Для чего нужны базовые кафедры. Базовые кафедры

На заседании правительства 21 августа министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов назвал одной из приоритетных форм развития взаимодействий вузов и предприятий — создание базовых кафедр. У ведущих российских университетов уже есть опыт такого сотрудничества. О его особенностях в интервью РИА Новости рассказала и.о. декана факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ Светлана Мальцева.

Ливанов: вузы выпускают не тех специалистов, которые нужны рынку труда Возможности отечественных вузов не соответствуют потребностям экономики, признал министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что вузы, выпускники которых не могу устроиться на работу, должны быть закрыты.

— Светлана Валентиновна, откуда взялась идея базовых кафедр? Это российское или зарубежное изобретение?
— Идея создания базовых кафедр появилась в нашей стране достаточно давно. Одни из первых базовых кафедр были созданы в Московском физико-техническом институте.
Зарубежными аналогами базовых кафедр можно считать так называемые индустриальные департаменты университетов. В большинстве случаев они работают сразу со многими компаниями в определенной отрасли. Индустриальные департаменты организуют обучение и стажировки студентов в компаниях, привлекают преподавателей из бизнеса, помогают компаниям подобрать студентов для участия в проектах.
В отличие от индустриальных департаментов базовая кафедра - это площадка, иногда находящаяся не в вузе, а на предприятии, для сотрудничества вуза с одной конкретной компанией или научным институтом, причем рамки сотрудничества в каждом случае формируются индивидуально.

— Какова, на ваш взгляд, идеальная отдача от базовых кафедр для бизнеса и для вузов?
— Для вузов главная отдача заключается в совершенствовании учебного процесса, включении в него лучших практик ведущих компаний, а в конечном счете - в том, чтобы образование лучше соответствовало потребностям экономики и общества.
Бизнес и научные организации тоже в них заинтересованы: благодаря работе базовых кафедр они получают выпускников вузов с теми компетенциями, которые им сейчас нужны. Чем теснее сотрудничество, тем выше отдача.

— Как должно быть организовано сотрудничество? Ведь бывают случаи, когда базовая кафедра - это всего лишь вывеска.
— Я могу говорить об опыте факультета бизнес-информатики ВШЭ, где с 2002 года создано 11 базовых кафедр. Для нас главный показатель их эффективности - студенческие работы и проекты, реализованные под руководством сотрудников базовых кафедр.
Например, под руководством преподавателей базовой кафедры компании "ФОРС" студенты факультета недавно приняли участие в проекте компании, связанном с информационной поддержкой бизнес-процессов спортивной отрасли, сделали доклады по тематике работ на международной конференции.
Другой пример: обучение по курсам базовой кафедры компании SAP позволило команде студентов нашего факультета под руководством Николая Шуйского занять первое место на конкурсе "SAP CodeJam Moscow" и второе место на конкурсе "InnoJam @CeBIT 2013".
Наш опыт показывает, что базовые кафедры работают успешно, если у вуза и компании есть взаимная заинтересованность и совпадение интересов. В НИУ ВШЭ разработано положение о базовой кафедре, которое определяет основные направления такого сотрудничества. Прежде всего, базовая кафедра участвует в учебном процессе: сотрудники компании ведут лекционные и семинарские занятия, мастер-классы, руководят дипломными и курсовыми работами, практиками и стажировками, привлекают студентов к выполнению проектов и исследований. А дальше возможны разные формы: организация студенческих конференций, конкурсов, встреч с ведущими экспертами.

— Есть ли разница в работе базовых кафедр научных институтов и коммерческих структур?
— Организационно работа выстраивается сходным образом, а вот содержательно базовые кафедры научных институтов ориентированы, прежде всего, на развитие научных компетенций, ведь университет готовит кадры для научной деятельности, так же как и для практической. Кроме того, научные компетенции сегодня также высоко востребованы ведущими компаниями.

