Эрнст неизвестный годы жизни. Умер великий русский скульптор эрнст неизвестный

История жизни
Неизвестный родился в Свердловске 9 апреля 1925 года. Мать назвала его Эриком. И лишь в 1941 году перед самой войной, получая паспорт, он записал свое полное имя - Эрнст. Дед его был купцом, отец - белым офицером, адъютантом Антонова. Позднее он был детским врачом, отоларингологом, работал и как хирург. Когда пришли красные, то должны были расстрелять деда и отца. Но бабка вспомнила, что дед тайно печатал в своей типографии коммунистические брошюры. Тогда она нашла эти документы и предъявила большевикам. Никого не расстреляли.
Его мать - баронесса Белла Дижур, чистокровная еврейка, христианка, в середине девяностых еще была жива и публиковала свои стихи в одной из нью-йоркских газет.
Эрнст еще мальчиком имел репутацию отъявленного хулигана. Приписав себе лишний год, уже в семнадцать лет, Эрнст окончил военное училище - ускоренный выпуск. Там, на войне, лейтенант Неизвестный получил расстрельный приговор трибунала, замененный штрафбатом. И там же, на Великой Отечественной, он получил несколько боевых наград и ранений. Одно из них было тяжелейшим три межпозвоночных диска выбито, семь ушиваний диафрагмы, полное ушивание легких, открытый пневмоторакс… Спас Неизвестного гениальный русский врач, имени которого он так и не узнал, - это было в полевом госпитале. После войны бывший офицер три года ходил на костылях, с перебитым позвоночником, кололся морфием, борясь со страшными болями, даже стал заикаться.
Потом Неизвестный учился в Академии художеств в Риге и в московском Институте имени Сурикова. Параллельно с этими занятиями он слушал лекции на философском факультете МГУ.
Получив диплом в 1954 году, он уже через год становится членом Союза художников СССР, а чуть позже - лауреатом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве за скульптуру «Нет ядерной войне!». Уже в то время проявилось его тяготение к «большому стилю» - подчеркнутая пафосность и яркая мифологичность каждой скульптуры.
В 1957 году Неизвестный исполняет статую, ставшую известной - «Мертвый солдат». Это лежащая фигура с почти истлевшим лицом, огромным отверстием в груди и закостеневшей, вытянутой вперед и все еще судорожно сжатой в кулак рукой - человека, последним жестом еще символизирующего борьбу, движение вперед.
Далее он создает образы, резко отличные от привычной станковой скульптуры тех лет, - «Самоубийца» (1958), «Адам» (1962-1963), «Усилие» (1962), «Механический человек» (1961-1962), «Двухголовый гигант с яйцом» (1963), фигура сидящей женщины с человеческим зародышем в утробе (1961).
В 1962 году на выставке, посвященной тридцатилетию МОСХа, Неизвестный совершенно сознательно согласился быть экскурсоводом Н.С. Хрущева. В своем праве на первенство в искусстве он не сомневался. А смелости ему всегда хватало. Однако результат встречи не оправдал его надежды.
Несколько лет его не выставляли. Но после снятия Хрущева временная опала закончилась Неизвестный начал выезжать за границу и получать серьезные государственные заказы. Он создал, например, в 1966 году декоративный рельеф «Прометей» для пионерского лагеря «Артек» длиной 150 метров. Правда, никаких премий ему не присуждали. Тем не менее его известность в Европе и США постепенно росла, его работы начали закупать коллекционеры. Да и выставки, которые проводились в небольших залах научно-исследовательских институтов, становились событием.
«Возвращаясь же к произведениям 60-х годов, хочется сказать еще о двух из них, - пишет Н.В. Воронов. - Это, во-первых, «Орфей» (1962-1964). Песня одиночества. Мускулистый человек на коленях, прижавший одну согнутую в локте руку к запрокинутой голове в жесте какого-то невыразимого горя, безысходности и тоски, а другой разрывающего себе грудь. Тема человеческого страдания, отчаяния здесь выражена с какой-то почти невозможной силой. Деформация, утрированность, преувеличения - все здесь работает на образ, и разорванная грудь кровавым криком вопит об одиночестве, о невозможности существования в этом подземелье жизни без веры, без любви, без надежды. Мне представляется, что это одна из самых сильных вещей Неизвестного 60-х годов, может быть, менее философская, обращенная больше к нашему чувству, к непосредственному восприятию. Наверное, менее диалогическая по сравнению с другими произведениями, более близкая к привычному представлению о реализме, но тем не менее одна из самых выразительных.
И вторая - «Пророк» (1962-1966). Это своего рода пластическая иллюстрация к собственным мыслям Неизвестного, высказанным в те же годы. Он писал «Cамым любимым моим произведением остается стихотворение Пушкина «Пророк», а самым лучшим скульптором, которого я знаю, пожалуй, шестикрылый серафим из того же стихотворения».
В 1971 году Неизвестный победил на конкурсе проектов памятника в честь открытия Асуанской плотины в Египте - с монументом «Дружба народов», высотой 87 метров. Другими крупными работами в первой половине семидесятых стали - восьмиметровый монумент «Сердце Христа» для монастыря в Польше (1973-1975) и декоративный рельеф для Московского института электроники и технологии в 970 метров (1974).

