Древняя русь. Политический строй древней руси

Историю России обычно начинают с 862-го года, но история русского народа началась значительно раньше. Предки русских, славяне, появились в Европе еще в глубокой древности. О том, где славяне жили в доисторическую эпоху, существуют различные мнения среди ученых. За последнее время большинство из них считает, что в ту отдаленную эпоху славяне жили в юго-западной части Европейской России к югу от реки Припять. Оттуда они по рекам двинулись в разные стороны - на запад, юг и восток. В конце IV века по Р.X. восточные славяне, известные тогда под именем антов, вели борьбу с готами под предводительством своего вождя Божа. Все славяне в то время были язычниками и жили в отдельных поселках. Такой поселок, огороженный земляным валом и деревянными стенами, назывался городом. Из городов выделились: Киев, Новгород, Смоленск и Чернигов. Славяне делились на племена с различными названиями. Во главе племен стояли князья, которые решали военные и государственные вопросы. Но для решения особо важных административных, законодательных и судебных дел собирался совет всего народа (т.наз. "вече"). Князь обычно выбирался народом, и уже в те времена существовали города-республики с демократической формой правления (Новгород, Хлынов, Псков). Свою независимость эти города потеряли в XV веке, попав под власть великих князей московских. Нужно отметить, что в этот период в Средней и Западной Европе были вольные города, но они не занимали такой обширной территории, как русские города-республики. Так, например, Новгородская земля по площади была в два раза больше Франции. Главным занятием славян было сельское хозяйство. Кроме того они занимались рыболовством, охотой и пчеловодство. Избытки своего производства продавали. Славяне вели торговлю не только между собой, но и с другими народами. Основными предметами торговли было зерно, звериные шкуры, воск и мед. Полоса степей, лежавших вдоль северных берегов Черного моря, с давних времен служила "коридором", по которому шли народы из Азии в Европу. С этими народами - готами, гуннами, аварами и другими - восточным славянам приходилось вести борьбу за свое самостоятельное существование. Иногда им удавалось обеспечить свою независимость, иногда они оказывались под властью других народов. В VII веке в южной части Европейской России образовалось большое государство хазар - народа тюркского происхождения. Хазары подчинили себе часть русских племен. Но другие племена русских не подчинились хазарам и ушли на север по Днепру, на верховья Западной Двины, Волги и к берегам Балтийского моря, основывая всюду торговые города. С конца VII века можно различать две Руси - Северную - лесную и торговую, которая в VIII и IX веках окажется в сфере влияния норманнов и долго еще будет оставаться языческой, и Южную - степную, куда влияние Византии и христианства проникает довольно рано. Такое разделение будет существовать до времени Владимира Святого. Девятый век был временем большой активности скандинавов, которые совершали нападения на разные страны Европы и доходили даже до Константинополя. Скандинавы проникали и на Русь через страну Великих озер. Оттуда они искали торговых путей на восток и на юг по рекам Волге и Днепру. Русские летописи сообщают под 862 годом, что славяне, жившие на север вокруг Новгорода, постоянно враждовали между собой. Чтобы покончить с этой враждой, они будто бы решили обратиться к своим северным соседям скандинавам, которых русские называли "варягами". Как это было в действительности, установить теперь трудно. Мы знаем из истории, что викинги являлись в разные страны без приглашения. Несомненным фактом остается, что Рюрик, известный вождь варягов, пришел в эту область со своим отрядом ("дружиной"), поселился в Новгороде и стал княжить над русскими. 862 год считается годом основания Русского государства. Новгород находился в северной части водного пути (Балтийское море река Нева - Ладожское озеро - озеро Ильмень - река Днепр - Черное море), по которому шла торговля между скандинавами и византийскими греками. В то время это была важная торговая магистраль. Расширение государства на юг вдоль этого пути началось при ближайших преемниках Рюрика. Князь Олег, который управлял страной во время малолетства сына Рюрика, Игоря, завладел Киевом и перенес туда столицу нового Русского государства, или как тогда говорили, Руси.

