Египетское рабство. Моисей

«Баку» (раб, собственность владельца, в отличие от ). Низший слой населения в . Изначально рабы были пленниками, захваченными египтянами во время военных походов. Предположительно, рабами в египетских хозяйствах были и потомки тех древнейших жителей долины Нила, чьи земли захватывались более решительными переселенцами.

Рабы-«баку» принадлежали своему хозяину, как вещь. Их дети тоже становились рабами, которых хозяин мог свободно продать. Большинство работ в государстве производили царские хемуу, а вот рабы для этого не привлекались, а зачастую использовались как неквалифицированные рабочие, либо в качестве прислуги, что мы и видим на фресках в гробницах знатных египтян.

В эпоху Древнего царства рабский труд использовался мало, но уже во времена Нового царства, благодаря успешным войнами, рабский труд распространился повсеместно. И даже скромного положения человек мог позволить себе иметь рабов.

Иногда отношение к рабам было гораздо гуманнее, чем в экономически более развитых древних обществах, что объясняется сохранением патриархального рабства (раб зачастую принадлежал именно общине), предусматривавшего интеграцию раба в общину.

Начиная с конца эпохи Древнего царства, в рабство начинают попадать и сами египтяне. К сожалению, невозможно установить, каким именно образом происходило порабощение египтян своими же согражданами. Скорее всего, широко распространенное во всем Древнем Мире рабство за долги в Египте вряд ли было возможно, с учетом особенностей натурального хозяйства «пер джет», где сколько-нибудь серьезный обмен товарами, как хозяйственный механизм, долгое время можно сказать отсутствовал. Официально порабощение сограждан также не поощрялось.

Нубийские рабы на египетском невольничьем рынке. XVIII династия. Хранится в Археологическом музее Болоньи, Италия.

Фигурка раба из гробницы периода Старого царства. Хранится в Музее изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия.

Египетское рабство - годы тяжелого порабощения евреев египтянами в Древнем Египте. Придя в Египет вольными людьми, потомки сыновей Яакова - евреи - со временем стали рабами фараона . Рабство было как физическим, так и духовным. Изнуряемые непосильным трудом, евреи все дальше отходили от законов праотцов. Но именно в период египетского рабства произошло формирование еврейского народа и подготовка его к принятию Торы. Рабство завершилось Казнями Египетскими и последующим Исходом евреев из Египта под руководством пророка Моисея (Моше) . В память этого события установлен еврейский праздник Песах .

Евреи в Египте: превращение из гостей в рабов

Евреи не сразу стали рабами в Египте. В недельной главе Торы Ваигаш перечисляются, а в главе Шмот кратко повторяются имена сынов Израиля, которые вместе с праотцом Яаковом и своими семьями спустились в Египет по приглашению фараона свободными людьми - на лучшие земли, в область Гошен . В Египет спустилось лишь семьдесят евреев, но число их непрерывно росло.

Евреи совершили бы все необходимые исправления в Египте, и смогли бы окончательно поселиться на своей земле, земле Израиля. Четыре сотни лет искупили бы все, что призваны были искупить четыре царства. Но, к сожалению, за двести десять лет пребывания там, народ опустился в сорок девять врат нечистоты, и должен был выйти раньше.

В трактате Недарим (32а ) наши мудрецы говорят, что причиной египетского изгнания явился вопрос праотца Авраама: «А как я могу быть уверен в том, что это обещание исполнится? И что мои потомки действительно унаследуют Святую Землю навсегда?», в котором наши мудрецы усматривают некий промах, «оплошность». Авраам как бы сомневался в словах Творца. Для того, чтобы исправить его ошибку, еврейскому народу нужно было пройти через порабощение в Египте.

Египетское рабство во многих смыслах являлось подготовкой к получению Торы . С одной стороны, будучи в рабстве, евреи привыкли к подчинению чьей-то воле и к ограничению своей свободы. С другой стороны, как объясняется в книге «Ховот а-Левавот » , это нужно было для того, чтобы научиться чувству благодарности, ведь человек воспринимает то, к чему привык, как должное, само собой разумеющееся. Чтобы служить Творцу всем сердцем, необходимо осознавать и чувствовать Его великое милосердие, которое проявляется в мире каждую долю секунды.

