Экономическая культура личности включает в себя. Экономическая культура — Гипермаркет знаний

  • Каждому ли человеку нужна экономическая культура?
  • Экономическая свобода: анархия или ответственность?
  • Где границы экономической свободы?
  • Выгодно ли быть честным?
  • Современен ли Дон Кихот?

Экономическая культура: сущность и структура

Культура является атрибутом человека, она отражает его развитие в обществе. Этот процесс созидания человеком самого себя происходит в ходе непосредственной деятельности, через рост его материальной и духовной вооруженности.

Воздействие на человека этой деятельности бывает разным. Так, например, труд может не только возвышать человека; в условиях, когда труд носит рутинный характер, он высасывает все силы - такой труд приводит к деградации человека. Культура выступает как итог противоборства различных, в том числе и антикультурных, тенденций в обществе.

Культурное развитие предполагает выделение культурного эталона (образца) и заключается в максимальном следовании ему.

Эти эталоны есть в области политики, экономики, общественных отношений и т. д. Именно от человека зависит, выберет ли он путь развития в соответствии с культурным эталоном своей эпохи или просто приспособится к жизненным обстоятельствам. Но от самого выбора ему не уклониться. Сделать выбор более осознанным в такой сфере деятельности, как экономика, вам поможет знакомство с экономической культурой.

Экономическая культура общества - это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение. Экономическая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности. Она определяет творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления. Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать ее, но может и отставать от нее, мешать ее развитию.

В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания - его важным компонентом. Эти знания представляют собой совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Современное производство, экономические отношения требуют от работника большого и постоянно возрастающего объема знаний. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.

Накопленные знания личность активно использует в повседневной деятельности, поэтому важной составляющей ее экономической культуры является экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации. Познание современной экономической действительности представляет собой анализ экономических законов (например, действие законов спроса и предложения), сущности различных экономических явлений (например, причин и последствий инфляции, безработицы и т. п.), экономических отношений (например, работодателя и наемного работника, кредитора и заемщика), связей экономической жизни с другими сферами жизни общества.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них необходимо выделить такой важный элемент экономической культуры, как экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности. Так, в реформируемом российском обществе формируются социальные установки на изучение современной экономической теории (этого требует переход на новые, рыночные условия хозяйствования), на активное участие в управлении делами производства (этому способствует предоставление экономической свободы хозяйствующим субъектам и появление предприятий, основанных на частной форме собственности), на участие в решении различных экономических задач. Получила свое развитие и система ценностных ориентации личности, включающая экономическую свободу, конкуренцию, уважительное отношение к любой форме собственности, коммерческому успеху как большому социальному достижению.

Социальные установки играют важную роль в развитии экономической культуры личности. Человек, у которого сформирована, например, установка на творческий труд, участвует в деятельности с большим интересом, поддерживает новаторские проекты, внедряет технические достижения и т. д. Таких результатов не даст сформированная установка на формальное отношение к труду. (Приведите известные вам примеры проявления различных установок на труд, сравните результаты их действия.) Если у человека сформирована социальная установка на то, чтобы потреблять больше, чем производить, то он и свою деятельность подчиняет лишь накопительству, приобретательству и т. п.

Экономической культурой называют совокупность материальных и духовных социально-выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей.

Структура экономической культуры соотносима со структурой самой экономической деятельности, с последовательностью основных фаз общественного производства: собственно производство, обмен, распределение и потребление. Поэтому правомерно говорить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления.

Структурообразующим фактором экономической культуры является трудовая деятельность человека. Она характерна для всего многообразия форм, видов материального и духовного производства. Каждый конкретный уровень экономической культуры труда характеризует отношение человека к человеку, человека к природе (именно осознание этого отношения является моментом зарождения экономической культуры), индивида к своим собственным трудовым способностям.

Любая трудовая деятельность человека связана с раскрытием его творческих способностей, однако степень их развития различна. Ученые выделяют три уровня этих способностей.

Первый уровень - продуктивно-репродуктивная творческая способность, когда в процессе труда все только повторяется, копируется и лишь в виде исключения, случайно создается новое.