Русь - это общее названия древнего государства славян в Восточной Европе. Создание Руси определило развитие мировой истории и сыграла решающую роль в этническом становлении славянских народов. Она являлась одним из самых больших государств древности. Имена правителей и известных личностей дошли до наших дней сквозь века. Название "Русь" - это производное от одноименного племени славян. Влияние державы распространялось на значительную часть Европы и Азии.

Культурное наследие даёт современному поколению возможность узнать основополагающие процессы становления человеческой цивилизации.

Образование

Русь - это скорее общее название земель с этнически идентичным населением. Различные источники по-разному определяли границы Руси. В западных источниках также встречалось название "Роксолания" или "Русия". К середине 5-го века начинается активное изгнание всего неславянского населения. А сами славяне постепенно переходят к оседлому образу жизни и строят первые города. Преимущественно вдоль рек. Появляется чёткое деление на племена. Кривичи, вятичи, северяне, ильмены и прочие. В 9-ом веке на север высаживаются викинги, которые организовывают свои поселения, но при этом входят в Русь. Это сыграло важную роль в дальнейшем становлении культуры в северных землях. Через некоторые время славяне уничтожают поселения норманов, и скандинавы ассимилируются. При этом некоторые их традиции были переняты местным населением.

В конце девятого века появляется множество крупных городов. От обычных поселений их отличает наличие оборонительных сооружений, в том числе и стен. Сразу выделяются несколько культурных и государственных центров, таких как: Киев, Ростов, Ярославль, Смоленск и другие. По данным историков уже тогда различные племена ощущали чёткую близость и идентичность между всем населением Руси. Однако существование нескольких центров власти мешало объединиться в единое государство. Постоянные истощали ресурсы и мешали развитию. Примерной датой объединения восточных славян в единое государство считают 862 год. Тогда несколько племён якобы пригласили варягов на княжение. В это же время проходит знаменитый поход русичей на Царьград.

Расцвет

Через двадцать лет князь Олег переносит столицу в Киев.

Он с дружиной убивает таким образом воссоединяя Русь. Это новгородские и киевские земли, которые до этого де-юре были разделены. Теперь начинается развитие государства. Устанавливаются торговые связи с Византией и несколькими племенами на Западе. В середине десятого века князь Святослав организовывает поход на и громит его. Позже его сын окончательно определяет развитие державы. В 988 году происходит крещение. С этих пор восточные славяне перенимают христианские традиции. Строятся каменные церкви и здания. Распространяется письменность. В западных источниках появляется описание государства, которое сейчас называют древняя Русь. Это общее определение всех славянских земель на востоке. Она имеет довольно тесные связи со Скандинавией.

Русь это государство славянских христиан

После крещения происходит резкий подъём в политическом смысле. Устанавливаются связи с европейскими государствами, заключаются браки между элитой. При княжении Ярослава выходит его знаменитый свод законов, своего рода конституция, "Русская правда". Укрепляются позиции и на Востоке.

Централизация власти даёт положительные результаты. Отбиваются набеги половцев и других кочевых племён. Покоряются новые земли. Развивается уникальная культура. Однако эти процессы были сильно заторможены после смерти Ярослава. Между его потомками началась череда кровопролитных междоусобиц. Бесконечные войны и набеги сильно ослабили Русь. Началось её дробление на мелкие княжества.

Распад древнерусского государства

В таком состоянии Русь подверглась ужасающему нашествию монгольского ига. Князья не имели чёткого координирования и часто отказывались помогать друг другу. Огромное монгольское войско пробиралось вглубь русских земель. Кровопролитные бои не оставляли практически никого живого. Оккупанты грабили и сжигали славянские поселения. В 1240 году пал Киев.

Было безвозвратно уничтожено множество святынь и построек.

