Этапов расширения нато! История создания и расширения альянса.

В годовом отчете представлен обзор деятельности НАТО по защите своих граждан и проецированию стабильности в 2016 году. В нем подробно рассказано о работе НАТО по укреплению сдерживания и обороны, налаживанию диалога, вложению средств в обеспечение безопасности, совершенствованию сил и средств, поддержке борьбы с терроризмом, развитию отношений, обмену опытом, поощрению роли женщин в укреплении мира и безопасности и по институциональной адаптации.

Ниже вашему вниманию предлагается краткое описание разделов отчета, а также прямые ссылки на них.

Никогда со времени окончания «холодной войны» Североатлантический союз не сталкивался с более серьезными вызовами безопасности, чем сегодня.

Но Североатлантический союз является самым успешным союзом в истории, потому что он может меняться в изменяющемся мире. В первые 40 лет своего существования в центре внимания Североатлантического союза была коллективная оборона. После падения Берлинской стены центр нашего внимания сместился на кризисное регулирование за пределами наших границ – на вмешательство в целях прекращения крупномасштабного кровопролития и поддержания мира на Западных Балканах, борьбу с терроризмом в Афганистане и противодействие пиратству у побережья Африканского Рога.


Всем тем, кто служит

Приверженность НАТО защите свободы и обеспечению безопасности всех своих членов возможна благодаря службе мужчин и женщин из ее государств-членов и государств-партнеров.

В 2016 году десятки тысяч военнослужащих из стран НАТО были развернуты на суше, в воздухе и на море для обеспечения обороны НАТО и для проецирования стабильности за пределы границ НАТО. Независимо от того, участвуют ли они в операциях по обеспечению безопасности, военных учениях или миссиях учебной подготовки, безопасность и стабильность Североатлантического союза была бы невозможна без их вклада.

НАТО признает самоотверженность всех, кто находится на службе. Североатлантический союз в долгу перед всеми мужчинами и женщинами, находящимися на службе, за те риски, которым они себя подвергают, и за те жертвы, на которые они идут вместе со своими семьями, когда служат общим целям и ценностям НАТО.


Предотвращать конфликты означает иметь способность сдерживать любые потенциальные угрозы безопасности и защищаться от них. В последние годы НАТО отвечает на ряд новых вызовов крупнейшим за поколение усилением своей коллективной обороны. В то же время в рамках общего подхода к своей коллективной обороне Североатлантический союз стремится повысить транспарентность и снизить риск эскалации, наладив содержательный диалог с Россией.


НАТО взяла на себя обязательство по защите почти одного миллиарда граждан своих стран в Европе и Северной Америке. Выполнение этого обязательства требует того, чтобы страны НАТО понимали изменяющуюся обстановку в области безопасности, достигали согласия в отношении того, как противостоять вызовам и угрозам, создавали необходимые для осуществления этой политики силы и средства и инвестировали в них, а также чтобы они обладали решимостью использовать свои силы и средства в случае необходимости. Каждый из этих элементов имеет важнейшее значение для осуществления Североатлантическим союзом его цели по обеспечению свободы и безопасности всех его членов.


Современное построение обороны НАТО основано на эффективном сочетании самых современных систем вооружения, платформ и сил, подготовленных для гармоничного взаимодействия друг с другом. Очень важно, чтобы страны НАТО инвестировали в оборону, но также крайне важно, чтобы эти инвестиции направлялись на надлежащие силы и средства. НАТО играет важную роль в оценке того, какие силы и средства необходимы Североатлантическому союзу, определяя цели по созданию сил и средств на национальном или коллективном уровне и содействуя национальному, многонациональному и коллективному созданию потенциала и инновациям.


Обеспечение безопасности Североатлантического союза требует не только мощного потенциала сдерживания и обороны, но также и способности проецировать стабильность и укреплять безопасность за пределами границ НАТО. Для НАТО это сопряжено с деятельностью, которая включает предоставление учебной подготовки и поддержки таким странам, как Ирак и Афганистан, проведение или осуществление вклада в миссии на суше, на море и в воздухе, а также развитие отношений с партнерами во всем мире.


