«Две розы» Н. Гумилев

92 года назад, в августе 1921 года, Россия лишилась сразу двух величайших поэтов своего времени: 7 августа в своей квартире от неизвестной болезни умирает Александр Блок, и примерно в это же время (точная дата неизвестна до сих пор) по подозрению в участии в заговоре расстреливают Николая Гумилева. И смерть обоих была напрямую связана с революцией, хоть они и приняли ее по-разному: Блок – с сомнениями, но и с надеждой на обновление, Гумилев – с легким презрением.

Александр Блок – один из немногих петроградских поэтов, кто не только принял советскую власть, но и пытался работать на нее в первые годы. Не то чтобы он полностью принимал революцию и ее идеи – по этому поводу у него всегда оставались смешанные чувства – но в отличие от большинства коллег, которые поспешили эмигрировать, он твердо решил, что должен в это непростое время остаться с Россией. Революции он посвятил и лучшую свою поэму – «Двенадцать», которую написал всего за несколько дней января 1918-го года.

Новая власть активно пользовалась поэтом: его (зачастую против его воли) назначали и выбирали в какие-то бесконечные комитеты, комиссии, организации… У него практически не оставалось времени даже на стихи – во многом именно поэтому он почти ничего не написал за последние два года своей жизни. «Я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…» - писал он в то время. Прибавьте к этому голод и холод Петрограда времен военного коммунизма. В результате за три послереволюционных года здоровье поэта окончательно расшаталось: астма, сердечно-сосудистая болезнь, цинга…

В апреле 1921-го здоровье Блока резко ухудшилось. Той же весной он попросил визу в Финляндию, чтобы выехать на лечение в санаторий, но политбюро ЦК РКП(б), рассматривавшее вопрос, отказало поэту в выезде, несмотря на личные просьбы Максима Горького и наркома Луначарского. Отказало с совершенно циничной резолюцией: ««Блок - натура поэтическая; произведет на него дурное впечатление какая-нибудь история, и он совершенно естественно будет писать стихи против нас. По-моему, выпускать его не стоит».
«Мы в буквальном смысле слова, не отпуская поэта и не давая ему вместе с тем необходимых удовлетворительных условий, замучили его», - сокрушался Луначарский уже после смерти Блока. Наконец, на следующем заседании политбюро Луначарский вместе с Каменевым таки выхлопотали для поэта разрешение на выезд, но было уже поздно: паспорт с долгожданной визой был готов… ровно в день смерти Блока.

Умер он 7 августа в своей последней петербургской квартире (в той самой, где сейчас работает его музей), причем точного диагноза так и не было поставлено. «Врачи так и не смогли определить, чем он, собственно, был болен, - писал в те дни современник Блока, поэт Георгий Иванов. – Сначала они старались подкрепить его быстро падавшие без явной причины силы, потом, когда он стал, неизвестно от чего, невыносимо страдать, стали впрыскивать морфий… Но отчего он умер? «Поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем» - эти слова, сказанные Блоком на пушкинском вечере, незадолго до смерти, быть может, единственный правильный диагноз его болезни…»

Про смерть Блока известно только, что к началу августа он уже почти все время был в бессознательном состоянии. Ночью он кричал от страшной боли, успокоить которую не мог даже прописанный врачами морфий, и бредил. По воспоминаниям все того же Георгия Иванова, бред Блока касался все время одного и того же: поэмы «Двенадцать», той самой, революционной. Он требовал, чтобы все без исключения экземпляры поэмы были уничтожены. «Люба, поищи хорошенько, и сожги, все сожги», - просил поэт жену.

После столь загадочной смерти по Петрограду, как водится, стали ходить слухи. Ходят они и до сих пор. Версий выдвигалось (и выдвигается) множество – от самых пошлых до параноидально-детективных – якобы Блок был отравлен спецслужбами. Впрочем, руку спецслужб сейчас видят едва ли не в каждой смерти, произошедшей в то время, а между тем современные врачи, проанализировав историю болезни поэта, поставили более прозаический диагноз – эндокардит. Это воспаление внутренней оболочки сердца, которое до изобретения антибиотиков было практически неизлечимым…

Похороны Блока, состоявшиеся 10 августа, собрали десятки тысяч горожан – удивительно для истощенного войной и голодом Петрограда. Гроб поэта все шесть километров до Смоленского кладбища несли на руках. Двадцатью годами позже, в сентябре 1944-го, прах поэта был перенесен на Литераторские мостки Волковского кладбища .

Кстати, именно там 10 августа состоится День памяти Александра Блока. Петербургские поэты прочтут его стихи, а потом поэт и переводчик Антон Черный проведет прогулку-экскурсию по литераторским мосткам. Начало в 15:00, вход свободный.

В отличие от Блока, причастность спецслужб к гибели Гумилева – факт вполне официальный. Остальные же обстоятельства его гибели не менее загадочны.

Известно, что Гумилев вернулся в Россию в 1918-м году, хотя имел все возможности остаться за границей - но жизнь вдали от Родины и скучная чиновничья работа в одном из зарубежных департаментов его - офицера, путешественника, георгиевского кавалера - совершенно не устраивала.

Большевиков он тем не менее презирал всей душой и бесстрашно заявлял об этом на каждом углу. Впрочем, страх этому человеку был, кажется, неведом вовсе: до революции он побывал в нескольких сложнейших экспедициях в Африку, в самом начале Первой мировой войны записался на фронт добровольцем (едва ли не единственный из литераторов того времени, которые, как правило, были патриотами только в стихах) и вернулся героем, получив все мыслимые награды и знаки отличия (и это при том, что его сначала признали негодным к службе из-за косоглазия, и ему пришлось обманывать призывную комиссию!). Мог ли этот герой испугаться большевиков? Да и, кажется, сначала он вовсе не принимал их всерьез. «Я охотился на львов, - любил говорить он, - и не думаю, что большевики много опаснее».

Иногда поэт просто-таки играл с огнем и устраивал настоящие провокации. Ученица Гумилева, поэт Ирина Одоевцева вспоминала: «Однажды Николай Степанович выступал на вечере поэзии у моряков Балтфлота, читал свои африканские стихи. Строки:

Я бельгийский ему подарил пистолет
И портрет моего государя, -

Он произнес нарочито громко, с вызовом.

По залу прокатился негодующий ропот. Несколько матросов поднялось с мест. Гумилев продолжал спокойно читать, делая вид, что не замечает волнения в зале. Окончив чтение, он скрестил руки на груди и спокойно обвел глазами зал, ожидая аплодисментов. Зал безмолвствовал. Гумилев ждал. И вдруг раздались одинокие хлопки, их поддержали, аплодисменты родились и загрохотали.

Возвращаясь с вечера, он признался: «А была минута, мне даже страшно стало. Ведь мог же какой-нибудь товарищ-матрос, «краса и гордость Красного флота», вынуть свой небельгийский пистолет и пальнуть в меня, как палил в «портрет моего государя». И, заметьте, без всяких для себя неприятных последствий…»

А на другом поэтическом вечере на вопрос «каковы Ваши политические убеждения?» громко ответил: «я убежденный монархист». И даже когда стало отчетливо ясно, что большевики не особенно церемонятся с творческой интеллигенцией и неразборчивы в средствах, поэт презрительно отмахивался: «Они не посмеют меня тронуть, я слишком известен».