Второй уровень - генеративная творческая способность, результатом проявления которой будет если не совершенно новое произведение, то, по крайней мере, оригинальная вариация.

Третий уровень - конструктивно-инновационная деятельность, суть которой состоит в закономерном появлении нового. Этот уровень способностей в производстве проявляется в труде изобретателей и рационализаторов.

Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда. Последнее в конечном счете служит основой достижения более высокого уровня экономической культуры.

Трудовая деятельность в любом обществе является коллективной, воплощается в совместном производстве. Поэтому наряду с культурой труда необходимо рассматривать культуру производства как целостную систему.

Культура труда включает навыки владения орудиями труда, сознательное управление процессом создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений науки и техники.

Культура производства включает в себя следующие основные элементы:

1) культуру условий труда, представляющую комплекс компонентов экономического, научно-технического, организационного, социального и правового характера;

2) культуру трудового процесса, которая находит выражение в деятельности отдельно взятого работника;

3) социально-психологический климат в производственном коллективе;

4) культуру управления, которая органически сочетает в себе науку и искусство управления, выявляет и реализует творческий потенциал, инициативу и предприимчивость каждого участника производственного процесса.

Регулятором экономики являются не только такие точно определяемые количественно показатели как норма процента, государственные расходы или уровень налогообложения, но и такое трудноизмеримое понятие как экономическая культура. Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Экономическую культуру определяют как комплекс элементов и явлений культуры, стереотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни. Основными элементами культуры считают потребности, ценности, нормы, предпочтения, интересы, престиж, мотивацию.

Ценности – это принятые неосознанно понятия о том, что является важным или правильным. Они являются фундаментом культуры. На их основе складываются социальные нормы – распространённые в данном обществе предписания к действиям. Нормы реализуют ценности общества. Проявляются ценности и нормы через предпочтения – приоритеты социальных благ. Системы приоритетов коренятся в историческом прошлом народов и социальных групп и меняются достаточно медленно.

Потребности - нуждаемость в тех или иных социальных благах. Объекты потребностей групп населения различны, причём различия коренятся не только в сегодняшней или но и в унаследованной от прошлого культурной ситуации жизни разных групп.

Ценности, нормы и потребности проявляются также в мотивации поведения . Это стандартизованные объяснения, которые люди дают своим действиям и поступкам, а также ценностям и нормам, которые они разделяют. Использование человеком сложившегося «словаря мотивов» свидетельствует об идентификации личности со сложившейся системой ценностей.

Ещё одна форма проявления культуры – общественный престиж отдельных ролевых позиций, занятий, способов поведения. «Иерархии престижа» складываются в обществе под влиянием характерных для него систем ценностей. Все эти элементы культуры усваиваются индивидами и определяют их активность во всех сферах общественной жизни, включая экономику. А поскольку экономическая деятельность состоит из действий субъектов экономики, то культура оказывается регулятором не только этих действий, но и собственно экономики.

Таким образом, экономической культурой является совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения личностей и социальных групп и выполняющих функцию социальной памяти экономического развития.

Так, составной частью экономической культуры России в целом является корпоративная культура Министерства путей сообщения, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», других крупнейших компаний. Не меньшее влияние на изменение экономической культуры оказывают и средства массовой информации, прежде всего телевидение. Использоваться при этом может как специальный подбор новостей, фильмов, так и прямая социальная реклама. Причём у телевидения уже есть соответствующий опыт. При помощи телевидения в стране внедрялись и внедряются идеи активного участия в выборах, необходимости платить налоги и предохраняться от СПИДа, не пользоваться наркотиками.

Ведущую роль в регулировании экономической культуры должно играть государство. Именно оно должно определить основные приоритеты в экономической культуре, первоочередные задачи и используемые методы. Государство в состоянии без значительных затрат воздействовать на экономическую культуру как непосредственно, так и посредством вышеописанных субъектов.

Государство может направлять деятельность остальных субъектов регулирования экономической культуры. Государство владеет контрольным пакетом акций «Газпрома» и «ЕЭС», Министерство путей сообщения вообще является одним из органов государства. Также государство является собственником телеканалов «Культура», «Российское телевидение» и т. д.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что экономическая культура является одним из регуляторов экономики и что государство может его использовать. Более того, если государство действительно хочет добиться успеха в осуществлении реформ, оно должно использовать этот регулятор.


