Достоевский мальчик у христа на елке аргумент. Урок-размышление на тему "Проблемы доброты и милосердия на страницах рассказа Ф.М

Эмоциональным срезом всего январского номера "Дневника писателя 1876" следует считать святочный рассказ "Мальчик у Христа на елке". Литературоведом Фридлендером установлен поэтический источник, который лег в основу фантастического рассказа Достоевского, - это стихотворение немецкого поэта Фридриха Рюккерта "Елка сироты". Конечно, по содержанию и по своей форме "Мальчик у Христа на елке" восходит также и к другим образцам святочных литературных произведений. Так, Достоевский в своем маленьком рассказе развил намеченную Диккенсом в "Рождественской песни в прозе" тему "душевного холода", "каменного сердца", из которого "еще никому ни разу не удавалось высечь…хоть искру сострадания". Вместе с тем Струдж из "Рождественской песте в прозе", всюду вносивший "леденящую атмосферу", каким-то чудодейственным образом перерождается доброго рождественского дядюшку. Диккенс Ч. Собр. соч. в 10-и томах. Т. 8. М., 1986, С. 8.

У Достоевского в "Мальчике у Христа на елке" перед Рождеством преобразился лишь Петербург. Он описан глазами шестилетнего мальчика, заброшенного из провинции в столицу: "Господи, какой город!" "Вот и опять улица, - ох, какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!" "И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз!". Холодный свет бездушного праздничного Петербурга противопоставлен черному мраку захолустного городишка, "откудова" приехал мальчик: "Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь - господи, кабы покушать!".

Счастье и радость совсем рядом, но вопреки канонам святочного рассказа, они не для сироты. Мальчик будто оказался в ирреальном мире. Он бежит по улицам огромного таинственного города и не ведает, что ждет его впереди. Ребенок не знает и о том, как он с матерью оказался в этом городе, по какому случаю зажжено столько огней, он не ведает даже о смерти матери. Время от времени его привлекают праздничные витрины, свет в окнах домов, но это лишь на минуту. Ничего в рассказе сверхъестественного не происходит, более того, в рождественскую ночь голодный ребенок замерзает на чужом дворе, в подворотне, за дровами. Чудо не происходит даже на бытовом уровне. Писатель неоднократно напоминает, что мальчику хотелось есть, однако никто его так и не накормил.

И случилось то, что и могло случиться с сиротой в чужом городе среди людей с "каменным сердцем". Концовка рассказа воистину трагична: ни умиления, ни раскаяния в ней. Никто так и не пожалел его, и когда другой мальчик, постарше и, видимо, такой же бездомный, сорвал с него картуз и опрокинул ребенка оземъ, то стоящие у праздничной витрины люди закричали (кто смел нарушить их покой!), мальчик "обомлел", "вскочил и бежать - бежать".

Ребенок, умирая в рождественскую ночь, слышит во сне пение матери, видит прекрасную елку, "Христову елку", вокруг летают мальчики и девочки, у которых никогда не было елки. Одних бросили матери сразу после рождения - и замерзли они в своих корзинах у чужих дверей; "Мальчик у Христа на елке" - самый не святочный рассказ наряду рождественских произведений. Ребенку "одиноко и жутко", оборваны не только социальные связи, но и родственные; в памяти остался лишь городишко, где "по ночам такой черный мрак", но там было тепло и "ему давали кушать". Его одиночество не согрето даже воспоминаниями о матери. Р.Г. Айрапетян "Как и чем и кто виноват?", Научные сообщения, 2007 год., М.

Январский выпуск "Дневника писателя" за 1876 год является своеобразной увертюрой ко всему произведению. В нем мы впервые встречаемся со всеми главными темами книги. Здесь определяются их тональность и строй. Не исключение и женская тема. Пять небольших эпизодов, вкрапленных в разные статьи первого номера, воспроизводят как бы пять вариантов судьбы современной "Дневнику" женщины. Наиболее полно рассказано "об убийстве мещанки Перовой и об самоубийстве ее убийцы". Пунктиром дана жизнь девочки - "вуйки", о которой писатель говорит в связи с рассказом о рождественских праздниках в доме художников: она "ни за что не сумеет выйти замуж, несмотря на всё желание". Несколько строк посвящено умирающей матери мальчика, попавшего на Христову ёлку. Лаконично и ярко пишет Достоевский о женщине, ударившей ножом своего мужа-алкоголика. Наконец, говоря о возрастающей силе власти, писатель вспоминает об одной даме, которую "один начальник станции вытащил собственной властью и рукой, чтобы отдать её какому-то господину, который пожаловался этому начальнику, что это жена его и находится от него в бегах". Если присмотреться ко всем этим историям внимательнее, то, конечно же, это никаких не пять вариантов судьбы, а всего-навсего единственный, исполненный горечи и драматизма.

