Егэ 2 часть задания биологии. Предисловие

1) Какую функцию в муравейнике выполняли муравьи, участвующие в эксперименте?

2) Чем экспериментаторы кормили муравьёв до начала эксперимента?

3) Какое оптимальное соотношение белков и углеводов в рационе питания чёрных садовых муравьёв обеспечило им жизнь до 400 дней?


ЧТО ПРЕДПОЧИТАЕТ ЕСТЬ МУРАВЕЙ?

Чёрные садовые муравьи, оказывается, очень удобный объект для изучения влияния фактора питания на продолжительность жизни. В естественных условиях они питаются падью - сладким соком растений, а также мёртвыми насекомыми. Но чего и сколько съедает отдельный муравей, понять трудно, потому что распределение добычи, принесённой муравьями-фуражирами, происходит в недрах гнезда. До эксперимента было известно, что белковая часть пищи идёт в основном на прокормление личинок, а взрослые особи предпочитают растительную пищу. Исследовать проблему питания оказалось сложно, так как муравьиные колонии неоднородны по составу, поэтому был поставлен эксперимент.

Предварительно учёные сформировали более 100 экспериментальных групп по 200 рабочих муравьёв-фуражиров в каждой. Насекомых отбирали вне гнезда, когда они собирали корм. В этих однородных группах не было ни королевы, ни личинок. Каждую группу поместили в «гнездо» - пластиковую чашку диаметром 10 см, дно которой выстилали влажной ватой. Гнездо ставили на круглую подставку диаметром 12 см с очень скользкими стенками, которые не позволяли насекомым сбежать. В этой же зоне муравьёв и кормили из единственной кормушки - так проще было учитывать потреблённый за сутки корм, число муравьёв у кормушки и число кормящихся насекомых. Сначала им давали 15%-ный раствор пчелиного мёда и мучных червей (личинок мучного хруща), а спустя неделю, когда насекомые пообвыклись на новом месте, начали эксперимент.

На первом этапе эксперимента учёные решили проверить, как на продолжительность жизни муравьёв влияет соотношение белков и углеводов. Для насекомых приготовили искусственные корма, в которых общая концентрация питательных веществ была постоянной, неизменным оставалось и содержание витаминов, минералов и жиров, а отношение белков и углеводов составляло 5:1, 3:1, 1:3 и 1:5. Каждый из этих четырёх рационов опробовали 32 экспериментальные группы. Ежедневно исследователи убирали из гнезда мёртвых муравьев; эксперимент длился до тех пор, пока не умерли все насекомые. В результате было установлено что группы, находящиеся преимущественно на углеводной диете, продержались около 400 дней, а с максимальным преобладанием белков едва дотягивали до 50 дней. Таким образом, учёным удалось установить наиболее оптимальное соотношение углеводной и белковой пищи в питании муравьёв-фуражиров.

Примеры заданий ЕГЭ по биологии

части 2 с пояснениями

Многие задания части 2 требуют не только хорошего знания биологического материала, но, в отличие от других заданий, умения чётко и ясно излагать данные, то есть необходимы хорошие навыки в русском языке. Это накладывает дополнительные сложности при ответе. Однако, даже если вы знаете ответ на поставленный вопрос (или считаете, что знаете), ваши доводы должны совпадать с теми, которые есть в «шпаргалке» у проверяющего. В этом – огромный минус ЕГЭ: если вы отвечаете устно, то в процессе беседы с преподавателем можно скорректировать, подправить свой ответ, привести дополнительные аргументы и проч., это не отразится на вашей оценке, зачастую ваш рейтинг даже повысится. При выполнении заданий ЕГЭ то, что вы напишите, уже не изменишь, не дополнишь: «что написано пером – не вырубишь топором».

Постарайтесь сначала самостоятельно решить данные примеры,

затем внимательно изучите пояснения к ним и сравните результаты.

    Какие отношения устанавливаются между водорослью и грибом в слоевище лишайника? Объясните роль обоих организмов в этих отношениях.

    Поясните, почему дождевые черви избегают переувлажненных участков почвы и выползают на ее поверхность.

    С какой целью проводят искусственный мутагенез?

    Какими цифрами обозначены на рисунке полые вены? Какой цифрой обозначены вены, несущие артериальную кровь? Какой цифрой обозначен сосуд, в который поступает кровь из левого желудочка?

5. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Все живые организмы - животные, растения, грибы, бактерии, вирусы - состоят из клеток. 2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану. 3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка. 4. Во всех клетках имеется ядро. 5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки - молекулы ДНК.

6. Опишите особенности царства Растения. Приведите не менее 3-х признаков.

    Какие физиологические изменения могут происходить у человека, работающего всю жизнь на токарном станке? Приведите не менее трех примеров.

    Почему в клетках человеческого организма необходимо постоянно синтезировать органические вещества?

    Установите последовательность процессов, характерных для листопада.

1) образование отделительного слоя на черешке

2) накопление в листьях вредных веществ в течение лета

3) опадение листьев

4) разрушение хлорофилла вследствие похолодания и уменьшения количества света

5) изменение окраски листьев.

10. Установите правильную последовательность стадий развития печёночного

сосальщика начиная с зиготы.

1) циста

2) яйцо

3) ресничная личинка

4) хвостатая личинка

5) зигота

6) взрослый червь.

11. Опишите этапы естественного отбора, который ведет к сохранению особей со средним значением признака.

12. Докажите, что клетка является открытой системой.

13. Какой хромосомный набор характерен для ядер клеток эпидермиса

листа и восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения?

Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти

клетки.

14. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли т-РНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов АТАГЦТГААЦГГАЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка т-РНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону т-РНК. Ответ поясните. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

15. В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите, какое количество хромосом и молекул ДНК содержится при гаметогенезе в ядрах перед делением в интерфазе и в конце телофазы мейоза I. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.

16. У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.

17. У человека альбинизм и способность преимущественно владеть левой рукой – рецессивные признаки, наследующиеся независимо. Каковы генотипы родителей с нормальной пигментацией и владеющих правой рукой, если у них родился ребенок альбинос и левша?

