Драматичный полет космонавтов Лазарева и Макарова: потеряли зрение, грелись костром. Забытый герой: алтайский космонавт, который чудом выжил после нечеловеческих перегрузок Позывной летчика космонавта в г лазарева

"Им казалось, что они кричали - на самом деле хрипели"

Драматичный полет Василия Лазарева и Олега Макарова 5 апреля 1975‑го долго оставался засекреченным. Из-за аварии ракеты-носителя он стал суборбитальным и длился 21 минуту 27 секунд. Сработала система аварийного спасения. Спуск происходил в неуправляемом режиме. Космонавты буквально падали с высоты 192 километра из космоса… Перегрузки достигали от 21 до 26 g. В какой-то момент Василий Лазарев и Олег Макаров потеряли зрение, у них произошла остановка сердца.

Приземлившись в горах Алтая, они едва не угодили в пропасть. Дожидаясь группу эвакуации, две ночи провели у костра на морозе.

О судьбе космонавтов, а также о том, что им довелось пережить в том полете, рассказали «МК» жена бортинженера Олега Макарова, Валентина Ивановна, и летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор Владимир Джанибеков.

Экипажу пришлось пережить то, что не выпадало больше никому.

5 апреля 1975 года с космодрома Байконур к станции «Салют‑4» стартовал опытный экипаж. Командир корабля Василий Лазарев и бортинженер Олег Макаров в 1973‑м уже побывали на орбите в составе экспедиции «Союз‑12». Им было присвоено звание Героев Советского Союза.

Василий Лазарев в прошлом военный врач. Закончив Харьковское высшее военное авиационное училище, стал летчиком-истребителем. В качестве стратонавта участвовал в испытательных полетах на стратостате СС-«Волга». А в 1966 году попал во второй отряд Центра подготовки космонавтов ВВС.

О бортинженере Олеге Макарове нам рассказала его жена, Валентина Ивановна:

Олег был очень неординарным человеком, со специфическим мышлением, перфекционист, отличник, ему нужно было все делать на одни «пятерки», чтобы все было идеальным. Отец у него был кадровым военным, участвовал в Сталинградской битве, дошел до Берлина. Учил сына быть справедливым. У Олега на все было свое мнение. Он никогда не отступал от своего решения. Не делал никому гадостей, никогда не подводил. Был очень саркастичным, обладал тонким юмором.

В конструкторское бюро, которое возглавлял Сергей Королёв, он попал, будучи студентом МВТУ имени Баумана. В знаменитом ОКБ‑1 Олег Макаров проходил дипломную практику. После окончания вуза пришел к Королёву работать.

Здесь же встретил и свою будущую жену, Валентину Солдатову.

Олег где-то увидел меня по работе, пришел и сказал: я на тебе женюсь, - рассказывает Валентина Ивановна. - Я его не знала, и вообще, он не был героем моего романа, мне нравились совершенно другие мужчины. Но в нем было сильнó мужское начало, он совершал настоящие мужские поступки, и Олег сумел завоевать мое сердце. И ему неважно было мнение ни мамы, ни папы. Он всегда сам принимал решения. Ему чужды были какие-либо сомнения. Он уже решил, и все. Просто ставил в известность; как сам говорил, «крыльями махать не надо».

Конечно, мне с ним было непросто. Олег был человеком жестким, очень строгим. Он не любил никакой слабости, нерадивости, нередко говорил: как это ты не можешь?..

Ему удалось сработаться с главным конструктором ракетно-космической техники Сергеем Павловичем Королёвым?

Королёв как-то сказал: молодой человек, у вас очень плохой характер, но именно поэтому мы будем с вами работать вместе. Олег был очень принципиальным: если считал, что прав, не уступал, не склонялся перед авторитетом. В 1960 году, когда мы уже поженились, Королёв отправил Олега читать лекции новобранцам из первого отряда космонавтов по ракетной технике и динамике полета. Муж участвовал в разработке первых пилотируемых космических кораблей. В то время об этом ничего не было известно, это была страшная тайна.

В 1966‑м Олег Макаров с благословения Королёва попал в отряд космонавтов. Вместе с Алексеем Леоновым прошел подготовку по программе полета к Луне. Но после того как американцы в июле 1969‑го высадились на Луну, советская лунная программа была свернута. В космос Олег Макаров впервые попал на «Союзе‑12» с Лазаревым, в 40 лет.

