Учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему: Вопросы и задания для работы над повестью Н.М.Карамзина "Бедная Лиза"

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

Часть 1.

  1. Вы прочитали повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”. О чём это произведение? Охарактеризуйте в 2 – 3 предложениях его содержание.
  2. От какого лица ведётся повествование?
  3. Какими вы увидели главных героев? Как к ним относится автор?
  4. Дайте краткую характеристику героям произведения.
  5. Как развивались их отношения?
  6. Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему?
  7. Как разрешается конфликт в повести?
  8. Похожа ли повесть Карамзина на произведения классицизма?
  9. Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика?
  10. В чем смелость, новизна позиции автора?

Часть 2.

Это общественное благо, и это гораздо более доступно. Но земля, в отличие от ландшафта, «удерживается» землевладельцами. Все чаще люди задаются вопросом, как обойти и почему это не коллективный ресурс. Как организмы определенной продолжительности жизни, - пишет Джеймсон в «Валенцах диалектики», - мы слабо помещены как биологические индивиды, чтобы наблюдать более фундаментальную динамику истории, мельком видеть тот или иной неполный момент, который мы спешим перевести во вселенную, слишком человеческие условия успеха или неудачи.

Но ни стоическая мудрость, ни напоминание о долгосрочном взгляде не являются действительно удовлетворительными ответами на эту своеобразную экзистенциальную и гносеологическую дилемму, сравнимую с научно-фантастическим существом, населяющим космос, у которого нет органов для восприятия или идентификации. Возможно, только признание этой радикальной несоизмеримости между человеческим существованием и динамикой коллективной истории и производства способно порождать новые виды политических установок; новые виды политического восприятия, а также политического терпения; и новые методы для декодирования возраста, а также чтение незаметных толчков внутри него непостижимого будущего.

  1. Город, в котором происходят описываемые события?
  2. Главные герои повести.
  3. Какие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве?
  4. Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери?
  5. О чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в город?
  6. Прошло несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз Лизы?
  7. Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?
  8. Что поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого отсутствия?
  9. Прошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день?
  10. Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»?
  11. Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст?
  12. Как сложилась жизнь Эраста?

Тест

Среди своих реквием для неолиберальной Англии Робинсон в руинах дает нам некоторые намеки на эти незаметные толчки и непостижимое будущее. Однако Патрик Кейллер не отказывается от элемента гибридизации, свойственного его предыдущей работе: он представляет британского рассказчика, который, как рассказчик Лондона и Робинсон в космосе, прибывает из-за границы, что дает ему преимущество внешнего вида. Она возвращается из Арктики и представляет свой личный и профессиональный проект в качестве миссии: она будет искать жилье со своим компаньоном, что приведет ее к пересмотру страны, чтобы провести ряд уроков, Она обнаруживает, что самые ветхие города в Европе находятся в Британии, где она хочет поселиться, и удивляется, что новые технологии, которые вторглись в жизнь людей во многих других областях, не используются для улучшения ситуация.

I уровень:

1. По характерным признакам определите идейно-эстетическое направление художественного метода в русской литературе XVIII века:

1) Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, конфликт между чувством и долгом.
2) Изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности, культ чувства, трогательность, чувствительность, искание идеального образа «жизни вне цивилизации»

С распространением онлайн-транзакций и электронных обменов отсутствие воображения, гибкость ума и мобильность являются серьезной угрозой для любой эволюции наследия недвижимости. Не хватает домов для всех, и те, которые существуют, не всегда соответствуют основным стандартам комфорта. Поэтому экономика не производит то, что нужно большинству жителей, а состояние жилья отражает отношение к социальным отношениям страны: отсутствие инициатив даже самых известных национальных архитекторов и Снижение цен на предлагаемые проекты является симптомом отсутствия доверия и отставки, вызванных десятилетиями экономического и политического бесхозяйственности.

А) сентиментализм б) классицизм

2. Каков жанр произведения Карамзина?

А) рассказ б) повесть в) роман г) быль

3. Возле какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из произведения Карамзина?

А) Раифского б) Зилантова в) Симонова

4. Какого цвета глаза у героини Карамзина?