Пояснения к заданиям части 2

1. Ответ на данный вопрос (№ 22 в тесте) в норме должен содержать два аргумента (предложения), хотя возможны и три предложения, и даже более, если аргументы верны; в итоге вы можете получить 2 первичных балла. Данный вопрос - пример т.н. «конкретного» вопроса: ответы на него однозначны и ясны. Приведём два возможных варианта ответов:

    Водоросль – автотрофный организм, она синтезирует органические вещества, часть их отдаёт грибу. 2. Гриб – гетеротрофный организм, его гифы всасывают воду с минеральными солями, которыми гриб делится с водорослью. 3. Значит, лишайник является симбиотическим организмом.

Или: 1. Между водорослью и грибом устанавливаются симбиотические отношения (лишайник – симбионт). 2. Водоросль отдаёт грибу часть синтезированных ею при фотосинтезе органических веществ, гриб снабжает водоросль водой и минеральными веществами.

Важно: излагайте ваши доводы по пунктам, а не сплошным текстом. Заметьте, что при любом варианте ответ содержит два необходимых ключевых компонента: симбиотические отношения между организмами и пояснение, в чём смысл этих симбиотических отношений. Без этих компонентов ответ не будет верным!

2. В вопросе есть два ключевых слова: «почему» и «переувлажнённых», если правильно поясните их, получите два балла. Итак: 1. Переувлажнённые участки почвы содержат мало кислорода. 2. Так как дождевые черви дышат через влажную кожу, то они выползают на поверхность, чтобы дышать атмосферным воздухом.

Или: 1. Переувлажнённая почка содержит мало кислорода. 2. В таких условиях черви не могут снабдить себя достаточным количеством кислорода, так как дышат через кожу. 3. Поэтому они выползают на поверхность, чтобы поглощать кислород из атмосферы.

Важно: вопрос всегда чётко анализируйте, выделяйте ключевые слова, которые будут лежать в основе вашего ответа. Другими словами, отвечайте исключительно на поставленный вопрос, подробности, которые к делу не относятся, излагать не нужно, это отвлечёт ваши силы и время, а баллов не прибавит.

    Пример «неконкретного» вопроса (не самого «страшного») и в этом его сложность: что и как надо ответить? Ключевые слова: «с какой целью» и «искусственный мутагенез (ИМ)», от них и идём дальше. В данном вопросе лучше всего начать с разъяснения понятия «искусственный мутагенез», так как остальной ответ от него происходит.

1. ИМ - это процесс получения большого количества мутаций при помощи факторов-усилителей (мутагенных факторов). 2. Благодаря ИМ происходит значительное увеличение количества и разнообразия генотипов и фенотипов особей, среди которых можно отобрать особи с полезными для человека признаками.

Или: 1. ИМ – это… (см. выше). 2. ИМ активно применяется в практике сельского хозяйства, так как позволяет получить организмы с новыми и полезными для человека признаками. 3. Благодаря ИМ можно повысить устойчивость и выносливость растений, получить высокоурожайные полиплоидные формы и т.д.

Важно: нередко выпускники начинают отклоняться от поставленного вопроса, например, начинают рассказывать о видах искусственного мутагенеза, приводить конкретные достижения. Это не относится к содержанию задания! Или не дают определения ИМ, тогда у них получается один пункт, который «повисает в воздухе»; начинаются мучительные раздумья: а что же ещё написать? В итоге теряется время, а получается один балл.

    задание относится к типу «конкретных», для его выполнения надо знать точные и чёткие знания по сердечно-сосудистой системе, поэтому те, кто хорошо знает материал, будут в выигрыше. Ответы однозначны: 1. Полые вены обозначены цифрами 2 и 3(2 – верхняя полая вена, 3 – нижняя). 2. Вены с артериальной кровью - 5, это лёгочные вены. 3. Кровь из левого желудочка поступает в аорту – 5).

    Правильные варианты ответов: Неверные предложения № 1,3,4.

1(1). Почти все живые организмы - животные, растения, грибы, бактерии - состоят из клеток. Или: Живые организмы - животные, растения, грибы, бактерии - состоят из клеток, кроме вирусов. 3(2). Снаружи от мембраны у клеток растений, грибов и бактерий имеется жесткая клеточная стенка. Или: Снаружи от мембраны у клеток всех живых организмов, кроме животных, имеется жесткая клеточная стенка. 4(3). Во всех клетках, кроме бактерий, имеется ядро. Или: В эукариотических клетках (растения, животные и грибы) имеется ядро.

    Задание также относится к конкретным, так как есть чёткие и ясные критерии (признаки) каждого царства. Но есть и сложность: признаков растений много, а вопрос трёхбальный, то есть надо указать три пункта (предложения). В подобном вопросе следует поступать так: надо указывать не три, а более ответов, даже пять-шесть. Но необходимо учитывать, какие признаки более важные, какие – менее, начинать надо с более важных: 1. Все растения – автотрофы, производят органические вещества с помощью фотосинтеза. 2. Процесс фотосинтеза идёт с участием особых пигментов, у большинства растений таким пигментом является хлорофилл. 3. Пигменты находятся в двумембранных органоидах хлоропластах или в хроматофорах. 4. Растительная клетка имеет клеточную стенку из углеводов и крупные вакуоли. 5. Основное запасное вещество растений - углевод крахмал. 6. Большинство растений не способны к активному передвижению. 7. Растения обладают неограниченным ростом. 8. Растения имеют сложный жизненный цикл, состоящий из чередования спорофитного и гаметофитного поколений.

Важнейшими признаками, без которых невозможно получить высший балл, являются: 1, 2, 3, 4, но если вы укажите и другие признаки, перечислив их через запятую, одним предложением – будет хорошо.

    Данный вопрос относится к творческим. Вряд ли вы найдёте в каком-либо учебнике для подготовки ответ на него, значит, надо хорошенько подумать, что отвечать. Надо оценить, что представляет собой работа токаря и отсюда сделать выводы.

