Достопримечательностью Древнего Рима был. Воины-гунны в сражении

Царский период. Италия расположена на Апеннинском полуострове в центре Средиземного моря. Ее береговая линия развита значительно меньше, чем в Греции, и рядом с материком нет усеянного островами моря, поэтому мореплавание не получило здесь такого развития, как в Греции. Зато Италия обширнее и удобнее для земледелия и скотоводства.

Древние греки, удивленные богатой растительностью Апеннинского полуострова и обилием скота, назвали южную часть полуострова «страной телят» – Италией. В дальнейшем это название распространилось на весь полуостров.

Лингвистические, археологические, антропологические и исторические исследования свидетельствуют, что италийцы родственны эллинам, более того, доказывают, что они происходят из одного и того же племени, впоследствии разделившегося на две основные ветви.

В начале 1 тыс. до н.э. Италию постепенно заселяли этруски на севере, греки – на юге, финикийцы – на острове Сицилия.

Между этими народами происходили частые войны, следствием которых было появление множества обездоленных людей из разрушенных городов. Эти беженцы селились вблизи крепостей и подчинялись местным властям. Так в 753 г. до н.э. возник Рим (лат. Roma), бывший до этого небольшой крепостью, жители которого, как потомки его отцов основателей, называлисьпатрициями. Переселенцы же и их потомки стали называться плебеями, Они платили налог, служили в армии, но не имели земли.

Земля и земледелие в Риме и Италии с самого начала играли определяющую роль. Италийцы поселились на полуострове уже земледельцами, и основное звено общины составляли хозяева земельных участков. Когда с течением времени прямые потомки первых жителей Рима утратили большую часть земли, первоначально им принадлежавшей, римский царь Сервий Туллий (578-534 до н.э.) своей реформой всех жителей Рима поделил на оседлых хозяев и пролетариев (от лат. proles – потомство), возложив на первых все общинные повинности и дав им полные права. Пролетарии же были настолько бедны, что не могли служить в армии и единственным их достоянием было воспроизведение потомства.

История Рима показывает, что сила государства и отдельных лиц в – их владении землей. Именно этим и объясняются в первую очередь величие и сила Рима. Первоначально земля находилась в общинном владении родов, частная собственность состояла в скоте, но уже к VI в. до н.э. земля становится частной собственностью. Римляне выращивали полбу (разновидность пшеницы) и занимались виноделием. В VIII-VII вв. до н.э. в Риме уже существовали ремесла: так, во времена царя Нумы Помпилия (ок. 715 – ок. 672 до н.э.) в Риме существовали восемь цехов ремесленников. Их положение было почетно, но стало ухудшаться с реформы предпоследнего римского царя Сервия Туллия, по которой полноправными были только земледельцы.

Торговля в первом периоде римской истории ограничивалась пределами Италии и осуществлялась на ярмарках, главной из которых была ярмарка у горы Соракта. Основными предметами обмена издревле были быки, бараны, медь. Найденные археологами раскопки свидетельствуют, что в этих ярмарках участвовали купцы других стран. Рим с самого начала занимал исключительное положение, потому что был средоточием деятельной земледельческой общины и оживленным торговым пунктом.

Государственное устройство первого периода римской истории воспроизводило семейные отношения: во главе государства стоял пожизненно избиравщийся царь, наделенный всеми признаками отца в семье. Единственным ограничением его власти было то, что он мог лишь применять законы, а не изменять их.

Граждане в Древнем Риме были равноправны между собой, не существовало никаких сословных различий, не граждане (чужеземцы, рабы) были бесправны.

Для получения согласия народа на войну и изменение закона царь не реже двух раз в год созывал народное собрание всех граждан. Родоначальники 300 родов, положивших основание Римского государства (300 человек) и называвшихся поэтому «отцами», составляли сенат.

Период Республики. В 509 г. до н.э. римляне изгнали последнего царя Тарквиния(534/533-510/509 до н.э.) за то, что он не советовался с сенатом, несправедливо приговаривал граждан к смертной казни с конфискацией имущества. Народ клятвенно обязался никогда не допускать восстановления царской власти. Образовалась Республика, просуществовавшая пять столетий. Власть в Республике вручалась двум консулам сроком на один год, один из которых должен быть плебеем. Каждый из них обладал всей полнотой власти, но обязательными были только те распоряжения, которые исходили от обоих консулов. Защиту прав плебсов осуществляли народные трибуны.

С 509 по 265 гг. до н.э. все события римской истории укладываются в два процесса: борьба плебеев с патрициями за гражданские права и борьба римлян за подчинение всей Италии. 20 лет спустя после изгнания царей в Риме вспыхнуло восстание плебеев против патрициев, следствием которого явилась реформа государственного управления: кроме двух патрицианских консулов было решено ежегодно выбирать двух плебейских трибунов, обладавших правом «вето» на распоряжение консулов и сената, касающееся плебеев. В результате борьбы патрициев и плебеев в 471 г. до н.э. появились публиевские законы, по которым плебеи отныне получили право занимать консульские и другие должности и получать землю на общинном поле. Было запрещено обращать римских граждан в рабство за долги.

Основой экономической жизни по-прежнему оставалось земледелие. Наряду с мелкой собственностью появились крупные хозяйства с применением рабского труда. Главной сельскохозяйственной культурой вместо полбы становится пшеница. Появляется сначала медная, а затем и полноценная серебряная монета. Развитие ремесел в Риме происходило медленно, так как мелкими ремеслами в каждом доме занимались рабы, кроме того государство, ориентировавшееся на земельных собственников, не способствовало их развитию.

К IV-III вв. до н.э. относятся многочисленные мероприятия по поддержанию чистоты в городе, безопасности, распоряжения о постройках, банях, трактирах. При Аппии Клавдии, занимавшем должности цензора, консула и ставшем в 292 г. до н.э. диктатором, сенат отступил от прежней системы крайней бережливости в расходах: были созданы дорогие, но полезные сооружения, отличные дороги в разные концы Италии, в том числе знаменитая Аппиева дорога; превосходный водопровод в Риме; осушены обширные участки, создавшие новые места для заселений и т.д. Аппия считают основателем юриспруденции.

В этот период на Апеннинском полуострове проживало не менее 12 народностей, враждовавших между собой. Более 200 лет Рим вел с ними войны и постепенно в течение V-III столетий до н.э. установил господство над большей частью Италии. Вместе с распространением на весь полуостров власти римлян распространялись и их нравы, язык, и все италийские племена постепенно романизировались.

Пунические войны. Карфаген, основанный финикийцами на северном берегу Африки, был расположен на пути от богатого материка Азия к Средиземному морю, что позволило его жителям развить торговлю в невиданных до тех пор размерах: они были посредниками по обмену всех товаров от Испании до Индостана.

К концу III столетия до н.э. владения Рима подступили к острову Сицилия, но здесь стремления римлян столкнулись с Карфагеном, превратившимся к этому времени в сильную морскую державу Средиземноморья. Так обозначаются три войны Рима против карфагенян (пунийцев).

С 264 по 241 гг. проходила 1-я Пуническая война, закончившаяся поражением пунийцев (карфагенян), вынужденных отдать Сицилию и Сардинию и заплатить контрибуцию Риму. Но римляне остались недовольными итогами войны, так как их целью был самый богатый в то время город Карфаген.

В ходе 2-й Пунической войны (218-201 до н.э.) Карфаген лишился всех своих внеафриканских владений и роли великой державы. Самой короткой была 3-я Пуническая война (148-146 гг. до н.э.), в ходе которой Карфаген после долгой осады был взят, разграблен, сожжен и по постановлению римского сената стерт с лица земли. За эти же годы римляне разгромили Македонию, разбили войска сирийского царя, а позднее подчинили своей власти Грецию и Западную часть Малой Азии. Так, к концу II в. до н.э. Рим стал центром Средиземного моря.