Перед этим, в 1971 году, при возвращении на Землю погибли космонавты Владислав Волков, Георгий Добровольский и Виктор Пацаев. Произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Олегу Григорьевичу не было страшно?

О каком страхе вы говорите? Это были одержимые люди. Никакого психологического барьера у них не было. Интересная работа была для них главным делом жизни. При подготовке к полетам муж, например, бывал дома в лучшем случае по выходным. Все бытовые проблемы ложились на мои плечи. Помню, много лет спустя они как-то поспорили с уже взрослым сыном, и Леня сказал отцу: папа, я тебя вообще первый раз увидел, когда мне было 14 лет. Конечно, это было сказано с иронией, но доля правды в этом была. Когда кто-то из сыновей плохо себя вел, у меня был один аргумент: вот папа приедет, ты сам ему все расскажешь. Это было хуже любой порки. А надо сказать, что детей мы никогда не наказывали физически. Все очень любили друг друга.

- Как вы узнали, что следующий полет, 5 апреля 1975 года, на корабле «Союз‑18‑1» пошел нештатно?

Я была на работе. Никакого сигнала не было. На 261‑й секунде полета муж тихо сказал: «Авария». Потом, как им казалось, они кричали, на самом деле - хрипели. То, что произошло с ними, было ужасно. Нашему младшему сыну Косте тогда исполнился только год.

Сначала перегрузка зашкалила за 10 g, потом на ленте телеметрии появилась страшная цифра 21,3 g и даже 26 g. У Василия Лазарева и Олега Макарова отказало зрение и была зафиксирована остановка сердца.

Что такое перегрузка 20 g? Если у вас сердце весит 50 граммов, умножьте эту цифру на 20. И оно должно гонять кровь, которая увеличилась в своей массе в 20 раз, - говорит космонавт Владимир Джанибеков. - Мы проходили испытания, когда перегрузка достигала 12 единиц. У меня было такое ощущение, что легкие отрываются от грудной клетки, трахея прилипает к позвоночнику. Пытались при этом что-то говорить, но вырывался один хрип. Это, конечно, зашкальные перегрузки. Я слышал, что космонавт Валерий Быковский один раз «ходил» на 15–16 g. И, в общем-то, держал их.

- Известен случай, когда при перегрузке 15 g одному из летчиков-испытателей оторвало почку...

И такое может быть. Приобретается ведь колоссальный вес. При этом возможна и потеря зрения, и отлив крови. В корабле немного по-другому сделано кресло, поэтому отлив крови там не такой интенсивный, но тем не менее. Лопаются сосуды. Я наблюдал результат. Если космонавт перед перегрузками не принимал витаминов, у него спина становилась вся лиловая, как и руки с тыльной части, и ноги... Лопались капилляры, и не только на коже. Василий Лазарев и Олег Макаров испытали то, что никому еще не выпадало. Их спасло то, что космонавты подверглись воздействию такой чудовищной перегрузки кратковременно, она длилась несколько секунд, а дальше пошел спад.

Космонавты пришли в себя, когда сработала парашютная система. Олег Макаров обращался к Василию Лазареву, но тот его не слышал. У командира корабля временно отключился слух... Согласно показаниям навигационной системы, корабль снижался в районе Алтая. Была угроза, что экипаж приземлится в Китае. Космонавты проверили, где лежит пистолет. И приготовились при приземлении сжигать секретный журнал с программой экспедиции.

Посадка пришлась на заснеженный склон в Алтайских горах. Спускаемый аппарат, коснувшись земли, покатился… Космонавты не успели отстрелить парашют - это и спасло их от гибели. Купол зацепился за верхушки деревьев и не дал космическому «челноку» скатиться в полукилометровую пропасть.

Две ночи Василию Лазареву и Олегу Макарову пришлось провести у костра на морозе, прежде чем их удалось эвакуировать.

Потом, в январе 1978 года, вы летали с Олегом Макаровым на «Союзе‑27». Он вспоминал тот экстремальный полет? - поинтересовались мы у Владимира Джанибекова.

Олег был внутренне очень напряжен. Но у него был твердый характер, он был заточен под любимую работу. И вообще, был очень интересным человеком.

- После того аварийного приземления были внесены какие-то изменения?

