Доклад на тему "модерация - эффективная образовательная технология". Технология модерации

  • “Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением”. (А.Дистервег)
  • “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью”. (Л.Н.Толстой)
  • “Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить” (Т.Эдисон)

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

Приведенные выше высказывания известных людей убедительно показывают, что цель образования – не просто заложить в головы учащихся заданный объем знаний, но позаботиться о том, чтобы это были знания актуальные и сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять их в своей жизни. Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.

Именно технология позволяет при условии ее качественного освоения и применения, обеспечивать достойный уровень образовательных результатов даже у начинающих педагогов. Образно говоря, технология – это путеводная нить в мире разнообразных и очень непростых образовательных процессов, позволяющая обеспечивать высокую стабильность успехов в обучении, воспитании и развитии обучающихся.

Третий год в практике работы я использую технологию модерации, которая позволила значительно повысить качество и результативность уроков за счет усиления мотивации всех участников образовательного процесса, позволила активизировать познавательную деятельность учащихся и эффективно управлять процессами обучения, воспитания и развития.

Технология модерации (мoderare) – в переводе с латинского означает – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивают и применяют модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.

Сегодня модерация – это эффективная интерактивная технология. Эффективность модерации определяется тем, что используемые активные приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, на развитие исследовательских и проектировочных умений, на развитие коммуникативных способностей.

Все это является одним из главных требований ФГОС.

При использовании технологии модерации принципиально меняется роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся. Учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Таким образом растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся.

Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, технология модерации направлена именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их деятельность заинтересованной, мотивированной, нацеленной на достижение образовательных результатов.

Технология модерации подразумевает такую работу, которая может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом. В технологии модерации определены следующие этапы урока:

Инициация (начало урока, знакомство);

Вхождение или погружение в тему (определение целей урока);

Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока);

Интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);

Подведение итогов (рефлексия, оценка урока);

Эмоциональная разрядка (разминка).

На всех этапах урока ученики моего класса активно участвуют в обсуждении темы, в выполнении заданий, в презентации результатов самостоятельной работы.

Для каждого этапа урока я использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи каждого этапа модерации. Я хочу представить некоторые методы, адаптированные к применению и используемые мною в начальной школе.

На этапе инициации (начало урока) чаще всего использую метод “Пусть говорят”. Я озвучиваю эпиграф урока, слова выдающихся людей и прошу учащихся ответить на вопрос: “Как вы понимаете эти слова?” Эпиграф я выбираю неслучайно. Он должен отражать или содержание урока, или деятельность учащихся на занятии. Затем предлагаю ученикам придумать свой эпиграф, так чтобы он означал тоже, что и авторское изречение.

Метод “Посвящается уроку”. Озвучиваю приветствие собственного сочинения, свои пожелания и прошу детей сочинить свое приветствие, используя первую строку моего приветствия, пожелания.

На этапе вхождения или погружения в тему учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, сообщают цели урока. Здесь я использую такие методы, как “Разгадывание кроссворда”, “Незаконченная фраза”.

Метод “Заморочки из бочки”. Вынимаю по одному предмету из бочки, а ученики должны как можно быстрее догадаться, о чем пойдет речь на уроке.

Такие методы, как “Дерево ожиданий”, “Дерево желаний”, “Разноцветные листы”, “Ковер идей”, “Что у меня на сердце”, “Фруктовый сад”, “Вырасти цветок” и другие позволяют эффективно выявить ожидания и опасения, и постановку целей обучения.

На этапе рефлексии я использую такие активные методы как:

Метод “Мудрый совет”. Группа учеников пишет в конце урока совет тем детям, которые ещё не совсем поняли тему урока, либо пишут напутствие на выполнение домашнего задания.

Метод “Цветик-семицветик”. Дети отрывают лепестки понравившегося цвета и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.

