Добрые ангелы нашей природы. Человечество избавляется от агрессии

Любовь Царева 15.12.2017 17:36

6249

Двое из лидеров рейтинга богатейших людей мира, уверены: чтобы чего-то добиться в жизни, необходимо читать книги. Business Insider опубликовал их совместный список книг, которые оба гуру регулярно рекомендуют к прочтению.

1.​ «Creativity, Inc.» Эд Катмулл

Это история Pixar, написанная одним из основателей гигантского компьютерного аниматора. Катмулл делится мудростью и рассказывает об управлении и предпринимательстве, а так же утверждает, что любая компания должна сознательно избегать всевозможных вещей, которые могут стать препятствием на пути творческой реализации сотрудников.

«Мне нравится узнавать из первых рук, как люди создают отличные компании, такие как Pixar, и внедряют инновации и творческий подход», – писал .

2.​ «Джин: интимная история» Сиддхартхи Мукерджи

Наука о геноме вряд ли может считаться предметом основного интереса масс, но говорит, что Мукерджи сумел уловить ее актуальность для повседневной жизни людей. Он стремится ответить на большие вопросы, касающиеся наших личностей и того, что делает нас самими собой.

«Мукерджи написал эту книгу для широкой публики, потому что он знает, что новые технологии генома находятся на пороге, того, чтобы затронуть нас всех по-разному», – заявил Гейтс. Мукерджи – это тот, кого Гейтс называет «четверной угрозой» – он практикующий врач, учитель, исследователь и автор.

3.​ «Лучшие ангелы нашей природы» Стивена Пинкера

Цукерберг признает, что эта 800-страничная книга, написанная гарвардским психологом выглядит пугающей. Однако она написана легко. Цукерберг считает, что исследование Пинкера о том, как доля насилия в мире со временем уменьшилось, несмотря на увеличение 24-часового цикла новостей и появление социальных сетей. Гейтс также считает эту одну из самых важных из тех, которые он когда-либо читал, так как книга дает надежду на изменение мира к лучшему.

4.​ «Лидер банды на день» Суджира Венкатеша

Венкатеш – профессором социологии Колумбийского университета, который участвовал в радикальном социологическом эксперименте и для этого вошел в чикагскую банду в 1990-х годах. Цукерберг говорит, что история Венкатеша вдохновляет на общение через экономические и культурные барьеры.

5.​ «Сапиенс: краткая история человечества» Юваля Ноа Харари

Мы не всегда были единственным видом человека на Земле – примерно 100 000 лет назад их было шесть, но выжили только homo sapiens. Как так получилось?

«И Мелинда, и я читали эту книгу, и это вылилось во множество замечательных разговоров за нашим обеденным столом, – сказал Гейтс. – Харари берет на себя сложную задачу: рассказать всю историю человеческого рода всего за 400 страниц». Но автор не останавливается на прошлом. Он смотрит в будущее, в котором генетическая инженерия и искусственный интеллект делают наше определение «человека» еще более размытым. «Я бы порекомендовал Sapiens всем, кто интересуется историей и будущим нашего вида», – добавил Гейтс.

6.​ «Обуть собаку» Фила Найта

Соучредитель Nike, выпустил первую инсайдерскую книгу о всемирно известном бренде. Гейтс называл книгу «освежающе честным напоминанием» о том, что путь к успеху никогда не является прямой линией, но извилистый путь изобилует разногласиями и взаимными обидами.

«Я встречался с Найтом несколько раз за эти годы, – сказал Гейтс. – Он ужасно милый, но так же тихий и не так-то легко узнать, что у него на уме. Здесь Найт раскрывается настолько, насколько готовы раскрыться лишь немногие руководители».

7.​ «Структура научных революций» Томаса С. Куна

Благодаря взгляду на эволюцию науки и ее влияние на современный мир книга стала «одной из самых цитируемых академических книг всех времен», согласно Стэнфордской энциклопедии по философии. Цукерберг считает, что осознание того, как научные прорывы становятся катализаторами социального прогресса, может быть «силой, работающей на общественное благо». Книга Куна известна тем, что вводит термин «сдвиг парадигмы», в ней приводятся примеры в научной истории, когда перспектива была существенно сдвинута, например, когда квантовая физика заменила ньютоновскую механику.

