Елена Стефановна или как ее еще называли Елена Волошанка — дочь молдавского господаря Штефана чел Маре и киевской княжны Евдокии Олельковны.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Елена Стефановна («Волошанка», предположительно родилась в 1464-1466 годах, умерла в 18 января 1505) - дочь молдавского господаря Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны , жена старшего сына Ивана III Ивана Молодого , в этом качестве - княгиня тверская .

Биография

О ранних годах Елены Стефановны практически ничего не известно. В 1480 году её отец Стефан Великий направил посла в Москву для заключения союза с Русским государством против угрожавших Молдавскому княжеству турок. Для скрепления этого союза Елена должна была выйти замуж за старшего сына Ивана III Васильевича - Ивана Ивановича Молодого . В 1481 году в Молдавию были отправлены русские послы, которые в 1482 году вернулись в Москву с Еленой Стефановной.

Её свадьба с Иваном Молодым состоялась в январе 1483 года . В браке Елена Стефановна родила сына Дмитрия . В 1490 году её муж заболел «ломотой в ногах» и скоропостижно скончался.

В 1484 г. Иван III хотел одарить Елену «саженьем» (жемчужным приданым), принадлежавшим его покойной первой жене Марии Борисовне , то оказалось, что его 2-я жена София «римлянка» многое «порастеряла». Разгневанный великий князь не постеснялся отнять подаренное Софией у её племянницы Елены, бывшей замужем за князем Верейским Василием, что послужило к бегству последнего в Литву и к ликвидации его удела

В качестве матери нового наследника Елена Стефановна принимала активное участие в придворных интригах, была обращена в учение жидовствующих Истомой и стала видным деятелем кружка еретиков во главе с Фёдором Курицыным , представлявшего круги, оппозиционные феодальной знати. Елена соперничала с Софьей Палеолог , добивавшейся объявления наследником своего сына Василия . Борьба при дворе закончилась поражением кружка Курицына. Сторонники Елены были казнены, Иван III аннулировал решение о назначении Дмитрия наследником и 11 апреля 1502 года приказал заключить невестку и бывшего наследника в тюрьму. Елена Стефановна умерла в заключении «нужною смертию» (т. е. была убита) в 1505 году .

Конфликт между Иваном III и Стефаном III по поводу заключения Елены существенно не отразился на русско-молдавских отношениях, хотя и вызвал некоторые трения. Оба правителя ставили политические интересы на первое место, поэтому семейная ссора дальнейших политических последствий не имела.

Наследие

При дворе Елены Стефановны, по предложению С. М. Каштанова, в 1495 году возник летописный свод, отразивший характерные черты политики протверской группировки.

В окружении Елены возник и памятник древнерусского художественного шитья - пелена (т.н. Пелена Елены Волошанки), на которой изображён торжественный выход Ивана III Великого с семейством во время коронации Дмитрия. В ней, наряду с церковными мотивами, прослеживаются и светские, сочетающие приёмы русского и молдавского искусства .

См. также

  • Рахманиновы - дворянский род, претендовавший на происхождение от легендарного брата Елены

Источники

Напишите отзыв о статье "Елена Стефановна"

Отрывок, характеризующий Елена Стефановна

К тому времени я уже чётко поняла, что не смогу найти никого, с кем могла бы открыто делиться тем, что со мной постоянно происходило, и уже спокойно принимала это, как должное, больше не огорчаясь и не пытаясь кому-то что-то доказать. Это был мой мир и, если он кому-то не нравился, я не собиралась никого насильно туда приглашать. Помню, позже, читая одну из папиных книг, я случайно наткнулась на строки какого-то старого философа, которые были написаны много веков назад и которые меня тогда очень обрадовали и несказанно удивили:
«Будь, как все, иначе жизнь станет невыносимой. Если в знании или умении оторвёшься от нормальных людей слишком далеко, тебя перестанут понимать и сочтут безумцем. В тебя полетят камни, от тебя отвернётся твой друг»…
Значит уже тогда (!) на свете были «необычные» люди, которые по своему горькому опыту знали, как это всё непросто и считали нужным предупредить, а если удастся – и уберечь, таких же «необычных», какими были они сами, людей!!!
Эти простые слова, когда-то давно жившего человека, согрели мою душу и поселили в ней крохотную надежду, что когда-нибудь я возможно и встречу кого-то ещё, кто будет для всех остальных таким же «необычным», как я сама, и с кем я смогу свободно говорить о любых «странностях» и «ненормальностях», не боясь, что меня воспримут «в штыки» или, в лучшем случае, – просто безжалостно высмеют. Но эта надежда была ещё настолько хрупкой и для меня невероятной, что я решила поменьше увлекаться, думая о ней, чтобы, в случае неудачи, не было бы слишком больно «приземляться» с моей красивой мечты в жёсткую реальность…
Даже из своего короткого опыта я уже понимала, что во всех моих «странностях» не было ничего плохого или отрицательного. А если иногда какие-то из моих «экспериментов» и не совсем получались, то отрицательное действие теперь проявлялось уже только на меня, но не на окружающих меня людей. Ну, а если какие-то друзья, из-за боязни быть вовлечёнными в мои «ненормальности», от меня отворачивались – то такие друзья мне были просто не нужны…
И ещё я знала, что моя жизнь кому-то и для чего-то видимо была нужна, потому, что в какую бы опасную «передрягу» я не попадала, мне всегда удавалось из неё выйти без каких-либо негативных последствий и всегда как-будто кто-то неизвестный мне в этом помогал. Как, например, и произошло тем же летом, в момент, когда я чуть было не утонула в нашей любимой реке Нямунас...