1. Возможно развитие варикоза из-за постоянного стояния на ногах и застаивания крови в венах. 2. Возможно ухудшение зрения, так как приходится постоянно контролировать размеры деталей при недостатке освещения. 3. Постоянный шум от работающих механизмов может привести к ослаблению слуха. 4. Так как приходится часто сгибаться над изготавливаемой деталью, вероятно повреждение опорно-двигательной системы, особенно позвоночника.

Важно: в подобном задании велика вероятность неверного ответа из-за неконкретности, например, учащийся пишет: «ухудшится состояние сосудов» - каких? почему?- неясно; или «происходит отложение вредных веществ в организме» - каких веществ, почему? Куда они откладываются? – вновь неясно. Помните: вы должны отвечать предельно чётко и конкретно, не «размазывать», избегать расплывчатости и неопределённости. Школьники нередко пишут подобным образом, особенно если неточно знают ответ.

    Ещё один пример «нестандартного» вопроса; с одной стороны он основан на данных, которые изложены в различных темах курса общей биологии, с другой стороны, конкретного ответа на данный вопрос нет. Ключевые слова – «почему» и «постоянно синтезировать органические вещества». От них и будем исходить. Сначала подумаем, какие вещества клетки должны синтезировать постоянно, это АТФ, белки, запасные липиды и углеводы, гормоны. Почему их надо синтезировать? Да потому, что они постоянно расходуются или выводятся из организма.

Сделав такие рассуждения, можем приступить к ответу: 1. Необходим постоянный синтез АТФ, которая расходуется на процессах пластического обмена. 2. При энергетическом обмене идёт распад органических веществ, особенно углеводов и липидов, их нужно получать с пищей. 3. Часть веществ уходит из организма в процессе выделения, значит, требуется их непрерывное пополнение.

    Пример достаточно простого вопроса, даже не владея материалом, можно логически дойти до правильного ответа. Последовательность стадий следующая: 1. накопление в листьях вредных веществ в течение лета. 2.разрушение хлорофилла вследствие похолодания и уменьшения количества света. 3. изменение окраски листьев. 4. образование отделительного слоя на черешке. 5. опадение листьев.

    Этот вопрос более сложен, чем предыдущий, но он несложен в том плане, что требует только одно – хорошее знание жизненного цикла печёночного сосальщика, больше ничего. Ответ: 5) зигота. 2) яйцо. 3) ресничная личинка. 4) хвостатая личинка. 1) циста. 6) взрослый червь.

    Ещё один творческий вопрос. Он основан на сравнительно небольшой теме естественного отбора, но в данном случае очень важно, как этот вопрос правильно, чётко и ясно изложить. Кратко рассмотрим логику ответа. Выделим ключевые слова: «этапы естественного отбора» и «среднее значение признака». Для начала вспомним механизм ЕО. Так как наш признак сохраняет среднее значение, значит, нам надо описать стабилизирующую форму ЕО. С чего начинается процесс? С того, о чём писал ещё Дарвин: с появления случайных наследственных изменений (мутаций). Эти мутации касаются самых разных признаков и величинаих изменений тоже разная; важно, чтоэти изменения появляются совершенно случайно. На разнообразные новые фенотипические признаки действует естественный отбор. В результате особи с несовершенными, неподходящими признаками погибнут, а особи, чьи признаки отвечают данным условиям, останутся. Вспомним, что отбор в нашей задаче стабилизирующий, то есть он действует в сравнительно постоянных (стабильных) условиях. При такой форме отбора останутся особи именно со средним значением признака, максимально хорошо приспособленные к данным условиям…

Таковы должны быть ваши рассуждения, теперь изложим их в ответе: 1. В результате наследственных изменений (мутаций) случайно появляются особи с самым разным значением признака. 2. На признаки действует естественный отбор, в результате которого остаются особи с наиболее соответствующими данным условиям признаками. В данном случае имеет место стабилизирующая форма отбора, которая действует в постоянных условиях среды. 4. В итоге остаются особи со средним признаком, как наиболее приспособленные к данным условиям.

Или: 1. Естественный отбор сохраняет те признаки, которые обеспечивают организму наилучшее приспособление к среде. 2. Новые признаки случайно появляются в результате наследственной изменчивости. 3. Признаки со средним значение сохраняются при стабилизирующей форме ЕО в постоянных условиях.

При любой форме ответа мы использовали ключевые слова, без которых ответ не был бы полным. Мы тщательно проанализировали материал, на котором строится ответ. При близких вариантах ответов, по нашему мнению, первый вариант более предпочтителен, так как в нём материал излагается более последовательно, в порядке эволюционных событий.

    Сложность данного задания в том, что далеко не все знают, что такое «открытая система», не все учебники и преподаватели обращают на это понятие внимание,а это ключевое выражение. Поэтому лучше начать ответ с определения открытой системы, только тогда ответ будет полноценным: 1. Открытой называют систему, которая находится в постоянном обмене соединениями и энергией с окружающей средой. 2. Клетка получает из окружающей среды нужные ей вещества (белки, жиры, углеводы и т. д.) и выделяет продукты обмена. 3. При распаде веществ в клетке происходит выделение и запасание энергии, часть энергии рассеивается в окружающей среде в виде тепла. (В качестве дополнительного пункта можно указать на информационный обмен: 4.Из внешней среды клетка получает определённую информацию, реагирует на неё, и через вещества и другие сигналы поставляет в окружающую среду свою информацию.).

    Задание, которое многих учащихся ставит в тупик. Почему, ведь ничего особо сложного в нём нет? Во-первых, курс ботаники изучают в 6-м классе и при подготовке до него «руки не доходят». Во-вторых, у ряда учащихся отношение к предмету не очень серьёзное («пестики-тычинки»). В-третьих, данный вопрос – это сочетание ботаники и общей биологии (митоз, мейоз), то есть вопрос комплексный, общебиологический.Чтобы хорошо на него ответить, необходимо знать следующее: а. понятие о плоидности клеток; б. процесс митоза; в. процесс мейоза; г. жизненный цикл покрытосеменных растений; д. механизм развития семязачатка в завязи.