На случай подобной аварии появился пульт управления спуском. Космонавты уже могли взять на себя управление кораблем и уменьшить перегрузки. Также под эти режимы была доработана центрифуга.

«В тот полет Олег взял с собой маленькую деревянную собачку. Потом она с ним постоянно была в космосе», - говорит Валентина Ивановна.

Изнурительные тренировки и перегрузки в космосе подорвали здоровье космонавтов. В 1998 году Олегу Макарову сделали операцию на сердце, затем последовало еще несколько оперативных вмешательств... Но изношенную сердечно-сосудистую систему восстановить уже было нельзя. 28 мая 2003 года 71‑летний космонавт умер от разрыва сердца. Еще ранее, в 1990 году, не стало Василия Лазарева.

- Олег Григорьевич не оставил воспоминаний или дневников?

В нашей семье была установка: не высовываться. Его работа была отдельно, а наша совместная жизнь - отдельно, - говорит Валентина Ивановна. - Давно, лет сорок назад, он пытался писать книгу, а потом забросил ее, сказав: «Да кому она нужна? Кто ее читать будет?» Мы жили в то время, когда токарь, который точил гайку, знал, что она будет прикручена к общему государственному делу. Была общность, а теперь - каждый за себя.



Л азарев Василий Григорьевич - командир космического корабля (КК) "Союз-12", лётчик-космонавт СССР № 26 и 64-й космонавт мира, полковник.

Родился 23 февраля 1928 года в селе Порошино Кытмановского района Алтайского края в крестьянской семье. Русский. В 1946 году окончил среднюю школу. В 1951 году окончил Свердловский медицинский институт по специальности «Хирургия». В 1952 году окончил один курс военно-медицинского факультета Саратовского медицинского института. В 1954 году окончил Чугуевское военное авиационное училище летчиков по ускоренной программе.

С 15 августа 1952 года служил врачом-специалистом 336-го отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения авиаполка 30-й воздушной армии. С 27 октября 1952 года служил начальником лазарета - врачом-специалистом 343-го отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения авиаполка 30-й воздушной армии. С 14 декабря 1954 года служил летчиком-инструктором 810-го учебного авиаполка Чугуевского военного авиационного училища лётчиков. С 25 января 1956 года служил летчиком-испытателем в управлении испытаний самолетов НИИ ВВС. Входил в дублирующий экипаж стратостата «Волга» 1 ноября 1962 года, когда парашютисты-испытатели Долгов П.И. и Андреев Е.Н. совершили первый в мировой истории прыжок из стратосферы, с высоты 25600 метров.

В апреле 1964 года прошёл медицинское обследование в качестве кандидата в отряд космонавтов и был допущен до спецтренировок. 29 мая 1964 года приказом Главкома ВВС был зачислен в группу для подготовки к полету на КК «Восход». С 1 июня по сентябрь 1964 года проходил подготовку к полету на КК «Восход» в составе группы. Во время старта КК «Восход» 12 октября 1964 года был вторым дублером врача экипажа. Приказом Главкома ВВС от 17 января 1966 года был зачислен на должность космонавта 2 отряда. В 1966 - 1967 годах проходил подготовку по программе «Спираль» в составе группы космонавтов. В 1967 – 1969 годах проходил подготовку по программе «Алмаз» в составе группы космонавтов. С января по май 1970 года проходил подготовку в качестве командира третьего экипажа КК «Союз-9» по программе длительного полета. С сентября 1970 по июль 1971 года проходил подготовку к полету в качестве командира экипажа КК «Союз» по программе «Контакт». С 10 октября 1971 года по июль 1972 года проходил подготовку в качестве командира второго (дублирующего) экипажа для полета на орбитальной станции. С августа по сентябрь 1972 года прошел непосредственную подготовку к автономному испытательному полету на модифицированном корабле «Союз» в качестве командира второго (дублирующего) экипажа. С 25 октября 1972 года по 10 апреля 1973 года проходил непосредственную подготовку в качестве командира второго (дублирующего) экипажа для полета на орбитальной станции «Салют». С июля по сентябрь 1973 года проходил непосредственную подготовку к автономному испытательному полету модифицированного корабля «Союз» в качестве командира основного экипажа.