Однако посмели. 3 августа 1921 года Гумилева арестовали по подозрению в участи в заговоре «Петроградской боевой организации В.Н. Таганцева», забрав прямо из его комнаты в Доме Искусств на Невском, 15. Менее месяца спустя в газетах было опубликовано постановаление Петроградской ГубЧК о расстреле участников заговора с пометкой, что приговор уже был приведен в исполнение. Тринадцатым в списке расстрелянных значился «Гумилев, Николай Степанович, 33 лет, бывший дворянин, филолог, поэт, беспартийный, бывший офицер». До сих пор не известно ни место расстрела, ни дата, ни даже то, существовала ли боевая организация на самом деле и участвовал ли в ней Гумилев. По одной из версий, заговора не существовало вовсе – новой власти просто нужно было запугать людей и показать, что будет с несогласными. По другой – заговор существовал, но Гумилев не участвовал в нем, а лишь знал о и не донес. Последние исследования подтверждают версию о том, что боевой организации, по обвинению в участии в которой расстреляли Гумилева, все-таки не существовало: слишком уж нелепыми были обвинения, слишком много подтасовок и логических противоречий в протоколах допросов.

Зато дошли – правда, из третьих рук – свидетельства о поведении поэта на расстреле. «Знаете, шикарно умер, - рассказывал тайный осведомитель ЧК поэт Сергей Бобров со слов одного из участвовавших в казни чекистов. – Я слышал из первых уст. Улыбался, докурил папиросу. Фанфаронство, конечно, но даже на ребят из особого отдела произвел впечатление». Неудивительно – «поэт подвига, художник храбрости, певец бесстрашия», путешественник, дуэлянт, георгиевский кавалер - просто не мог умереть иначе.

Мероприятия, посвященные памяти Николая Гумилева:

- 24 августа, суббота, 18:30, музей-квартира Льва Гумилева на Коломенской, 1/15: вечер «Николай Гумилёв и “Таганцевское дело”». Часть I. Вечер ведет ст. н. сотрудник музея Л.Н. Гумилева Марина Георгиевна Козырева.
- 25 августа, воскресенье, 11:00, музей Анны Ахматовой на Литейном, 55: «Николай Гумилёв и “Таганцевское дело”». Часть II. Поездка-экскурсия в Ковалёвский лес. Экскурсию ведет Марина Георгиевна Козырева, предварительная продажа билетов в кассе музея.
- 25 августа, воскресенье, с 13:00 до 19:00, галерея «Сарай». Демонстрируются фильмы: «Ленинградское дело». Николай Гумилёв. Автор проекта Б. Куркова, реж. Г. Ясногородская.

(2 часа, 11 класс)

Оформление урока: на каждой парте комплекты стихотворений поэтов, с небольшим комментарием, включающие историю создания произведения, объяснение смысла отдельных слов, деталей, образов; комплекты репродукций картин В. Серова «Портрет Г. Л. Гришман», 1906 г.; «Портрет С. М. Боткиной», 1899 г.; «Натурщица», 1905 г.; «Портрет М. Ф. Якунчиковой», 1888 г.; «Портрет И. Ю. Грюнберг», 1910 г.; портреты поэтов. Портреты поэтов и тема урока вначале закрыты.

Музыкальное оформление: песни в исполнении Н. Носкова (муз. А. Бальчева, сл. Н. Гумилева «Однообразные мелькают…») и Е. Камбуровой (муз. В Дашкевича, сл. А. Блока «Балаганчик», муз. В. Дашкевича, сл. Н. Гумилева «Волшебная скрипка»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чистова Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ МПЛ г. Димитровграда Ульяновской области

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

(2 часа, 11 класс)

Оформление урока: на каждой парте комплекты стихотворений поэтов, с небольшим комментарием, включающие историю создания произведения, объяснение смысла отдельных слов, деталей, образов; комплекты репродукций картин В. Серова «Портрет Г. Л. Гришман», 1906 г.; «Портрет С. М. Боткиной», 1899 г.; «Натурщица», 1905 г.; «Портрет М. Ф. Якунчиковой», 1888 г.; «Портрет И. Ю. Грюнберг», 1910 г.; портреты поэтов. Портреты поэтов и тема урока вначале закрыты.

Музыкальное оформление: песни в исполнении Н. Носкова (муз. А. Бальчева, сл. Н. Гумилева «Однообразные мелькают…») и Е. Камбуровой (муз. В Дашкевича, сл. А. Блока «Балаганчик», муз. В. Дашкевича, сл. Н. Гумилева «Волшебная скрипка»).

Эпиграфы:

По моему глубокому убеждению, ... - поэт еще не прочитанный...

А. А. Ахматова

Его жизнь... была стихотворением, которое длилось

непрерывно изо дня в день двадцать лет с 1898 по 1918-ый.

К. Чуковский

Ход урока.

I. Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку.

II. Изучение нового материала.

Слово учителя:

Мы продолжаем знакомиться с поэтами Серебряного века.

Говорят, если хочешь найти готовый роман, возьми жизнь любого мало-мальски значительного человека 18 века, и можешь ничего не добавлять. Но это же можно сказать и о многих людях Серебряного века. Они покоряют нас не только стихами, но и своей необычной судьбой. Послушайте несколько рассказов из жизни того времени. Но пока мы не называем имена действующих лиц. Это будут истории из жизни

путешественника

домоседа

воина

эстета-аристократа

книжника

авантюриста

педанта

романтика

влюбленного поэта

Подумайте, кто бы из этих поэтов привлек вас, и попробуйте угадать, о ком идет речь. Постарайтесь увидеть живые лица конкретных людей за каждым рассказом. Все рассказы начинаются с детства.

Литературная композиция, составленная из воспоминаний, писем (учащиеся не называют имена поэтов).

Первый ученик: Вспоминая свое детство, он постоянно твердил, что было детство дворянское - “золотое детство, елка, дворянское баловство”, он называл себя “баловнем судеб” и “баловнем и любимицей в семьи”. Его детство прошло в живописной усадьбе, воспитывали его люди красивые, тонкие, умные... До самой смерти он дружил с матерью, переживал с нею почти все события внутренней жизни. Трогательно было слышать, как он, уже сорокалетний мужчина, постоянно говорит мама и тетя , даже среди малознакомых людей... [Блок]

Второй ученик: Семилетний будущий поэт упал в обморок от того, что другой мальчик перегнал его, состязаясь в беге. Одиннадцати лет он покушался на самоубийство: неловко сел на лошадь, а домашние и гости видели это и смеялись. Год спустя он влюбляется в незнакомую девочку-гимназистку. Он следит за ней, бродит за ней по улицам, наконец, однажды подходит и, задыхаясь, признается: “Я вас люблю”. Девочка ответила “дурак” и убежала, поэт был потрясен. Он не спал ночами, обдумывал способы мести: сжечь дом, где она живет? похитить ее? вызвать на дуэль брата? Обида, нанесенная двенадцатилетнему поэту, была так глубока, что в тридцать лет он вспоминал о ней смеясь, но с оттенком горечи... [ Гумилев]

