Эксперимент понятие виды достоинства требования. Естественные и лабораторные эксперименты

Наблюдение и эксперимент - это методы, которые довольно часто используют в маркетинговых исследованиях как самостоятельные либо в совокупности с другими для решения маркетинговых проблем и подтверждения выдвигаемых гипотез . Так, например, наблюдение составляет основу практически всех качественных исследований.

Наблюдение в маркетинговых исследованиях представляет собой метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом исследователь непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого объекта и значимые с точки зрения целей исследования.

Наблюдение можно классифицировать по самым различным основаниям:

· в зависимости от элементов контроля (контролируемое или неконтролируемое);

· в зависимости от положения наблюдателя относительно объекта (включенное или невключенное);

· по степени формализованности наблюдения (структурированное или неструктурированное);

· по условиям организации наблюдения (полевое или лабораторное).

Технология проведения. Наблюдение в маркетинговом исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, cего помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте.

Разнообразие способов проведения наблюдений определяется подходами к их осуществлению.

Неконтролируемое наблюдение проводится в условиях реальных жизненных ситуаций, осуществляется лишь общее описание социальной атмосферы, в которой происходит наблюдаемое явление или событие.

Контролируемое наблюдение ставит своей задачей сбор первичной информации для создания более точной картины или проверки тех или иных гипотез. Контроль, как правило, осуществляется путем увеличения числа наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений, а также через интенсификацию наблюдений - проведение серий наблюдений за одним и тем же объектом.

Вести наблюдение можно:

· за определенной группой людей;

· за определенным процессом в разных группах людей;

· за определенным процессом в определенной группе людей.

Случайное наблюдение - это наблюдение за ранее не запланированным явлением, деятельностью, ситуацией.

Полевое наблюдение проводится в реальной жизненной ситуации. При лабораторном наблюдении условия окружающей среды определяются самим исследователем. Чаще всего оно проводится в исследованиях экспериментального плана и, как правило, сводится к фиксации изменений, которые происходят в результате действия экспериментальных факторов.

Невключенное наблюдение - вид наблюдения, при котором исследователь находится как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, а при включенном наблюдении он сам участвует в изучаемом процессе, находится в контакте с наблюдаемыми людьми.

Неструктурированное наблюдение - вид наблюдения, при котором исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. Задачей этого вида наблюдения является изучение объекта в целом или основных его составляющих.

Структурированное наблюдение строится на основе заранее разработанных элементов изучаемого процесса .

В зависимости от вида наблюдения планируются его элементы:

· наблюдаемые (кто они, сколько их, каковы их взаимоотношения в данной ситуации, какова между ними связь и пр.);

· обстановка (где имеет место наблюдаемая ситуация, какого рода социальное поведение данная ситуация поощряет, чему препятствует);

· цель (имеется ли какая-либо формальная цель, ради которой собрались участники или они оказались здесь случайно, имеется ли неформальная цель, совместимы или антагонистичны цели участников ситуации);

· социальное поведение (что и как делают участники ситуации, каковы их мотивы, как действует наблюдаемый, каковы напряженность, постоянство, эмоциональность, продолжительность данной формы поведения, каков ее эффект);

· частота и продолжительность (когда возникла ситуация и как долго она продолжалась, уникальность данной ситуации, как часто она возникает, что ее вызывает, насколько она типична).

После определения цели наблюдения и основных его элементов проводится само наблюдение. Фиксация результатов наблюдений может выполняться в виде: а) кратковременной записи, проводимой «по горячему следу», насколько позволяют место и время; б) карточек, служащих для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений, процессов; в) протокола наблюдения, представляющего собой расширенный вариант карточки; г) дневника наблюдений, в который систематически день за днем заносятся все необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления, трудности; д) фото-, видео-, звукозаписи .

При необходимости результаты наблюдения фиксируются в документах и дублируются с помощью технических средств (аудио-, видеоаппаратуры). Использование технических средств позволяет повысить качество анализа наблюдения, так как в ходе наблюдения исследователь может не заметить, упустить или неверно интерпретировать поведение наблюдаемых. Повторный просмотр позволяет избежать ошибок и упущений.

При составлении документа наблюдения необходимо предусмотреть следующие условия, существенно влияющие на достоверность и надежность полученной информации:

· логичность расчленения объекта наблюдения на составляющие элементы, соответствующие органической природе объекта и позволяющие воссоздать из частей целое;

· адекватность терминов, используемых при группировке и анализе полученной информации;

· однозначность интерпретации выделенных элементов объекта наблюдения.

Недостатки наблюдения:

· наблюдения ограничены временем совершения событий;

· невозможно охватить все социальные факты непосредственным наблюдением;

· эмоциональная окрашенность человеческих восприятий и неизбежность влияния на результаты наблюдения социального опыта самого наблюдателя;

· влияние взаимодействия между наблюдателем и объектом наблюдения;

· влияние самого факта проведения наблюдения на наблюдаемую ситуацию.

Требования к наблюдателю. Помимо таких качеств, как внимание, терпение, способность фиксировать изменения в наблюдаемой ситуации, одним из основных требований, предъявляемых к наблюдателю, является требование добросовестности.

Наблюдатель должен непрерывно контролировать свои действия, чтобы их влияние на наблюдаемую ситуацию и, следовательно, ее изменение были минимальными.