Был очень жаркий июльский день, температура держалась не ниже +40 градусов. Накалившийся «до бела» воздух был сухим, как в пустыне и буквально «трещал» в наших лёгких при каждом вздохе. Мы сидели на берегу реки, бессовестно потея и ловили ртами воздух, как выброшенные на сушу перегревшиеся караси… И уже почти что полностью «поджарившись» на солнышке, тоскующими глазами смотрели на воду. Привычной влаги абсолютно не чувствовалось и поэтому всей ребятне дико хотелось как можно быстрее окунуться. Но купаться было немножко боязно, так как это был другой, не привычный нам берег реки, а Нямунас, как известно, издавна была той глубокой и непредсказуемой рекой, с которой шутки шутить не советовалось.
Наш старый любимый пляж был на время закрыт для чистки, поэтому мы все временно собрались на месте более или менее кому-то знакомом, и все пока что дружно «сушились» на берегу, никак не решаясь купаться. У самой реки росло огромное старое дерево. Его длинные шелковистые ветви, при малейшем дуновении ветра, касались воды, тихо лаская её нежными лепестками, а мощные старые корни, упираясь в речные камни, сплетались под ним в сплошной «бородавчатый» ковёр, создавая своеобразную, нависающую над водой, бугристую крышу.
Вот это-то старое мудрое дерево, как ни странно, и являло собой реальную опасность для купающихся… Вокруг него, по какой-то причине, в воде создавалось множество своеобразных «воронок», которые как бы «всасывали» попавшегося человека в глубину и надо было быть очень хорошим пловцом, чтобы суметь удержаться на поверхности, тем более, что место под деревом как раз было очень глубоким.
Но детям говорить об опасности, как известно, почти что всегда бесполезно. Чем больше их убеждают заботливые взрослые, что с ними может произойти какая-то непоправимая беда, тем больше они уверенны, что «может быть с кем-то это и может случиться, но, конечно же, только не с ними, не здесь и не сейчас»… А само ощущение опасности, наоборот – их только ещё больше притягивает, тем самым, провоцируя иногда на глупейшие поступки.
Вот примерно так же думали и мы – четверо «бравых» соседских ребят и я, и, не вытерпев жары, всё же решили искупаться. Река выглядела тихой и спокойной, и никакой опасности вроде бы собой не представляла. Мы договорились наблюдать друг за другом и дружно поплыли. В начале вроде бы всё было, как обычно – течение было не сильнее, чем на нашем старом пляже, а глубина не превышала уже знакомой привычной глубины. Я расхрабрилась и поплыла уже более уверенно. И тут же, за эту же слишком большую уверенность, «боженька стукнул меня по головушке, да не пожалел»… Я плыла недалеко от берега, как вдруг почувствовала, что меня резко потащило вниз… И это было столь внезапно, что я не успела никак среагировать, чтобы удержаться на поверхности. Меня странно крутило и очень быстро тянуло в глубину. Казалось, время остановилось, я чувствовала, что не хватает воздуха.

К 560-летию со дня интронизации Штефана чел Маре мы решили собрать 7 важных и интересных фактов о главном герое молдавской истории.

  • 1. Начнем с представления. Как, думаете, он себя величал?
  • 2. Штефан чел Маре - наше всё. Но расскажите поконкретней (и покороче).
  • 3. Вы говорили про крепости. А про какие именно?
  • 4. Какими языками владел Штефан чел Маре?
  • 5. Еще со школьной программы помню легенду про дуб Штефана чел Маре. Так есть он или нет?
  • 6. Говорят, есть интересная история, связанная с памятником Штефану.
  • 7. Как связана Елена Прекрасная из русских сказок со Штефаном чел Маре?