Первое, что обращает на себя внимание, это то, что русская женщина находится в конфликтных отношениях с мужчиной. Она лишена любви и семьи, и эта противоестественная ситуация толкает ее к противоестественным поступкам. Традиционно долг женщины состоит в том, чтобы беречь семейный очаг, рожать и воспитывать детей. А современница "Дневника"? Она либо, как Перова, ведёт беспутный образ жизни, либо, как мать мальчика или дама на станции, покидает свой дом, либо, что противоестественнее всего, становится убийцей - вместо жизни несёт смерть. И толкает её к этому современный русский мужчина. Сожитель Перовой "был из новейших: "Не мне, так никому". Он дал ей слово, что "оставит её", и варварски зарезал её ночью, обдуманно и преднамеренно, а затем зарезался сам". На рождественской ёлке "подростки (не дети, а подростки, будущие молодые люди, в разных мундирчиках, и которых была тьма) - толкаются нестерпимо, не извиняясь и проходя мимо с полным правом". В случае с ножом "пьяный муж пришёл к жене, которую бросил и не кормил с детьми много месяцев, и стал бить её, чтобы вымучить еще водки". Начальник станции высадил даму из вагона "без суда, без всякого подозрения, что он сделать это не вправе". Современный "Дневнику" русский мужчина, волею исторических обстоятельств, оказавшийся хозяином современной русской действительности, настолько самонадеян и эгоистичен, что оказывается неспособным жить по совести - честно и справедливо. Он разрушается сам, разрушает семью, подталкивает женщину к преступлению.

И, тем не менее, не всё потеряно, и надежда есть, потому что, несмотря на все тяготы судьбы современной русской женщины, она остаётся-таки женщиной: она остаётся матерью. Этот факт Достоевский подчёркивает во всех случаях, когда он имеет место (а в январском выпуске детей нет только у девочки - "вуйки", что вполне естественно, да у дамы в вагоне, про которую вообще ничего не известно). Надежды, которые возлагает в связи с этим обстоятельством на русскую женщину автор, получают поддержку в картине Христовой Ёлки, куда кроме невинных детей допущены их матери. И хотя стоят эти матери в сторонке, Христос с ними: "все у Христа, и Он Сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей". Почему "грешных"? Вопрос риторический в контексте январского выпуска "Дневника писателя". Впрочем, как уже говорилось, январский выпуск - это своеобразная увертюра ко всей книге, в которой многие принципиальные моменты уточняются и разъясняются. Намеченная здесь системой женских образов концепция обретает в дальнейшем плоть и кровь, намёки разворачиваются в пространные рассуждения, характеры получают художественную завершённость и полноту. П. Фокин "Женский вопрос" в "Дневнике писателя" 1876-77 гг. Ф.М. Достоевского

Резко выделяется несколько законченных художественных произведений. Широко известен рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» (см. полный его текст на нашем сайте).

26 декабря 1875 г. Достоевский с дочерью посетил рождественскую ёлку и детский бал в Санкт-Петербургском клубе художников; на следующий день, 27 декабря, он в обществе А. Ф. Кони побывал в колонии для малолетних преступников (на окраине Петербурга, на Охте, за Пороховыми заводами). И в те же дни, «перед ёлкой, и в самую ёлку перед рождеством», он несколько раз встретил на улице привлекшего его внимание нищего мальчика, ходившего «с ручкой», т. е. просившего милостыню. Все эти впечатления, многократно отраженные в записной тетради Достоевского в декабре 1875 – январе 1876 г., получили художественно-публицистическое воплощение на страницах январского выпуска «Дневника писателя». Подготовляя его, автор в начале января писал, что намерен сказать в первом номере возобновленного «Дневника» «кое-что о детях – о детях вообще, о детях с отцами, о детях без отцов в особенности, о детях на ёлках, без елок, о детях преступниках…» (письмо к Вс. С. Соловьеву от 11 января 1876 г. С размышлениями писателя «о русских теперешних детях», составляющими стержень двух первых глав январского выпуска «Дневника» и связан «святочный рассказ» «Мальчик у Христа на ёлке». Он написан в традиционной форме фантастического рождественского рассказа, чей жанр и многие детали восходят к классическим образцам этого жанра: «Девочке с серными спичками» Г. Х. Андерсена и «Рождественским рассказам» Ч. Диккенса .