Необходимо, чтобы каждый наблюдатель прошел соответствующую подготовку. Обучение наблюдателя подразумевает одновременное развитие у него способности увидеть значимые действия, а также способности к запоминанию и умению вести точные записи.

Нельзя забывать, что в каждый определенный момент человек способен одновременно воспринимать от пяти до десяти дискретных единиц. Если речь идет о достаточно широкой сфере наблюдений, целесообразно поручить работу нескольким наблюдателям, строго распределив при этом функции .

Важным этапом при подготовке наблюдателя является разработка инструкции. Хорошо подготовленная инструкция облегчает работу наблюдателей и унифицирует собираемый ими материал.

В инструкции даются точные указания относительно того, по каким критериям те или иные действия, события, явления будут подводиться под ту или иную категорию. Здесь же подчеркивается необходимость вести запись строго в соответствии с имеющимися категориями. Инструкция должна содержать также требования к способу фиксации наблюдаемых событий; она может содержать пояснения, как надо пользоваться применяемыми шкалами измерений.

Если при записи требуется интерпретация намерений изучаемых лиц, то в инструкции следует либо указать принцип, либо перечислить показатели, на основании которых наблюдатель будет выносить свои суждения. Все это необходимо для того, чтобы все наблюдатели по возможности одинаково оценивали наблюдения.

Эксперимент - состоит в том, что исследователь изменяет значение одного элемента, зависимой или независимой переменной, чтобы пронаблюдать влияние этого изменения на другой элемент или зависимую переменную. Цель всякого эксперимента - проверка гипотез о причинной связи между явлениями. Эксперимент в маркетинговых исследованиях проводится не часто. Это довольно сложный и дорогостоящий метод .

Эксперименты различаются:

· по характеру объекта и предмета исследования;

· специфике поставленной задачи;

· характеру экспериментальной ситуации;

· логической структуре доказательства гипотезы.

В свою очередь, по характеру объекта исследования различаются также реальные и мысленные эксперименты. В отличие от реальных экспериментов в мысленных проверке подвергаются не реальные явления, а информация о них.

По специфике поставленной задачи различают эксперименты научные, прикладные, проективные, ретроспективные. Реальный эксперимент всегда проективный; мысленный же - обычно ретроспективный, направленный в прошлое: исследователь манипулирует информацией о совершившихся событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызывающих наличие следствия.

По характеру экспериментальной задачи различают эксперименты контролируемые и неконтролируемые. На результаты неконтролируемых экспериментов существенно влияют неэкспериментальные факторы, характер и степень влияния которых неизвестны. Контролируемый эксперимент предполагает выравнивание всех условий на экспериментальном и контрольном объекте, периодическое измерение значений как экспериментальных, так и внеэкспериментальных переменных. Контроль переменных означает повторяемость эксперимента.

По логической структуре доказательств гипотезы различают эксперименты параллельные и последовательные. В параллельном эксперименте доказательство опирается на сравнение состояний двух объектов (групп людей) - экспериментального и контрольного в одно и то же время (экспериментальной является группа, на которую оказал воздействие экспериментальный фактор, контрольной - где этого воздействия не было). В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Доказательство гипотезы при этом типе эксперимента опирается на сравнение состояний исследуемого объекта до и после воздействия «фактора».

Применение эксперимента в маркетинговых исследованиях. Область применения эксперимента может касаться любого из элементов маркетинга. С помощью эксперимента можно изучать влияние на спрос таких факторов, как упаковка, включение сервисных услуг, различных рекламных образов, ценовой политики и пр. Например, если нужно выявить воздействие на потребителя рекламы, эксперимент проводят следующим образом. Создаются две похожие группы (по полу, возрасту, доходу и т.п.). Одной из групп показывается телевизионная реклама какого-то нового вида продукции, а вторая группа этой рекламы не видит. Затем проводится пробная продажа новой продукции и измеряется коэффициент покупки.

Недостатки экспериментального метода . Экспериментальные группы, участвующие в исследовании, весьма ограничены. Из этого следует, что эксперимент мало пригоден для получения результатов, которые можно было бы распространить на общество в целом или на большие социальные группы, он не позволяет увидеть «срез» широкомасштабных социальных процессов.

В рамках эксперимента можно изучить влияние одного или ограниченного количества факторов на изменения, но невозможно учесть все факторы, которых в реальной жизни большое количество. Поэтому результаты эксперимента обладают невысокой надежностью и больше подвержены всяческим смещениям.

В зависимости от способа организации : лабораторный, естественный и полевой эксперименты.

1. Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях. Исследователь планово и целенаправленно воздействует на объект изучения, чтобы изменить его состояние.

Достоинства лабораторного эксперимента:

Строгий контроль за всеми условиями,

Применение специальной аппаратуры для измерения.

Недостатки лабораторного эксперимента :

Трудность переноса полученных данных на реальные условия;

Испытуемый осведомлен о своем участии в нем, что может стать причиной мотивационных искажений.

2. Естественный эксперимент проводится в реальных условиях.

Достоинства:

Изучение объекта осуществляется в контексте повседневной жизни, поэтому полученные данные легко переносятся в реальность.

Испытуемые не всегда проинформированы о своем участии в эксперименте, поэтому не дают мотивационных искажений.

Недостатки:

Невозможность контроля всех условий,

Непредвиденные помехи и искажения.

3. Полевой эксперимент проводится по схеме естественного.

