Эффект зейгарник в психологии. Эффект зейгарник поможет закончить все задачи

Может помочь повысить вашу работоспособность. Сначала я объясню, в чем заключается идея, а затем дам практический совет, как можно применить ее в обучении.

Что такое Эффект Зейгарник?

Представьте, что сейчас 9:00 вечера. Вы изучаете JavaScript. Садитесь за стол. Открываете свой ноутбук и запускаете редактор кода. Работаете вы, скажем, над проектом с ресурса freeCodeCamp - Wikipedia Viewer .

Работаете некоторое время, затем отвлекаетесь, открываете браузер, чтобы прочитать статью на сайте Mozilla Developer Network о совместном использовании ресурсов между разными источниками (CORS), потому что хотите разобраться c кросс-доменными Ajax запросами.

Все идет хорошо. Чем дольше вы читаете статью о CORS, тем лучше ее понимаете. Становится поздно, пора закругляться.

А) Оставите статью недочитанной, чтобы вернуться к ней следующим утром?
Или
Б) Доведете дело до победного конца и закончите чтение?

Потому что согласно эффекту Зейгарник, «прерванные задачи запоминаются лучше, чем законченные».

Люди так устроены, что испытывают тягу к завершению действия, которая активируется, когда какая-либо задача осталась недовыполненной. Вспомните о том, как постепенно разрешаются загадки в детективах, или о чувстве, которое испытываете, когда кладете трубку, так и не закончив спор с любимым человеком. Это ощущение напряженности появляется как раз благодаря пресловутой тяге к завершению начатого, которая эффективно помогает нам запомнить неоконченные задачи.

Итак, если вы предприимчивый разработчик, то вполне можете применить данный эффект, когда изучаете новые инструменты или развиваете свои навыки. Потому что – при равных временных затратах на изучение материала – эффект Зейгарник может помочь вам лучше и эффективнее запомнить концепции разработки.

А вот одна идея, как можно использовать этот феномен, когда учитесь писать код.

Профессиональный лайфхак: Оставьте кусок кода недописанным, когда “работа прет” и вернитесь к нему позже.

Вот вы работаете над одним из алгоритмов. Вы ухватили суть проблемы. Набросали кое-какие заметки и псевдо-код на бумажке, составили высококлассный план, как будете писать этот самый алгоритм.

Затем начинаете переводить свои мысли в код. Потом еще и еще. Работа спорится, и вы начинаете чувствовать прилив дофамина от мысли, что скоро задание будет выполнено и freeCodeCamp выдаст вам награду - поощрительное сообщение:

А теперь остановитесь. Прежде, чем закончите эту задачу. Остановитесь. Примите осознанное решение остановить процесс. Отойдите от компьютера и займитесь чем-нибудь другим.

«Но я же почти закончил!» - скажете вы.

Идея в том, что когда вы сами себя прерываете на середине процесса, вы не только лучше запоминаете то, в чем практикуетесь - вы еще и усиливаете свою мотивацию продолжить работу.

Тяга к завершению будет такой сильной, что вы не сможете выдержать долгой разлуки со своим компьютером. А когда наконец вернетесь, то точно оторветесь по полной.

Итак, используя пресловутый эффект Зейгарник, вы:

  1. Лучше запоминаете те концепции, которые затрагивались в задании
  2. Даете себе стимул вернуться к работе.
Причем с удвоенной энергией. Двойная польза.

Эффект Зейгарник в действии

В последнее время я запоем читаю книги и рассказы Роальда Даля, потому что он потрясный автор. И в одном из своих интервью он описал стратегию, наводящую на мысли об эффекте Зейгарник:
Я никогда не возвращаюсь к чистой странице, всегда дописываю примерно до половины. Сталкиваться с пустой страницей не очень хорошо. Но Хемингуэй, великий американский писатель, научил меня отличному трюку, который незаменим при работе над длинной книгой. Он выразил это так: «Когда работается хорошо, переставай писать» .

Это значит, что если все идет как по маслу, и ты точно знаешь, что случится в конце главы и что будут делать персонажи, не стоит продолжать писать, пока не доберешься до конца. Иначе тебе придется задаться вопросом, что делать дальше. И ты встанешь и уйдешь, а потом совсем не захочешь возвращаться к работе, потому что просто не знаешь, как продолжить.

Но если ты остановишься, когда все идет отлично, как сказал Хемингуэй… тогда ты будешь знать, что хочешь сказать дальше. Нужно заставить себя остановиться, отложить карандаш и все остальное и просто отойти. И тогда у тебя будут руки чесаться скорее вернуться к работе, потому что ты уже знаешь, что будет дальше, и это прекрасно, и тебе нужно это сделать. И так каждый раз, каждый день в течение года.

