Если человек молодой безответственный. От года до трех

Безответственность проявляется в разных сферах жизни и формируется под грузом обстоятельств. Коллега каждый раз опаздывает на встречу, ребенок теряет книги, пенал или кошелек, сестра забыла о годовщине родителей. Окружающие люди страдают от наплевательского отношения близкого человека или сотрудника. Бестолковые люди в бедах винят окружающих, по поведению схожи с детьми. Как проявляется безответственность? Как вести себя с безответственным человеком: требовать взяться за ум или пожалеть?

Что такое безответственность?

Бестолковость формируется в течение жизни человека. Она не относится к наследственности, поэтому перестаньте перебирать родственников, если вам достался муж-ребенок. Бездействие, нежелание работать над собой формируют наплевательство. Это четкая позиция человека, который сделал подобный выбор либо ему навязали такое поведение.

Что такое безответственность в жизни? Это неумение человека сдерживать возложенные обязательства по отношению к детям, семье, коллегам. Поведение такой личности сводится к отпусканию ситуации, в надежде, что проблемы разрешатся без его участия. Получается, что бестолковость человека приводит к увиливанию от прямых обязанностей и оборачивается неприятными последствиями. При этом такая личность требует, чтобы другие люди выполняли обязательства.

Разрушительная сила наплевательства распространяется на сферы жизни. Человек не участвует в важных процессах, не принимает судьбоносные решения. В результате ухудшается качество жизни человека и окружающих людей. Под бестолковым поведением скрываются люди, желающие убежать от жесткой реальности, неспособные и собственную лень.

Причина безответственности

Подобные качества, характеризуют личность человека, определяют нрав. Наплевательство – это не модель поведения, которой подражают и копируют. Она формируется в результате неправильного воспитания родителей. Это и есть основная причина безответственности. Психологи отмечают, что наплевательское отношение появляется у детей, где главную скрипку играла мать. При этом использовала следующие модели поведения:

  1. Мама-наседка. Не дает и шагу сделать ребенку самостоятельно. Она знает, с кем дружить, куда поступать учиться, кого выбирать в спутники жизни. Бестолковость нарастает, как снежный ком. В результате мальчик становится безвольным человеком или . Девочка остается старой девой либо несчастна в браке, поскольку неспособна делать осознанный выбор.
  2. Мама-следователь или диктатор. Воспитывает ребенка в излишней строгости. За малейший проступок следует наказание. В результате ребенок принимает решение ничего не делать, чтобы избежать наказания ремнем или стояния в углу. Мама контролирует ребенка, требует выполнения поставленных задач. Дети смиряются и привыкают жить и действовать по родительской указке.
  3. Мама-попуститель. Не уделяет внимания воспитанию ребенка, не объясняя и не анализируя поступки. Подобное отношение переходит из поколения в поколение. Ребенок, видя бестолковость родителей, копирует и переносит наплевательское поведение в жизнь.

Но не стоит все беды сваливать на родителей. Человек подвергается внешним обстоятельствам и внутренним переживаниям. По итогам делает вывод, что лучше оставаться в тени, чем принимать сложные решения. К причинам наплевательства относят:

  1. Отсутствие осознанности. Человек не видит связи между поступками и последствиями. Совершая действия или не напрягаясь, он не видит своей вины в случившемся. Такие люди невнимательные и беспечные.
  2. Чувство страха. Возникает у людей, которые обожглись, взяв на себя объемные обязательства. Например, руководитель бизнеса, который прогорел. В результате пришло разочарование и сформировалось четкое убеждение, что лучше быть беспечным человеком.
  3. Потеря . Тяжелые обстоятельства, утрата близкого человека, проблемы со здоровьем приводят к апатии. Человек разочаровывается, устает бороться за жизнь, теряет интерес к окружающим. Решает плыть по течению и ни о чем не заботится. Подобные ощущения возникают в результате злоупотребления алкоголем или наркотиками.

Причины бестолковости не делают подобное поведение правильным и оправданным. Спрятать голову в песок может любой человек, а бороться за счастье, дано не каждому. Наплевательство и бездействие приводит к деградации личности, неустроенности в жизни.