Тема: Экономическая культура

Тип урока : комбинированный

Цели урока: Образовательные — Расширить и углубить знания об экономике, экономической культуре, ее сущности и структуры

Воспитательные

Развивающие — речевые умения (умение высказывать свою точку зрения); умение работать с текстом учебника

Средства обучения: Учебник Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов. Обществознание. § 12

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания

1. Что такое экономика? (это хозяйственная система обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем со­здания и использования необходимых жизненных благ)

2. Что такое валовой внутренней продукт? (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг, произведенных страной за год, поделен­ная на численность населения)

3. Что такое уровень бедности? (называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный пе­риод, позволяющий обеспечить его физический (физиоло­гический) прожиточный минимум.)

3. Изучение новой темы

Культура является атрибутом человека, она отражает его развитие в обществе. Этот процесс созидания человеком самого себя происходит в ходе непосредственной деятельнос­ти, через рост его материальной и духовной вооруженности. Воздействие на человека этой деятельности бывает разным. Культурное развитие предполагает выделение куль­турного эталона (образца) и заключается в максимальном

следовании ему.

Экономическая культура общества - это система цен­ностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий че­ловека, а также содержание традиций и норм, регулирую­щих экономические отношения и поведение. Экономичес­кая культура личности представляет собой органическое единство сознания и практической деятельности.

В структуре экономической культуры можно обозна­чить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организа­ции деятельности, нормы, регулирующие отношения и по­ведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание, а экономические знания - его важным компо­нентом. Эти знания представляют собой совокупность эко­номических представлений о производстве, обмене, распре­делении и потреблении материальных благ, влиянии эко­номической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества.

Накопленные знания личность активно использует в повседневной деятельности, поэтому важной составляю­щей ее экономической культуры является экономическое мышление. Оно позволяет познавать сущность экономиче­ских явлений и процессов, оперировать усвоенными эко­номическими понятиями, анализировать конкретные эко­номические ситуации.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффектив­ность решения экономических задач во многом зависят от социально-психологических качеств участников экономи­ческой деятельности. Среди них необходимо выделить та­кой важный элемент экономической культуры, как эконо­мическая направленность личности, компонентами ко­торой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социаль­но значимые ценности. Так, в реформируемом российском обществе формируются социальные установки на изучение современной экономической теории, на активное участие в управлении делами производства, на участие в решении раз­личных экономических задач.

Экономическая культура человека прослеживается че­рез совокупность его личностных свойств и качеств, кото­рые являются определенным результатом его участия в де­ятельности.

Важным проявлением экономической культуры явля­ются экономические отношения. От характера экономичес­ких отношений между людьми (отношения собственности, обмена деятельностью и распределения товаров и услуг) за­висит не только развитие производства, но и социальное равновесие в обществе, его стабильность. Экономические интересы людей выступают как отражение их экономических отношений. Так, экономические интересы предпринимателя (получение максимальной при­были) и наемного работника (дороже продать свои трудо­вые услуги и получить большую зарплату) определяются их местом в системе экономических отношений.

Экономический интерес - это стремление человека получить блага, необходимые ему для обеспечения своей жизни и семьи.

В интересах выражены пути и способы удовлетворения потребностей людей.

Необходимость разрешить противоречие между есте­ственным стремлением человека экономить собственные силы и удовлетворением растущих потребностей заставля­ла людей организовывать экономику так, чтобы она по­буждала их работать интенсивно и через труд добиваться роста своего благосостояния. История показывает нам два рычага воздействия на людей в целях достижения боль­шей производительности труда- это насилие и экономический интерес.

В поисках способов гармонизации экономических ин­тересов личности и общества были задействованы и различ­ные формы воздействия на сознание людей: философские учения, нормы морали, искусство, религия. Они сыграли большую роль в формировании особого элемента экономи­ки - деловой этики, раскрывающей нормы и правила по­ведения в хозяйственной деятельности. Эти нормы являют­ся важным элементом экономической культуры, их соблю­дение облегчает ведение дел, сотрудничество людей, снижая недоверие и враждебность.