Если ты останавливаешься, когда застрял - вот тогда у тебя будут неприятности!


Послушать полное интервью Роальда Даля можно по ссылке.

Написание романа и кода намного ближе, чем вы думаете. И то, и другое - насыщенные творческие процессы. Если подобные остановки во время успешного процесса помогли двум легендарным писателям создать произведения, которыми восхищается весь мир, то могут и вам помочь прокачать свои способности и создать полезный продукт.

Если у вас есть идеи, как еще можно было бы использовать эффект Зейгарник для улучшения навыков в программировании, будем рады увидеть их в комментариях. Спасибо за внимание!

Эффект Зейгарник получил название по имени своего открывателя, женщины-психолога Блюмы Зейгарник. Она доказала, что незавершенные дела дают внутреннее напряжение человеку, которое заставляет постоянно вспоминать об этих делах и мысленно возвращаться к ним снова и снова.

Психология - эффект незавершенного действия (Зейгарник)

В 1920-х годах успешный психолог Блюма Зейгарник стала открывателем этого удивительного эффекта. Как и многие открытия, он был обнаружен внезапно, когда официант в кафе запомнил очень большой заказ, не записывая его.

Зейгарник поговорила с официантом, и тот ответил, что помнит все неисполненные заказы, и начисто забывает все те, которые уже закончил. Это позволило вынести предположение о том, что законченные и незаконченные дела человек воспринимает по-разному, поскольку от этого меняется и статус значимости.

Далее был проведен ряд экспериментов. Студентам были предложены интеллектуальные задачи. В ходе решения некоторых из них исследовательница говорила, что время вышло. Спустя несколько дней студентам было предложено вспомнить условия всех задач. Оказалось, что те задачи, которые не были завершены, всплывают в в два раза эффективнее! Это и есть эффект незавершенного действия, или феномен Зейгарник.

Начало выполнения задачи создает напряжение, и его разрядка происходит только после завершения действия. Такое напряжение постоянно стремится быть снятым: людям некомфортно в состоянии незавершенности, и комфортно, когда делу положен конец.

Эффект незавершенного действия в любви

В жизни эффект незавершенного действия бывает очень сложным и весьма мучительным для тех, кто с ним столкнулся. Рассмотрим пример и узнаем, как лучше поступить.

Например, девушка влюбляется в парня, ей 18 лет. Они проводят вместе только 10 дней, а затем он далеко уезжает, и отношения прерываются. С тех пор они больше никогда не виделись, лишь изредка переписывались, но она помнит его и 5, и 7 лет спустя. Не смотря на то, что у нее есть мужчина и серьезные отношения, она не может мысленно отпустить ту ситуацию.

В данной ситуации нужно определить, что было бы завершением. Например, встретиться с тем человеком, поговорить, обнаружить, что он в жизни и он в мечтах – это два разных человека. Либо мысленно завершить ситуацию, представив, что было бы, если бы все сложилось иначе. Каждый конкретный случай можно разобрать у психолога, который поможет направить в правильное русло.

Здравствуйте!

В психологии известен так называемый эффект незавершенного действия, или эффект Зейгарник, названный по имени его открывателя Блюмы Вульфовны Зейгарник. Еще этот феномен иногда называют принципом завершения.

Оказывается, незавершенные дела постоянно довлеют над человеком, вызывают в нем внутреннее напряжение, которое заставляет помнить об этих делах и снова и снова возвращаться к ним в мыслях и делах.

А теперь – история открытия этого феномена.

В конце 1920-х годов тогда еще студентка, а впоследствии – будущая светила советской психологии Блюма Зейгарник со своим преподавателем и группой студентов пришли в кафе. Большая шумная кампания заказала ужин. К их удивлению, официант, принимавший заказ, ничего не записал, весь большой список заказанных блюд он запомнил.

Ужин был подан, благополучно съеден, а о хорошей памяти официанта вроде все забыли.

Перед уходом Блюма Зейгарник неожиданно решила уточнить у официанта какую-то информацию об одном из поданных им блюд. Оказалось, что он совершенно не помнит, что они заказывали.

Вспомнили о том, что официант не записал заказ, но выполнил его правильно. Так почему он не помнит. Оказывается, он помнил все неисполненные заказы, но начисто забывал о тех, которые только что исполнил.

Студенты и преподаватель были психологами, поэтому история получила продолжение. Блюма Зейгарник предположила, что люди по-разному запоминают незаконченные и законченные действия, так как они имеют для него различную значимость.

