Эдикт генриха 4. Нантский эдикт

l"édit de Nantes ) - закон, даровавший французским протестантам -гугенотам вероисповедные права. Издание эдикта завершило тридцатилетний период Религиозных войн во Франции и положило начало столетию относительного межконфессионального мира, известного как «Великий век ». Эдикт был составлен по приказанию французского короля Генриха IV Бурбона и утверждён в Нанте (13 апреля 1598 года). Отменён Людовиком XIV в 1685 году .

Положения

Нантский эдикт состоял из 93 статей и 36 секретных постановлений; последние не были рассмотрены парламентами и не внесены в их протоколы. Изданию его предшествовали бесчисленные жалобы гугенотов и продолжительные переговоры с ними короля. Ни один эдикт XVI века в Западной Европе не предоставлял такой обширной веротерпимости , как Нантский. Впоследствии он дал повод обвинять гугенотов в том, что они образуют государство в государстве .

Нантский эдикт даровал полное равноправие католикам и протестантам. Первая статья эдикта предавала забвению события Религиозных войн и запрещала любое упоминание о них.

I. … воспоминание обо всём, что произошло с той и с другой стороны с начала марта 1585 года до нашего коронования и в течение других предшествующих смут, будет изглажено, как будто ничего не происходило. Ни нашим генеральным прокурорам, ни иным лицам, государственным и частным, не будет дозволено никогда и ни по какому поводу упоминать об этом…

- «Нантский эдикт»

Третья статья эдикта вводила католическое богослужение всюду, где оно было прекращено. Одновременно в тех городах и селах, где гугенотам разрешалось совершать богослужение до 1597 года , было восстановлено это право.

III. Повелеваем, чтобы католическая апостольская римская религия была восстановлена во всех местах нашего королевства… где отправление её было прервано и да исповедуется она мирно и свободно без всяких смут и препятствий.

Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства и подчинённых им областях без преследований и принуждений делать что-либо в деле религии противное их совести; их не будут по этому поводу разыскивать в домах и местах, где они пожелают жить…

- «Нантский эдикт»

Католическому духовенству возвращались все его прежние права и имения. Кальвинизм допускался всюду, где был раньше. Все дворяне, занимавшие высшие судебные должности, имели право совершать кальвинистское богослужение и допускать к нему посторонних лиц. В замках простых дворян разрешалось протестантское богослужение, если число протестантов не превышало 30 человек и если замки не находились в местности, где владельцы-католики пользовались правом верховного суда.

Кальвинистское богослужение было воспрещено формально в Париже и некоторых городах, закрытых для него на основании ранее заключенных капитуляций; но протестантам разрешалось там жить. Во всех остальных местах гугеноты могли иметь церкви, колокола, школы, занимать общественные должности. Было воспрещено по религиозным мотивам лишать родственников наследства, нападать на гугенотов и склонять их детей к переходу в католицизм. Все приговоренные к наказанию за религиозные убеждения были помилованы.

Правительство обязалось помогать гугенотам субсидиями на школы и церкви. Кроме того, гугенотам предоставлялся ряд привилегий политического, судебного и военного характера: им дозволялось созывать периодические собрания (консистории, синоды), содержать при дворе депутатов для представления прошений и жалоб через Сюлли , Морнэ и д’Обинье . В Париже была учреждена судебная палата (Chambre de l’Edit ) для протестантов Нормандии и Бретани , в Кастре - для Тулузского округа, в Бордо и Гренобле - смешанные палаты (Chambres miparties ), для протестантов Прованса и Бургундии .

Изгнанникам дозволялось вернуться на родину. Во власти гугенотов были оставлены на 8 лет 200 крепостей и укрепленных замков, принадлежавших им до 1597 года (places de sûreté – места безопасности); гарнизоны содержались здесь на счёт короля, а начальники были подчинены гугенотам. Главные крепости были: Ла-Рошель , Сомюр и Монтобан . Гугенотской депутации король прямо сказал, что крепости пригодятся им в случае возможной отмены Нантского эдикта его преемниками…

Папа назвал Нантский эдикт нечестивым. Гугеноты требовали ещё большего, толкуя эдикт в смысле расширения его содержания.