В этот период в Риме в колоссальных размерах развивалось денежное хозяйство: существовало множество банков, выполнявших всевозможные посреднические функции в различных денежных расчетах; развивалась внешняя торговля; постепенно все население охватило стремление к приобретению богатства, долгом чести и совести считалось аккуратно вести свои денежные дела и увеличивать, а не проживать полученное наследство. В результате Пунических войн и других военных походов римская община значительно расширила свои земельные владения, следствием чего явились новые формы экономической деятельности. Многие завоеванные и конфискованные земли были малоплодородными и, как для правительства, так и для колонистов-крестьян, могли стать слишком дорогим удовольствием. По этой причине правящий класс открыл простор частному предпринимательству: желающим предоставили возможность разрабатывать пустующую землю с условием ежегодно вносить в казну десятину с посева, одну пятую часть с посадок и сбор с числа голов скота, выгонявшегося на пастбища. Следствием этого процесса были такие явления, как рост крупного землевладения, рост числа безземельных, составивших армию батраков, и появление такого крупного социального и экономического фактора, как рабовладение: привозные рабы как результат завоеваний.

Основным типом рабовладельческого хозяйства стали виллы (площадью 25-100 га), где работало несколько десятков рабов. Их хозяйство было многоотраслевым, интенсивным. Виллы размещались вблизи городов, куда сбывали часть своего урожая. Вилла как форма организации хозяйства имела преимущества по сравнению с мелким крестьянским хозяйством – здесь применялась кооперация труда, труд был лучше организован, использовались разнообразные орудия и применялись передовые агрономические методы.

Во II в. до н.э. в Риме возникли латифундии – крупные, главным образом скотоводческие, хозяйства римской знати, основанные на рабском труде. Владельцами новой государственной земли стали в основном римские нобили, к пользованию казенной землей был допущен и второй имущественный разряд – всадники, люди чисто городских и торговых профессий, теснившиеся на торгах для получения аренды. В аренду сдавались солеварни, леса, дегтярные предприятия. Вместе с тем шел процесс скупки мелких владений и превращения их в большие фермы с целостной экономической организацией. Появляются агрономические трактаты, римляне переводят карфагенских авторов, пользуясь их сельскохозяйственными уроками. С этого времени становится известным сочинение римского политического деятеля Катона (II в. до н.э.) «Об агрокультуре», которое известный историк XX в. Р. Виппер оценил следующим образом: «В нем отражается эта новая для Италии жажда земли, не крестьянская, не лично-трудовая, а помещичья, предпринимательская, отражается взгляд капиталиста, который уже строит на земельном хозяйстве сложный бюджет».

Хотя к концу II в. до н.э. Рим и превратился в великую мировую державу, он клонился к упадку, поскольку с развитием крупного землевладения, использовавшим колоссально развитый невольничий труд, в корне был разрушен фактор, на который издавна опиралось государство: хозяйство мелких землевладельцев. Во всех отраслях деятельности применялся труд рабов, которые занимались ремеслами, руководили большими предприятиями своих господ, учили детей, управляли банковскими операциями. Количество их было огромно, а положение крайне тяжелым. С начала II в. до н.э. в Италии непрерывно происходят восстания рабов: 134-132 гг. до н.э. – восстание в Сицилии, было казнено свыше 20000 человек, 73-71 гг. до н.э. – восстание под руководством Спартака, было казнено более 6000 человек.

Однако угроза государству была не в бунтах рабов, а в падении класса мелких собственников, развивавшегося параллельно с усилением рабства. Римское правительство всегда поддерживало мелкое землевладение путем раздачи неимущим вновь приобретенной земли, однако, после Пунических войн этот процесс замедлился и число полноправных римских граждан уменьшилось.

Лучшие из римлян видели опасность подобной тенденции и задумывались о необходимости реформ. Такими людьми были братья Тиберий и Гай Гракхи. Избранный в 133 г. до н.э. в народные трибуны Тиберий предложил закон, по которому все казенные земли, занятые частными лицами, должны быть отобраны в казну и розданы не имевшим земли гражданам участками по 7,5 десятины, за пользование которыми владельцы должны были вносить умеренную арендную плату. За пять лет после внесения этого закона 75000 человек получили вновь участки земли и были внесены в списки граждан. Тиберий Гракх был убит, а его дело продолжил брат Гай. Учитывая нехватку земель в Италии, он предложил выводить колонии граждан за море, облегчил военную службу, ввел смягчения в уголовное право, ослабил властвующую знать. Ограничив власть сената, он сосредоточил большую власть в своих руках: раздачу земель, хлеба, наблюдение за выбором присяжных, консулов, руководство путями сообщений и общественными постройками.

Период Иперия. В середине I в. до н.э. республиканский Рим оказывается перед крахом: его потрясают восстания в покоренных провинциях, тяжелые войны на Востоке, гражданские войны в самом Риме.

В 82 г. до н.э. полководец Луций Корнелий Сулла (138-78 до н.э.) установил свою единоличную власть и впервые на неопределенный срок провозгласил себя диктатором. Его диктатура была направлена на преодоление государственного кризиса в Риме. Но в 79 г. до н.э. он признал, что не достиг своей цели и сложил полномочия.

Официальным основателем Римской империи считается Гай Юлий Цезарь (100-44 до н.э.), избранный в 59 г. до н.э. консулом в Риме. Поняв необходимость серьезных реформ для превращения диктатуры в империю, Цезарь стал платить воинам своей армии вдвое больше жалованья, чем другие военачальники; союзникам Рима он щедро раздавал права римского гражданства. Будучи объявленным в 45 г. до н.э. пожизненным диктатором, Цезарь провел законы, изменившие политический строй Римского государства. Народное собрание потеряло свое значение, сенат был увеличен до 900 человек и пополнен сторонниками Цезаря. Сенат даровал Цезарю титул императора с правом передачи его потомкам. Он начал чеканить золотую монету со своим изображением, появляться в знаках царского достоинства. Стремление Цезаря к царской власти восстановило против него многих сенаторов, они организовали заговор во главе с Марком Брутом (85-42 до н.э.) и Гаем Кассием (? - 42 до н.э.). В 44 г. до н.э. Цезарь был убит, но восстановление аристократической республики, на что надеялись заговорщики, не произошло.

В 43 г. до н.э. Марк Антоний (83-30 до н.э.), Октавиан (63 до н.э. – 14 н.э.), Лепид (около 89-13 до н.э.) заключили между собой союз, окончательно победили республиканцев и разделили в 42 г. до н.э. между собой Римскую державу. Однако, стремясь к личной власти, Антоний и Октавиан в 31 г. начали новую гражданскую войну, окончившуюся победой Октавиана, получившего от сената титулАвгуста и провозглашенного с 27 до н.э. императором. Октавиан был наделен правом трибуна, командующего всеми войсками и даже верховным жрецом.

Август правил долго (27 до н.э. – 14 н.э.) и довел реформу Цезаря до конца. Он оставил огромную Римскую империю, владения которой простирались до Армении и Месопотамии, до Сахары и берегов Красного моря.

После падения Республики в Риме формируются крупные землевладения римских императоров(сальтусы}, которые находились в Италии, провинциях, преимущественно в Африке. Сальтусом или группой их ведало особое должностное лицо – прокуратор.

При императоре Траяне (53-117, правил с 98) захватнические войны были возобновлены, и Римская империя достигла максимальных границ. Но в дальнейшем завоевания прекратились, резко уменьшился приток в империю новых рабов. В III в. в Римской империи начинаются кризис экономики, упадок сельского хозяйства, ремесел, торговли, возврат к натуральным формам хозяйства. Зарождается новая форма земельных отношений – колонат. Крупные землевладельцы сдавали в аренду участки земли, скот, необходимые для работы орудия труда. Мелких арендаторов, постепенно попадающих из-за долгов в зависимость от землевладельцев, называликолонами. Они платили продуктами арендную плату хозяевам земли и налоги государству. Колоны постепенно превращались в крепостных крестьян, не имеющих права покидать свою деревню, а городские ремесленники потеряли право менять профессию и место жительства. Огромные траты на содержание армии и роскошного двора императоров, на зрелища, подачки свободной бедноте заставляли римских правителей увеличивать подати с населения провинций. В разных частях империи вспыхивали восстания населения и бунты воинов, недовольных тяжелой службой.