Третий ученик: Кто-то верно заметил, что только глупец не судит по внешности. К тому же этот поэт был красив классической красотой. “Он прекрасно воплощал образ светлокудрого, голубоглазого, стройного, героического арийца”, - вспоминает его жена. Действительно, к своей внешности он относился с чрезвычайным вниманием. Жена поэта вспоминает: “Он очень любил и ценил свою внешность, она была далеко не последняя “радость жизни”. Когда за год, приблизительно, до болезни он начал чуть-чуть сдавать, чуть поредели виски, чуть не так прям и не так ярок взгляд - он подходил к зеркалу с горечью и негромко, полушутя говорил: “Совсем уж не то, в трамвае на меня больше не смотрят...” И было это очень, очень горько”. [Блок]

Четвертый ученик: Правда, его внешность часто менялась. “При первых звуках фальши, - вспоминает Андрей Белый, - он съеживался, как мимоза, и у него всегда появлялось выражение мешковатой смущенности и искусственно натянутой улыбки на дрожащих губах, которое появлялось от усилия себя перемочь. если нескладица росла, он уже не улыбался, а быстро тускнел, темнел, окаменевал; он дурнел и сидел весь в тенях,.. злой, молчаливый и странный. Казалось, что он словно бы выходил их трехмерного пространства и хронологически текущего времени в какой-то иной мир. В эти минуты ничего в его лице не оставалось от древнегреческого бога». [Блок]

Пятый ученик: По внешним особенностям своего поведения он напоминал педанта. Подчеркнутая аккуратность в одежде и быту. Пальто вешалось непременно на плечики, на столе не было ни единого листка бумаги, а имя встреченного человека запоминалось навсегда с первого раза. Стиль корректности, благородства, опрятности. “Поэт не должен терять носовых платков”, - сказал как-то он в разговоре почти по-учительски. Но говорят, что его внешний порядок был от внутреннего беспорядка, от душевного неуюта. [ Блок]

Шестой ученик: В дружбе этот поэт был удивителен. О его верности, порядочности, внимательной заботе и даже самоотверженности вспоминают многие. Находясь порой в трудных финансовых ситуациях, одно время голодая, он по первой просьбе, а иногда и без таковой одалживал деньги или подкладывал в сумочку уходящему сахар. [Блок]

Седьмой ученик: Поэт, о котором я хочу рассказать, еще мальчишкой увлекался зоологией и географией, дома завел разных животных: белку, морских свинок, белых мышей, птиц. Когда дома читали описание какого-нибудь путешествия, всегда следил по карте за маршрутом путешественников... В 1906 году он совершает первое свое путешествие - в Париж; он часто бывает в Лувре, зачарован готикой собора Нотр-Дам... Потом последовали Италия, Греция, Костантинополь, Швеция, Норвегия и, наконец, его любимая Африка.

Из “Африканского дневника”

«Я побывал в Африке три раза, и в общей сложности провел в этой стране почти два года... У меня есть мечта - пройти с юга на север Данакильскую пустыню, исследовать нижнее течение реки Гаваша, узнать рассеянные там загадочные племена».

Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой... [Гумилев]

Восьмой ученик: Он любил искушать судьбу. Это проявлялось во всем - от мелочей до более серьезных: известна история о том, как он вызвал на дуэль поэта Волошина. .. Правда, “классической”, кровавой дуэли не получилось...

Местом дуэли выбрана была, конечно, Черная речка. Он прибыл туда с секундантом и врачом точно в назначенное время. Но ждать ему пришлось долго. С Максом Волошином случилась беда - он потерял в глубоком снегу калошу. Без калоши он ни за что не соглашался двигаться дальше. Тогда, озябший, поэт пошел навстречу и тоже принял участие в поисках калоши... Так и кончилась их дуэль... [Гумилев]

Первый ученик: Как только была объявлена война, он сразу пошел на фронт добровольцем. Он считал это простым гражданским долгом. Хлопотал, чтобы его приняли на военную службу, от которой он был освобожден по зрению. И добился своего. Выбрал кавалерию, хотя совершенно не умел драться шашкой и учился этому частным образом.

О храбрости его ходили легенды. Но удивительнее храбрости, пожалуй, было другое: он, человек, привыкший к комфорту, в мирной жизни поражавший своей внешней чопорностью, аккуратностью костюма и белизной крахмальных воротничков, не только “безропотно сносил” все тяготы похода, но вел себя так, будто всю жизнь ему не приходилось слезать с седла и не есть по несколько дней...

За свою храбрость он дважды был награжден Георгиевским крестом IV степени. [Гумилев]

Второй ученик:

Из письма другого поэта к Надежде Александровне Нолле-Коган:

“...Лучшую мою часть я мог бы выразить в пожелании Вашему ребенку, человеку близкого будущего. Это пожелание такое: пусть, если только это будет возможно, он будет человеком мира, а не войны...” В. Ходасевич, встретившийся с поэтом на улицах революционного Петербурга, в гимнастерке, шинели, сказал впоследствии, что похож на “поджаренного воробья”, так не подходила эта форма к образу поэта. [Блок]

Третий ученик: А этот поэт с детства хотел быть оригинальным, ни на кого не похожим. В гимназии в альбоме одной из подруг, где отвечали на вопрос: “Какой ваш любимый цветок, дерево, любимое блюдо, любимый писатель?”- он писал, не задумываясь: дерево - баобаб, цветок - орхидея, блюдо - канандер, писатель - Оскар Уайльд. Ничего из перечисленного сам он не видел и не пробовал... Только Оскар Уайльд был, действительно, его любимым писателем...

А любимым героем был Дон Жуан. И, подобно Дон Жуану, этот сухощавый, изящный и чопорный человек, которого было нельзя назвать красавцем, был покорителем женских сердец! И каких сердец! [Гумилев]

Четвертый ученик: Со своей будущей женой он познакомился в Царскосельской гимназии, где оба учились. Ему было семнадцать, ей - пятнадцать. Начиналось все, подобно тысячам начал, как гимназическая полудружба-полулюбовь: вместе ходили на каток, на детские балы, на гастроли Айседоры Дункан; залезали на Турецкую башню, участвовали в благотворительных спектаклях, были даже на нескольких спиритических сеансах, хотя и относились к ним весьма иронически.

Он несколько раз делал ей предложения, но всякий раз получал отказ. После одного из них он отправился к морю: сводить счеты с жизнью. Но вместо трагедии получился фарс: он был задержан полицейскими, принявшими его за бродягу. В другой раз выпил яд - но яд оказался старым, выдохшимся, и его нашли без сознания в Булонском лесу, в глубоком рву старинных укреплений. Казалось, сама судьба хранила его... [Гумилев]

Пятый ученик:

Из воспоминаний Анны Горенко:

“У меня была свинка, и лицо мое было до глаз закрыто, чтоб не видно было страшной опухоли. Он просил меня открыть лицо, говорил: “Тогда я вас разлюблю!” Я открыла лицо, но он не переставал любить, говорил только, что я похожа на Екатерину II”.

Они обвенчались в Никольской церкви. Но счастья им не было: их брак продлился чуть больше года. [Гумилев]

Шестой ученик: Жена этого поэта, напротив, долго ждала признания в любви. Они были знакомы с детства. Вместе играли в домашнем театре: он - Гамлета, она - Офелию.. Но объяснения все не было и не было. Поэтому к тому времени, когда они вновь встретились в Петербурге, она было совершенно свободна от всякого чувства к нему. Но однажды во время вечерней прогулке по Фонтанке он вдруг начал говорить, что любит, что она - его судьба...