А) голубые б) зеленые в) серые г) карие

Мартин Паули говорит об ухудшении общественного облика архитектора. На Западе мы привыкли видеть выгоды в экономической реальности, определяемой рынком. Но на данный момент есть что-то, что рынок не производит. Это тот, который все хотят. История архитектуры страны вызвана представлением старых, часто викторианских домов, но подчеркнутые элементы тщательно подобраны для поддержки критического момента и не жертвуют любовью к старым зданиям, которые, по-видимому, размывают Многие британские наблюдатели видят посещение музея под открытым небом, чтобы показать, что введение сборных элементов восходит к семнадцатому столетию, что делает невозможным создание современных архитекторов еще более неприемлемым. простые дома для строительства и дешевые.

5. Где произошло первое свидание Лизы и Эраста?

А) на берегу Москвы – реки б) на берегу озера в) на опушке леса г) в Москве

6. От какого лица ведется повествование?

А) от первого б) от второго в) от третьего

II уровень:

7. Какие эпитеты использует Карамзин, говоря о своей героине?

8. Чему научили отец и мать Лизу?

9. Найдите фразу, в которой заключена главная черта сентиментализма?

Точно так же фильм фокусируется на знаменитом «Искусстве и ремесле» Уильяма Морриса, чтобы показать противоречие: вдохновленный европейским дизайном и Баухаусом, именно в Великобритании почти исключительно ссылка для среднего класса выше. Эта пересмотренная история чередуется с материалами архивных архитектурных утопий, такими как исследования Ричарда Бакминстера Фуллера, «Новый Вавилон» Константа Ньювенхвиуса или движение «Архиграмм». Все эти инициативы имеют общее сходство, что они начали думать о том, как производить более дешевые, лучше адаптированные дома, не стремясь к постоянству, но они по существу остаются на теоретической стадии.

III уровень

10. Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? (дайте развернутый ответ)

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»

1. Особенность языка произведений Карамзина в том, что:

А) писатель приблизил его к живой разговорной речи;

Б) писатель использовал только «высокую» лексику;

В) писатель ввел в активное употребление заимствованные из других языков слова.

Рассказчик, тем временем, узнал урок ледяных домов, наблюдаемых во время ее полярного пребывания, которые позволяют жителям лучше адаптироваться к их ситуации в данный момент, не претендуя на то, чтобы продержаться. Документальный фильм о том, что большие имена в современной британской архитектуре, такие как Ричард Роджерс или Норман Форстер, известный на международной арене, так мало призваны на помощь. Даже перспективный проект, такой как «Деревня Гринвич-Миллениум» под руководством Ральфа Эрскина, не выполняет все свои обещания, когда сталкивается с реальностью строительства.

2. Жанр «Бедной Лизы»

А) очерк;

Б) повесть;

В) рассказ.

3. Художественное своеобразие сентиментализма, основоположником которого в России был Карамзин, состоит:

А) в изображении внутреннего мира и чувств человека;

Б) в изучении личностных качеств человека;

В) в воспитании внешней красоты человека.

4. Задача повествователя в «Бедной Лизе»:

Этот последний пример недавно был разработан журналистом Оуэном Хетерли, для которого городская среда нового тысячелетия - не что иное, как расточительство и абсурдность, и чья работа соответствует работе Патрика Кейлера. Комиссия за эту Деревню Тысячелетия была отдана Ральфу Эрскину, который все еще высоко ценился за Байкер-стрит в Ньюкасле. Документальное письмо Патрика Кейлера, очевидно, является частью давней последовательной критики и протеста, наиболее значимых элементов, о которых мы упоминали.

Более того, режиссер обнаружил тревожную форму, чтобы выразить очень совершенные убеждения: рассказчик принимает точку зрения Робинсона или, в случае «Развязанного жилища», рассказывает свою собственную историю и показывает в то же время опыт Патрик Кейллер. Фильмы требуют подотчетности на институциональном и индивидуальном уровне. Очень медленный ритм трилогии и краткий тон повествования свидетельствуют о маразмах; они парадоксально не маскируют актуальность ситуации и, как представляется, способствуют осознанию состояния нашей окружающей среды, которое бросает вызов искушению отставки или пассивности.

А) осветить события, не выражая своей позиции;

Б) дать событиям субъективно-эмоциональную оценку;

В) исторически точно передать особенности быта жителей Москвы конца VIII века.

5 Портрет Эраста отражает:

А) только внешность героя;

В) внешность, образ жизни героя, особенности его характера.

6. Карамзин противопоставляет главных героев – Лизу и Эраста:

Точка зрения тем более подрывна, поскольку она окрашена самоуничижением, иронией или поэзией, потому что Патрик Кейллер не стесняется приглашать Чарльза Бодлера или Артура Рембо для иллюстрации его прогулок. Для Патрика Кейлера фильм - лучший способ привлечь нас к архитектуре, представить ее и определить ее. Его документальные фильмы пересматривают архитектурное наследие и в то же время пересматривают историю через архитектуру. Они в этом смысле и истории строительства и реконструкции истории.