После этого на долгие года Русь попала в зависимость от Орды. И только в под предводительством московского князя, у русские дали отпор монголо-татарам. Иван третий окончательно положил конец нашествию. Этот процесс закончился образованием Русского государства.

Политический строй древнерусского государства IX - X вв. может быть охарактеризован как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Некоторые князья, временно правившие на Руси, например новгородский князь Рюрик (вторая половина IX в.) или Олег (конец IX - начало X в.), были варягами по происхождению, захватившими власть в русских землях.
Киевский князь управлял при помощи совета из других князей и дружинников (боярская дума). Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками, емцами и пр.
С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли территорию древнерусского государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения целых территорий, входивших "в состав древнерусского государства. С развитием феодальных отношений все большая часть дружинников становилась земельными собственниками, ведшими хозяйство в своих имениях путем эксплуатации труда закабаляемых крестьян.
Города управлялись княжескими посадниками, а в наиболее крупных из них существовали должности тысяцкого и сотских, что, очевидно, соответствовало военному членению полков (очень древнему по своему происхождению).
В руках киевского князя были значительные военные силы, необходимые как для организации системы властвования над населением, так и для расширения границ государства и его защиты. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины, находившейся всегда близ князя. В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение. В войске большую роль играла конница, пригодная как для далеких переходов, так и для борьбы с конными отрядами южных кочевников. Известно, что во время походов на Балканы князь Святослав собрал 60-тысячное войско.
В древней Руси был значительный лодейный флот, действовавший на реках и на Черном море.

Внутренняя политика

Внутренняя политика древнерусского государства до XI в. известна недостаточно. В течение IX - Х вв. закончилось объединение под властью киевских князей основных восточнославянских земель, население кото-рых было обложено данью. В ряде земель киевские князья встречали значительное сопротивление местной знати, но подавляли его силой оружия.
При Владимире Святославиче (980 - 1015 гг.) в состав Киевской Руси были включены на западе Червенские города и Карпатская Русь.
Киевские князья и их дружинники собирали дань с населения. Византийский император Константин Багрянородный, оставивший подробное описание Руси, так рассказывает про организацию сбора дани. Ежегодно в ноябре князья с дружиной отправлялись из Киева в «полюдье», т. е. в объезд по славянским землям вервианов (очевидно, древлян), дреговичей, кривичей, северян и др. Кормясь там в течение целой зимы, они в апреле, когда вскрывался Днепр, возвращались в Киев с данью. Красочное описание «полюдья», закончившегося убийством жадного князя, сохранила летопись в известном рассказе о смерти Игоря в 945 г. в земле древлян.
В середине X в. вдова Игоря, княгиня Ольга (945 - 969 гг.), по словам летописи, объездила некоторые области Руси и «уставила» «уставы» и «уроки», «оброки» и «дани», т. е. установила нормы повинностей, наметив притом во время своей поездки «становища» и
«погосты» - административно-финансовые центры сбора податей. Таким образом, система сбора дани была изменена. Единицей обложения данью служили дым (крестьянский дом, очаг), рало, плуг (т. е. крестьянское земледельческое хозяйство).