8.​ «Теория струн» Дэвида Фостера Уоллеса

Нет, речь не о научной теории струн. Книга представляет собой сборник эссе Уоллеса, причем все они вращаются вокруг одной темы – теннис. Это любимая игра покойного автора. Гейтс говорит, что он пытался вернуться в спорт после того, как некоторые мелкие профессиональные дела (например, запуск одной из крупнейших технологических компаний в мире и становление знаменитым филантропом) мешали. «Вам не нужно играть или даже смотреть теннис, чтобы любить эту книгу, – сказал Гейтс. – Уоллес владел ручкой так же искусно, как Роджер Федерер владеет теннисной ракеткой».

9.​ «Почему нации терпят неудачу» Дарона Ацемоглу и Джеймса Робинсона

Авторы утверждают, что «добывающие правительства» используют средства контроля, чтобы обеспечить власть избранных, а «всеохватывающие правительства» создают открытые рынки, которые позволяют гражданам свободно тратить и вкладывать деньги. Они также говорят, что экономический рост не всегда указывает на долгосрочное здоровье страны.

10.​ «Проблема трех тел» Сиксина Лю

«Проблема трех тел» была впервые опубликована в Китае в 2008 году, а недавний английский перевод получил премию «Хьюго 2015» как лучший научно-фантастический роман. Действие происходит во время Культурной революции Мао Цзэдуна и начинается, когда инопланетная раса решает вторгнуться на Землю после того, как китайское правительство тайно отправляет сигнал в космос. Цукерберг назвал книгу «забавной» и дающей возможность отвлечься от более тяжелого интеллектуального чтива.

«Хорошая книга дает плоды, порождая другие книги; ее слава ширится из века в век, и прочтение ее составляет целую эру в жизнях читателей» - говорил Томас Карлейль в XIX веке. В XXI веке - скорость распространения информации еще выше благодаря, конечно же, интернету и социальным сетям. Особенно если за дело берется основатель крупнейшей международной социальной сети, в которой зарегистрировано более миллиарда пользователей со всех точек земного шара – Facebook. Марк Цукерберг продолжает свой «A Year of Books», а мы, в свою очередь, – продолжаем с интересом за этим следить.

Прочитав «Конец власти» Мойзеса Наима, Цукерберг перешел к труду Стивена Пинкера «Лучшее в нас» (букв. Лучшие ангелы нашей природы »), The Better Angels of Our Nature: The Decline of Violence in History and Its Causes (2011).

Стивен Пинкер - канадско-американский учёный, один из крупнейших в мире специалистов в области психолингвистики. Он преподавал на кафедре мозга и когнитивных наук в Массачусетском технологическом институте, является профессором факультета психологии Гарвардского университета. Его научные исследования посвящены проблемам языка и познания, он много занимался вопросами усвоения языка детьми. За исследования в области психологии языка Стивен Пинкер был удостоен премии Троланда Национальной академии наук, двух премий Американской ассоциации психологов. Он является членом нескольких научных обществ, включая Американскую академию гуманитарных и точных наук и Американскую ассоциацию содействия развитию науки.

Название «Лучшее в нас» - аллюзия к английскому выражению, которое употребил Авраам Линкольн в Первой инаугурационной речи, которую произнёс во время инаугурации в качестве 16-го президента Америки. В тот год была образована Конфедерация южных штатов, и Линкольн надеялся предотвратить надвигающее кровопролитие, обращаясь в речи главным образом к южанам. «Лучшим в нас», «ангелами нашей природы» Линкольн считал человеколюбие, сострадание, добрую волю-благожелательность, уважение-терпимость. Линкольн считал, что лишь это позволит обеспечить мир и согласие.