1974 год стал своеобразным рубежом в его творчестве скульптор создал памятник на могиле Хрущева, ставший его последней крупной работой, установленной на родине до эмиграции.
«Этот надгробный памятник, - отмечает Н. В. Воронов, - быстро стал популярным, ибо в концентрированной художественной форме передавал суть деятельности и воззрений Хрущева. На небольшом возвышении в несколько необычной мощной мраморной раме стояла удивительно похожая бронзовая позолоченная голова Никиты Сергеевича, причем вылепленная просто и человечно, отнюдь не с тем налетом «вождизма», к которому мы привыкли на многочисленных памятниках великим людям, стоящим чуть ли не в каждом городе. Особый смысл в окружающих эту голову мраморных блоках. Своеобразная рама была выполнена так, что одна ее половина была белой, а другая - черной…»
Скульптор не хотел эмигрировать. Но ему не давали работы в СССР, не пускали работать на Запад. С начала шестидесятых годов и до своего отъезда скульптор создал более 850 скульптур - это циклы «Странные рождения», «Кентавры», «Строительство человека», «Распятия», «Маски» и другие.
На свои скульптуры Неизвестный тратил почти все деньги, которые он зарабатывал, работая каменщиком или восстанавливая и реставрируя рельефы разрушенного храма Христа Спасителя, находящиеся в Донском монастыре.
Из его 850 скульптур у него закупили только 4! Против него возбуждались уголовные дела, его обвиняли в валютных махинациях, в шпионаже. Более того, Неизвестного постоянно встречали на улице странные люди и избивали, ломали ребра, пальцы, нос. 67 раз подавал Неизвестный заявление, чтоб его отпустили на Запад строить с Нимейером. Не пускали. И тогда он решает вообще уехать из России - 10 марта 1976 года скульптор покинул родину.
Когда Неизвестный оказался в Европе, канцлер Крайский выдал ему австрийский паспорт, правительство отдало одну из лучших в стране студий. Но скульптор перебирается из Австрии в Швейцарию к Паулю Сахару (Шоненберту), одному из богатейших людей мира. Тот купил скульптору казарму в Базеле под новую студию. Его жена Майя Сахар, тоже скульптор, боготворила Неизвестного. Она отдала ему свою студию со всеми инструментами, со всей библиотекой.
«К этим людям, - говорит Неизвестный, - шли на поклон Пикассо и Генри Мур. Встретиться с Паулем Сахаром - это было все равно, что повидаться с господом Богом. А святым Петром, открывшим райскую дверь, оказался Слава Ростропович. Слава Ростропович даже написал книгу «Спасибо, Пауль» - про то, как Пауль вывел в люди многих из сегодняшних великих. И вот я оказался перед лицом карьерного господа Бога. Но я взял и уехал, по своим соображениям. Я не выдержал жизни в доме богатого человека…..
…В 1976 году я приехал в Америку, и буквально на следующий день состоялось открытие в Кеннеди-центре моей работы - бюста Шостаковича. Были большие статьи и телепередачи. Меня взялись опекать Алекс Либерман и Энди Уорхол. С Уорхолом я очень дружил. Ему принадлежит фраза «Хрущев - средний политик эпохи Эрнста Неизвестного».
Замечательный друг Слава Ростропович, получивший за долгие годы огромный пакет социальных связей, щедрой рукой все их передал мне. Президентов, королей, крупнейших критиков, художников, политиков. Подключившись к этой светской жизни, я очень скоро понял это не для меня. Ты приходишь на «парти», тебе вручают двадцать визитных карточек, ты обязан откликнуться. Общение нарастает в геометрической прогрессии. Одинокая профессия скульптора не выдерживает таких нагрузок. Я сжег визитные карточки. Перестал общаться. В социальном плане это откинуло меня в самый низ».
Но Неизвестный добился того, что знаменитости, с которыми его познакомил Ростропович, стали приходить к нему в мастерскую как к скульптору.
До дома Неизвестного ехать от Манхэттена часа два-три. Сначала через весь Лонг-Айленд, а потом добираться на пароме. Через десять минут плавания появляется берег чистенького, ухоженного острова Шелтер, населенного ушедшими на покой миллионерами, важными молодыми людьми с дорогими манерами - и знаменитым русским скульптором. Художнику принадлежит участок площадью в один гектар и половина озера. Дом построен по проекту самого Неизвестного и соответствует его духу. К нему пристроена студия, высокий цилиндрический зал с галереей.
Когда мастер уезжал из России, жену Дину Мухину и дочь Ольгу с ним не пустили. В октябре 1995 года Неизвестный снова женился. Аня - русская, давно эмигрировала. По профессии - испанистка.
Сам Неизвестный преподавал в Гамбурге, в Гарварде, в Колумбийском университете и в Нью-Йоркском - искусство, анатомию, философию, синтез искусств. Мог стать постоянным профессором, но не захотел. Ему очень нравилось преподавать, но мешала рутинная бумажная работа. А еще отчеты, заседания... Все это отнимало слишком много драгоценного времени.
Как всегда, скульптор очень много работает в мастерской. Хотя за последние годы перенес две операции на сердце. Один раз он даже пережил клиническую смерть. Его снова спас русский доктор - Саша Шахнович.
«…Я много трачу, - говорит Неизвестный, - материал, отливка, помощники - идет омертвление огромных денег. В мой парк вложено несколько миллионов долларов - если считать одну отливку. А когда не работаю, богатею деньги не расходуются, а дают дивиденды.
По правилам, 12 экземпляров скульптуры имеют статус оригинала. Я раньше и отливал по 12. А теперь стараюсь давать минимальные тиражи - ну два, ну три экземпляра. Это повысит не стоимость, нет, но ценность работ. И это создает мне перспективу жизни, есть для чего жить - для работы. А если происходит затоваривание, психологически очень трудно работать.
На Западе же я понял, что свободу творчества дают деньги, это кровь творчества; нужно вкладывать очень много денег, чтобы создавать скульптуры».
Наряду с крупными работами Неизвестный создает произведения, относящиеся к мелкой пластике, а также многочисленные графические циклы. Важной составляющей творчества художника всегда была и книжная графика. Еще в конце шестидесятых годов он создал цикл иллюстраций к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Они увидели свет в серии «Литературные памятники».
Последнее десятилетие Неизвестный занимался оформлением самого популярного произведения в мире - Библии. В его иллюстрациях к «Экклезиасту» выражен сложный и противоречивый мир современного человека. Здесь нашли отражение традиции Босха и Гойи, гротескно видевших окружающую действительность и не находивших в ней светлых начал.
Мелкая пластика невольно привела Неизвестного к совершенно новому направлению в его творчестве он стал заниматься созданием ювелирных изделий. Отработанная в мелкой пластике особая утонченность движений помогла скульптору творить необычайно изящные произведения, причем он тяготеет не к украшениям, а к предметам интерьера. Тем самым он как бы продолжает основную линию творчества, направленную на познание человека и самого себя.
В 1995 году Неизвестный стал лауреатом Государственной премии России, был восстановлен в Союзе художников, получил российское гражданство. В девяностые годы скульптор не раз приезжал на историческую родину по делам. В 1995 году он открыл в Магадане памятник жертвам сталинских репрессий - семнадцатиметровую железобетонную «Маску скорби». Большую часть расходов Неизвестный взял на себя, отдав на сооружение памятника 800 тысяч долларов из своих гонораров.
В художественной галерее «Дом Нащокина» состоялась первая персональная экспозиция скульптуры, живописи и рисунка Неизвестного, проводимая в России после его эмиграции. На ней были отражены основные этапы творческого пути художника с 1966 по 1993 год.
Однако вернуться в Россию навсегда мастер не может. Его творчество связано с огромной материальной базой. Это машины, литье, студия, заводы. Начинать все снова после семидесяти - это невозможно даже ему, обладающему каким-то секретом творческого долголетия.
И все же, чем вызвана в столь солидном возрасте такая неуемная жажда творчества «Абсолютным безумием и работоспособностью», - отвечает маэстро.
И еще….. «Великих художников-атеистов не было. Дело в том, что нужно обладать некоторой скромностью. Не нужно себя считать исключительным, оторванным от полета уток, от изменения звезд, от приливов и отливов.
Единственное существо, которое вдруг возомнило, - это человек. Это не значит, что ты назначен Богом! Это глупости, Бог никого не назначает. Он принимает».