Проблема безответственности

Люди, не несущие ответственность за действия, не лишены умственных способностей. Они фантанируют идеями, с ними весело проводить время. Но, веселье заканчивается, как только сталкиваешься с серьезными проблемами. Бестолковая личность переложит решение на другого человека, а затем еще и обвинит в неправильных действиях.

Проблема безответственности заключается в том, что человек с наплевательским отношением к жизни, деградирует, не стремится к финансовому благополучию. При этом в сложившихся обстоятельствах винит государство, родственников, судьбу, но не готов отвечать за жизнь. Бестолковость приводит к таким последствиям:

  1. Одиночество и . Безответственный человек надеется на судьбу, ждет, когда повезет в любви. Встреча второй половинки предполагает действия, ухаживания, решения, общение, знакомства.
  2. Плохое образование. Виновником некачественного образования становится государство. При этом бестолковый человек переборчив в ВУЗах. Учеба видется исключительно в элитных и дорогих учебных заведениях.
  3. Низкий уровень доходов. Беспечный человек , жалуется на не престижную работу. Попытки сменить профессию не предпринимаются, поскольку действия упираются в образование, которого нет.

К перечисленным проблемам подключаются жилищные условия. Если не досталась родительская квартира, то приходится трудно. Бестолковый человек скитается по углам, продолжая обвинять других людей в несложившейся жизни.

Безответственность мужчин

Современное поколение живет ради себя, не оглядываясь на других людей и не участвуя в их жизни, проблемах. Безответственное отношение переносится не только на незнакомцев, но и на родных людей. В результате формируются черствые и бездушные личности, следующие исключительно собственным прихотям и желаниям.

Если рассматривать наплевательское отношение к жизни по половому признаку, то безответственность мужчин встречается чаще. Женщины осознано подходят к работе, семье. и эгоистичность мужчин . В результате женщина остается одна, продолжая нести ответственность за ребенка. Сегодня в каждой третье семье ребенок растет без отца, который при этом не помогает материально и не участвует в жизни сына или дочери.

Ситуация складывается из-за безответственного отношения мужчин. Такие люди перекладывают дела на потом или вовсе не приступают к выполнению задач. Но, ребенок не может остановиться в развитии и подождать пока папа повзрослеет, начнет интересоваться его жизнью, нести материальную ответственность.

Первым делом определите, откуда появилась безответственность в вашей жизни. Что повлияло на ее формирование? Родительское воспитание, проблемы со здоровьем. Далее осознайте, . Это принятие возложенных обязательств, анализ выполненных действий. Далее формируйте в себе новое качество.

Как бороться с безответственностью?


Решение бороться с безответственностью – это первый шаг на пути к взрослению. Для достижения результата приобретите развивающую литературу. Ознакомьтесь с книгами по психологии, прочтите труды по мотивации, поинтересуйтесь литературой о социальном взрослении. Результат не заставит долго ждать. Через время , . Заметите, что окружающие люди относятся с уважением, прислушиваются к советам.

Он охотно берет самое тяжелое бремя и безропотно взваливает его на чужие плечи.

Груз безответственности одних — лежит на ответственности других.

Свобода безответственного человека приносит зло.

Безответственные больше стремятся к должностям, чем те, кто имеет чувство ответственности.

Стыдись не только явной подлости, но и малейшей угрозы того, что о тебе могут подумать как о подлом человеке. Стыдись безответственности, легкомыслия, ветренности своих чувств, привязанностей. В чувствах своих надо уметь быть верным и долженствующим.

Больше всего в балбесах раздражают необязательность,

неисполнительность и безответственность.

Безответственность как качество личности – неспособность нести ответственность за свои слова, поступки и деятельность в целом, склонность перекладывать ответственность на чужие плечи, привычка откладывать всё на потом.