Из воспоминаний Любовь Дмитриевны Менделеевой, жены поэта:

“Помню, я отвечала, что теперь уже поздно об этом говорить, что я уже не люблю... Но он продолжал говорить как-то мимо моего ответа, и я его слушала. Помню, что я в душе не оттаивала, но действовала как-то помимо воли... После того как я дала согласие, он вынул из кармана сложенный листок и отдал мне. Я прочитала: “ В моей смерти прошу никого не винить. Причины ее вполне “отвлеченны” и ничего общего с “человеческими” отношениями не имеют ”. Впоследствии я узнала, что если б не мой ответ, утром его уже не было бы в живых”. [Блок]

Седьмой ученик : Смерть этого поэта - одна из его загадок. Он умирал несколько месяцев, на глазах у всех, его лечили врачи - и никто не называл и не умел назвать его болезнь. Началось с боли в ноге. Потом говорили о слабости сердца. Перед смертью он сильно страдал. Но от чего же он все-таки умер, неизвестно. Он умер как-то “вообще”, оттого что был болен весь, оттого что не мог больше жить. Он умер от смерти. Незадолго до смерти, показав другу какую-то бумажку, он сказал: “Видите, готовлюсь к смерти”. И уже совсем прямо на вопрос товарищу, хочет ли он умереть, сам же ответил: “А я вот - хочу!” [Блок]

Восьмой ученик: В день ареста поэт вернулся домой около двух часов ночи. Он провел этот последний вечер в кружке преданно влюбленной в него молодежи. Несколько барышень и юношей пошли его провожать. У подъезда Дома искусств на Мойке, где жил поэт, ждал автомобиль, но никто не обратил на него внимания. Долго прощались, шутили, уславливались “на завтра”... Люди, приехавшие в автомобиле с ордером на обыск и арест, ждали его дома. [Гумилев]

27 августа 1921 года, в расцвете сил и таланта, поэт был расстрелян. Он встретил “высшую меру” с высшей мерой достоинства... Именно такую смерть, с предчувствием, близким к ясновидению , он себе предсказал:

Умру я не на постели,

При нотариусе и враче.

Вопросы к учащимся:

  • Кто же из поэтов вас привлек? Почему?
  • А как вы думаете, о ком рассказывали ребята? О скольких поэтах?

Слово учителя:

На самом деле сейчас вы услышали отрывки из биографии всего лишь двух поэтов. Мы не собирались вас запутать, просто хотели показать вам, какого масштаба были эти люди.

Это Александр Александрович Блок и Николай Степанович Гумилев (открывается тема урока и стенд с портретами поэтов). Антиподы - во вкусах, привычках, наружности, мировоззрении, политических взглядах - решительно во всем. Они не любили друг друга как люди. Но при этом Гумилев боготворил Блока как поэта и, говорят, в конце жизни начал писать как Блок.

“Левый эсер” Блок, прославивший революцию, и “белогвардеец” “монархист” Гумилев, считающий революцию синонимом зла и варварства. Блок, относящийся с презрением к войне, и Гумилев, ушедший воевать добровольцем. Блок, считавший мир страшным, а жизнь бессмысленной, Бога жестоким и несуществующим, и Гумилев, утверждавший, что “все в себе вмещает человек, который любит мир и верит в Бога”. Блок, презиравший литературную технику, выучку, и Гумилев, который назвал кружок своих учеников “Цехом поэтов”. Северный красавец, с лицом скальда, прелестно вьющимися волосами, в поэтической бархатной куртке с мягким расстегнутым воротником белой рубашки - Блок, и некрасивый, подтянутый, “разноглазый”, коротко стриженный, в чопорном сюртуке Гумилев. Кажется, что может быть общего? Но оба они были поэты. Обратимся же к их стихам и посмотрим, найдем ли мы в произведениях этих поэтов столько же противоположного.

III. Анализ стихотворений Блока и Гумилева.

1.”Мы встречались с тобой на закате...” А. Блока и “Я сам над собой насмеялся”
Н. Гумилева

Подготовленные ученики читают стихи наизусть, затем работа в группах по карточкам.

Вопросы к первой группе по стихотворению ”Мы встречались с тобой на закате...”
А. Блока:

1) Определите место и время действия.

2) Определите размер стиха.

3) Охарактеризуйте героев стихотворения.

4) Можете ли нарисовать конкретные образы?

Вопросы ко второй группе по стихотворению ”Мы встречались с тобой на закате...”
А. Блока:

1) Какие традиции символизма нашли отражение в стихотворении?

2) В чем своеобразие композиции стихотворения?

3) Определите идею стихотворения. Какой вывод делает поэт?

Вопросы к третьей группе по стихотворению “Я сам над собой насмеялся” Н. Гумилева:

1) О чем это стихотворение?

2) Что вы можете сказать о главной героине? Как меняется ее образ?

3)Какие художественный средства использует автор? Определите их идейно-композиционную роль.

  1. Обратите внимание на время написания стихотворения. Соответствует ли оно эпохе?
  2. Особенности употребления лексики, синтаксиса.

Задание после выступления групп: сопоставить стихотворения.

Выступление представителей групп, обобщение учителя, запись выводов в тетрадь.

Комментарий к стихотворению А. Блока “Мы встречались с тобой на закате...”

Стихотворение входит в цикл “Стихи о Прекрасной Даме”. Это лирическое размышление автора об идеале и действительности. Поэт рассказывает о какой-то странной встрече героев, но довольно подробно описывает место и время действия, что совсем не характерно для символистов: вечер, закат солнца, берег моря...

Размер стихотворения, трехстопный анапест, создает впечатление накатывающихся на берег волн, чему соответствует ряд деталей: “залив”, “песчаная коса”, “у берега рябь и камыш”, “весло”, “вечерний туман”:

Мы встречались с тобой на закате.

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Столь “романтический” выбор поэта заставляет усомниться в реальности происходящего. И действительно, в первой же строфе заявлена двойственность образа героини (“тебя”), в котором видны черты реальные (“белое платье”, “веслом рассекала залив”), противопоставленные “утонченности мечты”. Вторая строфа проясняет полюса этого противопоставления:

Были странны безмолвные встречи.

впереди - на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Странность “безмолвный встреч”, отплытие к другому берегу, свет “впереди” - это символический ряд, сближающий образ героини с образом Прекрасной Дамы, Царицы, центрального образа цикла.

В лирическом герое тоже происходит раздвоение: видя земное “белое платье”, он превращается в “кого-то”, думая о “бледной красе”. Он существует в двух мирах - действительном и воображаемом, они искусственно сближаются, накладываются друг на друга, но не соединяются:

Приближений, сближений, сгораний -

Не приемлет лазурная тишь...

мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

“Лазурная тишь” (эпитет, значимый для символистов, помогающий охарактеризовать мир “мечты”) и вечерний пейзаж - на разных полюсах. Попытка увидеть их в одном измерении заканчивается крушением иллюзии, “голосами панихиды”. Только в последней строчке возникает образ, в котором вспыхивают одновременно отблески заката и божественного свет - “твое золотое весло”:

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

все померкло, прошло, отошло...

И твое золотое весло.

