Драйзер финансист описание. Теодор Драйзер «Трилогия желания

Чикагская обсерватория и сейчас носит имя человека, финансировавшего ее строительство, – Чарльза Т. Йеркса, он же Фрэнк Каупервуд, герой трилогии «Желание». В книге решение ценой в треть миллиона долларов принимается молниеносно, диалог с ректором укладывается буквально в две страницы. Вначале речь идет о довольно скромном взносе (8-10 тысяч, чикагские бизнесмены скидывались на оборудование для новорожденного университета), после нескольких реплик, за считаные минуты взвесив и свои возможности, и выгоды от такого решения, Фрэнк берет на себя не только покупку телескопа – 40 тысяч долларов, – но и строительство обсерватории, а это уже 300 с лишним тысяч.

Что побудило опытного, циничного дельца к подобным расходам? Расчет, говорит Драйзер. О щедрости магната протрубили все газеты, даже за океаном; ему обеспечены огромные кредиты, понадобившиеся на достраивание империи, конкуренты раздавлены, городские власти не смогут отказать благотворителю в концессии, и наконец-то линии чикагской надземки сойдутся в руках Каупервуда.

Осуществление мечты. Дороги, в особенности рельсовые – конка, позднее трамвай в городе, Северо-Пенсильванская или другая какая-нибудь железная дорога, соединяющая город с деловыми и промышленными центрами, путь, прокладываемый с Восточного, давно освоенного побережья, через брызжущий энергией, кипящий иммигрантами Средний Запад на «территории», еще не ставшие штатами, – Нью-Мехико, Техас, – все эти американские дороги пробуждали в селф-мейд миллионерах трепет, сродни религиозному, и простодушную, ребяческую жадность, как блестящие, да к тому же работающие игрушки.

«Многого из того, что знаем мы и что позднее узнал Фрэнк, тогда еще не существовало – телеграфа, телефона, доставки товаров на дом, городской почтовой сети и океанских пароходов. Не было даже почтовых марок и заказных писем. Еще не появилась конка. В черте города курсировали бесчисленные омнибусы, а для дальних путешествий служила медленно развивавшаяся сеть железных дорог, все еще тесно связанная с судоходными каналами» . Так начинает Драйзер первую часть трилогии «Финансист», заражая читателя той страстью освоить, познать – даже физиологически – Америку, с какой пришло в мир поколение Йеркса.

В 30-е годы XIX века появилась в Североамериканских Соединенных Штатах новая поросль, со своей особенной физиономией, на многие годы, а может, и навсегда определившая в глазах мира образ Америки. Государство еще только складывалось, остро чувствовалась недостача многих элементов общественной, упорядоченной жизни. Стихийные массы иммигрантов, разноплеменных и разноязыких, прихлынувшие к Восточному побережью Штатов, с трудом перемалываемые, перевариваемые в общем котле; еще один исход – неукротимое, стихийное движение к Западному побережью. Вестерн, где «смит-и-вессон» – закон, отчасти романтически преувеличивает, и все же значительная часть населения жила тогда в состоянии догосударственном, и догосударственность проявлялась не только в захвате чужих земель (отнимавшихся и у индейцев, и у Мексики, и у тех, кто имел несчастье поселиться в Америке раньше), но и в эдаком раннефеодальном укладе, в отсутствии хозяйственных связей, иерархии, общеобязательных норм. Западные и южные земли, заселявшиеся пришлыми и более-менее коренными американцами, проходили через период карантина, когда именовались не штатом, то бишь государством, а территорией. Конечно, в городах Восточного побережья, в Нью-Йорке, тем паче в Филадельфии и чинном Бостоне, сохранялась в том или ином виде европейская привычка порядочности и закона; выработалось нечто похожее (и вместе с тем непохожее) на феодальный строй в рабовладельческих штатах, но вокруг и внутри, в растущих без плана уродливых городах, бродила и бушевала та жизнь, о которой в Европе забыли с IX-Х-XI столетия. Тогда, спустя века после падения Рима и окончательного разрушения империи, пробудилась энергия нового строительства, выплеснулась жестокой предприимчивостью, разбойничьими набегами. Европа строилась викингами-норманнами, угнездившимися на Сицилии, во французской Нормандии, в Англии, в Новгороде и Киеве. Начинали с набегов на длинных кораблях, резни и пожаров, насилия; во втором-третьем поколении крестились, закладывали города, той же сильной рукой гарантировали защиту и правосудие.