Генрих IV с большим тактом убедил парламенты внести эдикт в свои протоколы; только Руанский парламент упорствовал вплоть до 1609 года. Скрепив эдикт большой государственной печатью, Генрих назвал его «вечным и неотменяемым», охранял его от неправильных толкований, иногда ограничивая его или расширяя временно, в особенности по отношению к сроку принадлежавших гугенотам крепостей.

При Людовике XIII

При воцарении Людовика XIII регентство утвердило Нантский эдикт, постановив, что он должен «соблюдаться нерушимо». Хотя Ришельё и отнял у протестантской партии её политическое влияние, но принцип веротерпимости оставался в силе.

В 1629 году в Але, после завершения локальной войны с гугенотами, был издан Нимский эдикт , повторявший статьи Нантского эдикта. После смерти Людовика XIII была издана (8 июля 1643 года) декларация, в которой протестантам предоставлялось свободное и неограниченное исповедание их религии и Нантский эдикт утверждался, но уже с оговоркой: «насколько это оказывалось нужным». Людовик XIV заявил в декларации 21 мая 1652 года: «Я желаю, чтобы гугеноты не переставали вполне пользоваться Нантским эдиктом».

Отмена

Подчинившись поневоле Нантскому эдикту, католическое духовенство при Людовике XIV старалось всеми мерами уничтожить его или парализовать его значение. С 1661 года возобновились религиозные гонения. В 9-й статье Нантского Эдикта разрешено было богослужение в тех местах, где оно совершалось в 1596 и 1597 гг. На этом основании католики стали разрушать в других местах протестантские церкви. 2 апреля 1666 г. Людовик издал декларацию, в которой уничтожался принцип свободы, признанный Нантским Эдиктом. 17 октября 1685 года Людовик XIV подписал в

План
Введение
1 Положения
2 При Людовике XIII
3 Отмена

Введение

Нантский Эдикт (фр. Édit de Nantes ) - закон, даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права. Издание эдикта завершило тридцатилетний период Религиозных войн во Франции и положило начало столетию относительного мира, известного как «великий век». Эдикт был составлен по приказанию французского короля Генриха IV и утверждён в Нанте (13 апреля 1598 года). Отменён Людовиком XIV в 1685 году.

1. Положения

Нантский эдикт состоял из 93 статей и 36 секретных постановлений; последние не были рассмотрены парламентами и не внесены в их протоколы. Изданию его предшествовали бесчисленные жалобы гугенотов и продолжительные переговоры с ними короля. Ни один эдикт XVI века в Западной Европе не предоставлял такой обширной терпимости, как Нантский. Впоследствии он дал повод обвинять гугенотов в том, что они образуют государство в государстве.

Нантский эдикт даровал полную равноправность католикам и протестантам. Первая статья эдикта вводила католическое богослужение всюду, где оно было прекращено. Католическому духовенству возвращались все его прежние права и имения. Кальвинизм допускался всюду, где был раньше. Все дворяне, занимавшие высшие судебные должности, имели право совершать кальвинистское богослужение и допускать к нему посторонних лиц. В замках простых дворян разрешалось протестантское богослужение, если число протестантов не превышало 30 человек и если замки не находились в местности, где владельцы-католики пользовались правом верховного суда.

В городах и селах, где гугенотам разрешалось совершать богослужение до 1597 года, было восстановлено это право. Кальвинистское богослужение было воспрещено формально в Париже и некоторых городах, закрытых для него на основании и заключенных капитуляций; но протестантам разрешалось там жить. Во всех остальных местах гугеноты могли иметь церкви, колокола, школы, занимать общественные должности. По религиозным мотивам было воспрещено лишать родственников наследства, нападать на гугенотов и склонять их детей к переходу в католицизм. Все приговоренные к наказанию за религиозные убеждения были помилованы.

