Если закончить аспирантуру какая степень. Аспирантура: что такое и для чего нужна? Минусы обучения в аспирантуре

Подходит к концу учеба в университете, и в то время, когда одни радуются возможности отдохнуть, другие планируют учиться дальше. Неужели имеет смысл продолжение учебы? Да. Просто те, кто планирует в дальнейшем связать свою деятельность с наукой или получить уникальный опыт самостоятельного исследования и написания проектов, переходят на другую ступень обучения.

Что такое аспирантура?

Это один из видов послевузовского профессионального обучения. Она служит главным этапом при подготовке научных работников и научно-педагогических кадров. Во время обучения в аспирантуре у людей приобретается навык самостоятельной работы с научными исследованиями. Другими словами, эта ступень образования является прекрасной возможностью повысить квалификацию и получить научное звание.

Кто может стать аспирантом?

У желающего стать аспирантом, как правило, уже есть высшее образование, а дальнейшее его обучение в аспирантуре связано с написанием и защитой диссертации на соискание степени кандидата наук. То есть аспирантом может стать человек, у которого имеется квалификация магистра или специалиста, также он должен являться гражданином той страны, в которой планирует пройти обучение. В противном случае прием иностранных граждан осуществляется в соответствии с положением высшего учебного заведения.

Плюсы аспирантуры

Большинство не видят перспектив, которые могут открыться тем, кто получает образование в аспирантуре. Для многих смысл дальнейшей учебы состоит в том, чтобы получить научную степень. Но ее плюсы на этом не заканчиваются:

  1. Это возможность постоянного самосовершенствования. Учеба дается молодым людям гораздо легче, чем представителям старшего поколения. А без постоянного саморазвития достигнуть значительных высот в выбранной деятельности будет непросто.
  2. Занятие научной деятельностью. Ведь даже если аспирант не собирается защищать диссертацию, он может бывать на научных конференциях и выступать на них, что даст бесценный опыт публичных выступлений перед научной публикой.
  3. Возможность заниматься педагогической деятельностью. После того как будет окончена аспирантура, выпускник получает не только специальность, но и возможность преподавания в вузах.
  4. И конечно же, получение степени кандидата наук - но это только в случае защиты диссертации. Это сразу открывает много возможностей. Не считая материальных бонусов, появляется возможность в дальнейшем получить степень доктора наук. А это уже хорошая перспектива карьерного роста в выбранной области.

Минусы аспирантуры

Кроме плюсов имеются еще и минусы в том, чтобы быть аспирантом. Поэтому прежде, чем принять решение учиться дальше, следует учитывать не только положительные моменты:

  1. Это довольно длинный путь к достижению цели. Нужно быть готовым к тому, что придется так же учиться, как и раньше, посещать все занятия и готовиться к защите диссертации, что, несомненно, сложнее, чем курсовая работа.
  2. Проведение семинаров со студентами. Для некоторых это вовсе не является пределом мечтаний, ведь обычные студенты (не проходящие обучение в педагогических вузах) такого не практикуют, потому что их не готовят к дальнейшей преподавательской деятельности.

Формы обучения

Формы получения данного вида образования могут быть следующими:

  • очная;
  • заочная.

Различия между заочной аспирантурой и очной небольшие, но все-таки есть. Конечно, при заочной форме получается возможным совмещать работу и учебу, однако придется заниматься практически всегда самостоятельно.

Теперь читателям уже понятно, что такое аспирантура и почему некоторые так стремятся туда поступить. Главное - это адекватно оценить свои возможности, потому что, несмотря на все красивые слова о самосовершенствовании и научной деятельности, это все требует самодисциплины, целеустремленности и готовности постоянно учиться.

На кого здесь обучают и как поступить в аспирантуру

Поступить в аспирантуру не так сложно, как кажется многим. Если вы хорошо знаете предмет и подготовлены, то сдать вступительные испытания для вас не составит никакого труда. Какие нужны экзамены в аспирантуру:

  1. Специальная дисциплина, которая соответствует программе.
  2. Философия.
  3. Иностранный язык.

Многие начинают теряться в догадках о том, на кого же обучают в аспирантуре. Перечень специальностей аспирантуры имеется в каждом вузе, в котором намерен обучаться будущий аспирант. Совсем не обязательно поступать только по своему направлению - можно выбрать любое, только нужно быть готовым к большему объему информации.

