Древнее государство на дальнем востоке. Как бесплатно получить земельный участок от государства на дальнем востоке

Новый законопроект о раздаче бесплатной земли всем желающим на Дальнем Востоке, можно кратко охарактеризовать, как много шума из ничего. О проекте говорят в различных СМИ в новостях, обсуждают на телевидение, но для кого этот проект? Кому нужна бесплатная земля на Дальнем Востоке?

Дальний Восток

Дальний Восток – это, если вспомнить географию, самая восточная часть страны, и в прямом смысле, край российской земли. К Дальнему Востоку относятся следующие регионы:

  • Амурская, Магаданская, Сахалинская и Еврейская автономная области;
  • Республика Якутия;
  • Камчатский, Приморский и Хабаровский край;
  • Чукотский автономный округ.

Дальний Восток – это огромнейшая территория и самая малонаселенная часть России. Связано это с суровыми природными условиями и гигантской удаленностью от центра страны.

Бесплатная земля на Дальнем Востоке

Однажды Правительство озаботилось проблемами Дальнего Востока: малонаселенностью и малой освоенностью края. Был внесен законопроект, стимулирующий Дальний Восток, он был подписан в мае 2016 президентом.

Смысл проекта в следующем: каждый гражданин РФ имеет право бесплатно получить 1 гектар земли на Дальнем Востоке или меньше.

Участок можно использовать под любые цели (строительство дома, предпринимательство, растениеводство, разведение скота и др.) на 5 лет по договору безвозмездного пользования. Через 5 лет участок может быть оформлен в собственность или передан в аренду, но только если вы каким-то образом осваивали землю: построили что-то, посадили, вырастили.

Под выдачу земли каждый дальневосточный регион определил пока только 1 район. Может быть, в дальнейшем будут определены дополнительные районы.

Выбрать и оформить на себя участок можно на сайте надальнийвосток.рф . Это официальный сайт проекта, где можно найти нормативные документы, бизнес-планы по освоению участка и другую полезную информацию.

Начало осуществления законопроекта 01.06.2016 г. Чтобы не ущемить права и интересы местных жителей с 01 июня 2016 подать заявку могут только россияне, имеющие постоянную регистрацию в Дальневосточном округе. С 1 февраля 2017 подавать заявления смогут все остальные жители России.

Ограничения на землю

Власти дальневосточных регионов вправе установить следующие ограничения на землю — участки должны быть расположены:

  • за пределами населенных пунктов,
  • не менее чем за 10 км от населенных пунктов численностью более 50 тыс. человек:
  • не менее чем за 20 км от населенных пунктов численностью более 300 тыс. человек.

Другими словами, землю будут давать ту, которая никому не нужна и никакой ценности не имеет. Ни дорог, ни электричества, ни людей рядом, инфраструктура нулевая. Кому нужна такая земля? Которая в придачу не будет оформлена в собственность, а через пять лет нужно будет доказывать, что ты ее действительно осваивал. Государство решило раздать желающим щедрой рукой земли, которые не были востребованы на протяжении многих лет.

Перспективы проекта

На сегодняшний день подано 2033 заявки, из них 14 участков передано в пользование людям. Я думаю, что желающих закрепить за собой землю на Дальнем Востоке сначала будет немало. Хотя бы из-за желания получить что-то бесплатно от государства, на всякий случай, вдруг пригодится. Тем более, что ехать никуда не надо — выбор участка и подача заявки осуществляется онлайн на сайте или в многофункциональном центре (МФЦ).

Но вот желающих переехать на край земли, строить там дом, осваивать целину, будет не много. Что касается предпринимателей: некоторые изобретательные граждане, несомненно, придумают как выгодно использовать бесплатную землю, но их будет меньшинство. Для бизнеса понадобятся крупные инвестиции на освоение участков.

Нина Полонская

Территория, которую занимали древние корейцы во второй половине 1 тыс. до н.э. включала современную Корею, Южную Маньчжурию, полуостров Ляодун. В лесах и долинах жили земледельцы, в горах – охотники. Уже к 7в. до н.э. древние корейцы перешли к изготовлению бронзовых орудий; в последние века до н.э. быстро распространились железные орудия и оружие.

Первое древнекорейское государство Чосон сложилось в 3в. до н.э.; его основой было довольно развитое земледелие. Чосон располагалось на полуострове Ляодун и современной Северной Корее.

В 1в. до н.э. на северо-западе шло объединение племен вокруг племени когуре, в результате чего образовалось государство Когуре (север Корейского полуострова и юг Маньчжерии); на юге такие процессы шли вокруг племени хан – образовалось государство Силла. Наиболее сильным было государство Когуре, правители которого успешно боролись с Ханьской империей и обились полной независимости.

Общество было разделено на классы – знать, господствующий класс во главе с монархом; известны рабы, пополняемые за счет военнопленных, которые использовались преимущественно в домашнем хозяйстве. Юридически свободное, но экономически зависимое от государства население – “низшие дворы” – было самым многочисленным эксплуатируемым классом.

В 1-2вв. н.э. правитель Когуре уже обладал всей полнотой власти монарха. Он опирался на военно-служилую знать, делившуюся на 12 рангов. Военный характер организации государства был обусловлен частыми войнами с ханьскими государствами. В это время были изданы законы, закрепляющие классовое деление общества, привилегии господствующего класса. Существовали жестокие наказания за преступления против собственности.

К 4в. н.э. закончилось объединение юго-западной части полуострова под главенством Пэкче; к 5в. в юго-восточной части укрепилось государство Силла.

Основное направление внешней политики – борьба с ханьским Китаем.

Государства Юго-Восточной Азии в древности

Благоприятные условия среды этого региона (высокие температуры и влажность, богатство растительного мира) привели к повышенной роли собирательства, и уже в мезолите (8 тыс. до н.э.) люди перешли к производящему хозяйству (возделывание бобовых и бахчевых). В неолите здесь сложился тип рисоводческого хозяйства, который был более или менее един для древнейшей Юго-Восточной Азии. Территория этого региона в древности занимала область долин Сицзяна и Янцзы с правыми притоками, ее периферией была долина Ганга. Основные древние народы – австроазиаты (моны, кхмеры) в ее континентальной части, австронезийцы (малайцы, яванцы) – в сотровной. Наиболее развитыми были автроазиатские области Южного Индокитая, где уже в 5 тыс. до н.э. население перешло к энеолиту, а в 4тыс. – к бронзовому веку. Однако ко 2 тыс. до н.э. экономическое развитие этого региона начало отставать от соседних. Сложный режим рек затруднял создание ирригационных систем, необходимых для возделывания риса. Долгое время население жило небольшими сельскими общинами, занимающимися рисоводством.

Лишь в позднем бронзовом веке, во время Донгшонской цивилизации (по д. Донгшон в Северном Вьетнаме) начали возникать укрепленные поселения и складываться первые государства.

Древнейшие письменные источники, написанные своеобразными иероглифами, обнаружены не так давно, и их число ничтожно. Основные сведения содержатся в древней эпиграфической литературе на санскрите. Важную роль играют средневековые хроники (вьетские, монские), а также свидетельства древнекитайских, древнеиндийских и античных авторов.

Раннеклассовые государства этого региона можно разделить на 4 группы:

    Государства Северо-Восточного Индокитая и северного побережья Южно-Китайского моря.

    Государства Южного Индокитая.

    Государства древних индонезийцев на Малакском полуострове и Архипелаге.

    Государства центральной части Северного Индокитая и прилегающих районов.