Из аннотации к книге: Всем нам случалось читать о кровавых войнах и шокирующих преступлениях и спрашивать: «Куда катится мир?» Но мы редко спрашиваем: «Насколько плох был мир в прошлом?». В этой удивительной новой книге автор бестселлеров учёный-когнитивист Стивен Пинкер показывает, что в прошлом мир был значительно хуже. С помощью более чем сотни графиков и карт Пинкер иллюстрирует некоторые поразительные цифры. Племенные войны были в 9 раз смертоноснее совокупных войн и геноцидов 20-го века. Уровень убийств в средневековой Европе был более чем в тридцать раз выше, чем сейчас. Рабство, садистские наказания, неоправданные скоропалительные казни были лучшей характеристикой жизни в течение тысячелетий -- и вдруг они начали исчезать. Войны между развитыми странами исчезли, и даже в развивающихся войны убивают небольшую долю от числа тех, кого они убивали несколько десятилетий назад. Изнасилования, избиения, преступления на почве ненависти, насилие над детьми, жестокое обращение с животными -- всё это существенно снизилось. Как могло так случиться, если человеческая природа не изменилась? Что заставило людей прекратить приносить в жертву детей, резать друг друга ножами за обеденным столом или в качестве популярного развлечения сжигать кошек и потрошить преступников? Пинкер утверждает, что ключом к объяснению уменьшения насилия является осознание внутренних демонов, влекущих нас к насилию (таких как месть, садизм, трайбализм), и того светлого, что влечёт нас в другую сторону. Благодаря распространению государственности, грамотности, торговли и космополитизма мы гораздо лучше контролируем наши импульсы, сопереживаем другим, скорее договариваемся, чем берём силой, разоблачаем разрушительные идеологии и употребляем силу нашего разума для ограничения побуждений к насилию. В своём неповторимом стиле и с интеллектуальной страстью, сделавшими его прошлые книги международными бестселлерами и литературной классикой, Пинкер заставит вас переосмыслить ваши самые глубинные убеждения, касающиеся прогресса, современности и человеческой природы. Эта потрясающая работа, безусловно, станет одной из самых обсуждаемых из тех, что пока вышли в этом веке.

Подробности обсуждения данной книги Вы можете прочитать на официальной

Shortlisted for the Samuel Johnson Prize 2012This acclaimed book by Steven Pinker, author of The Language Instinct and The Blank Slate, argues that, contrary to popular belief, humankind has become progressively less violent, over millenia and decades. Can violence really have declined? The images of conflict we see daily on our screens from around the world suggest this is an almost obscene claim to be making. Extraordinarily, however, Steven Pinker shows violence within and between societies - both murder and warfare - really has declined from prehistory to today. We are much less likely to die at someone else"s hands than ever before. Even the horrific carnage of the last century, when compared to the dangers of pre-state societies, is part of this trend. Debunking both the idea of the "noble savage" and an over-simplistic Hobbesian notion of a "nasty, brutish and short" life, Steven Pinker argues that modernity and its cultural institutions are actually making us better people."One of the most important books I"ve read - not just this year, but ever ... For me, what"s most important about The Better Angels of Our Nature are its insights into how to help achieve positive outcomes. How can we encourage a less violent, more just society, particularly for the poor? Steven Pinker shows us ways we can make those positive trajectories a little more likely. That"s a contribution, not just to historical scholarship, but to the world" Bill Gates"Brilliant, mind-altering ... Everyone should read this astonishing book" David Runciman, Guardian"A supremely important book. To have command of so much research, spread across so many different fields, is a masterly achievement. Pinker convincingly demonstrates that there has been a dramatic decline in violence, and he is persuasive about the causes of that decline" Peter Singer, New York Times"[A] sweeping new review of the history of human violence... the kind of academic superbrain that can translate otherwise impenetrable statistics into a meaningful narrative of human behaviour...impeccable scholarship" Tony Allen-Mills, Sunday Times"Written in Pinker"s distinctively entertaining and clear personal style...a marvellous synthesis of science, history and storytelling" Clive Cookson, Financial Times"Pinker"s scholarhsip is astounding...flawless...masterful" Joanna Bourke, The TimesSteven Pinker is the Johnstone Family Professor in the Department of Psychology at Harvard University. Until 2003, he taught in the Department of Brain and Cognitive Sciences at MIT. He conducts research on language and cognition, writes for publications such as The New York Times, Time and Slate, and is the author of six books, including The Language Instinct, How the Mind Works, The Blank Slate and The Stuff of Thought.

Лучшие ангелы нашей природы . Какая замечательная фраза! Он появляется в последнем абзаце первого инаугурационного адреса Авраама Линкольна в 1861 году. Когда я впервые написал об этом и использовал слова в качестве главы в моей книге Caveman Logic (2009), я очень гордился собой за то, что воскресил драматическую фразу от полутора столетия пренебрежения. Мое самопожертвование длилось недолго. В 2011 году Стивен Пинкер назвал его самой продаваемой книгой о снижении насилия в современном мире. Из-за этого «совместного открытия» я спешу добавить, что в настоящей статье речь идет не о книге Пинкера, а о насилии, как таковой. Я говорю это, чтобы предупредить читателей, которые, возможно, были привлечены к критике работы Пинкера или расширению его темы.