Теория была проверена экспериментально. Испытуемым в опытах Зейгарник предлагалось решать интеллектуальные задачи. Время на решение задачи определялось Блюмой Вульфовной произвольно. В любой момент она могла прекратить решение задачи, заявив, что время истекло. В результате задача оказывалась нерешенной.

Через несколько дней испытуемым нужно было вспомнить условия задач, которые они решали. Оказалось, что они хорошо вспоминали задачи, решение которых было прервано. Решенные задачи испытуемые вспоминали с трудом. Нерешенные задачи запоминались в два раза лучше в сравнении с решенными задачами. Эту закономерность и называют «эффектом Зейгарник».

Объяснение такого феномена Зейгарник дала следующее. Начало выполнения задачи создает очаг напряжения в памяти, который не разряжается до того момента, пока задача не завершена.

В этом очаге постоянно «живет» стремление к реализации, к завершению начатого дела, которое влияет на память и поведение человека. Человек стремится завершить начатые дела. Большинству людей нравится чувствовать завершенность, а незавершенность угнетает, выводит из состояния равновесия.

Основной вывод отсюда следующий. Не нужно одновременно иметь много незавершенных задач, так как любая начатая, но не незаконченная задача создает в нашей памяти напряжение, отвлекающее нашу энергию. Такое отвлечение снижает нашу эффективность. Как говорится, за двумя зайцами…

На бытовом уровне эффект Зейгарник каждый из нас может, подумав, заметить у себя. То мы ночью во сне решаем сложную задачу по математике или химии (у меня, например, такое было неоднократно). То, задумавшись, внезапно возвращаемся к мысли о том, какую классную машину вчера видели.

И наоборот. Студент выучил за ночь китайский язык (или сопромат), сдал экзамен и напрочь забыл, о чем там вообще шла речь. А девушка купила платье, о котором неделю не могла забыть, и оно ей резко перестало нравиться

Думаю, у каждого из нас найдутся подобные примеры.

У каждого человека есть свой разумный предел числа задач, одновременно находящихся в процессе решения. Для каждого он различен. Есть люди, которые могут делать только одно дело. А есть такие, которые одновременно делают несколько дел.

Этот предел для каждого стоит знать и стараться не превышать. Если задача большая и на ее решение требуется много времени, лучше разбить ее на части, чтобы получить удовлетворение от решения каждой подзадачи.

Осторожнее относитесь к принятию на себя обязательств. Берите в работу только те задачи, которые вам действительно нужны и посильны.

Если у вас есть какие-то старые незавершенные задачи, о которых вы уже вроде забыли, то свой очаг напряжения они могут сохранять и влиять тем самым на ваше поведение. Если это возможно, их стоит вспомнить и завершить, освободив в мозге место для новых задач.

Завершение задач высвобождает вашу энергию!

Это что касается наших задач. В же мы ставим задачи другим людям, предлагая им что-либо. Недосказанность и незавершенность, как проявления эффекта Зейгарник, могут вам помочь.

Эти приемы действуют практически безотказно, если вы хорошо изучили и учли интересы своей целевой аудитории. Человек испытывает дискомфорт до тех пор, пока действие не завершено.

Поэтому, увидев заголовок, в котором начата и оборвана фраза, большинство людей откроет письмо, чтобы дочитать ее до конца. Посмотрев два видео из инфокурса и зная, что всего их там не 2, а 10, потенциальные клиенты в большинстве своем, если тема им интересна, захотят посмотреть все 10.

Это можно использовать как элемент мотивации при общении с потенциальным клиентом. Далее оставляю недосказанность. Даже с многоточием… Продолжим в другой раз.

Понравился эффект незавершенного действия, или в чем состоит эффект Зейгарник? Не знали о нем раньше? Изучайте, используйте.

Пишите свое мнение в комментариях. Расскажите об эффекте незавершенного действия Зейгарник своим друзьям в социальных сетях.

Может помочь повысить вашу работоспособность. Сначала я объясню, в чем заключается идея, а затем дам практический совет, как можно применить ее в обучении.

Что такое Эффект Зейгарник?

Представьте, что сейчас 9:00 вечера. Вы изучаете JavaScript. Садитесь за стол. Открываете свой ноутбук и запускаете редактор кода. Работаете вы, скажем, над проектом с ресурса freeCodeCamp - Wikipedia Viewer .

Работаете некоторое время, затем отвлекаетесь, открываете браузер, чтобы прочитать статью на сайте Mozilla Developer Network о совместном использовании ресурсов между разными источниками (CORS), потому что хотите разобраться c кросс-доменными Ajax запросами.