В последний период Римской империи параллельно развиваются два процесса: процесс распространения в империи христианства и процесс регулярных вторжений европейских варваров.

Христианство зародилось в римской провинции Иудее в I в. н.э. на основе религиозного и социального учения о духовном спасении людей через веру в искупительную силу спасителя, сына божьего, которое проповедовали такие секты иудаизма, как зелоты и эссеи. В основе идеи христианства лежит искупительная миссия Иисуса Христа, его казнь, воскресение и второе пришествие к людям, страшный суд, воздаяние за грехи, установление вечного царства небесного.

В условиях экономичного и национального гнета, идеологического разброда в Римской империи в I-III вв. н.э. это учение было воспринято большими массами населения огромной империи, так как оно провозглашало равенство всех людей перед богом, разрушало этнические и социальные перегородки в обществе. Все это способствовало распространению христианства во многих странах, несмотря на гонения со стороны властей.

После долгой и безуспешной борьбы с христианством императоры разрешили исповедывать веру в Иисуса Христа (Миланский эдикт Константина, 313 г.). С течением времени сами правители приняли крещение (Константин, 330 г.) и объявили христианство единственной государственной религией (Феодосий I, 381 г.). Они участвовали в церковных соборах и пытались поставить церковь под контроль государства.

Тем временем европейские варвары регулярно вторгались в Империю. В 378 г. готы разгромили римскую армию, в 410 г. они во главе с королем вестготов Апарихом (около 370-410) ограбили Рим, в течение предыдущих 800 лет не доступный для завоевателей. Готы сожгли многие дворцы и храмы, переплавили на металл замечательные произведения древних мастеров. В 445 г. вандалы из Северной Африки еще более жестоко, чем готы, разграбили Рим. Их вождь Гензерих приказал своим воинам уничтожить то, что они не могли унести. В 476 г. полководец-варвар Одоакр (около 431-493) отнял у последнего римского императора достоинства власти и отправил их в Константинополь, бывший столицей Восточной Римской империи, называвшейся позднееВизантией (в 395 г. император Феодосии перед смертью разделил Римскую империю между сыновьями на Западную с Римом и Восточную с Константинополем). Однако заявил, что на земле должен быть один император, как одно солнце на небе. Сам он стал править Италией, приняв древний титул «рекс», отказавшись от претензий на все прочие владения Империи.

Так был положен конец некогда могущественной Римской империи. Началась история новой «варварской Европы».

Античные государства – Древняя Греция и Древний Рим – представляют регион, в котором сложилось классическое рабство, где рабы являлись основной производительной силой. Труд рабов использовался во всех ведущих отраслях экономики.

Несмотря на однотипность рабовладения структура экономики Греции и Рима отличалась своеобразием, обусловленным природно-географическими особенностями. Если в экономике Древней Греции ведущую роль играли ремесло и торговля, то в Древнем Риме – сельское хозяйство и строительство. Причем в отличие от Греции в Риме, когда он на рубеже нашей эры стал империей, победило крупное рабовладельческое землевладение.

Темпы экономического развития античных государств намного превосходили динамику древневосточных рабовладельческих государств. За свою историю античные государства продемонстрировали и превосходство в государственном и общественном устройстве, испытав различные его формы и в период расцвета, обеспечив демократизацию политического строя и высочайший расцвет культуры, создав недосягаемые и на сегодняшний день ее образцы.

Античная цивилизация.

Греция. Древнейшая цивилизация в Европе возникла на островах Эгейского моря и на Балканском полуострове и известна как крито-микенская цивилизация (по названию центров - острова Крит и Микен, города на юге Греции). Крито-микенская цивилизация являлась типичной древне­восточной цивилизацией, существовавшей во II тыс. до н. э. Крит, как и Финикия, прославился как морская держава с могучим флотом. Гибель крито-микенской цивилизации свя­зана с рядом природных катаклизмов и нашествием в Гре­цию и острова Эгейского моря северных племен. Это наше­ствие привело к установлению на развалинах цивилизации более отсталых родоплеменных отношений. XII - IX вв. до н. э. известны в Греции как темные века.

В VIII-VI вв. до н. э. в Греции начинает формироваться античная цивилизация. Большую роль в ее развитии сыгра­ло появление железа и соответствующих орудий. В Греции недостаточно земли для возделывания, поэтому широкое развитие здесь получило скотоводство, а затем и ремесло. Греки, знакомые с морским делом, активно занимались тор­говлей, что постепенно привело к освоению ими окружаю­щих территорий, расположенных вдоль побережья. Вслед­ствие катастрофической нехватки земельных ресурсов, гре­ки были вынуждены основывать колонии в Италии, Малой Азии, Причерноморье.

С разделением труда и появлением прибавочного продук­та родовая община сменяется соседской общиной, но не сель­ской, а городской. У греков эта община называлась поли­сом. Постепенно полис оформлялся в город-государство. В Греции были сотни полисов. Колонии также создавались по такому образцу. В рамках полиса происходила ожесточен­ная борьба между родоплеменной знатью, не желающей ус- тупать свою власть, и демосом - незнатными членами об­щины.

Греки осознавали свое единство, - они называли свою родину Элладой, а себя - эллинами. У них был единый пан­теон богов-олимпийцев и общеэллинские спортивные состя­зания. Однако все это не мешало им регулярно воевать меж­ду собой.

Одной из главных черт эллинской культуры является принцип состязательности и стремление к первенству, что нехарактерно для цивилизаций Востока. В полисе сложи­лась ситуация, когда его могущество находилось в зависи­мости от граждан, на которых, в свою очередь, налагались определенные обязанности, но вместе с этим и значитель­ные права.

Греция не была объединена одним полисом, - этому ме­шала их раздробленность и разобщенность. В результате Греция оказалась завоеванной сначала Македонией, а затем Римом. Но Римское государство, покорившее Грецию, ис­пытало сильнейшее влияние греческой культуры. Достиже­ния греческой культуры в конечном итоге легли в основу всей европейской культуры и цивилизации.

Древний Рим. Рим был основан в 753 г. до н. э. в области Лациум в центре Италии. В ходе своего развития Рим заим­ствовал культуру и достижения своих соседей. Особенно значительное влияние на Рим оказали этруски, северные соседи Рима. По преданию, этруски являлись переселенца­ми из Малой Азии.

В процессе долгой и упорной борьбы Рим завоевал снача­ла Лациум, затем соседние области. Риму удавалось одер­живать победы благодаря эффективной государственной и военной организации. Используя свое расположение в цент­ре Апениннского полуострова, Риму удалось разъединить силы своих врагов и по очереди завоевать этрусков, кельтов Италии, Великую Грецию (так назывались греческие ко­лонии в Италии) и другие племена.

В III в. до н. э. Рим, подчинивший себе всю Италию, столкнулся с Карфагеном, финикийской колонией на севе­ре Африки. В ходе трех ожесточенных войн Рим разгромил своего соперника и стал самой могущественной державой Средиземноморья. Не обладая культурой своих соперников, Рим прибегал к ее заимствованию, привнося на завоеван­ные земли собственный государственный порядок и устрой­ство.

Во II - I вв. н. э. Рим испытал серьезный кризис. Римс­кое государство было устроено по подобию полиса. Однако очевидно, что если полисное устройство может быть эффек­тивным для города и его округи, то оно абсолютно не подхо­дит для огромной державы. После тяжелой и продолжитель­ной гражданской войны в Риме устанавливается импера­торская власть. В эпоху империи Рим достигает наибольше­го могущества, объединив под своей властью земли Запад­ной и Южной Европы, Северную Африку и Западную Азию. Большую роль в этот период истории Древнего Рима начи­нает играть_рабовладельческий уклад.