Какие документы нужны для поступления

Чтобы не терять зря время и потом в спешке не искать нужные документы, лучше их подготовить заранее. Как правило, список выглядит так:

  • заявление о приеме на обучение и приложение к нему;
  • рекомендации Ученого совета (если имеются);
  • ваши научные труды и статьи, которые были опубликованы, а если таких нет, нужно написать реферат по нужной специальности;
  • копия диплома о высшем образовании и вкладыша к нему;
  • если поступаете не сразу после вуза, а после работы на предприятии, то нужно будет представить личный лист из отдела кадров;
  • если вы работаете, нужна характеристика с места работы ;
  • 3 фотографии - 3 х 4 и одна размером 4 х 5;
  • тема и обоснование диссертации.

Как проходит обучение

Разобравшись с вопросом о том, что такое аспирантура, взвесив все за и против и решив, что дальнейшее обучение нужно, следует составить примерное представление о том, как построен образовательный процесс.

За каждым аспирантом закрепляется научный руководитель, под чутким руководством которого он работает над диссертацией. Помимо диссертации, у аспиранта имеется и индивидуальный план работы. В нем указываются сроки, когда сдается кандидатский минимум. Также там прописаны даты, когда нужно сдать некоторые части диссертационной работы.

В перечень обязанностей аспиранта входит посещение дополнительных занятий, которые проводятся на первом году обучения. Также аспиранту желательно участвовать в работе кафедры, за которой он закреплен. Если он не выполнит календарный план, то его могут отчислить.

Эффективность аспирантуры в России

Несмотря на то, что в стране достаточное количество университетов, число аспирантов снижается с каждым годом. Это можно объяснить тем, что происходит сокращение бюджетных мест, и не у всех есть возможность платить большие суммы за обучение. Но определенная часть специалистов считает, что недостаточно высокая эффективность связана с человеческим фактором. Под ним подразумевается мотивация аспирантов, их ценности и личностные особенности.

Также не все аспиранты готовы в дальнейшем заниматься научной деятельностью. Одни идут в аспирантуру из-за того, что присвоение ученой степени считается престижным, другие хотят продлить годы студенчества, а для молодых людей приятным бонусом является отсрочка от армии. В обществе по-прежнему продолжают считать, что кандидату наук гораздо проще построить карьеру. Возможно, среди студентов было бы больше желающих продолжать обучение, если бы им объясняли, что такое аспирантура и какие возможности открываются перед теми, кто защитил диссертацию.

Сегодня с одной стороны большинство выпускников школ стремится получить высшее образование. Но перспектива получения диплома сначала бакалавра, а затем магистра, несколько отодвинули перспективу обучения в аспирантуре. Да и раньше аспирантами становились единицы.

Но вместе с тем, на современном этапе развития общества нашему государству необходимы свежие научные решения в сфере модернизации экономики. Именно поэтому надо выяснить, кто же такой аспирант на самом деле и стоит ли им становится.

В переводе с латинского языка «аспирант» — стремящийся к чему-либо. Буквально аспирант – это человек, который стремиться получить новые качественные знания.

В Российской Федерации аспирантов готовят в аспирантурах при вузах и научно-исследовательских учреждениях. В аспирантуру может поступить гражданин Российской Федерации, получивший высшее профессиональное образование с квалификацией специалиста или магистра.

Также поступающему необходимо иметь творческие достижения в науке, подтвержденные документально. Кандидаты должны сдать конкурсные вступительные экзамены по специальности, философии и иностранному языку.

Процесс обучения аспиранта

Во время обучения аспирант готовится к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук. Пишется диссертация под руководством научного руководителя: доктора наук или профессора.

Образовательная деятельность аспиранта строго регламентирована индивидуальным планом работы, где определены сроки сдачи экзаменов на кандидатский минимум. Обязательными предметами для посещения на первом курсе является английский язык и философия. Также не менее важно участвовать в работе кафедры.

Невыполнение плана грозит отчислением. Только от самого аспиранта зависит получение заветного кандидатского минимума и защита диссертации.

Государственная поддержка

Аспиранты – это молодые ученые, которые выбрали долгий путь совершенствования своих знаний. Именно поэтому Правительством Российской Федерации осуществляется поддержка аспирантов, которые имеют ряд государственных гарантий.

Обучающиеся в аспирантуре по очной форме ежемесячно получают стипендию. Размер ее определен государственными нормативами и дифференцирован в зависимости от результатов промежуточной аттестации и отсутствия задолженности у аспиранта.

Заочникам работодатели должны оплачивать ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 дней, а также один свободный день в неделю для занятий с 50% оплатой.

Дополнительные возможности

Кроме того, органами власти и бизнес-сообществом предусмотрена грантовая поддержка для аспирантов. Грамотно предлагая свои научные идеи, уже можно получить серьезную поддержку на их реализацию. Также у аспирантов есть возможность стажироваться на предприятиях страны и за рубежом.

Необходимо отметить, что во многих вузах решают и жилищные проблемы аспирантов, предоставляя право проживать в общежитиях. Это особенно важно, если у аспиранта уже есть семья.