Из государств в Северном Вьетнаме лучше всего были известны более северные государства, в первую очередь, царство Юэ (Вьет). Собственные письменные источники не сохранились, однако археологические данные свидетельствуют о наличии в этом регионе (Северный Вьетнам, низовья реки Хонга) очень древнего и самобытного государства. Царство Юэ возникло в 7в. до н.э. в низовьях Янцзы. Основное занятие населения – поливное рисоводство. В 4-3вв. до н.э. на этой территории известно 5 государств (возникли они, вероятно, гораздо раньше): Ванланг (затем Аулак) в низовьях Хонга, далее на восток Тэйау, Намвьет и др.

Наиболее развитыми в 3в. до н.э. были государства Аулак и Намвьет. основная масса эксплуатируемого населения – мелкие производители-общинники; существовали и рабы, что подтверждается источниками. Во главе государства – выонг (монарх). Верования древних вьетов основаны на культе предков, духов земли, почитали крокодила-дракона и водоплавающих птиц.

В 221-214гг. до н.э. Аулак, Тэйау и Намвьет вели борьбу с Циньской империей, в ходе которой только Аулак сохранил независимость, присоединив часть Тэйау. Намвьет восстановил свою независимость только после падения Циньской империи; обес траны объединились в одну Намвьет-Аулак. Во 2в. до н.э. в Восточной и Юго-Восточной Азии это государство по силе уступало только империи Хань. Основу экономики составляли рисопроизводящие хозяйства. Существовало ремесло, важную роль играла торговля, имелись крупные города. Усложняется социальная и классовая структура, получает дальнейшее развитие рабство, усложняется государственный аппарат. С начала 2 в. до н.э. правители стремятся объединить под своей властью соседние государства, ведут успешные войны с Ханьской империей. Однако в 111г. до н.э. страна была захвачена императором У-ди, однако установление ханьского господства не сопровождалось существенным вмешательством во внутреннюю жизнь.

Особую группу древних государств в Юго-Восточной Азии в 3-2вв. до н.э. составляли горные древнетайские государства Диен и Елан. Значительную роль здесь играет скотоводство. Процессы формирования классового общества привели к возникновению здесь раннерабовладельческих обществ. Класс рабов пополнялся из числа подчиненных этнических групп.

В начале 1в. н.э. администрация Ханьской империи предприняла попытку массовой ассимиляции населения Северного Вьетнама, однако натолкнулась на сопротивление. В 40-44гг. в ходе восстания Двух Сестер (руководители – сестры Чынг) была восстановлена независимость в пределах древнего Аулака. Однако попытки восстановить политический контроль продолжались и лишь в 1-2вв. н.э. империя Хань начала постепенную передачу власти местной знати.

В 3-5вв. н.э. здесь распространяется буддизм, ставший основной религией вплоть до 12-13вв. В эти же века распространилась и китайская культура.

На рубеже нашей эры классовые общества сложились во всех наиболее крупных речных долинах Индокитая и Индонезии. Ведущая социальная единица – малая сельская община. Каждое из государств (Аулак, Бапном (Фунань), Шрикшетра, небольшие монские государства в Южной Бирме, малайские государства Малаккского полуострова, ранние яванские государства) располагались вокруг определенного политико-экономического ядра – густонаселенного рисоводческого района и его столицы. Как правило, столица являлась крупнейшим городом и портом. Многие государства вели морскую торговлю.

В структуре господствующего класса не зафиксировано деление на варны, касты или ранги. Класс мелких общинников зависел от государства или конкретного землевладельца. Основная отрасль производства – земледелие. Государство было тесно связано со жречеством, которое зависело от государства. Верховная власть присвоила себе многие религиозные функции. Основной формой эксплуатации была рента-налог в пользу государства или представителей высшей аристократии (с согласия государства).

Большинство монских и кхмерских государств возникло около 1в. н.э. Наиболее крупное – Бапном – объединяло в период расцвета весь равнинный Южный Индокитай. На рубеже 2-3вв. древнекхмеркие монархи (курунги) перешли к завоевательным войнам. Самым известным из монархов был Фаншиман, построивший сильный флот и захвативший ряд соседних государств и племенных территорий. Бапном усиливался до 4в. н.э., велось ирригационное и храмовое строительство, распространились индуизм и буддизм, укреплялась власть монарха. Однако в 5 – начале 6в. государство прекратило свое существование в связи с усилением северных группировок.

В островном мире в 1-4вв. н.э. складывались 2 группы государств: западная (малайская) и восточная (яванская). Западная – суматранские государства и государственные образования Малакского полуострова. Большую роль у них играет внешняя торговля (в основном пряности). Наиболее известны государства Ланкасука, Катаха и Тамбралинга. Путешественники отмечали пышность их дворов, силу армий. Высоким был и уровень культуры (санскритская литература, письменность и язык, индуистские и буддийские верования).

Среди яванских государств наиболее известны Тарума на Западной Яве и Мулавармана на Калимантане (4-5вв.). Их социальная структура похожа на структуру Бпнома.

На восточном берегу Индокитайского полуострова располагалось государство Тьямпа, по аграрной структуре напоминавшее вьетское общество. Это морская торговая держава с сильным флотом и регулярными торговыми связями. В культурном отношении оно было частью индонезийского мира, во многом на них влияли и кхмеры. Отношения с империей Хань характеризовались чередованием войн с дипломатическими миссиями и контактами.

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ (1980-е гг.)

Лариса Александровна КРУШАНОВА,

кандидат исторических наук

Перед российским правительством стоит сложная задача-как сделать Дальний Восток процветающим регионом при условии дефицита трудовых ресурсов, в том числе квалифицированных кадров. Для её решения разработчики современной миграционной политики обратились к советскому опыту по переселению населения из одних регионов в другие. В 2007 г. вышел Указ Президента Российской Федерации (№ 637 от 22 июня 2007 г.) «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», на основании которого были разработаны федеральная и региональные программы. Однако её «успех» является сомнительным. Уже сейчас можно говорить, что реализация программы находится под угрозой срыва.

В связи с этим мы обращаемся к заключительному этапу советского периода. Представляется необходимым проанализировать миграционную политику 1980-х гг., её специфику и особенности реализации на Дальнем Востоке, чтобы выявить положительные и отрицательные стороны. Это поможет определить, в каком направлении следует провести изменения современной миграционной политики, чтобы она действительно была успешной.

1980-е годы -финал советской модели социально-экономических отношений. Этот период можно охарактеризовать в первой половине десятилетия как стабильный, ибо в системе государственного и экономического управления никаких изменений не происходило, даже несмотря на нарастание кризисных явлений в экономике. Но уже во второй половине 80-х гг. в недрах обозначившегося экономического кризиса закладывались основы новой модели развития экономики и государства. Традиционные советские ценности стали дополняться ценностями, присущими капиталистическому обществу, особенно в части формирования доходов.

Бесспорна в этом вопросе роль учёных, которые представляли в органы власти всех уровней итоги своих исследований. Опираясь на полученные результаты, управленцы вносили дополнения в миграционные и социально-экономические программы развития Дальнего Востока. Советские экономисты разработали миграционную теорию, превращая её в практические предложения. Они обращали внимание на зависимость составляющих миграционных процессов от социальных, демографических и экономических факторов, выявили, что миграция, подобно любому явлению, имеет свои законы. Например, вектор сельской миграции направлен в посёлки городского типа или малые и средние города; вектор из малых и средних городов-в крупные и крупнейшие.

Миграция имеет и обратный, или продолжающийся вектор. В этом случае действует закон взаимосвязи факторов наличия жилья, уровня доходов и климата. При совпадении двух из трёх факторов мигрант задерживается в регионе и со временем может перейти в категорию постоянного населения. Как правило, длительность этого процесса составляет около 10 лет. В первые три года после вселения больше всего трудностей связанно с обустройством, поэтому наибольший объём льгот мигрант получает от государства в этот период. В случаях, когда ему импонирует только один из трёх факторов или не импонирует ни один, то он либо возвращается обратно, либо едет дальше1.