Маарал ь и Рамхал ь показывают, что египетское изгнание не может быть только следствием оплошности праотца Авраама, и не может быть лишь подготовительным этапом дарования Торы. Пребывание еврейского народа в Египте имело самостоятельную цель.

Не зря наши мудрецы уподобляют египетское рабство формированию плода в утробе матери. Еврейский народ сформировался там вопреки всем «законам» истории: не на своей земле, не отдельно и независимо, а прямо внутри чуждой, враждебной среды, казалось бы, никак не способствующей нормальному развитию.

Именно это и закалило наш народ, дало духовные силы выстоять во всех испытаниях, иными словами, дало ему вечность. Как принято говорить: «Если мы уж пережили фараона, переживем и эту беду». В этом и есть суть египетского рабства: создать народ, которому не будет страшно ничто - ни изгнания, ни страдания, ни всяческие козни - иначе говоря, народ вечный, непреходящий, народ, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. И в этом заключается одно из самых великих чудес, как пишет Яаавец : существование еврейского народа как народа Торы на протяжении тысячелетий.

Ремесленники и р абы в Древнем Египте

Рабы в Древнем Египте - люди которым очень тяжело жилось. Рабы принадлежали фа-раону, храмам, вельможам и некоторым зажиточным крестьянам.
Большая часть рабов состояла из неегиптян, захваченных в плен во время войн или купленных у работорговцев. Кроме невольников-чужеземцев, имелись рабы-египтяне, обращенные в рабство за неуплату податей или за долги ростовщикам. Рабы были совершенно бесправны. Их не считали людьми. Рабов про-давали и покупали, дарили, разлучали детей е родителями. Рабов использовали в домашнем хозяйстве, на земляных рабо-тах, в каменоломнях, на постройках, в рудниках.

Устройство общества в древнем Египте. Государством управлял фараон, пользовавшийся неограниченной властью. Его поддерживали и возвеличивали жрецы и чиновники. Угнетателей кормили и одевали, строили для них дворцы крестьяне и ремесленника Воины захватывали рабов и защищали рабовладельцев от восстаний угнетенных. Все общество держалось на труде рабов

Восстание бедняков и рабов в XVIII в. до н. э.

Бедняки и рабы не раз поднимались на борьбу против угнетателей.
Наи-более крупное восстание произошло около 1750 г. до н. э. Кресть-яне, свободные ремесленники и рабы восстали. Народ захватил царские склады зерна, расправился с охранявшими их страж-никами. Впервые многие из тех, кто всю жизнь работал на бога-чей, смогли поесть досыта. Были разгромлены ненавистные цар-ские суды, где нельзя было добиться правды, сожжены списки податей и недоимок. Теперь уже можно было не бояться воинов, которые безжалостно избивали крестьян за каждую несданную меру зерна. Наиболее ненавистных чиновников восставшие уби-ли. Оставшихся в живых отправили на тяжелые работы, бывшие раньше уделом бедняков и рабов. Угнетатели впервые познали тяжесть принудительного физического труда.

Восставшие бросили вызов религии, всегда защищавшей царя, чиновников и богачей. Они раскрыли пирамиды и гробни-цы, хранившие сказочные богатства. Эти богатства, созданные ценой изнурительного труда и жестоких страданий, стали при-надлежать народу.
Восставшие даже посягнули на царскую власть, захватив царя.
Восстание охватило всю страну. В сохранившемся документе того времени сказано: «Бедняки в каждом городе говорят: «Да, будем бить знатных среди нас...» Страна юга охвачена смутами, города юга разрушены. Плачет северная страна...»

Сведения о том, как было подавлено восстание, не сохрани-лись, но, бесспорно, египетские рабовладельцы жестоко распра-вились с восставшими.