ВIII в. н. э. Римская империя испытала тяжелое потря­сение, охватившее все сферы жизни римского общества. Натиск варваров на границы империи, связанный с Вели­ким переселением народов, и глубокие изменения в жизни империи привели к глубокому и необратимому кризису ан­тичной цивилизации. В итоге Римская империя расколо­лась на две части - Западную и Восточную, и в V в. н. э. Западная Римская империя пала. 476 г. - год, когда сверг­ли последнего римского императора, - принято считать ру­бежным годом между античностью и средневековьем. Пра­вопреемницей Рима стала Восточная Римская империя с центром в Константинополе.

Экономика Древних Греции и Рима. В Древней Греции сложились благоприятные условия для формирования хо­зяйства, основанного на частной собственности. В I тыс. до н. э. распространяется железо, повысившее производитель­ность труда. На территории Греции мало полей, пригодных для зерновых культур, поэтому здесь в основном развива­лось садоводство, разведение оливок и винограда. Греки ост­ро нуждались в экспорте хлеба. В ходе колонизации они заселяли страны, благоприятные для земледелия - Италию, Причерноморье, Египет. В самой Греции развивалось ремес­ло, продукты которого обменивались на хлеб при торговле.

Развитию торговли способствовало появление денег - общепринятой единицы обмена. Первые деньги появились в Малой Азии и были сразу заимствованы греками. В древ­негреческих полисах складываются товарно-денежные от­ношения, формируется рынок. Выгодное географическое расположение Греции на пересечении торговых путей дава­ло грекам большие преимущества. Греция состояла из мно­жества полисов, не объединенных в единое государство. Между этими полисами развернулась конкурентная борьба, развивающая у греков предпринимательство и инициативу. У греков появляется частная собственность, столь нехарак­терная для Востока.

В центре экономики находился город-государство (полис). Города, как правило, располагались у моря. Здесь прожива­ли торговцы, ремесленники, сюда приезжали крестьяне, чтобы обменять на зерно и ремесленную продукцию плоды своего труда - скот, оливки, виноград. При всем этом не следует преувеличивать роль товарно-денежных отношений в античности, - хозяйство в основном имело натуральный характер, а степень развития полисов очень разнилась.

У римлян товарно-денежные отношения стали развивать­ся лишь в результате завоевания империей огромных тер­риторий. Постоянные войны способствовали обогащению римской знати и разорению простых граждан. Ограбление завоеванных территорий позволило Риму содержать огром­ную профессиональную армию, способствовавшую социаль­ному порядку в обществе. Многие обедневшие граждане шли служить в армию. При этом в Риме жили граждане, не же­лающие работать и служить. Стекавшиеся со всей империи средства позволяли содержать их с помощью раздач хлеба и денег.

Большое значение для экономики Греции и Рима имел институт рабства. Рабство существовало и в государствах Древнего Востока, являясь патриархальным. При патриар­хальном рабстве раб выполняет функцию слуги или помога­ет в хозяйстве своему хозяину (таких рабов было сравни­тельно немного и они не играли весомой роли в экономике). В античности сложилось классическое рабство, в рамках

которого число рабов значительно увеличивается, усили­вается их эксплуатация, а продукция труда рабов часто ориентируется на рынок. Рабов предпочитали использо­вать в мастерских ремесленников и на рудниках. В сельс­ком хозяйстве надзор за ними был затруднен и рабы ис­пользовались не так часто.

Постоянным источником пополнения количества рабов были войны, непрерывно ведущиеся между полисами. Дол­говое рабство практиковалось у греков недолго, - осознание единства гражданами одного полиса привело к уничтоже­нию этого института.

В Риме количество рабов было еще большим, чем в гре­ческих городах, поскольку Римская империя непрерывно, на протяжении нескольких столетий вела успешные завое­вательные войны. Порабощение иноземцев позволило рим­лянам использовать массовый рабский труд в ремесле и сель­ском хозяйстве. Появляются латифундии - крупные земель­ные хозяйства, в которых под руководством надсмотрщиков использовался исключительно рабский труд. В некоторых местах рабы становились основными производителями, что приводило к разорению рядовых общинников.

Следует отметить, что рабство поставило античную эко­номику в тупик. Использование рабства не позволило ин­тенсифицировать производство. Экстенсивный путь разви­тия, направленный на расширение производства и увеличе­ние количества рабов, завершился глубоким кризисом пос­ле окончания завоевательных войн. В результате в недрах античности постепенно начинают вызревать новые, прото-феодальные экономические отношения.

Социальная структура Древней Греции. Греческий по­лис функционировал как государство-община. Опорой по­лиса были граждане - полноправные члены полиса. Граж­дане обладали правами и обязанностями в соответствии с законами полиса, участвовали в его управлении и защите. Все граждане в зависимости от богатства были разделены на разряды, согласно которым на них налагались соответ­ствующие имущественные обязанности. Полис гарантиро­вал гражданину права, в том числе, что очень важно, право на частную собственность.

К неполноправным членам полиса относились зависи­мые крестьяне, утратившие свою землю, и иноземцы. И те, и другие не имели права на участие в управление по­лисом, поскольку не владели землей. Иноземцы, которых называли метеками, могли быть богатыми людьми, но по-литиче-скими правами не обладали.

Бели гражданин полиса пользовался большей свободой, чем представитель древневосточного общества, то рабы в Греции и Риме находились в худшем положении, чем на Востоке. Стабильное восточное общество, по большому сче­ту, не стремилось усиливать эксплуатацию рабов. При пат­риархальном рабстве раб считался младшим членом семьи.

В Греции, а затем и Риме товарно-денежные отношения и хозяйство, ориентированные на рынок, приводили к уси­лению эксплуатации рабов. Рабы стали рассматриваться не как люди, обладающие какими-либо правами, а как сред­ства получения прибыли. Хозяин относился к рабу как к своей собственности и мог делать с ним, что хотел. Обычной была ситуация, когда раба отправляли на рудники, где он быстро погибал, и его сменял новый, купленный на рынке раб. В Римской империи появилась особая категория ра­бов, которые сражались между собой для развлечения граж­дан - гладиаторы.

В Греции отсутствовала могущественная жреческая про­слойка. Греки относились к своим богам не так, как на Во­стоке. Греческие боги были похожи на людей, обладали до­стоинствами и недостатками и между богами и людьми не было такой огромной дистанции, как на Востоке.

Социальная структура Древнего Рима. В Риме, в отли­чие от греческих полисов, родовые пережитки существова­ли дольше и оказывали более сильное влияние на обще­ственную жизнь. Римская семья - классический пример большой патриархальной семьи. Глава семьи полностью распоряжался в своем доме, мог казнить, продать в раб­ство или наказать своих родственников. Также он выпол­нял жрече-ские функции в своем доме.

Римские граждане назывались квиритами. Первоначаль­но правами гражданства обладали только патриции - по­томки первых жителей Рима. Плебеи - потомки поздних переселенцев - не участвовали в политической, обществен-

ной и религиозной жизни общины, несмотря на то, что были более многочисленны. После долгой борьбы плебеи вынудили патрициев уступить им часть прав. В итоге рим­ское общество разделилось на три сословия: нобилитет (знать); всадников (представители этого сословия одно вре­мя служили в кавалерии); плебеи. Нобилитет занимал го­сударственные должности, всадники были торговцами и финансистами, плебеи являлись непосредственными про­изводителями. Плебеи не могли претендовать на избрание на государственные должности.

Основным занятием граждан в Риме, в отличие от Гре­ции, было земледелие, не ориентированное на рынок. Граж­дане-земледельцы составляли основу римской армии, при­зываясь на службу в случае войны. Позднее, когда римляне уже не могли одновременно вести войны по всему Средизем­номорью и вести свое хозяйство,-римская армия становится профессиональной. Обедневшие крестьяне стали профессио­нальными солдатами.