Пришла к судье супружеская пара с просьбой развести их. Судья выполнил их просьбу без каких-либо возражений. Супруги остались довольны. Но второй вопрос, с которым они пришли к судье, оказался сложнее. Каждый из бывших супругов хотел сам воспитывать ребёнка, но судья сказал им, что никого из них не считает достойным того, чтобы заниматься воспитанием детей. - Но почему? - удивились оба. - Вспомните, когда я спросил вас, почему вы не хотите жить вместе, что вы ответили? - спросил судья. - Не сошлись характерами. - Вот. Вы не увидели, что оба виноваты в том, что не можете жить вместе, что не можете договориться друг с другом. Вы не захотели взять на себя ответственность за вашу семью. Вы свалили всё на свои характеры, которые, якобы, не подходят друг другу, как будто ваши характеры - это что-то, не зависящее от вас. При такой безответственности вам нельзя воспитывать детей.

«После нас хоть потоп», говорила маркиза де Помпадур. Безответственность – безнравственная, инфантильная позиция взрослого ребёнка, так и оставшегося по складу своего характера в ясельном возрасте, без задач и обязательств. Подобно пойманному за шалости ребенку, безответственность, не желая отвечать, увиливает от ответственности. Безответственность – это такое состояние ума, когда человек не желает брать на себя никаких обязательств, тем более выполнять их. Подобно самосвалу, он стремится перекинуть ответственность на кого-нибудь другого. Надо быть глупцом, чтобы верить его словам и обещаниям. Своим рождением безответственность обязана склонности человека откладывать дела в долгий ящик, на потом.

Из общей массы людей безответственность выуживается простым наблюдением. К примеру, если человек не доводит до конца порученное ему дело, работает спустя рукава, перепоручает его другим – значит, этот человек безответственный. Зачастую он не осознаёт наличие у себя безответственности, но чаще у него не хватает мужества и честности признать свой порок. Без зазрения совести он увиливает от наказания за допущенное непотребство, подставляет окружающих. Не желая отвечать за события своей жизни, он безвольно отдается на волю случая, принимая роль жертвы. Привыкнув с детства искать виноватых в своих несчастьях, он не предпринимает шагов для изменения жизни в лучшую сторону. Если муж безответственен, жена, однозначно, его слушаться не будет. Она считает, что я непослушная, потому что он безответственный, а он считает, что я безответственный, потому что она непослушная.