Выявив законы миграции, учёные вплотную подошли к теме миграционной политики. Первая такая работа появилась в 1982 г. В. М. Моисеенко в своей статье миграционную политику рассматривает как основной элемент, формирующий миграционные процессы2. Автор выделяет цели и методы управления миграционными процессами, взаимосвязь перемещения с естественным и социальным движением населения. Ряд целей, например стимулирование движения населения на восток, носит общегосударственный характер и требует согласованных «миграционных» усилий со стороны регионов.

Миграционные процессы, проходившие на Дальнем Востоке в 1970-1980-е гг., стали объектом исследования прежде всего экономистов (Е.А. Мотрич, С.Н. Леонов и др.). Учёные-дальневосточники анализировали миграцию как способ обеспечения отраслей народного хозяйства трудовыми ресурсами, формирования населения, а также выявили, какие факторы влияли на закрепление населения в регионе и др.3 Изучение процесса формирования населения и трудовых ресурсов вывел учёных на разработку проблемы уровня квалификации трудовых ресурсов в народном хозяйстве Дальнего Востока4.

Особое внимание В. М. Моисеенко уделила методам регулирования миграции, выделив административно-плановое, материальное и моральное стимулирование. В плановом регулировании учитывается баланс трудовых ресурсов регионов и наличие целевых комплексных программ. В методах материального стимулирования ведущее место занимали районные коэффициенты, введённые к заработной плате работников, занятых в регионах освоения. В число методов материального стимулирования входили общественные фонды потребления в виде льгот, преимуществ в пенсионном обеспечении, особенно жильём. Пропаганда и агитация, например новостроек Дальнего Востока, являлись методами морального стимулирования. Административные методы управления были связаны с правилами прописки и выписки населения, условиями приёма на работу, получением жилья, распределением специалистов и т.д.5

Большой вклад в изучение миграционных процессов на Дальнем Востоке внёс Л.Л. Рыбаковский. Он разработал структуру миграционной политики, расширив круг целей. Среди них он назвал привлечение мигрантов на временное местожительство, создание постоянного состава населения, обеспечение промышленных объектов рабочей силой в слабоосвоенных регионах, стабилизацию населения в тех или иных местностях, повышение миграционной активности коренных жителей ряда республик, ограничение на въезд мигрантов в некоторые населённые пункты и др. Достичь поставленные цели он предложил, используя методы, направленные на повышение миграционной подвижности среди иммобильного, но быстро возрастающего населения.

По Рыбаковскому важной составляющей миграционной политики является концепция, которая объединяет взгляды, кого, откуда и на каких условиях

следует привлекать в заселяемые регионы и какие меры необходимо для этого предпринять в местах выхода мигрантов, в пути следования и районах вселения. Причём она должна иметь научное обоснование, так как представляет единую систему средств и методов осуществления той или иной миграционной политики. Л. Л. Рыбаковский повторил мысль других учёных, что для повышения степени приживаемости новосёлов в регионе следует создавать в заселяемых районах лучший комплекс жизненных условий6.

Наряду с решением экономических задач (обеспечение трудовыми ресурсами отраслей народного хозяйства) правительство старалось не озвучивать проблему-демографическое укрепление приграничной с Китаем территории, направленное на обеспечение безопасности дальневосточных границ. Несмотря на наличие инструкций, где указывалось, по каким критериям и кого можно принимать в число организованных мигрантов, чиновники стремились выполнить планы переселения, т.е. переселить, исходя не из качественных характеристик, а из количественных показателей. В частности, указывалось, что с 1960-х гг. в структуре организованных мигрантов, прибывших в сельское хозяйство Дальнего Востока, увеличилась доля лиц, ранее судимых, никогда не работавших в этой отрасли, постоянно менявших место работы и т.д. Это касалось и оргнабора. В случае неудовлетворённости условиями труда и местом проживания (что было достаточно часто) такие «орграбочие» и «сельхозми-гранты» переходили в другие отрасли и переезжали, но нередко это происходило внутри региона вселения7.

Таким образом, миграционная политика советского государства на Дальнем Востоке опиралась на такие базово-теоретические принципы, какдемогра-фическое укрепление приграничной территории и обеспечение отраслей Дальнего Востока трудовыми ресурсами, взаимосвязь социально-экономического и демографического развития страны.

В 1960-1980-х гг. в регионе постепенно возрастали недостатки и сложности, связанные с исчерпанностью экстенсивной модели развития экономики. Присущие СССР в целом, на Дальнем Востоке они усугублялись отдалённостью, слабоосвоенностью, тяжёлыми природно-климатическими условиями, что увеличивало издержки производства, особенно затраты на рабочую силу. При этом качество жизни было ниже общероссийских показателей, о чём писала в своей работе А.С. Ващук8.

Во второй половине 1950-х-начале 1970-х гг. руководство страны делало попытку включить Дальний Восток в «единый народнохозяйственный комплекс страны». Его специализацией, исходя из региональной специфики, стало производство продукции военного назначения и добыча природных ресурсов. К концу 1970-хгг. на Дальнем Востоке экономика сформировалась как ресурсно-ориентированная с учётом пограничного положения региона. Быстрыми темпами развивались энергетика, угле-, нефте-, лесо- и горнодобывающая промышленности, а также рыбная отрасль и машиностроение. В 1987 г. была принята Долговременная государственная программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2000 г., но экономический и политический кризис, приведший к распаду СССР, остановил её реализацию9. Но и в ней немалое место занимала добыча ископаемых, рыбы, разработка лесных богатств и т.д. Государству необходимо было обеспечить развитие преимущественно этих отраслей. Поэтому очередной реструктуризации подверглась государственная система перераспределения трудовых ресурсов в стране.

В феврале 1967 г. образовался Государственный комитет по использованию трудовых ресурсов, который подчинялся непосредственно Совету Министров РСФСР. Его основными задачами являлись: разработка и проведение мероприятий по переподготовке рабочих и их перераспределению; трудоустройство и информация; изучение состава трудоспособного населения; проведение организованного набора рабочих и планового переселения. Теперь при реализации политики по перераспределению трудовых ресурсов государство увязывало воедино два процесса-перераспределение и трудоустройство кадров с их переподготовкой10.

В мае 1969 г. в качестве низовых органов Госкомитета создавались городские бюро по трудоустройству и информации населения. Целью создания службы по трудоустройству явилась необходимость преодоления очевидных последствий нерационального использования рабочих в предшествующие годы, обеспечения согласованности спроса и предложения на труд, а также сокращения потерь, связанных с избыточным движением кадров11. В качестве эксперимента такие бюро открылись в девяти городах. В 1970 г. их насчитывалось 134, а в 1977 г. - 372, преимущественно в городах, где численность жителей была не менее 100 тыс. чел.12 На Дальнем Востоке-это Владивосток, Хабаровск, Уссурийск, Комсомольск-на-Амуре, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчат-ский. К концу 80-х гг. такие службы по трудоустройству действовали во всех городах и районных центрах со статусом-посёлок городского типа.