1. Начнем с представления. Как, думаете, он себя величал?

В одном из первых сохранившихся документов эпохи Штефана чел Маре (от 12.08.1457), выпущенном Канцелярией Молдовы, Штефан III величал себя так: Стефан воевода, Господарь Земли Молдавской.

В последних господарских грамотах, продиктованных и подписанных Штефаном III Великим, господарь называет себя Stephanus palatinus Dei gracia Terre Moldavie (октябрь 1503).

2. Штефан чел Маре - наше всё. Но расскажите поконкретней (и покороче).

Правил страной в течение 47 лет. На протяжении всего времени своего правления боролся за независимость Молдавского княжества, для чего проводил политику укрепления центральной власти, подавлял боярскую оппозицию. Успешно противостоял более сильным соперникам - Османской империи, Польше, Венгрии.

Штефан чел Маре провел 36 сражений, в 34 из которых одержал победу и лишь в двух был побежден.

Во время его правления крестьяне получили статус вольных, что повлияло на усиление армии, так как крепостные не имели право служить. Ограничил власть бояр, сделав так, что костяк войска подчинялся непосредственно ему. Были созданы артиллерийские части из иностранных наемников, построено множество новых крепостей и укреплены уже существовавшие.

Были возрождены великие торговые пути, что привело к экономическому подъему и расцвету городов. Развивалась транзитная торговля, приносившая выгоду стране посредством взимания таможенных сборов и платы за проезд по некоторым дорогам. Развивались и ремесла. Были распространены добыча и обработка металла, оружейное дело, гончарство, ткачество и т.д.

3. Вы говорили про крепости. А про какие именно?

Талант Штефана как полководца не оставляет сомнения. Господарём были построены Сорокская и Хотинская крепости, цитадель Старого Орхея, Четатя Албэ – .

4. Какими языками владел Штефан чел Маре?

Из канцелярии Штефана чел Маре вышли (1457–1504) около 450 документов на славянском, латинском, итальянском и немецком языках. Однако молдавский язык широко проникает в господарские грамоты уже во времена правления Александру чел Бун (1400–1432). И в документах, подписанных Штефаном Великим, употребляется много сугубо молдавских слов.

5. Еще со школьной программы помню легенду про дуб Штефана чел Маре. Так есть он или нет?

Есть! В селе Кобыля Шолданештского района «живет» самое старое дерево Молдовы. Дубу 700 лет, окружность его ствола более 7 с половиной метров, а площадь кроны - 1000 квадратных метров.

Этот вид дуба - Quercus robur L. – дуб черешчатый или обыкновенный – может прожить до 2 тыс. лет! В высоту он растет первые 100-200 лет, достигает 20-40 м. Увеличиваться в толщину продолжает всю жизнь.

Сколько проживет старейший в Молдове живой памятник природы, зависит как от объективных факторов, так и субъективных, а у нас в стране сохранению так называемых охраняемых государством деревьев, увы, много внимания не уделяется, тогда как в других странах существуют общественные организации, занимающиеся исключительно этим вопросом.

6. Говорят, есть интересная история, связанная с памятником Штефану.

Казалось бы, что рассказывать о памятнике Штефану Великому особенно и нечего. Но судьба его полна любопытных моментов. Примечательно, что с момента установки памятника по нему можно проследить бурную бессарабскую историю. И, между прочим, это самый настоящий памятник-путешественник - только в самом Кишинёве он стоял в трёх разных местах, да ещё и дважды был вывезен в Румынию в разные города.

Началось всё в 1923 году, когда местному скульптору Александру Плэмэдялэ было предложено создать проект памятника Штефану Великому. Вот так мог бы выглядеть памятник Штефану Великому:

В итоге в 1924 году был принят третий по счету вариант памятника, который представлял всем нам известную композицию - Штефан чел Маре с короной на голове стоит, подняв над головой в левой руке крест, а в опущенной правой руке держа меч.

Статуя отливалась по частям в Бухаресте, памятник был собран из трёх фрагментов уже в 1925 году.

В том же 1925 году в Кишинёве начались работы по обустройству места и постамента, на котором будет стоять статуя. Это был один из углов Городского Сада, угол нынешних бульвара Штефана чел Маре и улицы Бэнулеску-Бодони.

В июне 1940 года ситуация в этой части мира резко изменилась - Бессарабия отошла к СССР.
Памятник Штефану Великому был эвакуирован в Румынию в город Вэслуй, а постамент в Кишинёве был разобран новыми властями. В августе 1942 года памятник был возвращён в Кишинёв, но место для его установки было выбрано новое - напротив Святых Ворот.

На новом месте памятник Штефану Великому простоял два года. В августе 1944 года скульптура была снова демонтирована и эвакуирована в Румынию (в Крайову), а Кишинёв в очередной раз стал советским.