НАТО имеет широкую и разнообразную сеть партнерств со странами евроатлантического региона и за его пределами. В 2016 году партнеры продолжали участвовать во многих ключевых мероприятиях, происходивших в НАТО.

Партнеры были интегрированы в различные мероприятия и повестки дня НАТО, часто делая вклад совместно со странами НАТО. В рамках своих партнерств НАТО помогает странам укреплять их способность обеспечивать собственную безопасность, как на своей территории, так и в рамках международных миссий.


На встрече в верхах в Варшаве в июле 2016 года руководители стран НАТО вновь подтвердили свою убежденность в том, что расширение прав и возможностей женщин в НАТО и в вооруженных силах делает Североатлантический союз сильнее. Чтобы быть устойчивым, мир должен быть всеобъемлющим. C этой целью НАТО и ее партнеры работают сообща над поощрением роли женщин в укреплении мира и безопасности в рамках их приверженности выполнению резолюции 1325 Совета Безопасности ООН (СБ ООН) и связанных с ней резолюций.


НАТО – военно-политический союз 28 стран. В составе организации имеется ряд структур, которые поддерживают повседневную работу Североатлантического союза.

В течение 2016 года НАТО продолжала внедрение новаторских методов работы в целях повышения своей общей гибкости, результативности, действенности и подотчетности, несмотря на сложные условия в области ресурсов. Кроме того, НАТО продолжает адаптировать свои процессы и структуры для обеспечения того, чтобы по своей сути она была адаптируемой, гибкой, устойчивой и способной реагировать на любую угрозу. С этой целью НАТО продолжала твердо идти по пути совершенствования, чтобы обеспечить более эффективную интеграцию ресурсов и деятельности, в том числе придерживаясь современных и новаторских подходов и методов работы. Эти усилия помогут улучшить расстановку приоритетов и более эффективно выделять ресурсы, с тем чтобы персонал, как гражданский, так и военный, располагал надлежащими возможностями для оказания поддержки в достижении главных приоритетов НАТО.

Об этой межправительственной международной организации и крупнейшем в мире военно-политическом союзе сегодня слышал каждый. стран-участниц - вот основной принцип деятельности альянса под названием НАТО. Список стран, состоящих в него, насчитывает на сегодняшний день 28 государств. Все они расположены исключительно в двух частях мира - в Северной Америке и в Европе.

Цели, задачи и структура организации

НАТО (аббревиатура от английского "North Atlantic Treaty Organization") - международная организация стран Европы и Северной Америки. Основная цель военно-политического альянса - обеспечение свободы и всех стран-участниц союза. Вся деятельность этой структуры основывается на демократических ценностях и свободах, а также на принципах верховенства права.

В основу организации положен принцип коллективной безопасности государств. Другими словами, в случае проявления агрессии или военного вторжения в одну из стран-членов альянса, другие участники НАТО обязаны сообща отреагировать на эту военную угрозу. Также деятельность альянса проявляется в регулярном проведении совместных армий стран-участниц.

Структура организации представлена тремя основными органами. Это:

  • Североатлантический совет;
  • Комитет оборонного планирования;
  • Комитет ядерного планирования.

Сотрудничают не только в военной области, но и в других сферах жизнедеятельности общества, таких как экология, наука, чрезвычайные ситуации и так далее.

Неотъемлемой частью работы альянса являются консультации между его членами. Так, любое решение принимается лишь на основе консенсуса. То есть, каждая из стран-участниц должна проголосовать за то или иное решение организации. Иногда обсуждение тех или иных вопросов затягивается надолго, однако почти всегда НАТО удавалось достичь консенсуса.

История создания и расширения альянса

Формирование военно-политического альянса началось практически сразу после окончания Второй мировой войны. Историки называют две главные причины, которые заставили глав ведущих держав задуматься о новой системе безопасности. Первая - угроза реванша нацистских движений в послевоенной Германии, а вторая - активное распространение Советским Союзом своего влияния на страны Восточной и Центральной Европы.