Организация суда и феодальное право

Важную роль в укреплении феодального базиса играли правовые нормы. Наиболее ранними, дошедшими до нас памятниками древнерусского феодального права являются договоры киевских князей с Византийской империей (911, 944, 971 гг.), в которых имеются сведения о «законе Русском». Договоры эти содержат ряд статей о праве собственности и наследования, о пленных и «челяди», т. е. рисуют право феодализирующегося общества.
Нормы раннефеодального права отражены и в первой части Краткой редакции «Русской Правды», так называемой «Древнейшей Правде», которая, возможно, представляет собой грамоту, изданную князем Ярославом Мудрым около 1016 г. в целях упорядочения конфликтов, возникавших в дружинной среде. Эта грамота по самому своему происхождению и задачам не могла отразить многих сторон феодального строя на Руси. Круг наказуемых преступлений, упоминаемых во всех 18 статьях «Древнейшей Правды», очень ограничен: убийство, побои до крови или до синяков, удары палками, чашами, питьевыми рогами, нанесение увечий, вырывание усов и бороды, езда на чужом коне, укрывательство скрывшегося холопа, порча чужого оружия и одежды.
В «Древнейшей Правде» говорится о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как право родственников на кровную месть за убийство. Однако кровная месть уже отмирает и заменяется денежными штрафами за убийство («вирами») по приговору суда.
Из летописи известно, что князь Владимир Святославич в целях борьбы с антифеодальными преступлениями сначала ввел смертную казнь в качестве меры наказания «разбойников», а затем заменил ее денежным штрафом («вирой»).
Кроме княжеского гражданского законодательства до нас дошли памятники церковного права (уставы князей Владимира и Ярослава), определявшие долю церкви в княжеских доходах («десятина») и круг тех преступлений, которые были изъяты из княжеского суда и переданы церковному суду: семейные преступления, колдовство, богохульство (например, нанесение надписей на стенах церкви или ввод собак в церковь) и пр. Эти уставы укрепляли политические позиции церкви.

Внешняя политика Руси

Государство Русь вело борьбу с варяжскими дружинами, Византией, Хазарией и другими государствами, сталкивавшимися с Русью. Борьба с внешней опасностью была одним из факторов, способствовавших обра-зованию раннефеодального государства с центром в Киеве. Древнерусские князья и дружинники стремились также к расширению территории государства и завоеванию торговых путей.
Серьезным препятствием для развития русской торговли, имевшей большое значение для всей Северной и Центральной Европы, являлись степные кочевники и Хазарский каганат. Каганат держал в своих руках важнейшие узлы торговых магистралей: устье Дона, Керченский пролив, устье Волги. Вопреки мнению отдельных историков, считавших Ха-зарию территориально огромной державой, государство хазар занимало к X в. сравнительно небольшую территорию, ограниченную на востоке Волгой, на юге - Кума-Манычской впадиной, на северо-западе - Нижним Доном, на западе - Крымом. Пользуясь выгодами своего географического положения, хазарские правители ставили свои таможенные заставы в Тмутаракани, у устья Дона, у волго-донской переправы и в Итиле на устье Волги. Современники отмечали, что Хазария жила в значительной мере за счет торговых пошлин. Иногда хазарский каган не довольствовался высокими пошлинами и грабил русские караваны, возвращавшиеся с Каспийского моря.
На рубеже IX -X вв. началось планомерное наступление русских дружин на Хазарию. Они овладели городом Керчью и Хазарским островом (очевидно, «островом Тмутараканским», где разместились многие тысячи русов). Наступление закончилось полным разгромом Хазарии войсками Святослава в 965 г. После этого Нижний Дон с городом Белой Вежей был снова колонизован славянскими поселенцами. Город Тмутаракань на Керченском проливе с прекрасной гаванью стал форпостом Руси на Черном море и крупнейшим морским портом. Здесь образовалось русское княжество, в состав которого входили и племена Северного Кавказа - ясы и касоги, предки осетин и адыгейцев.

