Рисуем натюрморт для детей поэтапно карандашом. Геометрия — наше всё. Как нарисовать натюрморт карандашом

Мастер-класс по рисованию натюрморта для учащихся начальной школы

Терешкова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №36 имени генерала А. М. Городнянского г. Смоленска.
Описание: Данный мастер-класс будет полезен педагогам начального образования, а так же тем, кто хочет научиться рисовать с нуля. Предназначен для детей младшего школьного возраста, начинающих художников.
Цель: формирование основ изограмоты, знакомство с жанровой живописью на примере натюрморта.
Задачи:
- познакомить детей с особенностями жанра живописи - натюрморта;
- учить поэтапно выполнять рисунок натюрморта;
- формировать такие понятия как композиция, свет-тень, объем в рисунке; учить правильно применять их в своей работе.
Материалы:
- бумага А4, краски акварельные, карандаши акварельные, простой карандаш, ластик, баночка для воды.

I. а) Ребята, все из вас конечно же были в музеях, картинных галереях, рассматривали работы художников. Все они разные. Думаю, вы без труда скажете, как можно назвать такую картину (имеется в виду жанр) (показ пейзажей) , а такую? (показ портрета) . Вот ещё одна работа. Что на ней изображено? Как назвать её (жанр)? (Натюрморт).
При затруднении с ответами или для продолжения беседы можно использовать стихотворение А. Кушнера:

Благодаря им мы можем видеть эту богатую и разнообразную выставку, полную типичных, но и оригинальных экспонатов. Они покинули свою родину и вошли в совершенно чуждый, часто опасный, жестокий, болезненный и нищий мир. Задушенные от собственной среды, они оказались в центре совершенно другой культуры. Пройдя ассимиляцию, согласование и взаимопонимание, они могут обратиться к коренным народам и дать им Слово Божье. Этот пример - фигура из Индии - представленная на выставке - изображающая Иисуса в позе лотоса.

Серканцы предприняли чрезвычайно трудную и ответственную миссию. Они были сосредоточены не только на провозглашении Евангелия, но и на работе в школах, учебных заведениях и центрах социальной помощи, осуществляющих помощь самых нуждающихся, поддерживающих их духовно и материально.

Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется ПЕЙЗАЖ.

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется ПОРТРЕТ.

Выставка будет открыта в залах греческого «Греческого дома» до 16 октября. «Диалоги в космосе» - это название книги моего авторства, которая представляет собой рассказ о пространстве, как физических, так и межличностных отношений, а также о состоянии человека в настоящем. Книги защищены авторскими правами. Мое вмешательство в их форму касается всех их аспектов, начиная с текстового слоя - через иллюстрацию - в виде отдельных книг, заканчивающихся. Афоризм каждой книги - апория, термин, означающий трудность в логических рассуждениях, казалось бы, невозможно преодолеть.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Значит, это НАТЮРМОРТ

Итак, мы поговорим с вами о натюрморте. Стихотворение, которое вы услышали, несколько шуточное, но если вы его запомните, то всегда будете знать, что может быть изображено в натюрморте.
Что это может быть? (Дети называют, что может быть изображено в натюрморте).
Я хочу показать вам замечательные работы различных художников (Например: П. Клас “Трубки и жаровня”, А.А. Дейнека “Флоксы и гвоздики”, Б. Аст “Натюрморт с фруктами” и др.). Все они относятся к жанру натюрморт.

П. Клас “Трубки и жаровня”

Парадоксальные решения появляются в каждой книге как на интерфейсе словесной и невербальной коммуникации, так и в самом текстовом слое. Каждая из книг открыта, текстовый слой описывает вид эмоций, который является опытом двух героев - женщины и мужчины - содержит текст, который обменивается мыслями - диалогом. Как ни парадоксально, в каждом случае эти отношения не однозначны, а последующие истории являются предлогом для размышлений об навыках общения, часто ограниченных разными условиями. Цитированные произношения важны при чтении ключа, расширении образа эмоций, которые являются холстом для моих размышлений.



Б. Аст “Натюрморт с фруктами”

Как вы думаете, почему? Ведь картины все разные? Может есть что-то, что их объединяет? (Изображены окружающие нас предметы, вещи).

б) Но каждая картина имеет свой характер, неповторимые черты. (Показ двух букетов: Я. Хейсум, Зори Н.).

Книги - это субъективные портреты современных людей, определяемые осложнениями, порождающими непонимание. Отставка кода была очевидна для меня в процессе формирования концепции. Каждая история происходит в другом физическом пространстве, которое проектируется по форме каждой книги и определяет иллюстрации. Представленная здесь структура: пространство, жилье и Интернет, могут испытываться параллельно в пространстве-времени. Названия отдельных книг - это цитаты, обозначающие ключи их интерпретации.