Метод “Итоговый круг”. Учитель даёт минуту. Подготовленные члены группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу). Этот метод помогает эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Метод “Дневник истории”. Ученики, у которых на уроке что-то получилось впервые, делают запись в этот дневник, фиксируют свои открытия.

Таким образом, технология модерации и АМО в образовательном процессе позволили мне:

Повысить познавательную активность обучающихся;

Повысить самостоятельную деятельность обучающихся и ответственность учащихся за результаты обучения;

Источники:

  1. http://www.moi-universitet.ru



Модератор - это методический помощник, организатор групповой работы, активизирующий и регламентирующий процесс взаимодействия участников группы на основе демократических принципов обеспечивает деловое общение, протоколирование процесса обсуждения, промежуточных и итоговых результатов групповой дискуссии


Основная дидактическая цель метода модерации в образовательном процессе – развитие способности учащихся к самостоятельному и ответственному решению вопросов, проблем Основная дидактическая цель метода модерации в образовательном процессе – развитие способности учащихся к самостоятельному и ответственному решению вопросов, проблем


Метод модерации отличает: четкое структурирование (логика отдельных этапов) всего процесса обсуждения проблемы и принятия решения в соответствии с заявленными целями специфические требования к профессиональной компетентности и личностным особенностям организатора, так называемого модератора наличие свода обязательных «правил игры» для всех участников




«Правила игры» для участников модерации 1. Не разрешается говорить нескольким участникам одновременно 2. Главные идеи и предложения должны быть визуализированы 3. Все обсуждения ведутся письменно 4. Высказывания должны быть краткими 5. Разрешается применять так называемые «конфликтные знаки»


Этапы процесса модерации I этап – знакомство с целью установления свободной и доверительной атмосферы II этап – определение и формулировка проблемы или темы обсуждения III этап – обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов IV этап – обобщение и конкретизация результатов работы V этап – подведение итогов работы и обмен впечатлениями




II этап определение и формулировка проблемы или темы обсуждения На данном этапе необходимо четко сформулировать тему предстоящего обсуждения, довести до сознания каждого участника группы значимость проблемы для него лично, его собственную роль в разрешении проблемы, выявляются приоритеты для обсуждения.






III этап обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов Результаты обсуждения в группах представляются всем учащимся с помощью листовок, плакатов, презентаций или других средств визуализации, на основании чего проводится общая дискуссия




V этап подведение итогов работы и обмен впечатлениями Демонстрация плакатов, на которых зафиксированы все результаты работы и заметен вклад каждого ученика свободный обмен мнениями и впечатлениями рефлексия, которая поможет учителю (модератору) определить степень усвоения учениками изучаемого материала или решения выдвинутой проблемы


Литература Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогичекое консультирование и супервизия: Монография/ М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко, В.О.Букетов, С.Н.Горычева, А.Г.Ширин/ Под ред. М.Н.Певзнера, О.А.Зайченко. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении/ Под ред.Б.В.Борисовой, Т.Ю.Аветовой и Л.И.Косовой.- СПб.: Изд –во «Полиграф-С», 2002.

Любая популярная социальная сеть требует ежедневной работы от создателей и чёткого надзора. Очень важно вовремя успевать удалять ненужную информацию с сайта. Чем больше пользователей регистрируется на сайте, тем больше фотографий и видеороликов загружается на сервис ежедневно. Естественно, что вероятность попадания на сайт аморальной или незаконной информации существенно возрастает. Что касается спамеров, то они так же предпочитают заниматься своей деятельностью исключительно на популярных сайтах, где больше людей. Поэтому очень важно уметь правильно и качественно модерировать сайт, потому что могут значительно испортить репутацию вашему ресурсу.

К примеру если вы будет развивать сайт про работу с недвижимостью и кто-то из пользователей пришлет вам свою статью, например статью про то как купить квартиру через Агентство недвижимости и это будет некачественная статья, то модератор должен либо отклонить такую статью, либо доработать статью и опубликовать.