Эрнст Иосифович Неизвестный - знаменитый на весь мир советский и американский скульптор-монументалист. Работы Неизвестного находятся во многих странах мира. Сам художник является обладателем многих престижных наград и премий, а его имя навсегда останется в списке самых великих скульпторов всех времён.

Эрнст Неизвестный родился 9 апреля 1925 года в Свердловске (Екатеринбург). В 1943 году был призван в Красную армию и стал участником Великой отечественной войны. 22 апреля 1945 года был тяжело ранен в Австрии. В результате ошибки, Неизвестного посчитали погибшим и наградили посмертно орденом Красной звезды.

В 1976 году Эрнст Неизвестный эмигрировал в Цюрих, Швейцария, а в 1977 году переехал жить в Нью-Йорк, США. В Америке Неизвестный получил широкое признание и прославился на весь мир. С 1989 года часто приезжал в Россию. Самыми известными работами стали такие скульптуры и скульптурные композиции, как «Прометей» во Всесоюзном пионерском лагере «Артек», статуэтка «Орфей», которая сегодня больше известна как «ТЭФИ», «Маска скорби» в Магадане, посвящённая жертвам репрессий в СССР, «Золотое дитя» в Одессе, «Древо Жизни» в Москве, «Цветок лотоса» в Египте (самая большая скульптура Неизвестного - 75 метров), «Возрождение» в Москве и многие другие. Последней работой знаменитого скульптора стал памятник Дягилеву, который установлен в Перми.

Эрнст Неизвестный был женат на скульпторе Дине Мухиной. От первого брака у Неизвестного осталась дочь - Ольга, которая также является художницей. Второй брак скульптор заключил с Анной Грехем. В последнее время проживал в Нью-Йорке, где преподавал Колумбийском университете. Скончался на 92-м году жизни, 9 августа 2016 года.

Эрнст Неизвестный скульптуры с названиями

Эрнст Неизвестный фото

Бронзовая статуэтка «Орфей»

Возрождение России

СССР
США США Жанр скульптор Учёба МГАХИ им. В. И. Сурикова Награды Премии
Работы на Викискладе

Эрнст Ио́сифович Неизве́стный (9 апреля , Свердловск , Уральская область , СССР - 9 августа , Нью-Йорк , США ) - советский и американский скульптор .

Семья [ | ]

Дед, Моисей-Лейб Иосифович Неизвестный (Неизвестнов, 1874-1945), происходил из семьи кантониста Йоселя Неизвестного (1840-?), в 1900 году перевёз семью из Оренбурга в Белорецк , где открыл типографию на Белорецком заводе ; в 1905 году семья (жена Эсфирь Ароновна и трое детей) перебралась в Верхнеуральск . Здесь М. И. Неизвестный основал самую большую в городе типографию в доме наследников Трофимовых на улице Коммерческой, а после революционных событий 1917 года работал наборщиком .

Отец - врач-оториноларинголог Иосиф Моисеевич Неизвестный (Умбакантера, 1898, Оренбург - 1979, Свердловск) . Мать Эрнста Неизвестного - Белла Абрамовна Дижур (1903-2006) .

Биография [ | ]

Неизвестный учился в школе № 16 Свердловска. С 1939 по 1942 год участвовал во Всесоюзных конкурсах детского творчества. С 1942 года учился в Средней художественной школе при В. А. Х. в Ленинграде (в 1941-1944 годах школа со всем коллективом находилась в эвакуации в Самарканде) .

В августе 1942 года был призван в Красную армию и направлен на обучение курсантом в 1-е Туркестанское пулемётное военное училище (город Кушка , Марыйская область, Туркменистан) . После окончания училища в октябре 1943 года младший лейтенант Неизвестный направлен в действующую армию в подразделения воздушно-десантных войск на только что сформированный 4-й Украинский фронт . 14 марта 1944 года назначен командиром стрелкового взвода 260-го гвардейского стрелкового полка 86-й гвардейской стрелковой дивизии 5-й ударной армии . В дальнейшем в составе дивизии принимал участие во многих боевых операциях 2-го и 3-го Украинских фронтов, в том числе в штурме Будапешта . В конце Великой Отечественной войны 22 апреля 1945 года в Австрии был тяжело ранен (три межпозвоночных диска выбито, семь ушиваний диафрагмы, полное ушивание лёгких, открытый пневмоторакс), объявлен мёртвым и посмертно награждён орденом Красной Звезды , который был ему вручён через 25 лет, и медалью «За отвагу» . После ранения три года ходил на костылях, с перебитым позвоночником, кололся морфием, борясь со страшными болями, даже стал заикаться .

Некоторое время преподавал черчение в. В 1946-1947 годах обучался в Академии художеств в Риге , а затем, в 1947-1954 годах - в , и был слушателем курсов на философском факультете Московского государственного университета . В 1955 году Эрнст Неизвестный становится членом секции скульпторов Московского отделения Союза художников СССР (исключён в 1962 году ) и до 1976 года занимается художественной деятельностью в СССР.

17 июня 1973 года Неизвестный подал документы на выезд в Израиль . 10 марта 1976 года, после трёх лет пребывания в отказниках , скульптор покинул Советский Союз и через Швейцарию (Цюрих) эмигрировал в США .

С 1977 года Эрнст Неизвестный проживал в Нью-Йорке и работал в Колумбийском университете . Свой 80-летний юбилей отпраздновал в России.

В последние годы жизни Неизвестный тяжело болел и перенес операцию на головном мозге . О последних годах Неизвестного существуют две версии. По одной версии, которую высказал племянник Неизвестного Андрей Рылов, жена скульптора Анна Грэм била мужа и выгнала из его дома Ольгу Неизвестную единственную дочь скульптора . По версии ухаживавшей за Неизвестным Тамари Лабадзе, Анна преданно ухаживала за больным мужем .

Скончался Неизвестный в Нью-Йорке 9 августа 2016 года, на 92-м году жизни . Отпевание происходило по православному чину в Никольском соборе на Манхеттене Похоронен в США на .