Читают стр 141 ( Своими словами объясняют как поняли прочитанное)

Уже знакомое вам слово «свобода» может рассматриваться с разных позиций: защищенность человека от не­желательного воздействия, насилия; возможность действовать по своей воле и в соответствии с осознанной необхо­димостью; наличие альтернатив, возможность выбора, плюрализм. Что же представляет собой экономическая слобода?

Экономическая свобода включает в себя свободу при­нятия экономических решений, свободу экономических действий. Индивид вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее, какая форма собствен­нического участия ему представляется более целесообраз­ной, в какой сфере и в каком регионе страны он проявит свою активность. В основе рынка, как известно, лежит принцип хозяйственной свободы.

Рыночную экономику часто называют экономикой сво­бодного предпринимательства. Что означает слово «сво­бодного»? Экономическая свобода предпринимателя, как считают ученые, предполагает, — что у него есть определен­ная совокупность прав, гарантирующих автономию, само­стоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы хозяйственной активности, методов ее осу­ществления, использования произведенного продукта и по­лученной прибыли.

Экономическая свобода человека прошла эволюцион­ный путь. На протяжении истории происходили ее прили­вы и отливы, обнажались разные стороны подневольности человека в производстве: личная зависимость, вещная за­висимость (в том числе должника от кредитора), давление внешних обстоятельств (неурожай, неблагоприятная хозяй­ственная ситуация на рынке и др.). Общественное развитие как бы балансирует между, с одной стороны, большей лич­ной свободой, но с высокой степенью хозяйственного рис­ка, с другой - большей экономической безопасностью, но при вассальной зависимости.

Устойчивое развитие - это такое развитие об­щества, которое позволяет удовлетворять потребности ны­нешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

Практика доказывает тесную взаимосвязь и взаимоза­висимость экономической культуры и экономической дея­тельности. Способы организации деятельности, выполнение личностью таких основных социальных ролей, как произ­водитель, потребитель, собственник, оказывают влияние на формирование и развитие всех элементов экономической культуры. В свою очередь, уровень экономической культу­ры личности, несомненно, влияет на результативность эко­номической деятельности, успешность выполнения соци­альных ролей.

Одна из важнейших социальных ролей личности - роль производителя. В условиях перехода к новому, инфор­мационно-компьютерному, технологическому способу про­изводства от труженика требуются не только высокий уро­вень образовательной и профессиональной подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культу­ры. Современный труд все более наполняется творческим содержанием, что требует не столько дисциплины, поддер­живаемой извне (начальник, мастер, контролер продук­ции), сколько самодисциплины и самоконтроля. Главным контролером при этом выступает совесть, личная ответст­венность и другие моральные качества.

Включаясь в ту или иную практическую экономическую деятельность, используйте экономические знания и нормы экономической культуры для правильного выбора и принятия решения, оптимального для успеха вашего дела. Расширяйте свой экономический кругозор, следите за 2 происходящими в обществе социально-экономически­ми изменениями, что поможет вам реализовать свои обя­занности и как гражданина. Как избиратель вы, участвуя в выборах, сможете влиять на экономическую политику государства.

4. Домашнее задание § 13

Открытый урок по обществознанию в 10 классе.

Подготовлен учителем по обществознанию Дровниковой Т.Е.

Урок: Формирование основ правовой культуры на уроках обществознания 10 классов.

Экономическая культура.

Ход урока:

I. Оргмомент.

1. Приветствие (начало общения учителя и учеников).

2. Определение отсутствующих (учитель формирует свою позицию к факту отсутствия ученика).

3. Проверка готовности к уроку.

4. Организация внимания учеников.

5. Подготовка оборудования.

II. Проверка домашнего задания п. "Роль экономики в жизни общества".

1. Индивидуальный опрос (п. 12), задания + вопросы стр. 135,136.

2. Тестирование для всего класса (7-10 минут).

III. Сообщение темы изучения нового материала: "Экономическая культура".(Презентация - включить).

План.