Восстание бедняков и рабов в Древнем Египте ослабило рабовладельческие по-рядки. Однако повстанцы не Могли уничтожить рабовладельче-ского строя и не удержали власть в своих руках. Между восстав-шими бедняками и рабами не было единства. Свободные бедняки не ставили своей целью уничтожить рабство. С недоверием они относились к невольникам-чужеземцам, получившим свободу. Рабам-чужеземцам было не по пути со свободными крестьянами и ремесленниками. Они мечтали возвратиться на родину..

Ремесленники Древнего Египта


В Египте достигло большого раз-вития ремесло. Ремесленники Древнего Египта были довольно трудолюбивые среди них выделялись хорошие медники, гончары, ткачи, столяры и другие мастера, создававшие велико-лепные произведения, сами жили в нечеловеческих условиях..

Хижины ремесленников Древнего Египта были отделены высокими стенами от кварталов, где располагались дворцы богачей. В этих жалких хижинах часто слышался плач голодных детей. Наказание палками.Нищета, преждевременная ста-рость и смерть от недоедания или заразных болезней были уде-лом бедняков. Чтобы прокормить себя и семью, ремесленникам приходилось работать с восхода до заката солнца в душных мастерских.

Один из египетских папирусов так рассказывает о тяжелом труде ремесленников: «Я видел медника за работой у топок его печи.

Его пальцы были, как кожа крокодила. Он пахнул хуже, чем рыбья икра. Каждый ремесленник, работавший резцом, устает больше, чем землепашец. Поле его — дерево, орудие его — металл»

Имеющая на сегодняшний день спорные характеристики, от определяющей облик общества во всех его аспектах, до, согласно наиболее современным исследованиям, незначительно влияющей на хозяйственные процессы и представляющей собой прослойку патриархальных рабов.

Общие характеристики

Отношения рабов и господ в Египте отличались патриархальностью. Рабы считались и назывались людьми, стояли под покровительством законов, имели свою законную семью и собственность. Храмовые и казённые рабы отличались выжженным клеймом с печатью присутственного места, ведению которого они подлежали. Они были организованы на военную ногу, считались частью войска, шли под начальством своих офицеров и под собственным знаменем .

Династический период

Одним из источников рабства была война . Во время войн между племенами победители захватывали пленников. Первоначально не было смысла заставлять их работать: всё, что пленный мог добыть своим трудом, ушло бы на его же пропитание. Поэтому пленных в Египте убивали и называли «убитые». Когда труд людей стал производительнее, пленников начали оставлять в живых. Обычно их, как и другую военную добычу, забирали себе вождь племени и другие знатные египтяне. Называть пленников стали «живые убитые».

Меньше информации об использовании иноземных рабов в государственном и царском хозяйствах. На изображении времени показано, как пленные изготовляют кирпич и кладут стены под надзором надсмотрщиков, вооруженных палками. Вещественным доказательством зверского обращения с подневольной рабочей силой может служить тяжёлое кнутовище, найденное возле поминального храма фараона-женщины Хатшепсут . В то же время рядового землепашца-египтянина от посаженного на землю раба отличала только относительная свобода, то, что он не был «вещью» хозяина .

Эллинистический и римский периоды

Сохранились специальные указы Птолемеев о регистрации рабов, запрещении вывоза их из Египта, о розыске беглых рабов, наказании рабов и др. В завещаниях и в брачных контрактах рабы упоминаются как вид имущества. Однако исследователь А. И. Павловская утверждает, что папирусы дают весьма противоречивую картину социально-экономической ситуации в эллинистическом Египте: среди юридических документов этой эпохи законодательство о рабах занимает видное место, но в то же время папирусы, касающиеся рабства, составляют небольшую часть деловых документов, что свидетельствует о малом значении рабства для экономики. По мнению Павловской, одной из причин ограниченного использования рабского труда были высокие цены на невольников. К. К. Зельин пишет, что период притока рабов в эллинистический Египет и особой заинтересованности в операциях с ними длился недолго, и в II-I веках до н. э. практически не встречается указаний на использование рабской рабочей силы в сельском хозяйстве .