    Клетки эпидермиса листа диплоидны (2 n ), клетки восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка гаплоидны ( n ). 2. Клетки эпидермиса получаются в результате митоза из диплоидной зиготы. 3. При образовании зародышевого мешка сначала происходит мейоз исходной диплоидной клетки, а затемиз полученной гаплоидной клетки-микроспоры в результате трёх последовательных митозов получается зародышевый мешок. Или:

    Для клеток эпидермиса листа характерен диплоидный набор хромосом (2 n ), так как все вегетативные клетки растения образуются в результате многократного митоза из диплоидной зиготы. 2. Восьмиядерный зародышевый мешок начинает формироваться в семязачатке завязи из диплоидной клетки (2 n ), которая делится мейозом.3. Получаются 4 клетки-микроспоры ( n ), из одной в результате трёх последовательных делений митоза, значит, образуется 8 гаплоидных клеток.

Вывод: при подготовке нет неважных или нелюбимых тем. Все без исключения (!) темы важны, и их надо знать.

    Данный тип задач вызывает значительные трудности, хотя материал, на котором основывается задача, невелик: тема «Клеточные биосинтезы: репликация, транскрипция, трансляция». Но важно не только знать материал, но и уметь применять его для решения практических заданий.

Ключевое предложение, которое необходимо учитывать при решении- «все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице». Значит, фрагмент т-РНК будет синтезироваться на исходном участке ДНК: АТАГЦТГААЦГГАЦТ. Искомая последовательность т-РНК определяется по принципу комплиментарности с учётом того, что вместо Т в т-РНК будет включен У: УАУЦГАЦУУГЦЦУГА. Далее на найденной последовательности т-РНК находим третий триплет: ЦУУ – это антикодон. В процессе синтеза белка он по принципу комплиментарности будет взаимодействовать с соответствующим триплетом и-РНК. Искомый триплет и-РНК – ГАА. По таблице генетического хода находим, какую аминокислоту кодирует этот триплет: Глу (глутамин).

Основная ошибка при решении задач данного типа: учащиеся сначала «находят» и-РНК на основе исходной ДНК, так как привыкли делать это при решении иных заданий, и только затем – т-РНК и т. д. Решение оказывается неверным (не учитывается ключевое предложение!).

    Данный тип задач также достаточно сложен для решения, хотя применяемый материал и невелик: темы «Митоз» и «Мейоз», пригодится и тема «Плоидность клеток». Решение: исходные соматические клетки дрозофилы содержат 8 хромосом (4 гомологичные пары). Очень важно: хромосомы этих клеток одинарны, поэтому сами клетки диплоидны (2 n ), ведь они содержат 4 пары гомологов, а количество молекул ДНК – 8.

    Данная генетическая задача не относится к числу сложных. Скрещивание моногибридное, так как рассматривается один признак – глухонемота. Так как прямо указаны доминантные и рецессивные аллели, то решение ещё более упрощается. Обозначим аллели: А – нормальный слух, а – глухонемота. По условию задачи женщина глухонемая, поэтому её генотип – аа и иным быть не может, у мужчины генотип Аа . (Почему не АА ?Дело в том, что при генотипе АА генотипы детей будут только Аа и они будут иметь слух, а, по условию задачи, ребёнок болен). Теперь сделаем схему скрещивания:

Р: аа * Аа

G : а Аа

F 1 :Аа аа - ребёнок глухонемой.

17. Эта задача более сложная, рассматриваются два признака, то есть скрещивание дигибридное. Для решения задачи можно использовать такое правило: рассматривать каждый признак отдельно от другого, в противном случае подобрать генотипы родителей сложно.

I. Рассмотрим признак пигментации:

А – нормальная пигментация, а – альбинизм – по условию задачи.

Так как ребенок является альбиносом (рецессивный признак), следовательно, его генотип по этому признаку – аа . Каждый из родителей имеет нормальную пигментацию, значит, оба они несут доминантный аллель А .Но поскольку у них есть ребенок с генотипом аа , то каждый из них должен нести также рецессивный аллель а . Следовательно, генотип родителей по гену пигментации – Аа .

II. Второй признак - владение правой-левой рукой:

В – праворукость, b – леворукость – по условию задачи.

Ребенок левша (рецессивный признак), следовательно, его генотип – bb .Родители являются правшами, значит, каждый из них несет доминантный аллель В . Их ребенок левша ( bb ), поэтому каждый из родителей несет рецессивный аллель b . Поэтому генотипы родителей по этому признаку – Вb . Следовательно, генотип матери – АаВb ; генотип отца – АаВb ; генотип ребенка – ааbb .

Схема брака такова:

Таким образом, родители гетерозиготны по каждой паре признаков и их генотип – АаВb .

( Замечание: задачи по генетике есть всегда, они довольно разнообразны, поэтому их разбору следует уделить особое и немалое внимание. Я или мои коллеги будем рады помочь вам в решении этого вопроса).

Вопросы ЕГЭ,

вызывающие наибольшие затруднения у выпускников

(Замечание: Изложенные ниже десять вопросов поясняются идеальными ответами, которые используют члены проверочной комиссии для оценивания. Здесь много сложностей и скрытых «подводных камней», которые требуют особого и тщательного разбора. Иначе нередко получается так: учащийся, по его мнению сделал всё прекрасно, так как материал знает и изложил его хорошо (по его мнению!). А в итоге, вместо вожделенных 3 баллов получает 1…. За помощью обратитесь к нам, специалистам).

1). Задание 22: Какой вред наносит табакокурение дыхательной и сердечно-сосудистой системам? Ответ поясните.

2). Задание 22 : Можно ли из купленных в продуктовом магазине яиц, поступивших с птицефабрики, вывести цыплят? Ответ поясните.

3). Задание 22: Почему для получения хорошего урожая густые всходы моркови и свёклы надо прореживать? Ответ поясните.

4). Задание 25: Какие особенности покрытосеменных растений способствуют их процветанию на Земле? Укажите не менее четырёх особенностей, ответ поясните.

5). Задание 25: Киты постоянно живут в воде, имеют обтекаемую форму тела и другие приспособления к жизни в этой среде. Какие признаки этих животных свидетельствуют о том, что они вторичноводные организмы?. Укажите не менее четырёх признаков.