Походы русских войск на Восток и Византию

В конце IX и в X в. русские войска совершили ряд походов на побережье Каспийского моря и в степи Кавказа (в Абесгун, Азербайджан и пр.). В 913 - 914 гг. русские дружины заняли один из островов близ Баку, в 913 г. - город Бердаа. Этими походами прокладывались торговые пути в восточные страны.
Торговые отношения Руси с Византией нарушались постоянными военными столкновениями. Киевские князья старались укрепиться в Причерноморье и Крыму. В устьях крупнейших рек, впадающих в Черное море, находились русские города Олешье (в устье Днепра), Белгород (в устье Днестра) и др.
Византия всячески стремилась ограничить сферу влияния Руси в Причерноморье и подчинить ее себе, используя для этого как воинственных кочевников, так и христианскую церковь. Поэтому между Византией и Русью возникали военные осложнения.
В 911 г. при князе Олеге соединенные силы ряда древнерусских земель осадили столицу Византии - Царьград (Константинополь, современный Стамбул) и вынудили византийское правительство подписать договор (911 г.), выгодный для Руси в торговом отношении.
После неудачного русского похода на Византию в 941 г., при князе Игоре, византийское правительство заключило новый договор, менее выгодный для Киевской Руси (944 г.).
Большое значение для развития древнерусского государства в X в. имела деятельность киевского князя Святослава (964 - 972 гг.). Летопись дает яркую характеристику Святослава: «... Бе бо и сам храбр и легко ходя, акы пардус (барс), войны многы творяше. Ходя же, воз по себе не вожаше ни котла, ни мяс варя..., ни шатра имеявше, но подклад постйлаше, а седло в головах; а также и прочий вой его вси бяху». Византийские авторы также отдают должное своему противнику Святославу и отмечают его личную храбрость и отвагу русских воинов. Многочисленные походы Святослава в разных направлениях дали повод некоторым историкам считать его вождем бродячей дружины, будто бы не связывавшим свои воинственные замыслы с интересами древнерусского феодального государства. На самом же деле войска Святослава выполняли внешнеполитические задачи, стоявшие тогда перед правящим классом русских феодалов: воевали с печенегами, разгромили Хазарский каганат и, таким образом, открыли свободный путь на Восток, вступили в решительную борьбу с Византийской империей, стремившейся блокировать Русь и оттеснить ее от моря.
Византия пыталась столкнуть между собой Русь и Дунайскую Болгарию. Святослав вмешался в византийско-болгарскую борьбу, но в интересах не византийской дипломатии, а древнерусского феодального государства. В результате первого похода Святослава на Балканы (968 г.) русские войска заняли ряд городов по Дунаю, из которых особенно важное значение придавалось Переяславцу (в низовьях Дуная) как крупному торговому и политическому центру. Ввиду нападения на Киев печенегов, возможно организованного Византией, Святослав был вынужден вернуться из Болгарии на Русь. Придя вторично на " Балканы (969 г.), Святослав действовал уже в союзе с болгарскими феодалами против Византии.
Война Святослава в Византии велась изолированными военными силами, связи которых с основной русской,территорией были прерваны печенегами. Поэтому Святослав не смог реализовать свои успехи на Балканах, русское войско было осаждено в Доростоле на Дунае. Во время вылазок воины Святослава наносили сильные удары византийцам, ведя бой стеной (фалангой). Только крупное численное превосходство византийских военных сил вынудило Святослава заключить мир (оформленный специальным договором) и оставить Доростол. На обрат- ном пути в Днепровских порогах печенеги разбили часть русского войска, сам Святослав был убит.

государство восточных славян, существовавшее в IX–XIII вв. Издавна на обширной территории Восточной Европы жили многие народы - славянские, финноугорские, тюркские, германские. Практически у всех этих этносов к началу первого тысячелетия н. э. не сложились государственные формы общественного устройства и господствовали родоплеменные отношения. Серьезные изменения для этого обширного региона Евразии наступили, когда, начатое из степей Центральной Азии экспансией гуннов, развернулось т. н. «Великое переселение народов», имевшее глобальные последствия для цивилизованного мира того времени.

В Северное Причерноморье и на Восточноевропейскую равнину хлынули многочисленные племена тюрков и угров. В свою очередь автохтонное население, вытесняемое со своей земли, двинулось на запад, в пределы разделившейся к тому времени на две части Римской империи.

На Западе усилили свой натиск германские племена (некогда могущественные кельтские народы к этому времени уже утратили историческую инициативу и в значительной степени были романизированы).