С 27 по 29 сентября 1973 года в качестве командира КК "Союз-12" подполковник Лазарев В.Г. совместно с бортинженером Макаровым О.Г. осуществил свой первый полёт в космос.В полете проведено первое испытание в пилотируемом режиме модифицированного КК «Союз» и новых спасательных скафандров «Сокол». Продолжительность полета составила 1 сутки 23 часа 15 минут 32 секунды.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1973 года за мужество и героизм, проявленные в ходе космического полёта, полковнику Лазареву Василию Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 10737).

С 10 декабря 1973 года по март 1975 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа по программе второй экспедиции на орбитальной станции «Салют-4».

Вторично полковник Лазарев В.Г. вместе с О.Г. Макаровым стартовал в космос 5 апреля 1975 года на КК "Союз-18/1". Из-за аварии ракеты-носителя при отделении второй ступени КК на орбиту не вышел. Спускаясь по баллистической траектории, космонавты испытали перегрузки силой 18g. Спускаемый аппарат с экипажем приземлился на склоне одной из гор Алтайской области. Эвакуация экипажа была произведена только на следующий день.

30 марта 1976 года Лазарев В.Г. был назначен командиром группы орбитальных кораблей и станций. Возглавлял комиссию ЦПК по отбору космонавтов из социалистических стран, возглавлял делегацию советских специалистов, выезжавших для проведения последнего этапа отбора космонавтов в социалистических странах. Курировал подготовку международных экипажей. С 25 января 1982 года был командиром группы космонавтов-исследователей. 27 ноября 1985 года был уволен из Вооруженных Сил в запас и отчислен из отряда космонавтов по болезни.

Скончался 31 декабря 1990 года в результате несчастного случая. Похоронен на кладбище деревни Леониха Щёлковского района Московской области.

Полковник (01.10.1973). Летчик-космонавт СССР (02.10.1973). Космонавт 3-го класса (02.10.1973).

Награждён 2 орденами Ленина (2.10.1973 и 04.1975), медалями.

Почётный гражданин городов Джезказган, Караганда (Казахстан), Калуга, Барнаул, Свердловск (ныне Екатеринбург), Ленинск, Печора.

Сочинение:
Мгновения жизни (1974)
Взлетная полоса (1989)
Испытатель космических кораблей (1976) - (в соавторстве с М. Ф. Ребровым).

Родился в с. Порошино (Кытмановский р-н Алтайского края). В 1952 г. В.Г. Лазарев окончил военно-медицинский факультет Саратовского медицинского института, работал военным врачом. В 1954 г. он окончил Чугуевское военно-авиационное училище летчиков, служил в частях ВВС инструктором, летчиком-испытателем, старшим летчиком-испытателем-врачом.

В 1966-1985 гг. В.Г. Лазарев - в отряде космонавтов. Он был дублером командира экипажа при подготовке полета корабля «Союз-9». 27-29 сентября 1973 г. совместно с О.Г. Макаровым совершил полет на космическом корабле «Союз-12» в качестве командира экипажа. В.Г. Лазарев - космонавт-26. 15 апреля 1975 г. он вторично стартовал совместно с О.Г. Макаровым на корабле «Союз-18-1», но из-за отклонения параметров движения ракеты-носителя выполнение задания было прекращено. До выхода в запас (1985) В.Г. Лазарев - командир группы, инструктор-космонавт Центра подготовки космонавтов. После 1973 г. несколько раз бывал на Алтае.

Космонавт Лазарев Василий Григорьевич


Порядковый номер 64 - (26)

Количество полетов - 1

Продолжительность полета - 1 сутки 23 часа 15 минут 32 секунды.

Количество суборбитальных полетов - 1

Продолжительность полета - 21 минута 27 секунд.

Статус - летчик-космонавт СССР, 3-й набор ВВС

Дата и место рождения:
Родился 23 февраля 1928 года в селе Порошино Кытмановского района Алтайского края, РСФСР.

Дата и причина смерти:
Умер 31 декабря 1990 года, отравившись некачественным спиртным.
Похоронен на кладбище деревни Леониха (вблизи Звёздного городка) Щёлковского района Московской области.

Образование и научные звания:
В 1946 году окончил среднюю школу.
В 1951 году окончил Свердловский медицинский институт по специальности «Хирургия».
В 1952 году окончил один курс военно-медицинского факультета Саратовского медицинского института.
В 1954 году окончил Чугуевское (Харьковское) военное авиационное училище летчиков по ускоренной программе. Получил диплом летчика-истребителя.