До книги Пинкера, когда «Лучше Ангелы нашей Природы» использовались, она часто появлялась как часть проповеди или адреса начала. Я понимаю, почему. Фраза имеет поэтический и глубоко вдохновляющий звук. Это обычно появляется в предложении вместе со словами «призыв к». Особым людям или особым обстоятельствам считаются призывы к «лучшим ангелам нашей природы».

Я всегда понимал, что фраза означает, что при определенных условиях мы должны идти дальше того, что приходит легко или естественно. Будь то в мышлении или действии, мы должны углубиться в себя и думать или действовать таким образом, который каким-то образом более развит или просвещен. По определению это будет нелегко. Для некоторых это не придет вообще.

Фраза «лучшие ангелы» предполагает, что не все ангелы, которые вдохновляют нас, создаются равными. Это странная мысль. Я рос, полагая, что «ангелы – ангелы». Но, по-видимому, Линкольн считал иначе. Некоторые из этих альтернативных ангелов могут быть «хуже», даже если их повестка дня проистекает из хорошо пройденного пути, который приходит более естественно.

Эволюционная психология (см., Например, книгу Сьюзен Блэкмора « Машина Мем» или книга Паскаля Бойера « Религия» ) учит нас, что не все идеи или культурные вещи созданы равными. Некоторые из них без труда подходят к тому, как работают наши умы; другие берут много социальных изменений или индивидуально сосредоточенного внимания (обычно именуемых « » в наши дни) сопротивляться. Не ввязываться в пр ику, что мы видим вокруг нас, безусловно, потребует больше работы и может не получить много на пути социальной поддержки. Помните, что эти мемы и культурные образцы существуют по какой-то причине. Вы не можете просто пожелать их. Но, несмотря на трудности и отсутствие консенсуса, часть, не относящаяся к Caveman, каким-то образом узнает, что этот путь лучше, чем мы можем гордиться. Некоторые могут описать это как более высокое или чистое. Некоторые из нас будут рассматривать такие изменения в отношении или поведении как «прогресс». И точно так же, вероятно, некоторые из нас будут сопротивляться изменениям. Многие из нас в конфликте о том, хорошо ли изменение, будут смотреть на то, что делают другие. Социальные нормы могут быть мощной силой.

Нигде не было предложено, чтобы мы все время призывали «лучших ангелов нашей природы». Это, безусловно, требует некоторого давления. Но это заостряет внимание на этих особых ситуациях: мы должны призвать этих лучших ангелов и сплотить эту дополнительную энергию, когда это действительно имеет значение. По крайней мере, мы знаем, что это доступный вариант, и это немаловажно. Мы знаем, что иногда действительно можно отказаться от этих настроек по умолчанию или ярлыков, с помощью которых Natural Selection пропитал наши умы. На языке когнитивной психологии иногда приходится использовать алгоритм и забыть эвристику. Выбрать доброту по подлости. Не быть хулиганом, хотя мы чувствуем себя сердитым или хотим получить конкретный результат, который легко может привести к м. Думать о том, что мы видим или делаем, и вторгаться в те «меньшие ангелы», которые пытаются пробиться в наше сознание, как какой-то бессмысленный грубый. Несмотря на то, что один и тот же грубый человек может делать свою работу над умами наших друзей и семьи, мы можем противостоять социальному давлению и рассматривать лучших ангелов нашей природы. Выполняя то, что приходит естественным путем, обнаруживая различия между «моим племенем» и вашим, достигая оружия: это настройки плейстоцена по умолчанию. Они не наши лучшие ангелы. Это то, что «Естественный отбор», этот беспощадный эксперт в области эффективности, поделился своими мыслями. То, что имело смысл четверть миллиона лет назад, может быть ужасно устаревшим сегодня, как бы «естественным» оно себя не чувствовало.

