Древняя македония история. Древняя Македония: образование, расцвет и падение

История Македонии

Древний период.

II тысячелетия до н.э. район, который позже стал называться Македонией, был заселен главным образом иллирийцами на западе и фракийцами на востоке. Спустя тысячелетие горные районы Орестиды (близ нынешней Кастории) и долина реки Альякмон были заселены племенем, называвшимся македонцами. Несколько столетий спустя это полукочевое племя захватило б о льшую часть территории между о.Лихнитис (Охридским) на западе, средним течением р. Аксиус (Вардар) на севере, рекой Стримон на востоке и горой Олимп на юге. Ранее известный под названием Иматия, этот район был затем переименован в Македонию. Нижняя, или Южная Македония находилась непосредственно под властью македонских вождей, которые поработили или вытеснили прежних жителей Фракии, в то время как Верхняя Македония была заселена независимыми племенами, родственным иллирийцам и македонцам. На полуострове Халкидики были созданы колонии греков.

В первой половине 19 в. началась дискуссия по поводу языка и этнических корней древних македонцев. Неизвестно, являлся ли древнемакедонский язык самостоятельным языком или греческим диалектом, в который вошли негреческая лексика и другие негреческие элементы. Возможно, что древнемакедонский язык являлся языком правящего класса, а некоторые подданные македонских вождей говорили на других языках. В 5 в. до н.э. местные правители запретили древнемакедонский язык и начали использовать аттический диалект греческого языка. Однако многие греки в городах-государствах к югу продолжали считать македонцев варварами (негреками).

После неудач персидского царя Ксеркса в покорении Македонии и Греции в начале 5 в. до н.э. македонские цари или вожди вели друг с другом борьбу за власть над территорией между Альякмоном и Стримоном. Наконец, один из царей, Филипп II (правил в 359–336 до н.э.) из рода Аргеадов, одержал победу. Он воевал против иллирийцев, захватил немакедонские греческие колонии Халкидики, аннексировал территорию между реками Стримон и Нестос, подчинил себе Фракию и затем вторгся в южную часть Греции. В 337 Филипп созвал представителей греческих городов-государств и создал общегреческий союз (Коринфский конгресс).

В 336 до н.э. Филипп был убит, и к власти пришел его сын Александр. Александр Великий (Македонский, правил в 336–323 до н.э.) подчинил племена к югу от Дуная, разрушил Фивы, когда жители города восстали против него, а затем повел свои македонско-греческие армии в Азию. Александр завоевал империю персов Дария III и за 11 лет военных действий расширил свои владения до реки Инд. Стремясь примирить греков и персов, он женил 10 тыс. македонцев и греков на азиатских женщинах. После его смерти в Вавилоне огромная империя, созданная Александром, была разделена между его военачальниками, при этом сама Македония отошла к пожилому Антипатру (ум. 319 до н.э.). Империя Александра оказала огромное воздействие на развитие культуры; эпоха эллинистической культуры, начавшаяся после распада империи Александра Македонского, стала эпохой синтеза греческой, египетской и персидской культур.

В 3 в. до н.э. в Македонию и Фракию с севера вторглись кельтские племена, которые пересекли Геллеспонт (Дарданеллы) и вступили в Малую Азию, не оказав заметного влияния на Македонию. Позднее римляне присоединили македонское царство к своей империи (146 до н.э.). К моменту римского завоевания македонских и фракийско-иллирийских элементов было больше, чем эллинизированных. Однако за эллинизацией последовал процесс романизации, который продолжался в течение восьми столетий римского правления. Влахи Рашки (средневековой Сербии), Македонии, Фессалии, Эпира и Болгарии считались потомками балканских местных жителей периода Средневековья и Нового времени, подвергшихся романизации. После раздела Римской империи в 395 н.э. Македония была включена в состав Восточной Римской (Византийской) империи.

Нашествия готов, вандалов и гуннов в течение 4 в. и 5 в. незначительно изменили этнический характер этой области. Однако в конце 6 в. в результате аваро-славянских нашествий в Македонии появился новый важный этнический элемент: славяне и авары, говорившие на славянском языке. Среди славянских племен, которые расселились по всей Македонии, были сагудаты (западнее Салоник), ринхины (на полуострове Халкидики), смоляне (к востоку от Вардара), драговичи (вдоль верхнего и среднего течения реки Вардар и на Пелагонийской равнине), берзиты (в Верхней или Северо-западной Македонии) и велегезиты (в Южной Македонии и Фессалии). Эти племена, которые поселились к востоку от реки Струма, стали называться струмянами.

Славянские нашествия 6–7 вв. вынудили Византийскую империю отказаться от большей части Македонии. Однако славянам не удалось захватить или разрушить главные македонские города Салоники, Сере, Эдеса и Верия, и в конце концов византийский император Ираклий (правил в 610–641) подчинил славянские племена.

Чтобы ослабить непокорных славян, византийские императоры насильственно переселили некоторых славян из Македонии в Малую Азию и заменили их скифами, поселившимися вдоль нижнего течения реки Струма, а также крещеными турками (вардариотами), которые были расселены в районе реки Вардар. В 7 в. волжские болгары захватили низовья Дуная. Укрепив свои позиции, болгарские вожди двинулись дальше на юг. К концу 9 в. они создали царство, включавшее в себя фактически всю Македонию, за исключением Салоник. Чтобы препятствовать болгарской угрозе, Византия поселила в Западной Фракии армян. Тем не менее в течение целого столетия славяне Македонии оставались под властью болгар.

Македонские города были одними из первых городских общин Средиземноморья, принявшими христианство, в этом районе миссионерской деятельностью занимался апостол Павел. К 4 в. Македония была почти полностью крещена. Однако славянские нашествия возрождали на захваченных территориях язычество; исключение составляли города, находившиеся под властью Византии.

Западная церковь приступила к проповеди Евангелия среди славянских язычников в 7 в., христианизация продолжалась Константинопольским патриархатом в 8 в. Тем не менее к середине 9 в. были крещены только славяне южной части Македонии. Обращение в христианство северной Македонии произошло после ее захвата болгарами.

После принятия христианства (865) болгарский царь Борис и его сын Симеон пригласили монахов Климента и Наума в Македонию, чтобы наставлять местное население в христианской вере. Климент и Наум были учениками Кирилла и Мефодия, апостолов славян. Они перевели христианскую Библию на диалект славян Южной Македонии. Македонское архиепископство в Охриде стало религиозным центром, из которого письменность на кириллице и православная вера распространялись по всей Сербии, Болгарии и Киевской Руси.