Также для эллинистического Египта характерно существование различных зависимых категорий населения, находящихся между рабами и юридически свободными людьми: гиеродулов - храмовые работники; батраков, работавших в принудительном порядке и не имевших права уйти с места работы раньше определенного срока; десмотов - осужденные за преступления, военнопленные .

Египетское рабство в Библии

И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.

См. также

Примечания

  1. Васильевский М. Г., Липовский А. Л. , Тураев Б. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  2. Неронова В. Д. Проблема формационной принадлежности древнего мира в советской историографии .
  3. Дьяконов И. М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. - Москва: КомКнига, 2007. - 384 с. - ISBN 978-5-484-00573-4 .
  4. Семёнов Ю. И. Марксова теория общественно-экономических формаций и современность // Скепсис .

§ 6–7. Фараоны и вельможи, крестьяне и рабы

Египетские фараоны

Египтяне верили, что правители государства ведут свое происхождение от могущественного бога Солнца Ра и сами являются божествами. Они считали, что фараоны могут общаться с богами как с равными и через них боги сообщают людям свою волю. Поэтому приказания фараонов исполнялись беспрекословно.

Фараон и его супруга. Изображение на стене гробницы

Фараон обладал безграничной властью над своими подданными. В его руках были жизнь и смерть любого из них, включая и самых знатных вельмож. Случалось, что за заслуги цари Египта награждали выходцев из простого народа. Но бывало, что и самые знатные вельможи, попав в немилость, лишались всех богатств и званий и ссылались в каменоломни.

Власть фараона передавалась по наследству. Ему принадлежала вся земля в государстве. Часть ее он жаловал за службу воинам, чиновникам, вельможам. Вместе с наделами земли фараон давал работников-земледельцев, которые ее обрабатывали.

Египетские вельможи

Самыми знатными и влиятельными среди вельмож были правители номов. После объединения Египта номархи потеряли прежнюю самостоятельность, но сохранили власть над своими землями, а также право передавать их по наследству. От имени фараона они вершили суд, смотрели за порядком и следили, чтобы налоги исправно поступали в царскую казну.

Множество знатных вельмож жили при дворе фараона, составляя его свиту. Они исполняли обязанности казначея, распорядителя пиров и увеселений, хранителя царских сандалий и множество других. Вельможи рангом поменьше командовали войсками, следили за строительством крепостей, каналов и дорог, распоряжались работами в царских мастерских, рудниках и каменоломнях.

Знати принадлежали сотни рабов, огромные стада и обширные земли с работающими на них земледельцами. Одевались вельможи в роскошные одежды из тончайшей льняной ткани. Они носили дорогие украшения из золота, серебра и драгоценных камней. У них было множество прислуги. Повара готовили изысканные блюда, парикмахеры следили за прической, лекари за здоровьем, слуги с опахалами защищали от горячих солнечных лучей. Если вельможа покидал свой дом, его несли на носилках, чтобы ноги не касались дорожной пыли.

Знатный египтянин. Деревянная скульптура

Труд земледельцев

Главным занятием жителей Египта было земледелие. Борясь с заболачиванием почв, египтяне строили вдоль берега Нила дамбы. Через отверстия в них на поля проходило столько воды, сколько требовалось для орошения. В глубь страны тянулись каналы. Они способствовали более равномерному орошению всей долины. Со временем вся долина Египта покрылась густой сетью оросительных сооружений.

Египетские земледельцы научились орошать даже возвышенности и склоны холмов, окружавших долину. Они подавали туда воду при помощи особых приспособлений – шадуфов. Шадуф напоминал колодезный журавль: к его концу привязывалось кожаное ведро, которым зачерпывали воду из водоема, а затем поднимали и переливали ее в водоем, расположенный выше по склону. Там находился другой шадуф, подававший воду еще выше, и так далее.

Древнеегипетские земледельцы. Рисунок на стене гробницы

В древности египтяне обрабатывали поля мотыгами, потом стали использовать деревянный плуг с медным наконечником.

Как жили земледельцы

Жили простые египтяне в небольших домах, выстроенных из обожженного на солнце кирпича и покрытых пальмовыми листьями. Вблизи домов разбивали небольшие садики. Там росли гранатовые деревья, смоковницы, финиковые пальмы и виноград. Плоды смоковниц, финики и виноград ели свежими и сушили впрок. Из фиников и винограда изготавливали также вино.