— Как вы оцениваете инициативу Минобрнауки по развитию базовых кафедр в вузах?
— Инициатива верная, но нужно учесть один важный нюанс. Компании для сотрудничества с вузами нужно отбирать очень тщательно. Это не должны быть просто предприятия, которые хотят, чтобы выпускники вуза шли к ним работать. Они должны представлять перспективные отрасли экономики, быть лидерами, а сотрудники соответствующих базовых кафедр должны быть высококвалифицированными экспертами.
Для более активного взаимодействия вузы и компании могли бы создавать совместные сервисы - например, банки идей, проектов, которые появляются в академическом и студенческом сообществе, могли бы заинтересовать предприятия. Или же такой сервис, как поиск студентами предприятий для реализации своих идей, и наоборот - поиск предприятиями студентов для своих проектов. Например, на нашем факультете мы собираемся создать общую базу студентов, выполнявших проекты в области информационных технологий, с данными об их компетенциях и результатах работы, и она наверняка будет представлять интерес для компаний.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ).

Базовой кафедрой в МФТИ называется выпускающая кафедра, то есть кафедра, отвечающая не только за обучение студентов (за профессиональную часть их обучения в рамках «базового учебного цикла»), но и за написание ими дипломов и других научных работ (в том числе, в аспирантуре), а также за трудоустройство выпускников кафедры для работы по специальности. В соответствие с «системой Физтеха», базовая кафедра существует при одной или нескольких "базовых организациях" – при институтах РАН, НИИ, коммерческих или государственных предприятиях, расположенных в Москве или Подмосковье.

Часто базовая организация являются основным местом работы для сотрудников базовой кафедры, там же происходит учебный процесс и исследовательская работа студентов, их "погружение" в реальные задачи организации. Однако в современной ситуации наиболее полезным для студентов является несколько другое взаимодействие базовой организации и кафедры. А именно, кафедра учит студентов в одной организации (где есть много высококлассных ученых и педагогов), но начиная со старших курсов кафедра трудоустраивает их в другую - базовую - организацию (которая так или иначе оплачивает их профессиональное обучение и предлагает лучшие карьерные возможности).

Уникальной особенностью кафедры вычислительной математики МФТИ является то, что она связывает достаточно много базовых организаций со студентами своих специализаций: специализации «Компьютерное моделирование в механике, биомеханике и физиологии » Факультета и специализации «Прикладные вычислительные модели и программные комплексы » Факультета . Разнообразие базовых организаций дает студентам максимальные возможности для выбора направления работы, причем не только на этапе приема на кафедру, но и намного позже, после осознания своих интересов и вариантов практической работы.

Следует заметить, что сам МФТИ также является одной из базовых организаций кафедры вычислительной математики. Вуз, конечно, не обеспечивает полноценную карьеру во многих из тех областей, которые изучаются на кафедре. Однако "карьера" - это всегда проторенный путь; а у тех выпускников кафедры, кто ежегодно остается работать в самом МФТИ, имеется на порядок больше возможностей выбора (выбора интересной и творческой работы, выбора способа зарабатывания денег) - по сравнению с теми, кто делает "стандартную карьеру". Такими возможностями обычно пользуются лучшие выпускники кафедры, кто имеет наиболее самостоятельное мышление, а также любит преподавать или делать науку.

Любая базовая кафедра МФТИ (за исключением некоторых платных специальностей) обеспечивает обучение по одной или нескольким магистерским программам, описанным в государственном стандарте высшего образования по направлению 511600. Основными магистерскими программами для кафедры вычислительной математики являются "Математические и информационные технологии " (ФУПМ) и "Математическое и экспериментальное моделирование процессов в механике, гидродинамике и биомеханике " (ФАКИ). Выпускники кафедры поступают в аспирантуру и, как правило, защищают кандидатскую диссертацию по специальности 05.13.18 "

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, по каждому филиалу вуза должно быть оформлено отдельное приложение к лицензии на право ведения образовательной деятельности с указанием наименования и места нахождения такого филиала (ч. 4 ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " ").

Представитель Минобрнауки России подчеркнул, что в случае одобрения законопроекта вузы и ссузы смогут создавать не филиалы, а базовые подразделения при других организациях, в том числе при предприятиях, даже если последние располагаются не в том же муниципальном образовании, в котором находится вуз или ссуз.

Более того, Александр Соболев указал, что в соответствии с разработанным документом специальные лицензии на образовательную деятельность для базовых подразделений вузов не потребуются, поскольку последние будут учитываться в лицензии на образовательную программу в целом. При этом, по его словам, после принятия поправок вузам не придется собирать значительное количество документов и даже вписывать адрес базового подразделения в лицензию.