В пределы Византийской же империи по преимуществу вторгались племена славян, которые заселяли целые области исторической Эллады (особенно Пелопоннес). Славяне же, заселявшие лесостепь и лесные территории в условиях внешней опасности, связанной с постоянной угрозой агрессии со стороны степи, вынуждены были объединяться и искать более прочные и эффективные формы общественного устройства, чем связи, основанные на кровном родстве и общности происхождения.

Согласно мнению большинства историков Русь, зародившаяся сначала как племенной союз восточнославянских племен (полян, сыгравших в нем главенствующую роль, радимичей, дреговичей и др.), уже в IX в. превратилась в раннефеодальное государство.

Исследователи до сих пор спорят о происхождении названия «Русь». Одни объясняют его с точки зрения топонимики - «живущие близ реки Рось, т. е. росские, русские». Другие склоняются к тому, что корень «рус» восходит к праславянскому языку и обозначает вообще «реку», «воду». Отсюда - «русло», «русалка» и т. д. А поскольку славяне предпочитали селиться исключительно в долинах рек, то и слово «русские» следует считать общим самоназванием для всех восточных славян. Но наиболее убедительной представляется гипотеза о том, что слово «русские» обозначает не этническую, а государственную принадлежность, так как по всем правилам грамматики оно - имя притяжательное («русский» ответ на вопрос: «чей?»).

Последовательно эти взгляды были изложены в трудах сторонников «норманнской теории», основоположниками которой были Г. Ф. Миллер и А. Л. Шлецер. Основываясь на «Повести временных лет», ученые пришли к выводу, что местные славянские племена призвали для защиты варягов - дружину конунга Хререкра (Рюрика) Датского, реального исторического персонажа, как показали современные исследования. Именно с этого времени, по их мнению, и берет начало русская государственность. Более того, убеждены их последователи, само название «Русь» не славянского, а скандинавского, т. е. германского происхождения и является самоназванием общины, к которой принадлежал Рюрик (округ Рустринген во Фризии).

Согласно византийским и арабским источникам первоначально «русью» называли себя именно скандинавы, князь и его дружины. Отсюда и имя притяжательное «русские» для всех подвластных им племен. Видный историк Л. Гумилев пишет о беспрерывных конфликтах между славянами и русами. Первые занимались земледелием и скотоводством, и вынуждены были обороняться от русов, которые жили исключительно разбоем и набегами. Так что, вопреки мнению сторонников «норманнской теории», «призвание варягов» выглядит на самом деле не как цивилизаторская миссия более развитого народа в отношении отсталых племен, а как распространенный во все времена найм на службу профессиональных воинов.

Исторические факты неоспоримо свидетельствуют, что уровень развития скандинавских народов в IX в. никак не превосходил тот, на котором находились племена славян, живших на северо-западе Восточноевропейской равнины, в районе нынешних Новгородской, Псковской, Ленинградской, Тверской, Вологодской обл. Не случайно скандинавы называли землю славян «Гардарики» - «страной городов»: их у самих варягов было крайне мало.

Кроме того существует и точка зрения, что русы по происхождению были не германским, а балтийским народом, родственным племенам летто-литовской группы индоевропейской языковой семьи, к которой относились предки современных литовцев и латышей, а также частью истребленных, частью ассимилированных ятвягов и пруссов.

Очевидно, «призвание варягов» следует трактовать как узурпацию власти в Новгороде предводителем наемников Рюриком в 862 г. Он овладел городом и подавил восстание Вадима Храброго, вспыхнувшее против засилья наемников-варягов («русов»). Затем Рюрик послал отряд во главе с Аскольдом и Диром для захвата земель славян в нижнем течении Днепра, чтобы создать плацдарм для войны с Византией. Те завоевали главный город полян Киев без большой крови, славяне встретили их дружелюбно. Собрав большое войско, Аскольд и Дир в 860 г. напали на Константинополь. Летописи свидетельствуют, что жителям города удалось избавиться от страшной угрозы только когда они, выйдя за ворота, обошли крестным ходом с иконой Богоматери Одигитрии городские стены. Поднявшаяся буря разметала корабли русов, те сняли осаду. Чудесное избавление Царьграда (как называли славяне Константинополь) произвело на киевских князей столь сильное впечатление, что спустя несколько лет, встретившись с патриархом Фотием в 867 г., они приняли христианство. Князь Олег (Хельги), продолжая начатое своим родственником Рюриком, значительно расширил владения молодого государства, подчинил своей власти окрестные племена славян и чуди, обложив их данью. В 882 г. Олег, получивший затем в отечественной традиции прозвище Вещий, собрав значительную дружину, из своей столицы Ладоги двинулся на юг. Он взял Киев, убив Аскольда и Дира.