По словам вдовы Неизвестного Анны Грэм, когда Эрнст умер, на их совместном с Неизвестным банковском счете находились 3,5 тыс. долларов . Грэм утверждала, что была вынуждена продать квартиру своих родителей и портрет своей матери работы Владимира Вейсберга , а на вырученные от этого 300 тыс. долларов устроить Неизвестному похороны . Племянник Неизвестного Андрей Рылов утверждал, что Грэм продавала работы Неизвестного для личной выгоды и ведения собственного роскошного образа жизни .

Деятельность [ | ]

Будучи студентом Суриковского института, Эрнст Неизвестный получил заказ на оформление новой экспозиции в музее Свердлова . Он выполнил две работы: горельеф «Яков Свердлов призывает уральских рабочих к вооруженному восстанию» и скульптуру «Яков Свердлов знакомит Ленина и Сталина». После высылки Неизвестного в Швейцарию руководство музея изъяло скульптуры из экспозиции, но благодаря музейным работникам, которые спрятали их в сарае, выполнявшем роль фондохранилища, они сохранились. Восстановленные из обломков, работы Неизвестного были выставлены в Музее истории Екатеринбурга (так стал называться музей Свердлова) в мае 2009 года.

Работа третьего курса Эрнста Неизвестного получила международную медаль и была приобретена Третьяковской галереей . Работа пятого курса - «Строитель Кремля Федор Конь» была выдвинута на Сталинскую премию и куплена Русским музеем.

В 1954-1962 годах Неизвестный участвовал в молодежных республиканских и всесоюзных выставках в Москве, в их числе выставка на VI Всемирном Фестивале молодёжи и студентов в 1957 году, где скульптор получил две премии; Всесоюзная художественная выставка «40 лет ВЛКСМ» в 1958; выставка произведений художников студии Э. Белютина («Таганка») в 1962 с участием Ю. Соостера, В. Янкилевского и Ю. Соболева-Нолева.

В начале 1950-х годов Эрнст Неизвестный создал серию скульптур «Война - это…», «Роботы и полуроботы», создавал целые альбомы рисунков под общим названием «Гигантомахия, или Битва гигантов».

В 1956 году художник приступил к работе над архитектурным монументом «Древо жизни» - гигантской скульптуры, символизирующей творческий союз искусства и науки. Этот проект, по словам скульптора, является основным проектом его жизни.

В 1957 году Неизвестный создаёт статую, ставшую известной - «Мёртвый солдат». Это лежащая фигура с почти истлевшим лицом, огромным отверстием в груди и закостеневшей, вытянутой вперед и всё ещё судорожно сжатой в кулак рукой - человека, последним жестом ещё символизирующего борьбу, движение вперёд.

Далее он создаёт образы, резко отличные от привычной станковой скульптуры тех лет, - «Самоубийца» (1958), «Адам» (1962-1963), «Усилие» (1962), «Механический человек» (1961-1962), «Двухголовый гигант с яйцом» (1963), фигура сидящей женщины с человеческим зародышем в утробе (1961).

В 1959 году Эрнст Неизвестный стал победителем Всесоюзного конкурса на создание монумента Победы в Великой Отечественной войне (жюри этого конкурса, в состав которого входили известные художники, скульпторы, архитекторы, общественные и военные деятели, определило, что ни один из представленных проектов принят быть не может; победители или призёры конкурса официально не объявлялись).

В 1961 году состоялась первая персональная выставка Неизвестного - в московском клубе «Дружба». В 1962 году он участвовал в знаменитой выставке в Манеже «30 лет МОСХа », разгромленной Никитой Хрущёвым, который назвал его скульптуры «дегенеративным искусством».

С 1965 года он - неоднократный участник художественных выставок на Западе.

Наиболее значительным произведением Неизвестного в советский период является декоративный рельеф (длиной 150 м) во Всесоюзном пионерском лагере «Артек » (1966) и «Цветок лотоса» (высотой 87 м), сооружённый у Асуанской плотины в Египте (1971) (архитектор Юрий Омельченко и супруга архитектора Петра Павлова оспаривают роль Э. Неизвестного в этом проекте, сводя его вклад - предоставление эскизов - к 6 % от общего вклада трёх авторов ).

После смерти Хрущёва, по просьбе родственников бывшего главы государства, Эрнст Неизвестный создал ему надгробный памятник на Новодевичьем кладбище .

В 1974 году выполняет огромный рельеф (970 м²) в здании в Зеленограде .

В 1973-1975 годах Неизвестный создаёт восьмиметровый монумент «Сердце Христа» для монастыря в Польше.

В 1975 году Эрнст Неизвестный создаёт барельеф на здании архива ЦК компартии Туркмении в Ашхабаде . Это было последнее произведение в Советском Союзе перед эмиграцией. Теперь это одно из зданий.

С начала 1960-х годов и до своего отъезда скульптор создал более 850 скульптур - это циклы «Странные рождения», «Кентавры», «Строительство человека», «Распятия», «Маски» и другие. На свои скульптуры Неизвестный тратил почти все деньги, которые он зарабатывал, работая каменщиком или восстанавливая и реставрируя рельефы разрушенного храма Христа Спасителя, находящиеся в Донском монастыре. Из его 850 скульптур у него закупили 4.

В 1983 году Эрнст Неизвестный был избран профессором гуманитарных наук Орегонского университета (США), профессором философии Колумбийского университета. В 1986 году его избрали в Шведскую Королевскую Академию наук и Нью-Йоркскую Академию Искусств и Наук, а в 1989 году Неизвестный стал членом Европейской Академии искусств, наук и гуманитарных знаний.

В конце 1980-х годов по заказу (Magna Gallery ) в Сан-Франциско (США) Неизвестный создал цикл «Man through the Wall», который был посвящён коммунизма . В эти же годы Неизвестный читал лекции в университетах Орегона в городе Юджин и в университете Беркли в Калифорнии .

В 1987 году в шведском городе Уттерсберге (швед. Uttersberg) открылся музей «Древо жизни», посвящённый работам Эрнста Неизвестного.

В 1989 году он приезжал в Москву, читал лекции по культуре в МГУ. Был приглашён оформить монумент жертвам Холокоста в Риге и памятник жертвам сталинизма в Воркуте. В этом же году был снят художественно-публицистический фильм об Эрнсте Неизвестном «» (режиссёр В. Бондарев) .