Кэйлер вдохновлен и отличается от своих предшественников; он утверждает влияние Криса Маркера, но отходит от него, используя фиксированные снимки, которые захватывают момент и место, где разворачивается повествование истории. Прогулка, прогулка, движение привилегированы во времени и пространстве, интертекстуальность просветляет нас и теряет нас по очереди. Робинсон обращается к Даниэлю Дефо, но Патрик Кейллер иногда утверждает, что скорее упомянул о персонаже с тем же именем в «Америке» Франца Кафки.

А) описывая их внешность;

Б) рассказывая об их отношении к труду;

В) повествуя об их родителях.

7. «До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной…» - пишет Карамзин о Лизе:

А) как о человеке чистом душой;

Цель проведена, анализ поддерживается ссылкой на марксистских и ситуационистских авторов, а также расследование, проведенное на территории страны, раскопанной и оригинальной. Патрик Кейллер избегает любого урока в морали или дидактическом акценте, играя с жанрами: он иногда делает своего героя героем неясной истории шпионажа или с юмором в названии Робинсона в космосе является научно-фантастическим измерением в играя по смыслу английского слова «пространство».

Альянс между документализмом и поэзией также примечателен, даже за червями, встроенными в повествование и красоту образов, усилиями воображения, попытками переукрашивания и примирения с миром, и это это поэзия, которая, несомненно, характеризует лучшую неклассифицируемую работу этого удивительного автора. Топография, Лондон: реакционные книги.

Б) с иронией;

В) как о легкомысленной девушке.

8. слова признания в любви к Лизе прозвучали из уст Эраста как:

А) гром небесный;

Б) восхитительная музыка;

В) шелест листьев.

9. Человек, духовно близкий Лизе:

А) мать;

Б) Эраст;

В) повествователь.

10. Эраст женился на богатой вдове, потому что:

А) благосостояние для него было важнее любви;

Эрленд Лоу: Курт вскочил. Зонковой, не мог быть приурочен лучше. В настоящее время региональные, сенатские и президентские выборы используют умов значительной части их родителей. Когда их дети когда-нибудь начнут трагикомическую историю предвыборной кампании Курта? Курт - такой норвежец Гомер Симпсон. Как отец, он очень неоперабелен, его образование не обязательно супружеское, и его брак не слишком много, но он в основном симпатичный, и мы смеемся над тем, что может сделать духовка. Большинство его прорывов возникают из-за того, что его мысли и поступки обычно делятся на доли секунд.

Б) не мог продолжать отношения с крестьянкой;

В) в армии проиграл свое имение и остался без средств.

11. картины природы в произведении:

А) являются фоном повествования;

Б) показывают смену времен года;

В) передают настроение Лизы.

12. Фраза из «Бедной Лизы», ставшая крылатой:

А) «Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром»;

Импульс - это, конечно, не только отрицательная особенность. Вот когда сонный матрос поднимается по пирсу, где Курт работает со своим многолюдным человеком, и во сне он падает в воду. Курт не думает и не действует - его бросают в море, и он спасает шпал. И вот история. Курт становится миллионером изо дня в день. И кто-то может пропустить это.

В начале книги у Курта и его жены интересная дискуссия о деньгах. В то время как Анна-Лиза утверждает, что у них есть все, что им нужно, и поэтому они не должны жаловаться, Курт считает, что он мало жалуется, и что иметь много денег всегда лучше, чем их мало. Рассказ тогда демонстрирует слегка дидактически, какой из двух был прав.

Б) «И крестьянки любить умеют»;

В) «Смерть за отечество не страшна…».

13. Эпитет «бедная» в названии произведения означает:

А) нищая;

Б) обездоленная;

В) несчастная.

14. Новаторство Карамзина проявилось:

А) в обличении социального неравенства героев;

В) в детальном изображении внутреннего мира героини.

Если классическая сказка обычно развивается так, что бедный мальчик преодолевает капризы судьбы, он вознаграждается половиной королевства, а затем живет счастливо после этого, в истории Курта это несколько более реалистичная экономическая модель. Курт не беден, принадлежит к низшему среднему классу, имеет дом и машину и имеет работу. Богатство приходит неожиданно и, как ожидается, снова придет.