Быстро и беспринципно богатевших одногодков Каупервуда сравнивали порой с викингами, но устойчивее другое сравнение – robber barons, бароны-разбойники. Чуть более поздняя эпоха, никак не желающая принять устойчивую форму Германская империя, «рыцари», засевшие в замках над Рейном, каждый сам себе господин, грабящие путников и воюющие с соседями. Какое сравнение точнее? Размах у Йеркса, Моргана, Рокфеллера «викинговский», одним замком и его окрестностями никогда бы не ограничились, и по сути, работа их скорее «норманнская» – строительство, пролагание путей (еще и отсюда такая любовь к железным дорогам и телеграфу). «Бароны-разбойники» – определение в первую очередь оценочное, осуждающее, хотя в нем есть своя точность: не сплоченная дружина викингов, а эгоистичные одиночки, не встреча двух культур, языческих мореплавателей и оседлого христианства, но бродило, из самого себя порождающее и языческую жажду наживы, и легкость принятия новых форм, и «староевропейскую» тягу к юридически упорядоченному общежитию, гражданской личности.

В поколении 30-х годов (в том же 1837-м, что и Йеркс – Каупервуд, родился Джон Пирпонт Морган, самый знаменитый из викингов-разбойников) каждый сам себе и языческий вождь, и крестивший его епископ. Необходимость империи, иерархии эти бароны ощущали со всей остротой, пусть и удобнее быть разбойником в вакууме власти.

Специфику тех лет уловить очень трудно – как передать почти отсутствие, нащупывание, налаживание? Каких греческих или схоластических философов привлечь, чтобы описать переходную эпоху, когда все уже присутствует в потенции (не было бы представления о законах, этике, о системе денежного обращения, транспорте и культуре, не было бы потребности в них, так откуда бы им взяться?), но ничего еще нет в реальности. Показать становление едва ли возможно, однако стоит попытаться из нашего «после» нарисовать состояние «до». Именно это делает Драйзер в прологе «Финансиста», перечисляя вещи, которых «тогда еще не существовало». И обратим внимание, что все это не просто явления технического прогресса, а средства связи. Дороги, телеграф, почта. Деньги.

Деньги, понятное дело, основной сюжет трилогии «Желание». По способностям и призванию, по духу времени Фрэнк Каупервуд – делатель денег. Зачем эти деньги понадобились, какие именно желания могут они исполнить – об этом речь пойдет во второй и в третьей части саги. Тогда обнаружится власть денег, даст себя знать разбойничий барон или – подымай выше – купец-нобиль, в духе Медичи, строящий замки и университеты, скупающий картины и женщин. В первом томе потребительская функция денег достаточно скромна – выстроил человек к сорока годам особняк на пару с отцом, завел приличный выезд. Не более чем уровень «хорошего среднего класса». Все деньги Финансиста не в личной собственности, а в движении, в сложнейших комбинациях, авантюрах, именно в делании денег. Деньги ради них самих, социальная игра, незримый, а потому таинственный и обожествляемый идолопоклонниками ток, реальный, как электрический ток в телеграфных проводах, и столь же необходимый для современного общества, для его функционирования в качестве единой системы.

«Вся денежная система Соединенных Штатов тогда еще только начинала переходить от состояния полного хаоса к состоянию, отдаленно напоминавшему порядок. Банк Соединенных Штатов, основанный Николасом Бидлом, в 1841 году был окончательно ликвидирован. В 1846 году Министерство финансов Соединенных Штатов организовало свою систему казначейств. И все же фиктивных банков существовало столько, что владелец небольшой меняльной конторы поневоле становился ходячим справочником платежеспособных и неплатежеспособных предприятий. Правда, мало-помалу положение улучшалось, так как телеграф облегчил не только обмен биржевой котировкой между Нью-Йорком, Бостоном и Филадельфией, но даже и связь между конторой местного биржевого маклера и фондовой биржей. Другими словами, в обиход начали входить частные телеграфные линии, действовавшие на коротком расстоянии. Взаимный обмен информацией стал более быстрым, доступным и совершенствовался день ото дня.