В 1990 году он оформил памятник Андрею Сахарову . В октябре 1990 года подписал «». 22 апреля 1990 года Неизвестный посетил Свердловск по предложению общественной организации «Мемориал» . 24 апреля 1990 года между Э. Неизвестным и заказчиками в лице Свердловского горисполкома и Свердловского «Мемориала» был заключен авторский договор на установку художественного произведения «Мемориал Жертвам сталинских репрессий» в виде горельефа из гранита высотой 15 метров . Неизвестный должен был предоставить заказчикам эскиз не позднее 1 июля 1990 года и рабочую модель не позднее 1 октября того же года . За эту работу Неизвестному полагался авторский гонорар в размере 700 тысяч долларов.

Неизвестный предполагал создать «Треугольник скорби», установив по одному памятнику жертвам советских репрессий в Екатеринбурге, Магадане и Воркуте . Этот проект был реализован частично. В 1996 году монументальное (высотой в 15 метров) произведение «Маска скорби » было установлено в Магадане . Доктор исторических наук Анатолий Хазанов назвал это «чудовищное, в стиле скульптур острова Пасхи , сооружение» «явным провалом скульптора Эрнста Неизвестного» .

В Екатеринбурге установить «Маски скорби» Неизвестному так и не удалось при жизни. Сначала против памятника выступила местная общественность, включая епископа Мелхиседека . Неизвестный изменил эскиз, но на создание памятника не хватило денег. Проект «Масок скорби» переносили в Челябинск, но и там общественность выступила против памятника. Наконец в 2015 году с Эрнстом Неизвестным Администрация Екатеринбурга подписала договор, который значительно менял проект . До открытия памятника Неизвестный не дожил. 20 ноября 2017 года памятник «Маски скорби: Европа-Азия» был открыт. По сравнению с первоначальным замыслом он был сильно изменен - высота уменьшена с 15 до 3 метров, вместо камня монумент выполнен в бронзе, а установили его не в центре Екатеринбурга, как планировал Неизвестный, а за чертой города - на 12 километре Новомосковского тракта.

Третий памятник «Треугольника скорби» - в Воркуте - не был создан.

В 1994 году по эскизам Неизвестного создан главный приз Всероссийского телевизионного конкурса ТЭФИ - статуэтка Орфея. А также: приз российской независимой премии «Триумф» - статуэтка «Золотой Эльф», и призовая статуэтка народной премии «Светлое прошлое» в виде символического изображения Кентавра, которая вручается в Челябинске знаменитым южноуральцам.

В декабре 1997 года скульптура Эрнста Неизвестного «Великий кентавр» была передана в дар Европейской штаб-квартире ООН в Женеве, она установлена в парке Ариан, который окружает Дворец Наций.

В апреле 2000 года в Москве была открыта первая скульптура художника - «Возрождение». В 2003 г. в Кемерово на берегу реки Томь был открыт монумент «Память шахтёрам Кузбасса» работы Эрнста Неизвестного.

В октябре 2004 года Эрнст Неизвестный «посадил» в Москве своё семиметровое раскидистое «Древо жизни» - в вестибюле торгово-пешеходного моста «Багратион». В кроне можно разглядеть христианское распятие и ленту Мёбиуса , портреты Будды и Юрия Гагарина , сюжет изгнания из Рая и эзотерические символы.

Эрнст Неизвестный создал скульптурные композиции, украсившие многие города мира - скульптура «Исход и возвращение» в Элисте (посвящён депортации калмыков), «Золотой ребёнок» в Одессе.

Скульптурные композиции Неизвестного, выражающие его экспрессию и мощную пластику, часто составлялись из частей человеческого тела. Он предпочитал создавать скульптуры в бронзе , но его монументальные скульптуры создавались из бетона .

Эрнст Неизвестный был награждён медалью за участие в Великой Отечественной войне (1995), орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996), орденом Почёта (2000).

Он Лауреат Государственной премии РФ (1995), Лауреат частной Царскосельской премии (1998), Лауреат «Премии Кузбасса» за создание памятника погибшим шахтёрам в Кемерове (2003).

Литературно-публицистическое творчество [ | ]

Неизвестный оставил после себя мемуары, эссе и очерки . Среди очерков Неизвестного следующие :

  • «Диалог с Хрущевым»;
  • «Катакомбная культура и официальное искусство»;
  • «Будущее режима»;
  • «Беда и счастье русского художника».

Неизвестный публиковался в журнале «Посев» , который выпускался антисоветским движением «Народно-трудовой союз российских солидаристов» .

Личная жизнь [ | ]

Был женат несколько раз.

Факты [ | ]

Награды и звания [ | ]

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (9 апреля 1996 года) - за выдающиеся заслуги в развитии изобразительного искусства
  • Орден Почёта (6 апреля 2000 года) - за большой вклад в развитие изобразительного искусства
  • Орден Красной Звезды (4 мая 1945 года) - за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество
  • Медаль «За отвагу» (6 ноября 1947 года) - за отвагу и храбрость, проявленные в боях с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне
  • Государственная премия Российской Федерации 1995 года в области литературы и искусства (в области изобразительного искусства) (27 мая 1996 года) - за серию скульптурных произведений из бронзы
  • Зарубежный почётный член Российской академии художеств

Судьба творческого наследия [ | ]

После смерти Неизвестного в его мастерской, в загородном доме и парке около загородного дома в США осталось около 100 его работ . Эти произведения стали предметом суда между наследниками - вдовой Неизвестного и его дочерью Ольгой . Представителем Ольги в суде стал племянник Неизвестного Андрей Рылов .

Эрнст Неизвестный не оставил действующего завещания . Оригинал завещания Неизвестного сгорел, по словам его вдовы Анны Грэм, в 1998 году . Однако осталась копия завещания, согласно которой единственным душеприказчиком скульптора стала Анна Грэм .

Галерея [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Albert Leong «Centaur: The Life and Art of Ernst Neizvestny»

Скопируйте код для вставки в свой блог:

новости США по-русски

Вокруг наследства знаменитого русско-американского скульптора Эрнста Неизвестного, скончавшегося 9 августа 2016 года, разворачивается настоящая драма – тяжба грозит утратой его работ...
Читать полностью > > >

Вдова и дочь Эрнста Неизвестного судятся в Нью-Йорке из-за его наследства

Вокруг наследства знаменитого русско-американского скульптора , скончавшегося 9 августа 2016 года, разворачивается настоящая драма - тяжба грозит утратой его работ. Задолженность за содержание его мастерской и резиденции в Нью-Йорке, где хранятся уникальные работы, приближается к 100 тысячам долларов. Неуплата грозит принудительным выселением, а имение и работы Неизвестного пойдут с молотка.