Число римских граждан было невелико в сравнении с количеством жителей завоеванных Римом земель. Постепен­но римляне были вынуждены разделить завоеванные земли на несколько категорий (провинций), облагая их различны­ми податями. Жители провинций стремились стать рим­скими гражданами. Как правило, римское гражданство при­обреталось посредством службы в римской армии. Со време­нем провинциальная знать обрела большое влияние и стала выдвигать из своих представителей римских императоров. Наконец, в 212 г. н. э. все жители Римской империи полу­чили римское гражданство.

Государство в Древней Греции. Вначале в Греции была распространена царская власть, но в дальнейшем греческие цари - базилевсы - были отстранены от управления. На смену монархии пришла аристократия - «власть лучших», то есть, к власти пришла знать. Но демос боролся с аристок­ратами, и в результате власть захватывали тираны. Слово «тиран» первоначально не имело негативного подтекста. Так называли человека, незаконно захватившего власть. При этом тираны использовали свою власть на благо народа, ос­лабляя позиции аристократии. Тиран мог пользоваться боль­шим авторитетом. Его правление обычно сходило на нет толь­ко во втором поколении, когда к власти приходили сыновья тирана, не имеющие его опыта и авторитета.

В Афинах развился и достиг своего расцвета новый тип государства - демократия - «власть народа». В рамках афин­ской демократии высшая власть принадлежала народному собранию. Ежегодно в Афинах избирались девять архон­тов, которые управляли полисом. Претенденты на многие государственные должности избирались по жребию, что не позволяло самым богатым и влиятельным узурпиро­вать власть. За государственные должности полагалась оплата, что благоприятствовало участию в управлении бедных граждан полиса. В Афинах сложилась классичес­кая демократия как образец нового государственного уст­ройства. Однако афин-ская демократия предоставляла де­мократические права только гражданам.

В спартанском государстве существовала аристократи-че-ская форма правления. Народное собрание Спарты мог­ло только отвергать или одобрять предложения, выдвигае­мые советом старейшин. Во главе системы управления Спар­ты находились два царя, чья власть была выборной. Меж­ду Спартой и Афинами шла постоянная борьба за господ­ство в Элладе. Несмотря на то, что победу в этой войне одержала Спарта, ни один полис не обладал достаточной силой для того, чтобы объединить всю Элладу. Сделать это смогли другие завоеватели - сначала Македония, затем Рим.

Македонский царь Филипп сумел подчинить своей вла­сти всю Грецию. Его сын Александр Македонский просла­вился как самый великий завоеватель древности. Сокрушив во главе своей небольшой армии Персидское царство, он основал державу, простиравшуюся от Средиземноморья до Индии. После смерти Александра держава распалась на не­сколько государств, во главе которых стали соратники Алек­сандра. Эти государства называются эллинистическими. Период эллинизма длился с конца IV в. до н. э. по I в. до н. э. Эллинизм соединил в себе черты восточных и греческой цивилизаций.

Государство в Древнем Риме. В Риме изначально также правили цари. Но их власть постепенно была свергнута. В результате в Риме сформировалось республиканское устрой­ство (республика - «общее дело»). В рамках республики властными полномочиями обладал исключительно нобили­тет, так как квириты, занимающие определенные должнос­ти, не получали за это никакой оплаты, а, напротив, были обязаны устраивать праздники за свой счет.

Главным органом республики являлся сенат, в состав ко­торого входил только нобилитет. Каждый год избиралось два консула, которые управляли Римом. Интересы плебеев защищали народные трибуны, избираемые из их среды.

Республиканские органы правления не могли обеспе­чить эффективного управления, когда Рим стал превра­щаться в крупнейшую средиземноморскую державу. В ре­зультате гражданских войн, прошедших во II - I вв. до н. э., у власти в Риме утвердился Октавиан Август, устано­вивший свое единоличное правление. Рим стал империей. Республикан-ские институты при этом сохранялись, и Рим формально оставался республикой.

Кризис, разразившийся в III в. н. э., привел к дальней­шей трансформации Римского государства. Рим стал им­перией восточного типа - доминатом. Стремясь усилить влияние империи на завоеванных территориях, импера­тор Константин принимает восточную религию - христи­анство - и переносит столицу на Восток - в Константино­поль (современный Стамбул). Но эти меры позволили лишь на время продлить существование Римской империи. На­шествия варваров и глубокий внутренний кризис привели к падению Западной Римской империи в V в. н. э.

Одной из величайших цивилизаций Древнего мира по праву считается Великая Римская империя. До ее расцвета и долгое время после краха западный мир не знал более могущественного государства, нежели Древний Рим. За короткий промежуток времени эта держава смогла покорить себе огромные территории, а ее культура продолжает оказывать влияние на человечество и по сей день.

История Древнего Рима

Историй одного из самых влиятельных государств Античности начиналась с небольших поселений, расположенных на холмах вдоль берегов Тибра. В 753 году до н. э. эти поселения объединились в город, получивший название Рим. Он был основан на семи холмах, в болотистой местности, в самом эпицентре постоянно конфликтующих народов - латинов, этрусков и древних греков. С этой даты началось летоисчисление в Древнем Риме.

Согласно древней легенде, основателями Рима были два брата - Ромул и Рем, которые были детьми бога Марса и весталки Реми Сильвии. Оказавшись в центре заговора, они были на волосок от смерти. От верной гибели братьев спасла волчица, которая вскормила их своим молоком. Повзрослев, они основали прекрасный город, который был назван в честь одного из братьев.

Рис. 1. Ромул и Рем.

Со временем из простых земледельцев вышли прекрасно подготовленные воины, которым удалось покорить не только всю Италию, но и многие соседние страны. Система управления, язык, достижения культуры и искусства Рима распространялись далеко за его пределы. Закат Римской империи пришелся на 476 год до н.э.

Периодизация истории Древнего Рима

Становление и развитие Вечного города принято делить на три важнейших периода:

  • Царский . Древнейший период Рима, когда местное население состояло по большей части из беглых преступников. С развитием ремесел и формированием государственного строя Рим начал развиваться быстрыми темпами. В этот период власть в городе принадлежала царям, первым из которых был Ромул, а последний - Луций Тарквиний. Правители получали власть не по наследству, а назначались сенатом. Когда для получения заветного трона начали использовать манипуляции и подкупы, сенат принял решение сменить политическое устройство в Риме и провозгласил республику.

В древнегреческом обществе было широко распространено рабство. Наибольшими привилегиями пользовались рабы, прислуживавшие господам в доме. Тяжелее всего приходилось невольникам, чья деятельность былая связана с изнурительной работой на полях и разработках залежей полезных ископаемых.

  • Республиканский . В этот период вся власть принадлежала Сенату. Границы Древнего Рима начали расширяться за счет завоевания и присоединения земель Италии, Сардинии, Сицилии, Корсики, Македонии, Средиземноморья. Возглавляли Республику представители знати, которые избирались на народном собрании.
  • Римская империя . Власть все еще принадлежала Сенату, однако на политической арене появился единый правитель - Император. На тот отрезок времени Древний Рим настолько увеличил свои территории, что управлять империй становилось все сложнее. Со временем произошел раскол державы на Западную Римскую Империю и Восточную, которая впоследствии переименовалась в Византию.

Градостроительство и архитектура

К строительству городов в Древнем Риме подходили с большой ответственностью. Каждый крупный населенный пункт был построен таким образом, чтобы в его центре пересекались две перпендикулярные друг другу дороги. На их пересечении располагалась центральная площадь, рынок и все самые важные сооружения.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Инженерная мысль в Древнем Риме достигла своего наивысшего расцвета. Предметом особой гордости местных архитекторов стали акведуки – водоводы, по которым в город ежедневно поступал большой объем чистой воды.

Рис. 2. Акведук в Древнем Риме.

Одним из древнейших храмов Древнего Рима был Капитолий, построенный на одном из семи холмов. Капитолийский храм был не только средоточием религии, он имел большое значение в укреплении государства и служил символом силы, власти и могущества Рима.