В этот период возникла оппозиция вновь созданным церквам, появившимся в Македонии. С 10 в. здесь распространяется дуалистическое религиозное движение богомильства («церковь Дреговицкая»).

Первое Болгарское царство рухнуло под ударами мятежников в северо-западной части Болгарии (восстание вспыхнуло под руководством богомилов в Македонии), а также армий киевского князя Святослава и византийского императора Иоанна I Цимисхия. В западной части Болгарии возникло новое, Западно-Болгарское царство (976–1018), царем стал Самуил, который сделал своей столицей Охриду и повысил ранг македонского архиепископата до уровня патриархата. Однако в 1014 византийский император Василий II разбил армию Самуила. Через несколько лет Византия полностью овладела Македонией.

После восстановления византийского правления и неудачных восстаний македонских славян в 1040–1041 и 1072–1073 (и отчасти успешных восстаний других балканских славян) многие богомилы бежали на север в Рашку, а оттуда – в Боснию. Во время 4-го Крестового похода (1204–1205) Южная Македония и Салоники перешли во владение Бонифация Монферратского; Северная Македония была оккупирована новым болгарским или влахо-болгарским, государством, созданным в 1185 после успешного восстания против Византии. Однако во второй половине 13 в. Македония снова попала под власть Византии.

К концу 13 в. князья династии Неманичи из Рашки (Сербии) распространили свою власть на северную и северо-западную Македонию. В начале 14 в. каталонские солдаты (нанятые Византией для войн в Малой Азии против турок и во Фракии против болгар) перешли границу и стали грабить южную Македонию. В годы правления Стефана Душана Неманя (1331–1355) Эпир, Фессалия и вся Македония, за исключением Салоник, вошли в состав Сербии. В 1346 Скопье стал столицей нового царства – сербо-греческого, а Стефан Душан был провозглашен «царем сербов и греков».

После смерти Душана Македония была разделена между десятью сербскими землевладельцами, самыми могущественными из которых были представители рода Мрнявчевичей. Юго-Восточная Македония перешла под власть Йована Углеши Мрнявчевича, а район Призрен-Скопье-Прилеп находился под властью его брата Вукашина. Однако в 1371 Вукашин и Углеша погибли в битве при Черномене на р. Марица. Победившие их турки затем оккупировали большую часть Македонии. Сын Вукашина, королевич Марко, любимый герой сербских, македонских и западно-болгарских эпических поэм, стал турецким вассалом. К 1394 вся Македония, за исключением некоторых южных ее частей, оказалась в руках турок.

В 14 в. Македония стала центром яркого стиля в искусстве, переходного между византийской и итальянской живописью эпохи Возрождения. Монастыри на г. Афон (п-ов Халкидики) в это время были признанными центрами образования, а расположенному здесь Хиландарскому монастырю, где обучались в основном южные славяне, приносили крупные пожертвования сербские цари, князья и княгини.

В результате османской оккупации Македонии часть христианского населения была уничтожена. Многие феодалы бежали на запад и север, часть из них пошла на компромисс с османской властью, а некоторые приняли ислам. Число турок и мусульман в Македонии, по всей вероятности, было незначительным до 15–16 вв., когда турки-кочевники из Анатолии, называвшиеся юрюками, были переселены османским правительством в сельские районы области. Вторая волна исламизации прекратилась во второй половине 17 в., во время и после Кандийской (венециано-турецкой) войны (1645–1669) и войны Священной лиги (1683–1699). Обращение в ислам происходило в то время в нескольких районах. В восточной Македонии и Болгарии обращенным в ислам в этот период дали название помаков (помощников), так как они служили в Османской империи в местных полицейских силах либо во вспомогательных войсках. В 19 в. османское правительство поселило в ряде мест Македонии мусульман-черкесов. Кроме того, после освобождения Сербии, Боснии и Герцеговины и Болгарии от турецкого гнета многие мусульманские эмигранты покинули эти территории и поселились в Македонии.

В 1560-х годах, в последние годы правления Сулеймана Великолепного, в Македонии началось восстание против османского ига. Еще более значительные по масштабам восстания вспыхивали во время австро-турецких войн (1593–1606, 1683–1699).

В 1689 армии Габсбургов заняли Скопье. В округах Кратово и Злетово на северо-востоке Македонии откупщики традиционно использовали принудительный труд для разработки месторождений природных ископаемых; крестьяне, чтобы избежать такой работы, уходили в горы. Когда армии Габсбургов пришли в этот район, один из рудокопов, Карпош, возглавил восстание против турок (1689). В 1690, после ухода австрийцев, восстание было подавлено турками, Карпош убит, а многие македонцы проданы в рабство. Другая часть македонцев бежала в Воеводину, находившуюся под австрийским правлением.

Рост мятежей был связан отчасти с распространением во второй половине 16 в. системы «чифтлик» (турецк. «парная упряжка волов»). Эта система характеризовалась появлением класса новых землевладельцев, которым крестьяне были вынуждены отдавать часть своей продукции. Когда в 16 в. выросли города и возник обширный рынок сельскохозяйственной продукции, многие землевладельцы и солдаты стремились расширить свои земельные владения. В периоды хаоса они прибегали к насилию, чтобы достигнуть своих целей. Когда во второй половине 17 в. городская экономика Османской империи начала испытывать кризис, зажиточные османские ремесленники и купцы стремились приобрести земельную собственность.

Однако по мере упадка городской экономики землевладельцы чифтлик и другие владельцы собственности столкнулись с проблемой рынка для своих товаров. Стало очевидно, что внутренний рынок не в состоянии поглотить большие излишки сельскохозяйственных продуктов. Однако рост населения и промышленности в Западной Европе в 18 в. увеличил спрос на зерновые культуры, хлопок и другое сырье и сельскохозяйственные продукты. Таким образом, землевладельцы чифтлик изначально не помогали развиваться классу сельских торговцев на Балканах, ибо их продукция шла в Западную, Центральную и Северную Европу. Одним из основных районов Балкан, в котором возник класс торговцев, стала Македония. Этими торговцами в основном были греки и влахи, но также и славяне.