Мотив “встречи” божественного и земного ликов любви обрамляет стихотворение, обусловливая его кольцевую композицию. Однако попытка, оттолкнувшись от реального “берега”, приблизиться к “лазурному” миру идеала обречена, но в символическом образе предметный и глубинный уровни сосуществуют, образуя новое единство и в смысловом отношении дополняя друг друга. Только рассматривая образы этого стихотворения как символы, можно выявить своеобразие его художественной цели и авторского замысла. В нем в лирической форме происходит философское осмысление основной антиномии всего цикла “Стихов о Прекрасной Даме”. Идеал и действительность, в представлении поэта, - полюса противоположные, но всегда стремящиеся друг к другу.

Комментарий к стихотворению Н. Гумилева “Я сам над собой насмеялся…”

Это стихотворение-прозрение поэта, оно тоже рассказывает о необычной встрече героев. Героиня стихотворения не просто возлюбленная поэта, она его муза, вдохновительница. Не случайно в первой же строфе герой осуждает себя за недальновидность: «Я сам над собой насмеялся и сам себя обманул, когда мог подумать, что в мире есть что-нибудь кроме тебя». Тема любви перекликается с темой о назначении поэта.

Описание героини великолепно. Поэт сравнивает ее «белые одежды» с нарядом древних богинь (белый цвет - характерный символ не только Прекрасной Дамы А. Блока, но вообще поэзии Серебряного века). Не случайно употребление в этом отрывке слов высокой лексики («сфера», «перста») - образ героини приподнят над действительностью, вряд ли она существует в реальном мире. Это своеобразное видение поэта, позволяющее ему открыть истинный смысл жизни, творчества. В «прозрачных и тонких перстах» героини – «хрустальная сфера». Это символический образ нашей Земли, ведь там нашли отражение «горы», «моря», «люди», «цветы». Но одновременно и образ другого, божественного мира: в «сфере» поэт видит и «архангелов». Это наблюдение позволяет говорить о двойственности образа героини, о ее связи с двумя мирами, она как бы на границе их.

В стихотворении Н. Гумилева слышны отклики пушкинского «Пророка», только здесь поэту «является» не «шестикрылый серафим», а женщина, образ более близкий сердцу мужчины, но она также дает герою новое зрение, новое видение мира, новые ощущения. Открытие, которое делает поэт, углубляет его представления о своей бывшей неспособности понимать, слышать и отзываться на красоту: не случайно Гумилев использует в стихотворении прием синтаксического параллелизма, повторяет в четвертом четверостишии строчки из первого, но несколько изменяя их: «Когда мог подумать, что в мире есть что-нибудь кроме тебя» - «Как странно подумать, что в мире есть что-нибудь кроме тебя». Открытие поэта становится его вторым «я», оно проникло в глубины его души («Что сам я не только ночная бессонная песнь о тебе»), он осознает себя самостоятельной, самодостаточной личностью, поэтому теперь непонимание им своего предназначения кажется просто странным.

В последнем четверостишие образ героини сопоставляется с ангелом: «Но свет у тебя за плечами, такой ослепительный свет. Там длинные пламени реют как два золотых крыла». Образ отдаляется, уходит в иной мир, но вместе с ней переносится туда и обновленный герой. Женщина, Муза исполнила свою роль до конца – на Земле родился еще один поэт, понимающий красоту. Возможно, по мнению поэта, любая женщина способна вдохновить мужчину, поэтому это стихотворение не только о поэте и поэзии, но и о любви.

Стихотворение написано трехсложным размером, амфибрахием, что придет ему размеренность, некую возвышенность. В стихотворении нет рифмы, оно держится на четком ритме, оно приближено к белому стиху, предполагающему большую откровенность, доверительность лирического признания поэта.

Стихотворение Н. Гумилева написано в год его смерти, в 1921 году, оно выступает диссонансом не только личной жизни поэта, но и эпохе в целом. Это придает открытию автора трагический характер: появление нового поэта не приветствуется реальным миром, в воспевании которого он видит свое призвание. Мечта и реальность вновь «несовместны»…

2. Анализ стихотворений “Я помню длительные муки” А. Блока и “Однообразные мелькают” Н. Гумилева.

Чтение стихотворений наизусть, коллективный анализ каждого стихотворения. Прослушивание песни Н. Носкова на стихи Н. Гумилева “Однообразные мелькают”, сопоставление со стихотворением: какие дополнительные оттенки внесли музыка и исполнение?

Вопросы к первой группе по стихотворению “Я помню длительные муки” А. Блока.

1) О чем это стихотворения?

2) Каково настроение стихотворения?

3) Что вы можете сказать о чувствах героя?

4) Объясните смысл строчки “день обозначил купола”.

Вопросы ко второй группе по стихотворению “Я помню длительные муки” А. Блока.

1) В чем особенности синтаксиса стихотворения?

2) Какова роль пейзажа?

3) Посмотрите на историю написания стихотворения. Как она связана с идей стихотворения?

Вопросы к третьей группе по стихотворению “Однообразные мелькают” Н. Гумилева.

1) О чем стихотворение?

2) Каков жанр стихотворения? Объясните выбор автора.

3) Определите настроение лирического героя.

4) О чем мечтает лирический герой?

5)Нашли ли в этом стихотворении основные принципы символизма?

6) Какие художественные средства использует автор?

7) Определите размер стиха.

8) Какова идея стихотворения?

Вопрос после выступления групп: можно ли сопоставить два этих стихотворения? Сделайте выводы.

Комментарий к стихотворению А. Блока “Я помню длительные муки...”

Это стихотворение о любви-страдании. Поэт воспоминает последнюю встречу, последнюю ночь со своей возлюбленной. В его душе теперь - “длительные муки”, а в памяти - “заломленные руки” любимой. Это жест, символизирующий глубокую душевную боль, бесконечные страдания. “Ночь догорала за окном…”- и вместе с ней сгорала любовь, которая была всем для героя. Теперь жизнь не нужна (она “изжита” поэтом, не прожита, а именно “изжита” - это слово вернее отражает безвыходность ситуации - жизни больше нет!), ведь, кроме боли, он ничего не чувствует. Наверное, бывают такие моменты, когда страшнее и тяжелее жить, чем умереть:

Вся жизнь, ненужно изжитая,

Пытала, унижала, жгла;

А там, как призрак возрастая,

День обозначил купола.

Поэт как бы сравнивает жизнь с палачом, который “пытает”, “унижает”, убивает, сжигает... “День обозначил купола…”- это поэт увидел из своей комнаты церковь: человек в таких случаях всегда обращается к Богу. Тем более, что окружающие - обычные люди - не знают о его беде, причем их много, а он - один: “И под окошком участились прохожих быстрые шаги; И в серых лужах расходились под каплями дождя круги...” Пейзаж, конечно, символический: дождь на улице - и дождь из слез в душе поэта («бурный ливень слез»). Следующая строка - “И утро длилось, длилось, длилось...” - усиливает ощущение безысходной боли. Не случайно поэт трижды повторяет слово “длилось”, а вторая, третья и начало четвертой строфы, раскрывающие сердечную муку героя, представляют собой одно сложное предложение: то, что произошло этой ночью, нелегко пережить... А тяжелее становится еще и потому, что герой не понимает причины их расставания. Он не может найти ответа на этот “праздный”, никому не нужный вопрос «почему?», и любимая не дает его:

И праздный тяготил вопрос;

И ничего не разрешилось

Весенним ливнем бурных слез.

В конце стихотворение чувствуется какая-то опустошенность героя, наступила весна, но душа героя умерла вместе с его любовью. Теперь все бессмысленно.