Для модерации сайта можно привлечь его пользователей. Каждый, кто увидит фотографию или видеоролик, содержащий эротические кадры либо нецензурные выражения, может нажать на специальную кнопку, размещённую в правом нижнем углу. Она может называться «Спам » или «Пожаловаться ». Каждая такая жалоба направляется главным модераторам, которые в дальнейшем решают – оставить материал на сайте, или удалить его. В силу того, что работа модераторами ведётся круглосуточно и без выходных, ни одни запрещённый файл долго на сайте не задержится .

Большая часть жалоб является случайной или необоснованной. Поэтому модераторы в первую очередь обрабатывают те файлы, на которые поступило больше всего жалоб. Так качество и скорость работы существенно увеличиваются.

Стоит так же сказать и о том, что не все видео и фото материалы удаляются модераторами. Анкета пользователя в социальной сети – это его личное «пространство». И создатели сайта уважают личный выбор каждого. Поэтому если пользователь изъявит желание размещать на своей странице видео или фото эротического (но ни в коем случае не порнографического) содержания, то это желание будет удовлетворено.

  • Естественно, что для этого необходимо будет соответствующим образом называть загружаемые файлы.

Для ограждения пользователей от спама модераторы создали специальную антиспам-систему, которая способна распознавать текст, на который уже была подана жалоба, и заблокировать его. В некоторых случаях спамеры заменяют русские буквы цифрами, латиницей или даже иероглифами. Но благодаря быстрой реакции разработчиков, антиспам-система была усовершенствована и теперь распознает выражения в любом виде .

Moderare - в переводе с латинского - приводить в равновесие, управлять, регулировать.

Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. Первая известная публикация по этой теме также принадлежит перу немецких специалистов - «Идеи модерации» (K. Klebert, E. Schreder, W. Straub).

С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию. В основу разработки целей, содержания, приемов и методов модерации были положены педагогические, психологические и социологические аспекты, направленные на активное заинтересованное участие всех обучающихся в образовательном процессе, обеспечение комфортности на уроке каждого ученика, на формирование нацеленности обучающихся на достижение результатов.

Сегодня модерация - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Цели применения модерации - эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (учителя, воспитателя, обучающихся).

Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.

Принципы модерации:

  • - структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);
  • - систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);
  • - прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

По своей сути, процесс модерации является технологией управления образовательным процессом в классе (внеклассном мероприятии).

Структурированность модерации определяется разделением образовательного мероприятия на определенные взаимосвязанные фазы (части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы.

Технология модерации дает учителю возможность полноценно реализовать разработанный план урока путем организации, координации, мотивации и контроля запланированных учебных и воспитательных мероприятий. Технология модерации включает интерактивность обучения и гармонично сочетается с активными методами обучения. Технология модерации великолепно совмещает обучение и воспитание, обеспечивая эффективное овладение учащимися новыми знаниями и умениями, а также привитие и тренировку важных качеств личности и универсальных навыков. Технология модерации обеспечивает стабильное достижение запланированных результатов.

Помимо использования активных методов и модерации для учебной и воспитательной работы, учитель может использовать данные технологии для организации и проведения других школьных мероприятий, например, методических советов, родительских собраний, различных совещаний. Уверены, они станут намного интереснее и насыщеннее, будут занимать меньше времени и приносить более значимые результаты.

Важно отметить еще один эффект применения в школе технологии модерации. В данном электронном курсе мы рассказываем о модерации, как эффективной образовательной технологии. Однако, не менее эффективно модерация используется в профессиональной деятельности, например, для проведения совещаний, круглых столов, для решения производственных или общественных проблем. Присущие данной технологии возможности обеспечивают высокую результативность указанных мероприятий. Руководители организаций, компаний, подразделений, владеющие технологией модерации, могут использовать ее для повышения эффективности своей работы.

