Я с детства обожала русский язык за его веселую подвижность, за яркость и непредсказуемость. Когда я впервые услышала фразу «Гло;кая ку;здра ште;ко будлану;ла бо;кра и курдя;чит бокрёнка» - просто запищала от восторга. Несмотря на явную абракадабру всем сразу становится понятно, что какая-то большая «тетка» сильно поддала какому-то папашке и еще издевается над его детенышем.
Еще больше мне нравилось, что из любого слова, приделав к нему приставку и окончание, можно слепить совсем другое - забавное и звучное одновременно.
Вспоминаю, как моя болгарская подруга чуть не упала от смеха, когда я сказала: «Сейчас присобачу эту блямбу к этой штуковине и всё будет в порядке». По смыслу она поняла, что я хочу прилепить ручку к коробке (уже не помню для чего это было надо). Она стала просить меня еще что-нибудь вспомнить про «собачятину». И я с радостью и гордостью за мой родной язык стала перечислять: собаку съесть, засобачить, собачиться, пересобачить и т.д.
Интересно, что в болгарском языке «собака» с полуприличным названием «куче» - среднего рода, притом, что кошка и кот имеют свои наименования. А «куче» может быть «мъжко» (мужская собака) и «женско» (соответственно – женская). Представляете, с каким пренебпрежнием они относятся к нашим верным друзьям!
А что касается приставки «вос», которая никогда до этого меня не цепляла, а наоборот казалось чем-то незыблемым и понятным, вдруг неожиданным образом именно зацепилась за мой пытливый мозг благодаря моей любимой внучке Мариночке.
Она пошла в садик, даже вернее сказать в ясли, потому что ей было всего два с половиной года, а вечером, когда я её забирала и стала расспрашивать, что ей понравилось, она сказала: «У нас питательница хорошая». Не сразу я поняла, что это не еда, а женщина.
Конечно же мне сразу захотелось поправить её, и я сказала: «Не питательница, а воспитательница». Но Марина не согласилась и еще долго говорила именно «питательница».
Так я поняла, что это слово без приставки «вос» получает немного другое значение. Так что же это «вос»?
Например,
ВОС-торг
ВОС-хищение
ВОЗ-вращение
ВОЗ-мущение
ВОЗ-никнуть и т.д.
Почему без этой приставки, одиноко оставшиеся слова получают совершенно непонятный и неожиданный смысл.
Казалось бы «вос» - это какое-то стремление вверх, такое вот парение (воспарение), ну а то, что осталось – это как? Почему хищение, как воровство, вдруг с приставкой превращается в такое сильное и красивое слово. Ведь мы говорим «восхищение», когда почти умираем от радостных и сильных эмоций. Я и так, и этак вертела приставку, вспоминала другие существительные и глаголы и каждый раз поражалась превращениям знакомых с детства словечек.
Но сколько можно удивляться? Всяких дел полно у нормального человека, поэтому я перестала заморачиваться и совершать сложные умственные упражнения, а просто «восхитилась» необыкновенному богатству великого и могучего, к чему и вас приглашаю.
Рецензии
Здравствуйте Галина кириловна. Хочу показать свой взгляд на странную приставку ВОС. Это очень великая приставка, и её роль сильно принижена, я бы назвал её КОРНЕМ. Слово ВОС означает: В- Ведать, О - Он, Бог Отец, С - Слово(сначало было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог). Слог ОС - ОСЬ, это фундамент, основа, ось вращения, это основа жизни, вращение - это витки, ВИТО - Жизнь. Начиная с протона, электрона, заканчивая галактиками везде мы увидем вращения вокруг оси вращения(а всетаки она вертица). Не случайно ХристОС вошел в Иерусолим верхом на ОСле. Недавно в одной передаче показали древний храм и древнее панно, на котором распят ОСел, и голову ломают, что это могло бы значить. Очень много легенд, мифов о возникновении вселенной, о том, что она возникла из хаоса(ХА ОС), Слог ХА - это Божественная энерхия, буквица Х - это животворящий кресть. При пересечении потоков(холодного и теплого возникает вихрь) возникает вихрь, возникат жизнь. ХАОС - это не безпорядок, ХАОС это сруктура мироздания, ОСнованная на вращении. Ещё интереснее слово АВОСЬ, русский АВОСЬ, как говорил Пушкин о попе, что он понадеялся на русский авось. Буквица А - это начало, исток. Слово АВОСЬ - это великое слово, это айсберг, под которым бездонная глубина. В этом слове смысла больше, чем во всех книгах написанных человечеством, в нем вся материальная вселенная. Можно сделать вывод о "дикости" наших предков в до Христианские времена. Есть пословица - Авось не Бог, полбога есть.
