Дирижер хора - заслуженный артист россии алексей пузаков. Деятельность секты в Башкирии

На 76-м году ушел из жизни Леонид Элин, бывший ведущий телепрограммы «Время». Об интересных фактах биографии журналиста «Москвичке» рассказали его супруга Вера Петровна и близкий друг, журналист Аркадий Ратнер.

«Как коренной москвич, был всю жизнь предан своему городу и месту рождения – Чистые Пруды. Он всегда вспоминал свою молодость, и вся она была связана с ними», – говорит Аркадий Ратнер.

В 1964 году Элин окончил филологический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. В том же году пришел на Центральное телевидение: работал сначала в отделе спорта, затем в Главной редакции общественно-политических программ, а с 1968 года – в Главной редакции информации ЦТ (программа «Время) в качестве специального корреспондента, комментатора, обозревателя. Основными темами репортажей и очерков были вопросы строительства, архитектуры и транспорта. С 1992 по 1996 годы был комментатором Студии спортивных программ РГТРК «Останкино».

Элин отдал журналистике 50 лет жизни. Он был обозревателем общественно-политических программ, снимал документальные фильмы, был диктором новостей, комментатором студии спортивных передач.

По словам супруги, «он был очень красивым человеком. В нем было все, что входит в понятие «красота»: ум, порядочность, интеллигентность, мужественность, ответственность, высокий профессионализм, любовь к профессии».
Леонид Ефимович умер 17 января в 23.45.

16 фактов из биографии Леонида Элина

1. «Леонид в 14 лет остался без матери, а Ольга Ивановна была для него всем. Отец умер через четыре года. Он остался с сестрой и, можно сказать, сам себя сделал». (Вера Элина)
2. В 1959 году Леонид Ефимович поступил на факультет актерского мастерства Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского. «Он очень хотел поступить в театральный. И поступил в ГИТИС. Знаменитый артист МХАТа Анатолий Кторов ему говорил: «Ты будешь известным артистом». И Ефремов его приглашал в театр, но так случилось, что на 2-м курсе он заступился на собрании за сокурсника, который не хотел сдавать марксизм-ленинизм. Его выгнали из института, и для него это был второй удар после смерти родителей. Он пошел в педагогический им. Ленина. Но за ним был «шлейф антисоветчика», хотя он никогда не был диссидентом и не увлекался политикой. «Он всегда говорил то, что думал, никогда не лицемерил. И от этого чуть-чуть страдал». (Вера Элина)
3. «Леонид Эллин всю жизнь увлекался искусством, знал все знаменитые оперные арии наизусть». (В. Э.)
4. Элин был уволен из программы «Время» после путча ГКЧП: 27 августа 1991 года вышел последний выпуск программы, а в конце августа был сменен состав ведущих программы. «Что касается его работы в программе «Время», он был одним из лучших, а может быть, и самым лучшим репортером, потому что как корреспондент брался за самые тяжелые, так сказать «неудобные» сюжеты, – рассказывает Аркадий Ратнер. –У него было три направления работы: прежде всего, аэрофлот, в связи с чем ему дали звание «Почетный летчик»: он участвовал во всех пробных полетах. То же самое было с железнодорожным транспортом. И третье: он был специалист и знаток строительства Москвы. Он всегда брался за самые рискованные съемки. Я помню его знаменитое интервью на верхушке одного из тогда еще начинавшихся строиться 16-этажных домов с нашим знаменитым строителем Злобиным, и он стоял качаемый ветром, и Злобин ему рассказывал, как они строят этот комплекс. Когда он вел программу «Время», то был постоянным корреспондентом на Красной площади, традиционно стоял на трибуне и брал интервью у знаменитых людей.
5. Личная жизнь. Элин был женат дважды, в первом браке у него родился сын. «Путч для него, как ни странно, оказался событием, про которые говорят: «не было бы счастья, да не счастье помогло». После путча редакцию разогнали, и Леонида перевели в Главную редакцию пропаганды. Он в этот момент был человеком холостым и там познакомился со своем нынешней женой Верой, перед которой я просто преклоняюсь. Потому что последние месяцы она буквально от его постели не отходила». (А. Р.)
6. Спортивная редакция. «В редакции пропаганды у него что-то не сложилось, и с 1992 года его перевели в спортивную. Я был там заместителем главного редактора. Он больше делал тематические передачи, потому что как комментатор слишком поздно пришел: в то время были Озеров, Маслаченко и Майоров. Леонид был знатоком спорта, и футбола, и хоккея, ничуть не уступавшим легендарным комментаторам. И всегда был в курсе любой информации. У микрофона не выступал, но всегда был готов дать любую справку о рекордах, достижениях, мастерах. Репортажами занимался мало, а вел передачу «Спорт и искусство», куда приглашал известных людей-болельщиков (у него были хорошие связи в артистическом мире) и знаменитых спортсменов». (А. Р.)
7. Хобби. Леонид Элин был разносторонней личностью, но больше всего любил спорт. «Его главное хобби – футбол. Он его обожал и был страстный болельщик клуба «Динамо». Эта преданность была Обществом оценена. В последние года его приглашали быть ведущим церемоний открытия мемориальных досок на домах, где жили Яшин, Хомич, Бесков и др. А второе его хобби – театр. Леонид был поклонником старого МХАТа, боготоворил его «великих стариков» Массальского, Грибова, Кторова». (А. Р.)
8. Репортер БАМа. «Он автивно участвовал в освещении строительства БАМа, особенно в последнее время. Я преклоняюсь перед тем, как он со своим постоянным оператором Юрием Прокофьевым лазили по тоннелям и шахтам и показывали, как работают проходчики. Я считаю, что это самая сильная его сторона как журналиста, ведущего репортажи с места событий». (А.Р.)
9. Элин часто работал на телевидении в паре с ведущей Татьяной Веденеевой.
10. Любил бывать в Центральном доме работников искусств, вел там юбилейные вечера.
11. Элин – автор многих документальных фильмов, например «Владимир Коккинаки», «Цель жизни» – об авиаконструкторе Александре Яковлеве и др.
12. Леонид Ефимович – лауреат премии Союза журналистов СССР за 1973 и 1985 годы.
13. Элин написал книгу «В кадре и за кадром», в которой рассказал о своей жизни, работе на телевидении, встречах с авиаконструкторами Туполевым, Яковлевым и Антоновым, исследователем Арктики Папаниным, актером Марчелло Мастроянни и проч.
14. До 1996 года Элин и его жена Вера работали на Центральном телевидении. Потом они еще 8 лет вместе делали передачу «Взлетная полоса». В последние годы Леонид Ефимович был советником генерального директора КБ Сухого по связям с общественностью.
15. Леонид Элин умер скоропостижно. По словам жены, все случилось «буквально за праздники. Сначала отказали почки, потом была обнаружена онкология. Плохо ему стало 20 декабря в ЦКБ Гражданской авиации. Там были замечательные условия, к нему относились прекрасно, но потом нужно было становиться на учет в связи с болезнью почек. Предложили Боткинскую больницу или № 52. Но он сказал: «В Боткинской у меня умер отец. Ни за что». И выбрал 52-ю больницу. Почки вылечили и началась онкология, которая уже была 11,5 лет назад. У него были проблемы с пищеводом и академик Давыдов, директор онкоцентра на Каширке, сделал ему операцию в больнице на Молодежной. Врач приезжал туда специально, чтобы делать операцию. Леня не знал, что у него онкология, 5 лет. Мы выкарабкались, и она вновь его настигла».
16. Леонид Элин будет похоронен на Введенском кладбище в Москве вместе с родителями, предположительно во вторник, 21 января.