Состоятельные купцы из Македонии часто становились могущественными губернаторами (например, Али Паша из Янины) или влиятельными местными аристократами (Исмаил Бей из Сере). Однако некоторые купцы проявляли большие симпатии к идеям французской революции и к движению за независимость, которым руководил Карагеоргий П

о трович из Сербии; фактически многие македонские влахи являлись активными сторонниками сербского движения за независимость. В 1807 и 1808 в Македонии и соседних районах произошло несколько восстаний, руководимых лидерами партизан, которые хотели объединиться с войсками Карагеоргия. Подобную же симпатию они проявляли к борьбе за независимость Греции в 1821

где находилась древняя македония, древняя македония

Герб Столица Эгес, потом Пелла Язык(и) древнемакедонский Денежная единица Тетрадрахма Форма правления Олигархия Преемственность ← Греческие Тёмные века
Македония (римская провинция) →
У этого термина существуют и другие значения, см. Македония. Об исторической области Македония на территории современной Греции см. Македония (Греция). О современном государстве см. Республика Македония. См. также: Македония (область)

Дре́вняя Македо́ния (греч. Μακεδονία) - античное греческое государство на Балканском полуострове со столицей в Эгесе, на западе граничившее с государством Эпир, на востоке - с Фракией, на юге - с Фессалией. Отсюда Александр Македонский начал поход на Персию. «Греческое» или «эллинское» происхождение древних македонян оспаривается в одностороннем порядке современным государством Республика Македония, население которого состоит на сегодняшний день из 65 % славян, 25 % албанцев, 5 % турок, 2 % цыган, 3 % других национальностей. Что касается древних македонян, то они, бесспорно, родственны древним грекам.

Геродот указывал на дорийское происхождение древних македонян: «После изгнания из Гистиеотиды кадмейцами дорийцы поселились у Пинда и назывались теперь македнами. Отсюда это племя снова переселилось в Дриопиду, а оттуда прежде всего в Пелопоннес, где и приняло имя дорийцев». Геродот, 1.56.
«А то, что эти македонские цари, потомки Пердикки, - действительно эллины, утверждают не только они сами, но и я убежден в этом. Кроме того, и судьи Олимпийских состязаний признали это. Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение». Геродот, 5.22.

  • 1 Возникновение Македонии
  • 2 Раннее царство
  • 3 Становление Македонии
  • 4 Македонская империя
  • 5 Закат царства
  • 6 Язык
  • 7 Эллинское происхождение
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

Возникновение Македонии

В доисторический период Македония была территорией, через которую в Европу из Малой Азии проникали носители неолитических культур (подробнее см. Доисторическая Греция). конце бронзового века в Македонию с севера вторгаются различные индоевропейские племена, часть которых направляется далее в Малую Азию, а часть - в Грецию.

Слово «Македония» происходит от греческого «μακεδνός (makednós)», что означает «высокий».

Первое Македонское государство было основано в VIII веке до н. э. или начале VII века до н. э. греческой династией Аргеадов, переселенцев из южного греческого города Аргоса (отсюда и название - Аргеады). Первый царь Македонии - Пердикка I (по др. - Каран).

Раннее царство

Унаследовавшая, как считалось, земли мифического царства Мидаса, Македония, возглавляемая династией Аргеадов, оформилась в самостоятельное государство при царе Александре в начале V века до н. э.. Именно при нём начинают чеканить царскую монету, при нём Македония, существовавшая долгое время в изоляции, вступила в контакт с Элладой, при нём территория страны значительно расширилась. Основателем царствующей династии, по Геродоту, считается Пердикка I, выходец из Аргоса, расположенного в восточной части Пелопоннеса. По свидетельству античных историков, македонские племена, жившие в бассейне реки Галиакмон (греч. Αλιάκμων или Αλιάκμονας) и прилегающих плоскогорьях, в VIII веке до н. э. начали своё движение на восток к побережью Эгейского моря и на север к реке Стримон (греч. Στρυμών или Στρυμόνας). начале V века Македония и прилегающие к ней земли были покорены персидским царём Дарием I, который помог македонскому царю укрепить и расширить власть. После поражения персов экспансия Македонского государства продолжалась, и преемник Александра, Пердикка II, почувствовал себя достаточно сильным для того, чтобы вступить в войну с Афинами (420-е г. до н. э.). Во время Пелопонесской войны Пердикка II использовал войска Спарты для подавления сепаратизма горных племён. Преемник Пердикки Архелай строил крепости, проводил дороги, создал регулярную армию. При нём значительно возросло культурное влияние Эллады в Македонии, знаменитый Еврипид жил при дворе царя и даже занимал официальную должность. конце V века до н. э. Македония устанавливает власть в прилегающих греческих городах, Пидне и Лариссе. Границы Македонского царства пролегают примерно по реке Галиакмон на юге, разделяющей Македонию и Фессалию (область Эллады),Эгейского моря и до реки Стримон на востоке, отделяющей от Фракии. Пиндский хребет на западе отделяет Македонию от Эпира и Иллирии, в верхнем течении Аксий (Вардар или Axios в совр. Греции) служит границей на севере. Вскоре после убийства Архелая (399 г. до н. э.) из-за неблагоприятных внешних факторов и внутренних смут Македонское царство ослабло. Цари в результате ожесточённой борьбы за престол сменялись быстро. К середине IV века до н. э. страна оказалась на грани развала.

Становление Македонии

Филипп II Македонский

В 1-й половине IV в. до н. э. страна раздиралась междоусобной борьбой и появилась реальная угроза захвата страны фракийскими и иллирийскими племенами. Именно внешняя угроза позволила Филиппу II сконцентрировать вооружённые силы, отразить внешний напор и принудить к подчинению македонские кланы. Дальновидная, стратегически выверенная политика Филиппа укрепила государство и предопределила экспансию Македонского царства на территорию Эллады, к тому времени ослабленную нескончаемыми раздорами.

Македонское царство и зависимые государства в 336 до н. э.

При царе Филиппе II (359 -336 г. до н. э.) территория Македонии расширилась и включила в себя богатый золотыми рудниками Пангей, Халкидику, все греческие города-полисы на фракийском побережье Эгейского моря, земли фракийцев на востоке, иллирийцев на западе и пеонов на севере. Эпир и Фессалия стали вассальными государствами Македонии. После битвы при Херонее вся материковая Эллада, исключая Спарту, признала зависимость от македонского царя. своём отношении к Филиппу II греки раскололись: одни (Демосфен) рассматривали его как агрессора, душителя свободы Эллады, другие (Исократ) приветствовали как лидера, способного сплотить раздробленную Элладу.