Профессиональная деятельность:
После увольнения в ноябре 1985 года из рядов ВС работал специалистом в ЦПК им. Ю.А.Гагарина, а затем был сотрудником общества «Знание».

Воинская служба:
С 15 августа 1952 года служил врачом-специалистом 336 отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения авиаполка 30 ВА.
С 27 октября 1952 года служил начальником лазарета - врачом-специалистом 343 отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения авиаполка 30 ВА.
С 14 декабря 1954 года служил летчиком-инструктором 810 учебного авиаполка в Чугуевского (Харьковского) ВАУЛ.
С 25 января 1956 года служил летчиком-испытателем 1 отделения 3 отдела Управления испытаний самолетов ГКНИИ ВВС. С 8 июля 1957 года служил летчиком-испытателем 2 отделения, с 14 ноября 1957 года - служил старшим летчиком-испытателем 1 отделения 1 отдела.
С 21 августа 1959 года служил старшим летчиком-испытателем, врачом-гигиенистом 14 отдела, с 26 января 1962 года - старшим летчиком-испытателем, врачом 10 отдела 1 управления, 31 марта 1964 по 17 января 1966 года - старшим научным сотрудником, врачом-летчиком 10 отдела 2 управления Государственного научно-исследовательского испытательного института авиационной и космической медицины (ГНИИИ АиКМ). Занимался изучением влияния факторов атмосферного, стратосферного и космического полета на организм человека. Входил в дублирующий экипаж стратостата «Волга» (вместе с Иваном Камышевым) во время эксперимента по прыжку из стратосферы 1 ноября 1962 года. За полтора месяца до этого участвовал в испытательном полете на стратостате «Волга» с максимальным набором высоты.
После зачисления в отряд космонавтов служил на различных должностях в ЦПК.
27 ноября 1985 года приказом МО СССР №1115 был уволен из Вооруженных Сил в запас по болезни. Исключен из списков части 23 декабря 1985 года.

Воинское звание:
Лейтенант медицинской службы (м.с.) (22.12.1951).
Старший лейтенант м.с. (15.08.1952).
Старший лейтенант (04.11.1954).
Капитан (15.08.1956).
Майор (31.10.1959).
Подполковник (24.11.1962).
Полковник (01.10.1973), с 27.11.1985 - в запасе.

Служба и должности в ЦПК:
17 января 1966 года был зачислен на должность космонавта 2 отряда. 30 апреля 1969 года был назначен космонавтом отряда космонавтов 2 отдела 1 управления. 30 апреля 1974 года был переведен в 1 отдел.
30 марта 1976 года был назначен командиром группы орбитальных кораблей и станций. Возглавлял комиссию ЦПК по отбору космонавтов из социалистических стран, возглавлял делегацию советских специалистов, выезжавших для проведения последнего этапа отбора космонавтов в социалистических странах. Курировал подготовку международных экипажей.
С 25 января 1982 года был командиром группы космонавтов-исследователей.
27 ноября 1985 года приказом МО СССР №1115 был уволен из Вооруженных Сил в запас и отчислен из отряда космонавтов по болезни.

Космическая подготовка:
В апреле 1964 года принял участие в наборе кандидатов для полёта на первом трехместном КК «Восход» (целевой набор «Восход»). Прошёл медицинское обследование в ЦВНИАГ в качестве кандидата от НИИ-7 ВВС (ГНИИИ АиКМ), и был допущен до спецтренировок. На заседании Мандатной комиссией 26 мая 1964 года был отобран для подготовки в качестве врача экипажа КК «Восход». 29 мая 1964 года приказом Главкома ВВС был зачислен в группу для подготовки к полету на КК «Восход».

С 1 июня по сентябрь 1964 года проходил подготовку к полету на КК «Восход» в составе группы. Во время старта КК «Восход» 12 октября 1964 года был вторым дублером врача экипажа.

Вероятно, был одним из финалистов проводившегося в 1965 году третьего набора ЦПК ВВС . Однако на итоговом заседании 23 октября 1965 года в отряд принят не был. После отчисления из отряда космонавтов по состоянию здоровья слушателя-космонавта, военврача Владимира Дегтярёва , приказом Главкома ВВС №37 от 17 января 1966 года был зачислен на должность космонавта 2 отряда.