Писатель, предприниматель, деятель нью-эйджа. Известен в первую очередь серией книг "Звенящие кедры России".


Родился Владимир в селе Кузничи Городнянского района Черниговской области Украинской ССР. Большую часть своих детских лет Мегре провел с бабушкой; Ефросинья Верхуша была сельской целительницей – собственно, именно она и ввела внука в мир мистики. Немало Владимиру дала дружба с настоятелем Троице-Сергиевой Лавры, отцом Феодоритом.

В 16 лет Пузаков начал самостоятельную жизнь. В 1974-м Владимир обосновался в Новосибирске; в то время он трудился фотографом в "Новосибирскоблфото". Когда началась перестройка, Пузаков сконцентрировался на бизнесе и даже стал президентом Межрегиональной ассоциации предпринимателей Сибири. Примерно в то же время Владимир женился – и взял фамилию супруги, Мегре. Брак закончился разводом, однако вновь становиться Пузаковым Владимир не захотел.

В начале 90-х Владимир зарабатывал на жизнь всеми возможными и невозможными средствами – запускал для туристов речные круизы и фотосъемки, торговал алкоголем и сувенирами. Весной 1994-го Мегре отправил по Оби коммерческую экспедицию – так называемый "Купеческий караван" двигался по маршруту Новосибирск – Салехард

– Новосибирск и был призван "наладить экономические связи с регионами Крайнего Севера". Экспедиция оказалась довольно успешной; в ходе её Владимир узнал о так называемом "Звенящем Кедре" – и загорелся идеей найти его. Именно на поиски Кедра и направилась вторая экспедиция; по словам Мегре, именно в ходе её он встретил нового духовного наставника – сибирскую отшельницу-экстрасенса Анастасию. Именно Анастасии были посвящены 10 книг из серии "Звенящие кедры России", вышедшие в период с 1996-го по 2010-й. В 1999-м Мегре создал Владимирский фонд культуры и поддержки творчества "Анастасия".