Только что закончил читать книгу Стоик. Это третий, последний том безумно интересного романа «Трилогия желаний «. Основная тема рассказа — приключения невероятно одаренного и смышленого финансиста, который потрясал мир своими замыслами и их реализацией во второй половине 19 и в начале 20 века.

Автор романа Теодор Драйзер известен миру своими критическими взглядами на капиталистическую систему. «Финансист», «Титан» и «Стоик» полностью пронизаны душой капитализма и присущих ему манер. Главного героя романа зовут Фрэнк Каупервуд . В первом томе — Финансисте — Фрэнк предстает перед читателями юным и очень перспективным парнишкой. Его отец работает менеджером в банке, а мать — домохозяйка. С детства за ним замечаются лидерские качества и огромный интерес к финансовым делам. Он часто распрашивает у отца о различных финансовых вопросах и тот, видя интерес сына, с удовольствием отвечает на его вопросы. К 13 годам Фрэнк не хуже биржевых маклеров разбирается в финансовой системе и желает как-то проверить свои знания. Купив мыло на аукционе за 20$ и продав его потом соседнему магазину за 60$, он доказывает отцу, что уже способен логично мыслить и что-то предпринимать.

В отличии от большинства людей, Фрэнк с детства считал эгоизм чем-то вполне естественным и нормальным. Он ярко выделялся среди своих сверстников: зрелые взгляды на жизнь и рациональное мышление позволяло ему одерживать преимущество в любых спорах. В 19 лет он влюбился в некую Лилиан и после его слов: «В свои 19 я имею более богатый жизненный опыт чем ты в свои 26 . Я уже сейчас знаю о жизни больше, чем ты будешь знать ее за всю жизнь. Позволь мне повести тебя по жизненной тропе» она растаяла и женилась на нем. К слову, женщины — это, пожалуй, единственная слабость Фрэнка Каупервуда. За всю жизнь он ощутил прелесть десятков женщин, на двух из них он женился, еще несколько сыграли очень важную роль в его жизни.

К своим 25 годам Фрэнк уже успел стать миллионером и обрести репутацию недурного финансиста. Но его эгоистичный склад ума, желание единолично владеть предприятиями и предпринимательская хватка очень быстро заставили конкурентов завидовать и всячески мешать ему. Его обзывали «вором Филадельфии » и даже на год упекли в тюрьму. Все в это время его поддерживала Эйлин, дочь его бывшего компаньона (после того, как он узнал об отношениях женатого на Лилиан Каупервуда с его дочерью, он стал его ненавистным врагом). Когда Фрэнк выходит из тюрьмы, он женится на Эйлин и возобновляет свою деятельность. Когда появляется случай — он удачно играет на бирже и будучи миллионером уезжает на Запад, в Чикаго.

Следует остановится на том, какими методами Каупервуд становился богатым. Он подкупал муниципалитет и всех нужных ему людей. Он давил и нейтрализовал людей, которые ему мешали. Он высокомерно относился к конкурентам и, чувствуя свое превосходство, не стеснялся это показывать. Он был очень хитер и всячески использовал это. Скупая акции предприятий подставными лицами, он захватывал полный контроль над компаниями и далее управлял ими.

Закон можно повернуть куда угодно - это лазейка к запретному, пыль, которой можно запорошить глаза тому, кто пожелал бы воспользоваться своим правом видеть, завеса, произвольно опускаемая между правдой и ее претворением в жизнь, между правосудием и карой, которую оно выносит, между преступлением и наказанием. Законники - в большинстве случаев просвещенные наймиты , которых покупают и продают — говорил Фрэнк

Фрэнк упорно шел к успеху. При этом, все его конкуренты из Чикаго объединились против него, чтобы нейтрализовать его замыслы. К тому времени Каупервуд становится архимиллионером (его капитал оценивался в 30 млн долларов, что на то время было огромной суммой) и ставит очень амбициозную задачу: соединить все свои транспортные системы, выпустить акции и выручить на этом 200 млн долларов. Естественно, враги не могли с этим примирится. Весь город обрушился против Фрэнка, и в конечном итоге, он вынужден был отступить .