Слово ВОС ТОК всегда было связано с Богом, это и понятно, оно прямо говорит, что ВОС ТОК - это поток и Бог. ЗапАД всегда противоположен ВОС ТОКУ.
ВОС ХОЖДЕНИ - хождение к Богу
ВОС ТОРГ - удвоение Бога (ТОР - это Бог, Г - Глаголит)
ВОС ПИТАНИЕ - питание от Бога
ВОС ПРЕПЯТСТВОВАТЬ - препятствовать Богу
ВОЗ НЕСЕНИЕ - Бог несет
ВОЗ ДУХ - Божий Дух
ВОС ХОД
Интересен Бог ТОР, он связан с молниями, а это электрический ТОК - ВОС ТОК. Так вот, слова связанные с электрическими терминами мистическим образом происходят от Бога ТОР(все вихри в ОСнове мироздания представляют из себя, геометрическую фигуру - ТОР)
ГЕНЕ РА ТОР
ТРАНС ФОРМА ТОР
ИЗОЛЯ ТОР
КОНДЕНСА ТОР
КОМУТА ТОР
РАДИОЛАКА ТОР
РЕЗИС ТОР
Что бы понимать глубинный смысл исконных слов, а это очень важно, просто необходимо вернуть в школу АзБуКу, образный смысл буквиц. Мы так опрометчиво убрали её, как Буратино азбуку променял на входной билет в театр марионеток, так до сих пор мы пребываем в мире илюзий, так и управляют нами как марионетками. Ключик Золотой - это и есть АзБуКа, с помощью которого открывается тайная ДВЕРЬ в страну счастья(ХристОС говорил, что Я есть Путь, Я есть ДВЕРЬ, Я есть Истина). Обряд причастия называется ТАИНСТВОМ. В Евангилие сказано:
Ядущие Моё ТЕЛО, пиющие Мою КРОВЬ. Что бы это могло значить?
Идущие Моим ПУТЕМ, как через ДВЕРЬ постигнут ИСТИНУ.
Пиющие Мою КРОВЬ, это пить значит утолять жажду, жажду знаний, КРОВЬ - это не красная жидкость. КРОВЬ - это отКРОВения, манна соКРОВенная, поКРОВа Богородицы, соКРОВища, священная КоРОВа.
КРОВЬ - ЦЕРКОВЬ(ЦЕ КРОВЬ, Цель КРОВЬ) это духовные знания(К - прикосновение, Р - знания, О - Бог Отец, В - Ведать)
Что может значить слова присобачить, или собачится?
Сделаю предположение, что приставка СО - это совместное(СО служивец, СО трудник), а слово БАЧИТЬ может означать видеть(украинский). Иногда говорят - насобачился, получил опыт, натренировался. Поляки говорят, до побачинья, до встречи, до свидания. Хотя в этом я не уверен, тут есть пища для размышления.
Здравствуйте Галина Кириловна. Немного добавлю в предыдущую рецензию. Слова:
ВОС ХИ ТИТЬ, слог ХИ означает отражение(И -равный, равновесие, Х - Божественная гармония, животворящий крест), Лунная структура.