Все идет хорошо. Чем дольше вы читаете статью о CORS, тем лучше ее понимаете. Становится поздно, пора закругляться.

А) Оставите статью недочитанной, чтобы вернуться к ней следующим утром?
Или
Б) Доведете дело до победного конца и закончите чтение?

Потому что согласно эффекту Зейгарник, «прерванные задачи запоминаются лучше, чем законченные».

Люди так устроены, что испытывают тягу к завершению действия, которая активируется, когда какая-либо задача осталась недовыполненной. Вспомните о том, как постепенно разрешаются загадки в детективах, или о чувстве, которое испытываете, когда кладете трубку, так и не закончив спор с любимым человеком. Это ощущение напряженности появляется как раз благодаря пресловутой тяге к завершению начатого, которая эффективно помогает нам запомнить неоконченные задачи.

Итак, если вы предприимчивый разработчик, то вполне можете применить данный эффект, когда изучаете новые инструменты или развиваете свои навыки. Потому что – при равных временных затратах на изучение материала – эффект Зейгарник может помочь вам лучше и эффективнее запомнить концепции разработки.

А вот одна идея, как можно использовать этот феномен, когда учитесь писать код.

Профессиональный лайфхак: Оставьте кусок кода недописанным, когда “работа прет” и вернитесь к нему позже.

Вот вы работаете над одним из алгоритмов. Вы ухватили суть проблемы. Набросали кое-какие заметки и псевдо-код на бумажке, составили высококлассный план, как будете писать этот самый алгоритм.

Затем начинаете переводить свои мысли в код. Потом еще и еще. Работа спорится, и вы начинаете чувствовать прилив дофамина от мысли, что скоро задание будет выполнено и freeCodeCamp выдаст вам награду - поощрительное сообщение:

А теперь остановитесь. Прежде, чем закончите эту задачу. Остановитесь. Примите осознанное решение остановить процесс. Отойдите от компьютера и займитесь чем-нибудь другим.

«Но я же почти закончил!» - скажете вы.

Идея в том, что когда вы сами себя прерываете на середине процесса, вы не только лучше запоминаете то, в чем практикуетесь - вы еще и усиливаете свою мотивацию продолжить работу.

Тяга к завершению будет такой сильной, что вы не сможете выдержать долгой разлуки со своим компьютером. А когда наконец вернетесь, то точно оторветесь по полной.

Итак, используя пресловутый эффект Зейгарник, вы:

  1. Лучше запоминаете те концепции, которые затрагивались в задании
  2. Даете себе стимул вернуться к работе.
Причем с удвоенной энергией. Двойная польза.

Эффект Зейгарник в действии

В последнее время я запоем читаю книги и рассказы Роальда Даля, потому что он потрясный автор. И в одном из своих интервью он описал стратегию, наводящую на мысли об эффекте Зейгарник:
Я никогда не возвращаюсь к чистой странице, всегда дописываю примерно до половины. Сталкиваться с пустой страницей не очень хорошо. Но Хемингуэй, великий американский писатель, научил меня отличному трюку, который незаменим при работе над длинной книгой. Он выразил это так: «Когда работается хорошо, переставай писать» .

Это значит, что если все идет как по маслу, и ты точно знаешь, что случится в конце главы и что будут делать персонажи, не стоит продолжать писать, пока не доберешься до конца. Иначе тебе придется задаться вопросом, что делать дальше. И ты встанешь и уйдешь, а потом совсем не захочешь возвращаться к работе, потому что просто не знаешь, как продолжить.

Но если ты остановишься, когда все идет отлично, как сказал Хемингуэй… тогда ты будешь знать, что хочешь сказать дальше. Нужно заставить себя остановиться, отложить карандаш и все остальное и просто отойти. И тогда у тебя будут руки чесаться скорее вернуться к работе, потому что ты уже знаешь, что будет дальше, и это прекрасно, и тебе нужно это сделать. И так каждый раз, каждый день в течение года.

Если ты останавливаешься, когда застрял - вот тогда у тебя будут неприятности!


Послушать полное интервью Роальда Даля можно по ссылке.

Написание романа и кода намного ближе, чем вы думаете. И то, и другое - насыщенные творческие процессы. Если подобные остановки во время успешного процесса помогли двум легендарным писателям создать произведения, которыми восхищается весь мир, то могут и вам помочь прокачать свои способности и создать полезный продукт.

Если у вас есть идеи, как еще можно было бы использовать эффект Зейгарник для улучшения навыков в программировании, будем рады увидеть их в комментариях. Спасибо за внимание!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!