Когда человек действует на пользу себе, он тем самым, как правило, приносит пользу другим.

К 60 годам Каупервуд является владельцем почти стомиллионого капитала. Он уже разошелся с Эйлин (хотя официальной огласке это практически не подвергалось) и живет новым человеком — Беренис. Со временем он чувствует себя все хуже и хуже, и в 62 года умирает .

Резюмируя :

Роман произвел на меня огромное впечатление. Первый том (около 500 страниц) я прочел за 2 дня. Второй (505 страниц) и третий (350 страниц) также были «поглощены» мною очень быстро. В романе вскрываются все проблемы чрезвычайно коррумпированной власти в Америке, все странности и обычаи американского менталитета начала 20 века, все человеческие причуды и особенности. Главный герой — безусловно великая личность, сумевшая пойти против всего мира. Его ненавидели, боялись, уважали, восхищались. Он был «патроном» для своих подопечных и кошмаром — для врагов. Чрезвычайно сильный духом и циничный Каупервуд на протяжении всего романа боролся за свое счастье, за свои идеи и амбиции. Я бы рекомендовал эту книгу всем, абсолютно всем людям. Особенно полезна будет бизнесменам и людям, связанным с предпринимательской деятельностью. Теодор Драйзер еще раз доказал свою гениальность и заставил восхищаться собою. Закончить данную статью я хочу несколькими цитатами из романа:

  • «Мои желания – прежде всего» – таков был девиз Каупервуда. Он мог бы смело начертать его на щите, с которым отправлялся на битву за место среди избранников фортуны.
  • Однако, как было уже сказано кем-то: «Можно ли между добрыми друзьями считаться с таким пустяком, как конституция?».
  • Один сильный человек всегда уважает другого.
  • На свете нет ничего более чувствительного, чем деньги, и эта чувствительность в значительной мере передалась самим финансистам, постоянно имеющим дело с деньгами.
  • Неизмеримы глубины низости, до которых может пасть глупец!

На этом все. Удачи !

Начала читать данное произведение после восторженного впечатления от трилогии А. Рэнд "Атлант расправил плечи", так как подоплёка у них, по сути, одна. Как и та, эта книга вызвала у меня двойственные впечатления. Главная причина тому - различия взглядов моих и автора. У Драйзера чётко прорисовывается мысль, что справедливость и добропорядочность присуща только слабым и недалёким людям, что общественная мораль и законы связывают людей по рукам и ногам, не позволяя им жить свободно и так, как им хочется. И что главное в этом мире - жить только для себя, ни с кем не считаясь. Что ж, эти мысли имеют место быть, особенно, если учесть пуританские нравы прошлых столетий. Однако, что же произойдёт, если все люди возьмут эти установки за свои жизненные правила? Будет просто хаос и резня, где каждый станет вырывать кусок у другого изо рта, где каждый будет трястись за свою шкуру. Не воскричат ли тогда эгоисты: "где же справедливость, кто меня защитит?" Как вопрошал Каупервуд в своей темнице, униженный и несправедливо оскорблённый.

Несомненно, чтобы сильно преуспеть в этой жизни, разбогатеть, дорваться до власти, нужно уметь приспосабливаться. Добывая жирное пропитание, нужно в совершенстве овладеть искусством притворства, обмана, непременно всюду пускать коварные уловки, лесть. И тогда ты достигнешь вершины. Но можно ли остаться при этом человеком? Человеком с чистой совестью, душой, не погрязнув по локоть в крови. Действительно ли цель оправдывает средства, стоило ли всё того? На этот вопрос у каждого свой ответ, так как жизненные ценности и приоритеты у всех разные, а наличие или отсутствие моральных устоев только довершает персональную картину мира.

Лично я не считаю, что эгоизм является единственной правильной установкой в жизни, а любое отклонение - проявление слабохарактерности. Точно так же, как и для кого-то религия, мистицизм, мораль, закон могут быть глупостью, препятствием в жизни, а для кого-то, наоборот, точкой опоры, силой. У каждого своя истина и нужно жить в согласии с самим собой, руководствуясь своим сводом законов, при этом, оставляя позади однобокость мышления, позволить другим людям выражать отличное от вашего мнение. Поэтому я согласна с суждениями героя насчёт бессмысленности порицаний и чтения проповедей людям с иными устоявшимися взглядами.