Сотрудники оказывали помощь в поиске работы лицам, обратившимся в бюро, им давали информацию, какие предприятия, организации и учреждения города нуждались в кадрах. В случае отсутствия подходящей работы их ставили на учёт. Через эти структуры в общественное производство вовлекались пенсионеры, школьники и другие категории населения. В функции бюро входила также разработка для предприятий предложений по подготовке, распределению и использованию рабочей силы. Бюро стало реальным посредником между населением и предприятием в вопросах трудоустройства. При этом выявлялась действительная потребность предприятий в кадрах путём сопоставления плановой и фактической численности работников, оказывалась помощь в комплектовании кадров, учитывалась значимость предприятий и организаций в системе народного хозяйства района, города, края или области13. Появление новой структуры положительным образом повлияло на приток мигрантов на Дальний Восток. Так, в 1966-1980 гг. в регион прибыло 4,3 млн. чел.14

Формирование населения пионерных районов происходило под влиянием крупных резервов трудовых ресурсов европейской части страны, не занятых в отраслях народного хозяйства. В 1970-е гг. из этой сферы в общественное производство было вовлечено около 15 млн. чел. Это позволило масштабно (а заодно нерационально) осваивать кроме Сибири и Дальнего Востока Северо-Восток, Европейский Север, Заполярье, что стало в 1980-х гг. причиной напряжённости баланса трудовых ресурсов. Соответственно привлечение трудовых ресурсов на Дальний Восток в большей степени стало зависеть от социальноэкономических условий труда. С этой целью правительство широко использовало систему льгот, которые повышали номинальные доходы населения. Наиболее распространённой была районная надбавка. Она разнилась в зависимости от климатических условий и степени освоенности той или иной части региона (например, в Приморском крае-20%, а на Чукотке -100%)15.

Введение надбавок к заработной плате и внимание государства к Дальнему Востоку обусловили прирост населения. Так, если в 1959 г. численность населения региона составляла 4,8 млн. чел., то в 1979 г.-почти 5,9 млн. чел. По переписи 1989 г. здесь проживало более 7,9 млн. чел., в 1991 г. - 8,06 млн. чел., к 2005 г. численность дальневосточников должна была увеличиться до 9,7 млн. чел.16 Традиционно прирост населения страны происходил за счёт более высокой рождаемости среди сельских жителей. Но с 1950-х гг. наблюдалось её фактическое идолевое снижение. Более того, начиная со второй половины 1960-хгт. ежегодное сокращение численности селян в РСФСР составляло почти 700 тыс. чел.,17 что отразилось как на миграционном притоке, так и на количественном росте численности дальневосточников.

В 1970-е гг. аналогичная ситуация наблюдалось и на Дальнем Востоке. Например, в Хабаровском крае естественный прирост сократился с 10,6 чел. до 10 чел., в Камчатской области - с 12 до 11,2 чел., на Сахалине - с 11,1 до 10,7 чел.18 Прирост населения в регионе осуществлялся за счёт миграции. До конца 1970-х гг. темпы механического прироста населения в дальневосточном регионе были благополучными. Удельный вес мигрантов в общем приросте населения, например в Хабаровском крае за 1976-1980 гг., составил 37,1%, в 1981-1985 гг. - 39,7%. На этом же уровне миграция оставалась в 1986 и 1987 гг.19 (см. табл. 1).

Таблица 1

Темпы прироста снижения численности населения (в среднем за год, %)

1981 -1985 1986-1990 1991 1992

Российская Федерация 0,7 0,7 0,1 -0,1

Дальний Восток 1,6 1,3 -0,3 -1,7

Приморский край 1,4 1,3 0,4 -0,3

Хабаровский край 1,6 1,3 0,3 -0,8

Амурская область 1,2 1,1 0,1 -3,2

Источник: Показатели социального развития республик, краёв и областей Российской Федерации. М.: Госкомстат России, 1992; Рынок труда в России в 1992 г.: стат. сборник. М.: Федеральная служба занятости населения России, 1993.

Анализ таблицы показывает, что в течение 1981-1990 гг. прирост населения на Дальнем Востоке был выше, чем в целом по Российской Федерации. В 1991 г. в Российской Федерации прирост был положительным, а на Дальнем Востоке уже наблюдался отток (в основном за счёт выбытия населения с Чукотки, Магаданской и Сахалинской областей), хотя в южной части региона прирост оставался положительным. В 1980-х гг. инерционно сохранялась традиция советского миграционного движения на восток. В структуре перемещений можно выделить самостоятельные миграции, мобилизационные формы (оргнабор и его разновидность-общественный призыв, сельхозпереселение) и распределительно-директивные (направление специалистов к месту работы после окончания средних и высших учебных заведений).

Обеспечение аграрных районов Дальнего Востока (преимущественно Приморского и Хабаровского краёв, Амурской и Сахалинской областей) трудовыми ресурсами входило в число приоритетных задач государства. Плановая система

обеспечения кадрами через переселение продолжала действовать и в 1980-х гг. Так, по планам на 1980 г. в село на постоянное место работы и проживания должны были приехать в Приморский край более 2 тыс. семей, а в Хабаровский - более 1,2 тыс.20 На практике миграция обеспечивала не более 30% от запланированного. Но именно в первой половине 1980-х гг. прирост аграрного населения Дальнего Востока на 8-10% выше, чем в среднем по РСФСР21, так как льготы, гарантированные государством (оплата проезда и подъёмных), значительно покрывали затраты переселенцев. Например, размер «подъёмных» на главу семьи составлял 150 рублей, на члена семьи - 50 рублей. Однако даже постоянное переселение в сёла Дальнего Востока не позволяло обеспечить сельское хозяйство трудовыми ресурсами. Численность сельского населения, хоть и незначительно, но увеличивалась: за период с 1966 по 1984 г. она поднялась с 1,5 млн. чел. до 1,7 млн., т.е. более чем на 200 тыс. чел. (15,2%). При этом удельный вес сельчан в общей численности населения сократился с 28% до 24, особенно в Приморье (с 28% до 22) и Амурской области (с 38% до 33)22.

Причины дефицита трудовых ресурсов крылись в высоком их оттоке из аграрного сектора. Исторически сложилось так, что в СССР сельскохозяйственный труд не был престижным по причине низкой технической оснащённости производства, напряжённого графика работы, особенно в весенне -летний период, отсутствия специальности и квалификации и т.д. Поэтому пополнение происходило за счёт других регионов страны. Так, из прибывших в совхозы Хабаровского края в 1983-1985 гг. только каждый шестой ранее был занят в сельском хозяйстве, остальные 77,5% -это бывшие работники промышленности, строительства и других отраслей23.

Говоря о причинах слабой закрепляемости мигрантов в сельском хозяйстве, следует отметить, что наряду со стимулами действовали и «антистимулы». Это удалённость Дальнего Востока от центральных регионов страны, климатические особенности, низкий по сравнению с центральными регионами уровень жизни населения. То, что предлагало государство потенциальным переселенцам, уже не отвечало требованиям времени. Ситуацию усложнял повсеместный дефицит сельскохозяйственных кадров. Отрицательно сказывалось интенсивное вовлечение жителей городов и посёлков городского типа, проживавших в краях (областях) набора. С конца 1970-х гг. свыше 30% от общего числа сельхозмигрантов набиралось по внутрикраевому/внутриобласт-ному переселению*24.

Дефицит трудовых ресурсов заставил управленцев обратить внимание на специфические категории населения -лиц, имевших судимость, уволенных за прогулы и / или пьянство и «летунов» по статье 33 КЗоТ РСФСР, п. 425. Так, среди сельхозпереселенцев, прибывших в первой половине 1980-х гг. в Хабаровский край, ранее были судимы 10-11%, а из уволенных с прежнего места работы - каждый третий26. Не задерживаясь надолго в совхозах, этот «контингент» вскоре пополнял отряд рабочего класса в других трудодефицитных отраслях региона.

Немаловажным аспектом в смене места работы и жительства являлся уровень доходов. Введение надбавок к заработной плате различалось и по отраслям. Так, в сельском хозяйстве Приморского края они не превышали 15-20%, в транспортной и строительной отраслях 40-50%, а в лесной и рыбной-до

* В предыдущие десятилетия доля сельхозпереселенцев по внутрикраевому (внутриобластному) обмену не превышала 20-22%.