Правительство обязалось помогать гугенотам субсидиями на школы и церкви. Кроме того, гугенотам предоставлялся ряд привилегий политического, судебного и военного характера: им дозволялось созывать периодические собрания (консистории, синоды), содержать при дворе депутатов для представления прошений и жалоб через Сюлли, Морнэ и д’Обинье. В Париже была учреждена судебная палата (Chambre de l’Edit) для протестантов Нормандии и Бретани, в Кастре - для Тулузского округа, в Бордо и Гренобле - смешанные палаты (Chambres miparties), для протестантов Прованса и Бургундии.

Изгнанники были возвращены на родину. Во власти гугенотов были оставлены на 8 лет 200 крепостей и укрепленных замков, принадлежавших им до 1597 года (places de sûreté); гарнизоны содержались здесь на счёт короля, а начальники были подчинены гугенотам. Главные крепости были: Ла-Рошель, Сомюр и Монтобан. Папа назвал Нантский эдикт нечестивым. Гугеноты требовали ещё большего, толкуя эдикт в смысле расширения его содержания.

Генрих IV с большим тактом убедил парламенты внести эдикт в свои протоколы; только руанский парламент упорствовал до 1609 года. Скрепив эдикт большой государственной печатью, Генрих назвал его «вечным и неотменяемым», охранял его от неправильных толкований, иногда ограничивая его или расширяя временно, в особенности по отношению к сроку принадлежавших гугенотам крепостей.

2. При Людовике XIII

При воцарении Людовика XIII регентство утвердило Нантский эдикт, постановив, что он должен «соблюдаться нерушимо». Ришельё отнял у протестантской партии её политическое влияние, но принцип веротерпимости остался в силе.

В 1629 году в Але после завершения войн с гугенотами был издан Нимский эдикт (édit de grâce), повторявший статьи Нантского эдикта. После смерти Людовика XIII была издана (8 июля 1643 года) декларация, в которой протестантам предоставлялось свободное и неограниченное исповедание их религии и Нантский эдикт утверждался, «насколько это оказывалось нужным». Людовик XIV заявил в декларации 21 мая 1652 года: «Я желаю, чтобы гугеноты не переставали вполне пользоваться Нантским эдиктом».

Подчинившись поневоле Нантскому эдикту, католическое духовенство при Людовике XIV старалось всеми мерами уничтожить его или парализовать его значение. С 1661 года начались религиозные гонения. 17 октября 1685 года Людовик XIV подписал в Фонтенбло эдикт об отмене Нантского эдикта.

Литература

· Élie Benoit, «Histoire de l’Édit de Nantes»;

· Bernard, «Explication de l’Édit de Nantes» (H., 1666);

· Meynier, «De l’exécution de l’Édit de Nantes dans le Dauphiné»

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Век Нантского эдикта , утвержденного в 1598 году и даровавшего французским протестантам равные права с католиками, оказался недолог — в 1685 году отменил его.

Нантский эдикт - закон, даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права. Издание эдикта завершило тридцатилетний период Религиозных войн во Франции и положило начало столетию относительного межконфессионального мира, известного как «Великий век». Эдикт был составлен по приказанию французского короля Генриха IV Бурбона и утверждён в Нанте. Отменён Людовиком XIV в 1685 году.

Почти всю вторую половину XVI века Францию сотрясали религиозные войны (всем известная Варфоломеевская ночь, открывшая четвертую из них, как раз относится к этой эпохе). Краткие периоды затишья сменялись военными действиями, по стране бродили армии католиков и гугенотов (так здесь называли кальвинистов), никто не хотел уступать, народ изнемогал.

Принятие Нантского эдикта

К концу столетия всем стало ясно, что это противостояние превращается в дурную бесконечность, и король Генрих IV, в недавнем прошлом один из лидеров гугенотов, в 1593 году принявший католицизм, в 1598 году подписал в Нанте эдикт о веротерпимости, по условиям которого кальвинисты оказались уравнены в правах с католиками, получивший у историков название Нантский Эдикт , по названию города где был принят.

По условиям Нантского Эдикта гугенотам разрешалось иметь собственные военные силы; король оставил в их руках около 200 крепостей и замков — как он сам заявил, на случай, если его преемникам вздумается вновь притеснять гугенотов.