Достоинства и недостатки:

Использование портативной аппаратуры, позволяющей более точно регистрировать получаемые данные.

Испытуемые проинформированы об участии в эксперименте, однако привычная обстановка снижает уровень мотивационных искажений.

В зависимости от цели исследования различают эксперименты: поисковый, пилотажный и подтверждающий эксперименты.

А. Поисковый эксперимент направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями. Он проводится на начальном этапе исследования, позволяет сформулировать гипотезу, выделить независимую, зависимую и побочные переменные; определить способы их контроля.

Б. Пилотажный эксперимент – это пробный эксперимент, первый в серии. Он проводится на небольшой выборке, без строгого контроля переменных.

Пилотажный эксперимент позволяет устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, конкретизировать цель, уточнить методику проведения эксперимента.

В. Подтверждающий эксперимент направлен на установление вида функциональной связи и уточнение количественных отношений между переменными. Проводится на заключительном этапе исследования.

В зависимости от характера влияния на испытуемого выделяют констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

1. Констатирующий эксперимент включает в себя измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) до активного воздействия на него, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями.

2. Целью формирующего эксперимента является применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых.

3. Контрольный эксперимент – это повторное измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) и сравнение с состоянием до начала формирующего эксперимента, а также с состоянием, в котором находится контрольная группа, не получавшая экспериментального воздействия.

По возможности влияния экспериментатора на независимую переменную выделяют:

Спровоцированный эксперимент;

Эксперимент, на который ссылаются.

· Спровоцированный (классический по П. Фрессу)эксперимент – это опыт, в котором экспериментатор сам изменяет независимую переменную, при этом наблюдаемые экспериментатором результаты (виды реакций испытуемого) считаются спровоцированными.

· Эксперимент, на который ссылаются , – это опыт, в котором изменения независимой переменной осуществляются без вмешательства экспериментатора.

К этому виду психологического эксперимента прибегают тогда, когда независимые переменные оказывают воздействие на испытуемого, значительно растянутое во времени (например, система воспитания и т. п.).

Если воздействие на испытуемого может вызвать серьезное негативное физиологическое или психологическое нарушение, то такой эксперимент проводить нельзя. Однако бывают случаи, когда негативное воздействие (например, травма головного мозга) происходит в реальности. Впоследствии такие случаи могут быть обобщены и изучены.

Выделяют три вида эксперимента : лабораторный, естественный и формирующий, которые различаются по организации самой процедуры опыта, задачам, степени соответствия ситуации естественному поведению испытуемого и прочим особенностям. Также следует отметить, что в каждом виде эксперимента используются специфические методические приемы, методики и их модификации.

Лабораторный эксперимент . Проводится в условиях, специально оборудованного помещения и предполагает строгий контроль всех условий и поведения испытуемого. Результаты лабораторного эксперимента, как правило, отличаются высокой степенью достоверности. Однако ситуация лабораторного эксперимента далека от соответствия естественным условиям, типичным для изучаемого животного, что ограничивает «ценность получаемых данных» и требует проведения дополнительных исследований для уточнения полученных данных.

Прослеживая ретроспективу использования данного метода в зоопсихологии, необходимо отметить, что именно лабораторный эксперимент имеет давнюю историю. В рамках данного вида экспериментальных исследований в ХIХ - начале ХХ столетий были предложены основные методики и методические приемы, которые до настоящего времени (многие уже в модифицированном виде) применяются в зоопсихологии. Основными типами лабораторных методик являются следующие методики:

Лабиринтные методики . Лабиринт - это специальным образом ограниченное пространство, в котором есть вход (начало движения животного или объекта, который из лабиринта необходимо достать), более одного из возможных путей движения, из которых только один правильный. Сущность данной методики заключается в том, что животное не может непосредственно получить подкрепление (обнаружить приманку или выход из замкнутого пространства), а должно самостоятельно найти правильный путь к нему. Данный метод был введен в практику экспериментальных исследований еще в 1901 г. американским психологом В.Смоллом и широко использовался бихевиористами. Первоначально посредством лабиринта изучалось поведение крыс. В дальнейшем данная методика стала применяться и для изучения поведенческих проявлений и особенностей психики самых разных животных. В настоящее время существует много модификаций лабиринтных методик, которые классифицируются по двум основаниям:

1) по сложности . Есть лабиринты простые, в которых только два пути, один из которых правильный. Как правило, форма таких лабиринтов Т-образная или Y-образная. Так, в случае использования Т-образного лабиринта (коридора или трубки) при повороте в одну сторону животное получает награду, а при повороте в другую его оставляют без награды или даже наказывают. Сложные лабиринты слагаются из разных комбинаций Т-образных (или им подобных) элементов и тупиков, заход в которые расценивается как ошибки животного. Результаты прохождения животными лабиринта определяются, как правило, по скорости достижения «цели» и по количеству допущенных ошибок. На рисунке 1(Приложение) показано, как крыса может проходить через лабиринт. Поколебавшись на развилках и обследовав тупики, животное доходит до того места, где находится пища, т.е. достигает цели (рис.1, б Приложение). После ряда попыток крыса научается проходить через лабиринт без ошибок.