Естественный отбор приобрел наш вид в эпоху плейстоцена и загнал наших предков в ногу и крике в XXI веке. Теперь вам может понадобиться время взять вас в руки. Неизвестно, сколько тысячелетий потребуется, если вообще когда-либо, очистить привлекательность этой проводной схемы. Было бы легче смотреть в мир без этого плейстоценового багажа, грохочущего в наших головах (это точно точка Caveman Logic ), но такого рода изменения вряд ли будут в обозримом будущем. Альтернативой является то, что мы признаем беспорядок в наших головах и стремимся выражать этих «лучших ангелов» в любом случае. Как говорят клиницисты, «Не верьте всему, что вы думаете». Все в порядке, чтобы признать настройки плейстоцена по умолчанию в наших умах, но не отказываться от контроля над ними – и тем, кто окружает нас, которые вторгаются в эти самые низкие тенденции.

Ирония заключается в том, что идея «Лучших ангелов нашей природы» была выражена президентом США и в то время, когда страна была в смятении. Вы думаете, что теперь мы разделились? Линкольн был президентом во время гражданской войны: Север против Юга, брат против брата, черный против белых, сосед против соседа. Мы убивали друг друга тогда, около 150 лет назад, на полях сражений, на которых сегодня есть исторические маркеры. Но мы снова разделились. Вопросы, которые нас разделяют, возможно, со временем изменились, но мы снова чувствуем себя как две нации: тогда это был Синий против Грея; сегодня это красные государства против голубых государств. Только на этот раз мы избрали президента, который использует, а не пытается исцелить эти подразделения. К сожалению, большая часть этого потакания кажется хорошим, даже естественным. Как мы сопротивляемся? Как мы справляемся, когда характер президента, а также его поведение часто являются образцом для «худших ангелов нашей природы?» И не ошибитесь: у всех нас есть «худшие ангелы» внутри нас. То, что нам, безусловно, не нужно, – это образец для подражания – средство, если хотите, – подглядывать за этими самыми низкими качествами в себе.

Ролевые модели, особенно те, кто обладает авторитетом, как и президенты, являются влиятельными фигурами. Насколько мы были бы лучше, если бы подлость духа и мстительности, которая лежала во всех нас, не получила лицензии на выход? Десятилетия исследований социальной психологии (см. Aiello et al., 2001; Zajonc, 1965) продемонстрировали силу социального содействия . Пусть те из нас, кого выбрали (или избрали), чтобы возглавить, использовали этот дар на благо наших собратьев и меньше беспокоились о нашем племени.

* * Версия этой статьи с несколько иным контентом появилась в моей книге « Caveman Logic» (2009).

* * Скульптура ангела на главной странице изображения Яны Хоффман

Ежедневно на каждого из нас обрушивается поток новостей с происшествиями, случившимися в разных уголках планеты: войны, насилие, изнасилования, маньяки и убийства. Кажется, страшно выйти на улицу. Однако психолог из Гарвардского университета Стивен Пинкер пришел к оптимистическому выводу, что человечество становится менее злобным и агрессивным.

Археология, специализирующаяся на изучении истории насилия, называется на Западе atrociology (atrocity — жестокость, злодеяние). На основании результатов этой дисциплины и, опираясь на фундаментальный труд немецкого социолога и культуролога Норберта Элиаса "О процессе цивилизации" (Norbert Elias. Über den Prozeß der Zivilisation/1939), психолог из Гарварда Стивен Пинкер утверждает, что установленные современными государствами нормы человеческого общежития постепенно изменили психологию, и люди стали более терпимыми друг к другу. Большую роль в этом сыграла вся западная цивилизация в целом.

Собственные выводы Стивен Пинкер изложил в пухлом интеллектуальном бестселлере "Лучшие стороны нашей натуры. О причинах спада уровня насилия" (Steven Pinker. The Better Angels of Our Nature. Why Violence Has Declined). Канадский ученый, оперируя статистическими данными, приводит аргументы в пользу своей гипотезы и анализирует причины, которые, на его взгляд, привели к столь положительным результатам.

Стивен Пинкер ссылается на археологические данные, что в доисторические времена насильственной смертью погибал каждый седьмой человек. Напротив, число жертв в первой половине 20-го столетия в Европе, несмотря на две мировые войны, согласно исследователю, достигло "всего лишь" трех процентов населения. Автор сравнивает примерно 55 миллионов погибших во Второй мировой войне с 40 миллионами умерщвленных татаро-монголами в XIII веке.