Прочитав книгу, я явственно осознаю, что не прониклась симпатией к герою. Но этого человека невозможно не уважать, так как его уверенность в своих силах, целеустремленность, несгибаемость поражают. Я всегда с наслаждением читаю о таких людях, движимых мечтой, стремящихся ввысь, прямолинейных и несокрушимых. Такие истории действительно воодушевляют.
Немного тяжеловато было в начале чтения, так как я очень далека от мира биржи и финансов, но написано было доходчиво и не слишком нудно, поэтому я быстро вникла в суть. Кроме того, я заметила, что гораздо интереснее читать не о том, как распрекрасный главный герой планомерно восходит на Олимп, а о том, как он ведёт себя, столкнувшись с трудностями, и как их впоследствии преодолевает.
В итоге, книга понравилась, планирую прочитать всю трилогию.

Роман написан на основе реальной истории жизни Чарльза Йеркса, миллионера из Америки. Фрэнк Каупервуд, герой книги, рождается в семье банковского служащего. С самого детства он впитывает в себя атмосферу денег, живя в окружении финансово-экономической среды, которая формирует в нем психологию финансиста. Вся жизненная деятельность Фрэнка направлена на достижение успеха. Это беспринципный циник, идущий по трупам, и желающий достигнуть власти и богатства любой ценой.

Действия разворачиваются в Филадельфии конца девятнадцатого века. Уже в молодом возрасте, благодаря своей смекалистости и финансовым проделкам, Фрэнку удается войти в круг самых крупных финансовых магнатов штата. В 14 лет будущий коммерсант начинает заниматься покупкой мыла и перепродажей его по высшей стоимости. В 17, Фрэнк Каупервуд бросает учёбу в школе и идет на работу, чтобы обеспечивать свою жизнь. Этот человек, не имеющий нравственных и этических принципов, тем не менее, считает, что заслуживает в жизни самого лучшего. В том числе, и лучших женщин. В 21 год он женится на привлекательной вдове из высшего общества, от брака с которой у него рождается двое детей. Каупервуд продолжает развивать свой маклерский бизнес, располагая контору в самом центре города.

«Финансист» — первый роман американского писателя Теодора Драйзера из его знаменитого цикла «Трилогия желаний»

Этот биржевый дилер обладает невероятным магнетизмом, способностью оказывать психологическое влияние, завладевать вниманием и сердцами как мужчин, так и женщин. Желая продвигаться по карьерной лестнице и получать от жизни самое лучшее, он заводит роман с дочерью крупного подрядчика, налаживает знакомства и связи с тремя самыми влиятельными людьми в городе. Они покровительствуют ему, и вскоре, он возносится на вершину финансового Олимпа.

Биржевые спекуляции, подкуп чиновников, приобретение активов незаконным способом – приносят Фрэнку Каупэрвуду большое состояние. Он покупает роскошные особняки, обставляет их по последней моде, занимается коллекционированием произведения искусства, и в общем, живет на широкую ногу.

Но в 1871 году в Чикаго происходит крупный пожар. Огонь разрушает полгорода и вызывает биржевую панику. Открываются махинации Фрэнка с городской казной, и теперь он оказывается должным вернуть почти полмиллиона долларов в бюджет города.

Каупервуда отправляют в тюрьму. У него испорчена репутация. И после освобождения, финансист вынужден покинуть город. И это справедливый итог, написанный автором, ведь все тайное становится явным.

Теодор Драйзер восхищается этим талантливым спекулянтом, его природой хищника, властностью, ловкостью, и умением манипулировать. Но в то же время показывает, что именно эти качества, а заодно и отсутствие моральных принципов, человечности, и душевной теплоты, приводят его, в конечном итоге, к краху и поражению.

Скачать книгу Теодора Драйзера «Финансист» можно на нашем сайте о книгах в форматах epub, fb2, txt, rtf можно на нашем сайте о книгах. Это может быть, как электронная, так и аудиокнига, на выбор.