Достоевский. Мальчик у Христа на ёлке. Аудиокнига

Писатель встречает в морозный вечер перед Рождеством мальчика лет семи, который ходит «с ручкой», т. е. просит милостыню. Описывается несчастная судьба маленьких нищих, ютящихся в подвалах среди пьяных и развратных «халатников» и вырастающих бродягами и воришками. Эта встреча вызывает у автора образ замерзшего до смерти зимой мальчика, которого Христос приводит к себе на ёлку.

Все залито светом; вокруг «Христовой ёлки» кружатся и летают сияющие дети; их матери стоят тут же: «Каждая узнает своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо». Видение Христовой ёлки для маленьких замученных детей – первый набросок видения Алёши Карамазова . Алёша видит в «Кане Галилейской» такой же светлый праздник, такую же победу над смертью и тлением.

В святочном рассказе уже найден тот незабываемый взволнованно – умиленный тон, который пронзает нас в «Кане Галилейской». Замерзший мальчик спрашивает: «Кто вы мальчики? Кто вы девочки? – «Это Христова ёлка, – отвечают они ему. – У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых там нет своей ёлки...» И Он Сам посреди их и простирает к ним руки и благословляет их и их грешных матерей». Так же спрашивает Алёша старца Зосиму и так же радостно указывает тот ему на «Солнце наше» – Христа.

В рассказе тема замученных детей еще не отделена от темы мистической вечери Агнца. Замена в «Братьях Карамазовых » рождественского сюжета (ёлка) евангельской притчей о браке в Кане переносит нас в более высокий план религиозной символики. Так, воскресение в «детском раю» замерзшего мальчика предваряет воскресение старца Зосимы на брачном пире Христа.

По свидетельству жены Фёдора Михайловича, А. Г. Достоевской, «Мальчик у Христа на ёлке» принадлежал (наряду со «Столетней» и «Мужиком Мареем») к числу тех художественных произведений из «Дневника писателя», которые писатель в конце жизни больше всего ценил.

3 апреля 1879 г. Достоевский публично читал «Мальчика у Христа на ёлке» в пасхальные дни на литературном чтении для детей в пользу Фребелевского общества в Петербурге, в Соляном городке. На чтение писатель взял с собою сына и дочь. Прием был восторженный, группа маленьких слушателей поднесла чтецу букет цветов. 16 декабря 1879 г. Достоевский снова прочел рассказ на литературном утре в пользу общества вспоможествования нуждающимся ученикам Ларинской гимназии.


В рассказе Федора Михайловича Достоевского «Мальчик у Христа на елке» ставится проблема детских страданий в мире взрослых.

Главный герой произведения – маленький мальчик, которому хочется найти место в окружающем мире. Но этому миру он оказывается не нужен. В городе все «кричат, бегут и едут», ночью светло, как днем, а от людей, которых встречает одинокий ребенок на своем пути, он видит либо равнодушие, либо угрозу. «Блюститель порядка» отвернулся, прошел мимо, «большой злой мальчик» ударил, барыня дала ему в руку копеечку, а сама «отворила ему дверь на улицу». В итоге герой погибает, замерзнув на каком-то дворе.

Автор сочувствует мальчику и жалеет его. В его гибели и страданиях он винит взрослых людей, которые проявили равнодушие и бесчеловечность по отношению к ребенку. Ведь дети очень уязвимы и беззащитны. И взрослые об этом забывать не должны.

Я согласна с позицией писателя.

Дети не должны умирать от холода и голода, от людского равнодушия, как герой рассказа Ф.М. Достоевского. Ведь главное в жизни – это добро и сострадание, именно на них держится наш мир. Поэтому взрослые люди должны оберегать детей, окружать заботой, вниманием и помогать преодолевать им жизненные трудности.

Проблема детских страданий поднималась часто в литературных произведениях.

Вспомним знаменитую сказку Г.К. Андерсена «Девочка со спичками». Героиня произведения - маленькая девочка, которую отец отправил в город продавать спички. Она брела по улицам с непокрытой головой и босая. Домой вернуться девочка не могла, так как боялась гнева отца. Ведь за весь день она не продала ни одной спички.