Таким образом, аспирант – это дипломированный специалист, обучающийся очно или заочно в аспирантуре, где получает подготовку к будущей преподавательской и научно-исследовательской работе. Защита кандидатской диссертации приносит соискателю статус кандидата наук.

У кандидата наук значительные возможности в профессиональной деятельности, получении достойной заработной платы и защите докторской диссертации. Именно поэтому, если человек уверен в своих знаниях, необходимо стремиться стать аспирантом.

Успешное окончание магистратуры - это еще не повод останавливаться на достигнутом. Многие студенты предпочитают переход на следующую ступень образовательной лестницы под названием «аспирантура». Для кого-то получение научной степени кажется делом бессмысленным. Однако для тех, кто хочет изучить выбранную профессию со всех сторон и полностью посвятить себя ей, аспирантура - это глоток воздуха. Она дает возможность не просто заниматься наукой, но и своего будущего.

Что такое аспирантура?

Если высшее образование в классическом смысле подразумевает посещение студентами лекций и других видов занятий, в ходе которых они получают знания, то с аспирантурой дело обстоит иначе. Здесь уже не получится прогуливать пары или сдавать экзамены автоматом на тройку. Конечная цель обучения в данном случае - получение студентом степени кандидата наук, которая зарабатывается упорным трудом.

Поэтому можно сказать, что аспирантура - это в каком-то смысле самостоятельная так как она подразумевает в большей мере труд студента под руководством преподавателя. Чтобы в конце концов достигнуть нужных результатов, молодой специалист занимается собственным исследованием. По его результатам он пишет научную или так называемую кандидатскую работу. В процессе разработки проекта студент учится не просто усваивать информацию, а еще и анализировать ее по различным критериям.

Формы аспирантуры

Магистрам, планирующим связать свою жизнь с наукой, необходимо знать, что это можно сделать на различных условиях. Так, обучение в аспирантуре допускается в трех формах:

  • Очная (дневная).
  • Заочная.
  • Соискательство.

Сразу стоит выделить наиболее предпочтительный вариант для будущих кандидатов наук. Конечно же, потому как она позволяет совмещать получения образования с работой. Тем более что в большинстве случаев аспирантура - это платное образование, поэтому без регулярного дохода не обойтись.

Дневное обучение подойдет тем студентам, которые всерьез намерены заняться научной или, возможно, даже преподавательской деятельностью. Оно позволит больше времени уделять исследовательской работе и консультациям у руководителя проекта, тогда как аспирантура заочно заметно ограничивает эти возможности. Однако если вы вдруг решите устроиться на работу, то придется переводиться на другую форму.

Последний тип обучения для аспирантов - это соискательство. Для того чтобы получать образование таким образом, не нужно сдавать вступительные экзамены и регулярно посещать вуз. Студент прикрепляется к определенной кафедре с возможностью самостоятельного написания диссертации и сдачи экзаменов.

Особенности обучения

Несколько преимуществ получения ученой степени

Молодежь в большинстве случаев спешит покончить с учебой и после окончания магистратуры начать жизнь в трудовых буднях. Да и вообще для многих просто не представляет интереса научно-исследовательская работа. Однако в поступлении на аспирантуру есть свои неоспоримые преимущества:

  • Перспектива получения престижной высокооплачиваемой должности.
  • Отсрочка от армии для лиц мужского пола. Правда, тут есть свои нюансы: аспирантура заочного отделения от выполнения гражданского долга не уберегает, студент обязательно должен числиться на дневной форме обучения.
  • Возможность участия в закрытых научных экспериментах.
  • Право на получение отпуска, после которого можно будет снова восстановиться в позиции аспиранта.

Поступление в аспирантуру

Заняться научной работой на базе выбранного вуза может не каждый студент. У соискателя обязательно должно быть ранее полученное образование магистра или специалиста. Им сдаются следующие вступительные в аспирантуру:

  • Философия.
  • Иностранный язык (как правило, английский).
  • Профильный предмет по выбранной специальности.

Кроме того, соискателю необходимо написать заявление на имя ректора и получить соглашение научного руководителя. При наличии таковой поступающий может предоставить научную работу по теме, связанной со специальностью кафедры. Если же студент планирует обучаться на заочном отделении, ему необходимо предъявить комиссии выписку из трудовой книжки.

Стоимость обучения

Конечно, поступив на желаемый факультет аспирантуры и заняв бюджетное место, можно не волноваться о дополнительных расходах. Но иногда становится лишь мечтой. Студент мог переволноваться на вступительных экзаменах, либо же просто был очень большой конкурс среди соискателей. Ну а некоторые факультеты и вовсе не предоставляют бюджетных мест для обучения. Тогда приходится искать нужную сумму. В каких пределах она находится?