Некоторое время Владимир рассказывал всем своим читателям о том, что героиня его серии – включающей в себя книги "Анастасия", "Звенящие кедры России", "Пространство любви", "Сотворение", "Кто же мы?", "Родовая книга", "Энергия жизни", "Новая цивилизация", "Обряды любви" и "Анаста" – реально существующая сибирская чародейка, которую он встретил во время поисков Звенящего Кедра. Позже, однако, Мегре признался, что Анастасия – персонаж вымышленный, созданный исключительно для коммерческого произведения

Владимир Николаевич Мегре родился: 23 июля 1950 г., село Кузничи,Городнянский район,Черниговская область. С 1974 года жил в Новосибирске и работал в «Новосибирскоблфото» фотографом. В начале перестройки являлся президентом Межрегиональной Ассоциации предпринимателей Сибири. Женившись, Пузаков взял при регистрации фамилию жены - Мегре. Впоследствии развелся, оставив фамилию жены.

В начале 1990-х годов Мегре занимался организацией речных круизов, фотосъёмками туристов и продажей алкоголя и сувениров в низовьях реки Обь. Весной 1994 организовал коммерческую экспедицию «Купеческий караван» по Оби на речных судах по маршруту Новосибирск - Салехард - Новосибирск. Целью экспедиции было «налаживание экономических связей с регионами Крайнего Севера». В 1995 г. Мегре повторяет экспедицию с целью поиска «Звенящего кедра», о котором узнал в ходе первой экспедиции. По утверждению Мегре, в экспедиции он встретил Анастасию - сибирскую отшельницу с паранормальными способностями.

В период 1996-2010 годов написал 10 художественных книг об Анастасии, входящих в серию «Звенящие кедры России». В 2010 году вышла очередная книга «Анаста». В 1999 году Владимир Мегре основал Владимирский фонд культуры и поддержки творчества «Анастасия», открыл сайт «anastasia.ru».В настоящее время выступает на читательских и пресс-конференциях в России и за её пределами. В планах автора - написание сценария по теме книг.

21 марта в Большом Зале Московской Консерватории впервые прозвучит вторая версия оратории «Страсти по Матфею» в исполнении Большого симфонического оркестра им. П.И.Чайковского и Московского Синодального хора. ПРАВМИР предлагает вниманию читателей интервью с дирижером оратории, руководителем Синодального хора Алексеем Пузаковым.

Алексея Пузакова можно назвать регентом с большой буквы, регентом по призванию. Руководитель возрожденного им Синодального хора, он воплощает живую связь веков и поколений музыкантов, которые отдавали свои силы на служение Церкви. В самой его манере говорить сквозит нечто несовременное в хорошем смысле слова, что-то, что напоминает о прежней московской интеллигенции, дореволюционном укладе жизни.

Мы встретились с Алексеем Александровичем в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Алексей Александрович Пузаков

Родился в Москве в мае 1966 года.
Специального музыкального образования не получил.
В шестнадцатилетнем возрасте Алексей случайно попал на богослужение Страстной седмицы с чтением Двенадцати Евангелий в храм иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Необыкновенная красота и глубина службы, приглушенный свет, тихое стройное пение знаменитого Матвеевского хора – все поразило и не позволило уйти из храма до окончания богослужения. Вскоре Алексей крестился и стал посещать храм.
Однажды в престольный праздник храм был переполнен людьми. В давке Алексей оказался вытолкнут на левый клирос. «Ты что стоишь и молчишь – подпевай», – сказал кто-то из певчих. С того дня церковное пение стало делом жизни Алексея.
В 18 лет был принят на работу в должности чтеца и алтарника, а в девятнадцать лет начал регентовать.
В 1994 году Алексей Пузаков при поддержке настоятеля храма-музея святителя Николая в Толмачах протоиерея Николая Соколова и сотрудников Третьяковской галереи основал церковно-государственный хор при этом прославленном музее.
В 2009 году возглавил возрождаемый Московский Синодальный хор.
Заслуженный артист России. Награжден церковными орденами преподобного Сергия Радонежского и святителя Иннокентия Московского.

«Скорбященский» храм остается для меня альма-матер

– Алексей Александрович, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к вере? Кто наиболее повлиял на вас в плане личностного становления?

– Главными наставниками в жизни для меня были мой отец, мама, ныне покойные, и , с которым мы знакомы вот уже 30 лет, с тех пор, как я переступил порог этого храма. Он всегда делился со мной и опытом своей христианской жизни, и духовной литературой, и музыкальными знаниями. Это общение продолжается и по сегодняшний день; он для меня является примером жизни и деятельности в Церкви.