И никто из окружающих людей не проявил к ней сострадания. Героиня сказки замерзла на улице, зажигая спички, и попала туда, «где нет ни холода, ни голода, ни страха – к Богу». Она вместе с бабушкой вознеслась на небо. Ганс Кристиан Андерсен не хотел мириться с жестокостью по отношению к детям, и через свое произведение он пытался пробудить в людях милосердие и сострадание к тем, кто в первую очередь нуждается в помощи.

В произведении А.П. Чехова «Ванька» идет речь о девятилетнем мальчике, которого отправили на ученье в город к сапожнику. Там его бьют, не кормят досыта. Он даже не может спать по ночам, так как качает люльку с ребенком. Мальчику плохо у сапожника, ему хочется вернуться домой, к дедушке. И он пишет ему письмо, где описывает свои страдания. Но дедушка не приедет и даже не узнает о переживаниях Ваньки. Ведь такого почтового адреса, который написал мальчик на письме, не существует. И про обиду и боль героя рассказа никто не узнает.

Данные примеры показывают нам, что каждый человек способен изменить мир и сделать его лучше, добрее и благороднее. Он только должен приложить усилия. Именно так считал Ф.М.Достоевский, утверждая о том, что человек не имеет права проходить мимо несчастий, происходящих рядом с ним, так как он несет ответственность как за свои собственные поступки, так и за любое зло, которое происходит в мире.

Обновлено: 2017-11-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Маленький рождественский рассказ «Мальчик у Христа на елке» написал Ф. И. Достоевский. Он очень сильно перекликается с рассказом великого датского сказочника Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками». Если в них вдумываешься, то сразу вспоминаются страшные судьбы детей, повинных только в том, что они нищие, а потому лишены всех радостей, которое им положены. Их удел - несбывшиеся мечты и страдания. Ниже будет изложено краткое содержание «Мальчика у Христа на елке» - шедевра русского гения.

История создания

После того как Федор Михайлович свозил свою шестилетнюю дочку Любочку в 1876 году на веселый детский бал и красивую рождественскую елку 26 декабря, на следующий день он несколько раз встретил на улицах Петербурга мальчика лет семи, просящего милостыню. Такие дети обыкновенно посылаются в любой мороз на улицу за деньгами, и когда возвращаются, то у них все до копейки отбирают взрослые и напиваются до беспамятства. Эти контрастные впечатления легли в основу произведения «Мальчик у Христа на елке», которое было напечатано в конце января 1877 года.

Вступление

Рассказ состоит из двух частей. В первой автор описывает детей фабричных рабочих. Эти бедолаги живут совершенно в нечеловеческих условиях, снимая не комнату, а только угол. Они перестают быть людьми, прогоняя своих малолетних детей в любую погоду собирать милостыню.

Ребенок, просящий милостыню, сам себя называл «мальчик с ручкой». Принесенные деньги родители тут же пропивают. Иногда, чтобы посмеяться над ребенком, ему насильно вливают в рот водку, и он от этой отравы, задыхаясь, бессильно падает на пол. Когда мальчики подрастают, их отправляют работать на фабрику, деньги у них отбирают и снова пропивают. Чтобы выжить, дети пускаются воровать и быстро привыкают к жульничеству, даже не понимая, что совершают преступление.

Завязка сюжета

Романисту «кажется», что он сочинил рассказ о реально происходящих где-то событиях. По его мнению, все события происходят во время сильных морозов в громадном городе. Его герой, мальчуган лет пяти-шести, проснулся в гадком холодном вонючем подвале. Мы начинаем пересказывать краткое содержание «Мальчика у Христа на елке».

Ребенку было очень холодно и хотелось есть, но никто, даже мать, лежавшая тяжело больная в забытьи, не обращала на него внимания. Он развлекал себя тем, что выдыхал воздух изо рта, а тот превращался в маленькое белое облачко. Так прошел весь день, за который он не нашел ни одной корочки хлеба. День закончился, но никто не зажег огня. Мальчуган с недоумением пытался разбудить свою матушку, но она почему-то не просыпалась и стала холодная, как стены.

Продолжение рассказа

Тогда он нашел свой картузик и на ощупь вышел из подвала. Мальчуган приехал из маленького городка, где по вечерам всегда запирались ставни, но ему всегда давали покушать. Ах, как ему сейчас хотелось есть! А здесь, на широких светлых улицах, кипит жизнь.