Поход Александра Македонского в Азию 336-323 гг. до н. э.

В этот период Македония находилась под сильнейшим культурным влиянием древнегреческих государств, сохраняя при этом древнюю самобытность. К примеру, архитектура дворцов в Пелле ближе к крито-микенскому стилю, нежели к классическому, хотя следует заметить, что в силу политического уклада эллины предпочитали строить храмы вместо дворцов. Отличался также семейный уклад, полигамия допускалась, и у Филиппа II помимо Олимпиады, матери Александра, было ещё несколько жён, хотя все они обладали разным статусом. Македоняне той эпохи казались утонченным грекам грубыми и невежественными, нравами схожими с варварами. Религия македонян, хотя и имела фракийское влияние, не отличалась от религии остальных греков. Македоняне поклонялись богам Олимпа. Закончив приготовления к походу во владения Персии, Филипп II не успел осуществить задуманное. Он был убит, как и предыдущие македонские цари, но оставил сильную регулярную армию и крепкое государство.

Македонская империя

Раздел державы Александра Великого после битвы при Ипсе (301 до н. э.)

Сын Филиппа Александр III (Великий) (356 - 323 до н. э.) за время своего правления сумел расширить границы Македонского царства, включив в его состав не только греческие полисы, но и всю Персидскую империю, Древний Египет и частично Индию, и тем самым создав империю. Впрочем, вряд ли будет уместно называть космополитическую империю Александра Македонского царством, ведь после смерти самого завоевателя она просуществовала недолго, разделенная между его военачальниками - диадохами. Македония и Греция отошли одному военачальнику по имени Антигон, основавшему династию Антигонидов.

Александр активно пользовался культурным наследием завоеванных держав, но при этом знакомил покоренные народы с культурой Греции и поощрял изучение греческих наук. И хотя новообразованная империя распалась вскоре после смерти Александра, её наследие сохранилось и позволило покоренным народам вступить в эпоху эллинизма. Население эллинистических стран Азии даже во II в. н. э. составляло более четверти населения Земли. Греческое койне более тысячелетия было языком международного общения большинства стран мира.

В 330 году до н. э. полководец Александра Македонского Зопирнион совершил поход в Скифию, в результате которого его тридцатитысячное войско было разгромлено. Царь Македонии и Эпира в 279 году до н. э. уничтожил армию латинян, не снискав славы. Относительная малочисленность македонцев не позволила удержать имперские замашки римской республики, Персей Македонский не оказал ожидаемого сопротивления захватчикам. Дорога к захвату Ахайи была открыта.

Закат царства

В 215 до н. э. Македония вступила в первую из трёх войн против Рима: результатом проигранных второй (197 до н. э.) и третьей (168 до н. э.) стало свержение правящей династии и объявление Македонии римской провинцией в 146 до н. э.

Древняя Македония и соседние территории - Иллирия, Мёзия, Фракия и Дакия в римские времена - карта из атласа Alexander G. Findlay. Classical Atlas to Illustrate Ancient Geography, New York, 1849.

Во время великого переселения народов на Македонию беспрестанно совершали набеги готы и авары; в VI-VII веках н. э. славянские племена основали там свои первые поселения.

После падения Константинополя в ходе четвёртого крестового похода (1204), латиняне и болгары развязали войну за право владеть Македонией; в итоге страна была поглощена Никейской империей в 1234.

Язык

Основная статья: Древнемакедонский язык

Язык македонян, бывший в употреблении до начала V века до н. э. и сохранявшийся в некоторых областях ещё в течение нескольких веков нашей эры, дошёл до нас менее чем в сотне коротких записей, сделанных Гесихием Александрийским в V веке. Этот язык был довольно близок греческому, являясь его диалектом. Древнемакедонский язык испытывал влияние дорического греческого, а с началом бурного культурного развития и тесного взаимодействия с другими государствами Эллады разница в языках начала сокращаться. Вследствие крайне скудного лингвистического материала, появилось множество точек зрения на происхождение древнемакедонского языка. Чаще всего его рассматривают как:

  • диалект греческого языка с элементами иллирийского;
  • диалект греческого языка с элементами иллирийского и фракийского;
  • диалект греческого языка с элементами языка не индо-европейской группы;
  • диалект иллирийского языка с элементами греческого;
  • самостоятельный индо-европейский язык, родственный греческому, фракийскому и фригийскому.

Эллинское происхождение

Основная статья: Эллинское происхождение древних македонян

Учёные, дискутирующие о том, являлась ли Древняя Македония эллинистическим государством или нет, ссылаются как на свидетельства античных авторов, так и на лингвистический материал. Накопленный лингвистический и исторический материал позволяет отнести македонян к греческой ветви народов.

См. также

  • Македонские цари
  • Македонская империя

Примечания

  1. Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon, μα^κεδνός

Литература

  • Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Филиппова история»
  • Хэммонд Н.-Дж.-Л. Иллирия, Эпир и Македония. - книге: Кембриджская история древнего мира. Т. 3, ч. 3: Расширение греческого мира. (глава о ранней Македонии и смежных областях) - М.: Ладомир, 2007. - ISBN 978-5-86218-467-9
  • Шофман А. С. История античной Македонии. 2-х частях. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1960-1963.
  • Кузьмин Ю. Н. Внутренняя и внешняя политика Македонского царства (270-230-е годы до н. э.): Авт. дисс… к.и.н. - Саратов, 2003.
  • Буров А. С. Вооружённые силы и военная политика Македонии (70-20-е гг. III века до н. э.): Авт. дисс… к.и.н. - М., 1996.
  • А. Б. Ранович. Эллинизм и его историческая роль. - М.: Издательство АН СССР, 1950. - 264 с.
  • Талах В. Н. Всё, что ни пожелает царь Деметрий / Под ред. В. Н. Талаха, С. А. Куприенко. - К.: Видавець Купрієнко С. А., 2013. - 229 с. - ISBN 978-617-7085-01-9.
  • Selian E. The Mystery of the Name "Macedon". American Chronicle, June 2009

Ссылки

  • Македония (англ.)
  • История Македонии (англ.)
  • Греции Македония (англ.)
  • Музей Македония (англ.)
  • Царские гробницы в древних Эгах - проекте Реконструкция «Нового Геродота»

где находилась древняя македония, древняя македония

Древняя Македония Информацию О

Возникновение Македонии

В доисторический период Македония была территорией, через которую в Европу из Малой Азии проникали носители неолитических культур (подробнее см. Доисторическая Греция). В конце бронзового века в Македонию с севера вторгаются различные индоевропейские племена, часть которых направляется далее в Малую Азию, а часть - в Грецию.