По официальным подсчетам, стоимость обучения для аспирантов в России колеблется от 55 до 350 тысяч рублей в год. Размер денежной оценки за получение ученой степени зависит от политики вуза и региона, в котором он находится. В любом случае сумма это немалая, но она обеспечивает студенту образование, поэтому данные затраты явно того стоят.

Как вы уже поняли, аспирантура - это средство развития современной науки. Ведь сегодняшний студент завтра может стать профессором и подарить миру открытие, которое его потрясет.

Недавно я закончил университет и получил свой красный диплом магистра. Настало время делать выбор, идти в аспирантуру в моем университете или не идти. Привычка искать ответы на цепочку вопросов "Зачем?"-"Что тебе это даст?"-"Зачем тебе нужно то, что тебе это даст?" привела меня в некоторый ступор при размышлении о продолжении обучения в аспирантуре в моем университете. Нужно уточнить, что под собой я понимаю себя, свою семью и свое окружение.

Немного предыстории.

На пятом курсе я нашел возможность ходить на занятия вместе с аспирантами. В результате, к концу пятого курса я выслушал аспирантские курсы по философии, психологии и педагогике, английскому языку, сдал допуск к кандидатскому экзамену по английскому (как соискатель), вчитывался и вдумывался в философию которую преподавали, написал и защитил реферат по работам Хантингтона "Столкновение цивилизаций" и Фукуямы "Конец истории?", получил допуск к кандидатскому по философии, прочитал пару докладов на местном форуме, сьездил на SECR 2008.
На вопросы друзей "Ты идешь в аспирантуру?" я отвечал: "Я делаю шаги к поступлению в аспирантуру, но я еще не имею цели туда попасть, т.к. не определил, зачем мне это нужно". Мне нравились занятия по философии и я реально получал кайф от изучения этого предмета, так же как и от психологии с педагогикой. За этими курсами я бы мог пойти в аспирантуру, но они достались мне и без этого.
Вскоре после защиты диплома, имея на руках все необходимые документы, я сдал кандидатский минимум по иностранному языку по специальности, на отлично. И это все при том, что я не ответил на тот момент на вопрос "Зачем?".
А потом был кандидатский экзамен по философии, который я сдал на 2. Не буду скрывать, что этой оценкой я, похоже, удивил всех, кого только можно было. Разочаровал и огорчил талантливых преподавателей, которые судя по моей активности на практических занятиях, насколько я понял, ожидали от меня чего-то большего; Некоторые мои сокурсники эту двойку восприняли как шутку...
Я бы сказал, что это была моя первая двойка за все время обучения в университете - но это было бы не правдой. Эту двойку я получил уже после получения диплома:-)

Фактор выбора

Думаю, что в определенной степени, человек - tabula rasa, чистый лист, суждения и мировоззрение которого формируются окружением с момента рождения. Однажды он начинает сознательно копаться в собственном мировозрении, включается и формирует мировоззрение других людей... По жизни, на меня постоянно воздействовали разные и противоречивые мнения. Прежде всего, мнения родителей, потом - сотрудников, преподавателей, друзей, героев книг, соседей, и еще куча разных мнений, заблуждений и предрассудков... Кто-то хотел, чтобы я пошел в аспирантуру, и считал, что это - правильно. Другие говорили: "зачем это тебе нужно?" и побуждали цепочку размышлений. Третьи говорили: "твой выбор, думай своей головой".
Я пришел к тому, что нужно спрашивать других людей, слушать, что они говорят, но думать своей головой, самостоятельно принимать решения и действовать.
Я спрашивал разных людей. Спрашивал аспирантов, спрашивал тех, кто только что защитился, тех, кто защитился уже давно, тех, кто учился в аспирантуре но так и не защитился (есть те, что сожалеют об этом и те, что не сожалеют), спрашивал однокурсников, соискателей, умных студентов, что младше, людей, которые вообще не шли учиться в институт, родителей, преподавателей и сотрудников. Я получил целый спектр ответов. Далее - краткие, что особенно запомнились.
"Я не знаю, зачем, но это - точно круто!".
"Если есть возможность - нужно использовать".
"Степень не помешает. За предметы буду договариваться, основное время - работать. Степень - это уже что-то. Как минимум - страховка". Нужно еще добавить, что для этого человека аспирантура еще решает вопрос армии и официального пристанища.
"Хочу работать преподом." - "Но ведь у них маленькие зарплаты." - "Но можно брать взятки, за одну сессию можно поднять до 35 штук гривен, если лектором...".
"Я иду, потому что могу. Потом, на работе, мне дадут зарплаты на 50$ больше, чем другим. И пенсия будет больше".
"Кошу от армии".
"Чтобы получить степень. Да и деньги не плохие - стипендия 800 грн в месяц на дороге не валяется. Есть люди, которые работают по 8 часов в день целый месяц, чтобы получать 800 грн в месяц. Учиться в аспирантуре не так накладно по времени."
"Спроси об этом у моей мамы"
"У меня есть проект, я хочу над ним работать и развивать его. Буду двигать науку."
"Закрепиться, застраховаться, получить стабильную работу..."