6). Задание 26: Почему, при использовании ядохимикатов для борьбы с сельскохозяйственными вредителями, кроме самих вредителей, погибают и другие животные, но чаще хищники, а не травоядные животные?

Укажите три причины.

7). Задание 26: Почему даже длительное воздействие стабилизирующего отбора на особей одного вида не приводит к формированию полного фенотипического единообразия? Ответ обоснуйте, указав три аргумента.

8). Задание 27: Какой набор хромосом имеет зародыш и эндосперм диплоидного растения? Из каких исходных клеток и в результате какого деления они образовались?

9). Задание 27: Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и спор папоротника? Объясните из какой исходной клетки и в результате какого деления формируется набор хромосом в каждой клетке.

10). Задание 27: В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите, какое число хромосом и молекул ДНК содержится в ядре при гаметогенезе перед началом деления и в метафазе I мейоза. Объясните полученные результаты. Охарактеризуйте поведение хромосом в метафазе I мейоза.

1). Задание 22: Элементы ответа:

    Оседающие на стенках дыхательных путей и лёгких частицы табачного дыма и смолы снижают эффективность газообмена, поступление кислорода в кровь.

    Проникающие в кровь токсичные вещества (никотин) суживают просветы сосудов, повышают давление, таким образом возрастает нагрузка на сердце.

2). Задание 22: Элементы ответа:

    Нельзя

    В магазин с птицефабрики поступают неоплодотворённые яйца кур, в которых отсутствуют зародыши, или охлаждённые яйца. В которых зародыш погиб.

3). Задание 22: Элементы ответа:

    Эти растения образуют корнеплоды, формирование которых требует большого объёма почвы.

    Прореживание растений ослабляет конкуренцию, способствует развитию корнеплода и приводит к повышению урожая.

4). Задание 25: Элементы ответа:

    Наличие и разнообразие цветков (соцветий), обеспечивающих их приспособленность к опылению ветром, животными, водой, самоопылению.

    Наличие и разнообразие плодов, защищающих семена и способствующих их распространению.

    Хорошо развитая проводящая система (сосуды и ситовидные трубки), обеспечивающие передвижение веществ по растению

    Наличие разнообразных видоизменений (побегов, корней), обеспечивающих вегетативное размножение и приспособленность к разным условиям среды.

    Разнообразие жизненных форм (деревья, травы, кустарники), обеспечивающих приспособления к различным условиям обитания.

    Наличие триплоидного эндосперма, обеспечивает прорастание семени, а зародыш большим количеством питательных веществ.

5). Задание 25: Элементы ответа:

    Дышат атмосферным воздухом, имеют лёгкие.

    Наличие пояса и видоизменённых в плавники конечностей наземного типа.

    Наличие рудиментов пояса задних конечностей.

    Волосяной покров редуцирован.

6). Задание 26: Элементы ответа:

    Ядохимикаты не обладают избирательным действием и воздействуют не только на вредителей, но и на других животных, вызывая их гибель.

    Биомасса нижних трофических уровней значительно выше, чем верхнего уровня, поэтому концентрация ядохимикатов в телах травоядных животных ниже, чем в телах хищников.

    Хищники находятся на самом высоком трофическом уровне в цепях питания, поедают травоядных животных, что приводит к концентрации в их организме ядохимикатов и в итоге к гибели хищников.

7). Задание 26: Элементы ответа:

    Существует широкая норма модификационной (фенотипической) изменчивости, что приводит к разнообразию фенотипов.

    Комбинативная изменчивость (половой процесс и рекомбинация генов) приводит к генотипическому и фенотипическому разнообразию, к проявлению рецессивных признаков.

    В популяциях постоянно возникают новые мутации, которые накапливаются и изменяют фенотипический состав популяции.

    Дрейф генов и популяционные волны изменяют частоту встречаемости аллелей. Набор генов и признаков.

    Миграции особей изменяют генотипический и фенотипический состав популяции.

8). Задание 27: Элементы ответа:

    Хромосомный набор в зародыше-2 n , в эндосперме- 3 n .

    Зародыш образуется из зиготы, которая делится митозом.

    Эндосперм образуется из оплодотворённой центральной клетки митотическим делением.

9). Задание 27: Элементы ответа:

    В клетках листа папоротника диплоидный набор хромосом-2 n

    Лист папоротника развивается из зиготы (спорофита) путём митоза.

    В споре папоротника гаплоидный набор хромосом – n .

    Споры образуются из клеток спорангия в результате редукционного деления (мейоза).

10). Задание 27: Схема решения задачи включает:

    Перед началом деления число хромосом - 8, количество ДНК -16.

    Перед началом деления молекулы ДНК удваиваются, каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид, но число хромосом не меняется.

    В метафазе I мейоза число хромосом - 8, молекул ДНК – 16.

    В метафазе I мейоза число хромосом и ДНК не меняется, пары гомологичных хромосом располагаются в экваториальной зоне над и под плоскостью экватора клетки.

Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 - полный развернутый ответ Для ответов на задания этой части (С1--С6) используйте бланк ответов № 2..

С1. Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9%-ным раствором N301). Поясните почему.

    Строение молекулы ка­кого мономера изображено на представленной схеме?

    Что обозначено буквами А, Б, В?

3.Назовите виды биопо­ лимеров, в состав которых входит данный мономер.

СЗ. Назовите не менее 3 признаков приспособленности пре­смыкающихся к размножению в наземной среде.

С4. В чем проявляется участие функциональных групп орга­низмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере.

С5. Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его зна­чение и относительный характер приспособленности.

Сб. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доминантных гена (гладкие семе­на и наличие усиков) локализованы в одной хромосоме, крос-синговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Оп­ределите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотношение особей с разными генотипами и фенотипами. Ка­кой закон при этом проявляетс

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1-С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте крат­кий свободный ответ, а на задания С2-С6 -полный разверну­тый ответ.