Первое Македонское государство было основано в VIII веке до н. э. или начале VII века до н. э. греческой династией Аргеадов , переселенцев из южного греческого города Аргоса (отсюда и название - Аргеады). Первый царь Македонии - Пердикка I .

Раннее царство

Унаследовавшая, как считалось, земли мифического царства Мидаса , Македония, возглавляемая династией Аргеадов , оформилась в самостоятельное государство при царе Александре I в начале V века до н. э. . Именно при нём начинают чеканить царскую монету, при нём Македония, существовавшая долгое время в изоляции, вступила в контакт с Элладой, при нём территория страны значительно расширилась. Основателем царствующей династии по Геродоту считается Пердикка I , выходец из Аргоса, расположенного в восточной части Пелопоннеса. По свидетельству античных историков македонские племена, жившие в бассейне реки Галиакмон (греч. Αλιάκμων или Αλιάκμονας) и прилегающих плоскогорьях, в VIII веке до н. э. начали своё движение на восток к побережью Эгейского моря и север к реке Стримон (греч. Στρυμών или Στρυμόνας). В начале V века Македония и прилегающие к ней земли были покорены персидским царём Дарием I , который помог македонскому царю укрепить и расширить власть.

В 330 году до н. э. полководец Александра Македонского Зопирион совершил поход в Скифию, в результате которого его тридцатитысячное войско было разгромлено.

Закат царства

Во время великого переселения народов на Македонию беспрестанно совершали набеги готы и авары ; в -VII веках н. э. славянские племена основали там свои первые поселения.

Язык

Язык македонян, бывший в употреблении до начала V века до н. э. и сохранявшийся в некоторых областях ещё в течение нескольких веков нашей эры, дошёл до нас менее чем в сотне коротких записей, сделанных Гесихием Александрийским в V веке. Этот язык был довольно близок греческому , являясь его диалектом. Древнемакедонский язык испытывал влияние дорического греческого, а с началом бурного культурного развития и тесного взаимодействия с другими государствами Эллады разница в языках начала сокращаться. Вследствие крайне скудного лингвистического материала, появилось множество точек зрения на происхождение древнемакедонского языка. Чаще всего его рассматривают как:

  • диалект греческого языка с элементами иллирийского;
  • диалект греческого языка с элементами иллирийского и фракийского;
  • диалект греческого языка с элементами языка не индо-европейской группы ;
  • диалект иллирийского языка с элементами греческого;
  • самостоятельный индо-европейский язык, родственный греческому, фракийскому и фригийскому.

Эллинское происхождение

Основная статья: Эллинское происхождение древних македонцев

Учёные, дискутирующие о том, являлась ли Древняя Македония эллинистическим государством или нет, ссылаются как на свидетельства античных авторов, так и на лингвистический материал. Накопленный лингвистический и исторический материал позволяет отнести македонян к греческой ветви народов.

См. также

Примечания

Литература

  • "Эпитома сочинения Помпея Трога «Филиппова история» М. Ю. Юстин
  • Хэммонд Н.-Дж.-Л. Иллирия, Эпир и Македония. - В книге : Кембриджская история древнего мира . Т. 3, ч. 3: Расширение греческого мира. Москва, 2007. (глава о ранней Македонии и смежных областях). ISBN 978-5-86218-467-9
  • Шофман А. С. История античной Македонии. В 2-х частях. Казань, 1960-1963.
  • Кузьмин Ю. Н. 2003: Внутренняя и внешняя политика Македонского царства (270-230-е годы до н. э.) : Авт. дисс… к.и.н. Саратов.
  • Буров А. С. 1996: Вооруженные силы и военная политика Македонии (70-20-е гг. III века до н. э.) : Авт. дисс… к.и.н. М.
  • А. Б. Ранович Эллинизм и его историческая роль . - Москва: Издательство АН СССР, 1950. - 264 с.
  • Талах В. Н. Все, что не пожелает царь Деметрий . - Киев: Blok.NOT, 2012. - 232 с.

Ссылки

  • Македония (англ.)
  • История Македонии (англ.)
  • Греции Македония (англ.)
  • Музей Македония (англ.)
  • Царские гробницы в древних Эгах - В проекте Реконструкция «Нового Геродота»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Древняя Македония" в других словарях:

    Древняя, государство 5 2 вв. до н. э. на Балканском п ове. Царь Филипп II к сер. 4 в. завершил объединение территории собственно Македонии, с 359 по 338 присоединил Фокиду, Фессалию, Халкидику, Фракию и др., в зависимость от Македонии попала… … Энциклопедический словарь