Метод «лабиринта» позволяет изучать как вопросы, связанные непосредственно со способностью животных к научению (к выработке двигательных навыков), так и вопросы пространственной ориентации, в частности роль кожно-мышечной и других форм чувствительности, памяти, способности к переносу двигательных навыков в новые условия, к формированию чувственных обобщений и др.;

2) по способу действия животного в лабиринте . Данные лабиринты могут быть локомоторные, в которых для решения поставленной задачи животное вынуждено передвигаться; манипулятивные, в которых необходимо передвигать приманку при помощи собственных (передние конечности животного) или дополнительных (палка, проволока и пр.) средств; перцептивные (зрительные), когда необходимо найти правильный путь без применения двигательных реакций.

Проблемная клетка и проблемный ящик . Впервые данная методика была использована американскими психологами Б.Ф.Скиннером и Э.Л.Торндайком для изучения поведенческих проявлений животных (кошек, собак, низших обезьян). Проблемная клетка представляет собой модифицированный, усложненный, снабженный различными автоматическими устройствами лабиринт. Перед животным ставится задача или открыть для себя выход из клетки, приводя в действие различные приспособления (рычаги, педали, затворы и т.п.), или же, наоборот, проникнуть в клетку, где находится подкорм, отмыкая запирающие устройства. Иногда применяются и небольшие ящики или шкатулки с затворами, отмыкание которых дает подопытному животному доступ к корму. При более сложной постановке эксперимента все механизмы и устройства действуют лишь в строго определенной последовательности, которая должна усваиваться и запоминаться животным. Наиболее часто данный метод применяется для изучения животных, у которых хорошо развит хватательный рефлекс - крысы, еноты, обезьяны. Животным приходится действовать с различными орудиями для достижения цели - корма. Элементы орудийных действий отчетливо выступают уже в опытах с применением привязанной к веревке приманки: животное может достать корм, лишь только потянув за веревку к себе. Усложняя ситуацию различным сочетанием веревок, и варьируя их расположение, можно получить ценные данные и о сенсорных компонентах интеллекта животного (зрительных, осязательных). В качестве орудия в эксперименте могут применяться и различные палки (в зависимости от того, какое животное исследуется), с помощью которых можно либо придвинуть к себе корм, либо сбить его и т.д. Интересные результаты посредством использования методики проблемной клетки были получены в начале XX столетия Н.Н.Ладыгиной-Котс. Исследуя в 1917-1919 годах процесс формирования моторных навыков у обезьян (на примере макак), она следила за скоростью выполнения действия, что отслеживалось с помощью секундомера, а также за движениями рук животного, полагая, что именно эти движения непосредственно связаны с «душевной жизнью» обезьяны. Н.Н.Ладыгина-Котс с уверенностью заявляла, что основное назначение исследований в зоопсихологии - изучать не столько, что делает животное, сколько то, как оно это делает. При помощи данного метода исследуются сложные формы научения, а также моторные элементы интеллектуального поведения животных.

Обходной путь . Эксперимент с использованием обходного пути (рис.2 Приложение) был предложен В.Кёллером при изучении интеллекта высших животных. Животное воспринимает приманку, находящуюся за отдаленной преградой. Для достижения «цели» - достать приманку, ему необходимо обойти одну или несколько преград. Учитываются и оцениваются скорость и траектория передвижения при поиске обходного пути вокруг преграды.

Исследования животных различных уровней эволюционного развития показали, что только лишь высшие животные способны находить обходной путь сразу. Низшие же животные осваивают данную методику лишь путем научения. В.Кёллер полагал, что способность к обходному пути является одним из существенных критериев наличия интеллекта у животных.

В несколько измененном, модифицированном виде использовал метод «обходного пути» отечественный исследователь Л.В.Крушинский для изучения способности разных животных к экстраполяции (предвидение траектории движения объекта за преградой).

Существует три основных типа методик обходного пути: локомоторные, когда животное передвигается относительно преграды; манипулятивные, когда животное перемещает приманку относительно преграды и комбинированные.

Дифференцированная дрессировка направлена на выявление способности подопытного животного к различению одновременно или последовательно предъявляемых объектов и их признаков (рис. 3 Приложение). Выбор животным одного из попарно (или в большем числе) предъявляемых объектов вознаграждается (положительная дрессировка), в других случаях одновременно с подкреплением правильного выбора наказывается неправильный (положительно-отрицательная дрессировка). Последовательно уменьшая различия между признаками объектов (например, их размеры), можно выявить пределы различения (дифференцировки). Таким образом, можно получить сведения, характеризующие, например, особенности зрения у изучаемого вида животных (его остроту, цветоощущение, восприятие величин и форм и т. п.). Этим же методом изучаются процессы формирования навыков (в частности, на различные сочетания раздражителей), память животных (путем проверки сохранения результатов дрессировки спустя определенный промежуток времени), способность к обобщению. В последнем случае, как правило, постепенно увеличивают несходство последовательно предъявляемых объектов (фигур), выявляя способность животного ориентироваться по отдельным общим признакам этих объектов.

Естественный эксперимент. Его отличие от лабораторного заключается в том, что исследуемое животное находится в знакомой, привычной для него обстановке и осуществляет свою естественную деятельность, направленную на удовлетворение актуальных потребностей. Со стороны экспериментатора в ситуацию вносятся контролируемые изменения, осуществляется направленное воздействие на поведение животного и проводится тщательная фиксация всех поведенческих проявлений. Достоинством такого исследования является то, что видотипичное поведение животного изучается в комплексе, а не отдельные его компоненты. В рамках проведения естественного эксперимента также предлагается использовать различные методики и их модификации. Остановимся на характеристике некоторых из них.