Зачем люди идут в аспирантуру?

На самом деле, у каждого - свои специфические мотивы. И на каждый мотив - свои факторы. Но можно выделить какие-то общие или распространенные мотивы.

1. Делать ДЕЛО

Люди, которые идут в университет двигать науку или преподавать, ставят своей целью делать это качественно, получают кайф и от процесса, и от результата. Деньги их волнуют мало, ситуации они до взяток не доводят, этих людей приятно вспоминать. Дело, сделанное с любовью, не может быть плохим. Как правило, они умеренны в своих потребностях и в сумме денег, которую хотят получать. У них есть где жить, и есть, что есть. Возможно, есть другая работа, где они работают "за деньги". От научной/преподавательской работы они получают кайф и занимаются этим для души. Это - их призвание. Таких людей мало, и большая часть из них - Ученые и Преподаватели от Бога. Я очень уважаю и люблю этих людей. И я бы хотел работать с ними.

2. Получить степень

Хочу поставить ударение, что я не смог вспомнить ни одного человека, чьим мотивом было "стать к.т.н.-ом", но я много раз слышал мотив "получить степень". Цель "получить степень" имеет в большинстве случаев два мотива.
Выгода . Например, кто-то мечтает уехать за границу, и, поскольку там наши титулы якобы котируются, думает получить там лучшую работу/зарплату, кто-то в нашей стране рассчитывает на повышенную научную пенсию, прибавку к зарплате или лучшую должность. Если работать преподом в универе - степень и научное звание однозначно нужны, т.к. их наличие повышает почасовую ставку преподавателя.
Тщеславие . Желание иметь "корочку" - довольно первобытное желание, сродни желанию индейца повесить на себя красивую побрякушку, чтобы остальные смотрели и завидовали. А в электронных письмах в подписи можно было добавить заветные буквы PhD. Похоже на желание иметь малиновые штаны в фильме "Кин-дза-дза", чтобы другие цаки носили, приседали и "ку" делали. Ну или хотя-бы обращались на Вы. А еще была возможность в споре, когда все аргументы уже исчерпаны, невзначай использовать манипулятивную фразу типа "Я - к.т.н., а Вы, простите, кто?".
"Тщеславие - мой любимый грех" - говорил Джон Милтон (в исполнении Аль Пачино) в фильме Адвокат Дьявола.
Но, формальное возвышение с помощью титулов, а не дел, приводит к тому, что титулы перестают цениться. Например, к.т.н человек, или нет - играет для меня чуть ли не последнюю роль при определении его профессиональной компетенции. Если титулы покупают - вскоре они обесцениваются и ничего не значат. Люди ими уже не гордятся, не смотрят на них и не ценят. Дипломы уже давно не вешают на стенку и не демонстрируют, а складывают в ящичек.
Я решил, что для себя нужно ответить на вопросы: "Зачем тебе степень?", "Что тебе это даст?", "Зачем тебе нужно то, что это даст?".

3. Для общего развития, получить "легкие" деньги, закосить от армии, отдохнуть.

Достаточно соблазнительный комплекс причин, ради которого много людей попадают в аспирантуру. Интересное общение, при желании, обеспечено. Люди в аспирантуре собираются, как правило, грамотные и образованные, так что компания - интересная. Также это как-то финансируется стипендией около тысячи гривен, которые, кстати, на дороге не валяются. Кому надо - дается отсрочка от армии на три года, по истечении которых в нашей стране уже не призывают по возрасту. А еще, это - способ еще три года побыть студентом, адаптироваться к жизни, что-то доказать себе, типа "Я смог!" (если надо доказывать). Возможно, что если страна все-таки преодолеет кризис в системе образования, у преподов будет хорошая зарплата. Так что даже есть какая-то перспектива. Но эти люди обычно серьезно подзабивают и не защищаются в срок. Аспирантура - это серьезно, если и заниматься, то заниматься надо серьезно и посвящать этому время, добиваясь цели. В противном случае - это холостой ход.

"Отстраненный" взгляд.