Стихотворение написано разностопным ямбом с пиррихием, что позволяет передать взволнованное состояние героя, его безудержное страдание. Интересны рифмующиеся слова: “муки”- “руки”; “жгла” - “купола”; “участились” - “расходились”; “длилось” - “разрешилось”; “вопрос - слез”. Теперь каждый прожитый день будет доставлять новые муки, и так будет до тех пор, пока не ослабеет память сердца.

Стихотворение можно назвать автобиографичным. Оно посвящено Н. Н. Волоховой, актрисе театра В. Ф. Комиссаржевской, с которой А. Блок познакомился на постановке своего “Балаганчика”. После премьеры пьесы состоялся вечер, на котором все дамы были в бумажных платьях, как и полагалось по сюжету произведения. На этом вечере «лиловая маска» Волохова окончательно покорила Блока. Свидетели этого романа вспоминают, что в глазах Натальи Николаевны горел «змеиный» огонь (не на этом ли огне и «сгорел» поэт – «жизнь…жгла»?!) Любовь Дмитриевна, присутствовавшая на вечере, замерла на мгновение, увидев входивших в комнату Блока и Волохову: их роман был очевиден для всех. Через некоторое время Любовь Дмитриевна пришла к Наталье Николаевне и прямо спросила, хочет ли она принять Блока на всю жизнь, принять поэта с его высокой миссией, как это сделала она, его Прекрасная Дама. Волохова ответила: «Нет». Видимо, этот ответ предопределил дальнейшее развитие их отношений с Блоком. Узнав, что Наталья Николаевна в Москве, Блок едет к ней, и после длительного разговора понимает, что скоро разрыв отношений. После этой встречи он и пишет стихотворение “Я помню длительные муки...”

Комментарий к стихотворению Н. Гумилева “Однообразные мелькают...”

Это стихотворение – размышление о сложных путях любви, о любви-страдании. Оно написано в начале творческого пути поэта, Гумилевым-акмеистом, но известно, что это литературное направление пришло на смену символизму, не разрушая основные его законы. Так и в этом стихотворении достаточно много общего с символизмом. Лирический герой печален, он не нашел счастья в мире, в котором живет:

Однообразные мелькают

Все с той же болью дни мои,

Как будто розы опадают

И умирают соловьи.

Вместе с любовью он потерял смысл существования: теперь его жизнь - это серые будни, без смысла, без радости, без чувств... Но и Она, его прекрасная возлюбленная (поэт не дает ее портрета, но одна деталь весьма выразительна - “атласная кожа”!), тоже несчастлива: “Но и она печальна тоже, мне приказавшая любовь, и под ее атласной кожей бежит отравленная кровь”. «Отравлена» она, возможно «мненьем света», непониманием, непризнанием, а может быть, просто ее чистой, красивой, возвышенной любви нет места в этом мире. Сколько таких историй хранится на скрижалях любви!

Символические образы действительности – опадающие розы и умирающие соловьи. Но герой находится во власти любви, приказавшей быть верным до конца. У поэта осталась одна мечта – уйти в другой мир, красивый и возвышенный (“Пойдем на горные хребты, туда, где бродят только козы, в мир самых белых облаков...”). Он сравнивает себя и свою возлюбленную со слепыми детьми, видимо, потому, что они, отправляясь в свой долгий путь, думают, что там, в другом мире, будут свободны в своем выборе, смогут быть вместе, будут любимы и счастливы, и страна это кажется им безоблачной, светлой. Они уйдут «в мир самых белых облаков», а белый цвет – символ чистоты, святости, непорочности...

Но герой понимает, что любовь часто приносит боль и страдания, но, только любя, человек будет чувствовать себя живым - и они сознательно идут “искать увянувшие розы и слушать мертвых соловьев”.

Две последние строчки четвертого четверостишия перекликаются с двумя последними из первого, правда, это недословное их повторение: в начале стихотворения “розы опадают”, “умирают соловьи” - в конце “увянувшие розы” и “мертвые соловьи”. Если в первом случае это приметы реального мира, то во втором – мир идеальный, мир любви, и если от первого герои отказываются, то во второй стремятся, «как слепые дети». Кольцевая композиция отражает боль героя и одновременно его уверенность в том, что жизнь без любви невозможна, даже если она заставляет страдать. Поэт согласен испытывать боль, страдать, мучиться, лишь бы уйти от обыденности, прикоснуться к возвышенному, к Вечности. Стихотворение написано разностопным ямбом с пиррихием, что придает определенную мелодичность, лиричность стихотворению, не случайно именно на эти стихи Н. Гумилева композитор А. Бальчев написал романс, который исполнил Н. Носков.

3. Попробуйте отгадать по восприятию ребят стихотворений, кому из поэтов они принадлежат.

Подготовленные ученики дают небольшой анализ стихотворений А. Блока “Вхожу я в темные храмы...” и Н. Гумилева “Она” - на уровне читательского восприятия, учащиеся пытаются определить авторство произведений, а затем стихотворения читаются выразительно наизусть и называется автор, если он не был угадан учениками .

4. Послушайте еще два необычных стихотворения поэтов и подготовьтесь к их анализу.

Учащиеся читают наизусть Стихотворения А. Блока “Она пришла с мороза...” и Н. Гумилева “Слоненок”, затем идет анализ стихотворений в группах по плану анализа лирического произведения.

План анализа стихотворения.

I. Название стихотворения.

II. История создания (дата написания, реально-биографический и фактический комментарий)

III. Эпиграф, посвящение.

IV. Жанровое своеобразие стихотворения.

V. Тема и идея стихотворения.

IV.Композиция стихотворения: по контрасту, по смежности, по ассоциации, по умозаключению; кольцевая композиция.

V. Художественные средства изобразительности (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворение, метонимия, анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, оксюморон и т. д.)

VI.Особенности ритмики (тоника, силлабо-тоническая система стихосложения, «дольник», акцентный стих, белый стих, свободный стих: стихотворный размер).

VII. Рифма.

VIII. Строфика.

IX.Эвфония и звукопись (благозвучие, аллитерация, ассонанс).

Комментарий к стихотворению Н. Гумилева «Слоненок»

Стихотворение входит в сборник “Огненный столб” (последний прижизненный сборник поэта), в котором мучительные ощущения одиночества, затерянности в жизненном лабиринте возрастают. Равно как и другие скорбные мотивы - разлада души и тела, противоречий сознания. В поздней поэзии Гумилева имеет место печать таинственности. Поэту свойственно притяжение к философской аллегории, к объединению реально видимого и предчувствуемого - прозреваемого. Внимание направлено к тайнам духовного бытия человека, его внутреннему состоянию.

В первой строфе стихотворения «Слоненок» дается описание любви поэта, он сравнивает ее со слоненком. «Любовь-слоненок» вызывает ассоциации с другим поэтическим образом, созданным В. Маяковским. Поэт тоже нашел для определения своего чувство очень ласковое слово - «любеночек». Такой любви, по мнению поэта, «мало надо», она «шарахается автомобильных гудков, любит звоночки коночек». Герой Н. Гумилева тоже нетребователен: ему не нужно «французских булок» или «кочней капустных»; «он может съесть лишь дольку мандарина, кусочек сахару или конфетку».