Генрих IV как в воду смотрел. Ибо чем хороша абсолютная власть для ее носителя? Правильно: тем, что монарх вправе как принимать любые законы, так и отменять их. Впрочем, положения Нантского эдикта с большим или меньшим успехом действовали почти на протяжении столетия.

Отмена Нантского эдикта

В 1620-х годах, при Людовике XIII, возобновились военные стычки на религиозной почве (вспомним «Трех мушкетеров»), но были быстро «умирены» — с некоторой модернизацией Нантского эдикта в пользу католиков. Людовик XIV в начале 1660-х годов, то есть когда стал не номинальным, а реальным правителем Франции, еще говорил о необходимости придерживаться положений Нантского эдикта как гарантии мирной гражданской жизни, однако вся его дальнейшая деятельность шла вразрез с этим утверждением.

Статьи договора последовательно отменялись или переписывались — до тех нор, пока король в 1685 году не объявил о том, что отныне Нантский эдикт утрачивает свою правовую силу — под тем предлогом, что «лучшая и большая часть наших подданных, называвших себя реформатами, с радостью вернулась в лоно католической Церкви» (это была ложь).

Эдикт об отмене Нантского эдикта подготовил канцлер Мишель Летслье, убежденный противник протестантизма. Начался массовый исход гугенотов из Франции.

Выдержки из Указа об отмене Нантского Эдикта

Октябрь 1685 г.

Ст. 1. Объявляем, что мы… настоящим нашим эдиктом, вечным и несменяемым, упразднили и отменили, упраздняем и отменяем эдикт короля (Генриха IV), нашего предка, данный в Нанте в апреле 1598 года… Вследствие сего мы желаем и нам угодно, чтобы все храмы исповедующих так называемую реформированную религию, находящиеся в нашем королевстве, провинциях и сеньериях, были немедленно разрушены.

Ст. 2. Запрещаем нашим подданным так называемой реформированной религии собираться для отправления названной религии в каком бы то ни было месте или частном доме под каким бы то ни было предлогом…

Ст. 3. Равным образом, запрещаем всем сеньерам, какого бы ранга они ни были, отправлять ее в своих домах и фьефах, какого бы рода ни были эти фьефы, под угрозой наказания всем нашим подданным, отправляющим эту религию, лишением прав и имущества.

Ст. 4. Повелеваем всем служителям названной религии, именующей себя реформированной, которые не пожелают обратиться к католической, апостольской римской религии, выехать из нашего королевства и подвластных нам земель в течение двух недель после опубликования нашего настоящего эдикта без права проживать долее этого срока и без права в течение этого времени проповедывать, поучать или совершать другие службы под страхам ссылки на галеры.

Ст. 5. Изъявляем свою волю на то, чтобы те из упомянутых служителей, которые обратятся в католичество, продолжали пользоваться в течение всей своей жизни, а их вдовы после их смерти, пока они будут во вдовстве, теми же самыми изътиями от платежа тальи и военных постоев, которыми они пользовались, пока отправляли обязанности служителей: а кроме того, мы распорядимся об уплате названным служителям, также в течение всей их жизни, пенсии, которая на одну треть будет выше, чем-то вознаграждение, которое они получали в качестве служителей, при чем их жены также будут пользоваться после их смерти половиной этой пенсии, пока они будут во вдовстве.

Ст. 7. Запрещаем специальные школы для образования детей так называемой реформированной религии и все вообще какие бы то ни было меры, которые могли бы означать какую бы то ни было уступку в пользу названной религии.

Ст. 8. Что касается детей, которые родятся у лиц, принадлежащих к так называемой реформированной религии, то мы желаем, чтобы отныне над ними совершалось крещение приходскими (католическими) священниками. Для каковой цели повелеваем их отцам и матерям посылать их в церкви (католические), под страхом штрафа в 500 ливров и даже выше в случае правонарушения. И затем дети будут воспитаны в римско-католической апостольской религии, за чем повелеваем следить местным судьям.

Ст. 10. Категорически и повторно воспрещаем всем нашим поданным так называемой реформированной религии выезжать, им, их женам и детям из пределов нашего королевства, областей и земель, нам подвластных, а равно вывозить свое имущество, под страхом ссылки на галеры для мужчин и лишения свободы и конфискации имущества для женщин.