Система ученых степеней была не всегда, а появилась не так уж давно. Это - иерархия. Пирамида. В ее основе много студентов и бакалавров, уровнем выше - уже меньше магистров, аспирантов - еще меньше, еще меньше кандидатов, совсем мало докторов, очень мало академиков. Это чем-то похоже на структуру армии. Система построена таким образом, чтобы отсеивать то, что не вписывается в правила системы. Это - хорошо, но всякая палка о двух концах и, система, таким образом, оставляет в иерархии только тех людей, которые ей подходят. Головокружительные идеи вместе с изобретателями вечных двигателей идут лесом. Также миновали аспирантуру Эйнштейн и Тесла, Эдисон и Билл Гейтс...
Но, хороший физик без докторской степени - сейчас скорее исключение. А вот хороший программист без степени - скорее правило. Все специфично. Кто, где, когда - все важно и каждый фактор имеет значение. Сейчас речь идет о системе, как я ее увидел своими глазами в моем техническом институте, который выпускает компьютерных и околокомпьютерных специалистов.
Когда фильтры в системе начинают работать "неправильно", система перестает выполнять функции, для которых строилась. Поступают не те люди, которые обладают знаниями, а те, которые "должны" поступить: дети преподавателей, чьи-то родственники, люди, которые платят деньги, и прочие "хорошие" мальчики и девочки с нужными связями. Университет порой напоминает большую семью, когда вдруг узнаешь, что вот те два человека - родственники... Да и не является ли соблазнительной возможность пристроить сына себе под крылышко на кафедру, когда вы работаете завкафедрой...
Со временем система вырождается и некоторое время существует в вырожденном состоянии. А потом все понимают, что происходит кризис, после которого количественные изменения перейдут в качественные... То, в чем все были уверены, оказывается зыбким и текучим, и приходится опять приспосабливаться... Да так, чтоб спать - на мягком в тепле, кушать - вкусно, а вдыхать - благовония...
Некоторые люди считают, что система там насквозь коррумпирована и не имеет ничего общего с настоящей наукой, а именно наука должна быть основной деятельностью в аспирантуре. Одни говорят "в этом навозе я не хочу ходить даже в резиновых сапогах - сгнило там все, к сожалению". Другие тоже уверены, что все коррумпированно и универ - большая "семья", но они принимают ситуацию и используют это с выгодой. Встроиться в большую семью и сидеть возле большой кормушки - очень даже выгодно, хоть и может быть противно то, что прийдется изменить собственные принципы, чтобы фильтр тебя пропустил и ты прижился в "семье". С волками жить - по волчьи выть . Но это - не правило. В универе много умных и хороших людей, а система не так уж и коррумпированна. Кроме выгоды есть еще душа, совесть и нервные клетки... Поступить в универ, отучиться там и закончить его - можно честно и без связей/взяток. Тому есть множество примеров. В универе, несмотря на все, есть классные люди и они действительно учат. Так что учиться там - стоит. И не только там. Впрочем, все - субъективно.
Несмотря на все "за" и "против", в аспирантуру идет очень много умных и хороших мальчиков и девочек. Но, я знаю, что не меньшее, а даже большее, количество не менее умных и прекрасных людей держатся подальше от аспирантуры и прекрасно себя чувствуют.