Как результат, 4 апреля 1949 года в Вашингтоне был подписан так называемый Североатлантический договор, который и положил начало формированию нового союза под аббревиатурой НАТО. Список стран, подписавших этот документ, насчитывал 12 государств. Ими стали США, Канада, Франция, Португалия, Норвегия, Бельгия, Великобритания, Дания, Италия, Исландия, Нидерланды и Люксембург. Именно они считаются основателями этого мощного военно-политического блока.

В последующие годы к блоку НАТО присоединялись другие государства. Самое крупное пополнение в альянсе произошло в 2004 году, когда новыми членами НАТО стали 7 восточноевропейских государств. В настоящее время география альянса продолжает двигаться на восток. Так, недавно, о своем намерении вступить в НАТО высказались главы таких стран, как Грузия, Молдова и Украина.

Следует отметить, что в годы холодной войны образ НАТО нарочно демонизировался советской пропагандой. СССР искусственно сделал альянс своим главным врагом. Этим объясняется довольно низкая поддержка политики блока в ряде постсоветских государств.

НАТО: список стран и география альянса

Какие же государства входят в состав этой международной организации сегодня? Так, все страны НАТО (на 2014 год) перечислены ниже в хронологическом порядке их вступления в альянс:

  1. Канада;
  2. Франция;
  3. Португалия;
  4. Королевство Норвегия;
  5. Королевство Бельгия;
  6. Великобритания;
  7. Королевство Дания;
  8. Италия;
  9. Исландия;
  10. Нидерланды;
  11. Герцогство Люксембург;
  12. Турция;
  13. Греческая Республика;
  14. Германия;
  15. Испания;
  16. Республика Польша;
  17. Чешская Республика;
  18. Венгрия;
  19. Республика Болгария;
  20. Румыния;
  21. Словакия;
  22. Словения;
  23. Эстония;
  24. Латвия;
  25. Литва;
  26. Хорватия;
  27. Республика Албания.

В состав военно-политического союза входят исключительно европейские страны, а также два государства Северной Америки. Ниже вы можете посмотреть, как расположены все страны НАТО на карте мира.

В заключение

4 апреля 1949 года - именно эту дату можно считать отправной точкой в истории международной организации под аббревиатурой НАТО. Список стран, которые в неё входят, медленно, но планомерно растет. По состоянию на 2015 год, членами альянса являются 28 государств. Вполне возможно, что в ближайшем будущем организация пополнится новыми странами-участницами.

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 мая в Брюсселе пройдет очередной саммит НАТО. Один из вопросов повестки дня касается финансирования альянса.

Финансируют альянс все 28 стран-членов за счет прямых и косвенных взносов. Из прямых ежегодных взносов, которые рассчитываются по формуле, учитывающей объем валового национального дохода страны, формируется бюджет НАТО. Косвенные взносы поступают на добровольной основе от отдельных государств, принявших решение участвовать в какой-либо конкретной миссии или операции под руководством альянса.

В основе этого механизма финансирования лежит принцип "затраты покрывает тот, кто их несет". Например, участие в Международных силах по содействию безопасности в Афганистане, которыми руководила НАТО в 2003-2014 гг. (в состав сил входили все члены блока), обошлось США примерно в $700 млрд, Германии - около $9 млрд, Дании - около $2 млрд, Литве - почти в $90 млн.

Бюджет НАТО

Бюджет состоит из трех частей: гражданского бюджета (в 2017 г. - €234 млн; в 2016 г. - €222,6 млн), военного (€1,3 млрд; €1,2 млрд) и бюджета Программы по инвестициям в обеспечение безопасности (€655 млн; €690 млн). Бюджет утверждается высшим политическим органом НАТО - Североатлантическим советом (Совет НАТО).

За счет гражданского бюджета покрываются расходы на персонал, включая выплаты пенсий гражданским сотрудникам (64%), эксплуатацию комплекса штаб-квартиры в Брюсселе (22%) и др. Средства выделяют из своих бюджетов министерства иностранных дел стран-членов.

Основными расходными статьями военного бюджета являются поддержка деятельности органов военного управления НАТО (48%), частичное финансирование операций и миссий (24%), а также выплата пенсий военным (9%). Средства поступают из военных бюджетов стран-членов.