С1. У собаки выработан условный слюноотделительный рефлекс на световой сигнал. Во время подачи условного раздра­жителя (зажигание лампочки) раздается резкий громкий звук, и условный рефлекс (выделение слюны) не проявляется. Какое явление описано и каков его механизм?

С2. Домовая мышь - млекопитающее рода Мыши. Исход­ный ареал - Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. В естествен­ных условиях питается семенами. Ведёт ночной и сумеречный образ жизни. В помете обычно рождается от 5 до 7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

СЗ. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни куль­турных растений?

С4. Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду.

С5. В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируе­мого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, ко­торый кодирует этот белок.

Сб. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном Х в, рыжая - геном Х ь, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный коте­нок. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы ро­дителей и потомства, возможный пол котят.

34-«Как с помощью биохимического анализа можно отличить вирусы, содержащие РНК, от ДНК-содержащих? Приведите два отличия».

Эталон ответа :

1. РНК-содержащие вирусы, в отличие от ДНК-содержащих, будут иметь в своем составе урацил, а не тимин;

2. РНК-содержащие вирусы, в отличие от ДНК-содержащих, будут иметь в своем составе рибозу, а не дезоксирибозу.

34-С какой целью в некоторых регионах России-на Алтае,

в Приморье, Ростовской области-врачи рекомендуютпищу подсаливать йодированной солью, употреблять морепродукты (рыбу, морскую капусту)? Ответ поясните.

1.Йодированная соль и морепродукты являются источником

йода, который входит в состав тироксина –гормона щитовидной железы.

2. В этих районах в почве и воде значительно снижено количество

йода, и у людей наблюдается эндемический зоб (разрастание

щитовидной железы с целью компенсации нехватки гормона);

эти продукты способствуют профилактике заболеваний

щитовидной железы.

34-Почему сильное «цветение» воды в прудах и озерах

сопровождается замором рыбы.

1.«Цветение» воды вызывают сине-зеленые водоросли

(цианобактерии), а они ядовиты;

2. При фотосинтезе водоросли выделяют большое

количество кислорода, но его не хватает живым организмам,

т.к. в хорошо прогретой воде растворимость кислорода резко

снижается и он выделяется в атмосферу в виде пузырьков.

34-Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы.

Судебно-медицинский эксперт установил наличие крови на одежде. Как это было сделано?

1.После сгорания в пепле остаются химические

элементы, которые входили в состав сгоревшего объекта;

2. В состав красных клеток крови-эритроцитов-входит

гемоглобин, который содержит железо; если в пепле эксперт

обнаружил повышенное содержание железа, следовательно,

на одежде была кровь.

Какими буквамиобозначены на рисунке

«Цикл развития папоротника» гаплоидные стадии развития?

Назовите их.

Гаплоидные стадии развития:

1.В-спора

2.Г-заросток

3.Д-антеридия, архегония, сперматозоид, яйцеклетка

35-Какие элементы строения клеточной мембраны животной

клетки обозначены на рисунке цифрами 1,2,3 и какие функции

они выполняют?

1-гликокаликс (комплекс углеводов и белков),

обеспечивает объединение сходных клеток в ткани,

выполняет сигнальную функцию;

2- молекулы белков, которые выполняют структурную

(строительную), рецепторную (сигнальную),

ферментативную (каталитическую),

транспортную и др.функции.

3-двойной слой липидов, основа клеточной мембраны,

отграничивает внутреннее содержимое клетки и

обеспечивает избирательное поступление веществ;

Схема строения какого вещества изображена на рисунке?

Что на рисунке обозначено цифрами 1-3?

Какова роль этого вещества?

Молекула т-РНК;

1-антикодон; 2-акцепторный участок; 3-аминокислота;

Транспорт аминокислот к месту синтеза белка;

36-Найди ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений.

1.Мочевыделительная система человека содержит почки, надпочечники, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал;

2.Основным органом выделительной системы являются почки;

3.В почки по сосудам поступает кровь и лимфа, содержащие конечные продукты обмена веществ;

4.Фильтрация крови и образование мочи происходят в почечных лоханках;

5.Всасывание избытка воды в кровь происходит в канальце нефрона;

6.По мочеточникам моча поступает в мочевой пузырь.

Ошибки

1.1-Мочевыделительная система человека содержит почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал;

2.3-В почки по сосудам поступает кровь, содержащая конечные продукты обмена веществ;

3.4-Фильтрация крови и образование мочи происходят в нефронах;

36-Кора больших полушарий образована серым веществом

1.Серое вещество состоит из длинных отростков нейронов;

2.Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли;

3.В коре располагается проводник отдел анализатора;

4.Слуховая зона находится в теменной доле;

5.Зрительная зона находится в затылочной доле коры головного мозга.

Ошибки

2-Серое вещество состоит из тел нейронов;

2. 4-В коре располагается центральный отдел анализатора;

3. 5-Слуховая зона находится в височной доле;

36-Найдите ошибки в приведенном тексте и исправь их.

1. Оплодотворенные яйца печеночного сосальщика выводятся из кишечника промежуточного хозяина, и некоторые из них попадают в водоем.

2.Здесь из яиц выходят хвостатые личинки.

3.Эти личинки внедряются в тело улитки-малого прудовика, который является окончательным хозяином.

4.Покинув прудовика, хвостатые личинки превращаются в цисты.

5.Весной коровы или овцы поедают цисты и заражаются сосальщиками.

1-Оплодотворенные яйца печеночного сосальщика выводятся из окончательного хозяина и некоторые из них попадают в водоем.

2.2-Здесь из яиц выходят личинки с ресничками.

3.3-Эти личинки внедряются в тело улитки-малого прудовика, который является промежуточным хозяином.

37-Гусеницы бабочки репной белянки имеют светло-зеленую окраску и незаметны на фоне листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у этого насекомого.