Явные признаки безответственности могут проявлять известные, публичные люди. Русский писатель И.С. Тургенев в этом отношении неоднократно отличался в негативном смысле этого слова. Близкая подруга Некрасова, А.Я.Панаева рассказывает: «К 1850-му году за журналом “Современник”, возглавляемым Некрасовым, накопилось много долгов, денег почти не было, а тут Тургеневу срочно потребовалось две тысячи рублей. Приходилось занимать под большие проценты, чтобы скорее удовлетворить писателя, который объявил Некрасову: ”Мне деньги нужны до зарезу, если не дашь, то, к моему крайнему прискорбию, я должен буду идти в “Отечественные записки”, чтобы запродать себя, и “Современник” долго не получит от меня моих произведений. Эта угроза страшно перепугала Некрасова и Панаева, они заняли деньги под проценты и при моем поручительстве. Не прошло и года, как из-за Тургенева произошла остановка в печатании книжки “Современника”. Он должен был дать рассказ, но не прислал его и даже с неделю не показывался в редакции, что было необыкновенно, так как, если он не обедал у нас, то обязательно приходил ужинать. Некрасов волновался и два раза ездил к нему, но не заставал дома; наконец, написал ему записку, убедительно прося тотчас прислать рукопись. Тургенев явился и, войдя в комнату, сказал: — Браните меня, господа, как хотите, я даже сам знаю, что сыграл с вами скверную шутку, но что делать, вышла со мной плохая история. Я не могу дать вам этого рассказа, а напишу другой к следующему номеру. Такое неожиданное заявление ошеломило Некрасова; сначала он совсем растерялся и молчал, потом начал спрашивать: Как? Почему? — Мне было стыдно показываться вам на глаза — но я счел мальчишеством далее водить вас и задерживать выход книжки. Я пришел просить, чтобы вы поместили что-нибудь вместо моего рассказа, я даю вам честное слово написать рассказ к следующему номеру. Некрасов и Панаев потребовали, чтобы он объяснил им причину. — Дайте заранее мне слово, что вы не будете упрекать меня? — Даем, даем — торопливо ответили оба. — Теперь мне самому гадко, — произнес Тургенев, и его как будто передернуло. Тяжело вздохнув, он произнес: — Я продал этот рассказ в “Отечественные записки”! (журнал, являвшийся главным конкурентом журнала Некрасова). Некрасов даже побледнел, а Панаев жалобно воскликнул: -Тургенев, что ты наделал! — Знаю, знаю! Все теперь понимаю, но вот! — и Тургенев провел рукой по горлу — мне нужно было пятьсот рублей. Идти просить к вам — невежливо, потому что из взятых у вас двух тысяч я заработал слишком мало. Некрасов дрожащим голосом заметил: -Неуместная деликатность! -Думал, может, у вас денег нет. -Да пятьсот рублей мы бы всегда достали — в отчаянии воскликнул Панаев, как ты мог так поступить? Некрасов в раздражении сказал: — Что сделано, то сделано, нечего об этом разговаривать… Тургенев тебе надо возвратить пятьсот рублей Краевскому. Тургенев замахал руками: — Нет. Не могу, не могу! Я, должно быть, находился в большом смятении, когда брал у него деньги, точно обжегся и убежал скорее. Рукопись у Краевского?- спросил Некрасов. -Нет еще! Некрасов открыл письменный стол, вынул оттуда деньги и, подавая их Тургеневу, сказал: -Напиши извинительное письмо. Тургенева долго пришлось упрашивать: наконец он воскликнул: -Вы господа ставите меня в самое дурацкое положение… Я несчастливейший человек! Меня надо высечь за мой слабый характер! Пусть Некрасов напишет это письмо, а я перепишу и пошлю с деньгами.- И Тургенев, шагая по комнате, жалобным тоном восклицал: — Боже мой, зачем я это все наделал? Некрасов, ты пообещай Краевскому, что я дам ему другой рассказ, придется мне теперь, господа, переходить на другую сторону улицы, как только я увижу, что мне навстречу идет Краевский. О господа, что вы со мной делаете! С тех пор Тургеневу был открыт неограниченный кредит в журнале “Современник”».

Другой эпизод с И.С.Тургенев еще боле красноречиво говорит о его безответственности. Опять же вспоминает А.Я. Панаева: «Перед отъездом за границу, лето мы проводили в Петербурге, и Белинский также… Тургенев жил на даче в Парголове, часто приезжал в город и останавливался у нас, так как не имел городской квартиры. Тургенев восхищался своим поваром, которого нанял на лето, описывал, какие тонкие обеды он готовил, когда Тургенев приглашал к себе на дачу своих знакомых. — Небось, графов и баронов угощаете тонкими обедами, а своих приятелей-литераторов не приглашаете к себе, — шутя заметил Белинский. Тургенев обрадовался этой мысли и пригласил всех к себе на дачу на обед, говоря, что он сделает такой фестиваль, какого мы не ожидаем. День он назначил сам и требовал от всех честного слова, что приедут к нему. — Мы-то приедем, а вот вы-то не удерите с нами такую штуку, как зимой: созвали нас всех на вечер, а сами не явились домой! — сказал Белинский. С Тургеневым не раз случалось, что он пригласит приятелей к себе и по рассеянности забудет и не окажется дома. Белинский сказал, прощаясь, Тургеневу: «Я за день до нашего приезда напишу вам, чтобы вы не забыли своего приглашения». День был жаркий, когда мы в 11 часов, все шесть человек приглашенных, отправились в коляске в Парголово. Все были утомлены от жары и пыли в дороге. Подъехав к даче Тургенева, все радостно вздохнули и стали выходить из коляски; но всех поразило, что Тургенев не вышел нас встретить. Мы вошли в палисадник и стали стучаться в двери стеклянной террасы. Мертвая тишина царила в доме. У всех лица повытянулись. Белинский воскликнул: «Неужели Тургенев опять сыграл с нами такую мерзкую штуку, как зимой?» Но его успокаивали, предполагая, что Тургенев, вероятно, не ожидал так рано нашего приезда. — Да я писал ему, что мы в час будем у него… Это черт знает что такое! Хоть бы в комнату нас впустили, а то жарились в дороге на солнце и стой теперь на припеке, — горячился Белинский.