Специфика технической аспирантуры

Завихрение. Аспирантура по профилю информационных технологий специфична. Все большие и серьезные исследования делаются в лабораториях больших корпораций или в сотрудничестве с ними. В моей области нужно напрямую спрашивать научного руководителя "С какой фирмой вы сотрудничаете?". Потому что если ни с какой - то есть ли тогда смысл заниматься этим исследованием? Тогда это похоже на завихрение, маленькую турбулентность в хвосте потока исследований, фронт и основная часть которых происходят в недрах лабораторий Samsung, Google, Microsoft, Intel, других фирм и некоторых западных университетов. Другие области - другое дело. Впрочем, в завихрении тоже можно "поймать рыбу" :)
Скорость обновления технологий. Компьютерные технологии эволюционируют очень быстро. Психологическое, лингвистическое, медицинское и другое гуманитарное образование, полученное 20 лет назад, сейчас намного более актуально, чем компьютерное образование 20-ти летней давности. Грубо говоря, в университете нас много учили технологиям, которые умерли, принципам, которые устарели, прививали навыки, которые никогда не будут использованы. Большую часть пригодившихся знаний, полученных за время обучения в университете, я получил на рабочем фронте, самостоятельно изучая предмет. Я убедился, что имеет место и работает следующее утверждение: "скажи мне — и я забуду; покажи мне — и я запомню; вовлеки меня — и я научусь."
Много людей попадают в мотивационный кризис, когда вдруг поступают в техническую аспирантуру. Они не знают, зачем она им. Но они уже как бы начали, а бросать на середине не хорошо... и все тянется дальше... По статистике за какой-то из прошедших годов, которая (подозрительно случайно) попала мне на глаза в отделе аспирантуры, в универе у нас есть две кафедры, где высокий процент защитившихся (вовремя): философия - 80% (4 из 5, персональный подход), защита информации - тоже какая-то цифра, вроде больше 40%. Все остальные кафедры колеблятся на уровне 30% и менее.
Стоит упомянуть еще про один случай. Сейчас я мало читаю, и много вдумываюсь. Так вот, после защиты я увидел на полке книгу, которую еще не читал и читать не планировал (а стояла она там лет десять). Айзек Азимов "Мертвое прошлое". Спонтанно взял и прочитал. Я не знаю, что именно побудило меня прочитать именно эту книгу... но там я нашел такую мысль, которая так или иначе повлияла на принятие моего решения.
"Ральф Ниммо не имел специализированного университетского диплома и гордился этим.
Специализированный диплом, - объяснял он как-то Джонасу Фостеру, в дни, когда оба они были значительно моложе, - это первый шаг на пути к гибели. Человеку жалко не воспользоваться полученной привилегией, и вот он уже готовит магистерскую, а затем и докторскую диссертацию. И в конце концов ты оказываешься глубочайшим невеждой во всех областях знания, кроме крохотного кусочка выеденного яйца."
"Свой ум нужно оберегать и не загромождать его единообразными сведениями, пока не достигнешь зрелости, а вместо этого тренировать его в логическом мышлении и снабжать широкими представлениями, и в результате можно получить могучее орудие в свое распоряжение..."

На благо всего человечества

Может это смешно, но я думал об аспирантуре в свете принесения пользы миру, вклада в общее дело, деяния на благо всего человечества. И пришел к тому, что в университетах трудятся очень много очень умных людей, но их труд над диссертацией проходит зря. Написанные диссертации идут в корзину. Их читает очень мало людей, и при этом ничего не происходит, не запускается цепь событий, которая приводит к изменениям. А если ничего не происходит - нет вклада. Я думаю, что глобальной пользы от одной качественной лекции/книги/статьи/песни/фотографии будет больше, чем от одной диссертации, что одна статья или лекция, в среднем, может привести к большему количеству действий и изменений в мире, чем одна диссертация.
Да, я утрирую, но я делаю это, чтобы подчеркнуть контура и грани.

Выбор субъективный. Каждый выбирает для себя

Еще раз нужно повторить, что выбор субъективный. Каждый выбирает для себя. Есть люди, которые получили степень и рады. Есть люди, которые получили степень и считают что зря потратили столько сил и времени. Есть люди, которые не получили степень, а хотели бы. Почти все считают, что ученая степень и опыт не будет лишним. Подчеркну, что "не будет лишним", а это - совсем не означает "необходима". Если есть желание, тема, есть время и средства, есть где жить, есть научный руководитель, интерес, и естество не противится реальному положению вещей - очень даже можно заниматься.
Но даже, если этих условий нет, кто хочет - найдет возможности;
кто не хочет - причины
.
В конечном счете, выбираете Вы.
И Вы несете ответственность за Ваш выбор.
P.S. Спасибо всем людям, кто был смел поделиться своими мыслями и принял участие в формировании моего видения вопроса.

Этот вопрос мне задают настолько регулярно, что решил оформить это все в единый поток мыслей, чтобы в следующий раз просто прислать ссылку.

Несмотря на то, что поставленный вопрос достаточно простой, ответ на него далеко не простой. Хотя есть и простой ответ: «it depends». И это действительно так.

Статью построим в виде «описание тезиса» – «контраргументы» - «вывод».

Я пойду в аспирантуру, ведь я стану кандидатом!

Понятно, что конечная цель учебы в аспирантуре – это получение степени кандидата наук. Учиться ради учебы, на мой взгляд, не целесообразно. Поэтому несомненный плюс обучение – получения научной степени кандидата каких-то там наук и возможность преподавать в высших учебных заведениях. Степень кандидата – жирная строка в вашем резюме.

Реальность такова, что кандидаты наук не получают +30% к зарплате, если они работают в сфере информационных технологий. Студент третьего курса со знанием PHP, Java и удачно устроившись на компанию А, может с легкостью получать такие же деньги, как и кандидаты наук, а иногда (чаще именно так) еще и больше. Справедливо? Отнюдь.

Но, возможно, в будущем, вы захотите поработать топ менеджером огромной компании (хе-хе), то научная степень вам очень сильно пригодится. У вас будет неимоверно больше формальных шансов. Есть много примеров, когда люди через 10-15 лет все-таки возвращались в университеты для получения заветной корочки.