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ, ВЕТ ХИ, ВЕТ-ВИТ означает витки, вращение, ВИТО - жизнь, ХИ отражение, ЗА ВЕТ (ЗАкон ВЕТ-Жизни), книга отражающая процес возникновения жизни, и правила безопасного проживания (заповеди Божьи). Не суй пальцы в разетку, током ударит, не зная броду, не лезь в воду, не прыгай с высоты- разобьёшся.Люди не выполняют заповедей, нарушают правила безопасного проживания, что вызывает социальное напряжение, конфликты, войны и т.д. Интересно то, что Иоан креститель называл фарисеев пораждением еХИдны, видимо фарисеи считали Богм Луну, а ни Солнце. Христос лечил каких то лунатиков, расслабленых, пРАКАженных. Он лечил тех, в ком слабый свет истины, слабый свет РА, и даже тех в которых его совсем нет, РАКА - это гроб. Есть болезнь РАХИт, она возникает у людей при недостатке солнечного света, нужен загар, кто пользуется отраженным светом, тот болеет рахитом.
Дети рождаются не с замутненным сознанием, поэтому ваша дочь правильно гворила на воспитательницу -ПИТАТЕЛЬНИЦА. ВОСпитатель питает от Бога, а атеизм просто питает, без Бога. Устами младенца глаголит истина.
Ещё интересно слово
ПРА ВОС СЛАВИЕ, приставка ПРА - это первый(Наш ПРАотец - Адам, Первый РА - свет, РАсвет)
Ещё мы пишем ПРОТОН, но говорим ПРАТОН, что значит слово ПРАТОН?
ПРА - первый, изначальный, ТОН (Т - Твердо, проявлено, О - Бог Отец, Н - Наш), ТО - это проявленный Бог Отец, все что твердо, что можно потрогать, это и есть проявленный Бог Отец. Показывая пальцем, мы говорим - эТО (ЕТО - Есть проявленный Бог Отец)
Протон - это начало всему веществу, всему сущему, вся таблица Менделеева, правильно говорить Божья таблица, ибо сказано
Я Альфа и Омега, Начало и Конец, Был, Есть и Грядет, ГОСподь Вседержитель.
Интересное есть звание у священникор - ПРОТО ИРЕЙ (служитель ПРОТОна)
На каждом православном хРАме можно увидеть модель атома водорода - это купола. Там есть сам атом - маковка, ТОР, повыше меньший шарик - электрон, выше КРЕСТ - символ межатомных связей (КРЕСТалическая решетка) В апокалипсисе Бог говорил одной из церквей, что почему ты забыл свою первую любовь, покайся, не то приду и сдвину твой светильник с места. Прямо говорится об однобоком подходе, отрацании материального, упор только на духовном не правильный, нужна гармония материи и духа.
Атеисты отрицают Дух, Теисты отрицают материю, как писал Пушкин,
ПовариХА, и ткачиХА с сватьей бабой бабарихой, смотрят трое четырьмя.
Русский язык - это просто пторясающая глубина, там все тайны мироздания, фундамент всех наук, как писал Пушкин,
Там Русский Дух, там Русью пахнет.
Почему говорят
Не в силе Бог, а в пРАвде, потому, что в слове пРАвда есть РА.
Дом Бога хРАм. ВеРА - это ведать РА. Икона - это обРАз. РАть - божье войско, бРАт - Божий РАтник, сестРА, РАвин, ТО РА, РАб Божьй - свет Божий, РАдость - РА дасть, РАдуга.
Достоевский говорил, что кРАсота спасет мир.
Цель: закрепить правописание приставок на з-; с-.
- Упражнять учащихся в образовании новых слов, закрепить правило написания приставок на з (с), учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи.
- Формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение. Корригировать и развивать фонетический слух, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, умение анализировать и обобщать.
- Воспитывать чувство ответственности за окружающую среду, прививать любовь к природе, вызвать интерес к урокам русского языка.
Тип урока: урок, развивающий совершенствования и применения знаний, умений и навыков.
Методы и приёмы: словесные – беседа, рассказ, постановка проблемного вопроса.