Но рождается такая «маленькая», нежная, беззащитная, как ребенок, любовь в большом городе («Родившийся в Берлине иль Париже»). Появление темы города, толпы не случайно: любовь не может существовать в каком-то безвоздушном пространстве, она всегда рождается на земле и живет на земле. Но мир, окружающий героев, жесток, здесь любовь – предмет для «посмеянья черни». «Любовь–слоненок» топает «ватными ступнями по комнатам хозяина зверинца», ей «в нос…пускают дым сигары приказчики под хохот мидинеток». Гумилев сознательно из толпы глазеющих, надсмехающихся людей выделяет мидинеток и приказчиков, людей продажных. Они даны на противопоставлении его верной преданной любви.

Любовь героя взаимная, счастливая. Он называет свою возлюбленную «милая», «нежная».Она переживает за героя, думает, что в мире жестокости, разврата он не выдержит - исчезнет его нежность, ласковость, а вместе с ними и сама любовь; она боится, что «день настанет, когда, взбесившись, разорвет он цепи, и побежит по улицам, и будет, как автобус, давить людей вопящих». Но герой успокаивает любимую, уверяя в том, что, несмотря ни на что, вопреки толпе, он останется прежним, а может быть, даже будет любить еще сильнее:

Нет, пусть тебе приснится он под утро

В парче и меди, в страусовых перьях,

Как тот, Великолепный, что когда-то

Нес к трепетному Риму Ганибала.

Поэт сравнивает свою любовь с Великолепным, слоном, который когда-то нес на своей спине Ганнибала. Появление этого последнего образа символично. Ганнибал - карфагенский полководец, живший в 247 или 246-183 до н. э.. Он дал себе клятву покорять всю свою жизнь Рим, при этом держал руку над пламенем и опалил ее. После ряда удач во 2-ой Пунической войне был побежден римлянами. И когда римляне окружили его дом, он выпил яд. Такова и любовь героя: она «не озлобится, не очерствеет», а станет сильнее и прекрасней (Великолепный - «в парче и меди, в страусовых перьях»). Его любовь гордая, сильная, красивая. Так, на протяжении всего стихотворения, происходит движение от беззащитности героя к невероятной силе и стойкости характера: трудности только закаляют его. Такая любовь победит любого врага («трепетный Рим»; трепетный - охваченный душевным трепетом, волнением!), ей не страшны никакие препятствия. Герой, подобно карфагенскому полководцу, дал клятву верности – и теперь выдержит все.

Стихотворение написано белым стихом, что приближает его к своеобразной притче о любви, ведь главный герой этого стихотворения - сама любовь, преданная, вечная, самоотверженная.

Стихотворение «Две розы» Гумилёв написал в 1911 г. Считается, что стихотворение, посвящённое рассуждениям о природе любви, написано под влиянием первого года жизни в браке с Ахматовой , к которому так стремился Гумилёв. По свидетельству Ахматовой, стихотворение было написано в альбом кузине Гумилёва, Марии Кузьминой-Караваевой, и ей же посвящено. Стихотворение было напечатано в сборнике «Чужое небо» (1912).

Литературное направление и жанр

В стихотворении представлены образы, которые можно трактовать как символы. Так что стихотворение – дань символизму. Для поэта важны не розы сами по себе, а розы как символическое воплощение любви, разных её типов или этапов (здесь мнения исследователей не совпадают). Эмблема – это и есть символическое обозначение чего-нибудь, в данном случае роза – эмблема страстности.

Жанр стихотворения – философская лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. В первой строфе Гумилёв раскрывает символическое значение образов розы. Благодаря этому и остальные образы нужно трактовать как символы, например, образ райского сада – Эдема.

В первой же строфе обозначено философское противоречие, которое конкретизируется в последней строфе в виде вопроса. Это противоречие заложено в самой природе страсти, связанной с земным и небесным.

Вторая строфа описывает любовь, страсть через изображение её символов – роз.

В третьей строфе лирический герой формулирует философский вопрос: если любовь божественна, близка к одному из таинств, то почему она так губительна?

Символическая картинка цветущих у ворот роз – это только иллюстрация к философским раздумьям лирического героя. Эти две части стихотворения сочетаются гармонично. Розы описывают первые две строки первой строфы, вся вторая и первая строка третьей строфы (всего 7 строк из 12). Выводы лирический герой делает во второй части первой строфы и в трёх строчках последней.

Тема стихотворения – рассуждения о двойственной природе любви.

Основная мысль: любовь – всеобъемлющее чувство, которое может проявляться по-разному в разном возрасте и у разных личностей. Но любовь всегда возвышает, наделяет любящего почти божественными качествами и возможностями.

Тропы и образы

В стихотворении важны все детали, даже самые мелкие. Розы расцвели не в самом Эдемском саду, а перед его воротами. Они только на «Пороге Знанья», только соприкасаются с божественным. Важно также, что розы две (это подчёркнуто и в названии). Очевидно, они растут по обе стороны ворот. Влюблённых всегда двое, но розы не влюблены друг в друга, они – женское воплощение любви. Лирический герой подчёркивает индивидуальность каждой страсти.

Нежно розовеющая роза (наречный эпитет) сравнивается со смущённой милым девой. Другая роза тёмно-красная. Этот цвет обозначен сразу и эпитетом пурпурная и глаголом рдеет . Метафора обожжена огнём любви ещё усиливает красный цвет.

Лирический герой не считает, что божественного знанья достойна только одна из роз. Оба этапа (или вида) любви приближают человека к Богу. Противительный союз а в начале третьей строфы подчёркивает равенство всех влюблённых перед Богом.

Стихотворение богато метафорами, связанными со страстностью. Метафора страстность – детище земли подчёркивает земную природу страсти. Метафора тайна страстного сгоранья – иносказание любви.

Символическое значение имеют в стихотворении образы роз, Эдемского сада, Порога Знанья. Порог Знанья – это символическое определение того, что случилось в Эдеме с Адамом и Евой. Съев запретный плод, человек стал знающим, как Бог (так обещал ему Змей, дьявол). По мысли Гумилёва, человек, охваченный страстью, как будто готов съесть запретный плод, стать богоподобным.

Влюблённый человек словно стоит на пороге райского сада. Это уже истоки акмеизма, или, как называли его по-другому, адамизма - направления, в котором образы и восприятие подобны незамутнённому восприятию Адама до грехопадения.

В стихотворении Гумилёв традиционно ассоциирует первородный грех с любовной связью, а не с вкушением запретного плода.

Всё стихотворение написано в высоком стиле, который обеспечивает церковнославянская лексика (Всевышний, Эдем, дева, страсть). Лирический герой, поднимая земную любовь до уровня церковного таинства, уравнивая её с венчанием, создаёт и предлагает читателю новую систему ценностей, отличную от христианских.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

«Две розы» Николай Гумилев

Перед воротами Эдема
Две розы пышно расцвели,
Но роза - страстности эмблема,
А страстность - детище земли.

Одна так нежно розовеет,
Как дева, милым смущена,
Другая, пурпурная, рдеет,
Огнем любви обожжена.

А обе на Пороге Знанья…
Ужель Всевышний так судил
И тайну страстного сгоранья
К небесным тайнам приобщил?!

Анализ стихотворения Гумилева «Две розы»

Романтик по натуре, Николай Гумилев умел наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Конечно, и у него были периоды душевного опустошения, когда он пытался наложить на себя руки из-за неразделенной любви к Анне Ахматовой. Однако брак с той, чьей благосклонности он добивался много лет, поставил точку в душевных муках поэта. Отныне Гумилев пообещал сам себе, что будет счастлив, что бы ни случилось, ведь судьба оказалась к нему благосклонной, подарив возможность быть рядом с любимым человеком.