Метод открытого поля . Данная методика была предложена бихевиористами для изучения ориентировочно-исследовательской деятельности крыс. В настоящее время она широко применяется для изучения не только особенностей ориентировочно-исследовательского поведения разных животных, но и особенностей их территориального поведения. Открытое поле - это ограниченное пространство, первоначально не знакомое испытуемому животному (выгородка), в которое животное (или несколько животных) выпускается на определенное время. Исследуются стратегии освоения животным нового пространства, а также реакции животного на изменение обстановки. Основным способом фиксации выступает сплошное или выборочное протоколирование с повременной регистрацией активности животного. Нередко используются графические схемы пространства, где отмечается траектория передвижений испытуемого.

Использование модификаций лабораторных методик в естественной среде обитания . Это достаточно широко применяемый способ исследования поведения и психики животных. В основном он используется для изучения прирученных животных, но может быть применен и в работе с дикими животными. В естественную среду обитания экспериментатор вносит изменения, которые полностью повторяют или моделируют условия лабораторной методики (проблемные ящики, обходные пути и пр.). Данный вариант естественного эксперимента позволяет с большой достоверностью прогнозировать реальную мотивацию изучаемого животного и получать максимально достоверные научные данные.

· Моделирование естественной деятельности в условиях неволи . Данный вариант естественного эксперимента был предложен в 70-е годы ХХ столетия американскими учеными для оптимизации психического состояния высших животных и получил название «поведенческая инженерия» («конструирование поведения животного»). В условиях клеточного или вольерного содержания (в первую очередь, в зоопарках) конструируются различные приспособления, с которыми животные должны взаимодействовать, например, для добывания пищи. Животное само выбирает режим деятельности, время и интенсивность осуществления этой деятельности. Проведенные учеными исследования показали, что животные способны варьировать способы поведения, выбирать разные по сложности и последовательности маршруты и т.д. Очень широко данная методика используется в работе с высшими приматами. Причем цель применения данной методики - оптимизация психического состояния животных. Для этого применяются как модели пищедобывательной деятельности, а также конкурентного взаимодействия и манипулятивно-исследовательской активности. В клетку (вольер) с обезьянами вносится различное оборудования (для локомоций, манипуляций и пр.), которое периодически меняется. Как отмечает Г.Г.Филиппова, помимо эффектов оптимизации психического состояния (исчезновения стереотипов отдельных действий и поведения в целом, оптимизации общей активности, ритма и интенсивности потребностей и пр.), индивидуального и группового поведения, эти исследования позволяют изучать многие стороны психики и поведения высших животных, содержащихся в неволе.

Формирующий эксперимент. Его особенностью является моделирование и изучение процесса формирования новых форм поведения. Не случайно данный вид эксперимента называют обучающим. В формирующем эксперименте нередко применяются различные лабораторные методики. Однако в отличие от лабораторного эксперимента предметом изучения здесь выступает не результат, достигнутый животным, а сам процесс получения этого результата. Данный вид экспериментального исследования может проводиться как в лабораторных, так и в приближенных к естественным и даже в естественных условиях и предполагает использование определенных методик.

Классическое обусловливание (выработка условного рефлекса). Данный метод был разработан И.П.Павловым. Животным первоначально предлагался индифферентный (безразличный) раздражитель, на который есть только ориентировочная реакция и который не вызывает никакого поведенческого ответа (лампочка). Затем предъявляется стимульный материал (пища). В результате многократных повторений данных сочетаний у исследуемого животного слюноотделение начинается с включением лампочки.

Оперантное обусловливание (научение путем проб и ошибок). Данная методика была предложена Б.Ф.Скиннером, который изучал процесс научения животных. Животное, имеющее определенную мотивацию (например, пищевую), обследует помещение, производит различные действия. Одно из таких действий является успешным и вознаграждается пищевым подкреплением. Постепенно животное все чаще выполняет подкрепляемое пищей действие, самостоятельно выделяя компоненты ситуации, которые служат условным стимулом (педаль, на которую необходимо нажать, чтобы выполнить задание; цвет фигуры, которую следует выбрать и пр.). Животное в результате производит различные пробные движения или даже их последовательность, выбирает успешные (на основе пищевого подкрепления). В данном случае моделируются более сложные формы поведения животного, которое можно рассматривать как целостное и приближенное к естественному.

Дрессировка . При дрессировке новые поведенческие реакции животного вырабатываются под целенаправленным воздействием человека, который заранее знает, что и в ответ на какой стимул должно быть сформировано у животного. Правильные действия животного подкрепляются, постепенно отсеивая неправильные. Как отмечает Г.Г.Филиппова, для самого животного смысл подобных реакций первоначально отсутствует. Формируется он лишь постепенно как способ получения подкрепления или избегания наказания. В методе дрессировки, как показали результаты исследований М.А.Герд, можно выделить несколько этапов. Первым этапом является наталкивание , когда дрессировщик побуждает животное произвести необходимое движение, предваряя его сигналом, который впоследствии станет командой. Второй этап - отработка навыка . Здесь происходит «отсечение» ненужных движений и корректировка движений, соответствующих конечному их варианту (исходя из замысла дрессировщика). Например, обучая собаку «танцевать на задних лапах», подкрепление ей дают не сразу, а через определенный промежуток времени, когда собака совершит вращательное движение. Третий этап - упрочение навыка . Он направлен на закрепление сформированного навыка и его связи с командой. Как отмечает Г.Г.Филиппова, основным способом выработки навыка при дрессировке, в отличие от других методов обучения, является пошаговое подкрепление, при котором первоначально подкрепляется общая схема движения, а затем из него отбирается все более точное его выполнение, за которое и следует подкрепление.