А поскольку население планеты во времена монгольских завоеваний составляла только седьмую часть населения столетия ХХ века, Пинкер противопоставляет 280 миллионов жертв кровожадности монголов 55 миллионам погибших во Второй мировой войне. В списке 20 наиболее кровавых страниц в истории человечества Вторая мировая война, по Пинкеру, занимает 11-е место, а гражданской войне в России (ХХ век) отведено самое последнее место по количеству жертв.

"В доисторических поселениях от половины до двух третей жителей погибало насильственной смертью, — пишет Пинкер. — Для европейских городов статистика составлялась из расчета на каждые 100 тысяч населения (хотя их население было тогда гораздо меньше). Выходило, что в XIV-XV веках в Лондоне жертвами насилия становилось 55 человек на каждые 100 тысяч населения. В Оксфорде — 100, в Амстердаме — 50, в Риме — между 30-ю и 70-ю. Сейчас ежегодная статистика убийств в Риме — один человек на каждые 100 тысяч населения, в Лондоне — два человека, в Осло — тоже два (и даже после теракта Брейвика на острове Утейя это добавит не более 16 человек на 100 000). Сейчас в Европе ваш шанс быть убитым в 10-20, а то и в 50 раз ниже, чем 500 лет назад".

В США количество изнасилований и убийств только с 1973 по 2008 годы снизилось на 80 процентов. И тут же исследователь упоминает об одной пикантной детали. Оказывается, коэффициент умственного развития (IQ) президентов США находится в непосредственной связи с потерями в войнах, которые Соединенные Штаты вели во время их нахождения у власти. Чем ниже был IQ хозяина Белого дома, тем выше количество жертв, пишет в своей книге Пинкер.

По мнению Пинкера, улучшению криминогенной обстановки способствовали многие факторы. Одна из главных причин состоит в том, что человечество умнеет. IQ-тесты показывают возросший интеллектуальный уровень подрастающего поколения. Развитие демократии, распространение образования, которое способствует рациональному мышлению и предотвращает, как говорят психологи, эмоциональные короткие замыкания.

Автор считает, что громадную роль в истории западной цивилизации сыграла также коммерция, благодаря которой у многих людей развилось чувство альтруизма. Отмечена им и всевозрастающая роль женщин, переставшими быть пассивными. Этот тезис Пинкер аргументирует тем, что женщины стали пользоваться противозачаточными средствами для планирования семьи, чем сократили появление на свет (нежелательного) потомства.

Еще в конце 1980-х годов канадские эволюционные психологи Мартин Дэлай и Марго Уилсон в своей книге "Человекоубийство" (Martin Daly, Margo Wilson. Homicide) выдвинули тезис, что в жизни людей прошлого насилия было намного больше, и жизнь большинства наших предков чаще, чем сегодня, заканчивалась убийством. Разумеется, в истории случались периоды, когда агрессия отступала, но они были чересчур короткими, чтобы их могли объяснить эволюционным механизмом естественного отбора.

В отличие от выдающегося австрийского этолога и лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца, в частности, автора книги "Агрессия" (Konrad Lorenz. Das sogenannte Böse. Zur Naturgeschichte der Aggression), который в 1960-е годы утверждал, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных и вида Homo sapiens , для психолога Пинкера ответ коренится в человеческом духе, точнее в той высокоорганизованной системе познавательных и эмоциональных способностей индивида, которые осуществляются в мозгу и своей основной конструкцией обязаны эволюционным процессам.

Напомним, что основоположник этологии считал "внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития".

Как и Конрад Лоренц, также на богатом фактическом материале, с использованием результатов предыдущих исследований своих коллег, Пинкер приходит к выводу, что человек способен овладеть своими пятью внутренними демонами: грабительскими и эксплуататорскими инстинктами, направленными на достижение собственной выгоды или по идеологическим соображениям, стремления к господству — авторитету, славе и власти, — мести и садизму.

Против этих пяти демонов Стивен Пинкер выставляет четырех так называемых "лучших ангелов нашей природы" — как их некогда назвал американский президент Авраам Линкольн. Под ними Пинкер подразумевает самообладание; эмпатию или понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания; мораль и разум, которые все вместе образуют поразительную связь.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!