С севера на юг - именно таким был вектор построения нового могущественного государства Восточной Европы, которое рождалось в борьбе с двумя сильнейшими государствами тех времен - Византией и Хазарским каганатом. В геополитическом смысле это направление экспансии являлось доминирующим и позже (как правило, верховным правителем Руси становился не старший сын, а тот, кто перед этим правил в северных землях - в Ладоге и Новгороде).

Совершив много удачных военных походов против Хазарского каганата и на столицу могущественной Византии в 907 г., когда, согласно летописям, в знак победы Олег прибил свой щит на «врата Цареграда», Олег Вещий умер, оставив на киевском «столе», по данным современных историков, своего сына Олега «Второго», который вступил в союз с хазарами, участвовал в антиарабских и антивизантийских походах и бесславно погиб в одном из них. Прямая княжеская ветвь прервалась и до сих пор не ясно, по какому праву престол унаследовал князь Игорь (Ингварь) с молодой жена Ольгой (возможно, дочерью Олега), который сразу же столкнулся с сопротивлением подвластного племени древлян, не желающих платить дань новому князю.

Во время княжения Игоря совершались военные походы и против восточнославянских племен, и против Византии, с которой был заключен очередной договор. После его смерти в 945 г. (Игоря убили древляне) власть в Киеве перешла к его жене Ольге (ум. 969), одной из первых христианок на Руси (крестным отцом ее был императором Византии Константин IX Багрянородный), и сыну Игоря Святославу (942–72).

Он, подобно отцу, всю свою жизнь провел в военных походах, подчинил вятичей, наголову разгромил Хазарский каганат и вступил в военное столкновение с Византией на территории Болгарии. Попытки Святослава закрепиться здесь и перенести центр своего государства в болгарский город Переяславец закончились неудачей. Войско императора Иоанна Цимисхия блокировало в 971 г. русскую дружину и фактически вынудило князя капитулировать. А когда Святослав возвращался в Киев после злополучного похода, то попал в засаду и был убит печенежским ханом Курей.

По смерти Святослава борьба за власть на Руси обострилась между его сыновьями. Победителем в ней вышел новгородский князь Владимир (ок. 960–1015), чьей матерью была ключница Святослава Малуша, а дядей - Добрыня Никитич, ставший впоследствии знаменитым персонажем русских былин.

Именно Владимиру суждено было стать правителем Руси, при котором она приняла христианство в 988 г. Крещение ее не было единовременным актом. Сначала в Киеве были уничтожены языческие капища и горожан массово крестили прямо в Днепре. Аналогично происходило принятие новой веры и в других городах. Но язычество довольно долго, на протяжении не одного столетия, все же сохранялось в народе. Большим авторитетом среди простых людей продолжали пользоваться и служители древнего культа - волхвы. Но, начиная с 988 г., весь правящий класс Древней Руси - от киевского князя до простых дружинников и княжеской челяди, стал исповедовать христианство, и с той поры страна развивалась как государство христианского мира, как европейская держава.

Только при Владимире многочисленные славянские, финно-угорские, балтийские и даже остатки германских племен стали называть себя единым именем «русские». Но достигнутое единство было непрочным из-за отсутствия системы престолонаследия - княжества раздавались многочисленным сыновьям уже при жизни Великого Князя (сам Владимир, кстати, носил титул «кагана» в знак победы над Хазарским каганатом).

