставил в целости».

Гонения Диоклетиана были последней попыткой уничтожить Церковь. Они были жестокими, но недолгими. Отошедший от власти император, умерший в 313 году, мог своими глазами увидеть самое начало действий Константина Великого, который сделал христианство сперва религией терпимой в империи, а затем и предпочитаемой им самим. Впрочем, Диоклетиан не был фанатичным язычником. Он лишь хотел продлить время существования Рима. До падения Вечного города оставалось уже чуть меньше ста лет.
В Риме сохранились развалины терм Диоклетиана, в которых сейчас находится христианская церковь

В семье вольноотпущенника; службу в армии начал простым солдатом. Выдвинулся при императоре Пробе , став наместником провинции Мезия ; при императоре Нумериане командовал его вооружённой охраной, а после смерти Нумериана в году был провозглашён императором.

Политические реформы

Для укрепления центральной власти Диоклетиан в назначил своим соправителем Максимиана , назвав его вторым августом.

Экономические реформы

Диоклетиан упорядочил налогообложение, учредив прямой поземельно-подушный налог в натуральной форме, что отражало натурализацию экономики; пытался наладить финансы, введя полноценную монету; боролся со спекуляцией, издав в эдикт о ценах.

Диоклетиан расширил власть земельных магнатов над зависимым населением и в то же время возложил на них ответственность за сбор налогов и за поставку рекрутов; издал ряд эдиктов в пользу мелких и средних землевладельцев (предусматривавших, в частности, расторжение сделки купли-продажи земель, ранее проданных за бесценок).

Диоклетиан и Христианство

Первые девятнадцать лет его правления отмечены только мученичеством среди воинов, потому что воины то и дело отказывались приносить положенные жертвы богам, и за это подвергались казни. Христиане чувствовали себя настолько спокойно, что даже против дворца императора в Никомидии , возвышалась большая христианская церковь.

Но под конец своего царствования, под влиянием Галерия , Диоклетиан возобновил жестокое гонение на христиан. В течение одного года - он один за другим издает целых четыре эдикта (указа) против христиан, и эти эдикты предопределяют все более нарастающие масштабы гонений.

Сначала происходит конфискация церковного имущества . Прежде всего, конфисковывались церковные здания. Кроме того, от духовенства требовалось выдавать священные сосуды и священные книги. Один из епископов был рад, что он обманул гонителей, и вместо священных книг выдал им еретические книги, которые для сведений хранились у него. Но несравненно чаще ситуация была более острой, потому что тех, кто не выдавал священных книг и сосудов, подвергали репрессиям, а тех кто выдавал - считали падшими - об этом Церковь судила довольно строго. Между прочим, во время Диоклетиановых гонений было уничтожено несравненно больше христианских книг, чем впоследствии, в христианскую эпоху, книг языческих - по приговору церковных судов, потому что языческие книги, уничтоженные христианами, можно пересчитать по пальцам одной руки, в то время как язычники истребляли вообще все христианские книги.

Гонения развивались дальше, и от конфискации святынь и церковной собственности скоро перешли к арестам и казням духовенства. Преследованию подлежали все до единого духовные лица: не только епископы, но и все низшие клирики, которых в то время было очень много, потому что не было твердой границы между клириками и простыми церковными служащими: например, привратники в Церквах, или санитары, которые обслуживали церковные больницы и богодельни, тоже считались клириками. Все христиане должны были вернуться к язычеству, к протестующим применялись пытки.

Не все части империи в одинаковой мере были затронуты гонениями. В той части империи, которой управлял Констанций Хлор , (Галлия и Британия) христиан было сравнительно немного, и гонения здесь, из-за того, что сам Констанций сочувствовал христианству, носили самый поверхностный характер. Они ограничивались конфискацией зданий, причем эта конфискация была вовсе не повсеместной. На востоке, где было значительно больше христиан, гонения имели куда более кровавый характер. Таких страшных преследований история христианства еще не знала.

Среди пострадавших мучеников были супруга и младшая дочь Диоклетиана - Александра и Артемия , бывшие тайными христианками.

Отречение

В разгар гонений на христиан Диоклетиан вместе с Максимианом 1 мая добровольно отрекся от власти.

После удаления Диоклетиана на покой, государственная система, которую он с большим тщанием создавал, рухнула. Начались гражданские распри, занявшие ройным счетом два десятилетия. Доходило до того, что в разных частях империи действовали семь разных императоров, которые по большей части не признавали друг друга. В этот смутный момент на историческое поприще выходит св. Константин , которому предстояло совершить глубочайший переворот в церковной истории.

Краткая история от основания Города IX.27.1.

Секст Аврелий Виктор. О цезарях. XXXIX. 46-48

О смерти гонителей, XVII, XVIII

Диоклетиан – римский император III – IV века, известный больше всего как яростный гонитель христиан.