Многочисленные каналы, фонтаны, прекрасная система канализации, сеть общественных бань (терм) с холодными и горячими бассейнами существенно облегчали городским жителям их жизнь.

Прославился Древний Рим и своими дорогами, которые обеспечивали войскам и почтовой связи быстрое передвижение, способствовали развитой торговли. Их строительством занимались рабы, которые рыли глубокие траншеи, а затем заполняли их гравием и камнем. Римские дороги были настолько добротны, что смогли благополучно пережить не одну сотню лет.

Культура Древнего Рима

Делами, достойными истинного римлянина, были философия, политика, земледелие, война, гражданское право. На этом базировалась ранняя культура Древнего Рима. Особое значение уделялось развитию наук и разного рода исследованиям.

Древнеримское искусство, в частности, живопись и скульптура, имело много общего с искусством Древней Греции. Единая античная культура породила множество прекрасных писателей, поэтов, драматургов.

1вариант

1. В Италии в отличие от Греции:

1) редко выпадали дожди

2) земля была неплодородной

3) были невысокие, пологие горы

4) было много полезных ископаемых

2. Рим стал хозяином всего Средиземноморья после:

1) завоевания Египта

2) изгнания Тарквиния Гордого

3) окончания войны с царём Пирром

4) окончания второй войны Рима с Карфагеном

3. В Римском государстве в IV в. До н.э.:

1) императоры обладали неограниченной властью

2) Народное собрание было высшим органом власти

3) за исполнение государственных должностей платили

4) Сенат в своих действиях отчитывался перед Народным собранием

4. В Римской республике правом вето обладали:

1) сенаторы

2) императоры

3) консулы

4) народные трибуны

5. Римлянин Варрон называл рабов «говорящими» орудиями труда, потому что римляне:

1) относились к рабам как к вещи

2) уважительно относились к рабам

3) заставляли рабов петь во время работы

4) отказались от использования плугов, мотыг и лопат

1) уход плебеев из Рима

2) поражение Рима в войне с Карфагеном

3) ослабление военного могущества Рима

4) нехватка рабов в Риме и их высокая стоимость

7. С какими событиями связаны даты 509г. до н.э., 49г. до н.э.?

1) с военными победами римлян

2) с проведением Олимпийских игр

3) с созданием памятников культуры

4) с изменениями государственного устройства

8. Порядок управления, при котором государством управляют выбранные на определённый срок должностные лица, называется:

1) империей 2) провинцией 3) державой 4) республикой

9. Изменение отношения римских властей к христианству в IV в. До н.э. было связано с:

1) гибелью Иисуса Христа

2) призывами христиан к восстанию

3) приходом к власти императора Нерона

4) требованием христианской церкви быть покорным властям

10. Кого из римских императоров называли «актёром на императорском троне»?

Голос застревает в моём горле, и пока я диктую, рыдания прерывают моё изложение. Город, который захватил весь мир, сам оказался захвачен; более того, голод предшествовал мечу, и только немногие из горожан уцелели, чтобы стать пленниками.

1) Разрушение римлянами Карфагена

2) взятие Рима Ганнибалом

3) взятие Рима Аларихом

4) осада галлами Рима

12. Архитектурным памятником Древнего Рима является:

1) Парфенон 2) колонна Трояна 3) Фаросский маяк 4) пирамида Хеопса

Часть В

В2. Какие термины служат для обозначения зависимого населения в Римском государстве? Укажите два верных ответа.

1) колоны

2) апостолы

3) «рабы с хижинами»

4) патриции

5) легионеры

А) битва при Каннах

Б) восстание Спартака

В) возникновение города Рима

Г) перенесение столицы Римского государства в Константинополь

Итоговый тест по теме «Древний Рим»

2вариант

1. В Италии, как и в Греции:

1) тёплый климат

2) обширные пастбища

3) высокие, обрывистые горы

4) полноводные, судоходные реки

2. Рим установил своё господство над Италией после:

1) окончания войны с царём Пирром

2) разрушения Коринфа и Карфагена

3) изгнания Тарквиния Гордого

4) подавления восстания Спартака

3. В Римском государстве в I в. н.э.

1) власть консулов передавалась по наследству

2) императоры обладали неограниченной властью

3) существовала республиканская форма правления

4) законы принимались после обсуждения в Народном собрании

4. В Римской республике командование войсками возлагалось на

1) сенат 2) императора 3) консулов 4) народных трибунов

5. Своего высшего развития рабство достигло в Древнем Риме, так как:

1) рабы в Риме стоили очень дорого

2) в Риме очень хорошо относились к рабам

3) рабов в Риме использовали во всех отраслях хозяйства

4) рабы в Риме занимали высшие государственные должности

6. Причина принятия земельного закона братьев Гракхов:

1) усиление власти сената

2) вторжение войск Ганнибала

3) разорение земледельцев Италии

4) уменьшения числа рабов

7. С какими событиями связаны даты 133г. до н.э., 313г. до н.э.?

1) восстаниями рабов

2) принятием важных законов

3) военными победами римлян

4) созданием памятников культуры

8. Порядок управления, при котором государством единолично управляет один человек, называется:

1) империей 2) провинцией 3) колонией 4) республикой

9. В первые века нашей эры христианство привлекало бедняков и рабов тем, что:

1) было распространено по всему миру

2) пользовалось поддержкой римских императоров

3) призывало обездоленных людей подняться на восстание

4) обещало Царство Божие для тех, кто страдал и был унижен

10. Римский император, признанный соотечественниками лучшим из императоров:

1) Константин

2) Траян

11. Прочитайте отрывок из документа и укажите событие, о котором идёт речь.

Гизерих «…» нагрузив на корабли огромное количество золота и иных царских сокровищ, отплыл «…» забрав из дворца и медь, и всё остальное. Он ограбил и храм Юпитера Капитолийского и снял с него половину крыши. Эта крыша была сделана из лучшей меди и покрыта густым слоем золота, представляя величественное и изумительное зрелище. Из кораблей, что были у Гизериха, один, который вёз статуи, говорят, погиб…

1) борьба сторонников Цезаря с республиканцами

2) разрушение римлянами Карфагена

3) взятие Рима Ганнибалом

4) взятие Рима вандалами

12. Достопримечательностью Древнего Рима был:

1) Парфенон

2) Фаросский маяк

3) Пантеон

Часть В

В1. Установите соответствие между высказыванием и его автором.

В2. Какие два из перечисленных понятий являются названиями основных должностей в Римском государстве?

2) патриций

3) народный трибун

4) сенатор

5) легионер

В3. Расположите в правильной последовательности следующие события.

1) взятие Рима готами

2) правление Октавиана Августа

3) принятие земельного закона Тиберия Гракха

4) разделение Римской империи на два государства

Михайлова Светлана Петровна

учитель истории и обществознания

МКОУ Еманжелинская СОШ Етульского района Челябинской области

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Древнейший Рим»

Тема: Древнейший Рим

Задачи: 1. Сформировать представления учащихся о Древнем Риме (положение,

основание, занятия, управление).

2. Продолжить работу над формированием основных компетенций:

получать информацию из различных источников (карта, учебник),

устанавливать причинно - следственные связи, сравнивать народы и

государства, делать выводы, оперировать историческими терминами,

систематизировать знания по теме.

3. Давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических

нравственных ценностей

Основные понятия: 753 г до н.э., плебеи, патриции, весталка, ликтор, сенат

Оборудование: карта "Древний Рим", учебник Годер, Вигасин «ИДМ 5 кл»,

презентация

Тип урока: изучения нового материала

Форма урока: урок-исследование

Ход урока

    Организационный этап

Приветствие.

Мы с вами покидаем гостеприимную Грецию и отправляемся на запад, (настенная карта или слайд № 1), к берегам Италии.

Нас интересует её главный город - Рим.

Тема урока "Древнейший Рим" (слайд №2). Учащиеся записывают тему.