В 1966 - 1967 годах проходил подготовку по программе «Спираль» в составе группы космонавтов.

В 1967 – 1969 годах проходил подготовку по программе ОПС «Алмаз» в составе группы космонавтов.

С января по май 1970 года проходил подготовку в качестве командира третьего экипажа КК «Союз-9» (7К-ОК) по программе длительного полета, вместе с Валерием Яздовским .

С сентября 1970 по июль 1971 года проходил подготовку к полету в качестве командира экипажа КК «Союз» (7К-ОК) по программе «Контакт», вместе с Олегом Макаровым . Программа была прекращена и полет отменен.

С 10 октября 1971 по июль 1972 года проходил подготовку в качестве командира второго (дублирующего) экипажа для полета на ДОС-2, вместе с Олегом Макаровым . Полет был отменен из-за аварии РН «Протон-К» при выведении станции на орбиту 29 июля 1972 года.

С августа по сентябрь 1972 года прошел непосредственную подготовку к автономному испытательному полету на модифицированном корабле «Союз» (7К-Т №34) в качестве командира второго (дублирующего) экипажа, вместе с Олегом Макаровым . Полет был отменен.

С 25 октября 1972 по 10 апреля 1973 года проходил непосредственную подготовку в качестве командира второго (дублирующего) экипажа для полета на ДОС-3 «Салют», вместе с Олегом Макаровым . Полет отменен из-за аварии на орбите в мае 1973 года станции «Салют» (получившей в открытой печати наименование «Космос-557»).

С июля по сентябрь 1973 года проходил непосредственную подготовку к автономному испытательному полету модифицированного корабля «Союз» в качестве командира основного экипажа, вместе с Олегом Макаровым .
Первый полет

С 10 декабря 1973 по декабрь 1974 года проходил подготовку в качестве командира второго (дублирующего) экипажа для полета на ДОС-4 «Салют-4», вместе с Олегом Макаровым . Во время старта КК «Союз-17» 10 января 1975 года был дублером командира корабля.

С 15 января по март 1975 года проходил подготовку в качестве командира основного экипажа по программе второй экспедиции на ДОС-4 «Салют-4», вместе с Олегом Макаровым .
Суборбитальный полет

В 1977 - 1979 годах проходил подготовку в группе космонавтов для испытательного полета на новом транспортном корабле «Союз Т», с октября 1978 года готовился в качестве командира третьего (резервного) экипажа, вместе с Геннадием Стрекаловым .

В октябре 1979 года был назначен командиром первого экипажа по программе второго пилотируемого испытательного полета на корабле «Союзе Т-3» (11Ф732 №8Л), который планировался на IV квартал 1980 года и приступил к подготовке вместе с Геннадием Стрекаловым . После принятия решения одновременно с испытаниями корабля провести медицинские исследования и эксперименты, в декабре 1979 года в экипаж был включен космонавт-исследователь ИМБП Валерий Поляков . В таком составе экипаж проходил подготовку до конца мая 1980 года, когда из-за возникшей необходимости ремонта системы терморегулирования станции «Салют-6», полет корабля «Союз Т-3» с медицинской программой было решено отложить, а вместо этого послать на станцию экипаж «ремонтников».

В июня 1980 года экипаж бывший первый экипаж (Василий Лазарев , Геннадий Стрекалов , Валерий Поляков) был назначен дублирующим по этой новой программе и приступил к подготовке. В октябре 1980 года Геннадий Стрекалов был переведен в основной экипаж, заменив в нем отстраненного по состоянию здоровья Константина Феоктистова . А на его место в дублирующем экипаже был назначен Виктором Савиных . Во время старта КК «Союз Т-3» 27 ноября 1980 года Василий Лазарев был дублером командира корабля.

Почетные звания:
Герой Советского Союза (02.10.1973).
Летчик-космонавт СССР (02.10.1973).

Классность:
Космонавт 3-го класса (02.10.1973).

Награды:
Был награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (02.10.1973), двумя орденами Ленина (02.10.1973, 1975) и 10-ю юбилейными медалями.