В 1945 году скульптуру нашли в Румынии и снова вернули в Кишинёв. На этот раз памятник установили на его первоначальном месте, а с постаментом решили долго не возиться, соорудив его в очень упрощённом виде. Временные постамент и крест продержались почти 30 лет. В 1972 году была проведена реставрация памятника, в результате которой памятник принял практически первоначальный вид.

На очередном, третьем по счёту в Кишинёве, месте памятник простоял почти 30 лет. 31 августа 1990 года он был заново открыт там же, где и был установлен в 1928 году, и с тех пор его местоположение не менялось.

7. Как связана Елена Прекрасная из русских сказок со Штефаном чел Маре?

Вы наверняка знаете сказку про Ивана Царевича и Елену Прекрасную (Премудрую). Кто же служит прототипами героев?

Царевич – значит царев сын. На Руси было не так много царей и князей Иванов, у которого был бы сын тоже Иван. У Ивана III, Великого князя Московского (1462-1505), был сын Иван. Его прозвали Молодым, чтобы отличать от отца, князя Ивана III. С 1471 года он упоминается как великий князь – соправитель отца.

Супруга Ивана-царевича (он же Иван Молодой) в сказке – Елена Прекрасная. И в реальной жизни тоже. Женой Ивана Ивановича была Елена, дочь господаря и воеводы Молдовы Штефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны. И в молдавских, и в русских источниках того времени мы можем встретить исторический вариант имени княжны – Олена или Оляна. Оляна – южнорусский вариант имени Елена. Итак, Елена Прекрасная русских народных сказок – это молдавская княгиня, дочь Штефана чел Маре!

Длинный ряд выдающихся женщин, проявивших себя в политической жизни и борьбе как в русских княжествах, так и за рубежом в X-XV вв., был бы не полон без социальных портретов великой княгини московской Софьи Фоминичны, ее современницы великой княгини тверской Елены Стефановны и рязанской княгини Анны Васильевны.

Софья Фоминична (Зоя Палеолог) была племянницей последнего византийского императора из династии Палеологов и дочерью «морейского деспота» (властителя Пелопоннеса) Фомы. Она воспитывалась в Риме при дворе папы Сикста IV; папский двор рассчитывал с помощью ее брака с овдовевшим Иваном III втянуть Русь в русло своей политики. Возможно, не без влияния своего высокого покровителя Зоя отказала ранее сватавшимся к ней французскому и миланскому герцогам и благосклонно приняла свата от Ивана III - Ивана Фрязина, посланного специально в Рим, чтобы царскую «невесту видети». Фрязин вернулся в Москву с примерным портретом невесты: была она «на иконе писана» . В мае 1472 г. Иван III отправил в Рим второе посольство к папе с просьбой отдать Зою «за Ивана князя».

Почти четыре месяца невеста великого князя московского добиралась из Рима в Москву в сопровождении свиты и обоза с приданым и свадебными подарками, отпущенными папской казной за обещание обратить Ивана III в римскую веру. Однако посланнице папы римского не помогли в этом деле «ум и хитрость» - черты, которыми наделили ее историки более позднего времени: попытки «святейшего престола» потерпели неудачу. Иван III добивался брака с Софьей для укрепления международного статуса Руси и использовал его для провозглашения Руси преемницей Византийской империи, что позволило ему рассматривать и самого себя как преемника державных прав византийского императора Константина XI. В свою очередь для Зои Палеолог положение при русском дворе, после того как она стала женой Ивана III, открыло свободу действий, так как великий князь дорожил и браком с ней, и ее советами как умной и образованной женщины .

Личность Софьи Палеолог неоднократно привлекала к себе внимание современников - летописцев, путешественников из других стран, а впоследствии и историков. О Софье писали австрийский посол при дворе Ивана IV Сигизмунд Герберштейн, польский историк XVI в. Рейнгольд Гейденштейн, английский поэт Джон Мильтон, автор трактата «Московия» (XVII в.), и др. Одна из основных причин такого внимания, видимо, в том, что Софья Палеолог оказалась в центре политической борьбы в период складывания единого Русского государства.

Патрицианка Клариса Орсини, знавшая Софью до замужества, находила ее «красивой». По отзыву итальянских хронистов, Софья была невысокого роста, обладала удивительно красивыми глазами и «несравненной» белизны кожей. Строгое воспитание в папском пансионе научило ее рукоделию. Известна пелена 1494 г. Троицко-Сергиевой лавры, вышитая Софьей несомненно по рисунку придворного мастера, может быть и Дионисия. Став великой княгиней, она стремилась привлечь в Московское княжество деятелей культуры, врачей из Италии. Во время ее пребывания на московском престоле русское правительство пять раз отправляло в Италию посланников, с которыми выезжали на Русь лучшие итальянские мастера. При ней началось строительство замечательных памятников архитектуры, до нас дошли изделия художественных ремесел .