Македония расположена на севере Греции, на Балканском полуострове. Племена, населявшие Македонию не были греками, они были фракийцами. Они разговаривали на македонском языке, однако их язык испытал на себе сильное влияние соседнего греческого языка.
Возвышение Македонии началось в IV в. до н.э. при царе Филиппе II (359-336 гг. до н.э.).Он стремился создать сильное государство и стать властелином мира. Осуществив важные административные и военные реформы, он укрепил царскую власть и создал большую боеспособную армию. Македонская кавалерия формировалась из аристократов, а пехота - из крестьян. Знаменитая македонская фаланга строилась по греческому образу.
Превратив Македонию в сильное средиземноморское государство, Филипп II начал завоевывать греческие полисы. Однако на пути дальнейшего продвижения Македонии в глубь Греции встали Афины. Особо яростное сопротивление завоевательским намерениям македонского царя оказал афинский демос, во главе которого стоял знаменитый оратор Демосфен. В гневных речах - Филиппинах, произнесенных на Народном собрании, он выступал против захватнических планов македонского царя, призывал греков объединится вокруг Афин против нависшей угрозы завоевания.
"Защищаясь, мы должны готовиться к войне. Если даже другие эллины согласятся надеть ярмо рабства, мы будем сражаться за свободу", - заявил Демосфен.
Решающее сражение произошло в 338 г. до н.э. у города Херонея. Демосфен, как простой гоплит, сражался с врагами в первых рядах. Ожесточенная схватка продолжалась долго. В начале афиняне стали теснить войско Филиппа П. Однако хорошо вооруженная и дисциплинированная македонская армия оказалась сильнее. После поражения под Херонеей вся Греция оказалась под властью Македонии, все греческие государства потеряли свою независимость.
Подчинив себе Грецию, Филипп II начал готовиться к походу против Персидской державы. Однако в период подготовки к походу Филипп II был неожиданно убит, по утверждению современников, не без участия персов. На македонский престол взошел 21-летний сын Филиппа П Александр (356-323 гг.до н.э.). Царь Филипп II пригласил Аристотеля воспитателем для 13-летнего своего сына Александра. В течение нескольких лет он ознакомил Александра с основными отраслями науки, необходимых для будущего правителя. Аристотель участвовал в первых походах Александра, давал ему лучшие советы и рекомендации.
В 334 году до н.э. македоногреческие войска под предводительством Александра вторглись в пределы Малой Азии. Среди персов не было единства. Центральная власть было слабой. Местное население было недовольно персидскими властями, поэтому они встречали македонцев как освободителей от персидского ига.
Первое настоящее сражение между войсками Атександра и персидской армией произошло в 334 году до н.э. на берегу реки Гранин. Персидские войска потерпели полное поражение.
В 332 г. до н.э. Александр предпринял поход в Египет, находящийся под властью персидского царя. Александр завоевал Египет без особых трудностей, т.к. по пути были разгромлены основные отряды персидских войск.
Из Египта Александр двинулся в районы Двуречья. Персидский царь Дарий III собрал со всей территории своей огромной державы многочисленное войско. Войска противников сошлись у местечка Гав-гамела на берегу Тигра. Персидское войско потерпела сокрушительное поражение.
Победители захватили все крупные персидские города, оказавших сопротивление они жестоко наказывали. Например, после взятия города Тира он приказал истребить 8 тысяч жителей, а 30 тысяч было продано в рабство. Чтобы окончательно уничтожить всякое упоминание о Персидской державе, он разграбил и сравнял с землей родовую столицу персидских царей Персополь.
Покорив Египет, Месопотамию, Малую Азию и Персию, Александр направился в Среднюю Азию, захватил Бактрию и Согдиану. Затем повел свое войско в Индию. Однако обессиленное многочисленными военными походами, македонское войско отказалась от дальнейшего продолжения похода и потребовало возвращения домой. В 324 году до н.э. с остатками непобедимой армии великий полководец вернулся в Двуречье.
В 323 году до н.э. Александр внезапно заболел и через две недели скончался на тридцать третьем году жизни.
Едва похоронив своего повелителя, его полководцы бросились делить между собой его великую империю. Держава распалась на отдельные царства, самыми известными из которых были Сирийское, Египетское и Македонское.

, » остров Пелопса » ,так называется самый южный полуостров Эпира и всей Европы.

Там в состязаниях на колесницах он победил царя Эномая и в награду за это получил его дочь Гипподамию и трон.

Пелопс был могучим и мудрым царём и вскоре завладели всеми землями до самого Истма, которые стали называть его именем, хотя ранее, согласно Гомеру, они назывались Апия, Пеласгия, и Ахейский Аргос.

Поскольку Пелопс, без сомнения, являлся самым знаменитым мифологическим героем Пелопонесса, именно с его именем связанно возникновение Олимпийских Игр.

Все сыновья Пелопса и Гипподамии стали правителями в соседних полисах, так Атрй основал династию Атридов в Микенах, а имена остальных сыновей послужили названиям соответствующих городов на Пелопоннесе: Коринф, Тризин, Аргос.

Со времён первых поселений и по сегодняшний день, был и остаётся жизненно важным регионом Греции.

Соединённый с материком узким перешейком длиной в 5 км. он одновременно отделён от него двумя заливами. Сароническим и Коринфийским.

Однако всегда оставался важнейшим центром, где зарождалась, развивалась и сохранялась на протяжении веков подлинная и многообразная греческая культура. Полуостров площадью 21439 кв. км. своими очертаниями напоминает «платановый лист. брошенный в море» , именно поэтому в средние века, полуостров назывался Мореас (лист платана) .

На этой земле ахейцами-греками в послеэлладский период будет заложен самый крупный центр великой культуры, «златообильные микены» , как их называл Гомер.

Древняя Македония

Название Македония происходит от двух слов - «μακ» и «δων» - что означает «высокая земля» или, что более прозаично, - горная местность. Именно отдаленные горные районы страны, то есть историческая Верхняя Македония, и была родиной македонян.

Согласно древней традиции, Македония унаследовала земли легендарного царя Мидаса. Основателем правящей династии Геродот называет Пердикку І. Этот царь был выходцем из Аргоса - одного из древнейших европейских городов, находящегося в восточной части Пелопоннеса. Предками македонян считаются дорийцы. В том, что македонские цари имели эллинское происхождение Геродот не сомневался. То же самое после некоторого разбирательства было признано и судьями Олимпийских игр. Его необходимость возникла, когда македонский царь Александр (V в. до н.э.) пожелал лично участвовать в соревнованиях. Установленный же порядок не допускал к участию никого, кроме эллинов. Александр доказал, что он аргосец, сумев убедить в этом судей.
Именно к его правлению царя Александра относится оформление Македонии в единое государство и начало ее активных отношений с Грецией.

По другой версии, более мифологизированн ой, основателем Македонии считается брат аргосского царя Каран, при этом временем рождения царства называется XI в. до н. э. Являясь прямым потомком божественного Геракла в одиннадцатом колене, Коран вместе с тем считался предком последнего фактического и наиболее прославленного македонского царя - Александра III Великого - в семнадцатом колене. Каран ушел с Пелопонесса на север в поисках места для поселения и, ступив в Иматию, взял себе в проводники козье стадо. Животные искали убежища от непогоды, и хитроумный аргосец последовал за ними. Именно благодаря непогоде Карану удалось овладеть городом Эдессой - густой туман и дождь помешали местным жителям узнать заранее о приближении захватчика. Эдесса, вскоре переименованная Караном в Эги (то есть «козий город»), стала центром его правления. Новому правителю, с тех пор всегда державшему в походах коз впереди знамен, удача улыбалась и дальше. Ему удалось вытеснить других мелких царей с македонских земель. Став первым самодержавным правителем в этих краях, Каран объединил жившие вокруг племена, и Македония стала единым целым.