В храме «Всех скорбящих Радость» я начал трудиться при архиепископе Киприане (Зернове), после его смерти я еще какое-то время здесь работал. Примерно в 1987 году владыка Иларион уехал послушником в Свято-Духов монастырь в Вильнюсе. Из этого храма последовал за ним и я. А сейчас я сюда вернулся, когда он стал епископом, затем архиепископом и потом митрополитом.

Но до этого я работал регентом на Ваганьково, в Николо-Кузнецах, потом 15 лет руководил хором в храме святителя Николая при Третьяковской галерее. Однако храм в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих Радость» остается для меня альма-матер, где я крестился, получил первый опыт христианской жизни, основы профессии.

– Расскажите, кем были ваши родители. Как вы можете определить то главное, чему они вас научили?

– Мама окончила филфак МГУ и работала корректором, а папа – Институт иностранных языков и работал переводчиком в одном НИИ. Они были людьми скромными, но очень талантливыми, прекрасно пели. Отец был человеком, который привел меня в церковь, благодаря ему я крестился в 16 лет.

Главное, чему научили меня родители, – это любви к природе, к музыке, к искусству. Они с детства водили меня на концерты классической музыки, возили в путешествия, мы посещали храмы, монастыри. Многие из них были тогда закрыты, но это для меня было интересно, захватывающе. Также они привили мне любовь к литературе, живописи. Мы ходили в музеи, родители давали мне читать книги по искусству.

Мама была человеком очень добрым. Она была для меня примером доброты в отношениях, открытости, простоты, которых нам сейчас так не хватает. Отец прошел путь поиска истины в зрелом возрасте, как и многие его ровесники в ту эпоху. Он пришел к православию и привел в храм меня.

Всем, что есть во мне хорошего, и своей профессией и тому, что я нахожусь в церкви, я обязан им.

– Вашим родителям в советскую эпоху жилось лучше, чем вам?

– В те годы была определенная стабильность, все умели жить по средствам и этой жизнью были вполне довольны. Сейчас у людей несравнимо больше возможностей для самореализации, но одновременно нет стабильности. При этом мы имеем перед глазами примеры роскошной жизни, которые провоцируют многих жить не по средствам.

Каждое время требует приносить жертвы для достижения той или иной цели. В советскую эпоху люди нередко шли на компромисс с совестью, сейчас они идут на компромиссы другого рода. Поэтому я не могу сказать, что сейчас хуже или лучше. В наше время все просто по-другому. Хотя используя возможности этого времени и прежде всего свободу в искусстве, можно сделать очень многое.

Я сформировался как музыкант под влиянием Матвеева

– С какого возраста управляете хором?

– Я регентую с 18 лет, то есть с 1984 года, учился я всему в храме «Всех скорбящих радость» на Ордынке. Своим главным учителем считаю Николая Васильевича Матвеева. Хотя он непосредственно со мной не занимался, я сформировался как музыкант, как церковный регент под влиянием его творчества.

При Матвееве я управлял левым хором этого храма, стоял на противоположном от него клиросе, и мы часто пели антифонно. Я следил за его работой, за его жестом, и это считаю своей самой главной школой. Обучение продолжалось несколько лет. Впервые я стал управлять правым хором в храме Воскресения Христова на Ваганькове, но до этого некоторое время я регентовал в Вильнюсском кафедеральном соборе в Литве.

– Таким образом, специального регентского образования вы не получили?

– В те годы специальное образование церковным дирижерам давалось в , где были регентские курсы, но их как раз основал Матвеев, у которого я учился. При этом в храме «Всех скорбящих Радость» я нес свои послушания, ежедневно присутствовал на богослужениях, работал алтарником, иподиаконом у Высокопреосвященнейшего архиепископа Киприана, который и благословил меня регентовать левым хором в этом храме в 80-е годы.

– Как вы воспринимали работу регента в начале пути и какой вы видите ее сейчас? Что изменилось в вашем восприятии?

– У меня в творческом плане судьба счастливая. Я, как в 16 лет нашел то, что мне интересно, так и занимаюсь этим до сих пор. У меня ни разу не возникало желания искать что-то иное.

Работа с хором и работа в церкви настолько многогранны, что заполняют всю жизнь и дают бесконечные возможности для поиска и в репертуаре, и в исполнительских средствах. Это происходит потому, что богослужение не есть что-то формальное. Это наше живое приношение к престолу Божию, которое созвучно сегодняшнему дню, сегодняшнему времени. И должно быть созвучно.