Участие в государственных делах было смыслом жизни московской княгини. Она давала аудиенции иностранцам, имела свой круг дипломатов, к которым принадлежали, например, приехавшие в ее свите и ставшие известными дипломатами Юрий и Дмитрий Траханиоты. В 1476 г. венецианский посланник Контарини отметил в своих записках, что был представлен московской княгине и она приняла его «весьма величаво и ласково». В 1490 г. Софья Фоминична принимала в своей «повалуше» цесарского посла Делатора . Все более или менее крупные события в Великом княжестве Московском второй половины XV в. так или иначе связаны с ее именем. Приезд Софьи Палеолог совпал с последним периодом борьбы за окончательное свержение ордынского ига на Руси и укреплением власти Ивана III как результата крупных успехов его политики централизации. «...В России, - писал Ф. Энгельс, - покорение удельных князей шло рука об руку с освобождением от татарского ига, что было окончательно закреплено Иваном III» . Софья Фоминична примкнула к сторонникам активной борьбы с Большой Ордой.

Джон Мильтон представляет Софью чуть ли не главой «антитатарского курса». «Княжна эта, будучи ума весьма горделивого, часто жаловалась, что вступила в брак с татарским присяжным», - замечает Мильтон и далее излагает такую легенду. Хан якобы имел в Москве своих прокураторов, которые жили в Кремле и наблюдали за государственными делами княжества. Софья же, родив сына, будто бы пригласила хана на крестины и просила отдать ей дом, где жили его поверенные, так как ей было «небесное знамение» и она должна была построить храм святому Николаю на том же самом месте. Получив дом, Софья срыла его до основания, удалила ханских надзирателей из Кремля и постепенно отняла у них все, чем они владели в княжестве . В этой легенде, вероятно, много выдумки, но она тем не менее передает общий настрой великой княгини в отношении главного вопроса, волновавшего тогда русское общество. Хотя с 1478 г. Русь фактически прекратила выплату дани Большой Орде, формально даннические отношения еще существовали.

Летом 1480 г. хан Ахмат задумал вновь собрать дань и отправился на Русь, но в войну с ним вступил не конгломерат удельных княжеств, а осознавшая свое единство и национальную задачу Русь.

Когда Москва готовилась к обороне, Софья Фоминична решила покинуть столицу и уехала на Белоозеро. Она возвратилась только после того, как военное положение прояснилось и хан Ахмат, встретив упорное «стояние» московских ратников на Угре, обратился в бегство, а Иван III вернулся в Москву. Заслуживает ли этот поступок Софьи Фоминичны осуждения? А. Л. Хорошкевич считает, что ее «бегство из столицы в момент общего подъема» на борьбу с ханом было равносильно предательству. Думается, что речь может идти лишь о проявленном в критической ситуации малодушии: когда Софья покидала Москву, там не было ни мужа, ни войска. Летописцы не скрывают своего неодобрительного отношения к поступку Софьи и противопоставляют ей «мати князя великого» - княгиню Марию Ярославну, которая «не оставила Москвы-града». Софья же, по насмешливым словам летописца, «бегала за Белоозеро», «не гонима никем же» .

Последующее участие Софьи Фоминичны в политической борьбе связано с ее желанием утвердить на русском престоле своего сына Василия Ивановича. К этому она стремилась с завидной настойчивостью: прочивала свой авторитет в уделах, подчиненных Москве, и обретала там своих сторонников, что не обходилось без конфликтов. Так, в 1483/84 г. Софья подарила своей племяннице - невесте Василия Михайловича, сына верейского князя, на свадьбу «саженье» (ожерелье), принадлежавшее первой жене ее мужа, Марии Борисовне, урожденной княжне тверской, и предназначенное Иваном III жене ее сына Ивана Младого, Елене Стефановне. Требование великого князя вернуть в казну ожерелье не встретило «понимания» у Василия Михайловича, и он бежал в Литву. Вообще Софья Фоминична довольно своевольно обращалась с княжеской казной, что, по словам летописца, нередко шло вразрез с намерениями мужа. Но эти «растраты» она делала отнюдь не по недоразумению, а преднамеренно, создавая себе опору среди князей и бояр .