Дифференцировочное научение . В данном случае животное обучают методом классического или оперантного обусловливания различать два предъявляемых стимула, один из которых подкрепляется (подкрепление может быть как положительным - пища, так и отрицательным - электрический разряд). В итоге на один из стимулов ориентировочная реакция гаснет, а на другой становится условным стимулом для необходимой ответной реакции. Как отмечает Г.Г.Филиппова, данная методика имеет множество вариаций и может быть использована в разных целях. Например, такие модификации, как скорость переделки навыка, усвоение принципа выбора и перенос его на другие сочетания стимулов, формирование установки на научение, обучение последовательности предъявлений и т.п., могут быть использованы как критерии оценки способности к научению, а также для оценки уровня развития интеллектуальных способностей высших животных (исследования отечественных ученых Л.Г.Воронина, Л.А.Фирсова и др., а также зарубежных исследователей Д.Румбо, Г.Харлоу и т.д.).

Научение по подражанию . Как показали исследования ученых, к данному виду научения способны только высшие животные (птицы и млекопитающие). Перед животным демонстрируется то или иное действие, создаются условия для его выполнения, и правильно выполненное действие подкрепляется.

Использование и изготовление орудий . Используется для высших приматов. Животным, как правило, предлагается набор предметов, из которых они должны «изготовить» орудие, при помощи которого будет решена поставленная перед ними задача. Данная методика активно использовалась В.Келлером, Н.Н.Ладыгиной-Котс, Л.А.Фирсовым и другими учеными.

Обучение использованию искусственных знаковых средств . Исследования в данной области были начаты еще в 1916 г. В.Фурснером. Исследователь работал с орангутаном, который научился методом подражания произносить по-английски два слова. Обучение высших млекопитающих использованию искусственных для них знаковых средств, как отмечает Г.Г.Филиппова, преследует две цели. Первая - выяснение способности животных к овладению такими средствами. Вторая - обучение знаковым средствам для «проникновения» во внутренний субъективный мир животного. Как отмечает Г.Г.Филиппова, в настоящее время в данном ключе работает много как отечественных, так и зарубежных ученых, используя следующие модификации обучения искусственным знаковым средствам:

  • ? понимание животными символических обозначений количества и количественных отношений (животных-антропоидов и врановых птиц обучают соотносить количество объектов с цифровым символом).
  • ? понимание животными искусственных знаковых средств, используемых человеком для общения с ними (языков-посредников): обычная человеческая речь, амслен - адаптированный американский пальцевый язык глухонемых, йоркиш - кодирование слов при помощи пластиковых или компьютерных символов, пластиковые символы на магнитной доске. Так, еще в 1933 г. супругами Келлог было организовано экспериментальное исследование по обучению детеныша шимпанзе речи. Шимпанзе Гуа воспитывалась, как и сын ученых Дональд в обычной языковой среде, то есть с детенышем шимпанзе общались точно так же, как и с ребенком. Результаты эксперимента оказались весьма внушительными: за 8 месяцев обучения Гуа усвоила 95 фраз и слов. Впоследствии данный эксперимент был повторен еще одним исследователем - С.Севедж-Рембо с шимпанзе Кензи. Результаты также оказались потрясающими: к пятилетнему возрасту шимпанзе хорошо понимал правильно построенные простые фразы, обозначающие окружающую объектную и социальную среду и действия в ней. Что касается других животных (дельфины, ластоногие), то для них используются специально созданные звуковые (свист для дельфинов), жестовые (для ластоногих) и графические знаки. Как показали результаты экспериментов (исследования Л.Хермана, Ю.Д.Стародубцева и др.), дельфины могут понимать предложения из 2-4 знаков, кодирующих действия с объектами;
  • ? обучение животных самостоятельному использованию искусственных знаковых средств (языков-посредников). Данные эксперименты осуществляются с дельфинами и антропоидами. Так, первые данные о самостоятельном использовании искусственных знаковых средств были получены Р.Фурснером и супругами К. и К.Хейс, которые предприняли попытку обучить орангутана и шимпанзе произношению человеческих слов. Эксперимент показал, что человеческая речь усваивается антропоидами с большим трудом (орангутан усвоил 2, а шимпанзе 3 слова). Вместе с тем, обезьяны активно использовали жесты и различные объекты для взаимодействия с человеком. В 40-50-е годы ХХ столетия подобные эксперименты проводились в нашей стране (работы В.В.Бунак, Н.А.Тих, Л.И.Улановой). Более продуктивными, как свидетельствуют результаты исследований, оказались результаты усвоения животными специально созданных искусственных языков-посредников. Как отмечает Г.Н.Филиппова, шимпанзе, гориллы и орангутаны, обученные по данным методикам, активно используют достаточно большое количество знаков-символов, обозначающих названия объектов, действия, понятия и т.д., вплоть до местоимения «я». Освоение таких языковых средств происходит у высших приматов аналогично усвоению языка ребенком. Как показали эксперименты, проведенные Б.Галдикасом и Р.Футсом, обезьяны, освоившие такой язык-посредник, как амслен, способны обучать своих детенышей, друг друга и даже людей, которые с ними общаются.