Это голос Священного Писания, тропари, кондаки, стихиры, неизменяемые песнопения. Они основаны на священных текстах, созданных людьми, которые были наполнены святым духом. Мы, современные люди, через церковное искусство, приобщаемся к этой святости. Путь стремления к совершенству бесконечен. Но даже тогда, когда ты становишься на него одной ногой, ты оказываешься в одном ряду с нашими святыми предками, хотя бы во время богослужения.

В кошмарах мне снится, что я не готов к архиерейской встрече

– Были ли в вашей работе сложные моменты, когда что-то не получалось и вы хотели ее оставить?

– Нет, никогда. Я иногда боялся каких-то богослужений, особенно архиерейских поначалу, так как это большая ответственность. У меня часто повторялся и повторяется такой кошмарный сон: я должен управлять хором, приезжает архиерей, а у меня не готовы ноты встречи.

Это происходит потому, что чувство ответственности и связанный с ним страх сопровождает меня всю жизнь. Однако разочарования и уныния я не ощущал никогда.

Бывает, что пение во время службы получается не на том уровне, на котором хотелось бы, но это не разочарование. Эти расстройства дают стимул исправлять ошибки, искать новые подходы в общении с певчими, что само по себе очень интересно как процесс. С каждым годом я нахожу для себя что-то новое и новое.

– Что вам больше всего нравится в вашей работе? Что нет?

– Больше всего нравится пение во время богослужения. Также мне нравятся репетиции. В первые годы я не очень любил их, даже немного боялся, так как здесь надо четко формулировать задачу, уметь объяснить свои намерения словам. Поначалу, когда я, будучи молодым человеком, работал с профессионалами вдвое меня старше, я неловко себя при этом чувствовал, потому что это были люди, прошедшие определенный путь, которые относятся к молодежи снисходительно и даже критически.

Со временем я пытался с этим справляться и сейчас я очень люблю репетировать, потому что только во время репетиции ты можешь добиться того, чего хочешь: нужного акцента, оттенка, произнесения слова. Всегда можно остановиться и повторить музыкальную фразу, можно добиться от хора того, что ты хочешь, нужного звучания, тембра. И это доставляет большую радость.

Мне очень нравятся выступления на концертах духовной музыки, так как в это время хор находится в состоянии мобилизации и полной собранности. Во время службы певчие волей неволей отвлекаются на что-то, передают ноты, обсуждают какие-то новости. Этого, конечно, не должно быть, но мы не можем требовать от всех сию минуту совершенства молитвенной жизни и совершенства исполнительства. А на концерте певцы не отвлекаются на мелочи, и поэтому здесь можно достичь даже больших результатов, чем на службе, большего успеха с точки зрения музыкальной стороны. Помогает также и внимание зала.

То, что я не люблю, – это вести графики, считать, обзванивать, заниматься рутинной административной работой. К счастью, у меня есть помощники, которые делают это за меня, поэтому в основном я занимаюсь только тем, что люблю.

Сейчас аналога Синодальному хору в России нет

Московский синодальный хор

Один из старейших русских профессиональных хоров. Был создан в 1710 (по другим данным, в 1721) на базе мужского хора патриарших певчих дьяков (Москва). Основанный в конце 16 века, он славился превосходными певцами, отобранными из других церковных хоров; наряду с пением в церкви выступал и на придворных празднествах.
В 1830 году при хоре было открыто Московское синодальное училище церковного пения, в котором стали обучаться малолетние певчие.
В конце 19 века деятельность хор стал принимать участие в светских концертах.
В 1899 с большим успехом прошёл концерт Синодального хора в Вене. В 1911 коллектив гастролировал в Италии, Австрии, Германии; его выступления были подлинным триумфом русской хоровой культуры.
Синодальный хор существовал до 1919. Возродился весной 2009 года.

– Что вы можете назвать главным достижением в работе с Синодальным хором на настоящий момент?

– Я не считаю, что у нас есть какие-то достижения, и думаю, что не совсем соответствую тем задачам, которые передо мной стоят. Но я делаю это, понимая, что время идет, меняются поколения, и если я не буду этим заниматься, кто-то еще не будет, то наше дело остановится. Я убежден, что каждый человек, любящий православную Церковь, должен на своем месте сделать все для того, чтобы церковное искусство развивалось.

Полагаю, что главное, над чем надо сейчас работать, – это обеспечить возможность дальнейшего развития нашего большого коллектива, который насчитывает сейчас 80 человек. Для того, чтобы такой хор мог существовать, по благословению митрополита Илариона был создан Фонд содействия возрождению Синодального хора, который помогает нам решать финансовые вопросы.

Синодальный хор, который существовал до революции, был своего рода лабораторией церковного искусства, где оттачивались новые приемы, где работали лучшие регенты, композиторы, исследователи в области церковной музыки. Такой коллектив нужен и сегодня, так как ничто не останавливается в развитии.