Природа высоких чувств с ранней юности занимала Гумилева. Когда он был несчастлив, то считал, что любовь – это искушение и тяжелое испытание, которое нужно с честью выдержать. Однако, получив ответ на свои чувства, поэт осознал, что является самым счастливым человеком на свете. Именно под воздействием эйфории первого года совместной жизни с Ахматовой и было написано стихотворение «Две розы» (1911), в котором автор задается все тем же вопросом. Прибегая к иносказанию, автор переносит читателей к вратам Эдема – небесного сада, который принято считать входом в рай. Перед ними распускаются две розы, «страстности эмблема», и поэт недоумевает: почему именно здесь выросли эти цветы, которые являются олицетворением земных чувств.

Любовь для Гумилева существует в двух ипостасях. Первая из них представляет собой нежно-розовый цветок, который автор сравнивает со смущенной девой. Эта роза – символ зарождающихся чувств, несмелых взглядов и тайных помыслов. Вторая ипостась представляет собой то, что принято именовать единством страсти и любви. Это – ярко-красный цветок, наполненный чувственностью и имеющий греховную суть. По мнению Гумилева, такой розе не место у входа в Эдем, где правят бал умиротворение и целомудрие.

Однако обе розы находятся «на Пороге Знанья», переступив который, можно постичь тайный механизм любви, которая многогранна и удивительна по своей природе. В ней присутствуют не только страсть, радость и искушение, но и боль, разочарование, душевные муки. Но разобраться в этом запутанном клубке эмоций под силу далеко не каждому человеку. Особенно, если его мыслями и поступками руководит не разум, а сердце. Именно поэтому Гумилев приходит к выводу, что Всевышний «тайну страстного сгоранья к небесным тайнам приобщил», т.е. скрыл от простых смертных то, как именно зарождается любовь, и почему в одних случаях она дарит ощущение полета, а в других становится неподъемных грузом.

Считается, что двум ярким, сильным, талантливым личностям трудно ужиться под одной крышей, в браке с великим его "вторая половина" должна быть скромнее в собственных претензиях и посвятить себя служению божеству... Но и "половинки" без претензий не всегда могут составить счастье творца.
Поэт Николай Гумилев познакомился с Анной Ахматовой, тогда еще Аней Горенко, в 1903 году, когда ей было 14 лет. Девушка произвела на него такое впечатление, что он вскоре уверился - это высокая божественная любовь, это Муза, и когда Анна подросла - сделал предложение. Ему отказали... Но Гумилев вновь и вновь предлагал Анне свою руку и сердце. И даже дважды пытался свести счеты с жизнью от несчастной любви. При этом все долгие годы знакомства у Гумилева было множество других увлечений и даже страстных романов, но он-то сам считал, что это не стоящая внимания ерунда... Красавцем его никогда не считали, скорее напротив, но в харизматичности поэту было не отказать, дам к нему тянуло, и у Гумилева были все возможности для проделок в духе Дона Жуана.

Юная Анна

Пока Гумилев пил яд в Булонском лесу, где его потом находили в бессознательном состоянии и несли спасать, Анна со своей стороны страдала от неразделенной любви. Она была увлечена приятелем брата, петербургским аристократом Владимиром Голенищевым-Кутузовым. Но, увы, без взаимности.
В 1910 году она все-таки согласилась на брак с Гумилевым. От отчаяния... Когда жених спрашивал Анну - любит ли она его, честно отвечала: "Нет, но считаю Вас выдающимся человеком". Родственники жениха на свадьбу не явились - Анна им не нравилась, и в то, что брак Николая всерьез и надолго, они не верили. Анна отвечала им взаимной нелюбовью. Однако, к браку она поначалу отнеслась всерьез, несмотря на непогасшую любовь к другому.

« Я отравлена на всю жизнь, горек яд неразделённой любви! Смогу ли я снова начать жить? Конечно, нет! Но Гумилёв — моя Судьба, и я покорно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете. Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной », - написала она позже дальнему родственнику.

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий
И смел и горд - я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.

(Николай Гумилев. «Она»)

Молодый супруги оказались людьми совсем разными, каждый со своими вкусами, взглядами привычками. Началась тайная и явная борьба за самоутверждение, за независимость, за первенство... А казалось бы, у двух поэтов было много общего, и темы для разговоров не надо было долго искать. Но разговоры быстро перерастали в ожесточенные споры о поэзии... Но Гумилев как раз считал, что для одной семьи достаточно одного поэта! "Муж и жена пишут стихи - в этом есть даже что-то комическое!" - говорил он Анне. И советовал заняться чем-нибудь другим, "танцами, например"... Анна же любила поддеть мужа, мимолетом подчеркнув, что пишет лучше, чем он. А в стихах назвала его "соловьем безголосым". Гумилева это бесило.

На утре памяти неверной
Я вспоминаю пестрый луг,
Где царствовал высокомерный,
Мной обожаемый индюк.

Была в нем злоба и свобода,
Был клюв его как пламя ал,
И за мои четыре года
Меня он остро презирал.
(Николая Гумилев, из стихотворения "Индюк", адресованного Анне Ахматовой)

Даже шуточные стихи полны обожания. Анна никогда (во-всяком случае, при жизни Гумилева) не писала о нем столь восторженно.

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
...А я была его женой. -

Истерики угнетали Николая. И не только его. Когда их маленькому сыну Льву задавали вопрос, кто его папа и мама, он отвечал: "Папа поэт, а мама истеричка".

Увлечения Гумилева прекрасными дамами продолжались. Анна иногда над этим подшучивала, особенно, когда муж по ее мнению плохо выбирал. Николай любил рассказывать, как получив от Анны согласие на брак, он сразу "бросил два романа". "А третий не бросил! - поддевала его Анна. - С Орвиц Занетти! Он как раз на то время пришелся!"
С баронессой де Орвиц Занетти, парижской знакомой, Гумилева связывали отношения, вдохновлявшие его на многозначительные стихи:

Мазурки стремительный зов раздавался,
И я танцевал с куртизанкой Содома,
О чем-то грустил я, чему-то смеялся,
И что-то казалось мне странно знакомо...

Я многое понял в тот миг сокровенный,
Но страшную клятву мою не нарушу.
Царица, царица, ты видишь, я пленный,
Возьми мое тело, возьми мою душу!
(стихотворение "Царица Содома", позже переименованное в "Маскарад")

Случались и громкие романы в Петербурге.
В конце 1912 года в Петербурге, в поэтическом кафе "Бродячая собака", где отмечали юбилей Бальмонта, Гумилев познакомился с актрисой Ольгой Высотской. Ольга в то время жила с Мейерхольдом, но Гумилев затмил все и всех. Вспыхнул стремительный роман, в октябре 1913 года Ольга родила от Гумилева сына.

Перед родами Ольга уехала к родителям в Москву, а потом с ребенком - в их маленькое имение в Курской губернии. При всей свободе нравов в творческой среде, незаконнорожденный ребенок все-таки был проблемой для молодой женщины. Получив известие о рождении сына, Гумилев пообещал Ольге приехать осенью 1914 года, дав себе срок разобраться в самом себе и что-то решить...
Но началась Мировая война.

Продолжение следует.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!