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО КНИГУ «Финансист»

На мой взгляд, нет никакого смысла в том, чтобы разделять «Трилогию желания» на три отдельно взятые книги, ведь все они связаны не только лишь сюжетной линией, но и стилистическими и историческими особенностями. Иными словами, перед нами полновесная история жизни человека, поделенная на три тома. Теодор Драйзер начал свое знаковое творение на заре Первой Мировой Войны, а закончил написание третьего тома — «Стоика» — в год окончания Второй Мировой. Но как это ни странно, все три романа не посвящены войне.

Теодор Драйзер не стал изменять себе, и уже в первой книге «Финансист» четко прослеживается его стилистика, выбранная в дебютном романе « ». Можно ли сравнить его первую книгу и «Трилогию желания»? Определенно да. Сюжет, язык, мотивы и поступки; все эти составляющие четко перекликаются между всех выше указанных произведений. Впрочем, во всей этой истории есть одна занятная деталь: глобально говоря, Драйзер успел закончить третью часть трилогии — «Стоик» — буквально за несколько дней до собственной кончины, и хотя концовка содержит логичное завершение, редакторы, с согласия жены Драйзера, включили в издание черновые наработки финальных глав книги.

Конечно же, Драйзер не стал отступать и от своей любимой темы - деньги. Ничто не движет человеком так многозначительно, как материальное благо. В этом ли состоит ? Отчасти да, и хотя мечта у каждого может разниться, у всех она сводится к одному - существованию в достатке. Этим стремлением объединены все действующие персонажи в книгах Драйзера: от Керри и Герствуда в «Сестре Керри» и до Фрэнка Каупервуда и всех его многочисленных компаньонов и противников в книгах «Финансист», «Титан» и «Стоик». Разница в количестве страниц между отдельной книгой и трилогией, впрочем, позволяет более детально описать всю подноготную дел и жизненных процессов протагониста, что явно не укладывалось у Драйзера в одном романе. Поэтому, даже несмотря на отсутствие исторических связей, сюжетной линии и пересечения персонажей, «Сестру Керри» можно смело считать памяткой перед прочтением всей «Трилогии желания».

Общий сюжет

Итак, общее название сборника, в который вошли книги «Финансист», «Титан» и «Стоик», уже недвусмысленно намекают на то, что первостепенной ведущей силой и мотивацией в жизни главного персонажа являются его желания. В случае с Френком Каупервудом, основополагающей силой являются деньги. В жизни Френка этому материальному благу отведено самое почетное место, с которым едва ли могут соревноваться иные ценности, будь это просвещение, семья или дружба. Для него деньги заменяют потребность в товарищеских отношениях; ими он оплачивает любовь и благосклонность сильных мира сего; деньги для него - инструмент обеспечения вседозволенной жизни, основной целью которой является постоянное пополнение собственного «инструментария».

Разделение сборника на три тома условно сегментирует жизнь Каупервуда на три значимых этапа его жизни: «Финансист» повествует о первых шагах молодого Каупервуда на финансовом поприще в Филадельфии, о его первых успехах и поражениях, которые увенчались тюремным заключением.

Действия второй книги — «Титана» — переносятся в молодой город Чикаго, в котором Каупервуд создает газовые предприятия, а потом собственную транспортную империю. Собственно, в этой части он становится настоящим титаном в финансовой деятельности, но истинным мерзавцем в плане моральном. Роман «Стоик» посвящен лондонскому этапу жизни Каупервуда, в котором он стремиться поставить логическую финальную точку всем своим делам, а также добиться примирения с собственными любовными мытарствами, однако затяжная болезнь и последующая его кончина ставят лишь многоточие.

Финансист

Купить бумажную Купить электронную

Наверное, это самая совершенная и полная из представленных частей, как в сюжетно-мотивационном плане, так и по своей словестно-стилистической структуре. По сути, Драйзеру ничего не надо было придумывать: прототипом Каупервуда стала действительно существовавшая ранее личность с довольно интересной биографией, писателю лишь осталось завернуть историю этого человека в приятную обложку слов, и успех был гарантирован. Автор так и поступил, а у читателей появилась возможность с головой окунуться в Америку второй половины 19-го века, проследить за перипетиями политической и экономической жизни зарождающегося мирового гиганта, а также постичь основы финансовой и биржевой деятельности. Иными словами, в книге представлены интересы из разных плоскостей, а потому мало кому она покажется скучной. Не менее искусстно писатель придерживается и хронологии событий, параллельно представляя эволюцию характера и практических навыков молодого дельца Френка Каупервуда.