С начала 80-х годов XV в. не было в Московском княжестве почти ни одного крупного политического события или конфликта, в котором не была бы замешана Софья Фоминична. В 1525 г. опальный думный человек Василия III Берсень-Беклемишев в беседе с Максимом Греком в запальчивости говорил: «Земля наша Русская жила в тиши и в миру. Как пришла сюда мать великая княгиня София с вашими греками, так наша земля и замешалася, и пришли к нам нестроения великия...» «Нестроения» (конфликты) выразились, в частности, в том, что «старые обычаи князь великий переменил», удалился от бояр и «ныне... запершыся сам третей, у постели всякие дела делает...». Осуждал вмешательство в дела престола Софьи Фоминичны и Андрей Курбский, писавший, что «в предобрый русских князей род всеял диавол злые нравы, наипаче же женами их злыми и чародейницами», среди которых «наипервейшей» считал Софью Палеолог - «греческую бабучаро-дейницу» .

В 1490 г., после смерти старшего сына Ивана III, Ивана Ивановича Младого, первого претендента на московский престол, Софья Фоминична усилила нажим на Ивана III за передачу престола не царевичу Дмитрию, сыну Ивана Ивановича и внуку Ивана III, а сыну самой Софьи и Ивана III - Василию Ивановичу. В 1497 г. она организовала даже заговор против мужа и оппозицию великому князю, склонявшемуся к передаче престола Дмитрию Ивановичу. Во главе оппозиции встал сын боярский Владимир Елизарович Гусев. По плану Софьи, Василий Иванович должен был решительно порвать с отцом и «отъехать от него»; замышлялось захватить Вологду, Белоозеро и убить Дмитрия. Узнав о заговоре, Иван III казнил В. Е. Гусева и многих заговорщиков, а жену и сына подверг опале. В 1498 г. Дмитрий был коронован в Успенском соборе в качестве князя и соправителя деда. Но вскоре - очевидно, не без влияния Софьи - Иван III круто изменил к ней отношение: опалу ее и сына Василия признал «дьявольским действом» и «наваждением» по «лихих людей совету», противников Софьи и Василия подверг расправе за «крамолу» и «измену», «а с нею от тех мест начат жить в брежении...». В 1499 г. Иван III назначил Василия великим князем Новгорода и Пскова, а в 1502 г. передал ему титул московско-владимирского князя. После победы Василия над Дмитрием-внуком Софья Фоминична велела вышить пелену и назвать себя на ней «царевна царьгородская великая княгиня московская Софья великого князя московского» . В 1505 г. смерть Ивана III сделала Василия III полновластным «государем всея Руси».

Недоброжелательное отношение к Софье Фоминичне сторонников тверской группировки придворной знати, которая активно поддерживала притязания на престол Дмитрия-внука, понятно: в их глазах она стала символом «самовластья», ограничивавшего их удельные вольности. Свои надежды на возврат «старых обычаев» они связывали с матерью Дмитрия Ивановича, великой княгиней тверской Еленой Стефановной Волошанкой, дочерью молдавского господаря Стефана II. Это ей собирался подарить Иван III знаменитое «саженье» своей первой жены. Елена Стефановна не менее Софьи Фоминичны была осведомлена в делах внешней политики. Она имела личные контакты с польским королем Казимиром; возглавляла борьбу за автокефалию русской церкви и пыталась установить связи с Сербией; в 1488 г. отправила послом в Венгрию своего соотечественника Штибора. В 1495 г. при ее дворе возник летописный свод, отразивший характерные черты политики ее группировки .

Разумеется, решение многих внутриполитических вопросов также не обходилось без участия великой княгини тверской. Сложившаяся в 90-е годы XV в. внутриполитическая ситуация (конфликт между внуком и сыном Ивана III) наводит на мысль, что не случайной была и поездка в Тверь в 1497 г. сестры Ивана III, рязанской княгини Анны Васильевны, возможно пытавшейся о чем-то договориться с ней. Хотя Елену Стефановну поддерживали многие знатные фамилии удельных князей, она оказалась проигравшей стороной. В противоборстве двух властных женщин отразились не только противоречия различных придворных группировок, на которые они опирались, но и борьба воинствующих церковников с вольномыслием. Софья Фоминична покровительствовала близким к иосифлянам церковным ортодоксам, а Елена Стефановна в некоторой степени - вольнодумцам-еретикам, выступавшим против духовной диктатуры церкви. В апреле 1502 г. Иван III не только «положил» на Елену Стефановну и Дмитрия-внука «опалу», но и посадил мать с сыном «за приставы», запретив поминать их на ектениях. Елена Стефановна умерла в заточении в январе 1505 г., вскоре после смерти Софьи Фоминичны .



Княгиня Елена Стефановна, прозванная Волошанкой, была дочерью молдавского господаря (князя) Стефана III Великого . «Волошанка» означало буквально «молдаванка». Матерью ее была киевская княжна Евдокия Олельковна, выданная замуж за границу для укрепления дипломатического союза Руси и Молдавского княжества.