Как история пятидесяти миллионов крон связана с выборами? С деньгами аппетит к власти растет, и Курт хотел бы принять решение. Быть мультимиллионером может быть довольно скучным. Нужно перестать работать, богатые не работают, и им нужно повеселиться весь день. Бурильная мебель с дрелью и прыжком на батуте человека скоро устанет. И поэтому Курт находит новое развлечение: вместе со своим младшим сыном Бадом, самодовольством в политических кампаниях, один из них начинается - кандидатура Курта на пост премьер-министра.

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»

1. К какому литературному направлению принадлежит произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

2. К какому литературному жанру принадлежит «Бедная Лиза»?

1) рассказ
2) роман
3) повесть
4) поэма

3. Укажите главную тему произведения.

1) тема любви
2) тема природы
3) тема предательства
4) тема материнства

Для нордической детской литературы типично, что они не избегают серьезных тем. Книги, которые делают это, по его словам, дети читают легко. Важнее, чем учесть детскую перспективу, это то, что Лоу читает ребенка со взрослым и для книги, чтобы начать совместный разговор. Сравнение Кэтрин Курт с Гомером Симпсоном и шестичастная сага о семье Курта с Симпсонами не является самоцелью. Девяносто четыре страницы этой тонкой книги вряд ли хватило бы для создателей сделать последнюю часть сериала Курт Кво Вадис, чтобы создать новую историю, которая, к счастью, принципиально не превзошла поэзию иллюстраций Ким Хиорфрю.

4. Где происходят события, рассказанные автором в произведении?

1) в Петербурге и его предместье
2) в Москве и её предместье
3) в Киеве и его предместье
4) в Воронеже и его предместье

5. О ком идёт речь?

1) об отце Лизы
2) об отце матери Лизы
3) об Эрасте
4) об отце Эраста

6. О ком идёт речь?

1) об отце Лизы
2) об отце матери Лизы
3) об Эрасте
4) об отце Эраста

7. Как встретились герои произведения?

1) во время бала
2) в берёзовой роще
3) герой увидел Лизу, которая продавала ландыши
4) Эраст пришёл в дом Лизы за цветами

8. Как можно охарактеризовать любовь Лизы к Эрасту?

1) безрассудная
2) безграничная
3) случайная
4) героиня не любила Эраста

9. Какой предстаёт перед нами любовь Эраста к Лизе?

1) надёжной
2) сильной
3) ничтожной
4) не способной выдержать испытания

1) Автор любит Лизу, понимает её и сочувствует ей.
2) Н.М. Карамзин осуждает героиню за безрассудность в любви.
3) Автор осуждает то, как Лиза ушла из жизни.
4) В произведении не чувствуется авторское отношение к героине.

11. Как относится Н.М. Карамзин к Эрасту?

1) презирает его
2) осуждает предательство по отношению к Лизе
3) понимает его, сочувствует ему
4) авторское отношение к герою не прослеживается в произведении

12. Чем заканчивается история любви Лизы и Эраста?

1) Герои поженились.
2) Эраст предложил руку и сердце Лизе, но она отказала в силу неравного социального положения.
3) Эраст женился на богатой невесте, а Лиза вышла замуж за пастуха.
4) Эраст предал любимую, которая не вынесла этого и покончила жизнь самоубийством.

13. Какова роль природы в произведении?

1) природа является фоном повествования
2) по картинам природы можно судить о времени года
3) природа передаёт настроение Лизы
4) автор считал, что без пейзажных зарисовок его произведение будет неполным

14. Эпитет «бедная» в названии произведения означает:

1) несчастная
2) нищая
3) обездоленная
4) безденежная

15. «Ибо и крестьянки любить умеют» - эти слова произносит:

1) Эраст
2) мать Лизы
3) Лиза
4) повествователь

16. К какому типу литературных героев можно отнести Лизу?

1) «лишний человек»
2) «маленький человек»
3) резонёр
4) «обиженные и оскорблённые»

КЛЮЧ

10.1

11.3

12.4

13.3

14.1

15.4

16.2

Тест по повести Карамзина «Бедная Лиза»

1.Карамзин-писатель:

а) XVIII века;

б) XIX века;

в) XX века.

2. В «Бедной Лизе» действие происходит:

а) в Москве;

б) в Петербурге;

в) в окрестностях Москвы.

3. Вступительный пейзаж - это:

а) просто экспозиция;

б) пейзаж-созвучие, настрой на определенное состояние;

в) пейзаж-контраст.