Элементы ответа

В результате наследственной изменчивости (мутаций) появились гусеницы со светло-зеленой окраской

Преимущественно в БЗС получили насекомые, окраска которых гармонировала с листьями крестоцветных, делая их менее заметными

В процессе ест.отбора в течение многих поколений особи с полезными признаками выживали и оставляли потомство, что привело к закреплению полезного признака

В искусственный водоем запустили карпов. Объясните, как это может повлиять на численность обитающих в нем личинок насекомых, карасей и щук

1.Карпы питаются личинками насекомых, поэтому численность личинок сократится;

2.По принципу закона конкурентного исключения Гаузе, карпы-конкуренты карасям, поэтому усиливается межвидовая борьба, которая приводит к вытеснению или снижению численности карасей.

3.Численность щук возрастает, так как карпы-пища для щук.

38-В чем состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений?

Элементы ответа:

1.при фотосинтезе поглощается СО 2 и выделяется О 2 , он используется при дыхании организмов, а СО 2 идет на синтез

С 6 Н 12 О 6 (глюкозы).

2.в результате фотосинтеза энергия Солнца преобразуется в энергию химических связей органических веществ, при дыхании энергия расщепления органических веществ идет на синтез АТФ

3.в результате фотосинтеза органические вещества синтезируются, а при дыхании эти вещества окисляются

38-В природе осуществляется круговорот кислорода. Какую роль играют в этом процессе живые организмы? Ответ поясните.

Кислород образуется в растениях из воды в процессе фотосинтеза и выделяется в атмосферу;

В процессе дыхания кислород используется организмами, в их клетках в процессе энергетического обмена образуется вода и углекислый газ;

Бактерии-хемосинтетики используют кислород для окисления неорганических веществ с образованием АТФ.

39-Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (п) и число молекул ДНК (с) в клетке в конце телофазы мейоза 1 и анафазе мейоза 2. Объясните результаты в каждом случае.

Схема решения задачи:

1.В конце телофазы мейоза I набор хромосом-n,

число ДНК-2с;

2.В анафазе мейоза II набор хромосом-2 n, число ДНК-2с;

3.В конце телофазы I произошло редукционное деление, число хромосом и ДНК уменьшилось в 2 раза;

4.В анафазе мейоза II к полюсам расходятся сестринские хроматиды (хромосомы), поэтому число хромосом и ДНК равное.

В пункте 3 и 4 дано объяснение полученных результатов. При 1 и 2 элементе ответа ставится 1 балл, если 3 и 4 , то 3 балла.

39-Определите во сколько раз молекула белка глюкагона легче, чем кодирующий ее структурный ген. Глюкагон состоит из 29 аминокислотных остатков. Средняя масса одного аминокислотного остатка-110 а.е.м. Средняя молекулярная масса одного нуклеотида-345 а.е.м.

1.Масса белка 110х29=3190а.е.м.

2.Одна аминокислота кодируется тремя нуклеотидами, следовательно, число нуклеотидов 29х3=87

Масса гена 87х345=30015

3.Масса белка меньше массы гена в 9,4 раза

30015/3190=9,4

В процессе гликолиза образовалось 60 молекул ПВК (пировиноградной кислоты). Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образовалось при гидролизе и при полном окислении этого количества глюкозы? Объясните полученные результаты.

1. Из одной молекулы глюкозы образуется 2 молекулы ПВК, следовательно расщеплению подверглось 30 молекул глюкозы (60/2=30).

2. При гидролизе 1 молекулы глюкозы образуется 36 молекул АТФ, а при гидролизе 30 молекул глюкозы -30х36=1080 молекул АТФ.

3. При полном окислении 1 молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ, а при гидролизе 30 молекул глюкозы -30х38=1140 молекул АТФ.

39.В последовательности одной из цепей ДНК, имеющей структуру –ГЦАГГГТАТЦГТ-, произошла мутация-выпадение первого нуклеотида в четвертом триплете. Используя таблицу генетического кода, определите исходную структуру белка. Как это изменение повлияет на структуру молекулы белка? К какому типу мутаций относится данное изменение? Ответ поясните.

1.Последовательность нуклеотидов в и-РНК:-ЦГУЦЦЦАУАГЦА-;

исходная структура белка:арг-про-иле-ала;

2.В случае мутации участок молекулы белка станет короче на одну аминокислоту-АЛА-, произойдет сдвиг рамки считывания, что приведет к изменению аминокислотной последовательности в молекуле белка (первичной структуры);

3.Генная (точковая) мутация.

39Гаплоидный набор хромосом цесарки составляет 38. Сколько хромосом и молекул ДНК содержится в клетках кожи перед делением, в анафазе и телофазе митоза? Ответ поясните.

1.Перед делением хромосомы удваиваются (состоят из двух хроматид), следовательно, в клетках кожи (они имеют диплоидный набор хромосом) содержится 76 хромосом и 152 молекулы ДНК;

2.В анафазе митоза к противоположным полюсам расходятся дочерние хроматиды, но клетка еще не разделилась, следовательно хромосом 76, молекул ДНК -152(или по 76 у каждого полюса);

3.В телофазе образуются 2 дочерние клетки с диплоидным набором хромосом, которые содержат 76 хромосом и 76 молекул ДНК.

39-Белок состоит из 315 аминокислот. Установите число нуклеотидов участков молекул ДНК и и-РНК, которые кодируют данный белок, а также число молекул

т-РНК, необходимых для переноса этих аминокислот к месту синтеза белка. Ответ поясните.

1.Генетический код триплетен-одну аминокислоту кодируют три нуклеотида, число нуклеотидов на и-РНК-315х3=945;

2. Число нуклеотидов на и-РНК соответствует числу нуклеотидов на одной цепи ДНК, т.е. тоже 945 нуклеотидов;

3.Каждую аминокислоту к месту синтеза белка транспортирует одна молекула т-РНК, следовательно, число т-РНК равно числу аминокислот (315 молекул т-РНК).

Проанализируйте результат скрещивания, сделайте вывод о характере наследования и объясните причины таких результатов.