Действующих лиц этой драмы - двое. Вдова скульптора и его дочь Ольга Неизвестная. Сюжетный узел - борьба за наследство.

Анна Грэм - вдова скульптора. Ей 59 лет, живет в Нью-Йорке. По профессии - переводчик, была личным секретарем и менеджером скульптора. Они познакомились в 1988 году; в 1995 году состоялось их бракосочетание. Эрнст - второй муж Анны Грэм, у нее есть дочь от первого брака.

Ольга Неизвестная - единственная дочь Эрнста Неизвестного от его первого брака с художницей Диной Мухиной, ей 60 лет. Живет в Москве. Занимается изобразительным искусством, зарабатывает, по ее словам, составлением коллекций для частных собирателей. Не замужем, детей нет.

Взять да и поделить

Теперь о сути. Ольга Неизвестная не фигурирует в завещании своего отца. Единственный душеприказчик - Анна Грэм. А само завещание существует лишь в виде копии. Оригинал, как утверждает Анна, сгорел в 1998 году во время пожара в их с Эрнстом квартире на Бликер-стрит в Гринвич-Виллидже, после чего они поселились в лофте на Гранд-стрит в районе Сохо.

Ольга Неизвестная претендует на половину наследства. Заявление на этот счет от ее адвоката Виктории Бересс из юридической конторы Beress & Zalkind поступило в Суррогатный суд штата Нью-Йорк. Так необычно для русского слуха называется в этом штате суд по делам о наследстве. Он рассматривает споры по этой части, в частности проверяет подлинность завещаний и законность распределения завещанной собственности.

Что же делят две самые близкие Неизвестному женщины? Его скульптурное наследие - около 100 оригинальных работ, которые хранятся в лофте-мастерской на Гранд-стрит и в загородном доме на Шелтер-Айленде и вокруг него, в парке скульптур. В лофте стоят несколько огромных, под 5 метров, гипсовых тотемов. Многие видели их на фотографиях мастера или в документальных фильмах о нем. По завещанию они должны быть отлиты один раз. А еще десятки холстов, графических листов и альбомов с рисунками (сюда не относятся работы Неизвестного, которые установлены в разные годы в десятках городов мира и хранятся во многих музеях и частных коллекциях).

В заявлении в суд адвокат Бересс требует запретить Анне Грэм любые действия с художественными произведениями усопшего до решения суда о справедливом разделе наследства. Для определения законности копии завещания предполагается опросить свидетелей, которые могут пролить свет на обстоятельства его составления и подтвердить или оспорить его законную силу.

Обвинительный синдром

Ольга Неизвестная, бывающая в США очень редко, назначила своим представителем в судебных делах в Нью-Йорке Андрея Рылова, племянника скульптора, сына его младшей сестры, Людмилы Иосифовны. Оба они живут в Бруклине.

К заявлению адвоката приложен аффидевит Андрея Рылова. Для несведущих поясним: это письменное показание лица, выступающего в роли свидетеля, дается под присягой и заверяется нотариусом.

Именно этот документ вызвал крайне болезненную и бурную реакцию и самой Анны, и близких друзей дома Неизвестных. Вот в сжатом виде претензии господина Рылова. Для экономии места я опускаю слова «якобы» и «предположительно», они подразумеваются.

По его словам, Анна Грэм выказывала неуважение к усопшему мужу, пренебрежение к его правам, здоровью и благополучию, а также неуважение к его единственной дочери, Ольге. Использовала продажу его работ для финансирования своего роскошного образа жизни и личной выгоды.

Покойный не раз жаловался Рылову, что Анна его оскорбляла словесно и прибегала к рукоприкладству. Он лично слышал, как она «говорила в его адрес ругательства».

Когда Эрнсту сделали операцию на головном мозге, Ольга сидела у его постели день и ночь, а Анна забежала ненадолго. Более того, после операции она била его бутылкой от воды по голове, он жаловался Рылову на сильную боль и отчаяние.

Эрнст доверительно говорил Рылову, что хотел бы развестись с Грэм, но боится ее и не хочет неприятной огласки. Анна выгнала Ольгу из дома на Шелтер-Айленде без объяснения причин и утверждала, что этот дом - ее собственность.

Как хрупкой, изящной женщине удалось так запугать могучего творца, бесстрашного фронтовика, который самому Хрущеву дал дерзкий отпор? Когда я, как человек, знавший эту семью более 20 лет, высказал Андрею некоторые сомнения по поводу его утверждений, он сказал, что у Эрнста был, оказывается, «стокгольмский синдром». «Когда их бьют, они любят», - заметил он с усмешкой.

К тяжким обвинениям своего аффидевита Рылов прибавил еще один упрек в адрес вдовы: ему пришлось долго ждать прощания с покойным дядей. Оказывается, Анна замешкалась, поехала покупать платье для похорон, а без нее в зал прощания не пускали.

Я собирался позвонить матери Андрея, Людмиле Иосифовне, но он просил меня ее не тревожить. «Маме 83 года, она сильно переживает, и у нее ментальные проблемы».

Но Ольге Неизвестной я не мог не позвонить.

«Я пыталась с Анной договориться без суда, но она не предложила мне ни одной работы, - сказала она. - Я жила на Шелтере, и Анна несколько раз мне указывала на дверь. Все время говорила, что это ее дом. Я понимала, что она в тяжелом, нездоровом состоянии. С ней вел переговоры адвокат, а не я. Я оставила доверенность Андрею, его аффидевит не читала, первый раз слышу эти подробности. Когда Аня приезжала в Москву, она со мной не связывалась. Я ей позвонила сама, но она сказала, что занята. У меня только три работы отца на полке. Больше ничего. Мне часто говорят, что хотят купить работы отца, но я отвечаю: они все в Америке. Обидно: Сидур представлен на выставке в Пушкинском [музее], а папы нет. Я многих вещей не знаю, поскольку живу в Москве. Но я понимаю, Анна хочет быть полновластной владелицей. Она считает, что все должно быть ее. Я живу значительно скромней, чем Анна. Андрей пытается для меня что-то отстоять. Меня упрекают, что папа похоронен не в России. Насколько я знаю от Анны, он хотел быть похоронен в Америке». (Эрнст Неизвестный похоронен на Шелтер-Айленде.).

«Почему Ольга Неизвестная не согласна с копией завещания и не намерена ее признавать?» Этот вопрос я задал адвокату Ольги - Виктории Бересс.