Наконец выскочил из ворот какой-то мальчик, и все на него набросились с вопросами. Оказалось, что барин ушел, а его повар сидит в трактире. Дали мальчику денег, чтобы он сбегал за поваром и привел его отворить дверь. Мальчик убежал, а мы в ожидании уселись на ступеньках террасы. Повар не являлся. Белинский настаивал, чтобы мы ехали домой. Мы уехали бы, но кучер нашей коляски не соглашался везти нас обратно, пока не отдохнут его измученные лошади. Поневоле надо было сидеть у запертой дачи. Все проголодались; Панаев и двое из приехавших отправились в трактир посмотреть, нельзя ли достать чего-нибудь поесть. Тогда Парголово было настоящей деревней, еду трудно было достать. Панаев явился и объявил, что в трактире никакой еды нет, да и такая грязь, что противно кусок хлеба взять в рот. Все еще питали надежду, что Тургенев вернется домой. Я не рассчитывала на обед, понимая, что, если повара нет дома, так какой же можно приготовить обед, когда уже второй час, да и провизии негде достать: в Парголове только рано утром запасались всем у разносчиков, объезжавших дачи. Я пошла в избу к хозяйке дачи, купила у нее яиц, молока, хлеба. В это время явился повар. Белинский накинулся на него с вопросом, где его барин. Повар отвечал, что не знает. — А обед тебе сегодня заказан барином? — допрашивал Белинский. — Никак нет-с! Изумление и испуг выразились на всех лицах. Белинский весь вспыхнул, многозначительно посмотрел на всех и неожиданно разразился смехом, воскликнув: — Вот так задал же нам фестиваль Тургенев! Все тоже рассмеялись над комическим своим положением. — Я-то дурак! — говорил Белинский, — хотел провести приятно день на даче! — и, обратясь к повару, продолжал: — Иди, любезный, отыщи своего барина, где хочешь, и приведи его домой. Панаев и другие послали повара к священнику, так как Тургенев уже сообщил им, что он ухаживает, не без успеха, за хорошенькой дочерью священника и постоянно там сидит. Мы пошли на берег озера, в ожидании прихода Тургенева, уселись в тени под деревом и любовались природой. Белинский лежал на траве и вдруг произнес: — Как легко мне дышится, не то что в городе. Какая обида, что и одного дня не мог провести как добрые люди; что-нибудь да взбесит тебя. Вскоре пришел Тургенев и стал божиться, что мы сами виноваты, чтоон ждал нас завтра. Его спросили о письме Белинского. Тургенев уверял, что никакого письма не получил. — Хорошо, — сказал Белинский, — без оправданий обойдемся. Благодарите Бога, что вы мне не попались на глаза в первую минуту, я бы вас раскостил на все корки. Теперь нервы мои успокоились, и я не хочу вновь их раздражать. Сейчас уедем в город. Тургенев начал упрашивать остаться и сказал, что обед уже заказан. — А в котором часу вы нас накормите? чай, вечером? — спросил Белинский шутливым тоном. Тургенев отвечал в том же тоне, что его повар всемогущий, и обед будет готов к 5-ти часам. Тургенев употребил все усилия, чтобы занять гостей и успел в этом; между прочим, он предложил стрелять в цель. Все пошли на его дачу, и Тургенев нарисовал углем на задах старого сарая человека и обозначил точкой сердце. Никто из его гостей не умел стрелять. Белинский каким-то образом с первого выстрела попал в самую точку, где было обозначено сердце. Он как ребенок обрадовался и воскликнул: «Я теперь сделаюсь бретером, господа!» Но затем стрелял так неудачно, что даже ни разу не попадал в фигуру. Стрельба продолжалась долго; легкий завтрак дал себя почувствовать, и все ждали нетерпеливо обеда. В 6 часов Белинский обратился к Тургеневу с вопросом:- Что же ваш всемогущий повар не подает обед? Мы голодны, как волки. По обеду, приготовленному на скорую руку исключительно из старых тощих куриц, нельзя было судить о кулинарном таланте повара. Тургенев, сознавая это, сказал: — Господа, в воскресенье приезжайте ко… Но ему не дали окончить фразы, все покатились со меху, и сам Тургенев присоединился к общему смеху. Белинский едва мог отдышаться от хохота, воскликнув: — Тургенев, вы наивны, как младенец! Нет, уж старого воробья на мякине не надуете. Новое приглашение Тургенева всех развеселило, и шуткам не было конца. Тургенев смешил, рассказывая свое положение, когда его повар в испуге прибежал и объявил, что гости приехали к нему на обед, и в каком он страхе шел к озеру. Погуляв по парку, выпив чаю, мы поехали в город и продолжали смеяться над фестивалем, который нам задал Тургенев».