Французская республика всегда провозглашала разделение Церкви и государства. В отличие от других европейских стран, где религия является неотъемлемой частью жизни политической и общественной, Франция стремилась принимать законы руководствуясь в первую очередь светскими мотивами. Однако, так было не всегда. Еще 400 лет назад отмена Нантского эдикта (1685 г.) повлекла за собой жестокие репрессии протестантов. Возможность проведения такой политики свидетельствует о том, что в XVII веке церковь была неотделима от государства. 18 октября 1685 г. Людовик XIV подписал эдикт Фонтенбло, который запрещал отправление протестантских обрядов на территории всего французского королевства. Отныне обязательной становилась одна единственная религия, религия, которую исповедовал сам король - католицизм. Таким образом, Нантский эдикт, подписанный в 1598 г. был отменен.

Генрих IV, подписывая Нантский эдикт, освобождал протестантов от обязанности посещать католические службы, а также предоставлял право иметь свои укрепленные города и крепости и вооруженную армию. Однако, эта миротворческая деятельность всегда рассматривалась властью, как временная мера. В продолжении всего XVII в. статус протестантов претерпевал серьезные изменения, и положение их все больше ухудшалось. С 1626 г., времени заключения мира в Алесе, Людовик XIII отменяет одну из важнейших статей Нантского эдикта - разрешение на создание собственной армии.

Начиная с правления Людовика XIV (имеется ввиду личное его правление, без регентства, начавшееся в 1661 г.) политическое и социально-экономическое положение протестантов ухудшается. Вплоть до 1685 г. Нантский эдикт официально действует на всей территории страны, однако исполнение его положений становится все более и более затруднительным, принимаются многочисленные поправки и ограничительные условия. Между 1661 и 1679 гг. Королевский совет принимает около двенадцати ограничительных эдиктов, которые свидетельствует о переходе от политики толерантности к настоящему деспотизму. Все эти поправки были собраны в своего рода антологию, получившую название «Католические решения» и опубликованную в 1668 г.

Идея о том, что необходимо покончить с реформатской религией во Франции, родилась не только в умах королевских министров. Из провинции, в основном из областей, где протестанты были представлены наиболее широко (Нижний Лангедок, Беарн, Севенны, Виваре, Дофине) стали все чаще поступать жалобы от епископов, интендантов, парламентариев на местах и просто ревностных католиков на гугенотов, которые, по словам местного населения, стремились к свержению королевской власти. Реформистов обвиняли во всех смертных грехах: они-де плохие подданные и хотят убить короля (не они ли казнили Карла I в 1649 г.?), они - республиканцы и враги короля и честного народа. Конечно, все это были выдумки, начиная с 1629 г. более полутора миллионов протестантов, проживающих на территории Франции не имеют более никакой власти и влияния в собственной стране, они не могут даже открыто выражать своего мнения в избирательных органах. «Гугенотская республика», которую предполагалось организовать по примеру Соединенных Провинций, так и осталась мечтой. Беспочвенными оказались и обвинения в нелояльности, гугеноты были одними из самых преданных сторонников молодого Людовика XIV во время Фронды (1648-1653 гг.).

В 80-е годы XVII в. усиливаются репрессии против протестантов, а также против отдельных недовольных на местах и в провинциях. Монархия стремится все больше абсолютизироваться свою власть. Продолжая политику Ришелье и Мазарини, Людовик XIV стремиться унифицировать государственное устройство, чтобы все поданные подчинялись одному только монарху и были все одной веры. Протестанты плохо вписывались в подобные прожекты. Кроме того, король подозревал их лидеров в сношениях с протестантами других стран, думая, что они готовят мятеж против его особы.

Репрессии против гугенотов хорошо отражают контекст эпохи. В 1678 г., подписанный в Нимвегене мирный договор, положил конец Голландской войне, в которой Франции противостояла огромная протестантская страна. Несмотря на то, что Франция потеряла множество захваченных ею ранее территорий, ей были переданы Эльзас и Лотарингия, а также и другие земли по Рейну. Все это упрочило авторитет королевской власти. Кроме того король получил поддержку от французского духовенства в его конфликте с папой Иннокентием XI, который разворачивается примерно в это же время. В 1682 г. высшие церковные иерархи создали Декларацию в четырех статьях , в которой провозглашалась независимость короля Франции от папства. Был выпущен и еще один документ под названием Пастырское предостережение , в котором протестанты обвинялись в схизме.