Обучаясь в школе, где на уроках используется модерация, ребята за 11 лет с успехом освоят данную технологию и смогут применять ее в своей профессиональной деятельности. Сейчас модерация начинает широко внедряться в передовых российских компаниях. При трудоустройстве молодого специалиста запись в резюме о владении технологией модерации может оказаться решающим фактором для принятия положительного решения.

Суммируя все, что было сказано о технологии модерации и технологии активных методах обучения, можно сделать следующие выводы:

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  • · формирование положительной учебной мотивации;
  • · повышение познавательной активности учащихся;
  • · активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
  • · стимулирование самостоятельной деятельности;
  • · развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
  • · эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  • · развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  • · развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • · раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
  • · развитие навыков самостоятельного умственного труда;
  • · развитие универсальных навыков.

Системное и целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе возможно при использовании технологии модерации. Это позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.

Приведенные эффекты АМО и модерации позволяют говорить о достижении высокого уровня качества обучения, качества как меры соответствия результатов школьного образования потребностям учеников, их родителей, общества, страны.

Одним из способов оптимизации социального взаимодействия является технология модерации. В любой сфере, связанной с взаимодействием людей, выбором целей, стратегий и образа действий, использование модерации значительно повышает эффективность работы и стремление достичь цели. Профессиональная модерация может значительно повысить уровень культуры общения и дискуссий, а также эффективность совместной работы в команде, организации в целом, другой социальной группе.

В современном значении под модерацией понимают сопровождение различных видов "помогающей" деятельности в социальной сфере. Ее технологическую основу составляет техника организации интерактивного общения, благодаря которой работа участников взаимодействия становится более целенаправленной и структурированной. Модерирующие технологии применяются в процессе консультирования в сфере профессионального взаимодействия и внутрисемейного общения, лежат в основе организации командной работы, бесконфликтного общения.

Модерация социального взаимодействия позволяет организовать его на основе доверия, взаимопонимания и сотрудничества, то есть, иными словами, сделать его диалогическим. Диалогичность социального взаимодействия рассматривается нами как равноправное взаимодействие его участников, в ходе которого происходит обмен информацией, взглядами, позициями и освоение социального опыта, что успешно в случае реализации чсловековедческой технологичности.

Человековедческая технологичность представляет собой совокупность умений, благодаря которым имеющиеся и получаемые антропологические знания опредмечиваются:

    в практических действиях индивидуума:

    в виде сбора информации и оказания помощи в интерпретации этой информации (семейный консультант, технолог по работе с родителями, спиндоктор, спичрайтер),

    в аналитической деятельности при принятии решений (логист, технолог-аналитик в социальной сфере, модератор, технолог-кризиспик, управленец, социальный работник и др.),

    в футурологическом проектировании эффективного делового спича (корпоративный менеджер, корпоративный секретарь и др.),

    в волевых и душевных умениях, которые выражаются:

    в четкой организации труда,

    в продуктивном использовании рабочего времени,

    в конфликта и стрессоустойчивости,

    в оптимизме,

В формировании здравого смысла как проявления природной разумности человека (в одних случаях это интуитивная осторожность, в других - дерзкий риск в принятии решений по выбору моделей поведения в профессиональной деятельности).

Модерация как явление связано со многими процессами гуманитарной деятельности, Модерация имеет место при проведении диагностических исследований, в сфере "помогающих профессий", в системе разрешения и предотвращения конфликтов, в разрешении кризисных ситуаций, в проведении фокус-1рупповых исследований и т.д.

Понятие "модератор" все шире входит в круг педагогических исследований. При переводе его на русский язык были попытки использовать слова "председатель" или "ведущий". Однако это не адекватная замена. В исходном варианте модератор (от moderator - возглавляющий группу ) - человек, имеющий более широкие права по сравнению с обыкновенными пользователями на общественных сетевых ресурсах: чатах, экоконференциях и т.д. Сегодня модератором называют также руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, ведущего Интернет-конференции.