Петр Ковалев 2013 год

Безответственность – наплевательство, головопятство, бестолковость.
Словарь синонимов русского языка

Безответственность (отсутствие ответственного отношения к жизни) – это личностная позиция, которая предполагает отсутствие задач и обязательств, нежелание и неумение отвечать за последствия собственных действий, неготовность к сюрпризам взрослой жизни. Безответственный человек – это вечный ребенок, привыкший к тому, что все будет происходить «как-то» и «само собой». Он предъявляет завышенные требования и притязания к другим людям, не выполняя того, что должен делать сам. Безответственность проявляется в нежелании участвовать в важных процессах и принимать решения в сложных ситуациях. Такая позиция удобна для самого человека, так как избавляет его от лишних проблем и хлопот, но при этом крайне разрушительна для его окружения и общества. Безответственность – это приобретенное качество, которое формируется в процессе воспитания личности в первую очередь под влиянием родителей. Психологи выделяют три типа родителей, чада которых не способны быть взрослыми и ответственными. Это родители-жандармы, спасатели и попустители. Безответственность – это способ скрыть собственную лень, страх и тревожность, попытка убежать от реальности.

В борьбе с безответственностью важно постоянное и неуклонное взросление, умение понимать и предугадывать последствия своих действий, желание отвечать за свои поступки. Важно стараться больше думать о нуждах и потребностях других людей и совершать в соответствии с этим определенные действия. Нужно постоянно бороться и побеждать лень.

  • Безответственность– это инфантильная жизненная позиция.
  • Безответственность – это неспособность принимать решения.
  • Безответственность – это нежелание отвечать за свои дела и поступки.
  • Безответственность – это неумение жить во взрослом мире.
  • Безответственность – это способ скрыть собственное бессилие и лень.

Недостатки безответственности

  • Безответственность лишает человека шанса на успех.
  • Безответственность обрекает любые отношения на неминуемый крах.
  • Безответственность делает человека беспомощным.
  • Безответственность заставляет человека жить за чужой счет.
  • Безответственность приводит к деградации личности.

Проявления безответственности в повседневной жизни

  • Корни безответственности – в жизни семьи. Безответственность – это качество, которое формируется в первую очередь в результате стиля родительского воспитания. И главная скрипка в этой игре принадлежит матери. Ее накопленные в течение жизни страхи и тревоги передаются детям. И именно эти состояния впоследствии дистанцируют их от нормального взрослого поведения. Мама-наседка с ее чрезмерной опекой, мама-следователь, стремящаяся контролировать каждый шаг своего чада, мама баба-яга, пугающая свое дитя страшилками – все они теми или иными способами формируют безответственного человека.
  • Социальные сети воспитывают безответственность? Существуют данные о том, что мозг активных пользователей соцсетей, заядлых online-игроков, словом, тех людей, для которых виртуальная реальность становится такой же достоверной, как и обычная действительность, входит в состояние функциональной регрессии. Это означает, что мозг взрослого человека начинает работать по детским схемам, как бы опускаясь на несколько ступенек назад. Это создают физиологические предпосылки для формирования безответственного подхода к жизни.
  • Безответственность чиновников. Ряд общественных организаций Казахстана выполнили интересный проект, направленный на изучение безответственности различного ранга чиновников. Некоторые из них считали себя вправе не отвечать на письменные запросы населения, оправдывая собственную безответственность несовершенством законодательства. Что получилось в результате исследований - читайте в статье .
  • Безответственность или предательство? В документальном фильме вы увидите попытку анализа фактов касательно разоблачения Катынской фальсификации. Есть пища для размышлений. А что касается безответственности, еще раз будет повод убедиться в том, что она открывает широкие двери манипуляторам.