Древнеегипетский глиняный сосуд

Каждая семья имела небольшой огород, где росли лук, фасоль, огурцы, дыни. Почти каждая семья имела в хозяйстве домашних животных – коров, свиней, коз, овец. Они давали молоко, шерсть, мясо, а также использовались в сельскохозяйственных работах. Разводили и птиц – голубей, уток, гусей, даже журавлей.

Речная охота. Рисунок на папирусе

Простые египтяне носили одежду из грубого льняного полотна. Из-за жаркого климата мужчины носили лишь набедренные повязки из беленого полотна, а женщины – прямые узкие платья.

Ремесленники Древнего Египта

В Древнем Египте существовало множество различных ремесел. Кузнецы изготавливали из меди орудия труда и оружие. Ткачи пряли и ткали льняное полотно. Гончары лепили красивую посуду из глины. Были ремесленники и других специальностей: строители, плотники, корабельщики, кожевники.

Особенно славились египетские ювелиры. Они умели делать великолепные украшения из драгоценных камней, золота, серебра. Но серебра в Египте не было, его привозили из дальних стран. Поэтому ценилось оно даже выше золота. Долгое время драгоценным металлом считалось в Египте и железо. Выплавлять его не умели, а получали из найденных метеоритов. Поэтому железо в древности называли «небесным металлом» и как величайшую драгоценность обрамляли в золото и серебро.

Древнеегипетские ремесленники. Рисунок на стене гробницы

Ремесленники сельским хозяйством не занимались, посвящая свое время лишь ремеслу. Необходимые же им продукты питания они выменивали у земледельцев на посуду, медные орудия, ткани или недорогие украшения. Денег в то время еще не было, и поэтому различные продукты и предметы просто обменивали друг на друга. Ремесленники, как и земледельцы, должны были платить фараону налоги и нести повинности. В счет налогов они отдавали часть своих изделий.

Фигурка рабыни

Рабы в Древнем Египте

Наиболее тяжелой в Древнем Египте была жизнь рабов. Их использовали для выполнения самых тяжелых работ. Рабы строили каналы и дороги, работали в рудниках и на каменоломнях, были носильщиками и гребцами на кораблях. Женщины-рабыни использовались в домах богатых египтян в качестве прислуги. Они мололи зерно, следили за детьми, прислуживали за столом, помогали по хозяйству.

Рабы не имели никакого имущества и принадлежали своему господину. Он был волен сделать с ними все что угодно: продать, наказать, даже убить.

Подведем итоги

Египетские вельможи были самыми богатыми и знатными людьми Древнего Египта. С их помощью фараон управлял государством. Земледельцы, ремесленники и рабы составляли самую многочисленную, но и самую бесправную часть населения Египта. Но именно их руками созданы все богатства Египта.

Дамба – земляная насыпь.

Метеориты – небольшие небесные тела, иногда падающие на землю.

«Правитель области передавал налоги с нее царю и постоянно поддерживал в ней трудовую деятельность; при нем ни разу не было голода, все поля были обработаны…»

Из надписи в гробнице чиновника

Вопросы и задания

1. Какой властью обладали фараоны и на чем она была основана?

2. Кто такие вельможи? Какое место они занимали в управлении Египетским государством?

3. Для чего египтяне строили дамбы и каналы?

4. Расскажите, как одевались, как жили и чем питались простые египтяне.

5. Какое место занимали рабы в Древнем Египте и какие виды работ они выполняли?

6. Пользуясь иллюстрациями и текстом учебника, составьте рассказ о труде египетских земледельцев.