«Закон в этом вопросе дает ясный ответ: если оригинал завещания уничтожен, его аннулируют, - написала в e-mail адвокат. - Поэтому суды не принимают копии завещания при решении вопросов о наследстве. Таким образом, Эрнст Неизвестный умер без завещания и, согласно соответствующему статуту, действующему в штате Нью-Йорк, его двое наследников должны получить по равной доле наследства».

Медицина и жизнь

Люди, близко знавшие супругов Неизвестных, поспешили встать на защиту Анны. Кроме нее самой, пожалуй, ближе всего к мэтру была грузинская иммигрантка Тамари Лабадзе, которую все называют ласково Тамрико. С января 2011 года она работала его круглосуточным caretaker , то есть выполняла самые широкие обязанности - от сиделки до домработницы. Тяжелобольной Эрнст Иосифович нуждался в ежеминутной помощи.

В своем аффидевите Тамрико приводит примеры самоотверженности Анны и ее преданности Эрнсту. Когда врачи сказали, что его может спасти только нейрохирургическая операция, но шансы на благополучный исход составляют лишь 3 процента, Анна пошла на риск, вверив судьбу мужа высококлассным нейрохирургам. Операция прошла успешно. И после длительной реабилитации в другом госпитале Эрнст вернулся домой, а не в дом престарелых, как предлагали Анне. Она категорически от этого отказалась, хотя, справедливости ради замечу, в Америке это нормальная практика. В такие заведения помещают своих родителей, требующих постоянного ухода, и сенаторы, и знаменитости.

«Дни и ночи, - как свидетельствует Тамрико, - мы с Анной были неотступно [с Эрнстом Неизвестным], надеясь на лучшее и молясь всевышнему». «С первого дня я видела только любовь и взаимное уважение между Эрнстом и Анной, - продолжает она. - Анна его по-настоящему любила, окружила его заботой и всю жизнь посвятила ему и его искусству. Она единственная вела все дела, решала все медицинские и финансовые проблемы. Никто из членов семьи за все эти годы не предложил какой-либо помощи. Денег всегда не хватало, я это видела, как и то, что все проблемы ложилось на плечи Анны. Год и три месяца после смерти Эрнста она продолжает нести большие расходы на поддержание всего хозяйства, включая лофт в Сохо и дом на Шелтер-Айленде».

Племянник против племянника

«Я в ужасе от клеветнической атаки на Анну Грэм со стороны Андрея Рылова, - пишет в своем аффидевите Майкл Лифсон, другой племянник Неизвестного, по третьему браку его сестры, Людмилы Иосифовны. - Я знаю Рылова более 30 лет, и я в шоке... »

Вот главные тезисы Лифсона.

Первый. Покойный был герой войны и никогда никого не боялся. Несокрушимая воля и острый ум были ему присущи до последнего дня. Предположить, что он «боялся» своей жены, не только неуважительно к памяти о нем, но и абсурдно.

Второй. Все обязанности по хозяйству и менеджменту Эрнст передал Анне, сосредоточившись исключительно на творчестве. Все его связи с внешним миром, переписку и многое другое - сфера ее каждодневного труда на протяжении более 25 лет. Утверждения о рукоприкладстве Лифсон с негодованием отметает.

Есть и другие свидетельства. Романа Каплана знает половина Нью-Йорка. Бывший совладелец легендарного ресторана «Русский самовар» дружил с Эрнстом и Анной, они любили там бывать, не раз отмечали дни рождения и прочие приятные события.

Каплан на утверждения Андрея Рылова отреагировал достаточно эмоционально. «Это же подлость! Когда живешь с человеком два-три десятка лет, всякое возможно, и ссоры в том числе. Милые бранятся, ну вы знаете... У Ани непростой характер, она довольно резкая женщина. Были бы большие разногласия, разошлись бы. Но я знаю точно: из нескольких критических ситуаций со здоровьем Эрнста Анна его вытаскивала и выхаживала. Самые тяжелые годы его жизни она была рядом. Мне 80 лет, и я знаю, что это такое».

Когда же я упомянул обвинения в расточительстве, Каплан взорвался: «Ой, ой, ой, роскошный образ жизни! Вранье! Да, у них были деньги на самые элементарные вещи. Но разве это роскошь?! Жили они очень скромно».

Маргарет Клевинс работала в галерее, где выставлялись работы Неизвестного. Сейчас она трудится менеджером в Bank of America. Не без гордости пишет, что стала экспертом творчества русского скульптора и успешно продавала его работы. Десять лет она была его менеджером и обучала Анну Грэм премудростям продажи произведений искусства.

«Конечно, он выбрал красивую, молодую, искушенную женщину с хорошим вкусом, ведь он же, в конце концов, Неизвестный», - замечает Маргарет Клевинс.

«...Он был очарован обаянием, остроумием, интеллигентностью и стилем Анны, - пишет в своей книге о Неизвестном, изданной в 2002 году, один из его биографов, профессор Альберт Леонг. - У нее был класс: она умела одеваться и оставаться самой собой в разговорах с влиятельными друзьями и коллегами Эрнста. Сильная воля, любящая натура и уверенность в себе завоевали уважение Эрнста. Она вернула порядок и гармонию в его жизнь. Впервые художник ощутил теплоту, защищенность и комфорт настоящей семьи... Она заботилась о его здоровье и следила, чтобы он достаточно отдыхал. После того как он оправился от операции на сердце, Анна настояла, чтобы он перестал пить крепкие напитки и разрешала ему пить немного и только вино».

Художник Джефф Блюмис познакомился с Неизвестным в 1982 году, они тесно общались - дружески и по делу, до самой смерти мэтра. Большую часть бронзовых отливок его скульптур делалась и делается в литейной мастерской Джеффа в горах под Нью-Йорком, которую он назвал «Древо жизни» в честь главной работы Неизвестного. Джефф был свидетелем на свадьбе Эрнста с Анной, а когда сам женился, Эрнст стал его шафером.

«С 1996 года Анна вела все дела Эрнста, обсуждала все контракты, вела переписку с дилерами, клиентами, музеями и галереями по всему миру, - пишет в своем аффидевите Джефф Блюмис. - По моему мнению, без Анны он не смог бы работать столь плодотворно и вообще не прожил бы так долго. Он сохранял силу, энергию и здравый ум до последнего дня, а Анна была неотъемлемой частью его жизни. Его любовь и муза, она восхищалась им, и он отвечал ей взаимностью. Его уход стал для нас большой потерей, но особенно для Анны, которая продолжает нести бремя ответственности за сохранение его наследия».