Здесь он совершает первые шаги в предпринимательской деятельности, взрослеет, познает первую симпатию, а вскоре и первую настоящую любовь, добивается первых успехов; со временем набивает первые шишки на собственных ошибках, но в определенный момент теряет чувство реальности, а главное - сдержанности, после чего все его состояние, словно перышко, уносит ветер времени. Кульминационным моментом книги можно считать судебный процесс над Каупервудом и признание его виновным. Уже в этих эпизодах читатель осознает, что молодой делец не гнушается и «темных делишек» во благо собственной выгоды, а потому фигура финансиста едва ли претендует на статус девственно чистой и нетронутой корыстолюбием. Впрочем, отбывание короткого срока в заключение (при огромном содействии незаконной возлюбленной Эйлин) не образумил молодого человека, а скорее наоборот - обозлил его по отношению к обществу, которое, между прочим, вынесло вполне справедливый вердикт. Именно в этот момент в образе Каупервуда зарождается желание стать гигантом, финансовым магнатом, способным вершить судьбу других.

Титан

Купить бумажную Купить электронную

Полем для своей новой деятельности Каупервуд выбирает растущий город Чикаго. Именно длительному периоду жизни в этой части Америки и посвящена вторая часть трилогии, которая, откровенно говоря, скрасила все восторженные впечатления от первого произведения. Уже в «Финансисте» становится понятным, что Каупервуд не из числа святош, но в книге «Титан» размах его жульнических, низких и предательских действий достигает апогея. Помимо этого в книге явно нарушена динамическая структура, кульминация напрочь отсутствует, равно как и четкая идейность. В «Титане» нет подобного эпизоду с судом и заключением события, которое бы объяснило всю затею писателя, поэтому с эстетической и сюжетной точки зрения эту книгу можно назвать неудачной, естественно, на фоне успеха первого произведения. Постоянные смены любовниц Каупервуда, регулярное вранье и лицемерие, постоянные метания из одного «лагеря» в другой, в конце концов подкуп политиков и кровожадное потворствование собственной алчности просто отвращают от образа главного персонажа. Если же задумка Драйзера состояла только в этом, низкий ему поклон, впрочем, я склоняюсь к иному варианту. Результатом всей этой сомнительной деятельности Каупервуда стало создание многомиллионной империи, однако цена была заплачена очень высокая: разруха отношений с Эйлин, отсутствие семьи, друзей и надежной опоры, неприятие в обществе, война на всех фронтах с коллегами по деятельности, проигранные выборы, бесчисленное количество любовных увлечений. Оказывается, именно такую цену готов платить человек за свое богатство.

Стоик

Купить бумажную Купить электронную

Время не щадит даже самых великих людей, и вот уже Каупервуд стоит на пороге старости. Он хочет поставить жирную точку в своей финансовой деятельности - растянуть свои транспортные сети и на другом континенте, а в делах душевных окончательно сойтись с новой любовью - Беренис. Но с самого начала все эти затеи даются ему очень тяжело, дела идут скомкано, ни на одном из фронтов не видно заметных улучшений: строительство метро в Лондоне требует огромных затрат и привлечения благодушно настроенных к этому специалистов; сожительство с молодой девушкой Беренис выглядит не менее проблемным в силу разницы в возрасте, положения в обществе и действующего брачного союза с Эйлин. Безвременная кончина дельца прервала все задуманное на пути к их свершению. Каупервуд многое не успел завершить, но с другой стороны, после себя он оставил огромным след как в истории, так и в судьбах множества людей.

Конечно же, всей этой историей Драйзер хотел подчеркнуть тщетность человеческих страданий, связанных с постоянным желанием наживы. Богатство Каупервуда растаяло всего за несколько лет после его смерти, не менее жадные банкиры, юристы и поручители растащили все по своим углам, словно крысы - легкую добычу по норам. Мне судьба Каупервуда отдаленно напоминает историю Джея Гетсби: жизнь Френка Каупервуда была таким же масштабным праздником, место на котором находилось многим заметным фигурам, но их манил отнюдь не блеск человеческого естества, а сияние зотолой монеты.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!