1. Экономическая культура;

2. Сущность и структура экономической культуры;

3. Экономические отношения и интересы;

4. Экономическая свобода и социальная ответственность;

5. Рыночная экономика;

6. Связь экономической культуры и деятельности;

7. Взаимосвязь экономики и права;

8. Отражение экономики в Коституции Российской Федерации. Ознакомление и изучение статей Налогового, уголовного кодексов, тесно связанных с экономикой.

1. Экономическая культура.

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.

Культура - это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.

Рассмотрим такое понятие как ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Экономическая культура общества

Система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности;

Уровень и качество экономических знаний; оценок и действий человека;

Экономическая культура личности

Сознание;

Практическая деятельность.

2. Сущность и структура экономической культуры.

Элементы экономической культуры.

1. Экономические знания - совокупность представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влияние экономической жизни на развитие общества.

2. Экономическое мышление - познание сущности экономических явлений и процессов, оперирование усвоенными понятиями, анализ экономических ситуаций.

3. Экономическая направленность - потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере (подразделяется на два вида социальная установка и социально значимые ценности).

3. Экономические отношения и интересы.

Отношения между людьми, возникающие по поводу обмена продуктами, результатами труда или оказания услуг, осуществляемые на основе сравнительной оценки их относительной ценности.

1. Получение прибыли 2. Удовлетворение потребностей 3. Самоутверждение

4.Экономическая свобода и социальная ответственность.

Экономическая свобода - право на самостоятельный выбор профиля, структуры и объёма производства, условий реализации, цен на продукцию, достигается компромиссными соглашениями с другими участниками рынка.

Социальная ответственность

1. Стремление к максимальной прибыли и эгоистичная защита частных интересов.

Нравственный долг - это прекращение Правовая норма - общеобязательное

требований общественной морали правило поведения, регулирующие

в личный императив конкретного лица общественные отношения, закреплённое

и добровольное его выполнение. в праве и обеспеченное государством.

Особое социальное и морально-правовое

отношение личности к обществу в целом

и к другим людям.

5. Рыночная экономика.

НЕДОСТАТКИ:

Конкуренция ведёт к появлению монополий;

Нестабильность экономики: инфляция, экономический

спад, безработица;

Не равномерное распределение доходов;

Незаинтересованность в охране окружающей среды.

ДОСТОИНСТВА:

Рынок быстро реагирует на изменение спроса со

стороны потребителей;

Невозможен дефицит;

Свобода производителей и потребителей;

Высокие адаптационные возможности.

6. Связь экономической культуры и деятельности.

Уровень экономической культуры

- Успешность выполнения социальных ролей.

- Результативность экономической деятельности

Переход к новому способу производства - Высокая нравственность, высокий

уровень культуры.

Современный труд - Самодисциплина, самоконтроль.

Ребята, ещё одна цель, которую мы преследуем на наших уроках - это формирование основ правовой культуры, гражданско-правовое воспитание. Сейчас мы углубим наши знания, попробуем соотнести такое понятие как экономика с понятием право .

1. Экономика и право. (Сообщение ученика).

На протяжении нашей жизни мы встречаем большое количество прав, а самое главное, что некоторые из них отражены в высшем нормативно-правовом акте Российской Федерации Конституции.

Подробнее о Конституции Российской Федерации и экономических правах, изложенных в ней.

2. Экономика и Конституция Российской Федерации.(Сообщение ученика).

Ребята! А как вы думаете, в каких источниках мы можем встретить статьи с экономическим содержанием?

Налоговый кодекс.

Уголовный кодекс.

Правильно! А сейчас мы охарактеризуем, каждый из этих источников.

3. Экономика и уголовный кодекс Российской Федерации. (Сообщение ученика).

4. Экономика и налоговый кодекс Российской Федерации. (Сообщение ученика).

Домашнее задание Параграф 13 (пересказ), стр. 149 работа с документом, вопросы и задания к нему, 1,2 письменно в тетрадь стр. 150.

"Свобода экономическая не может быть свободной от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора".

Ф. Хайек австрийский экономист и философ.