Это, наконец, победитель фотоконкурсов и автор картин, украшающих станции метро, ​​рестораны и частные интерьеры в Варшаве. Ежедневно он управляет компанией, производящей школьную мебель. Лауреат многих литературных конкурсов. Он опубликовал более 20 наименований книг. Била также занимается живописью, фотографией, а также коллекционером.


Я. Хейсум


Зори Н.

Давайте всмотримся в наши букеты. Казалось бы нет ничего проще, нарисовать букет цветов, но как по-разному сделали это художники. Чтобы вам было легче это увидеть, я прочитаю два описания, а вы определите, какое из них подходит к первой картине, какое ко второй.
- Представьте, что мы находимся уже не в классе. Мы перенеслись в ту комнату, где стоят наши вазы с цветами. Прохладное летнее утро. Только что срезанные цветы, пахнущие утренней свежестью, опущены в студёную воду… Солнце непослушными лучами играет лепестками цветков…
- Полумрак. Старая лампа освещает чуть поникшие бутоны цветов. Живительная влага иссякает. Но где-то в глубине ещё борется жизнь…
Почему вы именно так распределили описания? (Дети делятся своими мыслями, впечатлениями).
Молодцы! Видите, как хорошо вы уже разбираетесь в натюрмортах.
в) Скажите, а зачем художнику понадобилось изображать в картине обычные предметы: стакан, яблоко, какой-нибудь старый кувшин?
Художник в своей картине передаёт не просто предметы, но и свои чувства, красоту порой ничем не привлекательных вещей, чтобы другие люди научились всматриваться в них, любоваться ими.
II. а) Мы уже сказали, что натюрморт – это жанр изобразительного искусства, и что художники, работающие в этом жанре, чаще всего изображают плоды, букеты цветов, разные предметы и т.д. Но такие натюрморты, как мы видим сейчас, были не всегда.
Раньше натюрморты не писали вообще, т.к. предметы окружающего мира не вызывали особого интереса. Однако, познавая мир, человек открывал для себя много нового, загадочного, интересного, самые обычные вещи открывали для него свои необычные стороны.
Натюрморт, каким мы видим его сейчас, возник не сразу. Вначале это были лишь отдельные элементы картины.
Своего расцвета натюрморт достигает в работах голландских художников 17в.
б) Голландцы называли свои работы “тихая жизнь”. И действительно, этим картинам очень подходит такое название (П. Клас “Завтрак с рыбой”) или лучше сказать, жизнь застывшая, остановившаяся на мгновение.

Из картин Станислава Явора он излучает естественное очарование и, прежде всего, любовь к фотографии в тюрингскую страну. Выставка открыта в музеях до конца июля. Скульптура, вышивка, кружева, салфетки и скатерти, предметы ритуала - пауки висели потолках, священные картины, глиняные горшки и цветы из папиросной бумаги, региональных костюмов, Краков шпаргалки - это просто кусок заветного наследия оставил нам прадеды и отцы наследия, что наши Долг сохранить и передать будущим поколениям обогащенную форму.

Очень уважаю из-за все это - и так народные артисты - кто неприятности сохранить индивидуальность, уникальность и уникальность нашей народной культуры - и, следовательно, является неотъемлемой частью национальной культуры - сделал, кто своим талантом свидетельствуют о ее существовании, их действия противоречат так модно сегодня условия о всеобщем объединении и глобализации. Польское народное искусство уникально. Он происходит от людей, поэтому он ближе всего к человеку и поэтому выжил на протяжении десятилетий.



П. Клас “Завтрак с рыбой”

Присмотритесь, вода в бокале, луч света, аромат лимона, звон опрокинутой посуды словно застыли на мгновение. Но через миг лучи света будут вновь скользить по стене, обводя своим невидимым взглядом бокалы, начищенные до блеска блюда, и “тихая жизнь” пойдёт своим чередом.
Интересно, что названия у натюрмортов примерно одинаковые: “Завтрак”, “Десерт”, “Рыбы” и т.п.
Были времена, когда к натюрморту относились пренебрежительно и называли “мёртвая натура”. Однако “тихая жизнь” вещей, загадочная, скрытая от посторонних глаз, заинтересовала художников больше. Натюрморты стали писать художники разных стран, в том числе и России.
в) В начале прошлого века натюрморты писал И.И. Машков. С детства он любил рисовать, хотя многим это казалось никчёмным делом. Машков занимался тем, что рисовал вывески для магазинов, торговых лавок. Он нигде этому не учился, и когда однажды учитель рисования спросил уже 18-летнего юношу, хочет ли тот учиться рисованию, Машков ответил: «А разве этому учатся?» После этого Машков решительно стал на путь будущего художника.
Я покажу вам один из его натюрмортов “Ананасы и бананы”.