60%. Эти отрасли народного хозяйства Дальнего Востока также нуждались в притоке трудовых ресурсов. Для обеспечения их кадрами советское государство широко использовало мобилизационные формы - организованный набор рабочих и общественный призыв. В советской системе перераспределения трудовых ресурсов эти формы получили название «организованных». Для проезда до места работы выдавались «проездные», суточные, которые полностью покрывали расходы. По месту работы им выдавали подъёмные. В зависимости от министерства, на предприятия которого шёл набор, они варьировались от 30 до 200 рублей27.

География оргнабора была достаточно широкой-Курск, Челябинск, Фергана и т.д. Для привлечения организованных рабочих «агитаторы» использовали различные аргументы. Так, в строительную отрасль «завлекали» возможностью получить квартиру в городе, в рыбную - высокими заработками, для некоторых роль играл график работы - 6 месяцев в море, а 6-на берегу. Большую часть оргмигрантов набирали в самом регионе. Например, края и области Дальнего Востока в 1985 г. предоставляли для г. Комсомольска-на-Амуре до 37% от числа всех орграбочих, европейская часть РСФСР-до 17%, Украина и Белоруссия-до 14%, Сибирь - 12,4%, Средняя Азия-7,4%. Для системы оргнабора традиционным было привлечение одиноких мужчин. Это было связано в первую очередь с дефицитом жилья. Половой дисбаланс среди орграбочих также негативно сказывался на переход их в категорию постоянных рабочих. Анализ трудовых ресурсов, проведённый рядом научно-исследовательских учреждений, показал, что орграбочие, не обременённые семьями, хуже адаптировались, чаще высказывали неудовлетворение заработной платой и т.д.

Другая категория орграбочих, прибывших с желанием трудиться, также надолго не задерживалась. Например, в 1985 г. было зафиксировано, что менее 3 месяцев проработали 6,4%, менее года-35,6%. Кроме названных выше причин были и такие, которые можно рассматривать с точки зрения неэффективного управления, в том числе орграбочих неверно ориентировали на климат, условия труда и быта, доходы. От них скрывали реальные условия труда и быта, а также уровень доходов и «стоимость» проживания. Знакомство с дальневосточной действительностью в дальнейшем толкало эту категорию мигрантов на возвращение в места выхода либо переход в другие отрасли и/или дальнейшую миграцию. Среди таких мигрантов в основном были выходцы из Средней Азии.

Постоянный отток рабочих из добывающих отраслей и строительства способствовал тому, что с 1960-х гг. государство предоставило возможность использовать систему оргнабора лицам со статусом «условно-досрочно освобождённые». Такие «орграбочие», составлявшие до 20% от общего числа, покидали работу через несколько дней или вовсе не приступали к ней28.

С конца 1970-х гг. наметилась тенденция оттока из региона коренных жителей. На первое место выходят качественные характеристики уровня жизни. Районные коэффициенты и стажевые надбавки на многих территориях Дальнего Востока не покрывали стоимость проживания. Например, в Приморском крае индекс стоимости проживания составлял 126%, а фиксированная заработная плата -109%. Аналогичная ситуация была в Хабаровском крае и Амурской области29. На Камчатке, Чукотке и в Магаданской области ситуацию усугублял климат, более тяжёлый по сравнению с южной частью Дальнего Востока.

С целью закрепления населения и трудовых ресурсов в регионе с 1973 г. правительство начало переводить работников производственной сферы на новые тарифные условия, это позволило сократить его отток. Но неоправданное повышение заработной платы в начале 1980-х гг. повлекло за собой дифференциацию как между работниками, так и между предприятиями города, края, наблюдалось снижение заинтересованности в труде. На одних предприятиях введение стажевых надбавок позволило сократить отток кадров, а на других-текучесть только усилилась30. В миграцию стали вовлекаться уроженцы Дальнего Востока, что являлось моральным антистимулом для оставшихся в регионе. Например, в 1985 г. из г. Комсомольска-на-Амуре выбыло 14,5% его уроженцев, 25,8% прожили в городе не менее 10 лет.

Несмотря на перечисленные трудности, государству к концу 1970-х гг. на Дальнем Востоке удалось создать стабильное население. По данным переписи 1979 г. доля проживавших на Дальнем Востоке более 10 лет составляла в южной его части около 50%, проживавших с рождения-34,1%, в том числе в южной части - 35-36%, в северной - 22-36%31.

С конца 1980-х гг. тенденция снижения роли миграции в воспроизводстве населения Дальнего Востока стала приобретать черты кризиса. Всё больше и больше выбывало проживших в регионе более 10 лет либо уроженцев. Однако кризисные явления проявлялись по всей стране, что также отразилась на миграции. Последние организованные мигранты прибыли в сельское хозяйство Дальнего Востока в 1990 г., в промышленность и строительство-в 1991 г. На смену этой категории пришли мигранты со статусом беженцев (вынужденные переселенцы). С конца 1980-х гг. в Приморье и Хабаровском крае стала расти численность российских корейцев, прибывших из Средней Азии.

Распад СССР на независимые государства обусловил появление гастарбайтеров. Экономический кризис на постсоветском пространстве заставил искать людей, преимущественно выходцев из северокавказских и среднеазиатских республик, лучшей жизни, в том числе на Дальнем Востоке.

Таким образом, на завершающем этапе советского периода реализация миграционной политики на Дальнем Востоке проходила в условиях дефицита трудовых ресурсов, который государство восполняло традиционным способом-через мобилизационные формы и вовлечение в трудовые отношения специфической категории мигрантов. Массовый отток населения частично компенсировался за счёт новых мигрантов, получивших статус беженцев или гастарбайтеров. Новая миграционная политика стала опираться не на собственное население, а на внешние трудовые потоки.

1 Миграция населения РСФСР: сб. статей. М.: «Статистика», 1973.

2 Моисеенко В.М. Содержание и тенденция развития миграционной политики в СССР// Вторая Всесоюзная научная школа-семинар «Проблемы управления развитием народонаселения в социалистическом обществе». М.: МГУ, 1982. С. 1-8.

3 Мотрич Е. Л. Заселение южной зоны Дальнего Востока на современном этапе развития производственных сил: дис.... канд. экон. наук. Хабаровск, 1973; Леонов С.Н. Совершенствование форм обеспечения трудовыми ресурсами промышленности пионерных районов: дис. ... канд. экон. наук. Хабаровск, 1985.

4 Колтунов Л. А. Квалификационный уровень трудовых ресурсов, занятых в сельском хозяйстве Приморья // Использование трудовых ресурсов в районах Дальнего Востока.

Хабаровск: Хабар. кн. изд-во, 1965; Его же. Резервы совхозов Дальнего Востока. Владивосток, 1974.

5 Моисеенко В.М. Содержание и тенденция развития миграционной политики... С. 4.

6 Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М.: Наука, 1987.

7 Крушанова Л.А. Миграционная политика СССР и её реализация на Дальнем Востоке в середине 1940-1960-е гг.: дис. ... канд. ист. наук. Владивосток, 2007.

8 Ващук А. С. Социальная политика СССР и её реализация на Дальнем Востоке (середина 1940-х-80-х годов). Владивосток: Дальнаука, 1998. С.

9 Поповичева Ю. Н. Программы развития Дальнего Востока в исторической перспективе (вторая половина XIX-начало XXI в.// История освоения Россией Приамурья и современное социально-экономическое состояние стран АТР. Комсомольск-на-Амуре, 2007. Ч. 2. С. 216; История Дальнего Востока СССР:(От эпохи первобытно-общинных отношений до наших дней). В 4 т. Кн. 11. Советский Дальний Восток в период дальнейшего развития и совершенствования зрелого социалистического общества в СССР (1971-1979 гг.). (Макет). Владивосток, 1979. С. 99-124.