] [ Русский язык ] [ Украинский язык ] [ Белорусский язык ] [ Русская литература ] [ Белорусская литература ] [ Украинская литература ] [ Основы здоровья ] [ Зарубежная литература ] [ Природоведение ] « Человек, Общество, Государство » [ Другие учебники ]

§ 18. Экономическая культура

Сущность и функции

Экономическая культура выступает составной и существенной частью общей культуры. Цивилизованный человек - это личность с

развитой экономической культурой. Разные ученые по-разному определяют ее сущность. Однако все эти определения сводятся к тому, что экономическую культуру можно рассматривать, как и политическую, в узком и широком смыслах слова.

Экономическая культура в широком смысле слова - это совокупность созданных обществом материальных и духовных средств производственной деятельности: машины, сооружения, города, дороги и т. д.; экономические знания, умения, навыки, способы и формы общения людей, экономический интеллект.

Экономическая культура в узком смысле слова - это типичный способ экономического мышления и деятельности народа, группы, индивидов. С его помощью люди адаптируются к конкретным социально-экономическим условиям

своего существования. В экономическую культуру включается также совокупность экономических интересов, ценностей, норм, правил, умений и навыков, которые являются регуляторами экономического поведения. Другими словами, экономическая культура состоит из поведенческих стереотипов и экономических знаний.

Образно говоря, экономическая культура представляет собой тот инструмент, «язык», с помощью которого люди могут общаться между собой в процессе экономической деятельности и поведения и соответственно понимать сущность экономических явлений и процессов, происходящих в данном обществе и во всем мире.

Каждой экономической эпохе характерен свой уровень и тип экономической культуры населения. При этом, разумеется, разные группы населения имеют существенно различные уровни экономической культуры. Так, ученые-экономисты обладают теоретическим экономическим сознанием. Чиновники государственных структур, директора, менеджеры, предприниматели должны обладать культурой практического экономического мышления.

А для массового сознания в экономической культуре важны прежде всего производственные и потребительские мотивации.

Современная экономическая культура во многом совпадает с цивилизованностью, социальностью общества. В ней главная роль отво-

дится учету интересов индивидов и групп людей. Традиционные «идолы» экономического развития (прибыль, количественный рост) заменяются более человеческими целями.

Сегодняшний тип рыночной и тем более социально ориентированной экономики оценивается уже с других позиций - как более «озабоченный», «понимающий», «разумный», «целесообразный», «полезный», все более соответствующий интересам каждого человека. Ныне закладываются основы новой экономической культуры: создание в обществе условий, обеспечивающих необходимые социальные ориентации поведения субъектов хозяйствования в целом и отдельно - поведения лиц, принимающих решения; поддержание мобильной системы информации и связи; совершенствование рекламы; организация деятельности экономических и финансовых институтов (бирж, банков, страховых обществ, аудиторских служб) и т. д.

Все это должно привести к созданию информационно-компьютерного общества, в котором разнообразие потребностей людей, дифференциация их интересов - залог развития всего социума, условие его совершенствования. Особенностями такого общества будут многовариантность выбора экономических решений, основанных на удовлетворении плюрализма интересов, мотивов различных субъектов экономической деятельности, а также учет множества факторов и объективных условий: экономических, социальных, экономико-психологических, технических.

Экономическая культура выполняет несколько функций: познавательную, прикладную, воспитательную и т. д. Новые экономические знания стимулируют критическую переоценку старых знаний и осо-

знание тенденций развития общества на перспективу. Что касается прикладной функции экономической культуры, то активность субъектов экономических отношений во многом зависит не только от уровня их экономических знаний, но и от умения применять их на практике, т. е. от экономического сознания людей.

Экономически культурная личность

Быть экономически культурным важно в наши дни для всякого человека, независимо от того, трудится ли он на государственном предприятии, занят ли собственным бизнесом или вообще не работает. Давайте поразмышляем, что отличает экономически культурно развитого человека? Видимо, прежде всего - наличие критического экономического мышления.

Основой критического экономического мышления личности является понимание сущности экономических законов, экономических процессов и явлений как в рамках экономической системы своей страны, так и между различными типами экономических систем других государств.