Оборудование: карточки, опорная таблица для воспроизведения правила, таблица с речевым материалом для рассуждения, перфокарты.
План урока
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащегося к уроку.
Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?
Психологический настрой на работу.
Учитель: Сегодня мы продолжим путешествие по стране “Словария”, будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек всё делает с хорошим настроением. У вас хорошее настроение, я это вижу. Тогда, в добрый путь, удачи.
2. Сообщение темы урока и постановка цели.
Учитель: Мы уже несколько уроков работаем по теме: “Состав слова” и сегодня мы уточним, когда в приставках можно писать согласную З- , а когда – С-.
И подумаем, с какими можно обратиться словами к человеку XXI века, чтобы планета наша сохранила свой многовековой зелёный наряд. Запишите число и тему.
3. Словарная работа.
Учитель: Запиши правильно через запятую словарные слова. (Кроссворд).
Проходить курс наук, получать образование где-либо, в школе. (обучение )
Распространение политических идей и лозунгов среди населения. (агитация )
Род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющий источником существования. (профессия )
Должностное лицо, которое заведует чем-либо. (заведующий ).
Разобрать слова по составу: заведующий, восстание, объединённый. (Можно использовать ножницы, разрезать слова и разложить части слов в таблицу.)
приставка | корень | суффикс | окончание |
Учитель: Для чего служат в русском языке приставка и суффикс? Какое значение имеет в слове окончание?
Учитель: Познакомимся со значением ещё трёх слов. Работа с толковым словарём.
Малодушие - отсутствие стойкости, мужества, твёрдости духа. Презирать за малодушие.
Обязанность - то, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения (согласно закону, общественным требованиям, внутреннему побуждению). Права и обязанности граждан.
Отчизна - (высокое) Отечество, родина.
Учитель: Придумай предложения или словосочетания с новыми словами. (Устная форма работы.) Правильно составленное словосочетание или предложение записываем в тетрадь.
4. Объяснение новой темы.
Учитель: Посмотри. На столе находятся пословицы. Прочитайте их.
Безделье до добра не доводит.
У сильного всегда бессильный виноват.
Учитель: А следующую пословицу вы должны сами составить. Перед вами находятся карточки со словами. Составь правильно пословицу. Обрати внимание на заглавную букву и точку, что они тебе подсказывают?
От безделья собака лает.
Учитель: Как вы понимаете эти пословицы? Объясните.
Учитель: Какие здесь выделены слова во всех трёх пословицах? Запиши эти слова в тетрадь, выдели приставку.
Учитель: Как мы произносим приставки? Все ли отчётливо буквы мы слышим?
Подчеркни первую согласную в корне.
З-?
Повторим буквы, обозначающие согласный звук.
Учитель: Воспользуемся карточкой – подсказкой.
В приставках на З - - С- согласная пишется так, как слышится. (опорная таблица)
Учитель: Образуй слова с помощью приставки по образцу и запиши их через запятую.
Учитель: Проверим. Перед вами две корзины. Прочитайте сначала слова с приставкой без-, а потом с приставкой бес-. Игра. Сколько “очков” набрано?
Учитель: Слова, которые оказались в левой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?
На какую согласную оканчиваются приставки?
Перед звонкой или глухой согласной пишется З ?
Слова, которые оказались в правой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?
На какую согласную оканчиваются приставки? Перед звонкой или глухой согласной пишется С ?
Вывод. (с. 33)
5. Творческий диктант.
Учитель: Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес- . Слова находятся в перфокарте, учащиеся правильно записывают приставку и раскладывают их в два столбика. Затем самостоятельно записывают эти слова в тетрадь.
- Ребенок без забот (беззаботный)
- Небо без звёзд (беззвёздное)
- Вход без платы (бесплатный)
- Пустыня без воды (безводная)
- Дорога без конца (бесконечная)
- Ребенок без помощи (беспомощный)
- Жидкость без цвета (бесцветная)
- Плач без звука (беззвучный)
- Движение без шума (бесшумное)
- Шоколад без вкуса (безвкусный)
6. Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.