Эксперт также подчеркнул важность другого положения проекта закона, которое позволит назначать руководителями базовых подразделений генеральных конструкторов, крупных производственников и ученых, то есть представителей предприятий, при которых кафедры будут созданы. Документ допускает исполнение одновременно обязанностей и сотрудника предприятия, и руководителя базового подразделения вуза по совместительству. Сегодня, напомним, должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации или филиала государственной или муниципальной образовательной организации запрещено исполнять по совместительству ().

Также он обратил внимание на то, что сегодня форма сотрудничества между вузами и предприятиями прямо не установлена законом, поэтому они не выстраивают взаимодействие друг с другом через специально создаваемые подразделения. Чаще всего они заключают договоры о сотрудничестве, в рамках которого предприятие обязуется взять на практику или стажировку студентов и выпускников вуза.

В связи с этим, как предполагается, все детали отношений между вузом и предприятием по практической подготовке студентов на базовых кафедрах должны быть урегулированы в типовом договоре. Эксперт сообщил, что форму такого договора Минобрнауки России уже разработало, причем особое внимание уделено его существенным условиям.

Отметим, что сегодня вузы взаимодействуют с предприятиями в том числе в рамках организации практики студентов. Учебные заведения заключают договоры на прохождение учебной или производственной практики с организациями, где студенты будут проходить практику (). Но форма такого договора не установлена каким-либо органом, так как ее определяет вуз.

По оценке спикера, в представленной модели взаимодействия нет рисков и сложностей, а нововведение важно как для вузов, так и для предприятий: первые получат доступ к современным технологиям для обучения студентов, а вторые смогут использовать интеллектуальный потенциал вузов для развития производства. Подчеркивалось, что внедрить подобную концепцию базовых предприятий на уровне подзаконных актов невозможно, в связи с чем потребуется внести системные изменения в закон об образовании.

В целом, по мнению разработчиков инициативы, работа базовых подразделений повысит качество образовательного процесса и будет способствовать интеграции образовательной и практической деятельности, в частности, в сферах инженерии, медицины и транспорта. Аналогичной позиции придерживаются и представители вузов.

В каких изданиях студенты вправе публиковать свои работы на бесплатной основе? Узнайте из материала "Права студентов" в "Домашней правовой энциклопедии" . Получите полный бесплатный доступ на 3 дня!

Так, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Зинченко подчеркнул, что необходимость базовых кафедр существует, и данный вопрос не является предметом дискуссии. Он также обратил внимание на то, что такие кафедры могут стать основой для будущего трудоустройства студентов. Вместе с тем, по его мнению, нужно определить минимальные требования к предприятиям, при которых будут создаваться базовые подразделения, чтобы избежать рисков недобросовестности при их взаимодействии с вузами.

А проректор по организационно-правовым и экономическим спорам Московского городского педагогического университета Артемий Рожков указал, что принятие законопроекта важно в том числе и для сферы педагогического образования, поскольку оно во многом ориентируется на практическую подготовку студентов.

Вместе с тем, в ходе мероприятия были названы и недостатки законопроекта. В числе прочего, участники обсуждения указывали на сложность формулировок документа. Александр Соболев заявил, что Минобрнауки России планирует сделать документ более понятным для граждан.

На необходимость доработки проекта закона указала и заместитель председателя Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина , в то же время отметив, что потребность в предлагаемых нововведениях колоссальна.

Она подчеркнула, что подавляющее большинство предполагаемых поправок к законопроекту касается не области образования, а юридических аспектов, в связи с чем необходимо внести изменения в другие нормативные акты, а не только в закон об образовании. Так, она допустила, что будет изменен , поскольку у предприятий в результате взаимодействия с вузами появятся прибыль и соответствующие налоговые обязанности. Кроме того, закрепить возможность совместительства работы на базовом подразделении и на предприятии она предложила отразить еще и в .

Наряду с этим Любовь Духанина заявила, что законопроект будет проходить сложно в связи с предлагаемым вариантом, по которому базовое подразделение не будет отдельно лицензироваться. "Если мы какие-то блоки начинаем убирать вообще из системы лицензирования, то с позиции прав потребителя это непонятно. Можно говорить о каком-то другом механизме, о других требованиях к этой части образовательной программы [к деятельности базовых подразделений. – Ред. ], но предлагаемый механизм полностью не соответствует всем нормам о лицензировании и аккредитации образовательных учреждений", – заявила представитель Госдумы.