Соломоново решение

Анна Грэм возмущена обвинениями и претензиями Андрея Рылова и Ольги Неизвестной.

«Их цель - вывалять меня в грязи, - говорит Анна. - Но что это даст? Наследство Эрнста - это два объекта недвижимости, внутри которых находятся его произведения, да еще 25 его бронз в парке скульптур на Шелтер-Айленде. Прежде чем что-то делить, нужно за все платить, каждый месяц приходят новые счета. Мне хоть кто-то из родных Эрнста предложил хотя бы доллар? Задолженность за мастерскую в Сохо приближается к 100 тысячам долларов. Еще пара месяцев неуплаты и наступит форкложер [принудительное выселение из дома или квартиры задолжавшего банку лица]. И тогда все пойдет с молотка. А шесть гипсовых тотемов распилят и вывезут на свалку, да еще деньги за это возьмут немалые.

Ольга и Андрей считают, наверное, что где-то я спрятала миллионы. Они даже не понимают, как ужасна ситуация. Когда Эрнст умер, у нас на счету было всего 3500 долларов. Я вынуждена была продать квартиру своих умерших родителей и портрет моей матери работы Владимира Вейсберга, а полученные почти 300 тысяч долларов потратила на поддержание нашего общего хозяйства на плаву и на похороны Эрика. Поэтому мне дико слышать про мою личную выгоду и роскошную жизнь. Мне нечего скрывать. Я не раз говорила Ольге: приезжай, давай поговорим, объясни, что ты хочешь. Кстати, за последние 9 лет она выбрала оригинальные рисунки отца, и он подарил ей 15 литографий и 25 офортов, их общая стоимость - 250 тысяч долларов. Я готова сесть с ней за стол переговоров, но только в присутствии адвокатов и по решению суда».

Я спросил адвоката Ольги Неизвестной, Викторию Бересс, о предположительном запрете продавать работы Неизвестного и возможных действиях Анны Грэм.

«Вся собственность Неизвестного, включая произведения искусства, входит в его наследство, - написала мне адвокат. - Ценности, входящие в наследство, не должны быть источником поддержания жизни госпожи Грэм. До того как стороны достигнут решения по наследству, госпожа Грэм не должна пользоваться какими-либо ценностями, входящими в наследство, поскольку они ей не принадлежат. Только после того как будет определена ее доля наследства, она может решать, как этой собственностью распорядиться».

Получается, продавать наследство нельзя, а платить по счетам за его содержание приходится? Как такое возможно?

Мнение эксперта Маргарет Клевинс: «Я знаю, что, если Анна не сможет оплатить задолженность за студию на Гранд-стрит и за дом на Шелтере, ей грозит форкложер. Тогда вся собственность будет выставлена на продажу. Собрание работ Неизвестного будет утрачено... »

Майкл Лифсон (напомним, второй племянник мэтра) тоже считает, что попытки разделить наследие Неизвестного, разорвать его на части приведут к его полной утрате. «Анна - единственная, кто может спасти наследие», - делает вывод Лифсон.

Джефф Блюмис (он занимался отливками работ Неизвестного) улетел в Екатеринбург на открытие «Масок скорби». «Ситуация ужасна, - сказал он мне по телефону из Екатеринбурга. - Эрнст и Анна ее, конечно, не планировали. Идет игра на уничтожение Анны, а значит, и наследия Эрнста. Что касается претензий Ольги, то последние 9 лет по просьбе Эрнста я отливал для нее бронзы малых форм и переправлял ей в Москву. Вот и сейчас привез для нее три бронзовые отливки. А тиражные номера скульптур, как всегда, дала мне Анна».

В отличие от известной притчи про царя Соломона, двух матерей и младенца, в данном конфликте угроза разрубить живой организм может с большой вероятностью реализоваться. Буква закона восторжествует. От наследия мастера к тому времени могут остаться одни руины.

Неизвестный пережил и огонь, и воду, и медные трубы. Во время войны он был ранен, стал инвалидом, был изгнан из СССР, но навсегда остался патриотом своей страны. «АиФ» решил напомнить читателям о самых значительных работах Эрнста Неизвестного .





«Орфей»

Многие думают, что скульптор создал эту небольшую статуэтку специально для ТВ-премии ТЭФИ. Это не так. В 1962 г. в московском Манеже проходила выставка «30 лет МОСХ», работы Неизвестного нещадно раскритиковал Хрущёв. Тогда-то Неизвестный и придумал своего «Орфея» с разорванной грудью. Оригинальный «Орфей» - ростом 2 метра!

Бронзовая статуэтка «Орфей» - приз Академии Российского телевидения ТЭФИ. Фото: РИА Новости / Александр Поляков

Надгробный памятник Н. Хрущёву

Установлен на Новодевичьем кладбище в 1975 г. Некогда Хрущёв обозвал творения Неизвестного «дегенеративным искусством». После чего Неизвестный несколько лет не мог продать ни одной работы, подрабатывал грузчиком. Однако по просьбе род-ственников Хрущёва скульптор, забыв обиды, создал этот памятник.

Надгробный памятник Н. Хрущёву. Эрнст Неизвестный Фото: АиФ/ Валерий Христофоров

«Маска скорби»

Монумент в Магаданской обл. у подножия сопки Крутая. Неизвестный создавал его почти 10 лет в память о жертвах сталинского режима. Внутри расположена копия тюремной камеры. Изначально Неизвестный предлагал создать триптих «Треугольник страданий» - скульптуры в Магадане, Воркуте и Екатеринбурге.

Маска скорби. Эрнст Неизвестный Фото: www.russianlook.com

«Цветок лотоса»

Скульп-тура, созданная Эрнстом Неизвестным в 1968-1971 гг. в честь дружбы народов. Монумент был установлен на Асуанской плотине в Египте (скульптор тогда получил поздравление непосредственно из канцелярии Брежнева) и до последних лет считался самым массивным в мире. Высота «цветочка» - 75 метров!

«Цветок лотоса». Эрнст Неизвестный Фото: Commons.wikimedia.org / Przemyslaw

«Древо жизни»

Эту скульптуру Неизвестный задумал в 1956 г., но закончить её смог только спустя полвека. На «ветках» древа, которые появлялись год за годом, есть и Юрий Гагарин, и Будда, и распятие. В 2004-м, «вырастив» древо до значительной величины, Неизвестный посадил скульптуру внутри столичного моста «Багратион».

«Древо жизни». Эрнст Неизвестный Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Эрнст Неизвестный в Нью-Йорке.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!