4. Отец Лизы -

а) дворянин;

в) военный.

5. «Ибо и крестьянки любить умеют» - эти слова произносит:

а) мать Лизы;

б) поселянин, то есть крестьянин;

в) повествователь.

6. Лизе было:

а) 25 лет;

б) 15 лет;

в) 17 лет.

7. Лиза продавала:

а) фиалки;

б) ромашки;

в)ландыши.

8. Эраст:

а) положительный герой;

б) отрицательный герой;

в) имеет в характере определённые противоречия.

9. Эраст:

а) богатый дворянин;

б) разорившийся дворянин;

в) богатый купец.

10. Он:

а) умный и добрый от природы;

б) расчётливый и хитрый;

в) ветреный и слабый.

11. Его привлекало в Лизе:

а) бедность;

б) естественная красота;

в) чистота и аккуратность.

12. Лиза:

а) сразу поделилась с матерью, что влюблена;

б) постеснялась ей сказать;

в) сознательно скрыла, боясь, что мать будет её ругать.

13. Эраст:

а) сразу предложил Лизе выйти за него замуж;

б) сказал, что по смерти матери возьмет её к себе и будет жить с ней неразлучно в деревне, в дремучих лесах;

в) ничего не говорил о будущем.

14. Гроза – это:

а) знак беды;

б) внутренние противоречия Лизы;

в) сетование природы о потерянной Лизиной невинности.

15. Влюбленные расстались, потому что:

а) Эраст ушёл в поход;

б) Лиза ему надоела;

в) отец принудил его заняться всерьёз хозяйством,

16. Женившись на другой, Эраст:

а) и не вспомнил о Лизе;

б) очень горевал о ней;

в) посвятил ей искренний вздох и переехал в дом жены.

17. Эраст дал откуп Лизе:

а) 10 рублей;

б) одну тысячу;

в) просто велел прогнать её со двора.

18. Лиза:

а) грешница в христианском понимании;

б) прекрасная душой и телом;

в) раскаялась перед смертью и поэтому прощена богом.

19. «Когда там, в новой жизни, я узнаю тебя, нежная Лиза» - это:

а) слова Эраста;

б) повествователя

В) матери.

20. Где это «там»:

а) в Москве;

б) в раю;

в) в аду.

21. «Эраст был до конца жизни несчастлив» - это характеризует его как:

а) безусловно положительного героя;

в) отрицательного;

в)положительного.

Самостоятельная работа по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

ВАРИАНТ №1

1. Проблема взаимоотношений в семье. На чём основывается благополучие семьи? Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин”? Как бы вы определили “формулу” благополучия семьи? Докажите её справедливость.

2. Как нарисован в произведении образ Лизы? Каков характер героини? Почему она именно такая? Ваша версия смысла названия произведения?

3. Проблема воспитания в повести. Как представлен в произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.

ВАРИАНТ №2

1. Проблема любви в повести. Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”? Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как ведут себя герои по отношению друг к другу? Возможна ли любовь между барином и крестьянкой?

2. Проблема греха в повести. Как решается эта проблема в произведении? Какие отступления от норм морали показывает автор? В чём видит автор истоки греховности?

Что нужно помнить, чтобы жить, чтобы быть «чистым»? Ваша версия смысла названия повести?

3. Исследуйте композицию произведения. Определите характер пейзажей, их роль в повести. Раскройте роль обрамления: картинаМосквы с монастырями, храмами в начале произведения и четыре последних абзаца повести.

ВАРИАНТ №3

1. Каким представляется нам образ автора в произведении? Как оценивает он поступки, характеры своих героев? Как воспринимает происходящее, случившееся? Какие идеи хочет он утвердить в произведении? Удалось ли ему воплотить в повести свой замысел? Как он это делает? Ваша версия смысла названия повести?

2. Почему «Бедную Лизу» мы можем отнести к произведению сентиментализма? Докажите.

3. Что побудило Лизу покончить с собой? Ваше отношение к ее поступку? Можно ли было иначе избежать позора? Выскажите свое мнение по финалу повести.