Одной из приоритетных форм взаимодействия российских вузов и предприятий должны стать , считают в Минобрнауки. О том, как эта идея может быть реализована, в интервью «РИА Новости» рассказала и.о. декана факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ Светлана Мальцева .

- Светлана Валентиновна, откуда взялась идея базовых кафедр? Это российское или зарубежное изобретение?

Идея создания базовых кафедр появилась в нашей стране достаточно давно. Одни из первых базовых кафедр были созданы в Московском физико-техническом институте. Зарубежными аналогами базовых кафедр можно считать так называемые индустриальные департаменты университетов. В большинстве случаев они работают сразу со многими компаниями в определенной отрасли. Индустриальные департаменты организуют обучение и стажировки студентов в компаниях, привлекают преподавателей из бизнеса, помогают компаниям подобрать студентов для участия в проектах. В отличие от индустриальных департаментов базовая кафедра - это площадка, иногда находящаяся не в вузе, а на предприятии, для сотрудничества вуза с одной конкретной компанией или научным институтом, причем рамки сотрудничества в каждом случае формируются индивидуально.

- Какова, на ваш взгляд, идеальная отдача от базовых кафедр для бизнеса и для вузов?

Для вузов главная отдача заключается в совершенствовании учебного процесса, включении в него лучших практик ведущих компаний, а в конечном счете - в том, чтобы образование лучше соответствовало потребностям экономики и общества. Бизнес и научные организации тоже в них заинтересованы: благодаря работе базовых кафедр они получают выпускников вузов с теми компетенциями, которые им сейчас нужны. Чем теснее сотрудничество, тем выше отдача.

Как должно быть организовано сотрудничество? Ведь бывают случаи, когда базовая кафедра - это всего лишь вывеска.

Я могу говорить об опыте факультета бизнес-информатики ВШЭ, где с 2002 года создано 11 базовых кафедр. Для нас главный показатель их эффективности - студенческие работы и проекты, реализованные под руководством сотрудников базовых кафедр. Например, под руководством преподавателей базовой кафедры компании «ФОРС» студенты факультета недавно приняли участие в проекте компании, связанном с информационной поддержкой бизнес-процессов спортивной отрасли, сделали доклады по тематике работ на международной конференции. Другой пример: обучение по курсам базовой кафедры компании SAP позволило команде студентов нашего факультета под руководством Николая Шуйского занять первое место на конкурсе «SAP CodeJam Moscow» и второе место на конкурсе «InnoJam @CeBIT 2013».

Наш опыт показывает, что базовые кафедры работают успешно, если у вуза и компании есть взаимная заинтересованность и совпадение интересов. В НИУ ВШЭ разработано положение о базовой кафедре, которое определяет основные направления такого сотрудничества. Прежде всего, базовая кафедра участвует в учебном процессе: сотрудники компании ведут лекционные и семинарские занятия, мастер-классы, руководят дипломными и курсовыми работами, практиками и стажировками, привлекают студентов к выполнению проектов и исследований. А дальше возможны разные формы: организация студенческих конференций, конкурсов, встреч с ведущими экспертами.

- Есть ли разница в работе базовых кафедр научных институтов и коммерческих структур?

Организационно работа выстраивается сходным образом, а вот содержательно базовые кафедры научных институтов ориентированы прежде всего на развитие научных компетенций, ведь университет готовит кадры для научной деятельности, так же как и для практической. Кроме того научные компетенции сегодня высоко востребованы ведущими компаниями.

- Как вы оцениваете инициативу Минобрнауки по развитию базовых кафедр в вузах?

Инициатива верная, но нужно учесть один важный нюанс. Компании для сотрудничества с вузами нужно отбирать очень тщательно. Это не должны быть просто предприятия, которые хотят, чтобы выпускники вуза шли к ним работать. Они должны представлять перспективные отрасли экономики, быть лидерами, а сотрудники соответствующих базовых кафедр должны быть высококвалифицированными экспертами.

Для более активного взаимодействия вузы и компании могли бы создавать совместные сервисы - например, банки идей, проектов, которые появляются в академическом и студенческом сообществе, могли бы заинтересовать предприятия. Или же такой сервис, как поиск студентами предприятий для реализации своих идей, и наоборот - поиск предприятиями студентов для своих проектов. Например, на нашем факультете мы собираемся создать общую базу студентов, выполнявших проекты в области информационных технологий, с данными об их компетенциях и результатах работы, и она наверняка будет представлять интерес для компаний.