Критическое экономическое мышление не есть лишь результат овладения курсом экономики и другими учебными дисциплинами. Оно формируется также в семье, в ближайшем социальном окружении как система взглядов и представлений, например, относительно того, как необходимо планировать и вести семейный бюджет, как лучше тратить деньги, какие экономические приоритеты существуют, как можно зарабатывать на жизнь, что нужно производить в первую очередь.

Перед человеком всегда возникают конкретные жизненные, в том числе и экономические, ситуации и проблемы. Ему необходимо стремиться к ясной постановке вопроса, разносторонней осведомленности, целостному рассмотрению ситуации: выявлению альтернатив; к последовательному, поочередному рассмотрению частей сложного целого; анализу конкретных ситуаций, действий и поступков оппонента и конкурента и др.

Экономическая культура проявляется в умении реализовать свои индивидуальные способности в каждой данной конкретной ситуации. А для этого необходимо постоянно пополнять свои экономические знания, находить силы, если нужно, менять свои представления, сферы деятельности и даже экономические интересы.

Одним из комплексов экономической культуры личности выступают определенные экономические навыки, умения, опыт.

Экономическими навыками называются такие действия личности, которые в результате частых повторений выполняются быстро, безошибочно, автоматически.

В экономической деятельности к полезным навыкам можно

отнести работу на компьютере, расчеты, анализ хозяйственной деятельности, разработку бизнес-плана, подсчет нормы и массы прибыли, определение размеров налогов, составление домашнего бюджета и т. д.

Определенные навыки необходимы и для делового общения, самостоятельного выбора объекта труда, планирования и организации своей работы, покупки и продажи продукции, установления цены, создания и популяризации рекламы и т. д.

Способность человека выполнять определенную экономическую деятельность или отдельные экономические действия на базе экономических навыков называется экономическим умением. Например, даже продавцу на минском Комаровском рынке, не говоря уже о конструкторе, менеджере и т. п., нужно уметь организовать свое рабочее место, свой рабочий день, определить последовательность выполнения предстоящей работы, рисковать, вдумчиво вести себя на торгах и т. п.

Повторяющийся определенный уровень экономических навыков и умений есть не что иное, как опыт. Нередко можно слышать такие слова: опытный экономист, опытный предприниматель, опытный менеджер, опытный консультант и т. п. Опыт приобретается в результате практической деятельности.

Значит, экономическая культура проявляется в наличии у человека функциональной экономической грамотности, в знании основ хозяйственной жизни не только семьи, предприятия (фирмы), но и всего общества в целом.

Экономическая культура позволяет формировать такое качество личности, как экономические мотивы деятельности.

Мотивы - это побуждения человека к определенной деятельности. Экономические мотивы определяют направление мыслей человека, его поступков, линии поведения и т. д.

В любом случае индивид несет персональную ответственность за собственное экономическое поведение.

Чтобы ответить на вопрос, почему человек в данной ситуации поступает именно так, надо знать мотивы, которые побуждают его к таким действиям.

Экономические мотивы могут быть личными и общественно значимыми. Личные мотивы непосредственно связаны с потребностями человека. Осознанные потребности становятся ведущим мотивом поведения личности. Осознание рациональных потребностей невозможно без экономической культуры субъекта.

Самый лучший вариант - единство, совпадение личных и общественных интересов. Если это имеет место в данном обществе, то уровень экономической культуры считается самым высоким.

Одной из главных составляющих черт экономической культуры является творчество. Творчески мыслящий человек быстрее и глубже

усваивает экономические знания. А с другой стороны, такой работник способен более оперативно и эффективно находить выходы из постоянно возникающих сложных экономических ситуаций.

Творчество как важнейший компонент экономической культуры сопутствует труду человека любой профессии. Творческая деятельность может проявляться в анализе путей улучшения условий труда и рынков сбыта, новых форм организации и оплаты труда; в совершенствовании средств труда; в экономическом анализе результатов труда и т. д.

Экономическая культура любого субъекта хозяйствования должна включать в себя гуманистическое начало. Это особенно важно в сфере предпринимательства.

Культура цивилизованного предпринимательства

Цивилизованное производство и предпринимательство нравственны лишь тогда, когда ведут к улучшению условий жизни и к самораскрытию талантов и желаний каждого человека.