Письменный практикум по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

  1. Почему повесть называется «Бедная Лиза»? Какой смысл автор вкладывает в эпитет «бедная»?
  2. Какова роль описания природы в начале повести? Почему автор так часто бывает на месте гибели Лизы?
  3. Опишите характер Лизы. Что вам показалось особенным в её поведении, характере?
  4. Опишите характер Эраста. Почему для своего героя автор выбирает иностранное имя?
  5. Почему все свидания Лизы и Эраста происходят на фоне природы?
  6. Почему Лиза, так любя природу, цветы, солнце, добровольно уходит из жизни?
  7. Как сложилась жизнь близких Лизы: матери, Эраста. Любила ли Лиза Эраста?
  8. Сделайте вывод: почему повесть Карамзина называют сентиментальной? Как сам писатель относится к Лизе?
  9. Рассмотрите внимательно картину О.Кипренского «Бедная Лиза». Отметьте мастерство художника в изображении внешности героини Карамзина.
  10. Какое настроение создаёт у вас пейзаж? Какова его роль в повести?
  11. Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже?
  12. Что означает слово «бедная» в названии произведения?
  13. Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
  14. Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство?
  15. Дайте характеристику образу рассказчика.
  16. Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»?
  17. Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму?

Практическая работа по повести Н.М.карамзина «Бедная Лиза»

1.Найдите слова и выражения, характеризующие героев, заполните таблицу.

3.Образ Лизы.

Вопрос

Ответ

1.Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?

3.Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

4.В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

5.Чем занималась Лиза целыми днями?

6.А почему Лизе пришлось работать?

7.Что можете сказать о матери Лизы?

8.Как, по-вашему, она воспитывала дочь?

9.С какой целью образ матери Лизы введён в повесть?

3.При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

4.Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

5.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

6.Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

7.Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

5.Взаимоотношения героев.

Вопрос

Ответ

1.Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

2.Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?

3.Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

5.Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

Какая фраза, по-вашему, определяет идею по­вести «Бедная Лиза»? Ответ обоснуйте.Фраза - «и крестьянки любить уме­ют». Сентименталисты, в отличие от клас­сицистов, отдавали предпочтение культу чувства перед культом разума. При этом они утверждали внесословную ценность человека, его высокие нравственные каче­ства. Эта ключевая фраза у Карамзина да­ет новый взгляд на проблему социального неравенства. Различия в социальном и имущественном положении еще не свиде­тельствуют о превосходстве одного сосло­вия над другим. Высокими нравственны­ми ценностями обладали отец и мать Лизы, сама она много трудилась. Автор подробно описывает развитие ее любовно­го чувства от зарождения до отчаяния. Для Лизы потеря любви равносильна по­тере жизни. Идея повести сосредоточена в приведенной нами фразе, которая стала формулой сентиментальной литературы.Немаловажна для понимания автор­ской позиции и манера изъяснения чувств, которая свойственна главной героине по­вести: по своей лексике, по понятиям и представлениям она ничем не отличается от выражения чувств образованной ба­рышни. В. И. Коровин объясняет это тем, что «художественное задание Карамзина отчасти и состояло в том, чтобы прибли­зить чувства крестьянки к чувствам обра­зованной барышни и тем самым стереть различия в содержании и формах душев­ных переживаний».
Охарактеризуйте главную героиню повести. Какие художественные средства выбраны автором для создания ее внешнего и внутреннего облика? Как выражено отношение к ней писателя?Образ Лизы обрисован автором подроб­но. Героиня унаследовала от родителей вы­сокие моральные качества и убеждения: трудолюбие, честность, искренность, до­бросердечие. Она чиста, наивна, беско­рыстна и потому плохо защищена от пороков, господствующих вокруг нее. Она открыта естественным проявлениям чувств и потому склонна к заблуждени­ям, после которых наступает трагическое прозрение. Автор относится к своей героине с нежным чувством, любуется, глубо­ко переживает ее радости и трагедию, по­стоянно тревожится за ее судьбу. Вос­поминания о плачевной судьбе Лизы заставляют его «проливать слезы нежной скорби». И в самом заголовке повести вы­ражено сочувственно-сентиментальное от­ношение Карамзина к Лизе.Характеристика внешнего и внутренне­го облика Лизы складывается из автор­ских описаний и комментариев ее поступ­ков, а также через косвенную передачу от­зывов матери или любовные излияния самого Эраста. Карамзин замечает, что Лиза работала, не щадя «редкой красоты своей, не щадя своей нежной молодости». О ее красоте говорит и то впечатление, ко­торое она «сделала в его сердце». Добрая старушка мать называла Лизу Божескою милостью кормилицей, отрадой старости своей, молилась, чтобы Господь наградил ее за то, что та делает для матери. Из это­го мы узнаем, что Лиза добродетельна, что она не только почитает матушку, но и освобождает ее от всех непосильных для ее слабого здоровья забот.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!