Дерево, глина, бумага, нитка - это все еще приятный материал для создания, чтобы выразить свои мысли, желания и желания. Польское народное творчество остается уникальным, и благодаря деятельности и навыкам местных народных художников оно останется. На данный момент в настоящее время имеется 25 региональных отделений. Он собирает около 50 человек и охватывает регион Краков. Осуществляя уставные цели, Краковский филиал организует конкурсы или выставки. Они также активны в своих местных сообществах, часто инициируя различные начинания в области народного искусства и культуры.

Натюрмортом называется изображение ряда предметов нежи­вой натуры. В переводе с французского это «мёртвая природа». Ово­щи, фрукты, букеты цветов, разные предметы, изготовленные че­ловеком, могут быть материалом для натюрмортов. Рисование натюрморта развивает в ребёнке художественный вкус, ведь под­бор предметов в натюрморте не случаен, а осмыслен и подобран специально. В натюрморте художник стремится раскрыть красоту формы предметов или их цветовое соотношение.

Они также работают с детьми и молодежью, предоставляя им традиционные традиции и творческие способности. Элюбета Поремская - Кубик - руководитель этнографа. Создатели участвуют в ярмарках, выставках, обменах, семинарах с детьми и молодежью, что побуждает молодое поколение развивать традиции, связанные с регионом.

Кроме того, многие из них принадлежат Ассоциации народных художников в Люблинском краковском филиале, а их ремесленные работы с успехом и успехом часто оцениваются Национальной этнографической комиссией в Люблине. Финал выставки состоится 19 июня в 17. 00 в «Греческом доме».

Прежде чем начинать рисовать, по­думаем, как удобнее их расположить на листе - в длину или ширину листа.


Старайся, чтобы предметы получились у тебя не кривые, сто­яли прямо, не падали, были похожи на чайник и чашку, нарисо­ванные здесь.


В Региональном музее «Греческий дом» в Миленнице до 15 июня - выставка, в которой представлены почти неизвестные фотографии из семейных коллекций. Выставка приносит фигуру поэта, которую лучше всего ценят за его остроумные, блестящие драгоценные камни поэзии, которые все еще смеются над слезами, точно описывают различные ситуации и распространяют пословицу, достаточно популярную, чтобы жить в отрыве от автора. Ян Штаудингер дебютировал с сборником стихов «Дом мой» с введением Кароля Хуберта Розвольского в этом году.

Он опубликовал 10 томов лирических стихотворений и 6 книг по поэзии для детей. Он перевел много произведений из немецкой литературы. В течение многих лет он был учителем гимназии польский и преподавал кукольный театр в Познаньском университете и Центральном институте культуры. Однако все эти литературные, научные, поступательные работы затмевали сатирические работы. Штудингер написал много тысяч фраз и опубликовал около 5000 жизней. Некоторые из песен были опубликованы после его смерти. Все еще нет интереса к работе Яна Штоудингера.

Когда будем рисовать низ чайника, проведём закруглённые ли­нии, помня при этом, что не надо сильно зажимать карандаш в паль­цах и нажимать на него. Проведём закруглённые линии легко и свободно: они получатся правильнее.


При изображении натюрморта, состоящего из нескольких пред­метов, старайся компоновать их так, чтобы они частично закрыва­ли друг друга - это придаст большую естественность.

Восхищение легкостью, остроумием и точностью лирики, что делает следующие несколько эпизодов его книг молниеносно, а популярность его произведений по-прежнему огромна. Он родился в Нойнкирхене недалеко от Вены в году Матье в Анзинге под Мюнхеном. Он является членом Ассоциации художников в Эберсберге. Он провел много персональных выставок и участвовал в групповых презентациях в Польше и за рубежом. Его работы находятся в частных и общественных коллекциях.

Училась на факультете искусств. Коперник в Торуни и кафедра керамики Академии изящных искусств во Вроцлаве, в студии проф. Он культивирует уникальную керамику и керамическую скульптуру. За последние 30 лет она занималась подготовкой кадров для керамической промышленности и получила золотой крест за заслуги.


На этом рисунке видно, как объём передан отдельными мазка­ми: там, где нет света, мазки темнее. Более тёмные мазки располо­жены и в месте падающей тени. А в месте, куда падает свет, прири­сованы блики.


В течение этого периода она была куратором более 50 выставок посткультуры, организованных ею дома и за рубежом. Она участвовала в десятках групповых презентаций в Польше, включая Вроцлав, Легницу, Гданьск, Валбжих, Еленя Гора, Краков, Явор, Ходзие, Щецин, Старгард, Варшаву и ее родной Болеславец. и за рубежом: Германия; Беларусь; Швеция; Австрия; Чехия. Она также принимала участие во многих открытых и открытых выставках.