Екатерина Рылько, специально для «РИА Новости»

Базовая кафедра ПАО «ИНЭУМ им. И.С. Брука» в МФТИ

Базовые организации кафедры: закрытое акционерное общество (АО) «МЦСТ» (http://mcst.ru/) и публичное акционерное общество (ПАО) «Институт электронных управляющих машин им. И.С.Брука» (), действующие как единый проектный центр.

Тематика: проектирование высокопроизводительных микропроцессоров, компьютеров и их программного обеспечения.

Заведующий кафедрой: заместитель генерального директора АО «МЦСТ» и ПАО «ИНЭУМ», профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации Перекатов Валерий Иванович.

Генеральный директор АО «МЦСТ» и ПАО «ИНЭУМ» - Ким Александр Киирович, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии СССР.

Базовая кафедра информатики и вычислительной техники готовит на бюджетной основе бакалавров и магистров в области проектирования высокопроизводительных микропроцессоров, компьютеров и их программного обеспечения.

Обучаясь и работая на базе, студенты могут получить квалификацию и приобрести уникальный профессиональный опыт в передовых направлениях современных компьютерных технологий:

  • исследовании и разработке архитектуры микропроцессоров;
  • проектировании микропроцессоров (многоядерных систем на кристалле), систем памяти, локальных и сетевых контроллеров на современных технологических нормах, сейчас освоенных уже в нанометровом диапазоне;
  • проектировании компьютеров (отказоустойчивых, многопроцессорных вычислительных комплексов) на базе микропроцессоров собственной разработки в различных классах (сервер, рабочая станция, персональный компьютер) и вариантах исполнения (стационарный, перебазируемый, встроенный, ноутбук);
  • проектировании компьютерных модулей и логических устройств;
  • проектировании высокоэффективных оптимизирующих компиляторов;
  • проектировании двоичных компиляторов;
  • создании, развитии возможностей и сопровождении операционных систем, в том числе операционных систем реального времени.

Специалисты в этих направлениях остро востребованы во всех российских государственных предприятиях и негосударственных компаниях, связанных с разработкой и применением микроэлектроники и вычислительной техники. Несколько десятков молодых специалистов, прошедших обучение в наших базовых организациях, успешно работают в корпорации Intel, наши выпускники заняты и в исследовательских программах ведущих западных университетов.

Базовая кафедра ПАО "ИНЭУМ им. И.С. Брука" в МИРЭА

Кафедра создана в 1977 г. по инициативе генерального директора ИНЭУМ, д.т.н., проф., чл-корр. АН СССР Бориса Николаевича Наумова (впоследствии академика АН СССР) для подготовки инженерных кадров в области разработки технических и программных средств
управляющей вычислительной техники.

С 1989 г. по 2015 г. кафедру возглавлял научный руководитель ПАО «ИНЭУМ им. И.С.Брука», д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ Н.Л. Прохоров.

С 2015 г. кафедру возглавляет д.т.н., профессор Н.Б. Парамонов.

Направление подготовки бакалавров:

  • 09.03.01 Информатика и вычислительная техника. Профиль подготовки: «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами» .

Направление подготовки магистров:

  • 09.04.04 Программная инженерия. Профиль подготовки: «Специализированные информационные системы» .

За время работы кафедры подготовлено около 500 инженеров в области вычислительной техники. Выпускники кафедры работают в области разработки технических средств вычислительной техники, создания системного и прикладного программного обеспечения, разработки вычислительных комплексов и компьютерных сетей.

Наиболее опытные и квалифицированные сотрудники ПАО « ИНЭУМ им. И.С. Брука» проводят со студентами старших курсов лекционные и практические занятия по специально разработанным учебным программам и являются авторами монографий и учебных пособий по принципам построения и применения управляющей вычислительной техники.

Ежегодно десятки студентов проходят в тематических подразделениях института производственную практику на реальных задачах проектирования новых технологий управляющих вычислительных комплексов СМ ЭВМ. 10-15 выпускников МИРЭА защищают дипломные работы по актуальным темам ПАО « ИНЭУМ им. И.С. Брука» . Многие из выпускников МИРЭА становятся штатными сотрудниками Института и имеют возможность продолжить учебу в аспирантуре.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!