И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и. п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный
И. п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад. 2 – и. п. То же вперед. Повторить 6-8 раз.
И. п. – сидя, руки поднять вверх, кисти произвольно. Прогнуть спину, сгруппироваться, обняв правой рукой левое плечо, левой рукой правое плечо. Потянуться и продолжить работу.
7. Работа с текстом. Работа в рабочей тетради с. 12 №34.
Учитель: Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова.
Дорогие юные друзья!
Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.
Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.
Учитель: В каком предложении содержится основная мысль? Какие предложения употреблены в переносном значении? Как вы понимаете слова этого текста?
Ученик: Мы берём у земли её богатства. Не даём ей за это даже расписки. Но долги надо отдавать. Каждый сорванный цветок, сломанную ветку надо возмещать посадкой цветов и деревьев. Леса – наше богатство. Они наши зелёные друзья.
8. Самостоятельная работа.
Учитель: Вставь самостоятельно пропущенные буквы в текст. Устно объясняем выбор написания приставок.
9. Составление суждения о письме Л. Леонова.
Учитель: Согласны ли вы с мыслями, высказанными в письме Л. Леонова? Давайте подтвердим своё согласие или несогласие, т. е. выскажем суждение. В этом нам помогут следующие выражения:
Учитель: Одно из этих предложений будет начинать твоё суждение. После этого вы объясните, почему согласны или не согласны с точкой зрения писателя.
10. Выполнение письменной работы. Учащиеся составляют текст и записывают в классную тетрадь.
11. Проверка выполненного задания.
Чтение учащимися своего суждения. Обобщение.
Я разделяю точку зрения писателя о том, что надо беречь леса. Их гибель несёт страшные бедствия. Без зелёного наряда планеты высохнут реки. Сухие ветры погубят урожаи. Будут исчезать животные и люди. А виноваты в этом будем мы сами.
Учитель: А что надо сделать, чтобы сберечь лес? Зависит ли от человека будущее Земли в 21 веке? Какой твой вклад может быть полезным для природы?
12. Задание на дом.
Устно составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо беречь лес. Учащиеся получают карточку:
Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты.
В лесу………(не ра…жигайте, может во…пламениться, ра…цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не бе…различными; не допустим, чтобы исчезли).
Письменно по учебнику с. 36 №50. Списать словосочетания, вставляя подходящие по смыслу приставки.
13. Итог урока.
Учитель: Назовите тему сегоднечного урока.
Какие моменты урока вам лучше запомнились?
В каких случаях пишется приставка на з -; с- ?
С какими словами из словаря вы познакомились?
Какие слова вы скажете человеку XXI века?
Какая новая страница для вас открылась в огромной стране “Словария”?
Оценка за работу на уроке.
Литература
- Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания., М. :Просвещение, 2004.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык 9 кл., М.: Просвещение, 2006.
- Ладыженская Т. А., Никольская Р. И. Речевые уроки., М.: Просвещение, 1995.
- Семёнова Е. Е. Занимательная грамматика., “Омега” Москва 1996.
- Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! АРД Екатеринбург 1997.
- Фестиваль педагогических идей. Открытый урок 2006-2007 учебного года.
Воз- и Вос-
Воз- и Вос-
префикс
1. Формообразовательная единица, выделяющаяся в глаголах совершенного вида со значением: довести до результативного завершения действие, названное мотивирующим словом (возмужать, воспользоваться, воспрепятствовать). 1. Конечная часть сложных существительных, вносящая значения: 1) перевозящий (1) то, что названо в первой части слова (зерновоз, нефтевоз, водовоз, углевоз и т.п.); 2) работающий - возящий (1) - за счет того, что названо в первой части слова (тепловоз, электровоз и т.п.)
Толковый словарь Ефремовой . Т. Ф. Ефремова. 2000 .