Программа НАТО по инвестициям в обеспечение безопасности направлена на поддержку функционирования таких объектов, как аэродромы и морские порты, системы связи и информации, радиолокационные станции, склады и хранилища, средства навигации и др. Средства выделяются министерствами обороны государств-членов. В настоящее время крупнейшая доля в общем бюджете альянса принадлежит США - 22%.

За ними следуют Германия (14,6%), Франция (10,6%), Великобритания (9,8%), Италия (8,4%) и Канада (6,6%). Наименьшую финансовую нагрузку несет Исландия, не имеющая собственных вооруженных сил (0,05%). Из стран, вступивших в НАТО в период с 1999 г. по 2009 г., наибольшая доля у Польши (2,7%), наименьшая - у Албании (0,08%), у прибалтийских государств - 0,1-0,2%. За проверку счетов НАТО отвечает независимый Международный совет аудиторов, членов которого назначает Совет НАТО.

Оборонные расходы стран-членов НАТО

Объединенные вооруженные силы НАТО включают контингенты, выделенные странами - участницами блока. В связи с этим руководство альянса придает большое значение вопросу инвестиций государств в оборону. В конце 1970-х гг., во время холодной войны, по инициативе США была принята установка, согласно которой союзники должны были ежегодно увеличивать свои военные расходы минимум на 3%. Согласно исследованиям Пентагона, в 1978-1989 гг. из 16 стран-членов эти требования выполняли только пять государств: США, Канада, Люксембург, Норвегия и Испания.

В 1990 г., в связи с окончанием противостояния между Востоком и Западом и отсутствием угрозы со стороны Организации Варшавского договора, в НАТО было принято решение отказаться от требования ежегодного увеличения военных расходов. В связи с этим в течение 1990-х гг. почти все члены альянса снижали свои оборонные бюджеты. Вопрос об их увеличении вновь стал обсуждаться с 1999 г., когда блок принял документы, направленные на повышение оборонного потенциала с целью отражения новых угроз, прежде всего ввиду распространения ОМУ, международного терроризма и др.

После терактов 11 сентября 2001 г. эта тема стала особенно актуальной, и в 2006 г. члены НАТО официально договорились о сумме расходов на оборону в размере 2% от ВВП. На тот момент этой нормы придерживались шесть стран: Болгария (2,3%), Великобритания (2,4%), Греция (2,8%), США (4,1%), Турция (2,2%) и Франция (2,5%). В последующие годы, несмотря на принятый стандарт, в целом расходы не повышались, более того, некоторые страны не только не выполняли требование о 2%, но и периодически снижали расходы (в их числе Германия, Италия, Португалия, Турция).

США также уменьшали ассигнования (тем не менее страна никогда не тратила на оборону менее 2% от ВВП): в 2009 г. - 5,2%, в 2016 г. - 3,6%.

В 2016 г., согласно отчету НАТО, не менее 2% от ВВП на оборону потратили, помимо США, четыре страны: Великобритания (2,1%), Греция (2,3%), Польша (2%) и Эстония (2,8%). Многие члены альянса разработали национальные планы по достижению установленной нормы к 2024 г. При этом по сравнению с 2015 г. общие расходы на оборону европейских стран НАТО и Канады увеличились в реальном выражении на $10 млрд (3,8%).

В 2016 г. на долю США приходилось 68% совокупных оборонных расходов стран НАТО. В отчете альянса указывается, что, учитывая статус США как "глобальной державы", их затраты в сфере обороны нельзя сравнивать с расходами других стран. Однако отмечается необходимость стремиться к "большей сбалансированности".

Помимо показателя 2% от ВВП, в НАТО действует еще один стандарт - члены альянса должны выделять 20% от своих оборонных расходов на приобретение новых образцов вооружений. Официально эта норма была принята на саммите в Уэльсе (Великобритания) в 2014 г. Согласно последнему отчету НАТО, в 2016 г. это требование выполнили 10 стран: Великобритания (22%), Италия (20%), Литва (27%), Люксембург (27%), Норвегия (25%), Польша (25%), Румыния (20%), США (25%), Турция (22%) и Франция (24,4%).

Оба целевых показателя достигли только три страны: США, Великобритания и Польша.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!