Родилась Елена Стефановна приблизительно в 1464 году. О детстве и воспитании княжны сведений очень мало. В 1480-х годах Молдавскому княжеству стали угрожать турки. Стефан III обратился за помощью к московскому князю Ивану III.

Для закрепления договоренности между ними дочь молдавского князя выдали замуж за сына Ивана III. За этим отпрыском государя закрепилось прозвище Иван Молодой. Свадьбу сыграли в 1483-ем. От Ивана Молодого молдавская княжна родила сына Дмитрия. Супруг Елены Стефановны оказался слаб здоровьем и через 7 лет после заключения брака умер.

История с приданым

С Еленой Волошанкой и второй супругой князя Ивана III Софьей Палеолог связана одна некрасивая история. Через год после венчания своего сына Иван III решил подарить невестке жемчужное приданое редкой красоты. Раньше оно принадлежало Марии Борисовне, первой супруге Ивана III. Женщина умерла - предположительно, была отравлена - в совсем юном возрасте (25 лет).

После нее осталось богатое приданое, которое вдовец и решил подарить Елене Волошанке. Но оказалось, что Софья Палеолог уже подарила его своей племяннице. Она сделала это, не спросив разрешения у супруга. Князь рассвирепел, отобрал подарок у племянницы жены. Этот случай положил начало тайной вражде между Еленой Волошанкой и Софьей Палеолог.

Соперничество княгинь

В 1497 году Иван III объявил своим наследником сына Елены, Дмитрия. Мать престолонаследника оказалась очень активной женщиной. Елена участвовала в придворных интригах, а также приняла учение еретиков - жидовствующих, которые выступали против феодальной знати.

Софья Палеолог, мечтавшая видеть наследником престола своего сына, воспользовалась ситуацией и нашептала мужу о тайных пристрастиях Елены. В результате этих интриг Дмитрий потерял право наследовать престол. Оно перешло к сыну Софьи, Василию. Князь и Елена Волошанка были арестованы.

В 1505 году невестка московского князя умерла в тюрьме (вероятно, была убита). Между отцом Елены и Иваном III разгорелась ссора. В итоге державные мужи помирились, и смерть Елены Стефановны была забыта. На первое место князья ставили политические интересы.

Елена Премудрая и Прекрасная

Многие историки и этнографы считают, что закончившая свои дни в застенках Елена Стефановна стала прообразом известной героини русских сказок Елены Прекрасной (как вариант - Премудрой). Княгиня была не только хороша собой, но и отличалась прогрессивными взглядами. Отсюда и образ мудрой красавицы.

Ее супруг - Иван Молодой, умерший от неизвестной болезни (говорят, что был отравлен Софией Палеолог), стал прообразом Ивана Царевича. Как и герой сказки, Иван Молодой буквально привез себе суженую из-за тридевяти земель, из Молдавского княжества.

А русский народ сложил красивую сказку о любви Елены Прекрасной и Ивана Царевича, о братьях-соперниках и Сером волке.

ЕЛЕНА СТЕФАНОВНА - великая княгиня московская, супруга великого князя московского Ивана Ивановича Молодого , мать Дмитрия Ивановича Внука.