Как преодолеть безответственность

  • Доводите начатое до конца. Каждое, даже самое маленькое дело, доводите до логического конца – это первый шаг на сложном пути преодоления безответственности. По мере выполнения таких упражнений, вы будете накапливать силы, опыт и ответственность.
  • Смотрите на 3 шага вперед. Старайтесь чаще рассуждать и предугадывать последствия собственных действий, просчитывая шаги и предвидя результат. Планируйте свою жизнь, свои поступки и решения, думайте о ваших близких, родных и знакомых и о том, как ваше поведение и деятельность отразятся на их жизни.
  • Избавляйтесь от страхов. Человек, свободный от страхов, живет легко и свободно. Принимая решения, он не оглядывается по сторонам, не боится, не «тянет кота за хвост». Он активно действует, и несет ответственность за результат.
  • Взрослейте. Если вы обнаружили у себя безответственность, поработайте над собственным взрослением. Читайте книги по психологии, ищите информацию о социальном взрослении, планируйте свою жизнь так, чтобы вы всегда с легкой душой могли дать «ответ» за свою жизнь.

Золотая середина

Безответственность

Ответственность

Гиперответственность

Крылатые выражения о безответственности

Проще за кого-то все сказать, чем за себя один раз - ответить. - Юрий Зарожный - Кто ненадёжен в одном, тот ненадёжен во всём. Ни разу не встречал исключения. - Чарльз Диккенс - За безответственность впоследствии приходится отвечать. - Игорь Субботин - Возможно, лучше быть безответственным и правым, чем быть ответственным, но неправым. - Уинстон Черчилль - Сандей Аделаджа / Грех безответственности В жизни каждого человека есть «маленькие слабости». Мы склонны прощать их, закрывая глаза. Но правильно ли это? Является ли это милосердием к слабой природе человека или равнодушием и попустительством? «Мы должны быть теми, на кого может положиться и Бог и человек», - утверждает автор. Елена Деревянко / Эра безответственности Эта статья в журнале Forbes затрагивает тему тотальной безответственности современного общества. Бизнес, культура, политика, образование, наука, медицина – все эти и многие другие сферы жизни коснулся этот порок. По мнению автора статьи, личностная позиция и ощущение собственного достоинства – вот противовес инфантильности и безответственности.

А потому что так «надо», потому что ты – бедная несчастная жертва обстоятельств, у которой нет выбора, а потому нет и ответственности ни за себя, ни за свою жизнь. В такие моменты живешь по принуждению, под ударами плети, которые наносит повозчик судьбы.

Такой выбор делаешь сам, чтобы обвинить во всем правительство, начальство, родителей, друзей, случайного встречного – кого угодно, лишь бы закрыть глаза на собственный вклад в свою жизнь. Так прячешься от «горькой» правды о себе, как о слабой инфантильной личности, избегаешь трудностей, не решаешь проблемы, а строишь из себя жертву обстоятельств, которую надо пожалеть и вознаградить за понесенный ущерб.

Позиция жертвы – это состояние, когда уверяешь себя, будто выбора нет, но есть обязательства, которые связывают по рукам и ногам. Став жертвой, а когда должен и обязан – то есть от безвыходности.

Жертва не выбирает действовать. Ей «надо» действовать, потому что жизнь прижала и обстоятельства вынуждают.

Все от такого человека чего-то хотят, ждут чего-то, все ему уже давно надоели, в то время как он сам ничего решать не хочет, а хочет только отдыхать и развлекаться. И любые препятствия к желанному, рассматривает как одну большую вынужденность выползать из .