Модерационные технологии сегодня становятся особенно важными при подготовке специалистов гуманитарной сферы к работе с людьми. Арнольд Тойнби утверждает, что время, в течение которого человечество стало способно создавать цивилизацию, составляет лишь 2% от времени существования человека на земле. Однако за столь короткий исторический срок люди сумели добиться весомых технических и экономических результатов, но менее выразительных социальных. Историческая "дистрофия" последних является причиной неэффективности использования достижений в области техники и экономики для благоустройства общественной и личной жизни людей. Этим объясняется усиленный интерес к человековедческим, гуманитарным технологиям, составляющим основу профессий типа "человек-человек", к которым относится и деятельность модератора.

Модератор должен соответствовать следующим требованиям:

    понимать сущность социальной значимости своей специальности,

    следовать этическим и правовым нормам общества,

    иметь аксиологические устремления (идеалы, ценности, приоритеты, мотивацию),

    знать законы межличностного общения и уметь использовать их на практике,

    обладать способностью принимать решения и нести за них ответственность,

    иметь личный социальный и производственный опыт,

    иметь способность учитывать чужой опыт и др.

Модерирующие технологии - разновидность гуманитарных, человековедческих технологий, основу которых составляет человековедческая компетентность, включающая человековедческую образованность и человековедчсскую технологичность.

На современном этапе чаще всего под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной.

Модератор - специалист, осуществляющий процесс модерации на основе использования технологий модерации.

Модерация рассматривается как один из видов сопровождения наряду с консультированием, супервизией, профессиональными тренингами.

Модерация направлена на раскрытие внутреннего потенциала личности. Этот процесс помогает потенциальное сделать актуальным, что имеет значение в любой профессиональной среде. Поэтому технология модерации может иметь существенное значение при подготовке многих профессий типа "человек-человек".

Подготовка модераторов в условиях отечественной практики предполагает диагностику профессионального опыта управленцев не только на основе требований профессиональных образовательных программ, но и с учетом модераторской компетентности. Важно соединить различные элементы ее диагностики таким образом, чтобы учесть содержательные характеристики деятельности, во-первых, руководителя школы, во-вторых, модератора.

Блоки требований, или области компетентности модератора:

    компетентность в содержании (предметном, управленческом);

    техника модерации;

    организаторские способности.

Эти блоки определяют три основных составляющих компетентности модератора:

    социальная компетентность при акцентировании внимания на умении работать в команде и выстраивать плодотворные взаимоотношения со слушателями;

    специальная компетентность в области повышения квалификации учителей, включающая в себя глубокие знания по теме курсовой подготовки, особенностей образования взрослых, методов управления социально-педагогическими системами и процессов их развития;

    собственно модераторская компетентность, обеспечивающая инициирование процессов обучения и межличностного общения, создание условий для личностного и профессионального саморазвития участников на основе со- и самоуправления процессом повышения своей квалификации; владение различными современными формами, технологиями и методами обучения.

Поскольку модерация как педагогический феномен используется в разных областях образовательной практики (внутришкольное и внешкольное повышение квалификации, управление школой, подготовка модераторов), то естественно предположить, что диагностика должна быть осуществлена либо по различным аспектам, либо носить ингегративный и универсальный характер и должна быть направлена именно на выявление специфической составляющей компетенции модератора. Дело в том, что подготовка модераторов предполагает определенную базу - практическую, теоретическую, а также психологическую готовность осуществлять повышение квалификации своих коллег. Поэтому соответствие требованиям по первой составляющей является обязательным. Другое дело, что этот аспект диагностики может и должен быть использован при выявлении профессиональных затруднений руководителей школ на перспективу, для разра­ботки содержательной компоненты образовательных программ и проектов подготовки модераторов, планирования межкурсового взаимодействия. При дальнейшем совершенствовании диагностического инструментария необходимо помнить и о том, что "знаниевая" сторона не есть последняя цель в подготовке модератора. Основной акцент должен быть сделан на формирование и развитие аналитических, рефлексивных, проектировочных умений, развитие интеллектуальной мобильности.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!