Несмотря на запрет, который был наложен на церковное искусство в советское время, люди моего поколения застали мастеров, помнивших Синодальный хор. Синодальный хор в разные исторические периоды был разным. Вначале он был только мужским, потом в хоре начали петь мальчики. Теперь партии верхних голосов исполняют женщины, так как иметь сегодня в храме профессиональный хор с участием мальчиков невозможно, в виду того что образование отделено от Церкви. Поэтому структура хора меняется с течением времени.

Сейчас аналога Синодальному хору нет. Есть очень хороший хор храма Христа Спасителя, но это коллектив в котором 30-40 человек. А для того, чтобы исполнять на уровне замысла музыку Рахманинова, Голованова, Свиридова 40 человек недостаточно.

– Есть ли у вас в планах новые крупные музыкальные проекты?

– Весной этого года исполняется 5 лет со дня первого исполнения «Страсти по Матфею» на музыку митрополита Илариона (Алфеева) для симфонического оркестра, хора и солистов. Это сочинение призвано средствами классического искусства, открывать современному человеку историю Спасительных Страстей Иисуса Христа и через это способствовать духовному просвещению современного общества.

21 марта в Большом Зале Московской Консерватории впервые прозвучит вторая версия этого произведения. Особенностью второй версии является чтение Евангелия не в манере, характерной для чтения в храме, а сочетание чтения с музыкой, когда слово накладывается на музыкальные темы произведения. Читать Евангелие будет сам митрополит Иларион.

Также в концерте примет участие Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского.

Не в каждом храме нужно петь авторские песнопения

– В чем, по-вашему, основные проблемы современного церковного пения? Существует точка зрения, что уровень церковного пения понижается за счет того, что регентами становятся выпускники семинарий, где большое количество послушаний не дает людям достаточное время уделять образованию. Вы можете с этим согласиться?

– Сейчас мы можем констатировать, что общая музыкальная культура русского народа понижается. Раньше в семьях пели, и люди, не получившие музыкального образования, все равно были так или иначе музыкально развиты. Сейчас же под натиском массовой культуры общий уровень заметно понизился.

Но есть и положительный момент: на Руси строится множество храмов, в которых совершаются службы, становится больше духовенства. Так как ни одно богослужение не обходится без пения, мы видим, какое перед нами огромное пространство для действия, и какая ответственная задача в плане воспитания нового поколения регентов и певчих. Взять с другой планеты мы их не можем, мы должны их вырастить сами.

Я уверен, что Божией милостью возможно возродить в нашем народе то благое семя, которое в нем было посеяно в Киевской купели крещения. Те задачи, которые поставлены сейчас, человеческими усилиями решить невозможно.

Еще рано говорить о каком бы то ни было уровне. Наша задача в том, чтобы совершались богослужения, на которых бы кто-то пел, и на которые бы кто-то пришел. Я считаю, что со временем количественные задачи, которые перед нами стоят, перейдут в качество.

– По каким критериям вы отбираете песнопения для службы?

– Критерии обозначить сложно, так как музыкальное наследие, с которым мы работаем в храме, очень разнообразно и стилистически разнородно. Это обиход, киевский, греческий, знаменный распев, авторские песнопения 18–21 веков. Наследие очень богато, поэтому не хотелось бы ни от чего отказываться, еще и потому, что все было создано нашими предками и современниками с молитвой и живой верой.

Конечно, есть богослужения, стилистика которых определяется настроением службы, например, Великопостные. При их построении я отталкиваюсь, так сказать, от драматургии самого богослужения, от его основной тональности. Песнопения я стараюсь подбирать соответственно, но они далеко не всегда бывают одного стиля. То же касается и служб Пасхальной седмицы.

Мы также исполняем полностью Всенощную и Литургии Рахманинова, Чайковского. Я также люблю сочетать произведения одного композитора, но из разных опусов.

Выбирая песнопения, я руководствуюсь знаниями, полученными мною от Матвеева, который воспитывался в традициях дореволюционного музыкального искусства.

Не всегда хватает умения держаться на сцене

– Не было ли у вас мысли о том, чтобы уехать, ведь хорошие дирижеры и регенты очень востребованы за рубежом?

– Вспоминая свою работу в Литве, должен сказать, что на западе средняя музыкальная культура зачастую выше, чем в России. Когда я участвовал в духовно-музыкальных проектах в Норвегии и Латвии, меня порадовало как певцы чисто интонируют, читают с листа, сливаются в ансамбль. В Вильнюсе я также прошел хорошую школу. Хор там был хорошо спет, знал репертуар и мне не надо было их учить – я мог учиться сам и «набивать руку» в дирижерской технике.