10 ГАРФ. Ф. 10.005. Оп. 1. Л. 1-2.

11 Система трудоустройства населения в СССР и пути её совершенствования. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1989. С. 83, 89.

12 Котляр А.Э., Трубин В.В. Проблема регулирования перераспределения рабочей силы. М., 1978. С. 39.

13 Система трудоустройства населения. С. 87.

14 Архив Института экономических исследований (ИЭИ) ДВО РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1716. Л. 422.

15 Денисенко М.Б. Миграциология. М., 1989. С. 56; Ващук А.С. Социальная политика СССР и её реализация на Дальнем Востоке. Поповичева Ю.Е. Программы развития Дальнего Востока. С. 216.

16 Архив ИЭИ ДВО РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1716. Л. 422.

17 Население СССР за 70 лет. М., 1988. С. 64-65.

18 История Дальнего Востока СССР. Кн. 11. С. 67.

19 Архив ИЭИ ДВО РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1727. Л. 79.

20 ГАПК. Ф. 510. Оп. 3. Д. 822. Л. 51; ГАХК. Ф. 904. Оп. 10. Д. 1539. Л. 116; Архив ИЭИ ДВО РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1716. Л. 422.

22 Архив ИЭИ ДВО РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1716. Л. 423.

23 ГАХК. Ф. 904. Оп. 10. Д. 1201. Л. 41.

24 ГАПК. Ф. 510. Оп. 3. Д. 822. Л. 51; ГАХК. Ф. 904. Оп. 10. Д. 1539. Л. 116.

25 Колтунов Л. А. Квалификационный уровень трудовых ресурсов.; Его же. Резервы совхозов Дальнего Востока.

26 Архив ИЭИ ДВО РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1717. Л. 45.

27 Миграция населения РСФСР.. С. 75-76.

28 Архив ИЭИ ДВО РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1719. Л. 124; Этномиграционные процессы в Приморье в XX веке. Владивосток, 2002. С. 138.

29 Архив ИЭИ ДВО РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1717. Л. 17.

30 Там же.Заключительный отчёт «Социально-экономические проблемы населения и трудовых ресурсов Дальнего Востока. В 2-х т. Инв. № 6381. Кн. 5: Проблемы совершенствования социально-экономического управления воспроизводством рабочей силы на Дальнем Востоке. Л. 565, 588, 576. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1717. Л. 17.

31 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1716. Л. 397; Д. 1719. Л. 112-113.

SUMMARY: The article by Candidate of Historical Sciences Larisa A. Krushanova “Migration policy of the Soviet State in the Far East (1980s)” studies migration policy in the Far East of the USSR in the 1980s. The author analyses organizations of migrants from the USSR and foreign workers from Vietnam, China and North Korea.

С 2016 года у россиян появилась возможность 1 гектар (10 000 кв.м.) земли на Дальнем Востоке. Принятый закон вызвал широкий интерес у граждан нашей страны: как будут распределяться и кому они положены?

Дальний Восток относится к числу регионов с крайне низкой плотностью населения. Именно на решение этой проблемы направлен закон о дальневосточных гектарах. Согласно данным Минвостокразвития в ДФО сегодня есть 600 млн га земель, тогда как и здесь используется всего 2 млн.га.

Ведомство указывает, что для освоения могут быть использованы 147 млн га. Таким образом, при желании каждый россиянин вправе стать полноправным дальневосточным землевладельцем (численность всего населения России не превышает 146 млн.чел).

Только в Хабаровском крае россиянам доступны до 0,915 млн га лесного фонда и еще около 11 400 га земель бывших совхозов .

Закон о раздаче земли в ДФО (119-ФЗ) был подписан президентом в мае 2016 года.

Его полное название: «Об особенностях предоставления земельных участков на территории ДФО».

ФЗ предполагает выделение бесплатных земельных наделов всем желающим, которые проживают на Дальнем Востоке или хотели бы сюда переехать. Владельцами могут стать физлица и индивидуальные предприниматели . Участок можно будет использовать по своему усмотрению: , создания своего бизнеса, ведения , и пр.

Для планирующих переехать на Дальний Восток Правительство предусмотрело ряд дополнительных льгот и привилегий.

Так, планируется оказывать всестороннюю поддержку развитию сельскохозяйственной отрасли и предоставлять переселенцам льготные ставки по ипотечным кредитам.

Также переселенцы в районы Крайнего Севера смогут пользоваться уже действующими социальными гарантиями и надбавками:

  • «северные» надбавки к зарплате в размере 30-100% в зависимости от стажа;
  • сокращенная рабочая неделя для женщин (36 часов);
  • оплата отпуска, необходимого для переезда и обустройства;
  • дополнительный отпуск до 24 дней;
  • оплата проезда к месту ежегодного отпуска и обратно (не более 2 раз за год);
  • досрочная трудовая пенсия;
  • надбавка за рабочий стаж и статус молодого специалиста.

Предполагается комплексная поддержка малого бизнеса в виде грантов и субсидий, помощь кооперативам в проводке электросетей и строительстве инфраструктурных объектов.

Согласно исследованиям ВЦИОМ заинтересованность в переезде проявили 29 млн.человек (среди них реально готовых переехать гораздо меньше). В основном это люди в возрасте до 24 лет.

Наиболее популярные для переезда регионы: Приморье, Хабаровский край и Амурская область.

Кто имеет право получить землю

Заявки начали оформляться в июне 2016 года и первоначально их могут только жители дальневосточных регионов.

Сейчас реализация проекта идет в девяти пилотных регионах:

  • Ханкайском районе (Приморье);
  • Амурском (Хабаровском крае);
  • Октябрьском (Еврейской автономной области);
  • Нерюнгринском районе (Якутии);
  • Ольском (Магаданской области);
  • Усть-Большерецком (Камчатском крае);
  • Тымовском (Сахалинскйой области);
  • Анадырском (Чукотском автономном округе);
  • Архаринском (Амурской области).

По данным Минвостокразвития данные регионы выбирались не случайно, а исходя из транспортной доступности и качества связи. Для интересующихся фермерским хозяйством пригодны только три региона: Приморский край, Амурская область и ЕАО.

С февраля 2017 года возможность оформления заявлений на участки появится у всех россиян независимо от места их проживания.

В законе особенно подчеркивается, что землю могут получить только россияне. У иностранцев даже отсутствует возможность ее арендовать, не говоря о получении в собственность. Речь идет об иностранных физических и юридических лицах, а также лицах без гражданства.

Допускается также оформить не право собственности, а . Заявление о переоформлении прав собственности гражданин может подать и до истечения пятилетнего срока.

Есть одно исключение: если гражданину передана земля из лесного фонда она не может быть переведена в собственность. В данном случае гражданин вправе получить землю в свое владение только по истечении 10 лет и при условии перевода земель из лесного фонда в иную категорию.

В течение первого года землепользователю нужно решить, как именно он планирует использовать вверенную ему землю. Об этом нужно уведомить уполномоченные органы через сайт. Через три года заполняется декларация по пользованию участком. Утвержденный вид использования землей всегда можно изменить.

На протяжении всего времени пользователь должен уплачивать земельный налог.

Если госкомиссия выяснит, что участок так и не был освоен, то договор безвозмездного пользования будет расторгнут государством в одностороннем порядке. При этом местные власти должны будут доказать в суде факт нецелевого использования. Именно суд принимает окончательное решение о передаче земли.