За окнами он видит большое дерево, игрушечную лошадку, веселых детишек, которые бегают и играют. Этот богатый и красивый мир, которого он никогда прежде не видел, вызывает у мальчика восхищение. Тем временем он совсем замерз: у него покраснели и престали сгибаться пальчики на ручках и на ножках. Он заплакал и побежал дальше. Вдруг через стекло он увидел стол, уставленный пирогами, за которым сидели барыни и угощали всех, кто к ним заходил. Дальше краткое содержание «Мальчика у Христа на елке» становится еще печальнее. Мальчуган пробрался в дом, но его быстро выпроводили, сунув в окоченевшие пальчики копеечку, которую он не смог удержать ими, и она укатилась. Побежал мальчуган неизвестно куда. Ему и страшно, и тоскливо. Но вдруг он увидел в витрине куколок, разодетых в красивые разноцветные платьица, и рядом с ними - скрипача-старичка. Вдруг весело стало нашему малышу. Только недолгой была его радость. Об этом сообщает краткое содержание «Мальчика у Христа на елке». На него налетел злобный большой мальчик и сорвал с головы картузик, пнул ногой. Упал и покатился малыш. Он ужасно испугался и забежал в какой-то двор и спрятался за дровами. Вдруг ему стало тепло-тепло и захотелось заснуть.

Окончание

Тут он услышал (так продолжает свое повествование Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке») ласковый голос мамы. Но другой тихий голос позвал его на ёлку.

Кто-то над ним нагнулся, поднял его, и тут произошло чудо: все засияло, появилась нарядная елка, и вокруг забегали девочки и мальчики, стали его целовать и летать вместе с ним. А мама-то стоит в сторонке и улыбается. Мальчишечке хочется всем рассказать про увиденных куколок и узнать, где он сейчас. «Девочки и мальчики, вы кто?» - спрашивает он своих новых друзей и узнает от них, что они все умерли и стали ангелами, и для них Христос всегда устраивает в этот день елку. Они здесь все счастливы, как и счастливы их матери.

Финал

Утром дворники за поленницей нашли замерзший трупик маленького мальчика. Они также нашли его мертвую мать. Автору все кажется, что это все могло произойти в действительности, а о событиях на небесах он и не знает, что сказать. Ведь не случайно он писатель, мог все и придумать - такая профессия.

Персонажи рассказа

Главным действующим лицом рассказа является безымянный мальчик, которому автор намеренно не дал имя, ибо имя ему - легион. Такая ужасная история может произойти с любым. Этот добрый и беззащитный малыш впоследствии может подрасти и стать «мальчиком с ручкой» из первой части рассказа. Но пока это несчастное голодное и замерзшее дитя, которое никому не нужно. Перед нами пройдут все основные герои «Мальчика у Христа на ёлке».

К нему с плохо скрытой злобой или совершенным безразличием относятся жильцы подвала, снимающие углы: совершенно бесчувственный пьяный фабричный работник, который крепко спит, и озлобленная от ревматических болей старушка.

Его старается не заметить на праздничной улице полицейский, намеренно отворачиваясь.

Малыша выгоняют перед самым Рождеством, вместо того чтобы накормить и обогреть, богатые барыни. Они нарушают тем самым российские рождественские и святочные традиции.

«Мальчик у Христа на елке»: анализ

Если в первой части рассказа нам представлен реальный грубый и жестокий мир, то во второй происходит смешение действительности и фантастической, иллюзорной истории, которые противопоставлены в двух ипостасях. Что говорит анализ? Мальчик у Христа на ёлке, только умерев и попав на небеса, познал счастье, доброту и милосердие. В жизни он видел только мир за стеклом сияющих окон, где все радуются и веселятся, вкусно и сытно едят и получают подарки.

Кроме того, он видел, что есть кукольный красивый мирок, в котором куколки противопоставлены живым черствым бездушным людям. Малыш, который замерзает на улицах большого города, ни единому человеку не интересен и не нужен. Это полная горькая правда, которую раскрывает Ф. М. Достоевский. Он подчеркивает в конце рассказа, что на елке у Христа очень много детей, которые погибли, не познав доброты и милосердия.

Писатель хочет достучаться до сердец людей, написав рассказ «Мальчик у Христа на елке». Достоевский своей сказкой взывает о помощи всем обездоленным детям. Несчастные и брошенные, а потому погибшие дети у него обретают мир и покой только на небе.