При этом остаться навсегда за рубежом мне никогда не хотелось, так как я очень люблю Москву. Я здесь родился, в этом храме под влиянием церковного искусства и под руководством архиепископа Киприана я обрел православную веру и крестился. Это все для меня очень дорого, и менять место жительства или профессию мне никогда не хотелось.

Я не сторонник сравнений, так как у каждого народа есть своя душа и свое призвание. Русская вокальная природа богаче, однако навыка сливаться в ансамбли нам не хватает, все чувствуют себя солистами. Мы слаженно умеем совершать подвиги, а в повседневной жизни нередко бываем похожи на персонажей басни Крылова «Лебедь, рак и щука».

– Как вы можете охарактеризовать творческий путь?

– Творчество – это нескончаемая дорога. Конечно, на ней человек должен себя постоянно принуждать употреблять усилия, например, сливаться в ансамбле. Однако это дает большую радость, когда у тебя что-то не получалось, и вдруг ты находишь в себе силы преодолеть это. Все подается от Господа, но человек должен всегда делать усилие, чтобы получить эту помощь.

– Вы известный человек, можно сказать медийная персона. Как вы воспринимаете это?

– Я этого никогда не замечал. Но если это так, я к этому отношусь сложно. С одной стороны, я не люблю быть в центре внимания. Но профессия требует в том числе умения держаться на сцене, что у меня не всегда получается и над чем я стараюсь работать, умения общаться. То есть известность – это одна из сторон моей работы, без которой нельзя обойтись.

С годами музыка Чайковского становится более понятной

– Есть ли у вас увлечение, не связанное с основной работой?

– Люблю гулять, кататься на велосипеде, плавать. Честно говоря, я люблю просто лежать или сидеть в саду на качелях и мечтать.

– Какая у вас любимая книга? Музыкальное произведение?

– Любимая книга – «Братья Карамазовы» .

Что касается музыки, я вообще ее очень люблю, так как это область таинственная и наиболее оторванная от земного из всех искусств. Мне очень близки произведения Баха, Рахманинова, Мусоргского.

Есть музыкальные произведения которые любишь с юности – «Всенощная» Рахманинова, «Страсти по Матфею» Баха, Шестая симфония Чайковского, но есть музыка, которую по-новому открываешь с возрастом. В молодости я не понимал Чайковского, а сейчас он мне более близок, чем в 17-20 лет. Люблю также Прокофьева, Малера. Недавно я для себя по-новому открыл духовную музыку Верди.

Творческие озарения можно сравнить с молитвенными

– Какой день вы можете назвать самым счастливым в жизни?

– Бывает много счастливых дней. Чаще всего я вспоминаю не о днях, а о мгновениях. Когда видишь луч света или слышишь слово, произнесенное в храме. Это такое мгновение, когда себя ощущаешь как будто в Царствии Небесном, чувствуешь радость, легкость. К счастью, такие мгновения бывают часто.

Это как дуновение ветра, которое неизвестно откуда приходит, озарение, состояние. Часто это бывает связано с завершением какой-то работы. Творческие озарения можно сравнить с молитвенными, когда человек готовится к исповеди, преодолевает себя, причащается. Такие преодоления бывают и в творческой жизни тоже.

Иногда же просто взгляд на наш мир, созданный Богом, наполняет тебя необыкновенным восторгом и светлой радостью.

– Приходилось ли вам в жизни сталкиваться с предательством?

– Почти нет. Не стоит от человеческих отношений ждать многого. Можно на многое надеяться, но требовать нужно не с другого, а с себя.

Шероховатости всегда были и есть в отношениях с людьми. Я, например, не всегда в глаза умею человеку сказать, что я думаю. Это неправильно, потому что потом отношения могут дойти до того, что приходится с этим расставаться с людьми. Например, это может быть в коллективе. Может быть, было бы правильнее человеку сразу сказать: «Мне не нравится то-то и то-то, и ты этого, пожалуйста, не делай».

Сложности в отношениях с людьми бывают, но этого не стоит драматизировать, так как люди несовершенны, как несовершенен и я сам. Все мы, к сожалению, делаем ошибки. Однако правильная позиция, на мой взгляд, заключается в том, чтобы уметь ошибки анализировать и не искать виновных вокруг, так как чаще всего ты сам являешься причиной того, что с тобой происходит.

Не требовать от человека более того, что он может в эту минуту сделать

– Чем является для вас семья?

– Семья – это то, с чем ты живешь, что тебя радует, что тебя поддерживает. Это мир, частью которого я являюсь.

– Расскажите, как вы познакомились с вашей будущей супругой?