Что значит понятие «земля освоена» еще не до конца ясно, так этот вопрос еще не урегулирован дополнительными нормативно-правовыми актами. С землей под ИЖС все более-менее понятно: за пять лет там нужно построить и зарегистрировать какую-либо постройку.

По закону земля не предоставляется в пределах городских округов и поселений .

Существует одна проблема: наделы выделяются на территориях, удаленных от населенных пунктов минимум на 10 км (если речь идет о небольшом городе до 50 тыс.человек) или 20 км для населенных пунктов, в которых проживают более 300 тыс.человек.

Как получить землю?

Процесс получения «дальневосточного гектара» достаточно прост: заявку можно оформить в электронном виде.

Порядок получения земли состоят из 6 этапов:

  1. Регистрация на портале Госуслуги.
  2. Вход в личный кабинет на официальном сайте НаДальнийВосток.рф с помощью созданного логина/пароля на портале Госуслуг.
  3. Формирование на публичной кадастровой карте границ предпочтительного участка.
  4. Подтверждение выбора.
  5. Формирование заявления в электронном виде и подтверждение его направления в уполномоченные органы. Предварительно нужно проверить корректность представленной информации. На все указанные выше этапы у пользователя должно уйти не более 15 минут.
  6. После формирования заявки уполномоченный орган должен поставить выбранный участок на учет и издать постановление о его передаче в бесплатное пользование.
  7. На завершающем этапе подписывается договор о безвозмездном пользовании.

Оформление займет не более 30 дней.

Прохождение всех указанных этапов абсолютно бесплатно для пользователя. В личном кабинете заявителя всегда можно увидеть перечень документов, статус их рассмотрения, а также сведения об участке:

  1. схема его расположения,
  2. характеристики (площадь, периметр, аэрофотосъемка)
  3. и само заявление.

В некоторых случаях потребуется проведение кадастровых работ.

Для заявителя они бесплатны и выполняются за счет бюджета.

В личном кабинете будет доступна информация об уполномоченных за проведение работ на выбранной территории инженерах (организациях), с которыми заключается договор.

По результатам проведения кадастровых работ заявителю предоставят в электронном и бумажном виде , технический план, акт обследования и из кадастрового реестра.

Если у гражданина отсутствует доступ в интернет, то допускается передача заявления через МФЦ, посредством отправки письма в уполномоченные госструктуры или через Росреестр.

При этом в заявки указываются следующие данные:

  • ФИО, место его проживания, СНИЛС и паспортные данные;
  • кадастровый номер участка;
  • реквизиты решения о межевании территории или об утверждении проекта межевания;
  • вид права, на котором заявитель хотел бы приобрести участок;
  • цель использования земли;
  • контактная информация для связи с заявителем.

К заявлению прилагаются копия паспорта и схема участка (на бумажном носителе или сформированная на электронном носителе). Кроме того потребуется доверенность, если документ передается представителем. Истребование прочих документов запрещается.

По результатам рассмотрения заявления с гражданином заключается договор безвозмездного пользования земельным участком.

В нем прописываются целевое предназначение земли (его всегда можно изменить), реквизиты участка и сроки действия договора (5 лет) .

До истечения срока договора гражданин должен подать заявление о выделении ему участка в собственность или на правах аренды.

При принятии решения о выделении пользователю земли государственный орган подготавливает проект договора аренды или безвозмездной передачи и направляет его заявителю. На подписание договора у заявителя будет 30 дней.

Подписанный договор можно предоставить лично в уполномоченный орган, по почте или в форме электронного документа.

Когда подписанный получен госорганом, тот должен вынести решение о выделении ему участка земли в собственность. Вместе с договором, подписанным обеими сторонами, можно обратиться в Росреестр за оформлением прав собственности.

Когда могут отказать?

После поступления заявления от пользователя о согласовании земли у уполномоченных органов будет 10 дней на проверку заявления. Если оно не соответствует установленным требованиям или не хватает каких-либо документов из перечня, то заявление возвращается назад заявителю. При этом указываются причины для его возврата.

Отказ может быть вынесен в том случае, если после получения постановления от органов земельного или пожарного надзора, лесной охраны пользователь не устранил нарушения в установленные сроки.

Из года в год население Сибири и Дальнего Востока редеет, только за 2012–2015 Дальневосточный федеральный округ (ДФО) потерял 90 тыс. человек. Если тенденция сохранится, осваивать богатейший регион страны станет некому, поэтому проект о безвозмездной раздаче земель Дальнего Востока стал законом в рекордные сроки. На каких условиях и кто может претендовать на участки в ДФО?

 

«Если не заселить Сибирь, мы ее неизбежно потеряем» (Эдуард Лимонов)

Минвостокразвития с сентября 2015 года разрабатывало проект, определяющий кто и как может получить землю на Дальнем Востоке бесплатно. Закон №119-ФЗ от 01.05.16 «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, ...входящих в состав ДФО...» вступил в силу 01.06.16. Главная цель инициативы - остановить вымирание региона: привлечь население из других округов и удержать свое собственное. Закон предоставляет любому жителю страны в собственность безвозмездно 1 га земли на Дальнем Востоке с условием - освоение участка по назначению в течение 5 лет.

Зачем заселять Дальний Восток

Отток населения Западной Сибири и ДФО - итог внутренней миграции: трудоспособные граждане переселяются в более «хлебные», перспективные в плане деятельности и заработка европейские регионы страны. Сильнейшим центром притяжения россиян является Москва.

Статистика по Дальнему Востоку печальнее, чем у соседней Западной Сибири просто потому, что последний регион успешно восполняет народонаселение за счет мигрантов из ближних азиатских стран СНГ. Дальний Восток для узбеков, таджиков и киргизов неудобен и реально далек.

В Новосибирской области за 2015 год общий прирост населения на 80% был обеспечен миграционным приростом и лишь на 20% - естественным. При этом более трети мигрантов - въезжающие из СНГ, цифра растет ежегодно.

При этом ДФО - это богатейший регион России - леса, поля и реки, занимающие более трети площади страны.

На каждый квадратный километр Дальнего Востока приходится один житель. Ясно, что статистику портят малолюдные Чукотка и Якутия с неприветливым для проживания и почти любой деятельности климатом. Но даже после анализа территории и исключения «медвежьих углов» 23 % земель ДФО (140 млн га) признаны пригодными для освоения. Таким образом, 1,4 из 6,17 млн кв. км общей площади региона ждут хозяев.

Суть проекта: как получить гектар земли бесплатно

Кто может претендовать на дальневосточный гектар? Любой гражданин РФ однократно. По коллективной заявке (разрешены для групп до 10 граждан включительно) выдают участок из расчета 1 га на человека. Например, семья из 3-х человек сможет получить 3 гектара. С желающими получить землю заключается пятилетний договор безвозмездного пользования участком.

Как можно использовать полученный гектар? На любые законные цели. При этом сообщить о выбранном виде пользования (для создания личного подсобного или дачного хозяйства , индивидуального жилищного строительства (ИЖС), садоводства и т. д.) нужно в течение года с момента заключения договора безвозмездного пользования.

Стоит учесть, что из-за климатических, географических и прочих особенностей субъекты региона имеют разный экономический потенциал. Для организации производства и ведения сельского хозяйства наиболее благоприятны Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область, для туристического бизнеса и создания рекреационных зон - Сахалин, Камчатский край и Приморский.

Когда и какую землю можно оформить в собственность? Если участок за 5 лет безвозмездного пользования освоен по заявленному назначению, и в течение указанного срока пользователь не нарушал земельное/лесное законодательство (или вовремя устранял нарушения):

  • земли лесного фонда предоставляются в долгосрочную аренду (до 49 лет);
  • прочие предоставляются в собственность бесплатно в пределах 1 га на гражданина.