Теперь, когда власть короля была абсолютной, когда католическая вера признавалась единственной правильной в государстве, обвинение в измене было страшнее, чем обвинение в ереси. Гугенотов казнили не столько за то, что они плохие христиане, сколько за то, что они не хотели признавать абсолютную власть короля, то есть становились мятежниками и врагами народа.

С июля 1682 г. по октябрь 1685 из королевской канцелярии выходит восемьдесят три ограничительных указа, касающихся протестантов. Например, согласно указу от 30 августа 1682 г. им запрещалось собираться вместе и петь где-либо кроме храмов, при обязательном присутствии пастора. Полиции вменялось в обязанность следить за исполнением данного указа. Параллельно, храмы уже выстроенные гугенотами уничтожались.

Жертвы сегрегации, проводимой королем, гугеноты оказались вне закона в собственной стране. В августе 1683 г. были запрещены смешанные браки между католиками и гугенотами, в октябре 1685 г. вышел указ о занятиях, дозволенных протестантам. Из разрешенных профессий остались только земледелие и торговля. Протестанты, конечно, не оставались безучастными свидетелями подобного обращения. Везде где только можно, с помощью разных средств организуется сопротивление. Основными формами протеста были массовые голодовки и мирные манифестации. Реакцией короля было лишь усиление репрессий. В Пуату в 1681 г., в Дофине, Севеннах и Нижнем Лангедоке в 1683 г., а затем в продолжении 1685-1686 гг. вводится военное положение, что означает, что солдат расквартировывают непосредственно в домах протестантов. Миссия армии в данном случае - вернуть их в лоно католической церкви. Подобная политика получила название драгонады, результат ее - несколько тысяч погибших и вынужденное бегство 200 000 человек.

Осенью 1685 г. король получает известие о том, что протестанты массово переходят в католичество. Теперь он может официально упразднить Нантский эдикт, поскольку необходимость в нем отпала. Стране король объявил следующее: «мы видим, что лучшая и большая часть наших подданных, называвших себя реформатами, с радостью вернулась в лоно католической церкви; отсюда полагаем, что исполнение Нантского эдикта становится бесполезным».

Эта правовая фикция, тем не менее, была воспринята во Франции, как законная и необходимая, что вновь способствовало росту авторитета Людовика XIV, который теперь по праву считался собирателем земель и самым католическим монархом. Этот авторитет, однако, укрепился только на территории Франции. В соседних государствах образ короля, напротив, потускнел, чему нимало способствовали протестантские беженцы, наводнившие всю Европу. Среди беженцев было много людей сведущих, ремесленников и книжников. Именно они пустили стрелы сарказма и критики в сторону французского короля, сравнивая его с Навуходоносором. Иродом и даже с самим дьяволом.

В 1686 г. в своем труде Свершение пророчеств пастор Пьер Журио предрек свержение французского короля, которое последует за его решением разгромить Курпфальц (1688-1689 гг.). Тогда, писал Журио, Европа призовет Людовика к ответу. В самой Франции также раздавались голоса против всеобщей католизации, Вобан в своих «Мемуарах памяти гугенотов » (1689 г.) критикует стремление короля властвовать умами, но не телами».

С 1702 по 1713 гг. власти жестоко подавляют восстание протестантов, охватившее Севенны. Участники восстания получили название камизаров, по белым рубашкам, надеваемых поверх одежды. Однако, полностью подчинить камизаров Людовику XIV не удается, и он вынужденно идет на уступки. Все больше французов видят в нем тирана, а не поборника религии.

Только спустя сто лет протестанты смогли наконец получить свободу исповедовать свою религию. Она была дарована им в 1789 г. Последовавшая вскоре Французская революция и вовсе объявила все религии равными между собой и позволила каждому гражданину выбирать себе веру по душе.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!