В идеале экономический принцип цивилизованной предпринимательской деятельности - служение человеку.

Предприниматель - творец в экономике, а стало быть - ив истории страны. Поэтому все компоненты экономической культуры, о чем только что говорилось, должны быть присущи ему в первую очередь. Кроме того, современному предпринимателю необходимы и другие качества:

способность к экономическому выбору - что нужно производить в первую очередь и сколько, чтобы товар, услуги нашли своего потребителя, умение эффективно использовать ресурсы, чтобы произведенный товар был не только конкурентоспособным, но и доступным потребителю;

экономическая активность, которая выражается в индивидуальной самостоятельности в процессе принятия решений, в организации производства, в личной ответственности за результаты своей деятельности.

Наряду с цивилизованным предпринимательством практически в любой стране в том или ином виде имеет место и так называемая «теневая» экономика. Она породила своеобразный искаженный рынок.

Здесь предприимчивость хотя и сочетается с умением устанавливать контакты с потенциальными контрагентами и навыками сбора и использования локальной экономической и научно-технической информации (в основном по системе знакомств и случайным каналам), все же преобладают явно негативные стороны экономики: отсутствие гарантий делового обязательства; агрессивность, грубость и давление на коллегу или партнера, которые усиливаются в результате стремления к финансовому успеху и наживе; правовой нигилизм, приводящий к криминогенным ситуациям и т. п.

В условиях цивилизованного рынка отношения между партнерами должны быть цивилизованными, т. е. взаимовыгодными и безопасными.

Выводы. /. Экономическая культура является составной частью общей культуры. Цивилизованное общество без нее немыслимо. 2. Экономическая культура представляет собой такой «язык», с помощью которого люди могут общаться между собой в процессе экономической деятельности и поведения. 3. Для каждой экономической эпохи характерен свой уровень и тип экономической культуры людей. 4. Экономически культурная личность - это человек, который обладает современными экономическими знаниями, умениями, навыками, опытом, помогающими ему хорошо ориентироваться в существующих социально-экономических отношениях и избегать ошибок, неправильных экономических действий.

Словарь

«Теневая» экономика - экономика, осуществляемая с целью наживы вне официально существующих правил, норм и условий ведения бизнеса.

Экономическая культура в узком смысле слова - совокупность экономических знаний, умений и навыков, интеллекта, способов и форм общения людей в процессе их социально-экономических действий и отношений.

Экономически культурно развитая личность - человек с системой знаний, умений и навыков, позволяющих успешно действовать в производственно-экономической сфере.

Экономическое сознание - способ отражения человеком экономических отношений, форма познания и осмысленного использования законов экономики.

О 1. Что такое экономическая культура?

2. Что значит быть экономически культурной личностью?

3. В чем разница между цивилизованной и «теневой» экономикой с точки зрения

культуры?

ПРАКТИКУМ

ПОДУМАЙТЕ

Проверьте свои экономические знания. Как называется:

  • Дом, в котором живут и работают деньги.
  • Учреждение, в котором происходит купля-продажа товаров оптом.
  • Ценная бумага, документ, свидетельствующие о том, что доля капитала и часть прибыли фирмы принадлежат тебе.
  • Разрешенное законом средство обмена, обладающее свойством обме ниваться на любые товары.
  • Часть общей суммы чистой прибыли акционерного общества, распределяемая между акционерами пропорционально количеству имеющих ся у них акций.
  • Цена, по которой реализуется акция.
  • Сумма денег, которая одалживается банком клиенту на конкретный срок.
  • Денежное выражение стоимости товара, зависящее от соотношения спроса и предложения.
  • Сумма денег, которую субъект одолжил банку.

10. Продукт, который является объектом купли-продажи (учительница Г. Венис)?

ПРИСЛУШАЕМСЯ

Чем выше культура, тем выше ценится труд.

В. Рошер

Время - деньги. Б. Франклин

Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся.

Л. Н. Толстой

Пономарев Л. Н. и др. Экономическая культура (сущность, направление развития). М., 1987.

Мишаткина Т. В., Бороздина Г. В. Культура делового общения: Учеб. пособие/Под общ. ред. Т. В. Мишаткиной. Мн., 1997.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!