Статья 7 закона содержит 25 причин, по которым заявителю могут отказать в предоставлении участка. Так, невозможно получить землю, зарезервированную для государственных/муниципальных нужд или инвестпроектов, расположенную на территории традиционного природопользования коренных народов. Не подлежат раздаче участки в особых экономических зонах, зонах опережающего/территориального развития и т. д. В области сельского хозяйства ДФО нацелен на тесное сотрудничество с Северо-Восточным Китаем, поэтому часть земельных ресурсов региона «забронирована» под текущие и будущие совместные проекты.

Пока участки российским гражданам предоставляют лишь в девяти пилотных районах. Уже в октябре 2016 года остальные территории ДФО будут подключены к проекту, а с февраля будущего года дальневосточный гектар сможет получить каждый житель РФ.

Закон №119-ФЗ установил некоторые ограничения в отношении полученных участков. Во-первых, переданные в безвозмездное пользование, в собственность или аренду земли нельзя передавать иностранцам (гражданам и организациям) ни на каком основании (продажа, аренда и др.). Во-вторых, местные власти вправе исключить из раздачи территории населенных пунктов и вблизи них: в радиусе 10 км от пунктов с числом жителей свыше 50 тыс. человек и 20 км - с населением свыше 300 тыс. Скорее всего, бизнес придется организовывать вне инфраструктуры городов и поселков.

Дальневосточный гектар - за 5 шагов и 30 дней

Законом предусмотрено создание специальной информационной системы (ИС) под проект для проведения процедуры электронным способом. Новый ресурс - https://надальнийвосток.рф/ - позволяет получить участок удаленно, без выезда в ДФО.

Таблица 2. Процедура получения земли через ИС*

Действие

Зарегистрироваться на сайте https://beta.gosuslugi.ru/

Зайти с использованием полученных на шаге 1 логина и пароля на портал (ИС) https://надальнийвосток.рф/

В ИС выбрать на кадастровой карте участок - самостоятельно задать его границы, используя инструменты карты.

В ИС сформировать и отправить электронное заявление в уполномоченный орган (см. перечень на https://надальнийвосток.рф/), который в течение 20 рабочих дней должен решить: удовлетворить прошение или отказать. В первом случае в личный кабинет пользователя поступает договор о безвозмездном пользовании.

Подписать договор о безвозмездном пользовании земельным участком.

Узнайте, какие варианты господдержки для малого бизнеса предусмотрены в РФ.

Примеры из прошлого, или Фермерам не беспокоиться

По закону №119-ФЗ цели использования земель могут любыми, от ИЖС до организации любого бизнеса. Однако исходя из характера бизнес-планов, предложенных на сайте ИС , складывается впечатление, что на Дальнем Востоке ждут в первую очередь «освоителей» сельскохозяйственных земель и лесного фонда. Аграрная колонизация азиатской России не новое явление. Как это было организовано в прошлом?

Начиная со второй половины 19-го века, переселение в Западную и Восточную Сибирь происходило с переменным успехом и разной степенью участия государства:

  • немногочисленные и мало контролируемые властями случаи миграции крестьян за Урал в 1870-1890 гг. были связаны с отменой крепостного права и представляли собой самовольный захват земель;
  • оживление переселению придали начинания С. Ю. Витте в 1890-1906, государство предлагало выезжающим незначительную помощь;
  • самый результативный, хорошо организованный приток населения в Сибирь и Дальний Восток был инициирован П. А. Столыпиным и длился с 1906 по 1914 гг.

За период 1861-1905 в Сибирь (Западную и Восточную) мигрировали примерно 1,82 млн человек, за 1906-1914 - 3,04 млн (около 2% от количества жителей России), всего - 4,86 млн человек. Аграрная колонизация второй половины XIX и начала XX веков дала Центральной полосе Сибири более 3 млн жителей, Дальнему Востоку (Приморью и Приамурью) - около 500 тыс. жителей.

За 8 лет переселения по-столыпински в азиатской России обосновалось людей в 1,7 раза больше, чем за предшествующие 40 лет. Успех объясняется прекрасной организацией процесса и достаточным финансированием: размещением и устройством новоселов занималось Переселенческое управление, бюджет которого в 1914 году составил 30 млн рублей (в 1894 - меньше 1 млн).

Скоро на Дальнем Востоке каждый россиянин сможет получить свой гектар земли. В отличие от столыпинского, современный проект заселения ДФО не предусматривает ссуд на обустройство, льготного переезда, столыпинских вагонов для перевоза скота и скарба. Государство не будет формировать сеть переселенческих организаций на местах; не озадачивается предварительным межеванием, строительством дорог, новых больниц и школ, подведением коммуникаций; не организует склады с сельхозтехникой. Сегодня земля на Дальнем Востоке предлагается в состоянии «как есть», все прочее, необходимое для жизни и бизнеса в неосвоенном по сути регионе должно «нарасти» само.

Но главное отличие сегодняшней социальной инициативы правительства от проекта позапрошлого века - в площади выделяемых земель. Во времена интенсивного заселения Сибири (1906-1914) норма земли составляла 15-20 десятин на мужскую душу, т. е. 16-22 га (1 десятина = 1,09 га). Служилым людям, бывшим казакам и офицерам, предлагали 30-50 и 200 десятин соответственно. Другой век - другие агротехнологии? Посмотрим, сколько земли нужно для реализации современных проектов, бизнес-планы которых опубликованы в ИС.

Таблица 3. Необходимая площадь для организации фермерских, охотничьих и рыболовных хозяйств

Вид землепользования

Оптимальный субъект ДФО для реализации

Необходимая площадь земельного участка*

Создание рыболовного хозяйства

Хабаровский край

Создание охотничьего хозяйства

5 га плюс 50 арендованных га

Кролиководство

360 кв. м, без покосов

Питомник по выращиванию растений

Еврейская автономная область

Выращивание крупного рогатого скота (молочное производство)

Приморский край

3 га плюс 100 га, арендованных под покос

Выращивание клубники в открытом грунте

не указан

2-3 га (для смены поля в 1 га раз в три года)

Выращивание овец (мясное производство)

Амурская область

Выращивание коз (молочное производство)

не указан

1 га на начальном этапе, без покосов

* - В бизнес-планах указан минимум площади.

Таким образом, на 1-2 га реальны лишь проекты по созданию кроликофермы , питомника по выращиванию плодово-ягодных культур да ЛПХ. Развертывание остальных хозяйств требует более обширных территорий. Если принять во внимание хороший сельскохозяйственный потенциал части субъектов региона, то удивительна «прижимистость» закона в отношении к потенциальным фермерам. А ведь увеличение площадей наделов земли хотя бы до столыпинского минимума (15-20 га) могло не только сообщить проекту более «фермерскую» окраску, но и дать ощутимые результаты.

«Крестьянское хозяйство можно создать только на 30-50 гектарах. А на одном гектаре нельзя создать ничего, только китайские теплицы поставить сплошняком - тогда будет окупаться» (Герман Стерлигов)

Таким образом, разработчики проекта ставку на сельхозпроекты (по крайней мере, с участием российского МСБ) не делают, как не считают раздачу дальневосточных гектаров и мерой по активизации экономической активности региона. Экономическую отдачу от инициативы ожидают, но лишь в качестве отложенного эффекта. Озвученная цель принятого закона - повышение интереса россиян к Дальнему Востоку, т. е. привлечение «столичных жителей» поближе к Тихому океану.

По своим целям и перспективам для россиян запущенный проект довольно невнятен. Но камень брошен, посмотрим, какие будут круги на воде.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!