«Мальчик у Христа на елке»: отзывы

Все до единого современные читали очень рекомендуют ознакомиться с этим произведением. Оно несет огромную смысловую нагрузку, имеет большое нравственное и моральное значение. Этот трогательный и печальный рассказ предлагает всем, у кого сложилась хорошо жизнь, оглянуться, чтобы чужие несчастья болью отозвались в сердце. Читатели считают, что произведение полезно обсуждать вместе с детьми, которые растут, не испытывая горя, желания которых часто исполняются. Они должны знать, что и в наше время есть детские дома, где ребятишки живут не слишком плохо, но им не хватает любви и ласки, настоящей семейной жизни, своего родного уголка. Надо научить себя и своих детей ценить то, чем все обладают, не жаловаться на жизнь. Отдельные читатели жалеют, что это произведение не проходят в школе.

Сам Ф. М. Достоевский не раз читал это произведение на публике и всегда вызывал эмоциональный отклик у слушателей.

Судьбе несчастных детей посвящен рассказ «Мальчик у Христа на елке». Это произведение можно отнести к жанру так называемых святочных рассказов. Традиция жанра состоит в том, чтобы накануне светлого праздника Рождества Христова пробудить добрые чувства в душах людей. Обычно святочные рассказы непременно заканчивались счастливым концом. Но в рассказе «Мальчик у Христа на елке» писатель отступает от традиции. Его маленький безымянный герой не получает рождественского подарка от окружающих его людей, а находит счастье и упокоение на елке у Христа, то есть в Царствии Небесном. В самом начале автор подчеркивает, что рассказывает выдуманную историю: «…ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз». И в дальнейшем повествовании подчеркивает, что на самом деле этой истории не было, она будто бы приснилась писателю: «Мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал… Ему очень хотелось кушать». Однако ребенка накормить некому. «Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена». Ребенок не понимает, что его мама умерла, он только чувствует, что она не даст ему еды, и тогда он в отчаянии выходит на улицу, где сильный мороз.

«Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, - тщетно мечтает малыш, - и так больно стало вдруг пальчикам…» Но некому позаботиться о нем, никому он не нужен: «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика».

А тем временем жители города готовятся встретить Рождество. Вот мальчик видит в одном из домов «…большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то». Но и нарядным, чистеньким детям нет никакого дела до голодного замерзающего ребенка. А тут еще ему наносят незаслуженную обиду: «…большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, - и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно». С этого момента и тон, и обстановка рассказа меняются.

В чужом дворе ребенок нашел успокоение:

« -Пойдем ко мне на елку, мальчик, - прошептал над ним вдруг тихий голос. Он подумал было, что это все его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, - о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом всё куколки, - но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно…» И мы догадываемся, что это Христос призвал к себе малыша: «У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки…» Мы понимаем, что бедный сиротка умер от холода и голода, что его душа отлетела в мир иной. Там он увидел таких же, как он сам, детей: «…мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и Он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их…» А в земной жизни «…наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика…» Рассказ заканчивается авторским объяснением с читателями: «И зачем же я сочинил такую историю?.. Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, - то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа - уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать». В этих последних словах заключена горькая ирония писателя. Он обличает общество, бросающее на произвол судьбы десятки и сотни несчастных маленьких детей, лишенных родительской заботы, и только Христос может утешить их и повести за собой в Царствие Небесное.

Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей, чтобы показать, как несправедливо устроена наша жизнь - есть в ней бедные, нищие, а есть - богатые. Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь.

Особенно волновало Достоевского положение обездоленных детей. Ему принадлежит знаменитая фраза о том, что никакое светлое будущее не стоит слезинки одного ребенка.

Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.

У святочных рассказов хороший конец, а ведь мальчик умер. Финал рассказа никак не назовешь счастливым.

Это Достоевский предлагает тебе, читателю, решить, счастливый ли здесь финал или нет, Если веришь в ёлку у Христа - то счастливый, если нет - другое дело. Веришь или нет - вот что главное.

Мне финал показался и счастливым, и трагическим: ведь мальчик умер, но, с другой стороны, он попал на елку, почувствовал себя счастливым.

Милосердие…Что означает это понятие? К кому их героев рассказа можно отнести это качество?Милосердие - это делать что-то хорошее другому человеку, помогать ему. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа - Христу ("тихому голосу").

Что такое "милосердие"?.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать - жалеть, сочувствовать.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Предпринимательский институт педагогики и психологии

Факультет педагогики, социальной работы и физической культуры

Кафедра педагогики и предметных технологий

Анализ святочного рассказа

Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Выполнила:

Студентка 1 курса по направлению

подготовки «Педагогическое образование»

профилю подготовки «Дошкольное образование»

группа ДО-11 з/о

Алиева Г.М.

Проверила:

кандидат филологических наук,

доцент кафедры литературы

Громова Т.Ю.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!