Следует отметить, что все вышеперечисленные исследования относятся к категории работ, направленных на изучение особенностей и возможностей интеллекта животных.

Изучение зачатков самосознания . В данном ключе приоритетным является изучение самоузнавания у высших животных (например, в зеркале). Помимо наблюдений в специально организованной ситуации, когда животное видит свое отражение в зеркале, используется изменение его внешнего вида. Проведенные эксперименты показали, что на изменение своего облика адекватно реагируют только высшие приматы, способные узнавать себя на фотографиях. Другие высшие животные могут использовать зеркало для регуляции своих движений и манипулятивной активности.

Преимущества и ограничения метода эксперимента

Как и метод наблюдения, эксперимент имеет свои положительные стороны и свои недостатки. Позитивным моментом эксперимента является точность, применение разработанных и апробированных приспособлений и процедур, относительная однозначность получаемых данных, возможность количественной и качественной обработки результатов, возможность повторения экспериментального исследования с целью уточнения, проверки полученных результатов.

Недостатками эксперимента является его искусственность, вычленение и изучение отдельных поведенческих проявлений животного без учета их взаимосвязи с его общей жизнедеятельностью. Сложно также установить подлинную мотивацию животного и спроектировать все возможные способы его поведения. Не случайно одним из требований зоопсихологического научного исследования является сочетание всех возможных методов исследования психики и поведения животных.

Психологии до сих пор отсутствует общепринятый взгляд на эксперимент, его роль и возможности в научном исследовании. Создатель ленинградской школы психологии Б. Г. Ананьев особо подчеркивал роль эксперимента в психологическом исследовании.

Психология как наука началась с введения эксперимента в свой арсенал методов и на протяжении уже почти 150 лег успешно пользуется этим инструментом получения данных. Но в течение всех этих 150 лет не прекращаются споры о принципиальной возможности применения эксперимента именно в психологии.

«Психологический эксперимент - это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых.

Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение. Главными компонентами эксперимента являются:

1) испытуемый (исследуемый субъект или группа);

2) экспериментатор (исследователь);

3) условия опыта (дополнительные к стимуляции воздействия на испытуемого, которые могут влиять на его ответы).

4) стимуляция (выбранный экспериментатором раздражитель, направленный на испытуемого) - независимая переменнаяявляется главной составляющей экспериментальной ситуации (стимулы, любое внешнее условие опыта, какая-либо внутренняя дополнительная переменная, способ выполнения экспериментальной задачи, режим стимуляции). Именно ее воздействие на испытуемого исследуется в эксперименте через изучение его реакций. Обеспечив приемлемые внешние и внутренние условия опыта, экспериментатор приступает к непосредственному предъявлению испытуемому стимульного материала и регистрации его ответов, систематически контролируя постоянство созданных условий;

5) ответ испытуемого на стимуляцию (его психическая реакция) - является той внешней реальностью, по которой можно судить о протекающих в его внутреннем субъективном пространстве процессах. Сами эти процессы есть результат воздействий на него стимуляции и условий опыта.

Этапы научного исследования:

I. Постановка научной проблемы - формулирование темы исследования ; - определение объекта и предмета исследования; - формулирование общей цели исследования.
П. Теоретический анализ проблемы - анализ научной литературы по теме исследования; - авторская модель исследуемого явления.
III. Формулирование гипотез - выдвижение гипотез исследования; - формулирование задач исследования.
IV. Планирование и проведение исследования - разработка программы исследования; - проведение исследования .
V. Анализ и интерпретация полученных результатов - качественный и количественный анализ данных ; - проверка статистической значимости результатов; - интерпретация результатов исследования.
VI. Формулирование выводов - формулирование теоретических выводов ; - разработка практических рекомендаций .


Виды эксперимента

Существует множество взглядов на дифференциацию экспериментальных методик и значительное число обозначающих их терминов. Если обобщить результаты в этой области, то совокупность основных разновидностей эксперимента можно представить в следующем виде:

I. По действительности проведения и полноте процедуры

Реальный (конкретный)

Опыт, проводимый в действительности в конкретных экспериментальных условиях. Именно реальные исследования дают фактический материал, используемый как в практических, так и в теоретических целях.

Мысленный (абстрактный)

Воображаемый опыт, невыполнимый в действительности. Мысленные манипуляции по поводу организации и проведения в будущем планируемого реального эксперимента. Такое предварительное «проигрывание» в уме реального опыта – фактически его обязательный атрибут, реализуемый на подготовительных этапах исследования (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, планирование).

II. По цели эксперимента

Исследовательский

Опыт, нацеленный на получение новых знаний об объекте и предмете изучения. Именно с этим видом опытов обычно ассоциируется понятие «научный эксперимент», поскольку главная цель науки – познание неизвестного.

- 37.49 Кб

6. Статистическая обработка результатов эксперимента, построение математической модели поведения исследуемых характеристик.
Необходимость обработки вызвана тем, что выборочный анализ отдельных данных, вне связи с остальными результатами, или же некорректная их обработка могут не только снизить ценность практических рекомендаций, но и привести к ошибочным выводам.