У кукурузы гены «укороченные междоузлия»(b) и «зачаточная метелка» (v) являются рецессивными. При проведении анализирующего скрещивания растения, имеющего нормальные междоузлия и нормальную метелку, получено потомство: 48% с нормальными междоузлиями и нормальной метелкой, 48% с укороченными междоузлиями и зачаточной метелкой, 2% с нормальными междоузлиями и зачаточной метелкой, 2% с укороченными междоузлиями и нормальной метелкой. Определите генотипы родителей и потомства. Составьте схему скрещивания задачи. Объясните полученные результаты. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Схема решения задачи:

Генотипы родителей: норма BbVvxbbvv

Гаметы BVBvbVbvbv

Генотипы потомства:

48% - BbVv, с нормальными междоузлиями и нормальной метелкой

48% - bbvv, с укороченными междоузлиями и зачаточной метелкой

2% -Bvbv с нормальными междоузлиями и зачаточной метелкой,

2% - bbVv с укороченными междоузлиями и нормальной метелкой.

Появление в потомстве двух многочисленных групп (по 48%) позволяет сделать вывод о сцепленном характере наследования этих генов, наличие еще 2-х групп (по 2%) объясняется нарушением сцепления генов в результате кроссинговера; проявляются законы Моргана о сцепленном наследовании и нарушении сцепления генов.

40. От персидской кошки с белой окраской шерсти и оранжевыми глазами и шоколадного кота с медными глазами родились белые котята с оранжевыми глазами. При скрещивании между собой кошек и котов из F1 всегда получали котят

белого цвета с оранжевыми глазами и шоколадных с медными глазами.

Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей,

потомков F1 и F2. Какие законы наследственности в них проявляются?


БИОЛОГИЯ

Под редакцией академика РАМН профессора В.Н. Ярыгина

В двух книгах

Книга 2

Издание пятое исправленное и дополненное Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов медицинских специальностей высших учебных заведений

Москва «Высшая школа» 2003

УДК 574/578 ББК 28.0 Б63

В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова

Рецензенты:

кафедра медицинской биологии и генетики Тверской государственной медицинской академии (зав. кафедрой - проф. Г. В. Хомулло );

кафедра биологии Ижевской государственной медицинской академии (зав. кафедрой

Проф. В.А. Глумова)

ISBN 5-06-004589-7 (кн. 2) © ФГУП «Издательство «Высшая школа», 2003

ISBN 5-06-004590-0

Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Высшая школа», и его репродуцирование (воспроизведение) любым способом без согласия издательства запрещается.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая книга - продолжение учебника «Биология» для студентов медицинских специальностей. Она включает разделы, посвященные биологическим закономерностям, которые проявляются на популяционно-видовом и биогеоценотическом уровнях организации жизни на Земле.

Нумерация глав продолжает 1-ю книгу.

РАЗДЕЛ IV ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ

Рассмотренные ранее биологические явления и механизмы, относящиеся к молекулярно-генетическому, клеточному и онтогенетическому уровням организации жизни, в пространственном отношении ограничивались отдельно взятым организмом (многоклеточным или, одноклеточным, прокариотическим или эукариотическим), а во временном - его онтогенезом, или жизненным циклом. Популяционно-видовой уровень организации относится к категории надорганизменных.

Жизнь представлена отдельными видами, являющимися совокупностями организмов, которые обладают свойствами наследственности и изменчивости.

Эти свойства становятся основой эволюционного процесса. Механизмами, обусловливающими такой результат, являются избирательная выживаемость и избирательное размножение особей, принадлежащих к одному виду. В природных условиях особенно интенсивно размножение происходит в популяциях, которые являются минимальными самовоспроизводящимися группами особей внутри вида.

Каждый "из некогда существовавших или ныне живущих видов представляет собой итог определенного цикла эволюционных преобразований на популяционновидовом уровне, закрепленный изначально в его генофонде. Последний отличается двумя важными качествами. Во-первых, он содержит биологическую информацию о том, как данному виду выжить и оставить потомство в определенных условиях окружающей среды, а во-вторых, обладает способностью к частичному изменению содержания заключенной в нем биологической информации. Последнее является

основой эволюционной и экологической пластичности вида, т.е. возможности приспособиться к существованию в иных условиях, меняющихся в историческом времени или от территории к территории. Популяционная структура вида, приводящая к распаду генофонда вида на генофонды популяций, способствует проявлению в исторической судьбе вида в зависимости от обстоятельств обоих отмеченных качеств генофонда - консервативности ипластичности.

Таким образом, общебиологическое значение популяционно-видового уровня состоит в реализации элементарных механизмов эволюционного процесса, обусловливающих видообразование.

Значение происходящего на популяционно-видовом уровне для здравоохранения определяется наличием наследственных болезней, заболеваний с очевидной наследственной предрасположенностью, а также выраженными особенностями генофондов разных популяций людей. Процессы, происходящие на этом уровне, в сочетании с экологическими особенностями различных территорий составляют основу перспективного направления современной медицины - эпидемиологии неинфекционных болезней.

ГЛАВА 10 БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД. ПОПУЛЯЦИОННАЯ СТРУКТУРА ВИДА

10.1. ПОНЯТИЕ О ВИДЕ

Видом называют совокупность особей, сходных по основным морфологическим и функциональным признакам, кариотипу, поведенческим реакциям, имеющих общее происхождение, заселяющих определенную территорию (ареал), в природных условиях скрещивающихся исключительно между собой и при этом производящих плодовитое потомство.

Видовая принадлежность особи определяется по соответствию ее перечисленным критериям: морфологическому, физиолого-биохимическому, цитогенетическому, этологическому, экологическому и др. Наиболее важные признаки вида - егогенетическая (репродуктивная )изоляция, заключающаяся в нескрещиваемости особей данного вида с представителями других видов, а также

генетическая устойчивость в природных условиях, приводящая к независимости эволюционной судьбы.

Со времен К. Линнея вид является основной единицей систематики. Особое положение вида среди других систематических единиц (таксонов) обусловливается тем, что это та группировка, в которой отдельные особи существуют реально. В составе вида в природных условиях особь рождается, достигает половой зрелости и выполняет свою главную биологическую функцию: участвуя в репродукции, обеспечивает продолжение рода. В отличие от вида таксоны надвидового ранга, такие, как род, отряд, семейство, класс, тип, не являются ареной реальной жизни организмов. Выделение их в естественной системе органического мира отражает



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!