Древняя литературная традиция насчитывает более тридцати известных античных историков, упоминающих в своих трудах о Македонии. Естественно, греческие авторы писали историю Эллады, а не ее северного соседа, упоминая о Македонском царстве только там, где это имело связь с событиями, происходившими в жизни греческих земель. До V в. до н.э., и в особенности до времени Филиппа ІІ, значимой роли в международных отношениях Македония не играла. Ее внутренняя жизнь не занимает сколько-нибудь важного места в работах греческих авторов. Начиная со времени Филиппа рассказы о Македонии сосредоточены на стремлении молодого мощного государства к расширению своих границ.

До нас дошло очень мало сведений о жизни македонского народа до этого периода. Античные историки акцентировали свое внимание на политических и военных делах, которые служат фундаментом в истории отношений между Македонским царством и Элладой. Долгое время в эллинских интересах Македония не занимала существенного положения. Это объясняет тот прискорбный факт, почему исторических документов, повествующих о Древней Македонии практически нет.

Первое упоминание о македонских землях мы находим в эпосе Гомера. Великий певец говорит о северных Балканах, в основном о Фракии. В «Илиаде» и «Одиссее» ним воспет широкая и быстротечная река Аксиос, гора Атос (более знакомая нам под названием Афон), город Амидон и другие. В описанных Гомером событиях Троянской войны, датировку которой большинство исследователей относят к рубежу XIII-XII вв. до н. э., участию фракийцев, участвовавших в войне на стороне Трои, уделено немало внимания. В «Илиаде» имеется несколько мест, из которых можно почерпнуть информацию о климате и животном мире Фракии, однако ни сама Македония, ни ее жители Гомеру не были знакомы. Только Гесиод, первый исторически достоверный древнегреческий поэт, живший в VIII в. до н.э., употребляет имя Македон , считая его производным от самоназвания македонян.

Геродот, работая над своим многотомным трудом о греко-персидских войнах, собирал материал везде, где это только было возможно. Немалую пользу он извлек из произведений своего учителя Гекатея. Отдав долг еще не оформленной тогда в самостоятельную науку географии, Гекатей записал ряд сведений о македонской земле, через которую войска персов вошли в Элладу. Из трудов Гекатея Геродот позаимствовал данные о природных богатствах Македонии, ее горах с залежами руды, диких лесах и их диких обитателях. Но, описывая территорию, «отец истории» все же не проводит границ между македонскими и фракийскими племенами.

Но вот наступил IV в. до н.э., и древнегреческие сочинения перешагнули черту разрозненных повествований, вступив в область непосредственно науки. Это событие связано, прежде всего, с именем Аристотеля. Ученый-энциклопе дист посвятил не один свиток описанию особенностей македонского растительного и животного мира, свойствам и качествам ее природных ископаемых, использованию ресурсов в хозяйстве. Работу, начатую Аристотелем продолжил его ученик и будущий «отец ботаники» Феофраст. Флору Македонии и Аристотель и Феофраст знали по собственным наблюдениям.

Также некоторые сведения о Древней Македонии оставили Псевдоскимн, Страбон, а также римляне Помпоний, Плиний и Клавдий Птолемей.

Вся история Македонии наполнена династической и межплеменной борьбой, а также непрерывными конфликтами с соседями - фракийцами и иллирийцами, что являлось серьезной помехой созданию прочного государства. Однако перед угрозой военного вторжения племена нередко объединялись, забывая о своей вражде.

Примечателен тот факт, что до воцарения Филиппа II Македонское царство не имело собственного войска. Описывая положение дел того времени, Александр обращается к армии со словами: «Отец мой Филипп застал вас бедными пастухами, одетыми в овчину и стерегущими свои стада от фракийцев и иллирийцев. Вместо овчины он одел вас в воинские доспехи, расселил по городам, дал вам законы, из рабов сделал вас господами».

Таким образом, картина жизни обитателей этого региона не выглядит слишком пестрой. Основным занятием было земледелие и скотоводство. Македоняне выращивали многие сельскохозяйстве нные культуры, разводили коз и овец, активно развивались ремесла. Время от времени наскучившее однообразие македоняне разбавляли набегами друг на друга.

Особого упоминания заслуживает ювелирное дело, в котором местные мастера приблизились к уровню подлинного искусства. Лучшие образцы золотых украшений, доспехов и оружия сегодня можно увидеть в музеях Вергины (бывших Эг), Пеллы и Салоников. В орнаментах македонская культура ближе всего к крито-микенской - те же изображения растительности и животных, часто даже не стилизованных.

По форме организации и особенностям правления уклад македонян был ближе всего к спартанскому. Строгого порядка престолонаследов ания не существовало. Допускалось многоженство.

Для погребальной культуры характерны курганные захоронения.

Царь Архелай, правивший в V в. до н.э., начал обширное строительство, приглашая ко двору новой столицы Пеллы лучших греческих архитекторов. При нем также были возведены знаменитые постройки в находящемся у подножия Олимпа Дионе - святилища Зевса и Геракла. Дион без преувеличения можно назвать северной Олимпией, здесь регулярно проходили театральные и гимнастические состязания, на которые съезжалось огромное количество участников и гостей.

Символом династии Аргеадов было золотое шестнадцатилучев ое (иногда восьмилучевое) солнце на пурпурном фоне. Это солнце как национальный или же царский символ в контексте Македонии систематически начитает встречаться со времени правления Филиппа, но более всего оно было любимо Александром. Этот символ солнечной чистоты и ясности в раннем христианстве стал символом Богородицы. Сегодня шестнадцатилучев ое солнце присутствует на флаге греческой Македонии, правда фон его изменился на синий.

Давно ушедшие в Греции в историю архаические обычаи в Македонии сохранялись еще очень долгое время. Такими, например, были сакральные поединки будущих царей с дикими пещерными львами. Сегодня среди густых македонских лесов уже не встретить этого зверя. Он навсегда остался в той эпохе, где человек был в силах противопоставить свой ум, мужество, ловкость и умения необузданной животной силе. И все же восстановить облик этого реликтового обитателя македонских земель мы можем, обратившись к мозаикам того времени. Именно такого льва, а возможно и сам поединок, можно увидеть на мозаике из Пеллы, носящей современное название «Охота на льва».