Из книги Сильбо Гомера и другие автора Босов Геннадий

ОГРАБЛЕННЫЕ ФАРАОНЫ Ограбленные фараоны Любящие жизнь и ненавидящие

автора Вяземский Юрий Павлович

Фараоны Вопрос 1.26Какое событие велела изобразить на стене храма Хатшепсут, супруга фараона Тутмоса Второго, жившая в первой половине XV века до Рождества Христова?Вопрос 1.27Вам знакомо современное молодежное словечко «прикид»?Ну так опишите, пожалуйста, прикид Хатшепсут

Из книги От фараона Хеопса до императора Нерона. Древний мир в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Фараоны Ответ 1.26Хатшепсут велела изобразить на стене храма свое рождение от великого бога Амона. Дескать, Амон принял облик фараона, вошел к смертной женщине, и именно таким образом появилась на свет великая и божественная Хатшепсут.Ответ 1.27После смерти мужа Хатшепсут

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Когда? автора Шур Яков Исидорович

Однодневные фараоны В сущности, трудовому люду Египта было глубоко безразлично, к какому числу и месяцу относят жрецы тот или иной день. У крестьян был свой, земледельческий «календарь», связанный с тремя временами года, которые начинались разливом Нила, полевыми

Из книги История России. XVII–XVIII века. 7 класс автора Черникова Татьяна Васильевна

«ВЕЛЬМОЖИ В СЛУЧАЕ» 1. Любимцы Елизаветы ПетровныАлексей Григорьевич Разумовский. «Веселая царица была Елисавет, поет и веселится – порядка только нет…» – так, шутя, писал о Елизавете Петровне А. К. Толстой. Многие современники отмечали, что императрица вела

Из книги Отпадение Малороссии от Польши. Том 1 [вычитано, современная орфография] автора Кулиш Пантелеймон Александрович

Глава II. Польские мещане и польская шляхта. - Земледелие и городская промышленность. - Польско-русские крестьяне. - Столкновение европейского хозяйства с азиатским. - Малорусские крестьяне в новых колониях. - Соперничества между мещанами и шляхтою. - Колонизация

Из книги Древняя Ассирия автора Мочалов Михаил Юрьевич

Ассирийские вельможи, губернаторы, чиновники Административно-военные функции в древнеассирийском государстве выполняли разного рода вельможи, как то: главнокомандующий (туртану), главный евнух (раб ша реши), главный казначей (масенну), главный виночерпий/кравчий (раб

Из книги Русско-еврейский диалог автора Дикий Андрей

Из книги Бабур-Тигр. Великий завоеватель Востока автора Лэмб Гарольд

«Все султаны, ханы, вельможи и эмиры преподнесли дары…» Тем временем новоявленный падишах устроил при дворе свой первый прием.В эти насыщенные недели записи в дневнике становятся разрозненными. Бабур не сообщает, с какой целью он задумал этот «тамаша» – общий праздник

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

28. ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КРЕСТЬЯН, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ И КРЕСТЬЯНЕ-СОБСТВЕННИКИ Несмотря на то что крестьянин, вышедший из крепостной зависимости, провозглашался собственником переданной ему земли,

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

36. «Новые люди» против холопства. Просто рабы и рабы потерянной роли - Холопство, то есть поголовное рабство там, где нет его в юридическом смысле, означает рабство добровольное, отчасти неосознаваемое рабом. Это краевое понятие проходит сквозь человеческую жизнь в

Из книги Проклятие фараонов. Тайны Древнего Египта автора Реутов Сергей

Фараоны Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это не царь, король или император. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом, богом на земле и после смерти. К нему относились как к богу. Его имя не произносилось всуе. Сам термин «фараон» появился из

Из книги Памятное. Книга 2. Испытание временем автора Громыко Андрей Андреевич

«Чудаки эти фараоны» Каждая беседа с Насером имела свою специфику. Она определялась и характером конкретных вопросов, по которым происходил обмен мнениями. Но всегда присутствовали какие-то общие черты, заслуживающие быть отмеченными. Ведь Насер был человеком

Из книги Страна золота - века, культуры, государства автора Куббель Лев Евгеньевич

Основа хозяйства: крестьяне и рабы Мне уже пришлось мимоходом указывать, что Сонгай существенно отличалось в своей хозяйственной основе от своего непосредственного предшественника Мали, не говоря уже о Гане. Попробуем же определить это отличие более подробно. А заодно

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!