Семейное положение
Отец - Лазарев Григорий.
Мать - Лазарева Александра Андреевна, крестьянка.
Отчим - Тюменцев Иван Григорьевич, рабочий-строитель.
Жена - Лазарева Луиза Ивановна, (1928 - 1998), работала в ЦУПе.
Сын - Лазарев Александр Васильевич, 1955 г.р., летчик.

С детства мечтал о небе. В 1943 году, окончив восьмилетку, вместе со своим другом пытался поступить в школу первоначального обучения летчиков. Но друг не поступил, Василий не оставил друга и оба вернулись в школу. В 1945 году закончил школу и поступил в Свердловский медицинский институт. На последнем курсе получил предложение специализироваться по авиационной медицине.


Советский космонавт. Родился 23 февраля 1928 года в селе Порошино Кытмановского района Алтайского края в семье крестьянина. Школьные годы провел в Свердловске (ныне - Екатеринбург). С детства мечтал о небе. В 1943 году, окончив восьмилетку, вместе со своим другом пытался поступить в школу первоначального обучения летчиков. Но друг не поступил, Василий не оставил друга и оба вернулись в школу. В 1945 году закончил школу и поступил в Свердловский медицинский институт. На последнем курсе получил предложение специализироваться по авиационной медицине. Предложение показалось заманчивым. И Василий перешел на военно-медицинский факультет Саратовского медицинского института. В 1952 году закончил институт и получил диплом врача. Проходил службу военным врачом. Однако детская мечта летать взяла верх и он поступил в Чугуевское военное авиационное училище летчиков, которое закончил в 1954 году. Служил летчиком-инструктором в авиационных частях Военно-воздушных сил СССР. С 1955 года по 1959 год - летчик-испытатель, старший летчик-испытатель-врач. Испытывал самолеты различных типов и модификаций, привлекался к испытаниям различного высотного оборудования летчиков (скафандр, противоперегрузочные костюмы, кислородное оборудование). Участвовал в испытаниях высотного стратостата-лаборатории "Волга", пробыл на борту его в общей сложности более 28 часов. Одновременно с испытательной работой начал заниматься научной работой, исследовал психофизическое влияние условий полета на организм человека и его возможностей. Первый раз проходил медкомиссию для зачисления в отряд космонавтов в 1959 году вместе с Юрием Алексеевичем ГАГАРИНЫМ, Германом Степановичем ТИТОВЫМ и другими космонавтами "гагаринского набора". Не прошел... Вторично проходил медкомиссию в 1963 году при наборе второй группы космонавтов, но также не прошел по медицинским показателям. И только третья попытка оказалась успешной. В 1963 зачислен в отряд советских космонавтов (1963 Группа ВВС № 2, дополнительный набор). Прошел полный курс общекосмической подготовки и подготовки к полетам на кораблях типа "Восход" и "Союз". Готовился в составе группы по советской лунной программе. Был дублером Бориса Борисовича ЕГОРОВА во время старта космического корабля "Восход" 12 октября 1964 года. В июне 1970 года вместе с Олегом Григорьевичем МАКАРОВЫМ входил в экипаж поддержки космического корабля "Союз-9". Свой первый космический полет совершил с 27 по 29 сентября 1973 года вместе с Олегом Григорьевичем МАКАРОВЫМ в качестве командира космического корабля "Союз-12". Продолжительность полета составила 1 день 23 часа 15 минут 23 секунды. Был дублером Алексея Александровича ГУБАРЕВА во время старта космического корабля "Союз-17" 11 января 1975 года. 5 апреля 1975 года начал свой второй полет вместе с Олегом Григорьевичем МАКАРОВЫМ в качестве командира космического корабля "Союз-18/1". Программа полета предусматривала работу на борту орбитальной станции "Салют-4". На участке выведения произошел сбой в работе третьей ступени ракеты-носителя и полет был прерван. Спускаемый аппарат с космонавтами был отделен от ракеты-носителя и совершил суборбитальный полет в космос. Продолжительность полета составила 21 минуту 27 секунд. За 2 космических полета налетал 1 день 23 часа 36 минут 50 секунд. В дальнейшем работал командиром группы космонавтов в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. Скончался 31 декабря 1990 года. Похоронен в Москве.

Герой Советского Союза Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1973 года). Награжден 2 орденами Ленина, медалями. Почетный гражданин городов Калуга, Барнаул, Екатеринбург, Печора (Россия), Джезказган, Караганда (Казахстан).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!