Дочь молдавского гос-по-да-ря Сте-фа-на III Ве-ли-ко-го от его пер-во-го бра-ка. Пе-ре-го-во-ры о бра-ке на-ча-лись по ини-циа-ти-ве молдавской сто-ро-ны в конце 1470-х годов и бы-ли во-зоб-нов-ле-ны в 1481-1482 годах русской сто-ро-ной. Их по-ли-тическая по-до-п-лё-ка за-клю-ча-лась в ан-ти-ли-тов-ской и ан-ти-поль-ской на-прав-лен-но-сти внеш-ней по-ли-ти-ки Русского государства и Молдавского княжества. В Мо-ск-ву Елена Стефановна при-бы-ла в декабре 1482 года в со-про-во-ж-де-нии русских по-слов боя-ри-на А.М. Пле-ще-ева и его бра-та П.М. Пле-щее-ва, вхо-див-ших в близ-кое ок-ру-же-ние великого князя мо-с-ков-ско-го Ива-на III Ва-силь-е-ви-ча, а так-же трёх бо-яр (с семь-я-ми) и слуг из Мол-да-вии. По-сле смер-ти му-жа (март 1490 года) жи-ла с сы-ном при Ива-не III в ве-ли-ко-кня-же-ском двор-це. В ди-пло-ма-тической пе-ре-пис-ке с Великим княжеством Ли-тов-ским (ВКЛ) имя Елены Стефановны впер-вые упо-мя-ну-то в 1495 году (на 3 го-да поз-же, чем имя её сы-на) в опи-са-нии це-ре-мо-нии про-во-дов в ВКЛ великой княж-ны Еле-ны Ива-нов-ны. По-зи-ции Елены Стефановны и её сы-на в московской при-двор-ной и по-ли-тической жиз-ни уси-ли-лись осе-нью, а осо-бен-но в конце 1497 года, по-сле опа-лы великой княгини З.(С.Ф.) Па-лео-лог и её стар-ше-го сы-на, князя Ва-си-лия (бу-ду-ще-го великого князя мо-с-ков-ско-го Ва-си-лия III Ива-но-ви-ча), и ещё боль-ше зи-мой - ле-том 1498 года, по-сле ко-ро-на-ции Дмит-рия Вну-ка как со-пра-ви-те-ля и на-след-ни-ка Ива-на III. Это от-ра-зи-лось в ди-пло-ма-тическом эти-ке-те (от име-ни великой кня-ги-ни Елены Стефановны не толь-ко «пра-ви-лись по-кло-ны», но и вру-ча-лись по-дар-ки великому князю ли-тов-ско-му и его же-не; ана-ло-гич-ной бы-ла про-це-ду-ра при приё-мах ли-товских по-слов в Мо-ск-ве). На пе-ле-не с изо-бра-же-ни-ем кре-ст-но-го хо-да в Верб-ное вос-кре-се-нье 1498 года и мо-леб-на митрополита Си-мо-на пе-ред Смо-лен-ской ико-ной Бо-жи-ей Ма-те-ри «Оди-гит-рия» изо-бра-же-ние Елены Стефановны по-ме-ще-но на бо-лее по-чёт-ном мес-те, чем изо-бра-же-ние суп-ру-ги Ива-на III. Со-став и ха-рак-тер «пар-тии» Дмит-рия Ива-но-ви-ча Вну-ка и Елены Стефановны (яв-ля-лась ли она «пра-вя-щим круж-ком» или нет) и це-ли (внут-ри- и внеш-не-по-ли-ти-че-ские) ос-та-ют-ся спор-ны-ми про-бле-ма-ми в отечественной ис-то-рической нау-ке. Не-со-мнен-но ост-рое со-пер-ни-че-ст-во Елены Стефановны и её сы-на с великой княгиней З.(С.Ф.) Па-лео-лог и князем Ва-си-ли-ем Ива-но-ви-чем. Опа-ла кня-зей Пат-ри-кее-вых и казнь князя С.И. Ря-по-лов-ско-го (январь - февраль 1499 года) ос-ла-би-ли ве-ду-щее по-ло-же-ние Елены Стефановны и её сы-на, их зна-че-ние при дво-ре умень-ши-лось ещё боль-ше по-сле сня-тия опа-лы с З.(С.Ф.) Па-лео-лог и Ва-си-лия Ива-но-ви-ча (21.03.1499). Вско-ре имя Елены Стефановны ис-че-за-ет из ди-пло-ма-тических тек-стов. 11 апреля 1502 года Иван III за-клю-чил в тюрь-му Елену Стефановну (вме-сте с сы-ном), она бы-ла ли-ше-на ве-ли-ко-кня-же-ско-го ти-ту-ла, а её имя бы-ло за-пре-ще-но «по-ми-нать в ок-те-ни-ях и ли-ти-ах».

В пись-ме 1504 года к ду-хов-ни-ку Ива-на III Ио-сиф Во-лоц-кий пи-сал, что великий князь при-зна-вал-ся ему в том, что ере-тик И. Мак-си-мов «сно-ху мою в жи-дов-ст-во свёл», то есть при-влёк к уча-стию в ере-си «жи-дов-ст-вую-щих» (од-на-ко, ко-гда это про-изош-ло и на-сколь-ко Елена Стефановна бы-ла во-вле-че-на в их дея-тель-ность, ос-та-ёт-ся не-яс-ным). Ряд ис-сле-до-ва-те-лей свя-зы-ва-ют с при-ез-дом Елены Стефановны по-яв-ле-ние «Ска-за-ния вкрат-це о мол-дав-ских го-су-да-рех» (или его час-тей), вклю-чён-но-го позд-нее в Вос-кре-сен-скую ле-то-пись. По со-об-ще-ни-ям од-ной ле-то-пи-си 1520-х годов, Елена Стефановна умер-ла «в нят-ст-ве» (за-клю-че-нии), со-глас-но дру-гой - «пре-ста-ви-ся… нуж-ною» (то есть на-силь-ст-вен-ной) «смер-тию в за-то-че-нии».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!