Особенно ярко это проявилось уже при преемниках Владимира Красно Солнышко. После его смерти в 1015 г. и борьбы с наследниками за киевский стол верховным правителем Руси стал один из сыновей Владимира - Ярослав, прозванный Мудрым, княживший до этого в Ярославле и Новгороде.

Его восшествие на престол связано с одной из драматичных страниц русской истории. Один из сыновей Владимира князь Святополк, прозванный Окаянным, опираясь на поддержку поляков, узурпировал власть в Киеве и убил Бориса и Глеба - других сыновей Владимира, также претендовавших на престол. Победителем же из схватки вышел Ярослав, который отомстил за убитых, позже канонизированных и ставших первыми русскими святыми.

При Ярославе на Руси строилось значительное количество православных храмов и монастырей, которые являлись центрами грамотности и просвещения, новые города, укреплялась система оборонительных сооружений, значительно вырос международный авторитет Руси. Был составлен первый свод отечественного права - «Русская правда», на протяжении многих лет остававшийся одним из основных источников российской юридической мысли.

Русь входит в период расцвета, превратившись в одно из самых культурных государств Европы. Об этом свидетельствует любопытный факт: когда дочь Ярослава Анна, выданная замуж за короля Франции, приехала туда, она искренне изумлялась поголовной неграмотности придворных.

Одним из последних и великих правителей Древней Руси был князь Владимир Всеволодович по прозванию Мономах (1053–1125), пытавшийся сохранить единство древнерусского государства. В русской традиции он считается образцом мудрого и дальновидного правителя. Ярославу Мудрому он приходится внуком, другим же его дедом был византийский император Константин Мономах.

Владимир участвовал во многих междоусобных войнах на Руси, не раз громил половцев, и после смерти в 1113 г. Святополка был избран великим князем. Им оставался он до своей кончины.

Это было время расцвета Древней Руси. Воинственные степняки были разгромлены, на подъеме находилось хозяйство, активно развивались ремесла, множилось количество школ. При Мономахе было переведено немало книг с греческого, включая книги Ветхого и Нового Завета, активно развивалось летописание, написаны были жития русских святых. Сам князь тоже не был чужд литературному творчеству и оставил сочинение «Поучение детям», или «Духовную». При Мономахе митрополитом Илларионом было написано «Слово о законе и благодати» - великий памятник богословской мысли Древней Руси.

Процесс дезинтеграции русских земель после смерти Владимира Мономаха шел стремительно. О степени драматизма происходившего повествует самый яркий памятник древней русской литературы - «Слово о полку Игореве», в котором рассказывается о неудачном походе на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича.

В течение XI–XII вв. из-за постоянных набегов степняков и междоусобных войн за киевский стол земли южных княжеств были в значительной мере разорены и опустошены. Вместе с правящей династией на север Руси в поисках безопасности от степняков уходят ремесленники, зодчие, духовенство.

Киев утратил свое значение как стольный град, и постепенно центр власти в стране перемещается в Северо-Восточную Русь, которой правили Владимиро-Суздальские князья. Впоследствии, после чудовищного по своей жестокости набега монголо-татар и разделения Древней Руси на три великих княжества (Галицко-Волынское, ВладимироСуздальское и Великое княжество Литовское), именно Северо-Восточная Русь стала наследницей, носительницей и преумножительницей традиций древнерусского государства. Галицко-Волынское княжество и Великое княжество Литовское постепенно подверглись влиянию католичества, утратили суверенитет и вошли в состав других государств.

Владимиро-Суздальское княжество, пройдя через период святого подвижничества (см. Святая Русь), сохранив веру, язык и культуру, стало основой для Московского Царства - крупнейшей державы Восточной Европы.

Отличное определение

Неполное определение ↓



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!