Нужно также заметить, что в зарубежных ИТ компаниях кандидаты наук ценятся очень сильно. Например, в Израиле кандидаты очень редко работают в ИТ компаниях разработчиками – это считается не логичным.
Они все работают в научных исследовательских центрах, университетах, что считается намного круче, чем работать в Microsoft и Google.

Вывод: кандидат наук – это долгосрочная выгода при определенных условиях и местоположения.

В аспирантуру идут только лохи, которые не умеют ничего делать!

В аспирантуру идут разные люди, в том числе и люди из заголовка. Но это не означает, что там нет толковых и умных людей. Гораздо больше людей, которые как-то связаны с университетами – дети сотрудников университета, для которых аспирантура – гарантированное рабочее место в будущем при минимуме усилий и продолжение дела семьи. Вот такие люди и доставляют больше всего, так как правила и атмосфера создается вокруг и для них. Все остальное, как и везде – есть более умные и менее умные, более ленивые и менее ленивые, более хитрые и менее хитрые, более богатые и менее богатые.

Вывод: в аспирантуру идут всякие люди.

После аспирантуры люди выходят полными теоретиками и не могут решить практические задачи

Отчасти верное утверждение – для университета главное – это научные теоретические выводы, хотя практический аспект тоже присутствует. Это часто напрягает, так как алгоритм не может считаться научной новизной, а излишняя формализация убивает всякий творческий процесс.

Но тут есть другая проблема – часто люди излишне практичны. Т.е. вместо того, чтобы немного подумать над проблемой, абстрагироваться от конкретной реализации, люди часто сломя голову бросаются в омут кода, забывая обо всем, что часто приводит к полному переписыванию кода в будущем. В процессе написания кандидатской человек обдумывает каждое слово, так как одно неверное движение может привести к переписыванию целых разделов. Да, я не шучу. К концу третьего года обучение написание одной страницы А4 занимает неделю, хотя в блог 3 А4 пишется за час.

Не факт, что эти знания вам пригодятся. Но тут срабатывает такой принцип: если мы чего-то не знаем, то нам кажется, что нам это не нужно. Как только мы что-то узнаем новое, то сразу мы понимаем, как и где это может быть использовано. Это очень легко характеризуется фразой классика: «я знаю то, что ничего не знаю».

Вывод: профессия айтишника + теоретические навыки аспирантуры – две стороны медали, которые дополняют один одного.

А где же экспериментировать, если не в аспирантуре?

Вы пишите интересный проект и у вас есть много идей, но начальство совершенно не принимает трату времени на исследования. Вот тогда аспирантура – место для таких экспериментов. Да, желательно, чтобы тема работы и исследований были похожи, тогда знания, полученные в процессе исследований, можно использовать в практической работе, а знание технологий и ЯП – в процессе проверки своих предположений и теорий. У меня лично было именно так.

Опять таки, если ваша цель – простое зарабатывание денег без желания заниматься лишними телодвижениями, то в аспирантура для вас будет невыносимым грузом.

Получение опыта преподавания и управления людьми

В аспирантуре заставляют читать пары, вести дипломников, быть руководителем, старостой, куратором и т.д. И не нужно говорить, что это лишний опыт.
Такой же опыт можно получить и в ИТ компании, став тим-лидом или ведя курсы, выступая на конференциях. Проблема в том, что вряд ли вас кто-то поставит тим-лидом в 22 года. А в университете поставят и спрашивать не будут.

Вывод: будут заставлять преподавать. Хорошо это или плохо – каждый решает сам.

Общение с другими исследователями

В процессе написания работы я познакомился с большим количеством научно-одаренных людей и даже был шанс поехать в Китай в Microsoft Research на стажировку. Всевозможные олимпиады, европейские университеты и гранты открыты перед вами. Это дает очень много возможностей и опыта. Если говорить в целом, то, это, наверное, самое ценное из всего, что я вынес из обучения в аспирантуре.

Кроме того, это учит смотреть не только в сторону отечественной науки, но и в сторону мировых наработок.

Все так классно, иду в аспирантуру!

Да, статья до этого момента несла офигенно приятные тона. У вас могло сложиться впечатление, что все классно. Это не так.

За 3 года вам необходимо сдать три экзамена – специальность, иностранный и (оу, бл*ть), философию .
Вам необходимо испортить приблизительно 7-8 стандартных пачек бумаги на оформление документов и кучу нервов, их оформляя, например:

  • полугодичные отчеты, журналы активности
  • документы для публикации научных статей, и сами научные статьи
  • оформление протоколов заседаний кафедр + сопровождающие документы
  • оформление госдоговорной темы, где вы должны выступать ответственным руководителем в рамках своей научной работы


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!