Как вы думаете, почему на слайде размещена фотография скульптуры волчицы и детей? (Учащиеся высказывают предположения). В процессе урока мы проверим правильность ваших предположений.

    Объяснение нового материала

План урока (слайд № 3).

    ……..

    Основание Рима

    .

    Управление Римом

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на слайд, прочитайте план урока и сформулируйте самостоятельно недостающие пункты.

Дети предлагают свои формулировки.

Учитель демонстрирует Слайд № 4 с полным планом урока.

    Где находится Рим (географическое положение), природные условия

    Основание Рима

    Занятия древних римлян

    Управление Римом

1. Географическое положение, природные условия.

Учитель: История Рима насчитывает более 12 веков. Он возник как маленькое поселение, которое затем превратилось в огромную державу.

Где же возникло поселение Рим?

Для ответа на этот вопрос вам поможет карта в учебнике на стр 213 и карта на слайде №5. Внимательно изучите её и запишите в тетрадях, где находился древний Рим.

Кому трудно может воспользоваться подсказкой на слайде № 6

(Текст с пропусками: Где? – в Европе, на ……. п-ове, на берегу реки …..)

Дети работают с картой и записывают ответ в тетрадь.

Учитель: Где же находится Рим? Заслушиваются ответы 2-3 учеников. Демонстрация слайда с правильным ответом.

Задание: Пойти к доске показать на карте и описать словами где находится Рим. (2-3 ученика).

Беседа по вопросам , дети дают ответы с помощью карты на стр 213.

Что напоминает Апеннинский полуостров по форме?

Недалеко от Апеннинского п-ова находится остров, который греки называли «треугольным». Как он называется?

Какие моря омывают полуостров?

На севере Апеннинский п-ов отделяют от Европы высокие горы. Как они называются?

Какой климат будет на территории полуострова?

Выслушав ответы, учитель добавляет информацию о дождях и плодородных почвах.

А почему Апеннинский полуостровов так называется?

Выслушав ответ, учитель добавляет информацию об Апеннинских горах (невысокие, богаты строительным камнем и металлом)

А часто ли мы в обыденной речи называем эту территорию «Апеннинский полуостров»?

Какая страна здесь находится?

Италия – в переводе «страна телят». Почему?

- Сравните природные условия Италии и Греции (климат, реки, ландшафт) и сформулируйте вывод об основных занятиях жителей Италии.

Задание «Найди ошибки в тексте и справь их» (слайд № 7)

Город Рим возник на берегу реки Тигр в Италии. Италия располагалась на Балканском полуострове. Несмотря на холодный климат, недостаток пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль Апеннинского полуострова тянулись высокие горы Альпы.

Дети работают в тетрадях, затем осуществляют взаимопроверку с помощью слайда №8.

Правильный ответ: Город Рим возник на берегу реки Тибр в Италии. Италия располагалась на Апеннинском полуострове. В Италии - теплый климат, много пастбищ и земель, в стране развивалось хлебопашество.

Вдоль Апеннинского полуострова тянулись невысокие горы Апеннины.

2. Основание Рима.

Учитель:

Какие племена населяли Италию? (Дети отвечают с помощью карты на стр213)

Племя латинов проживало на берегу Тибра. И с ним связана легенда об основании Рима. (слайд № 9)

Задание: прочитайте легенду об основании Рима п.1, стр. 214-216 и запишите в тетрадь ключевые слова.

Проверка записей (2-3 ученика зачитывают)

Вопрос к классу: Где мы уже встречали подобные события:

А) два брата, младший завидует старшему (Египет - Осирис и Сет)

Б) брошенные в реку дети (ребенок) (Египет - Моисей)

Задание: Глядя на список ключевых слов, давайте по цепочке воспроизведем легенду об основании Рима. (Прием "Продолжи" - каждый ученик говорит только одно предложение).

Какие новые слова вам встретились при чтении учебника? Что они означают?

Запишите в словарь их расшифровку (Слайд № 10): весталка - жрица богини Весты, ликторы - воины, сопровождающие царя.

Почему Амулий сделал Рею Сильвию весталкой?

Ответить с помощью текста учебника на стр 215 "Почитание Весты и Марса"

3. Занятия древних римлян

Учитель: Рим был основан в 753 г. до н.э. (слайд №11) Запишите дату в тетрадь. Посчитайте с помощью «ленты времени», сколько лет Риму? (2768)

Дата основания считается условной, т.к. еще задолго до этого на холмах появилось несколько поселений. Они постепенно стали объединяться: жители стали строить совместно укрепления и храмы. Так из этих поселений и возник город Рим. Рим - город на семи холмах: Палатин, Капитолий.......

В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сплетены из прутьев и обмазаны глиной. А чем занимались жители древнейшего Рима? Вспомните о природных условиях Италии, посмотрите внимательно, как мог выглядеть Рим в те времена (слайд № 12 или рис на стр216) и озвучьте схему "Занятия римлян" (слайд №13) (прием "Дешифровщик")

Вопросы классу:

Какие сельскохозяйственные культуры выращивали римляне?

Какие породы скота они разводили?

Какими ремеслами занимались?

Посмотрите на план урока, какие вопросы нам еще надо обсудить?

4. Управление Древним Римом.

Все население древнего Рима делилось на две группы: патриции и плебеи. Запишите в словарь определения. (слайд №14)

Задание (Слайд № 15) Прочитайте текст на стр 218, п.3 "Управление Римом", 2 абз и ответьте на вопросы:

Кто участвовал в управлении Римом?

Какие органы управления были?

Кому принадлежала высшая власть?

- Назовите функции Народного собрания.(заменить на тест или задание)

Чем отличаются патриции от плебеев?

Учитель: По легендам Римом правили семь царей. А как звали первого?

Последнего царя звали Тарквиний Гордый. Но он сам захватил власть, убив своего предшественника. Он был очень жестоким, и римляне восстали и изгнали Тарквиния из города. И решили царей больше не выбирать. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

III . Закрепление:

    Греки говорили на греческом, а римляне?

2. Слайд № 16

-Выберите из перечисленных географических названий те, с помощью которых можно описать расположение города Рима:

а) Адриатическое море б) Тирренское море в) Балканский полуостров

г) река Тибр д) Апеннинский полуостров е) река По

3. Слайд № 17

- Кто из перечисленных людей является героем легенды об основании города Рима:

а) Тесей б) Рея Сильвия в) Нумитор г) Ариадна д) Ромул е) Эгей ж) Амулий з) Ром

4. Слайд №18

- Вставьте пропущенные слова.

а) В управлении Римом принимали участие только.....

б) Старейшины родов заседали в совете, который назывался......

в) Высшая власть принадлежала.....

г) По легендам, Римом правили.....царей, последнего звали.....

д) Знаками царской власти были.....

IV . Рефлексия (подведение итогов урока):

А) Давайте вспомним начало нашего урока, чьи же предположения насчет волчицы и детей оказались верными или наиболее близкими к истине?

Б) составьте синквейн по теме «Древнейший Рим».

V . Домашнее задание: §44, вопросы к §, рабочая тетрадь зад. 55-57, слова и дата (Слайд19)

Цель урока: усвоение новых знаний о возникновении Древнейшего Рима, о географическом и природно-климатическом положении Древнего Рима, о народах, населяющих Апеннинский полуостров в древности.

Задачи урока:

Образовательные:

    сформировать у школьников яркое, образное, логическое представление об Апеннинском полуострове и Риме VIII – VI вв. до н.э.;

    опираясь на изученный материал, расширить представления учащихся о Древнем Риме, используя основные умения и навыки учащихся;

    способствовать овладению учащимися основного понятийного материала по данной теме.

Развивающие:

    в ходе урока способствовать развитию у учащихся познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью;

    в ходе урока способствовать развитию у учащихся творческих способностей, логического мышления, умению находить причинно-следственные связи событий;

    способствовать развитию навыков работы с источниками, устной речи, умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

    содействовать в ходе урока формированию у учащихся эмоционально – ценностного отношения к изучаемому прошлому;

    воспитывать уважительное отношение к прошлому различных народов.

Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный)

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради, карта «Древний Рим», мультимедийная презентация, компьютер, проектор, ноутбуки, раздаточный материал.

I. Повторение пройденного материала.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости. У нас сегодня урок-исследование, мы ненадолго превратимся с вами в ученых-историков, которые будут исследовать историю возникновения, природные особенности и занятия жителей – государства, с которым мы еще с вами не знакомы. Мы продолжаем путешествовать по странам древнего мира. И для того, чтобы посетить следующую страну, вспомним, в каких странах мы уже побывали (слайд 1) (Приложение 6). Будьте внимательны, отвечаем по одному, знак готовности – поднятая рука.

На нильских берегах она была,
Богатой и цветущею слыла.
И ею фараоны управляли,
Восстания рабов здесь подавляли.
В мире есть сейчас она.
Назови, что за страна. (слайд 2)

(Египет)

Расскажите-ка, ребята,
Где без леса и без гор
Люди в древности росли.
Где покой все обрели.
Всё лепили мастера.
И работа их до пота
Выручала их всегда. (слайд 3)

(Междуречье)

На восточном побережье
Моря Средиземного
Государство моряков
Было очень древнее.
И чтоб им торговать,
Просто стали все писать.
Кто же знал? Их алфавит
Все народы покорит. (слайд 4)

(Финикия)

Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать
Правители решили стену возвести,
Покой, чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили её строить,
Чтобы не было войны. (слайд 5)

(Китай)

II. Целеполагание.

Какую страну мы изучали на предыдущих уроках? (Грецию)

Карта

Если мы из Греции сядем на корабль выплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы. В какую страну мы попадём? (В Рим ).

Итак, тема нашего сегодняшнего урока-исследования Древнейший Рим. (слайд 6)

III. Изучение нового материала.

Как у настоящих ученых-историков у нас должен быть определённый план. Вот он: (слайд 7)

Географическое положение

Природные условия

Занятие жителей

Давайте вспомним, какой источник используют ученые при изучении географического положения страны? (карту)
- Итак, Рим – один из древнейших городов Европы. В древности Рим было не только название города, но и государства.
- В наши дни Рим – это столица Италии.
- Приведите примеры древних государств, где столицы носили такое же название. (Вавилон, Спарта Афины)

Итак, вам как исследователям будет интересно узнать, (слайд 8) что Апеннинский полуостров древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).

У вас на партах есть задания, которые помогут вам исследовать особенности климата и природные условия Рима. (Приложение1). Вам нужно подобрать правильное окончание к фразам

    Теперь обозначим самые важные условия, благодаря которым римляне поднялись до такой высоты. Первое из этих условий состоит в том, что Италия, наподобие острова…

    …соответственно которым там имеются разнообразные животные и растения и вообще все необходимые для человека предметы.

    Второе условие то, что большая часть ее берегов не имеет гаваней…

    …окружена как верною оградой, морями, за исключением только немногих частей, которые в свою очередь защищены труднопроходимыми горами.

    В-третьих, Италия расположена в различных климатических зонах…

    …зато существуют гавани обширны и весьма удобны…

    Почти во всю ее длину тянутся Аппеннинские горы, имеющие по обеим сторонам равнины и плодородные холмы…

    …так что невозможно выразить словами всего изобилия и высоких достоинств плодов, здесь произрастающих.

    Кроме того, имеется множество всякого рода металлов, строительного материала, пищи для человека и для домашних животных…

    …так что нет такой части Италии, на долю которой не выпадали бы удобства гор и равнин.

Давайте проверим, что у вас получилось.

А теперь, ученые-историки, я приготовила для вас задание, игру, но немного усложнила ее тем, что вы должны будете определить, какие особенности относятся к Риму, а какие к ранее изученной Греции, ведь вы как ученые должны уметь сравнивать и выделять нужные признаки.

Игра. (Дети открывают в ноутбуках по готовой ссылке игру, созданную с помощью сервисов Web2.0, игру можно открыть по следующей ссылке

Ребята, как ученые-историки, мы уже с вами работали с источниками. Давайте вспомним, какие бывают источники? (письменные и вещественные)
- Мы работали с источниками, какого вида? Назовите, что это за источники. (письменные: легенды, мифы, законы, крылатые выражения).

Выдвижение гипотез.

Давайте представим, что мы с вами учёные –историки, которые отправляются на раскопки древнейшего Рима. Откуда мы можем узнать историю данного государства? (из источников)

Но прежде, чем мы начнем работать с источником, мы как ученые должны выдвинуть гипотезу: Скажите, как вы думаете, кто может является основателем государства? (человек, народ) (слайд 9)

Это наши с вами предположения. Какое из них подтвердиться?

Работа с источниками (Приложение 2):

Легенда об основании Рима

По левому берегу Тибра жило племя Латинов. В одном из этих городов правил царь Нумитор. Амулий брат Нумитора, был злой и завистливый хотел царствовать один. Он отнял у Нумитора власть. Для большей своей безопасности убил сына Нумитора, а дочь его Рею Сильвию сделал весталкой - жрицей богини домашнего очага Весты. Не прошло и года, Рея Сильвия родила от бога войны Марса двух мальчиков. Услышав эту весть, Амулий велел утопить близнецов в волнах Тибра. А их мать взять под стражу. Бросив корзину на мелководье, слуги возвратились домой. Корзина зацепилась за ветку дерева, не утонула. На жалобный крик братьев прибежала волчица. Облизав малышей, она накормила их своим молоком. Вскоре их нашел царский пастух и отнес своей жене. Пастух и его жена, дав найденышам, имена Ромул и Рем, воспитали их отважными и сильными. Когда они выросли и узнали тайну своего рождения, задумали мстить. Вооружившись они убили Амулия и в тех местах, где были вскормлены волчицей решили основать новый город. Вскоре братья поссорились: Рем выбрал для строительства города один холм, а Ромул другой. Когда Ромул стал строить оборонительную стену, Рем в насмешку перепрыгнул через нее. Взбешенный Ромул нанес Рему удар, оказавшийся смертельным. Убийство брата не помешало ему основать город и назвать его своим именем /Рим – по-латински Рома/ . Ромул стал первым царем Рима. Его везде сопровождала охрана из 12 воинов называлась Ликторами.

Викторина

Какое племя проживало по левому берегу Тибра? (Латины.)

Какой царь правил в одном из городов латинов? (Нумитор.)

Кто такой Амулий? (Младший брат Нумитора. Амулий отнял у него власть, а его дочь Рею Сильвию сделал весталкой.)

Кто такие весталки? (Жрицы богини огня и домашнего очага Весты.)

Как звали сыновей Реи Сильвии? (Ромул и Рем.)

Почему Амулий решил убить Ромула и Рема? (Боялся, что когда они вырастут, то отомстят за деда и мать.)

Как звали бога войны у латинов? (Марс.)

Кто помог братьям-близнецам выжить? (Их выкормила волчица.)

Как сложились отношения между братьями? (Они поссорились, и Ромул убил Рема.)

Кто стал первым царем Рима? (Ромул.)

Что обозначает на латинском языке Рим? (Рома.)

Кто такие ликторы? (Вооруженная охрана царя.)

Зачем ликторы носили с собой связку прутьев и топор? (Царь мог приказать выпороть провинившегося или отрубить ему голову.)

Что в легендах вымысел, а что правда?

Сейчас уважаемые учёные – историки, на основе изученных источников подтвердите или опровергните свои предположения.

Ответы учащихся: Рим был основан Ромулом.

Таким образом, Рим был основан в 753 г. до н. э. легендарным Ромулом. (слайд 10)

Ученые-историки мы узнали о возникновение Рима, а теперь давайте отправимся на экскурсии по Древнему Риму, а чтобы зафиксировать все, что мы увидим, давайте воспользуемся маршрутными листами, читаем второй абзац учебника, и заполняем маршрутный лист (Приложение 3).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!