7. Объяснение полученных результатов и формулирование рекомендаций по их использованию, уточнению методики проведения эксперимента. Снижение трудоемкости и сокращение сроков испытаний достигается применением автоматизированных экспериментальных комплексов. Такой комплекс включает испытательные стенды с автоматизированной установкой режимов (позволяет имитировать реальные режимы работы), автоматически обрабатывает результаты, ведет статистический анализ и документирует исследования. Но велика и ответственность инженера в этих исследованиях: четкое поставленные цели испытаний и правильно принятое решение позволяют точно найти слабое место изделия, сократить затраты на доводку и итерационность процесса проектирования.

Этапы экспериментальной деятельности

  1. Формулирование познавательной задачи, цели в связи с экспериментальным ме тодом.
  2. Отбор оборудования и сборка экспериментальной установки.
  3. Указание физического принципа, на основе которого предполагается применение экспериментального метода.
  4. Наблюдение за явлением, процессом.
  5. Измерение (снятие необходимых показаний с приборов, определение некоторых экспериментальных данных).
  6. Описание, интерпретация полученных экспериментальных данных и их анализ.
  7. Формулирование выводов, заключение, практическая значимость полученных результатов.

Особенности эксперимента, как метода исследования

  1. В эксперименте раскрывается причинно- следственная связь, т.е. зависимость изучаемого явления от известных контролируемых условий.
  2. Эксперимент предполагает активное вмешательство ученого в процесс исследования, управление этим процессом т.к условия меняет сам ученый.
  3. Использование, как минимум, двух методик измерения. Одна из которых измеряет условия протекания процесса, а другая методика фиксирует изменения, происходящие в изучаемых объектах.
  4. Необходимо наличие гипотезы, т.е. предположение о характере изучаемой связи, которую должен подтвердить или опровергнуть эксперимент.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

Возможность изучить причинно-следственные связи между событиями;
высокая объективность, поскольку результаты эксперимента - это фактически произошедшие события;
возможность проверить эффективность принятых маркетинговых решений, особенно по новым товарам (пробный маркетинг);
возможность контролировать окружающую обстановку;

Вероятностное утверждение насчет силы и характера влияния конкретной независимой переменной на зависимую переменную;
неуверенность в применимости результатов эксперимента для других условий среды;
наличие временного лага (периода времени) между завершением эксперимента и принятием маркетинговых решений;
затрудненность в нивелировании влияния посторонних факторов;
высокие временные и финансовые затраты;
высокий уровень риска.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Метод эксперимента считается самым надежным средством получения возможной информации. Успех исследования в значительной мере зависит от правильного выбора эксперимента, поэтому важно не только знать какие существуют типы экспериментов, но и учитывать их организацию, планирование и создание соответствующих условий для его проведения.

Экспериментальный метод- это форма подхода разума, имеющая свою логику и свои технические требования. Он не терпит спешки, но взамен медлительности и даже некоторой громоздкости дарует радость уверенности, частичной, может быть, но зато окончательной.

Хотя эксперимент и основывается на практической деятельности исследователя, но его специфика не исчерпывается только этим признаком. Представляя собой именно метод познания, эксперимент включает чувственные, логические и теоретические средства познания, гармоничное сочетание которых и позволяет раскрыть все особенности его природы.

В экспериментальном подходе исследования создаются самим исследователем, как испытателем, экспериментатором, причем он может в неё активно вмешиваться.

Чтобы демонстрировать причину и гипотезу эффекта, эксперимент должен часто показывать, что, например, явление происходит после того, как определенная обработка дается предмету, и что явление не происходит в отсутствии обработки.

Существуют различные типы эксперимента, которые интересовали ученых на протяжении долгих лет жизни, и остаются значимыми и по сей день. Каждый эксперимент имеет свои достоинства и недостатки, каждый из них нужно организовывать определенным образом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Демидова, А. В. Исследование систем управления [Текст] : конспект лекций: пособие для подготовки к экзаменам / А. В. Демидова. - М.: Приор-издат, 2008. - 92 с.
  2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология [Текст] : учебное пособие / В. Н. Дружинин. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2009. - 318 с.
  3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2008. - 208 с.
  4. Навицкая, В. М. Перспективы применения семантического эксперимента как метода исследования / В. М. Навицкая // Дефектология – 2010. – N3. –C. 23-31.
  5. Наука [электронный ресурс]: Эксперимент / Вики-сайт.- Режим доступа: http://ru.science.wikia.com/ wiki/Эксперимент
  6. Новиков. А. М. Экспериментально-исследователь ская деятельность различные аспекты[Текст] // Дополнительное образование- 2008. –N5.- C.36-40.
  7. Кожухар,В. М. Основы научных исследований [Текст] : учебное пособие для вузов / В. М. Кожухар. –М.: Дашков и К, 2010. – 216с.
  8. Ползунова, Н. Н. Исследование систем управления [Текст] : учебное пособие для вузов / Н. Н. Ползунова, В. Н. Краев. - 2-е изд. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2009. - 175 с.
  9. Социологический эксперимент как метод исследования [Электронный ресурс] / Cоциологический эксперимент.URL.http://www.grandars.ru
  10. Степин В. С. Методы научного познания. [Текст]/- Минск: В. С. Степин. Вышэйш. шк., 2007. - 152 с.
  1. 1 Наука [электронный ресурс]: Эксперимент / Вики-сайт.- Режим доступа: http://ru.science.wikia.com/ wiki/Эксперимент


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!