Смотреть что такое "Воз- и Вос-" в других словарях:
Префикс 1. Словообразовательная единица, выделяющаяся в глаголах несовершенного вида со значением: поднять или подняться вверх или наверх с помощью действия, названного мотивирующим словом (возвести, воспарить и т.п.) Толковый словарь Ефремовой.… …
Толковый словарь Даля
ВОЗ, возы, воз, вос, вз, вс, возо, взо, предл. слитный, употр. особ. с гл. и означает: вознесение, возвышение, возврат возобновление и начало, как напр. восход, восстать, восхищаться; воздать, возмездие; воссоединить. воссоздать; возгорать,… … Толковый словарь Даля
I префикс; = вос Словообразовательная единица, выделяющаяся в глаголах несовершенного вида со значением: поднять или подняться вверх или наверх с помощью действия, названного словами, от которых соответствующие глаголы образованы (возвести,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Вос... ВОС..., прист. То же, что воз... ; пишется вместо «воз» перед глухими согласными, напр. воскурить, воспрепятствовать, воспарить, воссоздать, воспротивиться. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
I префикс Словообразовательная единица, выделяющаяся в глаголах совершенного вида со значением: вновь совершить действие, названное словами, от которых соответствующие глаголы образованы (воссоединиться, воссоздать и т.п.). II префикс см. воз I… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
I префикс Словообразовательная единица, выделяющаяся в глаголах совершенного вида со значением: вновь совершить действие, названное словами, от которых соответствующие глаголы образованы (воссоединиться, воссоздать и т.п.). II префикс см. воз I… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
I префикс Словообразовательная единица, выделяющаяся в глаголах совершенного вида со значением: вновь совершить действие, названное словами, от которых соответствующие глаголы образованы (воссоединиться, воссоздать и т.п.). II префикс см. воз I… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Префикс 1. Словообразовательная единица, образующая глаголы совершенного вида со значением: резко, внезапно или интенсивно совершить или начать совершать действие, названное мотивирующим словом (возгордиться, возжелать, возликовать, возлюбить,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Воз-, Возо- и Вос-
Воз-, Возо- и Вос-
префикс
1. Словообразовательная единица, образующая глаголы совершенного вида со значением: резко, внезапно или интенсивно совершить или начать совершать действие, названное мотивирующим словом (возгордиться, возжелать, возликовать, возлюбить, возмечтать, возомнить, возроптать, восхотеть и т.п.)
Толковый словарь Ефремовой . Т. Ф. Ефремова. 2000 .
Смотреть что такое "Воз-, Возо- и Вос-" в других словарях:
I префикс; = вос Словообразовательная единица, выделяющаяся в глаголах несовершенного вида со значением: поднять или подняться вверх или наверх с помощью действия, названного словами, от которых соответствующие глаголы образованы (возвести,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Толковый словарь Даля
ВОЗ, возы, воз, вос, вз, вс, возо, взо, предл. слитный, употр. особ. с гл. и означает: вознесение, возвышение, возврат возобновление и начало, как напр. восход, восстать, восхищаться; воздать, возмездие; воссоединить. воссоздать; возгорать,… … Толковый словарь Даля
- (см. тж возо, вос). Приставка в книжных, б. ч. устарелых словах, с которой в настоящее время новые слова почти не образуются. В тех словах, в которых значение этой приставки ясно и в настоящее время, она обозначает: 1) направление действия… … Толковый словарь Ушакова
ВОЗ... (перед звонкими согласными: воздать, возблагодарить); ВОЗО... (перед некоторыми группами согласных: возомнить, возобладать); ВОС... (перед глухими согласными: воссоздать, восславить); приставка (служит для образования глаг. и сущ.). 1.… … Энциклопедический словарь
воз... - возо..., вос... перед звонкими согласными: воздать, возблагодарить 1) Обозначает направленность движения, действия вверх. Возвышать возвысить (голос), возводить возвести (глаза к небу), возносить вознести (молитву), воздевать воздеть (руки),… … Словарь многих выражений