Впрочем, насколько яростными были в действительности его преследования христиан – вопрос спорный.

Не стоит также оценивать правление Диоклетиана лишь с точки зрения его отношения к новой религии: в некотором смысле царствование этого императора было спасительным для страны.

Окончание кризиса

В римской истории имел место длительный период, известный как «кризис третьего века». В эти годы застой царил во всех сферах жизни империи: в экономике, ремесле, политике, культуре, религии и т. д.

Хронологию кризиса принято начинать с 235 года, когда умер Александр Север, и заканчивать 284 годом, когда воцарился Диоклетиан. Новый правитель принял жёсткие меры, позволившие преодолеть большинство кризисных явлений.

Ранние годы

Будущий император родился 22.12.244г в окрестностях Скодры – это нынешний Шкодер в Албании; точное место его рождения – селение Диоклетии (известное сегодня как Дукля в Черногории).

Его тогдашним именем было Диокл (или Валерий Диокл), в чём можно было усмотреть греческое происхождение; став императором, он изменил его на «более римское» Диоклетиан.

Диокл не был представителем знати; больше того – считается, что он был сыном вольноотпущенника, то есть раба. Его жизнь – яркий пример того, как человек самого низшего звания благодаря своей воле и усердию приобрёл власть чуть ли не над всем обитаемым миром.

На службу он поступил простым солдатом и достаточно быстро двигался по карьерной лестнице. Поскольку его подразделение должно было перемещаться по разным местам империи, Диоклетиан хорошо изучил, как живут люди в разных концах римского государства и какие это люди.

Существует легенда, что в Галлии он встретился с друидкой, которая предсказала ему, что он станет императором после того, как убьёт вепря (по латыни «aper»). Впоследствии его легион во главе с императором Каром пошёл в поход на Персию; император внезапно умер по дороге, а находившегося с ним сына Нумериана внезапно умертвил его тесть – начальник преторианцев Аррий Апер.

Солдаты при участии Диокла расправились с Апром, после чего весь отряд дружно провозгласил новым императором именно Диокла. Так якобы сбылось пророчество колдуньи.

Доминат

Правление Диоклетиана открывает новую главу в истории Рима. Теперь фактическая империя становится законной: Диоклетиан отменяет почти всю «республиканскую мишуру», имевшую место при его предшественниках:

  • Вся реальная власть сосредоточилась в руках одного человека – монарха;
  • Сенат сохранялся, но теперь он играл чисто декоративную роль и перестал являться источником власти;
  • Император, стало быть, не заседал больше в сенате и не являлся более «первым среди равных», - теперь он был одним-единственным главой государства;
  • Сохранялись и звания консулов и преторов, но теперь они тоже представляли собой почётные титулы, а не государственные должности;
  • Придворный этикет приобрёл исключительную пышность, позаимствованную с востока. Император приравнивался к богу и фактически был с ним отождествлён. Посетители были обязаны падать перед ним на колени;
  • Император приобретал титулы «август» («священный») и «домин» («господин»), последний титул означал, что все римские граждане превращались как бы в рабов императора;
  • Император издавал законы, назначал чиновников, наместников провинций, некоторых военных руководителей.

Впрочем, некоторые демократические традиции при Диоклетиане продолжали сохраняться – например, армейские народные собрания. Это не позволяет называть доминат Диоклетиана стопроцентным абсолютизмом.

Тетрархия

Было и ещё одно отличие от монархии в нынешнем понимании: император не обязан был передавать трон своим прямым потомкам. Принадлежность к правящей династии была важным, но необязательным аргументом в борьбе за власть. Чтобы обеспечить принцип наследования, последующие императоры назначали сыновей своими соправителями ещё в раннем возрасте.

Это стало возможным благодаря введённой Диоклетианом новойсистеме – тетрархии. Императорская власть при этом как бы делилась на четыре: два старших соправителя назывались цезарями, а два младших – августами. Такая система просуществовала до 313 года и была продиктована частично тенденцией к разделению империи, но главным образом – трудностью в управлении огромной державой.

Впоследствии некоторые принципы тетрархии продолжали сохраняться: вместе с самим императором управленческие функции осуществляли его дети.

Административная реформа

Диоклетиан известен и своей реформой в отношении провинций. Территория Римской империи была поделена на большое количество округов, которые подчинялись более крупным административным центрам. Те же, в свою очередь, подчинялись четырём столицам, в которых заседали тетрархи. Пятой, главной столицей по-прежнему оставался Рим.

Последние годы

Диоклет заболел, отказался от власти по совету Галерия, оставшуюся свою жизнь провел на своей родине, в имении Салоне. Умер в 313 году. Есть версия, что его отравили, но есть и мнения, что он умер от старости и болезни.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!