– Мы познакомились в храме. Задолго до того, как у нас родилась семья, я был регентом, а Елена – певчей. Это было в Николо-Кузнецком храме, где я регентовал после того, как работал в храме на Ваганьково. Вот уже около 10 лет, как мы женаты. У нас есть дочка, она учится в ЦМШ по специальности фортепиано. Уже начинает подпевать, ей сейчас 8 лет.

У меня есть старший сын, который также поет в моем хоре. Он пошел служить в армию, где служит в оркестре Минобороны в Москве. Его зовут Дмитрий, а дочь – Евфросиния.

– Что, по-вашему, самое сложное в семейной жизни?

– Терпение. Надо уметь терпеть и уметь не требовать от человека больше того, что он может в данную минуту сделать. Даже, может быть, и этого требовать не надо. Надо принимать его таким, как он есть, и не проецировать на него свои сравнения с тем или иным. Это я отношу прежде всего к самому себе, так как понимаю, что со мной нужно очень большое терпение.

Не надо ничего доказывать, а, напротив, обходить острые углы, уметь выслушать и понимать точку зрения близкого человека. Главное в семье – это любовь, а она, как и творчество требует постоянной работы, как любой Божий дар, требует от человека усилий. Надо стараться делать на встречу первый шаг, первому попросить прощения. Нужно смирение. Конфликты возникают оттого, что все хотят быть правыми. Надо уметь сказать себе, что, пожалуй, ты не прав.

– Что бы вы хотели передать своим детям?

– Я, наверное, не очень хороший отец. Я человек, который эгоистично в большей степени занят своими проектами, интересами дела, коллектива. В своих заботах я не могу уделить должного внимания детям. Но это все восполняет моя жена. Она не работает, а когда есть время, поет на клиросе. Передать все же хочу неравнодушное отношение к жизни, к делу.

Мне никогда не приходилось лбом пробивать стену

– Есть ли у вас в жизни мечта, которая еще не исполнилась?

– Есть, конечно. Сейчас главное – это обретение Синодальным хором материальной стабильности, так как у нас хороший коллектив, хорошие человеческие взаимоотношения внутри него, и я очень дорожу всеми певчими.

– Можете ли вы назвать себя счастливым человеком?

– Могу, потому что у меня есть любимая работа, любимая семья и я всегда чувствовал на себе Божественное промышление. Мне никогда не приходилось лбом пробивать стены, всегда Господь посылал нужных людей и необходимые средства для реализации моих проектов.

Единственное, чем я не доволен, – это собой, так как я человек, обладающий ленью, иногда недостаточно настойчивый, часто мне не хватает энергии. То, что меня по-настоящему расстраивает в жизни, – это мое несовершенство.

Беседовала Марина Глазкова


С 1974 года жил в Новосибирске и работал в «Новосибирскоблфото» фотографом. В начале перестройки являлся президентом Межрегиональной Ассоциации предпринимателей Сибири. Женившись, Пузаков взял при регистрации фамилию жены - Мегре. Впоследствии развелся, оставив фамилию жены.

В начале 1990-х годов Мегре занимался организацией речных круизов, фотосъёмками туристов и продажей алкоголя и сувениров в низовьях реки Обь. Весной 1994 организовал коммерческую экспедицию «Купеческий караван» по Оби на речных судах по маршруту Новосибирск - Салехард - Новосибирск. Целью экспедиции было «налаживание экономических связей с регионами Крайнего Севера». В 1995 г. Мегре повторяет экспедицию с целью поиска «Звенящего кедра», о котором узнал в ходе первой экспедиции. По утверждению Мегре, в экспедиции он встретил Анастасию - сибирскую отшельницу с паранормальными способностями, которая научила его писать книги.

В конце 1999 года Мегре в поданном иске в суд о нарушении своих авторских прав заявил, что Анастасия - самостоятельный художественный образ, «имеющий эмоционально иносказательный смысл».

В период 1996-2010 годов написал 10 художественных книг об Анастасии, входящих в серию «Звенящие кедры России». В 2010 году вышла очередная книга «Анаста».

В 1999 году Владимир Мегре основал Владимирский фонд культуры и поддержки творчества «Анастасия», открыл сайт «anastasia.ru».

В 2011 году стал лауреатом Международной премии мира Гузи (англ. Gusi Peace Prize) по литературе.

В настоящее время выступает на читательских и пресс-конференциях в России и за её пределами. В планах автора - написание сценария по теме книг.

Движение

Некоторые читатели книг серии «Звенящие кедры России» участвуют в одноимённом общественном движении по созданию «родовых поселений» (экопоселений), состоящих из «родовых поместий», устраиваемых на основе идей и принципов, изложенных в книгах В. Н Мегре.

Некоторые религиоведы относят данное общественное движение к категории «движений нью-эйдж». Некоторые представители РПЦ относят его также к деструктивным культам и сектам.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!