В Древней Македонии были популярны многие культы, главным образом оргаистические, служа своеобразным духовным ядром для всего народа. Повышенным вниманием пользовался культ Орфея, также раз в год македоняне участвовали в празднествах в честь Гефеста (древнего доолимпийского божества огня). Отголоски этого культа сохранились в Греции до сих пор, хотя и претерпели некоторые идеологические изменения. Это анастенарии («огнехождение») , проводимые ежегодно в нескольких селениях в период с 20 по 22 мая. Особым почтением характеризуется культ Диониса. Дионис не был, как долгое время считалось, фракийским богом, попавшим в Грецию через македонские земли где-то в VIII-VII вв. до н.э. Упоминания о нем встречаются уже в микенскую эпоху, то есть он был известен эллинам еще до Троянской войны. Через несколько веков ему удалось завоевать Грецию, но все же именно Македония стала местом его триумфа. Одной из самых ревностных последовательниц дионисийского культа в Македонии была Олимпиада Эпирская - жена Филиппа II и мать Александра.

Ошибочно считать этого бога лишь покровителем плодородия и виноделия. Для древних Дионис был богом священного экстаза, вдохновения, неистовства и самого блаженного освобождения. Его царство распространялось на всю природу, в особенности на ее животворную и оплодотворяющую влагу: текущий в дереве сок, пульсирующая в венах кровь, жидкий огонь винограда, таинственные неуправляемые приливные процессы в природе - словом, все то, что приходит и уходит. Суть дионисийского экстаза тонко раскрыта одним из исследователей религий: дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила человека в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек - проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук - во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда «священное безумие Вакха», вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит - с Дионисом.

Изначально это был культ, целью приобщения к которому было освобождение от всего бренного, единение с Вселенной и доказательство бессмертия души. Однако вскоре он стал вырождаться, скатываясь в безумные оргии, пока, в конце концов, не был в Греции строго ограничен как по времени (два раза в год), так и по территории (только на Парнасе). И только особое почитание Диониса Александром вернуло его культу прежний блеск с наступлением эпохи эллинизма.

Что касается древнемакедонско го языка, то его чаще всего считают диалектом древнегреческого, причем преобладал заметный дорийский акцент. Македонские имена зачастую также имеют греческую этимологию, хотя в ряде случаев они и отличаются от чисто эллинских. Македоняне не имели собственной письменности, по причине чего известно всего лишь около 150 словоформ из языка, на котором они говорили. Ввиду близости древнемакедонско го к древнегреческому не исключен вариант происхождения двух языков от одного - т.н. палеобалканского. И хотя сегодня в Греции по политическим причинам, в первую очередь из-за конфликта с северо-западным соседом, жителейДревней Македонии безоговорочно причисляют к эллинам , греки V-IV вв. до н. э. вряд ли оценили бы подобное отождествление. В то время они показательно отчуждали себя от македонян, именуя их не иначе как варварами.

По мере расширения контактов между Македонией и Грецией среди македонской элиты укоренился дорийский диалект древнегреческого. До той поры невообразимое - то есть формирование общей, надрегиональной формы древнегреческого - случилось во второй половине IV в. до н.э. Деятельность Александра Великого не могла не коснуться области языка. Ведь именно язык служит тем связующим звеном между людьми, которое позволяет не только согласованно мыслить, но и единодушно действовать. По мере стремительного продвижения объединенных греко-македонски х войск на Восток, их новосформировавш ийся общий диалект распространился от Египта до границ Индии . Койне стал языком эллинистической эпохи и прямым предком современного греческого. Этот язык не был создан, введен или как-либо закреплен официально. Он развивался естественно, живя своей жизнью, вернее жизнью тех, для кого он стал средством повседневного общения. Койне был порождением нового мира, в котором языковый барьер перестал существовать. И этот язык, на котором написаны тысячи научных трудов и художественных произведений, переводы древних религиозных текстов, а также апокрифы и канонические тексты Нового Завета, появился благодаря выходцу из Македонии.

Царство македонян просуществовало около 12 веков, достигнув вершины могущества во второй половине IV в. до н.э. В 168 г. при правлении Персея Антигонида последняя династия была свергнута, Македонское царство исчезло с карты, а его земли стали римской провинцией.

Они дадут название первому периоду в истории греческой культуры, достигшей расцвета на территории Европы-микенскому. И сегодня для нас ещё одна важная древняя история Атридов, которая неразрывно связана с землёй арголиды и походом ахейцев на Трою.

Именно с этой землёй связано возникновение мифа о величайшем герое античной мифологии Геракле, здесь он совершил свои подвиги, а после гибели микенского дворца, сюда вернулись его потомки, гераклиды, которые отождествляются с дорийцами, и именно на эти земли произойдёт так называемое «переселение» дорийцев

На этой земле родились доблестные воины, триста из которых во главе с царём Леонидом противостояли полчищам персов. Совсем не случайно, именно здесь, в 1821 году началась революция против османского господства. Это Пелопоннес!!!

    Греческая мастиха - одно из чудес природы!!!

    Отправляясь в путешествие по Греции главное - заранее познакомиться с тем, что представляет собой ценность и больше нигде не встречается. Таких достопримечательностей и полезных природных компонентов здесь много. Сегодня поговорим об ароматной греческой мастике из острова Хиос Мастиха - компонент современных спиртных напитков

    тианская Греция. По следам апостола Павла

    Пелопоннес. Колыбель Греции

    Этим названием согласно приданию он обязан имени мифического персонажа Пелопса, сына Тантала и внука Зевса. Покинув Малую Азию, свой родной город Лидию и обладая большими сокровищами, Пелопс достиг берегов Элиды и поселился в городе Писа.

    Венецианская крепость Метони

    Метони – это городок на острове Пелопоннес, в его юго-западной части. Гавань Метони находится в 10 километрах от города Пилос. Метони считается одним из самых востребованных мест отдыха туристов разных стран. Здесь весьма неплохо развита инфраструктура и есть где искупаться в море со всем возможным комфортом.

    Погребальные обряды в Греции

    С древнейших времен греки задумывались о том, что там, «за чертой». Есть ли какая-либо возможность существования человеческой души после смерти телесной? Что происходит с душой, когда она уходит в мир иной? Ответов на эти вопросы человечество не нашло по сей день. Впрочем, от некоторых предположений о существовании загробного мира в древней греческой цивилизации зависели и особенности погребения людей.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!