И так живет большинство. Люди себя выталкивают по утрам на офисные плантации, потому что у них «нет выбора», а есть только принудиловка. Всю жизнь тянут лямку, не понимая, что это и был их собственный выбор, продиктованный внутренними противоречиями.

Вся эта рабская вынужденность заканчивается ровно в тот самый миг, когда осознаешь, что сам выбрал так жить. А если за выбор ответственности не принял, и ждешь, пока жизнь сама наладится, реальные возможности роста остаются незамеченными.

И позиция жертвы, и ответственность – всего лишь умственный финт – способ мышления. Позицию жертвы выбирают ради – свалить вину за события своей жизни на внешнюю инстанцию. Дескать, пусть «там» виновные раскаются, и уже начнут нашу жизнь налаживать…

Обратите внимание, какой это детский подход – насупиться, или разрыдаться, чтобы кто-то там, во вне узрел творящуюся с нами несправедливость и принялся нас утешать.

Жертва не умеет действовать. Она ждет, что все обойдется, уляжется и обустроится как-нибудь само собой, без ее активного участия. Но ничего толкового самопроизвольно обычно не происходит. Перемены к лучшему требуют сознательных усилий. Чудеса, наследства и прочие дары судьбы в расчет не берем. В целом жизнь меняется, когда сам движешься в желаемую сторону.

Делать выбор бывает страшно – это реальные перемены, за которые несешь ответственность. Но только так можно повзрослеть и выбраться из состояния вечного пострадавшего, неспособного управлять своей жизнью.

Самостоятельность и ответственность – это и есть нелегкий путь душевного взросления.

Раздутое величие

К привычным, заезженным тропинкам, страшно привязываешься, потому что на них чувствуешь себя продвинутым «юзером» – царем ничтожных кубических сантиметров «комфорта».

Избегаешь ответственности за свою жизнь, когда не хочется осознавать, кто ты есть, и чего достоин. Избегаешь ответственности, и обвиняешь других, чтобы сохранить раздутую самооценку, которую правда разбила бы в щепки.

«Должен» и «хочу»

Да, в жизни есть ограничения. Ты – человек, а не божество. Не можешь создавать любые желанные условия по мановению ока. Можно дойти до абсурда и начать возмущаться вынужденности дышать воздухом, есть пищу и справлять нужду. Это данности жизни – их остается спокойно принимать.

А проблемы возникают там, где неизбежные данности путают с обычными житейскими трудностями. Так свое нежелание делать что-либо принимают за неисполнимую невозможность.

Трезвое «не могу» указывает на реальное ограничение. А бывает «не могу» невротическое, когда нежелание заниматься делом оправдываешь внешним якобы «ограничением». Дескать, и горы свернул бы, кабы во время разбудили… Та самая позиция жертвы обстоятельств.

Стать божеством не можешь – это правда. И переживать тут бессмысленно. А если переживаешь, что не можешь бросить курить, – это уже .

Утверждение, будто не можешь бросить курить, подразумевает, что можешь и не бросать. Просто не хочешь признать своего реального желания курить.

Любое «хочу» может обернуться «надо», когда дело оказывается сложней, чем предполагал. Если сдаешься и уже не хочешь продолжать, именно это свое нежелание и надо бы принять как данность, а не терзать себя за свои слабости. Если дело оказалось сложней, лучше уж сразу признать свое «не хочу», нежели обманываться лживым «не могу».

Эмоциональные «надо», «не могу» и «вынужден» – это неврозы, в ситуациях, где отказываешься брать ответственность за свой выбор, апеллируя к своим якобы ограничениям.

Не можешь заняться спортом? Не надо делать из себя пострадавшего. Просто спокойно признай, что можешь забить на спорт.

Ответственность – это честное признание последствий собственных решений, осознание себя главной причиной происходящего с собой. Уклонение от ответственности за свою жизнь – это застревание в душевном детстве, бесконечные обиды и терзания.

Быть ответственным означает просто замечать, что ты всегда делаешь то, что хочешь и получаешь закономерные последствия своего выбора.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!