Мы тепло приглашаем вас посмотреть выставку.

Он будет доступен в залах «Греческого дома» с 6 марта по 30 марта. Он сопровождается красивым каталогом.

И, рисуя, они продолжают писать в другом месте. Запись требует времени, ускорения или замедления. Рисование - более экономичная форма выражения.

Попробуем нарисовать натюрморт, состоящий из четырёх пред­метов: кувшина, драпировки и двух яблок.


А теперь нарисуем натюрморт, состоящий из кувшина, тарел­ки, разделочной доски и ложки.

Композиционно вся группа очень разнообразна. Лежащая на­клонно ложка «перебивает» вертикальность кувшина и горизон­тальность доски с тарелкой, внося, таким образом, разнообразие в криволинейные формы предметов.

Трава Они собраны из коллекций Галереи Современного Искусства «Эста» в Гливице, с которыми Музей Мысли работает в течение года. Благодаря своему высокому художественному уровню они очень популярны среди любителей искусства. Его отец был немецким купцом, матерью Кашуби. Более 20 лет он принадлежал к литературной группе 47, кругу западногерманских, австрийских и швейцарских писателей, которые объединили протест против фашизма и постулат о социальной литературе. Гюнтер Грасс также является автором театрального искусства.

Параллельно с его литературной работой Грасс создает рисунки, акварели и использует графические приемы - литографию, травление, акватинт, водоросли и технологию сухих игл, а также скульптуры из бронзы и глины. Все его работы взаимосвязаны с литературными произведениями.


Рисование драпировки

Фон в натюрморте играет большую роль. Умение художника «увязать» фон с предметами говорит о его профессиональном уров­не. Чаще всего в роли фона при рисовании натюрморта выступает драпировка.Драпировка - это ткань, постеленная на плоскость под предмет или наброшенная на него так, что образует складки. Драпировками называются шторы, скатерти, покрывала. Драпи­ровка будет выглядеть по-разному в зависимости от вида ткани, её качества. Жёсткая, например парча, даёт крупные и торчащие складки, у шерсти складки меньшего размера, а шёлковые ткани образуют лёгкие, мягкие и мелкие складочки.

Выставка, представленная в «Греческом доме», состояла из целой серии из 100 оригинальных гравюр на дереве, иллюстрирующих «Божественную комедию» Сальвадора Дали Данте Альхиджери. Эти иллюстрации полностью отражают творческую силу Дейла, но также демонстрируют его усердие и усердие как блестящий иллюстратор. В своем творчестве Дали работал с двумя из самых известных лесорубов в мире, Раймондом Жаке и Жаном Тарико. Иллюстрации к мастерской поэмы Данте состоят из «движущихся» акварелей в технике гравюры на дереве.

Чтобы получить такие насыщенные цвета нюансы этого замечательного цикла, потребовалось очень сложное разложение. Каждый цвет означал отдельный процесс печати и отдельную деревянную матрицу для этого. Деревянные ящики использовались для изготовления деревянных блоков, потому что структура этого дерева и, прежде всего, его твердость оказались наиболее подходящим материалом для разнообразия акварелей. Только увидев разложение, вы можете понять объем работы, которая была сделана для создания этого цикла.

Для рисования драпировки лучше брать ткань гладкую, немну­щуюся и однотонную (без узора). Чтобы узнать тип складок, ткань закрепляют на вертикальной поверхности так, чтобы складки спада­ли вниз. Рисуя ткань, закреплённую в одной точке на вертикальной поверхности, мы прежде всего должны разглядеть, как образуются складки. Мы видим, что складки образуются в од­ной точке и, расширяясь, расходятся вниз. Они также образуют выпуклые и углуб­лённые поверхности. Углублённые по­верхности более тёмные, чем выпуклые.

Все художественные возможности, предлагаемые методом лесоруба, были использованы, чтобы придать все творческую силу воображению художника. Вот почему Божественная комедия, в интерпретации Сальвадора Дали, считается одной из самых выдающихся работ этого художника. Это захватывающий и блестящий цикл, как и сама поэма. Дали, как и Данте, не скрывает своих чувств и взрывается своей пламенной защитой своих взглядов и мыслей, также взрывается и раскрывает свои самые глубокие фобии и чувства. Оба автора являются титаническими чувствами и хорошо видны в своих работах.

Начиная штриховку складок, наноси штрихи по направлению движе­ния складок, а в углубле­ниях - вдоль натяжения поверхности ткани. Вся драпировка покрывается штрихами, а в тенистых местах тон усиливается. Складки драпировки дол­жны быть хорошо прори­сованы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!